Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
21 октября 2004 г., № 205 (22333) ЛИПЕЦКАЯ г а з е т а Долженлитракторист говорить •по-немецки? (Окончание. Начало на 1-й стр.) Что изменится для самих учи лищ и их воспитанников? Кон ституционные гарантии, дающие ^ право на начальное профобразо вание для каждого, кто хочет его получить, причем без конкурсно го отбора, разумёется, не будут нарушены. Вообще социальные функции НПО, а значит, господ держка, полностью сохраняются, пусть и из другого кармана. Про исходящее, в сущности, вписы вается в нынешнюю тенденцию, когда помощь населению, разно го рода доплаты, компенсации, льготы, если позволительно так « зать, от колыбели до глубо- старости, отходят регионам. Гут, однако, нельзя уповать исключительно на областной бюджет. Расходы на те же проф- училища велики. Значит, пона добятся и внебюджетные сред ства, участие работодателей, ко торым не должно быть безразлич но, каких рабочих и как готовят для их предприятий и фирм. Другой вопрос, если далеко не все работодатели дозрели до понима ния этой своей роли. Они все еще не прочь умыть руки и наблю дать со стороны: дескать, мы пла тим государству налоги, а обра зование не наше дело, не наша головная боль. Подобные настро ения надо менять. Геннадий ГРЕВ1ШВ, замести тель председателя Департамен та образования и науки — на чальник управления професси онального образования. Для на шей области и в самые острые, кризисные, моменты при всех ка таклизмах было характерно на стойчивое стремление сберечь учебные заведения. И вот сейчас в ведении региона останутся двадцать пять училищ и только три будут по-прежнему под опе кой на федеральном уровне. К сожалению, пока нет пол ной ясности, позволяющей вы страивать четкую линию в рабо те. Министерство очень торопи ло нас с документами по переда че профучилищ на областной ба ланс. Однако самого механизма передачи еще нет. Нет и реше ния о судьбе четырех училищ, функционирующих в местах за ключения. Как будто бы их на мерены передать Минюсту, но как будет, мы точно не знаем. Однако жизнь опровергает скептические, а то и панические слухи о свертывании НПО. На против: за два года контингент учащихся в этой системе вырос на 1100 человек. Подростки к нам идут. Сами. Они верят: учи лища дадут им шанс в дальней шем нормально работать и жить. Плюс тысячи людей на базе проф училищ проходят переподготов ку. Чем это объяснить? А тем, что выпускники ПУ востребова ны. Трудоустроены. Трудоустра иваются девяносто процентов на ших воспитанников. Выходит, ' рассуждают родители и подрост ки, игра стоит свеч. В области есть все формы профподготовки для всех катего рий детей. Скажем, в училище № 5 занимаются глухонемые, их девяносто человек, они учатся на токарей по дереву, плотников. Девятьсот сирот получают про фессии во всех заведениях НПО. Причем мы стараемся, чтобы они учились поближе к своему месту жительства и овладевали специ альностями, которые нужны там, где они выросли. В Лебедяни су ществует училище для детей с отставанием в умственном разви тии, они могут трудиться в садо водстве, овцеводстве. Таким об разом, чисто прагматические ус тановки в подготовке специали стов не отодвинули на второй план задачи социальной адапта ции, помощи тем, кто обделен здоровьем или оказался без се мьи. Наша точка зрения: любые перемены, диктуемые обстоя тельствами, финансовыми слож ностями, не должны бить по уча щимся. Вот, к примеру,сейчас в учреждениях НПО не предусмот рено бесплатное питание. Мы на мерены максимально безболез^ ненно для детей и их родителей решить этот вопрос. Сергей ПЕТУХОВ, директор ПУ-10, председатель совета ди ректоров начального профобра зования. По моим наблюдениям, постепенно меняется, так ска зать, идеология работодателей. Они с большим доверием относят ся к нашим выпускникам. Теперь не мы их просим принять ребят на работу, а они обращаются к нам, чтобы мы дали им нужных специалистов. Эта востребован ность обнадеживает. О социальной функции НПО. Вот в моем десятом училище 62 процента подростков из мало обеспеченных семей. То есть дело не только в том, что промышлен ности, селу, сфере обслуживания нужны умелые профессионалы. Для общества в целом крайне су щественно, что подросток не ока зывается за порогом школы про сто на улице, в подворотне. Ду маю, забота государства об учи лищах как учреждениях соци альной адаптации должна сохра няться хотя бы на региональном уровне. Программы и возможно сти Липецкой области позволя ют это. „ Владимир ПОДГОРНЫЙ, на чальник управления инвестиций и международных связей адми ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА нистрации области. Не уверен, что подготовку кадров разумно совмещать с чисто социальными целями. Не надо навешивать на НПО спасение “трудных” под ростков, тех, кто не хочет учить ся, всяких троечников и двоеч ников. Это не рыночный путь. Как говорится, кесарю кесарево. Сергей ПЕТУХОВ. При одном условии: если социально-воспи тательные задачи возьмут на себя какие-то иные организации. Если в этом смысле будет эффектив ная государственная политика. Тогда мы и вправду со спокой ной совестью можем заниматься только подготовкой полноценных рабочих кадров. Людмила КУРАКОВА. На се годняшний момент социальные функции профобразования, по существу, предусмотрены Кон ституцией. Сам факт, что в учи лища принимают без конкурса, подразумевает ощутимый воспи тательный крен. То, о чем ска зал Владимир Михайлович, дело будущего. Хотя, наверное, об этом уже надо думать. Разве пра вильно, когда подростки с анти общественным поведением отвле кают на себя внимание и силы педагогов, вынужденных меньше отдавать и давать ребятам, кото рые всерьез заинтересованы в учебе, в овладении профессией? Кстати, у нас имеется училище для детей с девиантным поведе нием. С ними должны работать люди вроде Макаренко. Валентина КИСЕНКО, заме ститель начальника Департа мента образования и науки ад министрации области. Я не со гласна с Владимиром Михайло вичем. Он слишком забегает впе ред. Да, у нас рынок, но очень еще неразвитый, недоразвитый, несовершенный. И не стоит ки вать на Запад, мол, там у них рабочих готовят иначе. Там все иначе, не только обучение. А со циальные функции и начально го, и среднего, и высшего специ ального образования, конечно, шире и сложнее, чем обеспечение молодежи питанием и прожива нием. Неблагополучие в молодеж ной среде не требует специальных иллюстраций и комментариев. И когда мы говорим, допустим, что в вузах у нас очно учатся 56 ты сяч человек, то упускаем из виду очень серьезное обстоятельство: эти люди не бездельничают, в подвалах не тусуются, у них есть интерес и цель в жизни, есть пер спектива. За десять невероятно трудных лет в области удалось-таки сохра нить и училища, и средние спе циальные заведения. А что каса ется вузов, то здесь наблюдается знаменательный рост — и коли чественный, и качественный. Кого выпускали раньше наши институты? Инженеров и педаго гов. Ныне спектр профессий и специализаций неизмеримо шире: учим юристов, экономис тов, аграриев, работников твор ческой сферы, журналистов и так далее. В области было три вуза, стало шесть. Причем три из них — университеты, в том числе в районном небольшом Ельце. А университетский статус просто, так не дается. Есть и муници пальный институт, и два негосу дарственных вуза, и два с лиш ним десятка филиалов государ ственных и негосударственных институтов из других регионов. На пустом месте все это не возникло бы. Сказывается заин тересованность власти и общества. И проявляется она отнюдь не на словах. Каждый год господдерж ка из местного бюджета вузам увеличивается. Сейчас она достиг ла 38 миллионов рублей. Но если область помогает, то у нас есть безусловное право жестко, бес компромиссно спрашивать за ре зультаты, за качество обучения. В том числе — и с негосударствен ных учебных заведений. И мы спрашиваем. Точнее — требуем. Какой может быть уровень, если вуз ютится в халупе, если у него нет ни библиотеки, ни оборудо вания? И партнеры — а мы имен но так рассматриваем вузовские коллективы — начинают нас по нимать. Вот только что в новом здании разместился филиал Во ронежского института менедж мента, маркетинга и финансов. Они выкупили помещение, как следует его отремонтировали, там хорошая библиотека, нормальные условия для занятий. Не все выпускники сегодня сразу находят себе применение, тут надо смотреть правде в гла за. Но выпускникам, слава Богу, помогают и сами вузы, и служба занятости. А вообще маркетинг рынка труда, спрос на специали стов — вопрос важнейший. Им следует заниматься вплотную, с непременным учетом развития предприятий и отраслей в целом. Николай РАЗВОРОТНЕВ, ди ректор Липецкого металлурги ческого колледжа, заместитель председателя совета директоров среднеспециальных учебных за ведений. Тут, конечно, спорить не о чем. Сколько людей нужно учить? По каким специально стям? За чей счет? Где они будут трудиться? Ответы необходимы. Мы все их ищем. Наверное, нашему колледжу полегче, чем другим, мы готовим специалистов, прежде всего, для НЛМК, а комбинат на плаву. Но существуют общие для всех спе циальных учебных заведений проблемы. С ними автономно не справишься. Здесь не обойтись без масштабного государственно го участия. Есть ли оно? Мне до водится бегать по высоким сто личным кабинетам. Мое впечат ление: федеральные структуры с нами заигрывают и... лукавят. К тому, что всех нас здесь, в реги онах, тревожит, от чего зависит жизнь и смерть больших коллек тивов, там подходят формально. Они “сбрасывают” учебное заве дение, не считая, сколько каких специалистов нужно. Или что-то сохраняют, опять же не задумы ваясь о реальной помощи уцелев шим, об условиях, в которых преподавательские коллективы работают. Людмила КУРАКОВА. Да, для Москвы вы как чемодан без ручки — и нести тяжело, и бро сить жалко. Да и страшновато... Николай РАЗВОРОТНЕВ. Вот-вот. Так и лишают нас уве ренности, держат в неведении, что дальше-то будет. Ну мне и моим коллегам по колледжу ус покоительно говорят: вы-то что беспокоитесь, вы нужны, вы ста новой хребет индустрии. Между тем взяли и четырнадцать бюд жетных мест передали на мест ное финансирование. А это все- таки чревато известными послед ствиями. Вот был в Семилуках техникум. Готовил огнеупорщи- ков. Дефицитная, доложу вам, специальность. Да, готовил. По тому как техникума этого уже нет... В общем, признаюсь на манер персонажа из одного ста рого фильма: я не трус, но я бо юсь... Государство не имеет основа ний относиться к нам как к на хлебникам: хочет — подаст ми лостыню, хочет — нет. Мы, дей ствительно, “кузница кадров”. И четкая, дальновидная политика по ее сохранению, а не голая эко номия финансов любой ценой — это признак дееспособности вла сти. Хорошо еще, что малую забо ту, я бы сказал, незаботу и без заботность Центра удается как- то восполнять на местах. Два слова о связях с НЛМК. У колледжа с комбинатом разни ца всего в одной букве: они — НЛМК, мы — ЛМК. На комби нате поняли: им не обойтись без молодых специалистов. Но — высокого уровня. А для этого ЛМК нельзя оставлять наедине с его трудностями. Теперь комби нат помогает в оснащении мате риальной базы. Но это все полумеры. Нам нужны деньги, и немалые, ина че мы не пройдем аттестацию. Нам нужны сильные преподава тели. Но как их привлечь с на шей зарплатой? Вот тут ссыла лись на западный опыт обучения кадров. Так на Западе зарплата преподавателя в год шестьдесят тысяч долларов! Была бы в Рос сии такая же, все было бы по- другому. Павел БУГАКОВ, ректор Ли пецкого государственного педа гогического университета, заме ститель председателя совета ректоров вузов. Спад интереса молодых к высшему образованию — миф, который какое-то время пропагандировали иные СМИ. Дескать, теперь молодые росси яне желают зарабатывать поболь ше денег, а не учиться. Во вся ком случае, в Липецкой области потребность молодежи в приоб ретении полноценного высшего профессионального образования очевидна. Конкурсы в вузы на растают. Другой миф — якобы уменьшение числа бюджетников на студенческой скамье. В нашем педагогическом университете количество бюджетных мест вы росло с 830 до 940. Стараемся, чтоб у способных людей был шанс учиться бесплатно. Поэто му развели по времени прием на бюджетные места и экзамены контрактников. Пробуй сначала первый вариант, а уж коли не по лучилось — иди на платное обу чение. Я внимательно слушал все, что говорилось здесь о начальном и среднем профобразовании. И это не праздное любопытство. Преемственность в обучении — вопрос ключевой. У нас есть до говора с учебными заведениями средней ступени о сотрудниче стве. Мы охотно, например, бе рем выпускников Лебедянского, Усманского педколледжей. Что порождает озабоченность, так это трудоустройство вчераш них студентов и зарплата препо давателей. Первую проблему мы с . большим или меньшим успехом решаем. А вот зарплата... Согла сен с Николаем Васильевичем Раз- воротневым: это ахиллесова пята российского образования. Стыдно, когда профессор получает пять с половиной тысяч рублей... Мои слова, естественно, не в укор местному руководству. Ад министрация области оказывает заметную помощь и нашему уни верситету, и другим вузам. Я имею в виду и стипендии наибо лее одаренным студентам,и пре мии ученым, допустим, имени Москаленко, Горской... Людмила КУРАКОВА. Мы по мере возможности поддерживаем и научную деятельность вузов. Павел БУГАКОВ. Наш кол лектив к тому же получил сред ства и отремонтировал помеще ние художественно-графического факультета. Валентина КИСЕНКО. Ре монт и вправду хороший. Был сарай сараем, а теперь — просто чудо. Людмила КУРАКОВА. Вооб ще нам запрещено финансировать то, что не является региональной собственностью. Те же, например, вузы. Но если есть соответствую щие областные программы, если нет противоречия с федеральны ми и областными законами, то поддержка возможна. К слову, го товящаяся сейчас “Программа развития образования” позволит продолжить эту работу. Я хочу еще раз акцентировать одно соображение, которое уже прозвучало. Нельзя сужать рам ки наших забот, наших планов до потребностей нынешнего дня. Элементарный пример: когда-то мы не испытывали дефицит в культработниках. Вокруг нас об ласти, где были институты куль туры, направлявшие сюда своих выпускников. Сейчас положение обстоит иначе. Нужда в таких специалистах обострилась. Как быть? Мы заговорили было о соб ственном институте культуры. Но Центр нынче скорее склонен не открывать вузы, а закрывать. И тут нам подсказали: у вас же есть университет. Готовьте культ работников на его базе, создавай те соответствующие специализа ции, чтобы ликвидировать дефи цит. Короче — перед Павлом Ге оргиевичем Бугаковым и его со товарищами стоит задача по фор мированию мощного факуль тета для нужд учреждений куль туры. Этот процесс надо уско рить. Уж учтите, Павел Георгие вич: в “Программу развития об разования” мы этот пункт непре менно впишем... Валентина КИСЕНКО. Но что-то уже предпринято. В Ли пецком педуниверситете суще ствует музыкально-педагогичес кий факультет. Людмила КУРАКОВА. Пора двигаться дальше. Еще два сло ва о той же программе. Лет шесть назад мы пробовали было подсту питься к ней, но не получилось. Законов необходимых не было, общество, по-видимому, не созре ло. А сейчас без нее уже не обой тись. Это подтверждает и наш диалог за “круглым столом”. Петр МОСКВОРЕЦКИЙ, на чальник областной службы за нятости. Разделяю обеспокоен ность и горечь преподавателей, руководителей учебных заведе ний. Что может быть тяжелее для молодого человека, выпуск ника: сдавал экзамены, выдер жал конкурс, учился, надеялся, строил планы, а тут, получает ся, ни ты, ни диплом твой нико му не понадобились! Убежден: без теснейшего кон такта, а еще вернее сказать — контракта с работодателем мы мало что изменим. В нашей службе идет переобучение уже взрослых людей. Но здесь я на стаиваю и ориентирую на это сво их подчиненных: переобучать имеет смысл только под конкрет ные рабочие места. Под догово ра, под заявки. Да, мы переживаем переход ный период. Многие механизмы, в том числе и по трудоустрой ству, недостаточно отлажены. Хозяин не должен ждать, пока ему подготовят рабочего. Хозя ин должен включаться в процесс. Людмила КУРАКОВА. Мо жет, будем все-таки говорить не хозяин, а работодатель? Петр МОСКВОРЕЦКИЙ. Да хозяин, хозяин! Дело-то не в сло вах. Дело в том, что частный ка питал, а не только власть, обя зан заботиться о подготовке хо рошего рабочего, мастера, инже нера. Иначе какие у нас хозяева, какие работодатели. Самое странное, что вакант ных мест масса. По области тре буется шесть тысяч человек. 83 процента рабочих, 15-18 специа листов с высшим и средним об разованием. Нужны водители, на селе — трактористы, доярки. А еще — строители, продавцы... И что же? Люди ищут работу, ра бота их ждет, а вакансии не за полняются. Почему? Да зарпла та грошовая, даже оскорбитель ная. В Грязях нужен сварщик. Но хозяин предлагает ему 2500 рублей. Ну дай же ты ему десять тысяч! И тогда я тебе на выбор десяток отличных сварщиков пришлю... Людмила КУРАКОВА. Да это работодатель только вам говорит, что две с половиной тысячи. А платить, скорее всего, будет боль ше, только в конверте. Петр МОСКВОРЕЦКИЙ. Так это же беда! И тут работодателя необходимо поставить в условия, чтобы он нормально платил не в конверте... Владимир ПОДГОРНЫЙ. Я поделюсь своими наблюдения ми. Когда общаешься с зарубеж ными гостями, партнерами, ло вишь себя на мысли, что Запад, похоже, проявляет внимание к подготовке наших специалистов иногда больше, чем мы сами. Там есть благотворительные фонды. И они приглашают российских ре бят на стажировку, на практику и в Германию, и в Англию, и в Шотландию. Мы кого-то отбираем, посы лаем. И обнаруживается: эти практиканты зачастую не хотят и не умеют работать. Даже пар ни из села, хотя на Руси как буд то бы испокон веков крестьян ских детей приучали к труду с малых лет. Немецкий фермер предлагает выпускнику училища трехразовое питание, двести евро в месяц, возможность познако миться с передовой технологией, освоить хорошую европейскую технику. А наш, видите ли, не желает вкалывать. Он приехал с уверенностью, что тамошние фер меры в поле или в хлеву ходят в галстуке и во фраке... После такой “практики” нам с сожалением сообщают: помеша ли слабое знание немецкого язы ка, нежелание выполнять то, что поручено. О языке скажу особо. Незнание его — большое препят ствие. Иной паренек и рад бы делать что просят, да толком не поймет, чего от него ждут. Представители фондов готовы к содействию. Они могли бы обу чать за границей разных специа листов. А мы третий год ищем кандидатов, пусть хоть немного владеющих языком. Но ведь грех же пренебрегать подобными шансами! Предлагаю: давайте простимулируем тех, кто неплохо учится, чтобы они при лично овладели языком, назна чим им стипендии. Стажировка за рубежом приносит большую пользу. Тридцать ребят, выбрав ших сельскохозяйственные про фессии, побывав там, приехали с твердым намерением: обяза тельно учиться дальше. Мои собеседники настаивали, что у нас в России пока переход ный этап. Ладно. Раз переходный — давайте переходить. Перехо дить к жесткой требовательности. Учим подростка на токаря — так после училища он обязан как то карь все уметь и все знать. То же самое в вузе. Если студент бюд жетник, если ему дают знания бесплатно, то изволь уж, дорогой, выкладываться, а не на жалких тройках тянуть до диплома. Далее. Хотим интегрировать ся в мировой бизнес, хотим вы годно торговать, продавать свои товары, надо, чтобы у нас были профессионалы соответствующе го профиля и уровня. Продук ция, которая пользуется спросом, в России, в нашей области име ется. Даже мороженое липецкое за границей понравилось. Но что бы все получилось, требуются специалисты по экспорту, импор ту. И учить их надо загодя, не опасаясь: а вдруг они не сумеют устроиться? Сумеют. Хороший специалист без дела не окажет ся. Зато по части требовательно сти к учащимся — никакой по щады. Кто получит диплом, дол жен быть во всеоружии. А то мы его по головке гладим, красный диплом ему вручаем, но по жиз ни он мало на что годится. Я по общался с одним таким. Все при всем: диплом с отличием, там указано — переводчик-референт. А на собеседование явился в джинсах и свитере. Странно, не правда ли? Ну, положим, пере одеться не проблема. Проблема в другом: он может поговорить на чужом языке о погоде, о семье. А когда о технике, об экономике разговор — пасует. Он и по-рус- ски-то нужных слов не знает. Ко роче — он не подготовлен на ба зовом уровне. Между тем ему надо было дать все, чтобы он мог чего- то добиться: и словарный запас, и умение бокалы перед встречей с иностранцами расставить, и зна ние протокола. Сергей ПЕТУХОВ. В продол жение той же мысли: кого бы мы ни готовили, это должен быть штучный, так сказать, эксклюзив ный специалист. Не просто трид цать среднеарифметических тока рей, а каждый из тридцати — то карь, мастер, настоящий умелец. А попутно — предложение: давай те проведем конкурс... нет, не сре ди токарей, а среди работодателей на лучшего социального партнера. Надо, в самом деле, выстраивать отношения, менять саму психоло гию процесса. Людмила КУРАКОВА. Без сотрудничества с работодателями мы, согласна, добьемся немного го. Да хотя бы в тех же учили щах системы НПО. Пусть мы пе редадим на их нужды 250 мил лионов рублей, но заявленная-то потребность — вдвое больше. На следство региону досталось запу щенное. Министерство образова ния хронически недофинансиро вало училища. И поправлять по ложение придется поэтапно: сна чала — решить вопросы с пита нием детей, с зарплатой педаго гам и мастерам, потом уже брать ся за материальную базу. Не сто ит обманываться: существует ост рая нехватка хороших кадров. А без них трудно всерьез рассуж дать о качестве образования. Но будем терпеливо заниматься всем этим. В конце концов, кто поза ботится о наших детях, цто по может им, кроме нас самих? Записал И . НЕВЕРОВ .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz