Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

21 октября 2004 г., № 205 (22333) ЛИПЕЦКАЯ г а з е т а Долженлитракторист говорить •по-немецки? (Окончание. Начало на 1-й стр.) Что изменится для самих учи­ лищ и их воспитанников? Кон­ ституционные гарантии, дающие ^ право на начальное профобразо­ вание для каждого, кто хочет его получить, причем без конкурсно­ го отбора, разумёется, не будут нарушены. Вообще социальные функции НПО, а значит, господ­ держка, полностью сохраняются, пусть и из другого кармана. Про­ исходящее, в сущности, вписы­ вается в нынешнюю тенденцию, когда помощь населению, разно­ го рода доплаты, компенсации, льготы, если позволительно так « зать, от колыбели до глубо- старости, отходят регионам. Гут, однако, нельзя уповать исключительно на областной бюджет. Расходы на те же проф- училища велики. Значит, пона­ добятся и внебюджетные сред­ ства, участие работодателей, ко­ торым не должно быть безразлич­ но, каких рабочих и как готовят для их предприятий и фирм. Другой вопрос, если далеко не все работодатели дозрели до понима­ ния этой своей роли. Они все еще не прочь умыть руки и наблю­ дать со стороны: дескать, мы пла­ тим государству налоги, а обра­ зование не наше дело, не наша головная боль. Подобные настро­ ения надо менять. Геннадий ГРЕВ1ШВ, замести­ тель председателя Департамен­ та образования и науки — на­ чальник управления професси­ онального образования. Для на­ шей области и в самые острые, кризисные, моменты при всех ка­ таклизмах было характерно на­ стойчивое стремление сберечь учебные заведения. И вот сейчас в ведении региона останутся двадцать пять училищ и только три будут по-прежнему под опе­ кой на федеральном уровне. К сожалению, пока нет пол­ ной ясности, позволяющей вы­ страивать четкую линию в рабо­ те. Министерство очень торопи­ ло нас с документами по переда­ че профучилищ на областной ба­ ланс. Однако самого механизма передачи еще нет. Нет и реше­ ния о судьбе четырех училищ, функционирующих в местах за­ ключения. Как будто бы их на­ мерены передать Минюсту, но как будет, мы точно не знаем. Однако жизнь опровергает скептические, а то и панические слухи о свертывании НПО. На­ против: за два года контингент учащихся в этой системе вырос на 1100 человек. Подростки к нам идут. Сами. Они верят: учи­ лища дадут им шанс в дальней­ шем нормально работать и жить. Плюс тысячи людей на базе проф­ училищ проходят переподготов­ ку. Чем это объяснить? А тем, что выпускники ПУ востребова­ ны. Трудоустроены. Трудоустра­ иваются девяносто процентов на­ ших воспитанников. Выходит, ' рассуждают родители и подрост­ ки, игра стоит свеч. В области есть все формы профподготовки для всех катего­ рий детей. Скажем, в училище № 5 занимаются глухонемые, их девяносто человек, они учатся на токарей по дереву, плотников. Девятьсот сирот получают про­ фессии во всех заведениях НПО. Причем мы стараемся, чтобы они учились поближе к своему месту жительства и овладевали специ­ альностями, которые нужны там, где они выросли. В Лебедяни су­ ществует училище для детей с отставанием в умственном разви­ тии, они могут трудиться в садо­ водстве, овцеводстве. Таким об­ разом, чисто прагматические ус­ тановки в подготовке специали­ стов не отодвинули на второй план задачи социальной адапта­ ции, помощи тем, кто обделен здоровьем или оказался без се­ мьи. Наша точка зрения: любые перемены, диктуемые обстоя­ тельствами, финансовыми слож­ ностями, не должны бить по уча­ щимся. Вот, к примеру,сейчас в учреждениях НПО не предусмот­ рено бесплатное питание. Мы на­ мерены максимально безболез^ ненно для детей и их родителей решить этот вопрос. Сергей ПЕТУХОВ, директор ПУ-10, председатель совета ди­ ректоров начального профобра­ зования. По моим наблюдениям, постепенно меняется, так ска­ зать, идеология работодателей. Они с большим доверием относят­ ся к нашим выпускникам. Теперь не мы их просим принять ребят на работу, а они обращаются к нам, чтобы мы дали им нужных специалистов. Эта востребован­ ность обнадеживает. О социальной функции НПО. Вот в моем десятом училище 62 процента подростков из мало­ обеспеченных семей. То есть дело не только в том, что промышлен­ ности, селу, сфере обслуживания нужны умелые профессионалы. Для общества в целом крайне су­ щественно, что подросток не ока­ зывается за порогом школы про­ сто на улице, в подворотне. Ду­ маю, забота государства об учи­ лищах как учреждениях соци­ альной адаптации должна сохра­ няться хотя бы на региональном уровне. Программы и возможно­ сти Липецкой области позволя­ ют это. „ Владимир ПОДГОРНЫЙ, на­ чальник управления инвестиций и международных связей адми­ ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА нистрации области. Не уверен, что подготовку кадров разумно совмещать с чисто социальными целями. Не надо навешивать на НПО спасение “трудных” под­ ростков, тех, кто не хочет учить­ ся, всяких троечников и двоеч­ ников. Это не рыночный путь. Как говорится, кесарю кесарево. Сергей ПЕТУХОВ. При одном условии: если социально-воспи­ тательные задачи возьмут на себя какие-то иные организации. Если в этом смысле будет эффектив­ ная государственная политика. Тогда мы и вправду со спокой­ ной совестью можем заниматься только подготовкой полноценных рабочих кадров. Людмила КУРАКОВА. На се­ годняшний момент социальные функции профобразования, по существу, предусмотрены Кон­ ституцией. Сам факт, что в учи­ лища принимают без конкурса, подразумевает ощутимый воспи­ тательный крен. То, о чем ска­ зал Владимир Михайлович, дело будущего. Хотя, наверное, об этом уже надо думать. Разве пра­ вильно, когда подростки с анти­ общественным поведением отвле­ кают на себя внимание и силы педагогов, вынужденных меньше отдавать и давать ребятам, кото­ рые всерьез заинтересованы в учебе, в овладении профессией? Кстати, у нас имеется училище для детей с девиантным поведе­ нием. С ними должны работать люди вроде Макаренко. Валентина КИСЕНКО, заме­ ститель начальника Департа­ мента образования и науки ад­ министрации области. Я не со­ гласна с Владимиром Михайло­ вичем. Он слишком забегает впе­ ред. Да, у нас рынок, но очень еще неразвитый, недоразвитый, несовершенный. И не стоит ки­ вать на Запад, мол, там у них рабочих готовят иначе. Там все иначе, не только обучение. А со­ циальные функции и начально­ го, и среднего, и высшего специ­ ального образования, конечно, шире и сложнее, чем обеспечение молодежи питанием и прожива­ нием. Неблагополучие в молодеж­ ной среде не требует специальных иллюстраций и комментариев. И когда мы говорим, допустим, что в вузах у нас очно учатся 56 ты­ сяч человек, то упускаем из виду очень серьезное обстоятельство: эти люди не бездельничают, в подвалах не тусуются, у них есть интерес и цель в жизни, есть пер­ спектива. За десять невероятно трудных лет в области удалось-таки сохра­ нить и училища, и средние спе­ циальные заведения. А что каса­ ется вузов, то здесь наблюдается знаменательный рост — и коли­ чественный, и качественный. Кого выпускали раньше наши институты? Инженеров и педаго­ гов. Ныне спектр профессий и специализаций неизмеримо шире: учим юристов, экономис­ тов, аграриев, работников твор­ ческой сферы, журналистов и так далее. В области было три вуза, стало шесть. Причем три из них — университеты, в том числе в районном небольшом Ельце. А университетский статус просто, так не дается. Есть и муници­ пальный институт, и два негосу­ дарственных вуза, и два с лиш­ ним десятка филиалов государ­ ственных и негосударственных институтов из других регионов. На пустом месте все это не возникло бы. Сказывается заин­ тересованность власти и общества. И проявляется она отнюдь не на словах. Каждый год господдерж­ ка из местного бюджета вузам увеличивается. Сейчас она достиг­ ла 38 миллионов рублей. Но если область помогает, то у нас есть безусловное право жестко, бес­ компромиссно спрашивать за ре­ зультаты, за качество обучения. В том числе — и с негосударствен­ ных учебных заведений. И мы спрашиваем. Точнее — требуем. Какой может быть уровень, если вуз ютится в халупе, если у него нет ни библиотеки, ни оборудо­ вания? И партнеры — а мы имен­ но так рассматриваем вузовские коллективы — начинают нас по­ нимать. Вот только что в новом здании разместился филиал Во­ ронежского института менедж­ мента, маркетинга и финансов. Они выкупили помещение, как следует его отремонтировали, там хорошая библиотека, нормальные условия для занятий. Не все выпускники сегодня сразу находят себе применение, тут надо смотреть правде в гла­ за. Но выпускникам, слава Богу, помогают и сами вузы, и служба занятости. А вообще маркетинг рынка труда, спрос на специали­ стов — вопрос важнейший. Им следует заниматься вплотную, с непременным учетом развития предприятий и отраслей в целом. Николай РАЗВОРОТНЕВ, ди­ ректор Липецкого металлурги­ ческого колледжа, заместитель председателя совета директоров среднеспециальных учебных за­ ведений. Тут, конечно, спорить не о чем. Сколько людей нужно учить? По каким специально­ стям? За чей счет? Где они будут трудиться? Ответы необходимы. Мы все их ищем. Наверное, нашему колледжу полегче, чем другим, мы готовим специалистов, прежде всего, для НЛМК, а комбинат на плаву. Но существуют общие для всех спе­ циальных учебных заведений проблемы. С ними автономно не справишься. Здесь не обойтись без масштабного государственно­ го участия. Есть ли оно? Мне до­ водится бегать по высоким сто­ личным кабинетам. Мое впечат­ ление: федеральные структуры с нами заигрывают и... лукавят. К тому, что всех нас здесь, в реги­ онах, тревожит, от чего зависит жизнь и смерть больших коллек­ тивов, там подходят формально. Они “сбрасывают” учебное заве­ дение, не считая, сколько каких специалистов нужно. Или что-то сохраняют, опять же не задумы­ ваясь о реальной помощи уцелев­ шим, об условиях, в которых преподавательские коллективы работают. Людмила КУРАКОВА. Да, для Москвы вы как чемодан без ручки — и нести тяжело, и бро­ сить жалко. Да и страшновато... Николай РАЗВОРОТНЕВ. Вот-вот. Так и лишают нас уве­ ренности, держат в неведении, что дальше-то будет. Ну мне и моим коллегам по колледжу ус­ покоительно говорят: вы-то что беспокоитесь, вы нужны, вы ста­ новой хребет индустрии. Между тем взяли и четырнадцать бюд­ жетных мест передали на мест­ ное финансирование. А это все- таки чревато известными послед­ ствиями. Вот был в Семилуках техникум. Готовил огнеупорщи- ков. Дефицитная, доложу вам, специальность. Да, готовил. По­ тому как техникума этого уже нет... В общем, признаюсь на манер персонажа из одного ста­ рого фильма: я не трус, но я бо­ юсь... Государство не имеет основа­ ний относиться к нам как к на­ хлебникам: хочет — подаст ми­ лостыню, хочет — нет. Мы, дей­ ствительно, “кузница кадров”. И четкая, дальновидная политика по ее сохранению, а не голая эко­ номия финансов любой ценой — это признак дееспособности вла­ сти. Хорошо еще, что малую забо­ ту, я бы сказал, незаботу и без­ заботность Центра удается как- то восполнять на местах. Два слова о связях с НЛМК. У колледжа с комбинатом разни­ ца всего в одной букве: они — НЛМК, мы — ЛМК. На комби­ нате поняли: им не обойтись без молодых специалистов. Но — высокого уровня. А для этого ЛМК нельзя оставлять наедине с его трудностями. Теперь комби­ нат помогает в оснащении мате­ риальной базы. Но это все полумеры. Нам нужны деньги, и немалые, ина­ че мы не пройдем аттестацию. Нам нужны сильные преподава­ тели. Но как их привлечь с на­ шей зарплатой? Вот тут ссыла­ лись на западный опыт обучения кадров. Так на Западе зарплата преподавателя в год шестьдесят тысяч долларов! Была бы в Рос­ сии такая же, все было бы по- другому. Павел БУГАКОВ, ректор Ли­ пецкого государственного педа­ гогического университета, заме­ ститель председателя совета ректоров вузов. Спад интереса молодых к высшему образованию — миф, который какое-то время пропагандировали иные СМИ. Дескать, теперь молодые росси­ яне желают зарабатывать поболь­ ше денег, а не учиться. Во вся­ ком случае, в Липецкой области потребность молодежи в приоб­ ретении полноценного высшего профессионального образования очевидна. Конкурсы в вузы на­ растают. Другой миф — якобы уменьшение числа бюджетников на студенческой скамье. В нашем педагогическом университете количество бюджетных мест вы­ росло с 830 до 940. Стараемся, чтоб у способных людей был шанс учиться бесплатно. Поэто­ му развели по времени прием на бюджетные места и экзамены контрактников. Пробуй сначала первый вариант, а уж коли не по­ лучилось — иди на платное обу­ чение. Я внимательно слушал все, что говорилось здесь о начальном и среднем профобразовании. И это не праздное любопытство. Преемственность в обучении — вопрос ключевой. У нас есть до­ говора с учебными заведениями средней ступени о сотрудниче­ стве. Мы охотно, например, бе­ рем выпускников Лебедянского, Усманского педколледжей. Что порождает озабоченность, так это трудоустройство вчераш­ них студентов и зарплата препо­ давателей. Первую проблему мы с . большим или меньшим успехом решаем. А вот зарплата... Согла­ сен с Николаем Васильевичем Раз- воротневым: это ахиллесова пята российского образования. Стыдно, когда профессор получает пять с половиной тысяч рублей... Мои слова, естественно, не в укор местному руководству. Ад­ министрация области оказывает заметную помощь и нашему уни­ верситету, и другим вузам. Я имею в виду и стипендии наибо­ лее одаренным студентам,и пре­ мии ученым, допустим, имени Москаленко, Горской... Людмила КУРАКОВА. Мы по мере возможности поддерживаем и научную деятельность вузов. Павел БУГАКОВ. Наш кол­ лектив к тому же получил сред­ ства и отремонтировал помеще­ ние художественно-графического факультета. Валентина КИСЕНКО. Ре­ монт и вправду хороший. Был сарай сараем, а теперь — просто чудо. Людмила КУРАКОВА. Вооб­ ще нам запрещено финансировать то, что не является региональной собственностью. Те же, например, вузы. Но если есть соответствую­ щие областные программы, если нет противоречия с федеральны­ ми и областными законами, то поддержка возможна. К слову, го­ товящаяся сейчас “Программа развития образования” позволит продолжить эту работу. Я хочу еще раз акцентировать одно соображение, которое уже прозвучало. Нельзя сужать рам­ ки наших забот, наших планов до потребностей нынешнего дня. Элементарный пример: когда-то мы не испытывали дефицит в культработниках. Вокруг нас об­ ласти, где были институты куль­ туры, направлявшие сюда своих выпускников. Сейчас положение обстоит иначе. Нужда в таких специалистах обострилась. Как быть? Мы заговорили было о соб­ ственном институте культуры. Но Центр нынче скорее склонен не открывать вузы, а закрывать. И тут нам подсказали: у вас же есть университет. Готовьте культ­ работников на его базе, создавай­ те соответствующие специализа­ ции, чтобы ликвидировать дефи­ цит. Короче — перед Павлом Ге­ оргиевичем Бугаковым и его со­ товарищами стоит задача по фор­ мированию мощного факуль­ тета для нужд учреждений куль­ туры. Этот процесс надо уско­ рить. Уж учтите, Павел Георгие­ вич: в “Программу развития об­ разования” мы этот пункт непре­ менно впишем... Валентина КИСЕНКО. Но что-то уже предпринято. В Ли­ пецком педуниверситете суще­ ствует музыкально-педагогичес­ кий факультет. Людмила КУРАКОВА. Пора двигаться дальше. Еще два сло­ ва о той же программе. Лет шесть назад мы пробовали было подсту­ питься к ней, но не получилось. Законов необходимых не было, общество, по-видимому, не созре­ ло. А сейчас без нее уже не обой­ тись. Это подтверждает и наш диалог за “круглым столом”. Петр МОСКВОРЕЦКИЙ, на­ чальник областной службы за­ нятости. Разделяю обеспокоен­ ность и горечь преподавателей, руководителей учебных заведе­ ний. Что может быть тяжелее для молодого человека, выпуск­ ника: сдавал экзамены, выдер­ жал конкурс, учился, надеялся, строил планы, а тут, получает­ ся, ни ты, ни диплом твой нико­ му не понадобились! Убежден: без теснейшего кон­ такта, а еще вернее сказать — контракта с работодателем мы мало что изменим. В нашей службе идет переобучение уже взрослых людей. Но здесь я на­ стаиваю и ориентирую на это сво­ их подчиненных: переобучать имеет смысл только под конкрет­ ные рабочие места. Под догово­ ра, под заявки. Да, мы переживаем переход­ ный период. Многие механизмы, в том числе и по трудоустрой­ ству, недостаточно отлажены. Хозяин не должен ждать, пока ему подготовят рабочего. Хозя­ ин должен включаться в процесс. Людмила КУРАКОВА. Мо­ жет, будем все-таки говорить не хозяин, а работодатель? Петр МОСКВОРЕЦКИЙ. Да хозяин, хозяин! Дело-то не в сло­ вах. Дело в том, что частный ка­ питал, а не только власть, обя­ зан заботиться о подготовке хо­ рошего рабочего, мастера, инже­ нера. Иначе какие у нас хозяева, какие работодатели. Самое странное, что вакант­ ных мест масса. По области тре­ буется шесть тысяч человек. 83 процента рабочих, 15-18 специа­ листов с высшим и средним об­ разованием. Нужны водители, на селе — трактористы, доярки. А еще — строители, продавцы... И что же? Люди ищут работу, ра­ бота их ждет, а вакансии не за­ полняются. Почему? Да зарпла­ та грошовая, даже оскорбитель­ ная. В Грязях нужен сварщик. Но хозяин предлагает ему 2500 рублей. Ну дай же ты ему десять тысяч! И тогда я тебе на выбор десяток отличных сварщиков пришлю... Людмила КУРАКОВА. Да это работодатель только вам говорит, что две с половиной тысячи. А платить, скорее всего, будет боль­ ше, только в конверте. Петр МОСКВОРЕЦКИЙ. Так это же беда! И тут работодателя необходимо поставить в условия, чтобы он нормально платил не в конверте... Владимир ПОДГОРНЫЙ. Я поделюсь своими наблюдения­ ми. Когда общаешься с зарубеж­ ными гостями, партнерами, ло­ вишь себя на мысли, что Запад, похоже, проявляет внимание к подготовке наших специалистов иногда больше, чем мы сами. Там есть благотворительные фонды. И они приглашают российских ре­ бят на стажировку, на практику и в Германию, и в Англию, и в Шотландию. Мы кого-то отбираем, посы­ лаем. И обнаруживается: эти практиканты зачастую не хотят и не умеют работать. Даже пар­ ни из села, хотя на Руси как буд­ то бы испокон веков крестьян­ ских детей приучали к труду с малых лет. Немецкий фермер предлагает выпускнику училища трехразовое питание, двести евро в месяц, возможность познако­ миться с передовой технологией, освоить хорошую европейскую технику. А наш, видите ли, не желает вкалывать. Он приехал с уверенностью, что тамошние фер­ меры в поле или в хлеву ходят в галстуке и во фраке... После такой “практики” нам с сожалением сообщают: помеша­ ли слабое знание немецкого язы­ ка, нежелание выполнять то, что поручено. О языке скажу особо. Незнание его — большое препят­ ствие. Иной паренек и рад бы делать что просят, да толком не поймет, чего от него ждут. Представители фондов готовы к содействию. Они могли бы обу­ чать за границей разных специа­ листов. А мы третий год ищем кандидатов, пусть хоть немного владеющих языком. Но ведь грех же пренебрегать подобными шансами! Предлагаю: давайте простимулируем тех, кто неплохо учится, чтобы они при­ лично овладели языком, назна­ чим им стипендии. Стажировка за рубежом приносит большую пользу. Тридцать ребят, выбрав­ ших сельскохозяйственные про­ фессии, побывав там, приехали с твердым намерением: обяза­ тельно учиться дальше. Мои собеседники настаивали, что у нас в России пока переход­ ный этап. Ладно. Раз переходный — давайте переходить. Перехо­ дить к жесткой требовательности. Учим подростка на токаря — так после училища он обязан как то­ карь все уметь и все знать. То же самое в вузе. Если студент бюд­ жетник, если ему дают знания бесплатно, то изволь уж, дорогой, выкладываться, а не на жалких тройках тянуть до диплома. Далее. Хотим интегрировать­ ся в мировой бизнес, хотим вы­ годно торговать, продавать свои товары, надо, чтобы у нас были профессионалы соответствующе­ го профиля и уровня. Продук­ ция, которая пользуется спросом, в России, в нашей области име­ ется. Даже мороженое липецкое за границей понравилось. Но что­ бы все получилось, требуются специалисты по экспорту, импор­ ту. И учить их надо загодя, не опасаясь: а вдруг они не сумеют устроиться? Сумеют. Хороший специалист без дела не окажет­ ся. Зато по части требовательно­ сти к учащимся — никакой по­ щады. Кто получит диплом, дол­ жен быть во всеоружии. А то мы его по головке гладим, красный диплом ему вручаем, но по жиз­ ни он мало на что годится. Я по­ общался с одним таким. Все при всем: диплом с отличием, там указано — переводчик-референт. А на собеседование явился в джинсах и свитере. Странно, не правда ли? Ну, положим, пере­ одеться не проблема. Проблема в другом: он может поговорить на чужом языке о погоде, о семье. А когда о технике, об экономике разговор — пасует. Он и по-рус- ски-то нужных слов не знает. Ко­ роче — он не подготовлен на ба­ зовом уровне. Между тем ему надо было дать все, чтобы он мог чего- то добиться: и словарный запас, и умение бокалы перед встречей с иностранцами расставить, и зна­ ние протокола. Сергей ПЕТУХОВ. В продол­ жение той же мысли: кого бы мы ни готовили, это должен быть штучный, так сказать, эксклюзив­ ный специалист. Не просто трид­ цать среднеарифметических тока­ рей, а каждый из тридцати — то­ карь, мастер, настоящий умелец. А попутно — предложение: давай­ те проведем конкурс... нет, не сре­ ди токарей, а среди работодателей на лучшего социального партнера. Надо, в самом деле, выстраивать отношения, менять саму психоло­ гию процесса. Людмила КУРАКОВА. Без сотрудничества с работодателями мы, согласна, добьемся немного­ го. Да хотя бы в тех же учили­ щах системы НПО. Пусть мы пе­ редадим на их нужды 250 мил­ лионов рублей, но заявленная-то потребность — вдвое больше. На­ следство региону досталось запу­ щенное. Министерство образова­ ния хронически недофинансиро­ вало училища. И поправлять по­ ложение придется поэтапно: сна­ чала — решить вопросы с пита­ нием детей, с зарплатой педаго­ гам и мастерам, потом уже брать­ ся за материальную базу. Не сто­ ит обманываться: существует ост­ рая нехватка хороших кадров. А без них трудно всерьез рассуж­ дать о качестве образования. Но будем терпеливо заниматься всем этим. В конце концов, кто поза­ ботится о наших детях, цто по­ может им, кроме нас самих? Записал И . НЕВЕРОВ .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz