Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

14 ОКТЯБРЯ 2004 ЧЕТВЕРГ № 39 (187) С О Ю З Беларусь-Россия III Х О Р ОШ А Я Н О В О С Т Ь Привилегии для петербургских пешеходов в П Е Т Е Р Б У Р Г Е о ткры ва е тся п о ­ с л е р е к о н с т р у к ц и и п еш е х о д н а я з о н а н а Б о л ьш о й М о с к о в с к о й у л и ц е и у л и ц е П р авды . К а к р а с ­ с к а з а л ж у р н а л и с т а м п р е д с е д а ­ т ел ь К о м и т е т а по б л а г о у с т р о й ­ ству и д о р о ж н о м у хо зяй с тв у а д ­ м и н и с т р а ц и и го р о д а В л а д и м и р Д е дю х и н , н а с е го д н яш н и й д ень э то с а м а я б о л ьш а я п еш е х о д н а я т ер р и то р и я в Е вроп е . С е й ч а с прорабо таны и готовы к в опл ощ ению про е кты четы рех п еш еходны х зон в ц ен тр е города под условными названиями : «М у ­ зейны й П е т е р б у р г» (терри тория б удет вклю чать в себя п еш е х о д ­ ный м а рш р у т м еж д у Э рм и таж ем , Р усс ким м у з е е м , М а н еж н о й пло ­ щ ад ью , Л е тн и м сад ом ) , « С п о р ­ тивный П е терб ур г (в районе стан ­ ции м етро «С п о р ти в н а я » ) , « П е ­ т е р б у р г Д о с т о е в с к о го » и «У н и ­ верситетский Пе тербур г» . Юбилей Победы отметят кедровыми аллеями Д В Е тысячи к ед р о в б у д е т вы ­ с а ж е н о в Н о в о с и б и р с к о й о б л а ­ с т и в х о д е м о л о д е ж н о й а к ц и и , п о с в ящ е н н о й 6 0 -л е т и ю П о б еды в В е л и к о й О т е ч е с т в е н н о й в о й ­ не . О р г а н и з а т о р а м и а кц и и явля ­ ю тся о б л а с т н о е у п р а в л е н и е по д е л ам м о л о д еж и , м о л о д еж ны й п ар л ам е н т Н ово сибирс кой о б л а ­ с ти , С и б и р с к и й э к о л о ги ч е с к и й ц ен тр и В с ем и р н а я э к о л о ги ч е ­ с к а я о р г а н и з а ц и я « Г рин пи с » . П ервы е кед ры б у д у т вы сажены н а п л ощ а д к е в о зл е ц ен тр а тв о р ­ ч е с тв а у ч ащ и х с я «Ю ниор » в О к ­ тябрь с ком р а й о н е Н о в о си б и р ­ с к а , гд е п л а н и р у е т с я з ал ож и ть ал лею в че сть 6 0 -й го довщ ины Великой Победы . Ритмы века в фотообъективе Ф О Т О В Е Р Н И С А Ж «Р и тм ы в е ­ к а » о т кры л с я в Ц е н тр а л ь н о м вы с т ав о ч н ом з а л е « М а н е ж » . Зд ес ь п р ед с тав л ен о 1 0 0 0 р або т , с д е л а н ны х л у чш и м и ф о т о р е ­ п о р т ер ам и Р о ссии и м и р а X X в е ­ к а . В р ем е н н о й п р о м е ж у т о к р а з ­ м е р ом в с то л е т и е о х в а ты в а е т вы с т а в к а « С е р е б р я ны е с т р а н и ­ цы и с тор и и Ч е л яб и н с ко й о б л а с ­ т и » , гд е со бр аны 2 0 0 ф о т о г р а ­ ф ий , р а с с к а зы в аю щ и х о р а зны х э т а п а х истории кр а я с 1 9 0 0 года: с т р о и т е л ь с т в е Т р а н с с и б и р с к о й ж е л е з н о й д о р о ги и горны х з а в о ­ д о в , ко л л е к т и в и з а ц и и и Н Э П е , и з го товл ении « к а тю ш » й р а б о те военнопленны х н а во с с тано в л е ­ нии н аро д н о го хо зя й с тв а . В р а з ­ д ел е «Грани истор ии » п р ед с т ав ­ л ены р е д к и е ф о т о гр аф и и из Ц ен тр ал ьно го ар хи в а кин оф о то - ф о н о д о к ум е н т о в , бо л ьш ин с тв о и з ко то ры х сд е л а ны « ко р о л ем п е т е р б у р г с к о го р е п о р т а ж а » К а р л ом Буллой и е го сыном В и к ­ то р ом . В о е н н ом у р е п о р т а ж у п о ­ св ящ ен р а зд ел вы с тав ки «Гор я ­ чие к ам еры » , к уд а вош ли кадры р о с с и й с к и х и и н о с т р а н ны х ф о ­ т о р е п о р т е р о в , п р о ш е д ш и х « г о ­ р я ч и е т о ч к и » — о т п ер в о й ч е ­ ченс кой войны до Б е сл ан а . Идревние девочки играли в куклы в Б А Л А Г А Н С К Е (И р к у т с к а я о б ­ л а с т ь ) н а м е с т е с т р о и т е л ь с т в а в о д о з а б о р а а р х е о л о ги о б н а р у ­ ж и л и следы стоян ки д р евн и х ко ­ чевни ко в , д а ти р у ем о й IX— X I ве ­ к ам и . П о сл овам п р ес с -с е кр е тар я Ц е н тр а со хранения и стор и ко - куль турно го н аследия р е гион а Ирины Горбуновой , стоян ка коче ­ вых племен была четко спланиро­ вана . Ж и л ищ е кочевников распо ­ лагалось в стороне от т а к называ­ емой промыш ленной зоны . И с с ­ л едо в ател и н аш л и ку зню , цех по выделке ш кур , гончарную м астер ­ скую . Н е ко то ры е предметы быта на стоянке кочевников хорошо со­ хранились . В частности , деревян ­ ный гр е б еш о к , который л еж ал в берес тяной сум оч ке , а т а к ж е б е ­ рестяная детс кая кукла . Школа с белорусским акцентом С Р Е Д Н Я Я ш к о л а и м е н и Ф р а н ­ ц и с к а С к о р и ны в В и л ь ню с е — е д и н с тв ен н а я б е л о р у с с к а я ш к о ­ л а в Л и т в е . В о т у ж е 1 0 л е т э то у ч е б н о е з а в е д е н и е д а е т в о з ­ м о ж н о с т ь п о л у чи ть к л а с с и ч е ­ с к о е с р е д н е е о б р а з о в а н и е д е ­ т я м и з с е м е й э т н и ч е с к и х б е л о ­ русов и р у сс ко я зы чно го н а с е л е ­ ния Вильню са . Вы пу скни ки ш к о ­ лы хо р ош о го в о р я т н а че ты р е х я зы к а х : б е л о р у с с к о м , р у с с ко м , л и то в с к ом , а н гл и й с к о м . Б е л о ­ р у с с ки е власти п ер е д ал и ш ко л е д в е ты сячи у ч е б н и к о в и п о с о ­ бий . Отслужу как надо и вернусь ■ в Беларуси идет призыв в армию. Ну а какой новобранец без модной сегодня прически? На рыбалку в пущу о ч и с т и т ь с а м о е б о л ь ш о е — 9 0 г е к т а р о в — и с к у с с т в е н н о е о з е р о « Х м е л е в с к о е » н а т е р р и ­ тории Б е л о в еж с к о й п ущ и п о м о г ­ л а т е х н и к а . М е с т н а я м е х а н и з и ­ р о в а н н а я к о л о н н а , к о т о р а я з а ­ н им ал а сь э то й р а б о т о й , п о л у ч и ­ л а « п о д к р е п л е н и е » в в и д е д в у х м ощ ны х э к с к а в а т о р о в н е о ж и ­ д а н н о . О т д ы х а в ш и е в п ущ е п р е д с т а в и т е л и р о с с и й с к о г о б и з н е с а у з н а л и о б л а г о у с т р о й ­ с т в е в о д о е м а о т р у к о в о д с т в а Н а ц и о н а л ь н о го п а р к а . И ч е р е з н е с ко л ь ко д н е й р о с с и й с к а я т е х ­ н и к а п р и бы л а и з П о л ь ш и , гд е бы л а з а н я т а н а о б с л у ж и в а н и и м а г и с т р а л ь н о г о г а з о п р о в о д а . Б у д ущ е й в е с н о й в о з е р о з а п у с ­ т я т м а л ь к о в и о н о вно вь с т а н е т п р и в л е к а т е л ь н ы м м е с т о м для отды ха и ры б ал ки . Сергей Михалок: Я серьезных песен не пишу творчество Андрей Бобок П о д го тов и л и В и к то р и я А В Е Р Б У Х (М о с к в а ) , А л е к с е й К Л Е В И Т С К И Й и В а л е н ти н а К О З Л О В И Ч (М и н с к ) . Г Р У П П А «Ляпис Т р убец кой» рос­ сийской п убли ке и зв е с тн а не м еньш е , чем белорусской . М у зы ­ канты постоянно гас тролирую т , к а к говорится , от Москвы до с а ­ мых о кр аин ... С воим и песнями главный «Л япис» — солист гр уп ­ пы С ер гей М И Х А Л О К — к а к -то ср а зу н а с тр аи в а е т н а веселый лад , уходит усталость, забываешь о проблемах . С е годня он — гость «союза». — Сергей, от ваших добрых, слегка шутливых песен, таких, к примеру, как «Увезу тебя в Сочи», теплее ста­ новится на душе. Поделитесь творче­ скими секретами... — В се мои песни основаны на личном мировосприятии , ощ ущ е ­ нии ж и зни . Все , что я д елал и д е ­ лаю , связано с юмором и смехом . Считаю , что именно юмора всегда очень не хв а тал о в м узы ке . Мы к а к -то привыкли: м узы ка сам а по себе , а юмор — юмористам . В му ­ зы ке очень мно го се годня людей , относящихся к своему творчеству тр еп е тн о -с е р ь е зн о , они « в е щ а ­ ют» со сцены . Т а ки е люди , н ав ер ­ но, прои зош ли о т в ещ е го Баяна . Что ж , это их стиль. А т а ки е , к а к я, прои зош ли от скоморохов . М о е кредо : мне просто нравится в ес е ­ лить людей , чтобы они хоть на ми ­ н у т к у отвлеклись о т своих п роб ­ л ем , улыбнулись, « зар а зил и сь » н аш им н а с тр о ен и ем . К с та ти , т а ­ кое ж е м ироощ ущ ение у всего н а ­ ш е го колл ектива : мы все с хо ро ­ ш е й долей сам оир онии , нам н р а ­ вится посмеяться и д р у г н ад д р у ­ гом , и над собой. Но , опять ж е , без злобы какой -то , бе з умничанья . — И все же вы не сразу стали теми «Ляписами», которых мы знаем. Как складывался ваш стиль, сцениче­ ский имидж? — Все, наверно , пошло о т то го , что я всю жизнь занимался дурака - валянием . Со школьных лет всегда см еш ил сверстников , выдумывал вечно какие -то розы грыши . И поз ­ ж е я понял, что любой вид моей д е ­ ятельности будет связан со см е ­ хом, будь то кинорежиссура или эс­ тр ад а . Ко гда реш ил и петь, стало ясно: будем заниматься не серьез ­ ными песнями , а «с тёбом » , п аро ­ дированием , этаким художествен­ ными кривлянием . Потому, навер ­ но, мук н и каких особых не было. Просто была рабо та , много р або ­ ты: к а к лучш е оформить , подать все, чтобы не только тебе самому в удовольствие, но и людям. Стиль у нас получился «винегретный» . Здесь тебе и от попсы что-то, и не­ множко кантри, и рок. А объединя­ ет все смех. Одним словом, я серь­ езных песен не пишу. — А каков Сергей Михалок в жизни? Такой же веселый и беззаботный, как на сцене? — Д а , часто тв о р ч е с к о е ам п ­ луа и реальный х а р а к тер в ж и зни расходятся . Вопрос — насколько . Полноватый, сл е гка поддатый бо- родатенький муж ичон ка , который то п осм еется , то по гр у с ти т н е ­ мн ож ко . О б р а з это т с ущ е с тву е т уж е около 15 лет, и Л я п и с— он ос­ тался п р еж н им , он т а к о е ж е мое «я» , к а к раньш е . А С е р ге й М и х а ­ ло к , понятно , з а эти годы и зм е ­ нился: поменялись вкусы , музы ­ кальны е пристрастия , м и р о ощ у ­ щ ен и е . Если в н ачале п есенной карьеры я был где -то в д уш е п ан ­ ком , ан ар хи с том , н еф орм алом и д елал все в удовольствие , не з а ­ глядывая особо в будущее , то сей ­ час я — взрослый человек, у меня семья , ку ч а новых прое ктов и с е ­ годня ж иву и р або таю н е только для себя, но главным образом для тех людей, кто вокруг меня. — Нашим читателям, особенно чита­ тельницам, интересно знать; кого же вы, Сергей, все-таки в Сочи увози­ те?.. — И не только в Сочи: когда мы не на гастролях, все время прово­ дим вместе . Мою ж ен у зов у т Але - ся, он а родом из России . К а к и у м еня , е е родители военны е , т а к что чемоданная ж изнь н ам з н а к о ­ ма . Алеся мно го гас тр ол ир уе т , он а со л и с тка группы «М о н тан а » . Д о м а у н ас ую тно , с н ам и ж и в у т че ты р е ко та , в с е гд а друзья з а х о ­ дят, смеемся , ш утим . — У каждого человека есть свои симпатии и антипатии. А вы с какими людьми любите общаться, а с каки­ ми не очень? — Н е люблю пафосных , н апы ­ щ енны х , сл иш ком пр а гм а тичны х людей . С тараю сь избе га ть о бщ е ­ ния с самодовольными э го и с та ­ ми. Н е уважаю нытиков, пессими ­ стов — м н е с т а к им и не по пути . Нравятся мне люди с хорош им чувством юмора. Среди моих дру- зей -м у зы ка н то в мно го ром ан ти ­ ков. Э то люди моей ком пании — настоящие , искренние , веселые. — Вы много гастролируете по Рос­ сии. Случалось что-то забавное и ве­ селое, как в ваших песнях? — Курьезов было н ем ало . Помню , в одном «н ебольш ом -не - большом городке , д але ко -д ал еко от Москвы » н аш труб ач Андрей загулял в местной компании , по з ­ накомился с девуш кой (ка к мы по­ том узнали , довольно сомнитель ­ ной репутации ). Н у и с пьяных глаз реш ил с ней в з а г с идти — ч е р е з час после зн а ком с тв а . И м ам а ее к а к и з -под зем л и выросла: го то ­ вая т ещ а . Едва всем коллективом отговорили . А в дру гой р а з был у наш е го м узы канта П аш и Булатни­ кова день рожд ения , ехали мы 'с концерта вместе с моим земляком из Н орильска (я т ам родился ). Бурно прощ ались с провож авш и ­ ми нас и впопыхах забыли н а пер ­ роне два рю к за ка — много вещ ей с собой было. Т а к эти ребя та 2 0 0 километров на своей м аш ине про ­ ехали , д о гн али п о е зд и отдали нам рю кзаки . Вот ка ки е люди есть в России. — Ваша группа популярна в России. Признайтесь: легко ли складывать отношения с избалованной россий­ ской аудиторией? — Л и чно для м еня н ет р а зн и ­ цы, где петь: в Беларуси или в Рос ­ сии . У н а с одна м ен тальнос ть , у нас те ж е радости и огорчения. Мы столько лет жили вм ес те — р або ­ тали на одних стройках , отдыхали на одних курортах . И сегодня я не чувствую себя в России чуж им , наоборот: со слуш ателями у меня все гда кл ассны е о тн ош ени я . З а эти годы столько все го с м е ш а ­ лось, и зм енил ось . О со б ен н о в шоу -бизнесе . К сожалению , здесь в отличие о т э кон ом и ки , и д е т не ин те гр ац и я , а ра зв ал — к аж ды й сам по себе. А ведь и в Беларуси , и в России з а по сл ед ни е годы поя ­ вилось м но го новых интер есны х групп , исполни телей . Но их ауди ­ тория о граничивае тся своими р е ­ гионами . Понятно , все мы и зм ени - Дом, где укрепляются сердца в Москве открылась Библиотека истории русской филосос|зии и культуры «Дом Алексея Федоровича Лосева» Александр Щуплов Ш Я всю жизнь занимался дуракавалянием. лись. Проблем стало больш е , что ли. З н а е т е , во время гас тролей , наблюдая со стороны , зам етил : в ро ссийс кой глубинке люди боль­ ш е грустят. О т этого всегда как -то серд це сж им ае тся : хочется их встряхнуть , заглянуть им в гл а за , ■ рассмешить . И ко гда люди прихо­ дят на наши концерты, они «о ттаи ­ вают» душой. — Чем новеньким собираетесь нас порадовать? — Б л иж айш и е планы н е м еня ­ ются: «Ляпис» по -преж нем у будет веселить и белорусов , и россиян . Н о н аш е т в о р ч е с к о е кр ед о — не только песни и концерты . С егодня мы а к ти в н о у ч а с тв у ем в тв о р ч е ­ ском объединении «Д е ти С о л н ­ ц а» , куда входят художни ки и м у ­ зы кан ты , поэты , т е л е - и р а д и о ­ ж ур н ал и с ты . З а н и м а ем с я р а з ­ ным: от производства радиопере ­ дач до съ ем о к до кум ен тал ьны х фильмов , от запи си лю би тель ­ ских песен до ор ганизаций выста­ вок молодых художников . Амплуа — солнечны й по зитив , п ол ож и ­ тельные эмоции в творчестве . Д у ­ маю , скоро порадуем слуш ателей д ис ком н аш е й группы из Гомеля « Т Т -3 4 » — их м у зы ка зв у ч а л а в кин оф ил ьм е «Н очной д о зо р » . Пр од олж аем со трудничать с у ч а ­ стником н аш е го творческо го объ­ ед инения — гр уппой «М о н та н а » . О н а россиянам зн а к ом а , и с е год ­ ня е е репертуар обновляется . Что потом? Пл ан ир уем в б л и ж а йш е е время новую версию н аш е го «глобального прое кта» — «К р ам - б ам б ул я » . О н объедини т мно го м у зы кан тов из Б елар уси , У к р а и ­ ны, Молдовы . Э то полуфольклор- ный п рое кт , зн а к ом ящ и й ро ссий ­ с ки х и у кр аи н с ки х сл уш а т е л е й с соврем енной музы кальной Б е л а ­ русью . Т а к что работы м но го , б у ­ д ем пробиваться «ч ере з ф абрики к зв езд ам » . — Что бы вы хотели пожелать чита­ телям «союза»? — С е й ч а с т а к о е тр ев о ж н о е врем я , что с ам о е гл авно е — п о ­ м ен ьш е всего бояться. Радуйтесь нормальным чело в ече ским о тно ­ ш е н и ям , солнцу , п о год е , детям . Верьте в то, что все будет лучш е , а худш ее уж е позади. У В ХО Д А в читальный зал библи ­ о те ки по се ти тел ей в с тр е ч а е т портрет Алексея Ф едоровича Л о ­ се в а кисти и зв е с тно го б ел о р у с ­ ско го художника М и хаила С ав и ц ­ кого. — Автор э то го пор тр е та — х у ­ дожни к С ав и ц ки й ,— р а сска зы ва ­ е т н ам вдова А . Л о с е в а А з а А л и ­ б е ко в н а Т а хо -Годи , — и н т е р е с о ­ вался творчеством Л о с ев а и ещ е при ж и зни Алексея Ф едоровича в 8 0 -е годы п р и е зж ал из М и н с к а в М о с кв у , посетил А ле ксея Ф е д о ­ ровича . После смерти Л о сев а мы потеряли с ним кон такты . Л иш ь в этом году мне со общ ил и из ро с ­ си й с ко го Ф о н д а культуры , что у них хранится написанный С ав и ц ­ ким портре т Л о сев а , написанный худож ни ком у ж е после см ер ти А л е ксея Ф ед ор ови ч а . В день о т ­ кры тия Библио те ки истории рус ­ ской философии и культуры «Дом А л е ксея Ф ед о р о в и ч а Л о с ев а » Российский Ф онд культуры пода ­ рил портрет библиотеке ... Э т о т о соб н я к на А р б а т е с тал з н а к о вы м я в л е н и ем н а к а р т е р о с си й с ко й и м иро вой ф и л о с о ­ ф ии . Р ечь и д е т о кв а р ти р е в ел и ­ к о го р у с с к о го ф и л о с оф а Л о с е ­ ва — п ож а л у й , с ам о й з а г а д о ч ­ ной лично сти в X X стол е тии . В е ­ л и к и й р у с с ки й п р ав о сл а в ны й ф и л о соф , к р у п н е й ш и й у ч ены й , п о л у ч и вш и й м и ро в ую и з в е с т ­ н ость б л а го д а р я сво им ф у н д а ­ м ен т ал ь ны м р а б о т а м в с амы х о б л а с т я х г у м а н и т а р н о г о з н а ­ ния , он п р ож ил ж и з н ь , к о т о р а я б е з п р е у в е л и ч е н и я о т р а ж а е т всю и с то р ию Р о с с и и X X с т о л е ­ ти я . В едь Л о с е в был с в и д е т е ­ л ем С е р е б р я н о г о в е к а , с к в о з ь д еся тиле ти я а т е и с т и ч е с к о го д и ­ к т а т а п р о н е с ж и в ую в е с ть о « р у с с к о м р е л и ги о з н о м Р е н е с ­ с а н с е » , с т ал п а тр и а р х о м р у с ­ с ко й гу м а н и т а р н о й мы сл и , о с ­ тавив после себя о гр ом н о е и н е ­ о ц е н и м о е н а с л е д и е . В с о в е т ­ с к о е в р ем я е м у н е р а з р е ш и л и з а н и м а т ь с я ф и л о с оф и е й и б о ­ го с л о в и ем , п о э то м у а н т и ч ­ н о с ть , к о то р о й он о тд ал ж и з н ь , с т а л а к а к бы м а с к и р о в к о й , т о ч ­ н ее , св е том а с ки р о в ко й . Борьба во кр у г лосев с ко го н а ­ следия, включая его издания и от­ кры тие дома -библио теки , велась н е одно десятилетие . «В фонд би- бл ио теки»Д ом А .Ф . Л о сева» вдо­ ва Л о с ев а п ер е д ал а на хр ан ени е ц ен н ейш и е кни ги из личного соб ­ рания А ле ксея Ф ед ор ови ч а . Но значительная часть кни г исчезла , а оставш аяся часть содержалась в со в ерш ен но непри годны х для хр ан ени я условиях — в подвале библиотеки . И вот, након ец . Публичная н а ­ учная б и б л и о те ка «Д ом Л о сев а» откры лась на С т ар ом А рб а те . Главную е е со кровищ ницу со с та ­ вляет коллекция с ам о го ф ило со ­ ф а . Д р у го е со б р а н и е п ер е д ал а библиотеке А з а Алибековна Тахо- Годи. В Д о м е н а С т ар ом А рб а те , 3 3 русский ф ило соф прож ил 5 0 л е т своей дол гой 9 5 -л е тн е й ж и з ­ ни . С об и р ан ию библио течной коллекции А ле ксей Л о сев посвя ­ тил всю свою со зн ател ьную жизнь . — Мы р еш ил и , что в доме , где ж ил п о сл ед ний р у сский ф и л о ­ соф , — п р о д о л ж а е т р а с с к а з А з а Тахо -Годи , — вм ес те с ним д олж ­ н а быть п р е д с т а в л е н а вся р у с ­ с к а я ф ило соф и я , в том чи сл е и е го п р едш е с тв е н н и ки и учителя . Н а ш а э кспо зиция в клю чае т в с е ­ бя материалы , посвящ енны е сл а ­ вянофилам Хомякову , О д оевс ко ­ му , К и р е е в с к о м у . . . П р е д с т а в л е ­ ны н е ко то ры е э м и гр а н т с к и е и з ­ дания , выходившие в т е времена , к о гд а р у сс ка я ф ило соф ия в с о ­ в е т с ко е врем я бы ла под з а п р е ­ том . В одном и з зал ов мы с д ел а ­ ли вы с тав ку кн и г , в основном из библиотеки Але ксея Ф едоровича по русской ф илософ ии . Н о здесь есть и кни ги , связанны е с П л а то ­ ном , и ,с о о т в е т с т в е н н о , со ч и н е ­ ния Л о с е в а по истории ан тичной э с т е т и к и . К о л л е кц и я Л о с е в а — только одно из звеньев этой биб ­ л и о т е к и . В н ей н асч и ты в ае тс я около 10 тысяч н аим енований из ­ д ан и й X V I I I — X X веков . И з н а ­ чально б и б л и о т е к а з ам ы сл и в а - л ась к а к с о б р а н и е ча с тны х ко л ­ л е к ц и й , с е й ч а с е е ф онд с о с т а в ­ ляю т н е тол ь ко кн и ги из б и б л и о ­ т е к и Л о с е в а , но и, н ап р им ер , из библиотеки покойно го проф ессо ­ р а М Г У , и с к у с с т в о в е д а Глеб а И ванович а Соколова . А. Лосев. — Сколько всего книг в библиотеке? — П о к а 2 0 тысяч . Но ув ер ен а , наш и фонды будут пополняться. — Арест и последующее^заключе- ние, наверное, тяжело повлияли на Алексея Федоровича... — Ко н е чн о , т а к о е п ер еж и ть было очень трудно . Ко нец 2 0 -х го ­ дов, ко гда разгоняли монастыри , з а кры в ал и храмы , ты сячи м о н а ­ хов и монахинь отправлялись в ссылки . Им ен н о в это врем я в 1 9 2 4 году А л е к с ей Ф ед ор ови ч и В ал ен ти н а М и х ай л о в н а (с упр у га Л о с е в а . — ред.) п р и н им аю т т а й ­ ный м о н аш ес ки й постри г . У меня есть маленькая фото граф ия А л е ­ ксея Ф ед о р о в и ч а то го в р ем ен и , где он в своей ш апочке , очень глу­ бокой , которая , собственно го во ­ ря, является ино че с кой с к уф е й ­ кой . В д ал ь н ейш ем эти ш а п о ч ки м еняли свою ф орм у и счи тались а к а д ем и ч е с к и м а тр и б у том , хотя н а сам ом д ел е э то н е т а к . И В а ­ л ен ти н а М и х ай л о в н а хр ан и л а у себя т а к ую ж е б а р ха тн ую м о н а ­ ш е с к ую ш а п о ч к у . Б ер е гли они и дру гие знаки иночества . Я думаю , у них была очень кр е п ка я н а д е ж ­ ная вера, причем у Алексея Ф ед о ­ р о в и ч а— осмысленная вера, глу­ б о ч айш им о б р а зом о б о сн о в а н ­ ная . Сбить е го с э то го пути ник то никогда не мог. — Аза Алибековна, помните, почти десять лет назад мы с вами говори­ ли в этом доме о ваших планах и на­ мерениях. В тот раз вы показали мне уникальный ящик с землей и листа­ ми вперемежку... — В ав густе 1941 года в дом на Воздвиженке , 13, где жил Алексей Ф ед о р о в и ч , п о п а л а 5 0 0 -к и л о - гр аммовая н ем ец кая бомба . В о г ­ ромной вор он ке вблизи А р б а т ­ ской площ ади о ка зали сь ру копи ­ си, земля , осколки , облом ки ... Все было со бр ано в ящ и к и л еж а л о полвека не разобранным . Р у к а не подн им ал ась вы кинуть — ведь в ящ и к е были р у кописи А л е ксея Ф ед ор ови ча ! П р е д с т а в л я е те с е ­ бе , ко гда н а кон ец руки дошли р а ­ зобрать ящик , мы наш ли т ам ред ­ ки е ар хивны е м а тер и алы . То бы ­ ли страницы з н ам е н и то й кни ги Л о с е в а « Д и а л е к т и к а м иф а » , к о ­ торая была з а п р ещ е н а цензурой , ар е с то в а н а Лубянкой и п о сл уж и ­ л а поводом для а р е с т а Л о с е в а и о тп р ав ки е го н а Б е л о м о р к ан ал . К о гд а в 1 9 9 5 го д у м н е выдавали н а Л у б я н к е ар хив Л о с е в а , в н ем было около 2 0 0 0 рукописны х с тр аниц , ср ед и которы х о к а з а ­ лась и у ц е л евш а я часть э ти х Д о ­ пол нений . И вот в ящ и к е мы н а ­ ш л и новы е страницы э то го Д о ­ полнения , подготовили их к п е ч а ­ ти и издали . — Какова издательская судьба на­ следия Алексея Федоровича? — З а п осл ед нее время вышло очень м н о го к н и г Л о с е в а , были переизданы все е го кни ги 2 0 -х го ­ дов (получилось 8 том о в ) , е щ е 8 томов сложились и з е го «Истории ан тичной э с т е ти ки » . С ос тавл яем би б л и о гр аф ию , ко то р ая с е й ч а с в м ещ а е т в себя 8 0 0 н а и м е н о в а ­ ний р а б о т Л о с е в а . « Д и а л е к т и к у м иф а » п ер е в е л и н а ан гл ий с ки й , н ем е ц к и й , и с п ан с ки й , в е н г е р ­ с ки й . . . О н а вы ш л а в СШ А . Л о сев стан ови тся и зв е с т е н в м и р е все ш ир е и ш ир е . — К с т а ти , — д о б а вл я е т н а п р ощ а н и е А з а А л и б е ко в н а , — первым чи т а т е л ем в н аш е й б и б ­ л ио теке в день открытия ока зался а к а д е м и к С и гу р д О т то в и ч Ш м и д т . О н по см о тр ел э к с п о з и ­ цию , по том сп устил ся в чи тал ь ­ ный зал , сел з а стол, взял нужный е м у словарь и сделал первые вы­ писки ... Дружба и голуби Николай Киреев ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ О Т Б Е Л О Р У С С К О Г О го р о д а С л у ц к а , гд е проводились м е ж д у ­ н ародны е соревнования по сп ор ­ тивном у голуб евод ству , до го р о ­ д а А л е к си н , что в Р о ссии , — 7 2 0 к и л ом е тр о в . Гол убь -п об ед и тел ь преодолел расс тоян и е з а 12 с по ­ ловиной часов . Х о зяин п ти цы -м ар аф о н ц а Вя ­ чеслав Ц ар ев — член город ско го о б щ е с т в а го л уб ев о д о в , к с т а т и , ед ин с тв ен но го в Тульской о б л а с ­ ти . В н е го входят не только лю би ­ т е л и и з А л е к с и н а , Тулы , но д а ж е ж и т е л и с о с е д н е го р а й о н а К а ­ л у ж с к о й о б л а с т и . В го л уб я тн е одно го и з с т а р е йш и х членов кл у ­ б а Н и к о л а я Г а в р и л к и н а о ко ло со тн и сп ор ти в ны х п ти ц . К с т а ­ т и ,е г о п и том цы т о ж е п р и н им а л и у ч а с т и е в п е р е л е т е С л у ц к— А л е ­ к си н , но в ер н ул и сь д ом о й и з п у ­ теш е с тв и я только ч е р е з н есколь ­ ко н едель после п рил е та п ерво го го л уб я . В ер н ул и сь и с х у д а вш и е , с к о р е е в с е го п о п а л и в к а к у ю -т о п е р е д е л к у . С е й ч а с они н а х о д я т ­ ся в с в о е о б р а з н о м « р е а б и л и т а ­ цион ном ц е н тр е » : о тды хаю т , н а ­ бир аю тся сил для ново го п е р е л е ­ т а .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz