Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ газета- 13 октября 2004 г., № 199 (22327) 'Юбилей Федор Мелихов, сын Федора Мелихова И злишне практичные, прагматичные люди, первый вопрос которых в любой ситуации звучит одинаково: “А что я с этого буду иметь?” , наверняка посмотрят на Ф едора Ф едоровича Мелихова как на чудака и не станут таить усмеш ку . Ну зачем ему , старому человеку, скромному провинциалу, писать и издавать на медные гроши книжки по философии, зачем напряженно размышлять о законах диалектики , строить гипотезы о происхождении Вселенной и статическом электричестве? К его преподавательской пенсии это не добавляет ни копейки. Да и славы ему не нужно. Мало кто даже из близких знакомых знает, что он, преподаватель химии металлургического колледжа, был постоянным автором журнала “Химия и жизнь”, выступал с докладами на Всесоюзных чтениях в Москве в Академии педагогичес ких наук, а как художник-любитель участвовал в ряде выставок изобразительного искусства. Навсегда уверовав еще в юности в материалистическую диалектику, он до бавил к трем ее основным законам четвертый — закон раскрытия сущности явлений. И это не было наивной теорией дилетанта. Мелиховский закон вызвал интерес в высоких академических сферах... Но и здесь Федор Фе дорович не получил, да и не стремился получить какие- то дивиденды. Чудак? Может быть. Но, как однажды было справед ливо сказано, чудаки украшают мир. Я бы еще добавил: и просвещают. Когда-то вот так же тихий ремесленник из немецкого городка взялся писать философские трактаты, вызывая недоумение окружающих. Сегодня имя Якоба Беме почтительно называют в самых авторитетных тру дах по истории философской мысли. Да и Спиноза, если помните, обдумывал свои идеи не в университетских ауди ториях и кабинетах, не в знаменитых научных центрах, а обтачивая линзы у себя в мастерской. Бродил по доро гам Малороссии типичный, по нынешним представлени ям, бомж Григорий Сковорода, вычерчивал контуры кос мического корабля странный безвестный учитель из Калу ги Константин Циолковский. Это те, кому люди запозда ло воздали должное. А сколько было самородков, чьи труды и открытия не попали в поле зрения ученых специалистов, не сделались достоянием большой науки! Но разве их усилия пропали даром? Разве не оказались стимулом и ориентиром для тех, кто с ними общался, кто у них учился? Да простится мне упоминание великих имен рядом с именем нашего земляка и современника. Пусть тут масш табы и несопоставимы. Но, по-моему, весь пафос жизни Мелихова, дух всего, что он делает сродни тому, чем жили, чему служили и Беме, и Сковорода, и Спиноза. А потребность бескорыстного служения унаследовал он у отца. Тот был художником. Это он вместе с единомыш ленниками создал в двадцатые годы в Липецке студию, где профессиональные мастера обучали живописи талан тливую молодежь. Сейчас часто удивляются, как много вдруг появилось в Липецке интересных художников, при влекающих внимание и московской, и зар^^ежной публи ки. Конечно, здесь нет прямой связи с мелиховской студией. Боюсь, иные из нынешних коллег Мелихова- старшего о ней даже не слышали. И все-таки та аура, созданная в Липецке благодаря ей, те зерна, что были брошены тогда в землю, сделали свое дело. Во всяком случае, Федор Федорович с детства усвоил простой урок отца: надо сеять, пусть почва и кажется бесплодной. Надо просвещать, ни при каких обстоятель ствах не теряя надежды. По этому завету он жил и живет. Может, потому и поступил когда-то в Воронежский педаго гический институт. Правда, получив диплом, он очень не скоро попал в ученическую аудиторию. Призыв в армию. Фронтовые дороги Великой Отечественной. Восемнадцать бо евых орденов и медалей. И лишь после Победы Мелихов на чал преподавать, стал отличником народного просвещения... Сейчас само это сочетание чьими-то недобрыми старания ми превратилось в анахронизм. Вместо “народного просве щения” предпочитают говорить просто об образовании или даже об “образовательных услугах’’, как бы уравняв просве щение со сферой обслуживания. Но Мелихов остается, напе рекор моде, просветителем. Он вообще не принадлежит к людям, что держат нос по ветру. Диалектика, материализм, марксизм — для него это по-прежнему высшее достижение человеческого разума. Нет, тут нет никакой упертости, узости, замшелого кон серватизма. Федор Федорович продолжает обдумывать клю чевые философские положения и умеет по-новому, без из лишнего пиетета перед предшественниками многое увидеть и объяснить. Плоды его поисков — в мелиховских книгах. Они написаны ясно и доходчиво, они адресованы любому стороннику или оппоненту, способному отрешиться от пред взятости, старых и новых ст^еотипов. Шесть книг Мелихова — “1^оды, люди, мысли”, “Избран ные философские работы”, “Осенняя песня”, “Нищета анти коммунизма^’, “Капитализм без прикрас”, “От фактов исто рии до философии” — это и наука, и просветительство, и ост рая публицистика. С чем-то можно соглашаться, с чем-то спо рить, но не отдать автору должное за его интеллектуальн;"" честность, убежденность и гражданственность невозможно, ^ он не отбросил своих идеалов и симпатий к коммунистичес ким принципам. Но Мелихов отнюдь не воспринимает про шлое в розовом свете. Хотя и не обольщается насчет настоя щего, остро видит пороки, порождаемые безбрежной частной собственностью, мнимость провозглашенных свобод, начиная с якобы независимых СМИ, в действительности тесно связан ных с денежными мешками и бюрократией. Вот я написал: “остро видит”. И это не только метафора. Сегодня Федору Федоровичу исполняется девяносто, но он и в самом деле обходится без очков, ему верно служат память, логика, способность ясно думать и точно формулировать. На^ верное, это — награда за неутомимость ума, за каждодневный творческий тренинг и душевную неуспокоенность, за вечное бескорыстное желание отдавать, делиться, помогать... Александр ЯБЛОНСКИЙ. Журналисты “ЛГ” с^дечно поздравляют старейшего чи тателя и автора газеты Федора Федоровича Мелихова с юби леем и желают ему бодрости и здоровья. В сегодняшнем выпуске «Хочу быть услышанным* мы публикуем очеред ное письмо-размышление Федора Федоровича (см. 5-ю стра ницу номера). 'Диалоги “ Л Г ” Каждый день открывая Америку... Лидия СКАРГИНА: В искусстве имеешь либо имя, либо деньги. Чтобы то и другое вместе, редко у кого получается. Ну деньги меня не любят. Сто рублей попадут мне в руки или тысяча долларов — все равно толку немного. Я наверняка как-то не та к трачу. Разлетятся — и никакой радости. Зато радость вся — от работы. Если при этом ты свободен. Я только сейчас, когда остается так мало, почувствовала себя по-настоящему свободной. Была помоложе — мучилась от неуверенности, зажатости . Теперь — свободна. Мо гу в любой момент повернуть на сто восемьдесят градусов, начать сначала, с нуля. Я разным увлекалась: графикой, живописью, батиком , гобеленом . Меня завораживают материал, возможности разных техник, а не какие-то темы , мотивы, натура. Вот сейчас буквально балдею от компьютера. Могу сесть к нему в два часа ночи. Специально перетащила его в мастерскую . То, что делаешь в компьютерной графике, никогда не сделаешь на холсте, на бумаге. Художнику надо всю жизнь открывать Америку. Если он художник хотя бы вот на столько {показывает). Что Америку открыл Колумб, слабое нам утешение . В искусстве каждый все открывает заново, по-своему. Бесплодно повторять самый удачный прием, эксплуатировать принесшее когда-то успех решение . Стоит журналисту у з нать, что у актера юбилей или премьера, а у художни ка персональная выставка, он тут же летит брать ин тервью. Появился “инфор мационный повод”, выра жаясь на газетном жарго не. У Лидии Васильевны Скаргиной юбилея пока нет. Выставка, кстати, на пару с сыном Юрой, художником крупнейшего московского издательства, только во вто рой половине октября, да и то не в Липецке, а в Моск ве. И все-таки, я думаю, со бытийный повод для интер вью есть. Потому что талант — всегда событие, всегда новость. Однажды искусствовед Татьяна Нечаева, готовя статью о живописи Скарги ной, задала ей вопрос, по путно успев точно и поэтич но охарактеризовать ее ра боты: —Твоя мастерская в на стоящее время заполнена цветочными натюрмортами. Цветы полевые и садовые, громко заявляющие о себе и скромные, крепкие и хрупкие, упругие, живые и сухие, теплые и холодные, звонкие и блеклые... Они написаны густо, энергично, кажется, что им тесно в рамках холста. Что значат для тебя цветы? О цветах, по-прежнему преобладающих на стенах мастерской, поинтересовал ся у Лидии Васильевны и я. Она ответила, что предпоч ла бы заниматься абстрак тной живописью. Но хочет ся быть понятнее публике. Выбрала цветы. Они позво ляют отвлечься от всякой сюжетности, литературщи ны, выражать себя цветом, светом и тенью. Эти натюр морты не перескажешь, “не изложишь” словами. Их нужно просто смотреть. Впрочем, разговор у нас начался не с творчества, а с жизни. Скаргина оказа лась редкой рассказчицей. Даже фотокорреспондент редакции Настя Меньшико ва перестала вдруг взби раться на подоконники, присаживаться на корточки в поисках ракурса, а отло жила цифровую камеру и чуть ли не три часа слуша ла. А собиралась-то, посни мав, сразу уйти. — Говорить, как жила, много не стоит. У всего мое го поколения все было почти одинаково. Послевоенная безотцовщина, нищета, го лод. Я попала в детский дом и первое, что увидела, — драку в столовой у раздаточ ного окна. Каждый хотел просунуть туда свою алюми ниевую миску первым. Но потом в детдоме сменился директор. Прежнего, кажет ся, посадили, а пришел со всем молодой, лет двадцати четырех. До этого, пред ставьте, он танцевал в ансам бле. На войне был ранен в ногу. Танцевальную карьеру продолжить не мог. А нам с ним повезло, жить стало лучше. — Вы уже тогда мечта ли быть художником? Лю били уроки рисования? — Не мечтала. И уроков рисования тогда не было. В художественное училище по пала случайно. Собиралась в библиотечный техникум. Но в детдоме потеряли мои до кументы. Пока разбирались, где они, экзамены кончи лись. А в училище принима ли позднее. Я туда и пошла, понятия не имея, что меня ждет. А ждала меня встреча с выдающимся художником Владимиром Яковлевичем Юкиным. Поразительный график! Благодаря ему я по няла: это — мое. Если бы не случай, то, может быть, ра ботала бы в библиотеке. И наверняка бы не жалела, на шла бы себя и в этой про фессии. — Ваши слова напомни ли мне мысль Гете: если че ловеку дано, то не так уж важно, чем он занимается — стихи сочиняет или гор шки обжигает. Он в чем угодно раскроется. — Так и есть. Я однаж ды прочла не то сказку, не то притчу. Подробности за памятовала, но вот суть. Два художника. Один — настоя щий, второй — так себе. Вто рой завидовал первому и уго ворил его бросить живопись. А спустя десятки лет увидел собрата на огороде. Тот вы ращивал брюссельскую ка пусту, огромную, вкусную, ни у кого больше такой не было. И бывший художник не числил себя в обиженных судьбой, был доволен и 1 \,рД — А как же все разгово- Р_^;р рризванищ о предназ начении? Художники ведь Любят заявлять; либо я дол жен творить, либо в петлю. — Не знаю. У меня было иначе. А если есть предназ начение, жизнь сама распо рядится. Документы потеря ются, еще что-нибудь про изойдет. — Вы рассуждаете как фаталистка. —А я фаталистка и есть. Ничего в судьбе изменить нельзя. И не нужно. Нужно просто работать. И не пенять на обстоятельства, на неве зение, на режим — пре жний, советский, или ны нешний, в котором тоже ма разма хватает. Тут как-то мне прислали из американ ского Корпуса Мира анкету. В ней был вопрос: мешал ли мне тоталитарный строй? Я долго думала, что ответить. Я жила параллельно режи му. Мог ли он мне мешать? С режимом, властью пересе каешься, когда хочешь офи циальной славы, денег. А, допустим, Виктор (Семенович Сорокин или мой учитель Юкин довольствовались ма лым. Значит, и работали сво боднее других. Расплачива ясь за это, конечно, нище той. Зато делали то, к чему душа лежала, талант побуж дал. — Итак, в училище вам открылось, что есть искус ство... — Бог с вами! Все откры лось гораздо позже. Мы тог да ведь не видели, считай, ничего, кроме передвижни ков. А началась оттепель — и обнаружился неведомый великий пласт: Модильяни, Пикассо, наш Петров-Вод- кин... — После сугубо реалис тических, литературных по сюжету картин вы без уси лий это приняли? — Я испытала потрясе ние. Их холсты звучали. Это стало для меня моей творчес кой верой: краски должны звучать. Если не звучит, если картина всего-навсего “похожа”, то она — муляж. Некоторые мои холсты года ми хранятся в мастерской — жду, ищу, чтобы они зазву чали. Чтобы музыка возник ла. И наступает день, час, когда она возникает. — Принято считать, что “непохожие” картины не воспринимает рядовой зри тель, это искусство, дескать, элитарное, для гурманов. — Любое истинное искус ство элитарно. Только про пуск в элиту ценителей — не происхождение, не титул, не деньги. Чтобы любить живопись, не обязательно становиться критиком, спе циалистом. Я вспоминаю свою тетку, сестру моей мамы. Она была закройщи цей в ателье. Ну, в изобра зительном творчестве абсо лютно неискушенный чело век. А увидела случайно по лотна Матисса — и ахнула. ч - . г ' ' V-’ .-V Ф О Т О А Н А С Т А С И И М Е Н Ь Ш И К О В О Й А чуть позже вдруг говорит: да ведь и я так могу. И ста ла из цветных лоскутков, обрезков составлять компо зиции. Причем интересные, звучащие. Однакч . -^на долго хватило. Постепенно инстинктивное чувство цве та потеснилось какими-то рациональными расчетами, принялась думать о фи гурах, смысле, сюжете. И в с е КО Я Ч И Л О С Ц .1 < .—„Б р.тлицце от?. Дцро- смани , Руссо . Они ведь тоже, как сказал Чапаев, “академиев не кончали”. — Но им было опять же дано. Они были гении. Да Ч Т О ссылаться на них! Вот в Липецке жил Вася Шевчен ко. Вы, наверное, видели его вещи. Между прочим, до со рока лет работал токарем и еще играл в оркестре на тру бе. Но пришел момент, ког да этого ему стало мало. И он взялся расписывать дос ки. Наш земляк художник, скульптор Евгений Вольф- сон показал ему, как смеши вать краски. Так вот, приехал в Ли пецк известный, крупный даже в мировом масштабе, мастер Илларион Голицын. Его водили по мастерским, он смотрел, ему явно дела лось все скучнее и скучнее. И тут — работы Шевченко. Голицын прямо воспрял. Та кая история. Вася Шевчен ко знал все, чему нас учили в специальном вузе, нигде не учась. Но он знал и гораздо больше. Он владел тайной. Эту тайну не постигнешь ни в каком институте. Я во обще думаю, что в институ те искусству не научишь. Человеку надо помочь осво ить технику. И все. А про чее — душа, глаз, дар. Это было у Виктора Семеновича Сорокина, у того же Шевчен ко, у потрясающего влади мирского живописца Пети Дика, чьи произведения не так давно выставлялись в Доме Мастера. — А у передвижников, у Репина не было? — Как не было! Я смот рю репинские этюды в Тре тьяковке и восхищаюсь. И Шишкиным восхищаюсь. Это на репродукциях у него все приглажено, безлико. А в действительности его пей зажи написаны сильно, сме ло. Нельзя делить мастеров на реалистов и нереалистов. Мастера, таланты, гении ра ботают по-разному, остава ясь мастерами и гениями. Но я терпимо отношусь ко всем. Мне далеки, допус тим, Глазунов, Шилов. Но кто-то их любит, кто-то на их вещи отзывается. Стало быть, и они нужны. Хотя сама ценю, так сказать, чи стое искусство, не словесные идеи, а цвет, тень, звучание цвета. — Здесь вы изначально ощущали себя свободной? — К свободе, раскрепо щенности я шла долгие годы. Приехала в Липецк из Владимира и — считайте, лет десять из жизни вычер кнула. Вроде бы уже опыт был, в республиканских вы ставках участвовала, реко мендацию в Русский музей получила. И вот — ничего не идет. Руки опускаются, будто на них пудовые гири. Зажатость, растерянность. Для заработка занялась ба тиком. Нет, делала не шар фики, а, к примеру, занавес в детдом. Сейчас посмотре ла на этот батик — хорошо, красиво. Но тогда казалось, что и это плохо. К тому же в местном художническом сообществе я оказалась чуть ли не единственной женщи ной. Ну, и почувствовала, что такое мужской шови низм. На ,меня.посматрива ли, пожимая,плечами: жен щина, чего 6т неё ожидать ■ можно? — Но вы сумели преодо леть кризис. Как? — Тут я многим обязана искусствоведу из Франции, галеристу Эдмонду Розен- фельду. Нашего современно го искусства прежде он не знал. Но когда увидел, ув лекся. За год выучил язык, причем говорит без акцента, даром что ни писать, ни чи тать по-русски не умеет. Вот он купил у Сорокина в девя носто первом массу работ. Устроил во Франции выстав ку. Поначалу — никаких сенсаций. Тишина. И лишь года через три картины Се меныча начали покупать, о них стали писать с востор гом. Вот встреча с Эдмондом Розенфельдом, его точные оценки мне и помогли. Но, конечно, не только это... Я поверила, наконец, в себя. Мне с годами все интереснее жить, наблюдать за молоды ми художниками — Олегом Кузиным, Леной Березне- вой, Витей Яичниковым, Женей Рудницким, Володей Злобиным, кем-то еще. Очень интересные ребята. Правда, им сейчас нелегко. Но, в отличие от меня, они гораздо раньше, наверное, с детства, раскрепостились, у них есть чуткость, чутье к искусству. А все остальное... Перед ними тот же вечный выбор: либо имя, творчество, либо деньги. Но они, по-мо ему, уже выбрали... — В беседе с Татьяной Нечаевой вы сопоставляли свет и тени в живописи с добром и злом в жизни... И утверждали, что количе ство, “сумма” того и друго го находятся в равновесии. — Да, я так думаю. Доб ро и зло уравновешены. Ухо дит одно зло, его сменяет другое. Так устроен мир. На это нет смысла сетовать. В стерильности, мне кажется, ничего не возникает, не рож дается. Контрасты, борения заставляют действовать. И в творчестве тоже. Только вот искусство не имеет пра ва быть злым. Творец в жиз ни может быть и недобрым. Но в картинах, книгах или музыке должна проявлять ся светлая, человечная сто рона создателей. — Вы согласны со строч кой поэта: “Стихи должны быть лучше нас”? — Согласна. Боюсь, что гений и злодейство, однако, очень даже совместны. Но проповедь, прославление зла в искусстве крайне опасны. Перед этим люди беззащит ны. И мне по мере сил хо чется их защитить. Звуча щими красками. Красотой. Потому что красота все-таки дает надежду и силы. Беседовал И. НЕВЕРОВ. ■^К н иж н а я полка Божественной мелодией томясь... Россия и поэзия неразрывны. Нет России — нет " и поэзии . Вот почему в период духовного упадка России пришла в упадок и поэзия. Хоть есть и исключения, лишь подтверждающие правило. Одно из них — недавно вышедшая в свет поэтическая книга журналистки “Липецкой газеты ” Эммы Меньшиковой “Открыт мой д о м . . .” Сказать , что книга талантливая — мало . П еред нами богатый, вдохновленный мир чувств — горький и радостный. Но всегда — светлый. Разговор о содержании книги хотелось бы начать с ’ такой мысли: когда приходит поэт — кончается хаос^ Все обретает свой истинный масштаб и вес. В образный мир книги входишь, как в прохладный тенистый сад после шумной дороги и погружаешься в блаженную тишину, и начинаешь осознавать, что в этой жизни по-настоящему ценно, а что — неискренне и лживо. Творчество Эммы Меньшиковой — камертон чистоты и свежести. Видно, как много потрудилась ее душа.^По сравне нию с первой книгой “Куда-нибудь...” ощутимей^^стала от ветственность в выборе слова, тоньше и лиричней акварель стиха. Нет внутреннего и внешнего, все едино, строки неот делимы от автора, и, кажется, ее душа легла на бумагу... Героиня (автор) беззащитна и сильна, проста и неизмё^И римо сложна, женственна и лирична, но порой по-мужск 1 ^ ^ дерзка. При этом — органична и цельна. Она ничего не выдумывает, обвинять ее в неискренности, поэтической ко кетливости, переливании из пустого в порожнее — не полу чится. Права ли, не права ли — Другою мне не стать. Главная тема Эммы Меньшиковой — это Россия, рус ская деревня, любовь к ней и боль за ее теперешнее состояние. Я плачу безоглядную цену За чрезмерную русскость свою: Все, что есть у меня в мире бренном, — Я России своей отдаю. Это благотворное чувство особенно укрепилось здесь, в России, хотя Родина приняла ее не слишком ласково. Перекати-поле — мы с тобою, что ли? Почему под нами словно нет земли? Доля наша, доля — русское раздолье. Только мы с тобою в нем не проросли. Перекати-поле... Кто-то недоволен — Мол, своих хватает, жизнь и так скудна. Доля, наша доля, но куда ж нам боле. Словно мать-Россия на всех одна... России, простым русским труженикам, на которых все . держится, посвящено большинство ее стихов. В них — лю бовь и горечь за поруганный и порушенный уклад, за вымирание деревни, за беспамятство, за циничное и гру бое вторжение в их жизнь чистогана. А России все меньше становится. Умирают деревни ее. Вопиет безголосая звонница. Порастает Россия быльем... Однако в душе автора всегда теплится надежда на то, что Россия устоит, выживет вопреки всему: Хоронят Русь дельцы и умники, А Русь жива назло врагу. Поэзия Э. Меньшиковой вбирает сложный внутренний мир современного человека с его страстями, страданиями, скудными радостями, тревогой за себя, близких и всех людей. .. . Все э т о— на фоне умирающей или обновляющейся природы, в зависимости от настроения автора. Ничто не ,|мщн.ует ее взора,.на все отзывается ее чуткое, тревожное сердце. Стих ее полнокровен, эмоционален и выразителен. (“Зем ля — как баба пышнотелая, да вот мужик пошел худой”). Порой грань между внутренним и окружающим миром теряется: То ли я на этом свете То ли этот свет во мне... Глубокое философское проникновение в суть вещей — еще одно достоинство ее поэзии: Все теснее пространство, все уже Каждый день на краю бытия. И стоять все трудней и ненужней На таком пятачке. Что же я И поныне не смею без страха Заглянуть во вселенную глубь... Любовь для Меньшиковой всегда целомудренна и чис та. Она ищет родственную душу — и не находит ее. Кажется, совсем не случайно стихи о России помеще ны в начале и конце книги, а о переживаниях лиричес- ^ кого героя (собственных) она пишет в ее средней части. Словно бы ставит себя в середину России, подчеркивая неразрывность судеб — своей и Родины. Особое место в творчестве поэтессы занимает образ Ма рины Цветаевой. Для того, чтобы писать о великих, нужно самому попытаться подняться до высот их поэзии. Меньшиковой это удается. Поэтическое слово, личность поэта, трагическая, горь кая и высокая судьба — в центре пристального внимания Э. Меньшиковой: Как могу... сквозь слезы и обиды. Через душу и стихи, вот эти строфы. У кого-то жизнь — в пределах быта, У меня — на грани катастрофы. Она переводит прозу Бунина в стихи, обращается к библейским притчам и сюжетам, к книге Экклезиаста. Круг поднятых ею тем широк, выражен прекрасными стихами. Цитировать их можно подряд... Не преувеличу, если скажу — книга стихов Эммы Мень шиковой — яркое явление современной российской поэзии. В заключение — чудесная лирическая миниатюра: Еш,е один вечер кончается... Ямщик, не гони лошадей! Еще для меня заливается Какой-то шальной соловей, И песня взволнованной сказкою Над тихою речкой плывет, А кто-то хороший и ласковый Меня за околицей ждет. Звезда еще светит заветная. Трепещет душа и болит. Пусть утро туманное, бледное Гасить ту звезду не спешит. Пусть сердце еще попечалится О том, что уже не вернешь. Еще один вечер кончается, А жизнь продолжается — что ж... Истинные стихи говорят сами за себя! Виктор ОСКОЛКОВ. Кон(|зерениия Книга - это на века с 12 по 14 октября в областной детской библиотеке про ходит Всероссийская научно-практическая конференция “Дет ское чтение как феномен культурного наследия’ . В ее работе примут участие специалисты ведущих библиотек страны, сотрудники профессиональных и детских периодических из даний, представители педагогической общественности. В качестве почетного гостя на конференцию приглашен пред седатель Российского детского фонда, писатель Альберт Ли ханов. Как сообщили корреспонденту “ЛГ” в областной детской библиотеке, участники конференции обсудят актуальные вопросы, связанные, в частности, с культурой речи в совре менном обществе, ролью детских библиотек в сохранении национальных и семейных традиций чтения и, собственно, с рассматриваемым с^зеноменом — детским чтением в нынеш ний век глобальной компьютеризации. Кроме того, на встре че будут представлены презентация флэш-анимационных занятии по культуре речи и выставка-просмотр информаци онно-рекламной продукции. Второй рабочий день конферен ции планируется провести в Ельце на базе библиотеки-фили ала № 3. Александр СЕРГЕЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz