Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

12 октября 2 0 0 4 года . ПОДЫТОЖИМ? 7 — ТУННЕЛЬ ОКАЗАЛСЯ С ЗАГОГУЛИНАМИ З А М Е Т К И по поводу 1 5 -Л Е ТИ Я Э К О Н О М И Ч Е С К И Х Р ЕФ О РМ В РОССИИ Как-то незаметно подошло 15-летие с начало экономиче­ ских реформ в нашем отечест­ ве. Начатые еще Горбачевым в СССР, подхваченные Гайдаром и прочими младореформатора- ми в российских пределах, при­ торможенные крепкими хозяй­ ственниками, а теперь вот взя­ тые под контроль людьми с го­ рячими сердцами и холодными головами, они очень напомина­ ют старую советскую песню: «Есть у революции начало - нет у революции конца...» Отмечать в России такую го­ довщину - все ровно что пля­ сать но похоронах. А вот но Западе специалисты по России, воспользовавшись датой, при­ кидывают, что же дали рефор­ мы нашей стране и ее жителям. Показательна в этом плане ста­ тья в болтиморском «Вестнике» экономиста Григория Киселева. Автор смотрит на недавнюю Россию уже с позиции вечно­ сти, а потому приходит все к тому же известному выводу: гайдаровская шокотерапия - горькое, но единственное ле- корство, позволившее спости страну. Право, можно было бы не обращать внимания на это отдельно стоящее мнение, если бы подобные доводы до сих пор не звучали бы так часто как у них, ток и среди ношей либеральной публики. Итак, полный экономический коллапс СССР к концу 1991 го­ да, продовольствия остолось на два месяцо, валютного запаса нет, нужны экстроординарные меры. А главное, «нужен исто­ рический подход: необходимо встроить ношу действительность в более широкие временные рамки... Розрушение советского строя с его тотольным огосу­ дарствлением - блого уже само по себе.... Ибо советский ре­ жим не имел будущего, вел в никуда, о сейчас мы можем ви­ деть, свет в конце туннеля...» Ну, во-первых, тут натяжка и даже подмена. Нельзя соеди­ нять разрушение советского строя и гойдаровские реформы. А здесь получается, что за кру­ шение тоталитарной системы спасибо надо скозать Гойдару. Нет, вначале рухнул коммуни­ стический режим, а потом уже пришел Гайд(^ и провел свои реформы. А был бы Явлинский или позвали бы Дэн Сяопина? Проблема в том, что варионты были, но из всех был выбран вариант Гайдара. А ва-втарых, туннель оказал­ ся с «загогулиноми», сколько не всмотривойся, а света не ви­ дать. Кстати, вариант Гайдора удивительным образом совпо- дает со всеми советскими вари- антоми реформ. Плоть от плоти и кровь от крови (от крови про­ стых людей). Потому что все ре­ формы у нос строились но ог­ раблении народа. В 1917-1918 ограбили всех богатых в цар­ ской России. Затем ограбили церковь. С 1928 года ночалось раскулачивание, то есть гробеж миллионов крестьян. Далее - насильственные заемы и регу­ лярные обмены сторых денег но новые, кождый из которых ли- шол население чости его ни­ щенских накоплений. Но Гейдар превзошел всех! Он превратил в нуль сбереже­ ния 300 миллионов людей! То, что копилось трудом двух поко­ лений как минимум за сорок послевоенных лет! Какими бы ни были «деревянными» рубли в 1991 году, тем не менее они, по любым законам экономики, были обеспечены каким-то ко­ личеством товаров, материаль­ ных ценностей: розведанных и освоенных месторождений по­ лезных ископаемых, добытой нефти, гозо, сквожин, трубо­ проводов, станков, машин, зо­ лота и т.д. Обесценить деньги - значит отнять у людей эти мате­ риальные ценности в пользу го­ сударства. Вот ток, одним рос­ черком пера, государство Ель­ цина и Гойдоро приобрело не­ сметные богатства, созданные трудом сотен миллионов людей. И где они, те богатства? У ко­ го? Правда, для приличия вна­ чале говорилось, что это вроде как долг государства населе­ нию, что вклады в сберкассах потом будут индексированы и восстановлены, но сейчас об этом не помнят доже сами ог­ рабленные, то есть мы. А не по­ мнят потому, что не верят, что долг вернут. Мы слишком хоро­ шо знаем родное государство. Советско-гойдоровские тра­ диции продолжоются и поныне. ГПро дефолт 1998 года, абсо­ лютно рукотворный, но почему- то приравненный к стихийному бедствию, сегодня тоже вспоми­ нать кок-то не принято. Кок и тех, кто со скромностью Альхе- но удалился в тень, сколотив на народной беде многомиллион­ ные состояния. Можно смело сказать, что и сегодняшние ре­ форматоры не уступают Гайдо- ру. Под прикрытием государст­ венной риторики и торжествен­ ные звуки возрожденного сторо- гр гимна у миллионов людей от­ нято то, но чем стоит Россия в самом прямом смысле. Напри­ мер, земля. Только заморочен­ ный народ об этом еще не дога­ дывается, ему уже как-то и не до зедлли. Пенсионная реформа за­ кончилась тем, что у поколения младше сорока лет уже отнима­ ют пенсию. Дескать, прежней системы нет, о накопительная еще не получилась, вместо на­ копления начолось разорение. А как все весело начиналось! за полгода убыток Пенсионного фонда составил 1,1 процента... ошибочка вышла, понимоете... Вот-вот отнимут бесплотную ме­ дицину и образование, инвали­ дов и пенсионеров уже лишили льгот. Выплату денег по льготам перенесли на местные бюджеты, а там денег нет и не предвидит­ ся. Как написол один сатирик- юморист, нашему госудорству ничего не стоит увеличить свои долги перед населением... Любимый тезис историков: реформы требуют времени, как провило, на несколько поколе­ ний выподоют тяготы, зото по­ томки заживут... Ток и тянет спросить: «А не жалко люди- шек-то? Все-таки несколько по­ колений...» К примеру, Китай даже по сравнению с Совет­ ским Союзом был коммунисти­ ческим монстром. Еще в шести­ десятые-семидесятые годы мил­ лиард людей но себе испыты­ вал все прелести «культурной революции» и соответствующей экономики. Однако Китой уже сегодня - экономический гигант. Я прнимою, неизбежны труд­ ности роста, необходимо вре­ мя, чтобы этот рост появился. Но ведь скоро стукнет 15 лет уже с начала и сомих гайдаров­ ских реформ. Ну хоть что-то должно проклюнуться, наме­ титься за это время? Чтобы можно было руками потроготь. Товары в магазинах? Но ведь все эти товоры - импортные, за­ граничные, от бритвенного станка до колбасы, произве­ денной из привезенного сырья. Я по наивности думал, что валовой внутренний продукт - это то, что производится на на­ ших заводох, фабриках, полях и фермах. Каждый день слышу, что ВВП ростет. Но как он рас­ тет, если очень многие заводы и фабрики не работают, село в запустении? Если бы они робо- тали, я бы видел в магазинах наши, российские товары. Раз­ ве не логично? А как мы будем жить, если упадут цены на нефть? А если нефть вообще .иссякнет, что, увы, уже не фан­ тастика... ■ Чего это я разбурчался, что мне, больше всех надо? Нет, надо мне, как и всякому в Рос­ сии, одной простой вещи. Вот уже пятнадцать лет прожив в эпоху всевозможных преобра- зовоний, хочу хоть немного ус­ петь пожить при положительных результатах этих самых ре­ форм. Ну, к примеру, быть уве­ ренным, что через пять лет бу­ ду получать такую пенсию, что­ бы хватало но оплату квартиры и хлеб с маслам. Неужто не за­ служил? С семнадцати лет ра­ ботаю. И плачу налоги - всегдо, при любой власти. Сергей БАЙМУХАМЕТОВ. — ^ЭК0 -Н0В 0СТЬ = ПОШЕЛ ГАЗ ПЕСЦОВОГО В Ямало-Ненецком овто- ную систему жизнеобеспече- номном округе вводится в экс­ плуатацию установка комп­ лексной подготовки гоза Пес­ цового месторождения. По словам зам. начальника Урен­ гойского гозопромыслового управления Николая Цветкова, укрощение Песцового далось непросто. Ни железнодорож­ ных путей, ни водных артерий рядом с месторождением нет. Добавьте сюда вечную мерз­ лоту (Песцовое находится за Полярным кругом). Работать приходилось в автономном ре­ жиме, отстройвоя собствен- ния - инженерные сети, гозо-, водо- и энергоснабжение. Здесь вырос вахтовый жилой комплекс с двумя общежи­ тиями на 250 мест и даже по­ жарное депо с 15-квартирным домом для пожорных. Эксплуатация Песцового рассчитана на 40 с лишним лет. На проектную мощность^ запускаемую УКГП-16 плони-в руется вывести осенью буду­ щего года. Федор АНТОНОВ. НОВЫЙ УРЕНГОЙ. НОРВЕЖЦЫ ПРИСМАТРИВАЮТСЯ К ТЮМЕНИ уп ц< в Тюмени побывал гендире­ ктор Норвежского нефтяного равления Гуннор Бердж. ',ель визита - определить пер­ спективы сотрудничество в разработке тюменских недр. Вся нефтедобыча в Норвегии ведется в морских условиях, ток что опыт глубокого подвод­ ного бурения может пригодить­ ся и в Ямоло-Ненецком округе при бурении в Обской и Та- зовской губах. Гость не исклю­ чил вероятности созда::ия в Тюмени дочерних предприятий. Ольга СВИБЛОВА. ТЮМЕНЬ. НЕМЦЫ ВЫБРАЛИ СИБИРСКУЮ РАКЕТУ Конкурс но сборку ракето­ носителей «Космос-ЗМ», кото­ рые должны осуществить вы- ва, однако Германия предпо­ чла более дешевые омские рокеты. По завершении про­ вод на околоземную орбиту граммы Германия станет вто- пяти немецких спутников ра- рой после США обладатель- диолокационной розведки ницей системы, позволяющей | 5АК-1цре, выиграло омское получать с орбиты детольные ПО «Полет». Ранее предпола­ галось, что часть контракта, стоимость которого оцениво- ется в 40 млн. долларов, будет передана ГКНГ1Ц им.Хруниче- изображения любых наземных объектов. Юрий ЕПАНЧИНЦЕВ. ОМСК. конкурс: ПЕРЛЫшки (л ю д и , МИША, ТАКИЕ КОЗЛЫ... I Любимый миллиономи актер и певец Михоил Боярский в од- ном из интервью не стал переходить но личности, а сразу об- I рушился на человечество: I «Человечество - это сборище циников и лицемеров, это ( большое стадо зверей, среди которых в редком случае попа­ даются исключения... Достоевский, Шаляпин, Гомер, Ломоно- 1 СОВ... Остальные - дикая, нецивилизованная, завистливая, жадная, хищная масса». I Л5. Интересно, входит ли в короткий список исключений ^ о м Михоил Боярский? ОБНОВКИ: «БЕНТЛИ», ДОРОГИ И ДУРАКИ - Да вот спорим с сыном, он хочет желтую, а мне больше красная машинка по душе. Парню 18 лет, вот решили по­ дарок ему сделать, выбираем. Этот телесюжет с дородной момашей с отпрыском, тупова­ то уставившимся куда-то по­ верх лакированных паверхно- стей, был снят не в магазине «Детский мир», а в московском автосалоне зноменитой авто­ мобильной марки «Феррари». «Машинки», предлагаемые здесь покупателю, по корману лишь тем, кто способен выло­ жить от 300 до 500 тысяч дол­ ларов 30 экземпляр. Молодце­ ватый итальянец, продающий легендарные авто, уже ничему не удивляется, в том числе и таким подарком. Именинник выфол все-таки желтую... [Подобную кортину можно увидеть и в сверкоющем авто­ салоне на Лубянке, где прода­ ют «Бентли», и в «конюшне», торгующей «Поршами». О дос- тоинствох и технических осо­ бенностях этих овто говорить не будем. Достаточно скозоть, что счостливый обладотель этого образцо совершенства ийже- нерной мысли может заказать даже индивидуольный запах в салоне своего автомобиля. Еще несколько лет назод пределом фантазии стреми­ тельно разбоготевшего граж- донина был накрученный «шес­ тисотый «Мерседес». Нынче наиболее удочливые из наших соотечественников оседлали самые дорогие и редкие овто- мобили в мире. В Москве про­ писались продавцы дорогущих итальянцев - «Мозеротти» и Этому красавцу, спортивному «Бентли», на своей лакированной шкуре пришлось испытать «русский стиль» вохадения... «Ламборгини». В открывшемся в мое овтосалоне «Феррари» в первое время продавали по 20 автомобилей ежедневно. Нынче фирма только принима­ ет заказы - российская квота на год выбрана до донышка. Зато знаменитая фирма «Пор­ ше» выделила 10 млн. долла­ ров на строительство своих представительств в Москве и Г1одмосковье, рассчитывоя бы­ стро окупить вложения. «Пор­ ше» уходят, кок горячие пирож­ ки - до 100 авто в год. На рос­ сийский рынок рвется и «Роллс-Ройс», который рассчи­ тывает уже до конца года про­ деть три-четыре десятка самых шикарных лимузинов в мире. Вот только ездить но токих машинах, предназноченных для просторных дорог с идеальным ХОРОШО СИДИМ! Отечественные авиакомпа­ нии затеяли замену кресел в своих лайнерах. Есть на что: за прошлый год крупные авиапе­ ревозчики увеличили объем почти на 10 процентов, у них появились деньги на обновле­ ние салонов. Да и пассажиры стали разборчивее, все чаще предпочитают выбирать само­ лет покомфортнее. Один из главных российских производителей кресел - ком­ пания «АККО» - разработала кресла для авиапассажиров на уровне мировых требований. Все они испытываются и серти­ фицируются по жестким между­ народным нормам. Так, кресло для солоно экономического класса выдерживает девяти- кротную перегрузку, что повы­ шает безопасность полетов. Сейчас «АККО» готовится к получению сертификата на кресла для солонов бизнес- класса, которые выдерживают перегрузку вдвое выше, чем в экономклоссе. По словам глав­ ного конструктора компании Юрия Тканко, первыми столь жесткие требования выдвинули американцы, теперь они дош­ ли и до России. покрытием, у нас практически негде. Но все равно - ездят. Более подходит для наших ухабов «Хаммер» - вездеход омериканской армии - неуклю­ жий, многатонный гигант, кота- рому нипачем и пустыни, и бо­ лота. Несмотря на цену - да 100 тысяч долларав (вдвое до­ роже, чем в Америке), сотни этих овтомобилей уже колесят по России, но них пересажива­ ются бывшие владельцы Джи­ пов и «паркетных» внедорож­ ников. А в Калининграде запу­ щен зовод по сборке «Хамме­ ров», который будет ежегодно выбрасывать на рынок по пол­ торы тысячи этих монстров. Как нодеются менеджеры фирмы, это хоть как-то удовлетворит ожиотожный спрос... Денис ЛАПИКОВ. Эти кресла отечественного производства не уступают лучшим зарубежным образцам. Новые кресла не только прочнее, но и намного удоб­ нее своих предшественников. Сейчас заказчиками продукции компании стали «Аэрофлот», «КросЭйр» (^я самолетов Ил- 96-300) и «Владивосток Авиа» (для Ту-204-300). Новыми крес­ лами будут оборудоваться и все реактивные Ан-148, пред­ назначенные для региональных перевазок. Спрос так велик, что «АК­ КО» готовит в Подмосковье большой производственный цех, который выпустит первую продукцию уже в будущем году. Для компаний победнее санкт-петербургский завод овиационных пластмасс «Аэро­ пласт» обновляет отечествен­ ные кресло типа ЗКЗ-7504-0 или зокупает на Заподе «се- конд ХЭНД». Но отечественных меняются все «мягкие места», и они покрываются негорючей обшивкой. Бэушные кресла с Западе в последние годы очень подешевели (ток, блок из двух кресел бизнесклоссо сто­ ит около 6000 доллоров). Этим путем обновления солонов по­ шли «Пулково», «Роснефть- Балтико», «Газпромовиа» и другие. А вот «Кубанские авиоли- нии» на всех своих 11 лайне- рох после техосмотра на за- водох-изготовителях' устоновят кресло, изготовленные на за­ воде автомобильного концер­ не «Мерседес»... Андрей БАРАНОВСКИЙ. :РАЗГ0В0Р НАЧИСТОТУ^ «ЗНАМЕНИТЫЙ СУ-27 МЫ СДЕЛАЛИ ДВАЖДЫ...» ГЕНЕРАЛЬНЫЙ КО Н С Т Р У К ТО Р ОКБ С УХО ГО М И Х А И Л С И М О Н О В РАСКРЫ ВАЕТ М А ЛО ИЗВЕС ТНЫ Е С ТРАНИЦЫ ИЗ И С ТО РИ И РО С С И Й С КО Й А В И А Ц И И - Михаил Петрович, ваши боевые самолеты в последние годы десятками улетают в стра­ ны Азии и Латинской Америки, но не слышно, чтобы они поста­ влялись в российскую армию. Не обидно, что ваши «сушки» не нужны родным ВВС? - Это очень больной для ме­ ня вопрос. Как для гражданина, так и для конструктора. И отве­ тить на него я вам могу очень коротко: «Обидно!». Более под­ робный ответ могут дать, если, конечно, зохотят, в Министерст­ ве обороны, в правительстве, в Госдуме - там, где формируется военный бюджет страны. Вам скажут, что денег в козне на пе­ ревооружение военного авиа- порко нет. - Но и при отсутствии долж­ ного государственного финан­ сирования вы не стоите на мес­ те, активно развиваетесь. На последнем авиасалоне в Фарн- боро, к пример, продемонст­ рировали наработки по созда­ нию нового грахсданского авиалайнера. Как объяснить это перемещение из боевой в пассажирскую авиацию - как вынужденный шаг? - Это новый элемент в ношей стратегии. Военное ОКБ «Сухо­ го» перекладывает руль в сто­ рону гражданского самолето­ строения. Ориентироваться только йо выпуск боевых само­ летов в нынешнее время эконо­ мически невыгодно. Сегодня они пользуются спросом, а зав­ тра геополитическая ситуация изменится, спрос сократится - и что тогда? Уходить с рынка? Во­ зить же пассажиров не пере­ станут. Наши проекты по граж- донской авиации долгосрочные, тем самым мы создаем задел на будущее, надеясь занять еще одну важную нишу на рын­ ке. Вообще-то мы действитель­ но сейчас розвивоемся актив­ нее, чем, скажем, в благополуч­ ные советские годы. Породокс? Нет. Нынче не ЦК и не министр принимают решения, какой должен быть самолет, а гене- рольный конструктор, который в этом все-таки побольше раз­ бирается, чем чиновник. До, ра­ ботать труднее, чем раньше, зато интересней. - А не боитесь конкуренции в гражданском самолетострое­ нии? Ведь там давка не мень­ ше, чем в военной авиации. Тем более, что отечественные авиакомпании откровенно иг­ рают на стороне «Боинга» и «Эйрбаса», закупая чужие са­ молеты и игнорируя собствен­ ные... - Конкуренция всюду, от нее не убежишь. Небольшой опыт в гражданском овиостроении у нос уже есть. Наш завод в Но­ восибирске производит сомоле- ты Ан-38, в свое время мы уча- ствоволи в серийном производ­ стве лайнера Ил-62. Если при этом учесть не только нош опыт, но и состояние ноших серийных заводов, которое удалось под- держоть но должном уровне за счет реолизации военных про­ грамм, то не токими уж кустаря­ ми но этом рынке мы выглядим. - Сейчас вы разрабатываете самолет деловой авиации, ко­ торый именуется не «Су», а С- 80. Это что, «Симонов»? - До нет, всё проЩе. ДёлР' в том, что по заведенному поряд­ ку самолеты, еще не вошедшие в серию, носят рабочие индек­ сы «С» и «Т». А когдо пойдут се­ рийные испытания, они получат марку «Су» с соответствующим номером. - Вы - один из лучших в ми­ ре военных конструкторов, но самый большой макет самоле­ та в вашем кабинете - пасса­ жирский... - О, это моя мечта! Очень хотел бы создать самолет, имя которому уже придумал: «Кры­ лья России». Это следующий шаг в гражданской авиации - трехпалубный самолет, даль­ ность полета 15 тысяч километ­ ров, вместимость 800 поссожи- ров... Это не гигантомания, о расчет, все эксперты признают, что потребность в таких сомо- летох сегодня очень велика. На таких суперлайнерах авиастро­ ители вполне могут заробототь десятки миллиардов долларов. Но все новое, по нашей тради­ ции, очень трудно воспринима­ ется, ток что сторонников у это­ го проекта пока мало. К тому же, европейцы здесь нос обог­ нали, подобные самолеты они уже производят, гиганты вот-вот начнут летать. - В последнее время почему- то ничего не слышно о том, как продвигается проект создания истребителя пятого поколения. Судя по всему и это соревнова­ ние с Соединенными Штатами мы уже не выиграем? - Я вам ток отвечу: есть спе­ циальное роспоряжение амери­ канского кабинета начальников штабов, чтобы НАСА провело исследование процесса созда­ ния самолета Су-27. Это о чем- нибудь говорит? Могу сказать, что мы сделаем хорошую ма­ шину, 30 которую ном не будет стыдно. Больше пока по созда­ нию истребителя пятого поко­ ления ничего сказать не могу. Военная тайна. Кстати, о вы знаете, что ныне знаменитый Су-27 мы дважды делали? - Вы хотите вместо одной тайны приоткрыть другую? - Об этой истории действи­ тельно мало кто знает. Когда первый раз мы создали Су-27, то подняли его в воздух и це­ лый год его испытывали. А па­ раллельно велось электронное моделирование воздушных бо­ ев с этим истребителем. По ре­ зультатам мы пришли к груст­ ному выводу, что создоли весь­ ма посредственную машину. Это было в конце семидесятых. Пришли мы к Ивану Силаеву, тогдашнему заместителю мини­ стра, и скозоли, что в Комсо- мольске-на-Ам^е уже выпуще­ но десять Су-27-х, но все их нодо выкинуть, а самолет про­ ектировать заново. У того гла- 30 на лоб полезли. Но Силоев был умным человеком. Говорит: «Представляете, что бы с вами было в 1937 году эо токие сло­ во?! Вы умудрились навредить ВВС, развалив огромный про­ ект. Но я вас выслушаю и по­ стараюсь понять». Всего мы представили план доработок самолета из 21 пункта! А даль­ ше вообще детективная исто­ рия. Мы, конструкторы «Сухо­ го», со всеми своим предложе­ ниями не смогли бы пробиться через ЦАГИ - Центральный оэ- рогидродинамический институт. Тут я вспомнил, что вместе учился со Стонисловом Коша- футдиновым, а он в тот момент работал заместителем началь­ ника Сибирского института по аэродиномике. Я поехал к не­ му, вывалил ему все предложе­ ния по модернизоции двигателя - А пилотажные машины мы по-прежнему создаем самые лучшие в мире? - В прошлом году но чемпи­ онате миро в Амери!5е, летчики на самолете*Су-34' ■зсл~ воевали звание абсолютных чемпионов мира. На самолете Су-26 - звание абсолютного чемпиона мира среди женщин. Ток что летаем! • А как развивается палуб­ ная авиация? Хотя авианосец в российском флоте всего один... - Тут все просто. Авионосцев в Америке - 11-13. По крайней мере четыре из них - класса «Нимец», то есть имеют на бор­ ту по 90 самолетов и три тыся- намский контракт тянул но 100 миллионов долларов. И тут объявляют, что нашу фирму вы­ ставляют но торги, уже подпи- 'Ейн 91<®з Ел15|цйна. А мы, между прочим,-по мировым росценкам' стоим примерно 4 миллиорда долларов. Нос же тогда оцени­ ли в 22 миллионе рублей. Сме­ хотворная цена. Учоствовол в этом деле тогда Чубайс. Мы к нему с возгласами: нельзя нас продавать, тем более за такие смешные деньги. И вообще: мы что, на российской овиации крест ставим? А он в ответ только рукоми развел: а указ президента уже подписан. По­ бежали к министру обороны. для истребителя. Тот меня пол­ ностью поддержол. И мы с ним (тайно!) разроботали новый проект. Но его же надо легали­ зовать. Не могли же мы прийти в ЦАГИ и сказать, что мы соз­ дали лучшую аэродинамику, чем они. Мы поступили ток: у нас в ЦАГИ идет целая цепоч­ ка моделей на продувку. Мы изготовили контрольную мо­ дель сверхзвукового самолета, присвоили ей код и подмешали эту модель в общий поток про­ дувок. В ЦАГИ, конечно, не знали, что продувают в том числе и новую модель. Через некоторое время звоним: да­ вайте экспресс-материал. Нам отвечают, что не могут, по­ скольку у них выпад (это когда полученные результаты не сов- подают с прогнозируемыми). Надо, дескоть, разбираться. А результат оказолся блестящим! В общем, всеми правдоми и не­ правдами мы отстояли воз­ можность переработки уже ут­ вержденного проекта - и, как выяснилось, не зря старолись. В разроботку пошел по сути новый сомолет. Его мы внедря­ ли еще полтора года. В общем, если бы не наша ностойчи- вость, сейчас бы Су-27 никто не знал, и никто бы его не по­ купал. чи персонала. Это не устарело: кто владеет флотом - владеет миром. Россия это тоже пони- моет, денег только нет. Нами уже создан палубный самолет, он существует под известной маркой Су-33. Мы зноем при­ меры, когда на западных авиа- носцох случались и аварии, и катастрофы при взлете. V нос же, тьфу-тьфу, ни одной. Есть что развивать - была бы только команда. - В последние годы в самое лучшее, перспективное произ­ водство в России активно вне­ дряется западный капитал. «Сухой» не пытались купить? - Было дело лет 10 назад. И отбились мы, надо скозоть, с огромным трудом! У нас тогда уже были контрокты с китайцо- ми, с вьетномцами. Только вьет- но Грачев ту же песню затяги­ вает: порядок должен быть в стране, есть указ - надо выпол­ нять. В общем, поддержали нас только в Совете безопасности. Видимо, Ельцин в тот день был отчего-то в хорошем располо­ жении духа - и, как ни странно, свой же указ росчерком пера отменил. Так мы соскочили с этого поезда, который неиз­ вестно куда увез бы нас... - Михаил Петрович, извините за наивный вопрос: а вы с дет­ ства мечтали стать конструкто­ ром? - Именно так. И обязательна главным! Жили мы с семьей в подмосковном Быково. Там аэ­ родром, а значит, и самолеты... Беседовал Денис АНТОНОВ. ИЗ ДОСЬЕ «ДВ»< Михаил Петрович Симонов родился 19 октября 1929 года в Ро- стовв-на-Дону, В 1954 году окончил Казанский авиационный ин­ ститут. Работал на различных руководящих должностях в Казан­ ском ОКБ спортивной авиации, Долгопрудненском КБ автомати­ ки, Таганрогском машиностроительном заводе и Ухтомском фи­ лиале Московского машиностроительного завода. С 1970 года - в ОКБ (^хого; руководил летными испытаниями и доводкой само­ лета Су-24, был главным конструктором самолета Су-27, других военных машин. В 1979-1983 годах - заместитель министра авиа­ ционной промышленности СССР. С 1983 года - генеральный кон­ структор АООТ «ОКБ Сухого».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz