Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
12 октября 2 0 0 4 года . ПОДЫТОЖИМ? 7 — ТУННЕЛЬ ОКАЗАЛСЯ С ЗАГОГУЛИНАМИ З А М Е Т К И по поводу 1 5 -Л Е ТИ Я Э К О Н О М И Ч Е С К И Х Р ЕФ О РМ В РОССИИ Как-то незаметно подошло 15-летие с начало экономиче ских реформ в нашем отечест ве. Начатые еще Горбачевым в СССР, подхваченные Гайдаром и прочими младореформатора- ми в российских пределах, при торможенные крепкими хозяй ственниками, а теперь вот взя тые под контроль людьми с го рячими сердцами и холодными головами, они очень напомина ют старую советскую песню: «Есть у революции начало - нет у революции конца...» Отмечать в России такую го довщину - все ровно что пля сать но похоронах. А вот но Западе специалисты по России, воспользовавшись датой, при кидывают, что же дали рефор мы нашей стране и ее жителям. Показательна в этом плане ста тья в болтиморском «Вестнике» экономиста Григория Киселева. Автор смотрит на недавнюю Россию уже с позиции вечно сти, а потому приходит все к тому же известному выводу: гайдаровская шокотерапия - горькое, но единственное ле- корство, позволившее спости страну. Право, можно было бы не обращать внимания на это отдельно стоящее мнение, если бы подобные доводы до сих пор не звучали бы так часто как у них, ток и среди ношей либеральной публики. Итак, полный экономический коллапс СССР к концу 1991 го да, продовольствия остолось на два месяцо, валютного запаса нет, нужны экстроординарные меры. А главное, «нужен исто рический подход: необходимо встроить ношу действительность в более широкие временные рамки... Розрушение советского строя с его тотольным огосу дарствлением - блого уже само по себе.... Ибо советский ре жим не имел будущего, вел в никуда, о сейчас мы можем ви деть, свет в конце туннеля...» Ну, во-первых, тут натяжка и даже подмена. Нельзя соеди нять разрушение советского строя и гойдаровские реформы. А здесь получается, что за кру шение тоталитарной системы спасибо надо скозать Гойдару. Нет, вначале рухнул коммуни стический режим, а потом уже пришел Гайд(^ и провел свои реформы. А был бы Явлинский или позвали бы Дэн Сяопина? Проблема в том, что варионты были, но из всех был выбран вариант Гайдара. А ва-втарых, туннель оказал ся с «загогулиноми», сколько не всмотривойся, а света не ви дать. Кстати, вариант Гайдора удивительным образом совпо- дает со всеми советскими вари- антоми реформ. Плоть от плоти и кровь от крови (от крови про стых людей). Потому что все ре формы у нос строились но ог раблении народа. В 1917-1918 ограбили всех богатых в цар ской России. Затем ограбили церковь. С 1928 года ночалось раскулачивание, то есть гробеж миллионов крестьян. Далее - насильственные заемы и регу лярные обмены сторых денег но новые, кождый из которых ли- шол население чости его ни щенских накоплений. Но Гейдар превзошел всех! Он превратил в нуль сбереже ния 300 миллионов людей! То, что копилось трудом двух поко лений как минимум за сорок послевоенных лет! Какими бы ни были «деревянными» рубли в 1991 году, тем не менее они, по любым законам экономики, были обеспечены каким-то ко личеством товаров, материаль ных ценностей: розведанных и освоенных месторождений по лезных ископаемых, добытой нефти, гозо, сквожин, трубо проводов, станков, машин, зо лота и т.д. Обесценить деньги - значит отнять у людей эти мате риальные ценности в пользу го сударства. Вот ток, одним рос черком пера, государство Ель цина и Гойдоро приобрело не сметные богатства, созданные трудом сотен миллионов людей. И где они, те богатства? У ко го? Правда, для приличия вна чале говорилось, что это вроде как долг государства населе нию, что вклады в сберкассах потом будут индексированы и восстановлены, но сейчас об этом не помнят доже сами ог рабленные, то есть мы. А не по мнят потому, что не верят, что долг вернут. Мы слишком хоро шо знаем родное государство. Советско-гойдоровские тра диции продолжоются и поныне. ГПро дефолт 1998 года, абсо лютно рукотворный, но почему- то приравненный к стихийному бедствию, сегодня тоже вспоми нать кок-то не принято. Кок и тех, кто со скромностью Альхе- но удалился в тень, сколотив на народной беде многомиллион ные состояния. Можно смело сказать, что и сегодняшние ре форматоры не уступают Гайдо- ру. Под прикрытием государст венной риторики и торжествен ные звуки возрожденного сторо- гр гимна у миллионов людей от нято то, но чем стоит Россия в самом прямом смысле. Напри мер, земля. Только заморочен ный народ об этом еще не дога дывается, ему уже как-то и не до зедлли. Пенсионная реформа за кончилась тем, что у поколения младше сорока лет уже отнима ют пенсию. Дескать, прежней системы нет, о накопительная еще не получилась, вместо на копления начолось разорение. А как все весело начиналось! за полгода убыток Пенсионного фонда составил 1,1 процента... ошибочка вышла, понимоете... Вот-вот отнимут бесплотную ме дицину и образование, инвали дов и пенсионеров уже лишили льгот. Выплату денег по льготам перенесли на местные бюджеты, а там денег нет и не предвидит ся. Как написол один сатирик- юморист, нашему госудорству ничего не стоит увеличить свои долги перед населением... Любимый тезис историков: реформы требуют времени, как провило, на несколько поколе ний выподоют тяготы, зото по томки заживут... Ток и тянет спросить: «А не жалко люди- шек-то? Все-таки несколько по колений...» К примеру, Китай даже по сравнению с Совет ским Союзом был коммунисти ческим монстром. Еще в шести десятые-семидесятые годы мил лиард людей но себе испыты вал все прелести «культурной революции» и соответствующей экономики. Однако Китой уже сегодня - экономический гигант. Я прнимою, неизбежны труд ности роста, необходимо вре мя, чтобы этот рост появился. Но ведь скоро стукнет 15 лет уже с начала и сомих гайдаров ских реформ. Ну хоть что-то должно проклюнуться, наме титься за это время? Чтобы можно было руками потроготь. Товары в магазинах? Но ведь все эти товоры - импортные, за граничные, от бритвенного станка до колбасы, произве денной из привезенного сырья. Я по наивности думал, что валовой внутренний продукт - это то, что производится на на ших заводох, фабриках, полях и фермах. Каждый день слышу, что ВВП ростет. Но как он рас тет, если очень многие заводы и фабрики не работают, село в запустении? Если бы они робо- тали, я бы видел в магазинах наши, российские товары. Раз ве не логично? А как мы будем жить, если упадут цены на нефть? А если нефть вообще .иссякнет, что, увы, уже не фан тастика... ■ Чего это я разбурчался, что мне, больше всех надо? Нет, надо мне, как и всякому в Рос сии, одной простой вещи. Вот уже пятнадцать лет прожив в эпоху всевозможных преобра- зовоний, хочу хоть немного ус петь пожить при положительных результатах этих самых ре форм. Ну, к примеру, быть уве ренным, что через пять лет бу ду получать такую пенсию, что бы хватало но оплату квартиры и хлеб с маслам. Неужто не за служил? С семнадцати лет ра ботаю. И плачу налоги - всегдо, при любой власти. Сергей БАЙМУХАМЕТОВ. — ^ЭК0 -Н0В 0СТЬ = ПОШЕЛ ГАЗ ПЕСЦОВОГО В Ямало-Ненецком овто- ную систему жизнеобеспече- номном округе вводится в экс плуатацию установка комп лексной подготовки гоза Пес цового месторождения. По словам зам. начальника Урен гойского гозопромыслового управления Николая Цветкова, укрощение Песцового далось непросто. Ни железнодорож ных путей, ни водных артерий рядом с месторождением нет. Добавьте сюда вечную мерз лоту (Песцовое находится за Полярным кругом). Работать приходилось в автономном ре жиме, отстройвоя собствен- ния - инженерные сети, гозо-, водо- и энергоснабжение. Здесь вырос вахтовый жилой комплекс с двумя общежи тиями на 250 мест и даже по жарное депо с 15-квартирным домом для пожорных. Эксплуатация Песцового рассчитана на 40 с лишним лет. На проектную мощность^ запускаемую УКГП-16 плони-в руется вывести осенью буду щего года. Федор АНТОНОВ. НОВЫЙ УРЕНГОЙ. НОРВЕЖЦЫ ПРИСМАТРИВАЮТСЯ К ТЮМЕНИ уп ц< в Тюмени побывал гендире ктор Норвежского нефтяного равления Гуннор Бердж. ',ель визита - определить пер спективы сотрудничество в разработке тюменских недр. Вся нефтедобыча в Норвегии ведется в морских условиях, ток что опыт глубокого подвод ного бурения может пригодить ся и в Ямоло-Ненецком округе при бурении в Обской и Та- зовской губах. Гость не исклю чил вероятности созда::ия в Тюмени дочерних предприятий. Ольга СВИБЛОВА. ТЮМЕНЬ. НЕМЦЫ ВЫБРАЛИ СИБИРСКУЮ РАКЕТУ Конкурс но сборку ракето носителей «Космос-ЗМ», кото рые должны осуществить вы- ва, однако Германия предпо чла более дешевые омские рокеты. По завершении про вод на околоземную орбиту граммы Германия станет вто- пяти немецких спутников ра- рой после США обладатель- диолокационной розведки ницей системы, позволяющей | 5АК-1цре, выиграло омское получать с орбиты детольные ПО «Полет». Ранее предпола галось, что часть контракта, стоимость которого оцениво- ется в 40 млн. долларов, будет передана ГКНГ1Ц им.Хруниче- изображения любых наземных объектов. Юрий ЕПАНЧИНЦЕВ. ОМСК. конкурс: ПЕРЛЫшки (л ю д и , МИША, ТАКИЕ КОЗЛЫ... I Любимый миллиономи актер и певец Михоил Боярский в од- ном из интервью не стал переходить но личности, а сразу об- I рушился на человечество: I «Человечество - это сборище циников и лицемеров, это ( большое стадо зверей, среди которых в редком случае попа даются исключения... Достоевский, Шаляпин, Гомер, Ломоно- 1 СОВ... Остальные - дикая, нецивилизованная, завистливая, жадная, хищная масса». I Л5. Интересно, входит ли в короткий список исключений ^ о м Михоил Боярский? ОБНОВКИ: «БЕНТЛИ», ДОРОГИ И ДУРАКИ - Да вот спорим с сыном, он хочет желтую, а мне больше красная машинка по душе. Парню 18 лет, вот решили по дарок ему сделать, выбираем. Этот телесюжет с дородной момашей с отпрыском, тупова то уставившимся куда-то по верх лакированных паверхно- стей, был снят не в магазине «Детский мир», а в московском автосалоне зноменитой авто мобильной марки «Феррари». «Машинки», предлагаемые здесь покупателю, по корману лишь тем, кто способен выло жить от 300 до 500 тысяч дол ларов 30 экземпляр. Молодце ватый итальянец, продающий легендарные авто, уже ничему не удивляется, в том числе и таким подарком. Именинник выфол все-таки желтую... [Подобную кортину можно увидеть и в сверкоющем авто салоне на Лубянке, где прода ют «Бентли», и в «конюшне», торгующей «Поршами». О дос- тоинствох и технических осо бенностях этих овто говорить не будем. Достаточно скозоть, что счостливый обладотель этого образцо совершенства ийже- нерной мысли может заказать даже индивидуольный запах в салоне своего автомобиля. Еще несколько лет назод пределом фантазии стреми тельно разбоготевшего граж- донина был накрученный «шес тисотый «Мерседес». Нынче наиболее удочливые из наших соотечественников оседлали самые дорогие и редкие овто- мобили в мире. В Москве про писались продавцы дорогущих итальянцев - «Мозеротти» и Этому красавцу, спортивному «Бентли», на своей лакированной шкуре пришлось испытать «русский стиль» вохадения... «Ламборгини». В открывшемся в мое овтосалоне «Феррари» в первое время продавали по 20 автомобилей ежедневно. Нынче фирма только принима ет заказы - российская квота на год выбрана до донышка. Зато знаменитая фирма «Пор ше» выделила 10 млн. долла ров на строительство своих представительств в Москве и Г1одмосковье, рассчитывоя бы стро окупить вложения. «Пор ше» уходят, кок горячие пирож ки - до 100 авто в год. На рос сийский рынок рвется и «Роллс-Ройс», который рассчи тывает уже до конца года про деть три-четыре десятка самых шикарных лимузинов в мире. Вот только ездить но токих машинах, предназноченных для просторных дорог с идеальным ХОРОШО СИДИМ! Отечественные авиакомпа нии затеяли замену кресел в своих лайнерах. Есть на что: за прошлый год крупные авиапе ревозчики увеличили объем почти на 10 процентов, у них появились деньги на обновле ние салонов. Да и пассажиры стали разборчивее, все чаще предпочитают выбирать само лет покомфортнее. Один из главных российских производителей кресел - ком пания «АККО» - разработала кресла для авиапассажиров на уровне мировых требований. Все они испытываются и серти фицируются по жестким между народным нормам. Так, кресло для солоно экономического класса выдерживает девяти- кротную перегрузку, что повы шает безопасность полетов. Сейчас «АККО» готовится к получению сертификата на кресла для солонов бизнес- класса, которые выдерживают перегрузку вдвое выше, чем в экономклоссе. По словам глав ного конструктора компании Юрия Тканко, первыми столь жесткие требования выдвинули американцы, теперь они дош ли и до России. покрытием, у нас практически негде. Но все равно - ездят. Более подходит для наших ухабов «Хаммер» - вездеход омериканской армии - неуклю жий, многатонный гигант, кота- рому нипачем и пустыни, и бо лота. Несмотря на цену - да 100 тысяч долларав (вдвое до роже, чем в Америке), сотни этих овтомобилей уже колесят по России, но них пересажива ются бывшие владельцы Джи пов и «паркетных» внедорож ников. А в Калининграде запу щен зовод по сборке «Хамме ров», который будет ежегодно выбрасывать на рынок по пол торы тысячи этих монстров. Как нодеются менеджеры фирмы, это хоть как-то удовлетворит ожиотожный спрос... Денис ЛАПИКОВ. Эти кресла отечественного производства не уступают лучшим зарубежным образцам. Новые кресла не только прочнее, но и намного удоб нее своих предшественников. Сейчас заказчиками продукции компании стали «Аэрофлот», «КросЭйр» (^я самолетов Ил- 96-300) и «Владивосток Авиа» (для Ту-204-300). Новыми крес лами будут оборудоваться и все реактивные Ан-148, пред назначенные для региональных перевазок. Спрос так велик, что «АК КО» готовит в Подмосковье большой производственный цех, который выпустит первую продукцию уже в будущем году. Для компаний победнее санкт-петербургский завод овиационных пластмасс «Аэро пласт» обновляет отечествен ные кресло типа ЗКЗ-7504-0 или зокупает на Заподе «се- конд ХЭНД». Но отечественных меняются все «мягкие места», и они покрываются негорючей обшивкой. Бэушные кресла с Западе в последние годы очень подешевели (ток, блок из двух кресел бизнесклоссо сто ит около 6000 доллоров). Этим путем обновления солонов по шли «Пулково», «Роснефть- Балтико», «Газпромовиа» и другие. А вот «Кубанские авиоли- нии» на всех своих 11 лайне- рох после техосмотра на за- водох-изготовителях' устоновят кресло, изготовленные на за воде автомобильного концер не «Мерседес»... Андрей БАРАНОВСКИЙ. :РАЗГ0В0Р НАЧИСТОТУ^ «ЗНАМЕНИТЫЙ СУ-27 МЫ СДЕЛАЛИ ДВАЖДЫ...» ГЕНЕРАЛЬНЫЙ КО Н С Т Р У К ТО Р ОКБ С УХО ГО М И Х А И Л С И М О Н О В РАСКРЫ ВАЕТ М А ЛО ИЗВЕС ТНЫ Е С ТРАНИЦЫ ИЗ И С ТО РИ И РО С С И Й С КО Й А В И А Ц И И - Михаил Петрович, ваши боевые самолеты в последние годы десятками улетают в стра ны Азии и Латинской Америки, но не слышно, чтобы они поста влялись в российскую армию. Не обидно, что ваши «сушки» не нужны родным ВВС? - Это очень больной для ме ня вопрос. Как для гражданина, так и для конструктора. И отве тить на него я вам могу очень коротко: «Обидно!». Более под робный ответ могут дать, если, конечно, зохотят, в Министерст ве обороны, в правительстве, в Госдуме - там, где формируется военный бюджет страны. Вам скажут, что денег в козне на пе ревооружение военного авиа- порко нет. - Но и при отсутствии долж ного государственного финан сирования вы не стоите на мес те, активно развиваетесь. На последнем авиасалоне в Фарн- боро, к пример, продемонст рировали наработки по созда нию нового грахсданского авиалайнера. Как объяснить это перемещение из боевой в пассажирскую авиацию - как вынужденный шаг? - Это новый элемент в ношей стратегии. Военное ОКБ «Сухо го» перекладывает руль в сто рону гражданского самолето строения. Ориентироваться только йо выпуск боевых само летов в нынешнее время эконо мически невыгодно. Сегодня они пользуются спросом, а зав тра геополитическая ситуация изменится, спрос сократится - и что тогда? Уходить с рынка? Во зить же пассажиров не пере станут. Наши проекты по граж- донской авиации долгосрочные, тем самым мы создаем задел на будущее, надеясь занять еще одну важную нишу на рын ке. Вообще-то мы действитель но сейчас розвивоемся актив нее, чем, скажем, в благополуч ные советские годы. Породокс? Нет. Нынче не ЦК и не министр принимают решения, какой должен быть самолет, а гене- рольный конструктор, который в этом все-таки побольше раз бирается, чем чиновник. До, ра ботать труднее, чем раньше, зато интересней. - А не боитесь конкуренции в гражданском самолетострое нии? Ведь там давка не мень ше, чем в военной авиации. Тем более, что отечественные авиакомпании откровенно иг рают на стороне «Боинга» и «Эйрбаса», закупая чужие са молеты и игнорируя собствен ные... - Конкуренция всюду, от нее не убежишь. Небольшой опыт в гражданском овиостроении у нос уже есть. Наш завод в Но восибирске производит сомоле- ты Ан-38, в свое время мы уча- ствоволи в серийном производ стве лайнера Ил-62. Если при этом учесть не только нош опыт, но и состояние ноших серийных заводов, которое удалось под- держоть но должном уровне за счет реолизации военных про грамм, то не токими уж кустаря ми но этом рынке мы выглядим. - Сейчас вы разрабатываете самолет деловой авиации, ко торый именуется не «Су», а С- 80. Это что, «Симонов»? - До нет, всё проЩе. ДёлР' в том, что по заведенному поряд ку самолеты, еще не вошедшие в серию, носят рабочие индек сы «С» и «Т». А когдо пойдут се рийные испытания, они получат марку «Су» с соответствующим номером. - Вы - один из лучших в ми ре военных конструкторов, но самый большой макет самоле та в вашем кабинете - пасса жирский... - О, это моя мечта! Очень хотел бы создать самолет, имя которому уже придумал: «Кры лья России». Это следующий шаг в гражданской авиации - трехпалубный самолет, даль ность полета 15 тысяч километ ров, вместимость 800 поссожи- ров... Это не гигантомания, о расчет, все эксперты признают, что потребность в таких сомо- летох сегодня очень велика. На таких суперлайнерах авиастро ители вполне могут заробототь десятки миллиардов долларов. Но все новое, по нашей тради ции, очень трудно воспринима ется, ток что сторонников у это го проекта пока мало. К тому же, европейцы здесь нос обог нали, подобные самолеты они уже производят, гиганты вот-вот начнут летать. - В последнее время почему- то ничего не слышно о том, как продвигается проект создания истребителя пятого поколения. Судя по всему и это соревнова ние с Соединенными Штатами мы уже не выиграем? - Я вам ток отвечу: есть спе циальное роспоряжение амери канского кабинета начальников штабов, чтобы НАСА провело исследование процесса созда ния самолета Су-27. Это о чем- нибудь говорит? Могу сказать, что мы сделаем хорошую ма шину, 30 которую ном не будет стыдно. Больше пока по созда нию истребителя пятого поко ления ничего сказать не могу. Военная тайна. Кстати, о вы знаете, что ныне знаменитый Су-27 мы дважды делали? - Вы хотите вместо одной тайны приоткрыть другую? - Об этой истории действи тельно мало кто знает. Когда первый раз мы создали Су-27, то подняли его в воздух и це лый год его испытывали. А па раллельно велось электронное моделирование воздушных бо ев с этим истребителем. По ре зультатам мы пришли к груст ному выводу, что создоли весь ма посредственную машину. Это было в конце семидесятых. Пришли мы к Ивану Силаеву, тогдашнему заместителю мини стра, и скозоли, что в Комсо- мольске-на-Ам^е уже выпуще но десять Су-27-х, но все их нодо выкинуть, а самолет про ектировать заново. У того гла- 30 на лоб полезли. Но Силоев был умным человеком. Говорит: «Представляете, что бы с вами было в 1937 году эо токие сло во?! Вы умудрились навредить ВВС, развалив огромный про ект. Но я вас выслушаю и по стараюсь понять». Всего мы представили план доработок самолета из 21 пункта! А даль ше вообще детективная исто рия. Мы, конструкторы «Сухо го», со всеми своим предложе ниями не смогли бы пробиться через ЦАГИ - Центральный оэ- рогидродинамический институт. Тут я вспомнил, что вместе учился со Стонисловом Коша- футдиновым, а он в тот момент работал заместителем началь ника Сибирского института по аэродиномике. Я поехал к не му, вывалил ему все предложе ния по модернизоции двигателя - А пилотажные машины мы по-прежнему создаем самые лучшие в мире? - В прошлом году но чемпи онате миро в Амери!5е, летчики на самолете*Су-34' ■зсл~ воевали звание абсолютных чемпионов мира. На самолете Су-26 - звание абсолютного чемпиона мира среди женщин. Ток что летаем! • А как развивается палуб ная авиация? Хотя авианосец в российском флоте всего один... - Тут все просто. Авионосцев в Америке - 11-13. По крайней мере четыре из них - класса «Нимец», то есть имеют на бор ту по 90 самолетов и три тыся- намский контракт тянул но 100 миллионов долларов. И тут объявляют, что нашу фирму вы ставляют но торги, уже подпи- 'Ейн 91<®з Ел15|цйна. А мы, между прочим,-по мировым росценкам' стоим примерно 4 миллиорда долларов. Нос же тогда оцени ли в 22 миллионе рублей. Сме хотворная цена. Учоствовол в этом деле тогда Чубайс. Мы к нему с возгласами: нельзя нас продавать, тем более за такие смешные деньги. И вообще: мы что, на российской овиации крест ставим? А он в ответ только рукоми развел: а указ президента уже подписан. По бежали к министру обороны. для истребителя. Тот меня пол ностью поддержол. И мы с ним (тайно!) разроботали новый проект. Но его же надо легали зовать. Не могли же мы прийти в ЦАГИ и сказать, что мы соз дали лучшую аэродинамику, чем они. Мы поступили ток: у нас в ЦАГИ идет целая цепоч ка моделей на продувку. Мы изготовили контрольную мо дель сверхзвукового самолета, присвоили ей код и подмешали эту модель в общий поток про дувок. В ЦАГИ, конечно, не знали, что продувают в том числе и новую модель. Через некоторое время звоним: да вайте экспресс-материал. Нам отвечают, что не могут, по скольку у них выпад (это когда полученные результаты не сов- подают с прогнозируемыми). Надо, дескоть, разбираться. А результат оказолся блестящим! В общем, всеми правдоми и не правдами мы отстояли воз можность переработки уже ут вержденного проекта - и, как выяснилось, не зря старолись. В разроботку пошел по сути новый сомолет. Его мы внедря ли еще полтора года. В общем, если бы не наша ностойчи- вость, сейчас бы Су-27 никто не знал, и никто бы его не по купал. чи персонала. Это не устарело: кто владеет флотом - владеет миром. Россия это тоже пони- моет, денег только нет. Нами уже создан палубный самолет, он существует под известной маркой Су-33. Мы зноем при меры, когда на западных авиа- носцох случались и аварии, и катастрофы при взлете. V нос же, тьфу-тьфу, ни одной. Есть что развивать - была бы только команда. - В последние годы в самое лучшее, перспективное произ водство в России активно вне дряется западный капитал. «Сухой» не пытались купить? - Было дело лет 10 назад. И отбились мы, надо скозоть, с огромным трудом! У нас тогда уже были контрокты с китайцо- ми, с вьетномцами. Только вьет- но Грачев ту же песню затяги вает: порядок должен быть в стране, есть указ - надо выпол нять. В общем, поддержали нас только в Совете безопасности. Видимо, Ельцин в тот день был отчего-то в хорошем располо жении духа - и, как ни странно, свой же указ росчерком пера отменил. Так мы соскочили с этого поезда, который неиз вестно куда увез бы нас... - Михаил Петрович, извините за наивный вопрос: а вы с дет ства мечтали стать конструкто ром? - Именно так. И обязательна главным! Жили мы с семьей в подмосковном Быково. Там аэ родром, а значит, и самолеты... Беседовал Денис АНТОНОВ. ИЗ ДОСЬЕ «ДВ»< Михаил Петрович Симонов родился 19 октября 1929 года в Ро- стовв-на-Дону, В 1954 году окончил Казанский авиационный ин ститут. Работал на различных руководящих должностях в Казан ском ОКБ спортивной авиации, Долгопрудненском КБ автомати ки, Таганрогском машиностроительном заводе и Ухтомском фи лиале Московского машиностроительного завода. С 1970 года - в ОКБ (^хого; руководил летными испытаниями и доводкой само лета Су-24, был главным конструктором самолета Су-27, других военных машин. В 1979-1983 годах - заместитель министра авиа ционной промышленности СССР. С 1983 года - генеральный кон структор АООТ «ОКБ Сухого».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz