Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
29 января 2004 г., № 18 (22146) ЛИПЕЦКАЯ г а з е т а Липецкий край созидается верой (Окончание. Начало на 1-й стр.) —А вот Л. Толстого, уве рен, Вы, Владыко, не назо- "»ете. Ибо отлучен Толстой 9т Церкви и нет ему до сих прощения... — Почему же. Толстой был и навсегда останется ге нием мировой литературы. И у жителей поселка Лев Тол стой всегда будет законный повод гордиться своим музе ем, сохранившим память о последних часах жизни -ге ния. Но. все ли знают, как умирал Толстой? Без покая ния, в страшном смятении души, хотя оптинские стар цы посылали к нему священ ника для последнего в его жизни обряда. Но не приня ли священника, что прозор ливо предсказывали святые отцы Церкви. И эту трагичес кую страницу в жизни вели кого человека нужно тоже знать, если мы хотим о на шей истории судить непред взято, ибо не дорого начало, а дорог конец. Все наши проблемы так 'или иначе связаны с отсут ствием крепкой духовной базы. История наша (я имею в виду не учебник, который что ни год, то перелицовыва ют, как вышедшее из моды пальто) — это нечто корне вое, глубинное, основанное на вере предков. Мы долж ны вернуться к своим исто кам, без этого путь наш бу дет в никуда. Слава Богу, в области проводится целенаправлен ная политика по сохранению и приумножению традиций предков. Это заметно во мно гих вещах. Хотя бы в искус стве. У нас прекрасные само деятельные и профессиональ ные коллективы, знающие и русское народное творчество, и духовные произведения. Вот и недавний Рождественс кий концерт духовных песно пений это подтвердил еще раз. У нас сохранены и даже от крыты новые музеи и библио теки. Создается губернское телевидение, которое, я наде юсь, сможет если не пере крыть, то ослабить поток все го ужасного, что исходит из столиц, и начнет показывать жизнь такой, какая она есть. Но главное, что больше всего радует, — поднимают ся к небу храмы, наполня ются колокольным звоном окрестности . Во многих , даже отдаленных селениях совершается служба. Это зна- чи'^'» совершаеуся* ,«срасе-. ние '«айовеков». ми фактами стоит не только плач разрушенного храма, не только труд приходского свя щенника и его причта, но и хлопоты многих и многих простых мирян-верующих, а также заботы властей предер жащих. Тут важен личный пример. Почему руководите ли области и города О. Коро лев, А. Савенков, М. Гулев- ский, В. Синюц демонстриру ют глубоко личностное отно шение к проблеме возрожде ния святынь? Просто так это отношение не складывается, не возникает из ничего. Ду маю, это потому, что все они имели крепкие корни, пом нят заветы дедов и отцов, умевших чтить Бога и пра вославное Отечество. Более того, власть понимает значе ние этого процесса и тракту ет его широко и по-христи ански точно. В приветствии в адрес вновь образованой Липецко- Елецкой епархии глава ад министрации области О. Ко ролев пишет: «Назначение церковного прихода гораздо шире — он должен стать еще и центром социальной и культурной жизни право славной общины». Мы с этим вполне согласны. И получа ем от светской власти — и исполнительной, и законода тельной — постоянную под держку. Активно помогают восстановлению духовной жизни в области НЛМК, аг рофирма «Аврора», «СУ- 11», «Развитие», Лебедянс кий экспериментально-кон сервный завод, «Свободный сокол», Лебедянский машза- вод, «Регионгаз», «Липецкэ- нерго» и многие другие — думаю, газетной полосы не хватит, чтобы перечислить всех жертвователей. Бозрождение Чаплыгин- ского района началось с вос становления шедевра архи тектуры — Свято-Троицкого собора. За ним последовали Никольская церковь и дру гие. В Лебедянском районе начали строительство нового храма во имя Святых Ново- мучеников и Исповедников Российских, новую церковь построили в Измалково, в Становлянском районе. В Усмани истинно народной стройкой также стало возве дение собора. — А правда ли, что на восстановление монастыря в Задонске миллион дал А. Чубайс? И вообще: Церковь всегда была вынуждена при нимать жертву от сильных мира сего, между тем отно шение к ним общества, осо бенно в последнее время, из вестно. Да ведь и сам Хрис тос сказал, что богатому по пасть в рай труднее, чем верблюду влезть в игольное ушко... И еще спрошу: не изменилось ли, так сказать, содержание самой жертвы? Ведь раньше в церковную кружку богач бросал соб ственные ассигнации, а те перь — все больше перево дит «безналом» деньги, при надлежащие коллективу, им возглавляемому. Нет ли тут некоего лукавства? — Да, Чубайс пожертво-_ . ^ а л на монастырь миллион рублей. А чьи это деньги? Я считаю — народные или взя тые у народа обманным пу тем. В нашей Церкви всегда отсутствовала проповедь бо гатства. Само по себе оно не является грехом, а вот ради чего (кого) оно — это важно. Святитель Тихон Задонский предупреждал своих совре менников и... нынешних оли гархов: «Не гордись, не воз носись богатством, понеже не твое, на время оно тебе дано, на твою и ближняго пользу, и со временем отидет от тебя.» И еще говорил: «Ник то не может взять с собой что-нибудь в вечность. Гроб 2 0 0 3 г о д , а в гу с т . Т о гд а е щ е е п и с к о п З а д о н с к и й Н и кон б л а го с л о в л я е т п р и х о ж а н в Д е н ь п ам я т и св я ти те л я Т и х о н а . мал как нищего, так и бога того.» В этот мир человек приходит наг, таким же и уходит... Верующие это понимают. Монастырям, храмам жерт вуют нынче многие небедные люди. И среди них А. Чу байс. Но Церковь не спраши вает — почему человек (или коллектив) дает средства на ее возрождение, это дело жер твователя. Просто нужно по мнить простую истину: помо гая храму ли, бедному ли, ближнему ли, человек помо гает прежде всего себе. Ибо движение его души известно Господу. — Свою деятельность на посту правящего архиерея Вы начали с установления . тесных, кон^щстрв,{;,военны- 1мй, мео^ным 1№ннюёт6и, де партаментами образования и культуры — со всеми епархия заключила догово ры о сотрудничестве. Что стоит за этим шагом? — Мы заинтересованы в контактах со всеми органи зациями и структурами вла сти, озабоченными проблема ми духовно-нравственного развития общества. Мы, на пример, успешно работаем с вузами, с областным воен ным комиссариатом, с исто рико-патриотическим обще ством «Наследники Алексан дра Невского». Областной военком гене рал В. Загитов отмечает, на пример, что среди призывни ков парня без нательного креста теперь почти не встре тишь. В частях по инициа тиве военных создаются мо лельные комнаты и даже строятся храмы. То же мы наблюдаем и в вузах. В тех ническом университете попе чением православных педаго гов строится церковь во имя преподобного Сергия Радо нежского. Конечно, мы бу дем рядом с ними — педаго гами, военными — всеми, кто озабочен проблемой ду ховно-нравственного состоя ния общества. — Вот уже который год бушуют страсти по поводу введения в государственных школах предмета «Основы православной культуры*. Хотя р еф иде^''й)й]ьк'6 6 "фа культативе и только о 1№КО- мендации со стороны Мини стерства образования. Что Вы думаете по этому поводу? — Еще несколько лет на зад был создан координаци онный Совет по взаимодей ствию упомянутого вами ми нистерства с Московской пат риархией. Так вот, этот Со вет с самого начала заявил, что считает своей основной задачей утверждение тради ционных духовно-нравствен ных начал в образовании. — Традиционных — зна чит православных? — Именно. У нас до сих пор светское образование трактуется как атеистическое. Из этого следует, что мы не должны на уроках истории говорить о святых А. Не вском, Д. Донском, С. Радо нежском, которые внесли ог ромный вклад в дело осво бождения Руси от инопле менников. И о А. Суворове, М. Кутузове, которые без крестного знамения и шага в жизни не делали. Да и о А. Пушкине, М. Лермонто ве, наших И. Бунине, М. Пришвине — глубоко веро вавших во Христа. Святейший патриарх Алексий Второй очень точно выразился по этой проблеме. Если у нас демократическое государство, то мы должны быть поставлены в равные _ условия с атеистами. Ведь в школах, чтЬ ни й'рёдйет (бёЬ- бенно гуманитарные дисцип лины), то он преподносится именно с атеистических по зиций. Но история правосла вия, этика, мораль христиан ская должны преподаваться в таком же объеме. Иначе получается: атеизм узаконен, а религия вне закона. Мы не говорим о навязывании сво его мировоззрения. Верить или не верить — дело лично го выбора. Ну так дайте этот выбор! К тому же нужно учи тывать реальность: по дан ным статистики, более 80 процентов россиян сами (по нимаете — сами!) считают себя православными. По дей ствующей Конституции у нас все религии равны. Но госу дарство вправе отдавать пред почтение конкретным религи озным образованиям, кото рые оказали большее влия ние на его становление. А вся история государства Россий ского — это знает любой учи тель истории — связана именно и прежде всего с пра вославием. Я уж не говорю про то, сколько христианс кой крови было за тысячелет нюю историю крещеной Руси пролито. Без религии нельзя осво ить национальную культуру — хорошо, что это понима ют сегодня и президент, и правительство. Что же касается самого предмета «Православная куЛйтура», то дирёктйвныё- методы его внедрения недо пустимы, тут не нужна спеш ка. Главная в этом вопросе проблема — кадры подготов ленных педагогов. И решать ее нужно совместными уси- лями. — Вы хотите сказать, что и в самом епархиальном об разовании есть сложности? — Конечно . Епархия только-только начинает жить и формировать свои структу ры, в том числе и свою учеб ную базу. Чем мы сегодня располагаем? Есть духовное училище имени святителя Тихона Задонского в Ельце. Открываем духовную гимна зию в Липецке, в Конь-Ко лодезе. Попечением Митропо лита Воронежского и Бори соглебского Сергия в духов ных заведениях соседней епархии учатся наши гимна зисты, священнослужители, монашествующие. Но мы бу дем укреплять и свою базу. Хотя многое в деле духовного просвещения может и долж на сделать интеллигенция. Существуют творческие союзы, например Православ ное общество писателей Санкт-Петербурга, которое своей главной задачей счита ет возвращение русской ин теллигенции в ее родной дом — Русскую православную Церковь и вообще — созда ние новых произведений ху дожественной литературы, "досто'йн'о прб'Д'бйжающих христианские традиции я с ских художников слова. Вот что-то подобное хотелось бы видеть и в нашей области. Надо же противостоять бе зобразиям, творимым телеви дением, отдельными СМИ. Надо, как в годы лихолетья, объединяться ввиду явной угрозы — неприятель не про сто у порога нашего дома, он уже вломился в него и хо зяйничает в нем! — Мне доводилось бы вать на ежегодных Рожде ственских чтениях в Моск ве, на Глинских в Троице- Сергиевой лавре — вот это, по-моему, как раз то, о чем Вы только что говорили: эти собрания объединяют всех, кому дороги традиции пра вославия и судьба Отечества. На Глинских чтениях, кста ти, главным предметом об суждения служат труды свя тителя Тихона Задонского. У православных педагогов нашей области, постоянных участников этих чтений, есть вопрос: почему бы не организовать Тихоновские чтения у нас в области, на пример в Липецке или в За донске на базе Богородицко го монастыря? И начало по ложено — профессор Липец кого педуниверситета 3. Ви- дякова в кругу единомыш ленников такие чтения про водит. — Идею организации Ти хоновских чтений мы обяза тельно претворим в жизнь. Решение на этот счет уже принято. — Церковь всегда призы вает к любви, во отчего же у нее самой столько врагов? — А потому, что и она, и святые отцы, и монашеству ющие, и простые прихожане своею жизнью обличают не праведность нынешней жиз ни. Трудно остановить весь мир, пресыщенный, лежа щий в сытости, страстях, на слаждениях. Игры, бесконеч ные викторины (крутнул ба рабан — и стал миллионе ром, а потом этот миллион пропил — вместо того, что бы помочь бедным!), рестора ны, бары, слава, поклонение, власть... — как можно отка заться от всего этого и войти в мир истинно православно го человека? Бот и хотят и Церковь разложить, развра тить, уничтожить — об этом пророчествовали еще препо добный С. Саровский и пра ведный И. Кронштадтский. Но у каждого есть свой выбор. Знаете, для священ ника важнее всего то, с ка ким сердцем, с какими чув ствами человек приходит в храм. Мы смотрим не толь ко и не столько даже на его пороки (нет людей безгреш ных), а на его стремление исправиться. И если это уда ется с конкретным челове ком, это маленькая в угоду Господу победа: еще один смертный оказался на пол шага ближе к Истине. У каждого из нас имеют ся довольно простые весы, на которых всегда можно изме рить — в какую именно сто рону ты обратился больше, — дьявола или Господа. Выключи телевизор и спро си себя сам о простых в сущ ности вещах: лучше лН ты стал относиться к своим близким, помогал ли своей семье молитвой за родных, больше ли читал священных книг, чаще ли посещал храм, внимательнее ли молился, сколько раз в году причащал ся ... Честно ответь и обо всем подумай... — Можно спросить о лич ном? О чем Вам мечтается, Владыко? — Оспасении душ вверен ной мне паствы. Беседовал Александр КОСЯКИН. ^ С о п иальныи аспект Главный тормоз - кондуктор 9 к городскому общественному транспорту у липчан остается немало претензий. Введение платного проезда, к сожалению, обстановку в этой сфере явно не улучшило. Правда, автобусов и троллейбусов на улицах города при бавилось, но ходят они по-прежнему нерегулярно , с пере боями. К долгим ожиданиям транспорта на остановках прибавилась еще одна проблема — нехватка кондукто ров. Из-за этого водители «прогоняют» всех пассажиров через переднюю дверь — и входящих, и выходящих. В р е зультате людям приходится выстаивать очереди, те рят ь время. А в т рам ваях , где, как правило, кондукто ров нет, пассажиры протискиваются через весь салон, чтобы оплатить проезд водителю. Когда же будет наве ден порядок с кондукторами на транспорте? Людмила КНЯЗЕВА. г. Липецк. Писем по проблемам пассажирского транспорта в Липецке в ре дакцию «ЛГ» поступает много. Собрав их вместе, мы обратились в Глав ное управление городского транспорта. Вот какой разговор получился с начальником управления Л е о н и д о м СО КО Л О ВЫ М . — Л е о н и д Н и к о л а е в и ч , т а к с ко л ь ко ж е ко н д у к т о р о в н а с е го д н я н е д о с т а е т ? — Комплектовать штат кондукторов мы начали еще до введения платного проезда в июле прошлого года. Однако до сего дня создать полноценный коллектив кондукторской службы, к сожалению, не уда лось. Не хватает более двухсот человек. Причин этому несколько. Прехще всего, работа эта особая. Она связана с материальной ответственнос тью, наличием при себе немалых сумм денег, что небезопасно по ны нешним временам. Кроме того, сбор денег с пассажиров, напрочь от выкших платить за проезд за десятилетие «транспортного коммуниз ма», требует тактичности, терпения и в то же время настойчивости и требовательности. Не все работники обладают этими качествами. Боль шая их часть не выдерживает даже испытательного срока. Свою роль играет и невысокий оклад, который приращивается лишь хорошей выработкой. Управление, транспортные предприятия принимают все меры по привлечению людей на эту работу. Уверяю, у нас можно хоро шо зарабатывать, если трудиться добросовестно, с отдачей. Некоторые граждане предлагают вновь ввести талоны и билетные кассы в транспорте. Однако пока липчане не привыкнут добросовестно оплачивать свой проезд, делать это преждевременно. — Ч и т а т е л е й и н т е р е с у е т , к а к п о п о л н я е т с я п а р к п а с с а ж и р с к о г о т р а н с п о р т а . В ед ь п а р а л л е л ь н о с п р и о б р е т е н и е м новы х м аш и н вы с п и сы в а е т е с т а р ы е . . . —В конце 2002 гцоа для Липецка приобрели 50 автобусов марки «ЛиАЗ- 5256», в 2003-м — еще 30. Купили 15 троллейбусов Уфимского завода. Новую технику поставили на самые загруженные пассажирские маршру ты — 22, 27. 30, 2, 24, 11... Однако из-за стопроцентного износа старых машин за это время списали практически столько же, сколько получили. Замечу, что только в прошлом году к пассажирским перевозкам привлекли более 200 коммерческих автобусов, общее количество кото рых составляет теперь около 400 единиц. В текущем году планируем приобрести 10 новых троллейбусов. Продолжится обновление и автобусного парка. — К а к яв с тв уе т и з п и с е м , м н о ги е п а с с а ж и ры н е уд о в л е тв о рены гр аф и ком д в и ж е н и я т р а н с п о р т а н а м а р ш р у т а х . Т о , н а п р и м е р , ав тобусы хо д я т с л иш к о м ч а с т о , то их при хо д и тся хдщ ть по 1 5 - 2 0 м и н у т . П о я с н и т е , к а к у с т а н ав л и в а е т с я гр аф и к д в и ж е н и я . —Он устанавливается, исходя из обследования пассажиропотока Чтобы жить с огоньком. Голубым Восьмидесятилетние супруги Анастасия Васильевна и Владимир Демьянович Пановы из Грязей уже и не мечтали о том, что в их домишке когда-либо появится природный газ. Дело это для стариков слишком хлопотное, а главное — не по карману. Так и топили бы они дровишками старенькую печь, если бы в дело не вмешалась служба социальной защиты. Ее ^ специалисты организовали им газификацию за счет средств областного бюджета. Помогли и с приобретением газового оборудования. —Не осталась без внимания и многодетная семья Бурцевых, а так же другие малоимущие, в чьих домах недавно вспыхнул голубой ого нек, — говорит заместитель директора центра социального обслужи вания Грязинского района Ирина Вандышева. — А всего только в про шедшем году за счет областной казны провели газ в 45 квартир инва лидов, престарелых, одиноких и низкооплачиваемых граждан, и эта работа продолжается. Пришел газ в дома семидесятишестилетней Матрены Васневой из Добринского района, проживающей с сыном — инвалидом детства,. инвалида первой группы из села Новочеркутино того же района Раисы Овсянниковой, инвалида детства вдовы Любови Ведилийой из Добро- вского района и многих других жителей нашей области, нуждающихся в поддержке государства. — Всего же по специальной областной программе в прошлом году газифицировали 609 квартир малоимущих граждан, — поясня ет начальник отдела управления соцзащиты администрации облас ти Раиса Злобина. — Кстати, в 2003 году к финансированию этой программы подключился и Пенсионный фонд, выделив 1,9 милли она рублей. Напомню, что целевая программа, о которой упомянула Раиса Его ровна, действует в области с 1998 года. Ее цель — помочь с газифика цией жилья тем, кто не в силах это сделать самостоятельно. За шесть минувших лет эту помощь получили более 2800 семей, на что только из областного бюджета израсходовано 19,4 миллиона рублей. — Программа рассчитывалась на более короткий срок, — подклю чается к разговору начальник областного управления соцзащиты Вя чеслав Явных, — но нуждающихся в помощи оказалось слишком много, и областные власти решили ее продолжить. Ведь мы помогаем не только на каждом из маршрутов. Все это увязывается с возможностями всех видов транспорта, их общей провозной способностью, а также норма тивами рабочего времени водителей и кондукторов. Изменения в гра фик движения вносим и в зависимости от времени года. Сегодня, на пример, работа общественного транспорта в Липецке осуществляется по осенне-зимнему расписанию. То есть мы не отвлекаем автобусы на перевозку садоводов и иные нужды. Все машины работают только на городских маршрутах. — С 1 янв аря 2 0 0 4 го д а п л а т а з а п р о е з д в о бщ е с т в е н н о м т р а н с п о р т е в о зр о сл а с т р е х д о ч е ты р е х р у б л е й . По о т к л и к ам в р е д а к ц ию , го р о ж а н е в о спр ин ял и э т о с п о к о й н о — п р и вы к аю т . . . В м е с т е с т е м н е л иш н и м б у д е т в опро с : к о г д а хсдать о ч е р е д н о го повыш ения? И и зм е н и т с я л и п л а т а з а п р о е з д в м а рш р у т н о м т а к с и ? — В течение 2004 года новых изменений в оплате проезда в обще ственном транспорте не планируется. А дальше все будет зависеть от общего уровня инфляции, цен на топливо и электроэнергию. Регули рование тарифов на проезд в коммерческом транспорте производится Департаментом потребительского рынка администрации области. (Кстати, как сообщили редакции в вышеназванном департаменте, по вышение стоимости проезда и в маршрутках в ближайшее время не предвидится. — Н .Р . ) — Л е о н и д Н и кол аев и ч , к а к и е новы е м арш р у ты буд ут о т кры ты в 2 0 0 4 год у? — Весной намечаем ввод в эксплуатацию троллейбусной линии по улице Катукова. Корректировка маршрутной сети других направлений будет производиться после изучения материалов обследования пас сажиропотоков, которое сегодня производят в Липецке специалисты Московского автодорожного института. Беседовал Николай РОЩУПКИН. бедным людям, но и тем, кто попал в сложную жизненную ситуацию. Например, у одних произошел пожар, у других кто-то серьезно забо лел, у третьих — умерли родители... Так что из года в год программа охватывает все более широкий круг людей. Как показывают итоги реализации программы, многое зависит от позиции власти на местах. Нуждающихся в помощи везде примерно одинаковое количество, но, например, в Усманском районе за минув шие годы в рамках программы газифицировали 312 квартир, а в Ли пецком — только 86, Краснинском — 97, Становлянском — 93. В чем дело? Видимо, в некоторых районах недостаточно работают над помо щью семьям, подпадающим под условия программы. Складывается впечатление, что там просто не заинтересованы газифицировать жи лье своих граждан за счет областной казны. В областной администрации рассчитывают на оживление активно сти в реализации программы. В новом году на нее заложено в бюдже те уже 6,9 миллиона рублей. По расчетам специалистов службы соцза щиты, ее возможностями смогут воспользоваться не менее 300 семей. Дело за местными властями, которым малоимущие граждане имеют полное право напомнить о себе... Николай ВАСИЛЬЕВ. • у Книжная полка о Родине и о себе «я легко узнал его по снимку. Сделанному кем-то перед боем. Так и не пришел отец в Казинку С той войны в село свое родное...» Это строчки из стихотво рения «Памятник», опубли кованного в только что уви девшем свет очередном сбор нике нашего земляка, уро женца села Казинка Грязин- ского района Бориса Цветае ва «Артамонов колодец*. Во вступительной статье член Союза писателей Александ ра Тамбовская, оценивая его стихи, говорит, что они «от личаются обаянием искрен ности и прочностью мировосприятия автора». Природа у Цветаева предстает как живое существо. Она ему близка, она — частичка его малой родины и всей необъят ной Отчизны: Цветы — лиловый, белый, синий... Рассыпал на пригорках май. Все это — милая Россия, Благословенный отчий край. Сад у Бориса Николаевича смотрит «глазами черных слив», а ветер с листвой не просто говорит или шутит, а «играет в кошки-мышки»... В сборник также включены небольшая поэма «Валентин Скороходов», рассказы и автобиографический очерк «Годы, встречи, судьбы». Вообще-то с его очерками о «друзьях-товарищах, об ог нях-пожарищах» читатели «ЛГ» наверняка знакомы, пото му как Цветаев — нештатный автор нашей газеты, не раз его публикации появлялись в выпусках «Честь имею!». А вот о себе он почти не рассказывал. И наконец как откровение — повествование о том, кто он, откуда его корни, какова ро дословная... Но не только самораскрытием привлекает очерк. Интересен он и повествованием о родном крае — селе Ярлу- ково, где Борис Николаевич, возвратившись с войны, препо давал в школе русский язык и литературу; Грязях, Липец ке, где весной 1977 года при редакции газеты «Липецкая коммуна» была создана литературная группа, и он занимал ся в ней. «По воскресеньям, — пишет Борис Николаевич, — мы собирались в редакции и до хрипоты обсуждали написан ное. А писали тогда чаще всего на военную тему: большая часть литгрупповцев — недавние фронтовики, еще носив шие шинели. Наиболее удачные стихи, рассказы, очерки пе чатались на страницах «Липецкой коммуны»... Со временем члены литгруппы стали соавторами коллек тивных сборников, издали свои книги. Среди них фронто вик Борис Николаевич Цветаев. И вот его очередная книга — «Артамонов колодец»... Владимир ОСИПОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz