Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ газета- 12 октября 2004 г., № 198 (22326) ^Э кспресс-опрос Цены на бензин; догнать и перегнать всех? Отечественные нефтедобывающие компании , не ж елающ ие терять на внутреннем рынке ни копейки , непрерывно поднимают цены на бензин в России . По мнению некоторых специалистов , удержать ситуацию под контролем можно лишь в том случае , если добыча и переработка нефти будут находиться в ведении государства . А вы согласны с такой постановкой вопроса? Александр СВИРИДОВ, начальник муниципального пред приятия “Автовокзал “Липецк”: — Цены на бензин растут стремительно, увеличивается, соответственно, и стоимость проезда в автотранспорте. Тяже лым бременем это ложится прежде всего на пожилых людей, на тех, кто везет, нам из сел и деревень сельхозпродукцию, добытую и без того нелегким трудом. Это, конечно, не по- государственному. Деятельность нефтедобывающих компаний должна быть под контролем органов власти, чтобы цены не обоснованно не взвинчивались. Евгения СЕМЕНОВА, маркетолог предприятия “Разви тие”: — Скорее всего, да. Тогда, может быть, в этой сфере будет больше определенности и порядка. Сейчас цены на бензин у нас повышаются по два-три раза за неделю — на десять-двад цать коцеек, и такая тенденция сохраняется в течение гбда. Возможно, это объясняется тем, что много российской не фти уходит на мировой рынок. Хорошо, хоть сравнительно дешевого дизельного топлива в области достаточно. Обеспечи ваем мы им и себя, и соседаие регионы. Геннадий ПЕТРОВСКИЙ, социолог: — Беда в том, что уровень доверия россиян к органам вла сти, не говоря уже о частном бизнесе, весьма невелик: по оцен кам экспертов Института социально-политических исследова ний РАН, он почти в два раза ниже принятого в мировой практике критического значения. Увы, я, как и большинство соотечественников, не верю, что государство сможет распоря диться нефтью и другими ресурсами страны более эффектив но, чем нынешние олигархи, и, честно говоря, уже не наде юсь на то, что стоимость бензина, равно как и других товаров всеобщего потребления, когда-нибудь снизится. Виктор, рабочий ОАО “Липецкий трубный завод”: — Удивительное дело — страна богатеет, казна перепол няется нефтяными миллиардами, а народу от этого не легче... Продажа того же бензина идет, как мы видим, ради обогаще ния нефтяных магнатов, имена которых все чаще мелькают в списках журнала “Форбс”. Куда же деваются остальные сред ства? Как нас уверяют, в так называемый стабилизационный фонд. Но, позвольте, деньги должны работать на страну, а не лежать мертвым грузом! Виктор ДЕРГУНОВ, менеджер по рекламе и связям с об щественностью ЗАО “Липецкнефтепродукт”: — Рост цен на бензин в России происходит, поверьте, не от жадности отечественных нефтедобывающих компаний, а в результате сочетания множества объективных факторов. Коль уж мы взяли курс на рыночные отношения с интеграцией в общемировую экономику, то любое повышение цен на миро вом рынке, безусловно, сказывается и на ценах внутри стра ны. Очевидно, наряду с увеличением продажи нефти за рубеж нужно принимать меры к сдерживанию цен на внутреннем рынке. Но сдерживание это должно быть не административ ным, а рыночным. Можно говорить о том, что косвенно эта ситуация (высо кие мировые цены на нефть) устраивает наше правительство, получающее дополнительные поступления в бюджет и стаби лизационный фонд в виде так называемой сверхприбыли. Что касается возвращения нефтедобывающего и нефтепе рерабатывающего комплексов в лоно государства, думаю, это несерьезно, все это мы уже проходили, жизнь показала, что частные нефтяные компании работают на рынке гораздо эф фективнее, а рост цен на бензин от вида собственности прак тически не зависит. Присмотритесь, к примеру, к ценникам на бензин на автозаправках государственной “Роснефти”: они не меньше по стоимости топлива, чем в других компаниях. Виктор СТАРОСТИН, водитель с многолетним стажем: — Нефтяные магнаты у нас, по всему видно, сами себе хозяева, живут по принципу: “Что хочу, то и ворочу”. Надо бы их прижать немного, подкорректировать, а то ведь вслед за бензином дорожает вся наша жизнь, растут цены на про дукты питания, непродовольственные товары... Андрей, сотрудник муниципального автотранспортного предприятия: — Несколько лет назад был в Германии: литр бензина там, как сейчас помню, в переводе на наши деньги стоил пятнад цать рублей при зарплате водителя семьдесят тысяч. Стоимость горючего у нас сейчас, можно сказать, та же, а вот зарплата несоизмеримо меньше... Представитель одного из подразделений администрации области, пожелавший остаться неизвестным: — Последствия, к которым может привести необоснован ный рост цен на горюче-смазочные материалы, неутешитель ны, это падение жизненного уровня населения, замедление темпов экономического роста. Поэтому не случайно на не давнем заседании федерального правительства член Прези диума Госсовета РФ, глава администрации области Олег Ко ролев уже, кстати, во второй раз заострил внимание на этой актуальной проблеме. Остается надеяться, что “наверху” это учтут и проведут среди поставщиков нефтепродуктов “разъяс нительную работу”. Опрос провел Александр БОЧКАРЕВ. ^^Происшествия Школьник из Ельца хотел покататься. Но попался... По данным Главного управления по делам ГО и ЧС, с 8 по 11 октября на территории области произошел 21 пож ар . В субботу около часа ночи в Л и п ец ке погиб 5 2 -л е тний хозяин квартиры дома № 4 3 по улице Студеновской . Мужчина заснул с горящей си гаретой , которая и послужила причиной возгорания . Со стихией боролись два отделения пожарных. 17 д орожно -транспор тны х происш ествий , двое по гибш их и 2 0 по страдавш их — ито г минувших трех суток. Как со общ ае т пресс -служб а управления ГИБ ДД области , в пятницу в 2 2 часа на 16 м километре автодороги Л ип ец к — Грязи у автобусной остановки 41 -летний м уж чина, управляя ав том аш иной «ВА З -211 02» , допустил н аезд на 17 -ле т - не го пеш ехода , который о т полученных травм скончался на месте . К а к считаю т специалисты , одна из причин аварий на этой тр ас се — недостато к освещ еннос ти . В то т ж е день на четвертом километре автодороги З адонск — Д ол гор укове 26 -ле тн ий водитель автомобиля «ВА З -210 6» допустил столкновение с мотоциклом «Иж -Планета» . В результате 17 -ле тний мо тоциклист и е го 16 -ле тний п ассаж ир получи ли переломы конечностей . С уш ибом грудной клетки го спи тали зиро ван и сам виновник аварии . Несколько сообщений, подготовленных по сводкам УВД. Более 10 0 граммов гер оин а обнаруж ено в одной из квартир дом а по улице 3 . Ко смодем ьян ской в Л ип ец к е , жилье принадлеж и т 4 6 - летней нерабо тающ ей ж енщ и н е . Расследование по факту хранения зелья с целью е го сбыта проводит следственное управление УВД о б ласти . 8 октября в Ельце с при зн а кам и насильственной см ер ти об н а ружен труп 6 5 -л е тн е го хозяина одной из квартир д ом а N 0 3 по улице К о ро л ев а . З а с о в е рш е н и е п р ес тупл ени я з а д е рж а н р а н е е судимый Т. 3 0 лет . А 10 октября в Л и п ец к е около 14 часов выстрелом в голову была уби та 60 -ле тняя хо зяй ка квартиры д ом а N9 2 0 по улице М а тр о сова . Задержаны п одо зр еваемы е в убийстве — 50 -л е тн ий А. и 4 0 - летний С. _ Попы тка п ро ка ти ть ся с в е тер ком за кончил ась для 1 6 -л е тн е го школьника из Ельца уголовным делом . В ночь на 10 октября он угнал автомобиль «В А З -2 1 0 8 » 'из гар аж а 4 5 -л е тн е го ельчанина. Вскоре под ро сто к был з ад ерж ан со тр удни кам и городско го отдела ГИБДД . Служба новостей «Липецкой газеты». ^Актуальная тема Набанкнадейся, апрокооперативнезабывай в “Липецкой га зе те ” за 2 октября был опубликован материал “Заначку хранить лучше в . .. кооперативе” , привлекший внимание многих читателей. Поскольку предпринимательство по- прежнему остается одним из важнейших стратегических резервов развития отечественной экономики , а администрация Липецкой области считает чрезвычайно важным усиление кредитных потребительских кооперативов, председатель комитета по развитию малого бизнеса областной администрации Татьяна ГРИГОРКИНА любезно согласилась более подробно познакомить читателей “Л Р с опытом работы по внедрению такого механизма финансирования. — Татьяна Владимиров на, для каждого начинающе го предпринимателя вопрос жизни и смерти: где взять стартовый капитал? Или как наити доступ к кредитным ресурсам? — Да, препятствий, огра ничивающих возможности для успешного развития ма лого бизнеса, немало. И еже годно круг проблем, их акту альность и злободневность меняются. Сегодня, например, одним из основных сдержива ющих факторов является не хватка кредитных ресурсов, их недоступность для боль шинства предпринимателей. Решением таких острых вопросов мы как раз и зани маемся. Вот уже в течение че тырех лет предпринимателям оказывается государственная поддержка в виде субсидиро вания процентной ставки за счет средств областного бюд жета. В нынешнем году на эти цели предусмотрено 13 мил лионов рублей. Всего же за последнее время бюджетная поддержка оказана в реализа ции 56 бизнес-проектов. Огромное значение имеет социальный аспект, посколь ку реализация инвестицион ных проектов позволяет со здать более 1100 дополнитель ных рабочих мест. А это се годня очень важно. — Однако при всех пре имуществах кредитно-финан совой поддержки у нее есть недостаток: предпринимате ли, не имеющие кредитной истории и залогового обеспе чения, не могут получить бан ковский кредит. Что делать? — По оценкам экспертов Российской торгово-промыш ленной палаты, потребность малого бизнеса в стартовом кредитном ресурсе составляет свыше полутора миллиардов долларов в год. Это немало: все существующие кредитные ин ституты не в состоянии по крыть такую потребность. Но проблему можно ре шить другим путем. А имен но созданием кредитных коо перативов граждан, обществ взаимного кредитования и других внебанковских струк тур. Это позволит, используя денежные сбережения населе ния, оказывать (на возвратной основе) финансовые услуги субъектам малого предприни мательства. И, прежде всего, тем, кому ограничен доступ к кредитам по указанным вами причинам. — В чем особенность по добных кооперативов? — Понятие “кооперация” вошло в обиход с середины девятнадцатого века, когда такая форма организации по лучила большую популяр ность в странах Европы. Но немногие знают, что по числу и разнообразию видов учреж дений кредитной кооперации Россия занимала в начале двадцатого века одно из веду щих мест. В 1916 году в Рос сии насчитывалось более 14 тысяч кредитных союзов с об щим числом пайщиков 8 мил лионов человек! Новый толчок развитие кредитной кооперации полу чило в годы перестройки. Сей час в России насчитывается около 500 кредитных коопе ративов, в которых состоит более сотни тысяч граждан. Объем средств, аккумулиро ванных в них, по оценке “Лиги кредитных союзов”, достигает миллиарда рублей. В прошлом году в России ста ло на 80 кредитных союзов больше, и в это движение вли лось еще около 50 тысяч че ловек. Кредитный союз (кредит ный потребительский коопера тив граждан) — это небанков ская кредитная организация, создаваемая как добровольное объединение частных лиц. Цель — финансовая помощь друг другу, а именно — сбере жение личных денежных средств и предоставление из них займов только членам организации на взаимной ос нове. Как правило, объединяют ся в кредитный союз коллеги по работе, соседи. В некотором роде это закрытый клуб, куда незнакомым доступ закрыт. Стать членом кредитного коо ператива можно только по ре комендации лица, которое в нем уже состоит. То есть по сути речь идет о взаимном кре дитовании между друзьями, соседями или сослуживцами, только упорядоченном и орга низованном. — Но оправдывают ли себя такие организации в ны нешних рьшочных условиях? — Вопрос развития кре дитных союзов для современ ной России очень актуальный. Чисто хозяйственная органи зация дает возможность лю дям осуществлять свои граж данские права в экономичес кой сфере. Ведь члены потре бительского кооператива в соб ственных интересах использу ют свои личные сбережения, сами же и осуществляют за ними контроль, не прибегая к услугам банка. Кроме того, такие организации объедини ли очевидные преимущества кредитной кооперации, потре бительской кооперации и касс взаимопомощи. — Значит ли это, что ос новная проблема малого предпринимательства — не доступность кредитных ресур сов — может быть столь про сто решена? И что делается для развития системы потре бительских кооперативов граждан областной админис трацией? —Прежде всего активизи рована работа по внедрению и пропаганде кредитных союзов среди населения. Координато ром этой деятельности стал комитет по развитию малого бизнеса областной админист рации. По нашей инициативе заключен договор о сотрудни честве между администраци ей области и Фондом поддер жки организаций финансовой взаимопомощи, который свя зан с московской “Лигой кре дитных союзов”. Первое заседание “кругло го стола” по теме “Кредитные потребительские кооперативы граждан и их роль в решении социально-экономических проблем региона” состоялось около двух лет назад и поло жило начало активному обра зовательному процессу. А именно: стали проводиться се минары для предпринимате лей, желающих организовать кредитные союзы. Так, в мае текущего года прошел очеред ной трехдневный семинар-тре нинг “Образование и деятель ность кредитных потре!битель- ских кооперативов граждан”, где обучение прошли 25 чело век — представители малого бизнеса, общественных и профсоюзных организаций, некоторых крупных промыш ленных предприятий. Сегодня многие слушатели семинара создают кредитные потреби тельские кооперативы граж дан на базе своих фирм. На традиционной конфе ренции “Малый бизнес-2004” глава администрации области Олег Королев отметил роль кредитной кооперации как важнейшего инструмента фи нансирования малого пред принимательства. В итоговую резолюцию конференции включены предложения по реализации комплекса меро приятий, способствующих поддержке и становлению кре дитной кооперации в области. — С момента возрожде ния кредитной кооперации в России прошло 11 лет. Что сделано за это время? — Сегодня в нашей облас ти зарегистрировано 12 кре дитных потребительских коо перативов граждан, большин ство из которых пока находит ся в стадии организации. Между тем за р^ежом коопе рация развивается весьма ус пешно. Так, кооперативы в Европе и Америке объединя ют даже потребителей элект роэнергии и жилищно-комму нальных услуг. В кризисные периоды они предоставляют льготные кредиты и крупные скидки нуждающимся людям. Комитет по развитию ма лого бизнеса проводит мони торинг деятельности уже со зданных союзов с целью ока зания методической помощи и дальнейшего процесса раз вития кредитной кооперации. Причины, тормозящие дея тельность кооперативов, выяв ляются при участии предста вителей Фонда поддержки организаций финансовой вза имопомощи и устраняются. Словом, делается все, чтобы кредитная кооперация в обла сти развивалась и укрепля лась. Кредитные союзы — не теория и не иллюзия, а эффек тивный инструмент подъема экономики. Беседовал Владимир ЗОЛОТАРЕВ. тмарка Где за хлебом снова очередь... Ф О Т О А Н А Т О Л И Я Е В С Т Р О П О В А Ярмарка на Руси — всегда праздник . А уж если проходит она в райцентре , которому исполнилось 3 7 5 лет , то просто не мож ет не быть веселой, яркой , доброй . Именно такой и получилась она в минувшую субботу в Хлевном , куда себя показать и на других поглядеть съехались представители промышленности и торговли со всей области. Готовясь к ней (в нынеш нем году это первая областная ярмарка в Хлевенском райо не), глава администрации Ми хаил Лисов то и дело с трево гой поглядывал на хмурое небо. Еще бы, ведь до этого не сколько дней подряд лил дождь. Повторись такое в день ярмарки — и не всякий коро бейник рискнет семь верст ки селя хлебать. Но субботний день, к сча стью, выдался сухим и сол нечным. И закружился пест рый людской муравейник: прибаутки нахваливающих свой товар зазывал, гармо- шечные переборы, визг вос торженной малышни, катаю щейся на пони, частушки са модеятельных артистов — все смешалось, переплелось. Не успели ранним утреч ком продавцы весь товар раз ложить, как повалил народ — ассортиментом интересоваться да в очереди выстраиваться. И не случайно: цены на ярмар ках всегда ниже магазинных, потому что торгуют здесь в ос новном предприятия-изгото вители без торговых надбавок. Где, например, сегодня найдешь натуральный мед по 90 рублей за килограмм? А на ярмарке он был: и липовый, и гречишный, и даже пыль ца. На прилавке блюдце с зо лотистым нектаром, рядом — чистые пластмассовые ложки. Подходи, пробуй, а понрави лось — бери! Неподалеку ОАО“Елецкий птицеперерабатывающий ком бинат” продавал кур-несушек. Через полчаса птичьи клетки опустели: ведь за одну птицу просили всего 45 рублей. Пенсионерка Мария Уша кова десяток несушек купить успела. Да и корм для куро чек здесь же, на ярмарке, при обрела: ячменем нового урожая торговали по 20 рублей за вед ро. Доставка покупок бесплат но осуществлялась транспор том отдела соцобеспечения рай онной администрации. Возле прилавка хлевен- ской агрофирмы “Воробьев- ская” длинная очередь. Здесь народ соблазнился... хлебом. Хозяйство занимается выра щиванием зерновых. Из высо кокачественной пшеницы в “Воробьевской” производят муку и пекут из нее в своей мини-пекарне очень вкусные караваи да булки. И берут не дорого — по 6 рублей за бу ханку. Покупатель “со стажем” Александр Григоров ушел с ярмарки с двумя полными сумками. —Ждал этого дня с нетер пением, — говорит он. —Ведь любая ярмарка — это шанс приобрести качественный то вар по сходной цене. И ассор тимент — на любой вкус... А вот Людмила Аксенова пришла с внуком на праздник, чтобы посмотреть выступле ния работников районного Дома культуры, послушать ча стушки и народные песни. И тоже довольна: уж больно хо роши артисты! Первый заместитель главы администрации области Петр Горлов, обошедший все торго вые ряды, отметил: — Радует хорошая органи зация дела. Несмотря на то, что несколько десятков торго вых машин сейчас на выезд ной торговле в Москве, набор товаров большой. Время пока зало, что такие ярмарки, воз рождающие национальные традиции, нам очень необхо димы. И население их ждет не случайно... Владимир НИКОЛАЕВ. Хлевенский район. Стратегия прорыва (Окончание. Начало на 1-й стр.) —Так сколько же пива потребили липчане в период между выставками? — Нескромно хвастать, уйду от точных цифр, но мы идем с наращиванием производства на 15-20 процентов. При том ,Л что конкурируем с привозными общероссийскими брэнда-^ ми. Пиво делится на три категории: “народное”, “премиум” и для особых ценителей — скажем, темное. Наша продук ция предназначена широким слоям населения, людям, жи вущим и работающим в центральной части России, чей уро вень доходов, к сожалению, не очень высок. Сейчас запуска ем новую итальянскую линию производительностью около девяти тысяч бутылок в час, одну из самых продуктивных в Нечерноземье. Но, понятно, не только пивом жив человек. Мы стали выпускать и липецкую лечебно-столовую мине ральную воду. Она востребована и в Москве, и в Воронеже. Наша задача — обеспечить регионы, потому что воды этой мы способны выпускать много. — Вы одобряете ограничение рекламы пива на ТВ? — Как гражданин государства российского осуждать при нятые законы не хочу, я буду их выполнять. Но мне кажет ся, что планка требований к рекламе пива несколько завы шена. Дело в том, что цивилизованные компании, к кото рым относимся и мы, уже давно подписали Кодекс чести пивоваров: не реализовывать пиво людям моложе 18 лет, не размещать агрессивную рекламу, направленную на молодежь, не применять в продвижении продукта образы известных и узнаваемых людей и так далее. Пиво — напиток для взрос лых, которые сами решают: пить его или не пить. Трудно представить себе, но липецкое мороженое едят в... Израиле. Людмила Блудова, ведущий специалист по марке- — тингу ОАО “Липецкий хладокомбинат”, прокомментировала Я это: " — Мы отправляем в эту страну в основном пломбирные сорта — “стаканчики”, “эскимо”, это кошерное мороженое. Пломбир классический, пломбир шоколадный и крем-брю ле. Из эскимо — пломбир в глазури и “Липецкое”. Экспор тируем в Израиль мороженое вот уже три года. Объемы по ставок растут. — На витрине выставлено ваше мороженое под импорт ным названием “Манхэттен”. Чем продиктован выбор такого названия? — В нынешнем сезоне мы используем новый подход к разработке видов мороженого. В последнее время выпустили линейку из “Бумов” — три вида мороженого, мороженое “Уез”, “Манхэттен” и “Эльдорадо”. “Манхэттен” в этом году завоевал золотую медаль на выставке мороженщиков в Мос кве. После выпустили “Голубую лагуну” и “Сокровища Вос тока”. “Уез” должен понравиться молодежи, тем, кто при вык к пепси- и кока-коле, в нем мы используем наполнитель кола... Мне в силу возраста не довелось попробовать “молодеж ной линейки”. Манхэттен — один из районов Нью-Йорка, и я очень надеюсь, что когда-нибудь в Америке огромным спро сом будет пользоваться мороженое под скромным названи ем, скажем, московского района Бибирево. Или — Орехово- Борисово. Пока же полностью доверяю вкусам Юрия Худя кова, по его признанию, предпочитающего “Дыньку”. Тербунский сыродельный завод радовал всех рекламным проспектом с изображением веселой коровы, прижимающей к себе копытами букет полевых цветов. На витрине я насчи тал 14 медалей и статуэток, несколько дипломов, установ ленных рядом с головками сыра и прямо на них. Ну а из книги отзывов узнал, что посетители чаще всего хвалили “Адыгейский”, чуть реже - “Российский”. И теперь, благо даря старшему мастеру Тербунского сыродельного завода Марии Колпаковой, я знаю секреты популярности липецких сыров. Выведать их было непросто, вот почему хочу нашу беседу привести дословно. — За что хвалят ваш “Адыгейский”? — За вкус. — Какой же он? — Мягкий, нежный, чувствуется пастеризация. — Это за сыр давали медали и дипломы, выставленные на витрине? — За сыры и маслщ самих-разяичныхтзортов. У нас вся продукция имеет ндград^^. И р^ревде^це,, ц,международные, полного комплекта не привезли... Куда бы ни ездили — всю ду получаем награды. Круг замкнулся. “Неужели непонятно, что тербунские сыры - лучшие в мире?” — говорил взгляд собеседницы. — За что дают награды? — опять спросил я. — Вкусно, ну что еще сказать. — Почему? — Готовим хорошо. — Почему хорошо? — Умеем и любим. Заводу тридцать с лишним лет. Я уже работаю на нем 32 года. Мой первый сыр? “Российский”. Когда я усомнился, что на работу берут в пять лет, собе седница возмутилась и была готова назвать свой возраст. Я ее удержал, спросив: — Раньше вы поставляли сыры в кремлевские буфеты. Было? — Да. Сейчас наш сыр идет в Москву, Санкт-Петербург, Воронеж... А где он продается — это уже решаем не мы. — А новые сорта? — Сегодня выпускаем пять, будут и другие —но это тай на. Придумаем и определимся. — “Липецкий рокфор”? — Рокфор? Кто знает, — многозначительно сказала Ма рия Николаевна. Я отказался от щедро предложенных тербунских сыров, ведь и так ясно, что они лучшие, и попросил знающего на память все показатели в липецком агропроме Юрия Худяко ва спрогнозировать будущие успехи и проблемы. — Каждый четвертый литр продаваемого сока разлит в Липецкой области, поэтому о нем и говорить уже не нужно, — сразу обозначил он достижения. - Завоевывают популяр ность наши минеральные воды и мороженое. Мы уже обсуж дали перспективу создания своей товаропроводящей сети, однако конкретного решения пока не приняли. Ворота в Москву открываются все шире. Столичные покупатели, на верно, и не знают, что наш тепличный комбинат ежегодно поставляет им пять тысяч тонн огурцов и помидоров — у нас очень высокие показатели для России, мы собираем по 35 килограммов с квадратного метра. С особой гордостью он показал мне сладкий лук, выра щиваемый ООО “Зерос”, новые для области сорта картофеля и моркови, которые уже “пошли”. Причем урожай их рас тет. Не сам, разумеется: — Многое зависит от руководителя, а у нас в области талантливых руководителей очень много. Слагаемые талан та? Умение работать с людьми и подобрать кадры, найти нишу для своего производства. Мы прекрасно понимаем, что такое моральное поощрение, — в западных странах от него никогда не отказывались. Поэтому восстановили в Липецке областную Доску почета. Сейчас хотим добиться прорыва в животноводстве, наши специалисты объездили многие регионы и страны, изучали технологию. Теперь активно ее внедряем — если кратко. Министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев, посе тивший экспозицию Липецкой области, особо оценил высо кое качество зерна нынешнего урожая, объявил область од ним из лидеров по внедрению новых технологий в сельском хозяйстве и особо поблагодарил за эти успехи Олега Короле ва, назвав его “стержневым губернатором” в подъеме сель ского хозяйства страны. Раньше сказали бы, что эта оценка — похвала каждому липчанину, работающему на земле. Сейчас — тоже. Все бы хорошо, но, по-моему, организаторы выстгшки уж очень сильно уменьшили площади экспозиции — для всех, включая липчан. Людям, слава Богу, есть что показать, да негде. Эта мягко высказанная обида звучала в беседах посто янно. Кстати, и в прошлом году липчане сетовали на тесно ту, а сейчас “социальные нормы” — 84 квадратных метра на 28 предприятий. Кто ответит, почему? Почему те, кто привез свою продук цию, вынуждены протискиваться за прилавками нос к носу или спина к спине? Неужели трудно организовать пусть не большое, но столь необходимое место для отдыха? Хотел бы я видеть, как в такой обстановке можно обсуждать контрак ты и договора о сотрудничестве, дискутировать о тонкостях маркетинга... Тот самый случай, когда и в тесноте, и в обиде. Обидно липчанам, которые получили заслуженную похвалу. Еще обиднее посетителям выставки, потому что они видят лишь малую толику выращенного на липецкой земле. Но на будущий год московские власти обещали предоста вить “режим наибольшего благоприятствования” российским производителям. Вот тогда для осмотра липецкого стенда потребуется не один день... Виктор ГРИБАЧЕВ. г. Москва.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz