Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

_____с о ю з Беларусь—Россия. 7 ОКТЯБРЯ 2004 ЧЕТВЕРГ № 38 (186) Юные знатоки Победы Николай Киреев КАЛУГА В НА Ч А Л Е ноября в Гом еле прой ­ д е т з а клю ч и т ел ьны й т у р ш к о л ь ­ ной ол им п и ады «Р о с си я и Б е л а ­ русь : и с т о р и ч е с к а я и д ухо вн ая о бщ н о с ть » . О н б у д е т в клю ч а ть н е с ко л ь ко к о н к у р с о в з н а т о к о в л и тер атуры , истории ... В К а л у ж с к о й о б л а с т и и д е т тщ а т е л ь н а я п о д го т о в к а к п о е з д ­ к е . с е й ч а с в ш к о л а х прово ди тся о т б о р о ч ны й т у р в ф о р м е с о ч и ­ н ени я . Е го п о б е д и тел и со с т ав я т к о м а н д у и з ш е с т и ч е л о в е к и б у ­ д у т о т с т а и в а т ь ч е с ть с тр а ны в чи сл е е щ е д ев я ти р е ги о н о в Р о с ­ си и . Ц е л ь о л им п и а ды , к о т о р а я я в л я е тся п ервы м п одобны м м е ­ р о п р и я ти ем в р а м к а х С ою з н о го го с у д а р с тв а ,— у к р е п л е н и е д р у ­ ж е с к и х с в я з е й м о л о д е ж и д в у х с т р а н , п о в ы ш е н и е и н т е р е с а к и с т о р и ч е с к о м у н а с л е д ию , р а з ­ в и т и е т в о р ч е с к и х с п о с о б н о ­ с т е й , с о д е й с тв и е с а м о р е а л и з а ­ ции у ч ащ и х с я 1 0— 11 к л а с с о в . Т е м а т и к а о п р е д е л я е т с я в а ж ­ н е й ш е й д л я о б о и х н а р о д о в д а ­ то й — 6 0 -л е т и е м В ел и кой П о б е ­ ды . Засел актер за «буквари» И написал пьесу «Исповедь хулигана» фестиваль Анатолий Гурин БРЕСТ С П Е К Т А К Л Ь п о к а з а л м о с к о в ­ с ки й Государственны й а к а д е м и ­ ч е с к и й Ц е н тр а л ь ны й т е а т р к у ­ кол им ен и с. В .О б р а з ц о в а , а т о ч ­ н е е , м о л о д о й а к т е р А н д р е й Д Е Н Н И К О В , им я к о т о р о г о б л а ­ го дар я э том у ф е с ти в алю у ж е хо ­ р о ш о и з в е с т н о б е л о р у с с к о м у з р и т е л ю . В п р ош л о м го д у Д е н ­ н и к о в и гр а л н а б р е с т с к о й сц е н е « М а л е н ь к и е т р а г е д и и » А л е к ­ с а н д р а П у ш к и н а и п о к о р и л а у ­ д и т о р ию н е з а у р я д ны м т а л а н ­ т о м , з а м е ч а т е л ь ны м т е н о р о м . Н а э то т р а з он пр ед с тал в одном л и ц е и с п о л н и т е л ем гл ав н о й ро ­ л и — С е р г е я Е с е н и н а и е щ е д е ­ с я т к а э п и з о д и ч е с к и х р о л е й , а в ­ т о р о м к о м п о з и ц и и , р е ж и с с е - р о м -п о с т а н о в щ и к о м , х у д о ж н и - к о м -п о с т а н о в щ и к о м , х у д о ж н и ­ к ом п о к у к л а м , х о р е о гр аф о м . П о л у ч и л с я к л а с с и ч е с к и й т е а т р од но го а к т е р а . — С п е к та кл ь «И споведь хули ­ г а н а » , — р а с с к а з а л а р т и с т з а п ол час а до выхода н а сцену , — в п р ош л ом го д у пол учил в торой п р и з н а М е ж д у н а р о д н о м т е а т ­ ральн ом ф о р ум е «З о л о то й ви ­ тязь» . А се годня я очень надеюсь н а б л а го с к л о н н о е в н и м а н и е к м о ей р а б о те судей «Б елой В еж и - 2 0 0 4 » . Д л я м еня э то т ф естив ал ь оч ень в аж ны й , п о с ко л ь к у я е щ е н и гд е н е в с тр е ч ал т а к о г о ф е н о ­ м е н а , чтобы н а м еж д у н а р о д н о м ф е с т и в а л е н е чув ствов ал о сь « м е ж д у н а р о д н о с т и » . З д е с ь все говорят н а одном язы ке — язы ке и с к у с с т в а . И э то при т о м , ч то в Б р е с т п р и е х а л и ко л л е к ти вы из 1 9 с тр а н Европы , А зи и и А м е р и ­ ки . Е сл и м ен я только п ри гл ася т , о б я з а т е л ь н о п р и ед у сю д а и в с л е д ую щ ем го д у . Т ем б о л е е что м н е н ад о вы р а зи ть о гром н ую б л а го д а р н о с т ь Б е л а р у с и з а то , что она прию тила мою б а б уш к у в годы В е л и к о й О т е ч е с т в е н н о й войны. — Вы были ув ер ены , ч то Е с е ­ н ин а и « е с е н и нщ и н у » се го д н я в о с п р им е т б е л о р у с с к и й з р и ­ тель? — Лю д ям с т а р ш е г о в о з р а с т а э т а т ем а б л и з к а б е з сом нения . А м о л о д еж ь м о ж е т прий ти к э том у з ам е ч а т е л ь н о м у ру сс ком у поэту в том числе ч е р е з мой сп ектакл ь . Я , при зн а ть ся , т о ж е н е зн ал Е с е ­ нина , п о к а м н е в паспор тном с то ­ л е н е с к а з а л и , ч то в н еш н е я оч ень н а н е го похож . Т о гд а я з а ­ се л з а «б у кв а р и » и з а д в а го д а написал пьесу о последних четы ­ рех т р а ги ч е с к и х днях , п р ов ед ен ­ ных п о э том в го с ти н и ц е « А н гл е ­ т ер » . Получилось то , что получи ­ лось, — говорят , неплохо . С ам о е гл а в н о е , ч то п у б л и к а з а м е ч а е т ; моя д уш а приним а е т есенинскую п оэзию , и вся е го боль с т а л а м о ­ ей . Все , что он говорил о России , с о о т в е т с т в у е т том у , что я хо тел бы с к а з а т ь о н ей . С е го д н я я п о ­ хож на н е го н е только внеш н е , но и вну тр енним состоянием . А нд р е й Д е н н и к о в получил п р и з з а л у чш ую м у ж с к ую роль. П о э том у сл уч аю один и з го с тей ф е с ти в а л я — А н а то л и й К у л иш , т е о р е т и к т е а т р а ку ко л , п р оф е с ­ сор С а н к т -П е т е р б у р гс к о й а к а д е ­ мии т е а т р а л ь н о го и с к у с с т в а — зам е ти л , что т а к и е ар тисты и д е ­ л аю т «Б ел ую В е ж у » о п р е д е л е н ­ н о го р о д а ш ко л о й м а с т е р с т в а , д оно ся т зр и т елю м н о го о б р а зи е , р а зв и т и е , п о и с к в со вр ем ен н ом т е а тр е . Россия была пред ставл ена на «Белой В е ж е -2 0 0 4 » т а к ж е сан кт - п е т е р б у р гс к и м т е а т р о м « н а Л и ­ т ей н ом » (« Э д и п — ц ар ь » ) и м о с ­ ко в с ким Г о сударственны м т е а т ­ ром н а ц и й (« Р о м а н б е з р е м а ­ р о к » ) . И з б ел о р ус с ки х повыш ен ­ но е вним ани е п ривле к Д р ам а т и ­ ч е с к и й т е а т р Б е л о р ус с ко й а р ­ мии . О н со зд ан сравнительно н е ­ д ав н о и в е го р е п е р т у а р е все го од на пьеса — «Ты помнишь , Але ­ ш а !» б е л о р у с с ко го д р а м а т у р г а А л е к с е я Д у д а р е в а . В торую з н а ­ м ен и тую п ье су э то го а в т о р а — «Р яд о вы е» — сы гр ал Гом ель ­ с ки й о б л а с тн о й д р ам а ти ч е с к и й т е а тр . О б е постан ов ки п о св ящ е ­ ны 6 0 -л е ти ю о с в о б о ж д е н и я Б е ­ л ар у си о т н ем е ц к о -ф аш и с т с к и х захватчиков . С р еди кукольных теа тро в луч ­ ш и м был п р и зн а н ш в е д с ки й АЬеШе Мад18ка Теа1ег с е го с п е к ­ т а к л е м «В о лш ебны й в о р о б е й » . О н и получил Гран -при . А в д р ам е столь ж е вы со кой н а гр а ды уд о ­ с то е н Б р е с т с к и й т е а т р д р амы и м у зы ки з а р а б о т у «Д яд я В аня» . К с т а ти , для б р е с т ч а н э то д во й ­ ной п о д а р о к— ф естиваль з а в е р ­ ш ил ся п р а з д н о в а н и ем 6 0 -л е ти я т е а т р а , н а сц е н и ч е с к и х п л ощ а д ­ к а х ко то р о го у ж е д ев я ты й год кряд у с о с т я заю т с я у ч а с т н и к и «Белой В еж и » . ■ Фестиваль «Белая Вежа-2004»; театр начинается с привлека­ тельной афиши. Взгляд В Полесье Дмитрий Родин ГОМЕЛЬ — БРЯНСК в Г О М Е Л Е , в о бщ е с тв е н н о -к у л ь ­ т у р н о м ц е н т р е о т кры л а с ь вы ­ с т а в к а б р я н с к о го ф о т о м а с т е р а А р кад и я К урд и ков а . П о я в и л с я в е р н и с а ж н е о бы ч ­ но . П о л г о д а н а з а д А . К у р д и к о в п о к а з а л в Г о м е л е сво и р аб о ты п од н а з в а н и е м « Л и к и Р о с с и и » . Ф о т о г р аф и и т а к п о н р ав и л и с ь , что о б л с о в е т п опр о с ил б р я н с к о ­ го м а с т е р а с д е л а ть вы с т ав к у пор тр е то в гом ел ь ч ан под н а з в а ­ н и ем «Л и к и П о л е с ь я » . И он вы­ полнил з а к а з . С ам ав тор т а к с к а з а л о своей р або те ; «В п о е з д к а х по Гомель ­ ской об ла с ти я н е только увидел м н о го п р е кр асны х л иц , п о з н а к о ­ мился с зам ечательными людьми, но понял , к а к сильно ж е л а н и е б е ­ лорусов к воссоединению с росси­ янами . И н т е р е с к р а б о т ам брян ­ с ко го ф о то х уд о ж н и к а больш ой . О б э том — бл а го д а р ны е запи с и посетителей в К н и ге отзывов. Муза по имени Репка Сегодня Новелле Матвеевой исполнилось 70 лет Александр Щуплов К Н О В Е Л Л Е М А Т В Е Е В О Й мы приехали под веч ер в подмосков ­ ный дачны й п о с е л о к — с м н о го ­ э т а ж к а м и н а кр аю . В з а р о сш и й са д е л е -е л е о т кры вал а сь к а л и т ­ к а , привязанная для сохранности в ер евоч кой . П о л у р а зв ал и вш и й - ся д ом и к ка зал с я кар точным ; ду­ н ет в е т е р— и ра звали тся . Х о зя й ­ к а сид ел а н а кры л еч ке и пис ал а . К о ш к а скр еблась з а дверью ... — Вымногозанималисьперовода- ми. Белорусскиепоэтыоказыва­ лисьвзоневашеговнимания? — Б е л о р у с с ки х п о э то в я, к а ­ ж е т с я , н е п е р е в о д и л а . Н о с Б е ­ ларусью у меня прочны е л и тер а ­ турны е связи . Л е т д еся ть — пят ­ н ад ц а ть н а з а д н а п и с а л а ста тью о П у ш к и н е . В д р у г н е з а д о л го до т о го , к а к п ояви ться в с б о р н и к е «В е н о к П у ш к и н у » , о н а вы ш л а в М и н с к е , в од ном л и т е р а т у р н о м ж у р н а л е . Е щ е од ин сю р п р и з п р еп о д н е с л и м н е б е л о р у сы , к о ­ гд а вы пустили и з ящ н ую к н и г у сонетов П е тр ар ки с моим и п е р е ­ водами . В пору молодости , ко гд а я у ч и л а сь в М о с к в е н а Вы сш их л и те р а т у р ны х к у р с а х и была з н а к о м а с б е л о р у с с к и м п и с а т е ­ л ем В ладим ир ом К о р о т к е в и ч ем — он учился н а Вы сш их с ц е н а р ­ ных к у р с а х . О н м н е д а в а л стихи для п ер ево д о в , но п ер е в е с ти не п ол учил ось . Мы ви д е л и сь в о д ­ ном с т у д е н ч е с к о м о б щ е ж и т и и . П ом н и т с я , ком п а н и я у н а с бы ла и н т е р н а ц и о н а л ь н а я . Т у д а з а х о ­ дил к м о им о д н о к у р с н и ц а м з а ­ м еч ательны й ган с ки й п оэ т Д ж о н О к а й . О н з ам е ч а т е л ь н о плясал . О д н аж ды д е в о ч к и з а в е л и п л е н ­ ку с моей п есн ей «М и с с ур и » . Д о си х пор ж а л ею , ч то н е в и д е л а , к а к п л яш у т под м ою «М и с с у ­ ри » ... И ещ е в моей п ам яти сохрани ­ лось одно оч ень сил ьно е в о с п о ­ м и н а н и е , с в я з а н н о е о Б е л а р у ­ сью: ко гд а я бы ла м ал ен ь кой , во время О теч ес тв ен ной войны , мы ж и л и н а с т а н ц и и Ч к а л о в с к а я в деревянной ш к о л е— туда приво ­ зи л и б е л о р у с с ки х д е т е й , у к о т о ­ рых ро д и тел и были п а р т и з а н а ­ ми , и д е т е й , ко то ры е с ам и были п ар т и з а н а м и . Э то были м ал ь чи ­ ки по д еся ть — д в е н а д ц а т ь л е т , среди них — од инн ад цатилетняя д е в о ч к а В аля С о к о л о в а , Герой С о в е т с к о го С ою з а . Н а е е с ч е ­ т у — удивительные подви ги ... — Как работается вам сейчас? — Ч е р е з силу . С е го д н я н и ч е ­ го , р а зр а б о та л а с ь . О ч е н ь сыро н а ул иц е . Т е р п е ть н е м о гу сы ­ рость. — Интересно, надо будет расска­ зать об этом одному философу. Он, узнав, что я к вам еду, рассказал мне, что сделал несколько фрейди­ стских анализов ваших стихотворе­ ний, в том числе и знаменитого «Де­ вушка из харчевни» или «Я, гово­ рит, не воин...» и пришел к таким умопомрачительным интересным выводам... — Н а в е р н о е , ч е го -ниб уд ь н е ­ приличное . Хотя н е сомневаю сь , что это было интересно . Ф р е й д и ­ с т с ки й а н а л и з т у т н е п од о й д е т , особенно , к «Д ев уш к е из харчев ­ н и» . Э то в се о т сл ов а до сл ов а н ев ерн о . Ч е л о в е к н е п о н и м а е т ч е л о в е к а , по том у что ра зны е т и ­ пы лю дей . О д и н тип , гр уб о с к а ­ ж е м , кр а с н о -з е л е ны й , а д р у ­ гой — бело -черны й или сиревый к а ко й -н иб уд ь . Н у , к а к они д р у г д р у га поймут? Никогда ! — А вам на какие типы везло в жиз­ ни? И вообще, какие типы вы поии- мавте? — Я с ам а -то н а это не п р е тен ­ дую . Хотя , нет, ино гд а претендую н а то , чтобы считать себя будто бы поним ающ ей некоторых людей. — И все-таки ваши строки из из­ вестного стихотворения говорят, что у вас основание есть для таких пре­ тензий, — так вы за нарв ухватили проблему: Я , говорит , не воин . Я , говорит , ра здвоен . Я , говорит , растроен , Р асч е тв ер ен , распят ... Ты, говорю , не воин . Ты, говорю , ра здвоен . Р аспят и расче твертован , но ты — не из растяп ... — Грубовато сл яп ано , к а к т е ­ п ерь м н е к а ж е т с я . М о л о д а я бы ­ л а . Хотя самою идею э то го с т иш ­ к а я не отрицаю до сих пор. — Какие стихи сегодня востребова­ ны времеиом— лирика, граждан­ ские, медитативные? Или поэзия вообще ушла из нашей жизни? — Н и куд а поэзия н е м ож е т уй ­ ти ! В се поэты м о г у т уй ти , а он а останется . П о э зи я— о т Бо га . Э то пом есь п р ед вид ен и я с в о спом и ­ н а н и ем . П о э зи я п р еп я тс тв у е т п р е в р ащ е н ию лю д ей в н о со р о ­ гов (к а к у Ионеско ! ) сей час , ко гда эти самы е ион есков с ки е носоро ­ ги целыми с т а д ам и вы рвались н а волю. По э зи я — н е только ро ­ з а в ц в е ту , но и к у к и ш подл ом у п р а гм а т и зм у — то м у , которы й д ум ае т , что он все зн ае т . —Выговорите, нопишетсявсырую погоду. Нолето,.вродебы, бьшо нормальное... — Л е то , действи тельно , было нормальное , но недо статочно су­ хо е для м ен я . И в с е -т а к и я п и с а ­ л а — больш е прозу. — Годаксуровойпрозеклонят?.. — Года го дам и , но у м еня он а бы л а д а в ны м -д а вн о н а ч а т а . И н о г д а э то б и о гр аф и ч е с к и е оч ер ки , а и но гд а — ром ан . У м е ­ ня ес ть ром ан -трил о гия — с 1 9 5 8 го д а . Но он весь р а с теря н , «р а с - ч е т в е р е н -р а с п я т » , п о том у что очень м н о го у кр ал и : и н о гд а по «в о зд у х у » к р а л и — ес ть т а к о е вы раж ени е « кр асть по воздуху» , т а ко й словесный пла гиа т ! А ино ­ гд а к р а л и п а ч ки и ц елы е т е т р а ­ д и , п е р е п и с а н ны е н а б е л о . Т е ­ перь м н е приходится в о с с т ан а в ­ ливать . —Азачемкрали-то? — А я н е знаю . — Вродебыплагиатсейчасневио­ де, нотакли? — Н и к о гд а он н е вы йде т из моды и будет все гда . С е й ч а с о со ­ б е нн о б е з п л а г и а т а люди н и к у ­ д а — очень м ал о с ам о с то я т ел ь ­ но мы сл ящ и х и сам о с то я т ел ь н о видящих . О тсю д а все эти р им е й ­ ки . О д н у и т у ж е чеховскую « Ч а й ­ к у » и т а к , и ся к у ж е п еределеш и , и ввер х н о гам и , и п о -в ся ком у . П о том у что с ам и у ж е н и ч е го н е м о гу т . У м ен я ес ть д в е пьесы — од н а по Грину , а о д н а с ам о с то я ­ тельная — «Т рактир «Ч е тв ер ень ­ ки » . М ож е т бьпъ, он а плохая , м о ­ ж е т быть, в ней есть что -то ан ти - п о с т ан о в о ч н о е , к а к м н е пы та ­ лись внушить . Я к о г д а п и с а л а , п р е к р а с н о в и д е л а п е р е д со бой с ц е н у . П о ­ ним аю , он а длин нов а та . А я ещ е н а п и с а л а :« п ь е с а для д вух в е ч е ­ ро в » . С е й ч а с т а к и х н е д е л а ю т п ье с — с е й ч а с в с е б о л ьш е п ь е ­ сы «для пяти в е ч е р о в » — т а к и е п р о т я ж е н ны е . А у м е н я то л ь ко для д вух вечеров . Н е м о гу п о в е ­ рить, что моя пьеса со в сем н и к у ­ д а н е го д и т с я и х у ж е н и ч е го н ел ь з я п р и д ум а ть . Т р и д ц а т ь пять л е т н е м о г у е е п о с т а в и т ь нигде . М о ж е т бьп"ь, с е к р е т в том , что в э том « Т р а к т и р е « Ч е т в е ­ р е н ь к и » у м ен я в с е п е с н и — м о и . . . В н ей е с ть п р е т е н з и и н а к о м и зм , д а ж е хо д я т н а ч е т в е ­ р е н ь к а х . Н о е с ть и с т р а ш н о е . М о я г е р о и н я в д р у г о б р е т а е т о р а т о р с к и й д а р , п р а в д а , р е ч и свои о н а п р о и з н о с и т в с е гд а н е ­ во в р ем я , н е т а м , гд е н а д о , и н е п е р е д то й п у б л и к о й . . . Н е к о то » ры е р е ж и с с е ры с у м а сход ил и по э то й п ь е с е — ч у ть н е п о д р а ­ лись . А взять — н е в зяли . И м м е ­ ш а е т , в и д им о , м о е ав т о р с т в о . И м бы э т а п ь е с а п о д о ш л а , если бы е е н апи с ал их к ум или свояк , или бр ат , или сват . А т о е е н а п и ­ с а л а к а к а я -т о М а тв е е в а . — Давайтеаукнемсостраницна­ шейгазеты:можетбыть, найдется рехсиссер, которыйрошитсяпоста­ витьпьесуНовеллыМатвеевой? — Н е хочу! Я т е п е р ь т е р п е ть их н е м о гу и п р е зи р аю . Если о б ­ ратятся — п ус кай ставят . О н и об э то й п ь е с е п р е к р а с н о з н аю т . М ою п ье су у ж е р а зд е р га л и н а ф р а зы , к у с к и . З а ч е м е е те п е р ь с тави ть . К т о м у ж е « Т р а к т и р «Ч е т в е р е н ь к и » в с е -т а к и вы­ ш л а — е е в к н и ге « К а с с е т а снов» издал М и ш а С толяр . А «П р е д с к а ­ з а н и е Э гл я » — э то моя п ь е с а по Грину — поставил в восьмидеся ­ ты е годы д е тс к и й т е а т р в М о с к ­ в е . У с п е х был о гром ны й — н е с к а ж у пьесы , м ож е т быть, п о с т а ­ н ов ки . П р а в д а , п ье су бы с тр ен ь ­ ко -бы с тр е н ь ко со сц ены сняли , хо тя н а н е е был сп ро с . К о м н е п одход ила б и л е т е рш а , п ро с та я ж е нщ и н а :« В ы з н а е т е , самы й большой сбор — на в аш у пьесу !» П о чем у сняли? То гда у н а с б о р о ­ лись с сш коголем . А у меня д ей с т ­ вие прои с ход и т в т р а к т и р е , и мно го пьют. — НовеллаНиколаевна, апочему вашукошку— этотрехцветиоесу­ щество— зовутРепкой? — А п о том у , ч то о н а к р у гл о - ■ Когда мы были молодыми... м о рд ая и ф о р м а головы у н е е р е п ч а т а я , а хв о с т у н е е очень пышный , к а к ботва! У всех к ош е к ес ть хвост , правда? Если , кон еч ­ но , е г о н е о то р в ал и в бо ях . П о э ­ т о м у к а ж д а я к о ш к а м о гл а бы бьпъ репкой . —Акошкаможетбытьмузой? — М о ж е т , м о ж е т . У м ен я к а ­ ко й -то сти х н а д н я х был — д е т ­ ский . Я е го н е зап и с ал а . . . — Увастакойзаросшийсад, какна театральныхдекорациях... Незани­ маетесьсадоводством? — Х о т е л а бы, но мы с Р еп ко й п р и е з ж а е м тол ь ко н а л е то . А з а л е то т а к м н о го н ад о в с е го с д е ­ лать по каб ине тн ой части (у меня к а б и н е т н а кры л ьц е ) . Э т о е д и н ­ с твенно е м ес то , где тепло , а в д о ­ м е хо ло дно ). В с а д у у м еня р а с ­ т е т ам е р и к а н с к и й кл ен — он з а ­ полонил все. — Апользаотнегоесть? — К о г д а с то я л о д и н , п о л ь з а бы л а — е щ е п ри ж и з н и И в а н а С е м е н о в и ч а (И в а н С е м е н о в и ч К и у р у — п о ко й ны й с у п р у г Н о ­ веллы М а тв е е в о й . — Р е д . ) . К о г ­ д а у н а с вы ро с а м е р и к а н с к и й к л е н , мы о б р а д о в а л и с ь , я д а ж е с о н е т н а п и с а л а , т а м бы л а с тр о - к а :« В о т ты к а ко в , ам е р и к а н с к и й к л е н . . .» А т е п е р ь он з а п о л о н и л в с е . К у д а ни гл янь — к р у го м а м е р и к а н с к и е кл е ны . К а к н а ­ т о в с к и е вой с ка ! Я е го д а ж е в о з ­ н е н а в и д е л а и п о п р о с и л а од ин а м е р и к а н с к и й к л е н , з а с л о н я в ­ ш и й в с е о к н о , ср у б и ть . П о п р и ­ м е т е хо зя и н или х о з я й к а н е м о ­ г у т рубить у себя в с а д у д ер ево , э то м о ж е т пло хо ко н ч и т ь с я . И о д и н д о б ры й ч е л о в е к ср уб и л е г о у м ен я — тупы м т о п о р о м . А ос тальны е ам е р и к а н с к и е клены о с тгш ись — т у т н ад о е щ е столь ­ к о р а б о т а т ь и р а б о т а т ь ! Е с ть у н а с в с а д у и ж а с м и н , и о р е х , и м а л и н а . А в о сно в ном — к р а п и ­ ва и б е л ен а . — Хорошо, чтоувассосвди— по рвжиссоры. Атобыпроходилисьпо адрвсувашвго«Трактира«Чвтвв- роньки»:мол, велиобъестьсябелв- ны— нетакоенапишешь!.. — Я бы не удивилась! Жили в Ошмянах отец с сыном... Белорусско-молдавские отношения имеют давнюю историю как это было Алексей Чичкин М ИНС К— КИШИНЕВ Н Е Д А В Н О Б еларусь и М о лд ави я до говорились о б е ссрочном б е з ­ ви зо в ом р е ж и м е для в з аим ны х п о е з д о к г р а ж д а н о б е и х с тр а н и н а лю бое время их пребы вания в об еих с тр ан ах . Э то р еш е н и е не в по сл ед нюю о ч ер ед ь о б у с л о в л е ­ но т ем , что б е л о р у с с к о -м о л д а в ­ с к и е св я зи осно в аны н ес ко л ь ко столетий том у н азад . Б е л о р у с с к а я д и а с п о р а п р о ­ ж и в а е т в М о л д ав и и с Х У !!! в е к а . Д а в н и е м еж н ац и о н а л ь ны е о тн о ­ ш ени я двух с тр ан п од тв ерж д аю т д ве м еж д ун ар од ны е н ауч но -пр а ­ к т и ч е с к и е конф ер енции в К и ш и ­ н ев е : «Б ел орусы в М о л д о в е » и «Б ел ар у сь— М олдова: 10 л е т со ­ тр у д н и ч е с т в а » . С а м а ж е « б е л о ­ р у сс ка я М о лд ави я » ны не н а с ч и ­ ты в а е т о ко ло 2 5 ты сяч ч е л о в е к , п рож ив аю щ и х в основном в ц ен ­ тральной и ю жной частях ре сп уб ­ л и ки . Т а м д ей с тв ую т , в ч а с т н о ­ с ти , б е л о р у с с ки е ш ко лы , клубы , н а б ело рус ском и здаю тся кн и ги , д р у ги е п еча тны е и здани я . Есть в М о лд ав и и и приходы б е л о р у с ­ ской православной цер кви . О с н о в н о й «м а с с и в » э то й э т ­ н и ч е с к о й гр уппы сф о р м и р о в а л ­ ся в к о н ц е 1 9 4 0 -х — с е р е д и н е 19 5 0 -х годов , ко гда м н о ги е со тни б елорусов п ом о гал и в о с с т а н о в ­ лению в Молдавии н е только э ко ­ номики , но и н ациональной куль­ туры , м ед ицины , н а у к и . В го с у ­ д ар с тв ен н ом к а т а л о г е М олдовы подчер кивается , в частно сти , что о снователем молдавской ш колы и з о б р а з и т е л ь н о го и с к у с с т в а стал и звестны й сын б е л о р ус с ко ­ го народа , ур ож е н ец О ш м я н В л а ­ д им и р Ф ул ь ген ть е в и ч О к у ш к о , О н и е г о сын з а н я л и д о с т о й н о е м ес то в культуре М олдавии , вос ­ питав плеяду молдавских х у д ож ­ ников и оставив после себя р а б о ­ ты , которы е вош ли в ф онд н ац и ­ ональны х х у д ож ес тв ен но го и ис ­ т о р и ч е с к о го м у з е е в М олдовы . И х и м е н а вне сены в н а ц и о н а л ь ­ ную э н ц и кл о п е д ию . П о м н я т в М о лд ав и и и о н ар о д н ом х у д о ж ­ н и к е Б елар уси Г . В ащ е н к о , к о то ­ рый п р еп о д ав ал и р а б о т ал в К и ­ ш и н ев е с 1 9 5 2 по 1 9 7 5 год . О с н о ­ вателями послевоенной м олдав ­ ско й м ед ицины и м е д и ц и н с ко й н ау ки являются и зве с тны е б е л о ­ р у с с к и е у ч ены е — п р оф е с с о р а Е .К у ч и н с ки й , В .Е р ан ков , Ф .А ге й - ченко . Н е з а бы в аю т в М о л д а в и и , в том ч и с л е в у ч е б н и к а х по и с т о ­ рии н ац и о н ал ь н о й к у л ь т у ры ,и о т о м , ч то п р о п а г а н д и с т ам и р у с ­ с к о го я зы к а и в о о бщ е с л а в я н ­ ско й культуры , о р г а н и з а т о р а м и и зд ан и я подробны х р у с с ко -м о л ­ д ав с ки х сл ов ар ей были т о ж е б е ­ л орусы — ф ил о л о ги А . Ш и м а ­ новский (он в 18 7 0 -х — 18 9 0 -х го ­ д а х п р еп од ав ал р у сский я зы к во мн о ги х учебны х зав ед ени я х М ол ­ д ав и и ) и Т . В асил ьева (1 9 4 0 - е — 1 9 5 0 - е годы ) — м н о ги е е е а с п и ­ ранты и се год ня рабо таю т в А к а ­ д ем и и н а у к , в у з а х , ш к о л а х и и з ­ д а тель с тв ах Молдавии . И ны м и с л о в а м и , у б е л о р у с ­ с к о -м о л д а в с к и х о т н о ш е н и й в е с ь м а со л ид ны й э т н и ч е с к и й ф у н д а м е н т , а е г о о с н о в а н е т о л ь к о д а в н я я б е л о р у с с к а я д и ­ а с п о р а в М о лд ав и и , но и ед и н а я к о н ф е с с и я — п р а в о с л а в и е , к о ­ т о р о е п о д а в л яю щ е е б о л ьщ ин с т - во мо лд ав ан и б елорусов п риня ­ ли е щ е в Х1!1 в е ке . 7 — 13 октября в нашей истории к а л е н д а р ь День за Днем 9 октября — Всемирны й день почты. 10 октября — Всемирной д ень п с и х и ч е с к о го з д о р о в ь я ^ т Д е н ь р а б о тн и к о в с е л ь с ко го хо ­ з я й с т в а и п е р е р а б а ты в аю щ е й промыш ленности . 1 3 октября — М е ж д у н а р о д ­ ный д ень по ум е н ьш е н ию о п а с ­ ности стихийны х бедствий . Решения государственной важности 8 октября 1 9 6 3 го д а Б ело р ус ­ с ка я С С Р п одписал а М о с ков с кий | договор о запр ещ ен ии иопьгганий ядерного оружия в а тмосф ере , ко­ смическом пространстве и под во­ дой. 10 октября, 4 года назад , руко­ водители Б еларуси , К а з а х с т а н а , Кир гизии , Российской Ф едерации и Т а д ж и к и с та н а подписали в А с ­ та н е Д о говор об образовании Ев ­ ра зийско го экономическо го сооб ­ щества . 11 октября 19 22 го да вы­ ш ел д е кр е т С овн ар ком а , н а осна вании ко то ро го появился з н а м 1 нитый червонец— банковский би ­ л е т , об есп еч енны й золо том и а к ­ тивами Госбанка Р СФ С Р . Да, были схватки боевые 11 октября 1 7 0 2 го д а 1 0 -ты - сячное войско под ком анд о в а н и ­ ем П е т р а ! ш турм ом овладело го ­ родом О р еш е к , вернув е го Р о с ­ сии . Впо следствии О р е ш е к был переименован в Шлиссельбург. 12 октября, 3 5 0 л е т н а з а д , во время Тр и н а д ц а ти л е тн ей войны м еж д у Московским государством и Речью Посполитой 20 -ты сячная русс ка я арм и я з а н я л а го род В и ­ тебск . Впервые в стране и мире 7 октября, 4 5 л ет назад , совет­ ская ав том а тич еская м еж пл ан е т ­ ная станция «Л у н а -3 » впервы е сф ото грасрировала н евидимую сторону Луны , а з а т ем с помощью тел евидени я п ер е д ал а пол учен ­ ные сним ки н а З ем лю . Э т о т день счи тается н ачалом эры ко см и ч е ­ ского телевидения . 7 0 лет назад в этот день линей ­ ный ледокол советско го а р к ти ч е ­ ско го ерлота «Ф е д о р Л и т к е » з а ­ кончил первое сквозное плавание Северным морским путем из Вла ­ д ив о с то ка ч е р е з М у рм а н с к в Л е ­ нинград з а одну навигацию . 13 октября, 185 л ет назад , рус­ ский куп ец Н и кол ай С инебрю хов основал первый в Ф инляндии пи ­ воваренный завод . Коротко 1 3 октября 1 9 2 8 го д а И н с т и ­ т у т б е л о р у с с ко й культуры р е о р ­ ган и зо в ан в Б елорусскую а к а д е ­ мию наук . Р убр и ку в ед е т В л ад им ир П О Т А П Е Н К О . Сигналы недели Обозреватель «СОЮЗа» перелистал сигнальные экземпляры книг Две КНИГИ «Россия: удачи минувшего века». М.: «АИРО-ХХ». — 304 с. Ч ем был X X в е к для России : с т о ­ л е т и ем н еуд ач и п ро с ч е то в или в еком , ко гд а »ш е с т а я часть З е м ­ ли с н а зв а н ь ем к р а т к им «Русь» п р е д л о ж и л а м и р у свою м одель р а зв и ти я и в н е ко то ры х н а п р а в ­ лениях н ауч но -техничес ко го про ­ гр е с с а з ан ял а л идирующ ее поло­ ж ен и е? Авторы кни ги спорят с т е ­ м и , к то п р и с в а и в а е т п р ош л ом у с тол етию Р о ссии з н а к и с то р и ч е ­ с ко го п рои грыш а , и напоминаю т , что им енно в это время работали н об елевс кие л ауреаты Иван П а в ­ лов и Илья М е ч н и к о в , получал ж и д к и й ки с л о р о д П е т р К а п и ц а , осущ ествлялся российский а том ­ ный п р о е к т , со зд а в а л и с ь Т - 3 4 и а в т о м а т К а л а ш н и к о в а , д о с т и г а ­ ли ш а хм а тны х олимпов А лехин и К а сп а р о в , пел Ш аляпин и Х в о р о ­ с тов с кий , писались «Т и хий Д он » и «М а с т ер и М а р г а р и т а » . . . Михаил Пташук. «Испо­ ведь кинорежиссера». Минск: «Мастацкая лите­ ратура». —366 с. Э т а к н и га з а в о е в а л а п ерво е м е с ­ то н а X V I I М о с ко в с ко й М е ж д у н а ­ р о дн ой к н и ж н о й вы с т а в к е -я р ­ м а р к е , по н ом и н а ц и и « Н а ш со в ­ р е м е н н и к » . К н и г а п о с в ящ а е т с я вы д аю щ ем у с я к и н о р е ж и с с е р у , з а с л уж е н н ом у д ея телю и с ку сс тв и н а р о д н о м у а р т и с т у Б е л а р у с и , п оч е тн ом у п роф ес сор у Б е л гр а д ­ ской а к а д ем и и искусств , о б л а д а ­ т е л ю м н о ги х Г р ан -п р и м е ж д у н а ­ родны х к и н оф е с т и в а л е й М и х а и ­ л у Н и к о л а е в и ч у П т а ш у к у . В н е е в ош л и а в т о б и о г р а ф и ч е с к а я п о ­ в ес ть « И пл ач , и с л е з ы . . .» , с ц е ­ н а р и й « А н г е л -х р а н и т е л ь » , п у б ­ л и к а ц и и , в о с п о м и н а н и я вы д аю ­ щ ихся д е я те л е й культуры М и х а и ­ л а Ульянова , Н и ки ты М и х ал ко в а , Г е о р ги я Д а н е л и и , С т а н и с л а в а Г овор ухин а , И в а н а Ш а м я к и н а . .. П о д го то в и л А л е к с а н д р Щ У П Л О В . «СОЮЗБеларусь-Россия» ПериодическоеизданиеСоветаМиниаровСоюзногогосударства ГазетазарегиарированваМинистерствеподелампечати, телерадиовещанияисредствмассовыхкоммуникацийРоссийскойФедерации10марта2000года.Регистрационный N^77-1880. 1 ГГо* прляткпп А и Батыгин (Москва) I Адресредакции«СОЮЗа.Беларусь—Россия»: Адресредакциигазеты«СоветскаяБелоруссия»: Издательство: ЗАО«Информацнинор-издательский кноцерн «Российскаягазета» ОТПЕЧАТАНО в000 «Объединенный издательскийдом Пьпвмйзаместитель Москва А-40 ГСП-3125993, улицаПравды,24. Республика Беларусь, 220013. Минск, улица Адрес: Москва,А-40, ГСП-3125993, ул. Правды, 24.Тел,257-53-62. «Медиа-Пресса». Адрес: 125865, ГСП, шеф-редакторАа.М.Таранда(Минск) Телефон:257-5787Факс:257-5787Е-та11:Егппакоуа@гд.т Б. Хмельницкого, 10а.Тел.ифакс:232-1432 Издаетльство «СоветскойБелоруссии»:БелорусскийДом епчати, КИПУП«Сож», Мосвка-137у,л. Правды, 24. Тиражпо РФ:309427 ТиражпоРБ:321831 Тираж«СОЮЗа.Беларусь— Россия»вРФиРБ:631258 Распространяется повсемподписным иенксдам: «Россйиской гаезты»:50202,32184,40942,40913,40924, 40945,38286,41591.«СоветскаяБелорус ия»:63889. По графику;16.00 Номер подписан: 16.00, ■СОЮЗ.Беларусь Реггия-печатаетсявАрхангельске,Владивостоке,Волгофаде.Воронеже.Екатеринбурге,Иркутске,Казани,Калининграде.Кемерове,КраснодареТфапгоярие^Минеральн^^ Самаре.Саратове.Тюмени,Ульяновске,Уфе.Чебоксарах.Челябинске. •СоветскаяБелоруссия»печатаетсявг.Минске.Гомеле.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz