Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
8 октября 2004 г., № 196 (22324) ЛИПЕЦКАЯ г а з е т а ^Юбилею университета посвящается Людмила КУРАКОВА, заместитель главы администрации области: |^<Дух веет где хочет...» Рискну начать мои раз мышления о Елецком уни верситете издалека. Очень даже издалека. Представьте себе — с Америки. С неболь шого городка Нью-Хевен между Нью-Йорком и Босто ном. о нем и американцы-то мало что слышали. Зато все 1^^ отают о расположенном здесь Йельском университете. Йель и Елец — для нашего уха эти названия, не правда ли, зву чат похоже? В Йеле мне до велось побывать. Не буду та иться — я многому позави довала. Это целый город в го роде. Роскошные особняки. Прекрасный музей, библио тека, сложенная из мрамор ных плит, — в ней нет окон, но она насквозь просвечива- 1 ТСЯсолнечными лучами. 06- ежития . Великолепная компьютерная техника и прочее оборудование. Но главное, сюда, говоря по-рус ски — «в глубинку», посто янно приезжают читать лек ции выдающиеся ученые из крупных центров, члены пра вительства, конгрессмены. Да, студенты учатся не в су етной, безнациональной ат мосфере мегаполиса. И вме сте с тем они получают зна ния из первых рук. Они име ют возможность общаться с самыми яркими, интересны ми, оригинальными мысли телями, исследователями, где бы те ни жили. Разуме ется, в университете и посто янные преподаватели очень высокой квалификации. Но, согласитесь, не бывает же так, чтобы все лучшие умы оказались в одном месте. Так вот, провинциальный Йель на Западе — не исклю чение. Назову английские Оксфорд и Кембридж — это тоже элитарные вузы. Их слава гораздо громче, неже ли у любого столичного уни верситета. И лишь в России сложилось иначе; максимум престижных учебных заведе ний сосредоточен в Москве, Петербурге, куда испокон веков рвутся молодые про винциалы. Добавлю; они уез жают и потом в большинстве своем уже никогда не возвра щаются домой, в провинцию. То есть рождение универ ситета в маленьком россий ском городе Е1дьце — собы тие знаковое. Далеко не все образцы и примеры заграни цы приемлемы для России. Слепо перенимать их, пере саживать на отечественную почву — неразумно, а то и небезопасно для нашего об разования. Но вот открытие университетов на периферии — дело нужное и перспектив ное. Что касается моего лю бимого Липецка, где я рос ла, училась, живу до сих пор, то возникновение здесь уни верситетов и обуславливает ся, и облегчается самими его масштабами. А Елецкий уни верситет пока исключение, для кого-то, пожалуй, даже экзотика. Но ельчане, пола гаю, очень мудро и своевре менно почувствовали, угада ли необходимость этого шага. Подчеркну; необходимость не только для Ельца, не только для Липецкой области, но и для страны в целом. Любопытно; даже терри ториальная «экспансия» уни верситета в Ельце осуществ ляется по йельскому типу. Заокеанский вуз тоже когда- то начинался с одного скром ного здания. А уж потом раз росся, распространился, ста новясь владельцем все новых особняков и кварталов. При чем местные власти стара лись этому способствовать, создавали условия, когда бо гатые люди находили выгод ным дарить дома для универ ситетских нужд. Так же дей ствуют и в Ельце. Благодаря взаимопониманию с местным руководством, с главой го родской администрации, де путатами, вуз получил ком плекс «Красных казарм», где когда-то располагалась воин ская часть, другие здания, что-то строит с нуля, что-то реконструирует. Причем, на сколько я могу судить, эти решения властей поддержи вают горожане. Они гордят ся тем, что у них есть круп ный вуз. Они все явственнее ощущают его влияние на жизнь и духовный облик ста ринного Ельца. Конечно, до благоустроен ности и размаха Йеля здесь еще не слишком близко. И библиотеки или музея из мрамора пока нет, хотя, за мечу, музей университету нужен. И выпускники не имеют возможности дарить альма-матер в благодарность за выучку картины Пикассо и Малевича. Но все это, бу дем оптимистами, — впере ди. Особенно, если по спра ведливости оценивать энер гию, практический опыт рек тора Валерия Петровича Ку- зовлева и его отличной ко манды. Однако уже сейчас уда лось добиться главного; уни верситет интенсивно развива ется, сберегая вместе с тем традиции, которые придают ему особую притягательность. С кем бы из его преподавате лей или студентов я ни встре чалась, неизменно чувствова ла истинно гуманитарный настрой, глубокое уважение, а вернее — пристрастие к род ной культуре. В этих стенах редкая аура, редкая теплота. Да не обидятся на меня люди, что учат и учатся на негума нитарных факультетах, но. по-моему, и там, среди при верженцев точных, математи ческих, технических дисцип лин, царит тот же дух, что и на факультетах, где готовят историков или учителей ли тературы. К реформам в образова нии можно относиться по- разному. Иные дельцы ис пользуют их преимуществен но ради выгоды. Понаоткры- вали скороспелые вузы с мас сой филиалов, не позволяю щих, однако, получать пол ноценные профессиональные знания. Я учебу там назы ваю, извините, покупкой диплома с рассрочкой на пять лет. Ельчане выбрали другой путь, достойный и по- настоящему патриотический, с расчетом на перспективу. Это делает им честь. Видимо, закономерно, что в их коллектив так охотно приходят талантливые уче ные, порою оставив кафедры в больших городах, включая Москву. Убеждена; елецкий опыт заслуживает серьезней шего внимания министер ских чиновников. И, разуме ется, поддержки. В частно сти, для того чтобы малень кий Елец мог постоянно при глашать для чтения циклов лекций любых специалистов, как это происходит в упомя нутых мною «провинциаль ных» вузах за рубежом. Что касается регионального руко водства, то мы рассматрива ем университет в Ельце в ка честве надежного партнера, оказываем ему помощь и встречаем искреннее желание ельчан послужить интересам всей области. Я несколько раз позволи ла себе употребить слова «традиция», «дух», «аура». Без них об университете име ни Бунина говорить трудно. Он не отделим от Ельца, чьи улицы и стены хранят па мять о героической российс кой истории, о творцах, ро дившихся или живших здесь и вошедших в элиту русской и мировой культуры. Это не может не сказываться на де ятельности вуза, не опреде лять векторы его поиска, не формировать научные инте ресы исследователя и лич ность студента. На августовском совеща нии мне запомнилось выступ ление ельчанки, доктора наук елецкого юрфака. Бо юсь, оно не до конца услы шано и оценено некоторыми коллегами. А я до сих пор о нем размышляю. Речь, в частности, шла о духе российских законов, о праве, которое должно бази роваться не на абстрактных вненациональных посылках, а на родной почве, на право славном менталитете, ибо он присущ большей части жи вущих в России, в том числе даже неверующих. Когда это го нет, законы не работают, плохо исполняются. Не сто ит кивать, к примеру, на аме риканцев, по любому поводу обращающихся в суд, бук вально одержимых зудом су тяжничества. В России по судам ходить не любят. Это не достоинство и не недоста ток. Это черта народного ха рактера. Пока законодатели не станут принимать ее во внимание, их силы будут рас ходоваться вхолостую. Я слушала ученого и ду мала; а ведь эти идеи, эти подходы и дают надежду вос питать истинно русских, рос сийских специалистов — при чем не только в сфере права, но и в любой иной. Специа листов, которые понимают свою страну, своих соотече ственников, а значит, способ ны трудиться плодотворно, приносить пользу обновляю щейся, но вечной России. Пожалуй, в первую оче редь это относится к учите лям. Не забудем; универси тет вырос на фундаменте ста рейшего педагогического ин ститута. Мое представление об идеальном педагоге вклю чает массу позиций. Но ве дущая — естественное соеди нение урока и воспитания. Воспитывать можно и нуж но не одной лишь литерату рой да историей. Культура должна прививаться и на за нятиях по физике, математи ке или биологии. И вот этот- то учитель, осознающий себя прнжде всего полпредом культуры, воспитателем, а не узким «предметником», и формируется сегодня в ауди ториях бунинского универси тета. Впрочем, почему сегодня? Елецкие выпускники разных поколений уже десятки лет трудятся в школах региона. Многие — в селе. И в том, что в период перемен, непро стых, порою противоречивых реформ, долгоруковские вы пускники два года подряд показывают лучшие резуль таты по ЕГЭ, обойдя город ских сверстников, а среди по бедителей различных олим пиад все чаще называют уча щихся из глубинных райо нов, есть огромная их заслу га. Не найти такого района, где бы ни работали педаго ги, в чьих дипломах значит ся, что они закончили этот замечательный елецкий вуз, еще четыре года назад — ин ститут, а ныне — Государ ственный университет имени Бунина... Записал И. НЕВЕРОВ. 'Ситуация ^О ди н день из жизни руководителя У ректора короткихдней небывает... Елец. Осень. Мелкий дождичек. Температура воздуха +17 градусов. Утро. Университет. Приемная ректора. Секретари — Катя и Света — на месте. Они уже вовсю принимают звонки и отвечают всем, кому нужен Кузовлев: «Да, сегодня Валерий Петрович будет». Замечу, в последнее время ректору нечасто удается целый день прожить у себя дома — в университете. К примеру, во вторник и среду он был в Москве, а в четверг — почти целый день в Липецке, на сессии областного Совета. 9.00. Валерий Петрович — в кабине те. «Заходите», — сразу же приглашает посетителей, даже не успев снять куртку. Рабочий день начался. Вспоминает, что нужно раздеться, лишь часам к одиннад цати. За это время он успевает выслушать человек двадцать. Преподаватели музы кально-педагогического факультета обсу дили с 13алерием Петровичем кадровые проблемы, вопросы по учебной нагрузке и, конечно же, — предстоящие смотры, конкурсы, концерты. Ведь музфак тоже именинник в этом году. И гордиться ему есть чем. На очереди — водитель. Что-то там не клеится с ГСМ, с ремонтом машин. На пороге — целая делегация. Анатолий Николаевич Сазонов, председатель студен ческого профкома, Сергей Александрович Силкин, преподаватель и заядлый кавэ энщик, Нина Михайловна Бурыкина, на чальник финансового управления. Разго вор серьезный. Университетскую коман ду КВН «Взлётная полоса» пригласили на игру в Пицунду (Абхазия). «Очень уж ме ста там неспокойные», — опасается Ку зовлев. Ещё раз взвесив все «за* и «про тив», Валерий Петрович дает добро, но поручает руководителю команды взять разрешение у родителей студентов. А за деньгами — к Нине Михайловне. Следующая — Людмила Николаевна Масленникова, заведующая аспирантурой. Необходима подпись ректора на докумен тах, направляемых в Министерство обра зования. Людмила Николаевна рассказала Ва лерию Петровичу и о возникшем форс- мажоре. Молодой человек, у которого се годня вступительный экзамен в аспиран туру, попал в больницу с аппендицитом. Ректор просил передать, чтобы парень не волновался, лечился, а экзамен ему пере несут. Раиса Михайловна Иванова, декан факультета социально-культурного серви са и туризма, садится перед ректором с раскрытым блокнотом. Факультет моло дой, только становится на ноги и делает первые шаги. Поэтому и вопросов много. Декан говорит, что очень нужны лингви стические кабинеты. Ректор признается, что их покупка университету пока не по силам. Но деньги на лингафонное обору дование обещает найти. Другая проблема — в нескольких аудиториях корпуса нет света. Валерий Петрович просит чуть-чуть потерпеть. Все работы по электричеству ведутся строго по очереди — специалис ты на другом объекте. А вот вопрос с учеб ной экскурсией по Липецкой области ре шился положительно. В добрый путь1 Зашел Валерий Михайлович Бутов — начальник множительного участка редак ционно-издательского отдела ЕГУ. Его вызвал Кузовлев, чтобы узнать, успеет ли отдел напечатать все запланированное до юбилейных торжеств. «Они молодцы», — говорит о сотрудниках редакционно-изда тельского отдела Валерий Петрович, по казывая мне новые книги. Кузовлеву при ятно, что все чаще и в изданиях российс кого уровня появляется упоминание о Елецком классическом университете. 10.40. Кажется, в приемной поутих ло. Надолго ли? Не знаю. Но такое зати шье мне на руку. Ведь у газетчика всегда в запасе пара-тройка вопросов... — Валерий Петрович, вы руководите большим коллективом, где каждый — ин дивидуальность. И все же, какими каче ствами должен обладать человек, чтобы работать вместе с вами, быть в вашей ко манде? — Я уважаю людей порядочных и че стных. Ценю грамотных специалистов, всей душой болеющих за общее дело и за коллектив, в котором они работают. Мне импонируют люди, постоянно занимаю щиеся самообразованием. Люблю внима тельных, чутких и заботливых. — Профессиональные навыки закла дываются в студенчестве, а вот все осталь ное, о чем вы сказали, наверное, воспи тывается с детства... — Совершенно верно. Причем за вос питание должны отвечать все — семья, школа и государство. Вспомните, было время, когда эти три института в одноча сье бросили подрастающее поколение на произвол судьбы. И посейчас в нашей стра не продолжаются поиски главного воспи тателя. Нам с братьями повезло. Мы вы росли на светлых идеалах и высоких нрав ственных принципах, которые и в пере ломное время нам помогли выстоять. Я — самый старший. Владимир — тоже про фессор, заведует кафедрой в Липецком госуниверситете. Два других брата — вра чи-хирурги. Один возглавляет крупную медсанчасть в Москве, заканчивает дою торскую диссертацию. Второй, самый младший, заведует хирургическим отде лением в портовой больнице города Ка лининграда. Родом мы из Лев-Толстовско- го района, есть такое село Кузовлево. Мама проработала директором школы больше двадцати лет, папа был ветеринар ным врачом. Зарабатывали родители не- .много. А нас вон сколько ртов. Так что держали и коров, и свиней, и овец, и кур. Был большой огород. Все обязанности по хозяйству были четко распределены; стар шим — работы побольше, младшим — по меньше. Я уже в третьем классе не толь ко мог ездить на лошади, но и умел за прягать её. Подсобное хозяйство было и при школе. Мне нравилось кроликов кор мить. А вот за уборку колхозной свёклы школе давали сахар, и мы всегда ждали сладкий чай с кусочком белого хлеба. Сегодняшним детям, я считаю, не хва тает трудового воспитания. Это большая потеря. Ведь когда сам не умеешь трудить ся, вряд ли научишься уважать труд дру гого. — Валерий Петрович, с каким деви зом вы идете по жизни? — Если сделал максимально, что мог сегодня, значит — день прожил не зря. 10.55. В кабинете ректора — Вячес лав Эдуардович Дудукин, директор учеб но-спортивной базы. Она находится в жи вописном уголке Задонского района, но функционирует только летом — корпуса не отапливаются. Валерий Петрович ре шил базу газифицировать. Но столкнул ся с вопросом собственности. Небольшая часть газовой трубы проходит через част ные владения. Согласится ли хозяин пой ти на уступки? Не лично Кузовлеву, стро ящему себе особняк, а детям и педагогам, которые могли бы отдыхать на природе и в зимнее время? Вопрос вопросов. Вале рий Петрович позвонил главе Задонского района, областному начальству. Обещали помочь. 11.45. Ректор пригласил в кабинет Юрия Владимировича Голика, преподава теля ЕГУ, профессора, директора право вого департамента Министерства культу ры и печати. А я стала свидетелем прият ного момента; Валерий Петрович вручил профессору Почетную грамоту от Ассоци ации юридических вузов за развитие юри дического образования. В свою очередь Юрий Владимирович подарил универси тету только что изданную книгу «Фило софия уголовного права». Она вышла под его редакцией. 12.00. Александр Адиевич Фаустов, проректор по строительству, к разговору с ректором подготовился, вооружился цифрами. По словам Фаустова, за 10 ме сяцев текущего года на капитальный ре монт в общежитии на улице Ленина по трачено 2 млн. 400 тысяч рублей, выпол нены работы по реконструкции корпуса № 12 на 500 тысяч рублей, ремонт кров ли в учебных корпусах № 1, 2, 10 обо шелся в 450 тысяч рублей. Около одного миллиона рублей израсходовано на ремонт и установку электроснабжения. На стро ительстве второй очереди главного кор пуса освоен объем работ в сумме 6 млн. 720 тысяч рублей. Валерий Петрович предложил мне посмотреть стройку. Алек сандр Адиевич стал гидом. Признаться, мне, человеку далекому от строительных терминов, пришлось поднапрячь свое во ображение, чтобы среди «ограждающих конструкций* и ♦межэтажных перекры тий» представить зрительный зал на 800 мест, большую сцену, учебные аудитории и танцклассы. Пока кругом — кирпич и металл. «Главное, — говорит Фаустов, — сде лать крышу до морозов. Тогда можно и внутренние работы выполнять. На этом объекте и на всех других наших строй площадках работает генеральный подряд чик — ООО «ПМК — строитель*. 13.00-14.00. Обед. Как правило, Ва лерий Петрович обедает дома. Овощные блюда у него — самые любимые. 14.00. В.П. Кузовлев на совещании в городской администрации. Университет для сотрудников и преподавателей стро ит 32-квартирный дом по системе ипотеч ного кредитования. Уже готова половина первого этажа. Ипотечная корпорация требует от будущих новоселов заключить с ней индивидуальные договоры. Но ни одна семья не может осилить первоначаль ный взнос. Например, двухкомнатная квартира стоит 500 тысяч, а у профессо ра зарплата пять тысяч. Вот и на совеща нии у зам.главы горадминистрации Вла димира Григорьевича Овсянникова обсуж дали вопрос о получении областных суб сидий для продолжения строительства. Валерий Петрович надеется на помощь губернатора. О.П. Королев обещал вьвде- лить 8 млн. рублей на погашение первого взноса. 15.00. Первый корпус. Заседание ка федры педагогики. Валерий Петрович при шел поддержать свою аспирантку Ирину Владимировну Зайцеву, старшего препо давателя факультета иностранных языков. У нее сегодня предзащита. Выступали с замечаниями, предложениями рецензен ты и коллеги. Валерий Петрович, как на учный руководитель, рассказал о работе Ирины Владимировны. В итоге кафедра поддержала исследование, отметив его высокий уровень, и пожелала Зайцевой дальнейших успехов. В главный корпус мы с ректором вер нулись около 17 часов. Светы и Кати уже не было. «Почему они так рано ушли?» — удивилась я, уже привыкшая их ви деть допоздна на месте. «Сегодня пятни ца, — напомнил Валерий Петрович. — Ко роткий день*. — А вы домой не собираетесь? — Я еще поработаю, — ответил Кузов лев, направляясь к своему столу. — Да, — подумала я, — у ректора не бывает коротких дней. Галина ЧЕРНЫШОВА. Гонки СОсмертью Жителям ряда домов по улицам Гагарина и Нестерова, расположенных недалеко от 24-й школы в Липецке, нынче не позавидуешь. Попробуйте часов в восемь утра или в пять вечера перейти дорогу, по которой ^ мчится на всех парах автомобильный поток. Светофор на остановке «24-я школа» давно не рабо тает, и приходится нервно вы жидать того счастливого мо мента, когда можно быстро прошмыгнуть на другую сто- • рону дороги. Не'уверен, что это получится с первой по - . пытки; тут нужно иметь от менную реакцию и сноровку. Сдетской коляской особенно. __ Это уже из разряда русского экстрима. Но гонки со смер- - тью не всегда заканчиваются удачно. До недавних пор дорож ная проблема в этом районе особо остро не стояла — мож- но было спокойно отводить детей в школу, детский сад, а самим отправляться на ра- . боту. Но вот городские влас- 7 ти взялись за ремонт; сняли ' трамвайные рельсы, переко- пали дорожное полотно и... - отключили светофор. Про пе шеходов забыли; как хочешь, так и перебирайся на перерез . мчащимся машинам. И нич то не может теперь остановить водителя за рулем. Бывает, что какой-то шофер вдруг ; нажмет на тормоза и пропус тит вперед пенсионерку или женщину с ребенком. Но мча щийся в соседнем-ряду води тель этого сделать и не поду мает... Вот и несчастный слу чай. Недавно там погибла не молодая уже женщина из на шего дома. Ее звали тетя Люда. Она любила кормить . бездомных кошек по утрам, была человеком добрым и симпатичным. Возвращаясь домой, хотела, как обычно, перейти дорогу в привычном месте. Но сумела пройти только половину дистанции — какой-то лихач за рулем врезался в нее на всем ходу. Раньше этого наверняка бы не произошло; можно было на - полдороге переждать автопо ток на трамвайной остановке и спокойно двигаться дальше. Теперь, когда трамвайных путей больше нет, спрятать ся негде. После трагедии на «мол чавшем» не один месяц све- ■ тофоре наконец-то повесили табличку; «Ремонт светофор ного объекта». Звучит, откро венно говоря, издевательски. Спрашивается, почему рань ше таким образом не предуп реждали ни водителей, ни пешеходов, почему для этого непре 1 ^енно надо было кому- то погибнуть... Все это так по- русски, глупо, безответствен- . но, по принципу; «Гром не грянет — мужик не перекре стится». Да и повесили эту табличку, судя по всему, для того, чтобы снять с себя от ветственность, а то, глядишь, родственники погибшей в Д"!!! вдруг обвинят нашу до рожную службу и подадут на неё иск в суд. Правда, на следующий день милицейская машина все-таки появилась на этом участке дороги. Люди в фор ме останавливали машины, что-то внушали нарушите лям дорожного движения, но потом все стало по-прежнему — служители порядка исчез ли так же неожиданно, как и появились. По сути, пешехо ды вновь оказались один на один с резвыми автомобилис тами. Что тут сказать? На мой взгляд, городская власть, ре шившая основательно взять ся за реконструкцию наших дорог, эту политику проводит однобоко. То есть встали н а ' сторону автомобилистов. Это, в первую очередь, для их ■ удобств отказались от якобы отживших свой век трамва ев, расширили дорожное по- . лотно и увеличили его про пускную способность, чтобы было меньше аварий и про бок. Но почему-то забыли про пешеходов. А им ведь легче не станет — подземных пере ходов не делают, а преодо леть, как полосу препятствий, дорогу с четырехрядным дви жением будет непросто. Тем более, когда светофор отводит на это считанные секунды. Никто не возражает против ремонта дорог в городе — дело это действительно нужное и важное. Но не ценой же че ловеческих жизней... Виктор МАНАЕНКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz