Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

8 октября 2004 г., № 196 (22324) ЛИПЕЦКАЯ г а з е т а ^Юбилею университета посвящается Людмила КУРАКОВА, заместитель главы администрации области: |^<Дух веет где хочет...» Рискну начать мои раз­ мышления о Елецком уни­ верситете издалека. Очень даже издалека. Представьте себе — с Америки. С неболь­ шого городка Нью-Хевен между Нью-Йорком и Босто­ ном. о нем и американцы-то мало что слышали. Зато все 1^^ отают о расположенном здесь Йельском университете. Йель и Елец — для нашего уха эти названия, не правда ли, зву­ чат похоже? В Йеле мне до­ велось побывать. Не буду та­ иться — я многому позави­ довала. Это целый город в го­ роде. Роскошные особняки. Прекрасный музей, библио­ тека, сложенная из мрамор­ ных плит, — в ней нет окон, но она насквозь просвечива- 1 ТСЯсолнечными лучами. 06- ежития . Великолепная компьютерная техника и прочее оборудование. Но главное, сюда, говоря по-рус­ ски — «в глубинку», посто­ янно приезжают читать лек­ ции выдающиеся ученые из крупных центров, члены пра­ вительства, конгрессмены. Да, студенты учатся не в су­ етной, безнациональной ат­ мосфере мегаполиса. И вме­ сте с тем они получают зна­ ния из первых рук. Они име­ ют возможность общаться с самыми яркими, интересны­ ми, оригинальными мысли­ телями, исследователями, где бы те ни жили. Разуме­ ется, в университете и посто­ янные преподаватели очень высокой квалификации. Но, согласитесь, не бывает же так, чтобы все лучшие умы оказались в одном месте. Так вот, провинциальный Йель на Западе — не исклю­ чение. Назову английские Оксфорд и Кембридж — это тоже элитарные вузы. Их слава гораздо громче, неже­ ли у любого столичного уни­ верситета. И лишь в России сложилось иначе; максимум престижных учебных заведе­ ний сосредоточен в Москве, Петербурге, куда испокон веков рвутся молодые про­ винциалы. Добавлю; они уез­ жают и потом в большинстве своем уже никогда не возвра­ щаются домой, в провинцию. То есть рождение универ­ ситета в маленьком россий­ ском городе Е1дьце — собы­ тие знаковое. Далеко не все образцы и примеры заграни­ цы приемлемы для России. Слепо перенимать их, пере­ саживать на отечественную почву — неразумно, а то и небезопасно для нашего об­ разования. Но вот открытие университетов на периферии — дело нужное и перспектив­ ное. Что касается моего лю­ бимого Липецка, где я рос­ ла, училась, живу до сих пор, то возникновение здесь уни­ верситетов и обуславливает­ ся, и облегчается самими его масштабами. А Елецкий уни­ верситет пока исключение, для кого-то, пожалуй, даже экзотика. Но ельчане, пола­ гаю, очень мудро и своевре­ менно почувствовали, угада­ ли необходимость этого шага. Подчеркну; необходимость не только для Ельца, не только для Липецкой области, но и для страны в целом. Любопытно; даже терри­ ториальная «экспансия» уни­ верситета в Ельце осуществ­ ляется по йельскому типу. Заокеанский вуз тоже когда- то начинался с одного скром­ ного здания. А уж потом раз­ росся, распространился, ста­ новясь владельцем все новых особняков и кварталов. При­ чем местные власти стара­ лись этому способствовать, создавали условия, когда бо­ гатые люди находили выгод­ ным дарить дома для универ­ ситетских нужд. Так же дей­ ствуют и в Ельце. Благодаря взаимопониманию с местным руководством, с главой го­ родской администрации, де­ путатами, вуз получил ком­ плекс «Красных казарм», где когда-то располагалась воин­ ская часть, другие здания, что-то строит с нуля, что-то реконструирует. Причем, на­ сколько я могу судить, эти решения властей поддержи­ вают горожане. Они гордят­ ся тем, что у них есть круп­ ный вуз. Они все явственнее ощущают его влияние на жизнь и духовный облик ста­ ринного Ельца. Конечно, до благоустроен­ ности и размаха Йеля здесь еще не слишком близко. И библиотеки или музея из мрамора пока нет, хотя, за­ мечу, музей университету нужен. И выпускники не имеют возможности дарить альма-матер в благодарность за выучку картины Пикассо и Малевича. Но все это, бу­ дем оптимистами, — впере­ ди. Особенно, если по спра­ ведливости оценивать энер­ гию, практический опыт рек­ тора Валерия Петровича Ку- зовлева и его отличной ко­ манды. Однако уже сейчас уда­ лось добиться главного; уни­ верситет интенсивно развива­ ется, сберегая вместе с тем традиции, которые придают ему особую притягательность. С кем бы из его преподавате­ лей или студентов я ни встре­ чалась, неизменно чувствова­ ла истинно гуманитарный настрой, глубокое уважение, а вернее — пристрастие к род­ ной культуре. В этих стенах редкая аура, редкая теплота. Да не обидятся на меня люди, что учат и учатся на негума­ нитарных факультетах, но. по-моему, и там, среди при­ верженцев точных, математи­ ческих, технических дисцип­ лин, царит тот же дух, что и на факультетах, где готовят историков или учителей ли­ тературы. К реформам в образова­ нии можно относиться по- разному. Иные дельцы ис­ пользуют их преимуществен­ но ради выгоды. Понаоткры- вали скороспелые вузы с мас­ сой филиалов, не позволяю­ щих, однако, получать пол­ ноценные профессиональные знания. Я учебу там назы­ ваю, извините, покупкой диплома с рассрочкой на пять лет. Ельчане выбрали другой путь, достойный и по- настоящему патриотический, с расчетом на перспективу. Это делает им честь. Видимо, закономерно, что в их коллектив так охотно приходят талантливые уче­ ные, порою оставив кафедры в больших городах, включая Москву. Убеждена; елецкий опыт заслуживает серьезней­ шего внимания министер­ ских чиновников. И, разуме­ ется, поддержки. В частно­ сти, для того чтобы малень­ кий Елец мог постоянно при­ глашать для чтения циклов лекций любых специалистов, как это происходит в упомя­ нутых мною «провинциаль­ ных» вузах за рубежом. Что касается регионального руко­ водства, то мы рассматрива­ ем университет в Ельце в ка­ честве надежного партнера, оказываем ему помощь и встречаем искреннее желание ельчан послужить интересам всей области. Я несколько раз позволи­ ла себе употребить слова «традиция», «дух», «аура». Без них об университете име­ ни Бунина говорить трудно. Он не отделим от Ельца, чьи улицы и стены хранят па­ мять о героической российс­ кой истории, о творцах, ро­ дившихся или живших здесь и вошедших в элиту русской и мировой культуры. Это не может не сказываться на де­ ятельности вуза, не опреде­ лять векторы его поиска, не формировать научные инте­ ресы исследователя и лич­ ность студента. На августовском совеща­ нии мне запомнилось выступ­ ление ельчанки, доктора наук елецкого юрфака. Бо­ юсь, оно не до конца услы­ шано и оценено некоторыми коллегами. А я до сих пор о нем размышляю. Речь, в частности, шла о духе российских законов, о праве, которое должно бази­ роваться не на абстрактных вненациональных посылках, а на родной почве, на право­ славном менталитете, ибо он присущ большей части жи­ вущих в России, в том числе даже неверующих. Когда это­ го нет, законы не работают, плохо исполняются. Не сто­ ит кивать, к примеру, на аме­ риканцев, по любому поводу обращающихся в суд, бук­ вально одержимых зудом су­ тяжничества. В России по судам ходить не любят. Это не достоинство и не недоста­ ток. Это черта народного ха­ рактера. Пока законодатели не станут принимать ее во внимание, их силы будут рас­ ходоваться вхолостую. Я слушала ученого и ду­ мала; а ведь эти идеи, эти подходы и дают надежду вос­ питать истинно русских, рос­ сийских специалистов — при­ чем не только в сфере права, но и в любой иной. Специа­ листов, которые понимают свою страну, своих соотече­ ственников, а значит, способ­ ны трудиться плодотворно, приносить пользу обновляю­ щейся, но вечной России. Пожалуй, в первую оче­ редь это относится к учите­ лям. Не забудем; универси­ тет вырос на фундаменте ста­ рейшего педагогического ин­ ститута. Мое представление об идеальном педагоге вклю­ чает массу позиций. Но ве­ дущая — естественное соеди­ нение урока и воспитания. Воспитывать можно и нуж­ но не одной лишь литерату­ рой да историей. Культура должна прививаться и на за­ нятиях по физике, математи­ ке или биологии. И вот этот- то учитель, осознающий себя прнжде всего полпредом культуры, воспитателем, а не узким «предметником», и формируется сегодня в ауди­ ториях бунинского универси­ тета. Впрочем, почему сегодня? Елецкие выпускники разных поколений уже десятки лет трудятся в школах региона. Многие — в селе. И в том, что в период перемен, непро­ стых, порою противоречивых реформ, долгоруковские вы­ пускники два года подряд показывают лучшие резуль­ таты по ЕГЭ, обойдя город­ ских сверстников, а среди по­ бедителей различных олим­ пиад все чаще называют уча­ щихся из глубинных райо­ нов, есть огромная их заслу­ га. Не найти такого района, где бы ни работали педаго­ ги, в чьих дипломах значит­ ся, что они закончили этот замечательный елецкий вуз, еще четыре года назад — ин­ ститут, а ныне — Государ­ ственный университет имени Бунина... Записал И. НЕВЕРОВ. 'Ситуация ^О ди н день из жизни руководителя У ректора короткихдней небывает... Елец. Осень. Мелкий дождичек. Температура воздуха +17 градусов. Утро. Университет. Приемная ректора. Секретари — Катя и Света — на месте. Они уже вовсю принимают звонки и отвечают всем, кому нужен Кузовлев: «Да, сегодня Валерий Петрович будет». Замечу, в последнее время ректору нечасто удается целый день прожить у себя дома — в университете. К примеру, во вторник и среду он был в Москве, а в четверг — почти целый день в Липецке, на сессии областного Совета. 9.00. Валерий Петрович — в кабине­ те. «Заходите», — сразу же приглашает посетителей, даже не успев снять куртку. Рабочий день начался. Вспоминает, что нужно раздеться, лишь часам к одиннад­ цати. За это время он успевает выслушать человек двадцать. Преподаватели музы­ кально-педагогического факультета обсу­ дили с 13алерием Петровичем кадровые проблемы, вопросы по учебной нагрузке и, конечно же, — предстоящие смотры, конкурсы, концерты. Ведь музфак тоже именинник в этом году. И гордиться ему есть чем. На очереди — водитель. Что-то там не клеится с ГСМ, с ремонтом машин. На пороге — целая делегация. Анатолий Николаевич Сазонов, председатель студен­ ческого профкома, Сергей Александрович Силкин, преподаватель и заядлый кавэ­ энщик, Нина Михайловна Бурыкина, на­ чальник финансового управления. Разго­ вор серьезный. Университетскую коман­ ду КВН «Взлётная полоса» пригласили на игру в Пицунду (Абхазия). «Очень уж ме­ ста там неспокойные», — опасается Ку­ зовлев. Ещё раз взвесив все «за* и «про­ тив», Валерий Петрович дает добро, но поручает руководителю команды взять разрешение у родителей студентов. А за деньгами — к Нине Михайловне. Следующая — Людмила Николаевна Масленникова, заведующая аспирантурой. Необходима подпись ректора на докумен­ тах, направляемых в Министерство обра­ зования. Людмила Николаевна рассказала Ва­ лерию Петровичу и о возникшем форс- мажоре. Молодой человек, у которого се­ годня вступительный экзамен в аспиран­ туру, попал в больницу с аппендицитом. Ректор просил передать, чтобы парень не волновался, лечился, а экзамен ему пере­ несут. Раиса Михайловна Иванова, декан факультета социально-культурного серви­ са и туризма, садится перед ректором с раскрытым блокнотом. Факультет моло­ дой, только становится на ноги и делает первые шаги. Поэтому и вопросов много. Декан говорит, что очень нужны лингви­ стические кабинеты. Ректор признается, что их покупка университету пока не по силам. Но деньги на лингафонное обору­ дование обещает найти. Другая проблема — в нескольких аудиториях корпуса нет света. Валерий Петрович просит чуть-чуть потерпеть. Все работы по электричеству ведутся строго по очереди — специалис­ ты на другом объекте. А вот вопрос с учеб­ ной экскурсией по Липецкой области ре­ шился положительно. В добрый путь1 Зашел Валерий Михайлович Бутов — начальник множительного участка редак­ ционно-издательского отдела ЕГУ. Его вызвал Кузовлев, чтобы узнать, успеет ли отдел напечатать все запланированное до юбилейных торжеств. «Они молодцы», — говорит о сотрудниках редакционно-изда­ тельского отдела Валерий Петрович, по­ казывая мне новые книги. Кузовлеву при­ ятно, что все чаще и в изданиях российс­ кого уровня появляется упоминание о Елецком классическом университете. 10.40. Кажется, в приемной поутих­ ло. Надолго ли? Не знаю. Но такое зати­ шье мне на руку. Ведь у газетчика всегда в запасе пара-тройка вопросов... — Валерий Петрович, вы руководите большим коллективом, где каждый — ин­ дивидуальность. И все же, какими каче­ ствами должен обладать человек, чтобы работать вместе с вами, быть в вашей ко­ манде? — Я уважаю людей порядочных и че­ стных. Ценю грамотных специалистов, всей душой болеющих за общее дело и за коллектив, в котором они работают. Мне импонируют люди, постоянно занимаю­ щиеся самообразованием. Люблю внима­ тельных, чутких и заботливых. — Профессиональные навыки закла­ дываются в студенчестве, а вот все осталь­ ное, о чем вы сказали, наверное, воспи­ тывается с детства... — Совершенно верно. Причем за вос­ питание должны отвечать все — семья, школа и государство. Вспомните, было время, когда эти три института в одноча­ сье бросили подрастающее поколение на произвол судьбы. И посейчас в нашей стра­ не продолжаются поиски главного воспи­ тателя. Нам с братьями повезло. Мы вы­ росли на светлых идеалах и высоких нрав­ ственных принципах, которые и в пере­ ломное время нам помогли выстоять. Я — самый старший. Владимир — тоже про­ фессор, заведует кафедрой в Липецком госуниверситете. Два других брата — вра­ чи-хирурги. Один возглавляет крупную медсанчасть в Москве, заканчивает дою торскую диссертацию. Второй, самый младший, заведует хирургическим отде­ лением в портовой больнице города Ка­ лининграда. Родом мы из Лев-Толстовско- го района, есть такое село Кузовлево. Мама проработала директором школы больше двадцати лет, папа был ветеринар­ ным врачом. Зарабатывали родители не- .много. А нас вон сколько ртов. Так что держали и коров, и свиней, и овец, и кур. Был большой огород. Все обязанности по хозяйству были четко распределены; стар­ шим — работы побольше, младшим — по­ меньше. Я уже в третьем классе не толь­ ко мог ездить на лошади, но и умел за­ прягать её. Подсобное хозяйство было и при школе. Мне нравилось кроликов кор­ мить. А вот за уборку колхозной свёклы школе давали сахар, и мы всегда ждали сладкий чай с кусочком белого хлеба. Сегодняшним детям, я считаю, не хва­ тает трудового воспитания. Это большая потеря. Ведь когда сам не умеешь трудить­ ся, вряд ли научишься уважать труд дру­ гого. — Валерий Петрович, с каким деви­ зом вы идете по жизни? — Если сделал максимально, что мог сегодня, значит — день прожил не зря. 10.55. В кабинете ректора — Вячес­ лав Эдуардович Дудукин, директор учеб­ но-спортивной базы. Она находится в жи­ вописном уголке Задонского района, но функционирует только летом — корпуса не отапливаются. Валерий Петрович ре­ шил базу газифицировать. Но столкнул­ ся с вопросом собственности. Небольшая часть газовой трубы проходит через част­ ные владения. Согласится ли хозяин пой­ ти на уступки? Не лично Кузовлеву, стро­ ящему себе особняк, а детям и педагогам, которые могли бы отдыхать на природе и в зимнее время? Вопрос вопросов. Вале­ рий Петрович позвонил главе Задонского района, областному начальству. Обещали помочь. 11.45. Ректор пригласил в кабинет Юрия Владимировича Голика, преподава­ теля ЕГУ, профессора, директора право­ вого департамента Министерства культу­ ры и печати. А я стала свидетелем прият­ ного момента; Валерий Петрович вручил профессору Почетную грамоту от Ассоци­ ации юридических вузов за развитие юри­ дического образования. В свою очередь Юрий Владимирович подарил универси­ тету только что изданную книгу «Фило­ софия уголовного права». Она вышла под его редакцией. 12.00. Александр Адиевич Фаустов, проректор по строительству, к разговору с ректором подготовился, вооружился цифрами. По словам Фаустова, за 10 ме­ сяцев текущего года на капитальный ре­ монт в общежитии на улице Ленина по­ трачено 2 млн. 400 тысяч рублей, выпол­ нены работы по реконструкции корпуса № 12 на 500 тысяч рублей, ремонт кров­ ли в учебных корпусах № 1, 2, 10 обо­ шелся в 450 тысяч рублей. Около одного миллиона рублей израсходовано на ремонт и установку электроснабжения. На стро­ ительстве второй очереди главного кор­ пуса освоен объем работ в сумме 6 млн. 720 тысяч рублей. Валерий Петрович предложил мне посмотреть стройку. Алек­ сандр Адиевич стал гидом. Признаться, мне, человеку далекому от строительных терминов, пришлось поднапрячь свое во­ ображение, чтобы среди «ограждающих конструкций* и ♦межэтажных перекры­ тий» представить зрительный зал на 800 мест, большую сцену, учебные аудитории и танцклассы. Пока кругом — кирпич и металл. «Главное, — говорит Фаустов, — сде­ лать крышу до морозов. Тогда можно и внутренние работы выполнять. На этом объекте и на всех других наших строй­ площадках работает генеральный подряд­ чик — ООО «ПМК — строитель*. 13.00-14.00. Обед. Как правило, Ва­ лерий Петрович обедает дома. Овощные блюда у него — самые любимые. 14.00. В.П. Кузовлев на совещании в городской администрации. Университет для сотрудников и преподавателей стро­ ит 32-квартирный дом по системе ипотеч­ ного кредитования. Уже готова половина первого этажа. Ипотечная корпорация требует от будущих новоселов заключить с ней индивидуальные договоры. Но ни одна семья не может осилить первоначаль­ ный взнос. Например, двухкомнатная квартира стоит 500 тысяч, а у профессо­ ра зарплата пять тысяч. Вот и на совеща­ нии у зам.главы горадминистрации Вла­ димира Григорьевича Овсянникова обсуж­ дали вопрос о получении областных суб­ сидий для продолжения строительства. Валерий Петрович надеется на помощь губернатора. О.П. Королев обещал вьвде- лить 8 млн. рублей на погашение первого взноса. 15.00. Первый корпус. Заседание ка­ федры педагогики. Валерий Петрович при­ шел поддержать свою аспирантку Ирину Владимировну Зайцеву, старшего препо­ давателя факультета иностранных языков. У нее сегодня предзащита. Выступали с замечаниями, предложениями рецензен­ ты и коллеги. Валерий Петрович, как на­ учный руководитель, рассказал о работе Ирины Владимировны. В итоге кафедра поддержала исследование, отметив его высокий уровень, и пожелала Зайцевой дальнейших успехов. В главный корпус мы с ректором вер­ нулись около 17 часов. Светы и Кати уже не было. «Почему они так рано ушли?» — удивилась я, уже привыкшая их ви­ деть допоздна на месте. «Сегодня пятни­ ца, — напомнил Валерий Петрович. — Ко­ роткий день*. — А вы домой не собираетесь? — Я еще поработаю, — ответил Кузов­ лев, направляясь к своему столу. — Да, — подумала я, — у ректора не бывает коротких дней. Галина ЧЕРНЫШОВА. Гонки СОсмертью Жителям ряда домов по улицам Гагарина и Нестерова, расположенных недалеко от 24-й школы в Липецке, нынче не позавидуешь. Попробуйте часов в восемь утра или в пять вечера перейти дорогу, по которой ^ мчится на всех парах автомобильный поток. Светофор на остановке «24-я школа» давно не рабо­ тает, и приходится нервно вы­ жидать того счастливого мо­ мента, когда можно быстро прошмыгнуть на другую сто- • рону дороги. Не'уверен, что это получится с первой по - . пытки; тут нужно иметь от­ менную реакцию и сноровку. Сдетской коляской особенно. __ Это уже из разряда русского экстрима. Но гонки со смер- - тью не всегда заканчиваются удачно. До недавних пор дорож­ ная проблема в этом районе особо остро не стояла — мож- но было спокойно отводить детей в школу, детский сад, а самим отправляться на ра- . боту. Но вот городские влас- 7 ти взялись за ремонт; сняли ' трамвайные рельсы, переко- пали дорожное полотно и... - отключили светофор. Про пе­ шеходов забыли; как хочешь, так и перебирайся на перерез . мчащимся машинам. И нич­ то не может теперь остановить водителя за рулем. Бывает, что какой-то шофер вдруг ; нажмет на тормоза и пропус­ тит вперед пенсионерку или женщину с ребенком. Но мча­ щийся в соседнем-ряду води­ тель этого сделать и не поду­ мает... Вот и несчастный слу­ чай. Недавно там погибла не­ молодая уже женщина из на­ шего дома. Ее звали тетя Люда. Она любила кормить . бездомных кошек по утрам, была человеком добрым и симпатичным. Возвращаясь домой, хотела, как обычно, перейти дорогу в привычном месте. Но сумела пройти только половину дистанции — какой-то лихач за рулем врезался в нее на всем ходу. Раньше этого наверняка бы не произошло; можно было на - полдороге переждать автопо­ ток на трамвайной остановке и спокойно двигаться дальше. Теперь, когда трамвайных путей больше нет, спрятать­ ся негде. После трагедии на «мол­ чавшем» не один месяц све- ■ тофоре наконец-то повесили табличку; «Ремонт светофор­ ного объекта». Звучит, откро­ венно говоря, издевательски. Спрашивается, почему рань­ ше таким образом не предуп­ реждали ни водителей, ни пешеходов, почему для этого непре 1 ^енно надо было кому- то погибнуть... Все это так по- русски, глупо, безответствен- . но, по принципу; «Гром не грянет — мужик не перекре­ стится». Да и повесили эту табличку, судя по всему, для того, чтобы снять с себя от­ ветственность, а то, глядишь, родственники погибшей в Д"!!! вдруг обвинят нашу до­ рожную службу и подадут на неё иск в суд. Правда, на следующий день милицейская машина все-таки появилась на этом участке дороги. Люди в фор­ ме останавливали машины, что-то внушали нарушите­ лям дорожного движения, но потом все стало по-прежнему — служители порядка исчез­ ли так же неожиданно, как и появились. По сути, пешехо­ ды вновь оказались один на один с резвыми автомобилис­ тами. Что тут сказать? На мой взгляд, городская власть, ре­ шившая основательно взять­ ся за реконструкцию наших дорог, эту политику проводит однобоко. То есть встали н а ' сторону автомобилистов. Это, в первую очередь, для их ■ удобств отказались от якобы отживших свой век трамва­ ев, расширили дорожное по- . лотно и увеличили его про­ пускную способность, чтобы было меньше аварий и про­ бок. Но почему-то забыли про пешеходов. А им ведь легче не станет — подземных пере­ ходов не делают, а преодо­ леть, как полосу препятствий, дорогу с четырехрядным дви­ жением будет непросто. Тем более, когда светофор отводит на это считанные секунды. Никто не возражает против ремонта дорог в городе — дело это действительно нужное и важное. Но не ценой же че­ ловеческих жизней... Виктор МАНАЕНКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz