Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

5 октября 2004 года ПОДЫТОЖИМ?^ СЛУГА НАРОДА - должность ПРИЯТНАЯ ПОЧЕМУ-ТО ВСЕ РЕФОРМЫ В РОССИИ БУКСУЮТ, КРОМЕ ОДНОЙ: ОБУСТРОЙСТВА ЖИЗНИ ЧИНОВНИЧЕСТВА Вслед за документом боль­ шой мобилизующей силы - по­ становлением «Об упорядоче­ нии использования спецсигна­ лов на служебном автотранс­ порте», подписанным недавно премьером Михаилом Фрадко­ вым, в недрах правительства подгатовлена не менее важная бумага: концепция закона «О стандартах государственных услуг». По этому закону чиновники обязоны будут оперативнее от­ вечать на письма и звонки, бы­ стрее принимать просителей - словом, быть поближе к наро­ ду. Затея прекрасная, тем бо­ лее подобные стандарты рабо­ ты _ с грожданоми давно уже действуют в Великобритании, Канаде и прочих не худших на этой земле странах. Вот только сколько уже грозных решений и постановлений принималось в России на этот счет, а бюро­ кратии и коррупции в руково­ дящих кабинетах ничуть не уба­ вилось. Наоборот, гражданам приходится еще приплачивать чиновникам во взятках - «за риск». Так же и последствия оче­ редного всплеска борьбы с ми­ галками всякий раз выходят прямо противоположными 30 - думке: ездить простым автовла­ дельцам становится еще труд­ нее. Вот и очередное «упорядо­ чение» в раздаче мигалок вылилось в значительное рос- ширение списка чиновников, имеющих право мчоться по встречной полосе. По оценкам ГИБДД, число машин со спец­ сигналами возрастет в полтора раза. Розработчики провитель- ственного постановления, в свою очередь, ссылаются на административную реформу, в результате которой в структу­ рах госвлости появилось не­ сколько десятков новообразо­ ванных ведомств. Досокращо- лись до того, что миголок не хвотоет... Вообще документ из-под пе­ ра Фрадкова вышел зноковый: ведь в нынешнее непростое время любая инициативе испол­ нительной и законодательной ветвей власти рассмотривается в первую очередь сквозь приз­ му борьбы с терроризмом. Имеет ли отношение увеличе­ ние числа чиновничьих мошин со спецсигналами к усилению этой борьбы, будет ли способ- ствовоть скорейшему достиже­ нию победы? С одной стороны, чтобы чиновник работал эффе­ ктивно, он должен чувствовать на себе неустанную заботу го­ сударства. С другой же сторо­ ны, этой заботы только в ны­ нешнем году и ток уже проявле­ но через край, а где отдача от ключевых министерств и ве­ домств, особенно отвечающих за ношу безопасность? В начале июля Госдума при­ няла, а в начале августа прези­ дент подписал новый Феде­ ральный закон «О госслужбе», который не только не лишает огромную ормию чиновников различных льгот и привилегий, но и, наоборот, устанавливает дополнительные преференции для госслужащих. Например, помимо традиционных ноту- рольных льгот в виде бесплат­ ного медицинского обслужива­ ния и санаторно-курортного ле­ чения, для чиновников теперь предусматривается получение казенных субсидий на приобре­ тение жилья. И это в то время, когда для всех остальных граж­ дан страны новый Жилищный кодекс делает невозможным по­ лучение бесплатной жилплоща­ ди, а ипотечные кредиты боль­ шинству не по карману. Кроме того, по весне чиновникам зна­ чительно увеличили различные надбавки и коэффициенты к зарплате. В итоге и без того немолый разрыв между дохода­ ми госслужащих и простых бюд­ жетников возрос в разы. Получается, что в стране па­ раллельным курсом развива­ ются две системы социальной реформы: одна - с монетизаци­ ей льгат и соцпакетом в не­ сколько сотен рублей - для ве­ теранов труда и пенсионеров, а другоя - с многотысячными прибавками и сохранением привилегий - для слуг народа. Вдобавок ко всему ряды чинов­ ников никок не редеют. Адми­ нистративная реформа также не решило проблему сокроще- ния бюрократического аппара­ та: в России по-прежнему свы­ ше 550 тысяч федеральных и более 1 миллионе 200 тысяч регионольных чиновников, не считоя депутатов и милиционе­ ров. Весной и летом пошли было разговоры о том, что чиновни­ честву реструктуризируют хотя бы базовые привилегии. За де­ ло даже взялась специально созданная комиссия под руко­ водством тогдашнего руководи­ теля аппарата правительство Дмитрия Козака. Ожидалось, что осенью эта комиссия пред­ ставит нормативные акты по механизму преобразований от­ дельных льгот для госслужащих. Но - «стоял октябрь уж у дво­ ра», а про те акты что-то не слышно. До и глова комиссии по административной реформе Дмитрий Козак нынче переоро- шен на новое горячее направ­ ление, что но юге России. Не слыхать и про новации, обещанные в конце моя на пресс-конференции управляю­ щего делами президентской ад­ министрации Владимира Кожи­ на. Тогдо как о решенном деле говорилось о грядущей пере­ садке чиновников на ВМУУ ка- линингродского производства, «Форды-Фокусы» ленингрод- ского и «Волги» нижегородско­ го выпуска. Похоже, что давняя затея сэкономить на тронс- портных средствох для высоко­ поставленных госслужащих в очередной раз накрылась мед­ ным тазом. А может, на кры­ шах автомобилей отечествен­ ной сборки плохо крепятся спецсигналы? Во всяком слу- чое, известно, что западногер­ манские заводы концерна ВМ \^ получили недавно круп­ ный закоз на производство не­ скольких сотен бронированных спецавтомобилей для нужд рос­ сийской власти. Хорошо, хоть чиновникам теперь террористы не строшны. Остро чувствуют изменив­ шиеся требования неспокойно­ го времени и депутоты Госдумы. В конце весенней сессии в ниж­ ней палате всерьез обсужда­ лась возможность внесения из­ менений в Закон «О статусе депутата»: ,порламентории на­ перебой предлоголи сократить собственные льготы, уменьшить р^асходы на транспорт и связь. Предполагалось, что поправки в закон будут подготовлены и внесены уже к октябрю. Но сейчас за парламентским обсу­ ждением более важных проб­ лем укрепления безопасности государство о такой мелочи, как отказ от привилегий, уже никто и не вспоминает. На по­ вестке дня - рассмотрение воп­ роса об увеличении финанси­ рования силовых и правоохра­ нительных структур. В подготов­ ленном правительством проек­ те бюджета но будущий год на эти цели и ток золожено свыше 40 процентов от всей расход­ ной части. Это больше, чем ко­ гда бы то ни было прежде. Но ясно, что на фоне последних тревожных событий чиновники |Г[|ГТ| -||И |||8 .............. Это тоже символ сегодняшней России. в погонах получат дополнитель­ ные полномочия, в том числе и финансовые. - В последнее время системе денежного содержания чи­ новников полностью выведена из-под общественного и порла- ментского контроля и полно произвольных допущений, считает депутот Госдумы Влоди- мир Рыжков. - Получается, что не чиновники находятся но службе у общества, о общест­ во на службе у чиновников. Но беда в том, что усиление бю- рокротии не решоет проблем страны... Вот парадокс: в держове то теракт, то катастрофа, а чи­ новнику живется все веселее да вольготнее. Чем больше розрушений на воюющем Кав- козе, тем больше выделяемых на восстоновление разрушен­ ного казенных средств оседает в карманах тех, кто имеет дос­ туп к нолаживанию «мирного процесса». Про администра­ тивную реформу мы уже гово­ рили: хотели - кок лучше, полу­ чилось - как всегда. Реформа пенсионная нопоминает сказку про белого бычка: сколько раз реформаторы принимолись ее рассказывать, даже «письма счастья» присылали, да все сначала надо начинать. Еще затевалась реформо ЖКХ, да как-то плавно спустилась на тормозах. Как и широко объя­ вленная борьба с беспризор­ ностью, и внедрение физкульту­ ры в массы, и реформы обра­ зования, и здравоохранения... Просто все у них валится из рук. Кроме одного: обустройст­ ва собственной, руководящей жизни. Сергей ДЕДОВ. ЭКО-НОВОСТЬ ПОЛЕТ с ПРОДОЛЖЕНИЕМ Авиакомпония «ЮТэйр» перевезла миллионного пас­ сажира на своих регулярных рейсах. Им стола 2б-летняя жительница города Уфы, кото- роя вместе с годовалой доч­ кой отправилась в Москву. «Имениннице» вручили имен­ ной билет с Провом перелета в любую точку России тудо и обротно в течение года, а также ключи от «Жигулей». Оксана НОВИКОВА. С У Р Г У Т . ПРЕЗИДЕНТ ПРИСЛАЛ «ЗОНТИК» президент Владимир Пу­ тин выделил из своего резерв­ ного фондо 500 тысяч рублей для Новгородского государст­ венного объединенного му­ зея-заповедника. Это позволит закупить оборудова­ ние для защиты от дождя и снего участков, где ведутся орхеологические исследова­ ния. Такую защиту в первую очередь получит Троицкий раскоп, на котором этим ле­ том побывал глава государст­ во. Как раз в день его приез­ да шел дождь и раскопки при­ шлось приостоновить... Виктор ТРОЯНОВСКИЙ. ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД. СОЗЫВАЮТ НА ТОРГИ Губернатор Томской обла­ сти Виктор Кресс поручил ор ­ ганизовать торги на разро- ботку 11 лицензионных участ­ ков нефтяных месторождений региона и пригласить к уча­ стию в них несколько крупных компоний, в том числе «ЛУКОЙЛ» и «Сибнефть». Юрий ЕПАНЧИНЦЕВ. ОМСК. ЮРИБЕЙ ПРОСИТ ЗАЩИТЫ Ямольские экологи завер­ шили полевые исследования в боссейне реки Юрибей (она пересекает полуостров и впа­ дает в Карское море). С уче­ том промышленного освоения Ямала здесь создается охра­ няемая природная зона. В пойме реки гнездятся многие виды перелетных птиц, о в бассейне Юрибея водится ценнейшее промысловое ста­ до сиговых рыб и сконцентри­ рованы ископаемые остатки мамонтовой фауны. Олег ОСИНИН. САЛЕХАРД. ПОЧЕМУ?^ СЕВМОРПУТЬ НА ПЕРЕПУТЬЕ Главная национальная транспортная магистраль в Арктике - Северный морской путь - переживает, пожалуй, самые трудные времена в сво­ ей иаории. Объемы перевозок по Се­ верному морскому пути за пос­ ледние десять лет сократились в четыре разе. Упадок хозяйст­ венной деятельности в Арктике грозит вытеснением России из этого важного стратегического района, в недрах которого та­ ятся несметные богатства - нефть, газ, золото, редкие ме­ таллы. Власть в последнее время о нуждах этой транспортной ар ­ терии, попросту говоря, забы­ ло. Развалилось некогда эффек­ тивная система упровления Се­ верным морским путем. В сто­ лице не нашлось даже места для размещения его админист­ рации. А между тем северным проходом из Европы в Азию все октивнее интересуются другие страны. Японцы, к примеру, но днях побывали в Якутии, где тщательно изучали опыт мест­ ных компаний, связанных с ро- ботой Севморпути. Экспери- ментольные рейсы транспортов из Западной Европы в Японию по этой водной магистроли по­ казали, что путь этот не только короче, чем по южным морям, но и эффективнее для перевоз­ ки грузов. - Мы приветствоволи такой интерес соседей, - сказал ми­ нистр транспорта Якутии Вла­ димир Членов, приехавший в Мурманск для участия в оче­ редном заседании Совето не­ коммерческого партнерства по координоции использования Севморпути. - Через наши ре­ ки и по железной дороге мож­ но намного увеличить объемы перевозок по Северному мор­ скому пути грузов не только отечественных, но и зорубеж- ных фирм. Но и в этом деле без помощи государства не обой­ тись. Кстати, эта общественная организация, возглавляемая из­ вестным полярником и депута­ том Артуром Чилингаровым, бьется над решением проблем, связанных с дальнейшим освое­ нием Арктики. Это ее усилиями были возобновлены дрейфую­ щие научные станции, создан фонд поддержки с троительство^^ нового атомного ледокола «50 лет Победы», оживляются по- лярные научные станции но арктических островах, в том числе и на архипелаге Шпиц­ берген. Но усилия октивистов вдребезги разбивоются о ров- нодушие чиновников из Минфи­ на и рядо других федеральных ведомств. Деньги из госбюдже­ та доже на содержание госу­ дарственного атомного ледо­ кольного флота перестали вы­ делять, предоставив оператору флота - Мурманскому морско­ му пороходству и его основным '■, грузоотправителям выкручи- воться из ситуации самостоя­ тельно. По этой причине ГМК «Норильский никель», нагюи- мер, решил создать свой собст­ венный флот, способный рабо- тоть в условиях Арктики. А это значит, что госудорство лишит­ ся значительной части поступ­ лений в бюджет от использова­ ния арктической м а ги с т р а л к ^ ^ крупнейшим гр у зоо тп ра ви те -^ ^ лем... Серьезную озабоченность нынешним положением Сев­ морпути проявляют админист­ рации Мурманской и Архан­ гельской областей. Чтобы по­ высить эффективность работы магистрали, они предлагают расширить границы Севморпу­ ти, чтобы тем самым обеспе­ чить максимальный объем гру­ зоперевозок. Более того, Мур­ манск готов предоставить по­ мещения для размещения ад- министроции Севморпути. Все эти предложения решено на­ править в правительство, а Ар­ тур Чилингаров пообещол лич­ но доложить о ситуации Влади­ миру Путину. Василий БЕЛОУСОВ. МУРМАНСК. конкурс; ПЕРЛЫшки ■ генерал д а л бесп ла тны й совет I Депутат Госдумы, генерал-майор КГБ в запасе Алексей * КОНДАУРОВ так прокомментировол темную историю вокруг I смерти Александра Пуманэ в московской милиции: | «Ни в одном цивилизованном государстве единственного свидетеля до смерти не забивают. Вывод один: как можно ( дальше держаться от органов и спецслужб, а еще ходить толь­ ко в светлое время суток в многолюдных местах». ■ Р.5. От любого другого совета можно было бы и отмахнуть­ с я , но генерал знает, о чем говорит. ПАМЯТЬ^ ЗВЕЗДА БОРИСА ЩЕРБИНЫ СЕГОДНЯ ЕМУ ИСПОЛНИЛОСЬ БЫ 85... Знаю точно: о таких людях забывать нельзя. Они и сегод­ ня, в негероическое время, светят и греют через десятиле­ тия. И есть высшая справедли­ вость в том, что совсем недав­ но по новой моде в Ханты- Мансийске на памятной стене были открыты пять «звезд» первооткрывателей (не все же возвеличивать властителей эс­ трады!). Одна из звезд на сте­ не - Бориса Щербины, которо­ го вот уже 15 лет нет с нами. Владимир Чирсков, много лет пророботовший рядом с ним, сменивший его когда-то но посту министра строитель­ ства предприятий нефтяной и гозовой промышленности, свою книгу о Борисе Евдоки­ мовиче Щербине назвал очень точно: «Жизнь но опере­ жение». Не сговариваясь, дру­ гой его коллега, знаменитый нефтяник Форман Салманов взял заголовком к своей книге о Щербине почти те же слова: «Жизнь как открытие». Сын железнодорожного ра­ бочего из городка Дебольце- во, в Донбассе, решил после школы уехать в Харьков - учиться в Институте инженеров железнодорожного транспор­ то. Был бойцом-лыжником на инском фронте, в Великую течественную, уже как инже­ нер, руководил военными же­ лезнодорожными перевозками. Дальше была работа - не кабинетная, живая и конкрет­ ная. Харьков. Иркутск. Освое­ ние целины. Начало 60-х - на- чоло славного тюменского двенадцатилетия Щербины. Огромное, суровое, прежде сонное пространство от Тюме­ ни до Карского моря оживало, просыпалось, нехотя ночинало отдавоть людям несметные бо­ гатство. Геннадий Иосифович Щмаль тоже ночинал здесь то­ гда комсомольским секрето- рем. С тех пор мы и знакомы. - Бывало так, что-неожидан­ ная, нестондартная ситуация заставала Бориса Евдокимо­ вича врасплох? - спрашиваю я Щмаля. - Никогда! - решительно от- рубоет он ладонью. - Есть та­ кая порода энергичных, значи­ тельных людей: «цейтнотчики». Чем меньше у них времени на выход, тем увереннее они его находят. Щ ербина поразительно легко находил общий язык с людьми - с единственным со­ беседником или с огромной аудиторией. Он любил и знал молодежь, мог безошибочно разглядеть в новичке, вчераш­ нем выпускнике вуза, запас, перспективу. Щироко открыл двери студенческим стройот­ рядам; многие ребята, нюхнув Тюмени, тут и остались, вырос­ ли. Их именами улицы в таеж­ ных городах называют. И еще - он верил в дерзкие идеи, не вписывоющиеся в инструкции. Уже в семидесятые в Сургу­ те, который я знол еще дере­ вянным городком, «где мосто­ вые скрипят, как паловицы», меня познакамили с пилотом. Начальство лишило его летной книжки за то, что тот уступил просьбам строителей и в на­ рушение инструкций начал ставить опоры высоковольтки с помощью вертолета. Теперь во всем строительном мире это обычная операция. И еще. Раньше попутный газ нефтяных месторождений безжалостно сжиголи, рыжий факел плясол над высокой трубой. Там же, в Сургуте, я застол строительст­ во уже второй очереди элект- ростонции, роботающей на этом самом попутном газе. Почерк Щербины, настоящего хозяина. И в Чернобыль (известие о беде застоло его в Барнауле) поспел роньше украинских госдеятелей, хотя им из Киева было поближе. Пилоты верто­ лета, довшие возможность Щербине заглянуть в кротер реоктора, вскоре умерли, хва­ тив радиации. Он кок-то выка­ рабкался. Почти через три го­ де - Ленинакан. И туда он прибыл раньше всех. Декобрь 1988-го, город, стертый страшным землетрясением, 228 тысяч людей, лишенных крова, всех нужно обогреть, покормить, дать надежду... В отстроенном Лениноконе сто­ ит теперь памятник Борису Ев­ докимовичу Щербине. Загнанный жестоким ин­ фарктом в больничную палату, пришел в себя - и первое, что жестко потребовал: отдельный телефон. - Это смерть! - округлив глаза, почти прошипел близ­ ким лечащий врач. - Это жизнь для него! - так же тихо, чтоб,не потревожить больного, возразили близкие... Борис ВАХНЮК. ПОДРОБНОСТИ: в КОСМОС: ПО ТУРПУТЕВКЕ И БЕЗ НЕЕ НА СЛЕДУЮЩЕЙ НЕДЕЛЕ НА МЕЖДУНАРОДНУЮ КОСМИЧЕСКУЮ СТАНЦИЮ ОТПРАВИТСЯ ДЕСЯТАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ: РОССИЯНЕ САЛИЖАН ШАРИПОВ И ЮРИЙ ШАРГИН И АМЕРИКАНЕЦ ЛЕРОЙ ЧИАО. А ВОТ ТУРИСТА НЕ ВЗЯЛИ... Вообще-то третьим членом экипа­ жа должен был стать космический ту­ рист. Да вот беда: оказался велико­ ват, тяжеловат. Одним словом, не впи­ сался в габариты... Соглашение на первичную подго- тавку к полету на МКС с американцем господином Полянским заключал не Центр подготовки космонавтов, поэто­ му поночолу но тот факт, что кандидот в космические туристы превосходит нормативы по росту и весу, закрыли глаза: потам что-нибудь (придумаем. Тем более охотников купить билет в ко­ смос за 20 миллионов долларов не так уж много. Но проблема оказалась серьезнее, чем о ней думали. Дело в том, что космическое кресло в кабине корабля отливается персонально для каждого члена экипажа. Она должно обеспечить удобство в работе и безо­ пасность полето. А гобориты кресла ограничены размером кабины. Команд­ ный отсек - это всего лишь 3,8 кубомет­ ра. Он рассчитан на экипаж в составе трех человек и 60 килограммов груза. Бытовой отсек корабля - 6 кубических метров объеме. Внутри находится ме­ дицинская аппаратура, средства авто­ матической и ручной стыковки. Идем дальше. При посадке космо­ навт испытывает неимоверные пере­ грузки, 4-10-кратные. Поэтому перед зачислением в отряд каждый проходит такое испытание: давление по линии грудь - спина превышает собственный вес в пять роз и действует в течение 30 секунд. Чем космонавт легче, тем спокойнее переносит перегрузку. А ведь бывают еще и нештатные ситуа­ ции. Когда-то космоновты Лазарев и Макаров в результате аварии (не включилась ступень ракеты-носителя) вынуждены были покидать ракету на высоте 196 километров от Земли. Пе­ регрузка при таком «катапультирово- нии» получилась 22,5-кратной! Космо­ навты тогда испытали клиническую смерть в космосе, что, впрочем, не по- мешоло Олегу Макарову еще дважды слетать на орбиту. Наши космонавты переносят пере­ грузки с помощью специольных кре­ сел, отлитых точно по фигуре. Позу космонавта в током кресле нозывают эмбрионной: человек склодывоется вдвое, ноги поджимаются к груди. Для отливки такого кресла космонавта по­ мещают в ванну с гипсом, делают от­ печаток. С него же шьется и ска­ фандр. Еще напасть: находясь длительное время в космосе, человек начинает... расти - растягиваются суставы. От двух до пяти сонтиметров! Это тоже учитывается при отборе кандидото на полет. Кстати, костюм для работы в открытом космосе вместе с космонов- том весит около 200 килограммов, а потому рост «выходца» не должен пре­ вышать 187 сантиметров. Во время работы МКС был такой эпизод. Аме­ риканский астронавт Скотт Парозин- ски проходил подготовку к полету. Его Л( ост колебался у отметки два метра. ■Отя выход в открытый космос тогда не предусматривался, наше космическое руководство честно предупредило ас­ тронавта: гаронтируем достовку на орбиту, но в космосе вы можете под­ расти, при посодке возможны травмы. Скотт Паразински, потомок польских аристократов, посчитал токой риск чрезмерным и отказался от полета. А вот астронавтку Венди Лоуренс тоже подвел рост: слишком мала оказалась. Еще один интересный факт: из трех летавших в космос россиянок все трое после полета родили здоровых детей. Из 25 американских астронавтов ро­ дило только одна. Как говорят, без комментариев, хотя я бы лично таким фоктом гордилась. Какие предпочтения отдаются сего­ дня при отборе кондидотов на полет? В российский отряд космоновтов рас­ сматриваются претенденты в возрасте от 26 до 32 лет. Две трети отобран­ ных - военные летчики или инженеры. Одно треть - граждонские инженеры и врочи. Они проходят два годо обще­ космической подготовки, затем подго­ товка идет уже в группе или в экипа­ же. Кок правило, общий срок подго­ товки - шесть-семь лет. В том числе надо подняться по ступенькам: полто­ ра года - резервный экипаж, полтора - дублирующий, еще полтора - основ­ ной. Так, Салижан Щорипов, отправ­ ляющийся на следующей неделе в ко­ смос в состове 10-й экспедиции, был членом резервного экипажа 6-й экспе­ диции, затем попал в дублирующий экипож 9-й. То есть дважды сдал все экзамены но допуск к полету но МКС. Вот и судите, трудно ли стать полно­ правным гражданином (не ■^ристом) международной станции. Салижан Щорипов - родом из Киргизии, Лерой Чиао еще в 2000 году был признан одним из самых влиятельных амери­ канцев азиатского происхождения. Хо­ тя все эти титулы но орбите нодо за­ быть, там все ночиноется сначола. Америконцы предлагают своего кандидото, но он должен отвечать российским требованиям длительного пребывания на борту МКС, поскольку здесь мы намного опытнее. Ведь в СЩА вели набор остронавтов но кратковременные полеты, что подра­ зумевало менее жесткие правила. За­ то основной язык но МКС - онглий- ский, но в российском сегменте стан­ ции можно общаться и по-русски. На­ ши космонавты обязотельно изучают английский, включая и специфический космический сленг. Впрочем, и ино­ странцы должны говорить по-русски. Специалисты российского гумонитор- ного университето имени Патриса Лу- мумбы розработали методики интен­ сивного обучения русскому языку ино­ странных космонавтов. В процессе подготовки к нынешней длительной экспедиции Лерою Чиао потребова­ лось тщательно выучить русский - опять же с элементами сленга. Экипаж 10-й экспедиции на МКС: Юрий Шаргин, Салижан Шарипов и Лерой Чиао. По-прежнему очень много внима­ ния уделяют психологической подго­ товке экипажа. Здесь у нас своя мето­ дика. Перво-наперво выясняется пси­ хологический портрет кандидата. Как? С космонавтом общаются преподава­ тели, официонтки в столовой, часовые на посту, медики - ток вот, кождые три месяцо всем им, входящим в контакт с кондидатом на полет, специольная ко­ миссия зодоет вопросы, можно ска- зоть, «собирает сплетни». Из получен­ ных сведений и формируется портрет. Но его основе готовятся рекоменда­ ции по корректировке тех или иных черт хорактеро, которые м о р / т поме­ шать но орбите. Теперь о деньгох. Американцы тратят но подготовку од­ ного космонавта 38 миллионов долла­ ров. В России эти расходы не выше 14 миллионов. Конечно же, экономят не 3 0 счет качества подготовки, о за счет низкой оплаты труда специалистов ми­ рового уровня. Рознице здесь, как вы догадывоетесь, более чем существен­ ная... Перед 10-й экспедицией постовле- на серьезная зодача: ремонт генера­ тора кислорода. Экипож МКС увели­ чивается вдвое, значит, потребуется больше воздуха. Основная физиче­ ская ногрузка ляжет на Юрия Шорги- но, потому его пребывание на МКС будет значительно короче. Он выпол­ нит работы по разгрузке, ремонту, пе­ реносу грузов. Существует проблема доставки грузов на МКС. Впервые после памят­ ной овории грузы в космос должен до­ ставить «Шаттл». Американскоя стора- на отказывается финансировать рос­ сийские грузовые корабли «Прог­ ресс», поскольку конгресс США вклю­ чил Российское космическое агентство в особый список организаций, постов- ляющих закрытые технологии Ирону. Это стало предметом серьезных пере­ говоров, но компромисс здесь пока не нашли. Программой 10-й экспедиции пред­ усмотрено дво выхода в открытый ко­ смос. Для Солижона Шарипова и Ле­ роя Чиао это будет штатным задани­ ем: убрать ненужную аппоратуру, по­ ставить новую, проложить кабели пи- тония. Выход в открытый космос в Америке считается работой для супер­ менов. Не все астронавты допускают­ ся к этой программе. В России же под­ готовке каждого космонавта включает курс работ в открытом космосе. Вро­ де бы уже привычноя операция, но «выходцу» от этого не легче: пульс его за бортом стонции по-прежнему за­ шкаливает за 120 ударов в минуту, те­ ряется до трех килограммов веса за час работы в открытом космосе. Подытожим: чтобы достичь необхо­ димой «космической» формы, кондидот но полет в процессе подготовки еже­ дневно работоет по 14 часов! Восемь чосов - лекции и занятия по расписо- нию, четыре часа - факультатив. Два часа выделяются на еду, а еще физ­ культура, медики... Так что отдых для космоновта - это всего лищь смена за­ нятий. Так, по довней традиции, на воскресенье любят назначать кросс или лыжную гонку - и обязотельно на время, никаких прогулок! Случалось, американцы, готовившиеся в нашем Центре, начинали недоумевать и даже возмущоться: «Вообще-то боссы опло- чивают нам восьмичасовой робочий день, о в России, получается, и выход­ ных вовсе нет?» Тут им толкуют про энтузиазм и пробуют перевести на ан­ глийский «тяжело в учении - легко в бою». Прямо скажем, не всегда нос понимают... Хотя, казалось бы, амери­ канцам грех жаловаться: ведь в ходе всей подготовки к полету они получа­ ют «командировочные» - 98 долларов в день. Наши же, кок водится, сидят на окладе, совсем не великом. Только уже на орбите им пойдут те же «ко­ мандировочные» - сто' долларов в су­ тки. Но ты еще доберись до этой ор ­ биты! Американцам же на МКС платят 3 0 проведенные эксперименты - сог­ ласно зоключенному контракту... Ирина ТИМОФЕЕВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz