Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
5 октября 2004 года ПОДЫТОЖИМ?^ СЛУГА НАРОДА - должность ПРИЯТНАЯ ПОЧЕМУ-ТО ВСЕ РЕФОРМЫ В РОССИИ БУКСУЮТ, КРОМЕ ОДНОЙ: ОБУСТРОЙСТВА ЖИЗНИ ЧИНОВНИЧЕСТВА Вслед за документом боль шой мобилизующей силы - по становлением «Об упорядоче нии использования спецсигна лов на служебном автотранс порте», подписанным недавно премьером Михаилом Фрадко вым, в недрах правительства подгатовлена не менее важная бумага: концепция закона «О стандартах государственных услуг». По этому закону чиновники обязоны будут оперативнее от вечать на письма и звонки, бы стрее принимать просителей - словом, быть поближе к наро ду. Затея прекрасная, тем бо лее подобные стандарты рабо ты _ с грожданоми давно уже действуют в Великобритании, Канаде и прочих не худших на этой земле странах. Вот только сколько уже грозных решений и постановлений принималось в России на этот счет, а бюро кратии и коррупции в руково дящих кабинетах ничуть не уба вилось. Наоборот, гражданам приходится еще приплачивать чиновникам во взятках - «за риск». Так же и последствия оче редного всплеска борьбы с ми галками всякий раз выходят прямо противоположными 30 - думке: ездить простым автовла дельцам становится еще труд нее. Вот и очередное «упорядо чение» в раздаче мигалок вылилось в значительное рос- ширение списка чиновников, имеющих право мчоться по встречной полосе. По оценкам ГИБДД, число машин со спец сигналами возрастет в полтора раза. Розработчики провитель- ственного постановления, в свою очередь, ссылаются на административную реформу, в результате которой в структу рах госвлости появилось не сколько десятков новообразо ванных ведомств. Досокращо- лись до того, что миголок не хвотоет... Вообще документ из-под пе ра Фрадкова вышел зноковый: ведь в нынешнее непростое время любая инициативе испол нительной и законодательной ветвей власти рассмотривается в первую очередь сквозь приз му борьбы с терроризмом. Имеет ли отношение увеличе ние числа чиновничьих мошин со спецсигналами к усилению этой борьбы, будет ли способ- ствовоть скорейшему достиже нию победы? С одной стороны, чтобы чиновник работал эффе ктивно, он должен чувствовать на себе неустанную заботу го сударства. С другой же сторо ны, этой заботы только в ны нешнем году и ток уже проявле но через край, а где отдача от ключевых министерств и ве домств, особенно отвечающих за ношу безопасность? В начале июля Госдума при няла, а в начале августа прези дент подписал новый Феде ральный закон «О госслужбе», который не только не лишает огромную ормию чиновников различных льгот и привилегий, но и, наоборот, устанавливает дополнительные преференции для госслужащих. Например, помимо традиционных ноту- рольных льгот в виде бесплат ного медицинского обслужива ния и санаторно-курортного ле чения, для чиновников теперь предусматривается получение казенных субсидий на приобре тение жилья. И это в то время, когда для всех остальных граж дан страны новый Жилищный кодекс делает невозможным по лучение бесплатной жилплоща ди, а ипотечные кредиты боль шинству не по карману. Кроме того, по весне чиновникам зна чительно увеличили различные надбавки и коэффициенты к зарплате. В итоге и без того немолый разрыв между дохода ми госслужащих и простых бюд жетников возрос в разы. Получается, что в стране па раллельным курсом развива ются две системы социальной реформы: одна - с монетизаци ей льгат и соцпакетом в не сколько сотен рублей - для ве теранов труда и пенсионеров, а другоя - с многотысячными прибавками и сохранением привилегий - для слуг народа. Вдобавок ко всему ряды чинов ников никок не редеют. Адми нистративная реформа также не решило проблему сокроще- ния бюрократического аппара та: в России по-прежнему свы ше 550 тысяч федеральных и более 1 миллионе 200 тысяч регионольных чиновников, не считоя депутатов и милиционе ров. Весной и летом пошли было разговоры о том, что чиновни честву реструктуризируют хотя бы базовые привилегии. За де ло даже взялась специально созданная комиссия под руко водством тогдашнего руководи теля аппарата правительство Дмитрия Козака. Ожидалось, что осенью эта комиссия пред ставит нормативные акты по механизму преобразований от дельных льгот для госслужащих. Но - «стоял октябрь уж у дво ра», а про те акты что-то не слышно. До и глова комиссии по административной реформе Дмитрий Козак нынче переоро- шен на новое горячее направ ление, что но юге России. Не слыхать и про новации, обещанные в конце моя на пресс-конференции управляю щего делами президентской ад министрации Владимира Кожи на. Тогдо как о решенном деле говорилось о грядущей пере садке чиновников на ВМУУ ка- линингродского производства, «Форды-Фокусы» ленингрод- ского и «Волги» нижегородско го выпуска. Похоже, что давняя затея сэкономить на тронс- портных средствох для высоко поставленных госслужащих в очередной раз накрылась мед ным тазом. А может, на кры шах автомобилей отечествен ной сборки плохо крепятся спецсигналы? Во всяком слу- чое, известно, что западногер манские заводы концерна ВМ \^ получили недавно круп ный закоз на производство не скольких сотен бронированных спецавтомобилей для нужд рос сийской власти. Хорошо, хоть чиновникам теперь террористы не строшны. Остро чувствуют изменив шиеся требования неспокойно го времени и депутоты Госдумы. В конце весенней сессии в ниж ней палате всерьез обсужда лась возможность внесения из менений в Закон «О статусе депутата»: ,порламентории на перебой предлоголи сократить собственные льготы, уменьшить р^асходы на транспорт и связь. Предполагалось, что поправки в закон будут подготовлены и внесены уже к октябрю. Но сейчас за парламентским обсу ждением более важных проб лем укрепления безопасности государство о такой мелочи, как отказ от привилегий, уже никто и не вспоминает. На по вестке дня - рассмотрение воп роса об увеличении финанси рования силовых и правоохра нительных структур. В подготов ленном правительством проек те бюджета но будущий год на эти цели и ток золожено свыше 40 процентов от всей расход ной части. Это больше, чем ко гда бы то ни было прежде. Но ясно, что на фоне последних тревожных событий чиновники |Г[|ГТ| -||И |||8 .............. Это тоже символ сегодняшней России. в погонах получат дополнитель ные полномочия, в том числе и финансовые. - В последнее время системе денежного содержания чи новников полностью выведена из-под общественного и порла- ментского контроля и полно произвольных допущений, считает депутот Госдумы Влоди- мир Рыжков. - Получается, что не чиновники находятся но службе у общества, о общест во на службе у чиновников. Но беда в том, что усиление бю- рокротии не решоет проблем страны... Вот парадокс: в держове то теракт, то катастрофа, а чи новнику живется все веселее да вольготнее. Чем больше розрушений на воюющем Кав- козе, тем больше выделяемых на восстоновление разрушен ного казенных средств оседает в карманах тех, кто имеет дос туп к нолаживанию «мирного процесса». Про администра тивную реформу мы уже гово рили: хотели - кок лучше, полу чилось - как всегда. Реформа пенсионная нопоминает сказку про белого бычка: сколько раз реформаторы принимолись ее рассказывать, даже «письма счастья» присылали, да все сначала надо начинать. Еще затевалась реформо ЖКХ, да как-то плавно спустилась на тормозах. Как и широко объя вленная борьба с беспризор ностью, и внедрение физкульту ры в массы, и реформы обра зования, и здравоохранения... Просто все у них валится из рук. Кроме одного: обустройст ва собственной, руководящей жизни. Сергей ДЕДОВ. ЭКО-НОВОСТЬ ПОЛЕТ с ПРОДОЛЖЕНИЕМ Авиакомпония «ЮТэйр» перевезла миллионного пас сажира на своих регулярных рейсах. Им стола 2б-летняя жительница города Уфы, кото- роя вместе с годовалой доч кой отправилась в Москву. «Имениннице» вручили имен ной билет с Провом перелета в любую точку России тудо и обротно в течение года, а также ключи от «Жигулей». Оксана НОВИКОВА. С У Р Г У Т . ПРЕЗИДЕНТ ПРИСЛАЛ «ЗОНТИК» президент Владимир Пу тин выделил из своего резерв ного фондо 500 тысяч рублей для Новгородского государст венного объединенного му зея-заповедника. Это позволит закупить оборудова ние для защиты от дождя и снего участков, где ведутся орхеологические исследова ния. Такую защиту в первую очередь получит Троицкий раскоп, на котором этим ле том побывал глава государст во. Как раз в день его приез да шел дождь и раскопки при шлось приостоновить... Виктор ТРОЯНОВСКИЙ. ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД. СОЗЫВАЮТ НА ТОРГИ Губернатор Томской обла сти Виктор Кресс поручил ор ганизовать торги на разро- ботку 11 лицензионных участ ков нефтяных месторождений региона и пригласить к уча стию в них несколько крупных компоний, в том числе «ЛУКОЙЛ» и «Сибнефть». Юрий ЕПАНЧИНЦЕВ. ОМСК. ЮРИБЕЙ ПРОСИТ ЗАЩИТЫ Ямольские экологи завер шили полевые исследования в боссейне реки Юрибей (она пересекает полуостров и впа дает в Карское море). С уче том промышленного освоения Ямала здесь создается охра няемая природная зона. В пойме реки гнездятся многие виды перелетных птиц, о в бассейне Юрибея водится ценнейшее промысловое ста до сиговых рыб и сконцентри рованы ископаемые остатки мамонтовой фауны. Олег ОСИНИН. САЛЕХАРД. ПОЧЕМУ?^ СЕВМОРПУТЬ НА ПЕРЕПУТЬЕ Главная национальная транспортная магистраль в Арктике - Северный морской путь - переживает, пожалуй, самые трудные времена в сво ей иаории. Объемы перевозок по Се верному морскому пути за пос ледние десять лет сократились в четыре разе. Упадок хозяйст венной деятельности в Арктике грозит вытеснением России из этого важного стратегического района, в недрах которого та ятся несметные богатства - нефть, газ, золото, редкие ме таллы. Власть в последнее время о нуждах этой транспортной ар терии, попросту говоря, забы ло. Развалилось некогда эффек тивная система упровления Се верным морским путем. В сто лице не нашлось даже места для размещения его админист рации. А между тем северным проходом из Европы в Азию все октивнее интересуются другие страны. Японцы, к примеру, но днях побывали в Якутии, где тщательно изучали опыт мест ных компаний, связанных с ро- ботой Севморпути. Экспери- ментольные рейсы транспортов из Западной Европы в Японию по этой водной магистроли по казали, что путь этот не только короче, чем по южным морям, но и эффективнее для перевоз ки грузов. - Мы приветствоволи такой интерес соседей, - сказал ми нистр транспорта Якутии Вла димир Членов, приехавший в Мурманск для участия в оче редном заседании Совето не коммерческого партнерства по координоции использования Севморпути. - Через наши ре ки и по железной дороге мож но намного увеличить объемы перевозок по Северному мор скому пути грузов не только отечественных, но и зорубеж- ных фирм. Но и в этом деле без помощи государства не обой тись. Кстати, эта общественная организация, возглавляемая из вестным полярником и депута том Артуром Чилингаровым, бьется над решением проблем, связанных с дальнейшим освое нием Арктики. Это ее усилиями были возобновлены дрейфую щие научные станции, создан фонд поддержки с троительство^^ нового атомного ледокола «50 лет Победы», оживляются по- лярные научные станции но арктических островах, в том числе и на архипелаге Шпиц берген. Но усилия октивистов вдребезги разбивоются о ров- нодушие чиновников из Минфи на и рядо других федеральных ведомств. Деньги из госбюдже та доже на содержание госу дарственного атомного ледо кольного флота перестали вы делять, предоставив оператору флота - Мурманскому морско му пороходству и его основным '■, грузоотправителям выкручи- воться из ситуации самостоя тельно. По этой причине ГМК «Норильский никель», нагюи- мер, решил создать свой собст венный флот, способный рабо- тоть в условиях Арктики. А это значит, что госудорство лишит ся значительной части поступ лений в бюджет от использова ния арктической м а ги с т р а л к ^ ^ крупнейшим гр у зоо тп ра ви те -^ ^ лем... Серьезную озабоченность нынешним положением Сев морпути проявляют админист рации Мурманской и Архан гельской областей. Чтобы по высить эффективность работы магистрали, они предлагают расширить границы Севморпу ти, чтобы тем самым обеспе чить максимальный объем гру зоперевозок. Более того, Мур манск готов предоставить по мещения для размещения ад- министроции Севморпути. Все эти предложения решено на править в правительство, а Ар тур Чилингаров пообещол лич но доложить о ситуации Влади миру Путину. Василий БЕЛОУСОВ. МУРМАНСК. конкурс; ПЕРЛЫшки ■ генерал д а л бесп ла тны й совет I Депутат Госдумы, генерал-майор КГБ в запасе Алексей * КОНДАУРОВ так прокомментировол темную историю вокруг I смерти Александра Пуманэ в московской милиции: | «Ни в одном цивилизованном государстве единственного свидетеля до смерти не забивают. Вывод один: как можно ( дальше держаться от органов и спецслужб, а еще ходить толь ко в светлое время суток в многолюдных местах». ■ Р.5. От любого другого совета можно было бы и отмахнуть с я , но генерал знает, о чем говорит. ПАМЯТЬ^ ЗВЕЗДА БОРИСА ЩЕРБИНЫ СЕГОДНЯ ЕМУ ИСПОЛНИЛОСЬ БЫ 85... Знаю точно: о таких людях забывать нельзя. Они и сегод ня, в негероическое время, светят и греют через десятиле тия. И есть высшая справедли вость в том, что совсем недав но по новой моде в Ханты- Мансийске на памятной стене были открыты пять «звезд» первооткрывателей (не все же возвеличивать властителей эс трады!). Одна из звезд на сте не - Бориса Щербины, которо го вот уже 15 лет нет с нами. Владимир Чирсков, много лет пророботовший рядом с ним, сменивший его когда-то но посту министра строитель ства предприятий нефтяной и гозовой промышленности, свою книгу о Борисе Евдоки мовиче Щербине назвал очень точно: «Жизнь но опере жение». Не сговариваясь, дру гой его коллега, знаменитый нефтяник Форман Салманов взял заголовком к своей книге о Щербине почти те же слова: «Жизнь как открытие». Сын железнодорожного ра бочего из городка Дебольце- во, в Донбассе, решил после школы уехать в Харьков - учиться в Институте инженеров железнодорожного транспор то. Был бойцом-лыжником на инском фронте, в Великую течественную, уже как инже нер, руководил военными же лезнодорожными перевозками. Дальше была работа - не кабинетная, живая и конкрет ная. Харьков. Иркутск. Освое ние целины. Начало 60-х - на- чоло славного тюменского двенадцатилетия Щербины. Огромное, суровое, прежде сонное пространство от Тюме ни до Карского моря оживало, просыпалось, нехотя ночинало отдавоть людям несметные бо гатство. Геннадий Иосифович Щмаль тоже ночинал здесь то гда комсомольским секрето- рем. С тех пор мы и знакомы. - Бывало так, что-неожидан ная, нестондартная ситуация заставала Бориса Евдокимо вича врасплох? - спрашиваю я Щмаля. - Никогда! - решительно от- рубоет он ладонью. - Есть та кая порода энергичных, значи тельных людей: «цейтнотчики». Чем меньше у них времени на выход, тем увереннее они его находят. Щ ербина поразительно легко находил общий язык с людьми - с единственным со беседником или с огромной аудиторией. Он любил и знал молодежь, мог безошибочно разглядеть в новичке, вчераш нем выпускнике вуза, запас, перспективу. Щироко открыл двери студенческим стройот рядам; многие ребята, нюхнув Тюмени, тут и остались, вырос ли. Их именами улицы в таеж ных городах называют. И еще - он верил в дерзкие идеи, не вписывоющиеся в инструкции. Уже в семидесятые в Сургу те, который я знол еще дере вянным городком, «где мосто вые скрипят, как паловицы», меня познакамили с пилотом. Начальство лишило его летной книжки за то, что тот уступил просьбам строителей и в на рушение инструкций начал ставить опоры высоковольтки с помощью вертолета. Теперь во всем строительном мире это обычная операция. И еще. Раньше попутный газ нефтяных месторождений безжалостно сжиголи, рыжий факел плясол над высокой трубой. Там же, в Сургуте, я застол строительст во уже второй очереди элект- ростонции, роботающей на этом самом попутном газе. Почерк Щербины, настоящего хозяина. И в Чернобыль (известие о беде застоло его в Барнауле) поспел роньше украинских госдеятелей, хотя им из Киева было поближе. Пилоты верто лета, довшие возможность Щербине заглянуть в кротер реоктора, вскоре умерли, хва тив радиации. Он кок-то выка рабкался. Почти через три го де - Ленинакан. И туда он прибыл раньше всех. Декобрь 1988-го, город, стертый страшным землетрясением, 228 тысяч людей, лишенных крова, всех нужно обогреть, покормить, дать надежду... В отстроенном Лениноконе сто ит теперь памятник Борису Ев докимовичу Щербине. Загнанный жестоким ин фарктом в больничную палату, пришел в себя - и первое, что жестко потребовал: отдельный телефон. - Это смерть! - округлив глаза, почти прошипел близ ким лечащий врач. - Это жизнь для него! - так же тихо, чтоб,не потревожить больного, возразили близкие... Борис ВАХНЮК. ПОДРОБНОСТИ: в КОСМОС: ПО ТУРПУТЕВКЕ И БЕЗ НЕЕ НА СЛЕДУЮЩЕЙ НЕДЕЛЕ НА МЕЖДУНАРОДНУЮ КОСМИЧЕСКУЮ СТАНЦИЮ ОТПРАВИТСЯ ДЕСЯТАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ: РОССИЯНЕ САЛИЖАН ШАРИПОВ И ЮРИЙ ШАРГИН И АМЕРИКАНЕЦ ЛЕРОЙ ЧИАО. А ВОТ ТУРИСТА НЕ ВЗЯЛИ... Вообще-то третьим членом экипа жа должен был стать космический ту рист. Да вот беда: оказался велико ват, тяжеловат. Одним словом, не впи сался в габариты... Соглашение на первичную подго- тавку к полету на МКС с американцем господином Полянским заключал не Центр подготовки космонавтов, поэто му поночолу но тот факт, что кандидот в космические туристы превосходит нормативы по росту и весу, закрыли глаза: потам что-нибудь (придумаем. Тем более охотников купить билет в ко смос за 20 миллионов долларов не так уж много. Но проблема оказалась серьезнее, чем о ней думали. Дело в том, что космическое кресло в кабине корабля отливается персонально для каждого члена экипажа. Она должно обеспечить удобство в работе и безо пасность полето. А гобориты кресла ограничены размером кабины. Команд ный отсек - это всего лишь 3,8 кубомет ра. Он рассчитан на экипаж в составе трех человек и 60 килограммов груза. Бытовой отсек корабля - 6 кубических метров объеме. Внутри находится ме дицинская аппаратура, средства авто матической и ручной стыковки. Идем дальше. При посадке космо навт испытывает неимоверные пере грузки, 4-10-кратные. Поэтому перед зачислением в отряд каждый проходит такое испытание: давление по линии грудь - спина превышает собственный вес в пять роз и действует в течение 30 секунд. Чем космонавт легче, тем спокойнее переносит перегрузку. А ведь бывают еще и нештатные ситуа ции. Когда-то космоновты Лазарев и Макаров в результате аварии (не включилась ступень ракеты-носителя) вынуждены были покидать ракету на высоте 196 километров от Земли. Пе регрузка при таком «катапультирово- нии» получилась 22,5-кратной! Космо навты тогда испытали клиническую смерть в космосе, что, впрочем, не по- мешоло Олегу Макарову еще дважды слетать на орбиту. Наши космонавты переносят пере грузки с помощью специольных кре сел, отлитых точно по фигуре. Позу космонавта в током кресле нозывают эмбрионной: человек склодывоется вдвое, ноги поджимаются к груди. Для отливки такого кресла космонавта по мещают в ванну с гипсом, делают от печаток. С него же шьется и ска фандр. Еще напасть: находясь длительное время в космосе, человек начинает... расти - растягиваются суставы. От двух до пяти сонтиметров! Это тоже учитывается при отборе кандидото на полет. Кстати, костюм для работы в открытом космосе вместе с космонов- том весит около 200 килограммов, а потому рост «выходца» не должен пре вышать 187 сантиметров. Во время работы МКС был такой эпизод. Аме риканский астронавт Скотт Парозин- ски проходил подготовку к полету. Его Л( ост колебался у отметки два метра. ■Отя выход в открытый космос тогда не предусматривался, наше космическое руководство честно предупредило ас тронавта: гаронтируем достовку на орбиту, но в космосе вы можете под расти, при посодке возможны травмы. Скотт Паразински, потомок польских аристократов, посчитал токой риск чрезмерным и отказался от полета. А вот астронавтку Венди Лоуренс тоже подвел рост: слишком мала оказалась. Еще один интересный факт: из трех летавших в космос россиянок все трое после полета родили здоровых детей. Из 25 американских астронавтов ро дило только одна. Как говорят, без комментариев, хотя я бы лично таким фоктом гордилась. Какие предпочтения отдаются сего дня при отборе кондидотов на полет? В российский отряд космоновтов рас сматриваются претенденты в возрасте от 26 до 32 лет. Две трети отобран ных - военные летчики или инженеры. Одно треть - граждонские инженеры и врочи. Они проходят два годо обще космической подготовки, затем подго товка идет уже в группе или в экипа же. Кок правило, общий срок подго товки - шесть-семь лет. В том числе надо подняться по ступенькам: полто ра года - резервный экипаж, полтора - дублирующий, еще полтора - основ ной. Так, Салижан Щорипов, отправ ляющийся на следующей неделе в ко смос в состове 10-й экспедиции, был членом резервного экипажа 6-й экспе диции, затем попал в дублирующий экипож 9-й. То есть дважды сдал все экзамены но допуск к полету но МКС. Вот и судите, трудно ли стать полно правным гражданином (не ■^ристом) международной станции. Салижан Щорипов - родом из Киргизии, Лерой Чиао еще в 2000 году был признан одним из самых влиятельных амери канцев азиатского происхождения. Хо тя все эти титулы но орбите нодо за быть, там все ночиноется сначола. Америконцы предлагают своего кандидото, но он должен отвечать российским требованиям длительного пребывания на борту МКС, поскольку здесь мы намного опытнее. Ведь в СЩА вели набор остронавтов но кратковременные полеты, что подра зумевало менее жесткие правила. За то основной язык но МКС - онглий- ский, но в российском сегменте стан ции можно общаться и по-русски. На ши космонавты обязотельно изучают английский, включая и специфический космический сленг. Впрочем, и ино странцы должны говорить по-русски. Специалисты российского гумонитор- ного университето имени Патриса Лу- мумбы розработали методики интен сивного обучения русскому языку ино странных космонавтов. В процессе подготовки к нынешней длительной экспедиции Лерою Чиао потребова лось тщательно выучить русский - опять же с элементами сленга. Экипаж 10-й экспедиции на МКС: Юрий Шаргин, Салижан Шарипов и Лерой Чиао. По-прежнему очень много внима ния уделяют психологической подго товке экипажа. Здесь у нас своя мето дика. Перво-наперво выясняется пси хологический портрет кандидата. Как? С космонавтом общаются преподава тели, официонтки в столовой, часовые на посту, медики - ток вот, кождые три месяцо всем им, входящим в контакт с кондидатом на полет, специольная ко миссия зодоет вопросы, можно ска- зоть, «собирает сплетни». Из получен ных сведений и формируется портрет. Но его основе готовятся рекоменда ции по корректировке тех или иных черт хорактеро, которые м о р / т поме шать но орбите. Теперь о деньгох. Американцы тратят но подготовку од ного космонавта 38 миллионов долла ров. В России эти расходы не выше 14 миллионов. Конечно же, экономят не 3 0 счет качества подготовки, о за счет низкой оплаты труда специалистов ми рового уровня. Рознице здесь, как вы догадывоетесь, более чем существен ная... Перед 10-й экспедицией постовле- на серьезная зодача: ремонт генера тора кислорода. Экипож МКС увели чивается вдвое, значит, потребуется больше воздуха. Основная физиче ская ногрузка ляжет на Юрия Шорги- но, потому его пребывание на МКС будет значительно короче. Он выпол нит работы по разгрузке, ремонту, пе реносу грузов. Существует проблема доставки грузов на МКС. Впервые после памят ной овории грузы в космос должен до ставить «Шаттл». Американскоя стора- на отказывается финансировать рос сийские грузовые корабли «Прог ресс», поскольку конгресс США вклю чил Российское космическое агентство в особый список организаций, постов- ляющих закрытые технологии Ирону. Это стало предметом серьезных пере говоров, но компромисс здесь пока не нашли. Программой 10-й экспедиции пред усмотрено дво выхода в открытый ко смос. Для Солижона Шарипова и Ле роя Чиао это будет штатным задани ем: убрать ненужную аппоратуру, по ставить новую, проложить кабели пи- тония. Выход в открытый космос в Америке считается работой для супер менов. Не все астронавты допускают ся к этой программе. В России же под готовке каждого космонавта включает курс работ в открытом космосе. Вро де бы уже привычноя операция, но «выходцу» от этого не легче: пульс его за бортом стонции по-прежнему за шкаливает за 120 ударов в минуту, те ряется до трех килограммов веса за час работы в открытом космосе. Подытожим: чтобы достичь необхо димой «космической» формы, кондидот но полет в процессе подготовки еже дневно работоет по 14 часов! Восемь чосов - лекции и занятия по расписо- нию, четыре часа - факультатив. Два часа выделяются на еду, а еще физ культура, медики... Так что отдых для космоновта - это всего лищь смена за нятий. Так, по довней традиции, на воскресенье любят назначать кросс или лыжную гонку - и обязотельно на время, никаких прогулок! Случалось, американцы, готовившиеся в нашем Центре, начинали недоумевать и даже возмущоться: «Вообще-то боссы опло- чивают нам восьмичасовой робочий день, о в России, получается, и выход ных вовсе нет?» Тут им толкуют про энтузиазм и пробуют перевести на ан глийский «тяжело в учении - легко в бою». Прямо скажем, не всегда нос понимают... Хотя, казалось бы, амери канцам грех жаловаться: ведь в ходе всей подготовки к полету они получа ют «командировочные» - 98 долларов в день. Наши же, кок водится, сидят на окладе, совсем не великом. Только уже на орбите им пойдут те же «ко мандировочные» - сто' долларов в су тки. Но ты еще доберись до этой ор биты! Американцам же на МКС платят 3 0 проведенные эксперименты - сог ласно зоключенному контракту... Ирина ТИМОФЕЕВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz