Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
----- - с о ю з Беларусь—Россия. 30 СЕНТЯБРЯ 2004 ЧЕТВЕРГ № 37 (185) Поддержать земляков Анатолий Гурин БРЕСТ ИСПОЛНИЛОСЬ 10 лет крупней шей в Беларуси русской нацио- нгшьно-культурной организации — Республиканскому общест венному объединению «Русское общество», отделения которого зарегистрированы во всех обла стях республики. Общество ве дет большую культурно-просве тительскую и образовательную работу, активно участвуя во всех гуманитарных акциях, проводи мых Правительством России и правительством Москвы в ходе реализации Программы под держки соотечественников за рубежом. По случаю юбилея в Бресте в течение двух дней проходила рес публиканская конференция «Рус ская культура и образование в Бе ларуси» с участием руководите лей общественных организаций российских соотечественников, специалистов в области культу ры и образования,представите лей творческой интеллигенции. В Брестской областной библиоте ке имени Максима Горького про шел вечер русского романса, под готовленный минским театром песни «Славия», для гостей была организована экскурсия в Брест скую крепость. В организации ме роприятия активное участие при няло Генеральное консульство Российской Федерации в Бресте. Во время конференции на фи лологическом факультете Брест ского государственного универси тета имени А.С.Пушкина была от- крьгга библиотека российской книги. Основу ее книжного фонда составила справочная, учебно методическая и художественная литература, полученная в дар от правительства Российской Феде рации. Завершились торжества праздничным концертом «Сказ о Русском обществе». — Эти юбилейные мероприя тия стали заметным событием в общественной жизни страны, — считает председатель «1^сского общества» Сергей МОЛОДОВ. — Сегодня наша организация креп кая и авторитетная, она способна приносить реальную пользу стро ительству Союзного государства. Девушка с характером Брестчанка Наталья Гелах планирует участвовать в Пекинской Олимпиаде персона Валентина Козлович БРЕСТ — МИНС К БОЛЬШЕ месяца прошло после окончания Олимпиады в Афинах, а эмоции у болельщиков, спортс менов и тренеров еще не остыли. Разве можно так быстро забьггь, например, сенсационную победу брестчанки Юлии Нестеренко на олимпийской стометровке? За этой громкой победой едва не ос талась в тени землячка Юлии На талья ГЕЛАХ. Вместе с минчанкой Юлией БИЧИК в составе экипажа двойки безрульной они пополни ли копилку медалей сборной Бе ларуси «бронзой». Хотя «послужной список» у 26- летней Натальи весьма солидный: чемпионка мира (четверка без- рульная, 2000 год), серебряный (2003-й) и бронзовый (2002-й) призер чемпионатов мира в клас се двоек, серебряный призер Куб ка мира 2000 года в восьмерке. Наталью Гелах я нашла в Мин ске. Договорились созвониться, как только спортсменка сдаст эк замен по биомеханике: Наташа учится на факультете массовых видов срорта в Белорусском госу дарственном университете физ культуры, но вовремя сдать сес сию за второй курс не успела — «помешала» Олимпиада. Теперь вместе с Юлей Бичик (она старше на несколько курсов) девушки сдают экзамены уже не на воде, а в аудиториях. —Вывернулисьдомой, недожида ясьцеремониизакрытияОлимпий скихигр, новсеещенаходитесьвБе ларуси. Из-засессииотдыхатьне уезжаетеилиестьдругиепричины? — Да, сначала сессию нужно сдать. Затем поеду отдыхать, ско рее всего на море. Правда, немно го все-таки отдохнула— у родите лей в Мозыре. —ВАфинахнебыловременизаго рать? — Что вы! Сплошные трени ровки. Почти час приходилось до бираться до гребного канала, столько же уходило на обратный путь. —Когдапо-настоящемупочувство- вали, чтовы, НатальяГелах—брон- зоеыйпризерОлимпиады? — Тогда, когда прилетела в Минск. Выходим из самолета — цветы, фотокамеры, журналисты. В Афинах много было знаменито стей, а тут все внимание — нам. Эмоции били через край, а род ные и друзья, мне кажется, радо вались нашему успеху еще боль ше, чем мы сами. —Друзьяведьуеас нетольковБре сте, ноинаГомелыцине? — Да, меня здесь встречали как королеву. В Бресте и Мозыре люди узнают на улице, в транспор те... —Назад, вГомель, возвращатьсяне собираетесь? — Нет. Я сначала там трениро валась, но возникли сложности. Не буду говорить какие. Приехала в Брест и стала тренироваться у Владимира Синельщикова. Как и у меня, у него в Гомеле были раз ногласия с представителями ака демической гребли. В 1999 году он перебрался в Брест. Теперь Си- нельщиков мой личный тренер. Мы вместе доказали, на что спо собны, медалями доказали, что тренер был прав. — Значит, судьбусвоюрешилисвя зать сБрестом? — И жить тут буду. Этот город мне нравится. — Акак вамновыйгребнойканал? — Ну не то чтобы совсем плохо, но и не хорошо. Когда приехали в Брест на открытие спортивного комплекса игровых видов спорта «Виктория» (построен он, кстати, с привлечением российских инве стиций. — В.К.) посмотреть греб ной канал, чиновники, которые то гда нас встречали, такие перспек тивы обрисовали! Может, что-то и поменяется. Хочется, по крайней мере, в это верить. Думаю, благо даря нашей «бронзе» будут выде ляться деньги на приобретение инвентаря, на гребную базу в Бре сте. — НаОлимпиадевСиднеевсоставе восьмеркивыбыличетвертой, в Афинах— третьей, авПекине?.. Со бираетесьучаствоватьвПекинской Олимпиаде? — Ой, трудно сказать. А, мо жет, я замуж выйду за нефтяного магната? Хотя нет, лучше напи шите, что в Олимпиаде я участво вать собираюсь. О том, какую от туда нужно привезти медаль, пока не думала. Сейчас надо хоро шенько отдохнуть. — Выуже привыклик повышенному вниманиюк своейперсоне? — Сейчас да. Но сначала силь но стеснялась, волновалась. Осо бенно когда журналисты задава ли некорректные вопросы, напри мер, про мой возраст. Или когда спрашивали, о чем я думала во время гонки. Все это здорово вы бивало из колеи, теперь уже при выкла. Научилась на неприятные вопросы не отвечать. — Втакомслучаевынеудивитесь, еслияспрошу, на чтособираетесь потратитьполагаемыеза «бронзу» деньги? — А я, если честно, всерьез не думала. Хотя... Первым делом потрачу на ремонт в новой квар тире. — Да? ДоОлимпиадывыжили воб щежитии вместесЮлейНестеренко. — Квартиры у меня пока нет, но обещали двухкомнатную в Бре сте. Н Наталья Гелах (справа) и Юлия Бичик мечтают о новых олимпийских медалях. Шагал Дали Что сближает гениев? Вечный поиск пути домой наследие Александр Батыгин ВИ ТЕБС К—ФИГЕРАС ДВА великих художника никогда не встречались, но их судьба, творчество, взгляды на искусство тесно переплетены. Оба пришли в мир удивлять, хотя свое кредо ка ждый сформулировал по-своему: Дали с присущими ему экзальта цией и перехлестом. Шагал — бо лее рационально, но не менее страстно. Шагал: «Я никогда не хотел ри совать, как другие, и мечтал о но вом, отличающемся от всех ис кусств». Дали: «Я не преклоняюсь ни перед кем. Ялучший художник со временности...» Оба великих художника при надлежат всему миру, но нас больше интересует их место в оте чественном интерьере. В совет скую эпоху о Шаггше и Дали знали лишь специалисты, широкому кругу ценителей искусства во всей полноте оба художника были недоступны. Подлинный шагаловский бум случился в конце 80-х годов ми нувшего столетия, после устроен ной в Москве в музее имени Пуш кина выставки произведений Ша гала и вышедшего альбома его картин. По сути, именно тогда на чалась популяризация творчества мастера, лучше известного на За паде, чем как у нас часто случа лось, у себя на Родине. Париж — второй Витебск в серьезном издании — книге «Пикассо» из серии ЖЗЛ — Ша гал назван... французским живо писцем. Долгие годы художник действительно жил и трудился во Франции, но, как известно, двух матерей у ребенка не бывает. Для Шагала отчим домом всегда оста вался Витебск. На открьпгии своей выставки в Третьяковке он еще раз признался в любви родному городу: «У меня нет ни одной кар тины, на которой вы не увидите фрагменты моей Покровской ули цы. Это, может быть, и недоста ток, но отнюдь не с моей точки зрения». Здесь, на Покровской улице в Витебске, в доме, который постро ил отец художника, Марк Шагал провел свои юношеские годы. О своем детстве Марк Шагал вдох новенно рассказал в книге мемуа ров «Моя жизнь», переведенной на французский женой художника Беллой Розенфельд. Мне близка формулировка доктора Дирка Трендле — одного из горячих по клонников живописца: «Шагал — человек-космополит, художник мира, который объединяет еврей скую, русскую и французскую культуры. Но сегодня он хорошо известен Европе как француз ский художник. Необходимо изме нить это мнение, переместить ак цент на идею объединения. Шагал — это и еврейский, и русский, и французский художник». Сам Шагал в интернациональ ных беседах легко переходил с идиша на французский, а с фран цузского — на русский. Но язык его картин понятен без перевода — здесь память о Витебске. Музей своего великого земля ка витебчане открыли в 1997 году, конечно, на Покровской улице. На всю свою долгую жизнь — худож ник умер в 98 лет— он сохранил в душе образ родного города. Пере бравшись в 1923 году из Берлина в Париж, который не раз служил ему источником вдохновения. Ша гал любил лукаво повторять: «Па риж— мой второй Витебск». Не случайно на его полотнах Эйфе лева башня уютно совмещается со Спасо-Преображенским хра мом в родном городе... Ныне Витебск из дореволюци онного захолустья превратился в город со знаковым значением, своего рода мост между Востоком и Западом. 10 лет назад тут про шел первый шагаловский пленэр. Здесь создан арт-центр, где про ходят выставки графических ра бот Шагала— литографии, ксило графии, офорты. В коллекции му зея — иллюстрации к поэме «Мер твые души», серия цветных лито графий на библейские сюжеты, цикл цветных литографий «12 ко лен Израиля», другие работы ху дожника. В биографии Шагала есть и такой эпизод: первый нарком просвещения Луначарский на значил его комиссаром искусств в Витебск. Как говорил позже сам художник, «Я отвечал за все формы художественной деятель ности в губернии, и, наконец, Ви тебск смог получить то, чего мне так не хватило 20 лет назад: ху дожественную академию и му зей». Сегодня ни один гость Витеб ска не обойдет музей Мастера. Особенно многолюдно в доме на Покровской в дни, когда в городе проходит международный фести валь «Славянский базар в Витеб ске». Сюда из Швейцарии приез жает внучка художника. «Где мои зубы?» Для Сальвадора Дали его ро довым гнездом всегда оставался Тзкими видели себя Марк Шагал и Сальвадор Дали, рожденные удивлять мир. Фигерас — небольшой городок у испано-французской границы. Как и Шагал, Дали из провинци ального местечка отправлялся за воевывать Париж. Оба они поко рили центр мирового искусства, но сердце и Шагала, и Дали все гда принадлежало отчиму дому. Ровно тридцать лет назад в Фигерасе открылся музей-театр Сальвадора Дали. Из Барселоны на родину великого скандалиста можно добраться электричкой с не знающими жалости контроле рами и надписями на стенах ваго нов и прямо на сиденьях «Каталу- ния либре» («Свободная Катало ния»). Дорога петляет у отрогов невысоких гор, оставляя позади десятки курортных поселков с легкими, как здешнее вино, на званиями: Аренис де Мар, Фор- нель де ла Селва, Сант-Джорджи Десваль... Недаром Испания во все времена оказывалась столь щедрой на поэтов и художников. И вот Фигерас, кипарисы, алые черепичные крыши. Именно здесь, на улице Монтуреоль в до ме под номером 20 сто лет назад появился на свет едва ли не са мый оригинальный художник, увы, в равной степени, как и та лантом, наделенный несносным характером. Долгие годы в нашей общей еще стране услужливые искусст воведы называли его «циником, фигляром и саморекламщиком». В художественной энциклопедии за 1975 год я не обнаружил ни строчки, посвященной художнику, чьи полотна к тому времени почти полвека составляли славу лучших музеев мира. (Вспомним, Москва удостоилась выставки Дали в 1988-м!) В детстве Сальвадору повезло неизмеримо больше, чем Марку. Если Захар Шагал кантовал бочки с селедкой в лавке, то отец Дали владел нотариальной конторой. «Селедка, соленые огурцы, сыр, масло, черный хлеб — вот и весь наш ужин», — вспоминает детст во Шагал в своих мемуарах. Саль вадор в столь же юном возрасте отправлялся в колледж при мона стыре братства Пресвятой Девы с непременным термосом с горя чим шоколадом... Неистовая эксцентричность великого чудака не мешала Дали оставаться всю жизнь настоящим трудоголиком. — Сеньор Сальвадор был страшным трудягой, он работал всегда, день и ночь, — рассказы вала донья Пакита, прислуга, до моправительница Дали. Огромная работоспособность художника во многом искупала его чудачества. Его скандальные выставки вызывали разные чув ства, вплоть до гнева, но равно душным не оставался никто. Кстати, большим любителем пошутить и подурачиться слыл и Марк Шагал. Знаток его творчест ва переводчик, критик, поэт Эду ард Родити не раз брал интервью у художника. Так вот ровную бесе ду во время одной из парижских встреч прервала мадам Шагал, которая пришла напомнить сво ему мужу о визите к зубному вра чу. «Он спрыгнул с тахты с ловко стью акробата и стал посреди комнаты, — вспоминает Э. Роди ти. — Неожиданно он стал похож на великого клоуна Чаплина... Ко гда мадам Шагал спросила его, хватит ли ему денег на такси, он ответил, ощупывая свои карманы: «Да-да, только где мои зубы?» А затем, уже ощупывая свой подбо родок: «А, вот же они!» И он тут же исчез...» Лиля Брик, хорошо знавшая Шагала, вспоминает в своем «Па рижском дневнике»: «Встретили на улице Тцара — пошли вместе. Тцара тут же изобразил, как Ша гал продает картину миллионеру — очень смешно». Тут свои недоговоренности, понятные лишь узкому кругу лю дей, тесно связанных между со бой. Тцара — французский поэт, представляющий дадаизм и сюр реализм, вхожий в дом Шагалов с замечательным, как свидетельст вует Лиля Брик, видом на Сену. Что изобразил Тцара? Наверное, и впрямь нечто смешное, удачно скопировав мэтра, его манеры. «сплагиатировав» природный юмор Шагала. Оговоримся: роль женщин, жен в частности, в творческой судьбе великих людей— тема для солидной монографии. В жизни Дали и Шагала их супруги сыгра ли свою неповторимую роль. О Га ле, Елене Дмитриевне Дьяконо вой, мы знаем неизмеримо боль ше. Она вдохновляла Дали долгие годы, ее лицо присутствует в де сятках композиций в облике свя той, Леды, атомной, обнаженной. Живописец даже подписывал свои последние работы особо: «Гапа Сальвадор Дали». «Если бы я не встретил Галу, я кончил бы свой век в конуре, в отрепьях, изъ еденный вшами», — записывает Дали в автобиографической кни ге «Тайная жизнь Сальвадора Да ли, написанная им самим». Сегодня Фигерас превратился в мемориал Дали. В его музей оче редь. Отсюда, из родового гнезда, он отправился покорять мир. Сюда он вернулся. «Я хочу встретить смерть с открьггым лицом, бли зость смерти дарует испанцу ра дость духа», — писал он. И тут же добавлял: «Яне верю, что Дали ум рет. Этого не может бьпъ». Согла симся — при всех «закидонах» тут гений оказался прав применитель но к его наследию. Любовь небесная Белла Розенфельд, жена Мар ка Шагала, не менее строго и от ветственно следила за выходками своего мужа, будучи его секрета рем и персональным менеджером в одном лице. Дочь провинциаль ного ювелира стала бесподобной летающей Беллой волей таланта своего супруга, как провинциаль ный Витебск с той же подачи — градом Божьим. Белла, как и Па ла, украсила многие картины маэ стро. Самая известная картина Марка Шагала «Над Витебском», написанная в 1914 году, стала подлинным гимном любви. ...Зададим(^я вопросом: повер нись жизнь по-иному, где бы пло дотворней работалось Шагалу — в Витебске, Париже, Германии? И чего больше в его фразе: «Про щай, Витебск. Оставайтесь со своими селедками, земляки!» — издевки, торжества, балагурст ва? Думаю, в конечном счете по стоянное присутствие Беллы ря дом с художником стерло геогра фические понятия. Она создала для него всё необходимые для творчества условия, и тут Марку Захаровичу явно повезло больше, чем многим классическим связ кам-парам (Тургенев — Виардо, Пушкин — Натали и т.д.). Белла переводила с русского на фран цузский «Мою жизнь», и Шагал не лукавил, называя жену лучшим своим редактором. Он, как счита ют его исследователи, с детства говорил и писал на русском и на идише (точнее, его литовском ди алекте), не очень заботясь о со блюдении грамматических форм. Белла, взявшись за труд мужа, выправила его блестяще. Вообще она была очень одаренной нату рой, занималась в студии Стани славского, мечтая стать актрисой. Несомненно владела литератур ным даром, оставив книгу воспо минаний «Зажженные огни» о своем детстве в Витебске. Разумеется, Шагал ценил по мощь, советы Беллы, их брак ста новится символом союза мужчи ны и женщины. «Земля» и «небо» — понятия для художника много значные. Его знаменитые полот на, изображающие влюбленных, парящих в воздухе, обозначают его собственные представления о любви, творчестве. Он верил в способность людей оторваться от земного! На склоне лет Шагал признал ся: «Ребенком я чувствовал, что во всех нас есть некая тревожная сила. Вот почему мои персонажи оказались в небе раньше космо навтов». Магия слов, тайные краски... «Бежать впереди истории го раздо интереснее, чем описывать ее»,— утверждал Дали. Еще одно звено, объединяющее двух зна менитых художников, — их без различие к политике. Оба прояв ляли завидное равнодушие к по литической сфере, проявляя, од нако, твердость и последователь ность в осуждении экстремизма, фашизма. В 1993-м по приказу (■Геббельса нацисты сожгли три картины Шагала под маркой борь бы с «дегенеративным искусст вом». В конце 30-х художник был вынужден переселиться из Пари жа на юг Франции, а затем пере ехать в США. Дали, в свою очередь, тоже хо рошо представлял себе, что такое фашизм. И национальность тут роли не играет. «Если бы Гитлер завоевал Европу, — считал Дали, — он бы отправил на тот свет всех истериков вроде меня. Всех мне подобных у себя в Германии он приравнял к душевнобольным и уничтожил. Так что мне с нациста ми не по пути». Наши герои — почти ровес ники. Дали родился в 1904-м, умер в 1989 году. Шагал появил ся на свет в 1887-м, скончался, не дожив двух лет до столетия, в 1985-м. Свидетельств их личных встреч я не нашел — в книгах, письмах, воспоминаниях сестры гения — Аны Марии Дали, оста вившей свои мемуары. В «Тайной жизни», впрочем, раскопал нели цеприятное высказывание Дали о коллеге: «Мне омерзительны ху дожники, которые занимаются, как бы это сказать, — археологи ей. Художники-антиквары. Худож ники-старьевщики. Наигнусней ший тому пример— Марк Шагал». Комментировать подобные высказывания, на мой взгляд, можно лишь, располагая всей па литрой оценок великого чудака о собратьях по кисти. Не он — зна чит плохо. В тех же дневниках чи таем: «Матисс — апофеоз меша нины и мещанского вкуса». «Пи кассо занимает исключительно уродство, меня же больше интере сует красота». Не жаловал клас сик и других коллег. Знал ли Шагал о желчном при знании Дали? Полагаю, знал. От зывался ли он сам о творчестве Сальвадора, какое место отводил ему в мировом художническом рейтинге? В источниках, мне дос тупных, обнаружить подобное не удалось. Свой вопрос адресую директо ру Витебского музея Шагала Люд миле Хмельницкой. — Нет, не припомню, отзывал ся ли вообще Шагал о Дали, — го ворит Людмила Владимировна.— У нас богатая библиотека, около двух с половиной томов, посвя щенных Шагалу, с ходу не отве тишь на ваш вопрос. Поэтому мне не стыдно оши биться. В чем твердо убежден, двух гениев роднит любовь и пре данность на протяжении всей дол гой жизни отчиму дому, они ис кренни, последовательны, честны в выражении своих чувств Витеб ску и Фигерасу. «Я плоть от плоти каталонской земли», — признает ся Дали. Великолепие Парижа вы звало насмешку Шагала: «Второй Витебск...» Тут они — близнецы- братья, живущие магией слов в собственных картинах и тайными красками в своих книгах. 30 сентября — 6 октября в нашей истории календарь День за днем 1 октября — Международн! Л день музыки и Международнь!^ день пожилых людей. 4 октября — Всемирный день архитектуры. Всемирный день населенных пунктов и Всемир ный день животных. В России от мечается также День Космиче ских войск Российской Федера ции. 5 октября — Международный день учителя, в России — День учителя и День создания Россий- - ского уголовного розыска. 6 октября — День архивиста в Беларуси. Дела государственной важности 55 лет назад, 2 октября, пра вительство СССР объявило о признании народного Китая и го товности установить с ним ди пломатические отношения. 2 октября 1718 года н е д |^ вольный постоянными р а с п р : ^ ^ в Сенате Петр I издал указ, в ко тором наставлял сенаторов и президентов коллегий, чтобы во время заседаний «лишних слов и болтанья не было, но в то время ни о чем ином, только о настоя щем говорить». Впервые в стране и мире 30 сентября 1933 года стра тостат «СССР-1» поднялся на высоту 19 километров, улучшив мировое достижение швейцар ца Огюста Пикара на 3 километ ра. 4 октября 1957 года в СССР с космодрома Байконур был вы веден первый в истории плане ты искусственный спутник Зем ли. Этот день провозглашен Ме ждународной федерацией ас тронавтики Днем начала косми ческой эры человечества. Коротко 1 октября 1958 года в Бела руси пущена 1-я очередь Васи- левичской ГРЭС. 1 октября 1935 года в СССР отменена карточная система обеспечения населения продук тами питания. 2 октября, 190 лет назад, экспедицией на корабле «Суво ров» под командованием лейте нанта М. Лазарева были откры ты острова Суворова в Тихом океане. 4 октября 1916 года царские войска и полиция расстреляли вы ступление рабочих деревообра батывающего завода в имении Прилуки Минского уезда. Рубрику ведет Владимир ПОТАПЕНКО. Сигналы недели Обозреватель «СОЮЗа» перелистал сигнальные экземпляры книг двекниги НиколайДмитриев. «Ноч ные соловьи». М.: «Моло дая гвардия». —437 с. В России пришло время поэзии. Точнее, оно никуда не уходило, но издатели не обращали вни мания на этот уникальный жанр, явно не приносящий при были и не выдерживающий ти ражной конкуренции с «дамски ми романами» и литературой «фэнтези». И вот стали появ ляться сначала поэтические журналы, а следом и книжные серии. Новый проект посвящен выпуску лирической поэзии и получил название «Золотой жи раф». Книга одного из лучших поэтов поколения пятидесяти летних России показывает и до казывает некоторым критикам, что поколение поэтов, которое они неожиданно «потеряли», существует и работает в отече ственной изящной словесности. Николай Дмитриев — один из немногих поэтов своего поколе ния, кто «выцарапывает» стихи из самого воздуха России — прозрачного, задымленного и все равно родного. Марина Сурмач. «Ожида ние материнства». Минск; «Белорусская энциклопе дия». —288. Пособие для будущих родителей рассматривает вопросы плани рования семьи, подготовки суп ружеской пары к важнейшему в ее жизни событию. Все пробле мы, связанные с появлением ма ленького человека на свет, полу чают всестороннее и глубокое освещение и осмысление: осно вы правильного питания, гигие на, физическая культура бере менной женщины... Большое внимание уделяется вопросам медико-генетического консуль тирования, внутриутробного раз вития человека, некоторые пси хологические аспекты материн ства. Подготовил Александр ЩУПЛОВ. Белапусь-Россия» Периодическое издание Совета Министров Союзного государства Газета зарегистрирована в Министерстве по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Российской Федерации 10 марта 2000 года. Регистрационный N^77-1880. Шон, поляктпп А И Батыгин (Москва) I Адрес редакции -СОЮЗа. Беларусь— Россия»: Адрес редакции газеты «Советская Белоруссия»: Издательство: ЗАО «Информационно-издательский концерн «Российская газета» ОТПЕЧАТАНО в 0 0 0 «Объединенный издательский дом Пепймй заместитель Москва А-40 ГСП-3125993 улица Правды, 24. Республика Беларусь. 220013, Минск, улица Адрес: Москва, А-40, ГСП -3125993, ул. Правды, 24. Тел. 257-53-62. «Медиа-Пресса». Адрес: 125865, ГСП, шеф-редактора А.М. Таранда (Минск) Телефон: 257-5787 Факс: 257-5787 Е - П 1 а 1 : Егтакоуа@гд.ги Б. Хмельницкого, 10а. Тел. и факс: 232-1432 Издательство «Советской Белоруссии»: Белорусский Дом печати, КИПУП «Сож». Москва-137, ул. Правды, 24. •СОЮЗ. Беларусь Тиражпо РФ:309733 Тираж по РБ: 307512 Тираж «СОЮЗа. Беларусь— Россия» в РФ и РБ: 617245 Распространяется по всем подписным индексам: I По графику: 16.00 «Российской газеты»: 50202,32184,40942,40913,40924, Номер подписан: 16.00. 40945,38286,41591. «Советская Белоруссия»: 63889. - Россия» печатаетеяв Архангельске, Владивостоке. Волгограде. Воронеже, Екатеринбурге, Иркутске, Казани, Калининграде. Кемерове. Краснодаре, Красноярске, Мин_еральны)^ода)а;1осквМ^^ Самаре, Саратове. Тюмени, Ульяновске.Уфе, Чебоксарах, Челябинске. Н:оветс>ая Белоруссия»печатается в г. Минске, Гомеле.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz