Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

21 с е н т я б р я 2 0 0 4 год а ДЕ10В01 ДОБРЫЕ ЛИЦА= ГОД НАЗАД РОССИЯ ПОТЕРЯЛА ОДНОГО ИЗ САМЫХ ГЛУБОКИХ И СОВЕСТЛИВЫХ СВОИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ - АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА ПАНАРИНА. В НЫНЕШНЕМ ТЯЖКОМ СЕНТЯБРЕ НАМ ОСОБЕННО ОСТРО НЕ ХВАТАЕТ ЕГО РАЗУМНОГО И ЧЕСТНОГО СЛОВА... Хорошо помню тот июльский день, когда к нашему столу в переделкин­ ской аоловой подсел худощавый при­ ветливый человек. Звали его совсем по-пушкински: Александр Сергеевич. В нем не было ничего от моститого пи­ сателя, тем более - философа. (Если он и был похож на писателя, то только на Андрея Плотонава, котарога в редак­ циях принимали за токаря или маши­ ниста.) Никто его здесь, в писательском до­ ме творчества, не донимал, поскольку никто и не ведал, что это тот самый философ Понорин, который только что получил Солженицынскую премию. Александр Сергеевич радовался сво­ боде, тишине, хорошей погоде, книж­ кам... Я хоть и не старожил Переделкина, но окрестности мне знакомы, и мы с женой вызвались показать их новому знакомому. Долго бродили в пс^ке, рядом с усадьбой славянофила Ю.Ф. Самарина. Тогда, три года назад, парк еще не был продан, его еще не обнесли бетонным забором и можно было прикоснуться к дубу, с которым прощался Самарин, уходя в ополче­ ние. Можно было заглянуть в окна усадьбы, где во время Отечественной войны размещался госпиталь, где на­ вещали раненых Борис Пастернак и Корней Чуковский. Вернувшись домой, я решил по­ больше узнать о знаменитом славяно­ филе и полез в справочник «Филосо­ фы России»; листал страницу за стра­ ницей и в.[юуг обнаружил том зноко- мое имя: «Панарин Александр Серге­ евич - доктор философских наук, про­ фессор, заведующий кафедрой поли­ тологии философского факультета МГУ. Родился в г. Горловка Донецкой области 26 декабря 1940 года. В 1966 году окончил философский факультет МГУ. Действительный член нескольких академий: Российской академии есте­ ственных наук,_ Академии гуманитар­ ных наук, Нью-Йоркской окодемии на­ ук, член философского общества Рос­ сии. Опубликовол 300 научных работ, восемь монографий, четыре учебни­ ка...» Дочитал и понял, что за сухими строчками не разглядеть самого важ­ ного - судьбы. Мальчишко в пятнодцать лет ре­ шил, что будет философом и больше никем. После работы на зоводе и ве­ черней школы поступил в МГУ. За свои теоретические поиски удостоился внимания оргонов госбезолосности, с третьего курса был исключен из уни­ верситета и из комсомола. Через два года сняли Хрущева, и молодому чело­ веку дали заочно окончить универси­ тет. Правда, в философию его не м с ­ тили. Сомые главные свои работы Г1а- нарин вынужден был писать «в стол». Двадцать лет работал но курсах повы­ шения кволификации. П^естройко должно была, каза­ лось бы, открыть ему все возможности. Но после первых же публикаций двери большинства редакций и издательств для него ноглухо закрылись. И причи­ на тут не только в том, чтЬ научные взгляды Панарина резко разошлись с возобладавшим политическим курсом и он был причислен к «консервото- рам», - тут, но поле теории, его еще могли терпеть. Но наш псевдодемо­ кратический бомонд пугался непонят­ ного поноринского пофоса - пафоса заступничество за свой народ. И са­ мое опосное бомонд увидел в том, что «простые» люди легко понимали Пана­ рина, даже когда он говорил о самых сложных проблемах. И потому его тихое, увещевающее слово свирепо глушили те, кто уже много лет погружает российскую мо­ лодежь в попсовый и пивной дурман. На днях профессор Сергей Петрович Капица с горечью сказал: «Трагедия для страны, что мы не слышим русских ученых, лучших мыслителей». После выступлений, лекций и книг Понорино влость имущим нечем было прикрыться. Они, «тяжеловесы» и «от­ цы демокротии», ток много потратив­ шие на создание своего имиджо, вы­ глядели провинившимися сопливыми школярами. При этом Понорин нико­ гда не пользовался дешевыми публи­ цистическими приемами, не рострав- лял раны, а потому, выслушав его, ни­ кто не хватался за колья и не изрыгол проклятья. Он давол людям спокойное понимание нашей силы, возвращал людям веру в планетарну 10 устойчи­ вость России. Панарин взывол к нашей общена­ родной солидарности, к нашей исто­ рии, убеждая, что привычные деления на левых и правых, на успешных и не­ успешных, но церковных и нецерков­ ных - все эти деления пора остовить перед лицом тропических испытаний. Александр Сергеевич имел мужество мыслить, исходя из народного чувства провды, принимоя на себя груз росте- рянности, ужоса и скорби, но не давая унынию себя логлотить. Боль давала ему новое зрение и дар почти проро­ ческий. В мое этого года в Государствен­ ном историческом музее в Москве со­ стоялись первые Панаринские чтения. Один из коллег Александра Сергееви­ ча говорил на этих чтениях: «Голос ученого ворволся в ума и сердца лю­ дей но самом остром изломе нашей непростой истории. Время Панарина по-настоящему началось именно сей­ час, и его труды еще долго будут слу­ жить России провидческим предосте­ режением в нелегком поиске своего пути. Плотность и быстрота панарин- ской мысли, как яркое свечение, осле­ пляет мгновенно, но истинное осозна­ ние и наслаждение от слово филосо­ фа приходит позже, и это внутренняя робота, наверное, главное, но что рассчитывал ученый в своем провидче­ ском поиске...» Одним из любимых его поэтов был Лермонтов. О нем он написал не­ сколько лет назад большую работу, которую назвал «Завещание трагиче­ ского романтико» и посвятил помяти мамы, Анны Ивоновны Панариной. Эпиграфом к своей статье о Лер­ монтове он поставил строчки: Наедине с тобою, брат. Хотел бы я побыть: На свете мало, говорят. Мне остается жить... О чем же мы говорили в самарин­ ском порке, под вековыми дубоми и липами? О детях, о тревогах сердца, о будущем Родины... Сейчас, конечно, сокрушоюсь, что не прихвотил с собой диктофона. Но тогда думалось: успе- ется, еще встретимся, еще поговорим, да и не хотелось придавать зоведо- мую публичность тому сокровенному разговору о сомом главном. Работы Александра Сергеевича Понорино, к сожолению, и сегодня из­ вестны довольно узкому кругу читате­ лей, книги его найти и в Москве не­ просто, поэтому мы решили опублико- воть несколько выдержек из последних робот философа. Мысли, которые он так спешил высказать, помогут ном по­ нять происходящее сегодня. Понять, чтобы выстоять. Дмитрий ШЕВАРОВ. И З Б Р А Н Н Ы Е М Ы С Л И В Ы Д А Ю Щ Е Г О С Я Р У С С К О Г О М Ы С Л И Т Е Л Я Р усский человек - странник, который замерз в великой евразийской степи' Отсюда - теплота русской культуры как особое ее качество, обеспечи­ вающее выживание народе, но ни в коем случае не производ­ ная от лени или небрежности. Чтобы любить эту холодную страну, требуется по-ностоя- щему теплый социокультурный климат. Теплота человеческих встреч, теплота общины позво­ ляло отофевотьсй человеку. Ноши либеролы, настаиваю­ щие на строительстве общест­ ва на началах партнерство, а не участия, вольно или неволь­ но делают нашу страну холод­ ной и трудной для выживания. Н аш истеблишмент не толь­ ко не стесняется, но откро­ венно стремится обрести облик колониальной администрации - лиц, только что вернувшихся из- за рубежа для инспекции мест­ ной жизни, ревизуемой по за­ рубежному регламенту. И нтуиция власти обладает загадочной безошибочно­ стью: оно порождает решения, последовательно противостоя­ щие ожиданиям и интересам большинства. Н овая, демократическая, элита, подобно большеви­ стскому властвующему мень­ шинству в 1918 году, постоян­ но помнит, что у «туземного большинства» оно но подозре­ нии и ввиду отсутствия настоя­ щей опоры изнутри необходи­ мо искать опору извне. Сло­ вом, собственный нород сто- новится неназванным против­ ником, с которым ведется не­ объявленная гражданская вой­ на, а бывший военный против­ ник выступает в роли настав­ ника, покровителя и, но случай чрезвычайных обстоятельств, горанто «демократических преобразований». Но это не значит, что народ вовсе ни при чем. Народ, кок и в 1917-18 гг., соучаствовал в преступлении, поверив лозунгу переростания войны (на этот роз - «холодной») в «демокра­ тическую перестройку», в то, что главный враг - в собствен­ ной стране... Повторение со­ бытий начала и конца XX века, образующее драматический цикл русской истории, свиде­ тельствует, что все происходя­ щее - и тогда, и сейчас - не яв­ лялось какой-то случайностью. Н апрасно Россия считала, что комнем преткновения ее на пути к европейскому до­ му является коммунизм. Комму­ низм ушел, о недоверие и не­ нависть к России остались. Бо­ лее того: обнаружился их бо­ лее глубинный, сверхидеологи­ ческий и сверхполитический ха­ рактер. В качестве ответчика но нынешнем глобальном про­ цессе по делу «коммунистиче­ ского тоталитаризма» все ча­ ще привлекается православие. А эту «болезнь русского ментолитето» нельзя излечить сменой строя и идеологии: от нас требуют изменения самой нашей духовной природы, умертвления ценностного ядро нашей культуры. а еление мира на крикливое меньшинство и молчаливое 1 ьшинство широко известно. Но оно не ток поверхностно, как порою кажется. Узурпация слова есть предпосылка всех остольных узурпаций. Только услышанная несправедливость имеет шанс быть принятой во внимоние и исправленной. Ес­ ли же узурпатором и обидчи­ кам дано говорить не только за себя, но и за тех, чьи пра­ во они попирают, мир пере­ полняется невысказанными обидами, а зло все увереннее шествует, увлекая всех на путь погибели. Может быть, никогда еще этот разрыв между монополь­ но говорящими и теми, чей удел - молчание, не был так велик, как сегодня... Отсюдо - вся фальшь современности и ее двойные стандарты. Совре­ менность может кричать по пу­ стяковым поводам.., но она не­ возмутимо молчит, наблюдая прямой геноцид, голодную смерть детей, замерзание и недоедоние миллионов - если они не принодлежат к кругу из- бронных... Сегодня в мире действует целый сонм лукавых идеологов и пропагандистов, занятых тем, чтобы всячески путать и сме­ шивать имена, замалчивать од­ них и имясловить других. У новых хозяев жизни нет аб­ солютно никоких шонсов вписаться в великую духовную тродицию. Вот почему они ре­ шили осуществить самую дерз­ кую из всех антиутопий - лик­ видировать второе, духовное измерение, дискредитировать и разрушить все инстанции, олицетворяющие высшее нача­ ло. Такие инстанции подлежат устранению в качестве обли­ чающих свидетелей - чтобы но­ вым престу'плениям века сопут­ ствовало трусливое молчание или, что хуже того, тупое жи­ вотное безразличие. И поскольку проект устра­ нения духовной власти как не­ удобного свидетеля и обличи­ теля пришелся но период за­ вершения «холодной войны» и «победы над тоталитаризмом», то хитроумные преступники отождествили духовный авто­ ритет нормы и идеала с... ав­ торитаризмом и тоталитариз­ мом. Отныне любая общест­ венная инстанция, не дающая смазать разницу между доб­ ром и злом, истиной и ложью, добродетелью и преступлени­ ем, объявляется тоталиторной. Ч то же делать народу перед лицом этой реальности, ко­ гда все обстоятельство - про­ тив него, когда бесчисленные инстанции, представляющие передовое общественное мне­ ние всего мира с его громад­ ным престижем, кажется, под­ писали ему свой окончатель­ ный приговор? А о том, что этот приговор окончательный, свидетельствует слишком мно­ гое. Разве не ведут себя новые приватизаторы российской собственности ток, кок будто окружающего народа с его за­ конными правами и достоинст­ вом больше не существует? Разве не ток же ведут себя «стротегические партнеры» на­ ших правящих демократов, бесцеремонно и демонстра­ тивно игнорируя законные права и интересы России? ...Мало того, здесь действу­ ет своего рода принцип обрат­ ной связи: чем больше набедо­ курили «реформаторы» и их зарубежные покровители, чем больше непростительных узур­ паций и преступлений они со­ вершили против российского порода, тем несомненнее они заинтересованы в том, чтобы он никогда не поднялся - ведь, поднявшись, он способен при- звоть к ответу. К ак могло случиться ток, что дворянская в своей основе русская литература оказалось воспринята народом без вся­ кой натуги, без всякого бстаье- ра, вызвав восторг приобще­ ния к своему, высокому, под­ линному? Достоевский, Тол­ стой, Чехов печатались милли­ онными тиражами - случай, не имеющий прецедента во всей письменной истории человече­ ства. Провинциальные мальчи­ ки и девочки узнаволи себя в Печорине и Татьяне Лориной, зочитыволи до дыр страницы классиков, создоволи актив­ нейшую читотельскую аудито­ рию толстых литературных журналов, выходящих миллион­ ными тиражами. И после этого адепты им­ портированной культуры коми­ ксов, жвочных резинок, боеви­ ков, порнухи и чернухи осмели­ ваются преподносить эту куль­ туру в качестве образца тому самому народу, который интел- лектуольно перерос ее но не­ сколько столетий просвещения! С егодня русский нород на­ ходится но большом подо­ зрении в глазах передового общественного мнения, он на­ ходится в рисковой ситуоции нелюбимого. Его не любят собственные правители. Его не любят экономические элиты, его не любят властные элиты... Нелюбовь властвующих, нелю­ бовь тех, кто принимает реше­ ния, в значительной мере объ­ ясняет те катастрофические поражения, ту катастрофиче­ скую разруху, которые сегодня у нос произошли... Мне хотелось бы реабили­ тировать свой народ... Срав­ нивая людей, абсолютно адоп­ тированных к рынку, и людей, абсолютно не одаптированных к нему, я почему-то из чувство гражданского и творческого противоречия предпочитаю быть с теми, кто не совсем одоптировон к рынку. Сегодня доже серьезные экономисты говорят о зоне ошибок рынко. Они говорят, что никакой ры­ нок не будет содержать Боль­ шой театр, он изночольно не­ рыночен, по определению - нерентабелен. Никакой рынок не будет содержать фундамен­ тальную национальную библи­ отеку. Никакой рынок не будет создовать стройную систему высшего образования. Она то­ же нерентабельно. Но я не ду­ маю, что от этих ценностей мы должны откозываться. Следо­ вательно, у нос должны быть инстанции, которые корректи­ руют рынок. Первой из этих инстанций является социольное госудорство. С егодня говорят о меньшин­ стве и большинстве. Когдо большевики отлучоли от сво­ его коммунистического про­ гресса так назывоемые реак­ ционные клоссы, это была чу­ довищная трагедия культуры и истории. Это было общенаци- онольная трагедия. Но все-то- ки большевики отлучоли от прогресса меньшинство в лю­ бом народе. А сегодня ноши либералы отлучают от про­ гресса национальное боль­ шинство своего народо, кото­ рое называют агрессивным, красно-коричневым большин­ ством и ток далее. Если вы от­ лучаете от прогресса мень­ шинство, ваши потери будут чудовищными. Если вы отлучае­ те от прогресса, а следова­ тельно, и от сомой жизни боль­ шинство, вы оставляете за со­ бой просто пустыню. д умаю, ном надо еще роз всем собраться с силами и отвергнуть зверс 1 ^ю идею ес­ тественного отбора. Надо вновь подтвердить высочайшие ценности человечества, те цен­ ности, которыми жила наше великоя русскоя культура. Что касается стратегической не­ стабильности, она наступает тогда, когда возникает прива- тизировонный прогресс. Прог­ ресс не для всех, а для изброн- ных. Прогресс для меньшинст­ ва. Это самое меньшинство справедливо обеспокоено сво­ им блогополучием. Оно пони­ мает, что большинство ограб­ лено им, большинству отказа­ но во всякой перспективе, и тогда возникает искусство пи­ арщиков, чтобы еще раз про- манипулировать большинст­ вом, чтобы еще раз обмануть его и ток далее. Но искусство пиарщиков дает меньшинству только токтический выигрыш... Думаю, уже есть стратегиче­ ское решение. Стратегический выход из нестабильности - это все-токи не в обход большин­ ства своего народа идти к светлому будущему, а идти пусть медленнее, но вместе с ним. Другого стратегического пути просто нет. Н ачавшиеся грозные собы­ тия определят лицо XXI ве­ ка. Остоется вопрос, с кем же в этот чос будет ношо элито? Со своим народом или нет? Здесь есть одна тонкость. На­ ши новые собственники боль­ ше всего боятся, что главная угроза их собственности исхо­ дит изнутри страны - это угро­ за коммунистического ревон- шо или угроза народного чер­ ного передела. Это не так. Се­ годня, в условиях нового гео­ политического передела мира, в условиях обеспечения сто- бильности золотого миллиор- до, куда Россия заведомо не попадает, может быть, ноши собственники начнут наконец понимать, что гловноя угрозе их собственности все-токи на­ ходится вне строны. Новые хо­ зяева мира когда-нибудь пока­ жут нашим новым собственни­ кам их настоящее место. И то- гдо наши собственники пой­ мут, что защитить их собствен­ ность можно только с защитой Родины. Только объединившись с собственным народом. Если бы мне удалось внушить эту идею нашим властям и новым собственникам, я бы сказал, что свой посильный вклад в де­ ло национального примирения, в дело воссоединения элиты с народом мне удалось сделать. М ы, православные, ближе к тем, кто слабее. К миро­ вым изгоям и неудачникам, чем к сильным и процветающим. Но это не столько предопреде­ ленность ношей истории и гео­ графии, сколько наш выбор, обусловленный специфической христианской впечотлительно- стью. Мы действительно готовы вернуть Богу счастливый билет в заветное Цорство, если он куплен ценой слезы невинного ребе'нко - здесь Достоевский знал, что говорил. Эта ноша нравственно-ре- лигиозноя впечатлительность и неугомонность очень мешает господам мира сего - по этой причине они сегодня решили приняться за нос всерьез. Вполне откровенно заявлено: новому глобальному порядку мешает Россия не только кок особая государственная и гео­ политическая величина, но и кок тип культуры, решительно не вписывоющийся в новую си­ стему глобольного естествен­ ного отбора. Дело не только в том, что мы способны проиграть и, судя по всему, уже проигрываем рыноч­ ное соревновоние. Дело в том, что мы мешаем скорому уста­ новлению социал-дорвинист- ских правил игры... Мы оспари­ ваем сами эти правила - наше чувство справедливости, наша христианская состродатель- ность заставляет их отвергать. Е сли бы мы могли спости се­ бя в одиночку - кок особый избранный ореол, - мы бы пе- рестоли быть христианами. Наше спасение совпадает с законами спасения мира - сле­ довательно, не нам от него от­ ворачиваться и противопостав­ лять себя остальным... Наш конфликт с современностью, приватизированной победите­ лем, - это борьба за все чело­ вечество, за творческое время, которое противостоит милито- ристской агрессии пространст­ ва и открывает горизонты ина­ че возможного. Вопреки либеральному ми­ фу «конца истории» и принци­ пу «иного не дано» мы утвер­ ждаем: история не зокончено, а иное впереди. Публикация книги А.С. 1 ШЯ подготовлена но основе . Панарина «Православная цивилизация в глобальном мире» (Мо­ сква, 2002), его выступлений на вруче­ нии премии А.И.Солженицына (май 2002) и на «круглом столе» в редакции журнала «Родина» (апрель 2003). ЖИВОИ УГОЛОК соколиный САНАТОРИЙ «Алтай Фалькон» - так на­ звал свой питомник редких птиц, зонесенных в Красную книгу, орнитолог Константин Пятков. Он 15 лет прорабо­ тал в высокогорном Алтое, изучая жизнь хрустольного гу­ ся, улоро, белой куропотки. Здесь же познакомился и с балобанами, незаменимыми в соколиной охоте. Впрочем, популярность этой возродив­ шейся недавно забовы вызы- воет и тревогу. Зочастившие в крой под видом туристов ино­ странцы скупают редких птиц у браконьеров, порой и сами броконьерничоют. В послед­ нее время таможенники регу­ лярно изымают измученных балабанов, а вот куда их по­ том девать - не знают. Кон­ стантин Пятков стол собирать израненных, спеленатых и изъятых на таможнях птиц и возвращать их к жизни. Сей­ час в его питомнике - пожа­ луй, лучшоя в мире коллекция болобонов. Есть кречеты и сапсаны - выводки Тигирекско- го государственного заповед­ ника. Соколы-сапсаны, кстати, - рекордсмены по скорости полета (380 км/час). Это кра­ сивая и благородная птицс^» красуется на эмблеме Все(И^ мирного фондо, символизируя успех в восстоновлении исче- зоющих видов... БАРНАУЛ. Виктор САПОВ. «ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ОДИЧАНИЮ» ИДЕТ УСПЕШНО Брянский фермер Виталий Литвинов зотеял эксперимент: решил скрестить дикую сви­ нью с домашней. Причем обошелся без всяких лабора­ торий и опытов. Не мудрствуя лукаво, фермер просто отпус­ тил своих хрюшек порезвиться в ближайшие поля и лесс, дав возможность подопытным вдо­ воль подкормиться желудями. корнями попоротнико и дтги- ми деликатесами. Таким об^ра- зом, считает Литвинов, он экономит но кормах - самой дорогой статье расходов в животноводстве. Роционоли- зотор лишь сеет для своих пи­ томцев горох и другие бобо­ вые культуры. Свое потомст­ во, наделенное сильным имму­ нитетом и приспособленное к любым морозам, умные сви­ ньи сами приводят к хозяину. Если в начале эксперимента над Литвиновым посмеива­ лись, то сейчас его опыт соби­ раются взять на вооружение фермеры Орловской, Смо­ ленской и Калужской облас­ тей. Андрей ВОРОБЫ БРЯНСК. ' ОТДОХНЕМ? В АФРИКЕ ПАЛЬМЫ ВОТ ТА-А-КОЙ ВЫСОТЫ... ВОПРОСЫ в ТУРФИРМЕ ЗАДАВАТЬ ЛУЧШЕ ПЕРЕД ПУТЕШЕСТВИЕМ, А НЕ ПОСЛЕ НЕГО 7 = Кто не видел глянцевых проспектов, изображающих райское наслаждение, под­ жидающее каждого купив­ шего недельный тур на бла­ гословенное побережье в Ту­ нисе? А чего стоят зазывные фразы вроде «уникальный парк с удивительными тропи­ ческими рааениями», «вели­ колепный вид на вечно пре­ красное море», «номер, есте­ ственно, с кондиционером, обставлен старинной мебе­ лью в арабском стиле»... Теперь ою^немся в действи­ тельность. Первое, что мы увидели в холле «замечатель­ ного 4-звездочного отеля, по­ строенного по мотивам леген- дорных карован-сороев», - это семья москвичей, раздев­ шаяся до плавок и улегшаяся на пол прямо в холле гостини­ цы. Оказалось, бедолаги, от­ чаявшись получить обещан­ ный им в Москве номер с ви­ дом на море, решили устро­ ить лежачую забастовку. Но на администрацию такие вы­ ходки не действуют, чувствует­ ся зокалка. Полдня через ле­ жавших забастовщиков пере­ шагивали остальные туристы, пока бунтари не смирились. Уяснив, что бунтоми здесь ни­ чего не добьешься, я достал 50-долларовую бумажку и су­ нул ее в паспорт. Сработало! С балкона номера, куда нас с женой и сыном нопровили, где-то сбоку был виден кусо­ чек моря с пляжем. Впрочем, это недолго те­ шило наше сомолюбие. Жара в комнате не спадала даже ночью. В номере пахло мочой и промокшей штукатуркой. За окном истошно орали сквор­ цы и арабы, сбежавшиеся по­ чему-то в отель но дискотеку со всей близлежащей дерев­ ни. Выяснилось, что веселить­ ся аборигены любят и умеют - по многу часов подряд. Зосыпать в гостинице можно было строго по расписонию местных дискотек - то есть под самое утро. Аробы, кото­ рые облюбовали танцпол отеля, никак не хотели зокон- чивоть веселье роньше. Но даже когда светало и шум стихал, сон не приходил - тем­ пература в номере не опус­ кается ниже 30 град^ов. А что же кондиционер? Он ока­ зался несколько устаревшей - лет но 40-50 - системы: две трубы с холодной и горячей водой и вентилятор. Летом подается холодная вода, а вентилятор сдувает с нее «хо­ лод», а зимой - горячая. Впро­ чем, кок это работает, выяс­ нить не удолось, поскольку трубы были забиты ржавчи­ ной и никакой воды просто не поступало. Ж Настроение могли бы по­ править мини-бор и телеви­ зор, так же обещанные в кра­ сочном каталоге, но токой роскоши в нашем номере не предусмотриволось. В «огром­ ном экзотическом порке» (ток в каталоге) росли 4 (четыре) польмы и несколько чахлых ку­ стов. А «фешенебельный ку­ рорт» оказался захолустным городишкой, по сравнению с которым наш Геленджик - просто райский уголок. Представитель столичной фирмы «Дулонта-тур» в Туни­ се, обещавшей мне в Москве всевозможные радости, толь­ ко сочувственно пожимал плечами: ну, преувеличили не­ множко коллеги, бывает, но ведь 30 такие деньги и не сто­ ит расчитывать на роскошь... Насчет денег - правда. Для европейцев, приезжающих в тунисскую глубинку, недель­ ный тур обходится дешевле, чем день где-нибудь но Лозур- ном берегу или в Базеле. И фирмы заподные глотку пере- фызут за своих клиентов, вы­ бивая максимально блогопри­ ятные условия. К тому же, на­ сколько я выяснил у немцев- ф соседей по пляжу, им никто не вешает лапшу на уши про «уникольные порки» и «феше­ небельные номера», посколь­ ку за каждое невыполненное условие в договоре турфирма платит неустойку. Ноши же фирмачи, похоже, ничем не рискуют, расписывая прелес- , ти, которых потом днем с ог­ нем не найдешь. До и насчет дешевизны от­ дыха в Тунисе - большое пре­ увеличение. Десятидневные мытарство моей семьи из трех человек обошлись в свыше 2 тысяч долларов. При­ чем деньги были взяты почти за два месяца до отъезда, за что мне были обещаны «осо­ бые условия». Но я про них уже вроде росскозол. По приезду в Москву я по­ пытался усовестить «Дуланто- тур». Понятно же, что ни в ка­ кой суд подать невозможно: в договоре-то эти нюонсы не прописаны. К тому же с меня запросили письменные дока­ зательство того, что не рабо­ тал кондиционер, что в номе- ' ре похло мочой, а под окна­ ми целую неделю ночами гу­ ляла арабская дискотека. Ка­ юсь: не протоколировол. Ду­ мал, что но отдыхе... Денис ЛАПИКОВ. ТУНИС - МОСКВА. АЕЛОВОЙ Учредитель и Издатель «Ин^юрмоционно-анолитическое агентаво «Деловойвторнию» Издание зарв™™ ровано ____ , Министеравом РФ по делам ^ печати, телерадиовещание ^ и средств массовых ^ коммуникаций Рег. ПИ Мв 77-7161. Распространяется в качестве приложения к газетам; Генеральный директор Гловный редактор Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Отпечатано в типографии «Липецкое издательство» 398055, г.Липецк, ул.Московская, 83. Общий тираж 1.663.991 экз. Цена ■ бесплатно. Адрес редакции: 125993, ГСП-3, Москва, А-40, ул. «Правды», 24, 8-й зтаж. Ф.Сизый. Телефон для справок: (095) 257-37-92. В.Симонов, Телефон/факс отдела рекламы: (095) 257-38-42. Е-шаП: уГогпИс@ас11.гц «Деловой вторник». Перепечатка без согласования с редакцией не допускоется. Приобретение прав но перепечатку и использование мотериолов тел./фокс (095) 257-37-83. «Труд», «Ежедневные новааи. Подмосковье» (Московскоя область), «Советская Белоруссия» (Беларусь), «Европо-Экслресс» (Германия), «Архангельск» (Архангельск), «Комсомолец Кослия» (Аарохонь), «Пульс Ахсоройско» (Аарохонь), «Белгородскоя правда» (БвЛГ" '* '.с « Й л п г / Л Г Г \ Л П / * 4 к / Ч П ГТГЧГТОПГЧ» /Йг>ПГЛ1ГГ>Лп\ ,/Нп Г'1.40и(/1п (Рь’ОТОГЗии^Х/Пг! //1^Г«ПМиииГГ\ППГ*ЫЛС1 ПГЧПОППЧЧ/И/~1П1«1Ле11ГГ>/-1п) «йгчп. члп 1/чАгч111.. ..к^. _____ II/. __\ I/, , , .» .М _ *||> ' к _ Р* газета» Пермь» , ................ . . . . . .................... , , ___.___ ,............. I________ „I, «Тамбовская жизнь» (Тамбов), «Тюменская правдо» (Тюмень), «Республика Бошкортоаон» (Уфа), «Челябинский рабочий» (Челябинск), «Забайкальский рабочий» (Чито), «Советский Сахалин» (Южно-Сахалинск), «Якутия» (Якутск)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz