Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

18 сентября 2004 г., № 183 (22311) ЛИПЕЦКАЯ г а з е т а )едущая рубрики —Галина КАЙДАШКО. Из нашей почты Вот и снова бабье лето ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА В грохоте гроз и шуме ливневых дохадей ушло лето за свою календарную черту. Но и после официального, так сказать, срока, с наступлением осени еще не Т ра тило оно прежней своей красоты. И хотя сентябрь, как профессиональный художник, уже торопится нанести первые желтые мазки на разлапистые листья кленов, прикидывает багряный цвет лесной яблоньке, еще цветут цветы, борются, сохраняя зелень лета, деревья. Вспомнились мне, глядя на эту красу, “ близкое — далеко” , беззаботное детство, родные места и, конечно же, баба Паша. Она, тогда еще молодая женщина из чаплыгинского села Новополянье, больше всего любила именно эту осеннюю пору. Прихода бабьего лета мы, ребятня, ждали с особой надеждой. Интересно было с ней в Митягинский лес за калиной и грибами- боровиками ходить. Учились читать лесные приметы, общаться с природой. Может, и полюбили мы свою малую родину благодаря этим прогулкам ... С тав городским ж и телям , вспомнил я о бабьем лете , сорвав ли с ­ то к календаря с датой “14 сентября". Именно с этого дня оно и начина­ ется . .. К этому времени обычно заканчивались основные полевые и о го ­ родные работы . Бабам сам о е бы время передохнуть. Только помыш ­ лять о перерыве в делах н е ко гда , надо снедь на зим у запасать , со б и ­ рать ди коросы , чтобы было чем зим ой семью потчевать. Вот и наш а нас тавница с приходом б абье го ле та не давала отдыха ни своим но ­ гам , ни нам , сельским пацанам , любившим больше глазеть на тонень ­ ки е паутин ки , протянутые м ежду стволами б ер е з , на густые туманы , нави сш ие над Гущиной Рясой . Баба П аш а жаловала сентябрь з а е го многоликость, богатство лес ­ ных даров , время пер елета пернатых. В эту пору идет наиболее интен ­ сивный сбор грибов, яблок-тонковеток , из которых варились протертые кисели. В другие напитки добавляла калину, собранную ещ е летом , вы­ сушенную малину. Но больше всего нравились нашей неугомонной пу­ теш ественнице плоды шиповника. И з них она готовила насыщенный о т ­ вар с добавлением только ей известных трав . Часами могла б аб а Паш а рассказывать легенды о ди кой ро зе . Одну из них запомнил и я. По преданию , сущ ествующему на Руси, бедная девуш ка -казачка го ­ рячо любила хр абро го , красиво го юношу. Но нравилась она бо гатом у а там ан у , который хотел насильно увезти е е к с еб е . Убежав в лес , она прон зила свое с ер д ц е кинж алом , и на м е с те гибели вырос куст п р е ­ красных ро з . Е го стебли были покрыты ш ипами для защ иты от злых лю дей . .. Баба П аш а , по сти гавш ая гр ам о ту в цер ковно -приходс кои ш коле , если и не мо гла своими знани ям и соперничать с ботаником , а м но ги ­ ми народными зн ани ям и поделилась бы с проф ессион алами . И в с а ­ мом деле : костянику с мелкими плодами , по цвету и форме напомина ­ ющую камень рубина , она собирала с особой осторожностью . Уклады­ вала в верхнюю часть лукош ка , чтобы в целости и сохранности прине ­ сти д ом о й . Зн ал а приметливая ж енщ ин а , что растущ ая в тени дубов и кленов я года впитывает в себя их силу. Привлекала б аб у П аш у и рябин а . Ее пылающие б а грян цем кисти с ам и напраш ивались в кор зин у . Но , заго товляя е е впрок, заботилась она о птичьем племени — дроздах , синичках, оставляя на деревьях боль- шую часть гро здей , та к с ка за ть , на пропитание лесным ж и телям . Увы, но, как говорится , всему приходит конец. Неожиданностью для односельчан , д а и для нас , р ебя тиш ек , стало и звестие о см ер ти бабы П аш и . . . в один из ярких и теплы х д н ей б абь е го лета . О тдав по сл ед ­ нюю дань памяти этой неутомимой доброй женщ ин е , решили мы, маль­ чиш ки и девчонки , в память о ней сходить в лес , проверить на э к з ам е ­ не знания , которые д ала нам сельская любительница природы . Н авес ­ тили и м есто е е упокоения : посадили рядом с холмиком принесенный из л е с а куст калины . Н ескол ько пластов ещ е буйствующ е го зеленью д е р н а . К а к -то н е зам е тно грусть закр ал ась в наш и д е тс ки е сердца : э к ­ з ам е н -т о мы, к а к говорится , сдали . А вот ка к быть теперь б е з бабы П аш и? Кто ее зам ени т? И вдруг, ка к ответ на наши сомнения , а может , и в по ддерж ку , зазвучал о т куд а -то издали девичий голосок , четко и н ­ тон ировавш ий одну из известных песен Клавдии Шульженко: Клены выкрасили город Колдовским к а ким -то цветом . Э то снова, это снова Бабье лето , бабье лето . С тех пор с наступлением э то го времени года меня ни ко гда не п о ­ с ещ а е т грусть. Н ао б о р о т , за кор о тки е две недели я на целую зим у зап асаю сь впечатлениями от буйства красок и даров природы . Память о них пом о га е т м н е дож и ть .. . д о весны. _ , * г - п о с п с о Василии МЕДВЕДЕВ. г. Липецк. Беседы с доктором Темниковым Этивошлебнеы этицелебныеслова Итак, мы публикуем обещанное продо ж ние беседы с доктором Геннадием Темниковым. Сам он признается, что ставит перед собой почти нереальную задачу: в рамках газетной статьи дать читателям эффективные “ информационные рецепты” . Однако убежден: он сумеет помочь, если люди будут внимательно вчитываться в его рекомендации. — Начнем с того, что мой метод называется “Диагнос­ тика и коррекция негативных информационных состояний человека”. А поэтому исполь­ зовать мы с вами будем силу слова как носителя информа­ ции. Многие заболевания — будущие или настоящие — формируются так называе­ мой негативной программой. Помните, я в прошлом интер­ вью говорил, что больные органы транслируют негатив­ ную информацию? Так вот, “подцепить” негативную про­ грамму вы можете где угод­ но. И как с ней бороться? Правильно, только с помо­ щью другой, позитивной, программы. — И эта программа бу­ дет зашифрована в опреде­ ленных словах? — Не спешите. Мой ме­ тод достаточно прост, но раз­ бираться в нем надо посте­ пенно. Человек информаци­ онно “триедин”. Мы воспри­ нимаем информацию в виде ощущений, для этого у нас есть пять органов чувств. Чи­ татель воспринимает инфор­ мацию, читая это интервью, хотя ощущения у него при этом могут быть минималь­ ными и самыми обыкновен­ ными. Зато интенсивно рабо­ тает сознание, перерабатывая получаемую эту самую ин­ формацию. И, наконец, ин­ формация существует в виде состояния. Вот постарайтесь ответить на вопрос: “Что та­ кое состояние?” — Ну в нескольких сло­ вах это очень трудно... — Тем более что вы дол­ жны найти отличия от ощу­ щений и от сознания. Хотя состояние мы чувствуем, осо­ бенно — негативное. Люди пытаются от него отвлечься самыми разными способами, но это не всегда помогает. Так что негативное состояние может длиться месяцами или годами, Хотя, конечно, каждый стремится, чтобы у него возникло состояние по­ зитивное, которое тоже мо­ жет длиться очень долго. Понятно, я всем вам этого желаю! Радости, физическо­ го и материального благопо­ лучия, любви, счастья. Разу­ меется, такие состояния не похожи на горе, болезни, уныние. А вот теперь запом­ ните аксиому: с точки зрения “информационного триедин­ ства’’ состояние — это и есть программа! Как и состояние, программа может быть пози­ тивной или негативной. — Что ж, аксиому надо принимать как данность, без сомнений и доказательств — это мы еще со школы зна­ ем. Но что же нам делать с нашими “состояниями”? —А теперь — “Тишина в студии!” Когда вы приступа­ ете к практическим информа­ ционным упражнениям, очень важно, чтобы вам ник­ то не мешал. Создайте для себя наиболее благоприят­ ные, комфортные условия. Не пугайтесь информацион­ ного разнообразия, посколь­ ку вам потребуется настро­ иться всего на СЕМЬ СОСТО­ ЯНИЙ и создать семь коррек­ ционных программ. “Настро­ иться” — это значит вспом­ нить, воспроизвести их в сво­ ей памяти. И каждое из этих состояний необходимо будет НАЗВАТЬ одним СЛОВОМ, как бы “закодировать” его. — Эти слова надо подби­ рать по какой-то ассоциации или просто ждать “озаре­ ния”? — Ни в коем случае! Это должно быть абсолютно аб­ страктное слово. Правило первое: не называть ваши бу­ дущие рабочие программы словами, которые использу­ ются в повседневной жизни. Правило втор 1 ое: никогда и никому не рассказывать о том, как ваши коррекцион­ ные программы называются. В случае необходимости вы будете ВОСПРОИЗВОДИТЬ НАЗВАНИЯ этих состояний только молча, мысленно. И лишь в таком случае будет эффект от информационной помощи. — Не томите: что же это за семь состояний? — Первое состояние, ко­ торое вам необходимо вспом­ нить, оно же станет вашей будущей коррекционной про­ граммой, — это ЛЮВОВЬ. Здесь ничего сложного нет: каждый человек испытывал или испытывает это чувство. Причем не важно, кого вы любите или любили: родите­ лей, девушку, “партию и пра­ вительство”, свою собаку или все человечество. Важно ВСПОМНИТЬ и ЗАФИКСИ­ РОВАТЬ в памяти это состо­ яние, закодировав его, как я уже говорил. И это будет ваше первое волшебное сло­ во. А теперь вспомните про­ тивоположное состояние, ко­ торое вы индивидуально пе­ реживали, возможно, чаще, чем любовь, — это НЕНА­ ВИСТЬ или АГРЕССИЯ. — Вот убейте, а я не могу вспомнить, чтобы кого- нибудь в жизни люто нена­ видела... — Ну не прикидывайтесь ангелочком с крылышками. А в какое состояние вы при­ ходите, видя, пусть по теле­ визору, как террористы рас­ стреливают детей? А если на ваших глазах какой-то подо­ нок мучает собаку или котен­ ка? Любой человек может извлечь из своей памяти по­ добное состояние. Припомни­ ли? Закодировали? Согласен, это негативное состояние, но мы-то с вами превратим его в рабочее. Поверьте, бывает много ситуации, когда имен­ но такая программа приводит к самым позитивным резуль­ татам. Например, раковые клетки, болезнетворные мик­ робы и вирусы исчезают из организма, когда мы молча и мысленно произносим это второе “волшебное” слово. — Если я правильно по­ няла, то двух этих диамет­ рально противоположных со­ стояний мало для того, что­ бы оказать помощь себе или ближнему? — Конечно. Я ведь неда­ ром условно называю эту ме­ тодику “Семь волшебных слов”. Нам понадобится еще пять состояний и, соответ­ ственно, коррекционных про­ грамм. Третья программа, к которой вы должны будете подобрать код или слово, свя­ зана с состоянием ВОССТА­ НОВЛЕНИЯ или РЕМОНТА. Дайте волю своим воспоми­ наниям! Не важно, что вы ре­ монтировали или восстанав­ ливали: автомобиль, велоси­ пед, а может, клеили обои или красили полы. Конкрети­ ка здесь абсолютно не важ­ на. Теперь, “отзываясь” на это третье “волшебное слово”, будет восстанавливаться сли­ зистая желудка, поврежден­ ная при язвенной болезни, начнут исчезать нарушения сердечного ритма, хрящевые поверхности суставов или межпозвоночных дисков’. Итак, нам осталось разобрать еще четыре состояния или че­ тыре коррекционные про­ граммы. Но об этом — в сле­ дующей беседе. Беседовала Елена БРЕДИС. Р.8. Догадываюсь: среди читателей есть скептики (и я готова их понять), которым методика Темникова кажется слишком простой, а стало быть, сомнительной. Какие, мол, там состояния, какие слова, если речь идет о тяжелейших заболеваниях, от которых и лучшие лекарства не помога­ ют. Но, наверное, стоит все-таки вспомнить опыт народа, который говорит: слово лечит. Право же, это отнюдь не фигуральное выражение. Положительное программирова­ ние существовало уже в те времена, когда и понятий “ин­ формация”, “программирование” еще не было. Впрочем, если бы самый завзятый скептик увидел хотя бы нескольких человек, которым Темников помог, избавив от болезни крови или ракового заболевания, он бы, я ду­ маю, отбросил избыточное недоверие. Надеюсь, что, позна­ комившись с началами темниковской методики и испытав ее на себе и своих близких, многие убедятся: да, действи­ тельно, мы способны сами бороться с нашими болезнями. И побеждать их. До следующей беседы! Помни, Россия! Письма не замерзают я возвращался в Красное после долгой беседы с бывшим директором Рождественского карьера, участником кровопролитных сражений на Курской дуге Иваном Федоровичем Давыденко, о котором предстояло написать в районной газете. Моим попутчиком оказался мужчина пожилого возраста из села Суходол, назвавшийся Иваном Порфирьевичем. Его внешний вид и манера общения с людьми свидетельствовали о немалой житейской мудрости и широте кругозора.Говорили мы с ним долго. Он —о никудышных делах в их совхозе, о забытых всеми властями учителях. Я же, находясь под впечатлением встречи с бывалым фронтовиком, кавалером двух орденов Славы, ордена Отечественной войны, многих медалей, —о тяготах и лишениях минувшей войны. Эта тема нашла, видимо, отклик в душе моего собеседника. Он тяжело вздохнул и, глотнув очередную порцию дыма елецкой “ Примы” , вполголоса произнес: «Тяжело было на фронте и в тылу. Война не щадила ни старых, ни малых». И рассказал о своем друге детства Ванюшке Толкачеве. Обледеневш ая дверь н а ко ­ н е ц -то открылась, и в ветхую изб уш ку вместе с февральской стужей вошла почтальонка. — Есть кто дом а? — спр о си ­ ла она и устало присела на лавку. — Есть, тетя Нюра , есть , я, В анюш ка , — послышался д е т с ­ кий голос с остывшей з а ночь печи , и вскоре и з -п о д ватного одеяла показалась в зъ ерош ен ­ ная голова белобры со го маль­ чугана. — А мать где? — В лес уш ла за дровами . Топить стало н е ч е м ,— бойко ответил Ванюш ка , зяб ко кутаясь в одеяло . — Не хнычь, у других , м о ­ жет, похуже, — прошептала почта­ льонка, горестно вздохнув. Чер ­ ная шаль обн аж ил а по седев ­ шую прядь волос. — Ты че, теть Нюр, — спохва­ т и л с я м а л ь ч у га н и м и го м спры гнул с п е ч ки . — М о ж е т , воды... — Ой , прости меня , Ванюша . Слезы сами т а к и катятся — не с радости . Н а соседнюю улицу ещ е одну похоронку принесла. А вам вот... Тетя Нюра открыла б р е зен ­ товую сумку и громко скомандо ­ вала: — А н у -ка , В анюш ка , давай пляши! Вам письмо от папань - ки. Зн ачи т , жив Костю ха , жив! — и зап ела во весь голос: Лю бовались , ка к съезжались фонари с вагонами . И з вагонов выбегали мальчишки с п о гон ам и .. . Босой В анюш ка , совсем не чувствуя холода остывшей изб ен ­ ки, размахивал руками в такт пес ­ не и неслышно притопывал но га ­ ми по холодному полу. — Ну д а ладно, — опомнилась вдруг почтальонка и протянула фронтовой “треугольник". — Вот Клавдия -то будет рада. Считай, полгода ждала , — и ушла, оставив мальчишку один на один с письмом . В анюш ка вновь зал е з на печ ­ ку, укрылся одеялом. И если рань­ ш е , обласканный теплом , он л е г ­ ко засыпал под гудение печной трубы , то теп ерь все е го мысли были толь ко о п и сьм е с по ка непонятными для него буквами и строчками . Ванюш ка в свои семь лет ко е -к а к умел разбирать толь­ ко печатные буквы. Он с не тер ­ пением стал ждать возвращения матери . Н о чем кор оч е становился зимний день , тем все отчетливее в со знании мальчугана проясня ­ лось содержание письма, рассказ папаньки о войне с ненавистны ­ ми ф рицами . И он начал читать нераспечатанное письмо с фрон­ та . “Здравствуйте , мои родные Клава и Ванюш ка , — зазвучал го ­ лос в тишине . — Прошу меня про ­ стить , что дол го не писал . Война есть война, получил небольшое р ан ен и е . Пришлось м есяц о тва ­ ляться в госпитале. Но сейчас сно­ ва на ф ронте . Бьем ф ашистов крепко, но и нашим достается. Мы верим в победу , в товарищ а С та ­ лина . А ещ е хочу наказать: б е р е ­ ги те себя . А ты, Ванюш ка , слу ­ ш айся маманьку , пом о гай ей во всем. На этом до свиданья, целую всех. Ваш Константин". “Вот и все, — подумал маль­ чиш ка , — А ка к маманька обр аду ­ ется . Тут ж е сядет писать ответ". Что нап иш е т мать на войну, он тож е м о г догадываться. Конечно, с каж е т , у нас все хорош о , дрова ещ е не кончились, Ванюшка меня слуш ае тс я . Большой уж е стал . Д а ж е воду носит из колодца . А в д ер ев н е жи знь всякая. На войну забрали всех мужиков и даж е м о ­ лодых ребят , остался только д е д А ким . Н едавно на Ваську Ж укова приш ла похоронка . Его Настя до сих пор криком кричит. Н ад д е ­ ревней то и дело носятся ф аш и ­ с тс ки е с тервятники . Д е д А ким в та кие дни не р азреш ает выходить на улицу. По вечерам свет не з а ­ ж и га ем . . . На этом месте воображаемого письма Ванюш ка заснул . Но спал недолго. Какая -то неведомая сила вытолкнула е го и з -п о д тепло го одеяла, опустила на холодный пол и заставила собираться в даль ­ нюю д о р о гу . “П о йду встречать м аманьку , по каж у ей письмо", — пр ош еп тал мальчиш ка и, сунув "треугольник" под рубаху, выско­ чил на улицу. После недавней м е ­ тели в д ер ев н е с тало тихо , с в е т ­ ло , рябило в глазах от снежных заносов . В бодром настроении мальчиш ка направился на край д ер евни , з а которым в пяти вер ­ стах начинался густой лес. Им ен ­ но туда ходили за дровами . В а ­ нюш ка не раз бывал в здеш них м естах . Вм ес те с маманькой с о ­ бирал тут грибы , рвал орехи , во­ рошил сено . Идти по снежному полю было трудно . Вязли в сугробах и зн о ­ ш енные валенки , немели пальцы рук , спадала на глаза старая о т ­ цовская ш апка . А тут ещ е снова подул ветер , колючие снежинки безжалостно хлестали по лицу. Прямо на сне г присел Ванюш ­ ка отдохнуть. З ам ер зш е й рукой нащупал письмо: цело, на месте . Оглянулся назад , но родной д е ­ ревни уже не увидел . Только н е ­ с ко л ь ко д а л е к и х с т р у е к ды м а напоминали о ней. А впереди тем ­ ной глыбой рисовался сосновый бор , который раньше был родным и знакомым , а теперь казался д а ­ ле ким и недоступным . Н ет , туда, в д р ем учи е д еб р и , Ванюш ка не пойдет , маманька запре тил а о д ­ ному ходить в лес . Лучш е ждать на дор о ге . Мальчуган встал и вновь дви ­ нулся вперед. Но и после коротко­ го отдыха легче не стало . К счас ­ тью, вскоре на поле он увидел све­ жий санный след, отпечатки лоша­ диных копыт. На душ е стало т е п ­ лее, шустрее задвигались ноги. Но след неожиданно свернул влево, где показалась занесенная снегом громадная копна соломы. “Вот там и подожду маманьку", — рассудил Ванюш ка и побрел по свежей ко ­ лее . На его счастье копна с одно ­ го бо ка была кем -то взъерошена, светилась желтизной спелого пш е­ ничного поля. Он ещ е раз прове­ рил, на м есте ли письмо, засунул по глубже в рукава окоченевшие пальцы и безмятежно повалился на ещ е пахнущую летом морозную по­ стель. А между тем Ванюшкина мать, как всегда , набрала вязанку сухих сучьев, взвалила на плечи и о т ­ правилась в обратный путь. По д о р о ге она нико го не встретила . Ко гда пришла домой , сына на м е ­ с те не оказалось . Сунулась к с о ­ с ед ям — те лишь руками р а зв е ­ ли. Побеж ала к д еду Акиму, кото ­ рый все гда про все знал и мо г дать любой совет. — Нет , не видел твое го маль­ чонку, — ответил д е д и тут ж е сам спросил : — К почтарихе Нюрке Злобиной не заглядывала? Я точ­ но знаю , что она нонче заходила в твою хату. Клавдия, напрягая последние силы, побежала к почтальонке. — К а к же , видела , письмо от Костюхи ему передала ,— ответила та и тут ж е деловито бросила, что не время слезы лить. Пока ещ е не стемнело , надо бежать на дорогу. Клавдия вм ес те с Ню ркой , прихватив дубовые салазки , о т ­ правились за деревню . Утопая в сне гу , они прощупывали каждый свежий холмик, оголенные кусти­ ки, уцелевш ие с осени островки бурьяна. Н аконец , добрались до соломенной копны, возле которой уже не было никаких следов. Вы­ павш ий обильный с н е г сделал поле чистым и ровным, б е з при ­ знаков жизни вокруг. Но Клавдия, уставшая о т слез и переживаний , материнским нутром чувствовала, что во т -в о т долж но пр ои зой ти чудо, увидит она свою кровинуш - ку. Не греш н а ни в чем пер ед Бо­ гом . И не обманулась в Своих надеждах . — В аню ш ка -а -а ! — что было сил вскрикнула мать и повали­ лась к ногам лежавш его поче­ му -то уж е на сне гу мальчишки. В анюш ка был едва жив . Сквозь пелену, застилавшую гла­ за, он узнал маманьку, тетю Нюру. Попы тался дос та ть письмо , но руки е го не слушались, не дви ­ гались и ноги . О письме сказал м а тери ка ким -то чужим , тихим голосом. Женщины с плачем привез ­ ли е го домой . Вскоре подъехал на с ерой лош ади д е д А ким , по ­ звал Клавдию . — Не спеши мальчишку-то хо­ ронить, — сурово сказал он, з а ­ матывая е го в свой тулуп и кла­ дя в сани , — к докторам повезу. На Ванюш кино счастье не ­ дал е ко от деревни в то вр еуя стоял резервный полк. Была в нем и своя санчасть . Военные м едики сделали все во змож ­ ное для спасения ж и зни маль­ чика , а вот руки пришлось а м ­ путировать... Т а к прошлась война по ж и зни лю бящ е го своих отца и м ать ф ро н тово го пар ень ка . О суждать мальчонку за м ало ­ обдуманный вроде бы посту ­ по к никто не мог . Н е обижали е го и свер стники . И как бы там ни было, все гда звали иг рать в лапту , объясняя это по своему : “С чет вести будеш ь и порядок блюсти тоже . Герои , они справедливые... А отшибаться за тебя с е го дня С лавка будет". Николай ШАТОХИН, член Союза журналистов России. с. Красное. ’у Взяли ложки-поварешки Капустный огород Оладьи из кольраби Один килограмм кольраби очистить, потереть на мелко^й терке. Добавить взбитое яйцо, приправить сахаром (одна чай­ ная ложка), солью и содой (на кончике ножа). Всыпать муку (один стакан) и замесить однородное тесто. Жарить как лю­ бые оладьи: на горячей сковородке с кипящим маслом. По­ давать горячими. Цветная капуста в сухарном соусе Выдержанную в холодной воде и разделенную на мелкие соцветия капусту отварить в кипящей соленой воде до мяг­ кости. Пока она варится, делается сухарный соус (молотые сухари, распаренные в сливочном масле). Важно, чтобы и капуста, и соус были горячими. Запеченная цветная капуста с овощами 300 г цветной капусты, 2-3 морковки, 100-200 г стручко­ вой фасоли, почти стакан зеленого горошка. Все порезать и отварить в подсоленной воде почти до готовности. Откинуть на дуршлаг, дать стечь воде. Переложить в фор­ му, смазанную маслом (2 столовые ложки) и посыпанную сухарями. Два яйца взбить, смешать с овощным отваром (полстакана) и залить этой смесью овощи. Сверху положить пластинки сливочного масла, посыпать сухарями и запечь в духовке. Подавать горячей. Шницель из савойской капусты Разобрать на листья, проварить в кипящей воде 1-2 ми­ нуты, откинуть на дуршлаг. Сложить листья вчетверо, обва­ лять в муке, затем во взбитом подсоленном яйце и, нако­ нец, в сухарях и обжарить с двух сторон на растительном (или сливочном) масле. Подавать горячими, приправив сметаной или кетчупом. Посыпать зеленью. Брюссельская жареная Розанчики срезать до стебля, подержать в соленой хо­ лодной воде 10-20 минут, промыть, опустить в подсоленный кипяток и варить до готовности. Откинуть, дать стечь воде, обсушить. На сковородке растопить сливочное масло, положить ка­ пустные кочешки и обжарить их со всех сторон, периодичес­ ки встряхивая сковородку. Готовую капусту посыпать перцем и зеленью. Это и само­ стоятельное блюдо, и, конечно, гарнир. Салат из краснокочанной капусты Капусту порезать тонкой соломкой, посолить и обмять, добавить лук, морковь, огурцы, помидоры, зеленый лук, ук­ роп, петрушку. Заправить подсолнечным маслом. Красивый, вкусный, полезный салат. А можно еще приготовить так. Нарезать тонкой солом­ кой, посолить, сбрызнуть уксусом и слегка потереть. Яблоко без кожицы и серединки натереть на крупной терке; лук мелко порезать, все соединить и заправить майонезом. На 500 г капусты 3-4 яблока, луковица, 4 чайные ложки уксуса (3%). Хорошо добавить корицы и гвоздики, но не­ много. Капуста пикантная Нашинковать, опустить капусту в кипящую подкислен­ ную воду на 2-3 минуты, откинуть, дать стечь воде, положить в глубокую сковородку, сбрызнуть соком лимона. Добавить обжаренный в растительном масле репчатый лук, влить све­ кольный сок или натертую на крупной терке вареную свеклу, приправить солью, сахаром, перцем и тушить до готовности. Подать в холодном виде как овощную закуску. Юрий ГРЕБЕНЩИКОВ. ^У го л о к цветовода Секрет гиппеаструма Одно из моих любимейших комнатных растений — гиппеаструм. Почему-то все упорно называют его амариллисом, хотя это совсем другое растение. Обычно он цветет весной, но при хорошем уходе может порадовать вас и в августе. Чтобы добиться летнего цвете­ ния, я пересаживаю луковицы в почву, состоящую из рав­ ных долей дерновой, листовой земли, перегноя и песка с добавлением суперфосфата. Мои гиппеаструмы живут на светлом окне, на затемнен­ ном от него вряд ли дождешься цветения. Их крупные рем­ невидные листья регулярно протираю.влажной ваткой, а если жарко — опрыскиваю из пульверизатора. Летом выношу на свежий воздух и вкапываю горшки в землю. Поздней осе­ нью, ближе к зиме, растения вступают в период покоя. Осенью полив уменьшаю, зимой почти прекращаю. И толь­ ко время от времени смачиваю земляной ком. До появления цветочной стрелки растения, сбросившие листья, держу в прохладном помещении или в комнате на полу подальше от батарей. Активный полив возобновляю весной с появлением цветочной стрелки. И еще один важный момент — подкормки. Без них цве­ тения не жди. Летом не реже раза в десять дней поливаю слабым раствором коровяка. С середины июня его перемежаю фосфорно-калийной под­ кормкой (2—3 чайные ложки суперфосфата и 1 чайная лож­ ка калийной соли на ведро воды). Размножаю гиппеаструмы детками, которые почти еже­ годно появляются у каждой взрослой здоровой луковицы. Пересаживая, отделяю их и помещаю каждую в отдель­ ный горшок. При хорошем уходе они зацветают через два- три года. Как-то раз с большим трудом обзавелась луковицей ин­ тересного сорта. Да вот беда: она подмерзла, и у нее начало подгнивать донце. Выкидывать было жалко, и я решила рис­ кнуть: посадила ее в легкую питательную почву (листовой перегной с изрядной примесью крупнозернистого песка). А через четыре месяца в горшке сидели 24 луковицы: большая и меленькие. Вот так я не только не потеряла, но приумножила цен­ ный для меня сорт. Надежда ЗВЯГИНА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz