Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

____С О Ю З Беларусь—Россия_ 16 СЕНТЯБРЯ 2004 ЧЕТВЕРГ № 35 (183) С е р г е й Г о л е с н и к , А н д р е й Н о в и к о в «Железный волк» в «Ночном дозоре» в создании знаменитого российского блокбастера участвовали и белорусы но п о о бщ а ть ся с Х а б е н с к и м , к о ­ торы й , в о б щ ем -т о , у сп ел с тать культовым а к т е р о м р о ссий ско го ки н ем а то гр аф а , но гр аф и к рабо ­ ты был н а с то л ь ко ж е с т к и м , что врем ени н а это ф и зи ч е с ки н е ос ­ тавалось , — в спом ин ае т Андрей . — А вот с В л ад им и ром М е н ь ш о ­ вым (в ф ильм е он, напом ним , ис ­ по лня ет роль главы «св е тл о го во и н с тв а» ) удалось п е р е ки н у ть ­ ся п арой -трой кой ф р а з . У ж очень М е н ьш о в у мой т и п а ж п о н р ав и л ­ ся , о со б е н н о з а л и х в а т с к и е , з а ­ кр у ч е н ны е кв е р х у усы . Говорит: « Т а к ую к р а с о т у лю дям п о к а зы ­ в ать н а д о . . .» А я о тш у тил ся : «В се гда быть в м а с к е (то биш ь , в ры ц ар с ко м ш л е м е ) судьба моя ...» А суд ьб а э т а , н а д о с к а з а т ь , д е й с тв и те л ь н о н е л е г к а я : д а ж е об ед а ть приходилось в гр им е , ко гд а н а лиц е бол таю тся ош м е т ­ ки л а т е к с а и к у с к и пр о в о л о ки , и по 1 8 ч ас о в проводи ть в д о с п е ­ х а х в есом в 3 0 ки л о гр ам м о в ! С тер та я в кровь кож а , ссадины и си ня ки в э той с и ту а ц и и — н а и ­ м е н ь ш е е и з зол , п о д с т е р е г аю ­ щ и х к а с к ад ер о в . Н о о н и , к а к вы­ яснилось , люди привычные , т р е ­ нированны е : н е о д н о к р а тн о с н и ­ мались у и звес тно го белор усско ­ го р е ж и с с е р а В и к т о р а Ш е в е л е - вича , со трудничали с польскими к и н е м а т о гр аф и с т а м и , п о с то я н ­ но е зд я т н а ры ц ар ски е ф е с ти в а ­ ли в М апьбор к и Г^рюнвальд. К концу съемок , ко гд а м ассов ­ к а , со с то я вш а я и з дв у х со тен со л д а т и м и л и ци о н е р о в , б у к ­ вально у п о л з а л а с п л ощ а д к и , «Ж е л е з ны е волки» и их «братья по ор уж ию » по кидали поле боя с высоко поднятой головой . В это т м ом е н т сед ой п о м ощ н и к р е ж и с ­ сера , достаточно повидавш ий н а сво ем в е к у , н е п е р е с т а в а я вос ­ то р ж е н н о с к а нд и р о в а л : «Б е л о ­ русы — сила , белорусы — си л а !» Е д в а появившись н а э кр ан а х , «Н о чн о й д о зо р » с р а з у по п ал в число самы х кассовы х л е н т пос ­ л е д н е го в р ем ен и . Е с ть в э том , б е с сп о р н о , з а с л у г а и б е л о р у с ­ с ки х к а с к а д е р о в . Н о Н и ко л а ев д а ж е в этой си туации зве здой с е ­ бя н е с ч и т а е т . « П р о с то приятно , что ко л л е к ти в н а я р а б о т а моих д р у з е й получила столь высокую оц ен ку и у со зда телей ф ильм а , и у зр и те л е й » , — гов ор и т главны й «железны й волк» . К с т а т и , у ч а с т и е м ры ц ар ей в кл а д б ел ор усов в «Н о чн о й д о ­ зор » н е о гр ан и чи в а е тс я . В з а п и ­ си с а у н д т р е к а ф и л ьм а приняли у ч а с т и е и зв е с тны е в Б ел ар у си группы — м инс кая О г и т Ех1азу и гом е л ь с к а я Т Т - 3 4 . В ч а с тн о с ти , м узы ка гом ельчан звучи т во вре ­ мя сцены одоления Гор од ец ким - Х а б е н с к и м в ам п и р а -п а р и км а х е - р а , ко то р о го и г р а е т Л а г у т е н к о . Проницательны й зри тель н а в е р ­ н я к а д о га д а л с я , что л и р и ч е с к а я м ел од и я п р е д с т а в л я е т собой с тар ую добрую п е с е н к у на стихи С в иф т а в п е р ев о д е М а р ш а к а о д ом е , ко торы й по с тр оил Д ж е к . Пр авда , иронию Т им ур а Б е км ам ­ б е то в а см о гл и о ц ени ть толь ко по клонники группы . — У ч а с ти е в «Ночном до зор е» было для н а с н е о ж и д ан ны м , — р а с с к а з а л м е н е д ж е р Т Т - 3 4 С е р ­ гей П а л а в ц о в . — Мы п о к а з а л и од н ом у с л у ч а й н о м у з н а к о м о м у дв е н аш и к ом п о зиц и и . Э т о т з н а ­ комы й о к а з а л с я П е тр ом В о л ко ­ вым — пр о дю сер ом к и н о к о м п а ­ нии , с н и м авш е й ф ил ьм . О н с к а ­ з а л : « П р е к р а с н о . П и ш и т е м а т е ­ р и ал для «Н о ч н о го д о з о р а » . И з М осквы н ам присл али к а с се ты с о тсня ты ми э п и зо д ам и , ко торы е тр ебов ало сь озвучи ть . В о бщ ем , с т ал и сочинять . В р е з ул ь т а т е в ф ильм в ош е л к у с о к « Д ж е к а » — одной и з т е х п е с е н о к , ко то ры е мы по сы лали в М о с к в у первы й р а з . А гд е н аходи тся все , ч то мы з а п и с а л и для ф и л ьм а , и д ош л и ли з а п и с и д о р е ж и с с е р а , то ч н о н еи зве с тно . Д е л о в том , что д и с ­ ки мы п е р е д а в а л и из., Гом еля в е сьм а пр им и ти вны м спо со бом — с проводни ком п о е зд а . К том у ж е м н о ги е эп и зоды , к ко торы м мы д е л а л и с а у н д т р е к , — и з в то ­ рой и третьей час тей «дозорной» эпоп еи . К р ом е нас в Беларуси и х е щ е ни кто не видел . НОВОПОЛОЦК — ГОМЕЛЬ______ М И С Т И Ч Е С К И Й т р и л л е р « Н о ч ­ ной д о з о р » п р о д о л ж а е т п о б е д ­ н о е ш е с т в и е по э к р а н а м С Н Г и з а р у б е ж ь я . О ф и л ьм е р е ж и с с е ­ р а Т и м у р а Б е к м а м б е т о в а к и н о ­ м а н а м , к а ж е т с я , и зв е с тн о п р а к ­ т и ч е с к и в се д о м е л ь ч а й ш и х д е ­ т а л е й — и з г а з е т , ж у р н а л о в , И н ­ т е р н е т а . О д н а к о к о р р е с п о н д е н ­ т а м « с ою з а » с т а л и и з в е с тны в е с ь м а лю б о пы тны е и п р а к т и ­ ч е с к и н и к о м у н е и з в е с т н ы е д е ­ т а л и п р о и з в о д с тв а р о с с и й с ко го к и н о х и т а . О к а з ы в а е т с я , в с о з ­ д а н и и «Н о ч н о го д о з о р а » п р и н и ­ м а л и а к т и в н о е у ч а с т и е и б е л о ­ русы . В о з ь м е м , н а п р и м е р , ф и ­ н ал ьны й п о е д и н о к гл а в н о го г е ­ роя А н т о н а Г о р о д е ц ко го с п р е д ­ в о д и т е л ем « т ем ны х си л » З а в у - л о ном — б е с сп о р н о , один и з с а ­ мых з а х в а ты в аю щ и х и э ф ф е к т ­ ны х э п и з о д о в в « Н о ч н о м д о з о ­ р е » . М а л о к то з н а е т , что во в р е ­ м я с ъ е м о к э т о й сц ены п о д д о с ­ п е х а м и «ры ц а р я с в е т а » с к ры ­ в а л ся в о в с е н е а к т е р К о н с т а н ­ ти н Х а б е н с к и й , а е го д у б л е р , р у ­ ко в о д и т е л ь н о в о п о л о ц к о го к л у ­ б а ры ц ар с ко й и с то р и и « Ж е л е з ­ ны й в о л к » А н д р е й Н и к о л а е в . К р о м е н е го в б а тал ьны х с ц ен а х « Н о ч н о го д о з о р а » были з ан я ты е щ е тр и д е с я т к а воино в и з к л у ­ бов « К н я ж ы гуф » (М и н с к ) , « З о - л а к » (Ж о д и н о ) и « Д а й н а в а » (Л и д а ) , в х о д ящ и х в Б е л о р у с ­ с к ую ры ц а р с к ую к о н ф е д е р а ­ ц ию . К а к и м ж е о б р а з о м с толь п р е д с т а в и т е л ь ны й « б е л о р у с ­ с к и й л е г и о н » о к а з а л с я н а съ е ­ м о ч н о й п л о щ а д к е Т и м у р а Б е к ­ м ам б е то в а ? Любопьггно , что у ч а с ти е б ело ­ русов в « Н о ч н ом д о з о р е » было п р ед опр ед ел ен о е щ е з ад о л го до н а ч а л а съ ем о к . В роли п р е д с к а ­ з а т е л я , эд а ко го «Но стр адам уса» о т и с кусс тва , выступил сор а тни к Н и к о л а е в а х у д о ж н и к -о ф о р м и ­ тель П о лоц ко го го сунив ер си те та А ндр ей П и с кун , в 2 0 0 2 год у нап и ­ с а вш и й к а р т и н у «М о с т » . Н а м рачном ф он е и зо б р аж ен о столь ж е м р а ч н о е и н ж е н е р н о е с о о р у ­ ж е н и е с высокими у зким и проле ­ там и — точно к а к в начале филь ­ м а , н а ко тором виднеются о тб л е ­ ски р а з го р аю щ ей с я вд ал е ке би т ­ вы... А го д сп у с тя пр о дю сер к и н о - к ом п ан и и Е в ге н и я А р о н о в а по т е л еф о н у с в я зал а сь с Н и к о л а е ­ вым : <<Мы слы ш ал и , у в а с е сть кр у то е ж е л е зо . . .» Чтобы уладить к о е - к а к и е ф о р м а л ь н о с ти и з а ­ ключить до говор , по требовалась всего неделя . — Я ср а зу ж е н аш е л в М инс ке одно го из лидеров «ры царско го» движ ени я Ф едю М и хе ев а , — р а с ­ с к а зы в а е т А нд р ей , — и мы вм е ­ с т е с т ал и с ко л а ч и в а ть ком анд у , со б и р а ть л у чш и х лю д ей . В едь н ам поставили ж е с т к о е условие: о тряд д о л ж ен п р ед с тав л я ть с о ­ бой сплош ную ж ел е зн ую стен у . И , судя по в с ем у , б е л о р у с ам уд ал о сь о с ущ е с тв и ть з а д ум к и авторов ф ильм а . А кож аны е до с ­ пехи Н и к о л а е в а , по д б и ты е м е ­ т а л л ом и зн у тр и , н а с то л ь ко по ­ н р авил и сь р е ж и с с е р у , что он ср а зу ж е реш ил : им енно в них бу ­ д е т сн им а ть с я д у б л е р гл а в н о го героя . Р а б о т а з а к и п е л а о д н о в р е ­ м ен н о на н е с кол ьки х съемочны х п л ощ а д к а х н е п о д а л е к у о т Т о р ж ­ к а Т в ер с ко й о бл ас ти . Д а т а к , что з а с кр еж е то м м е тал л а и ударами м ечей о доспехи не было слышно к о м а н д р е ж и с с е р а . . . А т у т е щ е ф о сф б р н о го ды м а н а п у с ти л и . О н , кр ом е то го что ядовитый , т а к е щ ё и м е т а л л о к и с л я е т : чтобы досп ехи н е теряли п р е зен таб ел ь ­ но го вида , белор усс ким рыцарям п р и хо д ил о сь по с то я нн о с м а зы ­ вать их м аш инны м м аслом ... Во вр ем я пер во й ж е с хв а т ки «тем ны х» и «светлых» сил к то -то и з р о с с и й с ки х к а с к а д е р о в уп ал , и по н ем у пр о топ ал о все и д ущ е е по зад и воинство . П о с тр а д а вш и й п р иш е л к р е ж и с с е р у и з а я в и л , что в т а к и х условиях рабо тать не м о ж е т . П о сл е э то го с л у ч а я д у б ­ л е р о м Х а б е н с к о г о с т ал п р е д в о ­ д и тел ь но в о п о л о ц ко го « Ж е л е з ­ но го вол ка» . — Ко н е чн о , было бы и н тер е с - ■ в доспехах — воины белорусских рыцарских клубов. Александр Розенбаум: Выхожу на площадь Восстания персона А л е к с а н д р Щ у п л о в МОСКВА — ВИТЕБСК А Л Е К С А Н Д Р Розенбаум , по м н е ­ нию мно гих любителей авторской песни , сегодня занял ту ниш у , ко ­ торая оставалась пустой с уходом Вы соцкого и О кудж авы . Н ар о д ­ ный ар тист России, бард , полков ­ ни к з ап а са медицинской службы , он сумел доказать необходимость и востребованность своего искус ­ ства. К а к это получилось? Н а этот вопрос он ответил афоризмом , ко­ торый придумал в по след ние го ­ ды: «Р ед кий ар ти ст становится зве зд ой , но ещ е бол ее ред кая зв е зд а им ее т право называться ар ти стом » . Н аш р а з говор состо ­ ялся на ф естив ал е «Славян ский базар в Витебске». — Александр Яковлевич, в послед­ ние годы идут споры о нынешнем со­ стоянии авторской песни. Как вы оце­ ниваете состояние этого жанра сего­ дня? — Я вообщ е с осторожностью отнош усь к терм ин у «ав трр ская песня» , для меня с ущ ес тв ую т ины е кри терии — есть хорош ая песня и есть плохая песня . Есть оп ерная песня — это ария . «Вальс -бостон» (и звини те з а н е ­ скромность примеров )— это д ж а ­ зовая песня, «Казачья» — фольк­ лорная песня и т .д . По этом у а в ­ торская песня к а к ж анр песни для меня не сущ ествует . Лю бая песня им еет автора. «Битлз» — тож е ав ­ торская песня. Но все мы понима ­ ем , что подразумевается под тер ­ мином «ав тор ская песня» , — это бардовская песня. Вот о ней и сле­ ду е т говорить . Если авторы б а р ­ довской песни не будут дум ать о м елодии , о м елоди ч ес ком ряде (мол , они п р еж д е всего поэты !), б уд ущ е го у них нет . В прочем , бу ­ д ущ е е у них, конечно ж е , есть , но — только для себя. Барды вообще очень секстан тские люди. Ино гда н а каком -нибудь кон кур се с ам о ­ деятельной песни вдру г слы­ ш иш ь , к а к мэтр говорит молодым ребятам : «Э то д ж а зо в о е , это не н аш е » , причем сам и мэтры , это п р ои зно с ящ и е ... и гр аю т н а тр ех ­ четырех аккордах . И какой-нибудь м альчик , который ино гда прихо ­ ди т ко м не с ги тар ой , ни в чем не виноват. Он ж ивет сегодня , в 2 0 0 4 году, а ж анр остался в 1 96 5 -м , ко ­ гда было популярным д елени е на «ф и зи ков» и «лириков» . В о звр а ­ щаюсь к ваш ем у вопросу: по ка но­ вое поколение бардов не будет н а ­ ходить правильное м у зы кальное воплощение своим стихам (конеч ­ но ж е , должно быть и аде ква тно е исполнение!), оно будет петь и и г ­ рать только для себя. Кстати , мно ­ гие брали для песен высочайшую поэзию — Ц в е таев у , Ахм атову , П а с те р н а к а . . . И вот под одну и ту ж е мелодию и з 10— 15 музы каль ­ ных ходов, которую д аж е мелоди ­ ей трудно назвать , д ел аю т песню на 4 0 куплетов . А песня им ее т ф орму , вы ни куда от э то го н е д е ­ нетесь — балладную или купл ет ­ ную, но форму! И есть стандарт ее продолжительности — три -че ты ­ ре минуты. Он взят не с по тол ка— он основан на восприятии челове­ ч ес ки х уш ей . С л уш ая эти 4 0 к у ­ плетов в ел и чайш ей по эзии под ни какую музыку, народ в з ал е н а ­ ч ин а е т просто засы па ть . П о чем у р аньш е в С ою з писателей прини ­ мали свободнее, чем в С ою з ком ­ позиторов (я сталкивался и с тем , и с этим )? Я нахожу этому опреде ­ л енн о е объяснение: если у ч ел о ­ в е к а бол ее или м ен е е по дв еш ен язы к и есть н а пл еч а х голова , то он м ож е т написать с тихо творе ­ ние , эссе , очерк , р а с с к а з . . . Но н а ­ писать сон ату , н е зн а я сонатной формы , нельзя! Н аписать симф о ­ нию, не зная о громно го количест ­ ва м узы ки и правил написания симф онии , нево зм ож н о — если ты не гений, разумеется ! То ж е с а ­ м ое — с п есней . П есня — совсем не ле гкий жанр , это тяжелая стезя для м у зы кан та — писать песни . Великими песенниками были Вы­ соцкий и О кудж ав а (Галич для м е ­ ня п е с е н н и к в м еньш ей степ ен и ) — они точно знали форму , время, р а зм е р , у них было и н тон аци он ­ ное по ним ани е к упл е та , б а л л а ­ ды... — Иногда можно услышать упреки в ваш адрес по поводу ваших стихов для песен — особенно после того, как вы издали несколько сборников своих стихотворений... — Я ув аж аю м нение критиков . Д ей с тви тельно , у меня есть р а н ­ ни е прои зведения , которы е я не исправляю . Я вообщ е ни ч е го из н ап ис анн о го не исправляю . М н е говорили дос та точно до тош ны е люди (и я уважаю их дотошность!): мол, у вас в песне «Вальс-бостон» листья падаю т вниз, а куда им ещ е падать? Правильный вопрос и верное зам ечание ! Или ещ е есть у м еня т а к а я с троч ка : «Ц в ел а си ­ рень, и густо пахло мятой ...» Один ч ел ов е к меня поправил : «М я та пахнет в августе, а сирень цветет в м а е . . .» Действи тельно есть ляпы. Я не заканчивал ботанический ин­ ститут . У меня есть ош иб ки , и я их не стесняюсь, к а к никогда не стес ­ нялся их при зн авать— это норма . > - V % Л . , — Интересно, что вы ответили «бота­ нику» по поводу «цветущей сирени»? — Я ем у ответил (надо ж е было выкручиваться!), что писал песню в м а е и ж ев ал мятную ж ев а тел ь ­ ную резинку . Н а это дотошный че­ л о ве к говорит: «То гда не было мятной р е зин ки !» Я говорю : «А я е е сф арцевал на Н евс ком з а 2 0 коп еек» и т .д . Т а к что я принимаю упр еки критиков и с ув аж ен и ем к ним отношусь . С читаю , что с во з ­ растом моя поэтическая квалифи ­ кац и я д олж на улучш аться , по ка меня не хватит склероз. — Что сегодня подвигает вас на соз­ дание новых песен? — Ж изнь . Ничего нового после Адама и Евы не придумали. — Как вы относитесь к Грушинскому фестивалю? века всегда есть негативные и кри­ ти че с ки е эмоции по отнош ению к власти, политике, государству или к состоянию общ епитовских ларь­ ков на улице. Так было и будет все­ гда . Вопрос в том , является ли это конструктивным не гативи змом , и все зависит о т времени и от чело ­ века , от е го по зиции — конструк ­ тивной или разрушительной. — Вы являетесь депутатом Государ­ ственной Думы. Как вы относитесь к такому положению дел, при котором художник идет в профессиональные политики? — В последние годы наши поэ­ ты — и Евтуш енко , и Ахмадулина, и О к у д ж а в а — были обласканы властью , которая ум н ел а вм есте со своим врем ен ем . Д еп ута тство — это не губернаторство. Мои кол­ ле ги -депу таты и мои коллеги — депутатские руководители в курсе Летний сад благодаря мне (и я настаиваю на этом!) вновь стал бесплатным. Потому что в платном Летнем саду не может быть петербургского духа. — Грушинский ф естиваль сам по с е б е— исключительно з ам е ч а ­ тельное явление! 2 0 0 тысяч чело ­ век! Э т а циф р а говорит с ам а з а себя. — Сколько песен у вас в послужном списко? Продолжаете ли вы их пи­ сать? — Я не подсчитывал своих про­ и зв едений , ни ко гда не гнался з а количеством . Д ум аю , если из о г ­ ромного числа произведений есть хотя бы 2 5 , с которыми я могу пой­ ти на суд к Всевышнему, уж е хоро­ ш о . К а ж д о е пр о и зв ед ени е — это ребено к . И нормальный родитель всегда видит: вот это т р еб ено к — к о с е н ь к и й ,э т о т — и н в а л и д ,э то т — к р а с ав ец писаный , а э то т пр и ­ нес ему славу, но все равно он лю­ бит всех своих детей . — Должна ли авторская песня быть социальной? — В ней всегда было много и н ­ фантильного. И все-таки публици­ стика всегда имеет право на жизнь и зависит не только от страны и ее состояния , но и от возраста пиш у ­ щ е го . У лю бого д ум аю щ е го чело - этой моей мысли. Депутатство по­ зволяе т м не делать добрые дела для лю дей , то , что я не см о г бы сделать в отсутствие депутатского м андата . С к аж у конкретно: я семь л е т до своего депутатства кричал о необходимости убрать «рас тяж ­ ки» с Невско го проспекта . И толь­ ко став депу та том см о г э то го д о ­ биться: теперь , находясь на Н ев ­ ском , вы можете видеть в перспек ­ тиве шпиль Адмиралтейства , а не р е кл ам у како го -нибудь авто или « К а зи н о » . Л е тний сад бла годаря мне (и я настаиваю на этом!) вновь стал бесплатным . По тому что в платном Л е тн ем саду не м ож е т бьггь петербур гско го духа. С леду ­ ю щ ее , что я собираюсь пр едпри ­ нять, это пер енос колонны с пло ­ щ ади Восстания в более приемле ­ мое для данного монумента место. Т а к что депу та тс тво для меня — это возможно сть с гор а зд о боль­ ш ей легкостью сделать то, что мне ни ко гда не удалось бы сделать , будь я трижды , четы режды «н а ­ родным» и любимым... — Что для вас политика? — Для меня по л и ти ка — это то т комплекс отнош ений внутри и вне государс тв а , который по зво ­ ляет народу и стране достойно су­ ществовать и продвигаться к про ­ цветанию . Вы меня спросите , м о ­ ж е т ли по л и ти ка быть честной? Вопрос сложный и н ео д но зн ач ­ ный — скорее нет, чем да . Потому что в любом случае будут «под ­ ставы » (говоря нели тера турны м я зы ком ) , будут обманы . Н о глав ­ ное — во имя чего? Во имя бл а га н ар ода или себя? В о т для меня основное. Т а к ж е , к а к главным во­ просом для меня является такой : во имя ко го и чего р або тае т поли­ ти к? Е сли он труди тся п р еж д е всего во имя себя (а люди идут во власть и для этих целей ! ) — это одно . А если ч ел о в е к иде т в р ай ­ онную адм инистр ацию с мыслью трудиться во имя своего района , в городс кую — служить своему го ­ роду , в О О Н — по тому что хочет , чтобы кон голезцы или м а р о к к а н ­ цы жили л у ч ш е ,— это другое . Э та грань ч ел ов еч е с кой ж и зн и з а в и ­ сит от твое го воспитания , от твое ­ го ощ ущ ен и я своей востребован ­ но с ти . Н е м о гу с к а за ть про всех , но я зн аю лю дей , которы е д е й с т ­ вительно хотят и р аб о таю т не толь ко для себя , и в первую о ч е ­ редь не для себя — и в Д ум е , и в а д м ин и с тр ац и и п р е зи д ен та , и в С ою зе композиторов ... — Поскольку в Думе вы являетесь заместителем председателя Комите­ та по культуре, хотелось бы узнать ваше личное отношение к проблеме реституции? — М о е о тн ош е н и е к р е с ти ту ­ ции сложное: мы увезли из Герма ­ нии дос та то чное количество про ­ изведений искусства , к а к и немцы из России. Тут действительно н уж ­ но создать большую и серьезную комиссию для совм естной р а б о ­ ты. В эту комиссию должны вхо­ дить помимо худ ож ников э ко н о ­ мисты , юристы ... с этим тяжелым наследием войны, которая унесла не только о гр ом но е количество ж и зн ей и с той , и с другой стороны, но и огромное количество художе ­ ственных и материальны х ценно ­ с тей , надо разбираться . М ож е т быть, если мир с тан е т общ им (а к этому все идет!), то почему нам не смотреть н аш и ценно сти в Д р е з ­ дене , а н емцам не знакомиться со своими художественными ц енно ­ стями в Э рми таж е? Я не знаю , яв­ ляется ли это р еш ени ем вопроса , и полем изирую с ей ч а с сам с со ­ бой . Н о это вопрос очень сл ож ­ Ш Александр Розенбаум; Песня — совсем не легкий жанр , это тяжелая стезя... ный. О п р ед ел енн ой по зиции у д ум ско го К о м и т е та по культуре по ка ещ е нет. — Вы поете в застолье свои песни? — Свои не пою . Вообщ е , за столом я пою редко . А если пою, то песни О кудж авы из «Белорусско ­ го вокзала» или из «Хроники пики ­ рующ е го бомбардировщика» . В е ­ л и ч айш и е песни ! В военные вре ­ м ен а песни были в первую о ч е ­ редь духовные (несмотря на опре ­ деленный пресс с талинизм а и и з ­ д е рж к и общ ес тв ен но -пол и ти ч е ­ ских отношений ). — Наш разговор проходит на бело­ русской земле. Как вы относитесь к созданию Союзного государства и какие видите пути сближения наших народов? — Ч то ка с ае тс я России , Б ело ­ руссии , У краины и К а з ах с т ан а , то общ ность интересов , терри тории и во зм ож но стей видна невоору ­ ж енным глазом . Для меня это к а к дважды два четы ре , и я уб еж д е н ­ ный сторонник этой точки зрения . Другой вопрос: к а к это должно во­ площаться? Т а ситуация , которая сложилась з а последние 10 лет, на мой взгляд , правильная : к а ж д о е государство должно добиться оп ­ р ед ел ен н о го с ам о со зн ан и я и о п ­ ределенного суверенитета. Минск не д олж ен и грать в ф утбол с Гва ­ тем ал о й по ра зр еш ен ию Москвы . Ко гд а мы придем к этому суверен­ ному состоянию , тогда , б е з всяко ­ го сом нения , мы объ единимся . И это будет ку д а бол ее прочное со ­ единение , чем Европейский союз. Для меня это однозначно! Я не мо ­ гу пр о гно зир ов ать кон кре тны е сро ки з ав е рш е н и я э то го пр оц е с ­ са , но то , что это случится, для м е ­ ня соверш енно ясно. Пути к объе­ д и н ен ию у н а с самы е ра зны е . Н е заб уд ем и про то , что у нас общ ая культура — культура славян ских народов , у нас есть общность тер ­ ри тории д а о бщ ая ж и зн ь . Мы ни ­ ку д а н е ден ем с я д р у г о т дру га . Единственное , что мы должны ос­ тави ть в пр ош л ом , это понятия « с т а рш и й б р а т» , «м ладш ий б р а т» ... Это глупость. Но для того , чтобы э ту глупость преодолеть , нужно определенное время. И оно да с т свои результаты. 16—23 сентября в нашей истории Д е н ь з а д н е м С е го д н я — М еж д у н а р о д ны й день охраны озоново го слоя. 1 9 с е н т я б р я в России — Д ень р або тников леса . 21 с е н т я б р я — М е ж д у н а р | ^ к ный день мира . 2 2 с е н т я б р я — день осенн его равноденствия . Д е л а г о с у д а р с т в е н н о й в а ж н о с т и 2 2 5 л е т н а з а д , 1 6 с е н т я б р я , у к а зо м им п ер а трицы Е ка тер ины !1 слобо да Л и п с к и е З аводы оф и ­ циально получила с тату с у е зд н о ­ го го р о д а Т ам б о в с ко го н ам е с т ­ ни ч еств а с н а зв ан и ем Л и п ец к . Год н а з а д , 1 9 с е н т я б р я , п р е ­ зид ен ты России , У кр аи ны , Б ело ­ р уссии и К а з а х с т а н а по д пи с ал и С о г л а ш е н и е о ф о р м и р о в ан и и Е д и н о го э к о н о м и ч е с к о го п р о ­ с тр ан с тв а . В э то т день в 1991 го ­ ду В ер хо вны й С о в е т Б е л а р у с и пр инял р е ш е н и е об и зм е н е н и и н а и м е н о в а н и я Б ел о р у сс ко й С о ­ в е тс ко й С о ц и ал и с ти ч е с к о й Р е с ­ п уб л и ки н а Р е с п у б л и к у Б е л а ­ русь. Г е р о и И ПОДВИГИ 1 7 с е н т я б р я м о гло бы испол ­ ни ться 5 5 л е т Б .В . С а в и н о в у — л е т ч и к у -и с пы т а т е л ю . В 1 9 8 8 г о ­ ду он впервы е в С С С Р н а в е р то ­ л е т е М и - 3 4 выполнил ф и гуры вы сш е го п и л о т а ж а «пе тля Н е с ­ т е р о в а » и « б о ч к а » . П о гиб в 1 9 8 9 го д у при вы полн ении и с пы т а ­ тельно го полета. 1 9 с е н т я б р я 1 9 4 3 года н а ч ал ­ ся второй э т а п «рель совой в о й ­ ны» н а терри тории Беларуси под н а зв ан и ем « Кон ц ер т» . В п е р в ы е в с т р а н е и м и р е 1 7 с е н т я б р я , 1 4 0 л е т н а зад , в ^ со с тав Б ал тий ско го ф ло та всту ­ пила б аш енн ая лодка «См ерч» — первый о течественны й корабль с б аш е н н о й а р тилл ерий ско й у с т а ­ новкой . 2 0 с е н т я б р я , 7 0 л е т на зад , з а ­ кончил ся первы й в и с тории а р к ­ т и ч е с к о го пл ав ани я поход л е д о ­ р е з а «Л и тк е» по С ев ерн ом у м ор ­ ском у пути с во с то ка н а з ап а д з а одну нави гацию . К о р о т к о 1 7 с е н т я б р я 1 9 3 9 год а сов е т ­ с к и е в о й с к а п е р еш л и со в е тс ко - польскую границу и до 2 5 сен тяб ­ ря з ан я л и всю т е р р и то р ию З а ­ п ад н о й Б ел ар у си и З а п а д н о й У краины . 1 9 с е н т я б р я 1 9 5 2 год а в М и н ­ с к е о т кры л а сь п ер в а я т р о л л е й ­ бусная линия . 2 0 с е н т я б р я 1 9 4 5 года в М и н ­ с к е о ткры лся Л и т ер а ту р ны й м у ­ з ей Ян ки Купалы . 21 с е н т я б р я 1801 го д а о б р а ­ з о в а н а Г р о д н е н с к а я гу б е р н и я вм есто губ ернии Ли товской . Р уб ри ку в ед ет В ладимир П О Т А П Е Н К О . Сигналы недели О б о з р е в а т е л ь « С О Ю З а » п е р е л и с т а л с и г н а л ь н ы е э к з е м п л я р ы КН И Г две книги МашаЦарева«Каквыйти замужзамиллионера» М: «Риполклассик». —256с Пр ав ( 1 ло гл аси т : по д ар и ж е н щ и ­ не р о зу , и о н а п о тр е б у е т , чтобы ты менял в в а зе с этой розой воду и выносил м у со р н о е в едро с ув я дш им п о д ар ком ! С о в р е м е н ­ ный ж ен с ки й роман , к а к правило , б а з и р у е т с я н а э той о тп р авн о й т о ч к е . К о гд а з а д ел о б еру тся н а ­ ш и писа тельницы , они пы таю тся и с к а ть свои п у ти -п е р е п у ть я , то з а б е г а я н а т ер р и то р ию т р а д и ц и ­ онно го зап ад н о го ж ен с ко го р ом а ­ на , то про клады вая собственны й п ер во пу то к . А втор кн и ги попьгга- ■ лась облечь в ф орм у тр а д и ц и о н ­ н о го з а п а д н о го б е с т с е л л е р а для ж е нщ и н и о ж е нщ и н а х н аш и , рос ­ с и й с к и е , с и ту а ц и и и пр обл емы . И с то р и я п о х ож д е н и й С аш и К а ­ ш е в ар о в о й н а п и с а н а и р о н и ч е ­ ским и живым пером . Анна Хвольсон «Царство малюток». Минск: Минская фабрика цветной печати». —160 с. В п ер вы е к н и г а д е т с к о й п и с а ­ т ел ь н и цы вы ш л а в 1 8 8 9 год у . И м е н н о и з э то й к н и ги п р иш л и к о т е ч е с т в е н н о м у ч и т а т е л ю з н а ­ м ени ты й М у р з и л к а , учены й д о к ­ то р М а з ь -П е р е м а з ь , Н е з н а й к а и ум ны й З н а й к а , Д е д к о Бо родач и м н о ги е д р у ги е с к а зо ч ны е ге р о и . А м е р и к а н с к и й худ ож н и к П а лм е р К о к с б о л ее с т а л е т н а з а д п р о и л ­ лю с тр ир о в ал э то и зд ан и е , п р а в ­ д а , р и с у н к и бы ли ч е р н о -б е л ы е . Э т о й с к а з к о й зач и ты в а л и сь , б у ­ дучи де тьм и , н аш и п р а б аб уш ки и п р а д е д уш к и , у ко то ры х к н и г а пользовалась о гр ом ной популя[э- н о с тью . Е е м о ж н о ч и т а ть , а т а к ­ ж е р а с см а т р и в а т ь у к р а ш а ю щ и е и зд ан и е рисунки . П о д го товил А л е к с а н д р Щ У П Л О В . «С ОЮ З Беларусь -РоссиЯ” Периодическое издание Совета Министров Союзного государства Газета зарегистрирована в Министерстве по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Российской Федерации 1 0 марта 2000 года. Регистрационный М» 7 7 - 1 Ш . Адрес редакции «СОЮЗа . Беларусь— Россия»: Москва, А -40 , Г С П -3 125993, улица Правды, 24. Телефон: 257-5787 Факс: 25 7-5 78 7 Е - та11: Егтакоуа@гд.гц Адрес редакции газеты «Советская Белоруссия»: Республика Беларусь, 2200 13 , Минск , улица Б . Хмельницкого, 10а. Тел. и факс: 23 2 -1432 Издательство: З А О «Информационно-издательский концерн «Российская газета» Адрес: Москва, А -4 0 , Г С П - 3 12 5 9 9 3 ,ул . Правды ,24 . Тел. 25 7-53 -62 , Издательство «Советской Белоруссии»: Белорусский Дом печати, К И П У П «С ож » . Шеф-редактор А.И. Батыгин (Москва) Первый заместитель шеф-редактора А.М.Таранда (Минск) _______________________________ ______________________________________ Ц Х 1Ю 1 Беларусь - Россия» печатается вАрхангельске, Владивостоке. Волгограде. Воронеже, Екатеринбурге, Иркутске, Казани, Калининграде. КемеровХКраснодаре. Красноярске, Минеральных Водах. Москве. Мурманске. Нижнем Новгороде. Новосибирске. Омске, Оренбурге, Пензе, Перми, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Самаре, Саратове, Тюмени, Ульяновске, Уфе, Чебоксарах, Челябинске. .Советская Белоруссия^ печатается в г. Минске, Гомеле. О Т П Е Ч А Т А Н О в 0 0 0 «Объединенный издательский дом «Медиа-Пресса» . Адрес: 125865 , ГСП , М оск ва -13 7 , ул . Правды. 24 . Тиражпо РФ :309 733 Т и р аж п о Р Б :3 0 75 12 Тираж «С ОЮ З а .Б е л а р усь— Р о с с и я » в Р Ф и Р Б :6 1 7 2 4 5 Распространяется по всем подписным индексам: «Российской газеты»: 5 0 2 0 2 ,3 2 18 4 ,4 0 9 4 2 ,4 0 9 13 ,4 0 9 2 4 , 4 0 9 4 5 ,3 8 2 8 6 ,4 1 5 9 1 .«Советская Белоруссия»: 63889. По графику: 16 .00 Номер подписан: 16 .00 .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz