Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

11 сентября 2 0 0 4 г . , № 178 (2 2 3 0 6 ) ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ЛИПЕЦКАЯ----- Об областном референдуме ^Н1 (Продолжение. Начало на 9 -10 -й стр.) дению референдума и иных групп участников референдума; н) утверждает форму и текст бюллетеня для голосования на референдуме; о) устанавливает общее число бюллетеней для голосова­ ния на референдуме, обеспечивает их изготовление и снаб­ жение ими территориальных комиссий; п) утверждает по согласованию с архивным отделом ад- нистрации области порядок хранения, передачи в архив и ичтожения документации референдума; р) заслушивает сообщения администрации области и ор­ ганов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума; с) по поручению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации устанавливает нормативы, в соответ­ ствии с которыми изготавливаются списки участников рефе­ рендума и другие документы, связанные с подготовкой и проведением референдума; ^ т) участвует в организации государственной системы ре­ гистрации (учета) участников референдума и в осуществле­ нии этой регистрации (учета); у) рассматривает жалобы (заявления) на решения и дей­ ствия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения; ф) осуществляет контроль за соблюдением установленно­ го законом порядка обработки итогов голосования и опреде­ ления результатов референдума; х) устанавливает на территории области результаты ре­ ферендума, публикует их в печати, обеспечивает передачу документов, связанных с их подготовкой и проведением, в архив области; ц) осуществляет иные полномочия в соответствии с феде- • льными законами, настоящим Законом, иными законами ласти. Статья 21. Полвомочия территориальных комиссий 1. Полномочия территориальных комиссий референдума осуществляют территориальные комиссии, сформированные в соответствии с Федеральным законом «Об основных гаран­ тиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». 2, Территориальная комиссия при подготовке и проведе­ нии референдума: а) осуществляет на соответствующей территории контроль за соблюдением права граждан Российской Федерации на участие в референдуме; б) обеспечивает на соответствующей территории соблюде­ ние нормативов технологического оборудования, необходи- Vмого для работы комиссий референдума; в) обеспечивает на соответствующей территории реализа­ цию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением референдума, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением участников референду­ ма, профессиональной подготовкой членов комиссий рефе­ рендума и других организаторов референдума; г) осуществляет на соответствующей территории меры по соблюдению единого порядка установления итогов голосова­ ния; д) составляет списки участников референдума; е) осуществляет на соответствующей территории форми­ рование участковых комиссий, оказывает им методическую и организационно-техническую помощь; ж) распределяет средства областного бюджета, выделен­ ные ей на подготовку и проведение референдума, между участковыми комиссиями, контролирует целевое использо­ вание указанных средств; з) заслушивает сообщения администрации области и ор­ ганов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума; , и) обеспечивает доставку бюллетеней для голосования на референдуме и других документов по проведению референ­ дума участковым комиссиям; к) устанавливает итоги голосования на соответствующей территории, передает протоколы об итогах голосования в комиссию области; л) обеспечивает передачу в комиссию области докумен­ тов, связанных с подготовкой и проведением референдума; м) рассматривает жалобы (заявления) на решения и дей­ ствия (бездействие) участковых комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения; н) осуществляет иные полномочия в соответствии с феде­ ральными законами, настоящим Законом, иными законами области. Статья 22. Порядок формирования участковых комиссий 1. Участковые комиссии формируются не ранее чем за 30 дней и не позднее чем за 28 дней до дня голосования для обеспечения процесса голосования участников референдума и подсчета голосов участников референдума. Количество членов участковой комиссии устанавливает­ ся в зависимости от числа участников референдума, зарегис­ трированных на территории участка референдума: до 1000 участников референдума — 5-7 членов участко­ вой комиссии с правом решающего голоса; от 1001 до 2000 участников референдума — 7-11 членов участковой комиссии с правом решающего голоса; более 2000 участников референдума — 10-15 членов уча­ стковой комиссии с правом решающего голоса. 2. Формирование участковой комиссии осуществляется территориальной комиссией на основе предложений полити­ ческих партий, избирательных блоков, выдвинувших спис­ ки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, областном Совете депутатов, обще­ ственных объединений, а также предложений представитель­ ного органа местного самоуправления, собраний участников референдума по месту жительства, работы, службы, учебы. Территориальная комиссия устанавливает срок приема предложений по составу участковой комиссии. Указанный срок не может составлять менее 10 дней. Решение террито­ риальной комиссии, устанавливающее указанный срок, а также порядок представления предложений о кандидатурах в состав участковой комиссии, подлежат опубликованию. 3. Территориальная комиссия обязана назначить не ме­ нее одной второй от общего числа членов участковой комис­ сии на основе поступивших предложений: а) политических партий, избирательных блоков, выдви­ нувших федеральные списки кандидатов, допущенные к рас­ пределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации; б) политических партий, избирательных блоков, выдви­ нувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в областном Совете депутатов. 4. Полномочия участковой комиссии прекращаются че­ рез десять дней со дня официального опубликования резуль­ татов референдума, если в адрес вышестоящей комиссии не поступили жалобы, протесты на действия (бездействие) дан­ ной комиссии, в результате которых был нарушен порядок голосования и подсчета голосов, и если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования или опротестования итогов голосования полномочия участ­ ковой комиссии прекращаются после вынесения окончатель^ ного решения по существу жалобы, протеста вышестоящей комиссией или судом. Статья 23. Полномочия участковых комиссий Участковая комиссия при подготовке и проведении рефе­ рендума: а) информирует население об адресе и о номере телефона участковой комиссии, времени ее работы, а также о дне, вре­ мени и месте голосования; б) уточняет список участников референдума, производит ознакомление участников референдума с данным списком, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в дан­ ном списке и решает вопросы о внесении в него соответству­ ющих изменений; в) обеспечивает подготовку помещений для голосования. ящиков для голосования и другого оборудования; г) обеспечивает информирование участников референду­ ма о вопросах референдума на основе сведений, полученных из территориальной комиссии; д) контролирует соблюдение на территории участка рефе­ рендума порядка проведения агитации по вопросам референ­ дума; е) выдает открепительные удостоверения; ж) организует на участке референдума голосование в день голосования; з) проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосо­ вания на участке референдума, составляет протокол об ито­ гах голосования и передает его в территориальную комис­ сию; и) объявляет итоги голосования на участке референдума и выдает заверенные копии протокола об итогах голосова­ ния либо заверяет указанные копии лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования; к) рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушение Федерального закона «Об основ­ ных гарантиях избирательных прав и права на участие в ре­ ферендуме граждан Российской Федерации», настоящего Закона, иных законов и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения; л) при обнаружении правонарушений составляет прото­ колы об административных правонарушениях (готовит ма­ териалы для таких протоколов) и направляет данные прото­ колы в соответствии с законодательством об административ­ ных правонарушениях в правоохранительные органы или в суд; м) обеспечивает хранение и передачу в территориальную комиссию документов, связанных с подготовкой и проведе­ нием референдума; н) осуществляет иные полномочия в соответствии с феде­ ральными законами, настоящим Законом, иными законами области. Статья 24. Организация деятельности комиссий 1. Деятельность комиссий осуществляется коллегиально. 2. Комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установлен­ ного состава.. 3. Председатели участковых комиссий назначаются на должность из числа их членов с правом решающего голоса и освобождаются от должности непосредственно вышестоящи­ ми комиссиями. 4. Заместитель председателя и секретарь комиссии изби­ раются тайным голосованием на ее первом заседании из чис­ ла членов комиссии с правом решающего голоса. 5. Заседания комиссии созываются ее председателем по мере необходимости. Заседание также обязательно проводится по требованию не менее одной трети от установленного чис­ ла членов комиссии с правом решающего голоса. 6. Член комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях комиссии. 7. Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа чле­ нов комиссии с правом решающего голоса. 8. Комиссия по требованию любого её члена, а также лю­ бого присутствующего на заседании члена вышестоящей ко­ миссии обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым комиссией на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня. 9. Решения комиссии об избрании, о назначении на дол­ жность либо об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии, а также о внесении предложений по кандидатурам на указанные дол­ жности, о финансовом обеспечении подготовки и проведе­ ния референдума, об итогах голосования или о результатах "'референдума, о признании референдума несостоявшимся или недействительным, об отмене решения комиссии в порядке, предусмотренном пунктом 11 статьи 20 и пунктами 6 и 7 статьи 75 Федерального закона «Об основных гарантиях из­ бирательных прав и права на участие в референдуме граж­ дан Российской Федерации», принимаются на заседании ко­ миссии большинством голосов от установленного числа чле­ нов комиссии с правом решающего голоса. Решения об осво­ бождении от должности председателя, заместителя предсе­ дателя, секретаря комиссии, замещающих указанные долж­ ности в результате избрания, принимаются тайным голосо­ ванием (за исключением случая освобождения от должности по личному заявлению), при этом избрание новых председа­ теля, заместителя председателя, секретаря комиссии осу­ ществляется в порядке, предусмотренном пунктами 3 и 4 настоящей статьи. 10. Решения комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов ко­ миссии с правом решающего голоса. 11. При принятии комиссией решения в случае равного числа голосов членов комиссии с правом решающего голоса, поданных «за» и «против», голос председателя комиссии (председательствующего на заседании) является решающим. 12. Решения комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания). 13. Члены комиссии с правом решающего голоса, не со­ гласные с решением, принятым комиссией, вправе в пись­ менной форме высказать особое мнение, которое должно быть рассмотрено этой комиссией, отражено в ее протоколе, при­ ложено к нему и доведено председателем комиссии до сведе­ ния вышестоящей комиссии не позднее чем в трехдневный срок со дня принятия решения, а в день голосования и в день, следующий за днем голосования, — незамедлительно. 14. Комиссии могут привлекать граждан к выполнению работ, связанных с подготовкой и проведением референду­ ма, по гражданско-правовым договорам. Статья 25. Статус членов комиссий 1. Членами комиссий с правом решающего голоса не мо­ гут быть; а) лица, не имеющие гражданства Российской Федера­ ции; б) граждане Российской Федерации, признанные решени­ ем суда, вступившим в законную силу, недееспособными, ограниченно дееспособными; в) граждане Российской Федерации, не достигшие возра­ ста 18 лет; г) депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления; д) выборные должностные лица; е) судьи, прокуроры; ж) члены и уполномоченные представители инициатив­ ной группы проведению референдума; з) члены комиссий с правом совещательного голоса; и) лица, выведенные из состава комиссий по решению суда; к) лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке админист­ ративному наказанию за нарушение законодательства о вы­ борах и референдумах, — в течение одного года со дня вступ­ ления в законную силу решения (постановления) суда о на­ значении административного наказания. 2. Член комиссии с правом решающего голоса не может быть на одном и том же референдуме одновременно членом иной комиссии с правом решающего голоса. 3. Срок полномочий членов комиссии с правом решаю­ щего голоса истекает одновременно с прекращением полно­ мочий комиссии, в состав которой они входят. 4. Член комиссии с правом решающего голоса освобож­ дается от обязанностей члена комиссии до истечения срока своих полномочий по решению органа, его назначившего, в случае: а) подачи членом комиссии заявления в письменной фор­ ме о сложении своих полномочий; б) появления оснований, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, за исключением случаев, предусмотрен­ ных подпунктами «а», «б» и «к» пункта 1 настоящей ста­ тьи. 5. Полномочия члена комиссии с правом решающего го­ лоса прекращаются немедленно в случае: ■ а) утраты членом комиссии гражданства Российской Фе­ дерации; б) вступления в законную силу в отношении члена ко­ миссии обвинительного приговора суда либо решения (по­ становления) суда о назначении административного наказа­ ния за нарушение законодательства о выборах и референду­ мах; в) признания члена комиссии решением суда, вступив­ шим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспо­ собным, безвестно отсутствующим или умершим; г) смерти члена комиссии; д) признания члена комиссии решением суда, вступив­ шим в законную силу, на основании заявления соответству­ ющей комиссии систематически не выполняющим свои обя­ занности. 6. Полномочия члена комиссии с правом решающего го­ лоса прекращаются также в случае расформирования комис­ сии в соответствии со статьей 31 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». 7. Если орган, назначивший члена комиссии, не примет решение о досрочном прекращении полномочий члена ко­ миссии в течение одного месяца, а в период со дня назначе­ ния референдума и до окончания кампании референдума — в течение десяти дней со дня поступления в указанный орган заявления члена комиссии в письменной форме о сложении своих полномочий либо появления иных оснований, не по­ зволяющих ему выполнять свои обязанности, решение о пре­ кращении полномочий этого члена комиссии принимается комиссией, в состав которой он входит, в течение трех дней со дня истечения указанного срока. 8. Орган, назначивший члена комиссии, обязан назна­ чить нового члена комиссии вместо выбывшего по обстоя­ тельствам, указанным в пунктах 4 и 5 настоящей статьи, не позднее чем в месячный срок, а в период со дня назначения референдума и до окончания кампании референдума — не позднее чем через десять дней со дня его выбытия в соответ­ ствии с требованиями, установленными статьями 22-27 Фе­ дерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В случае невыполнения данного требования нового члена комиссии назначает вышестоящая комиссия с соблюдением требований, установленных Федеральным за­ коном «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». 9. Члену комиссии с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознагражде­ ние) за работу в комиссии по подготовке и проведению рефе­ рендума. За членом комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на период подготовки и проведения рефе­ рендума, сохраняется основное место работы (должность), и ему выплачивается компенсация за период, в течение кото­ рого он был освобожден от основной работы. Размеры и по­ рядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты тру­ да (вознаграждения) устанавливаются комиссией области за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на прове­ дение референдума. 10. Член комиссии с правом решающего голоса не может быть привлечен к уголовной ответственности, подвергнут административным наказаниям, налагаемым в судебном по­ рядке, без согласия прокурора области, а председатель ко­ миссии области — без согласия Генерального прокурора Рос­ сийской Федерации. 11. Член комиссий с правом решающего голоса до окон­ чания срока своих полномочий, член комиссии с правом совещательного голоса в период кампании референдума не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их_ согласия переведены на другую работу. 12. После официального опубликования постановления областного Совета депутатов о назначении референдума ини-, циативная группа по проведению референдума, а также из­ бирательные объединения (в том числе входившие в состав избирательных блоков), списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов в област­ ном Совете депутатов или в Государственной Думе Федераль­ ного Собрания Российской Федерации, вправе назначить в комиссию области и нижестоящие комиссии по одному чле­ ну комиссии с правом совещательного голоса. Членами ко­ миссий с правом совещательного голоса не могут быть на­ значены выборные должностные лица, лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных органи­ зациях и учреждениях, судьи, прокуроры. 13. Член комиссии с правом совещательного голоса обла­ дает равными правами с членом комиссии с правом решаю­ щего голоса по вопросам подготовки и проведения референ­ дума, за исключением права: а) выдавать и подписывать бюллетени, открепительные удостоверения; б) участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюл­ летеней; в) составлять протокол об итогах голосования, о резуль­ татах референдума; г) участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей ко­ миссии, и подписывать решения комиссии. , Положения настоящего пункта не могут служить основа­ нием для отказа члену комиссии с правом совещательного голоса присутствовать при совершении указанных в настоя­ щем пункте действий. 14. Член комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса: а) заблаговременно извещаются о заседаниях соответству­ ющей комиссии; б) вправе выступать на заседании комиссии, вносить пред­ ложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответ­ ствующей комиссии, и требовать проведения по данным воп­ росам голосования; в) вправе задавать другим участникам заседания комис­ сии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; г) вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками участников референдума, с подпис­ ными листами, финансовыми отчетами инициативной груп­ пы по проведению референдума, бюллетенями), непосред­ ственно связанными с референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать ко­ пии этих документов и материалов (за исключением бюлле­ теней, открепительных удостоверений, списков участников референдума, подписных листов, иных документов и мате­ риалов, содержащих конфиденциальную информацию, отне­ сенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий; д) вправе удостовериться в правильности подсчета по спис­ кам участников референдума числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по вариантам ответа на вопрос референдума; е) вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд. 15. Полномочия членов комиссий с правом совещатель­ ного голоса прекращаются одновременно с прекращением полномочий этих комиссий. 16. Член комиссии с правом совещательного голоса в пе­ риод, на который распространяются его полномочия, обла­ дает установленными настоящей статьей правами, связан­ ными с подготовкой и проведением всех выборов и референ­ думов, в проведении которых принимает участие данная ко­ миссия. 17. Полномочия члена комиссии с правом совещательно­ го голоса могут быть прекращены по решению органа, на­ значившего данного члена комиссии, и переданы другому лицу. Статья 26. Гласность в деятельности комиссий 1. На всех заседаниях комиссии, а также при осуществ­ лении участковой комиссией, территориальной комиссией работы со списками участников референдума, с бюллетеня­ ми, открепительными удостоверениями, протоколами об ито­ гах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий, член или уполномоченный представитель иници­ ативной группы по проведению референдума. Для присут­ ствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею ра­ боты с указанными документами, связанными с подготов­ кой и проведением референдума, указанным лицам не требу­ ется дополнительное разрешение. Комиссия обязана обеспе­ чить оповещение и возможность свободного доступа указан­ ных лиц на свои заседания и к работе с указанными доку­ ментами, связанными с подготовкой и проведением референ­ дума. На всех заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами, а также при подсчете голосов участников референдума вправе присутствовать пред­ ставители средств массовой информации. 2. Решения комиссий, непосредственно связанные с под­ готовкой и проведением референдума, публикуются в госу­ дарственных или муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения участников референ­ дума ргаым путем, а также передаются в иные средства мас­ совой информации в объеме и в сроки, которые установлены настоящим Законом. 3. С момента начала работы участковой комиссии в день голосования и до получения сообщения о принятии выше­ стоящей комиссией протокола об итогах голосования, а рав­ но при повторном подсчете голосов участников референдума на участках референдума вправе присутствовать лица, ука­ занные в пункте 1 настоящей статьи, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели. 4. При проведении референдума наблюдатель может быть назначен инициативной группой по проведению референду­ ма, общественным объединением, которое должно быть со­ здано и зарегистрировано на федергшьном или областном уровне. Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, лица, находящиеся в их непосредствен­ ном подчинении, судьи, прокуроры. 5. Доступ в помещение участковой комиссии, сформиро­ ванной на участке референдума, образованном в больнице, санатории, доме отдыха, следственном изоляторе и изолято­ ре временного содержания, а также в помещение для голосо­ вания на этом участке референдума, должен быть обеспечен всем членам участковой комиссии, лицам, указанным в пун­ кте 1 настоящей статьи, наблюдателям. 6. Наблюдатели, иностранные (международные) наблю­ датели вправе присутствовать в иных комиссиях при уста­ новлении итогов голосования, определении результатов ре­ ферендума, составлении соответствующих протоколов об ито­ гах голосования, результатах референдума, а также при по­ вторном подсчете голосов участников референдума. 7. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении в письменной форме, вьвданном инициатив­ ной группой по проведению референдума, иными группами участников референдума, интересы которых представляет данный наблюдатель. В направлении указываются фамилия, ^ имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, , номер участка референдума, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется. Указание каких-либо дополни- . тельных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя инициативной группой по проведению референ­ дума, иными группами участников референдума и простав- ,. ление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Пред- . варительное уведомление о направлении наблюдателя не тре­ буется. 8. Документ, указанный в пункте 7 настоящей статьи, может быть предъявлен в участковую комиссию в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи, в территориальную комиссию или комиссию области — в период с начала го­ лосования на участках референдума до окончания составле­ ния итогового протокола на соответствующей территории. При этом не допускается одновременное осуществление пол­ номочий наблюдателя в помещении комиссии, помещении . для голосования двумя и более наблюдателями, представля­ ющими интересы инициативной группы по проведению ре- . ферендума. ■ 9. Наблюдатели вправе: а) знакомиться со списками участников референдума; ■ б) находиться в помещении для голосования соответству­ ющего участка референдума в день голосования в любое вре­ мя в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи; в) присутствовать при голосовании участников референ­ дума вне помещения для голосования; г) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки участников референдума, бюллетеней, выданных уча­ стникам референдума, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов участников референдума на участке , референдума на расстоянии и в условиях, обеспечивающих „ им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок участ- ников референдума; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов участни­ ков референдума; наблюдать за составлением комиссией про­ токола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи; д) обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предло­ жениями и замечаниями по вопросам организации голосова­ ния; е) знакомиться с протоколом комиссии области, ниже­ стоящих комиссий об итогах голосования, о результатах ре­ ферендума и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов и документов либо изготавливать копии указан­ ных протоколов и документов. По требованию наблюдателя комиссия обязана выдать указанные копии или заверить копии, изготовленные наблюдателем; ж) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также наи­ менования общественной организации, направившей наблю­ дателя в комиссию; з) обжаловать действия (бездействие) комиссии в выше­ стоящую комиссию, комиссию области. Центральную изби­ рательную комиссию Российской Федерации или в суд; и) присутствовать при повторном подсчете голосов участ­ ников референдума в соответствующих комиссиях. 10. Наблюдатель не вправе: а) выдавать участникам референдума бюллетени; б) расписываться за участника референдума, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней; в) заполнять за участника референдума, в том числе по его просьбе, бюллетени; г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосо­ вания; ( д) принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюл­ летеней; е) совершать действия, препятствующие работе комиссии; ж) проводить агитацию среди участников референдума; з) участвовать в принятии решений соответствующей ко­ миссией. 11. Представители средств массовой информации вправе знакомиться с протоколом участковой комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных комиссий об ито­ гах голосования или о результатах референдума, изготавли­ вать либо получать от соответствующей комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов. По требованию представителя средств массовой информации комиссия обязана заверить копию протокола об итогах голо­ сования или о результатах референдума. 12. ^3аверение копий протоколов и иных документов ко­ миссий производится председателем или заместителем пред­ седателя, или секретарем соответствующей комиссии. При этом в заверяемом документе указанные лица делают запись; «Верно», указывают свои фамилию, имя, отчество, долж­ ность в комиссии, расписываются, ставят дату, указывают время заверения и проставляют печать соответствующей ко­ миссии. Статья 27. Расформирование комиссий 1. Комиссии могут быть расформированы по решению суда в случаях и порядке, установленных федеральным законом. 2. Расформирование комиссии не влечет за собой прекра­ щение полномочий членов соответствующей комиссии с пра­ вом совещательного голоса. (Продолжение на 12-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz