Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
11 сентября 2 0 0 4 г ., № 178 (22306 ) ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ЛИПЕЦКАЯ----- ^ ЗАКОН ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Об областном референдуме ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Правовая основа проведения областного референдума • Областной референдум (далее — референдум) проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Фе деральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иными федеральными законами, Уставом Ли пецкой области Российской Федерации (далее — Устав обла сти), настоящим Законом Липецкой области (далее — насто ящий Закон) и иными нормативными правовыми актами. Статья 2. Основные термины и понятия ^ Основные термины и понятия, используемые в настоя щем Законе, применяются в том же значении, что и в Феде ральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие 6 референдуме граждан Российской Феде рации». Статья 3. Принципы проведения референдума 1. Гражданин Российской Федерации участвует в рефе рендуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъяв ления при тайном голосовании. 2. Участие гражданина Российской Федерации в рефе рендуме является свободным и добровольным. Никто не впра ве оказывать воздействие на гражданина Российской Феде- • рации с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме либо воспрепятствовать его свободному воле изъявлению. 3. Деятельность комиссий при подготовке и проведении референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосо вания, определении результатов референдума осуществляет ся открыто и гласно. 4. Иностранные граждане, лица без гражданства, иност ранные юридические лица не вправе осуществлять деятель ность, способствующую либо препятствующую выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референ дума, достижению определенного результата на референду ме. 5. Референдум организуют и проводят комиссии, указан ные в пункте 1 статьи 19 настоящего Закона. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (пред ставительных) и исполнительных органов государственной V власти, органов местного самоуправления, организаций, дол жностных лиц, иных граждан не допускается. Статья 4. Право на участие в референдуме 1. Гражданин Российской Федерации, достигший возрас та 18 лет, имеет право голосовать на референдуме. Гражда нин Российской Федерации, который достигнет на день го лосования возраста 18 лет, впраре участвовать в предусмот ренных законом и проводимых законными методами других действиях по подготовке и проведению референдума. Правом на участие в референдуме обладает гражданин Российской Федерации, место жительства которого располо жено в границах Липецкой области (далее — области). 2. Гражданин Российской Федерации имеет право уча ствовать в референдуме независимо от пола, расы, нацио нальности, языка, происхождения, имущественного и долж ностного положения, места жительства, отношения к рели гии, убеждений, принадлежности к общественным объеди нениям, а также других обстоятельств. 3. Не имеют права участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными, или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Статья 5. Равное право на участие в референдуме Граждане Российской Федерации участвуют в референду ме на равных основаниях. Статья 6. Право на прямое волеизъявление на референдуме. Тайное голосование 1. Гражданин Российской Федерации голосует на рефе рендуме за вынесенный на референдум вопрос или против него непосредственно. 2. Голосование на референдуме является тайным, исклю чающим возможность какого-либо контроля за волеизъяв лением гражданина. Статья 7. Вопросы референдума 1. На референдум могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении области или в совместном ведении Российской Федерации и области, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом. 2. На референдум в обязательном порядке выносится воп рос об изменении статуса области как субъекта Российской Федерации. 3. Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и граж данина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. 4. Вопросы референдума не должны противоречить зако нодательству Российской Федерации. 5. Вопрос референдума должен быть сформулирован та ким образом, чтобы исключалась возможность его множе ственного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также, чтобы исключалась не определенность правовых последствий принятого на рефе рендуме решения. 6. На референдум не могут быть вынесены вопросы: а) о досрочном прекращении или продлении срока полно мочий органов государственной власти области, о приоста новлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти области либо об отсрочке указанных выборов; б) о персональном составе органов государственной влас ти области; в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверж дении, о назначении на должность и об освобождении от дол жности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности; г) о принятии или об изменении областного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств области; д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспече нию здоровья и безопасности населения. Статья 8. Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума 1. Референдум не назначается и не проводится в услови ях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории об ласти, или на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положе ния. 2. Липецкий областной Совет депутатов (далее — област ной Совет депутатов) вправе отказать в назначении референ дума только в случае нарушения при выдвижении инициа тивы проведения референдума нормативных правовых ак тов, регулирующих подготовку и проведение референдума. 3. Референдум с такой же по смыслу формулировкой воп роса не проводится в течение двух лет со дня официального опубликования результатов референдума. 4. Установление иных обстоятельств, исключающих на значение и проведение референдума, кроме указанных в на стоящей статье, не допускается. ГЛАВА 2. ИНИЦИАТИВА ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМА, ПОРЯДОК ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ. НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА Постановление двадцать третьей сессии Липецкого областного Совета депутатов третьего созыва № 547-пс от 19.08.2004 г. о проекте закона Липецкой области «Об областном референдуме») Рассмотрев во втором чтении прое кт зако на Липец кой области “О б областном реф ерендум е" , учитывая реш ени е коми тета облас тно го Совета депутатов по законодательству и правовым вопро сам , руководствуясь пунктом 1 статьи 3 0 Устава Липец кой области Российской Ф ед ер ац и и , областной Совет депутатов постановля ет: 1. Принять З а кон Л ипец кой области “Об областном р еф ер ен думе" . 2. Направить З а кон Липец кой области “Об областном р еф е рендуме" в соответствии с пунктом 3 статьи 32 Устава Липец кой области Российской Ф ед ер ации главе адм инистр ации области для подписания и опубликования . 3. Н ас тоящ ее постановление вступает в силу со дня е го приня тия . П р е д с е д а т е л ь о б л а с т н о г о С о в е т а д е п у т а т о в А . С А В Е Н К О В Статья 9. Инициатива проведения референдума 1. Инициатива проведения референдума принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на учас тие в референдуме, избирательному объединению, иному об щественному объединению, указанному в пункте 3 настоя щей статьи. 2. Для выдвижения инициативы проведения референду ма и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку может быть образована инициативная группа по проведению референдума. Указанную инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан Российс кой Федерации, имеющие право на участие в референдуме. 3. Выдвинуть инициативу проведения референдума мо жет избирательное объединение, иное общественное объеди нение, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом, на федеральном или областном уровне, не позднее чем за один год до дня образо вания инициативной группы по проведению референдума. 4. Для назначения референдума инициативная группа по проведению референдума, образованная в соответствии с пун ктами 2 и 3 настоящей статьи, должна представить в избира тельную комиссию Липецкой области (далее — комиссия области), которая со дня обращения инициативной группы действует также в качестве комиссии референдума, подписи участников референдума в поддержку инициативы его про ведения. Статья 10. Образование и регистрация инициативной группы по проведению референдума 1. Каждый гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме, впра ве образовать инициативную группу по проведению референ дума в количестве не менее 20 человек, имеющих право на участие в референдуме. Если инициатором проведения рефе рендума выступает общественное объединение, указанное в пункте 3 статьи 9 настоящего Закона, руководящий орган этого общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения или иного структурного под разделения выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума независимо от своей численности. 2. Инициативная группа по проведению референдума об ращается в комиссию области с ходатайством о регистрации группы. 3. В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопро сы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт граж данина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена ини циативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории области. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы. 4. К ходатайству должен быть приложен протокол собра ния инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума. Если в качестве инициативной группы по проведению референдума действует руководящий орган общественного объединения либо руководящий орган регионального отде ления или иного структурного подразделения, к ходатайству должны быть приложены протокол заседания указанных органов, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума, и документы, подтвер ждающие их право на выдвижение инициативы проведения референдума (копия устава или выписка из устава, копия регистрационного свидетельства, заверенные руководителем общественного объединения). 5. Комиссия области в течение 15 дней со дня поступле ния ходатайства инициативной группы по проведению рефе рендума и приложенных к нему документов обязана рассмот реть ходатайство и принять решение: в случае соответствия указанных документов и ходатай ства требованиям Федерального закона «Об основных гаран тиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Устава области, настоя щего Закона — о направлении их в областной Совет депута тов; в противном случае — об отказе в регистрации инициа тивной группы. 6. Областной Совет депутатов обязан проверить соответ ствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум, требованиям статьи 7 настоящего Закона в течение 20 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему докумен тов в порядке, установленном настоящим Законом. 7. Областной Совет депутатов не позднее чем через пять дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему доку ментов обязан уведомить об этой инициативе Президента Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Со брания Российской Федерации, Государственную Думу Фе дерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и Центральную избирательную ко миссию Российской Федерации. 8. Если областной Совет депутатов признает, что вопрос, выносимый на референдум, отвечает требованиям статьи 7 настоящего Закона, комиссия области осуществляет регист рацию инициативной группы по проведению референдума, выдает ей регистрационное свидетельство. Решение о регис трации инициативной группы по проведению референдума принимается в пятнадцатидневный срок со дня признания областным Советом депутатов соответствия вопроса, выноси мого на референдум, требованиям статьи 7 настоящего Зако на. Решение комиссии области о регистрации инициативной группы по проведению референдума должно быть опублико вано в средствах массовой информации в пятидневный срок со дня принятия указанного решения. 9. Регистрационное свидетельство, форма которого утвер ждается комиссией области и которое выдается инициатив ной группе по проведению референдума, действительно до окончания кампании референдума. 10. В соответствии с Федеральным законом «Об основ ных гарантиях избирательных прав и права на участие в ре ферендуме граждан Российской Федерации» в случае воз никновения спора о компетенции в связи с выдвижением инициативы проведения референдума Президент Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Рос сийской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации вправе предложить областному Совету депутатов, признавшему, что вопрос, выносимый на референдум, отве чает требованиям статьи 7 настоящего Закона, создать со гласительную комиссию. В работе согласительной комиссии вправе принять участие представители инициативной груп пы по проведению референдума. На время работы согласи тельной комиссии течение срока, указанного в пункте 8 на стоящей статьи, приостанавливается. 11. Бели областной Совет депутатов признает, что воп рос, выносимый на референдум, не отвечает требованиям статьи 7 настоящего Закона, комиссия области отказывает в регистрации инициативной группе по проведению референ дума. 12. В случае отказа инициативной группе по проведению референдума в регистрации ей выдается решение комиссии области, в котором указываются основания отказа. 13. Основанием отказа инициативной группе по проведе нию референдума в регистрации может быть только наруше ние инициативной группой Конституции Российской Феде рации, федеральных законов. Устава области, настоящего Закона, иных законов области. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд. Статья 11. Создание иных групп участников референдума 1. Для осуществления деятельности, имеющей целью по будить или побуждающей участников референдума поддер жать инициативу проведения референдума, либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосо вания на референдуме, поддержать либо отвергнуть выне сенный на референдум вопрос (вопросы) после регистрации инициативной группы по проведению референдума могут быть созданы иные группы участников референдума. Указанные группы вправе образовать гражданин Россий ской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в референдуме. Численность группы участников ре ферендума должна быть не менее 20 человек. В качестве указанных групп могут действовать независи мо от своей численности руководящие органы общественных объединений, руководящие органы региональных отделений и иных структурных подразделений общественных объеди нений, устав которых предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке, предусмотренном федеральным законом, на федеральном или областном уровне не позднее чем за шесть месяцев до дня обращения с инициативой о проведении референдума. В качестве указанных групп могут выступать также руководя щие органы политических партий, региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий. При этом членом группы участников референдума не мо жет быть член инициативной группы по проведению рефе рендума, иной группы участников референдума. Положения закона, регулирующие деятельность инициа тивной группы по проведению референдума после ее регист рации, ее членов и уполномоченных представителей, распро страняются также на иные группы участников референдума, их членов и уполномоченных представителей, если иное не предусмотрено законом. 2. Иные группы участников референдума, указанные в пункте 1 настоящей статьи, вправе обратиться в комиссию области с ходатайством о регистрации группы участников референдума в период со дня регистрации инициативной груп пы по проведению референдума и не позднее чем за 45 дней до дня голосования. В ходатайстве о регистрации группы участников рефе рендума указываются: цель создания группы, фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выда чи паспорта или заменяющего его документа каждого из членов группы, с указанием наименования или кода выдав шего его органа, а также адрес места жительства каждого члена группы участников референдума и лиц, уполномочен ных действовать от имени группы. Ходатайство должно быть подписано всеми членами указанной группы. К ходатайству должен быть приложен протокол собра ния группы участников референдума либо протокол заседа ния руководящего органа общественного объединения, по литической партии, их отделений, на котором было принято решение об участии в референдуме в качестве группы участ ников референдума и о назначении уполномоченных пред ставителей этой группы, а также выписка из устава обще ственного объединения, политической партии, копия регис трационного свидетельства. 3. Комиссия области в течение десяти дней со дня по ступления указанного ходатайства обязана рассмотреть хо датайство и приложенные к нему документы и принять ре шение о регистрации или об отказе в регистрации группы участников референдума. Основанием для отказа в регистрации группы участни ков референдума может быть только несоответствие пред ставленных документов требованиям настоящего За!СОна. Если представленные документы соответствуют требова ниям настоящего Закона, комиссия области осуществляет регистрацию группы участников референдума и выдает ей регистрационное свидетельство, которое действительно до окончания кампании референдума. Форма регистрационного свидетельства утверждается ко миссией области. В случае отказа группе участников референдума в регис трации ей выдается решение комиссии области, в котором указываются основания отказа. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд. Статья 12. Сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума 1. В поддержку инициативы проведения референдума со бираются подписи участников референдума. Количество под писей, которое необходимо собрать в поддержку инициати вы проведения референдума, составляет 2 процента от числа участников референдума, зарегистрированных на территории области в соответствии с пунктом 3 статьи 15 настоящего Закона. 2. Подписи могут собираться со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению референ дума. Подписные листы должны изготавливаться за счет средств фонда референдума, созданного инициативной группой по проведению референдума. Требуемое количество подписей должно быть собрано инициативной группой не позднее чем в тридцатидневный срок со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению референдума. В случае если в течение этого срока не было собрано необ ходимого числа подписей граждан, имеющих право на учас тие в референдуме, дальнейший сбор подписей прекращает ся. 3. Подписи могут собираться только среди участников референдума, обладающих правом на участие в референду ме. Участие органов государственной власти, органов мест ного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принужде ние участников референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных вып лат запрещается. 4. Право сбора подписей участников референдума при надлежит дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет. Упол номоченный представитель инициативной группы по прове дению референдума может заключать с лицом, собирающим подписи участников референдума, договор о сборе подписей. Оплата данной работы осуществляется только через фонд референдума, созданный инициативной группой по проведе нию референдума. 5. Подписи собираются посредством внесения их в под писные листы, изготовленные по форме согласно приложе нию к настоящему Закону, содержащие формулировку воп роса (вопросов), выносимого (выносимых) на референдум. В случае вынесения на референдум проекта закона, иного нор мативного правового акта лицо, собирающее подписи, долж но представлять текст этого проекта участнику референдума по его первому требованию. Участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фами лию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования — дополнительно число и месяц рождения), се рию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об участнике референдума, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только от руки. Подпись и дату ее внесения участник референдума ставит собственноручно. 6. Подписной лист должен быть заверен подписями лица, собиравшего подписи участников референдума, и одного из уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума с указанием даты заверения, фа милии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жи тельства, серии, номера и даты вьщачи паспорта или заменя ющего его документа каждого из этих лиц. Статья 13. Порядок проверки подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума 1. Количество представляемых для назначения референ дума подписей участников референдума, собранных в под держку инициативы проведения референдума, может превы шать количество подписей, необходимое для назначения ре ферендума, но не более чем на 25 процентов. 2. Подписные листы представляются в комиссию области в сброшюрованном и пронумерованном виде. При приеме подписных листов комиссия области заверяет каждую пап ку с подписными листами своей печатью и выдает уполно моченному представителю инициативной группы по прове дению референдума письменное подтверждение о приеме под писных листов с указанием даты и времени их приема, ко личества принятых подписных листов и заявленного коли чества подписей. 3. Комиссия области проверяет соблюдение порядка сбо ра подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об участниках референдума и подписей участников референдума, содержащихся в подписных листах, в течение 10 дней со дня представления инициативной группой по про ведению референдума подписных листов. 4. Комиссия области для проведения проверки соблюде ния порядка сбора подписей участников референдума, офор мления подписных листов, достоверности сведений'об участ никах референдума и подписей участников'рефер'ендума, со держащихся в подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов комиссии облас ти, привлеченных специалистов. К проверке могут привле каться члены нижестоящих комиссий референдума, экспер ты. Их заключения могут служить основанием для призна ния сведений в подписных листах недостоверными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или часть этих подписей, но не менее 20 процентов от уста новленного настоящим Законом необходимого для назначе ния референдума количества подписей, отобранных для про верки посредством случайной выборки (жребия). Количество подписей участников референдума, подлежа щих проверке, устанавливается решением комиссии облас ти. При этом учитывается общее количество подписей, необ ходимых для назначения референдума. При проведении проверки подписных листов, представ ленных инициативной группой по проведению референдума, включая проведение выборки подписей для проверки, впра ве присутствовать члены инициативной группы по проведе нию референдума или ее уполномоченные представители. О времени проведения проверки подписных листов комиссия области обязана заблаговременно сообщить указанным ли цам. Проверке подлежат все подписи участников референду ма и соответствующие им сведения об участниках референ дума, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки. 5. Проверке и учету не подлежат подписи участников рефе рендума, находящиеся в подписных листах, но исключен ные (вычеркнутые) инициаторами проведения референдума, если это ими специально отмечено в подписном листе или протоколе об итогах сбора подписей участников референду ма до представления подписных листов в комиссию области. 6. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку ини циативы проведения референдума, учитывается только одна подпись. 7. Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени одного лица другим лицом. Подписи, выполненные от имени одного лица другим лицом, признаются недостоверными на основании письмен ного заключения эксперта, привлеченного к работе по про верке достоверности подписей в соответствии с пунктом 4- настоящей статьи. 8. Недействительными считаются: а) подписи лиц, не обладающих правом участвовать в ре ферендуме, и подписи участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действи тельности. В этом случае подпись признается недействитель ной при наличии официальной справки органа внутренних дел; б) подписи участников референдума без указания каких- либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом све дений либо без указания даты собственноручного внесения участником референдума своей подписи в подписной лист; ^в) подписи участников референдума, внесенные в подпис ной лист до дня, следующего за днем регистрации инициа тивной группы по проведению референдума; г) подписи участников референдума* сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или ка рандашом; д) подписи участников референдума с исправлением в дате ее внесения в подписной лист, если это исправление специ ально не оговорено участником референдума, а также подпи си участников референдума, даты внесения которых простав лены участниками референдума не собственноручно; е) подписи участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об участниках референдума, если эти исправления специально не оговоре ны участниками референдума или лицами, заверяющими подписные листы; ж) все подписи участников референдума в подписном ли сте, в случае если подписной лист не заверен собственноруч ной подписью лица, собиравшего подписи, и (или) уполно моченного представителя инициативной группы по проведе нию референдума, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, собиравшем подписи, об уполномо ченном представителе инициативной группы по проведению референдума, в дате внесения подписи указанными лицами, имеются исправления, специально не оговоренные ими; з) подписи участников референдума, собранные с участи ем органов государственной власти, органов местного само- ( П р о д о л ж е н и е н а 1 0 - й с т р . )
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz