Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ газета* 11 сен тяб р я 2 0 0 4 г . , № 1 7 8 ( 2 2 3 0 6 ) гКомментарий недели в Липецке появится супер­ правительство? Как уже сообщала наша газета (см. номер за 8 сентября), Липецкий горсовет утвердил новую структуру муниципальной администрации. С января у градоначальника Михаила Гулевского останутся только три заместителя вместо прежних шести. Первая жертва реорганизации уже известна: по выслуге лет ушел на пенсию первый вице-мэр Владимир Полухин. Казалось бы, объем полномочий у оставшихся трех заме­ стителей должен удвоиться. Но здесь начинается самое ин­ тересное... Согласно новой структуре руководитель аппарата (в настоящее время эту должность занимает Иван Кошелев) будет курировать отдел бухггштерского учета, а также пять управлений — правовое, ангшитическое, информационное, делами, организационно-контрольной и кадровой работы. И все... А где же комитет по связям с общественностью, кото­ рый до недавнего времени находился в ведении Кошелева? Он, получив статус департамента, окажется в “епархии” пер­ вого вице-мэра. Другой заместитель лишь унаследует осколки “империи” Владимира Полухина — три управления (ЗАГС, по учету и распределению жилья, по делам ГО и ЧС) и два отдела (ар­ хивный и мобилизационной подготовки). Ну а руководить городом, по сути, будет первый замести­ тель главы администрации. Под его началом окажутся 12(!) департаментов, экологический отдел и инспекция архитек­ турно-строительного надзора. Курировать он будет экономи­ ку, финансы, жилищно-коммунальное хозяйство, городской транспорт, здравоохранение, культуру, образование, соци­ альную защиту — все, пожалуй, и не перечислишь. Получа­ ется, что с января без ведома первого заместителя градона­ чальника нельзя будет решить ни один мало-мальски значи­ мый вопрос. Так кто же станет “сверхзаместителем”, в руках которого окажется весь город? Известно, что административную ре­ форму в Липецке готовил первый вице-мэр Валерий Федо­ ров. Надо полагать, что в роли “сверхзаместителя” Валерий Петрович видел в первую очередь себя. Хотя прогнозы, как известно, — дело неблагодарное. Ведь Михаил Гулевский в беседе с корреспондентом “ЛГ” так и не дал окончательного ответа, кто же из “замов” сохранит свой портфель. “Посмотрим”, — вот все, что сказал Михаил Вла­ димирович. Так что ня должность “самого главного зама” вполне могут быть другие претенденты — Иван Кошелев или Владимир Мигита. И все-таки остается впечатление, что в городе реформа исполнительной власти не доведена до логического конца. В недрах горадминистрации фактически создано муниципаль­ ное правительство во главе с “суперзамом”. Так почему бы не выделить его в самостоятельный орган? Это не прихоть. У главы муниципального правительства должен быть замести­ тель, который заменит его во время отпуска или болезни. В противном случае временная нетрудоспособность “суперза­ ма” может парализовать работу всей муниципальной адми­ нистрации. Ведь без его ведома, как уже было сказано, в городе не будет решаться ни один вопрос. Сергей КИБАЛЬНИЧЕНКО. .плтэг.тсс;' завалы памяти (Окончание. Начало на 1-й стр.) Однако, ругая современное ТВ, мы пока пилим опилки. Оно есть, оно будет. И никакие требования «закрыть», «зап­ ретить» и т. д. не помогут. Но это не означает, что корректи­ ровки в телевизионной политике невозможны в принципе. И начаться они могут на региональном уровне, где местное телевидение ближе к обычной жизни, к людям, более, я бы сказал, совестливое. Свою роль здесь должна сыграть и мес­ тная власть. Только не с помощью телефонного права и про­ чих аппаратных штучек. Есть другие варианты — баланс интересов, социальное партнерство со СМИ. В Липецкой об^ ласти все они работают достаточно давно и успешно. Нормой стали регулярные брифинги и пресс-конферен­ ции, на которых руководители органов власти фактически отчитываются перед прессой (а в ее лице — перед избирате­ лем). Результат этих доверительных отношений — полная поддержка масштабных культурных проектов. Так, выстав­ ка из коллекций Эрмитажа обрела прописку в Липецке на несколько месяцев именно благодаря тому, что мы нашли единомышленников в лице журналистов. И имела огромный успех, собрав свыше 100 тысяч посетителей, а областной краеведческий музей благодаря проведению выставки стал одним из лучших в стране. Кстати, у нас даже в небольших городах и районах есть собственные выставочные залы и кар­ тинные галереи. А наши малые города — Елец, Задонск, Лебедянь, Чаплыгин — каждый сам по себе музей под от­ крытым небом. Поэтому к нам едут знатоки и ценители на­ стоящего, причем не только из разных уголков России, но и из-за границы. Я говорю сейчас о том фоне, на котором и будет проходить у нас очередной международный форум. Почему на этот раз именно телевизионный? Тому тоже есть причины. Не так давно мы провели показ фильмов рос­ сийского фестиваля игрового кино «Сталкер», и залы кино­ театров были переполнены. Это запомнилось, отложилось, отстоялось. В начале года создали свое губернское телевиде­ ние «Липецкое время», которое изначально заряжено на со­ зидание, на позитив, на тот самый человеческий фактор, который в свое время был оплеван иными горе-реформато­ рами. А еще перед каналом стоит задача — расчищать зава­ лы памяти, обратившись к родным истокам. Однажды липецкие библиотекари провели среди юных читателей социологический опрос на тему «Ваш любимый герой». Первое место занял Гарри Поттер... Но наша печаль по этому поводу, я бы сказал так, продуктивна. Мы видим проблему и беремся ее решать. Молодежная политика в ре­ гионе — в числе приоритетных, как и информационная бе­ зопасность. В области издается детская газета «Золотой клю­ чик», многократный лауреат различных российских конкур­ сов СМИ, выходит газета “Молодежный вестник”. В боль­ шинстве местных газет, на теле- и радиоканалах есть моло­ дежные страницы и передачи. Областной бюджет оплачива­ ет подготовку молодых журналистов в Елецком гос- университете по целевым направлениям редакций. Словом, пишущих и снимающих мы готовим на родном воздухе. Популярное в Липецке историко-патриотическое обще­ ство «Наследники Александра Невского» начинало с обще­ городских конкурсов детских рисунков и сочинений на тему «Защитники земли русской», а потом учредило свой альма­ нах. Так вот, несколько номеров были полностью сделаны школьниками и студентами. У общества есть своя телесту­ дия, собственная передача «Отчина* на областном ТВ и идея создания фильмотеки для школ о знаменитых земляках — полководцах, святых подвижниках, героях. И все это — вместе с ребятами. Четверть века существует в Липецке дет­ ское творческое объединение «Спектр», которое преврати­ лось в настоящую школу тележурналистики. За это время в эфир выпущено более трехсот программ, создано несколько десятков документальных фильмов о сверстниках. Ребята сами придумали детский фестиваль «Весенняя капель» — вот уже шесть лет существует это уникальное сообщество юных корреспондентов и киношников, объединяющее свер­ стников из разных уголков России и ближнего зарубежья. Так что почва для появления на липецкой земле ново­ го телевидения подготовлена. В рамках предстоящего форума пройдут мастер-классы известных тележурналис­ тов и кинематографистов, творческие конкурсы, темати­ ческие семинары и «круглые столы». Девиз форума зву­ чит, как никогда, актуально: «Новому поколению — теле­ видение без цинизма и жестокости*. Подчеркну еще раз: речь идет о создании принципиально иного ТВ — нацио­ нального и поистине одухотворенного. ^Собеседник “ Л Г ’ “Строя дома от случая к случаю, невозможно создать единый город.. в этом убежден елецкий архитектор Александр Новосельцев “ Архитектор создает СРЕДУ, в которой живет человек. Заметьте, не просто украшает ее, а творит. И не случайно традиционно считается, что архитектура одно из самых сложных видов искусств” ,— утверждает советник Российской Академии архитектуры и строительных наук (РААСН), член Союза архитекторов России, автор проектов, исследований и разработок, краевед, писатель, член Союза писателей РФ (книга “ Елец веками строился” известна за пределами Липецкой области. — Прим, автора.), архитектор и просто талантливый человек Александр НОВОСЕЛЬЦЕВ. Наш корреспондент встретился с Александром Васильевичем, чтобы лучше узнать прошлое древнего Ельца, который отмечает сегодня очередной день рождения, чтобы разобраться в его настоящем и заглянуть в градостроительное будущее. Однако разговор не мог не выйти за рамки предполагаемой темы. “Россию создало пространство” — Творческая ли моя про­ фессия, спрашиваете? Если ис­ ходить из понятия "творчество”, то, конечно, моя работа творчес­ кая: от меня же требуется при- ду-мы-вать, — начал разговор Александр Новосельцев. — Од­ нако при этом нельзя забывать о том, что именно архитектура — как никакое из других видов искусств — искусство синтети­ ческое! С одной стороны, оно объединяет технологии, строи­ тельные материалы, производ­ ство, с другой — в основе его лежит творческая идея. С одной стороны, архитектура — то же, что и скульптура, она творится руками человека, и так же плас­ тична. Но с другой, есть главное отличие архитектуры от других видов искусств, и это главное — его функциональность! Мне хо­ телось бы вспомнить слова ве­ ликого Витрувия. Жил во второй половине I века до нашей эры такой римский архитектор и ин­ женер. Так вот он очень просто определял понятие "архитекту­ ра": ПОЛЬЗА, КРАСОТА и ПРОЧ­ НОСТЬ. - ' Обрати^лея' к истории евро­ пейской"архитектуры. Она берет о»ет с X века и делится на со­ вершенно четкие характерные периоды: романскийЦс 950-го года по середину X!!! века). Это крепостная, тяжелая архитекту­ ра, в которой преобладает имен­ но функциональность. Приходит XV век и ренессансный период, возвращающий к классике, и длящийся уже "всего" 150 лет. Потом на 120 лет вспоминают о барокко, и так далее. Начало XX века с уже пятнад­ цатилетним "правлением" мо­ дерна, довоенным советским конструктивизмом — мощным, повлиявшим на весь мир, но столь же коротким; послевоен­ ным сталинским ампиром. Об­ ратите внимание на ритм! Вре­ мя уплотняется, и существенно сокращаются периоды суще­ ствования стилей. Это первая тенденция, на которую я хотел бы обратить внимание. Вторая кроется в смене простого и сложного. Как только стиль до­ ходит до пика, своего предела, архитекторы, понимая, что дви­ гаться дальше некуда, сметают все, оставляя только белый лист, и начинают обращаться к исто­ рии. К простоте, к классике. — Напрашиваются анало­ гии с жизнью общества: вол­ ны демократии и диктата друг друга сменяют в той же пос­ ледовательности. Но не каж­ дому правителю удается за­ явить о себе как о законода­ теле стиля в искусстве... — Монопольная власть все­ гда существует как имперская власть. Но только она, а не ее подобие, создает грандиозные ансамбли. Демократия, действи­ тельно, не создает ничего. Она скорее рушит то, что создано предшественниками. Обратите внимание, вАмерике, например, нет ансамблей. Впрочем, это совершенно особенная страна, не подпадающая под стандарт­ ные рамки. Она вроде бы и им­ перия, а вот что касается суще­ ствования каких-то единых за­ мыслов по организации про­ странства — их там просто нет. — Мне вспоминается пе­ риод , хорошо описанный Хейли в его романе “Отель” , когда преуспевающий в гос­ тиничном бизнесе воротила подгребал под себя малень­ кие, а потому неконкуренто­ способные, отели и создавал в них единый стандарт, тем самым просто обезличивая индивидуальность. По-мое­ му, очень актуально именно сегодня, во времена глобали­ зации. — Далеко не всегда власть и финансы дают человеку способ­ ность созидать НЕЧТО. По нашей стране хорошо видно, что суще­ ствует целый пласт людей, не имеющих имперского мышле­ ния, Творение их рук — НИЧТО. Тот же Ельцин — личность? На первый взгляд, конечно. Но он создал себя с помощью эфемер­ ных, ничем не измеряемых ве­ щей— тех же СМИ. Империи при его правлен1|и не существовало. Человек, разбирающийся в ис­ тории искусства, понимает оче­ видность этого явления: при от­ сутствии стремления к объеди­ нению, единому пространству, иного было не дано! — Но сегодняшнее моло­ дое поколение россиян, как раз то самое, которое рас­ тет в стране иного “форма­ та” . Как раз в этой среде и ф рмируются молодые архи­ текторы, художники и прочие, которые сменят вас, напри­ мер. Способны ли они будут мыслить столь же масштаб­ но? Или стили искусства со­ всем скоро выйдут на оче­ редной виток в развитии? — Великий историк Ключев­ ский сказал: "Россию создало пространство” . Именно про ­ странство, с его холмами ("нет ничего кра'ше всхолмленной по­ верхности"), лесами-полями,- обилием всего этого! И человек может прожить полвека, не видя тайги, но она внутри него — ге­ нетически! У меня до сих пор наш единый Союз живет внутри. Союз распался! Да я не могу представить, что та же Украина — ругое государство, и не по­ тому, что хочу всех — под один |^лак. Во мне, как и в миллионах других, ГЕНЕТИЧЕСКИ заложено чувство единого целого, которое и создает в каждом единствен­ но главное — НАЦИОНАЛЬНУЮ ко поненту. Но эта составляю­ щая будет жить ровно столько, насколько хватит нашей генети­ ческой памяти. В истории не бывает ничего елучайного — Нам в наследство дос­ талась огромная духовная кладовая, богатствами кото­ рой вот только распорядить­ ся по-умному таланта не хва­ тае . Не оттого ли, что забы­ ли простую истину: “Без по­ знания прошлого невозмож­ но постижение будущего”? — Живя в настоящем вре­ мени, обуреваемые идеями бу­ дущего, мы обязаны оглядывать­ ся назад — в свое прошлое. Ведь, по сути, находимся-то на островке между прошлым и бу­ дущим. И вся история Ельца — тому прямое подтверждение. Почему крепостные стены стали возводить на горе именно в ме­ сте слияния Сосны и Ельника, где сама природа позаботилась о неприступности цитадели? Правильно потому, что нашлось стратегическое обоснование: выросли Ливны, стоял Воронеж, а вот это конкретное простран­ с во оставалось пустым, чем не преминули воспользоваться та­ тары, беспрепятственно добрав­ шиеся до стен Москвы. При­ шлось срочно собирать рать. А вот не прошли бы они, когда еще вспомнили бы о строительстве! — Коль заговорили о пер­ вых градостроителях, неволь­ но возникает вопрос: кому же было легче? Мастеру городо­ вого дела Илье Катеринину, воеводе Ивану Мясному и тем другим, которым пришлось на голом месте, с белого ли­ ста город возводить, или ар­ хитекторам XXI века делать “лицо” теперь уже древнему, как сама Русь, Ельцу на но­ вом витке цивилизации при­ чем с учетом всех ее истори­ ческих особенностей и пред­ посылок? — Чтобы сформировать лицо города, мы должны понять, ка­ ким должен быть облик Ельца, но без знания истории эту зада­ чу не решить. Елец существует с тех самых пор, как только по­ явился здесь первый человек. И в т с тех пор история каждого жителя — это история созида­ ния Ельца. Наш город — это, режде всего, памятник архитек­ туры, истории градостроитель­ ства. Один из немногих городов, который в совершенстве сохра­ нил свою планировку. А ведь каждый из пяти веков, начиная с XV! века, привносил что-то свое, наслаивая на лик города что-то новое, присущее только ему. Вдумайтесь, пять веков преем­ ственности! Отпала надобность в оборонительной функции кре­ пости — город начал перерож­ даться в мирное поселение, и его строительство пошло по другим канонам, а после зна­ менитого пожара XVIII века и вовсе шел иной век, “ век золо­ той Екатерины". И вот тут нам стоит вновь вернуться к эпохам и стилям. Век Екатерины основан на принципах классицизма, что нашло яркое выражение в ар­ хитектуре города. По утверж­ денному Екатериной генплану 1770 года в Ельце все линии должны были стать четкими, “ ясными” , как того требуют идеи классицизма . Однако случилось так, что ельчане про­ сто -нап рос то схитрили , не подчинившись царскому указу. “Там, где сгорели дома и люди оказались на улице — те сно­ сить. А те, что остались внут­ ри кварталов, и сохранить. Пусть доживают свой век". Так сохранилось около 40 процен­ тов древних улиц. Произошло наслоение старой, “дорегуляр- ной", свободной планировки, подчинявшейся оборонным за­ конам крепостного кольца, на новые принципы прямолиней­ ности. В результате при всей жесткости планировки улиц вы не найдете НИ ОДНОГО пря­ мого угла! Сохранился до се­ годняшнего дня и сам принцип застройки, который выразился в Законе красных линий. Это линия, по которой стоят дома, и за которую домовладелец не имеет права выступать. Серьезным испытанием для Ельца стала середина XX века, когда известная нам триада “ польза, красота, прочность" по­ служила эталоном, показатель­ ным примером низведения кра­ соты до нуля, в минус, если хо­ тите. — Не хочу выступать за­ щитником “хрущевской пла­ нировки” , но все же един­ ственный, хотя и весьма, на мой взгляд, сомнительный “плюс” тех многоэтажек: по­ пытка решить вечный квар­ тирный вопрос . Чем не “польза” по Витрувию? — Мы забыли еще о "проч­ ности" — вот с ней-то не поспо- рищь! А “ польза" — она скорее идеологическая: каждому по квартире, при этом сузив до минимума количество квадрат­ ных метров на душу населения. Кстати, решение данной про­ блемы началось задолго до Ни­ киты Сергеевича. Да и никто не спорит — всему свой срок, и этот шаг был необходим на то время, в тех конкретных усло­ виях. Но что произошло за это время с городами! Впрочем, Ельцу вновь была уготована особая судьба: он су­ мел сохранить свой стиль, вый­ дя из битвы с “ гигантами мыс­ ли" с наименьшими потерями. Не случайно же, когда перед войной городу делали генераль­ ный план, в сопроводительной записке указали: “К сожалению. Елец не смог стать социалис­ тическим за это время". И зна­ ете, почему это было поставле­ но в упрек? Идеология партии не была до конца понята горо­ жанами. На самом деле, ельча­ не с их исторической памятью не могли взять в толк, отчего крепкие, добротные дома нуж­ но сносить? Но тем не менее генплан начал было уже вопло­ щаться. И теперь, спустя деся­ тилетия, мы можем дать свою оценку тем “памятникам эпохи", которые так и не вписались в тканевую структуру древнего города. ■ Чтобы грамотно разрешить вопрос гармонии в соотношени­ ях, надо смотреть, каким зако­ нам подчинялась архитектура прошлого. Не должно новое быть агрессивным! С другой стороны, надо считаться и с тем, что время не стоит на месте. О “малиновых пиджаках” — любителях готики — Вот-вот, теперь самое время вспомнить про “новых русских” . А куда от этого де ­ нешься? Судя по ярким че­ репичным крышам и много­ численным башенкам, в Ель­ це, издревле слывущим купе­ ческим городом, появилось новое поколение “малиновых пиджаков” — любителей готи­ ки. Они-то своим своеобраз­ ным вкусом смогли повлиять на архитектурный облик Ель­ ца? —Некоторые “ новые русские" настолько хотят стать “старыми” русскими той, далекой, России с усадьбами и поместьями про­ шлого, так стараются вернуть былой стиль, что в своем копи­ ровании доходят до абсурда! Но тут уже вопрос скорее в психо­ логии. Почему слой состоятельных людей, появившихся в нашем обществе, вызывает улыбку? Да потому, что большие деньги сами по себе не добавляют культуры их владельцам. Формировать понятие прекрасного должна не­ кая культурная среда. Среда Ель­ ца в данном случае. А она, как мы помним, благодаря истори­ ческим предпосылкам, особен­ ная. Хорошо, если человек с деньгами хотя бы слышал об этом. — Зачем? У него своих проблем — полный бумажник. Он к вам, специалистам, об­ ратится. Что будете делать, на свой уровень культуры подни­ мать или тех же башенок (вот дались же!) штук двадцать по всей крыше — как заказыва­ ли? — Деньги дают чувство сво­ боды. Иллюзия? В какой-то сте­ пени, но, судя по тому, как мы бросились в водоворот “ что хочу, то и делаю", по этой свободе истосковались все: и денежные заказчики — появилась возмож­ ность приобретать любые мате­ риалы, и исполнители, желая вы­ разить свое творческое начало. Некоторые архитекторы рассуж­ дают так: “Ну хочет замок вмес­ то дома, есть у него на это сред­ ства — пожалуйста!” И давай го­ родить огород! Но надо же счи­ таться с исторической основой среды, с ее правилами и закона­ ми. Вот и вновь встает вопрос внутренней культуры. Жаль, что не всегда люди по­ нимают, что стенами они выра­ жают свою сущность. Архитекту­ ра сродни психологии, в полной мере помогает помочь узнать внутренний мир. Вот говорят: "Понастроили особняков” . Но ведь при всем том исконный смысл этого слова давно забы­ ли. Что такое особняк? Отдель­ но, особо стоящий. То есть для него требуется особое простран­ ство. Шесть городских соток для способных потянуть большое строительство — это же не серь­ езно! Тот же богатый мир Запа­ да давно уже покинул городские территории и стал селиться в пригородах. Вот там, где про­ странства много, — ворочай, что хочешь! А в городе будь добр следовать градостроительным законам. И не разрушать единый архитектурный ансамбль. Берега — Даже тот, кто никогда ,не бывал в Ельце, наверня-' ка, хотя бы слышал о том, что город стоит на реке. Но не нонсенс ли, река есть, а на­ бережная отсутствует? — Отсутствие набережной сложилось как-то исторически: не было ее, и никто не задумы­ вался о ее необходимости. Для тех же рыбаков в таком положе­ нии вещей есть даже некая пре­ лесть: соловьи поют, тишина, сиди себе, рыбу лови... Но, если говорить серьезно, то, конечно, набережная быть должна: к реке практически невозможно подой­ ти, и пусть наша Сосна не судо­ ходная, но все же и не мелкая речушка — лодки-то по ней про­ ходят. Вполне возможно, что помимо зоны отдыха, коей яви­ лась бы набережная, могла бы появиться и. лодочная станция... На самом деле, город, претен­ дующий на звание одного из кра­ сивейших городов, заслуживает того, чтобы как-то обозначить присутствие реки. Но есть большая проблема, которая во многом влияет на решение этого вопроса —весен­ ние паводки. Многие помнят вес­ ну 1970 года, когда на вертоле­ тах спасали затопленных жите­ лей, а вода достигала террито­ рии нынешнего засосенского рынка. Действительно, вода под­ нимается со 114 до 122 отмет­ ки, то есть на 8 —14 метров. Мо­ жете представить, что остается на берегах после “ отлива". С другой стороны, в космос-то ле­ таем, скафандры, как оказалось, лучше всех в мире шьем? Зна­ чит, решение и этого вопроса зависит от нашего желания в первую очередь. — Что ж , набережная в Ельце — это вопрос отдален­ ного будущего. А вот переме­ ны, происходящие в Засо- сенской части города, уже сегодня просто удивитель­ ные. Скоро, надо полагать, наш город не узнают не толь­ ко приезжие, но и его корен­ ные жители... — Перед архитекторами сто­ ит главная задача: найти ответ на вопрос — как сформировать современный облик Ельца, где каждый камень — многовековая история? Строя дома от случая к случаю, невозможно создать единого городского ансамбля. Проблема заключается в том, что архитектор должен мыслить на перспективу, тогда как исполни­ тели спешат, торопят — живут днем сегодняшним. Но что та­ кое дом? Помимо всего — тепло и водоснабжение, канализация и прочее. Может быть, чтобы в не­ далеком будущем не ломать го­ лову над строительством допол­ нительных коммуникаций, пра­ вильнее было бы проектировать целый квартал, а не одну много­ этажку! Пожалуй, главный девиз врачей “Не навреди!" актуален и для нас, архитекторов. Это зна­ чит, что, двигаясь вперед, нам всегда нужно помнить об исто­ рическом прошлом и, вырабаты­ вая главную идею, не забывать об исторических принципах раз­ вития Ельца. Милада ФЕДЮ Беседу 13Е К1 вела ИНА. г.Елец. Когда российский бензин Россиине покарману... (Окончание. Начало на 1-й стр.) Сдерживать ценовой вал предприятия розничной торговли нефтепродуктами (а они — лишь посредники между НК и потребителями) не могут. На недавнем совещании в Волгограде было подготов­ лено обращение к прави­ тельству — ввести регули­ рование цен на продукты нефтепереработки. Но до сих пор реакции на него нет. Сегодня уровень розничных цен на бензин уже превыша­ ет 70-процентов и стреми­ тельно приближается к ми­ ровым. Число потребителей, которые не в состоянии по­ купать бензин и ГСМ, в стране растет. Участники заседания сделали однозначный вывод : ситуацию на рынке нефте- А продуктов рынком назвать ч нельзя. В этом году экспорт нефти увеличен на 20 про­ центов, а добыча ее — всего на 10 процентов. Нефтепе­ рерабатывающие предприя­ тия недогружены, и дефи­ цит бензина и ГСМ — уже не призрак, а реальность. Но чтобы цены держались на приемлемом уровне, предложение должно опере­ жать спрос. Прозвучал и другой вы­ вод: потребительский рынок все более накаляется и мо­ жет стать взрывоопасным... Какие предлож ения сформулированы на заседа­ нии? Только государствен­ ным регулированием цен положения не изменить. Не решит вопрос и увеличение экспортных пошлин. Нуж­ но создавать Российскую биржу нефтепродуктов и с ее помощью вырабатывать надежный механизм ценооб­ разования, обеспечивая про­ зрачность рынка. Предло­ жено также (по аналогии с инвестициями в промыш­ ленность) часть средств пух­ нущего Стабилизационного фонда конвертировать ЦV\ нефтепродукты и тем самым сбить рост цен внутри стра­ ны. Особую роль выступаю­ щие отводили позиции вла­ сти на местах. Ныне цено­ вую политику задают бога­ тые Москва и С.-Петербург, но это влияние преодолеть в регионах можно. Ведь ре­ гиональные руководители— те же “заложники” полити­ ки правительства и НК, они ответственны за обеспечение своих территорий нефтепро­ дуктами. А значит, надо стремиться к более тесному взаимодействию с региона­ ми. Может быть, есть смысл создавать региональные це­ новые комитеты на местах. Хотя, было подчеркнуто, не все губернаторы готовы на такой союз, предпочитая бо­ лее тесный контакт с неф- тебаронами. Предложено также ис­ пользовать практику согла­ шений между органами вла­ сти на местах и поставщи­ ками нефтепродуктов. А в критические периоды ис­ пользовать и запасы госре- зерва. Сейчас операторы роз­ ничного рынка нефтепро­ дуктов не в состоянии ре­ шить сложнейшую задачу в одиночку. Но союз всех за­ интересованных сторон — это уж е авторитетный субъект экономической стратегии. Учтем, однако: все упи­ рается в макроэкономику, осуществляемую в стране. Сырьевой крен при неразви- вающейся промышленности и диктует однобокую эконо­ мическую политику. Даже продукты российской нефте­ переработки не нужны За­ паду, предпочитающему сы­ рую нефть. А это — симп­ томы далеко зашедшей бо­ лезни. Но лечить ее надо, дабы не остаться при одном только пиве, которое так ак­ тивно пропагандирует рос­ сийское телевидение. Участники совещания выработали и ряд других предложений, которые, пос­ ле тщательного обсуждения, будут доведены до прави­ тельства. В заседании совета ди­ ректоров Российского топ­ ливного союза принимали участие заместитель главы администрации области Владимир Лаврентьев, пред­ седатель областного Совета депутатов Анатолий Савен­ ков, депутат Госдумы РФ Сергей Афендулов, предсе­ датель городского Совета депутатов Валерий Синюц, заместитель главы админи­ страции г. Липецка Влади­ мир Мигита. После заседания состоя­ лась пресс-конференция для журналистов областных СМИ. Владимир ПЕТРОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz