Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
24 января 2004 г., № 15 (22143 ) ЛИПЕЦКАЯ ' ' • ! * ■ ' •'■ч* Ч » Д 1 Рубрику ведет Елена ТАРАВКОВА. « ^ Т р е в о г а Голубой экран» с красными пятнами у телевидения, как у древнегреческого бога, два лица. Одно — умное, интеллигентное, серьезное. Это когда мы включаем свой «волшебный ящик» и узнаем что-то новое, интересное, слушаем хорошую музыку, смотрим талантливый спектакль. Но есть и другое — тупое, недоброе. Это оно отражается в сетке программ, где — помимо рекламы, политических споров и сериалов — немыслимое количество боевиков, фильмов ужасов, криминальных программ. С утра и до вечера крики, взрывы, насилие, кровь, мольбы о помощи... Оно навязывает нам состояние постоянного стресса. Да леко не каждый взрослый человек, психологически более или менее устойчивый, способен отстраниться от этого, если уж включил телевизор, то, по крайней мере, не принимать близко к сердцу игру в ужастики, не позволять себе запу гать, подавить. А дети? Из-за постоянной занятости родителей телевизор для ре бенка — часто единственное развлечение. Дошколята любую информацию впитывают как губка. Все, что происходит на экране, воспринимается буквально, для них это реальность. И они еще не осознают — плохо или хорошо то, что им пока зывают. И не способные прочувствовать чужую боль, с легко стью переносят увиденное в свои игры, подражают телеперсо нажам. Помните случай с четырехлетней девочкой в соседнем Белгороде? Насмотревшись рекламы дезодоранта Еехопа, де вочка прыгнула с балкона четвертого этажа — хотела «поле тать» так же, как и тетя из рекламного ролика. И это может случиться не только с самыми впечатлительными детьми. Конечно, многое зависит от семьи, от воспитания, от раз вития ребенка. Но любой малыш, если включен телевизор, бросит какое угодно занятие и уставится на экран. Этому способствуют и высокие звуковые частоты, и яркие краски, и быстрая смена кадров. Дети очень легко, намного легче взрослых, поддаются экранному «трансу». Вы наверняка на блюдали, как долго ребенок, словно зачарованный, может сидеть перед телевизором, не замечая посторонних шумов и не обращая внимания, что происходит вокруг. Хотя это же аксиома: далеко на все, что транслируется по телевидению, ему стоит смотреть. И даже не всякая детская передача или фильм полезны — необходимо учитывать возраст маленько го зрителя. Психологи считают: малышам, не достигшим трех лет, вообще нельзя смотреть телевизор. Кроме радиационного излучения телесеансы оказывают негативное влияние на нео-- крепшую психофизиологию ребенка. Длительное зрительное напряжение приводит к раздражительности. Ребенок кап ризничает, становится вялым, у него нарушается сон. И ро дителям лучше самим себе отказать в удовольствии посмот реть боевик, а посвятить вечер ребенку, поиграть с ним, по читать ему книжку. С трех лет телевизор смотреть можно, но не более двух часов в сутки. Повторюсь: специальные службы, отвечающие за каче ство выходящей в эфир продукции, не особенно разборчивы. Их заботят деньги, доходы. Поэтому только мы, родители, должны «отфильтровывать» ненужное для наших детей. Это сложно, тем более что по-настоящему развивающих, позна вательных, увлекательных детских передач не так много. Советские мультфильмы с добрыми милыми зверушками давно отошли в историю, а экран заполонили покемоны и электронные монстры. Не так давно мне довелось побывать в гостях у родствен ников в Турции. Удивило большое количество каналов для детей. Много коммерческих кангшов для взрослых, забло кированных специальными кодами, недоступными детям. А особенно удивило то, что ни в новостях, ни в в каких-либо других передачах в дневное время я не увидела ни одной сцены насилия, ни одной капли крови. Я поинтересовалась у хозяев: «Что, неужели у вас нет убийств, грабежей?». А они мне ответили: «У нас есть все, как и в любой другой стране. Но мы беспокоимся о нашем будущем. А будущее — это дети. И на них не надо слишком рано обрушивать всю жестокость этого мира, отнимать у них чувство безопаснос ти. Если постоянно показывать им ужасы и горе, разве смо гут они стать полноценными людьми?» Там это понимают. А когда до такого понимания дорас тем и мы? Пока этого не случится, в стране будут расти не врастеники, психопаты или просто потенциальные преступ ники. Елена ЯШНИКОВА. Собеседник «Очага» Секреты дирижера ----г-”-” * ' * 1 и - : Л г г) 4- Знакомьтесь: сегодняшний собеседник «Очага» — заместитель директора липецкой гимназии N° 12, преподаватель информатики Виктор Добромыслов. Виктор Анатольевич — абсолютный победитель областного и лауреат Всероссийского конкурсов «Учитель года-2003». Защищая честь педагогов области, он попал в номинацию «Учитель-воспитатель». Именно воспитатель, а не специалист по информационным технологиям, хотя знаний по предмету ему не занимать. Тем не менее столичное жюри под председательством самого Амонашвили уловило именно эту «изюминку» Добромыслова — умение быть для детей не просто наставником, но и надёжным другом, помощником. Как ему это удаётся? — Виктор Анатольевич, а как можно воспитывать на уроках информатики? — Это можно и нужно на каждом уроке. По сути, мы воспитываем ребёнка, когда учим его ■использовать зна ния на практике, проводить какие-то аналогии, связы вать то, что изучается, с его пусть пока небольшим жиз ненным опытом, с тем, что он наблюдает. Конечная цель — чтобы ученик вписал себя в окружающий мир, нашел свое место в обществе. Сейчас наша система об разования узко специализи рована. Каждый предметник «зациклен» на конкретных задачах, которые перед ним стоят. Это большой минус. Всё-таки где-то должен при сутствовать, так сказать, об щемировоззренческий, ду ховный настрой. Хорошо, если учитель использует ин тегрирующие методы, рас сматривает смежные дисцип лины, показывает, как про никают друг в друга разные науки. Во всяком случае, мой предмет для этого иде ально подходит. Ну, казалось бы, чему тут учить, кроме как на кнопки нажимать? Оказывается, многому. Допустим, расска зывая ученикам о возможно стях графического редактора, я параллельно знакомлю их с шедеврами мирового изоб разительного искусства. Они смотрят репродукции Рубле ва или Леонардо да Винчи и постигают способы визуаль ного отображения мира. Шаг за шагом мы ищем ответы на вопросы: почему у великого ■художника картина получи лась столь притягательной и естественной? В чём его сек рет? Что нужно для того, что бы добиться такого, — та лант, вдохновение или ещё и специальные знания? И когда ребёнку буквально за двадцать минут удаётся изоб разить на экране компьюте ра улицу с уходящими в даль деревьями и домами, у него появляется уверенность в собственных силах. Вот это чувство успеха оказывает очень сильное воздействие, в том числе и воспитатель ное. Можно использовать тех нику и опосредованно. Ска жем, на моих уроках часто звучит спокойная классичес кая музыка. Тихо, ненавяз чиво. Дети её с удовольстви ем слушают. Приходят пос ле перемены взбудоражен ные, но моментально успока иваются, лучше усваивают материал. А кто-то, возмож но, уже и сам начнёт искать, записывать, слушать такую музыку. Так когда-то случи лось со мной. Я впервые старшеклассником услышал «Лебединое озеро» Чайковс кого и... — Как вы относитесь к компьютерным играм? Со вместимы ли они с «разум ным, добрым, вечным»? — Увы, авторы большин ства программ об этом не за думываются. У них другие цели — показать в «натуре», как разлетаются тела, брыз жет кровь... Я стараюсь «пе реключить» ребёнка на «мир ную» волну: «А знаешь ли ты, что такое анимация? Как заставить двигаться по экра ну нарисованную фигурку? Какими (щедствами это дос тигается?» В этот момент ученик перестаёт интересо ваться собственно процессом уничтожения, он погружает ся в творчество. Вот тогда и виртуальная игра будет ока зывать на него благотворное влияние. Сам по себе компьютер не вреден. Он развивает ло гическое мышление, учит ра ботать с информацией. Нет ничего плохого в том,, что ребёнок с его помощью на ходит себе друзей по интере сам, в том числе и через «ми ровую паутину». Но... надо не допустить, чтобы это ув лечение переросло в болезнь сродни наркомании, когда ребёнок убегает из дома, днюет и ночует в компьютер ных клубах, всеми правда ми и неправдами пытается добыть на виртуальные «иг рушки» деньги. Как с этим бороться? Ну, во-первых, открывать в школах бес платные компьютерные кружки. Во-вторых, вести их должны квалифицирован ные педагоги, способные ув лечь ребят, показать, что с помощью «умной машины» можно не только стрелять и разрушать, но и создавать. — У вас, я знаю, есть своя педагогическая концеп ция. В чём её суть? Подели тесь секретом, как учителю завоевать авторитет, чтобы его услышали, поняли и при няли? — Всё очень просто. По мните мудрое «Поучение де тям» Владимира Мономаха? Там он еще восторгается мно гообразием человеческих лиц. Действительно. Сколь ко их в мире, и ни одного похожего на другое. Каждый из нас неповторим даж е внешне. Бывает любовь с первого взгляда, а бывает и неприязнь. Но в дальнейшем она может ведь и исчезнуть. Первый контакт педагога и ученика происходит именно на уровне внешнем. Они смотрят на нас. И учителю не стоит прятаться за маску, играть роль, а постараться от крыть себя ребёнку. Тогда в силу вступает второй глагол — «видеть». Это уже слож нее. Тебе придется разглядеть в ученике даже то, что он пы тается спрятать от окружаю щих, чего он, возможно, стесняется. Бывает, ребёнок пытается таить свои увлече ния, боясь показаться смеш ным, несовременным в гла зах сверстников. Скажем, он любит читать Чехова и не ре шится признаться в этом приятелям, балдеющим -ОТ Гарри Поттера. Педагог обя зан, понимаете, обязан это разгадать и найти случай, чтобы сказать: «А мне тоже нравится Чехов. Это то, что никогда не выйдет из моды. Ты молодец!» Вот тогда по является третий «кит» — «понимание». Достучавшись до ребенка, ты уже можешь оказывать на него педагоги ческое влияние, даже прогно зировать его поступки. Я всегда советую выпуск никам педвузов: не начинай те знакомство с классом с выяснения отношений. Не переходите на крик, г^сть вас что-то и раздражает. (Здин раз оступитесь — и, возмож но, уже никогда не наладите контакт. В лучшем сл^ ае , они будут вас бояться. Заин тересуйте их собой, покажи те, что вы не узкий специа лист, а разносторонняя лич ность. Вы — дирижер, и не позволите ни первой скрип ке, ни ударнику играть кто во что горазд. Но в то же вре мя вы понимаете, какая му зыка им нужна, вы заслужи ваете их доверие... Беседовала Елена ТАРАВКОВА. газета ^С очин ени е о сочинении Шпаргалка для косноязычного Школьное сочинение стало притчей во языцех, головной болью многих учеников и их родителей. Волей-неволей я наблюдаю за этим почти два десятка лет, начавшийся учебный год — девятнадцатый в моей родительской жизни. И мысли, одна горше другой, приходят в голову. Сочинения не пишут, их (за редким исключением) спи сывают. Лето 2003-го года. МГУ, консультация перед сочи нением. Мамы ждут деток и мирно беседуют. «Вы не знаете, здесь списать можно? — интересуется моя соседка. — Мы только на это и рассчитываем!» Найти искомый текст проще простого: Интернет, «100 золотых сочинений», предисловия к изучаемым произведениям и так далее. Наши дети владе ют методикой этого поиска в совершенстве! И вот нужный текст найден, переписан, сдан на провер ку. Проверяют, оценивают. Хотя многие места этих сочине ний давно стали фольклором и известны учителям наизусть. А если текст оригинален, сообразить, кто его автор — уче ник или. репетитор, — довольно просто. Все всё знают. Но упорно продолжают бессмысленную «игру в поддавки». Навык грамотной письменной речи, способность развивать и обосновывать свои мысли, излагая их приятным уму и сердцу языком, не приобретён. В нашем Отечестве выпускное сочинение — тщательно подготовленная кампания с приличным финансированием. Сочинения собирают, покупают, медалистам пишут на за каз. Знаю ситуации, когда преподаватель «заявлял» меда листа, но тот с треском проваливался, и бедняга-словесник брался за перо сам. Знаю мамаш, которые вместе с бутер бродами разносили чадам шпаргалки. После введения семи десяти «пакетов» с пятью экзаменационными темами каж дое положение стала просто абсурдным. «Ничего страшно го, — бодро сказала одна из мам, — надо собрать 70 тем, по одной из каждого пакета!» Не иронизирую, не предъявляю претензий, не осуждаю — я, как и вы, в этом живу. Несколько лет назад я отстаивала свои потребительские права в суде. Отстояла. Получила на руки бумагу, где изла гались суть дела и решение по нему. Зная всю эту историю досконально, я с первого раза не смогла уловить смысл на писанного: у фраз было начало, но не было конца, падежи путались, логика отсутствовала. Документ был печально по хож на инструкцию к дешевым китайским часам. Но вернёмся к сочинению. Довольно долго я работала в читальном зале областной научной библиотеки и наблюдала за тем, как учатся студенты. Исключения, конечно, бывают, но в общем и целом это все то же унылое списывание. В ходу книги, где поколениями студентов отмечены «нужные места». Читатель бывает недоволен, если получает другое издание. И это при том, что нерадивые студенты в библиоте ку просто не ходят. В прошлом году на родительском собра нии в восьмом классе, кроме классного руководителя, были учителя-предметники. В диалоге с историком речь зашла о дополнительной литературе, которую можно использовать на уроках. Родители предложили заранее называть учени- ■ кам нужные книги, чтобы дети — мало ли что найдётся в домашней библиотеке! — принесли их на урок. «Но ведь у меня в методичке указаны страницы издания определенного года. Что я буду делать с другой книгой?» — парировал историк. Наверное, чему-то научить такой педагог может. Но толь ко не мыслить самостоятельно и излагать свои соображе ния грамотным языком. Никто не может научить тому, чего не умеет делать сам! Меньше всего я хочу бросить камень в школьного учите ля — скорее, готова снять перед ним шляпу. За полторы тысячи входить каждый день в клетку с тиграми, стараться их чему-то научить, а вечера отдавать репетиторству, чтобы хоть как-то свести концы-с концами. . . — ................. Мне бывает стыдно, когда воинствующий родитель кида ет в адфёс учителя: «Он ДблЖёнГ»'Рйдй'г*ёлй должны своим детям ничуть не меньше. Задача обучения и воспитания во обще, а значит — и обучения писать сочинение, вполне спра ведливо делится пополам. Учиться надо научиться. Вы читаете своему малышу сказ ку, обсуждаете понравившийся мультик — это первые бло ки в фундаменте выпускного сочинения. Устный пересказ прочитанного текста, письменный ответ на вопрос, класси ческое сочинение о летних каникулах или по картине «Трой ка» — вот и первый этаж готов. Ваш ершистый подросток вернулся с концерта любимой рок-группы, и вы искренне интересуетесь тем, как всё было, что пели, какие спецэффек ты использовали. Бородатые черно-белые дяденьки со страниц школьного учебника литературы тоже были молодыми, они страдали, надеялись, любили, предавали и жертвовали собой; с ними происходило то же, что и с нами. И дети наши пройдут этот путь. Художественная литература — прекрасный повод по говорить «за жизнь» — о неразделённой любви, о муках ревности, проблеме выбора, о красоте родной природы и речи, наконец. Рассуждать об этом можно долго и правильно. Как и о том, что свободного времени нет ни минуты, что школьная программа давно забыта и вспоминать не хочется, что «я учился сам», что жалко тратить часы и дни на ерунду. Ре шать вам. Хочу только напомнить: в двенадцать лет (психо логи доказали) ребёнок внутренне отдаляется от родителей, если у них нет контакта, интеллектуального в том числе. И это — навсегда. Из сильных и умных «вожаков» родители переходят в разряд «предков». Даже если до пенсии продол жают кормить любимое чадо с ложечки. Елена МАЛАХОВА, просто мама. Кто там, за стенкой? Московские психотерапевты Ирина Медведева и Татьяна Шишова продолжают цикл евоих бесед Одна из самых распространенных жалоб, с которой к нам обращаются родители, — жалоба на излишнюю застенчивость ребенка. Как выглядит застенчивый ребенок? Низко опущенная голова, сутулые плечи, в глаза не смотрит, что-то нервно теребит в руках, никогда сам не подойдет к ребятам на улице... И если агрессивный ребенок вызывает раздражение, то застенчивый трогает и даже умиляет. Он ведь такой робкий, безответный, не может за себя постоять. Но далеко не все задумываются над тем, что лежит в основе застенчивости, то есть желания спрятаться за стенку. Нам представляется, что основой этого свойства является крайний эгоцентризм. И умиляться уже не хочется. Беседуя с невротизирован - ными детьми о застенчивости, мы говорим , что застенчивый чело век совершает как минимум две ош ибки : во-первых, он уверен , что все люди смотрят тол ько на ^ е г о , а во-вторых, они будто бы ЧЬмотрят с осуждением или на смеш кой . На самом же деле у людей полно других забот, и они редко обращают внимание на о к ружающих. И каждый раз эти вроде бы незамысловатые объяснения вы зывают такую неподдельную за интересованность, что становит ся ясно; мы попали в цель. Но осо бенно поражает реакция детей на театральную сценку, которую мы предлагаем после такой беседы. Мы ставим два стула и говорим : «Вообразите, что два человека си дят д ру г против друга в метро. И вот один человек начинает смо т реть на другого, а тот смущается. Ему кажется, что в нем выискива ют недостатки, а на самом деле он, наоборот, понравился». Мы просим «актеров» как бы озвучить свою Внутреннюю речь, произне сти вслух то, что каждый из нас думает. Получаются примерно та кие монологи. Человек, который смотрит : Какой симпатичный мальчик! А джинсы такие отличные — потер тые, как у настоящего ковбоя. Кра сивый. Подбородок мужествен ный. Глаза умные... Вот бы с ним познакомиться! С теснительный человек: И чего он уставился? (опускает гла за .) Чем я ему не нравлюсь? (О г лядывает свою одежду.) Прокля тый прыщ на подбородке! (Закры вает подбородок рукой). Завтра никуда не пойду. И послезавтра... (На ближайшей остановке выска кивает из вагона.) Сценка «Метро» всегда съе дает массу времени, потому что каждый ребенок (даже если ему уже 14 лет) непременно хочет сы г рать роль стеснительного челове ка, выслушать свою порцию ком плиментов и посмеяться над тем, каким же он еще недавно был глу пым, не понимая такой простой вещи: когда на тебя смотрят — значит, ты очень нравишься. Этот этюд оказывает большое влияние и на взрослых. Букваль но с первого занятия мы стара емся внушить родителям, что по чти все они «недохваливают» сво их детей. И неизменно наталкива емся на скрытое, а часто и откро венное сопротивление. Уж не зна ем, было ли принято помногу хва лить ближнего в давние времена, но в советскую эпоху это ни в коей мере не приветствовалось и, на оборот, по отношению к детям считалось непедагогичным. Да и самооценку следовало ориентиро вать по преимуществу на кри ти ку, а не на похвалу. Одноклассни ки, сокурсники, сотрудники гово рили человеку по сути гадости в глаза, и это называлось «здоро вой критикой». Может быть, для людей спортивного , соревнова тельного склада это в какой -то мере и справедливо (хотя тоже сомнительно). Но для более тон ко ор ган и зо ва н н ой п си хи ки и склонностью к самоанализу, к реф лексии — а это ведь одна из глав ных особенностей русского мен талитета! — такие «воспитатель ные меры» просто губительны. Возвращаясь к этюду «Мет ро», мы хотим сказать, что мно гие родители по-настоящему на конец понимают свою неправоту насчет похвалы, когда видят, с какой ненасытностью их ребенок слушает банальные до идиотиз ма, однообразные (ведь это гово рится каждому, кто сел на «зас тенчивый» стул) комплименты . Такое впечатление, что «голодные» дети готовы слушать это часами,' сутками. Наблюдая сценку «Мет ро», мамы довольно часто начина ют плакать. Конечно, психотера певт, работающий с пациентом индивидуально, один на один, тоже может поставить в кабинете ширму и превозносить до небес «великого артиста». Но для з а с тенчивого ценно мнение не толь ко одного человека, тем более за ведомо доброжелательно настро енного. Помните, мы сказали, что такому ребенку кажется, будто на него смотрит весь мир? Так вот: группа и есть модель мира. И этот «мир» одобряет, восхищается. . Важно и другое . В группе он может побьпъ не только артистом, но и зрителем, и увидеть, как дру гие дети тоже преодолевают свою застенчивость. Пятилетний Ваня К. страдал выраженным истери ческим неврозом, который прояв лялся в крайних — и вычурных! — формах застенчивости. Он стес нялся, но при этом вел себя на столько необычно, настолько ма нерно, что привлекал внимание куда большее, чем, скажем, ребе нок с откровенно демонстратив ным поведением. Он долго не со глашался выступать, а когда, на конец, зашел за ширму, начал вытворять бог знает что: хохотал, визжал, рыдал, бросал в «зрите лей» игрушки , ползал и из поло жения лежа украдкой выглядывал в «зрительный зал». Неизвестно, чего бы мы добились с таким Ва ней, занимаясь с ним индивиду ально. Скорее всего, не слишком больших результатов. А тут он каждый раз, видя выступления и успех ребят из группы, буквально изнемогал от желания выступить, и на последних занятиях показы вал домашние этюды уже совер шенно нормально, без выкрута сов. Чтобы устранить почву для невроза, мало повьюить самооцен ку. И напротив, если на этом о с тановиться, можно лишь усу гу бить состояние пациента. Убедив шись в своих силах, поверив, что он лучше других, человек будет к месту и не к месту демонстриро вать это окружающим. И, есте ственно, получит отпор. Совсем д ру гое дело , если вера в свои силы влечет за собой желание сделать что-то хорошее для других: помочь, защитить, по сочувствовать. И по этому пути мы пошли, продолжая работу с Ва ней. Вот один из этюдов, который мы предложили ему при повтор ном прохождении цикла лечебных занятий. Ваня впервые пришел в детский сад. Он очень смутился, увидев вокруг столько новых лиц, и ни с кем не решался познако миться. Настроение у него испор тилось, и он уже собирался зап лакать, как вдруг увидел одиноко стоящего в углу мальчика. По лицу его катились слезы. — Что с тобой? — спросил Ваня. — Тебя кто-то обидел? Мальчик отрицательно помо тал головой. Ваня задал ему еще несколько вопросов и понял, что мальчик— тоже новенький. И что ему очень хочется познакомиться с ребятами, но он стесняется. Ваня тоже стеснялся, но в его душе какое-то время боролись два чувства: робость и жалость к маль чику. Наконец жалость победила, ведь мальчик бул такой несчаст ный, такой одинокий ... Его хоте лось защитить. — Пошли вместе знакомить ся с ребятами! — предложил Ваня и взял мальчика за руку. Они вдвоем подошли к и гра ющим детям, и Ваня сказал... (Что именно сказал Ваня, мы предло жили сочинить ему и его маме, но примерное содержание вам, ко нечно же, понятно.) Вообще очень интересно по говорить о сострадании в связи с застенчивостью и страхами. Принято считать, что нервного, впечатлительного ребенка ни в коем случае нельзя волновать рас сказами о чужих страданиях и тем более их демонстрацией. Конеч но, при нервном ребенке (да и при любом) не стоит обсуждать, как кого -то зверски убили или изна силовали. Но и не надо отвлекать его внимание от ковыляющего навстречу инвалида. Наоборот, пусть знает, что на свете множе ство гораздо более несчастных людей, чем он, в том числе и не счастных детей. Это имеет не толь ко этический смысл, но и полезно для укрепления психики. Заним аясь с невротиками - школьного возраста, мы обычно задаем вопрос: «Кого вам бывает жалко?» Большинство детей сна чала затрудняются ответить, а по том кто-то называет кошек, кто-то собак, кто-то птиц или букашек, а кто-то (очень редко!) — малышей. О чем это говорит? Откуда такое бесчувствие к людям? Может быть, нервные дети по самой при роде своей черствы к окружаю щим, жестоки? Думаем, что это не так. Просто, с одной стороны, их внимание направлено исключи тельно на себя, а с другой — они кажутся себе самыми жалкими, самыми маленькими и беззащит ными. Разве что божья коровка еще меньше и слабее. Поэтому чем больше людей будет включено в категорию «жал ко», тем сильнее и неуязвимее будет чувствовать себя ребенок. Он станет великодушным, то есть душа его вырастет и возвыси-гся. А значит, окрепнет. |
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz