Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ газета - 2 4 января 2 0 0 4 г . , № 1 5 ( 2 2 1 4 3 ) ^Резонанс Сколько весит инструкция? Статья «Почет за отчет, или Как учителя тонут в бумажном океане», опубликованная в «Липецкой газете» 20 ноября 2003 года, вызвала резонанс среди педагогической общественности области, как положительные, так и отрицательные отзывы. Департамент образования и науки, обобщив мнения, считает нужным высказать свою позицию. с некоторыми оценками автора приходится согласиться. Затро нутые в статье проблемы стали предметом специального обсужде ния на расширенном заседании коллегии департамента 27 ноября. Руководителям муниципальных ор ганов управления образования настоятельно рекомендовано контролировать стро гое соблюдение существующей вертикали отчетной документации (Министерство образования — Департамент образования и науки — отделы образо вания) и не допускать несогласованных нововведений и ненужных «инициатив». Обсуждение статьи прошло и на традиционной встрече руково дителей департамента со слушателями факультета повышения ква лификации руководящих работников ЛГПУ 9 декабря. На ней еще раз внимание было заострено на недопустимости фактов, когда учи телей привлекают к сбору каких-либо дополнительных сведений и данных. Разъяснительная работа на местах с директорами школ и педагогическими коллективами должна внести ясность в порядок запрашиваемой документации. Вместе с тем подчеркнем: статистическая и аналитическая ин формация, собираемая на местах, является необходимой частью управленческой деятельности, способствует выстраиванию целесо образной и эффективной стратегии и тактики работы. Установлен ные формы плановой и оперативной отчетности помогают соста вить объективную картину сделанного, наметить первоочередные меры и направления, требующие пристального внимания. Ирония автора статьи по поводу килограммовых инструкций по технике безопасности вряд ли уместна. Горькая практика показыва ет; несчастные случаи в учебных заведениях, жертвами которых ста новятся учащиеся, в большинстве своем происходят из -за халатно сти ответственных лиц и элементарного незнания и несоблюдения этих самых инструкций . Там, где речь идет о жизни и здоровье д е тей, требовательность и четкость не могут быть излишними. Что касается системы школьных оценок, то здесь автор несколь ко исказил положение дел. Во-первых, введение ЕГЭ нацелено имен но на создание системы объективного контроля за знаниями уча щихся. Баллы, полученные на ЕГЭ, — это не альтернатива медалям. Зачисление в вузы и ссузы по результатам ЕГЭ автоматически сни мает льготы, связанные с медалями. Теперь на вступительных и с пытаниях учитывается качество знаний учащихся, отраженное в сви детельстве с оценками по 100-балльной шкале. Во-вторых, то, что неудовлетворительный результат на ЕГЭ в этом году не был автома тически переведен в двойки в аттестате, было заранее оговорено в условиях эксперимента . В ответ на скептические высказывания автора по поводу патри отическо го воспитания хотелось бы высказать следующее. Как и з вестно, «времена не выбирают, в них живут и умирают», и от каждо го из нас, тем более от учителей, зависит, какую гражданскую по зи цию будем занимать мы и наши дети. Военно-патриотическое вос питание в школах области было, есть и будет. Настоящий учитель осуществляет его ненавязчиво, прививая любовь к родителям, дому, школе, своему селу или городу, России, достоинство и уважение к людям. Только в этом случае возможно создание подлинно граж д анско го общества, в котором не будет места рэкетирам , крими нально-олигархическим структурам и пр. Планирование любой деятельности — это видение промежуточ ных целей и конечного результата, это внутренняя дисциплина. Без планирования учебно-воспитательного процесса (перспективного и текущего ) невозможна жизнь школы. План является продуктом твор чества педа го гическо го коллектива в соответствии с его возможно стями и способностями . Учесть все детали в годовом плане, разу меется, нельзя. Для это го составляются текущие планы. Там, где это делается неформально, с участием школьников, жизнь коллек тива интересна и содержательна. Реформирование системы образования не может не затронуть механизма управления, от которого во многом зависит успешный ход проводимых реформ. Департамент образования и науки и муни ципальные органы управления обра зованием .стремятся нашадить эффективное взаимодействие всех составляющих системы образо вания в обла1сти. Безусловно, нам важно знать проблемы современ ной школы изнутри. Мнение учителей, коллег, выносимая нашей де ятельности оценка не остаются без внимания, анализа и помогают корректировать работу. Валентина ГРИГОРЬЕВА, первый заместитель председателя Департамента образования и науки области. 'Из П О Ч Т Ы «Былого» Не по крови близки, а по духу ■ I I в одиннадцатый день декабря минувшего года исполнилось 147 лет с то го дня, как у Валентина Петровича и Марии Федоровны Пле хановых родился первенец. Его назвали Георгием . Это было жела ние матери, которая до замужества была гувернанткой в Липецке ; она решила дать сыну имя одного из самых любимых своих воспи танников. Никто в тот хмурый ноябрьский по старому и декабрьский по новому стилю день не знал, кем суждено стать этому мальчику, какую выдающуюся роль предстоит ему сы грать в истории России, ее философской мысли и революционном движении . Пусть же моя небольшая историческая заметка станет данью событию , случившемуся тогда , в середине уже позапрошлого века. Я хочу поведать об одной легенде, связывающей первого русского марксиста с замечательным русским критиком Виссарионом Белин ским , которого нынче пытаются отодвинуть в сторону, убрать из пантеона наиболее крупных деятелей отечественной культуры. Как будто естественное возвращение в первый ряд нашего прошлого крупных литераторов и мыслителей консервативного, охранитель ного, славянофильского и почвеннического толка непременно долж но сопровождаться перечеркиванием вклада их оппонентов из д е мократического лагеря. Итак, Плеханов и Белинский. Кажется вполне естественным, если иные исследователи настаивают на том, что они были родственни ками. Это соблазнительно доказывать хотя бы потому, что по духу, по идеям, по страстной вере в свободную Россию будущего они действительно близки д ру г другу настолько, что можно говорить о преемственности этих представителей двух поколений демократов. Но духовное родство все-таки никак не связано с кровным. И, сме ем сказать, первое куда важнее второго. На чем же, однако, основывается легенда? На том, что после ранней смерти первой супруги Валентин Петрович Плеханов женил ся на 23-летней Марии Федоровне Белынской. Они обвенчались 2 ноября 1855 года в Николаевской церкви села Семеновки (теперь Плеханове) по соседству с родовым поместьем Валентина Петрови ча — деревней Гудаловка. В Гудаповке и родился у них сын Георгий. О родстве с Белинским неоднократно упоминала сама Мария Ф едоровна . Дело тут не только в сходстве фамилий. Ее брат Иван Федорович , как свидетельствовали окружающие, говорил сестре о полученном им в свое время письме от Виссариона Григорьевича. Тот признавал их родство и предлагал продолжить переписку. Но вскоре «неистовый Виссарион» умер. На этих фактах биографы Плеханова и строили свои рассужде ния на предмет, кем же приходилась мать Георгия Валентиновича критику ; двоюродной сестрой , племянницей или кем -то еще. А вот биографы Белинского на сей счет долгое время не выска зывались. Только в 1980 году в Саратове вышла книга П .Ф . Макся- шева «В.Г. Белинский в Чембаре и Пензе», автор которой предпола гает, что мать Плеханова принадлежала к ветви Белинских, шедшей от Кузьмы Никифоровича Белинского, что отец Белинского, Григо рий Никифорович, был его братом... Но тут возникают, мягко выражаясь, некоторые временные не- ,стыковки . Год рождения Кузьмы Никифоровича — 1780. Год рожде ния Марии Федоровны , матери Георгия Плеханова, — 1832. За пол века с лишним на свет должны были бы появиться три поколения потомков Кузьмы Никифоровича. Мы ничего не знаем о его сыновь ях и внуках. Но если допустить , что старшим сыном Кузьмы Ники форовича был Дмитрий , а старшим сыном Дмитрия — Фёдор (по скольку отца Марии Белынской-Плехановой звали Федором Д м и т риевичем), и если бы оба они женились в 16 лет, то и тогда бы Мария Федоровна вряд ли могла появиться на свет в 1832 году. Ведь она была лишь третьим ребенком в семье — до нее родились в 1827 году Иван, в 1830 — Агния. Сейчас мы знаем имена и даты рождения всех близких Марии Федоровны , начиная с деда. И, увы, нет никаких зацепок, дабы счи тать, что между несколькими поколениями семейства В.Г. Белинс кого и семейством Белынских была родственная связь. А сходство фамилий, возможно, объясняется происхождением предков тех и других из села Белыни Пензенской губернии . Но, право же, это побуждает только пристальнее всматриваться в самое главное и интересное: в идейную близость двух ярких, бли стательно одаренных и благородных деятелей родной нашей исто рии — Белинского и Плеханова... Богом посланная конница Памятная дата Р о м а н М . А . Ш о л о х о в а « Т и х и й Д о н » к а к п о л е б и т в ы з а р у с с к у ю к у л ь т у р у Л' - ..................... * в феврале 2004 года исполняется 20 лет со дня смерти великого русского писателя, автора национальной эпопеи «Тихий Дон» Михаила Шолохова. А 24 мая 2005 года весь мир будет торжественно отмечать 100-летие со дня его рождения. афодная'любовь к " 'Крас1гуЬ1Кйна7, котдрбйу'Бар- Шолохову не угаса- -Селла приписываег^оввдание 'Статья Сев- Александр БЕРЕЖАНСКИЙ, заведующий Домом-музеем Г.В. Плеханова. Н . , ла никогда: на Дону, родине писателя, со здан и успешно фун кционирует Вешенский госу дарственный музей-заповед ник, он притягивает к себе почитателей таланта писате ля со всего мира. В 2003 году на базе музея была проведе на шолоховская студенчес кая конференция, в которой приняли участие и липчане. В Москве государственному открытому педагогическому университету постановлени ем Правительства было при своено имя М.А. Шолохова, и с 2002 года в этом вузе про водятся ежегодные междуна родные конференции «М.А. Шолохов в современном мире», где выступают с док ладами и публикуют статьи в научных сборниках препо даватели и аспиранты Липец кого педуниверситета. В Мос кве создан Шолоховский центр, объединяющий уси лия ученых, ставящих перед собой благородную задачу сохранения для потомков литературного наследия про шлого. Вместе с тем приближаю щийся юбилей Шолохова высвечивает проблему, став шую краеугольной не толь ко для существования шоло- ховедения, но и развития всей нашей культуры. Слу хи о плагиате, заглохшие было после обретения руко писей «Тихого Дона», вновь начинают муссироваться: на этот раз очередной поход против Шолохова затеяла «Новая газета», выдвигая на передовые позиции книгу 3. Бар-Селлы «Литературный котлован». Достойный отпор очеред ному заблуждению (или про вокации?) Бар-Селлы был дан профессорами В. Барано вым и Ю. Кругловым (рек тором Шолоховского универ ситета) в «Литературной га зете» (30 июля — 5 августа 2003 г. № 31), где новая по пытка вытравливания из па мяти общества имени и твор чества Шолохова определя лась как «литературное кил- лерство». Удар недругов М. Шоло хова рассчитанно наносится в двух направлениях: по на родной памяти с прицелом на искажение в ней правды и одновременно — по мировоз зренческим основам отече ственной культуры. Чтобы разобраться в си туации, необходимо обра титься к истории, тому по ложению дел на литератур ном фронте, которое сложи лось на Дону в 1918 году. Ярким событием того года было празднование 25-летне- го юбилея творческой дея тельности Ф. Крюкова, ему был посвящен специальный сборник статей донских пи сателей и критиков под на званием «Родимый край», а также подборка материалов в газете «Донская волна» (№ 23 от 18 ноября 1918 года). Среди авторов «Дон ской волны» был и писатель В. Севский (псевдоним В. Тихого Дона» ского называлась «Неюбилей ные строки» и представляла собой по форме шутливую «прокурорскую» речь. В ней В. Севский определил место Ф. Крюкова в литературе как «донского Глеба Успенского» (заметим, именно бытописа теля, а не творца националь ного эпоса, «донского Гоме ра») и сделал справедливое замечание: «Вы, писатель милостию мудрого донского неба, вместо того, чтобы дать за 20 лет вашей деятельнос ти только два томика расска зов, могли бы написать зна чительно больше...» Но даже при этом скром ном итоге Севский назвал Крюкова самым большим донским писателем своего времени. В 1920 году ушли из жиз ни и Крюков, и Севский. Те же из деятелей донской куль туры, что были близки к ним и оказались в эмиграции, познакомились с «Тихим Доном» за рубежом и отреа гировали на него совсем не так, как этого хотелось бы злопыхателям Шолохова. Так, например, Д. Воротын ский (псевдоним Д. Ветютне- ва) был близким другом Крю кова, разумеется, хорошо знал его окружение, в кото рое входил и Севский. Вот что он писал по поводу «пла гиата» Шолохова: «К при скорбию, около двух лет на зад некий литературный кри тик в одной русской газете «уличил» Шолохова чуть ли не в литературном плагиате, что де рукопись первой час ти романа «Тихий Дон» во время великого исхода из родной земли была утеряна неизвестным автором и ею какими-то путями и восполь зовался Шолохов. Отсюда был сделан вывод, что пер вая часть «Тихого Дона» на писана блестяще, а последу ющие части посредственно, ибо их написал уже сам Шо лохов. Мне бы хотелось рас сеять «мнимую легенду» , брошенную в эмигрантскую толпу этим критиком. Во время нашего великого исхо да из России на Дону было два крупных казачьих писа теля: Ф. Крюков и Р. Кумов. Первый умер, отступая с Донской армией на Кубани, второй умер в Новочеркас ске. С Крюковым я был свя зан многолетней дружбой, я был посвящен в планы его замыслов, и если некоторые приписывают ему «потерю* начала «Тихого Дона», то я достоверно знаю, что такого романа он никогда и не мыс лил писать. Что касается Кумова, которого тоже впу тывают в эту легенду, то и Кумов такого романа писать не собирался. Есть у Кумова незаконченный роман «Пира мида», тоже из жизни донс ких казаков, но он не опуб ликован и рукопись его хра нится в Берлине по сие вре мя. Из мелких донских пи сателей (подчеркиваю, дон ских, ибо надо знать красо ты казачьей разговорной речи) такой рукописи, конеч но, ни у кого не было...» («(Станица», № 200, 1936 г., С .8 ) . Далее Воротынский вос торженно пишет о Шолохо ве как национальном герое: «Мы будем благодарны вся ким справкам о Шолохове,' гордости попранного казаче-'; ства, который на наших гла зах достиг вершин человечес кого творчества и роман ко торого «Тихий Дон» большая критика (не эмигрантская) заслуженно сравнивает с ве личайшим творением — «Войной и миром» Л. Толсто го». Представляется знамена тельным тот факт, что в эмиграции не только донцы- республиканцы отдали долж ное автору «Тихого Дона». Пётр Краснов, писатель вы раженной монархической ориентации, чрезвычайно высоко оценил личность и творчество Шолохова, нео споримые свидетельства чего содержатся в публика циях его друга, Бориса Ши ряева, автора «Неугасимой лампады». В статье «Воля к правде» («Часовой», 1966, № 476, с. 18-20) он приво дит свой диалог с Красновым, посвященный Шолохову: Краснов: «Это исключи тельный, огромный по разме рам своего таланта писа тель... вы увидите, как он развернется еще в дальней шем... Я столь высоко ценю Михаила Шолохова потому, что он написал правду». Ширяев: «Значит, и то, что написано им о вас. Ваше Высокопревосходительство, тоже глубоко правдиво?» — «Безусловно. Факты верны, — ответил генерал Краснов, — а освещение этих фактов?.. Должно быть, и оно вполне соответствует ис тине... Ведь у меня тогда не было перед собой зеркала». Правда о казачестве и ре волюции — так восприни мался «Тихий Дон» Шолохо ва за рубежом, при этом дон цы-эмигранты преклонялись перед личностью писателя, совершившего подвиг, ибо, по их мнению, в условиях торжествующего социализма писать правду о происходя щем «физически невозмож но». Однако воля к правде выразилась у Шолохова и при создании «Поднятой це лины», она преобладала над социальным заказом эпохи и сумела победить его. Б. Ширяев в 1944 году компоновал в эмиграции сборник «Казаки в русской литературе», куда из Шоло хова вошло 12 фрагментов, а из Краснова — 8. Казаками- эмигрантами высоко оцени валась деятельность Шолохо- ва-публициста, в частности его речь на втором съезде со ветских писателей, направ ленная против мертвящих Догм соцреализма. «Это был голос не писа теля, а человека, русского человека, — восклицает Ши ряев, — небольшая речь М. Шолохова была 15 раз (!) пре рвана аплодисментами... ...Н е была ли краткая речь Шолохова этаким «кри ком отрицания» социализма, поддержанная аплодисмента ми меньшинства? Правда, сказанная человеком Шоло ховым, уже не литературная правда, пленявшая в его про изведениях, но ещё более вы сокая — человеческая прав да». Бее вышесказанное убеж дает в том, что как ни стара ются недруги Шолохова за ставить забыть или исказить его наследие, художествен ная сила творений «донско го Гомера» продолжает со единять, цементировать одно целое представления русского народа о националь ном своеобразии своей лите ратуры. Это же направление становится ведущим и в со временном отечественном шолоховедении... Хотелось бы подчеркнуть, что удары, наносимые по М. Шолохову, преследуют цель разрыва связи времен, разры ва традиции. Агрессия чуж дых нашему народу начал приобрела в современности невиданные масштабы, в этой ситуации задача интер претаторов Шолохова состо ит в том, чтобы не только защитить его от клеветы, но и показать художественный мир писателя как закономер ное звено в цепи историко- культурного развития каза чества. Именно этого подхо да опасаются те, кто заинте ресован в разлож ении и взрыве тех традиционных начал, которые образуют ядро нашей культуры. Архе тип русской культуры — со борность, основанная на слу жении Богу и ближнему, противостоящая философии индивидуализма, культу по требления мира человеком. До Шолохова в литературе о казачестве его история рас сматривалась с позиций православного, соборного мировоззрения (таковы исто рические очерки Краснова «Картины былого тихого Дона», Родионова «Тихий Дон»). Эти писатели дали блестящий анализ ключевым событиям истории нашего государства: покорению Си бири Ермаком, взятию Азо ва, Отечественной войне 1812 года и др. Краснов и Родио нов показали, что участие казачества в решающих сра жениях являло собой пример жизнестойкости русского народа, когда его жизнь была одухотворена высшей идеей, которая в императорской ар мии формулировалась в из вестном призыве постоять «за Веру, Царя и Отечество». Шолохов в своем романе исследует другую эпоху — смутного революционного времени, когда наш народ совершил тягчайший грех: нарушил клятву верности, данную Романовым, допус тил отречение и убийство Государя как символа обще национального единства. В 1917 году с отречением Го сударя вспыхнула междоусо бица. Григорий Мелехов ме чется от красных к белым, потому что правды нет ни у тех, ни у других. А он как раз ищет правды, «под кры лом которой мог бы посо- греться всякий*. Что же это за правда и находит ли её Мелехов? То, что поиски ге роя носят традиционный ха рактер, не раз отмечалось критикой. Но в романе Шо лохова есть эпизод, который прямо отсылает нас к исто рии казачества, когда эта правда была им обретена. Разбитые красными, ка заки отступают до Новорос сийска, где ребром встает вопрос: быть или не быть казачеству на Тихом Дону? Картина отступления написа на автором в скорбных чер ных тонах. «И вдруг впере ди, над притихшей степью, как птица, взлетел муже ственный грубоватый голос запевалы: Ой, как на речке было, братцы, на Камышинке, На славных степях, на Саратовских... Там жили, проживали казаки — люди вольные. Все донские, гребенские да яицкие... Словно что-то оборвалось внутри Григория... Внезапно нахлынувшие рыдания по трясли его тело, спазма пе рехватила горло. Глотая сле зы, он жадно ждал, когда запевала начнет, и беззвуч но шептал вслед за ним зна комые с отроческих лет сло ва: Атаман у них — Ермак, сын Тимофеевич, Есаул у них — Асташка, сын Лаврентьевич... Как только зазвучала пес ня, разом смолкли голоса разговаривавших на повоз ках, казаков, утихли понука ния, и тысячный обоз двигал ся в глубоком, чутком мол чании... Над чёрной степью жила и властвовала одна ста рая, пережившая века песня. Она бесхитростными, про стыми словами рассказывала о вольных казачьих предках, некогда бесстрашно громив ших царские рати; ходивших по Дону и Волге на легких воровских стругах... поко рявших далекую Сибирь... И в угрюмом молчании слуша ли могучую песню потомки вольных казаков, позорно отступавшие, разбитые в бес славной войне против русско го народа... Они думали всё думушку единую: Уж как лето проходит, лето тёплое, А зима застает, братцы, холодная. Как и где-то нам, братцы, зимовать будет? На Яик нам идти — переход велик, А на Волге ходить нам — все ворами слыть! Под Казань-град идти — да там царь стоит. Как грозной-то царь Иван Василивич...» Представляется неслучай ным, что песня о Ермаке об рываемся Шолоховым на цар-:. ской теме, причем упомина- "ётся'йменнб Иван Грозный^— ' первый русский царь — Бо жий помазанник. Сопостав ление стародавних отноше ний Царя с казачеством и современной Шолохову рус ской смуты определенно ука зывает на ту систему тради ционных ценностей, которая лежит в основе мировоззре ния автора «Тихого Дона». Пореволюционное казаче ство лишилось своего истин ного заступника — Царя-са- модержца, своеволие донс ких казаков поставило их на грань уничтожения. Если в прошлом казаки доброволь но смирились под рукой Ива на Грозного и покрыли себя неувядаемой славой, потому что служили верой и прав дой Православному царству, то в смуте начала XX века такой же добровольный от каз от государственного слу жения приводит казачье со словие к катастрофе. Здесь следует отметить, что М. Шолохов в юности пробовал свои силы именно в исторической прозе, следо вательно, введение эпизода с песней о Ермаке в художе ственную ткань «Тихого Дона» имеет концептуаль ный характер. Весь роман пронизан мотивами сопостав ления, что было с казаче ством прежде и теперь. Имен но исторический фон, введен ный автором, позволяет су дить о той точке отсчета, с которой оценивается совре менность. И следует признать объективным и достоверным вывод о том, что прошлое казачества в изображении М. Шолохова выглядит почти идеальным в сравнении со сценами насилия и вседозво ленности, которыми изобило вала гражданская война. Путь русского народа и казачества в его составе ле жит именно в сфере духовно го, соборного служения выс шим ценностям, возникшим на основе православной веры. И ещё одним фактом, под тверждающим именно эту сущность мировоззрения Шолохова, может служить стихотворение Р. Самарина, которое глубоко затронуло писателя. Оно находится в вешенском архиве, посколь ку его публикацию подгото вила Л. Разогреева, замдирек тора Государственного музея- заповедника Шолохова. Про цитирую несколько строк: Ты, выкорчеванное начисто, гаег Ты, извед нное под корень, Вылое русское казачество - Незаживающее горе. И память о тебе всезнайками Заплевана теперь по брови — Корят казачьими нагайками. Не помнят о казачьей крови... ..Нто песню пропоёт печальную О гибели хмельной и зряшной, В столетья книгу поминальную Кто занесет твой жребий страшный? И вам, потомкам. не тшипомнится ль При споре с Братом Желтолицым Та, Вогом посланная конница. Которая не возвратится! Таким образом, и в твор честве донских литераторов, и в романе Шолохова «Тихий Дон» в качестве Истины пред стает только одна правда. Это идея жертвенного служения как отдельного человека, так и целого сословия интересам общего соборного начала, ко торое является доминантой русской государственности и культуры. А между тем на Шолохо ва продолжают сыпаться об винения в равнодушии к судь бам казачества, искажении истинного положения дел на Дону в гражданскую войну, а также — в отсутствии инте реса к тексту собственного романа, к правкам цензуры, И здесь в полный голос дол жны заговорить документаль ные свидетельства, рисующие картину подлинного сраже ния автора «Тихого Дона» за свое детище. Так, в письме к Е. Левицкой от 2 апреля 1930 года Шолохов подчеркивает: «Прежде всего: Фадеев предлагает мне сделать такие изменения, которые для меня неприемлемы никак. Он го ворит, ежели я Григория не . рделак? 1 ;Своц-»^,,..то, ррман не может быть напечатан. . ..Я ‘ прёДпочту'л'учпйё ‘совсем не печатать, нежели делать это помимо своего желания, в ущерб роману и себе. Вот так я ставлю вопрос. И пусть Фа деев (он же «вождь» теперь...) не доказывает мне, что «за кон художественного произ ведения требует такого кон ца, иначе роман будет объек тивно реакционным». Это — не закон*. В результате обмена мне ниями на творческом вечере Шолохова, который состоял ся 27 февраля 1933 года, Е.Пермитин выдвинул следу ющее «предложение»: «... А возьмите, например, это мес то (из «Тихого Дона»), где старик читает из Библии, этот кусок с Библией играет в кни ге плохую роль, и он значи тельно выиграл бы, если бы был наполовину урезан. Та кие длинноты отягощают книгу...» Однако Шолохов, как мы знаем, не последовал этому «совету», потому что «уре зать» образ деда Гришаки в романе значило бы лишить его духовной кульминации. Ведь после порубленных мат росов Григорий Мелехов от четливо сознает тупик брато убийственной гражданской войны, именно к этому ду шевному кризису героя при урочено звучащее слово Бо жие, дающее ему возмож ность правильного нравствен ного выбора. Не было бы чте ния дедом Гришаки Библии — другим бы оказался финал романа, когда герой решил добровольно отказаться от пролития крови. М. Шолохов это прекрасно понимал, по этому так мужественно и пос ледовательно отстаивал свою художественную концепцию. (Примеров подобного герои ческого стояния автора «Ти хого Дона» за свое произве дение можно привести мно жество). Шолохов выиграл битву за «Тихий Дон» и как писатель, и как гражданин. Низкий поклон ему за это! '4 в з а к л ю ч е н и е х о т е л о с ь б ы е щ ё р а з о б р а т и т ь с я к « з а н и м а т е л ь н о м у » л и т е р а т у р о в е д е н и ю , о б р а з ц о м к о т о р о г о я в л я е т с я « Л и т е р а т у р н ы й к о т л о в а н » Б а р -С е л л ы , и п р о т и в о п о с т а в и т ь е м у н а с т о я щ е е , а к а д е м и ч е с к о е ш о л о х о в е д е н и е . Е щ ё в а п р е л е 1 9 7 5 г о д а — з а д о л г о д о о б р е т е н и я ш о л о х о в с к и х р у к о п и с е й ! — в К в и н с - К о л л е д ж е в Н ь ю -Й о р к е с о с т о я л а с ь д и с к у с с и я н е с к о л ь к и х п р о ф е с с о р о в н а т е м у : « К т о а в т о р " Т и х о г о Д о н а " ? » В н е й п р и н я л и у ч а с т и е : Г е р м а н Е р м о л а е в , « п о л ны й » п р о ф е с с о р П р и н с т о н с к о г о у н и в е р с и т е т а , а в т о р д о к т о р с к о й д и с с е р т а ц и и о М . Ш о л о х о в е ; Д а в и д С т ю а р т , « п о л ны й » п р о ф е с с о р р у с с к о й л и т е р а т у р ы П е н с и л ь в а н с к о г о у н и в е р с и т е т а ; Р о б е р т М а г в а й р , п р о ф е с с о р р у с с к о й л и т е р а т у р ы К о л у м б и й с к о г о у н и в е р с и т е т а ; М а к с Х э й в о р д и з Р у с с к о г о и н с т и т у т а п р и К о л у м б и й с к о м у н и в е р с и т е т е ; Г е й р о Х ь е т с о , п р о ф е с с о р С л а в я н о - Б а л т и й с к о г о и н с т и т у т а . В с е п я т ь п р о ф е с с о р о в о д н о з н а ч н о в ы с к а з а л и с ь в п о д д е р ж к у а в т о р с т в а Ш о л о х о в а , и т е м с а м ы м п р е д м е т д и с к у с с и и б ы л п о х о р о н е н . Ч т о ж е м е ш а е т н а м , р о с с и я н а м , д л я к о т о 'р ы х « Т и х и й Д о н » я в л я е т с я н а ц и о н а л ь н ы м э п о с о м , п о с л е д о в а т ь п р и м е р у з а р у б е ж н ы х у ч е н ы х и з а к р ы т ь п р о б л е м у , н е в з и р а я н а о б и л и е « з а н и м а т е л ь н ы х » и н т р и г в о к р у г п у с т о т ы ? В е д ь н е р а с к а я н н ы й г р е х к л е в е т ы и л ж е с в и д е т е л ь с т в а , к о т о р ы м и о п у т ы в а е т с я с в е т л о е и м я г е н и я р у с с к о й л и т е р а т у р ы , н е м е н е е т я ж е к и п р е с т у п е н , ч е м у б и й с т в о , в о р о в с т в о и л и и з м е н а с в я т ы н я м , с в о е м у п р е д н а з н а ч е н и ю . Людмила САТАРОВА, доктор филологических наук, “ ГПУ . профессор кафедры литературы Л Г
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz