Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
П____ с о Ю 3 Беларусь—Россия 2 СЕНТЯБРЯ 2004 ЧЕТВЕРГ № 33 (181) Учись, СЫНОК, магистром станешь! Какой будет белорусская школа в новом учебном году образование Галина Торопецкая МИНСК НА СЕДЬМОМ году школьной ре формы в Беларуси предпочита ют говорить не столько о рефор мировании, сколько о модерни зации образования. Горячие дис куссии о том, не слишком ли мно го изменений в традиционно кон сервативной образовательной сфере, сменились попьггками ос мыслить, а что же в ней, собст венно, происходит. Новаций ме жду тем меньше не становится. Нынешний учебный год не ис ключение. Споры о том, с какого возрас та отдавать ребенка в школу и сколько лет там учить, для Бела руси, похоже, больше неактуаль ны. Межведомственная комис сия во главе с председателем ВАК Анатолием РУБИНОВЫМ два месяца изучала ситуацию в образовательной сфере страны и, в частности, возможные нега тивные последствия увеличения срока обучения в школе. Выво ды сделали такие: 12-летка, включающая обязательное 10- летнее базовое образование, — оптимальный вариант, а за пар ту лучше всего садиться в 6 лет. Впрочем, родители могут «от срочить» поступление в 1-й класс на годик. Но для этого нуж ны веские основания, скажем, проблемы со здоровьем или от сутствие у малыша психологиче ской готовности к учебе. А учеба предстоит серьезная: нынешним первоклашкам, к примеру, пред стоит изучать сразу оба государ ственных языка — белорусский и русский, а во втором классе прибавится еще и иностран ный... Новые предметы и в расписа нии учеников постарше: в сред ней школе появились «Основы безопасности жизнедеятельно сти», в 11 классах — обязатель ный факультатив «Великая Оте чественная война советского на рода» (в контексте Второй миро вой), для которого был издан от дельный учебник. Год «аренды» учебников (а их выдают в школь ной библиотеке) обойдется от 2,5 до 10.850 белорусских рублей за комплект (примерно от 1 до 5 долларов в эквиваленте) — это 50 процентов полной его стоимо сти. Некоторые семьи, напри мер, воспитывающие трех и бо лее детей, детей с особенностя ми психофизического развития, от оплаты освобождены. Знания в Беларуси вот уже второй год повсеместно будут оценивать по 10-балльной шка ле. Так что юным россиянам, ко торые переехали в Беларусь, прежде чем сесть за парту, пред стоит пройти аттестацию. В этом году в 18 белорусских школах начнется апробация мас сового перехода к профильному образованию на старшей ступе ни 1’2-летки. Обучение будет вес тись по 9 профилям (есть среди них физико-математический, филологический, естественно географический, физкультурно спортивный, технологический) и на трех уровнях — базовом, по вышенном, углубленном. Про фильное обучение, за которое, согласно результатам монито ринга, высказались 83 процента родителей, — это возможность не только смоделировать про фессиональное будущее ребят с учетом их способностей. Перед белорусским Министерством об разования стоит вполне конкрет ная задача: ребята, которые хо рошо успевают в школе, должны поступать в вуз без помощи ре петитора. Именно с профильным обучением связывают надежды на повышение качества образо вания. К слову, будущим российским выпускникам, которые намере ны поступать в белорусские ву зы, надо иметь Эвиду, что в этом году средний конкурс составил 3 человека на место. Сокращен прием на педагогические, эконо мические специальности, мень ше будут готовить юристов и бух галтеров и больше — специали стов в области сельского и лес ного хозяйства, машинострое ния, медиков. Министерство об разования планирует подгото вить правила приема в вузы на 2005 год к ноябрю. Но уже сегод ня ясно: они будут едиными для всех высших учебных заведений. Скорее всего, вступительные ис пытания пройдут, как и нынче, в два потока. Организаторов цент рализованного тестирования этого года весьма вдохновили его итоги: 92 процента выпускни ков общеобразовательных школ добровольно участвовали в еди ном госэкзамене по белорусско му или русскому языку. По 8 предметам, знания по которым можно было протестировать за плату, выполнено без малого 177 тысяч тестов. По всей вероятности, скоро более четким станет и порядок государственного распределе ния. Проект закона о высшем об разовании предполагает, что мо лодой специалист, учившийся в вузе за бюджетные деньги, обя зан отработать определенный срок по распределению, а в слу чае отказа — возместить средст ва, потраченные государством на его обучение. Есть в докумен те и про двухступенчатое выс шее образование. Проект трак тует его так: первая ступень — специалист, вторая — магистра тура, а диплом бакалавра — это лишь свидетельство, что за 4 го да студент освоил некий объем общенаучных и общепрофессио нальных знаний. Не станут ли новации в бело русской школе препятствием к расширению единого образова тельного пространства наших стран? — Нет, — уверен заместитель министра образования Беларуси Казимир ФАРИНО. — По уровню требований российские и бело русские образовательные стан дарты примерно одинаковы. Главным же результатом преоб разований должно стать высокое качество знаний, а это ценится везде. У потомков дракона и с^еи— праздник Сегодня вьетнамский народ отмечает День независимости Аркадий Медведев МОСКВА МИФИЧЕСКИМИ родоначальни ками вьетнамской нации счита ются дракон и фея. Похоже, в этих маленьких и хрупких на пер вый взгляд людях действительно течет кровь драконов. На протя жении веков вьетнамцы боро лись за свободу с многочислен ными завоевателями. Однажды китайцам удалось установить во Вьетнаме власть, которая про держалась тысячу лет. Все де сять веков вьетнамцы партиза нили, пока не изгнали захватчи ков и не основали свое незави симое государство Дайвьет (Ве ликий Вьет). В XIII столетии три раза полумиллионная армия монголов пыталась присоеди нить его к своей империи, но безуспешно. И хотя в XIX веке Вьетнам был захвачен Франци ей, а в 1941 году — оккупирован японскими войсками, но в ре зультате всенародного восста ния в 1945 году победила Авгу стовская революция. Вьетнам ский народ обрел независимость и уже никому ее не отдаст. В 60 — 70 годах XX века ма ленький Вьетнам смог противо стоять всей мощи агрессивной военной машины Соединенных Штатов Америки. До сих пор многим кажется чудом победа вьетнамского народа в этой вой не, одержанной, конечно, и бла годаря помощи Советского Со юза. Однако затем, начиная с 90-х годов, мир вновь заговорил о Вьетнаме,только теперь не в связи с войнами, а как о стране, совершившей экономический взлет. Казалось бы, развал СССР и практически полный разрыв торгово-экономических связей с главным партнером должны были привести к краху вьетнамской экономики и смене власти. Ведь Вьетнам получал от СССР на очень льготных ус ловиях почти 100 процентов об щего объема ввозимых нефте продуктов, свыше 70 процентов удобрений,более 80 процентов стального проката, машин, обо рудования. Западные журнали сты предрекали в конце 1991 го да неурожай риса (из-за прекра щения поставок удобрений из СССР), голод, коллапс вьетнам ской экономики. Но ничего по добного не произошло. Руко водство Вьетнама активно про водило «политику обновления», суть которой в развитии много- укладности экономики, ослаб лении централизованного упра вления народным хозяйством, «открытии дверей» во внешне экономических связях. И в ре зультате уже в первой половине 90-х годов ежегодные темпы ро ста ВВП составляли более вось ми процентов. Зарубежные инвесторы, в том числе из США и Японии, сегодня считают Вьетнам перспектив ным местом. Тем не менее все эти годы руководство Вьетнама стремилось восстановить былые связи и с Россией, и с Белару сью. Президенты России и Бела руси Владимир Путин и Алек сандр Лукашенко в свою очередь не раз высказывались за расши рение сотрудничества между на шими странами, побывали (впервые за всю историю наших стран) с визитами в Ханое. Бога тый опыт многопланового взаи модействия, традиционно дру жественные взаимоотношения вполне могут позволить Вьетна му вновь выйти на уровень стра тегического партнерства с Рос сией и с Беларусью. И г о р ь С е л и в а н о в : С о ю з н ы й б ю д ж е т р а б о т а е т н а б у д у щ е е Окончание. Начало на стр. I Бюджет Союзного государст ва из года в год неуклонно воз растает, а темпы его роста сопо ставимы с темпами роста нацио нальных бюджетов государств- участников. Существенно расширились и направления расходования бюд жетных средств. Сегодня значи тельные средства выделяются на финансирование не только военно-технического сотрудни чества и обеспечение безопас ности, но и на финансирование совместных производственных программ, то есть расширение предприятий, создание новых производственных мощностей, что обусловливает в свою оче редь возникновение новых рабо чих мест, рост доходов граждан. Из союзного бюджета финанси руются совместные программы и в сельском хозяйстве, транспор те и связи, образовании, культу ре и искусстве. Финансируются средства массовой информации, здравоохранение и спорт. В це лом в бюджете-2004 предусмот рено финансовое обеспечение 42 программ и мероприятий. Что касается идеологии по строения союзного бюджета, то она основывается, в частности, на принципах: а) сбалансиро ванности (бездефицитности) бюджета, который означает, что расходы полностью соответст вуют запланированным дохо дам; б) эффективности и эко номности расходов (достижение заданных результатов с исполь зованием наименьшего количе ства средств); в) адресности и целевого характера (средства выделяются конкретным органи зациям и предприятиям для вы полнения запланированных за дач); г) гласности (обязательное опубликование в СМИ бюджета и отчета о его выполнении, доступ ность информации о ходе испол нения бюджета). Бюджет Союзного государст ва на 2004 год по доходам опре делен в сумме двух миллиардов 650,1 миллиона рублей, в том числе за счет отчислений госу- дарств-участников, предусмот ренных в национальных бюдже тах, — два миллиарда 462 мил лиона рублей (взнос Россий ской Федерации — 1 миллиард 600 миллионов рублей. Респуб лики Беларусь — 862 миллиона рублей), а также поступлений в виде платы за пользование ранее предоставленными бюджетными кредитами в сумме 188,1 милли она рублей. В расходы бюджета Союзного государства на 2004 год включен возврат бюджетных кредитов, предоставленных из бюджета Союза Беларуси и Рос сии и бюджета Союзного госу дарства в 1999—2002 годах на финансирование совместных производственных программ в сумме 240,2 миллиона рублей. — В чем причина столь позднего ут верждения С0К13Н0Г0 бюджета в ны нешнем году? Ведь в прошлом году никаких проблем не было; союзный бюджет-2003 был утвержден 20 ян варя 2003 года. Мы получаем пись ма читателей, в которых они выска зывают особое беспокойство судь бой новых утвержденных союзных программ: до сих пор не получено ни копейки на их реализацию. Есть ли все-таки шансы на то, что новые программы смогут заработать? — В позднем утверждении со юзного бюджета в основном сыг рала свою неожиданно негатив ную роль реформа российских министерств и ведомств. Бюд жет наш верстался на фоне прежней управленческой струк туры, прошел все необходимые согласования и фактически был готов к утверждению. Но нача лась реорганизация правитель ственных российских структур... Все это время союзный бюджет исполнялся по одной двенадца той месячных бюджетных назна чений. Поясню, что согласно по рядку формирования и исполне ния союзного бюджета до его ут верждения Постоянный Комитет Союзного государства правомо чен осуществлять расходование бюджетных средств на продол жение финансирования про грамм Союзного государства по отдельному перечню, а также на содержание органов Союзного государства при условии, что из бюджета на предыдущий финан совый год на эти цели уже выде лялись средства, но не более од ной четвертой ассигнований пре дыдущего года в расчете на квартал (не более одной двенад цатой — в расчете на месяц) по соответствующим разделам функциональной и ведомствен ной классификаций расходов бюджета Союзного государства, Конечно, такое финансирова ние сказалось не самым лучшим образом на многих программах. А больнее всего это обстоятель ство ударило как раз по новым программам, то есть тем, кото- Г рые появились лишь в бюджете 2004 года. Поскольку временное исполнение союзного бюджета предполагает финансирование только тех программ и мероприя тий, которые уже были в про шлом бюджете. Если программа новая, не обкатанная, не апроби рованная, то она должна финан сироваться исключительно в рамках уже утвержденного бюд жета. Поэтому все новые про граммы денег получать просто не могли. И не по прихоти какого- то чиновника, а в соответствии с действующим законом. Теперь же бюджет утвержден, все сред ства, заложенные в бюджете, бу дут выделены до конца года, про граммы смогут заработать. Ко нечно, перед их исполнителями жет останется на прежнем уров не. Проект бюджета-2005 должен быть представлен на заседание очередного Совета Министров Союзного государства, которое планируется провести в конце сентября — начале октября ны нешнего года. На следующем, декабрьском,заседании союзно го Совмина проект бюджета на 2005 год должен быть одобрен, после чего он будет направлен в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России. Союзным парламентариям по процедуре отводится месяц для рассмотре ния и принятия бюджета. Затем бюджет с полностью согласован ными поправками выносится на окончательное утверждение в Первоначальный проект союзного бюджета 2005 года уже подготовлен, и его предполагаемый объем должен сохраниться на уровне 2004 года, то есть составить около 2,9 миллиарда рублей. встает нелегкая задача — за ос тавшиеся четыре месяца осво ить все средства и выполнить программные цели. — Как обстоят дела с подготовкой бюджета на следующий, 2005 год? В каком объеме он планируется и в какие сроки на этот раз будет при нят? — Первоначальный проект со юзного бюджета 2005 года уже подготовлен, и его предполагае мый объем должен сохраниться на уровне 2004 года, то есть соста вить около 2,9 миллиарда рублей. Как и нынешний, бюджет 2005 го да будет состоять из двух частей. Первая (основная) часть — взно сы государств-участников, кото рые, к сожалению, предположи тельно будут немного меньше, чем в 2004 году. Процентов на шесть-семь меньше. Соответст венно российская доля, о чем мы официально уже уведомлены, составит полтора миллиарда рублей (против 1,6 миллиарда рублей в нынешнем году). Уменьшится и доля Республики Беларусь (с 862 до 808 миллио нов рублей). Однако часть расхо дов бюджета будет погашена за счет возврата ранее предостав ленных кредитов (предположи тельно эта сумма составит в 2005 году около 450 миллионов рублей). Поэтому в целом бюд- Высший Государственный Совет Союзного государства. — Получается, что союзный бюд жет-2005 вполне может быть принят уже в конце января — начале фев раля 2005 года? — Да, так предположительно и должно быть. — Как происходит контроль испол нения союзного бюджета Постоян ным Комитетом? Насколько он эф фективен? Вот о проверках Счетной палаты РФ союзного бюджета мы слышим постоянно, а как организо ван контроль бюджетного процесса самим Постоянным Комитетом? — Контроль за расходовани ем бюджетных средств — много плановый и многогранный про цесс. Из общей системы контро ля над исполнением бюджета контроль самого Постоянного Комитета является первичным, а главный контроль осуществляет Счетная палата РФ и соответст вующее государственное конт рольное ведомство Республики Беларусь. Ведь основной конт роль в принципе должна осуще ствлять независимая организа ция, а не та, которая сама же ис полняет бюджет или организует его исполнение. С 2001 года в Союзном госу дарстве принята казначейская ■ Игорь Селиванов; Бюджет Союзного государства из года в год неуклонно растет. система исполнения союзного бюджета. А она по определению предполагает строгое соблюде ние целевого характера исполь зования бюджетных средств, поскольку требует подготовки и утверждения целого пакета до кументов, подтверждающих обоснованность всех расходов. Вот, к примеру, есть программа с определенными целями и за дачами. Чтобы выполнить ка кую-то задачу, необходимо при обрести станки. Для того чтобы получить деньги на их покупку, необходимо предъявить контра кты на покупку именно этих, ука занных в программе, станков. А если контракт будет предъявлен на другие станки, средств со своего лицевого счета в казна чействе вы не получите. Хотя можно очень долго доказывать, что это фактически те же самые станки. Это вот и есть самый главный вид контроля: строгое и неукоснительное соблюдение всех позиций программы, кото рая утверждена к финансирова нию, И тем не менее, конечно, все равно бывают сбои. И потому те кущий вид контроля в Постоян ном Комитете осуществляют профильные департаменты, ко торые непосредственно куриру ют выполнение союзных про грамм, отраслевые департамен ты, как мы их называем. Каждая программа закреплена за опре деленным департаментом Пос тоянного Комитета, сотрудники которого выезжают на испекци- онные проверки, контролируют в том числе правильное расходо вание средств. Были выделены деньги, куда они потрачены фак тически. Ведь трата денег не все гда означает, что была вовремя произведена поставка тех же станков или выполнен опреде ленный объем работ. Вот этим у нас и занимаются департаменты. Скажем, надо бъто закупить проектно-сметную документа цию по монтажу какого-нибудь оборудования. Смонтировано оно? Акт о приемке подписан? Подписан, и не просто подписан, а на самом деле оборудование смонтировано. Это и есть основ ной вид контроля со стороны По стоянного Комитета. Существу ет у нас и определенная форма отчетности, которую мы получа ем ежеквартально от наших бюд жетополучателей, где они распи сывают на что, как и почему они потратили средства. В свою оче редь, эти данные проверяются. — А ВОТмногие жалуются, что про цесс утверждения новых программ и сам ход их исполнения излишне «забюрокрачон». Как вы это про комментируете? — Любой контроль предпола гает определенный порядок. В свою очередь, порядок гаранти рует эффективность. Да, для то го чтобы подготовить все доку менты, обосновывающие необ ходимость и целесообразность затрат средств союзного бюдже та, надо поработать. Причем, подчеркну, необходимо не про сто «бумажки» подготовить, а серьезные обосновывающие до кументы. Конечно, гораздо легче просто «вбухать» деньги в какой- либо проект, надеясь и убеждая всех на словах, что он полезен. Однако действительно серьез ные дела так не делаются. Кста ти, работа финансовых служб Союзного государства привела к тому, что если в 2000 году испол нение бюджета характеризова лось 76 процентами от плановых заданий, то в 2003 году исполне ние бюджета составило уже 93 процента от плановых заданий. Другими словами, происходит не только рост самого союзного бюджета, но увеличивается и степень его исполнения. Это то же очень важно. — Иногда можно услышать, а то и прочитать в СМИ, что львиная доля всех затрат союзного бюджета идет на содержание самих же чиновни ков союзных структур управления. Каков удельный вес расходов на со держание органов Союзного госу дарства? — Да, действительно, мне ча сто приходится выступать в СМИ, и почти всегда задается именно этот вопрос.’ Так вот, на содержание всех органов Союз ного государства расходуется около пяти процентов средств союзного бюджета. Поясню, что в эту сумму входит не только и даже не столько зарплата чинов никам, но в первую очередь про ведение заседаний Совета Ми нистров и Высшего Госсовета Союзного государства, проведе ние сессий Парламентского Соб рания, других мероприятий, в ча стности, прием и размещение международных делегаций. — В рамках союзных программ, фи нансируемых из союзного бюдже та, производится различная совре менная техника (станки, компьюте ры и Т.П.), а также конструкторская документация на нее, разрабатыва ются новые технологии. Кому при надлежит праео собственности на эту продукцию? — Номинально все, что произ водится в рамках союзных про грамм и за счет союзного бюдже та, — собственность Союзного государства. Однако из-за отсут ствия нормативно-правовых а к тов о собственности нового госу дарственного образования пло ды союзных программ пока по жинает не Союзное государство, а отдельные предприятия и орга низации. Союзное государство, как говорится, «у всех на глазах» недополучает доходы от реали зации своих же собственных со юзных программ. В то же время если закрепить право союзной собственности на эту продук цию, то уже в ближайщее время его бюджет пополнится сущест венными поступлениями. Сейчас у нас достаточно остро стоит во прос инвентаризации всего соз данного в рамках союзных про грамм за последние годы имуще ства, подготовка пакета доку ментов. Соответственно идет разработка предложений по ис пользованию этого имущества. Подводя итоги встречи, Игорь Селиванов подчеркнул, что су ществующие проблемы в бюд жетно-финансовой сфере Союз ного государства во многом яв ляются отражением тех проблем и той реальной ситуации, кото рая сложилась сегодня в союз ном строительстве в целом. Ведь именно сегодня от осознания не обходимости интеграции и соз дания единого государства мы переходим к этапу его технологи ческого обустройства. Поэтому союзный бюджет хотя и не играет определяющей макроэкономи ческой роли в экономической жизни России и Беларуси, в пла не наработки опыта просто неза меним. Именно здесь отрабаты ваются процедуры работы на бу дущее, когда в Союзном государ стве будут полноценный единый парламент, правительство, ка значейство, счетная палата и другие структуры управления. Подготовил Аркадий МЕДВЕДЕВ, заместитель шеф-редактора газеты «СОЮЗ. Беларусь— Россия». Чтите книгу! форум Людмила Иванова МИНСК — МОСКВА символично , что XIV Москов ская международная книжная выставка-ярмарка открылась 1 сентября, в День знаний. В ней по традиции принимают уча стие и белорусские книгоизда тели. Более 500 изданий пред ставлено в экспозиции «Книги Республики Беларусь». Это — художественная литера^ра, альбомы, энциклопедии и инаяж продукция, точнее, произведе-Щ ния полиграфистов. Ведь неко торые издания иначе как про изведениями полиграфическо го искусства и не назовешь. Среди таковых — книги «Вла димир Мулявин. Нота судьбы» и «Михаил Пташук. Исповедь кинорежиссера» издательства «Мастацкая л1таратура», энцик лопедия «Тэатральная Бела русь» в 2 томах и «Энцыклапе- дыя г1сторы1 Беларус!» в 6 то мах издательства «БелЭн», аль бом «Музей старажытнай бела- рускай культуры» издательства «Беларусь....Кстати, представ ляют страну на выставке не только государственные изда тельства. — Главная цель, конечно, — до стойно представить нашу кни гу, продемонстрировать дости жения полиграфии, художест венного оформления. Но ес ть ,^ разумеется, и цель коммерче-Ч ская, — сказал корреспонденту «союза» начальник управле ния развития издательской де ятельности Министерства ин формации Беларуси Николай СТАНКЕВИЧ. — Белорусские издания пользуются популяр ностью на книжных рынках России, Украины, Молдовы. Но спрос на них можно расши рить. Не помешает и увеличе ние заказов для полиграфиче ских предприятий. Так что ра боты на выставке белорусской делегации предстоит много. Сегодня на выставке пройдет День белорусской книги. На верное, в торжественных речах прозвучат имена тех, кто стоял у истоков отечественной пись менности, книги, имена, доро гие всем славянам, — Евфроси- ния Полоцкая, Кирилл Туров ский, Франциск Скорина. С та кими святыми покровителями, с такими историческими тради циями белорусская книга обя зана быть достойной частью не только национальной, но и ми ровой культуры. Тракторы и вино Беларусь и Молдавия заключили 60 двусторонних договоров сотрудничество Алексей Чичкин КИШИНЕВ—МОСКВА БЕЛОРУССКО-молдавские от ношения активно развиваются ' во многих сферах. Молдавия недавно вступила во Всемир ную торговую организацию в статусе страны с переходной экономикой, предусматриваю щим для нее долгосрочные внутри- и внешнеэкономиче ские льготы. Переговоры по аналогичному статусу в ВТО ведет Беларусь, поэтому мол давский опыт актуален для Минска. В текущем году, по оценкам обеих сторон, взаимный экс порт-импорт будет более сба лансирован, а к 2009 году объ ем взаимной торговли достиг нет 120 — 130 миллионов дол ларов в год. Основными статьями белорус ского экспорта в Молдавию яв ляются нефтепродукты, трак торы, кокс и битум, холодиль ники и морозильники, лекарст венные товары, табачные по луфабрикаты, стекло- и химво- локно. Импорт Беларуси из Молдавии почти на 85 процен тов представлен продукцией пищевой промышленности и сельского хозяйства. В рамках межправительственной торго во-экономической комиссии стороны недавно договори лись о долгосрочном сотруд ничестве в сфере туризма, ох ране промышленной и интел лектуальной собственности. Подписан также протокол меж ду Таможенным департамен том Молдавии и Государствен ным таможенным комитетом Беларуси о выполнении Согла шения о сотрудничестве и вза имопомощи в таможенных процедурах. Молдавскую сторону интересу ет белорусский опыт проекти рования, создания и использо вания водно-транспортных ар терий в Беларуси, соединен ных с общеевропейской водно транзитной системой: в Джурд- жулештах, молдавском секто ре Дуная, завершается соору жение нефтетранзитного и контейнерного терминалов. — Между Беларусью и Молда вией активно развивается вза имодействие и в сфере культу ры, образования, науки. Так, подписано соглашение о дол госрочном сотрудничестве ме жду Славянским университе том Молдавии (Кишинев) и Бе лорусским государственным педагогическим университетом имени М. Танка.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz