Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
22 ЯНВАРЯ 2004 ЧЕТВЕРГ № 2 (150) СОЮЗ Беларусь—Россия_____ Ш я# Новое поколение выбирает книги В социальных проектах участвуют школьники я р м а р к а А л е к с а н д р Щ у п л о в МОСКВА— КИРОВ—МИНСК_________ « Л И Д Е Р з д о р о в ь я » и «В р а та у ч е н о с т и » , «Ш к о л а г р а ж д а н с к о г о о б щ е с т в а » и « Д и а л о г и н д и в и д у а л ь н о с т е й » , « Э с т аф е т а д о б р а » и « В о з в р а щ е н и е к и с т о к а м » , « А р т и а д а Д И М С И » и «Ю н о е п о к о л е н и е в ы б и р а е т к н и г у » — с т а к и м и с о ц и а л ь н ы м и п р о е к т а м и п р и е х а л и в К и р о в ш к о л ь н и к и и з 11 р е г и о н о в Р о с с и и . Не с е к р е т , с о з д а н и е д е т с к и х и м о л о д е ж н ы х о р г а н и з а ц и й п о - п р е ж н е м у о с т а е т с я п р о б л е м о й и з п р о б л е м в Р о с с и и . С о б ы т и е м н а ц и о н а л ь н о г о м а с ш т а б а с т а л а р о ж д е с т в е н с к а я я р м а р к а , о р г а н и з о в а н н а я в К и р о в е о б щ е р о с с и й с к о й о р г а н и з а ц и е й « Д е т с к и е и м о л о - ’ д е ж н ы е с о ц и а л ь н ы е и н и ц и а т и в ы » (Д И М С И ) п р и у ч а с т и и М и н и с т е р с т в а о б р а з о в а н и я Р Ф , Г о с у д а р с т в е н н о г о н а у ч н о - и с с л е д о в а т е л ь с к о г о и н с т и т у т а с е м ь и и в о с п и т а н и я и п о д д е р ж к е м е с т н о й а д м и н и с т р а ц и и . П е д а г о г и , с т у д е н т ы и ш к о л ь н и к и и з 11 р е г и о н о в Р о с с и и — М о с к в ы , П е т е р б у р га , И ж е в с к а , Й о ш к а р -О л ы , А л е к с а н д р о в а В л а д и м и р с к о й о б л а с т и . Б е р е з н я к о в П е р м с к о й о б л а с т и , Т ю м е н и и П е н з ы п р е д л о ж и л и с в о и с о ц и а л ь н ы е п р о е к т ы , к о т о р ы е п о м о г л и б ы , н а и х в з г л я д , р е ш и т ь о с т а ю щ и е с я н е р е ш е н н ы м и п р о б л е м ы . С в о ю с о в м е с т н у ю р а з р а б о т к у « Э к о л о г и я о б щ е н и я в г о р о д е » п р е д с т а в и л и ш к о л ь н и к и и з Б е р е з н я к о в И л ь я Б е л я к о в , А н н а П о т е х и н а , О л ь га К о к о у л и н а . Ш к о л ь н и к и з Й о ш к а р -О л ы Д м и т р и й К о р я к и н в ы н е с н а с у д н е о ж и д а н н ы й п р о е к т « Я п о н с к а я к у л ь т у р а и е е с о ц и а л ь н о - п е д а г о г и ч е с к и й п о т е н ц и а л д л я д е я т е л ь н о с т и м о л о д е ж н ы х о б щ е с т в е н н ы х о р г а н и з а ц и й » . А к и р о в е ц Я р о с л а в К а л и н и н п р е д с т а в и л п е с н и , к о т о р ы е п о м о г а ю т н е т о л ь к о с т р о и т ь и ж и т ь , н о и л ю б и т ь . . . Д И М С И , к о т о р а я ч е р е з г о д б у д е т о т м е ч а т ь с в о е д е с я т и л е т и е , с в я з ы в а ю т т е с н ы е у з ы с Б е л а р у с ь ю . На с л е т е Д ИМ С И « В о з в р а щ е н и е к и с т о к а м » , п р о х о д и в ш е м в м е с т е ч к е С о - ' л о т ч а п о д Р я з а н ь ю , б ы л а п р е д с т а в л е н а в ы с т а в к а ю н о й б е л о р у с с к о й х у д о ж н и ц ы и з Н о в о п о л о ц к а У л ь я н ы Л у к ь я н е н к о . О р и г и н а л ь н ы е р а б о ты , п о с в я щ е н н ы е п р и д у м а н н о й д в е н а д ц а т и л е т н е й д е в о ч к о й ф а н т а с т и ч е с к о й с т р а н е , б ы л и з а т е м о п у б л и к о в а н ы в о м н о г и х д е т с к и х и з д а н и я х Р о с с и и и Б е л а р у с и , а с а м а У л ь я н а с т а л а с т и п е н д и а т о м ф о н д а «Н о в ы е и м е н а » . К с т а т и , в ы с т а в к а р о д и т е л е й У л ь я н ы , б е л о р у с с к и х х у д о ж н и к о в О л ь ги и В и к т о р а Л у к ь я н е н к о , с т а л а о д н и м и з г л а в н ы х с о б ы т и й о д н о г о и з « С л а в я н с к и х б а з а р о в » в В и т е б с к е . На о т к р ы т и и в ы с т а в к и о к а р т и н а х с е м ь и Л у к ь я н е н к о т е п л о г о в о р и л и п е в е ц И о с и ф К о б з о н , а т а к ж е м о с к о в с к и й х у д о ж е с т в е н н ы й к р и т и к , о д и н и з о с н о в а т е л е й Д И М С И Л о л а З в о н а р е в а . К с т а т и , о н а о к о н ч и л а а с п и р а н т у р у И н с т и т у т а л и т е р а т у р ы и м е н и Я н к и К у п а - л ы в М и н с к е и п у б л и к у е т с я на с т р а н и ц а х м н о г и х б е л о р у с с к и х и з д а н и й — ж у р н а л о в «М л а д о с ц ь » , «П о л ы м я » , «М ас - т а ц т в о » , «Н ем а н » , г а з е т ы « Л и т е р а т у р а и м а с т а ц т в о » . . . В 9 0 -е г о д ы к о н т а к т ы м е ж д у б е л о р у с с к о й и р у с с к о й т в о р ч е с к о й и н т е л л и г е н ц и е й , м и н с к и м и и м о с к о в с к и м и м о л о д е ж н ы м и о р г а н и з а ц и я м и н е с к о л ь к о о с л а б е л и . В п о с л е д н е е в р е м я с и т у а ц и я р е ш и т е л ь н ы м о б р а з о м м е н я е т с я к л у ч ш е м у . А к т и в н о в о з р о ж д а ю т с я н а у ч н ы е к о н т а к т ы м е ж д у с о т р у д н и к а м и Р о с с и й с к о й а к а д е м и и н а у к и б е л о р у с с к и м и у ч е н ы м и . Э т о л е г к о д о к а з а т ь на п р и м е р е д е я т е л ь н о с т и т в о р ч е с к о й и н а у ч н о й и н т е л л и г е н ц и и , т е х п е д а г о г о в , у ч е н ы х и п и с а т е л е й , к о т о р ы е п р о д о л ж а ю т с о с т а в л я т ь к о с т я к Д И М С И и у в л е ч е н н о р а б о т а ю т с м о л о д е ж ь ю б о л е е д е с я т и л е т . Т а к , о с е н ь ю п р о ш е д ш е г о го д а о д и н и з р у к о в о д и т е л е й Д И М СИ , д о к т о р п е д а г о г и ч е с к и х н а у к , з а в е д у ю щ а я л а б о р а т о р и е й Н а у ч н о - и с с л е д о в а т е л ь с к о г о и н с т и т у т а с е м ь и и в о с п и т а н и я Л ю б о в ь Н и к и т и н а в ы с т у п а л а в М и н с к е н а м е ж д у н а р о д н о й к о н ф е р е н ц и и п е д а г о г о в и п с и х о л о г о в . Т е с н о с в я з а н а с Б е л а р у с ь ю и п о с т о я н н ы й у ч а с т н и к в с е х а к ц и й Д И М С И х у д о ж н и к , д в а ж д ы л а у р е а т п р е с т и ж н о г о в с е р о с с и й с к о г о к о н к у р с а « З о л о т а я к и с т ь Р о с с и и » Н а т а л ь я Б а ж е н о в а , е е р а б о т ы х р а н я т с я в о м н о г и х м у з е я х м и р а . Ф и л о с о ф с к и е , в с е г д а и н т е р е с н ы е %в ц в е т у п о л о т н а Н а т а л ь и Б а ж е н о в о й , у с п е ш н о в ы с т у п а ю щ е й в ж а н р а х п е й з а ж а и п о р т р е та , х о р о ш о з н а ю т в Б е л а р у с и . Т р и г о д а н а з а д на «С л а в я н с к о м б а з а р е » в В и т е б с к е в ы с т а в к а е е ж и в о п и с и « Б е л ы й а н ге л » , б ы л а о т м е ч е н а с п е ц и а л ь н ы м д и п л о м о м . Художник красотой просвечивает нас У К А З О М П ре зид ен та Р ос си й с ко й Ф ед ер ац и и Путина В .В . от 15 .01 .2004 г. № 34 за бол ьш ой в кл а д в ра зви ти е отечественной худ ож е с твен ной кул ь т уры Народны й х у дож н и к СССР , а кад ем и к Рос сий ской академ ии художеств А л е ксанд р М а к со в и ч Шилов н а гр аж д е н орденом «За з а с л у ги перед О те чеством» III степени. А л е к са н д р Ш ил ов и з т е х х у д ож н и к о в , ко торы е в пр ед с та в л ени и не н уж д аю тся . Е го н а зы ваю т челове ком весьма удачли вым , «живым классиком » , полу чившим при ж и зн и все, о чем ху д ож н и к у можно толь ко мечтать. Го суда рс тве нны е на грады , д о к ум е н т а л ь ны е кин оф ил ьмы о е го ж и з н и и т во р ч е с тве , м н о го чи сл е н ны е и н тервью , за ка зы , ко то ры е по с т у п аю т из р а зл и ч ны х у го л ко в мира , го с у д а р с т венная картинная галерея, нося щая е го имя и расположенная «у с тен Кр ем л я» . Д аж е одна из зв е зд В селенной носи т е го имя; ам ери кан цы ра сс тарали сь . Од нако , видимо , сделали это с на м е ком . З ве зды , к а к и зве с тно , н и ко гд а не м е няю т с в ое го на правления . Н и ко гд а не менял свое го направления и сам Алек сандр Шилов . Ни в жи зни несмо тря на к а т а кл и зм ы в р е м е н и ,н и в творчестве несмотря на разру ш и тел ьны е тенденции н а с т упа ющ ей м а с со в ой кул ьтуры . Ш и лов реалист, а е го портреты не к о т о ры е к р и т и к и н а зы в аю т и с ториче с ким и . В них есть не толь ко д уш а че ло ве ка , ко тор о го пи ш е т мастер , но и д ух времени , в ко то р ом ж и в у т е го герои . По нять и вы разить челове ка и вре мя —; это ли не главная на града для художника ! А н а кан ун е Н о во го года Але ксандр Ш илов был на граж д ен в М и н с ке орде н ом Ф р а н ц и с к а С корины . Орден ж ивописцу вру чил П ре зиден т Белоруссии Але ксандр Л у каш ен ко . К а к сообщи ла е го п р е с с -сл уж б а , вы сш ей на грады б е л о р у с с ко го го с уд ар с тва р о с с и й с к и й х у д ож н и к удо стоен за большой личны й вклад в у кр е п л е н и е д р уж бы и со тр уд ничества между народами . В М и н с ке сра з у после н а гр а ж д е н и я с А л е к са н д р ом Ш ил о вым встретился наш корреспон дент. — Александр Максович, от всей ду ши поздравляем вас с наградой. Но, думается, к знакам внимания за свою жизнь вы уже привыкли. Что значит для вас белорусский орден? — Х у д ож н и к у важ н о знать , см о г ли он своим т во р че с твом достуча ться до сердца зрителя . И н а гра да , полученная и з р у к П ре зид ен та Л у к аш е н к о , имее т для меня о гр ом н ое значение . С А л е ксанд р ом Л у к аш е н к о я в с тр е ч аю с ь второй ра з , и все сильне е убеж даю сь , н а с кол ь ко он не по хож на д р у ги х по л и ти ков . Говорит спонтанно , ис крен не и от сердца. Он разры вает се бя, и н и кт о меня не убеди т , что он стал П ре зид ен том для т о го , чтобы насл аж д а ть ся властью . С кор ее для т о го , чтобы людям помочь . У не го нет в то ро го дна , э то ч е л о ве к эм оци он ал ьны й и л е гко ранимый . З а это е го бьют, но за это его и любят. — Что касается «битья» политиков, то тут уж , как говорится, по рангу положено. Но и художников бьют не меньше, и вы в этом плане не исключение, вам в свое время сильно досталось за прозванную в народе «Шиловскую галерею». Журналисты окрестили еО'даиай- ским даром. В том плане, что она значительно поприбавила в ряду ваших «доброжелателей». И понят но почему: художников, которые имеют личную галерею, да еще, извините, при жизни, не так уж и много. — Вы правы : за это и бьют, дескать , почему бы Шилову и не по да ри ть го с уд а р с тв у свои р а боты , если го суд ар с тво взамен отплатило ем у личной галереей в особняке у Кремля . А на самом деле все знаю т, что на этот счет есть пр а ви те л ь с твен н ое по с та новление , решение Госдумы , за к о т о р о е ,к с та т и , проголосовали все п о л и т и ч е с ки е партии , что для меня очень лес тно : значит , мое т в о р ч е с т в о н уж н о людям . Однако «доброжелатели» часто ум ал чиваю т , что все, что есть в гал ер ее , ко мне в им ущ е с тв е н ном плане н и к а к о го о тнош ения в А. Шилов. Портрет дочери. не имее т. Все э то пр ина дл еж ит государству . — И ваши картины? — Д а . С е годня я подарил п р а к ти ч е с ки все свои работы , н а пи 6 аннь 1 е для себя . Это 744 картинь). И все, что сейчас мной пиш е тся , тож е переходи т го с у дарству . — Если есть «написанное для се бя», значит, есть что-то и «не для себя»? Но ведь и ж и ть на что -то на до. П о к у п а ть к р а с к и , холсты ... П оэтом у п иш у и на з а к а з . Это составляет процен т от в се го т о го, что я делаю . А девяносто де вять — «для себя». Естественно — и для государства . — Писать «для себя» и на за ка з ... Не приходится ли раздваиваться? Ведь в жизни встречается немало лиц, на которые, извините, и кра сок жалко . — Вообще -то мне безразлич но, пиш у я на з а к а з или нет. На з а к а з писали все художни ки , но это не зн а ч и т , что они ха л т у р и ли. Они ставили свои подписи и тем самым о твеч гш и з а свои кар ти ны . В кон е ч н ом и то ге лю бая к а р т и н а — это лицо х уд ож ника , е го честь и совесть. Поэто му и на з а к а з надо писать с пол ной отдачей сил , с од ина ковым Мастерством. К том у же з а к а з — это п р и з н а н и е м а с те р с тва х у дожника . М но гие х у д ож н и ки , и з в е с т ные в прежние времена, ныне, в том числе и комм ерче с ком пла не, о с та ли сь к а к бы не у дел. При этом они с чи таю т , что в о шли в конф л и кт со временем . То ли зрители , которые их не пони мают , не доро сли до их уровня , то ли они не д оро сли до уровня зрителя, но все равно, ж и знь т а ки х художни ков тра ги чн а — они не овладели в с вое время м а с тер с тв ом и п си хол о ги ей , к о т о рым мода не подвластна . П ол учить вы годны й з а к а з было жи зненно важно и раньше, но раньш е для э то го было д о с та то чн о зан я ть со о т ве тс т в ую щ ий по с т в С ою зе худ ож н и ко в . Чем выш е по ст , тем вы годнее з а к а з . В се о с та льн ое— талан т , м а с те р с тво — уходило на в то рой план. Не было главно го ; ес т е с т в е н н о го о тбора , ко гд а сам чиновни к , а не з а к а з ч и к из худо ж е с тв е нн о го ком би на та решал , что хорошо , а что плохо. Сейчас эта , извини те , лафа кончилась . Кром е постов и знаком ств , н уж но и мастерство . А его , увы, нет. Вот люди и н о с та л ь ги р ую т по в е л и ком у и с к у с с т в у , которое очищ ае т и во с тор га е т душ у , з а ставляя ее с традать и мыслить . Н е ко то ры е и в бомж ей пр е в р а щаются. А т е , ис кусс тво которых построено на великом мастерст ве и мысли , к а к раньше , т а к и те перь во с тре б о в ан о народом . Они признаны и у них есть з а к а зы. — И все-таки время сыграло с на ми жестокую шутку. Наш мир повернулся на 360 градусов, не могли не измениться и люди... Вам не хотелось бы переписать некото рые ваши портреты заново? — Еще к а к хотелось бы. Со временем более видны недос т а т ки и хочется ул учш и ть рабо ту. Я был очень дружен с С ер ге ем Бондарчуком . Мы были близ ки и в духовном , и в идеологиче ском плане . Первый раз я н апи сал его портре т в 1984 году . Мы д о го в о р ил и с ь писать второй пор тре т — э то было за год до е го смерти . Т о гда он , великий режиссер и актер , сидел пра кти че с ки бе з работы , уж е болел, страдал , е го буквально и зво ди ла стая «непризнанных гениев». С только мучения я видел на его лице ... Но это л ицо мне было ближе ; я видел путь , пр ойде н ный режиссером , и понимал его почти т а к же , к а к себя . Каж д ую свою работу он делал страдаю щим сердцем . Т а к х уд ож н и к и должен работать . Это тяжело , это рабо та на изно с . Х уд ож ни к обязан пропускать работу через сердце. Я это к тому , что в художнике должен гор е ть о гонь , который не д ае т ч е л о в е ку спать , есть , пить , он д олж ен ж и ть своим ис ку с с тв ом . Это ем у необходимо , к а к необходим человеку воздух. А если он, сидя у о кна и по зевы вая, ж д е т вдохновения , значит , видимо , ему прос то нече го с к а зать людям. А то, что он говорит, без объяснений и понять трудно. Все это от л у ка во го . Истинном у произведению пояснения и с ку с ствоведов не нужны . — Вы, очевидно, имеете в виду за падную культуру? Как вообще вос принимают вас за границей? — Р е а л и с т и ч е с ко е и с к у с с т во в с е гд а в о с тр е б о в а н о лю д ь ми . О но е с ть и буде т . В се гд а и ве зде . Т а к меня и в о с п р и н им а ю т. Ч е л о в е ч е с ко й д уш е н уж н о т о л ь ко то , что вы зы в а е т у не го в о с т о р г , н а с л аж д е н и е и п р е клонение . К о гд а ч е л о ве к см о т ри т на ка р т и н у к а к на и ко н у и хо ч е т сам с т а т ь чищ е и б л а го роднее . Х у д ож н и к пр ос то об я зан ра до ва ть д уш у кра со той . В э том и и с к у с с т в о — от сл о ва « и с к уш а ть » . Н ельзя ж е и с к у ш а ть м а зн е й . И с куш а т ь з р и т е ля м ож н о л иш ь в ел ич айш им м а с те р с т в о м и ч у в с твом , эм о циями . В с п ом н и те пор тре ты Л е в и ц к о го , Брюллова , П ерова , п е й з а ж и Л е в и т а н а . С э тим и лю д ьм и м ож н о го в о р и т ь . Н а с т о л ь ко они ж и вы е . Я, по к р а й ней мере , з а т а к о е и с к у с с т в о . Д р у го е д ело , что и с к у с с т в о — н а с тоящ ее и с к у с с т в о — с е го д ня находи тся в ун иж е н н ом со с тоя н и и , хо тя к а к и п р еж д е не об хо д им о д ущ е и р а з ум у ч е л о ве ка . Это и понятно : люди , о з а бо че н ны е тем , к а к им вы ж и ть помчались в л ав ки , кур с долла ра их в ол н уе т к у д а больш е о с тально го . Я не против то го , что бы лю ди с т а н о в и л и с ь бо гаче Это зам е ч а те л ь н о . Но чело ве к не ж ующ ее и вечно что-то по ку пающ ее с ущ е с т в о . Я не щови ни с т , но с ч и т аю наш н ар од са мым талантливым . Он по гибает я А. Шилов. Автопортрет. по том у , что см о тр и т на худш ие образцы З апада , а З апад ун и ч тож а е т нашу культуру и превра щ а е т нащ народ , и зви н и те , в стадо . П астух для т а ко го общ е с тва в се гда найдется . Ведь к а кое и скусство , та кая и дущ а че л о в е ка . Го суда р с тво д олж но обо зна чи ть ид еол о гию д обра и красоты , идею духовны х ценно стей , к о т о ры е люди и с к у с с т в а д олж ны кл а с ть на ал тарь О те че с тва , чтобы н аш а В ели кая Россия ещ е бол ьщ е о л и ц е т в о ряла собой В е л и ч и е ,к р а с о т у и д у хо в н ую сил у . Ведь по д о с т и ж ениям в кул ь т уре и и с ку с с т в е судят о н ар од е . У нас в ел и кое и с ку с с тво , но мы не умеем го р диться им. Об этом еще П уш кин писал . И э то наш м и н ус , к о т о рый , к сож алению , мы не зам е чаем . Надо ж и т ь гор д о , мы должны ценить свои таланты . И зад ача го с у д а р с тв а — в о з р о дить эти ц е н н о с ти . С л уж е ни е О течеству — это не просто сло ва. Это сущ но с ть нащ ей нации . Н а с то ящ ее и с к у с с т в о э том у и сл ужи т — О течеству . — Кстати говоря, вас недавно на градили за выдающиеся заслуги и большой личный вклад в развитие и укрепление государства Российско го орденом Петра Великого I степе ни. Поздравляем вас и с этой награ дой. Вас всегда много расспраши вают об искусстве Франции, Италии и Америки. И меньше всего о том, что вас как художника поражает и волнует в России. В чем ее красота? — Я люблю свою с трану и не п р е д с та вл яю с в ое й ж и з н и бол ьш е н и гд е . М о гу ч у т ь -ч у т ь по путеш е ство ва ть , сменить об с т а н о в к у , но к а к бы хо р ош о ни было , все ра в н о т я н е т д ом ой . О чень лю блю М о с к в у — и м е н но ее с тар ую ча сть . Я бл а го д а рен Л у ж к о в у и м о с ко в с к о м у прави тельс тву з а то, что они ее в о с с т а н а в л и в аю т . Я м н о го е з дил по р о с с и й с к и м д ере вням , пи сал с т а р и к о в и с т а р у х . Они несмотря на всю ж и з н ь ка торж ной рабо ты , н ищ е н с к ую пе н сию о с т аю т с я д о б ры м и , и это по и с т и н е б е зд о н н а я д об ро та . К а к ж е м о ж н о п р о ж и т ь т а к ую р а б с к ую ж и з н ь , вла ча н ищ е н с кое с ущ е с т во ва н и е , и ос та ть ся д обрым и б е с с р е б р е н и кам и ! И э та их д уш а м еня по р аж а е т . С вя ты е лю д и . Т а ка я бы ла моя б аб уш ка . Перед тем по ко л е н и ем нел ьзя не п р е кл о н я ть с я . И конечно , мне нравится природа средней р у с с к о й по ло сы . Бе зы сходная т о с к а в н е й .С ка кой сер д е чн ой с ил о й и м а с т е р с т вом вослел э то В е л и ки й Л е в и тан ! Р у с с ком у ч е л о в е ку э то с о звучно . Р .8. В марте в Минске предполагает ся провести выставку мастера. Для Беларуси это может стать заметным событием: выставки Шилова с огромным успехом прошли во многих столицах ми ра. Х О Р О Ш А Я Н О В О С Т Ь Военторг в сети МИНИСТЕРСТВО обороны Бе ларуси о ткры вае т интернет -ма газин . Информационно-торговая система будет включать в себя два направления: ма газин упра вления реализации материаль ных ресурсов и электронную вы став ку предприятий военно-про мыш ленного комплекса . В Ин тернете будет представлена пол ная информация о наличии в Ми нобороны излиш ков материаль ных ресурсов, подлежащих реа лизации . Кроме то го , посетите лям ма га зина будет предостав лена возможность электронного бронирования выбранных т о в а ров на небольщой сро к (3— 5 дней ) до момента заклю чения договора на покупку. Прописка в Беларуси будет не нужна? в БЕЛАРУСИ может быть отмене на прописка. Решением этого воп роса предстоит заняться новому Департаменту по вопросам граж данства и миграции Министерства внутренних дел Беларуси. Он ста нет единой структурой, ведающей паспортно-визовыми вопросами. Все дороги ведут в Витебск МЕЖДУНАРОДНЫЙ фестиваль и с ку с с т в «С ла вянский базар в Витебске» пройдет в этом году с 15 по 21 июля. В это т ра з он б у д е т иметь ряд отличительны х особенностей . Впервые на ф ес тива л е состоится М олодежны й ф орум , в рам ка х ко тор о го по всем крупным городам Белару си пройдет турне с участием му зы кальны х групп и ансамблей с за клю чи те л ь ным щоу в Витеб с ке . Предпола гается провести юбилейный концер т Государст в енно го ансамбля «Песняры» , который отметит свое 35-летие. Кр ом е т о го , гос тей фестиваля ожидает парад духовых ор ке с т ров, свое участие в котором уже подтвердили колле ктивы Р ос сии , У краины , Шотландии , Франции . Книжки вместо карты в МОСКВЕ культуроло г Марина Кирова разрабо тала пр ое кт л и тературно -худ ож ес твенны х пу теш ествий . В основе проекта — реальное и виртуальное путеше ствие по областям страны, кото рые интересны своей историей и культурой. Первым регионом, по которому начнется путешествие , — Вологодская область. Проект назы вается «Повседневная ж изнь русского Севера», в осно ве которо го лежит одноименная кни га Василия Белова. К а к сообщили в представитель стве Вологодской области в Мо с кве , п р ое кт ра ссчи тан на ин телли генцию , ученых , корп ор а тивны х клиен тов , на тех, ком у ин тересна история и культура н аш е го го судар ства . В о зраст участников — от 25 до 60 лет. Занятия уж е начнутся в с кором времени в одном из культурных центров М осквы . Зимой они бу дут носить теоретический хара ктер, а летом все участники при едут на В ологодчину и сами по сетят все местные д ос топрим е ча тельно сти . Предпола гается , что потом участники проекта по зна ком я тся с П с ко вс кой , Яро сл ав с кой и д ру гим и областями России. Легенды Онежского озера во льду в ПЕ ТРО ЗАВО ДС КЕ вовсю идет по д го то в ка к V К о н ку р с у сн еж ны х и ледовы х с кул ьп тур «Ле генды О н еж с ко го озера» , который пройдет в рам ках М еж д уна ро дн о го зим н е го ф е с тива ля «Гиперборея». В течение трех дней мастера бу дут работать над скульптурами . На О неж с кой набережной по я вятся десять ледовых и десять сн еж ны х скул ьп тур , со зданны х взрослыми уча с тни кам и , и еще десять снежных детских скульп тур . В этом год у ор гани за торы ко н к у р с а реш или со кра ти ть к о личество скульп тур , чтобы с о з дать сер ье зн ую кон курен цию среди у ча с тн и ко в , которые предложат на суд жюри свои эс ки зы . В ходе ко н кур са пе тр о за водчан и го с тей города ж д у т т а кж е соревнования любителей зим ней рыбалки «По щ учьем у веленью» и состязания по з и м нему плаванию «Хрустальные вспле с ки О не го» . В аква тории О н еж с ко го озера , на специаль ном катке , пройдут по ка за тел ь ные вы ступления любителей ф и гурн о го катания «Ледовые I узоры». Профессиональный в Петр Никитин шесть лет путешествует пешком , автостопом, а в последнее время на велосипеде по России и Европе. Сейчас он держит путь через Поволжье в Крым . Иркутяне дарят городскому музею свои столы и сундуки 20 ЯНВАРЯ в м у зее истории го рода И р к у т с ка о т кры л а с ь т р а диционная еже годная вы ста вка подарков иркутян музею . В основном э кспо н а ты — это предметы , которые представля ли собой интерьер дома горожа нина : сундуки , комоды , сам ова ры, ам барны е з ам к и и одежда . Граждане безвозме здно отдают в музей реликвии , пополняя тем самым культурное наследие на ше го города . М но ги е из т а ки х подарков весьма значимы для историков , по с коль ку помо гаю т понять бы т и культуру ир кутян , ж и вш и х более чем сто лет на зад. Беседу вел Владимир ЕФАНОВ. Документы Объединенной Европы хранятся в Марий Эл в ГОСУНИВЕРСИТЕТЕ в Й ош кар -О ле о т кры л ся Центр евр о пейской документации . Теперь у марийских студентов и препода вателей появилась в о зм ож ность через И н терне т узнава ть о процесса х , прои сходящ и х в объединенной Европе . Центр позволяет получить доступ к ба зам данных , ко торы е хранятся непо сред с твенно в Брю сселе и С тра сбур ге . Он будет работать при научной библиотеке МарГУ . При центре действует библиоте ка , где пред ста влены р у с с ко язы чны е и нф орм ационны е и з дания о деятельности Европей ской Ком и сси и и ж и з н и стран Евросоюза. Это одиннадца ты й подобный центр в России и тре ти й в По волжье . К р ом е Й ош кар -О лы центры европейской докумен та ции действую т в Ка зани и Сара тове. А всего их по всей террито рии России будет 13. Подготовили Виктория АВЕРБУХ (Москва) и Алексей КЛЕВИТСКИЙ (Минск).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz