Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
2 5 ав гу с та 2 0 0 4 г . , № 1 6 5 ( 2 2 2 9 3 ) Л И П Е Ц К А Я г а з е т а ^ Т о ч к а зрения Книги, люди и время Новый учебный год —на старте. Идут большие августовские педсоветы. Вместе с учителями подводят итоги, размышляют о перспективах школьные библиотекари. Ярким событием, всколыхнувшим все школьные библиотеки “от Москвы до самых до окраин”, был Всероссийский конкурс библиотек общеобразовательных учреждений “БиблиОбраз”. Незабываемые встречи с известными писателями, критиками, издателями, профессиональный обмен опытом и идеями. Среди финалистов конкурса оказались библиотекарь Елена Данковцева из села Большое Попово Лебедянского района и Мария Кострюкова, заведующая библиотекой областной специализированной школы-интерната для слабовидящих детей. Они получили денежные призы на техническое оснащение и пополнение книжного фонда из рук супруги Президента России Людмилы Путиной. У них была завидная возможность увидеть на площадке “Школьная библиотека XXI века” множество новшеств и прикинуть, как их применить у себя дома. Конкурс показал: модернизация системы образования неосуществима без принципиально нового уровня развития библиотек учебных заведений. __Даже в докомпьютерную, доинтернетовскую эпоху в обыч- > ной сельской школе библиотека “под лестницей” с тремя стел лажами книг нередко определяла судьбу ребенка. До сих пор помню, как библиотекарша, заметив, что я беру много книг и все их прочитываю, похвалила меня за пристрастие. И это повлияло на мою дальнейшую жизнь. Безусловно, библиотеки ныне меняются. Но суть их — та же. Как любят повторять с трибун, библиотека — это сердце информационного общества. А новые технические средства позволяют более эффективно решать вечную их задачу. Про изошел огромный прорыв. Сегодня компьютеры установле ны в районных, сельских и школьных библиотеках, “глу бинка” имеет выход в Интернет. Обычной стала пргжтика ■игеЬ-сайтов муниципальных и школьных библиотек. А ведь еще десять лет назад большинство моих коллег и не слыша ло слов “СО-Е” или “Интернет”. Мне кажется, что основная проблема школьных библио тек — это проблема общества, которое пока не увидело в « них колоссальный ресурс развития. И это обидно. В свое время большевики строили новое общество на руинах ста рого. И была обозначена цель — воспитать нового челове ка. Не будем сейчас обсуждать противоречия той эпохи. Лучше признаем: поставленная цель была достигнута бла годаря пропаганде, просвещению, школам, библиотекам. За 20 лет в стране преодолели массовую безграмотность. И ог ромный вклад в это внесли библиотекари-энтузиасты, под вижники. Нынче проблемы российской экономики и политичес кой жизни осложняются неподготовленностью, недостаточ ной информированностью людей. Большинство из нас не видели мира, не знает, как живут на Западе и Востоке. Люди не имеют возможности ездить даже по территории России. Между тем в разных регионах и городах появляются кру пицы драгоценного опыта преобразований. Чрезвычайно важно, чтобы он, изложенный в брошюрах, книгах, журна лах, был доступен всем. Прежде всего, руководителям му ниципалитетов, предприятий, депутатам, деятелям культу ры. И здесь роль библиотек огромна. Они способны помочь власти. А власти пора увидеть в них таких помощников и союзников. У нас разветвленная сеть массовых и школьных библио тек. И они сплошь государственные. Возможны частные му зеи, галереи, театры, кинотеатры. Но библиотеки всегда со держатся за счет бюджета. Ибо это системообразующие цен тры. Если библиотека не пополняется новой литературой, если не обновляются ее фонды, то она будет, так сказать, транслировать только позавчерашние социальные стереоти пы и представления. Последнее, кстати, встречается на каж дом шагу. Придите в районные, сельские, школьные библио теки — там нет массива книг, излагающих правдивую исто рию нашей страны. Там нет спектра изданий о гражданской • войне, коллективизации, литературы о других странах, их опыте преодоления экономических кризисов. Сельская биб лиотека получает за год нередко десяток новых книг да две газеты. Школьная — и того меньше... Несколько лет тому назад ко мне в кабинет заглянул не знакомый человек. Оказалось, он директор школы из Долго руковского района. Приезжал в Липецк насчет газификации школы. Увидел — большая библиотека, решил зайти, по просить помощи. Прямо беда, сказал, на полках у нас одна учебная литература, детям нечего читать. Мы, естественно, решили помочь: передали школе более тысячи томов, пода ренных нашей библиотеке горожанами. Если бы вы видели, какие счастливые глаза были у директора! Как изменить ритуацию с книжными фондами? Нужна настойчивая государственная политика на местах по их об новлению. Дальновидные руководители это уже поняли. Президент Чувашии заявил, что в республике за два года необходимо создать 100 модельных сельских библиотек. Эту идею стоит реализовать и в нашем регионе. У нас прилич ный уровень областных библиотек, чего не скажешь о боль шинстве библиотек в райцентрах и на селе, при том, что там работают интересные специалисты, есть успехи. Ведь завтра энергичные люди из того же села, не получающие своевре менной подпитки информацией, станут депутатами, лидера ми. А багажа-то, а кругозора им как раз и может не хватить, чтобы действовать компетентно и успешно. Мы обязаны и об этом думать. А примеры, когда отношение к библиотекам такое, ка ким должно быть, у нас есть. В липецкой школе № 77 биб лиотеке отдано лучшее помещение. С читальным залом, фон дохранилищем, с красивой мебелью, со шкафами не выше детского роста, чтобы ребята могли сами выбирать, что хо тят. К школьному библиотекарю В. Киричко здесь на ред кость уважительное отношение. Она, кстати, принимала ак тивное участие в областном конкурсе школьных библиотек и заняла первое место в номинации “Навигатор”. Да, книги, компьютеры, интернет. Но библиотека — это еще и люди, которые в ней работают. Между тем сегодня из 117 школьных библиотекарей в областном центре лишь 59 процентов имеют высшее образование. А задачи-то у них, повторюсь, усложняются, требуют солидных знаний, новых форм и методов по воспитанию культуры чтения, организа ции медиотеки. Удивительно, но в стране не готовят школь ных библиотекарей, библиотекарей-педагогов. Назрела нуж да утвердить в дополнение к Государственному образователь ному стандарту высшего профессионального образования по специальности “Библиотечно-информационная деятельность” квалификацию “Библиотекарь-педагог”. А пока надо заниматься обучением людей в меру сил на местах. В нашей области выстраивается система послеву зовского образования школьных библиотекарей с учетом всего ценного, инновационного, что имеется в практике об ластной юношеской и других библиотек. Российской ассо циации школьных библиотек. Наш совместный проект с Ас социацией — организация заочной подготовки школьного библиотекаря. Первые выпускники получат государствен ное удостоверение о повышении квалификации к концу года. Надеюсь, что это заинтересует библиотекарей из “глубин ки”. Совместно с Департаментом образования и науки облас тной администрации мы обсуждаем возможность открытия постоянно действующего учебного тренинг-центра для школьных библиотекарей с различными форматами обуче ния (экстернат, дистантное, мастер-классы и т.д.). В перс пективе он должен превратиться в Центр непрерывного об разования библиотекарей, обслуживающих детей и юноше ство. Нина ЦЫГАНОВА, директор областной юношеской библиотеки, вице-президент Российской ассоциации школьных библиотек. >'Вера Православная “...Кого убоюся?” З а м е т к и о к р е с т н о м х о д е о т С в я т и т е л я М и т р о ф а н а С в я т и т е л ю Т и х о н у З а д о н с к о м у ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА. Этот день стал главным вжизни. Однажды произошло касание неведомой силы, благодаря которой мир стал светлее, яснее. Было ощущение: ты как бы пробиваешься к себе и к сокровенной России. Кажется, вместе с тобою любви и добру начинают учиться все окружающие. Недавно мой товарищ заявил: «Знаешь, я понял —при царе люди жили свободнее. Их воспитывало Православие. Все были едины в служении Богу. Только вдумайся, пойми молитву: перечисляются разные козни, искушения, но рефреном идет —«кого убоюся?» Кого убоюся, если со мною Господь —Ему слухсу, торжеству Его Истине». ...У Бога все живы. Поэтому в крес тный ход со мною идут Суворов, о ко тором знаю, что был он не только выда ющимся полководцем, но и молитвен ником, написавшим «Покаянный канон Иисусу»; Войно-Ясенецкий и Овчинни ков, выдающиеся хирурги, ставшие свя щеннослужителями... Много знаю. Но есть ли во мне хотя бы частичка той Веры, с которой, осенив себя крестом, мог произнести “кого убоюся?” и забыть о существовании нынешнего безвластия, старающихся господствовать над тобою разных чиновников, лидеров и “авто ритетов”? С нами Бог — в Нем сила и правда. Нет, отступили от Него. Силу и правду ищем в сиюминутном, узкопар тийном, в низкопоклонстве временщи кам. Они-то и Бога пытаются взять себе в услужение. Чувствуют — народ ста новится неподвластным различным «идеологическим технологиям», мето дам обмана и лести... Народ 80 лет во дили по пустыне — у него теперь смут ное представление о религии. Но душа от рождения- христианка, она волнует ся, требует поиска верного пути. • ...Ученый-биолог из Москвы пыта ется найти сообщников православного подхода в вопросах становления отече ственного садоводства... Паломник из Курска владеет опы том торможения развития онкологичес ких заболеваний. После непростой опе рации четыре года спасение находит в крестных ходах. Ученый, занимающий ся проблемами космической связи, сде лал “открытие”: не подвержены зомби- рованию солдаты верующие, посещаю щие церковь, исповедующиеся, прича щающиеся... Подобные примеры — к тому, что крестный ход от Митрофана Воронежс кого к Тихону Задонскому становится особым, участие в нем принимают вов се не “отсталые элементы”, как счита ют некоторые. Отрадно — шло много юношей и девушек, шли старшекласс ники, студенты вузов. Даже дети! Да- да, трех-четырехлетние ребятишки. Од ного даже в коляске везли. У некоторых пап и мам по несколь ко лет не было детей. По благослове нию старцев они отправлялись в молит венный путь от Воронежа до Задонска. И не аист приносил им долгожданное дитя, а молитва двум православным свя тителям. Три года с нами со своею ма тушкой ходил отец Сергий из Трясору- ково Лискинского района. Привыкли к батюшке, полюбили его, но на сей раз его не было с нами. Однако когда узна ли причину отсутствия, только возра довались — у о. Сергия родилась дол гожданная Машенька! ...Особая память о трудах батюшек в тех селах, через которые мы прошли. Если паломники имели достаточно вре мени на отдых, то у священников его не было. Чуть ли не до утра велись бе седы с жаждущими услышать слова, об легчающие душу. Ход прошлого года показал особую дисциплинированность, поддержанную не только отцом Николаем из воронеж ского Никольского храма и казаками под началом Н. Беликова. Сами палом ники были воспитаны опытом прошед ших лет. Каково же было удивление участников крестного хода, когда они узнали, что кто-то проинформировал “инстанции” о том, что среди паломни ков не было порядка, что были пробле мы с ночлегом, пропитанием. Дело в другом. Уж очень кому-то хочется очер нить богоугодное дело, с каждым годом все больше и больше обретающее все российскую популярность. В крестном ходе были православные из Болгарии, Украины, Молдовы, Краснодара, Ека теринбурга, Санкт-Петербурга, Москвы, Тольятти, Курска, Тамбова, Орла, Ли пецка, Мурманска, Астрахани, Ставро поля... Из этих городов звонили мне и просили передать сердечную благодар ность митрополиту Воронежскому и Бо рисоглебскому Сергию за поддержку такого благодатного хода. На всю Россию, благодаря крестно му ходу, стала известной семья Иваню- тенко. В шестой раз под крышей ее дома кров и пищу нашло более шестидесяти паломников! Первый раз, принимая паломников, Анатолий Васильевич и Валентина Ивановна делились своими намерениями —построить в Князеве ча совенку. Мария Ивановна Рудакова, мама Валентины Ивановны, всегда была организатором встреч крестных ходов. В этом году ее не стало. Мы всегда в Князеве на кладбище служили панихи ду по погибшим на фронтах Великой Отечественной, по ушедшим из жизни. Но панихида на сей раз была особой. Крестный ход, более чем 300 человек, остановился у могилы Марии. Вместе со всем селом паломники молились. В предосеннее ясное небо возносилось мо гучее и стройное пение “Вечной памя ти”, по щекам людей бежали слезы. Особые слезы. К вечному покою хрис тианки Марии пришли святые Митро фан и Тихон. Она, конечно, была счаст лива и благодарна. У Бога все живы! Мы молились за нее и понимали — за нас молится и она, Мария, так много сделавшая для оцерковления односель чан. Рядом с ее могилкой — могила мужа. Православный Иван Федорович Рудаков приписал себе два года, чтобы уйти на фронт. Вернулся с орденом Сла вы, другими орденами и медалями, но израненный и с порушенным здоровь ем. Спасшие Россию, со святыми вас упокой! ...В прошлом году впервые принял участие в ходе Сергей Сергеев из Под московья. Шел с иконой своего деда Ионы Санкова, новомученика, расстре лянного в тридцатые годы. Друг Сергея Александр нес семейную икону Санко- вых. На ней образы Митрофана Воро нежского и Тихона Задонского, напи санные в 1862 году. Отец Иона взял ее с собою в заключение. Именно она по служила одним из главных «доказа тельств», что Санков не встал на путь «исправления». Чекисты приобщили святыню к «делу». В начале 90-х пра внук вызволил икону из-под «ареста», заказал для нее киот. И вот она — одна из главных святынь крестного хода. Прошлый крестный ход, знакомство с удивительными паломниками, тем духом, которым жива Россия, подвиг ли выпускника политехнического, вы сококлассного специалиста по разработ кам ряда технрлогий для “оборонки”, взяться за перо и по благословению ар хиепископа Верейского Евгения напи сать духовную историю города Троиц ка. Сегодня он завершает книгу о сво их православных предках. Образчиком прекрасного вдохновенного письма слу жит фрагмент, опубликованный в “Тро ицкой православной газете”: «Объявле ние войны дед воспринял как конец мы тарствам и вскоре подал заявление на передовую... Мог рассчитывать на бронь, да и возраст был уже запризыв- ный. «Если погибну, — сказал он ба бушке, — вас уже не тронут, а вернусь — там видно будет. Бог управит». “...Родился я в праздник иконы Бо жией Матери Оковецкой-Ржевской и брат мой —в этот же день, только рань ше на семь лет.. Дедушка наш, Нико лай Герасимович Шемонаев, погиб подо Ржевом в 1943 году...”. Позже Сергей Сергеевич прислал мне письмо с предложением —воздвиг нуть церквушку в Князеве с помощью и на средства участников крестного хода. Сам он часть своих книг о Троице и сродниках, подвижниках благочес тия, отдает Анатолию Васильевичу и Валентине Ивановне —первый взнос на строительство... ...В Задонске — встреча с монахом Лаврентием, его стихами. Это — как молитва. З а С в я т у ю Р у с ь п о м о л ю с ь : Ч т о б ы Б о ж ь ю н и т ь п р о б у д и т ь . Ч т о б ы р у с с к и й Д у х н е п о т у х . Ч т о б ы р у с с к и й г л а с н е у г а с . Ч т о б ы р у с с к и й с т и х н е у т и х . Ч т о б ы р у с с к и й х р а м н е б ы л в т а м . Ч т о б ы р у с с к и й л ю д н е б ы л в б л у д . Ч т о б ы р у с с к и х д е в п л ы л н а п е в . Ч т о б ы р у с с к и х р е к л и л с я б е г . Ч т о б ы р у с с к и й л е с н е и с ч е з . Ч т о б ы р у с с к и й х л е б с п е л и к р е п . Ч т о б ы р у с с к и й к р е с т з в а л о т е с т . Ч т о б ы р у с с к и й щ и т н е б ы л б и т . Ч т о б ы р у с с к и й м е ч с п а с о т с е ч . Ч т о б ы р у с с к и х р а т ь — н е о б ъ я т ь . Ч т о б ы р у с с к и й ц а р ь б ы л к а к в с т а р ь . Ч т о б ы Р у с ь в е л а о т в и н а . Ч т о б ы Р у с ь р о с л а , к а к с о с н а . Ч т о б ы в Р у с ь в е р н у л о с ь — р а с п н у с ь ! Ч т о б ы Р у с ь р а в н я л а с ь — м о л ю с ь ! ...Тем, кто был с нами, праздника хватит до следующего августа, когда в день обретения мощей святителя Мит- рофания Воронежского с его иконой и другими святыми земли Российской крестным ходом мы отправимся к свя тителю Тихону Задонскому... Эдуард ЕФРЕМОВ. Воронеж — Задонск. (Специально для «Липецкой га з е ты » ) . 'Все дети — наши Н а й д и м е н я , м а м а ! Миша И. За лето сол нце, воздух и вода укре пили здоровье мальчика. К тому же Миша научил ся плавать, и неплохо. В сентябре он пойдет в чет вертый класс, любимый предмет в школе — мате матика. Парень серьез ный, но немного застенчи вый. Сестер, братьев у него нет, зато есть завет ный друг, с которым он готов поделиться всем. Синеглазому, светло волосому Мише сейчас 11 лет. Добрый мальчик. Любит и жалеет бездом ных собак, коше::, под- кар.ч.тивает их. ^ Алена М. Родилась на Покров в 1991 году. Де вочка — само очарование. Глаза карие, волосы свет ло-русые. Два ее брата дома, трое — в разных интернатах. Мечтает быть вместе с ними, а еще стать художником. Задатки, как говорят воспитатели, для этого есть. К тому же Алена победила в област ном конкурсе на лучшую художественную работу. Трудолюбивая, акку ратная девочка отчасти еще и психолог, потому и называют ее ласково “наша хозяюшка”. Эдуард П. Родился в феврале 1991 года. Учит ся хорошо. Рисует в ос новном автомобили. Воз можно, что за руль одно го из них он и сядет ког да-то. А пока... Не ленится, не обижа ет младших. На турнике свободно подтягивается 25 раз. Не курит. Вспоми нает маму, но редко гово рит об этом. Глаза у Эдуарда голу-, бые, очень выразитель ные, только немного гру стные... ^ ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ. П о сл есл ови е к т ем е Количество приемных семей в области увеличивается. Но не всегда новая жизнь у них начинается гладко. И для детей, и для родителей это влюбом случае сильнейший стресс. Возникают разные проблемы. Помогают их разрешить специалисты отдела охраны прав детей и учащейся молодежи Деп^тамента образования и науки администрации области, представители областного Центра психолого-педагогической и социальной помощи детям и подросткам. Сегодняшний наш разговор —с педагогом Центра Натальей Стебеневой о взаимоотношениях детей всемье. — Не так давно женщина, взявшая на воспитание маль- чика-сироту, рассказала мне такую историю: “Моя дочь бьет своего маленького брата. Я ее постоянно ругаю за это. Стара юсь объяснить, что она старше и должна любить братишку и защищать. Испробовала все, что только могла придумать. Ни нотации, ни упреки, ни угрозы не помогали. Однажды я отшлепала ее и заставила поклясться, что она так больше не будет делать, но на следующий день опять началось все сна чала. Что делать? Как их примирить, научить понимать и жалеть друг друга?.. Как можно научить ребенка тому, что нехорошо обижать младших, если взрослые сами обижают детей. Как научить ребенка не кричать на младшего, если сами частенько сры ваемся. Наказывая, мы расписываемся в своем бессилии. Шлепая и приговаривая: “Я научу тебя не обижать тех, кто меньше и слабее!”, мы воспитываем у ребенка недоверие и ненависть к родителям. Возьмите дочку за руку, обнимите и спокойно скажите: “Нехорошо бить людей. Я знаю, что ты злишься. Ты мо жешь сказать об этом вслух или ударить эту подушку”. После того, как ребенок успокоится, задайте ему вопро сы: “Что расстраивает тебя? Что ты еще можешь сделать, чтобы справиться с собой?”. Во избежание будущих проблем необходимо не так уж и много. Научить ребенка отличать чувства от действий. Чув ства никогда не бывают плохими, а то, что мы делаем, иног да очень некрасиво. Помочь ребенку найти решение проблемы. Один путь — возможность сказать людям, что ему не нравится. Другой — ■ просто уйти, если к нему относятся без уважения. ‘ Окружить ребенка любовью, не зависящей ни от каких условий. Научить ребенка жизненным навыкам, которые помогут ему почувствовать себя уверенным. Дать понять, что бить других — неприемлемый способ, и сами никогда не бейте детей! Но если вы не сдержались и ударили своего ребенка, немедленно признайте ошибку, извинитесь, помиритесь и, если это возможно, вместе решите проблему. Дети обязательно вас простят и будут ^следовать вашей модели поведения! И ещ_е — почаще бывайте вместе с ними, хвалите, поддержи вайте и даже спрашивайте совета, поручайте что-то сделать вместе с вами. Дети подружатся, научатся любить друг дру га. Записала ведущая рубрики Галина КОЖУ}^РЬ. Итоги Спор лириков и физиков уже разрешен Итак, событие, которого ждали с нетерпением и родители, и выпускникишкол, состоялось! Подведены итоги вступительных экзаменов в ЕГУ имени И. А. Бунина. В середине июля состоялось зачисление студентов заочной формы обучения: студентами стали 725 человек. А месяцем позже в университет зачислили 1227 человек, прошедших вступительные экзамены на факультеты очного отделения. На бюджетной основе на очное отделение поступили 1058 человек, а 169 - на коммерческой. Первокурсниками 2004 года стали 55 выпускников педколледжей и 80 —сузов. Среди студентов-первокурсни- ков 490 ельчан, 550 сельских ж и телей районов области, более ста человек из других областей. Пяте ро жителей Таджикистана посту пили вне конкурса согласно меж правительственному соглашению. По-прежнему по адресам на ших студентов можно изучать гео графию не только России , но и ближнего зарубежья. В стенах уни верситета вместе учатся ребята из Украины, Молдавии, Таджикиста на, Чечни. Но какая, собственно, разница — русские или казахи, ар мяне или жители далекого степ но го поселка? Они выбрали са мую мирную профессию и через несколько лет перешагнут порог школы, чтобы сеять в детских сер дцах “ разумное, доброе, вечное"... И еще одна интересная циф ра. На первом курсе ЕГУ вновь о ка з а л о с ь бол ьш е п р е д с т а в и тельниц слабо го пола: 687 п р о тив 540 мужчин. Наибольшей популярностью с р е д и вчераш них вы п у с кн и ко в пользовались ф изи ко -м а тем а ти ческий, экономический , психоло гиче с ки й факультеты и ПиМНО. При плане приема на физмат 113 человек было подано 405 заяв лений, н а чф а к - 275 (план - 101), экономф ак - 246 (план 82). Стать "исследователями человеческих д уш " пожелали 74 абитуриента , но группа пер во кур сни ко в о гр а ничена до 26 человек. В начале этого века мы м о жем с полным основанием п ри знать победу "ф изи ков " в вечном споре с "лири ками " . Д оказатель ства том у — самый большой кон курс на специальности "при клад ная математика и информатика" — 5,1 на место. Заметим , что еще в прош лом год у эта специал ь ность не вызывала у абитуриен тов повышенно го интереса . Д а лее следует "э кон ом и ка и управ ление на предприятиях машино строения" — 3 ,6 , "налоги и нало гообложение" — 3,2, и буквально "дышит в спину " экономической д и сц и п л и н е вновь те хни че ская специальность "математика и ин ф орматика" — 3,1. В 2002 году была иная кар тина . Л ид е рс тво уверенн о держ ал ю рид и че с ки й факультет, куда стрем ил ся п о пасть каждый третий медалист из 145 абитуриентов . Да и проход ной балл был то гда достаточно высок — 19 человек на место ! В 2003 году опять ажиотаж со зд а вался во кру г юрфака, но высокий конкурс был также на пси холо ги ческом факультете , со ц и а л ьно культурного сервиса и туризма, историческом и экономфаке . Нынешний го д еще раз под твердил прописную истину; полу чив золотую медаль в школе, при поступлении в вуз расслабляться не стоит. Вот пример . 432 заяв ления было подано от медалис тов, собеседование прошла толь ко треть, а по результатам испы тания было принято лишь 132 че ловека. Объясняется все просто. В этом году на многие специаль но сти пр и н им а л и с ь результаты Единого го с э к зам е н а , и планка таблицы перевода баллов в оцен ки оказалась достаточно высока. Вот и вышло, что многие медали сты, сдав ЕГЭ, по шкале не см о г ли набрать “ пятерки" и участво вали в общем конкурсе . Так с м о г ли поступить 56 медалистов. Милада ФЕДЮКИНА. г. Елец.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz