Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

2 5 ав гу с та 2 0 0 4 г . , № 1 6 5 ( 2 2 2 9 3 ) Л И П Е Ц К А Я г а з е т а ^ Т о ч к а зрения Книги, люди и время Новый учебный год —на старте. Идут большие августовские педсоветы. Вместе с учителями подводят итоги, размышляют о перспективах школьные библиотекари. Ярким событием, всколыхнувшим все школьные библиотеки “от Москвы до самых до окраин”, был Всероссийский конкурс библиотек общеобразовательных учреждений “БиблиОбраз”. Незабываемые встречи с известными писателями, критиками, издателями, профессиональный обмен опытом и идеями. Среди финалистов конкурса оказались библиотекарь Елена Данковцева из села Большое Попово Лебедянского района и Мария Кострюкова, заведующая библиотекой областной специализированной школы-интерната для слабовидящих детей. Они получили денежные призы на техническое оснащение и пополнение книжного фонда из рук супруги Президента России Людмилы Путиной. У них была завидная возможность увидеть на площадке “Школьная библиотека XXI века” множество новшеств и прикинуть, как их применить у себя дома. Конкурс показал: модернизация системы образования неосуществима без принципиально нового уровня развития библиотек учебных заведений. __Даже в докомпьютерную, доинтернетовскую эпоху в обыч- > ной сельской школе библиотека “под лестницей” с тремя стел­ лажами книг нередко определяла судьбу ребенка. До сих пор помню, как библиотекарша, заметив, что я беру много книг и все их прочитываю, похвалила меня за пристрастие. И это повлияло на мою дальнейшую жизнь. Безусловно, библиотеки ныне меняются. Но суть их — та же. Как любят повторять с трибун, библиотека — это сердце информационного общества. А новые технические средства позволяют более эффективно решать вечную их задачу. Про­ изошел огромный прорыв. Сегодня компьютеры установле­ ны в районных, сельских и школьных библиотеках, “глу­ бинка” имеет выход в Интернет. Обычной стала пргжтика ■игеЬ-сайтов муниципальных и школьных библиотек. А ведь еще десять лет назад большинство моих коллег и не слыша­ ло слов “СО-Е” или “Интернет”. Мне кажется, что основная проблема школьных библио­ тек — это проблема общества, которое пока не увидело в « них колоссальный ресурс развития. И это обидно. В свое время большевики строили новое общество на руинах ста­ рого. И была обозначена цель — воспитать нового челове­ ка. Не будем сейчас обсуждать противоречия той эпохи. Лучше признаем: поставленная цель была достигнута бла­ годаря пропаганде, просвещению, школам, библиотекам. За 20 лет в стране преодолели массовую безграмотность. И ог­ ромный вклад в это внесли библиотекари-энтузиасты, под­ вижники. Нынче проблемы российской экономики и политичес­ кой жизни осложняются неподготовленностью, недостаточ­ ной информированностью людей. Большинство из нас не видели мира, не знает, как живут на Западе и Востоке. Люди не имеют возможности ездить даже по территории России. Между тем в разных регионах и городах появляются кру­ пицы драгоценного опыта преобразований. Чрезвычайно важно, чтобы он, изложенный в брошюрах, книгах, журна­ лах, был доступен всем. Прежде всего, руководителям му­ ниципалитетов, предприятий, депутатам, деятелям культу­ ры. И здесь роль библиотек огромна. Они способны помочь власти. А власти пора увидеть в них таких помощников и союзников. У нас разветвленная сеть массовых и школьных библио­ тек. И они сплошь государственные. Возможны частные му­ зеи, галереи, театры, кинотеатры. Но библиотеки всегда со­ держатся за счет бюджета. Ибо это системообразующие цен­ тры. Если библиотека не пополняется новой литературой, если не обновляются ее фонды, то она будет, так сказать, транслировать только позавчерашние социальные стереоти­ пы и представления. Последнее, кстати, встречается на каж­ дом шагу. Придите в районные, сельские, школьные библио­ теки — там нет массива книг, излагающих правдивую исто­ рию нашей страны. Там нет спектра изданий о гражданской • войне, коллективизации, литературы о других странах, их опыте преодоления экономических кризисов. Сельская биб­ лиотека получает за год нередко десяток новых книг да две газеты. Школьная — и того меньше... Несколько лет тому назад ко мне в кабинет заглянул не­ знакомый человек. Оказалось, он директор школы из Долго­ руковского района. Приезжал в Липецк насчет газификации школы. Увидел — большая библиотека, решил зайти, по­ просить помощи. Прямо беда, сказал, на полках у нас одна учебная литература, детям нечего читать. Мы, естественно, решили помочь: передали школе более тысячи томов, пода­ ренных нашей библиотеке горожанами. Если бы вы видели, какие счастливые глаза были у директора! Как изменить ритуацию с книжными фондами? Нужна настойчивая государственная политика на местах по их об­ новлению. Дальновидные руководители это уже поняли. Президент Чувашии заявил, что в республике за два года необходимо создать 100 модельных сельских библиотек. Эту идею стоит реализовать и в нашем регионе. У нас прилич­ ный уровень областных библиотек, чего не скажешь о боль­ шинстве библиотек в райцентрах и на селе, при том, что там работают интересные специалисты, есть успехи. Ведь завтра энергичные люди из того же села, не получающие своевре­ менной подпитки информацией, станут депутатами, лидера­ ми. А багажа-то, а кругозора им как раз и может не хватить, чтобы действовать компетентно и успешно. Мы обязаны и об этом думать. А примеры, когда отношение к библиотекам такое, ка­ ким должно быть, у нас есть. В липецкой школе № 77 биб­ лиотеке отдано лучшее помещение. С читальным залом, фон­ дохранилищем, с красивой мебелью, со шкафами не выше детского роста, чтобы ребята могли сами выбирать, что хо­ тят. К школьному библиотекарю В. Киричко здесь на ред­ кость уважительное отношение. Она, кстати, принимала ак­ тивное участие в областном конкурсе школьных библиотек и заняла первое место в номинации “Навигатор”. Да, книги, компьютеры, интернет. Но библиотека — это еще и люди, которые в ней работают. Между тем сегодня из 117 школьных библиотекарей в областном центре лишь 59 процентов имеют высшее образование. А задачи-то у них, повторюсь, усложняются, требуют солидных знаний, новых форм и методов по воспитанию культуры чтения, организа­ ции медиотеки. Удивительно, но в стране не готовят школь­ ных библиотекарей, библиотекарей-педагогов. Назрела нуж­ да утвердить в дополнение к Государственному образователь­ ному стандарту высшего профессионального образования по специальности “Библиотечно-информационная деятельность” квалификацию “Библиотекарь-педагог”. А пока надо заниматься обучением людей в меру сил на местах. В нашей области выстраивается система послеву­ зовского образования школьных библиотекарей с учетом всего ценного, инновационного, что имеется в практике об­ ластной юношеской и других библиотек. Российской ассо­ циации школьных библиотек. Наш совместный проект с Ас­ социацией — организация заочной подготовки школьного библиотекаря. Первые выпускники получат государствен­ ное удостоверение о повышении квалификации к концу года. Надеюсь, что это заинтересует библиотекарей из “глубин­ ки”. Совместно с Департаментом образования и науки облас­ тной администрации мы обсуждаем возможность открытия постоянно действующего учебного тренинг-центра для школьных библиотекарей с различными форматами обуче­ ния (экстернат, дистантное, мастер-классы и т.д.). В перс­ пективе он должен превратиться в Центр непрерывного об­ разования библиотекарей, обслуживающих детей и юноше­ ство. Нина ЦЫГАНОВА, директор областной юношеской библиотеки, вице-президент Российской ассоциации школьных библиотек. >'Вера Православная “...Кого убоюся?” З а м е т к и о к р е с т н о м х о д е о т С в я т и т е л я М и т р о ф а н а С в я т и т е л ю Т и х о н у З а д о н с к о м у ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА. Этот день стал главным вжизни. Однажды произошло касание неведомой силы, благодаря которой мир стал светлее, яснее. Было ощущение: ты как бы пробиваешься к себе и к сокровенной России. Кажется, вместе с тобою любви и добру начинают учиться все окружающие. Недавно мой товарищ заявил: «Знаешь, я понял —при царе люди жили свободнее. Их воспитывало Православие. Все были едины в служении Богу. Только вдумайся, пойми молитву: перечисляются разные козни, искушения, но рефреном идет —«кого убоюся?» Кого убоюся, если со мною Господь —Ему слухсу, торжеству Его Истине». ...У Бога все живы. Поэтому в крес­ тный ход со мною идут Суворов, о ко­ тором знаю, что был он не только выда­ ющимся полководцем, но и молитвен­ ником, написавшим «Покаянный канон Иисусу»; Войно-Ясенецкий и Овчинни­ ков, выдающиеся хирурги, ставшие свя­ щеннослужителями... Много знаю. Но есть ли во мне хотя бы частичка той Веры, с которой, осенив себя крестом, мог произнести “кого убоюся?” и забыть о существовании нынешнего безвластия, старающихся господствовать над тобою разных чиновников, лидеров и “авто­ ритетов”? С нами Бог — в Нем сила и правда. Нет, отступили от Него. Силу и правду ищем в сиюминутном, узкопар­ тийном, в низкопоклонстве временщи­ кам. Они-то и Бога пытаются взять себе в услужение. Чувствуют — народ ста­ новится неподвластным различным «идеологическим технологиям», мето­ дам обмана и лести... Народ 80 лет во­ дили по пустыне — у него теперь смут­ ное представление о религии. Но душа от рождения- христианка, она волнует­ ся, требует поиска верного пути. • ...Ученый-биолог из Москвы пыта­ ется найти сообщников православного подхода в вопросах становления отече­ ственного садоводства... Паломник из Курска владеет опы­ том торможения развития онкологичес­ ких заболеваний. После непростой опе­ рации четыре года спасение находит в крестных ходах. Ученый, занимающий­ ся проблемами космической связи, сде­ лал “открытие”: не подвержены зомби- рованию солдаты верующие, посещаю­ щие церковь, исповедующиеся, прича­ щающиеся... Подобные примеры — к тому, что крестный ход от Митрофана Воронежс­ кого к Тихону Задонскому становится особым, участие в нем принимают вов­ се не “отсталые элементы”, как счита­ ют некоторые. Отрадно — шло много юношей и девушек, шли старшекласс­ ники, студенты вузов. Даже дети! Да- да, трех-четырехлетние ребятишки. Од­ ного даже в коляске везли. У некоторых пап и мам по несколь­ ко лет не было детей. По благослове­ нию старцев они отправлялись в молит­ венный путь от Воронежа до Задонска. И не аист приносил им долгожданное дитя, а молитва двум православным свя­ тителям. Три года с нами со своею ма­ тушкой ходил отец Сергий из Трясору- ково Лискинского района. Привыкли к батюшке, полюбили его, но на сей раз его не было с нами. Однако когда узна­ ли причину отсутствия, только возра­ довались — у о. Сергия родилась дол­ гожданная Машенька! ...Особая память о трудах батюшек в тех селах, через которые мы прошли. Если паломники имели достаточно вре­ мени на отдых, то у священников его не было. Чуть ли не до утра велись бе­ седы с жаждущими услышать слова, об­ легчающие душу. Ход прошлого года показал особую дисциплинированность, поддержанную не только отцом Николаем из воронеж­ ского Никольского храма и казаками под началом Н. Беликова. Сами палом­ ники были воспитаны опытом прошед­ ших лет. Каково же было удивление участников крестного хода, когда они узнали, что кто-то проинформировал “инстанции” о том, что среди паломни­ ков не было порядка, что были пробле­ мы с ночлегом, пропитанием. Дело в другом. Уж очень кому-то хочется очер­ нить богоугодное дело, с каждым годом все больше и больше обретающее все­ российскую популярность. В крестном ходе были православные из Болгарии, Украины, Молдовы, Краснодара, Ека­ теринбурга, Санкт-Петербурга, Москвы, Тольятти, Курска, Тамбова, Орла, Ли­ пецка, Мурманска, Астрахани, Ставро­ поля... Из этих городов звонили мне и просили передать сердечную благодар­ ность митрополиту Воронежскому и Бо­ рисоглебскому Сергию за поддержку такого благодатного хода. На всю Россию, благодаря крестно­ му ходу, стала известной семья Иваню- тенко. В шестой раз под крышей ее дома кров и пищу нашло более шестидесяти паломников! Первый раз, принимая паломников, Анатолий Васильевич и Валентина Ивановна делились своими намерениями —построить в Князеве ча­ совенку. Мария Ивановна Рудакова, мама Валентины Ивановны, всегда была организатором встреч крестных ходов. В этом году ее не стало. Мы всегда в Князеве на кладбище служили панихи­ ду по погибшим на фронтах Великой Отечественной, по ушедшим из жизни. Но панихида на сей раз была особой. Крестный ход, более чем 300 человек, остановился у могилы Марии. Вместе со всем селом паломники молились. В предосеннее ясное небо возносилось мо­ гучее и стройное пение “Вечной памя­ ти”, по щекам людей бежали слезы. Особые слезы. К вечному покою хрис­ тианки Марии пришли святые Митро­ фан и Тихон. Она, конечно, была счаст­ лива и благодарна. У Бога все живы! Мы молились за нее и понимали — за нас молится и она, Мария, так много сделавшая для оцерковления односель­ чан. Рядом с ее могилкой — могила мужа. Православный Иван Федорович Рудаков приписал себе два года, чтобы уйти на фронт. Вернулся с орденом Сла­ вы, другими орденами и медалями, но израненный и с порушенным здоровь­ ем. Спасшие Россию, со святыми вас упокой! ...В прошлом году впервые принял участие в ходе Сергей Сергеев из Под­ московья. Шел с иконой своего деда Ионы Санкова, новомученика, расстре­ лянного в тридцатые годы. Друг Сергея Александр нес семейную икону Санко- вых. На ней образы Митрофана Воро­ нежского и Тихона Задонского, напи­ санные в 1862 году. Отец Иона взял ее с собою в заключение. Именно она по­ служила одним из главных «доказа­ тельств», что Санков не встал на путь «исправления». Чекисты приобщили святыню к «делу». В начале 90-х пра­ внук вызволил икону из-под «ареста», заказал для нее киот. И вот она — одна из главных святынь крестного хода. Прошлый крестный ход, знакомство с удивительными паломниками, тем духом, которым жива Россия, подвиг­ ли выпускника политехнического, вы­ сококлассного специалиста по разработ­ кам ряда технрлогий для “оборонки”, взяться за перо и по благословению ар­ хиепископа Верейского Евгения напи­ сать духовную историю города Троиц­ ка. Сегодня он завершает книгу о сво­ их православных предках. Образчиком прекрасного вдохновенного письма слу­ жит фрагмент, опубликованный в “Тро­ ицкой православной газете”: «Объявле­ ние войны дед воспринял как конец мы­ тарствам и вскоре подал заявление на передовую... Мог рассчитывать на бронь, да и возраст был уже запризыв- ный. «Если погибну, — сказал он ба­ бушке, — вас уже не тронут, а вернусь — там видно будет. Бог управит». “...Родился я в праздник иконы Бо­ жией Матери Оковецкой-Ржевской и брат мой —в этот же день, только рань­ ше на семь лет.. Дедушка наш, Нико­ лай Герасимович Шемонаев, погиб подо Ржевом в 1943 году...”. Позже Сергей Сергеевич прислал мне письмо с предложением —воздвиг­ нуть церквушку в Князеве с помощью и на средства участников крестного хода. Сам он часть своих книг о Троице и сродниках, подвижниках благочес­ тия, отдает Анатолию Васильевичу и Валентине Ивановне —первый взнос на строительство... ...В Задонске — встреча с монахом Лаврентием, его стихами. Это — как молитва. З а С в я т у ю Р у с ь п о м о л ю с ь : Ч т о б ы Б о ж ь ю н и т ь п р о б у д и т ь . Ч т о б ы р у с с к и й Д у х н е п о т у х . Ч т о б ы р у с с к и й г л а с н е у г а с . Ч т о б ы р у с с к и й с т и х н е у т и х . Ч т о б ы р у с с к и й х р а м н е б ы л в т а м . Ч т о б ы р у с с к и й л ю д н е б ы л в б л у д . Ч т о б ы р у с с к и х д е в п л ы л н а п е в . Ч т о б ы р у с с к и х р е к л и л с я б е г . Ч т о б ы р у с с к и й л е с н е и с ч е з . Ч т о б ы р у с с к и й х л е б с п е л и к р е п . Ч т о б ы р у с с к и й к р е с т з в а л о т е с т . Ч т о б ы р у с с к и й щ и т н е б ы л б и т . Ч т о б ы р у с с к и й м е ч с п а с о т с е ч . Ч т о б ы р у с с к и х р а т ь — н е о б ъ я т ь . Ч т о б ы р у с с к и й ц а р ь б ы л к а к в с т а р ь . Ч т о б ы Р у с ь в е л а о т в и н а . Ч т о б ы Р у с ь р о с л а , к а к с о с н а . Ч т о б ы в Р у с ь в е р н у л о с ь — р а с п н у с ь ! Ч т о б ы Р у с ь р а в н я л а с ь — м о л ю с ь ! ...Тем, кто был с нами, праздника хватит до следующего августа, когда в день обретения мощей святителя Мит- рофания Воронежского с его иконой и другими святыми земли Российской крестным ходом мы отправимся к свя­ тителю Тихону Задонскому... Эдуард ЕФРЕМОВ. Воронеж — Задонск. (Специально для «Липецкой га з е ты » ) . 'Все дети — наши Н а й д и м е н я , м а м а ! Миша И. За лето сол­ нце, воздух и вода укре­ пили здоровье мальчика. К тому же Миша научил­ ся плавать, и неплохо. В сентябре он пойдет в чет­ вертый класс, любимый предмет в школе — мате­ матика. Парень серьез­ ный, но немного застенчи­ вый. Сестер, братьев у него нет, зато есть завет­ ный друг, с которым он готов поделиться всем. Синеглазому, светло­ волосому Мише сейчас 11 лет. Добрый мальчик. Любит и жалеет бездом­ ных собак, коше::, под- кар.ч.тивает их. ^ Алена М. Родилась на Покров в 1991 году. Де­ вочка — само очарование. Глаза карие, волосы свет­ ло-русые. Два ее брата дома, трое — в разных интернатах. Мечтает быть вместе с ними, а еще стать художником. Задатки, как говорят воспитатели, для этого есть. К тому же Алена победила в област­ ном конкурсе на лучшую художественную работу. Трудолюбивая, акку­ ратная девочка отчасти еще и психолог, потому и называют ее ласково “наша хозяюшка”. Эдуард П. Родился в феврале 1991 года. Учит­ ся хорошо. Рисует в ос­ новном автомобили. Воз­ можно, что за руль одно­ го из них он и сядет ког­ да-то. А пока... Не ленится, не обижа­ ет младших. На турнике свободно подтягивается 25 раз. Не курит. Вспоми­ нает маму, но редко гово­ рит об этом. Глаза у Эдуарда голу-, бые, очень выразитель­ ные, только немного гру­ стные... ^ ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ. П о сл есл ови е к т ем е Количество приемных семей в области увеличивается. Но не всегда новая жизнь у них начинается гладко. И для детей, и для родителей это влюбом случае сильнейший стресс. Возникают разные проблемы. Помогают их разрешить специалисты отдела охраны прав детей и учащейся молодежи Деп^тамента образования и науки администрации области, представители областного Центра психолого-педагогической и социальной помощи детям и подросткам. Сегодняшний наш разговор —с педагогом Центра Натальей Стебеневой о взаимоотношениях детей всемье. — Не так давно женщина, взявшая на воспитание маль- чика-сироту, рассказала мне такую историю: “Моя дочь бьет своего маленького брата. Я ее постоянно ругаю за это. Стара­ юсь объяснить, что она старше и должна любить братишку и защищать. Испробовала все, что только могла придумать. Ни нотации, ни упреки, ни угрозы не помогали. Однажды я отшлепала ее и заставила поклясться, что она так больше не будет делать, но на следующий день опять началось все сна­ чала. Что делать? Как их примирить, научить понимать и жалеть друг друга?.. Как можно научить ребенка тому, что нехорошо обижать младших, если взрослые сами обижают детей. Как научить ребенка не кричать на младшего, если сами частенько сры­ ваемся. Наказывая, мы расписываемся в своем бессилии. Шлепая и приговаривая: “Я научу тебя не обижать тех, кто меньше и слабее!”, мы воспитываем у ребенка недоверие и ненависть к родителям. Возьмите дочку за руку, обнимите и спокойно скажите: “Нехорошо бить людей. Я знаю, что ты злишься. Ты мо­ жешь сказать об этом вслух или ударить эту подушку”. После того, как ребенок успокоится, задайте ему вопро­ сы: “Что расстраивает тебя? Что ты еще можешь сделать, чтобы справиться с собой?”. Во избежание будущих проблем необходимо не так уж и много. Научить ребенка отличать чувства от действий. Чув­ ства никогда не бывают плохими, а то, что мы делаем, иног­ да очень некрасиво. Помочь ребенку найти решение проблемы. Один путь — возможность сказать людям, что ему не нравится. Другой — ■ просто уйти, если к нему относятся без уважения. ‘ Окружить ребенка любовью, не зависящей ни от каких условий. Научить ребенка жизненным навыкам, которые помогут ему почувствовать себя уверенным. Дать понять, что бить других — неприемлемый способ, и сами никогда не бейте детей! Но если вы не сдержались и ударили своего ребенка, немедленно признайте ошибку, извинитесь, помиритесь и, если это возможно, вместе решите проблему. Дети обязательно вас простят и будут ^следовать вашей модели поведения! И ещ_е — почаще бывайте вместе с ними, хвалите, поддержи­ вайте и даже спрашивайте совета, поручайте что-то сделать вместе с вами. Дети подружатся, научатся любить друг дру­ га. Записала ведущая рубрики Галина КОЖУ}^РЬ. Итоги Спор лириков и физиков уже разрешен Итак, событие, которого ждали с нетерпением и родители, и выпускникишкол, состоялось! Подведены итоги вступительных экзаменов в ЕГУ имени И. А. Бунина. В середине июля состоялось зачисление студентов заочной формы обучения: студентами стали 725 человек. А месяцем позже в университет зачислили 1227 человек, прошедших вступительные экзамены на факультеты очного отделения. На бюджетной основе на очное отделение поступили 1058 человек, а 169 - на коммерческой. Первокурсниками 2004 года стали 55 выпускников педколледжей и 80 —сузов. Среди студентов-первокурсни- ков 490 ельчан, 550 сельских ж и ­ телей районов области, более ста человек из других областей. Пяте­ ро жителей Таджикистана посту­ пили вне конкурса согласно меж­ правительственному соглашению. По-прежнему по адресам на­ ших студентов можно изучать гео ­ графию не только России , но и ближнего зарубежья. В стенах уни­ верситета вместе учатся ребята из Украины, Молдавии, Таджикиста­ на, Чечни. Но какая, собственно, разница — русские или казахи, ар ­ мяне или жители далекого степ ­ но го поселка? Они выбрали са ­ мую мирную профессию и через несколько лет перешагнут порог школы, чтобы сеять в детских сер ­ дцах “ разумное, доброе, вечное"... И еще одна интересная циф ­ ра. На первом курсе ЕГУ вновь о ка з а л о с ь бол ьш е п р е д с т а в и ­ тельниц слабо го пола: 687 п р о ­ тив 540 мужчин. Наибольшей популярностью с р е д и вчераш них вы п у с кн и ко в пользовались ф изи ко -м а тем а ти ­ ческий, экономический , психоло ­ гиче с ки й факультеты и ПиМНО. При плане приема на физмат 113 человек было подано 405 заяв ­ лений, н а чф а к - 275 (план - 101), экономф ак - 246 (план 82). Стать "исследователями человеческих д уш " пожелали 74 абитуриента , но группа пер во кур сни ко в о гр а ­ ничена до 26 человек. В начале этого века мы м о ­ жем с полным основанием п ри ­ знать победу "ф изи ков " в вечном споре с "лири ками " . Д оказатель ­ ства том у — самый большой кон ­ курс на специальности "при клад ­ ная математика и информатика" — 5,1 на место. Заметим , что еще в прош лом год у эта специал ь ­ ность не вызывала у абитуриен ­ тов повышенно го интереса . Д а ­ лее следует "э кон ом и ка и управ ­ ление на предприятиях машино ­ строения" — 3 ,6 , "налоги и нало ­ гообложение" — 3,2, и буквально "дышит в спину " экономической д и сц и п л и н е вновь те хни че ская специальность "математика и ин ­ ф орматика" — 3,1. В 2002 году была иная кар тина . Л ид е рс тво уверенн о держ ал ю рид и че с ки й факультет, куда стрем ил ся п о ­ пасть каждый третий медалист из 145 абитуриентов . Да и проход ­ ной балл был то гда достаточно высок — 19 человек на место ! В 2003 году опять ажиотаж со зд а ­ вался во кру г юрфака, но высокий конкурс был также на пси холо ги ­ ческом факультете , со ц и а л ьно ­ культурного сервиса и туризма, историческом и экономфаке . Нынешний го д еще раз под ­ твердил прописную истину; полу­ чив золотую медаль в школе, при поступлении в вуз расслабляться не стоит. Вот пример . 432 заяв­ ления было подано от медалис­ тов, собеседование прошла толь­ ко треть, а по результатам испы ­ тания было принято лишь 132 че­ ловека. Объясняется все просто. В этом году на многие специаль­ но сти пр и н им а л и с ь результаты Единого го с э к зам е н а , и планка таблицы перевода баллов в оцен ­ ки оказалась достаточно высока. Вот и вышло, что многие медали­ сты, сдав ЕГЭ, по шкале не см о г ­ ли набрать “ пятерки" и участво­ вали в общем конкурсе . Так с м о г ­ ли поступить 56 медалистов. Милада ФЕДЮКИНА. г. Елец.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz