Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

II С о Ю 3 Беларусь—Россия 22 ЯНВАРЯ 2004 ЧЕТВЕРГ № 2 (150) От школы до университета Окончание. Начало на стр. I. Сегодня в вузах Беларуси обу­ чается более 1900 граждан РФ. В российских вузах обучается бо­ лее 3300 граждан Беларуси, в том числе: в М ГУ — 91 студент, в ф и ­ зико -техническом институте — 40, в М ГИМО— 24, «Бауманке» — 15, Московской академии имени Сеченова — 12, в военных учеб ­ ных заведениях России — 491 слушатель. Много белорусов обу­ чается в Санкт-Петербургских ву­ зах и других городах России. В последнее время в рам ках Союзного государства создаются совместные проекты систем обу­ чения и программ, а также откры ­ ваются российско -белорусские вузы. В Могилеве на базе техниче­ ско го университета от кры т рас ­ пределительный Российско -Бе ­ лорусский технический универси­ тет. Преподавание в нем идет по российским образовательнь]м стандартам и программам при со­ хранении всех белорусских стан ­ дартов и программ . В М инске от­ кры т филиал М осковско го го с у ­ дарственного социального уни ­ верситета. Этот вуз за счет сою з ­ ного бюджета готовит специали ­ стов для работы в социальной сфере. Сегодня в филиале обуча­ ется более 500 студентов. В Смо ­ ленске открылся университет под патронажем Союзного государст­ ва. Этот вуз — филиал М осков ­ ского государственного универси­ тета сервиса. Гражданам Белару­ си в нем отведено 200 мест. С ту ­ денческий билет N^ 1 получила жительница Беларуси Тамара Орехова, а второй номер получи­ ла россиянка Татьяна Соколова. В 2002 году «Белпищепром» заказал Министерству образова­ ния Беларуси под готовку специа- листов -технологов в области пи ­ щевых производств, но таких спе­ циалистов белорусские вузы не готовят. 20 вы пускни ков из ра з ­ личных областей Беларуси прие­ хали учиться в М осковском госу ­ дарственном технологическом университете пищевой промыш ­ ленности . Группа студентов Ви­ тебско го университета ф изиче ­ ского факультета сдает вступи ­ тельные экзамены преподавате ­ лям МГУ , обучаясь первые два курса в Витебске, а последние в МГУ. В 2002 году был откры т фи ­ лиал БГУ при МГУ, а филиал МГУ при БГУ был открыт еще раньше. Сближению молодежи двух госу ­ дарств способствует активно воз­ рождающееся стройотрядовское движение . Минувщ им летом бо­ лее 2,5 тысячи студентов из Бела­ руси работали в российских стройотрядах. К сожалению, в реальной ж и з ­ ни мы иногда встречаемся с при ­ мерами узковедомственно го , формального подхода к исполне­ нию принятых документов . У ре ­ бят, обучающихся в российских вузах, возни каю т проблемы со стажировками за рубежом , с уст ­ ройством на почасовую работу, медицинским страхованием и об­ служиванием. Сама ж и знь приводит бело­ русских студентов в М оскве к не­ обходимости создания общ ест ­ венного самоуправляемого объе­ динения, которое объединит ре ­ бят на основе общ ности интере ­ сов и реализации общ их целей типа землячества . Со здание та ­ кой структуры будет способство ­ вать более опера тивному реще- нию во зни кающ и х проблем , бо ­ лее действенной связи с посоль­ ством . В ближ айш ее время при содействии посольства белорус­ с кие студенты м о с ко вс ки х вузов планируют провести ор ганизаци ­ онную встречу , на которой будут обстоятельно обсуждены назрев­ шие вопросы . Надеемся, студен ­ ческое землячество сможет вне­ сти новые формы в работу обще­ ственных организаций белорусов России. Подготовил Иван АЛЕКСАНДРОВ . Арктические автобусы для Югры Будут изготавливать в Минске В л а д и м и р Я к о в л е в ПРЕДСТАВИТЕЛИ российских регионов в Беларуси — частые гости . Этого требуют, в первую очередь, интересы экономическо­ го сотрудничества. Причем оно выходит далеко за рам ки товаро­ обмена. Это еще раз подтвердил недавний визит в М инск деле га ­ ции Ханты -Мансийского автоном­ ного округа во главе с первым за ­ местителем председателя прави­ тельства Вячеславом НОВИЦ ­ КИМ. О кр у г является крупнейш им поставщ иком в Беларусь углево­ дородно го сырья — нефти, при ­ родного газа. Поэтому вполне ло­ гичным видится предложение, прозвучавш ее в ходе официаль­ ной встречи с вице-премьером бе­ лорусского правительства Андре­ ем КОБЯКОВЫМ , отом , что Бела­ русь хотела бы иметь в России сроком лет на десять собственное нефтяное месторождение мощно­ стью до двух миллионов тонн в год. Ведь российские деловые кру ги а ктивно осваиваю т бело­ русские неф теперерабатываю ­ щие предприятия. К примеру, в предыдущем вы пуске «СОЮЗа» рассказывалось о том, что на Мо- зырском НПЗ завершен крупней ­ ший совместный проект — комп ­ ле кс каталитиче ско го кре кин га стоимостью более 100 миллионов долларов. Половину этих средств выделила российская нефтегазо­ вая компания «Славнефть». В этом смысле интерес Бела­ руси к Ханты-Мансийскому округу объясняется ещ е и тем, что в со­ ветские времена республика вло­ жила немало средств и сил в раз­ витие неф те газово го комплекса Тюмени. Там до сих пор живут ты ­ сячи белорусов, что, безусловно, укрепляет отношения не только в сфере экономи ки , но и культуры. Все это в полной мере можно от ­ нести и к Минску, руководство ко­ торого было в числе инициаторов нынешне го визита . Опять же из э кономических соображений . То­ варооборот между Беларусью и Ханты -М ансийским автономным окру гом только за одиннадцать месяцев прош ло го года вырос примерно на треть, причем боль­ ше половины экспорта приходит­ ся именно на м инские предпри ­ ятия — автомобильный завод, АО «Атлант», вы пускающ ее холо­ дильники и морозильники , ме ­ бельные, швейные, трикотажные фабрики. — Мы всегда ощ ущали чувст ­ во локтя белор усски х коллег, — сказал корреспонденту «СОЮ ­ За» Вячеслав Новиц кий . — Я с удовлетворением убедился в том, что наше в заимодействие не з а ­ быто. Это нас радует, поскольку мы заинтересованы в сотрудни ­ честве. Ведь у нас действует свы ­ ше 40 тысяч единиц техники , вы ­ пущ енной в Беларуси . Наша з а ­ дача — предоставить бизнес -по ­ ле для такого сотрудничества. Делегация пробыла в Минске всего один день, но ее участники увидели многое: посетили заводы по производству автомобилей, ко ­ лесных тягачей , автобусов, ра з ­ л ично го энергосбере гающ е го оборудования, ремонту авиатех ники , а т а кж е объекты здравоох­ ранения и культуры . Предвари ­ тельным итогом этой работы стал объемистый протокол о намере­ ниях, подписанный обеими сторо­ нами. Например, руководителя департамента развития жилищ но-коммунального комплекса ав ­ тономно го о кр у га Геннадия ЗВЕ ­ РЕВА особенно заинтересовали энергосберегающие технологии и оборудование , предлагаемые производственным предприятием «Стройэнерго». — Тема энергосбережения для нас особенно актуальна, посколь­ к у отопительный сезон занимает десять месяцев в году, — пояснил он. — А наши минские коллеги не только выпускают весь спектр со­ ответствующ е го оборудования для оснащения котельных и теп ­ ловых пунктов для зданий любого назначения, но и выполняют про ектные и сервисные работы. Д ос ти гн у та та кж е договорен ность о поставке в Ханты-Ман сий ск для опытной эксплуатации минско го автобуса в комплекта ­ ции «Арктика». Весьма заинтере­ совал сибиряков и опыт белорус­ ских медиков в области хирурги ческого лечения сахарного диабе­ та, восстановления с помощью оригинальных протезов тазобед ренного и коленного суставов. Что из это го воплотится в жизнь , сей­ час говорить рано. Многое зависит от сотрудничества Торгово -про­ мышленной палаты Ханты -Ман­ сийско го автономного окру га и Минского отделения БелТПП. Вместе у телеэкрана СМИ 1 А н д р е й М и х а й л о в МОСКВА К А К сообщили нашей газете в пресс -службе посольства Бела­ руси в России, заместитель мини­ стра информации Беларуси Сер­ гей Булацкий проведет в Москве ряд встреч , на которых будут об­ суждаться вопросы , связанные с созданием единого информаци ­ онного пространства двух стран. В частности, пройдут его пере­ говоры с генеральным дире кто ­ ром телекансша «Культура» Алек­ сандром Пономаревым . На них планируется обсудить условия ве­ щания про грамм «Культуры» на территории республики , а также возможности освещения этим те­ леканалом мероприятий в рамках Года белорусской культуры в Рос­ сии. Кром е того , С. Булацкий встретится с руководством Мини стерства РФ по делам печати, те­ лерадиовещания и средств мае совых коммуникаций. Постоянно­ го комитета С ою зного государст­ ва. С руководством телекомпании НТВ уже подписано соглашение, в соответствии с которым с первого февраля в Минске возобновляет свою работу корп ун кт этой теле компании. 8 Так отмечали Крещение в лесу недалеко о т Минска. Полиция без границ компетентно В и к т о р и я А в е р б у х МОСКВА ПЕРВОЕ « гром кое» дело , рас ­ крытое в этом году правоохрани­ тельными органами, — бывшие и нынешние сотрудники ГИ БДД продавали крадены е машины . Мало кто знает, что следствие ве­ лось милиционерами двух стран, России и Беларуси . А сейчас со ­ ответствующими подразделени ­ ями министерств внутренних дел двух наших стран осуществляет­ ся комплекс оперативно -разыск ­ ных мероприятий по проверке ка ­ нала поступления крадены х ав ­ томобилей из Европы , их т а к на­ зываемой «очистки» на террито ­ рии Беларуси и последующей ре­ ализации на крупн е йш и х ав то ­ рынках России. Преступность не признает гра­ ниц, и, соответственно , стражам закона приходится больше внима­ ния уделять работе с коллегами из разных стран. Об этой интересной пра кти ке расска зывает началь­ ник Управления международного сотрудничества МВД России Бо­ рис ШТОКОЛОВ. — При проведении и планиро­ вании операции ,связанной с ав ­ томобилями, как , впрочем, и мно­ гих других мероприятий, мы рабо­ тали в тесном контакте : обмени­ вались оперативной информаци­ ей, использовали технические средства и наши , и белорусских коллег. Вообще ж е у нас с МВД Беларуси— наиболее тесные свя­ зи из числа д ру гих зарубежных партнеров. Д а это и естественно, та к ка к наши министерства рабо­ таю т на пространстве Союзного государства. В течение последних лет соз ­ дана солидная договорно -право ­ вая база взаимодействия по всем направлениям оперативно-слу­ жебной деятельности , на основе которой проводится ш ирокомас ­ штабная совместная работа по обузданию преступности , к а к на территории Беларуси , т а к и на территории России. Стратегическая линия нашего антикриминально го сотрудниче­ ства вырабатывается в ходе встреч руководства министерств, заседаний объединенной колле­ гии министерств внутренних дел Сою зно го государства с учетом происходящих интеграционных процессов наш их стран. И здесь необходимо отметить вклад мини­ стров внутренних дел Республики Беларусь и Российской Федера ­ ции в данный процесс путем а к ­ тивной работы по поручению Пре­ зидентов в под готовке проекта Конституционного Акта Союзного государства . Полагаю , что здесь мы достигли достаточно серьез ­ ных успехов. Но общая работа ведется не только на высоком управленче­ ском уровне . Российские опера­ тивни ки , на которых возложены вопросы борьбы с преступностью, договариваю тся по конкретным объектам, преступным группиров­ кам напрямую со своими белорус­ скими коллегами , и особенно на­ глядно это видно на взаимодейст­ вии УВД приграничных областей. — «Болевые» точки между Россией и Беларусью— это Смоленская об­ ласть, приграничные зоны. В про­ шлые годы остро стояла проблема нападений на дорогах, как сейчас складывается ситуация? — Действительно , вопрос о разбойных нападениях на трассе Брест— М осква в прошлые годы являлся одним из самых «боле­ вых», поскольку наносил не толь ­ Борис Штоколов знает все о международном правопорядке . ко моральный урон, но и серьез ­ ный экономический. В период 2001— 2003 годов оперативными службами уголов­ ного ро зы ска и по борьбе с ор га ­ низованной преступностью мини­ стерств внутренних дел России и Беларуси проведен на этой трассе ряд оперативно -проф илактиче ­ с ких мероприятий. Раскрыто не­ сколько крупных бандитских груп­ пировок, в которых, к сожалению, участвовали сотрудники различ ­ ных служб милиции. Эти меры да­ ли возможность существенно оз ­ доровить оперативную обстанов­ к у на этом участке приграничья. Приграничное сотрудничество у нас значительно продвинулось вперед, особенно за последние два года. Руководством мини­ стерств была предоставлена воз­ можность оперативникам дейст ­ вовать на местах по целому ряду вопросов без согласования с цен- награждены высокими государст­ венными наградами Республики Беларусь. Безусловно , успехи в нашем антикриминальном сотрудничест­ ве достигнуты во многом благода­ ря братским узам и боевому со­ дружеству , объединяющим рос ­ сийских и белорусских сотрудни­ ков органов внутренних дел. — А как российские правоохрани­ тельные органы сотрудничают с кол­ легами из других стран СНГ? — Укрепление сотрудничества с партнерами из СНГ является также одной из приоритетных за ­ дач международной составляю ­ щей деятельности МВД. Антикри- минальное взаимодействие со странами СНГ осуществляется ка к на многосторонней, так и дву­ сторонней основе. Создана широ- КЕ 1 Ядоговорно-правовая база сот­ У нас с МВД Беларуси — наиболее тесные связи из числа других зарубежных партнеров. Да это и естественно, так как наши министерства работают на пространстве Союзного государства. тром. Подразделения Смоленско­ го, Брянского и Псковского управ­ лений в случаях проведения меро­ приятий, связанных с задержани­ ем и преследованием преступни­ ков, не обращаются с запросами в Минск, а связываются напрямую со своими коллегами. И это пока­ зало свою эффективность. В ходе нашего сотрудничества самое серьезное внимание уделя­ ется выполнению Программы борьбы с преступностью на терри­ тории Сою зно го государства на период 2003— 2005 гг. — Какие конкретные результаты со­ вместной работы за прошлый год? — Были проведены семь эта ­ пов очень важных и серьезных операций — «Розыск» , «Грани­ ца», «Канал», «Пассажир», «Не­ легал». К а к видно из названий, операции были связаны с розы ­ ском преступников , нелегальных мигрантов, железнодорожными перевозками , наркотиками . Эти мероприятия прошли очень эффе­ ктивно. Были задержаны 580 пре­ ступников, совершивших особо тяжкие преступления. Изъято 474 единицы огнестрельного , холод­ ного оружия, боеприпасов и более 1 0 килограммов наркотических веществ. Дости гнуты достаточно высокие результаты, если сравни­ вать с предыдущим годом, тогда и цифры были в половину меньше. Так, по результатам одной из таких операций четверо сотрудни­ ков Смоленского управления вну­ тренних дел на транспорте были рудничества в правоохранитель­ ной сфере. Для координации вза­ имодействия в рамках СНГ обра­ зованы и успешно ф ункциониру­ ют: Совет министров внутренних дел государств— участников СНГ, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступ­ лений на территории стран Содру­ жества, объединенные коллегии с министерствами внутренних дел целого ряда государств— участни­ ков СНГ. — Справоохранительными органами скольких стран мы работаем? И с ка­ кими — наиболее плотно? — На двустороннем уровне мы взаимодействуем с 89 странами мира, на многостороннем— почти с 30 международными правитель­ ственными и неправительствен­ ными организациями . Основное внимание уделяется развитию со­ трудничества в рам ках ООН, стран— участниц «восьмерки». Европейского союза. Совета Ев­ ропы, Совета государств Балтий­ ского моря, Интерпола, ОБСЕ, Ор­ ганизации Черноморского эконо ­ мического сотрудничества. МВД России имеет своих официальных представителей в семи странах, с которыми мы работаем наиболее активно, такими , к а к Германия, США, Израиль, Испания, Польша, Финляндия, Болгария. — Мы будем развивать работу вмиро­ творческих миссиях? Ведь во многом и от этого эависит престиж Рессии. — С 1992 года МВД России участвует в миротворческой дея­ тельности под э гидой ООН, а с 2003 год а— и под эгидой Евросо­ юза. Наши сотрудники проходят службу в Косово, Восточном Ти­ море. Конго , Сьерра-Леоне, Бос­ нии и Герцеговине. В настоящее время в горячих точках мира нахо­ дятся более ста сотрудников орга­ нов внутренних дел. В ближайшее время планируем направить на­ ших сотрудников в миротворче­ ские миссии в Грузии и Либерии. Это позволяет обеспечивать на­ ши интересы и престиж государ­ ства. Хочу отметить, что благода­ ря высокому профессионализму растет авторитет российских ми­ ротворцев. Хорошо зарекомендо­ вавшие себя сотрудники получа­ ют многочисленные предложения работать в различных междуна ­ родных структурах . Сейчас, на­ пример, Сергей Шипилов работа­ ет начальником отдела в Департа­ менте миротворческих операций ООН, Вячеслав Воробьев — стар­ ший полицейский советник в сек ­ ретариате ОБСЕ, Наталья Гольцо­ ва — начальник смены оператив­ ных офицеров ООН , Александр Гридчин исполняет обязанности директора субдиректората Интер­ пола. В Домодедове действует Центр подготовки миротворцев, где обучаются российские миро­ творцы. — В странах Европейского союза су­ ществует единая европейская поли­ ция. Может, и в СНГ стоит создать что-то подобное? — Для начала надо все-таки посмотреть , к а к она будет рабо­ тать, эта единая полиция. Полное унифицирование — это ведь не всегда хорошо. Что же касается перенимания европейского опы ­ та, то пока мы не настолько в этом нуждаемся, ибо работа с коллега­ ми из стран СНГ ведется без осо­ бых трудностей, у нас есть общая договорно-правовая база, облег­ ченный режим , постоянно дейст­ вующие координационные струк­ туры, о которых мы говорили вы­ ше. Тем не менее мы внимательно отслеживаем и анализируем ин­ теграционные процессы,происхо­ дящие в Европе. — В рамках международного сотруд­ ничества полицейские делегации разных стран мира часто ездят друг к другу в гости. Чему иностранцы учат­ ся у нас, а какой их опыт перенимаем мы? — З арубежны е специалисты посещают наши общ еобразова ­ тельные учреждения, знакомятся с учебными планами, ме тоди ка ­ ми преподавания специальных дисциплин. Особый интерес про являют к Московскому универси­ тету и Ростовской школе служеб­ н о -ра зы с кно го соба ко водства МВД России. Последнее учебное заведение пользуется и звестно ­ стью во многих зарубежных госу­ дарствах, ибо подготовило в сво их стенах не одну сотню ино странных специалистов -киноло- гов . А ктивно спрашиваю тся на ­ ши специалисты -эксперты в об­ ласти проведения криминалисти­ ческих экспертиз (графологи, по­ черковеды . баллистики ). З а ру бежом, в первую очередь в стра ­ нах СНГ, востребован опыт ГИБДД . Большой интерес к дея­ тельности данной службы был проявлен в ходе 58 -й ежегодной сессии Генеральной Ассамблеи ООН . Д ос ти гн у та до говорен ­ ность об обмене опытом и специ­ алистами с дорожной службы Нью-Йорка. За нас и БелАЗ! Союзная программа создания карьерного транспорта нового поколения в ожидании старта с о ю з н ы е п р о г р а м м ы В л а д и м и р Б и б и к о в ж о д и н о ^ РАЗ в год небольшой город Ж о ­ дино под Минском превращается в центр международно го значе ­ ния. На местный ав тозавод , вы ­ пускающ ий тяжелые карьерные самосвалы и дру гую подобную техни ку , съезжаются ее пользо ­ ватели, разработчики и произво­ дители материалов и ком понен ­ тов — несколько сотен пред ста ­ вителей известны х не только в СНГ фирм. Что, в общ ем -то , не ­ удивительно. Завод БелАЗ в Жодино выпу­ с кае т кажды й тре тий в мире т я ­ желовоз , эта продукция уж е д е ­ сятки лет сл ужит в 50 странах. А производственные и научно-тех­ нические традиции , на коплен ­ ные з а 55 лет работы предпри ­ ятия, и вовсе невозможно оце ­ нить какими -то цифрами. Понят­ но, что Беларуси завод приносит и международны й авторитет, и немалые ф инансовые д ивиден ­ ды. Но здесь прекрасно понима­ ют, что все это дос ти гн у то в ре ­ зультате тесно го партнерства с Россией. Ка к , впрочем, и для нее значение БелАЗа трудно пере ­ оценить. Сама история завода красно ­ речиво об этом говорит . Он со з ­ давался усилиями в се го СССР для обеспечения карьерными са­ мосвалами великих строек соци­ ализма . И сегодня 116 ро ссий ­ с ки х предприятий поставляю т в Жодино материалы и комплекту ­ ющие. При этом до 70 процентов техники отправляется на россий­ с кие карьеры и строй ки . Т ипич ­ ный пример — ОАО « К у зба с ­ сра зрезу голь» , которое в пр о ­ шлом году добыло рекордные 40 миллионов тонн топлива. В нема­ лой степени это дости гнуто бла­ годаря белорусским больше ­ гр у зны м самосвалам , которых на предприятии около 500. — Мы делаем с т а в к у на «БелАЗы» гру зоподъем нос тью 55 , 130, 220 тонн , — пояснил корреспонденту «СОЮЗа» глав ­ ный инженер управления а в то ­ тра н сп ор та ОАО « К у зб а с с р а з ­ ре зу голь» Иван ШЕВЕЛЕВ . — Эти машины позволили поднять эф ф е кти в н о с ть н аш е го п р о и з ­ вод с тва , по этом у а кци онеры реш или влож и ть в и х п р и о б р е ­ т ен и е ещ е миллиард рублей . Наш е со тр удн и че с тво д о л го ­ врем енное , в за им о вы го д н о е , д об ро со се д с кое . Т а ким , н ад е ­ юсь, и останется. В общей сложности более 17 700 единиц тяжелой техники по ­ ставил БелАЗ С ою зном у го с у ­ дарству. Работают машины кру г­ лосуточно в тяжелейших услови­ ях — и в сильнейш ий мороз , и в жару . Около трети затрат в добы ­ че, например, угля приходится на транспорт , поэтом у каж д ая ми ­ нута простоя дорогостоящей тех­ ни ки оборачивается солидными потерями . Вот почему по выш е ­ ние надежности и долговечности тяжеловозов является принципи­ ально важной проблемой для обеих наш их стран. Решить ее позволила бы сою зная програм ­ ма ра звития карь ерно го транс ­ порта , ра зрабо танная ещ е не­ сколько лет назад. — П ро гр ам м а очень важ н а п р еж д е в се го для Р оссии , — с ч и та е т генерал ьны й д и р е кто р Б е лА З а Павел МАРИЕВ . — Ведь она гла вны й по требитель нашей техни ки . Надо чтобы м а ­ шины постоянно соверш енство ­ вал ись и не у с т упал и з а р у б е ж ­ ным , но при этом и з го т а в л и в а ­ лись из р о с с и й с ки х у зл о в и м а ­ териалов . Они должны быть де ­ ш евле им по р тны х , а их о с в о е ­ ние по зволит создать новые ра ­ бочие места. П ока однако даже ро с си й ­ с кие за ка зч и ки |реоую 1 п о с 1 ав- лять «БелАЗы» с импортными дви гателями , с ку зо вам и из ш вед ской стали и «обутыми» в заграничную резину. Между тем, еще во времена СССР, одновре­ менно с БелАЗом в России с о з ­ давались предприятия, призван ­ ные обеспечивать его всем этим . Правда , за десять непро ­ стых лет нашей новейшей исто ­ рии многие из них пришли в пла­ чевное состояние. Поднять их на современный уровень и призва ­ на пр о грамм а «Карьерный транспорт». — БелАЗ должен стать го ­ ловным предприятием , — го в о ­ ри т главны й ко н с т р у к то р пред ­ приятия Александр ЕГОРОВ , — а р о с с и й с ки е пар тнеры — р а з ­ работать и начать производство со вр ем е нны х дизелей м ощ н о ­ стью 1600, 2500 , 3500 л ош а д и ­ ны х сил . О т с а н к т -п е т е р б у р г ­ с ко го объединения «Электроси ­ ла» тре бую тся современны е эл е к т р и ч е с ки е мо тор -кол еса . АО «С еверсталь» и «Норста» совместно с НИИчерметом сле­ д уе т налади ть вы п у с к вы с о к о ­ прочны х и и з н о с о с т о й к и х с т а ­ лей . О бъединению «Белшина» надо создать и зносостой кие ра ­ диальны е по кры ш ки , а л и те й ­ ное л рои звод с тво М о ги л е в с ко ­ го а в то за во д а ор иен тировано на обе спечение вы с о ко ка ч е с т ­ венными о тл ив кам и . Венцом п р о граммы д олж ны стать м а ­ ш ины из о те че с твен ны х м а те ­ риалов и ком п л е к т ующ и х , с п о ­ собны е п е ре в о зи ть 130, 240 и 320 тонн грузов . Предполагается, что реализа­ ция программь] обойдется более чем в семь миллиардов ро ссий ­ с ких рублей. Правда, процентов 75— 80 из этой суммы должны выделить сами ее участники. Ос­ тальную часть затрат , предна ­ значенную для опьп-но-конструк- тор с ки х работ, производствен ­ ни ки рассчитывали получить из союзного бюджета. Тем не менее эти средства по ка найти не уда ­ лось. А сам документ , уже согла­ сованный в белорусских мини ­ стерствах промышленности и э кономи ки , российском М ин ­ промнауки , не был поддержан в министерствах финансов наших стран. П остепенно теряется на ­ дежда на бюджетное финанси ­ рование опы тно -кон с тру ктор ­ ских работ. Теперь рассматрива­ ется лишь вариант их кредитова­ ния. Все это, конечно, не придает оптимизма. И все ж е б ел ор усс кие п р о ­ мыш ленни ки не ж д у т сложа ру ­ ки. Не дожидаясь, пока програм ­ му по карь ерном у тра нспор ту утверд я т сою зны е ор ганы , они ра зрабо тали анало гичн ую ре с ­ публ и канс кую . Для ее осущ ес т ­ вления ав то заводы в Ж одино , М о гилеве , м и н с ко е ОАО «Дор - маш» недавно объединены в в е р ти кал ьн о -и н те гр и ро ва нны й холдинг, что позволит сконцен т ­ рировать силы. Ф а к ти чес ки еще одним его членом стал Научно- и сследо ва тел ь с кий центр по кар ь ерно -добы вающ ей и д о ­ рожной те хн и ке Н ациональной академ ии наук . Совм естно с та ­ вится задача поднять ресурс бол ьш е гр у зо в до м иллиона к и ­ л ометров пробе га . Уж е р а з р а ­ ботаны сам освалы с более вы ­ со ким и х а р а к те р и с ти кам и гр у ­ зоподъемностью 160 и 320 тонн . Р оссийские металлурги , со сво ­ ей с тороны , создали для БелА ­ З а вы сокопрочные стали. Одна­ ко д ви га тел и для м аш ин гр у з о ­ подъем ностью 130, 200 , 240 тонн п о ка предпола гаю тся им ­ портные. На слове «пока» белорусские специалисты а кцен тирую т вни ­ мание — до л учш их времен , к о ­ гда начнет действовать союзная программа. 8 И в сильнейший мороз, и в жару работают «БелАЗы».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz