Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
II С о Ю 3 Беларусь—Россия 22 ЯНВАРЯ 2004 ЧЕТВЕРГ № 2 (150) От школы до университета Окончание. Начало на стр. I. Сегодня в вузах Беларуси обу чается более 1900 граждан РФ. В российских вузах обучается бо лее 3300 граждан Беларуси, в том числе: в М ГУ — 91 студент, в ф и зико -техническом институте — 40, в М ГИМО— 24, «Бауманке» — 15, Московской академии имени Сеченова — 12, в военных учеб ных заведениях России — 491 слушатель. Много белорусов обу чается в Санкт-Петербургских ву зах и других городах России. В последнее время в рам ках Союзного государства создаются совместные проекты систем обу чения и программ, а также откры ваются российско -белорусские вузы. В Могилеве на базе техниче ско го университета от кры т рас пределительный Российско -Бе лорусский технический универси тет. Преподавание в нем идет по российским образовательнь]м стандартам и программам при со хранении всех белорусских стан дартов и программ . В М инске от кры т филиал М осковско го го с у дарственного социального уни верситета. Этот вуз за счет сою з ного бюджета готовит специали стов для работы в социальной сфере. Сегодня в филиале обуча ется более 500 студентов. В Смо ленске открылся университет под патронажем Союзного государст ва. Этот вуз — филиал М осков ского государственного универси тета сервиса. Гражданам Белару си в нем отведено 200 мест. С ту денческий билет N^ 1 получила жительница Беларуси Тамара Орехова, а второй номер получи ла россиянка Татьяна Соколова. В 2002 году «Белпищепром» заказал Министерству образова ния Беларуси под готовку специа- листов -технологов в области пи щевых производств, но таких спе циалистов белорусские вузы не готовят. 20 вы пускни ков из ра з личных областей Беларуси прие хали учиться в М осковском госу дарственном технологическом университете пищевой промыш ленности . Группа студентов Ви тебско го университета ф изиче ского факультета сдает вступи тельные экзамены преподавате лям МГУ , обучаясь первые два курса в Витебске, а последние в МГУ. В 2002 году был откры т фи лиал БГУ при МГУ, а филиал МГУ при БГУ был открыт еще раньше. Сближению молодежи двух госу дарств способствует активно воз рождающееся стройотрядовское движение . Минувщ им летом бо лее 2,5 тысячи студентов из Бела руси работали в российских стройотрядах. К сожалению, в реальной ж и з ни мы иногда встречаемся с при мерами узковедомственно го , формального подхода к исполне нию принятых документов . У ре бят, обучающихся в российских вузах, возни каю т проблемы со стажировками за рубежом , с уст ройством на почасовую работу, медицинским страхованием и об служиванием. Сама ж и знь приводит бело русских студентов в М оскве к не обходимости создания общ ест венного самоуправляемого объе динения, которое объединит ре бят на основе общ ности интере сов и реализации общ их целей типа землячества . Со здание та кой структуры будет способство вать более опера тивному реще- нию во зни кающ и х проблем , бо лее действенной связи с посоль ством . В ближ айш ее время при содействии посольства белорус с кие студенты м о с ко вс ки х вузов планируют провести ор ганизаци онную встречу , на которой будут обстоятельно обсуждены назрев шие вопросы . Надеемся, студен ческое землячество сможет вне сти новые формы в работу обще ственных организаций белорусов России. Подготовил Иван АЛЕКСАНДРОВ . Арктические автобусы для Югры Будут изготавливать в Минске В л а д и м и р Я к о в л е в ПРЕДСТАВИТЕЛИ российских регионов в Беларуси — частые гости . Этого требуют, в первую очередь, интересы экономическо го сотрудничества. Причем оно выходит далеко за рам ки товаро обмена. Это еще раз подтвердил недавний визит в М инск деле га ции Ханты -Мансийского автоном ного округа во главе с первым за местителем председателя прави тельства Вячеславом НОВИЦ КИМ. О кр у г является крупнейш им поставщ иком в Беларусь углево дородно го сырья — нефти, при родного газа. Поэтому вполне ло гичным видится предложение, прозвучавш ее в ходе официаль ной встречи с вице-премьером бе лорусского правительства Андре ем КОБЯКОВЫМ , отом , что Бела русь хотела бы иметь в России сроком лет на десять собственное нефтяное месторождение мощно стью до двух миллионов тонн в год. Ведь российские деловые кру ги а ктивно осваиваю т бело русские неф теперерабатываю щие предприятия. К примеру, в предыдущем вы пуске «СОЮЗа» рассказывалось о том, что на Мо- зырском НПЗ завершен крупней ший совместный проект — комп ле кс каталитиче ско го кре кин га стоимостью более 100 миллионов долларов. Половину этих средств выделила российская нефтегазо вая компания «Славнефть». В этом смысле интерес Бела руси к Ханты-Мансийскому округу объясняется ещ е и тем, что в со ветские времена республика вло жила немало средств и сил в раз витие неф те газово го комплекса Тюмени. Там до сих пор живут ты сячи белорусов, что, безусловно, укрепляет отношения не только в сфере экономи ки , но и культуры. Все это в полной мере можно от нести и к Минску, руководство ко торого было в числе инициаторов нынешне го визита . Опять же из э кономических соображений . То варооборот между Беларусью и Ханты -М ансийским автономным окру гом только за одиннадцать месяцев прош ло го года вырос примерно на треть, причем боль ше половины экспорта приходит ся именно на м инские предпри ятия — автомобильный завод, АО «Атлант», вы пускающ ее холо дильники и морозильники , ме бельные, швейные, трикотажные фабрики. — Мы всегда ощ ущали чувст во локтя белор усски х коллег, — сказал корреспонденту «СОЮ За» Вячеслав Новиц кий . — Я с удовлетворением убедился в том, что наше в заимодействие не з а быто. Это нас радует, поскольку мы заинтересованы в сотрудни честве. Ведь у нас действует свы ше 40 тысяч единиц техники , вы пущ енной в Беларуси . Наша з а дача — предоставить бизнес -по ле для такого сотрудничества. Делегация пробыла в Минске всего один день, но ее участники увидели многое: посетили заводы по производству автомобилей, ко лесных тягачей , автобусов, ра з л ично го энергосбере гающ е го оборудования, ремонту авиатех ники , а т а кж е объекты здравоох ранения и культуры . Предвари тельным итогом этой работы стал объемистый протокол о намере ниях, подписанный обеими сторо нами. Например, руководителя департамента развития жилищ но-коммунального комплекса ав тономно го о кр у га Геннадия ЗВЕ РЕВА особенно заинтересовали энергосберегающие технологии и оборудование , предлагаемые производственным предприятием «Стройэнерго». — Тема энергосбережения для нас особенно актуальна, посколь к у отопительный сезон занимает десять месяцев в году, — пояснил он. — А наши минские коллеги не только выпускают весь спектр со ответствующ е го оборудования для оснащения котельных и теп ловых пунктов для зданий любого назначения, но и выполняют про ектные и сервисные работы. Д ос ти гн у та та кж е договорен ность о поставке в Ханты-Ман сий ск для опытной эксплуатации минско го автобуса в комплекта ции «Арктика». Весьма заинтере совал сибиряков и опыт белорус ских медиков в области хирурги ческого лечения сахарного диабе та, восстановления с помощью оригинальных протезов тазобед ренного и коленного суставов. Что из это го воплотится в жизнь , сей час говорить рано. Многое зависит от сотрудничества Торгово -про мышленной палаты Ханты -Ман сийско го автономного окру га и Минского отделения БелТПП. Вместе у телеэкрана СМИ 1 А н д р е й М и х а й л о в МОСКВА К А К сообщили нашей газете в пресс -службе посольства Бела руси в России, заместитель мини стра информации Беларуси Сер гей Булацкий проведет в Москве ряд встреч , на которых будут об суждаться вопросы , связанные с созданием единого информаци онного пространства двух стран. В частности, пройдут его пере говоры с генеральным дире кто ром телекансша «Культура» Алек сандром Пономаревым . На них планируется обсудить условия ве щания про грамм «Культуры» на территории республики , а также возможности освещения этим те леканалом мероприятий в рамках Года белорусской культуры в Рос сии. Кром е того , С. Булацкий встретится с руководством Мини стерства РФ по делам печати, те лерадиовещания и средств мае совых коммуникаций. Постоянно го комитета С ою зного государст ва. С руководством телекомпании НТВ уже подписано соглашение, в соответствии с которым с первого февраля в Минске возобновляет свою работу корп ун кт этой теле компании. 8 Так отмечали Крещение в лесу недалеко о т Минска. Полиция без границ компетентно В и к т о р и я А в е р б у х МОСКВА ПЕРВОЕ « гром кое» дело , рас крытое в этом году правоохрани тельными органами, — бывшие и нынешние сотрудники ГИ БДД продавали крадены е машины . Мало кто знает, что следствие ве лось милиционерами двух стран, России и Беларуси . А сейчас со ответствующими подразделени ями министерств внутренних дел двух наших стран осуществляет ся комплекс оперативно -разыск ных мероприятий по проверке ка нала поступления крадены х ав томобилей из Европы , их т а к на зываемой «очистки» на террито рии Беларуси и последующей ре ализации на крупн е йш и х ав то рынках России. Преступность не признает гра ниц, и, соответственно , стражам закона приходится больше внима ния уделять работе с коллегами из разных стран. Об этой интересной пра кти ке расска зывает началь ник Управления международного сотрудничества МВД России Бо рис ШТОКОЛОВ. — При проведении и планиро вании операции ,связанной с ав томобилями, как , впрочем, и мно гих других мероприятий, мы рабо тали в тесном контакте : обмени вались оперативной информаци ей, использовали технические средства и наши , и белорусских коллег. Вообще ж е у нас с МВД Беларуси— наиболее тесные свя зи из числа д ру гих зарубежных партнеров. Д а это и естественно, та к ка к наши министерства рабо таю т на пространстве Союзного государства. В течение последних лет соз дана солидная договорно -право вая база взаимодействия по всем направлениям оперативно-слу жебной деятельности , на основе которой проводится ш ирокомас штабная совместная работа по обузданию преступности , к а к на территории Беларуси , т а к и на территории России. Стратегическая линия нашего антикриминально го сотрудниче ства вырабатывается в ходе встреч руководства министерств, заседаний объединенной колле гии министерств внутренних дел Сою зно го государства с учетом происходящих интеграционных процессов наш их стран. И здесь необходимо отметить вклад мини стров внутренних дел Республики Беларусь и Российской Федера ции в данный процесс путем а к тивной работы по поручению Пре зидентов в под готовке проекта Конституционного Акта Союзного государства . Полагаю , что здесь мы достигли достаточно серьез ных успехов. Но общая работа ведется не только на высоком управленче ском уровне . Российские опера тивни ки , на которых возложены вопросы борьбы с преступностью, договариваю тся по конкретным объектам, преступным группиров кам напрямую со своими белорус скими коллегами , и особенно на глядно это видно на взаимодейст вии УВД приграничных областей. — «Болевые» точки между Россией и Беларусью— это Смоленская об ласть, приграничные зоны. В про шлые годы остро стояла проблема нападений на дорогах, как сейчас складывается ситуация? — Действительно , вопрос о разбойных нападениях на трассе Брест— М осква в прошлые годы являлся одним из самых «боле вых», поскольку наносил не толь Борис Штоколов знает все о международном правопорядке . ко моральный урон, но и серьез ный экономический. В период 2001— 2003 годов оперативными службами уголов ного ро зы ска и по борьбе с ор га низованной преступностью мини стерств внутренних дел России и Беларуси проведен на этой трассе ряд оперативно -проф илактиче с ких мероприятий. Раскрыто не сколько крупных бандитских груп пировок, в которых, к сожалению, участвовали сотрудники различ ных служб милиции. Эти меры да ли возможность существенно оз доровить оперативную обстанов к у на этом участке приграничья. Приграничное сотрудничество у нас значительно продвинулось вперед, особенно за последние два года. Руководством мини стерств была предоставлена воз можность оперативникам дейст вовать на местах по целому ряду вопросов без согласования с цен- награждены высокими государст венными наградами Республики Беларусь. Безусловно , успехи в нашем антикриминальном сотрудничест ве достигнуты во многом благода ря братским узам и боевому со дружеству , объединяющим рос сийских и белорусских сотрудни ков органов внутренних дел. — А как российские правоохрани тельные органы сотрудничают с кол легами из других стран СНГ? — Укрепление сотрудничества с партнерами из СНГ является также одной из приоритетных за дач международной составляю щей деятельности МВД. Антикри- минальное взаимодействие со странами СНГ осуществляется ка к на многосторонней, так и дву сторонней основе. Создана широ- КЕ 1 Ядоговорно-правовая база сот У нас с МВД Беларуси — наиболее тесные связи из числа других зарубежных партнеров. Да это и естественно, так как наши министерства работают на пространстве Союзного государства. тром. Подразделения Смоленско го, Брянского и Псковского управ лений в случаях проведения меро приятий, связанных с задержани ем и преследованием преступни ков, не обращаются с запросами в Минск, а связываются напрямую со своими коллегами. И это пока зало свою эффективность. В ходе нашего сотрудничества самое серьезное внимание уделя ется выполнению Программы борьбы с преступностью на терри тории Сою зно го государства на период 2003— 2005 гг. — Какие конкретные результаты со вместной работы за прошлый год? — Были проведены семь эта пов очень важных и серьезных операций — «Розыск» , «Грани ца», «Канал», «Пассажир», «Не легал». К а к видно из названий, операции были связаны с розы ском преступников , нелегальных мигрантов, железнодорожными перевозками , наркотиками . Эти мероприятия прошли очень эффе ктивно. Были задержаны 580 пре ступников, совершивших особо тяжкие преступления. Изъято 474 единицы огнестрельного , холод ного оружия, боеприпасов и более 1 0 килограммов наркотических веществ. Дости гнуты достаточно высокие результаты, если сравни вать с предыдущим годом, тогда и цифры были в половину меньше. Так, по результатам одной из таких операций четверо сотрудни ков Смоленского управления вну тренних дел на транспорте были рудничества в правоохранитель ной сфере. Для координации вза имодействия в рамках СНГ обра зованы и успешно ф ункциониру ют: Совет министров внутренних дел государств— участников СНГ, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступ лений на территории стран Содру жества, объединенные коллегии с министерствами внутренних дел целого ряда государств— участни ков СНГ. — Справоохранительными органами скольких стран мы работаем? И с ка кими — наиболее плотно? — На двустороннем уровне мы взаимодействуем с 89 странами мира, на многостороннем— почти с 30 международными правитель ственными и неправительствен ными организациями . Основное внимание уделяется развитию со трудничества в рам ках ООН, стран— участниц «восьмерки». Европейского союза. Совета Ев ропы, Совета государств Балтий ского моря, Интерпола, ОБСЕ, Ор ганизации Черноморского эконо мического сотрудничества. МВД России имеет своих официальных представителей в семи странах, с которыми мы работаем наиболее активно, такими , к а к Германия, США, Израиль, Испания, Польша, Финляндия, Болгария. — Мы будем развивать работу вмиро творческих миссиях? Ведь во многом и от этого эависит престиж Рессии. — С 1992 года МВД России участвует в миротворческой дея тельности под э гидой ООН, а с 2003 год а— и под эгидой Евросо юза. Наши сотрудники проходят службу в Косово, Восточном Ти море. Конго , Сьерра-Леоне, Бос нии и Герцеговине. В настоящее время в горячих точках мира нахо дятся более ста сотрудников орга нов внутренних дел. В ближайшее время планируем направить на ших сотрудников в миротворче ские миссии в Грузии и Либерии. Это позволяет обеспечивать на ши интересы и престиж государ ства. Хочу отметить, что благода ря высокому профессионализму растет авторитет российских ми ротворцев. Хорошо зарекомендо вавшие себя сотрудники получа ют многочисленные предложения работать в различных междуна родных структурах . Сейчас, на пример, Сергей Шипилов работа ет начальником отдела в Департа менте миротворческих операций ООН, Вячеслав Воробьев — стар ший полицейский советник в сек ретариате ОБСЕ, Наталья Гольцо ва — начальник смены оператив ных офицеров ООН , Александр Гридчин исполняет обязанности директора субдиректората Интер пола. В Домодедове действует Центр подготовки миротворцев, где обучаются российские миро творцы. — В странах Европейского союза су ществует единая европейская поли ция. Может, и в СНГ стоит создать что-то подобное? — Для начала надо все-таки посмотреть , к а к она будет рабо тать, эта единая полиция. Полное унифицирование — это ведь не всегда хорошо. Что же касается перенимания европейского опы та, то пока мы не настолько в этом нуждаемся, ибо работа с коллега ми из стран СНГ ведется без осо бых трудностей, у нас есть общая договорно-правовая база, облег ченный режим , постоянно дейст вующие координационные струк туры, о которых мы говорили вы ше. Тем не менее мы внимательно отслеживаем и анализируем ин теграционные процессы,происхо дящие в Европе. — В рамках международного сотруд ничества полицейские делегации разных стран мира часто ездят друг к другу в гости. Чему иностранцы учат ся у нас, а какой их опыт перенимаем мы? — З арубежны е специалисты посещают наши общ еобразова тельные учреждения, знакомятся с учебными планами, ме тоди ка ми преподавания специальных дисциплин. Особый интерес про являют к Московскому универси тету и Ростовской школе служеб н о -ра зы с кно го соба ко водства МВД России. Последнее учебное заведение пользуется и звестно стью во многих зарубежных госу дарствах, ибо подготовило в сво их стенах не одну сотню ино странных специалистов -киноло- гов . А ктивно спрашиваю тся на ши специалисты -эксперты в об ласти проведения криминалисти ческих экспертиз (графологи, по черковеды . баллистики ). З а ру бежом, в первую очередь в стра нах СНГ, востребован опыт ГИБДД . Большой интерес к дея тельности данной службы был проявлен в ходе 58 -й ежегодной сессии Генеральной Ассамблеи ООН . Д ос ти гн у та до говорен ность об обмене опытом и специ алистами с дорожной службы Нью-Йорка. За нас и БелАЗ! Союзная программа создания карьерного транспорта нового поколения в ожидании старта с о ю з н ы е п р о г р а м м ы В л а д и м и р Б и б и к о в ж о д и н о ^ РАЗ в год небольшой город Ж о дино под Минском превращается в центр международно го значе ния. На местный ав тозавод , вы пускающ ий тяжелые карьерные самосвалы и дру гую подобную техни ку , съезжаются ее пользо ватели, разработчики и произво дители материалов и ком понен тов — несколько сотен пред ста вителей известны х не только в СНГ фирм. Что, в общ ем -то , не удивительно. Завод БелАЗ в Жодино выпу с кае т кажды й тре тий в мире т я желовоз , эта продукция уж е д е сятки лет сл ужит в 50 странах. А производственные и научно-тех нические традиции , на коплен ные з а 55 лет работы предпри ятия, и вовсе невозможно оце нить какими -то цифрами. Понят но, что Беларуси завод приносит и международны й авторитет, и немалые ф инансовые д ивиден ды. Но здесь прекрасно понима ют, что все это дос ти гн у то в ре зультате тесно го партнерства с Россией. Ка к , впрочем, и для нее значение БелАЗа трудно пере оценить. Сама история завода красно речиво об этом говорит . Он со з давался усилиями в се го СССР для обеспечения карьерными са мосвалами великих строек соци ализма . И сегодня 116 ро ссий с ки х предприятий поставляю т в Жодино материалы и комплекту ющие. При этом до 70 процентов техники отправляется на россий с кие карьеры и строй ки . Т ипич ный пример — ОАО « К у зба с сра зрезу голь» , которое в пр о шлом году добыло рекордные 40 миллионов тонн топлива. В нема лой степени это дости гнуто бла годаря белорусским больше гр у зны м самосвалам , которых на предприятии около 500. — Мы делаем с т а в к у на «БелАЗы» гру зоподъем нос тью 55 , 130, 220 тонн , — пояснил корреспонденту «СОЮЗа» глав ный инженер управления а в то тра н сп ор та ОАО « К у зб а с с р а з ре зу голь» Иван ШЕВЕЛЕВ . — Эти машины позволили поднять эф ф е кти в н о с ть н аш е го п р о и з вод с тва , по этом у а кци онеры реш или влож и ть в и х п р и о б р е т ен и е ещ е миллиард рублей . Наш е со тр удн и че с тво д о л го врем енное , в за им о вы го д н о е , д об ро со се д с кое . Т а ким , н ад е юсь, и останется. В общей сложности более 17 700 единиц тяжелой техники по ставил БелАЗ С ою зном у го с у дарству. Работают машины кру г лосуточно в тяжелейших услови ях — и в сильнейш ий мороз , и в жару . Около трети затрат в добы че, например, угля приходится на транспорт , поэтом у каж д ая ми нута простоя дорогостоящей тех ни ки оборачивается солидными потерями . Вот почему по выш е ние надежности и долговечности тяжеловозов является принципи ально важной проблемой для обеих наш их стран. Решить ее позволила бы сою зная програм ма ра звития карь ерно го транс порта , ра зрабо танная ещ е не сколько лет назад. — П ро гр ам м а очень важ н а п р еж д е в се го для Р оссии , — с ч и та е т генерал ьны й д и р е кто р Б е лА З а Павел МАРИЕВ . — Ведь она гла вны й по требитель нашей техни ки . Надо чтобы м а шины постоянно соверш енство вал ись и не у с т упал и з а р у б е ж ным , но при этом и з го т а в л и в а лись из р о с с и й с ки х у зл о в и м а териалов . Они должны быть де ш евле им по р тны х , а их о с в о е ние по зволит создать новые ра бочие места. П ока однако даже ро с си й с кие за ка зч и ки |реоую 1 п о с 1 ав- лять «БелАЗы» с импортными дви гателями , с ку зо вам и из ш вед ской стали и «обутыми» в заграничную резину. Между тем, еще во времена СССР, одновре менно с БелАЗом в России с о з давались предприятия, призван ные обеспечивать его всем этим . Правда , за десять непро стых лет нашей новейшей исто рии многие из них пришли в пла чевное состояние. Поднять их на современный уровень и призва на пр о грамм а «Карьерный транспорт». — БелАЗ должен стать го ловным предприятием , — го в о ри т главны й ко н с т р у к то р пред приятия Александр ЕГОРОВ , — а р о с с и й с ки е пар тнеры — р а з работать и начать производство со вр ем е нны х дизелей м ощ н о стью 1600, 2500 , 3500 л ош а д и ны х сил . О т с а н к т -п е т е р б у р г с ко го объединения «Электроси ла» тре бую тся современны е эл е к т р и ч е с ки е мо тор -кол еса . АО «С еверсталь» и «Норста» совместно с НИИчерметом сле д уе т налади ть вы п у с к вы с о к о прочны х и и з н о с о с т о й к и х с т а лей . О бъединению «Белшина» надо создать и зносостой кие ра диальны е по кры ш ки , а л и те й ное л рои звод с тво М о ги л е в с ко го а в то за во д а ор иен тировано на обе спечение вы с о ко ка ч е с т венными о тл ив кам и . Венцом п р о граммы д олж ны стать м а ш ины из о те че с твен ны х м а те риалов и ком п л е к т ующ и х , с п о собны е п е ре в о зи ть 130, 240 и 320 тонн грузов . Предполагается, что реализа ция программь] обойдется более чем в семь миллиардов ро ссий с ких рублей. Правда, процентов 75— 80 из этой суммы должны выделить сами ее участники. Ос тальную часть затрат , предна значенную для опьп-но-конструк- тор с ки х работ, производствен ни ки рассчитывали получить из союзного бюджета. Тем не менее эти средства по ка найти не уда лось. А сам документ , уже согла сованный в белорусских мини стерствах промышленности и э кономи ки , российском М ин промнауки , не был поддержан в министерствах финансов наших стран. П остепенно теряется на дежда на бюджетное финанси рование опы тно -кон с тру ктор ских работ. Теперь рассматрива ется лишь вариант их кредитова ния. Все это, конечно, не придает оптимизма. И все ж е б ел ор усс кие п р о мыш ленни ки не ж д у т сложа ру ки. Не дожидаясь, пока програм му по карь ерном у тра нспор ту утверд я т сою зны е ор ганы , они ра зрабо тали анало гичн ую ре с публ и канс кую . Для ее осущ ес т вления ав то заводы в Ж одино , М о гилеве , м и н с ко е ОАО «Дор - маш» недавно объединены в в е р ти кал ьн о -и н те гр и ро ва нны й холдинг, что позволит сконцен т рировать силы. Ф а к ти чес ки еще одним его членом стал Научно- и сследо ва тел ь с кий центр по кар ь ерно -добы вающ ей и д о рожной те хн и ке Н ациональной академ ии наук . Совм естно с та вится задача поднять ресурс бол ьш е гр у зо в до м иллиона к и л ометров пробе га . Уж е р а з р а ботаны сам освалы с более вы со ким и х а р а к те р и с ти кам и гр у зоподъемностью 160 и 320 тонн . Р оссийские металлурги , со сво ей с тороны , создали для БелА З а вы сокопрочные стали. Одна ко д ви га тел и для м аш ин гр у з о подъем ностью 130, 200 , 240 тонн п о ка предпола гаю тся им портные. На слове «пока» белорусские специалисты а кцен тирую т вни мание — до л учш их времен , к о гда начнет действовать союзная программа. 8 И в сильнейший мороз, и в жару работают «БелАЗы».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz