Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

19 августа 2004 г., № 161 (22289) ЛИПЕЦКАЯ газета ожидании концертного сезона Рахманинов в сопровождении мобильника Скоро начнется новый концертный сезон. Но мысль о том, что вновь можно будет слушать музыку вживую, радует не очень. Потому что • даже летние впечатления не смогли обесцветить невеселые воспоминания о моих весенних «культпоходах». Нет, музыка, ее исполнение не разочаровали. Не знаю, может быть, тонкий меломан и заметил бы какие-нибудь недочеты. Но для моего посредственного слуха, так и не усо­ вершенствованного музшколой, все было просто замечатель­ но. Но концерт — это не только музыка. То,, что ее окружа­ ет, сопровождает и в зале, и за его пределами, тоже важно. Туманные детские впечатления от «Бориса Годунова«навсег­ да слились с тускло мерцающим золотом, упругим красным бархатом, особенным запахом, исходящим от него, оптичес­ ким обманом огромных зеркал. «Кармен», услышанная в Сочи, — это Бизе плюс южная ночь, полная светлячков, за­ паха роз и кипариса. «Иисус Христос — супер-звезда» — тающий в абсолютной тишине переполненного зала звук, на­ тянутая струна молчания, лопнувшая от аплодисментов ред­ кой силы. Случайно услышанный комментарий, шорох, зри­ тельные образы — все влияет на восприятие, даже если по­ том и забывается. И вот они-то, побочные, в общем-то, впе­ чатления, оставили, увы, неизгладимое впечатление от иных концертов минувшего сезона. Первый же, на который я смогла попасть после долгого перерыва, подарил много недоумений. Во-первых, ведущая, объявив первый номер, вежливо предупредила, что между частями не аплодируют. Это мне показалось излишним. Ведь ^^детсадовцы собрались и не школьники, пришедшие в зал ^Добровольно-принудительном порядке. Но потом выясни­ лось, что ведущая — человек дальновидный, а я — весьма наивный. Во-вторых, камерную музыку пришлось слушать под стук бильярда, доносившийся из-за стены (дело было в санатории «Липецк»). Это вызвало возмущение одной дамы, потребовавшей прекратить игру. После антракта та же тер­ пеливая ведущая извинилась за неудобства и напомнила что все — и музыканты, и слушатели — находятся все-таки в гостях, а в чужой монастырь... В общем, игра продолжалась — и на сцене, и за стеной. По этой причине или потому, что наступило время ужина, ряды слушателей сильно поредели. Несмотря на эти происшествия, на следующий концерт я пошла все-таки с воодушевлением. Набравшись опыта, я уже не обращала внимания ни на хлопающую за стеной дверь, ни на шуршание пакета за спиной. Не подозревала тогда, что самое страшное еще впереди. Узнав, что в нашем городе выступит камерный хор Вале­ рия Полянского, решила во что бы то ни стало попасть на концерт. Поэтому реакция друга, предложившего поменять концерт на поход в парк, была неожиданной и странной, тем более, что друг этот — меломан со стажем, для которого личная жизнь — это и есть музыка, так как ничего более личного, по его мнению, не существует. Свою внезапную не­ любовь к концертам он объяснять не стал, пообещав, что все пойму сама. К сожалению, я поняла. Я была готова к таким «издерж­ кам производства», какими стали активно общающиеся мо­ лодые люди, дама, решившая их очень вовремя и громко воспитывать, неизвестный владелец сотового, протопавший к выходу, отвечая на ходу. Все это во время концерта, разу­ меется. Молодые люди вскоре ушли, унеся с собой тайну своего появления здесь, дама затихла, по телефону больше никто не говорил. Но то, что большинство собравшихся в зале представляло себе исполнение «Всенощного бдения» С. Рахманинова как что-то вроде эстрадного концерта, — это уже убило наповал. Ведущая на сей раз переоценила публи­ ку и не сделала никакого предупреждения. А слушатели, конечно, из лучших побуждений, решили поддержать арти­ стов как можно теплее и потому отхлопывали вовсю до само­ го конца, невзирая ни на какие части. Хорошо еще, что «бис» не кричали. Промучившись до заключительного шквала оваций, я поняла любителя музыки, не посещающего концерты. Ко­ нечно, никакая аппаратура не заменит живого голоса, жи­ вых инструментов. Но, слушая дома, по крайней мере, не будешь испытывать неловкость за промахи ближних и не злиться на самого себя за невольный снобизм. Неудобства, связанные с отсутствием постоянного помещения филармо­ нии, не зависят от публики. Но все остальное — шуршащие , пакеты, звенящие телефоны и прочее — в наших руках, в прямом и переносном смысле. Так же, как и осознание того, что атмосфера концерта зависит от слушателя не меньше, чем от профессионализма музыкантов. У слова «культура», помимо прочих, есть и такое значе­ ние: «Высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, уме­ ние». Может, я и не права, но похоже, что культура зрите­ ля, а точнее, среднестатистического слушателя в Липецке далековата от подобных характеристик. Очень бы хотела все- таки ошибиться... Софья ВОБЛИКОВА. • у Подиум Ай да Фило Бразилейро!.. в Липецке на стадионе “Динамо” прошла региональная сертифицированная выставка собак всех пород на Кубок Черноземья- 2004, организованная липецкой городской кинологической федерацией служебного, декоративного и спортивного собаководства “Прайд”. Свои умения и качества на “подиуме” демонстрировали 160 четвероногих участников, в том числе 97 представите­ лей областного центов, Лебедяни, Усмани, Грязей и Ельца. Многочисленная публика этого своеобразного конкурса кра­ соты среди собак и жюри, в состав которого вошли эксперты международного класса, оценивали выступления по несколь­ ким параметрам: учитывались рост и окрас моделей, их вес, цвет глаз и так далее. „ „ В итоге лучшими среди представителен нашей области признаны немецкие овчарки Орнелла М ^и и Пальма, неапо­ литанский мастив Гвидион Эрос, ротвейлер Гранда, средне­ азиатская овчарка Палаш, шарпей Нелчер Фэнтези, Ка де Бо Олби Марс Рид, афганская борзая Гамлет Принц Датский. По словам представителей кинологической федерации “Прайд”, в следующем году в областном центре планируется провести еще две подобные выставки. Между прочим, хозя­ ева отличившихся питомцев кроме морального удовлетворе­ ния могут рассчитывать и на материальную награду: щенки их собак (если таковые появятся на свет) теперь явно возра­ стут в цене. Так, стоимость щенков ротвейлера в подобных случаях увеличивается со ста долларов в два, а то и в три раза, а щенки Фило Бразилейро или Ка де Бо вместо 400-600 долларов потянут уже на тысячу и более “зеленых . Александр БОЧКАРЕВ. 1 уСобеседник «ЛГ» Еслившколенет перемен застывает общество Август — пора традиционных педагогических педсоветов. Завтра на него соберутся руководители системы образования нашей области ~• ....... : ф ' . =. »■ Накануне 1 сентября преподаватели определяют ориентиры, размышляя, какой же будет школа в новом учебном году. Впрочем, этот вопрос волнует не только учителей. Реформу образования обсуждают все. Каждый считает своим долгом выразить отношение к ЕГЭ или вступить в полемику о современных учебниках по истории и литературе. Тем интереснее узнать мненир компетентного, специалиста. На семинаре клуба региональных журналистов “Из первых уст” корреспонденту “ЛГ” довелось побеседовать с научным руководителем Института развития образования Высшей школы экономики, доктором экономических наук, профессором Евгением САБУРОВЫМ. — Евгений Федорови>ь по­ чему, на ваш взгляд, обще­ ственность так болезненно реагирует на любые попытки реформирования системы образования? Что стоит за этим — здоровый консерва­ тизм, боязнь преобразований, проводимых по принципу: «Хотим как лучше, получает­ ся как всегда»? — Д у м а ю , б о л ьш и н с тв о н а с е ­ л е н и я н е о ч е н ь я с н о п р е д с т а в л я ­ е т , ч то п р о и с х о д и т в н а ш е м о б ­ р а з о в а н и и , но и н с т и н к т и в н о б о ­ и тс я р еф о р мы . С и т у а ц и я с Е ГЭ м н е ч е м - т о н а п о м и н а е т в с ту п л е ­ н и е в В ТО . В с е з н аю т , ч то е с ть ч т о - т о на т р и буквы , но э т и м в о с н о в н о м и нф о р м а ц и я и и с ч е р ­ п ы в а е т с я . В о т в с е и н а ч и н а ю т о п а с а т ь с я . А кол и н е п о н я т н о , что э т о , з а ч е м , т о н а д о б о р о ть ся п р о ­ ти в . П р ав и л ь н о н а п и с а н о в Е в р о ­ п е й с к о й х а р ти и : в п р о б л е м а х о б ­ р а з о в а н и я в и н о в а т о о б щ е с т в о . Е сли ч то - то н е т а к в с и с т е м е о б у ­ ч е н и я , т о ч т о - т о не л а д н о в о б ­ щ е с т в е . С ч е го н а ч и н а е т с я с а м а э т а с и с т е м а о б р а з о в а н и я ? С д о ­ ш к о л ь н о го , д о п е р в и ч н о г о — по м е ж д у н а р о д н о й к л а с с и ф и к а ц и и — о б р а з о в а н и я . С а м о е о б и д н о е , ч то по м е ж д у н а р о д н ы м с т а н д а р ­ т а м у н а с е г о п р о с т о . . . н е т . И з - з а ч е г о Р о с с и я п о п а д а е т в тр е тью гр у п п у с т р а н по р а з в и т ию о б р а ­ з о в а н и я . О к а зы в а е т с я , н аш и ч и ­ н о в н и ки н е с ум е л и п о д а ть д о к у ­ м е н ты в с о о т в е т с т в ую щ и е м е ж ­ д у н а р о д ны е о р ганы и пр о й ти с е р ­ т и ф и к а ц и ю . Д а л е е и д е т н а ч а л ь н о е ш ко л ь ­ н о е о б р а з о в а н и е . К а к с в и д е т е л ь ­ с тв ую т и с с л е д о в а т е л и , э т о н а и ­ б о л е е эф ф е к т и в н ы й — с то ч ки з р е н и я э к о н о м и к и — э т а п . Д о 3 0 п р о ц е н т о в с в е р х б ю д ж е т н о го ф и ­ н а н с и р о в а н и я д о п л а ч и в аю т р о д и ­ т е л и , п р и ч е м о х о т н о , з а б о т я с ь о р а з в и т и и с п о с о б н о с т е й р е б е н к а . З н а е т е , в к а к и е т о л ь к о к р у ж к и с е й ч а с н е т а с к а ю т м ою в н \^ к у ! А в о т с л е д ую щ а я с т у п е н ь — с п я ­ т о г о по д е в я ты й к л а с с — д л я м н о ­ ги х с о в е р ш е н н о н е п о н я т н а . П е ­ д а г о г и д е л а ю т м н о го ч е г о и н т е ­ р е с н о г о , а р о д и т е л и п л а ти ть не х о т я т . З д е с ь н е т ц е л и и н е т с и г ­ н а л а о е е д о с т и ж е н и и . Н у , вот ч е л о в е к з а к о н ч и л д е в я ть к л а с с о в — и ч то ? К у д а е м у и д ти — в н а ­ ч а л ь н о е п р о ф у ч и л и щ е ? М н о г и е р а с с м а т р и в аю т т а к о й п о х о д к а к б о л е е л е г к и й в а р и а н т п о д го т о в ­ ки к п о с т у п л е н и ю в в у з . У ч и ты в а ­ е т л и Н П О п о т р е б н о с т и ры н к а т р у д а — н е в е д о м о . П о к р а й н е й м е р е , и о б о р у д о в а н и е , и з а р п л а ­ т а п р е п о д а в а т е л е й Н П О вы зы в а ­ ю т о г р о м н ы е в о п р о сы . Ч е л о в е к р а б о т а е т м а с т е р о м н а з а в о д е , у н е г о в о з н и к аю т п р о б л е м ы , и он у х о д и т в у ч и л и щ е . М о ж е т л и , с п о ­ с о б е н л и о н ч е м у - т о н а у ч и ть д е ­ т е й ? Д а л е е — с т а р ш а я ш к о л а . В о т с ю д а о п я ть н а ч и н аю т и д ти д е н ь ­ ги р о д и т е л е й . М е н ь ш е , ч е м в н а ­ чальную ш ко л у , но в с е р а в н о п р и ­ л и ч ны е — н у ж н о го т о в и т ь р е б е н ­ к а в в у з . В о з н и к а е т с р а з у т р и и н с т и т ^ а : б е лы й — п о д г о т о в и ­ т е л ь ны е к у р сы в в у з , с е р ы й — р е п е т и т о р с т в о и ч ер ны й — в з я т ­ к и п р и е м н о й к о м и с с и и и с о ц и ­ ал ь ны е с в я з и . В с е э т о п о г л о щ а ­ е т о гр о м н ы е с р е д с т в а и я в л я е т ­ с я а б с о л ю т н о н е н о р м а л ь ны м я в ­ л е н и е м . — Сторонники Единого го­ сударственного экзам ена убеждены , что он должен обеспечйть равные возможно­ сти доступа к высшему обра­ зованию способным выпуск­ никам из любых слоев обще­ ства. А как вы относитесь к этому эксперименту? — Т о , ч то п р о и с х о д и т с е й ч а с — ко н к у р с р о д и те л ь с к и х к ош е л ь ­ к о в и п р о ч и е н е п р и я т н ы е д л я с тр а ны в ещ и , н е о б х о д и м о л и к в и ­ д и р о в а ть . Е Г Э — в по л н е п о д х о ­ д я щ и й д л я э т о г о и н с т р у м е н т . В н аш е й В ы сш е й ш к о л е э к о н о м и ­ ки , о ч е н ь п р е с т и ж н о м , эл и т н о м в у зе , п о с л е в в ед е н и я Е Г Э с р а з у и зм е н и л о с ь с о о т н ош е н и е с т у д е н ­ то в — м о с к в и ч е й и н ем о с к в и ч е й , п о с т у п и л и м н о г и е т а л а н т л и вы е р е б я т а и з п р о в и н ц и и . П р а в д а , п р и м е р н о каж ды й пя ты й и з п о ­ с т уп и вш и х н ем о с кв и ч е й в п о сл ед ­ с тв и и о т к а з а л с я о т о б у ч е н и я — с л и ш к о м н е п о д ъ ем ны м и для их с е м е й о к а з а л и с ь з а тр а ты на п р о ­ ж и в а н и е в с т о л и ц е . М ы т у т ж е с т а л и с т р о и т ь с в о е о б щ е ж и т и е , к с е н т я б р ю о н о д о л ж н о открь ггь - с я . Е Г Э д а е т б о л ьш ую в о з м о ж ­ н о с ть п р о в и н ц и а л а м у ч и т ь с я в л у чш и х в у за х с тол и цы . Я , к а к ч е ­ л о в е к , р о д и вш и й с я в м а л ен ь ком го р о д к е , пр и в е тс тв ую э т о . К о н е ч ­ но , н а р е к а н и я по по в од у Е ГЭ к о ­ л о с с а л ь ны е . С в я з а ны о н и в о с ­ но в н ом с к а ч е с т в о м к о н тр о л ь н о ­ и з м е р и т е л ь н ы х м а т е р и а л о в . О д и н з н а к о м ы й учи тель л и т е р а ­ туры по л уш у тя го в о р и л , ч то с р е ­ д и в о п р о с о в был и т а к о й : «Н а к а к о м п л е ч е б ы л а р о д и н к а у Э л ен ? » и в а р и ан ты о тв е то в ( и м е ­ е т с я в в иду о д н а и з ге р о и н ь «В о й ­ ны и м и р а » — С.М.): н а л ев ом , на п р а в о м , на о б о и х , на о б е и х » . П р е т е н з и и в б о л ьш и н с т в е с л у ч а ­ ев с п р а в е д л и вы е . О д н а к о м а с с о ­ вую к а м п а н и ю пр о ти в Е Г Э о р г а ­ н и з о в а л и н е и з - з а э т о го . П р о ти в вы с туп и ли р е к то ры . К о г д а с тал о о ч е в и д н о , ч то в у зо в с ким в зя то ч ­ н и к а м д а д у т по р у к ам , о н и с п л о ­ т и л и с ь и у с т р о и л и о б с т р у к ц и ю . Н о е с т ь е щ е о д н а с т о р о н а , к о т о ­ р а я б о и т с я Е Г Э , — ш к о л а . Э к з а ­ м е н — э т о в едь е щ е и п р о в е р к а с о с т о я т е л ь н о с т и у ч и т е л е й . В о т д и р е к т о р а и в с п о л о ш и л и с ь : а в д р у г м о и н а п и ш у т пл охо? Н у и с о о т в е т с т в у ю щ и м о б р а з о м н а ­ с т р а и в а ю т р о д и т е л е й . Д а , Е Г Э н у ж д а е т с я в д о р а б о т к е . Н о п р и н ­ ц и п , з а л о ж е н н ы й в о с н о в е е д и ­ н о го г о с э к з а м е н а , — правильны й . —По замыслу сторонников ЕГЭ, он сделает ненужным ре­ петиторство. Однако репети­ торы по-прежнему зарабаты­ вают неплохие деньги. Выхо­ дит, ЕГЭ здесь не сработал? — П о д г о т о в к а к э к з а м е н а м с п о м ощ ь ю р е п е т и т о р а — п р а к т и ­ к а в е ч н а я . С о в с е м и зб а в и ть с я о т н е е н и к о г д а н е у д а с т с я . В с е гд а б у д у т р о д и т е л и , к о т о ры е х о тя т , ч то бы и х д и т я т я л у чш е п о д г о т о ­ в и л с я . П р и Е Г Э д е н ь ги о т п р е п о ­ д а в а т е л е й в у зов п о п а д аю т к у ч и ­ т е л я м . Э т о , е с т е с т в е н н о , б е с п о ­ к о и т п е р вы х . О н и в едь по л у ч аю т м а л о , з а ч а с т ую м е н ь ш е ш к о л ь н о ­ го у ч и т е л я . П р о б л е м а т а к а я с у ­ щ е с т в у е т . В д о б а в о к ко в с ем у у н а с с л и щ к о м м н о го в у зов . Д е м о ­ гр аф и ч е с к а я с и т у а ц и я т а к о в а , ч то с е й ч а с м е с т в в у з а х п р и м е р н о с то л ь ко ж е , с ко л ь ко вы п ус кн и ков щ к о л , а с к о р о б у д е т е щ е б о л ь ­ ш е . — Еще одна тема, долго будоражившая обществен­ ность, —содержание государ­ ственных стандартов образо­ вания. Вспомните, с какой го­ рячностью обсуждалось, ка­ кие литературные произведе­ ния преподавать с тарш е ­ классникам... — Я был н а р о с с и й с к о м о б ­ щ е с т в е н н о м сЬ в е те по р а з в и т ию о б р а з о в а н и я , к о гд а н а о б с у ж д е - . н и е вы н если с т а н д а р т по л и т е ­ р а т у р е . У в ё р я 10 в ас , Тб , чтб быЛб в н ем п р е д у с м о т р е н о , л и б о и с ­ т о щ и т н е р в н ую с и с т е м у р е б е н к а , л и б о , что б о л е е в е р о я т н о , он н а ­ п лю е т н а э т о д е л о , н е с т а н е т ч и ­ т а ть по эмы и р о м а ны к л а с с и ко в , а о т т а р а б а н и т по у ч е б н и к у в се , ч то х о ч е т о т н е го у слы ш а ть у ч и ­ т е л ь н и ц а . О д и н з ам е ч а т е л ь ны й д и р е к т о р ш колы Р а ч е в с ки й с к а ­ з ал м н е гени аль ную ф ра зу : «Ш к о ­ л а ж и в е т в е с е лы м о т р и ц а н и е м п р о гр а м м » . К а к м о ж н о пр и в и ть лю бовь к ч те н ию , е сл и т е б я « п р и ­ били» сн а ч ал а «В о йн ой и м и р ом » , а з а т е м «Ти хим Д о н о м » ? К о м у и з ш кол ь н и ко в п о д с и л у о св ои ть т а ­ кой о б ъ ем ? В о т и н е чи т аю т . К о г ­ д а я пы тал ся о б ъ я с н и т е э т о на с о в е т е , м е н я н е по н я л и . С н а ч а л а с о с т ав и л и ч и с т о с о в е т с к и й с п и ­ с о к с « П е с н е й о б у р е в е с т н и к е » . З а т е м п о ш л а и д е й н а я б о р ь б а : «Ах, вы «Ти хий Д о н » , ну т о г д а мы « Д о к то р а Ж и в а го » ! Н у ж е н к о м п ­ р о м и с с : в клкэчаю т и то , и то . Н у и , к о н е ч н о , « М а с т е р а и М а р г а р и ­ т у » . К о г д а о ч е р е д ь д о ш л а д о « К о тл о в ан а» П л а то н о в а , я по чув ­ с твовал , ч то м о з ги м о и по ти хо н ь ­ ку н а ч и н аю т з а к и п а т ь . Г е н и а л ь ­ но е п р о и з в е д е н и е , но п о ж а л е й т е д е т е й ! П о ч е м у и тальянцы п р е п о ­ д а ю т в ш к о л а х т о л ь к о Д а н т е , Б о к кач ч о и П е т р а р к у , хотя их л и ­ т е р а т у р а н е м е н е е б о г а т а , ч ем н аш а ? Е сли о н и в клю ча т в п р о ­ г р а м м у в с е , т о в о зм ущ е н ны е р о ­ д и т е л и р а з н е с у т м и н и с т е р с т в о п р о с в ещ е н и я . И б уд у т правы . Э то н е о б л е гч е н н а я п р о г р а м м а . Если э т о с п и с о к с в я ты х , т о д а в а й т е с по ри ть , к о го вклю чать туд а . Если ж е с т о и т з а д а ч а пр и в и ть в кус к ч тен ию , т о д а в а й т е д е л а ть э то и н ­ т е р е с н о , а н е б и ть пыльными т о ­ м а м и по го л о в а м . Я ни в ко е й м е р е н е о т р и ц а ю э п о х а л ь н о с ть Т о л с то го и Ш о л о х о в а , я гов о рю , что д е т и в ш к о л е их н е буд у т ч и ­ т а ть . Н у н е го товы о н и дл я п о н и ­ м а н и я э т и х р о м а н о в . А м н е в о т ­ в е т : е с л и э т о н е в к л ю ч а т ь в ш ко л ь н ую п р о г р а м м у , т о н и к т о в о о б щ е ч и т а т ь н е б у д е т . В о т в с т ан д а р ты мы и н а п и х и в а е м в с е , ч то т о л ь к о м о ж н о , о б м а н ы в а я с е б я . Н е т а к д а в н о к а ч е с т в о н а ш е ­ го о б р а з о в а н и я бы ло п р о в е р е н о м е ж д ун а р о д ны м т е с т и р о в а н и ем в д ев я ты х к л а с с а х . С п р и с к о р б и е м о тм е ч аю : с р е д и 3 2 с т р а н мы з а ­ няли 2 7 м е с т о . Г е р м а н и я , з а н я в ­ ш а я 1 7 м е с т о , п о гр у з и л а с ь в с о ­ с т о я н и е н а ц и о н а л ь н о г о т р а у р а , п о л е т ел и м и н и с тры о б р а з о в а н и я . Ты сячи п у б л и к а ц и й , н е у м о л к а е ­ мы е д и с к у с с и и . А у н а с ? Р е з у л ь ­ та ты т е с т о в вы в еш ены в И н т е р ­ н е т е , но н и к о го э т о н е и н т е р е с у ­ ет , П о с л е н а с М е к с и к а , Б р а зи л и я , П о р т у г а л и я . Ф и н ны у ж е в то р о й р а з п р о х о д я т т е с т и р о в а н и е . П о с ­ л е п е р в о го р е зул ь та ты у них т о ж е были н е а х ти . Т а к о н и выявили пл охи е ш колы и д а л и д е н ь ги туд а , п о б е д и в в и т о г е з а с ч е т вы с о ко ­ го с р е д н е г о у р о в н я , о б о й д я к о ­ р е й ц е в и я п о н ц е в . У н а с в едь с а м е р и к а н ц а м и к а к а я м а н е р а ? Н а ­ х о д и м л у чш и х и их ф и н а н с и р у ­ е м . А ф и нны п о ш л и по д р у го м у пу ти и вы и гр а л и . К с т а т и , с э л и ­ то й у н а с в с е в п о р я д к е : е с ть о к о ­ ло т р е х п р о ц е н т о в с уп е р т а л ан то в . Т а к а я ж е к а р т и н а и в д р у ги х с т р а ­ нах . А вот с р е д н и й у р о в е н ь п о д ­ вел . — Раньше было принято считать отечественную выс­ шую школу одной из лучших в мире. Как вы думаете, се­ годня качество российского высшего образования соот­ ветствует мировому уровню и требованиям рынка труда? — З н а е т е , с к о л ь к о вы п у с кн и ­ ков п е д в у з о в о с т а е т с я в ш ко л е ? С ем ь п р о ц е н т о в по сл е т р е т ь е го г о д а р а б о ты . Т о л ь к о т р и д ц а т ь пр о ц е н то в вы п ус кни ков м едву зов с т а н о в я т с я в р а ч а м и — э т о при т о м , ч то по с ту п и ть в т а к о й вуз и учи ть ся в н ем д ов о ль но тя ж е л о . Г ов о р я т , и з ни х х о р о ш и е м е н е д ­ ж е ры п о л у ч аю тс я . Н о ведь на их о б у ч е н и е по тр а ч е ны в р ем я и н е ­ м алы е д е н ь ги . А с кол ь ко ж у р н а ­ л и с тов и м е е т п р оф е с си о н а л ь н о е о б р а з о в а н и е ? М е н ь ш е половины . Ч то ж е т о г д а э т о т а к о е — вы сш е е б б р а з б в а н й ё ? С ё й ч а с бНб в обл ь - ш е й с т е п е н и вы п ол н я е т ф у н кц и и о б щ е г о о б р а з о в а н и я . Р а б о т о д а ­ т е л и гов о р я т : е сл и ч е л о в е к с с е ­ р ь е зн о й б а з о й п р и х о д и т к н ам , то д о с т а то ч н о т р е х м е с я ц е в , ч то ­ бы в с ем у н а у ч и ть с я . В о т и п о л у ­ ч а е т с я , ч то н а п о с л е д н и х ку р с а х м а л ь чи к а о б у ч аю т н а с п е ц и а л и с ­ т а по х о л о д н о м у п р е с с о в а н и ю , к о т о р о го у ж е н е т , п р е п о д аю т е м у т е х н о л о г и ю п я т н а д ц а т и л е т н е й д а в н о с т и . Д а л ь щ е вы ходи т о н на р а б о т у и , ч то бы по вы си ть св ой ур о в е н ь , н а ч и н а е т поль зо в а ть с я у с л у г а м и р а зл и чны х в н е с и с т е м ­ ных у ч р е ж д е н и й — кур с о в я зы ка , м е н е д ж м е н т а и т а к д а л е е . Э т о и е с т ь п р оф е с с и о н а л ь н о е о б р а з о ­ в а н и е , к о т о р о е , по с у ти , н а х о д и т ­ ся в н е с и с т е м ы . И э т о н уж н о м е ­ ня ть . К о н е ч н о , у с л у г и , ко то ры е о к а зы в а е т о б р а з о в а н и е н а с е л е ­ нию , д о л ж ны к о н т р о л и р о в а т ь с я с а м и м н а с е л е н и е м , а н е т е м , к то э т и у с л у ги о к а зы в а е т . В д р у ги х с т р а н а х э т и м з а н и м а ю т с я н е г о ­ с уд а р с тв е н ны е о р ганы , а а с с о ц и ­ а ц и и вы п ус кн и ко в . И , к а к п о к а ­ зы в а е т п р а к ти к а — вполне эф ф е к ­ ти в н о . —Сколько, по-вашему, по­ требуется времени на прове­ дение образовательной ре­ формы при благоприятном развитии событий? И если в школах остается лишь семь процентов выпускников пед­ вузов, кто же будет занимать­ ся реализацией этой рефор­ мы на местах? — С к о л ь к о я с е б я п о м н ю , с т о л ь к о и п р о в о д и л а с ь р е ф о р ­ м а о б р а з о в а н и я . И э т о , н а в е р ­ н о е , п р а в и л ь н о . Е сли ш к о л а з а ­ с ты в а е т и в н е й н е п р о и с х о д и т п е р е м е н , т о э т о з н а ч и т , ч то о б ­ щ е с т в о п е р е с т а е т р а з в и в а т ь с я . Я д у м аю , н о в а ц и и б у д у т а к т и в ­ н е е в о з н и к а т ь с н а ч а л а во в н е с и ­ с т ем ны х ф о р м а х — с и с т е м а е щ е пл о хо п р и с п о с о б л е н а к п е р е м е ­ н а м . П о с т е п е н н о о н а б у д е т п е - Р е в а р и в а т ь их и и н т е гр и р о в а т ь . е ф о р м а н у ж н а . Н о гл а в н о е , ч то ­ бы о н а ш л а , к а к г о в о р и т с я , н е ч е р е з к о л е н о . А п р о б л е м а к а д ­ р о в , к а к я н а зы в аю е е — « п р о ­ б л е м а М а р ь и И в а н о в ны » , е с ть , о н а о ч е н ь с е р ь е з н а . В о т «М ар ь я И в а н о в н а » к о м п ь ю т е р н е з н а е т , о н а т о , о н а с е , у н е е п е н с и о н ­ ны й в о з р а с т и в с е т а к о е . А ч то б у д е т , е с л и « М а р ь я И в а н о в н а » у й д е т ? О н а , п о к р а й н е й м е р е , к у ч е н и к а м х о р о ш о о т н о с и т с я , л ю б и т и х . А к т о п р и д е т е й н а с м е н у ? М н о г о в о п р о с о в . Я д у ­ м а ю , х о р о ш о бы н а ч а ть р е ф о р ­ м у с с и с т е м ы п е д а г о г и ч е с к о г о о б р а з о в а н и я . К а к - т о п р и с у т с т в о ­ вал н а о д н о м с е р ь е з н о м с о в е ­ щ а н и и . Р я д о м с и д я т д в а в е л и ­ ки х д и р е к т о р а , о ч е н ь и з в е с т н ы е л ю д и , у к а ж д о г о с в о я ш к о л а , ш к о л а в о с п и т а н и я . С п р а ш и в аю : ч то д е л а т ь с п е д о б р а з о в а н и е м ? Т е д в о е , н е с г о в а р и в а я с ь , з а я в ­ л яю т : л о м а т ь ! И т о т , и д р у г о й с в о и х б у д у щ и х у ч и т е л е й в о с п и ­ ты в аю т у с е б я — и з у ч е н и к о в , п о с л е в т о р о г о , т р е т ь е г о к у р с а т е у ж е у н и х п р е п о д а ю т . Н о п о л у - ч а е т с я - т о , ч то мы п е р е х о д и м н а с р е д н е в е к о в у ю с и с т е м у п о д г о ­ то в к и п о д м а с т е р и й . Х о р о щ а я с и ­ с т е м а , но о н а н е т и р а ж и р у е т с я . В о с п и т а л и т а к и м о б р а з о м ч е л о ­ в е к д е с я т ь , а ч то д е л а т ь с о г р о м ­ н о й м а с с о й ? О т в е т а п о к а н е т . Н о я с н о , ч то п е р е и м е н о в а н и е м п е д ­ и н с т и т у т о в в у н и в е р с и т е ты д е л о н е д о л ж н о о гр а н и ч и т ь с я . Беседовал Сергей МАЛЮКОВ, редактор отдела образования и культуры «Липецкой газеты». Пресс-конференция ОБЖ против СПИДа? В работе по профилактике СПИДа наметились новые, качественно иные подходы. Таков главный итог пресс-конференции, состоявшейся в областном Центре по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями. В ней участвовали представители Госнаркоконтроля, областного Департамента образования и науки, наркологического и кожно-венерологического диспансеров, а также столичного Фонда социального развития и охраны здоровья “Фокус-медиа”. Нет, казалось бы, повода нам волноваться — ситуация со СПИДом не так тревожна, как в других регионах. Но ведь не на необитаемом острове живем: по темпам распространения ВИЧ-инфекции Россия занимает одно из первых мест в мире. Каждый час шести россиянам ставят страшный диагноз. А поскольку причины заболевания в основном наркотики и не^ защищенный секс, то наиболее уязвимой перед инфекцией оказывается молодежь. Поразительны результаты исследо­ ваний, проведенных в липецких школах: в интимные отно­ шения теперь вступают даже не в возрасте Джульетты (14 лет) —что еще недавно так шокировало общественное созна­ ние — а гораздо раньше... Но не стоит спешить с выводами о распущенности нра­ вов. Причину раннего увлечения подростков алкоголем, сек­ сом, наркотиками психологи и наркологи видят в другом — в отсутствии нравственных идеалов, теплых доверительных отношений в семье, в ослаблении воспитательной работы в ученических коллективах. Психологическая неуверенность, отсутствие примеров и навыков здорового образа жизни — не здесь ли корни обсуждаемой проблемы? То, что специалисты стали задаваться подобными вопро­ сами, внушает оптимизм. Равно, как и то, что впервые свои­ ми планами по профилактике заболевания поделились пред­ ставители органов образования, которые разработали специ­ альную программу, как “заразить” ребенка здоровым обра­ зом жизни. Предполагается, что помогут в этом уроки био­ логии, химии, ОБЖ, факультативы. Необходимо также тесное сотрудничество учебных и ле­ чебных учреждений, психологов. А пока, судя по всему, каж­ дый идет своей дорогой. Есть свои наработки и планы у Цен­ тра по профилактике СПИДа: не только встречи с учащими­ ся, но и недавние акции в сети книжных магазинов “36,6”, пропагандистские уголки в аптеках. Областной наркодис­ пансер намерен выпускать аудио- и видеопродукцию, орга­ низовать особую подростковую наркослужбу, хотя таковая штатным расписанием не предусмотрена. Хочется думать, что особый импульс этой важной работе придаст начинающееся сотрудничество со столичным Фон­ дом социального развития и охраны здоровья “Фокус-медиа”. Совместно с ним были организованы информационные кам­ пании “ВИЧ. Узнай больше!” и “Жизнь прекрасна, когда защищена”. Их материалы разрабатывались при поддержке Министерства здравоохранения РФ и при участии людей, уже зараженных ВИЧ, которые впервые попытались донести до общества свои чувства и переживания. Кампании, стартовавшие в мае-июне, продлятся восемь месяцев. Уже начался прокат видеороликов на федеральных и местных телеканалах (с участием звезд эстрады и спорта), изготовлены наружная реклама, брошюры, плакаты, появи­ лись публикации в глянцевых журналах и других СМИ. С 17 августа в кампании включилась и Липецкая область. Татьяна СПАССКАЯ. Кстати Г р у п п а в е д у щ и х 'м е д и а к о м п а н и й , в к л ю ч а я “Г а з п р о м - М е д и а ” , " П р о ф -М е д и а ” и " Р О Л ” , объ я в и л а в ию л е э т о г о г о д а оф и ц и ал ь ны й с т а р т е щ е о д н о го м е р о п р и я т и я — " Р о с с и й с к о е м е д и а п а р т н е р с т в о в б о р ь б ё п р о т и в В И Ч -С П И Д а ” . Д л я п о вы ш е н и я о с о з н а н н о с т и п р о б л ем ы В И Ч -С П И Д а с р е д и н а ­ с е л е н и я Р о с с и и б у д е т р е г у л я р н о т р а н с л и р о в а т ь с я с о ц и а л ь н а я р е к ­ л а м а . П о м и м о р е к л ам ы , п р о е к т в клю ч а е т в с е б я н о в о с т и , а н а л и т и ­ ч е с к и е и р а з в л е к а т е л ь ны е п р о гр а м м ы , о р г а н и з а ц и ю м е р о п р и я т и й и б е с п л а т ны й д о с т у п к и нф о р м а ц и о н ны м р е с у р с а м . Н а ш а о б л а с т ь , с ч и т а е т н а ч а л ь н и к у п р а в л е н и я з д р а в о о х р а н е н и я а д м и н и с т р а ц и и Л и п е ц к о й о б л а с т и В а с и л и й М у р у з о в , о б л а д а е т у н и ­ ка л ь но й в о з м о ж н о с т ь ю п р е д о т в р а т и т ь в зры в В И Ч - и н ф е к ц и и , п о к а о н а , п о д о б н о ц у н а м и , н е н а с т и г л а н а ш у т е р р и т о р и ю . " Л и п е ц к а я г а ­ з е т а " н а м е р е н а п р и н я ть у ч а с т и е в э т о м п р о е к т е . ^ Л е т н и е итоги Кто не согласен с Пушкиным? “Ах, лето красное! Любил бы я тебя ...” Ах, Александр Сергеевич! Пыль, видите ли, вам не понравилась, комары с мухами. А не желаете ли так: “Когда б не мухи, не дожди да холод”? Да, лето нынче не задалось. По-настоящему солнечными и жаркими были, наверное, недели три. И все же это было лето — ничем не заменимое, долгожданное и... быстро пролетающее. Для взрослых — пора отпусков, для детей — каникул. Как же отдыхают юные обитатели города? Лучшее, что можно сделать для ребенка летом — отпра­ вить его куда-нибудь подальше от выхлопных труб, телеэк­ ранов, компьютеров и прочих «благ» цивилизации. Можно на море (3-4 тысячи рублей на человека минимум), можно в деревню (бесплатно, если там есть бабушкин домик), а мож­ но и в лагерь. Тот, что раньше назывался пионерским, а сей­ час — детским оздоровительным. Этим летом количество подрастающих граждан, в чьей памяти сохранится воспоминание о лагерной беззаботности, составило 20 тысяч 683 .человека, сообщили “Липецкой га­ зете” в областном Департаменте образования и науки. Именно столько детей приняли 25 загородных лагерей Липецкой об­ ласти за три месяца. К ним можно прибавить 274 человека, отдыхавших по путевкам “Мать и дитя”. Средняя стоимость путевки в загородный лагерь — 3983 рубля 65 копеек. Но приобретавшие их платили сумму на­ много меньше или получали “за так”, поскольку согласно решению областной межведомственной комиссии, для льгот­ ной категории детей (из многодетных, малообеспеченных, неполных семей, опекаемые дети и дети “группы риска”) путевки предоставлялись бесплатно. А для юных спортсме­ нов, творческих коллективов от управления культуры и спорта была предусмотрена оплата в размере 10 процентов от общей стоимости. Для всех остальных — 15 процентов. В целом на финансирование загородных лагерей из областного бюджета в первом полугодии было выделено 27 млн. 700 тыс. руб., всего же предусмотрено израсходовать порядка 53 млн. рублей. Отдых в лагере не только приятный, но и полезный. Ведь там есть не только елки-березки, река и свежий воздух, но и педагоги, воспитатели, вожатые. В этом году были организо­ ваны профильные смены для юных спортсменов и журнали- стов,^одаренных детей. Так, например, сотня молодых даро­ ваний отдыхала в лагере «Елочка» и одновременно посеща­ ла летнюю школу-семинар «Малая научно-инженерная ака­ демия”, в рамках которой проводились мастер-классы по таким дисциплинам, как математика, биология, медицина, зодчество, история, техника, экономика. Не забыты и те “цве­ ты жизни”, что напоминают скорее не розы, а кактусы. Про­ фильные смены были организованы для подростков с деви­ антным поведением (их принято называть “трудными”), а также для детей из социально незащищенных семей. По результатам первых трех смен особо были отмечены детские оздоровительные лагеря “Спутник”, “Салют”, “Чай­ ка”. Сейч^ас в 13 лагерях идет последняя, четвертая смена. Причиной того, что другие закончили работу досрочно, ста­ ла вполне прозаическая: погода подкачала. И все же, вопре­ ки всем дождям и холодам, детям в лагере, как правило, нравилось. Во всяком случае, они явно не вздыхали вослед классику: “Ах, лето красное...” (Соб. инф.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz