Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
19 августа 2004 г., № 161 (22289) ЛИПЕЦКАЯ газета ожидании концертного сезона Рахманинов в сопровождении мобильника Скоро начнется новый концертный сезон. Но мысль о том, что вновь можно будет слушать музыку вживую, радует не очень. Потому что • даже летние впечатления не смогли обесцветить невеселые воспоминания о моих весенних «культпоходах». Нет, музыка, ее исполнение не разочаровали. Не знаю, может быть, тонкий меломан и заметил бы какие-нибудь недочеты. Но для моего посредственного слуха, так и не усо вершенствованного музшколой, все было просто замечатель но. Но концерт — это не только музыка. То,, что ее окружа ет, сопровождает и в зале, и за его пределами, тоже важно. Туманные детские впечатления от «Бориса Годунова«навсег да слились с тускло мерцающим золотом, упругим красным бархатом, особенным запахом, исходящим от него, оптичес ким обманом огромных зеркал. «Кармен», услышанная в Сочи, — это Бизе плюс южная ночь, полная светлячков, за паха роз и кипариса. «Иисус Христос — супер-звезда» — тающий в абсолютной тишине переполненного зала звук, на тянутая струна молчания, лопнувшая от аплодисментов ред кой силы. Случайно услышанный комментарий, шорох, зри тельные образы — все влияет на восприятие, даже если по том и забывается. И вот они-то, побочные, в общем-то, впе чатления, оставили, увы, неизгладимое впечатление от иных концертов минувшего сезона. Первый же, на который я смогла попасть после долгого перерыва, подарил много недоумений. Во-первых, ведущая, объявив первый номер, вежливо предупредила, что между частями не аплодируют. Это мне показалось излишним. Ведь ^^детсадовцы собрались и не школьники, пришедшие в зал ^Добровольно-принудительном порядке. Но потом выясни лось, что ведущая — человек дальновидный, а я — весьма наивный. Во-вторых, камерную музыку пришлось слушать под стук бильярда, доносившийся из-за стены (дело было в санатории «Липецк»). Это вызвало возмущение одной дамы, потребовавшей прекратить игру. После антракта та же тер пеливая ведущая извинилась за неудобства и напомнила что все — и музыканты, и слушатели — находятся все-таки в гостях, а в чужой монастырь... В общем, игра продолжалась — и на сцене, и за стеной. По этой причине или потому, что наступило время ужина, ряды слушателей сильно поредели. Несмотря на эти происшествия, на следующий концерт я пошла все-таки с воодушевлением. Набравшись опыта, я уже не обращала внимания ни на хлопающую за стеной дверь, ни на шуршание пакета за спиной. Не подозревала тогда, что самое страшное еще впереди. Узнав, что в нашем городе выступит камерный хор Вале рия Полянского, решила во что бы то ни стало попасть на концерт. Поэтому реакция друга, предложившего поменять концерт на поход в парк, была неожиданной и странной, тем более, что друг этот — меломан со стажем, для которого личная жизнь — это и есть музыка, так как ничего более личного, по его мнению, не существует. Свою внезапную не любовь к концертам он объяснять не стал, пообещав, что все пойму сама. К сожалению, я поняла. Я была готова к таким «издерж кам производства», какими стали активно общающиеся мо лодые люди, дама, решившая их очень вовремя и громко воспитывать, неизвестный владелец сотового, протопавший к выходу, отвечая на ходу. Все это во время концерта, разу меется. Молодые люди вскоре ушли, унеся с собой тайну своего появления здесь, дама затихла, по телефону больше никто не говорил. Но то, что большинство собравшихся в зале представляло себе исполнение «Всенощного бдения» С. Рахманинова как что-то вроде эстрадного концерта, — это уже убило наповал. Ведущая на сей раз переоценила публи ку и не сделала никакого предупреждения. А слушатели, конечно, из лучших побуждений, решили поддержать арти стов как можно теплее и потому отхлопывали вовсю до само го конца, невзирая ни на какие части. Хорошо еще, что «бис» не кричали. Промучившись до заключительного шквала оваций, я поняла любителя музыки, не посещающего концерты. Ко нечно, никакая аппаратура не заменит живого голоса, жи вых инструментов. Но, слушая дома, по крайней мере, не будешь испытывать неловкость за промахи ближних и не злиться на самого себя за невольный снобизм. Неудобства, связанные с отсутствием постоянного помещения филармо нии, не зависят от публики. Но все остальное — шуршащие , пакеты, звенящие телефоны и прочее — в наших руках, в прямом и переносном смысле. Так же, как и осознание того, что атмосфера концерта зависит от слушателя не меньше, чем от профессионализма музыкантов. У слова «культура», помимо прочих, есть и такое значе ние: «Высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, уме ние». Может, я и не права, но похоже, что культура зрите ля, а точнее, среднестатистического слушателя в Липецке далековата от подобных характеристик. Очень бы хотела все- таки ошибиться... Софья ВОБЛИКОВА. • у Подиум Ай да Фило Бразилейро!.. в Липецке на стадионе “Динамо” прошла региональная сертифицированная выставка собак всех пород на Кубок Черноземья- 2004, организованная липецкой городской кинологической федерацией служебного, декоративного и спортивного собаководства “Прайд”. Свои умения и качества на “подиуме” демонстрировали 160 четвероногих участников, в том числе 97 представите лей областного центов, Лебедяни, Усмани, Грязей и Ельца. Многочисленная публика этого своеобразного конкурса кра соты среди собак и жюри, в состав которого вошли эксперты международного класса, оценивали выступления по несколь ким параметрам: учитывались рост и окрас моделей, их вес, цвет глаз и так далее. „ „ В итоге лучшими среди представителен нашей области признаны немецкие овчарки Орнелла М ^и и Пальма, неапо литанский мастив Гвидион Эрос, ротвейлер Гранда, средне азиатская овчарка Палаш, шарпей Нелчер Фэнтези, Ка де Бо Олби Марс Рид, афганская борзая Гамлет Принц Датский. По словам представителей кинологической федерации “Прайд”, в следующем году в областном центре планируется провести еще две подобные выставки. Между прочим, хозя ева отличившихся питомцев кроме морального удовлетворе ния могут рассчитывать и на материальную награду: щенки их собак (если таковые появятся на свет) теперь явно возра стут в цене. Так, стоимость щенков ротвейлера в подобных случаях увеличивается со ста долларов в два, а то и в три раза, а щенки Фило Бразилейро или Ка де Бо вместо 400-600 долларов потянут уже на тысячу и более “зеленых . Александр БОЧКАРЕВ. 1 уСобеседник «ЛГ» Еслившколенет перемен застывает общество Август — пора традиционных педагогических педсоветов. Завтра на него соберутся руководители системы образования нашей области ~• ....... : ф ' . =. »■ Накануне 1 сентября преподаватели определяют ориентиры, размышляя, какой же будет школа в новом учебном году. Впрочем, этот вопрос волнует не только учителей. Реформу образования обсуждают все. Каждый считает своим долгом выразить отношение к ЕГЭ или вступить в полемику о современных учебниках по истории и литературе. Тем интереснее узнать мненир компетентного, специалиста. На семинаре клуба региональных журналистов “Из первых уст” корреспонденту “ЛГ” довелось побеседовать с научным руководителем Института развития образования Высшей школы экономики, доктором экономических наук, профессором Евгением САБУРОВЫМ. — Евгений Федорови>ь по чему, на ваш взгляд, обще ственность так болезненно реагирует на любые попытки реформирования системы образования? Что стоит за этим — здоровый консерва тизм, боязнь преобразований, проводимых по принципу: «Хотим как лучше, получает ся как всегда»? — Д у м а ю , б о л ьш и н с тв о н а с е л е н и я н е о ч е н ь я с н о п р е д с т а в л я е т , ч то п р о и с х о д и т в н а ш е м о б р а з о в а н и и , но и н с т и н к т и в н о б о и тс я р еф о р мы . С и т у а ц и я с Е ГЭ м н е ч е м - т о н а п о м и н а е т в с ту п л е н и е в В ТО . В с е з н аю т , ч то е с ть ч т о - т о на т р и буквы , но э т и м в о с н о в н о м и нф о р м а ц и я и и с ч е р п ы в а е т с я . В о т в с е и н а ч и н а ю т о п а с а т ь с я . А кол и н е п о н я т н о , что э т о , з а ч е м , т о н а д о б о р о ть ся п р о ти в . П р ав и л ь н о н а п и с а н о в Е в р о п е й с к о й х а р ти и : в п р о б л е м а х о б р а з о в а н и я в и н о в а т о о б щ е с т в о . Е сли ч то - то н е т а к в с и с т е м е о б у ч е н и я , т о ч т о - т о не л а д н о в о б щ е с т в е . С ч е го н а ч и н а е т с я с а м а э т а с и с т е м а о б р а з о в а н и я ? С д о ш к о л ь н о го , д о п е р в и ч н о г о — по м е ж д у н а р о д н о й к л а с с и ф и к а ц и и — о б р а з о в а н и я . С а м о е о б и д н о е , ч то по м е ж д у н а р о д н ы м с т а н д а р т а м у н а с е г о п р о с т о . . . н е т . И з - з а ч е г о Р о с с и я п о п а д а е т в тр е тью гр у п п у с т р а н по р а з в и т ию о б р а з о в а н и я . О к а зы в а е т с я , н аш и ч и н о в н и ки н е с ум е л и п о д а ть д о к у м е н ты в с о о т в е т с т в ую щ и е м е ж д у н а р о д ны е о р ганы и пр о й ти с е р т и ф и к а ц и ю . Д а л е е и д е т н а ч а л ь н о е ш ко л ь н о е о б р а з о в а н и е . К а к с в и д е т е л ь с тв ую т и с с л е д о в а т е л и , э т о н а и б о л е е эф ф е к т и в н ы й — с то ч ки з р е н и я э к о н о м и к и — э т а п . Д о 3 0 п р о ц е н т о в с в е р х б ю д ж е т н о го ф и н а н с и р о в а н и я д о п л а ч и в аю т р о д и т е л и , п р и ч е м о х о т н о , з а б о т я с ь о р а з в и т и и с п о с о б н о с т е й р е б е н к а . З н а е т е , в к а к и е т о л ь к о к р у ж к и с е й ч а с н е т а с к а ю т м ою в н \^ к у ! А в о т с л е д ую щ а я с т у п е н ь — с п я т о г о по д е в я ты й к л а с с — д л я м н о ги х с о в е р ш е н н о н е п о н я т н а . П е д а г о г и д е л а ю т м н о го ч е г о и н т е р е с н о г о , а р о д и т е л и п л а ти ть не х о т я т . З д е с ь н е т ц е л и и н е т с и г н а л а о е е д о с т и ж е н и и . Н у , вот ч е л о в е к з а к о н ч и л д е в я ть к л а с с о в — и ч то ? К у д а е м у и д ти — в н а ч а л ь н о е п р о ф у ч и л и щ е ? М н о г и е р а с с м а т р и в аю т т а к о й п о х о д к а к б о л е е л е г к и й в а р и а н т п о д го т о в ки к п о с т у п л е н и ю в в у з . У ч и ты в а е т л и Н П О п о т р е б н о с т и ры н к а т р у д а — н е в е д о м о . П о к р а й н е й м е р е , и о б о р у д о в а н и е , и з а р п л а т а п р е п о д а в а т е л е й Н П О вы зы в а ю т о г р о м н ы е в о п р о сы . Ч е л о в е к р а б о т а е т м а с т е р о м н а з а в о д е , у н е г о в о з н и к аю т п р о б л е м ы , и он у х о д и т в у ч и л и щ е . М о ж е т л и , с п о с о б е н л и о н ч е м у - т о н а у ч и ть д е т е й ? Д а л е е — с т а р ш а я ш к о л а . В о т с ю д а о п я ть н а ч и н аю т и д ти д е н ь ги р о д и т е л е й . М е н ь ш е , ч е м в н а чальную ш ко л у , но в с е р а в н о п р и л и ч ны е — н у ж н о го т о в и т ь р е б е н к а в в у з . В о з н и к а е т с р а з у т р и и н с т и т ^ а : б е лы й — п о д г о т о в и т е л ь ны е к у р сы в в у з , с е р ы й — р е п е т и т о р с т в о и ч ер ны й — в з я т к и п р и е м н о й к о м и с с и и и с о ц и ал ь ны е с в я з и . В с е э т о п о г л о щ а е т о гр о м н ы е с р е д с т в а и я в л я е т с я а б с о л ю т н о н е н о р м а л ь ны м я в л е н и е м . — Сторонники Единого го сударственного экзам ена убеждены , что он должен обеспечйть равные возможно сти доступа к высшему обра зованию способным выпуск никам из любых слоев обще ства. А как вы относитесь к этому эксперименту? — Т о , ч то п р о и с х о д и т с е й ч а с — ко н к у р с р о д и те л ь с к и х к ош е л ь к о в и п р о ч и е н е п р и я т н ы е д л я с тр а ны в ещ и , н е о б х о д и м о л и к в и д и р о в а ть . Е Г Э — в по л н е п о д х о д я щ и й д л я э т о г о и н с т р у м е н т . В н аш е й В ы сш е й ш к о л е э к о н о м и ки , о ч е н ь п р е с т и ж н о м , эл и т н о м в у зе , п о с л е в в ед е н и я Е Г Э с р а з у и зм е н и л о с ь с о о т н ош е н и е с т у д е н то в — м о с к в и ч е й и н ем о с к в и ч е й , п о с т у п и л и м н о г и е т а л а н т л и вы е р е б я т а и з п р о в и н ц и и . П р а в д а , п р и м е р н о каж ды й пя ты й и з п о с т уп и вш и х н ем о с кв и ч е й в п о сл ед с тв и и о т к а з а л с я о т о б у ч е н и я — с л и ш к о м н е п о д ъ ем ны м и для их с е м е й о к а з а л и с ь з а тр а ты на п р о ж и в а н и е в с т о л и ц е . М ы т у т ж е с т а л и с т р о и т ь с в о е о б щ е ж и т и е , к с е н т я б р ю о н о д о л ж н о открь ггь - с я . Е Г Э д а е т б о л ьш ую в о з м о ж н о с ть п р о в и н ц и а л а м у ч и т ь с я в л у чш и х в у за х с тол и цы . Я , к а к ч е л о в е к , р о д и вш и й с я в м а л ен ь ком го р о д к е , пр и в е тс тв ую э т о . К о н е ч но , н а р е к а н и я по по в од у Е ГЭ к о л о с с а л ь ны е . С в я з а ны о н и в о с но в н ом с к а ч е с т в о м к о н тр о л ь н о и з м е р и т е л ь н ы х м а т е р и а л о в . О д и н з н а к о м ы й учи тель л и т е р а туры по л уш у тя го в о р и л , ч то с р е д и в о п р о с о в был и т а к о й : «Н а к а к о м п л е ч е б ы л а р о д и н к а у Э л ен ? » и в а р и ан ты о тв е то в ( и м е е т с я в в иду о д н а и з ге р о и н ь «В о й ны и м и р а » — С.М.): н а л ев ом , на п р а в о м , на о б о и х , на о б е и х » . П р е т е н з и и в б о л ьш и н с т в е с л у ч а ев с п р а в е д л и вы е . О д н а к о м а с с о вую к а м п а н и ю пр о ти в Е Г Э о р г а н и з о в а л и н е и з - з а э т о го . П р о ти в вы с туп и ли р е к то ры . К о г д а с тал о о ч е в и д н о , ч то в у зо в с ким в зя то ч н и к а м д а д у т по р у к ам , о н и с п л о т и л и с ь и у с т р о и л и о б с т р у к ц и ю . Н о е с т ь е щ е о д н а с т о р о н а , к о т о р а я б о и т с я Е Г Э , — ш к о л а . Э к з а м е н — э т о в едь е щ е и п р о в е р к а с о с т о я т е л ь н о с т и у ч и т е л е й . В о т д и р е к т о р а и в с п о л о ш и л и с ь : а в д р у г м о и н а п и ш у т пл охо? Н у и с о о т в е т с т в у ю щ и м о б р а з о м н а с т р а и в а ю т р о д и т е л е й . Д а , Е Г Э н у ж д а е т с я в д о р а б о т к е . Н о п р и н ц и п , з а л о ж е н н ы й в о с н о в е е д и н о го г о с э к з а м е н а , — правильны й . —По замыслу сторонников ЕГЭ, он сделает ненужным ре петиторство. Однако репети торы по-прежнему зарабаты вают неплохие деньги. Выхо дит, ЕГЭ здесь не сработал? — П о д г о т о в к а к э к з а м е н а м с п о м ощ ь ю р е п е т и т о р а — п р а к т и к а в е ч н а я . С о в с е м и зб а в и ть с я о т н е е н и к о г д а н е у д а с т с я . В с е гд а б у д у т р о д и т е л и , к о т о ры е х о тя т , ч то бы и х д и т я т я л у чш е п о д г о т о в и л с я . П р и Е Г Э д е н ь ги о т п р е п о д а в а т е л е й в у зов п о п а д аю т к у ч и т е л я м . Э т о , е с т е с т в е н н о , б е с п о к о и т п е р вы х . О н и в едь по л у ч аю т м а л о , з а ч а с т ую м е н ь ш е ш к о л ь н о го у ч и т е л я . П р о б л е м а т а к а я с у щ е с т в у е т . В д о б а в о к ко в с ем у у н а с с л и щ к о м м н о го в у зов . Д е м о гр аф и ч е с к а я с и т у а ц и я т а к о в а , ч то с е й ч а с м е с т в в у з а х п р и м е р н о с то л ь ко ж е , с ко л ь ко вы п ус кн и ков щ к о л , а с к о р о б у д е т е щ е б о л ь ш е . — Еще одна тема, долго будоражившая обществен ность, —содержание государ ственных стандартов образо вания. Вспомните, с какой го рячностью обсуждалось, ка кие литературные произведе ния преподавать с тарш е классникам... — Я был н а р о с с и й с к о м о б щ е с т в е н н о м сЬ в е те по р а з в и т ию о б р а з о в а н и я , к о гд а н а о б с у ж д е - . н и е вы н если с т а н д а р т по л и т е р а т у р е . У в ё р я 10 в ас , Тб , чтб быЛб в н ем п р е д у с м о т р е н о , л и б о и с т о щ и т н е р в н ую с и с т е м у р е б е н к а , л и б о , что б о л е е в е р о я т н о , он н а п лю е т н а э т о д е л о , н е с т а н е т ч и т а ть по эмы и р о м а ны к л а с с и ко в , а о т т а р а б а н и т по у ч е б н и к у в се , ч то х о ч е т о т н е го у слы ш а ть у ч и т е л ь н и ц а . О д и н з ам е ч а т е л ь ны й д и р е к т о р ш колы Р а ч е в с ки й с к а з ал м н е гени аль ную ф ра зу : «Ш к о л а ж и в е т в е с е лы м о т р и ц а н и е м п р о гр а м м » . К а к м о ж н о пр и в и ть лю бовь к ч те н ию , е сл и т е б я « п р и били» сн а ч ал а «В о йн ой и м и р ом » , а з а т е м «Ти хим Д о н о м » ? К о м у и з ш кол ь н и ко в п о д с и л у о св ои ть т а кой о б ъ ем ? В о т и н е чи т аю т . К о г д а я пы тал ся о б ъ я с н и т е э т о на с о в е т е , м е н я н е по н я л и . С н а ч а л а с о с т ав и л и ч и с т о с о в е т с к и й с п и с о к с « П е с н е й о б у р е в е с т н и к е » . З а т е м п о ш л а и д е й н а я б о р ь б а : «Ах, вы «Ти хий Д о н » , ну т о г д а мы « Д о к то р а Ж и в а го » ! Н у ж е н к о м п р о м и с с : в клкэчаю т и то , и то . Н у и , к о н е ч н о , « М а с т е р а и М а р г а р и т у » . К о г д а о ч е р е д ь д о ш л а д о « К о тл о в ан а» П л а то н о в а , я по чув с твовал , ч то м о з ги м о и по ти хо н ь ку н а ч и н аю т з а к и п а т ь . Г е н и а л ь но е п р о и з в е д е н и е , но п о ж а л е й т е д е т е й ! П о ч е м у и тальянцы п р е п о д а ю т в ш к о л а х т о л ь к о Д а н т е , Б о к кач ч о и П е т р а р к у , хотя их л и т е р а т у р а н е м е н е е б о г а т а , ч ем н аш а ? Е сли о н и в клю ча т в п р о г р а м м у в с е , т о в о зм ущ е н ны е р о д и т е л и р а з н е с у т м и н и с т е р с т в о п р о с в ещ е н и я . И б уд у т правы . Э то н е о б л е гч е н н а я п р о г р а м м а . Если э т о с п и с о к с в я ты х , т о д а в а й т е с по ри ть , к о го вклю чать туд а . Если ж е с т о и т з а д а ч а пр и в и ть в кус к ч тен ию , т о д а в а й т е д е л а ть э то и н т е р е с н о , а н е б и ть пыльными т о м а м и по го л о в а м . Я ни в ко е й м е р е н е о т р и ц а ю э п о х а л ь н о с ть Т о л с то го и Ш о л о х о в а , я гов о рю , что д е т и в ш к о л е их н е буд у т ч и т а ть . Н у н е го товы о н и дл я п о н и м а н и я э т и х р о м а н о в . А м н е в о т в е т : е с л и э т о н е в к л ю ч а т ь в ш ко л ь н ую п р о г р а м м у , т о н и к т о в о о б щ е ч и т а т ь н е б у д е т . В о т в с т ан д а р ты мы и н а п и х и в а е м в с е , ч то т о л ь к о м о ж н о , о б м а н ы в а я с е б я . Н е т а к д а в н о к а ч е с т в о н а ш е го о б р а з о в а н и я бы ло п р о в е р е н о м е ж д ун а р о д ны м т е с т и р о в а н и ем в д ев я ты х к л а с с а х . С п р и с к о р б и е м о тм е ч аю : с р е д и 3 2 с т р а н мы з а няли 2 7 м е с т о . Г е р м а н и я , з а н я в ш а я 1 7 м е с т о , п о гр у з и л а с ь в с о с т о я н и е н а ц и о н а л ь н о г о т р а у р а , п о л е т ел и м и н и с тры о б р а з о в а н и я . Ты сячи п у б л и к а ц и й , н е у м о л к а е мы е д и с к у с с и и . А у н а с ? Р е з у л ь та ты т е с т о в вы в еш ены в И н т е р н е т е , но н и к о го э т о н е и н т е р е с у ет , П о с л е н а с М е к с и к а , Б р а зи л и я , П о р т у г а л и я . Ф и н ны у ж е в то р о й р а з п р о х о д я т т е с т и р о в а н и е . П о с л е п е р в о го р е зул ь та ты у них т о ж е были н е а х ти . Т а к о н и выявили пл охи е ш колы и д а л и д е н ь ги туд а , п о б е д и в в и т о г е з а с ч е т вы с о ко го с р е д н е г о у р о в н я , о б о й д я к о р е й ц е в и я п о н ц е в . У н а с в едь с а м е р и к а н ц а м и к а к а я м а н е р а ? Н а х о д и м л у чш и х и их ф и н а н с и р у е м . А ф и нны п о ш л и по д р у го м у пу ти и вы и гр а л и . К с т а т и , с э л и то й у н а с в с е в п о р я д к е : е с ть о к о ло т р е х п р о ц е н т о в с уп е р т а л ан то в . Т а к а я ж е к а р т и н а и в д р у ги х с т р а нах . А вот с р е д н и й у р о в е н ь п о д вел . — Раньше было принято считать отечественную выс шую школу одной из лучших в мире. Как вы думаете, се годня качество российского высшего образования соот ветствует мировому уровню и требованиям рынка труда? — З н а е т е , с к о л ь к о вы п у с кн и ков п е д в у з о в о с т а е т с я в ш ко л е ? С ем ь п р о ц е н т о в по сл е т р е т ь е го г о д а р а б о ты . Т о л ь к о т р и д ц а т ь пр о ц е н то в вы п ус кни ков м едву зов с т а н о в я т с я в р а ч а м и — э т о при т о м , ч то по с ту п и ть в т а к о й вуз и учи ть ся в н ем д ов о ль но тя ж е л о . Г ов о р я т , и з ни х х о р о ш и е м е н е д ж е ры п о л у ч аю тс я . Н о ведь на их о б у ч е н и е по тр а ч е ны в р ем я и н е м алы е д е н ь ги . А с кол ь ко ж у р н а л и с тов и м е е т п р оф е с си о н а л ь н о е о б р а з о в а н и е ? М е н ь ш е половины . Ч то ж е т о г д а э т о т а к о е — вы сш е е б б р а з б в а н й ё ? С ё й ч а с бНб в обл ь - ш е й с т е п е н и вы п ол н я е т ф у н кц и и о б щ е г о о б р а з о в а н и я . Р а б о т о д а т е л и гов о р я т : е сл и ч е л о в е к с с е р ь е зн о й б а з о й п р и х о д и т к н ам , то д о с т а то ч н о т р е х м е с я ц е в , ч то бы в с ем у н а у ч и ть с я . В о т и п о л у ч а е т с я , ч то н а п о с л е д н и х ку р с а х м а л ь чи к а о б у ч аю т н а с п е ц и а л и с т а по х о л о д н о м у п р е с с о в а н и ю , к о т о р о го у ж е н е т , п р е п о д аю т е м у т е х н о л о г и ю п я т н а д ц а т и л е т н е й д а в н о с т и . Д а л ь щ е вы ходи т о н на р а б о т у и , ч то бы по вы си ть св ой ур о в е н ь , н а ч и н а е т поль зо в а ть с я у с л у г а м и р а зл и чны х в н е с и с т е м ных у ч р е ж д е н и й — кур с о в я зы ка , м е н е д ж м е н т а и т а к д а л е е . Э т о и е с т ь п р оф е с с и о н а л ь н о е о б р а з о в а н и е , к о т о р о е , по с у ти , н а х о д и т ся в н е с и с т е м ы . И э т о н уж н о м е ня ть . К о н е ч н о , у с л у г и , ко то ры е о к а зы в а е т о б р а з о в а н и е н а с е л е нию , д о л ж ны к о н т р о л и р о в а т ь с я с а м и м н а с е л е н и е м , а н е т е м , к то э т и у с л у ги о к а зы в а е т . В д р у ги х с т р а н а х э т и м з а н и м а ю т с я н е г о с уд а р с тв е н ны е о р ганы , а а с с о ц и а ц и и вы п ус кн и ко в . И , к а к п о к а зы в а е т п р а к ти к а — вполне эф ф е к ти в н о . —Сколько, по-вашему, по требуется времени на прове дение образовательной ре формы при благоприятном развитии событий? И если в школах остается лишь семь процентов выпускников пед вузов, кто же будет занимать ся реализацией этой рефор мы на местах? — С к о л ь к о я с е б я п о м н ю , с т о л ь к о и п р о в о д и л а с ь р е ф о р м а о б р а з о в а н и я . И э т о , н а в е р н о е , п р а в и л ь н о . Е сли ш к о л а з а с ты в а е т и в н е й н е п р о и с х о д и т п е р е м е н , т о э т о з н а ч и т , ч то о б щ е с т в о п е р е с т а е т р а з в и в а т ь с я . Я д у м аю , н о в а ц и и б у д у т а к т и в н е е в о з н и к а т ь с н а ч а л а во в н е с и с т ем ны х ф о р м а х — с и с т е м а е щ е пл о хо п р и с п о с о б л е н а к п е р е м е н а м . П о с т е п е н н о о н а б у д е т п е - Р е в а р и в а т ь их и и н т е гр и р о в а т ь . е ф о р м а н у ж н а . Н о гл а в н о е , ч то бы о н а ш л а , к а к г о в о р и т с я , н е ч е р е з к о л е н о . А п р о б л е м а к а д р о в , к а к я н а зы в аю е е — « п р о б л е м а М а р ь и И в а н о в ны » , е с ть , о н а о ч е н ь с е р ь е з н а . В о т «М ар ь я И в а н о в н а » к о м п ь ю т е р н е з н а е т , о н а т о , о н а с е , у н е е п е н с и о н ны й в о з р а с т и в с е т а к о е . А ч то б у д е т , е с л и « М а р ь я И в а н о в н а » у й д е т ? О н а , п о к р а й н е й м е р е , к у ч е н и к а м х о р о ш о о т н о с и т с я , л ю б и т и х . А к т о п р и д е т е й н а с м е н у ? М н о г о в о п р о с о в . Я д у м а ю , х о р о ш о бы н а ч а ть р е ф о р м у с с и с т е м ы п е д а г о г и ч е с к о г о о б р а з о в а н и я . К а к - т о п р и с у т с т в о вал н а о д н о м с е р ь е з н о м с о в е щ а н и и . Р я д о м с и д я т д в а в е л и ки х д и р е к т о р а , о ч е н ь и з в е с т н ы е л ю д и , у к а ж д о г о с в о я ш к о л а , ш к о л а в о с п и т а н и я . С п р а ш и в аю : ч то д е л а т ь с п е д о б р а з о в а н и е м ? Т е д в о е , н е с г о в а р и в а я с ь , з а я в л яю т : л о м а т ь ! И т о т , и д р у г о й с в о и х б у д у щ и х у ч и т е л е й в о с п и ты в аю т у с е б я — и з у ч е н и к о в , п о с л е в т о р о г о , т р е т ь е г о к у р с а т е у ж е у н и х п р е п о д а ю т . Н о п о л у - ч а е т с я - т о , ч то мы п е р е х о д и м н а с р е д н е в е к о в у ю с и с т е м у п о д г о то в к и п о д м а с т е р и й . Х о р о щ а я с и с т е м а , но о н а н е т и р а ж и р у е т с я . В о с п и т а л и т а к и м о б р а з о м ч е л о в е к д е с я т ь , а ч то д е л а т ь с о г р о м н о й м а с с о й ? О т в е т а п о к а н е т . Н о я с н о , ч то п е р е и м е н о в а н и е м п е д и н с т и т у т о в в у н и в е р с и т е ты д е л о н е д о л ж н о о гр а н и ч и т ь с я . Беседовал Сергей МАЛЮКОВ, редактор отдела образования и культуры «Липецкой газеты». Пресс-конференция ОБЖ против СПИДа? В работе по профилактике СПИДа наметились новые, качественно иные подходы. Таков главный итог пресс-конференции, состоявшейся в областном Центре по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями. В ней участвовали представители Госнаркоконтроля, областного Департамента образования и науки, наркологического и кожно-венерологического диспансеров, а также столичного Фонда социального развития и охраны здоровья “Фокус-медиа”. Нет, казалось бы, повода нам волноваться — ситуация со СПИДом не так тревожна, как в других регионах. Но ведь не на необитаемом острове живем: по темпам распространения ВИЧ-инфекции Россия занимает одно из первых мест в мире. Каждый час шести россиянам ставят страшный диагноз. А поскольку причины заболевания в основном наркотики и не^ защищенный секс, то наиболее уязвимой перед инфекцией оказывается молодежь. Поразительны результаты исследо ваний, проведенных в липецких школах: в интимные отно шения теперь вступают даже не в возрасте Джульетты (14 лет) —что еще недавно так шокировало общественное созна ние — а гораздо раньше... Но не стоит спешить с выводами о распущенности нра вов. Причину раннего увлечения подростков алкоголем, сек сом, наркотиками психологи и наркологи видят в другом — в отсутствии нравственных идеалов, теплых доверительных отношений в семье, в ослаблении воспитательной работы в ученических коллективах. Психологическая неуверенность, отсутствие примеров и навыков здорового образа жизни — не здесь ли корни обсуждаемой проблемы? То, что специалисты стали задаваться подобными вопро сами, внушает оптимизм. Равно, как и то, что впервые свои ми планами по профилактике заболевания поделились пред ставители органов образования, которые разработали специ альную программу, как “заразить” ребенка здоровым обра зом жизни. Предполагается, что помогут в этом уроки био логии, химии, ОБЖ, факультативы. Необходимо также тесное сотрудничество учебных и ле чебных учреждений, психологов. А пока, судя по всему, каж дый идет своей дорогой. Есть свои наработки и планы у Цен тра по профилактике СПИДа: не только встречи с учащими ся, но и недавние акции в сети книжных магазинов “36,6”, пропагандистские уголки в аптеках. Областной наркодис пансер намерен выпускать аудио- и видеопродукцию, орга низовать особую подростковую наркослужбу, хотя таковая штатным расписанием не предусмотрена. Хочется думать, что особый импульс этой важной работе придаст начинающееся сотрудничество со столичным Фон дом социального развития и охраны здоровья “Фокус-медиа”. Совместно с ним были организованы информационные кам пании “ВИЧ. Узнай больше!” и “Жизнь прекрасна, когда защищена”. Их материалы разрабатывались при поддержке Министерства здравоохранения РФ и при участии людей, уже зараженных ВИЧ, которые впервые попытались донести до общества свои чувства и переживания. Кампании, стартовавшие в мае-июне, продлятся восемь месяцев. Уже начался прокат видеороликов на федеральных и местных телеканалах (с участием звезд эстрады и спорта), изготовлены наружная реклама, брошюры, плакаты, появи лись публикации в глянцевых журналах и других СМИ. С 17 августа в кампании включилась и Липецкая область. Татьяна СПАССКАЯ. Кстати Г р у п п а в е д у щ и х 'м е д и а к о м п а н и й , в к л ю ч а я “Г а з п р о м - М е д и а ” , " П р о ф -М е д и а ” и " Р О Л ” , объ я в и л а в ию л е э т о г о г о д а оф и ц и ал ь ны й с т а р т е щ е о д н о го м е р о п р и я т и я — " Р о с с и й с к о е м е д и а п а р т н е р с т в о в б о р ь б ё п р о т и в В И Ч -С П И Д а ” . Д л я п о вы ш е н и я о с о з н а н н о с т и п р о б л ем ы В И Ч -С П И Д а с р е д и н а с е л е н и я Р о с с и и б у д е т р е г у л я р н о т р а н с л и р о в а т ь с я с о ц и а л ь н а я р е к л а м а . П о м и м о р е к л ам ы , п р о е к т в клю ч а е т в с е б я н о в о с т и , а н а л и т и ч е с к и е и р а з в л е к а т е л ь ны е п р о гр а м м ы , о р г а н и з а ц и ю м е р о п р и я т и й и б е с п л а т ны й д о с т у п к и нф о р м а ц и о н ны м р е с у р с а м . Н а ш а о б л а с т ь , с ч и т а е т н а ч а л ь н и к у п р а в л е н и я з д р а в о о х р а н е н и я а д м и н и с т р а ц и и Л и п е ц к о й о б л а с т и В а с и л и й М у р у з о в , о б л а д а е т у н и ка л ь но й в о з м о ж н о с т ь ю п р е д о т в р а т и т ь в зры в В И Ч - и н ф е к ц и и , п о к а о н а , п о д о б н о ц у н а м и , н е н а с т и г л а н а ш у т е р р и т о р и ю . " Л и п е ц к а я г а з е т а " н а м е р е н а п р и н я ть у ч а с т и е в э т о м п р о е к т е . ^ Л е т н и е итоги Кто не согласен с Пушкиным? “Ах, лето красное! Любил бы я тебя ...” Ах, Александр Сергеевич! Пыль, видите ли, вам не понравилась, комары с мухами. А не желаете ли так: “Когда б не мухи, не дожди да холод”? Да, лето нынче не задалось. По-настоящему солнечными и жаркими были, наверное, недели три. И все же это было лето — ничем не заменимое, долгожданное и... быстро пролетающее. Для взрослых — пора отпусков, для детей — каникул. Как же отдыхают юные обитатели города? Лучшее, что можно сделать для ребенка летом — отпра вить его куда-нибудь подальше от выхлопных труб, телеэк ранов, компьютеров и прочих «благ» цивилизации. Можно на море (3-4 тысячи рублей на человека минимум), можно в деревню (бесплатно, если там есть бабушкин домик), а мож но и в лагерь. Тот, что раньше назывался пионерским, а сей час — детским оздоровительным. Этим летом количество подрастающих граждан, в чьей памяти сохранится воспоминание о лагерной беззаботности, составило 20 тысяч 683 .человека, сообщили “Липецкой га зете” в областном Департаменте образования и науки. Именно столько детей приняли 25 загородных лагерей Липецкой об ласти за три месяца. К ним можно прибавить 274 человека, отдыхавших по путевкам “Мать и дитя”. Средняя стоимость путевки в загородный лагерь — 3983 рубля 65 копеек. Но приобретавшие их платили сумму на много меньше или получали “за так”, поскольку согласно решению областной межведомственной комиссии, для льгот ной категории детей (из многодетных, малообеспеченных, неполных семей, опекаемые дети и дети “группы риска”) путевки предоставлялись бесплатно. А для юных спортсме нов, творческих коллективов от управления культуры и спорта была предусмотрена оплата в размере 10 процентов от общей стоимости. Для всех остальных — 15 процентов. В целом на финансирование загородных лагерей из областного бюджета в первом полугодии было выделено 27 млн. 700 тыс. руб., всего же предусмотрено израсходовать порядка 53 млн. рублей. Отдых в лагере не только приятный, но и полезный. Ведь там есть не только елки-березки, река и свежий воздух, но и педагоги, воспитатели, вожатые. В этом году были организо ваны профильные смены для юных спортсменов и журнали- стов,^одаренных детей. Так, например, сотня молодых даро ваний отдыхала в лагере «Елочка» и одновременно посеща ла летнюю школу-семинар «Малая научно-инженерная ака демия”, в рамках которой проводились мастер-классы по таким дисциплинам, как математика, биология, медицина, зодчество, история, техника, экономика. Не забыты и те “цве ты жизни”, что напоминают скорее не розы, а кактусы. Про фильные смены были организованы для подростков с деви антным поведением (их принято называть “трудными”), а также для детей из социально незащищенных семей. По результатам первых трех смен особо были отмечены детские оздоровительные лагеря “Спутник”, “Салют”, “Чай ка”. Сейч^ас в 13 лагерях идет последняя, четвертая смена. Причиной того, что другие закончили работу досрочно, ста ла вполне прозаическая: погода подкачала. И все же, вопре ки всем дождям и холодам, детям в лагере, как правило, нравилось. Во всяком случае, они явно не вздыхали вослед классику: “Ах, лето красное...” (Соб. инф.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz