Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

— ------ с о ю з Беларусь-Россия. 12 АВГУСТА 2004 ЧЕТВЕРГ №30 (178) На Припяти ловят... крокодила Зоологи считают, что природа Белорусского Полесья до сих пор хранит немало тайн сагадкп природы Андрей Некрасов жить гораздо интереснее, если верить, НТОрядом, возможно, при­ таилось чудо. И не просто верить, а искать с ним встречи. Руководи­ тель калужской группы по изуче­ нию тайн и загадок Земли «Лаби­ ринт» Андрей ПЕРЕПЕЛИЦЫН приехал недавно на поиски чуда в белорусский Пинск. Среди его коллег — российских «аномаль­ щиков» — недавно распространи­ лась информация о том, что в бо­ лотах по берегам Припяти обнару­ жены крокодилообразные суще­ ства. Сказать «крокодилы» мне не позволяет только профессио­ нальная привычка подбирать вы­ ражения, а Перепелицыну— глав­ ная заповедь исследователей не­ познанного: «Все допускать, но ничему не верить». Следы крокодилообразных на Полесье калужанин обнаружил быстро, правда, пока лишь в мест­ ном фольклоре. В деревне Стай­ ки, что расположена в районе Гни­ лой Припяти — большом урочище к югу от Пинска, до сих пор живы предания о земноводном по про­ званию «смутак» — хозяине боло­ та. Песни о «большом змее» спе­ ли Перепелицыну в селении Паре. А историю про «короля-ужа» рас­ сказали в деревеньке Альманы, что на Столинщине. Смеяться не надо — предания и песни сельча­ не не сочиняют «влет» и без при­ чины. Вообще, тщательный сбор и вдумчивый анализ фольклорного материала являются одними из главных исследовательских прие­ мов такой науки,как криптозооло­ гия, ведущей поиск животных, су­ ществование которых не является доказанным и признанным. В криптозоологии такие виды полу­ чили название «криптиды». Вспомним шотландского Несси — героя многих газетных сенсаций второй половины прошлого столе­ тия. Или «летучего гада», якобы гнездившегося в болотах на севе­ ре Ленинградской области. В летописях Киевской Руси змееподобных существ на корот­ ких лапах, обитавших, по свиде­ тельствам очевидцев, в новгород­ ских, околоднепровских болотах и некоторых других местах, имено­ вали «лютии звери— коркодили». Возможно, их же рисовали на ша­ манских бляхах финно-угорские племена; найдены сотни изобра­ жений «коркодила» с непропорци­ онально большой головой и длин­ ным изогнутым рогом на нижней челюсти. Совсем не исключено, по мнению Андрея Перепелицы- на, что где-то «коркодилы» живут и благоденствуют до сих пор. Впрочем, свидетельства о при- пятском крокодиле, собранные калужским исследователем, ока­ зались не столь сенсационными. И тем не менее Андрей остался доволен результатами поездки. Повторять его путь через Гнилую Припять я не стал. Вместо этого решил обсудить саму возмож­ ность существования «криптид» на юго-западе Беларуси с зооло­ гом, ведущим научным сотрудни­ ком отдела проблем Полесья На­ циональной академии наук Бела­ руси Виктором ДЕМЯНЧИКОМ. — Не может бьггь, чтобы такая труднопроходимая местность, как Белорусское Полесье, существо­ вала «без ничего» в народном творчестве, — поддержал крипто­ зоолога представитель офици­ альной науки. — Еще в 1903 — 1906 годах пытливый исследова­ тель, граф Василий Шнитников, работая на Пинщине, отмечал, что этот регион обладает чуть ли не самой густой речной сетью на тер­ ритории Российской империи. И водоплавающему гаду вроде кро­ кодила там есть где спрятаться. — Вы серьезно? — Вполне. Два года назад мне приходилось слышать рассказ рыбаков в Столинском районе, видевших, как ночью на берег Припяти выползало огромное, метров пять длиной, существо. Было это недалеко от места впа­ дения в Припять речки Случь, ме­ жду Микашевичами и Ольшана- ми. ■ А.Перепелицын — криптозоолог. — Так как же это можно объяснить? — Знаете, у нас на реке Муха- вец, в черте Бреста, есть место, где в мае можно наблюдать уди­ вительную картину. Из воды у са­ мого берега вдруг показывается огромная голова, похожая на бы­ чью, а за ней — мощное тулови­ ще. Голова некоторое время пока­ чивается над водной гладью, за­ тем исчезает. Кто бы, вы думали, это мог бьггь? Ответ науке извес­ тен: сом обыкновенный. Встреча­ лись представители этого вида весом до 350 килограммов и дли­ ной до пяти метров— размеры са­ мого большого в мире нильского крокодила. Конечно, немногие ви­ дели такую рыбину живьем. И по­ верьте, те, кому посчастливилось, испытывали настоящее потрясе­ ние. При таких огромных размерах сом далеко не всегда может най­ ти себе подходящее пропитание в реке. Разве что проглотит сороди­ ча поменьше весом. Или идет на мелководье и ловит, например, бобра, маленькую косулю, подо­ шедшего к водопою кабанчика и т.д. Плюс ко всему сом, исходя из своей морфологии — внешнего строения тела, — в критических случаях может вылезать из воды и ползать по берегу, как и некото­ рые более мелкие рыбы — те же вьюн и налим. — Объяснение правдоподобное. Но что, если не сом? — Ну, если не сом, тогда оста­ ется белуга — самая большая пресноводная рыба планеты, ве­ сом до тонны. Еще в начале про­ шлого века белуги встречались в водах Днепра и даже Припяти. Нынче в Беларуси белугу не сы ­ щешь. Единственный оставший­ ся у нас представитель осетро­ вых — стерлядь, которая, воз­ можно, еще плавает в Припяти. — А мог бы прижиться вбелорус­ ских водоемах настоящий крокодил, если бы какой-нибудь состоятель­ ный шутник рискнул привезти его из Африки и выпустить здесь на волю? — В середине прошлого века по Мухавцу уже плавал крокодил. Его тогда заметила женщина, гу­ лявшая с ребенком по набереж- ■ной. Испугалась, закричала, по­ звала милиционера. Тот принялся палить в рептилию из пистолета. А крокодилу хоть бы хны! Собра­ лась толпа. Нашлись смельчаки, пожелавшие изловить пулене­ пробиваемого гиганта. И излови­ ли. Крокодил оказался... хорошо набитым чучелом крокодила. Сейчас оно находится в музее Брестского госуниверситета име­ ни Пушкина. А если без шуток, то пребывание в белорусских водо­ емах настоящего крокодила ис­ ключено, даже если бы его при­ везли и выпустили туда. Не пере­ живет зимовку. — Выходит, криптозоологи из Калу­ ги обманывают себя, желая в обыч­ ном видеть запредельное? — Они делают очень полезное дело. Знаменитый Пржевальский ведь тоже верил в «снежного че­ ловека» и усердно искал его. По­ путно сделал много других заме­ чательных открытий. Так и пин­ ский «крокодил» — пусть живет! Хотя бы в качестве «приманки» для туристов. Ш В таких местах, как Белорусское Полесье, немудрено встретить и крокодила. Поклон в сторону сегодняшнего дня ПомнениюСергея Юрского, мировой кинематограф находится вмаразме встреча дпя вас Александр Беляев НАРОДНЫЙ артист России Сер­ гей Юрский — примечательное явление на нашей сцене, нашем экране, в нашей литературе. Бу­ дучи актером интеллектуального склада, склонным к гротеску и эксцентрике, он создал прекрас­ ные работы на сцене (Чацкий в «Горе от ума», Осип в «Ревизо­ ре», Жевакин в «Женитьбе» Гого­ ля)... Его роли в кино стали клас­ сикой, будь то фильмы «Время, вперед!», «Республика ШКИД», «Золотой теленок», «Место встречи изменить нельзя»... В ре­ жиссерской и др. копилке масте­ ра— постановки «Игроки-ХХ1» по Гоголю (МХАТ им. Чехова и «АР- Тель АРТИСТОВ Сергея Юрско­ го»), «Стулья» Э. Ионеско («Шко­ ла современной пьесы»), а также фильм «Чернов/Сбегпоу»... Наш разговор состоялся на прошед­ шем «Славянском базаре» в Ви­ тебске. — Сергей Юрьевич, вы известны как блистательный исполнитель произ­ ведений Пушкина, Есенина, Брод­ ского... Расширяется ли ваш кано­ нический список исполнения? — С каждым годом все труд­ нее исполнять новых авторов, по­ тому что я старался никогда не зачитывать текст, а искать мате­ риал — особенно в поэзии, такой, чтобы он мог превратиться в не­ кий монолог или спектакль. Ины­ ми словами — искал драму, что­ бы оставаться актером на сцене, не превращаясь в «зачитываю­ щего человека». Мне кажется, что русскоязычная поэзия в мире сейчас находится на взлете. Ко­ нечно, всего из того, что нравит­ ся, никогда не возьмешь. Поэто­ му назову лишь несколько имен сегодняшних поэтов: Олег Чухон­ цев, которого я исполнял; Дмит­ рий Быков, который входил в мои программы; едва-едва я коснулся творчества Виталия Пуханова... Я очень ценю сегодняшнюю поэ­ зию, но, скажем, Ольга Седако­ ва, которая, наверное, великая поэтесса нашего времени, для меня, попросту говоря, трудна — чувствую, что это замечательно, но даже не рискую пробовать ее исполнять. По-прежнему остаюсь исполнителем классики XX века — Мандельштама, Пастернака, Есенина, Маяковского, Блока. — Тем не менее на «Славянский ба­ зар» вВитебск в этом году вы привез­ ли свою новую программу, сделан­ ную в основном по вашей книге, — «Домашние радости»... — Это мое собственное произ­ ведение, в основном ироническо­ го, но и лирического толка, иногда стихотворное. Не скажу, что это поэзия, поскольку поэтом себя не считаю. Но в программе есть и стихотворные вещи. Меня очень интересует сегодняшний день, поэтому я пытаюсь и осмелива­ юсь выразить свои ощущения собственными впечатлениями и собственными словами. Это риск, и я очень волнуюсь. Но делаю это, поскольку сегодня мне нужен раз­ говор со зрителем — совсем на­ прямую, а не опосредованно. — Кстати, в одном.произведении из книги «Домашние радости» вы ис­ пользуете ненормативную лексику. Предназначено ли оно для исполне­ ния со сцены и что вы ощущаете в этой ситуации? — Я себя чувствую в характе­ ре и говорю уже не «от себя». Этот концерт — свободный раз­ говор, где я комментирую, делаю вступления, потом начинается исполнение — здесь я уже в ха­ рактере. Известно, что ненорма­ тивная лексика включает слова, которые обычно не употребляют­ ся на сцене, потому что являются грубостью. Матерщина для меня не просто омерзительна, я счи­ таю ее крайне опасной, ибо она несет нарушение статуса чело­ веческого существования. Но 1990 году на «излете» «Мосфиль­ ма» (это был последний год суще­ ствования старого концерна «Мо­ сфильм»), то затем он развалил­ ся на части и превратился в то, чем он является сейчас. Сегодня нужно иметь либо собственную структуру, либо свое дело. Я опо­ здал его иметь — у меня нет ни своей труппы, ни своего дела. С большим трудом я собираю для театрального спектакля тех лю­ дей, которые, как мне кажется, лучше всего исполнят какое-то произведение — так было в спек­ таклях «Игроки», «Провока­ ция»... Но сам процесс работы бе­ зумно труден, сейчас все почему- то очень заняты, все-почему-то носит характер разорванной соб­ ственности, где о каждом санти­ метре движения нужно отдельно договариваться (уж не говорю о том, чтобы отдельно оплачивать). У меня нет уже ни времени, ни сил этим заниматься. Я бы с удоволь­ ствием снял настоящее большое кино, но для этого нужна хорошо налаженная структура. Русский Русский кинематограф сегодня потерял то, что он всегда имел, — уровень профессионализма, и прежде всего профессионализма сценаристов. Я читаю очень много сценариев, падение уровня катастрофично, ниже уровня моря. Хотя, впрочем, мировой кинематограф, в котором русское кино занимает далеко не первое место, сейчас находится в маразме. надо помнить, что нынешняя речь изменилась, и без некото­ рых слов этого порядка сегод­ няшний человек не обходится. Эти слова произносит мой пер­ сонаж, принадлежащий к опре­ деленному социальному слою, живущий в сегодняшнем дне... — Не смущает ли вас это как челове­ ка? — Конечно, это опасно и тре­ вожно. Но я стараюсь, чтобы по­ лучился спектакль. Вся програм­ ма состоит из полутора десятков маленьких спектаклей, каждый — абсолютно завершенная теат­ ральная форма. — Почему вы сейчас мало работаете в кино как режиссер? — В этом году я поставил фильм по собственному рассказу для телеканала «Культура». Сам я в нем не снимался — играли ар­ тисты МХАТа. Это часовая коме­ дия. Я даже удивился тому, какое удовольствие получил от возвра­ щения к работе с экраном, с плен­ кой, монтажом, музыкой — со всем тем, что составляет кинема­ тограф. И в то же время я еще раз убедился, что времена измени­ лись и структура кино разрушена. Если фильм «Чернов» я снимал в кинематограф сегодня потерял то, что он всегда имел, — уровень профессионализма, и прежде всего профессионализма сцена­ ристов. Я читаю очень много сце­ нариев, падение уровня катастро­ фично, ниже уровня моря. Хотя, впрочем, мировой кинематограф, в котором русское кино занимает далеко не первое место, сейчас находится в маразме. — Хотелось бы вернуться к одной из самых знаменательных ващих ро­ лей — Остапу Бендеру в фильме Швейцера. Что вы думаете о других экранизациях романов Ильфа и Пет­ рова? — Из наших кинорежиссеров только Василий Пичул снимал «Золотого теленка», остальные (не считая упомянутого вами Швейцера) снимали «12 стульев». Это не только другой роман, это и другой Остап Бендер, другой че­ ловек, хотя он носит то же имя. С фильмом Пичула сравнивать, по- моему, некорректно, потому что он пытался шутить про шутников. Ильф и Петров великие советские писатели, создавшие необыкно­ венной силы произведение «внут­ реннего употребления», потому что оно не выходит за рамки Рос­ сии, в большом смысле слова. Со­ ветского Союза. За рубежом их М Сергей Юрский: театр для меня вот уже 47 лет начинается с вешалки. романы не понимают. Сейчас ка­ кая-то английская дама сняла «12 стульев». Я слышал ее выступле­ ние по радио «Свобода», она расг сказала, что «12 стульев» ее очень увлекли. Она даже стала интере­ соваться такой страной, как Рос­ сия, которая, оказывается... есть, и это очень интересно. Самое при­ мечательное, что ее привлекло в романе, это то, что действие про­ исходит... в Одессе. А у нее из Одессы предки... и т.д. Если учесть, что действие романа «12 стульев» не происходит в Одессе, то следует: либо она не читала книгу, либо читала плохо, либо все перепутала... А у нас этот роман действительно любим. Он один из самых сердечных, самых смеш­ ных и самых дорогих романов для целого ряда поколений. Поэтому те режиссеры, которые следуют первоисточнику, совершают акт уважения к авторам и достигают длительного успеха. Это я наблю­ дал во время работы в фильме Ми­ хаила Швейцера. Швейцер был человеком, который в своем кине­ матографе целиком погружался в автора — пусть с разной мерой ус­ пеха. Так было, когда он работал над экранизациями Толстого, Го­ голя, Чехова, Пушкина, Катаева, Ильфа и Петрова... Это очень важ­ но! Напомню, что поначалу фильм был принят критикой даже не то что кисло, а я бы сказал, марино­ ванно, и только постепенно, к на­ шему общему счастью, он стал на­ родным, каковым сейчас и являет­ ся— например, по количеству про­ даваемых кассет. Что касается фильмов Захарова и Гайдая, то они сделали соответственно — один — «захаровский», другой — «гайдаевский» фильмы, и оба — не фильмы Ильфа и Петрова. Я недавно после большой паузы пе­ ресмотрел фильм Гайдая, кото­ рый мне нравился своей легко­ стью, и сейчас увидел, что он по­ хож не на романы Ильфа и Петро­ ва, а на все гайдаевские фильмы (которые по-своему хороши!). Но ведь есть и первоначальное автор­ ство... Что касается фильма Заха­ рова, то попьпжа сделать поющего Бендера, растянуть картину на 5 серий хуже только затеи сделать из «Золотого теленка» 12 серий (кажется, сейчас делается такая попьпжа, которая уже заранее об­ речена). — Вы с большим успехом показали свой спектакль на «Славянском ба­ заре». Доводилось ли вам показы­ вать свои работы вБеларуси? — В Витебске я показал свою последнюю вещь, хотя у меня был выбор и я мог бы показать класси­ ку. Но мне хотелось открыться и поговорить на темы сегодняшне­ го дня. Ведь на фестивалях обыч­ но бывает достаточно поклонов в сторону классики, да и я их делал достаточно много — правда, не в Витебске, а в Минске, где давал I неоднократно концерты... Творческая обитель «Академичка» Валентин Новиков ПРАЗДНОВАНИЕ 120-летия зна­ менитой Академической дачи имени И.Е. Репина вылилось в праздник общероссийского мас­ штаба, а с учетом участия в нем представительных делегаций из Беларуси и Украины — и между­ народного. Обоснованная на Тверской земле, в двух десятках километ­ ров от Вышнего Волочка на бере­ гу озера Мстино, Академическая дача в момент ее возникновения стала обетованным местом для художников. Идея ее создания в этом красивейшем уголке Верх­ неволжья принадлежала извест­ ному предпринимателю и меце- 1нату В.А. Кокореву. Важнейшими моментами юбилейных торжеств стали от­ крытия художественных выста­ вок. Первая — «Тверские худож­ ники и Академическая дача», от­ крывшаяся в Твери. Вторая вы­ ставка была открыта в Вышнем Волочке. В ее экспозицию вошли живописные холсты лауреатов ранее существовавшей премии имени И. Репина. И третья — на самой Академической даче, где были представлены созданные здесь произведения современ- нь 1 х живописцев. В о зл а гал и с^ ^ цветы у памятников великим х у ^ В дожникам А. Венецианову Вышнем Волочке и И. Репину на Академической даче (автор обо­ их монументов — скульптор Олег Комов). Примечательно, что в составе украинской делегации были ру­ ководители музея имени Репина из Чугуева Харьковской облас­ ти, где родился великий худож­ ник, а в составе белорусской — директор музея-усадьбы в Здравнево Могилевской облас­ ти, где некогда находилось име­ ние Репина. К А Л Е Н Д А Р Ь 12— 18 августа в нашей истории День за днем Сегодня — Международный день молодежи и день Военно- воздушных сил Российской Фе­ дерации. 13 августа — Международ­ ный день левшей. 14 августа — в России День физкультурника и День археоло­ га, 15 августа — День Воздушно­ го флота России. Дела государственной важности 55 лет назад 12 августа в Же­ неве были приняты Конвенции о защите жертв вооруженных кон­ фликтов — наиболее важное ме­ ждународное многостороннее со­ глашение в области законов и обычаев войны, составляющее в настоящее время основы между­ народного гуманитарного права. В С С С Р ратифицированы в 1954 году. 16 августа 1945 года между СС С Р и Польшей заключен дого­ вор об изменении советско-поль­ ской границы. Польше переданы несколько районов Белосток- ской области вместе с городом Белостоком и 3 района Брест­ ской области. Были схватки боевые 12 августа 605 лет назад на реке Ворксла войска Великого княжества Литовского потерпе­ ли поражение в битве против войск Золотой Орды. В этот день могло бы испол­ ниться 85 летБ.Л. Галушкину, Ге­ рою Советского Союза. В 20 лет он стал тренером по боксу. В ию­ не 1941 года добровольцем ушел на фронт. Воевал в особой мото­ стрелковой бригаде особого на­ значения, командовал партизан­ ским отрядом в Белоруссии. Там и погиб в 1944 году. 100 лет назад 14 августа в хо­ де русско-японской войны Влади­ востокский отряд крейсеров всту­ пил в бой с японской эскадрой в Корейском проливе, в ходе кото­ рого геройски погиб крейсер «Рю­ рик». Он получил серьезные по­ вреждения и во избежание захва­ та противником был потоплен ко­ мандой. 16 августа 1943 года на сто­ рону белорусских партизан в полном составе перешла брига­ да «Русской народной армии», сформированная немцами из во­ еннопленных для борьбы с пар­ тизанами. Она получила назва­ ние 1-я антифашистская парти­ занская бригада. Их чтит Россия 15 августа исполняется 150 лет со дня рождения Г. И. Рибопьера, крупного россий ­ ского капиталиста, мецената спорта, организатора и прези­ дента Санкт- Петербургского атлетического общества, ини­ циатора ежегодных российских чемпионатов по тяжелой атле­ тике. Он был членом Междуна­ родного олимпийского комите­ та России. 1 7 августа — 120 лет со дня ро­ ждения В.А. Слесарева, русского ученого, авиаконструктора. Уче­ ник Жуковского, он был одним из создателей Аэродинамической лаборатории при Петербургском политехническом институте. Спроектировал и построил двух­ моторный самолет — бомбарди­ ровщик «Святогор» — крупней­ ший в мире для того времени. 8 В.А. Слесарев. Коротко 15 августа 1923 года в Моск­ ве на Всероссийской сельскохо­ зяйственной и ремесленно-про-. мышленной выставке был от- крьгг Белорусский павильон. 16 августа 1956 года в Мин­ ске создан Литературный музей Якуба Коласа. 17 августа 1920 года в Минг ске начались мирные перегово­ ры Советской России, Украины, Белоруссии с Польшей. 18 августа 1917 года состоя­ лась 1-я сессия Центральной рады белорусских организаций. Рубрику ведет Владимир ПОТАПЕНКО. Сигналы недели Обозреватель «СОЮЗа» перелистал сигнальные экземпляры книг « С и м в о л ы , с в я т ы н и и н а г р а д ы Р о с с и й с к о й д е р ж а в ы » . М : « О Л М А - П Р Е С С » . - 3 3 6 с . О тонкостях наградного дела, а если шире — истории развития российской символики рассказы­ вает альбом. Авторы-составите­ ли повествуют о том, как по мере становления и укрепления Рос­ сийского государства рождались и видоизменялись главные отли­ чительные знаки его суверените­ та— герб, флаги гимн. Внимание уделяется и символам Русской православной церкви, наиболее чтимым на Руси православным святыням. Большое место уделе­ но процессу складывания в Рос­ сии наградной системы и в част­ ности возникновению россий­ ских орденов. На рубеже нового времени знаки рыцарских орде­ нов превратились в драгоценные художественные украшения и за ними закрепилось единственное назначение — знак пожалования от лица главы государства. « И н ф о р м а ц и о н н ы й р е с у р с Б е л а р у с и » . М и н с к : « А с о б н ы Д а х » . — 3 4 4 с . В книге анализируется система белорусских СМИ начала нового столетия, раскрывается роль Ми­ нистерства информации в ме ­ дийном поле Беларуси, показы­ ваются основные направления государственной информацион­ ной политики... Читатель найдет информацию о периодических изданиях (газетах, журналах, бюллетенях), информационных агентствах, теле- и радиокана­ лах, рекламных агентствах, ин­ тернет-ресурсах — всей инфра­ структуре информационного пространства Беларуси. Расска­ зывается также о подготовке журналистских кадров. Подготовил Александр ЩУПЛОВ. «СОЮЗ. Белзрусь-Россия» Периодическое издание Совета Министров Союзного государства Шеф-редактор А.И. Батыгин (Москва) | Адрес редакции «СОЮЗа. Беларусь — Россия»: Первый заместитель шеф-редактора А.М.Таранда (Минск) Газета зарегистрирована вМинистераее по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Российской Федерации 10 марта 2000 года. Регистрационный №77-1880. Тираж по РФ: 309581 Тираж по РБ: 310421 Тираж «СОЮЗа Беларусь— Россия» в РФ и РБ' 620002 Москва, А-40, ГСП-3125993, улица Правды, 24. Телефон: 257-5787 Факс: 257-5787 Е - та11: Егтакоха@гд.гц Адрес редакции газеты «Советская Белоруссия»: Республика Беларусь, 220013, Минск, улица Б. Хмельницкого, 10а. Тел. и факс: 232-1432 Издательство: ЗАО «Информационно-издательский концерн «Российская газета» Адрес: Москва. А-40, ГСП-3125993, ул. Правды, 24. Тел. 257-53-62. Издательство «Советской Белоруссии»: Белорусский Дом печати, КИПУП «Сож». ОТПЕЧАТАНО в 0 0 0 «Объединенный издательский дом «Медиа-Пресса». Адрес: 125865, ГСП, Москва-137, ул. Правды, 24. Распространяется по всем подписным индексам: «Российской газеты»:50202.32184,40942,40913,40924, 40945,38286,41591.«Советская Белоруссия»: 63889, По графику: 16.00 Номер подписан: 16.00. «СОЮЗ.Беларусь - Россяя»печатаетсявАрхангельске. Владивоаоке. Волгограде. Воронеже, Екатеринбурге, Иркутске. Казани. Калининграде, Кемерове.Краснодаре, Красноярске. МинеральныхВодах,Москве. Мурманске, НижнемНовгороде, Новосибирске,Омске, Оренбурге. Пенез. Перми, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Самаре,Саратове.Тюмени.Ульяновске. Уфе, Чебоксарах, Челябинске. «СоветскаяБелоруссия.,печатается вг. Минске, Гомеле.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz