Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
— ------ с о ю з Беларусь-Россия. 12 АВГУСТА 2004 ЧЕТВЕРГ №30 (178) На Припяти ловят... крокодила Зоологи считают, что природа Белорусского Полесья до сих пор хранит немало тайн сагадкп природы Андрей Некрасов жить гораздо интереснее, если верить, НТОрядом, возможно, при таилось чудо. И не просто верить, а искать с ним встречи. Руководи тель калужской группы по изуче нию тайн и загадок Земли «Лаби ринт» Андрей ПЕРЕПЕЛИЦЫН приехал недавно на поиски чуда в белорусский Пинск. Среди его коллег — российских «аномаль щиков» — недавно распространи лась информация о том, что в бо лотах по берегам Припяти обнару жены крокодилообразные суще ства. Сказать «крокодилы» мне не позволяет только профессио нальная привычка подбирать вы ражения, а Перепелицыну— глав ная заповедь исследователей не познанного: «Все допускать, но ничему не верить». Следы крокодилообразных на Полесье калужанин обнаружил быстро, правда, пока лишь в мест ном фольклоре. В деревне Стай ки, что расположена в районе Гни лой Припяти — большом урочище к югу от Пинска, до сих пор живы предания о земноводном по про званию «смутак» — хозяине боло та. Песни о «большом змее» спе ли Перепелицыну в селении Паре. А историю про «короля-ужа» рас сказали в деревеньке Альманы, что на Столинщине. Смеяться не надо — предания и песни сельча не не сочиняют «влет» и без при чины. Вообще, тщательный сбор и вдумчивый анализ фольклорного материала являются одними из главных исследовательских прие мов такой науки,как криптозооло гия, ведущей поиск животных, су ществование которых не является доказанным и признанным. В криптозоологии такие виды полу чили название «криптиды». Вспомним шотландского Несси — героя многих газетных сенсаций второй половины прошлого столе тия. Или «летучего гада», якобы гнездившегося в болотах на севе ре Ленинградской области. В летописях Киевской Руси змееподобных существ на корот ких лапах, обитавших, по свиде тельствам очевидцев, в новгород ских, околоднепровских болотах и некоторых других местах, имено вали «лютии звери— коркодили». Возможно, их же рисовали на ша манских бляхах финно-угорские племена; найдены сотни изобра жений «коркодила» с непропорци онально большой головой и длин ным изогнутым рогом на нижней челюсти. Совсем не исключено, по мнению Андрея Перепелицы- на, что где-то «коркодилы» живут и благоденствуют до сих пор. Впрочем, свидетельства о при- пятском крокодиле, собранные калужским исследователем, ока зались не столь сенсационными. И тем не менее Андрей остался доволен результатами поездки. Повторять его путь через Гнилую Припять я не стал. Вместо этого решил обсудить саму возмож ность существования «криптид» на юго-западе Беларуси с зооло гом, ведущим научным сотрудни ком отдела проблем Полесья На циональной академии наук Бела руси Виктором ДЕМЯНЧИКОМ. — Не может бьггь, чтобы такая труднопроходимая местность, как Белорусское Полесье, существо вала «без ничего» в народном творчестве, — поддержал крипто зоолога представитель офици альной науки. — Еще в 1903 — 1906 годах пытливый исследова тель, граф Василий Шнитников, работая на Пинщине, отмечал, что этот регион обладает чуть ли не самой густой речной сетью на тер ритории Российской империи. И водоплавающему гаду вроде кро кодила там есть где спрятаться. — Вы серьезно? — Вполне. Два года назад мне приходилось слышать рассказ рыбаков в Столинском районе, видевших, как ночью на берег Припяти выползало огромное, метров пять длиной, существо. Было это недалеко от места впа дения в Припять речки Случь, ме жду Микашевичами и Ольшана- ми. ■ А.Перепелицын — криптозоолог. — Так как же это можно объяснить? — Знаете, у нас на реке Муха- вец, в черте Бреста, есть место, где в мае можно наблюдать уди вительную картину. Из воды у са мого берега вдруг показывается огромная голова, похожая на бы чью, а за ней — мощное тулови ще. Голова некоторое время пока чивается над водной гладью, за тем исчезает. Кто бы, вы думали, это мог бьггь? Ответ науке извес тен: сом обыкновенный. Встреча лись представители этого вида весом до 350 килограммов и дли ной до пяти метров— размеры са мого большого в мире нильского крокодила. Конечно, немногие ви дели такую рыбину живьем. И по верьте, те, кому посчастливилось, испытывали настоящее потрясе ние. При таких огромных размерах сом далеко не всегда может най ти себе подходящее пропитание в реке. Разве что проглотит сороди ча поменьше весом. Или идет на мелководье и ловит, например, бобра, маленькую косулю, подо шедшего к водопою кабанчика и т.д. Плюс ко всему сом, исходя из своей морфологии — внешнего строения тела, — в критических случаях может вылезать из воды и ползать по берегу, как и некото рые более мелкие рыбы — те же вьюн и налим. — Объяснение правдоподобное. Но что, если не сом? — Ну, если не сом, тогда оста ется белуга — самая большая пресноводная рыба планеты, ве сом до тонны. Еще в начале про шлого века белуги встречались в водах Днепра и даже Припяти. Нынче в Беларуси белугу не сы щешь. Единственный оставший ся у нас представитель осетро вых — стерлядь, которая, воз можно, еще плавает в Припяти. — А мог бы прижиться вбелорус ских водоемах настоящий крокодил, если бы какой-нибудь состоятель ный шутник рискнул привезти его из Африки и выпустить здесь на волю? — В середине прошлого века по Мухавцу уже плавал крокодил. Его тогда заметила женщина, гу лявшая с ребенком по набереж- ■ной. Испугалась, закричала, по звала милиционера. Тот принялся палить в рептилию из пистолета. А крокодилу хоть бы хны! Собра лась толпа. Нашлись смельчаки, пожелавшие изловить пулене пробиваемого гиганта. И излови ли. Крокодил оказался... хорошо набитым чучелом крокодила. Сейчас оно находится в музее Брестского госуниверситета име ни Пушкина. А если без шуток, то пребывание в белорусских водо емах настоящего крокодила ис ключено, даже если бы его при везли и выпустили туда. Не пере живет зимовку. — Выходит, криптозоологи из Калу ги обманывают себя, желая в обыч ном видеть запредельное? — Они делают очень полезное дело. Знаменитый Пржевальский ведь тоже верил в «снежного че ловека» и усердно искал его. По путно сделал много других заме чательных открытий. Так и пин ский «крокодил» — пусть живет! Хотя бы в качестве «приманки» для туристов. Ш В таких местах, как Белорусское Полесье, немудрено встретить и крокодила. Поклон в сторону сегодняшнего дня ПомнениюСергея Юрского, мировой кинематограф находится вмаразме встреча дпя вас Александр Беляев НАРОДНЫЙ артист России Сер гей Юрский — примечательное явление на нашей сцене, нашем экране, в нашей литературе. Бу дучи актером интеллектуального склада, склонным к гротеску и эксцентрике, он создал прекрас ные работы на сцене (Чацкий в «Горе от ума», Осип в «Ревизо ре», Жевакин в «Женитьбе» Гого ля)... Его роли в кино стали клас сикой, будь то фильмы «Время, вперед!», «Республика ШКИД», «Золотой теленок», «Место встречи изменить нельзя»... В ре жиссерской и др. копилке масте ра— постановки «Игроки-ХХ1» по Гоголю (МХАТ им. Чехова и «АР- Тель АРТИСТОВ Сергея Юрско го»), «Стулья» Э. Ионеско («Шко ла современной пьесы»), а также фильм «Чернов/Сбегпоу»... Наш разговор состоялся на прошед шем «Славянском базаре» в Ви тебске. — Сергей Юрьевич, вы известны как блистательный исполнитель произ ведений Пушкина, Есенина, Брод ского... Расширяется ли ваш кано нический список исполнения? — С каждым годом все труд нее исполнять новых авторов, по тому что я старался никогда не зачитывать текст, а искать мате риал — особенно в поэзии, такой, чтобы он мог превратиться в не кий монолог или спектакль. Ины ми словами — искал драму, что бы оставаться актером на сцене, не превращаясь в «зачитываю щего человека». Мне кажется, что русскоязычная поэзия в мире сейчас находится на взлете. Ко нечно, всего из того, что нравит ся, никогда не возьмешь. Поэто му назову лишь несколько имен сегодняшних поэтов: Олег Чухон цев, которого я исполнял; Дмит рий Быков, который входил в мои программы; едва-едва я коснулся творчества Виталия Пуханова... Я очень ценю сегодняшнюю поэ зию, но, скажем, Ольга Седако ва, которая, наверное, великая поэтесса нашего времени, для меня, попросту говоря, трудна — чувствую, что это замечательно, но даже не рискую пробовать ее исполнять. По-прежнему остаюсь исполнителем классики XX века — Мандельштама, Пастернака, Есенина, Маяковского, Блока. — Тем не менее на «Славянский ба зар» вВитебск в этом году вы привез ли свою новую программу, сделан ную в основном по вашей книге, — «Домашние радости»... — Это мое собственное произ ведение, в основном ироническо го, но и лирического толка, иногда стихотворное. Не скажу, что это поэзия, поскольку поэтом себя не считаю. Но в программе есть и стихотворные вещи. Меня очень интересует сегодняшний день, поэтому я пытаюсь и осмелива юсь выразить свои ощущения собственными впечатлениями и собственными словами. Это риск, и я очень волнуюсь. Но делаю это, поскольку сегодня мне нужен раз говор со зрителем — совсем на прямую, а не опосредованно. — Кстати, в одном.произведении из книги «Домашние радости» вы ис пользуете ненормативную лексику. Предназначено ли оно для исполне ния со сцены и что вы ощущаете в этой ситуации? — Я себя чувствую в характе ре и говорю уже не «от себя». Этот концерт — свободный раз говор, где я комментирую, делаю вступления, потом начинается исполнение — здесь я уже в ха рактере. Известно, что ненорма тивная лексика включает слова, которые обычно не употребляют ся на сцене, потому что являются грубостью. Матерщина для меня не просто омерзительна, я счи таю ее крайне опасной, ибо она несет нарушение статуса чело веческого существования. Но 1990 году на «излете» «Мосфиль ма» (это был последний год суще ствования старого концерна «Мо сфильм»), то затем он развалил ся на части и превратился в то, чем он является сейчас. Сегодня нужно иметь либо собственную структуру, либо свое дело. Я опо здал его иметь — у меня нет ни своей труппы, ни своего дела. С большим трудом я собираю для театрального спектакля тех лю дей, которые, как мне кажется, лучше всего исполнят какое-то произведение — так было в спек таклях «Игроки», «Провока ция»... Но сам процесс работы бе зумно труден, сейчас все почему- то очень заняты, все-почему-то носит характер разорванной соб ственности, где о каждом санти метре движения нужно отдельно договариваться (уж не говорю о том, чтобы отдельно оплачивать). У меня нет уже ни времени, ни сил этим заниматься. Я бы с удоволь ствием снял настоящее большое кино, но для этого нужна хорошо налаженная структура. Русский Русский кинематограф сегодня потерял то, что он всегда имел, — уровень профессионализма, и прежде всего профессионализма сценаристов. Я читаю очень много сценариев, падение уровня катастрофично, ниже уровня моря. Хотя, впрочем, мировой кинематограф, в котором русское кино занимает далеко не первое место, сейчас находится в маразме. надо помнить, что нынешняя речь изменилась, и без некото рых слов этого порядка сегод няшний человек не обходится. Эти слова произносит мой пер сонаж, принадлежащий к опре деленному социальному слою, живущий в сегодняшнем дне... — Не смущает ли вас это как челове ка? — Конечно, это опасно и тре вожно. Но я стараюсь, чтобы по лучился спектакль. Вся програм ма состоит из полутора десятков маленьких спектаклей, каждый — абсолютно завершенная теат ральная форма. — Почему вы сейчас мало работаете в кино как режиссер? — В этом году я поставил фильм по собственному рассказу для телеканала «Культура». Сам я в нем не снимался — играли ар тисты МХАТа. Это часовая коме дия. Я даже удивился тому, какое удовольствие получил от возвра щения к работе с экраном, с плен кой, монтажом, музыкой — со всем тем, что составляет кинема тограф. И в то же время я еще раз убедился, что времена измени лись и структура кино разрушена. Если фильм «Чернов» я снимал в кинематограф сегодня потерял то, что он всегда имел, — уровень профессионализма, и прежде всего профессионализма сцена ристов. Я читаю очень много сце нариев, падение уровня катастро фично, ниже уровня моря. Хотя, впрочем, мировой кинематограф, в котором русское кино занимает далеко не первое место, сейчас находится в маразме. — Хотелось бы вернуться к одной из самых знаменательных ващих ро лей — Остапу Бендеру в фильме Швейцера. Что вы думаете о других экранизациях романов Ильфа и Пет рова? — Из наших кинорежиссеров только Василий Пичул снимал «Золотого теленка», остальные (не считая упомянутого вами Швейцера) снимали «12 стульев». Это не только другой роман, это и другой Остап Бендер, другой че ловек, хотя он носит то же имя. С фильмом Пичула сравнивать, по- моему, некорректно, потому что он пытался шутить про шутников. Ильф и Петров великие советские писатели, создавшие необыкно венной силы произведение «внут реннего употребления», потому что оно не выходит за рамки Рос сии, в большом смысле слова. Со ветского Союза. За рубежом их М Сергей Юрский: театр для меня вот уже 47 лет начинается с вешалки. романы не понимают. Сейчас ка кая-то английская дама сняла «12 стульев». Я слышал ее выступле ние по радио «Свобода», она расг сказала, что «12 стульев» ее очень увлекли. Она даже стала интере соваться такой страной, как Рос сия, которая, оказывается... есть, и это очень интересно. Самое при мечательное, что ее привлекло в романе, это то, что действие про исходит... в Одессе. А у нее из Одессы предки... и т.д. Если учесть, что действие романа «12 стульев» не происходит в Одессе, то следует: либо она не читала книгу, либо читала плохо, либо все перепутала... А у нас этот роман действительно любим. Он один из самых сердечных, самых смеш ных и самых дорогих романов для целого ряда поколений. Поэтому те режиссеры, которые следуют первоисточнику, совершают акт уважения к авторам и достигают длительного успеха. Это я наблю дал во время работы в фильме Ми хаила Швейцера. Швейцер был человеком, который в своем кине матографе целиком погружался в автора — пусть с разной мерой ус пеха. Так было, когда он работал над экранизациями Толстого, Го голя, Чехова, Пушкина, Катаева, Ильфа и Петрова... Это очень важ но! Напомню, что поначалу фильм был принят критикой даже не то что кисло, а я бы сказал, марино ванно, и только постепенно, к на шему общему счастью, он стал на родным, каковым сейчас и являет ся— например, по количеству про даваемых кассет. Что касается фильмов Захарова и Гайдая, то они сделали соответственно — один — «захаровский», другой — «гайдаевский» фильмы, и оба — не фильмы Ильфа и Петрова. Я недавно после большой паузы пе ресмотрел фильм Гайдая, кото рый мне нравился своей легко стью, и сейчас увидел, что он по хож не на романы Ильфа и Петро ва, а на все гайдаевские фильмы (которые по-своему хороши!). Но ведь есть и первоначальное автор ство... Что касается фильма Заха рова, то попьпжа сделать поющего Бендера, растянуть картину на 5 серий хуже только затеи сделать из «Золотого теленка» 12 серий (кажется, сейчас делается такая попьпжа, которая уже заранее об речена). — Вы с большим успехом показали свой спектакль на «Славянском ба заре». Доводилось ли вам показы вать свои работы вБеларуси? — В Витебске я показал свою последнюю вещь, хотя у меня был выбор и я мог бы показать класси ку. Но мне хотелось открыться и поговорить на темы сегодняшне го дня. Ведь на фестивалях обыч но бывает достаточно поклонов в сторону классики, да и я их делал достаточно много — правда, не в Витебске, а в Минске, где давал I неоднократно концерты... Творческая обитель «Академичка» Валентин Новиков ПРАЗДНОВАНИЕ 120-летия зна менитой Академической дачи имени И.Е. Репина вылилось в праздник общероссийского мас штаба, а с учетом участия в нем представительных делегаций из Беларуси и Украины — и между народного. Обоснованная на Тверской земле, в двух десятках километ ров от Вышнего Волочка на бере гу озера Мстино, Академическая дача в момент ее возникновения стала обетованным местом для художников. Идея ее создания в этом красивейшем уголке Верх неволжья принадлежала извест ному предпринимателю и меце- 1нату В.А. Кокореву. Важнейшими моментами юбилейных торжеств стали от крытия художественных выста вок. Первая — «Тверские худож ники и Академическая дача», от крывшаяся в Твери. Вторая вы ставка была открыта в Вышнем Волочке. В ее экспозицию вошли живописные холсты лауреатов ранее существовавшей премии имени И. Репина. И третья — на самой Академической даче, где были представлены созданные здесь произведения современ- нь 1 х живописцев. В о зл а гал и с^ ^ цветы у памятников великим х у ^ В дожникам А. Венецианову Вышнем Волочке и И. Репину на Академической даче (автор обо их монументов — скульптор Олег Комов). Примечательно, что в составе украинской делегации были ру ководители музея имени Репина из Чугуева Харьковской облас ти, где родился великий худож ник, а в составе белорусской — директор музея-усадьбы в Здравнево Могилевской облас ти, где некогда находилось име ние Репина. К А Л Е Н Д А Р Ь 12— 18 августа в нашей истории День за днем Сегодня — Международный день молодежи и день Военно- воздушных сил Российской Фе дерации. 13 августа — Международ ный день левшей. 14 августа — в России День физкультурника и День археоло га, 15 августа — День Воздушно го флота России. Дела государственной важности 55 лет назад 12 августа в Же неве были приняты Конвенции о защите жертв вооруженных кон фликтов — наиболее важное ме ждународное многостороннее со глашение в области законов и обычаев войны, составляющее в настоящее время основы между народного гуманитарного права. В С С С Р ратифицированы в 1954 году. 16 августа 1945 года между СС С Р и Польшей заключен дого вор об изменении советско-поль ской границы. Польше переданы несколько районов Белосток- ской области вместе с городом Белостоком и 3 района Брест ской области. Были схватки боевые 12 августа 605 лет назад на реке Ворксла войска Великого княжества Литовского потерпе ли поражение в битве против войск Золотой Орды. В этот день могло бы испол ниться 85 летБ.Л. Галушкину, Ге рою Советского Союза. В 20 лет он стал тренером по боксу. В ию не 1941 года добровольцем ушел на фронт. Воевал в особой мото стрелковой бригаде особого на значения, командовал партизан ским отрядом в Белоруссии. Там и погиб в 1944 году. 100 лет назад 14 августа в хо де русско-японской войны Влади востокский отряд крейсеров всту пил в бой с японской эскадрой в Корейском проливе, в ходе кото рого геройски погиб крейсер «Рю рик». Он получил серьезные по вреждения и во избежание захва та противником был потоплен ко мандой. 16 августа 1943 года на сто рону белорусских партизан в полном составе перешла брига да «Русской народной армии», сформированная немцами из во еннопленных для борьбы с пар тизанами. Она получила назва ние 1-я антифашистская парти занская бригада. Их чтит Россия 15 августа исполняется 150 лет со дня рождения Г. И. Рибопьера, крупного россий ского капиталиста, мецената спорта, организатора и прези дента Санкт- Петербургского атлетического общества, ини циатора ежегодных российских чемпионатов по тяжелой атле тике. Он был членом Междуна родного олимпийского комите та России. 1 7 августа — 120 лет со дня ро ждения В.А. Слесарева, русского ученого, авиаконструктора. Уче ник Жуковского, он был одним из создателей Аэродинамической лаборатории при Петербургском политехническом институте. Спроектировал и построил двух моторный самолет — бомбарди ровщик «Святогор» — крупней ший в мире для того времени. 8 В.А. Слесарев. Коротко 15 августа 1923 года в Моск ве на Всероссийской сельскохо зяйственной и ремесленно-про-. мышленной выставке был от- крьгг Белорусский павильон. 16 августа 1956 года в Мин ске создан Литературный музей Якуба Коласа. 17 августа 1920 года в Минг ске начались мирные перегово ры Советской России, Украины, Белоруссии с Польшей. 18 августа 1917 года состоя лась 1-я сессия Центральной рады белорусских организаций. Рубрику ведет Владимир ПОТАПЕНКО. Сигналы недели Обозреватель «СОЮЗа» перелистал сигнальные экземпляры книг « С и м в о л ы , с в я т ы н и и н а г р а д ы Р о с с и й с к о й д е р ж а в ы » . М : « О Л М А - П Р Е С С » . - 3 3 6 с . О тонкостях наградного дела, а если шире — истории развития российской символики рассказы вает альбом. Авторы-составите ли повествуют о том, как по мере становления и укрепления Рос сийского государства рождались и видоизменялись главные отли чительные знаки его суверените та— герб, флаги гимн. Внимание уделяется и символам Русской православной церкви, наиболее чтимым на Руси православным святыням. Большое место уделе но процессу складывания в Рос сии наградной системы и в част ности возникновению россий ских орденов. На рубеже нового времени знаки рыцарских орде нов превратились в драгоценные художественные украшения и за ними закрепилось единственное назначение — знак пожалования от лица главы государства. « И н ф о р м а ц и о н н ы й р е с у р с Б е л а р у с и » . М и н с к : « А с о б н ы Д а х » . — 3 4 4 с . В книге анализируется система белорусских СМИ начала нового столетия, раскрывается роль Ми нистерства информации в ме дийном поле Беларуси, показы ваются основные направления государственной информацион ной политики... Читатель найдет информацию о периодических изданиях (газетах, журналах, бюллетенях), информационных агентствах, теле- и радиокана лах, рекламных агентствах, ин тернет-ресурсах — всей инфра структуре информационного пространства Беларуси. Расска зывается также о подготовке журналистских кадров. Подготовил Александр ЩУПЛОВ. «СОЮЗ. Белзрусь-Россия» Периодическое издание Совета Министров Союзного государства Шеф-редактор А.И. Батыгин (Москва) | Адрес редакции «СОЮЗа. Беларусь — Россия»: Первый заместитель шеф-редактора А.М.Таранда (Минск) Газета зарегистрирована вМинистераее по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Российской Федерации 10 марта 2000 года. Регистрационный №77-1880. Тираж по РФ: 309581 Тираж по РБ: 310421 Тираж «СОЮЗа Беларусь— Россия» в РФ и РБ' 620002 Москва, А-40, ГСП-3125993, улица Правды, 24. Телефон: 257-5787 Факс: 257-5787 Е - та11: Егтакоха@гд.гц Адрес редакции газеты «Советская Белоруссия»: Республика Беларусь, 220013, Минск, улица Б. Хмельницкого, 10а. Тел. и факс: 232-1432 Издательство: ЗАО «Информационно-издательский концерн «Российская газета» Адрес: Москва. А-40, ГСП-3125993, ул. Правды, 24. Тел. 257-53-62. Издательство «Советской Белоруссии»: Белорусский Дом печати, КИПУП «Сож». ОТПЕЧАТАНО в 0 0 0 «Объединенный издательский дом «Медиа-Пресса». Адрес: 125865, ГСП, Москва-137, ул. Правды, 24. Распространяется по всем подписным индексам: «Российской газеты»:50202.32184,40942,40913,40924, 40945,38286,41591.«Советская Белоруссия»: 63889, По графику: 16.00 Номер подписан: 16.00. «СОЮЗ.Беларусь - Россяя»печатаетсявАрхангельске. Владивоаоке. Волгограде. Воронеже, Екатеринбурге, Иркутске. Казани. Калининграде, Кемерове.Краснодаре, Красноярске. МинеральныхВодах,Москве. Мурманске, НижнемНовгороде, Новосибирске,Омске, Оренбурге. Пенез. Перми, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Самаре,Саратове.Тюмени.Ульяновске. Уфе, Чебоксарах, Челябинске. «СоветскаяБелоруссия.,печатается вг. Минске, Гомеле.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz