Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
II С О Ю З Беларусь—Россия 12 АВГУСТА 2004 ЧЕТВЕРГ № 30 (178) актуально Аркадий Медведев МОС КВА Госстройка века Вновой книге «На путях развития Союзного государства» ученые иполитики анализируют проблемы российско-белорусской интеграции там работать, отмечает Госсекре тарь. Так, в частности, осуществ ление новой программы по карь ерному транспорту позволит Со юзному государству завоевать более 50 процентов мирового рынка в этом сегменте. Не менее важны программы по выпуску хи мических волокон. Как известно, в Европе сейчас практически не осталось подобных производств, а в России и Беларуси накануне распада С С С Р был построен це лый ряд таких заводов. Обновив производство, мы вполне смо жем стать мировыми лидерами в этой области, ведь сейчас спрос на химические волокна во всем мире огромен. Есть ряд программ по высоким технологиям, к при меру, в рамках программы «•СКИФ» (создание суперкомпь ютеров) получает мощный им пульс компьютерная отрасль на- щих стран. Однако, по словам П. Бороди на, ««существенным тормозом», задерживающим принятие новых программ, является излишне ус ложненная процедура их утвер ждения, приводящая к тому, что согласование затягивается на го ды. Необходимо, считает он, вне сти соответствующие изменения в указанный порядок. При этом целесообразно сохранить два этапа, но четко определить их на значение. На первом этапе осу ществлять только отбор предло жений по новым программам. Его целесообразно поручить Посто янному Комитету и отраслевым министерствам. На этом этапе вопросы финансирования из со юзного бюджета не рассматри вать вообще. На втором этапе по ранее установленной процедуре производить утверждение проек тов программ, включая их согла сование с экономическими и фи нансовыми министерствами и по лучение одобрения правительст вами России и Беларуси с после дующим утверждением Советом Министров Союзного государст ва. Но инициатива по этому воп росу в первую очередь должна исходить от отраслевых мини стерств России и Беларуси. Вне сение таких изменений в порядок утверждения программ, по мне нию Госсекретаря, позволит зна чительно повысить эффектив ность работы, разгрузит эконо мические и финансовые мини стерства и сократит время прохо ждения проектов программ. - Серьезным тормозом на пути создания единого экономическо го пространства, отмечает П. Бо родин, является и задержка с ре шением вопроса о союзной соб ственности. В результате реали зации программ Союзного госу дарства, финансируемых из со юзного бюджета, создается иму щество, которое пока не являет ся собственностью Союзного го сударства. Денежные средства, получаемые от использования этого имущества, существенно увеличили бы доходную часть бюджета Союзного государства. Однако до сих пор не закреплен порядок определения права соб ственности Союзного государст ва на имущество и продукцию, в том числе интеллектуальную, со зданную при реализации союз ных программ. В настоящее вре мя нормативно-правовая база, регулирующая право собствен ности Союзного государства, от сутствует. Предложения по это му вопросу до настоящего вре мени не согласованы. В связи с этим, считает Госсекретарь, не обходимо ускорить подписание Соглашения между Россией и Беларусью о регулировании от ношений собственности Союзно го государства, проект которого был в основном одобрен поста новлением Совета Министров Союзного государства 29 января 2001 года. Материалы конференции в це лом свидетельствуют, что сегод ня накоплен разноплановый опыт реализации Договора о создании Союзного государства, что его участники более реально пред ставляют существо решаемых проблем, их масштабность. Оценка степени реальной инте грации наших стран стала значи тельно более сбалансированой и объективной. Один из выводов, который содержится в книге; при формировании Союзного госу дарства нельзя полагаться ни на собственный прошлый опыт в рамках С С С Р (были иные полити ческие и социально-экономиче ские условия), ни на механиче ское перенесение опьгга интегра ционных группировок развитых стран, в частности. Европейского союза. Предпосылки к всесто ронней интеграции надо созда вать заново. НА ДНЯХ под общей редакцией Госсекретаря Союзного государ ства Павла Бородина опублико ван сборник материалов научно- практической конференции ««На путях развития Союзного госу дарства». Конференция, напом ню, была организована Постоян ным Комитетом Союзного госу дарства совместно с Парламент ским Собранием Союза Белару си и России и прошла в рамках официальных мероприятий Дней Беларуси в Москве в сентябре прошлого года. И хотя с момента проведения конференции про шел почти год, основные выводы ее участников и, соответственно, материалы книги не потеряли своей актуальности. В работе конференции прини мали участие руководители орга нов государственного управле ния, представители законода тельной власти, известные уче ные, руководители промышлен ных предприятий,представители общественных объединений Рос сии и Беларуси. Основной ее це лью являлась выработка практи ческих рекомендаций по ускоре нию союзного строительства. Те матика докладов охватывала все основные аспекты (экономиче ские, политико-правовые, науч но-технические, социально-куль турные, оборонные, информаци онные) интеграционного процес са России и Беларуси, протекаю щего в рамках строительства Со юзного государства. Одним из вопросов, прозву чавших на конференции, был та кой: ««Когда мы все-таки сможем перерезать символическую крас ную ленту, объявив об открытии построенного Союзного государ ства?» Отвечая на него, госсек ретарь Союзного государства Па вел Бородин сказал, словно отре зал; ««Я считаю, что Союзное го сударство фактически уже состо ялось». Но, добавил он, прово дить торжественную церемонию сдачи — приемки Союзного госу дарства пока явно рановато. Чем П. Бородин обосновал свой вы вод? Тем, что у нас обустроена общая граница, практически су ществует единое таможенное пространство, идет унификация законодательства, полным ходом реализуется интеграция в воен ной сфере, неуклонно растет вза имный товарооборот. К слову, на встрече в минувший вторник председателя Высшего Госсове та Союзного государства. Прези дента Беларуси Александра Лу кашенко со своим полномочным представителем, вице-премье ром Василием Долголевым про звучала аналогичная оценка си туации в союзном строительстве. ««Союз Беларуси и России явля ется самой продвинутой интегра ционной структурой на террито рии СНГ, о чем свидетельствует высокий взаимный товарооборот- между нашими странами», — от мечалось в ходе этой встречи. Основой союзного строитель ства, по мнению Госсекретаря, яв ляется экономическое сотрудни чество. Именно разработка и реа лизация совместных производст венных программ позволяет соз давать полноценный союзный экономический механизм. П. Бо родин напоминает, что в Програм ме действий Республики Бела русь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства четко определен ««механизм фор мирования единого экономиче ского пространства, включающий наряду с унификацией основных инструментов таможенной, бюд жетной, налоговой, кредитно-де нежной, ценовой политики и раз работку и реализацию совмест ных программ социально-эконо мического и экологического хара ктера». Следовательно, подчер кивает Госсекретарь, в перспек тиве необходимо в первую оче редь разрабатывать масштабные и взаимовыгодные программы, такие, например, как ««Развитие дизельного автомобилестроения на период до 2008 года», ««Союз ный телевизор-2», ««Карьерный транспорт», ««Модернизация пар ка самолетов Ту-134», ««Союзный комбайн» й ряд других. Благодаря союзным программам производи мая продукция, в частности, авто мобилестроение, машинострое ние, химволокно, телевизоры, удобрения, по своему качеству выше, чем многие аналогичные товары, которые продаются в Рос сии, И на внешний рынок мы долж ны активно выходить и вместе Крепость раскрывает секреты Окончание. Начало на стр. I К сожалению, тогда русская армия практически не восполь зовалась этими укреплениями. В августе 1915 года гарнизон крепости вместе с большинст вом мирных жителей города над Бугом эвакуировали . А в крепости до 1918 года находил ся штаб восточного фронта не мецкой армии под командова нием принца Леопольда Бавар ского. Ознакомиться с материала ми экспозиции теперь могут все желающие, но только до конца этого года. Затем коллекция пе рекочует в фонды брестского Музея обороны и будет доступ на лишь узкому кругу специали стов. «Зубр» на кабине, «Медведь» под капотом Автомобилестроители Беларуси иРоссии ‘ отметили общий 60-летний юбилейМАЗа ф ки Владимир Бибиков В МИНУВШУЮ пятницу улицы, прилегающие к административ ному корпусу Минского автоза вода, на радость тысячам мин чан и их гостей превратились в импровизированную выставку. Здесь яркими красками и стек лом сверкали на солнце около 70 грузовиков и автобусов, пред ставляющие всю историю и ос новные этапы развития предпри ятия. Особой популярностью поль зовались раритетные экземпляры первенцев— самосвал МАЗ-205 и бортовой МАЗ-200 с зубрами на капоте, символизирующими Бе ларусь. Первый грузовик, правда, стоит на постаменте, а второй пригнали своим ходом с заводско го двора. От желающих потрогать раритет своими руками не было отбоя, а корреспонденту ««СОЮ- За» даже позволили прокатиться на этой незатейливой с виду, но мощной машине. Все, как гово рится, познается в сравнении. Представитель новейшего семей ства МАЗ-5340 оказался практи чески таким же комфортабель ным и легким в управлении, как легковой автомобиль. Даже не ве рилось, что за спиной может быть груз весом в несколько десятков тонн. В полдень колонна минских грузовиков и автобусов разных лет тронулась в путь по централь ным улицам белорусской столи цы. А навстречу шли празднично одетые ветераны завода и те, кто сегодня собирает самую совре менную автомобильную технику. Поводом для празднества стал 60-летний юбилей предпри ятия, который приходится на 9 августа. Как только в 1944 году освободили от фашистов Минск, по распоряжению советского правительства в Красном Урочи ще стали строить автосбороч ный завод. Ветераны вспомина ют, что были тут тогда среди леса две улочки и полтора десятка до миков да еще около тысячи бело русских партизан, сменивших винтовки и автоматы на лопаты и тачки. А уже в октябре 1947 года с конвейера сошли первые само свалы МАЗ-205, впоследствии буквально вынесшие на своем горбу все крупнейшие стройки Советского Союза. Изначально предполагалось, что завод будет выпускать 15 тысяч грузовиков. В пик расцвета С С С Р эта цифра была превзойдена более чем вдвое, а в этом году, как ожида ется, МАЗ выпустит до 20 тысяч грузовиков, автобусов и трол лейбусов, тысячи прицепов и по луприцепов примерно 300 моде лей и модификаций. Этот своеобразный отчет к юбилею принимали около 500 гостей из 15 стран. Причем мно гие — из России, к примеру, при ехали руководители крупнейших родственных предприятий — чувствовали себя на МАЗе, как дома. Юбилей-то общий! Конст рукцию и технологию производ ства того же ««МАЗ-200» минча нам подарил Ярославский авто завод (его символом, кстати, яв лялся медведь). Ныне это ОАО ««Автодизель» — главный по ставщик на Минский автозавод двигателей и его крупнейший партнер. Тут можно вспомнить и то, что корпуса завода начиняли станками и оборудованием де сятки российских предприятий, а сотни других и сегодня поставля ют в Минск материалы, комплек тующие узлы и детали. Так что процентов на 70 автомобили ««МАЗ» и сегодня имеют россий скую родословную. Потому праздник праздником, а реше нию производственных вопросов также было отведено немало времени. Один из важнейших среди них — двигатели. Ожидается, что российское правительство при мет решение о повышении с ян варя следующего года планки технического уровня для произ водителей автомобильной тех ники до евро-2. Не секрет, что в свое время были проблемы с по ставками в Минск российских рено союзной программой раз вития дизельного автомобиле строения. С другими крупнейшими рос сийскими предприятиями отно шения у МАЗа порой складыва ются не так гладко. Ведь на сме ну союзному автопрому, как сис теме взаимодополняющих друг друга предприятий, пришли но вые экономические законы.Это значит, что на том же россий ском рынке МАЗу приходится ак тивно конкурировать с КамА Зом, ГАЗом, ЗИЛом, УралАЗом. — Да, мы сегодня конкурен ты, но и партнеры, — уточнил в беседе с корреспондентом ««СО- ЮЗа» генеральный директор ОАО ««КамАЗ» Сергей КОГО- ГИН. — Мы работаем на одном рынке и вынуждены согласовы вать свою политику в области продаж, техническую политику. Я думаю, то, что мы умеем дого вариваться, позволяет нам у с пешно работать, и особенно нам ценно партнерство с МАЗом на российском рынке. В том числе я имею в виду и шаги, направлен ные на защиту общего отечест венного рынка. Конечно, необ- Корпуса завода начиняли станками и оборудованием десятки российских предприятий, а сотни других и сегодня поставляют в Минск материалы, комплектующие узлы и детали. Так что процентов на 70 автомобили «МАЗ» и сегодня имеют российскую родословную. двигателей, отвечающих этому стандарту. Между тем со следу ющего года МАЗ намерен выпус кать только автомобили, соот ветствующие требованиям евро- 2 и даже евро-3. Смогут ли яро славские партнеры обеспечить белорусское предприятие соот ветствующими двигателями? С этим вопросом корреспондент ««союза», пользуясь случаем, обратился непосредственно к ге неральному директору ОАО ««Ав тодизель» Алексею ПЕТРОВУ. — Для нас МАЗ и сегодня ос новной заказчик, — ответил Але ксей Никитович. — На него при ходится примерно каждый тре тий наш двигатель. Соответст венно и относимся к его запро сам. Так что к переходу на евро-2 будем своевременно готовы. Что же касается евро-3, то мы еще в прошлом году совместно показа ли первый МАЗ с таким ярослав ским мотором. Недавно получи ли на него российский и между народный сертификаты. В этом году будут выпущены еще три та ких автомобиля. Мы готовим так же инвестиционную и производ ственную программу для серий ного выпуска этих двигателей. Они будут вполне конкуренто способны, в том числе по цене. МАЗ станет их первым получате лем. Кстати, все это предусмот- ходима и унификация автомоби лей. Желательно, чтобы работа по совместной программе ««Бел- РусАвто» шла активнее. Снизят ся инвестиционные затраты, по высится ремонтопригодность уз лов. Сейчас ситуация такая, что мы упираемся в предельные мощности своих производств. Думаю, это подтолкнет нас к соз данию унифицированных узлов и агрегатов. Иначе, наверное, и невозможно, ведь не зря в мире идет глобализация производст ва и поглощение одних компа ний другими. Со вступлением наших стран в ВТО эти процессы только усилятся. Проблема для обоих пред приятий весьма серьезная. Тем более что они активно работают и на рынках третьих стран. МАЗ, к примеру, поставляет продук цию в 35 государств. О его при знании самыми именитыми ав томобильными производителя- М Корреспондент ««СОЮЗа» испы тал на ходу заводской рари тет — МАЗ-200. МИ говорит и факт успешной ра боты в Минске совместного предприятия с немецкой фир мой МАМ. Сегодня в СН Г это единственный серийный произ водитель тяжелых грузовиков стандарта евро-3. Так что, рас сматривая варианты сотрудни чества, в Минске, как можно бы ло сделать вывод из беседы с ге неральным директором МАЗа Валентином ГУРИНОВИЧЕМ , отнюдь не стремятся спрятаться под чье-то крыло. Благо, и сво его потенциала у предприятия хватает. Не раз и не два оно соз давало авангардную продукцию не только в рамках С С С Р или СНГ, но и мира. Достаточно вспомнить грузовой концепт-кар ««Перестройка», который в свое время наделал немало шуму в автомобильном сообществе по сле дебюта на выставке в Пари же и в корне меняет идеологию дальних автоперевозок и техни ки для них. В будущем году на предпри ятии предполагается увеличить выпуск машин до 22 тысяч. С е годня МАЗ расширяет производ ство грузовиков очередного, 6- го, семейства, отвечающего са мым строгим международным стандартам. Программа рассчи тана на 5 лет, она потребует со лидных инвестиций, получить которые позволяет, в частности, поддержка государства. — Сейчас идут тендеры по за купке технологического обору дования для участков, где предъявляются повышенные требования или предстоит рас ширение производства, — пояс нил мне Валентин Гуринович. — То, что возможно, закупаем в Беларуси, России, Украине. Но технические характеристики — на первом плане, поэтому там, где не могут обеспечить нужную точность и производительность отечественные станки, будут стоять немецкие, японские, чеш- ские^ словенские. Какой автомо биль в результате сойдет с кон вейера через пять лет? Могу лишь сказать, что он будет соот ветствовать запросам покупате лей. Когда этот материал увидит свет, юбилейные торжества в Минске закончатся, а гости разъедутся, чтобы шаг за шагом совместно с белорусскими кол легами создавать автомобиль будущего. Так что история мин ского ««зубра» с ярославским ««медведем» под капотом про должается. Кстати Минский автомобильный завод в августе поставит вМоскву 20 автобусов, предназначенных для перевозки инвалидов. Их поставка осуществляется по заказу мзрии Москвы. Автобусы, предназначенные для перевозки инва лидов, оснащены системой клиринга и откидывающимся трапам. В них так же установлен турникет, на котором имеется злектронное считывающее устройство, позволяющее оплачивать проезд посредством специальной карты. Наличие вавтобусе турникета позволит осуществлять контроль оп латы за проезд и определять количество перевезенных пассажиров. ««Ин терфакс». Любанские с|эермеры равняются на гатчинских Белорусские районы укрепляют экономикус помощью российских партнеров Лилия Хлыстун КРЕСТЬЯН Е Любанского рай она Минской области уже сей час готовятся к осени. Это вре мя не только урожая, но и дру жеских встреч с партнерами из России. Последние три года бе лорусов традиционно ждут на сельскохозяйственных ярмар ках в Павлово-Посадском рай оне Московской области. Гат чинском— Ленинградской и Не красовском — Ярославской. С этими российскими регионами любанцев связывают двусто ронние соглашения о сотрудни честве в торгово-экономиче ской, научно-технической и культурной сферах. Начиналось все, по словам председателя Любанского рай исполкома Валерия ГРИБ АНО ВА, с торговли. Отправка пер вых грузовиков с картофелем и овощами в Подмосковье более пяти лет назад оказалась вы годной обеим сторонам. Бело русы смогли реализовать из лишки продукции,россияне ку пили их, что называется, из пер вых рук по выгодным ценам. И уже, например, в прошлом году поставки картофеля из Любани выросли до 1100 тонн. Кроме того, во время одного из дело вых визитов павлово-посадцев в Любань им приглянулась ме стная швейная фабрика. Теперь до 10 процентов ее объемов со ставляют закдзы из России на пошив рабочей одежды и муж ских костюмов. И все же сотрудничество с россиянами в сельскохозяйст венной отрасли для любанцев остается основным. Что неуди вительно: жители этого бело русского района испокон веков кормились с земли. В послед ние годы, сделав ставку на жи вотноводство, здесь решили внедрять прогрессивные техно логии. Школой передового опы та стал для любанцев Гатчин ский район Ленинградской об ласти, где сейчас от коровы на даивают по 6250 литров молока в год. В Любани пока почти в 2,5 раза меньше. Неудивительно, что в Ленинградской области | уже побывали более половины руководителей любанских хо зяйств и специалистов. И скоро у белорусов благодаря партнер ской помощи появятся такие же высокоудойные коровы и быки мясных пород. Так что партнерские отноше ния постепенно перерастают в дружеские. К примеру, деловые связи с Ярославской областью укрепились сотрудничеством в сфере образования и культуры. Второй год двадцать детей из Некрасовского района отдыха ют в оздоровительном лагере ««Аресса» под Любанью, столь ко же белорусских детей по об мену ездят на оздоровление в Ярославскую область. И взрос лые, и дети довольны: это не только возможность увидеть достопримечательности другой страны, но и подружиться с с о ^ седями, завязать новые знаЩ комства. А две недели назад молодежная команда Любан- щины вернулась из Павлово- Посадского района, где заняла 2-е место в военно-спортивных соревнованиях. По мнению директора Де партамента внешнеэкономиче ской деятельности Минсельхоз прода Беларуси Василия ПРУД НИКОВА , прямые связи между районами — наиболее эфф ек тивная и выгодная форма дву стороннего сотрудничества, по зволяющая избежать посредни ческой цепи и необоснованной накрутки цен. В последние годы примеров такого партнерства все больше. Вместе с 10-про- центным ростом производства в белорусском АПК это способ ствовало динамичному разви тию экспорта белорусской про дукции в нынешнем году. За полгода он составил более 242 миллионов долларов, что на 60 процентов выше прошлогодне го. Основным рынком сбыта ос тается Россия, куда уходит бо лее половины белорусской про дукции сельского хозяйства. Владимир Федосенко М ОС КВА Общее небо — единая ПВО Военныеучения союзников проходят с применением новейших видов вооружений ровать от Астрахани до Барано- вичей, изображая условного противника. А союзники с земли будут находить и ««уничтожать» его. Кстати, уже проведена ре когносцировка местности, уста новлены пункты дислокации зе нитно-артиллерийских комплек сов и радиолокационников. Пла нируется, что после проведения учений несколько З Р К С-300 бу дут переданы белорусской сто роне. В Министерстве обороны России нашему корреспонденту пояснили, что подобные полно масштабные учения союзников стали традиционными. Доста точно вспомнить ««Чистое небо- 2003», где практически испыты валась вся новейшая техника, состоящая на вооружении про тивовоздушной обороны обеих стран. Однако в этом году на ««Ашулуке» пройдут испытания экспериментальные образцы автоматизированных систем уп равления белорусского произ водства. Эти системы различно го уровня сложности разработа ны специально для ПВО и воен но-воздушных сил союзников. АСУ также могут использовать ся и центральными командными пунктами, и ракетчиками, а так же истребительной и ударной авиацией. Минобороны России намерено приобрести новые бе лорусские системы управления. В а с т р а х а н с к о й области на чались крупномасштабные сов местные учения войск противо воздушной обороны Республи ки Беларусь и России. Центром смотра оборонных сил союзни ков намечен полигон ««Ашулук», где планируется провести за ключительную фазу учений — боевые стрельбы с участием зе нитно-ракетных комплексов С- 300. А вообще-то эти учения прой дут в три этапа. Сейчас отраба тываются элементы боевого применения техники в местах постоянной дислокации подраз делений ПВО. Затем наступит второй этап, когда войска вы двинутся в районы временного базирования. Заместитель министра обо роны по вооружению Республи ки Беларусь генерал-майор Иван Дырман рассказал коррес понденту газеты ««СОЮЗ», что в этих полномасштабных ««прак тических занятиях» примет уча стие группировка, состоящая из двух зенитно-ракетных бригад 61-й истребительной авиацион ной базы и отдельной радиотех нической бригады. Звено истре бителей МиГ-29 будет барражи- Асы летят в Монино. Через Витебск Окончание. Начало на стр. I Прилетевшие летчики рас сказали, что в подмосковной выставке примут участие деле гации России, Украины, Авст рии, Англии, Бельгии, Германии, СШ А и Чехии. Также в Монино состоятся демонстрационные полеты и показательные высту пления, будут организованы му зейные экспозиции, посвящен ные Второй мировой войне и ро ли в ней Военно-Воздушных сил. ...На витебском аэродроме я познакомился с 65-летним Йо зефом Тотом, полковником в от ставке из Чехии. За свою карье ру летчика-истребителя он дос таточно полетал на советских МиГах. Так что управлять Як-11, машиной, производство кото рой началось в С С С Р в апреле 1945-го, для него — одно удо вольствие. ««Я счастлив, что де монстрировать свое мастерство в российском небе мне предсто ит накануне 60-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне», — ска зал чешский ас. Кстати, нынешняя выставка в Монино, по сути дела, является репетицией гораздо более м ас штабного праздника, который планируется провести здесь же в следующем году. ...Лет 20 назад из Беларуси в Монино, где расположен Музей Военно-Воздушных сил, одна за другой ездили экскурсионные группы. Теперь, к сожалению, такие поездки прекратились. Чтобы хоть как-то компенсиро вать это упущение, витебские авиаторы и активисты местных ветеранских организаций угово рили интернациональную эскад рилью задержаться в городе над Двиной на обратном пути. Так что увидеть летающие рари теты в Витебском аэропорту можно будет 16 и 17 августа.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz