Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

II С О Ю З Беларусь—Россия 12 АВГУСТА 2004 ЧЕТВЕРГ № 30 (178) актуально Аркадий Медведев МОС КВА Госстройка века Вновой книге «На путях развития Союзного государства» ученые иполитики анализируют проблемы российско-белорусской интеграции там работать, отмечает Госсекре­ тарь. Так, в частности, осуществ­ ление новой программы по карь­ ерному транспорту позволит Со­ юзному государству завоевать более 50 процентов мирового рынка в этом сегменте. Не менее важны программы по выпуску хи­ мических волокон. Как известно, в Европе сейчас практически не осталось подобных производств, а в России и Беларуси накануне распада С С С Р был построен це­ лый ряд таких заводов. Обновив производство, мы вполне смо­ жем стать мировыми лидерами в этой области, ведь сейчас спрос на химические волокна во всем мире огромен. Есть ряд программ по высоким технологиям, к при­ меру, в рамках программы «•СКИФ» (создание суперкомпь­ ютеров) получает мощный им­ пульс компьютерная отрасль на- щих стран. Однако, по словам П. Бороди­ на, ««существенным тормозом», задерживающим принятие новых программ, является излишне ус­ ложненная процедура их утвер­ ждения, приводящая к тому, что согласование затягивается на го­ ды. Необходимо, считает он, вне­ сти соответствующие изменения в указанный порядок. При этом целесообразно сохранить два этапа, но четко определить их на­ значение. На первом этапе осу­ ществлять только отбор предло­ жений по новым программам. Его целесообразно поручить Посто­ янному Комитету и отраслевым министерствам. На этом этапе вопросы финансирования из со­ юзного бюджета не рассматри­ вать вообще. На втором этапе по ранее установленной процедуре производить утверждение проек­ тов программ, включая их согла­ сование с экономическими и фи­ нансовыми министерствами и по­ лучение одобрения правительст­ вами России и Беларуси с после­ дующим утверждением Советом Министров Союзного государст­ ва. Но инициатива по этому воп­ росу в первую очередь должна исходить от отраслевых мини­ стерств России и Беларуси. Вне­ сение таких изменений в порядок утверждения программ, по мне­ нию Госсекретаря, позволит зна­ чительно повысить эффектив­ ность работы, разгрузит эконо­ мические и финансовые мини­ стерства и сократит время прохо­ ждения проектов программ. - Серьезным тормозом на пути создания единого экономическо­ го пространства, отмечает П. Бо­ родин, является и задержка с ре­ шением вопроса о союзной соб­ ственности. В результате реали­ зации программ Союзного госу­ дарства, финансируемых из со­ юзного бюджета, создается иму­ щество, которое пока не являет­ ся собственностью Союзного го­ сударства. Денежные средства, получаемые от использования этого имущества, существенно увеличили бы доходную часть бюджета Союзного государства. Однако до сих пор не закреплен порядок определения права соб­ ственности Союзного государст­ ва на имущество и продукцию, в том числе интеллектуальную, со­ зданную при реализации союз­ ных программ. В настоящее вре­ мя нормативно-правовая база, регулирующая право собствен­ ности Союзного государства, от­ сутствует. Предложения по это­ му вопросу до настоящего вре­ мени не согласованы. В связи с этим, считает Госсекретарь, не­ обходимо ускорить подписание Соглашения между Россией и Беларусью о регулировании от­ ношений собственности Союзно­ го государства, проект которого был в основном одобрен поста­ новлением Совета Министров Союзного государства 29 января 2001 года. Материалы конференции в це­ лом свидетельствуют, что сегод­ ня накоплен разноплановый опыт реализации Договора о создании Союзного государства, что его участники более реально пред­ ставляют существо решаемых проблем, их масштабность. Оценка степени реальной инте­ грации наших стран стала значи­ тельно более сбалансированой и объективной. Один из выводов, который содержится в книге; при формировании Союзного госу­ дарства нельзя полагаться ни на собственный прошлый опыт в рамках С С С Р (были иные полити­ ческие и социально-экономиче­ ские условия), ни на механиче­ ское перенесение опьгга интегра­ ционных группировок развитых стран, в частности. Европейского союза. Предпосылки к всесто­ ронней интеграции надо созда­ вать заново. НА ДНЯХ под общей редакцией Госсекретаря Союзного государ­ ства Павла Бородина опублико­ ван сборник материалов научно- практической конференции ««На путях развития Союзного госу­ дарства». Конференция, напом­ ню, была организована Постоян­ ным Комитетом Союзного госу­ дарства совместно с Парламент­ ским Собранием Союза Белару­ си и России и прошла в рамках официальных мероприятий Дней Беларуси в Москве в сентябре прошлого года. И хотя с момента проведения конференции про­ шел почти год, основные выводы ее участников и, соответственно, материалы книги не потеряли своей актуальности. В работе конференции прини­ мали участие руководители орга­ нов государственного управле­ ния, представители законода­ тельной власти, известные уче­ ные, руководители промышлен­ ных предприятий,представители общественных объединений Рос­ сии и Беларуси. Основной ее це­ лью являлась выработка практи­ ческих рекомендаций по ускоре­ нию союзного строительства. Те­ матика докладов охватывала все основные аспекты (экономиче­ ские, политико-правовые, науч­ но-технические, социально-куль­ турные, оборонные, информаци­ онные) интеграционного процес­ са России и Беларуси, протекаю­ щего в рамках строительства Со­ юзного государства. Одним из вопросов, прозву­ чавших на конференции, был та­ кой: ««Когда мы все-таки сможем перерезать символическую крас­ ную ленту, объявив об открытии построенного Союзного государ­ ства?» Отвечая на него, госсек­ ретарь Союзного государства Па­ вел Бородин сказал, словно отре­ зал; ««Я считаю, что Союзное го­ сударство фактически уже состо­ ялось». Но, добавил он, прово­ дить торжественную церемонию сдачи — приемки Союзного госу­ дарства пока явно рановато. Чем П. Бородин обосновал свой вы­ вод? Тем, что у нас обустроена общая граница, практически су­ ществует единое таможенное пространство, идет унификация законодательства, полным ходом реализуется интеграция в воен­ ной сфере, неуклонно растет вза­ имный товарооборот. К слову, на встрече в минувший вторник председателя Высшего Госсове­ та Союзного государства. Прези­ дента Беларуси Александра Лу­ кашенко со своим полномочным представителем, вице-премье­ ром Василием Долголевым про­ звучала аналогичная оценка си­ туации в союзном строительстве. ««Союз Беларуси и России явля­ ется самой продвинутой интегра­ ционной структурой на террито­ рии СНГ, о чем свидетельствует высокий взаимный товарооборот- между нашими странами», — от­ мечалось в ходе этой встречи. Основой союзного строитель­ ства, по мнению Госсекретаря, яв­ ляется экономическое сотрудни­ чество. Именно разработка и реа­ лизация совместных производст­ венных программ позволяет соз­ давать полноценный союзный экономический механизм. П. Бо­ родин напоминает, что в Програм­ ме действий Республики Бела­ русь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства четко определен ««механизм фор­ мирования единого экономиче­ ского пространства, включающий наряду с унификацией основных инструментов таможенной, бюд­ жетной, налоговой, кредитно-де­ нежной, ценовой политики и раз­ работку и реализацию совмест­ ных программ социально-эконо­ мического и экологического хара­ ктера». Следовательно, подчер­ кивает Госсекретарь, в перспек­ тиве необходимо в первую оче­ редь разрабатывать масштабные и взаимовыгодные программы, такие, например, как ««Развитие дизельного автомобилестроения на период до 2008 года», ««Союз­ ный телевизор-2», ««Карьерный транспорт», ««Модернизация пар­ ка самолетов Ту-134», ««Союзный комбайн» й ряд других. Благодаря союзным программам производи­ мая продукция, в частности, авто­ мобилестроение, машинострое­ ние, химволокно, телевизоры, удобрения, по своему качеству выше, чем многие аналогичные товары, которые продаются в Рос­ сии, И на внешний рынок мы долж­ ны активно выходить и вместе Крепость раскрывает секреты Окончание. Начало на стр. I К сожалению, тогда русская армия практически не восполь­ зовалась этими укреплениями. В августе 1915 года гарнизон крепости вместе с большинст­ вом мирных жителей города над Бугом эвакуировали . А в крепости до 1918 года находил­ ся штаб восточного фронта не­ мецкой армии под командова­ нием принца Леопольда Бавар­ ского. Ознакомиться с материала­ ми экспозиции теперь могут все желающие, но только до конца этого года. Затем коллекция пе­ рекочует в фонды брестского Музея обороны и будет доступ ­ на лишь узкому кругу специали­ стов. «Зубр» на кабине, «Медведь» под капотом Автомобилестроители Беларуси иРоссии ‘ отметили общий 60-летний юбилейМАЗа ф ки Владимир Бибиков В МИНУВШУЮ пятницу улицы, прилегающие к административ­ ному корпусу Минского автоза­ вода, на радость тысячам мин­ чан и их гостей превратились в импровизированную выставку. Здесь яркими красками и стек­ лом сверкали на солнце около 70 грузовиков и автобусов, пред­ ставляющие всю историю и ос­ новные этапы развития предпри­ ятия. Особой популярностью поль­ зовались раритетные экземпляры первенцев— самосвал МАЗ-205 и бортовой МАЗ-200 с зубрами на капоте, символизирующими Бе­ ларусь. Первый грузовик, правда, стоит на постаменте, а второй пригнали своим ходом с заводско­ го двора. От желающих потрогать раритет своими руками не было отбоя, а корреспонденту ««СОЮ- За» даже позволили прокатиться на этой незатейливой с виду, но мощной машине. Все, как гово­ рится, познается в сравнении. Представитель новейшего семей­ ства МАЗ-5340 оказался практи­ чески таким же комфортабель­ ным и легким в управлении, как легковой автомобиль. Даже не ве­ рилось, что за спиной может быть груз весом в несколько десятков тонн. В полдень колонна минских грузовиков и автобусов разных лет тронулась в путь по централь­ ным улицам белорусской столи­ цы. А навстречу шли празднично одетые ветераны завода и те, кто сегодня собирает самую совре­ менную автомобильную технику. Поводом для празднества стал 60-летний юбилей предпри­ ятия, который приходится на 9 августа. Как только в 1944 году освободили от фашистов Минск, по распоряжению советского правительства в Красном Урочи­ ще стали строить автосбороч­ ный завод. Ветераны вспомина­ ют, что были тут тогда среди леса две улочки и полтора десятка до­ миков да еще около тысячи бело­ русских партизан, сменивших винтовки и автоматы на лопаты и тачки. А уже в октябре 1947 года с конвейера сошли первые само­ свалы МАЗ-205, впоследствии буквально вынесшие на своем горбу все крупнейшие стройки Советского Союза. Изначально предполагалось, что завод будет выпускать 15 тысяч грузовиков. В пик расцвета С С С Р эта цифра была превзойдена более чем вдвое, а в этом году, как ожида­ ется, МАЗ выпустит до 20 тысяч грузовиков, автобусов и трол­ лейбусов, тысячи прицепов и по­ луприцепов примерно 300 моде­ лей и модификаций. Этот своеобразный отчет к юбилею принимали около 500 гостей из 15 стран. Причем мно­ гие — из России, к примеру, при­ ехали руководители крупнейших родственных предприятий — чувствовали себя на МАЗе, как дома. Юбилей-то общий! Конст­ рукцию и технологию производ­ ства того же ««МАЗ-200» минча­ нам подарил Ярославский авто­ завод (его символом, кстати, яв­ лялся медведь). Ныне это ОАО ««Автодизель» — главный по­ ставщик на Минский автозавод двигателей и его крупнейший партнер. Тут можно вспомнить и то, что корпуса завода начиняли станками и оборудованием де­ сятки российских предприятий, а сотни других и сегодня поставля­ ют в Минск материалы, комплек­ тующие узлы и детали. Так что процентов на 70 автомобили ««МАЗ» и сегодня имеют россий­ скую родословную. Потому праздник праздником, а реше­ нию производственных вопросов также было отведено немало времени. Один из важнейших среди них — двигатели. Ожидается, что российское правительство при­ мет решение о повышении с ян­ варя следующего года планки технического уровня для произ­ водителей автомобильной тех­ ники до евро-2. Не секрет, что в свое время были проблемы с по­ ставками в Минск российских рено союзной программой раз­ вития дизельного автомобиле­ строения. С другими крупнейшими рос­ сийскими предприятиями отно­ шения у МАЗа порой складыва­ ются не так гладко. Ведь на сме­ ну союзному автопрому, как сис­ теме взаимодополняющих друг друга предприятий, пришли но­ вые экономические законы.Это значит, что на том же россий­ ском рынке МАЗу приходится ак­ тивно конкурировать с КамА­ Зом, ГАЗом, ЗИЛом, УралАЗом. — Да, мы сегодня конкурен­ ты, но и партнеры, — уточнил в беседе с корреспондентом ««СО- ЮЗа» генеральный директор ОАО ««КамАЗ» Сергей КОГО- ГИН. — Мы работаем на одном рынке и вынуждены согласовы­ вать свою политику в области продаж, техническую политику. Я думаю, то, что мы умеем дого­ вариваться, позволяет нам у с ­ пешно работать, и особенно нам ценно партнерство с МАЗом на российском рынке. В том числе я имею в виду и шаги, направлен­ ные на защиту общего отечест­ венного рынка. Конечно, необ- Корпуса завода начиняли станками и оборудованием десятки российских предприятий, а сотни других и сегодня поставляют в Минск материалы, комплектующие узлы и детали. Так что процентов на 70 автомобили «МАЗ» и сегодня имеют российскую родословную. двигателей, отвечающих этому стандарту. Между тем со следу­ ющего года МАЗ намерен выпус­ кать только автомобили, соот­ ветствующие требованиям евро- 2 и даже евро-3. Смогут ли яро­ славские партнеры обеспечить белорусское предприятие соот­ ветствующими двигателями? С этим вопросом корреспондент ««союза», пользуясь случаем, обратился непосредственно к ге­ неральному директору ОАО ««Ав­ тодизель» Алексею ПЕТРОВУ. — Для нас МАЗ и сегодня ос­ новной заказчик, — ответил Але­ ксей Никитович. — На него при­ ходится примерно каждый тре­ тий наш двигатель. Соответст­ венно и относимся к его запро­ сам. Так что к переходу на евро-2 будем своевременно готовы. Что же касается евро-3, то мы еще в прошлом году совместно показа­ ли первый МАЗ с таким ярослав­ ским мотором. Недавно получи­ ли на него российский и между­ народный сертификаты. В этом году будут выпущены еще три та­ ких автомобиля. Мы готовим так­ же инвестиционную и производ­ ственную программу для серий­ ного выпуска этих двигателей. Они будут вполне конкуренто­ способны, в том числе по цене. МАЗ станет их первым получате­ лем. Кстати, все это предусмот- ходима и унификация автомоби­ лей. Желательно, чтобы работа по совместной программе ««Бел- РусАвто» шла активнее. Снизят­ ся инвестиционные затраты, по­ высится ремонтопригодность уз­ лов. Сейчас ситуация такая, что мы упираемся в предельные мощности своих производств. Думаю, это подтолкнет нас к соз­ данию унифицированных узлов и агрегатов. Иначе, наверное, и невозможно, ведь не зря в мире идет глобализация производст­ ва и поглощение одних компа­ ний другими. Со вступлением наших стран в ВТО эти процессы только усилятся. Проблема для обоих пред­ приятий весьма серьезная. Тем более что они активно работают и на рынках третьих стран. МАЗ, к примеру, поставляет продук­ цию в 35 государств. О его при­ знании самыми именитыми ав­ томобильными производителя- М Корреспондент ««СОЮЗа» испы­ тал на ходу заводской рари­ тет — МАЗ-200. МИ говорит и факт успешной ра­ боты в Минске совместного предприятия с немецкой фир­ мой МАМ. Сегодня в СН Г это единственный серийный произ­ водитель тяжелых грузовиков стандарта евро-3. Так что, рас­ сматривая варианты сотрудни­ чества, в Минске, как можно бы­ ло сделать вывод из беседы с ге­ неральным директором МАЗа Валентином ГУРИНОВИЧЕМ , отнюдь не стремятся спрятаться под чье-то крыло. Благо, и сво­ его потенциала у предприятия хватает. Не раз и не два оно соз­ давало авангардную продукцию не только в рамках С С С Р или СНГ, но и мира. Достаточно вспомнить грузовой концепт-кар ««Перестройка», который в свое время наделал немало шуму в автомобильном сообществе по­ сле дебюта на выставке в Пари­ же и в корне меняет идеологию дальних автоперевозок и техни­ ки для них. В будущем году на предпри­ ятии предполагается увеличить выпуск машин до 22 тысяч. С е ­ годня МАЗ расширяет производ­ ство грузовиков очередного, 6- го, семейства, отвечающего са­ мым строгим международным стандартам. Программа рассчи­ тана на 5 лет, она потребует со­ лидных инвестиций, получить которые позволяет, в частности, поддержка государства. — Сейчас идут тендеры по за­ купке технологического обору­ дования для участков, где предъявляются повышенные требования или предстоит рас­ ширение производства, — пояс­ нил мне Валентин Гуринович. — То, что возможно, закупаем в Беларуси, России, Украине. Но технические характеристики — на первом плане, поэтому там, где не могут обеспечить нужную точность и производительность отечественные станки, будут стоять немецкие, японские, чеш- ские^ словенские. Какой автомо­ биль в результате сойдет с кон­ вейера через пять лет? Могу лишь сказать, что он будет соот­ ветствовать запросам покупате­ лей. Когда этот материал увидит свет, юбилейные торжества в Минске закончатся, а гости разъедутся, чтобы шаг за шагом совместно с белорусскими кол­ легами создавать автомобиль будущего. Так что история мин­ ского ««зубра» с ярославским ««медведем» под капотом про­ должается. Кстати Минский автомобильный завод в августе поставит вМоскву 20 автобусов, предназначенных для перевозки инвалидов. Их поставка осуществляется по заказу мзрии Москвы. Автобусы, предназначенные для перевозки инва­ лидов, оснащены системой клиринга и откидывающимся трапам. В них так­ же установлен турникет, на котором имеется злектронное считывающее устройство, позволяющее оплачивать проезд посредством специальной карты. Наличие вавтобусе турникета позволит осуществлять контроль оп­ латы за проезд и определять количество перевезенных пассажиров. ««Ин­ терфакс». Любанские с|эермеры равняются на гатчинских Белорусские районы укрепляют экономикус помощью российских партнеров Лилия Хлыстун КРЕСТЬЯН Е Любанского рай­ она Минской области уже сей ­ час готовятся к осени. Это вре­ мя не только урожая, но и дру­ жеских встреч с партнерами из России. Последние три года бе­ лорусов традиционно ждут на сельскохозяйственных ярмар­ ках в Павлово-Посадском рай­ оне Московской области. Гат­ чинском— Ленинградской и Не­ красовском — Ярославской. С этими российскими регионами любанцев связывают двусто­ ронние соглашения о сотрудни­ честве в торгово-экономиче­ ской, научно-технической и культурной сферах. Начиналось все, по словам председателя Любанского рай­ исполкома Валерия ГРИБ АНО ­ ВА, с торговли. Отправка пер­ вых грузовиков с картофелем и овощами в Подмосковье более пяти лет назад оказалась вы­ годной обеим сторонам. Бело­ русы смогли реализовать из­ лишки продукции,россияне ку­ пили их, что называется, из пер­ вых рук по выгодным ценам. И уже, например, в прошлом году поставки картофеля из Любани выросли до 1100 тонн. Кроме того, во время одного из дело­ вых визитов павлово-посадцев в Любань им приглянулась ме­ стная швейная фабрика. Теперь до 10 процентов ее объемов со­ ставляют закдзы из России на пошив рабочей одежды и муж­ ских костюмов. И все же сотрудничество с россиянами в сельскохозяйст­ венной отрасли для любанцев остается основным. Что неуди­ вительно: жители этого бело­ русского района испокон веков кормились с земли. В послед­ ние годы, сделав ставку на жи­ вотноводство, здесь решили внедрять прогрессивные техно­ логии. Школой передового опы­ та стал для любанцев Гатчин­ ский район Ленинградской об­ ласти, где сейчас от коровы на­ даивают по 6250 литров молока в год. В Любани пока почти в 2,5 раза меньше. Неудивительно, что в Ленинградской области | уже побывали более половины руководителей любанских хо­ зяйств и специалистов. И скоро у белорусов благодаря партнер­ ской помощи появятся такие же высокоудойные коровы и быки мясных пород. Так что партнерские отноше­ ния постепенно перерастают в дружеские. К примеру, деловые связи с Ярославской областью укрепились сотрудничеством в сфере образования и культуры. Второй год двадцать детей из Некрасовского района отдыха­ ют в оздоровительном лагере ««Аресса» под Любанью, столь­ ко же белорусских детей по об­ мену ездят на оздоровление в Ярославскую область. И взрос­ лые, и дети довольны: это не только возможность увидеть достопримечательности другой страны, но и подружиться с с о ^ седями, завязать новые знаЩ комства. А две недели назад молодежная команда Любан- щины вернулась из Павлово- Посадского района, где заняла 2-е место в военно-спортивных соревнованиях. По мнению директора Де­ партамента внешнеэкономиче­ ской деятельности Минсельхоз­ прода Беларуси Василия ПРУД ­ НИКОВА , прямые связи между районами — наиболее эфф ек ­ тивная и выгодная форма дву­ стороннего сотрудничества, по­ зволяющая избежать посредни­ ческой цепи и необоснованной накрутки цен. В последние годы примеров такого партнерства все больше. Вместе с 10-про- центным ростом производства в белорусском АПК это способ­ ствовало динамичному разви­ тию экспорта белорусской про­ дукции в нынешнем году. За полгода он составил более 242 миллионов долларов, что на 60 процентов выше прошлогодне­ го. Основным рынком сбыта ос­ тается Россия, куда уходит бо­ лее половины белорусской про­ дукции сельского хозяйства. Владимир Федосенко М ОС КВА Общее небо — единая ПВО Военныеучения союзников проходят с применением новейших видов вооружений ровать от Астрахани до Барано- вичей, изображая условного противника. А союзники с земли будут находить и ««уничтожать» его. Кстати, уже проведена ре­ когносцировка местности, уста­ новлены пункты дислокации зе­ нитно-артиллерийских комплек­ сов и радиолокационников. Пла­ нируется, что после проведения учений несколько З Р К С-300 бу­ дут переданы белорусской сто­ роне. В Министерстве обороны России нашему корреспонденту пояснили, что подобные полно­ масштабные учения союзников стали традиционными. Доста­ точно вспомнить ««Чистое небо- 2003», где практически испыты­ валась вся новейшая техника, состоящая на вооружении про­ тивовоздушной обороны обеих стран. Однако в этом году на ««Ашулуке» пройдут испытания экспериментальные образцы автоматизированных систем уп­ равления белорусского произ­ водства. Эти системы различно­ го уровня сложности разработа­ ны специально для ПВО и воен­ но-воздушных сил союзников. АСУ также могут использовать­ ся и центральными командными пунктами, и ракетчиками, а так­ же истребительной и ударной авиацией. Минобороны России намерено приобрести новые бе­ лорусские системы управления. В а с т р а х а н с к о й области на­ чались крупномасштабные сов­ местные учения войск противо­ воздушной обороны Республи­ ки Беларусь и России. Центром смотра оборонных сил союзни­ ков намечен полигон ««Ашулук», где планируется провести за ­ ключительную фазу учений — боевые стрельбы с участием зе­ нитно-ракетных комплексов С- 300. А вообще-то эти учения прой­ дут в три этапа. Сейчас отраба­ тываются элементы боевого применения техники в местах постоянной дислокации подраз­ делений ПВО. Затем наступит второй этап, когда войска вы­ двинутся в районы временного базирования. Заместитель министра обо­ роны по вооружению Республи­ ки Беларусь генерал-майор Иван Дырман рассказал коррес­ понденту газеты ««СОЮЗ», что в этих полномасштабных ««прак­ тических занятиях» примет уча­ стие группировка, состоящая из двух зенитно-ракетных бригад 61-й истребительной авиацион­ ной базы и отдельной радиотех­ нической бригады. Звено истре­ бителей МиГ-29 будет барражи- Асы летят в Монино. Через Витебск Окончание. Начало на стр. I Прилетевшие летчики рас­ сказали, что в подмосковной выставке примут участие деле­ гации России, Украины, Авст ­ рии, Англии, Бельгии, Германии, СШ А и Чехии. Также в Монино состоятся демонстрационные полеты и показательные высту­ пления, будут организованы му­ зейные экспозиции, посвящен­ ные Второй мировой войне и ро­ ли в ней Военно-Воздушных сил. ...На витебском аэродроме я познакомился с 65-летним Йо­ зефом Тотом, полковником в от­ ставке из Чехии. За свою карье­ ру летчика-истребителя он дос­ таточно полетал на советских МиГах. Так что управлять Як-11, машиной, производство кото­ рой началось в С С С Р в апреле 1945-го, для него — одно удо­ вольствие. ««Я счастлив, что де­ монстрировать свое мастерство в российском небе мне предсто­ ит накануне 60-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне», — ска­ зал чешский ас. Кстати, нынешняя выставка в Монино, по сути дела, является репетицией гораздо более м ас­ штабного праздника, который планируется провести здесь же в следующем году. ...Лет 20 назад из Беларуси в Монино, где расположен Музей Военно-Воздушных сил, одна за другой ездили экскурсионные группы. Теперь, к сожалению, такие поездки прекратились. Чтобы хоть как-то компенсиро­ вать это упущение, витебские авиаторы и активисты местных ветеранских организаций угово­ рили интернациональную эскад­ рилью задержаться в городе над Двиной на обратном пути. Так что увидеть летающие рари­ теты в Витебском аэропорту можно будет 16 и 17 августа.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz