Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
ш . , / / - . ' ' / 1 к - V?; }' Ч , , ^ | > , ^ 1 ' 4^ . - ( шш *5^♦-* ’й * : ■П:< !;'-^ «ос® _ . . '^^'. ■'1 'ОЧ^,!-•)!-.,•? ЕЕ[0^^Т^^^ ^('^V , 1 |. ИШ 1 |'. 1 [ 1№1 '; ’4 ■И НАШЕ ИНТЕРВЬЮ • ' I * - 1' > ' 1 ' ч Ч ^ / . ' Ч ,' I ' < >;ч М I - - Л ? ' ‘ / „ V - ' л й г «ЛГ», 7 августа 2004 г., № 15 3 (22281) > образовательный ] ТРЕНИНГ «ЗУБЫ» для ГАЗЕТЫ - в УМАХ МОЛОДЁЖИ 3 и 4 августа на базе лагеря «По литехник» учебно-методический центр (УМЦ) Федерации профсоюзов области совместно с областной ас социацией студентов провели уче бу профсоюзных лидеров ЛГТУ. Об разовательный тренинг проходил по теме «Молодёжь в современном профсоюзном движении». Наряду с пленарными заседаниями и за нятиями по группам были организованы прак тические занятия, «круглые столы», анкетиро вание, подготовка коротких видеоматериалов «Самые интересные и спорные проблемы». В рамках учебы прошла и дискуссия с предста вителями областных СМИ, где обсуждалась возможность использования средств массовой информации для постановки и решения про блем молодежных профсоюзов и объединений. Что характерно: студенты говорили о том, что часто рядовой член профсоюза не имеет никакой информации о деятельности им же избранного профкома, о работе вышестоящих организаций. Открытость и отчетность в рас пределении профсоюзных средств как-то еще не принята в нашем обществе. Поэтому зачас тую ведется не сама работа, а создается её видимость. Но не сами ли студенты виноваты в этом, спрашивали журналисты. Порочная практика сваливания на лидера решение им всех проблем, пассивность в работе рядовых членов профсоюза, всеобщая апатия отнюдь не ушли в прошлое, а отсюда появляется и ке лейность в решении вопросов или откладыва ние их в долгий ящик. Говоря о пассивности молодежных органи заций в целом, журналист профсоюзного вы пуска «Липецкой газеты», часто принимающий участие в подобных молодежных дискуссиях, заметил, что буквально единицы (!) из моло дежных организаций обращаются со своими проблемами, предложениями, оценками раз личных ситуаций в СМИ, в частности в спец выпуск «Мы». Утверждая то, что профсоюзная газета обязана быть острой, «с зубами», сту денты должны сами способствовать этому, на лаживая контакт со СМИ не от случая к случаю, а поддерживая его постоянно. Ещё одно предложение прозвучало от жур налистов— обсуждать конкретные проблемы, волнующие молодежь сегодняшние вопросы, называть реальных участников событий, а не растекаться мыслью по древу, абстрактно рас суждая о проблемах вообще, так сказать, в мировом масштабе. Ведь только реальные, жизненные вопросы, преданные гласности, могут взбудоражить общество, и не только в молодежной среде. Кстати, а сами профсоюзные лидеры как часто читают публикации в местных газетах на профсоюзную тематику? На вопрос, знают ли они о существовании выпуска «Мы» в «Липец кой газете», все участники дискуссии ответи ли положительно, что само по себе уже явля ется прогрессом по сравнению с предыдущи ми встречами, на которых более половины сту дентов признавались, что они впервые услы шали о профсоюзном приложении. А вот на вопрос, кто регулярно его читает, руки подня ли не все. Не будем лукавить — проблемы молодеж ных организаций в нашем выпуске представ лены пока скупо. Вот чтобы исправить такое положение и нужна активность самих профсо юзных лидеров. Правда, молодые люди выс казали опасения, что их откровенные матери алы могут и не увидеть свет на страницах об ластных изданий. Однако если позиция того или иного лидера, члена профсоюза или дру гой молодёжной общественной организации конструктивна, но спорна, то для её выраже ния и существуют, в частности в нашем выпус ке, рубрики, где с автором требующих дис куссий статей читатели, да и другие молодеж ные лидеры, разделяющие или, напротив, не разделяющие представленную точку зрения, могут вступить в обсуждение или даже спор. Ведь для того и существует газета, где можно выразить разные точки зрения. Результатом встречи журналистов с лиде рами молодежных профсоюзов стало решение о выработке конкретных совместных действий для более полного и, что особенно важно, все стороннего освещения тем «Профсоюзы гла зами молодёжи» и «Самореализация молодё жи в профсоюзном движении». Алексей КОЛБАСКО. ■И ЗАКОН ЕСТЬ ЗАКОН ВОТТАКИЕ ДУМСКИЕ«ПИРОГИ» Депутаты Госдумы внесли поправки в Трудовой кодекс РФ и решили судьбу миллионов льготников ЧТО ТАКОЕ СОЦПАКЕТ? Обещание «Единой России» не сильно менять Трудовой кодекс выполнено. В ТК со хранено условие, приравнивающее МРОТ к прожиточному минимуму. Статью 135 «Уста новление заработной платы» дополнили но вой нормой, где записано, что Российская трехсторонняя комиссия ежегодно выраба тывает рекомендации для правительства по установлению системы оплаты труда, в том числе предлагает размеры ставок и окла дов для организаций бюджетной сферы. Единую тарифную сетку депутаты реши ли отменить. Теперь систему оплаты труда каждый уровень власти будет разрабаты вать для себя самостоятельно, но с учетом требований федерального законодатель ства. Там же указано, что тарифная система оплаты труда небюджетных организаций может определяться коллективными догово рами. РАЗМЕР ДЕНЕЖНОЙ КОМПЕНСАЦИИ ЛЬГОТ Выплаты ежемесячных денежных компен саций для льготных категорий граждан по закону о социальных льготах будут осуще ствляться без сбоев с 1 января 2005 года, заверил министр здравоохранения и соц- развития Михаил Зурабов. Он сообщил, что с 1 сентября начнется составление феде рального регистра льготников. Сейчас 85% льготников получают государственные пен сии. «Регистр для них есть», — сказал ми нистр. По его словам, не получает госпен- сии небольшое количество льготников. Све дения о них содержатся в базах данных субъектов федерации. В период с 1 января по 31 декабря 2005 года ежемесячная денежная ком пенсация составит: — ветеранам войны — 1550 рублей; — участникам Великой Отечественной войны — 1050 рублей: — ветеранам боевых дей ствий — 650 рублей: — военнослужащим, проходившим служ б у в частях, не входящих в состав д ей с тв у ющей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года — 650 рублей; — лицам, награжденным знаком «Жите лю блокадного Ленинграда». — 650 рублей; — лицам, работавшим в период В ели кой Отечественной войны на объектах ПВО, на строительстве военных объектов, — 150 рублей: — членам семей погибших (умерших) ин валидов войны, участников войны и ветера нов боевых дей ствий — 150 рублей: — лицам, ставшим инвалидами в след ствие чернобыльской катастрофы — 1000 рублей: — инвалидам 3 степени ограничения трудовой деятельности — 950 рублей; — инвалидам 2 степени ограничения трудовой деятельности — 550 рублей; — инвалидам 1 степени ограничения трудовой деятельности — 350 рублей; — детям -инвалидам — 550 рублей; — инвалидам б ез степени ограничения трудовой деятельности — 50 рублей. Группы инвалидности, установленные до 1 января 2005 года, переводятся в нововве денные степени ограничения трудовой дея тельности следующим образом: I группа — 3 степень; II группа — 2 степень; III группа — 1 степень. Социальный пакет стоимостью 450 рублей включает в себя: — право на дополнительную бесплатную медицинскую помощь, в том числе обеспе чение необходимыми лекарствами по рецеп там врача; — путёвки при наличии медицинских по казаний на санаторно-курортное лечение; — бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также в междугороднем транспорте к месту лечения и обратно. Право на получение соцпакета име ют: — инвалиды войны; — участники Великой Отечественной вой ны; — ветераны боевых действий; — военнослужащие, проходившие служ бу в частях, не входящих в состав дей с тву ющей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 Сентября 1945 года; — лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; — лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах ПВО, на строительстве военных объектов; — члены семей погибших (умерших) ин валидов войны, участников войны и ветера нов боевых действий: — инвалиды; — дети-инвалиды. Гражданин, имеющий право на соцпа кет, может отказаться от него на следующий год. Для этого надо направить в местное отделение Пенсионного фонда письменное заявление до 1 октября предшествующего года. Допускается отказ: 1) от всего соцпа кета; 2) от дополнительной бесплатной ме дицинской помощи, снабжения лекарства ми, путевки на санаторно-курортное лечение; 3) от бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также в междугороднем транспорте к месту лечения и обратно. КТО ПЛАТИТ? Федеральный бюджет будет выплачи вать компенсации Героям России, Союза и Героям Социалистического Труда, инвали дам войны, участникам войны, участникам боевых действий, жителям блокадного Ле нинграда, инвалидам первой,второй и тре тьей групп, детям-инвалидам и инвалидам детства. Субъекты федерации будут финансиро вать ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий. Кроме того, на регионы ложится забота о финансирова нии льгот по оплате ЖКХ для «чернобыль цев» и инвалидов, социальной поддержке лиц, страдающих психическими заболева ниями, а также выплате ежемесячных детс ких пособий. ЭТИ льготы можно ЗАБЫТЬ с 2005 года лишаются льгот без ком пенсации следующие категории льготников: сельские учителя (права на бесплатное жи лье и коммунальные услуги), военнослужа щие (льготного медицинского и санаторно- ку[!)ортного лечения, права вне очереди уст роить ребенка в детский сад, школу-интер нат), беженцы (бесплатной медицинской по мощи, лекарств, бюджетной помощи для строительства и приобретения жилья). Кирилл МИХАЙЛОВ. ДИСКВАЛИФИКАЦИЯРУКОВОДИТЕЛЯ; ПРЕЦЕДЕНТСОЗДАН «Мы»уже сообщали о том, что постановлением суда руководитель СХПК «Аграрник» Василий Сладков дис квалифицирован сроком на один год. Сегодня мы пуб ликуем интервью с председателем Добровского рай онного суда Липецкой области Владимиром ШАЛЬНЕ- ВЫМ, который вынес это постановление. —ВладимирАлександро- фовано по ч .2 ст. 14.23 В И Ч , вами вынесено первое в Липецкой области поста новление о дисквалифика ции руководителя сельско хозяйственного предприятия за несвоевременную выпла ту работникам заработной платы. Расскажите, пожа луйста, нашим читателям об ответственности работодате ля за нарушение трудовых прав работников. — На мой взгляд, самым серьёзным нарушением тру довых прав граждан в нашей стране является задержка выплаты заработной платы работникам. Для того, чтобы заставить руководителей соблюдать требования закона и защи тить интересы работников, предусмотрены меры государ ственного принуждения и правовой ответственности за нарушение законодательства о труде. Так, Кодекс РФ об административных правона рушениях (КоАП РФ) предус матривает административ ную ответственность за нару шение законодательства о труде и об охране труда (ста тья 5.27). Часть первая дан ной статьи предусматривает наложение на должностных лиц организаций-работодате- лей административного штрафа в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (от 500 до 5000 рублей). В слу чае если должностное лицо уже подвергалось админист ративному наказанию за ана логичное правонарушение, к нему по постановлению рай онного суда применяется та кой вид административного наказания, предусмотренный ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, как дисквалификация на срок от одного года до трёх лет. При чём часть 2 ст. 5.27 КоАП РФ не предусматривает иных административных наказа ний, кроме дисквалифика ции. Административное нака зание в виде дисквалифика ции представляет собой ли шение физического лица пра ва занимать руководящие должности в исполнитель ном органе управления юри дического лица (предприя тия, организации, учрежде ния независимо от форм соб ственности), входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять пред принимательскую деятель ность по управлению юриди ческим лицом, а также уп равлять юридическим лицом в иных случаях, предусмот ренных законодательством Российской Федерации. Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организа ционно-распорядительные или административно-хозяй ственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую дея тельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управ ляющим. —Каким образом испол няется данное судебное по становление? — В соответствии с час тью 1 статьи 32.11 КоАП РФ немедленно после того, как постановление судьи о диск валификации вступило в за конную силу, лицо, в отно шении которого оно вынесе но, обязано его исполнить, то есть прекратить руководя щую деятельность.Часть 1 статьи 14.23 КоАП РФ уста навливает ответственность за такую управленческую дея тельность дисквалифициро ванного лица. Организации — во исполнение постанов ления о дисквалификации — обязаны расторгнуть договор с дисквалифицированным должностным лицом. За не исполнение этого юридичес кое лицо может быть оштра- КоАП РФ на сумму до ста тысяч рублей! Организациям под угро зой административного нака зания запрещается заклю чать контракты на осуществ ление деятельности по управ лению ими с дисквалифици рованными лицами. При заключении с граж данами договора на управ ление юридическим лицом организация обязана запро сить в органе, ведущем ре естр дисквалифицированных лиц, информацию о том, включён ли гражданин в данный реестр. Информация, содержащаяся в реестре дис квалифицированных лиц, является открытой для озна комления. Заинтересован ные лица вправе получить за плату информацию из реес тра в виде выписок о конк ретных дисквалифициро ванных людях. В марте этого года Пре зидент РФ подписал Указ, ко торым была произведена ре организация функций орга нов исполнительной власти. К сожалению, тот государ ственный орган, который от вечал за ведение реестра, был ликвидирован, а функции по ведению реестра дисквалифи цированных лиц его право преемникам переданы не были. Но это обстоятельство касается только ведения ре естра. Органы прокуратуры РФ, Государственные инспек ции по охране труда в субъек тах федерации обязаны кон тролировать исполнение по становлений судов о дисква лификации руководителей и в пределах своих полномо чий ставить вопрос о возбуж дении нового административ ного дела за неисполнение судебного постановления. Профсоюзные органы также имеют право ставить вопрос о недопущении заключения трудового контракта с ли цом, подвергнутым дисква лификации. Как я уже гово рил ранее, информация о дисквалифицированных ли цах носит открытый харак тер, что позволяет профсоюз ным орггшам получать копии вступивших в силу постанов лений о дисквалификации в любом суде России, а по ини циативе, к примеру. Государ ственной инспекции по охра не труда в субъекте федера ции, допустимо публиковать информацию о лицах, под вергнутых дисквалификации в областном органе печати. —Расскажите подробнее о самом деле, по которому вами создан такой значи тельный прецедент. — Являясь председате лем СХПК «Аграрник», рас положенного в селе Калики- но Добровского района Ли пецкой области, Василий Сладков, будучи ранее дваж ды подвергнутым админист ративным наказаниям (20.10.2003 г. и 4.03.2004 г.) за нарушение законодатель ства о труде, то есть за со вершение административ ных правонарушений, пре дусмотренных ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, проигнорировал указания Государственной инспекции по охране труда в Липецкой области и проку рора Добровского района о принятии мер к погашению задолженности по заработ ной плате перед работника ми СХПК. Проведённой Государ ственной инспекцией труда в Липецкой области проверкой было установлено, что за долженность по заработной плате перед работниками СХПК «Аграрник» за все пре дыдущие периоды работы на 1.05.2004 г. составила три миллиона сто тысяч рублей. В период с 4.03.2004 г. до момента окончания провер ки выявлена задолженность по зарплате за 2004 г. перед семнадцатью работниками на общую сумму сорок де вять тысяч пятьсот рублей. Указанные обстоятель ства свидетельствуют о фак те злостного нарушения ра ботодателем в СХПК «Аграр ник» конституционных прав граждан, предусмотренных ст. 37 Конституции РФ и тру довых прав работников это го СХПК, предусмотренных ст. 136 Трудового кодекса РФ. Согласно Уставу СХПК «Аграрник» функции работо дателя осуществляет предсе датель СХПК. В ходе судебного рассмот рения данного администра тивного дела В. Сладков свою вину признал полнос тью, правда, сослался на сложную экономическую си туацию в сельском хозяй стве, низкие цены на сель хозпродукцию при постоян ном росте цен на горючее и энергоносители. К моменту рассмотрения данного адми нистративного дела Сладков сложил с себя полномочия председателя СХПК, но оста вался членом правления СХПК «Аграрник». Суд при знал вину Василия Сладко- ва в совершении администра тивного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, доказанной и подверг его администра тивному наказанию в виде дисквалификации сроком на один год. Решением Липец кого областного суда от 5.07.2004 г. подтверждена законность и обоснованность постановления, принятого районным судом. — А на ваш взгляд, ка кая же причина в том, что в сельскохозяйственных пред приятиях из года в год скла дывается значительная за долженность по заработной плате при её невысоком раз мере? ^ р и этом ни один ру ководитель предприятия, имеющего задолженность перед работниками, добро вольно не желает покидать кресло руководителя вроде бы нерентабельного пред приятия. — Вообще-то, в вопросах экономики следует разби раться экономистам. В сель ском хозяйстве получение прибыли носит сезонный ха рактер и её можно учесть только после сбора урожая и его реализации. Это происхо дит во второй половине года, а до этого отрасль постоянно требует значительных финай- совых вложений. При плано вой советской экономике сельское хозяйство всегда было дотационным. Пере строиться к рыночным усло виям, выживать и ещё полу чать прибыль смогли далеко не все сельскохозяйственные предприятия . Тем более объяснить нашим энергети кам и нефтепереработчикам, почему губительно для этой отрасли повышать тарифы на энергоносители и топливо в период сева и уборки, воз можно только на областном или на федеральном уровне, и то не всегда это получает ся. Поэтому, действительно, в некоторых случаях задол женность по заработной пла те и её небольшой размер обусловлен объективными причинами, а именно, несба лансированностью экономи ческих межотраслевых взаи моотношений. Но в каждом конкретном случае следует усматривать и субъективный фактор. Неза висимо от каких-либо объек тивных трудностей, следует неукоснительно соблюдать требования законов, в том числе и по своевременной выплате зарплаты работни кам. Как вы правильно за метили, никто из руководи телей сельскохозяйственных предприятий не ушёл добро вольно даже из тех предпри ятий, которые разваливают ся. Значит, помимо заработ ной платы они умудряются извлекать из своей деятель ности какой-то дополнитель ный доход. Ответить на воп рос «Какой?» можно, вник нув в суть этой деятельнос ти. Требования Федерально го закона РФ «О сельскохо зяйственной кооперации» предусматривают, что каж дый сельскохозяйственный производственный коопера тив, подобный «Аграрнику», должен входить в аудиторс кий союз, что позволяло бы периодически проводить аудиторскую проверку их экономической деятельнос ти. И не только выявлять допущенные финансовые на рушения, но подсказывать руководителям наиболее эф фективные пути экономичес кой деятельности. К сожалению, в нашей области аудиторские союзы в системе сельхозкооперации не созданы, а это является основанием для ликвидации сельскохозяйственных коо перативов. Формально по ре шению Арбитражного суда все СХПК в Липецкой обла сти можно одномоментно ликвидировать из-за данно го невыполнения требования Федерального закона РФ «О сельскохозяйственной коопе рации». Но такое решение, естественно, не принесёт пользы ни хозяйствам, ни их работникам. А экономичес кая бесконтрольность порож дает предпосылки для нару шений трудовых прав работ ников данной отрасли. На это обстоятельство следует обратить более пристальное внимание и органам проку ратуры, и Государственной инспекции по охране труда в Липецкой области, и област ной администрации, и проф союзным органам. Отом, что нерентабельные предприятия при желании исправить ситуацию могут находить возможности для ликвидации задолженности по зарплате, свидетельствует такой факт. Одновременно с делом Сладкова в суд поступило аналогичное дело в отноше нии директора ЗАО «Больше- хомутецкое» А. Косикова. Проведённой Государствен ной инспекцией труда в Ли пецкой области проверкой установлено, что задолжен ность по заработной плате перед работниками ЗАО «Большехомутецкое» на 19.05.2004 г. составляет че тыреста сорок тысяч рублей девяноста двум работникам. Плюс задолженность в сум ме тридцать девять тысяч пятьсот рублей перед двенад цатью ранее уволенными ра ботниками. Вместе с тем в суде установлено, что после наложения административ ного наказания в виде штра фа Косиковым были предпри няты реальные меры по по гашению долгов по зарплате — выплачено около трехсот тысяч рублей. Поэтому к ад министративной ответствен ности в виде дисквалифика ции А. Косиков привлечён не был. — Скажите, а как ваше решение восприняло руко водство района? — С пониманием. После вынесения постановления вместе с главой администра ции Добровского района мы обсудили данную проблему. Ведь задача суда состоит не в том, чтобы бездумно сно сить повинные головы напра во и налево. Необходимо убе дить руководителей других предприятий, имеющих дол ги по зарплате, в том, что они своевременно должны пла тить зарплату своим работни кам, так как в противном случае люди лишаются ис точника существования. При этом рыночные отношения никак не должны трансфор мироваться в рабовладель ческие. И только если мето ды убеждения не подейству ют, административные и су дебные органы могут приме нять меры. В том, что люди должны своевременно полу чать зарплату, а нерадивые и незаконопослушные руко водители предприятий и уч реждений обязаны нести ус тановленную законом ответ ственность за допущенные нарушения трудовых прав граждан, мнение и руковод ства района, и суда единое. Иначе и быть не может. Беседовал Алексей КОЛБАСКО. В ОТРАСЛЕВЫХ ПРОФСОЮЗАХ ■и ... АГОЛОСОВАТЬИМЕЕШЬПРАВО! В конце июля президент Ассоциации промышленни ков горно-металлургическо го комплекса России Анато лий Сысоев направил в ад рес председателя Горно-ме таллургического профсоюза России Михаила Тарасенко представление о нарушении Центральным Советом проф союза Отраслевого тарифно го соглашения. Нарушение, по мнению А. Сысоева, зак лючалось в том, что совет принял решение о проведе нии поименного голосования членов ГМПР по вопросу организации осенью этого года общероссийской предуп редительной забастовки. В свою очередь М. Тара сенко в ответе на послание указал, что отказ правитель ства от признания необходи мости доведения минималь ной оплаты труда до разме ра прожиточного минимума, дальнейшее снижение едино го социального налога и, как следствие, переход на ни щенские пенсии, «монетиза ция льгот» без жесткого за кона об их индексации вы зывают негативную реакцию в обществе. По всем этим вопросам в правительство были направлены обраще ния ГМПР, однако никаких ответов на них не получено. Не поступило и конструктив ных предложений, в том чис ле о проведении переговоров по поставленным пробле мам. «Откровенное игнориро вание позиции профсоюзов государственными органами вынуждают нас перейти к более действенным формам протеста. На V съезде ГМПР было заявлено о готовности профсоюза всеми законны ми методами, вплоть до от раслевой и общенациональ ной забастовки, добиваться реализации выдвинутых тре бований. В связи с этим профсоюзы не исключают проведения осенью часовой предупредительной забастов ки», — считает М. Тарасен ко. Однако для принятия ре шения о забастовке необхо димо знать мнение каждого члена профсоюза. В связи с этим и проводится внутри- профсоюзная акция — по именное голосование (оп рос). Разве это — наруше ние? Только анализ получен ных данных, позиции Пра вительства РФ, консульта ции с другими профсоюза ми, с социальными партне рами в центре и на местах позволит принять решение о возможности организации и проведения забастовки. Так что, утверждает М. Тарасен ко, обвинение А. Сысоева о якобы имеющемся наруше нии Отраслевого тарифного соглашения является , по меньшей мере, преждевре менным. Липецкая террито ри альн ая ор гани зация ГМПР разделяет точку зре ния профсоюзного лидера. Подготовил Алексей ВЛАДИМИРОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz