Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
24 июля 2004 г., № 143 (22271) ЛИПЕЦКАЯ газета Д ея 1 вая Выпуск подготовили Алексей КОЛБАСКО и Виктор КУЗЬМИН совместно с управлением потребительского рынка администрагщи г. Липецка. > праздником! От КИОСКОВ до гипермаркетов в канун Дня работников торговли корреспондент «ЛГ» встретился с начальником управления потребительского рынка администрации города Липецка Ниной ДОРОФЕЕВОЙ. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ — Для начала немного цифр. Всего у нас в городе около 4 тысяч предприятий торговой отрасли, которые за первое полугодие внесли в бюджет 5,4 процента от всех налоговых отчислений. Впрочем, в процентном отношении это мало что говорит, а вот если перевести на числа, то доля торговых предприятий в бюджете составит почти 491 миллион руб лей. Но это только налоги. — А что еще городу могут дать торговые объекты? — Во-первых, вкладываются деньги для реконструкции, технического оснащения и оформления помещений. Такие магазины, кафе, рестораны (думаю, вы согласитесь со мной) посещать намного приятней, чем подстриженные под одну гребенку «сарайные» площади недавних времен. Во-вторых, благоустройство территории перед торговыми объектами тепмь делается самими предпринимателями. Вот пример: кафе «Плазма» (учредитель Владимир Капустянский) на улице Космонавтов — два прекрасных зала, восстанов ленный фонтанчик, 600 квадратных метров территории вы ложено новой плиткой. В-третьих, сейчас бизнесмены активно занимаются спон сорством, меценатством, курируют детские дома, другие со циальные объекты, и не от случая к случаю, а постоянно. Могу назвать предпринимателей Александра Назарова (ма газин «Слобода»), Андрея Плотникова (рестораны «Мельни ца», «Аквариум»), Андрея Афанасенко (оптовая база «Ас сорти») и многих других, у которых даже есть программы спонсорской помощи, которые не отказывают, если к ним обращаются с просьбами. В-четвертых, владельцы павильонов на остановках за свои деньги содержат и благоустраивают эти объекты. В общем, предприниматели отрасли только за первое полугодие уже инвествдовали в город 20 миллионов рублей. — Но кое-где на остановках, и не только на них. еще остаются старые киоски. — Мы постепенно отказываемся от «киосочной» торгов ли. Сейчас у нас планируются новые микрорайоны, где на первых этажах домов будут расположены объекты соцкуль тбыта. Причем проектироваться они будут согласно предло жениям самих предпринимателей. Разрабатываются и не сколько торгово-развлекательных центров. В 2006 году пла нируется открыть гипермаркет, где в одном магазине купить можно будет практически всё самое необходимое. — Сколь доступны будут эти магазины для людей с не высоким достатком? — Настолько же, насколько доступна сейчас торговая сеть «Корзинок», «Покупаек»... Что привлекает туда поку пателя? Низкие цены, порой ниже, чем на Центральном рын- ке. И как потребители мы защищены — товар можно взять в руки, рассмотреть всю информацию о нем, его изготовите ле, сроке годности и так далее. Магазинов эконом-класса сейчас 27, но сеть будет расширяться. Пристальное внимание мы обращаем и на рынки. Сегод ня самый привлекательный для продавцов и потребителей —Октябрьский рынок: уютно, чисто, цивилизованно. По та кому же принципу нужно привести в порядок и остальные. Не могу не отметить развивающуюся сеть спортивных магазинов. Для прививающегося здорового образа жизни это много значит. И, вы знаете, товар там востребован. Многие ведь занимаются спортом, охотой, рыбалкой, туризмом... — Нина Михайловна, я заметил, как в процессе разго вора мы постепенно подошли к тому, что вам обязательно хочется сказать в канун профессионального праздника ра ботников торговли. — Вы сами обратили на это внимание. Сегодня я хочу отметить только малую часть предпринимателей, успешно ра ботающих в сфере торговли и обслуживания ( к сожалению, в небольшой газетной заметке всех не перечислить. - Ред.). Очень хорошо развивается сеть магазинов «Фолиум». Лип чане уже смогли заметить доступные цены на технику, пред ставленную в этих магазинах, высокое качество реализ^уе- мой аппаратуры. Предприниматели Вадим Митновицкии и Анатолий Кобзев заслуживают большой похвалы — настолько это неравнодушные к делу люди, работают слаженно и, если хотите, красиво. Их деятельность постепенно расширяется. Они уже приобрели «Кристалл», который должен стать, не побоюсь этого слова, эталоном ювелирного магазина. Вынулись в город книжные магазины. Сегодня — это сеть «Клуб 36,6». Хозяйка — Любовь Зиновьева — человек, кот^ рый болеет душой за интеллектуальное развитие липчан. Зай дите в книжные магазины «Клуба 36,6», их сейчас 5 и все сделаны «на отлично». Каких только отделов там нет — предо ставлена литература всех жанров и направлений. Для детей оформлены специальные стенды, игровые уголки — это же так много значит для воспитания. Ведь за возрождение книж ной тотговли в нашем городе никто не брался долгие годы. (Спасибо Любови Никитичне за ее смелость и энергию. Ресторанный бизнес сейчас на подъеме. Наконец-то по явились национальные кухни — от русской до китайской. Липчане говорят «спасибо» Игорю Морозову за детские кафе. Отмечу и предпринимателей Александра Павлова, Валенти ну Попову, Константина Вадикова... — Что вы пожелаете всем вашим подопечным? — Взаимной даужбы и в дальнейшем, нормальных дело- 1 Й. Предприниматели понимают наши требова- вых отношении . . . . ния, а мы вникаем в их проблемы, стараемся помочь, не оставить один на один с трудностями. У нас завязался диа лог с предпринимателями, и такие отношения хотелось бы сохранить. Мы и сами, кстати, часто спрашиваем их совета, консультируемся, вырабатываем совместные тактику и стра тегию дальнейшего развития. Все это очень ценно. Но пока еще остается больное место в торговле — кадры. Существует их текучесть, ведь у людей не только большая материальная ответственность, еще важен и человеческий фактор — отношения с клиентом. Не всем это под силу. Се годня предприниматели организуют подготовку кадров с рас четом на то, что люди, познавшие азы и секреты торгового ремесла, станут работать именно на их предпмятиях, дру гими словами, готовят специалистов для себя. В этом случае выигрывают и сам предприниматель, и наемный работник, так как последний становится сразу востребован. Да и тор говля приобретает все более цивилизованный характер. И я верю, что за сегодняшними предпринимателями и молоды ми специалистами — будущее торговли. У Специальный выпуск, посвященный Дню работника торговли Алексей КРУТЬКО, президент Липецкой облаетной общеетвенной организации еодейетвия малому бизнесу ^ О т первого лица П родавцам — хорош их покупателей, покупателям — отличных продавцов Для малого бизнеса, хотя и в меньшей степени, чем раньше, основной сферой деятельности остается торговля. Поэтому праздник будет отмечать и большинство предпринимателей. ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА Некогда дикая торговая среда сегодня обретает все более цивилизованные черты. Посмотрите вокруг: сколько по явилось прекрасных магазинов, ухоженных, со вкусом оформ ленных, с широким ассорти ментом товаров, с высоким их качеством. Возникли и новые формы обслуживания для лю дей с различной степенью до хода— супермаркеты, фирмен ные магазины, мини-шопы, сеть магазинов эконом-класса, биз нес-класса. Очень заметно, что многие липчане предпочитают теперь приобретать, к примеру, одеж ду в соответствующих магази нах, а не покупать товары, иног да очень сомнительного каче ства, на вещевых рынках. Вспомните недавнее время: практически все россияне до вольствовались продукцией, произведенной в Турции, а се годня география стран, откуда везут товары, в том числе и в нашу область, очень обширна. И в этом основная заслуга при надлежит именно предпринима телям. Если взять продуктовый сек тор, то все больше и больше липчан предпочитают продукты местных производителей, неже ли импортные. Наши соки, ми неральная вода, йогурты, колба сы и так далее теперь уже ог ромным спросом пользуются в торговой сети, да и по качеству нередко превосходят зарубеж ные аналоги. Обилие торговых точек поро дило конкуренцию, а соответ ственно новые формы и качество обслуживания покупателей. Трудно в конкурентной среде работать предпринимателям в сфере торговли, а особенно на чинать дело, как говорится, с чистого листа. Нужно еще и учи тывать большой интерес к Ли пецкой области со стороны мос ковских компаний. Сама по себе конкуренция необходима — она подстегивает продавцов и дает более широкий выбор покупате лю. Однако не хотелось бы, что бы это явление переросло в кон курентные войны, когда могут возникнуть монополисты, дикту ющие цены на потребительском рынке. Поэтому мы пытаемся до казать, что местный предприни матель во всех отношениях (это и налоги, наполняющие бюджет, и спонсорство, и благотвори тельная деятельность, и низкие цены наконец) гораздо предпоч тительнее в области, чем иного родние компании. В общем есть у нас некоторая тревога на этот счет. Впрочем, в праздник приня то желать хорошее. Считаю, что день торговли — это не только профессиональный праздник ра ботников этой сферы, а и праз дник всех потребителей, каждо го из нас, потому что без тор говли наша жизнь просто немыс лима. Хочу пожелать работникам торговли богатого ассортимен та хороших товаров, как можно больше клиентов, а покупателям — внимательных, знающих свое дело специалистов и расшире ния выбора доступной и каче ственной продукции, которая на конец-то появилась на наших прилавках. гТак держать! Визитная карточка «Фолиума За последнее время липчане все чаще покупают удобную, добротно сработанную бытовую технику. И среди множества снабженных электроникой аппаратов особым спросом пользуются холодильники “Индезит”, стиральные машины “Аристон” и “Ардо”, телевизоры “Самсунг” и другие подобные товары. Предприятий, торгующих названной техникой, немало, но липчане предпочтение отдают магазину “Фолиум”. Когда бы вы ни зашли в любой из его филиалов (а их в городе несколько) —здесь всегда люди. И, заметьте, редко уходят без покупки. Чем же привлекает “Фолиум” покупателей? ^ , « «V*/ ? I , Ш ^ П о СТОРОНУ п р и л а в к а «Наша работа - это то же искусство», - считает владелец торговых предприятий Николай РОМАКИН Не цена определяет покупательский спрос сегодня, а качество. Помните? Скупой платит дважды! Можно каждый раз покупать товар по низким ценам, но срок службы его из-за качественных показателей, увы, будет недолгим. В конечном итоге потребитель потратит средств много больше, нежели купив, пусть дорогую, но качественную вещь, которая прослужит многие- многие годы. Владелец_торгового комплекса «Новосёл», магазинов «Старт» и «Ко лесо» Николаи Ромакин убежден, что работать необходимо, впервуюоче редь, на клиента — быстро и хорошо обслуживать давать консультации, практически никогда не говорить слова «нет», особенно когда дело каса ется ассортиментного перечня и наличия товара, изучать покупательский спрос, идти навстречу пожеланиям. Люди, пришедшие в магазин, иногда сами не знают, что им нужно. Значит, клиенту необходимо всё рассказать, показать, предложить ему именно тот товар, за которым он, собственно, и шел, или переориентировать на подобный, но лучший. Для этого, конеч но, нужны специалисты— не просто продавцы, а еще и консультанты. — У всех наших продавуов' среднетехническое и’ высшее' образова ние, — рассказывает Николаи Ромакин. — Сами мы, конечно, тоже обуча- ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА И НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА 0.1ыа .\НДРОС ()В \ — Секрет прост, — говорит руководитель отдела рекламы магазина Ирина Киянова. — Со трудники фирмы всегда стави ли интересы липчан в центр сво ей повседневной работы. Вспом ним историю создания рознич ной сети. “Фолиум" известен го рожанам с начала девяностых, однако видное место на рынке бытовой техники занял не сра зу. А все началось два года на зад. Именно тогда открылся склад-магазин “Фолиум" по Уни версальному проезду, 14. Жите ли города знают указанный рай он как место расположения боль шого количества оптовых баз. На это и рассчитывало руководство магазина, решая сразу две за дачи: первая — привлечение массового покупателя, вторая — использование возможности продавать товар по ценам, ниже ге не было до тех пор ни одного предприятия^ торгующего быто вой техникой. Второй — по Со ветской. В феврале этого года филиал “Фолиума" появился в открытом после реконструкции торговом доме Сокольский". Теперь жителям поселка нет ни какой необходимости ехать за такими покупками в центр — все под рукой. Так им образом “Фолиум" сам идет к покупателю. Однако открыть магазин в нужном мес те — это еще не все. Необходи мы и другие шаги навстречу. Один из таких шагов — возмож ность для липчан покупать то вар в кредит, и что самое важ ное, его можно оформить в лю бом филиале. ным и послегарантийным ремон том холодильников, стиральных машин, другой бытовой техни ки. В ближайшем будущем пла нируется бесплатная установка купленных влюбом филиале сти ральных машин. Нельзя не сказать и о том, что “Фолиум" — единственная торговая сеть, где цены на то вар фиксированные, а вот раз мер скидки можно оговорить с абот Схему погашения кредита клиент выбирает са_м. Делает констрентных. В тсом же две тысячи втором “Фолиум" открылся в здании бывшего магазина “Липецк", что на улице Космонавтов. Год спу стя открываются еще два мага- первыи взнос и спокойно отправ ляется домой ждать покупку. Кстати, доставку “Фолиум" осу ществляет бесплатно и не до подъезда, как это принято вдру гих магазинах, а прямо в квар- продавцом. И все это р ает, образно говоря, на кошелек по купателя. Естественно, при такой гиб кой схеме продаж важную роль играют продавцы. Продавец — лицо магазина. От его знаний, умения общаться с покупателя ми, заинтересованности зави сит не только объем продаж, но и желание человека заити в магазин за повторной покупкой. Большинство продавцов “Фолиума" — профессионалы высокого класса. Но и тут есть зина. Первый — рядом с рынком " ” 1 ". Жителям здеш- “Октябрьский них “спальных" районов очень удобно такое соседство: в окру- свои лидеры, с которых стара ются брать пример. Кстати, про- Средит — не единственная услуга покупателю. В “Фолиуме" работает свой сервисный центр, который занимается гарантии- давцами в магазине работают почти поголовно мужчины, а луч шим по итогам прошлого меся ца признана девушка — Ольга Андросова. Одна из двух. Пред ставляете, каково двум женщи нам соревноваться в таком деле с парнями? Только Ольга— про давец божьей милостью. Вряд ли кто еще может так заинтересо вать и обаять клиента, как она. Визитная карточка Ольги извес тна большинству покупателей “Энергии". Очаровательная улыбка и заботливое участие делают свое дело: от такого про давца трудно уйти без покупки. — Кто хоть однажды пооб щался с Андросовой, — говорит директор розничной сети Вадим ШигабиеВ;^— тот вряд ли пойдет в соседний магазин, такого вни мательного, технически грамот ного продавца редко встретишь. В своем деле Ольга и впрямь мастер. Отлично разби рается в тонкостях реализуемой техники. К тому же специалист с высшим образованием — за кончила Московскую государ ственную технологическую ака демию. Мастеров, подобных О. Анд росовой, в розничной сети не мало. Именно благодаря их чет кой и слаженной работе люди тянутся к “Фолиуму", доверяя и коллективу продавцов, и куплен ному здесь товару. |р ем специфике торговли. Плюс ко всему у человека должны еще бьгг_ желание работать вэтой сфере, коммуникабельность. Работа продавца— это искусство. Чтобы выжить в конкурентной среде -т-девиз один: товар всегда дол жен быть в достаточном количестве, ассортименте и хорошего качества. Необходимо делать все, чтобы покупатель, посетивший магазины однаж ды, стал уже постоянным клиентом. Поэтому Николай Ромакин считает, что каждый год в его торговой сети должно меняться не менее 30 процен тов товара на современную, модернизированную и еще более качествен ную продукцию. И количество сопутствующих услуг расширять совсем не помешает. В торговом комплексе «Новосёл», к примеру, специально сде ланы удобные подъезды для машин, товар покупателю погр^аят рабочие комплекса в форменной одежде, «безлошадные» здесь же могут заказать доставку на дом... Отсюда и занимают магазины Ромакина первые места в конкурсах на звание лучших магазинов Липецка. —Если бымне 15 лет назад сказали, что я буду торговать, не поверил бы, — улыбается Николай. — Хотя больше на сегодняшний день занима юсь строительством наших комплексов и решаю организационные воп росы. Готовим к сдаче торгово-сервисный центр «Колесо» на Московской, строим клуб на Советской, торговый центр на улице 8 Марта, будем рас ширять «Новосёл»... В общем, планов громадьё—не только в мыслях и на бумаге. Однако проблема номер один — подготовить все соответствующие документы. Помещение можно построить за 6 месяцев, а бумаги на него оформлять целый год. Но это беда не отдельно взятого Липецка, а всей страны — настолько еще несовершенно у нас законодательство, и не I. хо только в отношении к предпринимателям Х тя сегодня у коммерсантов и администрации Липецка сложилось взаимопонимание' А 14 лет назад были совсем другие отнои I шения. Как быто ни было, мнение о предприни мателе, как о перекупщике и спекулянте, давно изменилось в лучшую сторону. Главная задача собственника— подобрать хорошую и слаженную ко манду наемных работников. Без единомышленников не только идти впе ред, а и продуктивно работать в уже созданных условиях невозможно. Николай Ромакин считает, что пока это ему удается. На провокационный вопрос корреспондента: а не хочется иногда сме нить деятельность, уйти из сферы ,—НиколайМихайлович от- - торговли кровенно ответил, что такие мысли порой посещают ка>кдого предпри нимателя, больно уж много сил от- I. Но и « нимает эта ноша. шарахаться» из стороны в сторону Ромакин тоже не привык. Если каждый человек бу- дэт делать свое дело на совесть и с творческой выдумкой, то любая про фессия будет в почете, а из нашего языка навсегда исчезнет популярное некогда слово «торгаш». А в ы л ю б и т е РУССКУЮ к у х н ю ? Хозяйка Берендеева царства 1 1 1 :1 На одной из липецких улиц стоит русская бревенчатая изба, украшенная затейливым узором и орнаментом на темы крестьянского быта. Если зайти внутрь, то и вовсе глаза разбегаются: русская печь, ухваты, самовары, прялки, керосиновые лампы, тележки, хомуты... На полах домотканые дорожки, а посредине крепкие дубовые столы с белоснежными расшитыми скатертями, с деревянными стульями. Такой необычный интерьер предстает перёд глазами посетителя ресторана “Берендей”. Из городского шума и суеты сразу попадаешь в Берендеево царство, где тишь да благодать. Кра сивые, одетые в русские старинные одежды, ба рышни, бесшумно двигаясь, накрывают столы. А на столах — русские кушанья. Тут и бутерброды с икрой, и семга с лимоном, язык отварной, солян ка, окрошка, борщ, чай, соки, словом — все, что русской душе угодно. Особой популярностью у посетителей пользу ются рубец, холодец с хреном, свиные ножки, да еще русский суп и самый обыкновенный с виду квас. А между тем и суп необыкновенный, и квас особенный. Пробовали вы когда-нибудь первое. заправленное пельменями, копченостями, гриба ми? То-то и оно. А настоящий русский квас с ме дом, горчицей, хреном? Впрочем, в “Берендее" все отличается особым вкусом и аппетитностью: от пирогов с начинкой до компота. А почему, собственно, русская кухня и почему »й”? “Беренде Мы сидим с хозяйкой заведения Валентиной Башлыковой в небольшой, уютной комнате, и нич то не мешает нашей тихой, неторопливой бесе де. В ресторане не бывает шумной музыки и ра зухабистых застолий. Да и посетители — люди степенные, сплошь среднего возраста и старше: за чаем, а порой и коньяком ведут деловые, а чаще всего светские разговоры. — Почему русская кухня? — переспрашивает Валентина Васильевна и отвечает: — Мы, русские, как-то все сразу ринулись западать на иностран ные слова, употреблять чужую, порой совсем не по нашей душе, пищу. Вот я и подумала, а что если организовать что-то вроде небольшого рес торанчика с истинно русской кухней. С этого все и началось. Почему “Берендей"? Помните “Сне гурочку” с исконно русскими Берендеем, Лелем и прочими? Так вот, мне по душе пришелся Берен дей. Так и окрестила свое заведение. Было это три года назад. Сколько воды утек ло, сколько сил потрачено, пока “Берендей” стал такой, какой есть. Валентина Васильевна сама ездила в Муром за сосновыми бревнами — кто-то сказал, что тамошняя сосна долго держит тепло и дух русского леса. В окрестных муромских дерев нях собирала самовары, прялки, предметы ста ринного домашнего обихода. Трудно построить и обставить, согласно за думке, бревенчатый дом, но еще труднее органи зовать коллектив единомышленников. На сегодня в “Берендее” работают сорок человек. Сплошь все молодые и красивые девчата. А какие умелицы в своем деле! Пироги, выпеченные здесь, извест ны всему Липецку. А другие затейливые куша нья? Вот и стараются девчата под руководством подлинных мастеров кулинарного искусства Люд милы Лисенковой, Натальи Фирсовой и Зинаиды Силкиной. В Берендеевом царстве каждый на своем ме сте и держатся друг за дружку так, словно прора ботали рядом долгие годы. А все потому, что хо зяйка сама подает пример заботливого отноше ния к людям. В “Берендее" учатся все (кто на заочном, кто на вечернем отделениях), регулярно пополняя за пас своих профессиональных знаний. Оплачивает же учебу Башлыкова. Да й сама Валентина Васи льевна учится постоянно. С заведующей произ водством часто бывают в Москве, посещают из вестные русской кухней рестораны. Лучшее вне дряют у себя и делают достоянием посетителей. Все это плюс старания коллектива дают по ложительные результаты. Валентина Васильев на с гордостью показывает награды победителя в различных областных и всероссийских конкур сах, грамоты, дипломы, благодарственные пись ма. Рассматривая знаки отличия, мы подумали: ' Сл есть награды — должны быть и жалобы. овно угадав наши мысли, хозяйка оживилась: — Могу похвастаться — за все время суще ствования заведения не слышали от посетителей ни одного нарекания. Вкусно приготовленные блю да и хорошее обслуживание — своего рода визит ная карточка нашего ресторана. Впрочем, по-дру гому и быть не может. У нас часто бывают иност ранные гости. Вот и стараемся не ударить в грязь лицом. В том, что “Берендей” процветает — заслуга исключительно Башлыковой. Беседуя с нею, удив ляешься ее способности обо всем думать, все учи тывать, обо всех заботиться. — Откуда такая хозяйская струнка? — спраши ваем. — Выросла в сельской семье. Да и у самой трое детей. Это теперь они взрослые, а раньше ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА Валентина БАШЛЫКОВА обуть, одеть, накормить каждого надо было, вот и кроилась как белка в колесе. Я и сейчас без рабо ты не могу. Если все делать с душой и любовью к людям — всегда все получится. В этих словах вся Валентина Башлыкова— хра нительница русской кухни, хозяйка Берендеева цар ства.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz