Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

24 июля 2004 г., № 143 (22271) ЛИПЕЦКАЯ газета Д ея 1 вая Выпуск подготовили Алексей КОЛБАСКО и Виктор КУЗЬМИН совместно с управлением потребительского рынка администрагщи г. Липецка. > праздником! От КИОСКОВ до гипермаркетов в канун Дня работников торговли корреспондент «ЛГ» встретился с начальником управления потребительского рынка администрации города Липецка Ниной ДОРОФЕЕВОЙ. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ — Для начала немного цифр. Всего у нас в городе около 4 тысяч предприятий торговой отрасли, которые за первое полугодие внесли в бюджет 5,4 процента от всех налоговых отчислений. Впрочем, в процентном отношении это мало что говорит, а вот если перевести на числа, то доля торговых предприятий в бюджете составит почти 491 миллион руб­ лей. Но это только налоги. — А что еще городу могут дать торговые объекты? — Во-первых, вкладываются деньги для реконструкции, технического оснащения и оформления помещений. Такие магазины, кафе, рестораны (думаю, вы согласитесь со мной) посещать намного приятней, чем подстриженные под одну гребенку «сарайные» площади недавних времен. Во-вторых, благоустройство территории перед торговыми объектами тепмь делается самими предпринимателями. Вот пример: кафе «Плазма» (учредитель Владимир Капустянский) на улице Космонавтов — два прекрасных зала, восстанов­ ленный фонтанчик, 600 квадратных метров территории вы­ ложено новой плиткой. В-третьих, сейчас бизнесмены активно занимаются спон­ сорством, меценатством, курируют детские дома, другие со­ циальные объекты, и не от случая к случаю, а постоянно. Могу назвать предпринимателей Александра Назарова (ма­ газин «Слобода»), Андрея Плотникова (рестораны «Мельни­ ца», «Аквариум»), Андрея Афанасенко (оптовая база «Ас­ сорти») и многих других, у которых даже есть программы спонсорской помощи, которые не отказывают, если к ним обращаются с просьбами. В-четвертых, владельцы павильонов на остановках за свои деньги содержат и благоустраивают эти объекты. В общем, предприниматели отрасли только за первое полугодие уже инвествдовали в город 20 миллионов рублей. — Но кое-где на остановках, и не только на них. еще остаются старые киоски. — Мы постепенно отказываемся от «киосочной» торгов­ ли. Сейчас у нас планируются новые микрорайоны, где на первых этажах домов будут расположены объекты соцкуль­ тбыта. Причем проектироваться они будут согласно предло­ жениям самих предпринимателей. Разрабатываются и не­ сколько торгово-развлекательных центров. В 2006 году пла­ нируется открыть гипермаркет, где в одном магазине купить можно будет практически всё самое необходимое. — Сколь доступны будут эти магазины для людей с не­ высоким достатком? — Настолько же, насколько доступна сейчас торговая сеть «Корзинок», «Покупаек»... Что привлекает туда поку­ пателя? Низкие цены, порой ниже, чем на Центральном рын- ке. И как потребители мы защищены — товар можно взять в руки, рассмотреть всю информацию о нем, его изготовите­ ле, сроке годности и так далее. Магазинов эконом-класса сейчас 27, но сеть будет расширяться. Пристальное внимание мы обращаем и на рынки. Сегод­ ня самый привлекательный для продавцов и потребителей —Октябрьский рынок: уютно, чисто, цивилизованно. По та­ кому же принципу нужно привести в порядок и остальные. Не могу не отметить развивающуюся сеть спортивных магазинов. Для прививающегося здорового образа жизни это много значит. И, вы знаете, товар там востребован. Многие ведь занимаются спортом, охотой, рыбалкой, туризмом... — Нина Михайловна, я заметил, как в процессе разго­ вора мы постепенно подошли к тому, что вам обязательно хочется сказать в канун профессионального праздника ра­ ботников торговли. — Вы сами обратили на это внимание. Сегодня я хочу отметить только малую часть предпринимателей, успешно ра­ ботающих в сфере торговли и обслуживания ( к сожалению, в небольшой газетной заметке всех не перечислить. - Ред.). Очень хорошо развивается сеть магазинов «Фолиум». Лип­ чане уже смогли заметить доступные цены на технику, пред­ ставленную в этих магазинах, высокое качество реализ^уе- мой аппаратуры. Предприниматели Вадим Митновицкии и Анатолий Кобзев заслуживают большой похвалы — настолько это неравнодушные к делу люди, работают слаженно и, если хотите, красиво. Их деятельность постепенно расширяется. Они уже приобрели «Кристалл», который должен стать, не побоюсь этого слова, эталоном ювелирного магазина. Вынулись в город книжные магазины. Сегодня — это сеть «Клуб 36,6». Хозяйка — Любовь Зиновьева — человек, кот^ рый болеет душой за интеллектуальное развитие липчан. Зай­ дите в книжные магазины «Клуба 36,6», их сейчас 5 и все сделаны «на отлично». Каких только отделов там нет — предо­ ставлена литература всех жанров и направлений. Для детей оформлены специальные стенды, игровые уголки — это же так много значит для воспитания. Ведь за возрождение книж­ ной тотговли в нашем городе никто не брался долгие годы. (Спасибо Любови Никитичне за ее смелость и энергию. Ресторанный бизнес сейчас на подъеме. Наконец-то по­ явились национальные кухни — от русской до китайской. Липчане говорят «спасибо» Игорю Морозову за детские кафе. Отмечу и предпринимателей Александра Павлова, Валенти­ ну Попову, Константина Вадикова... — Что вы пожелаете всем вашим подопечным? — Взаимной даужбы и в дальнейшем, нормальных дело- 1 Й. Предприниматели понимают наши требова- вых отношении . . . . ния, а мы вникаем в их проблемы, стараемся помочь, не оставить один на один с трудностями. У нас завязался диа­ лог с предпринимателями, и такие отношения хотелось бы сохранить. Мы и сами, кстати, часто спрашиваем их совета, консультируемся, вырабатываем совместные тактику и стра­ тегию дальнейшего развития. Все это очень ценно. Но пока еще остается больное место в торговле — кадры. Существует их текучесть, ведь у людей не только большая материальная ответственность, еще важен и человеческий фактор — отношения с клиентом. Не всем это под силу. Се­ годня предприниматели организуют подготовку кадров с рас­ четом на то, что люди, познавшие азы и секреты торгового ремесла, станут работать именно на их предпмятиях, дру­ гими словами, готовят специалистов для себя. В этом случае выигрывают и сам предприниматель, и наемный работник, так как последний становится сразу востребован. Да и тор­ говля приобретает все более цивилизованный характер. И я верю, что за сегодняшними предпринимателями и молоды­ ми специалистами — будущее торговли. У Специальный выпуск, посвященный Дню работника торговли Алексей КРУТЬКО, президент Липецкой облаетной общеетвенной организации еодейетвия малому бизнесу ^ О т первого лица П родавцам — хорош их покупателей, покупателям — отличных продавцов Для малого бизнеса, хотя и в меньшей степени, чем раньше, основной сферой деятельности остается торговля. Поэтому праздник будет отмечать и большинство предпринимателей. ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА Некогда дикая торговая среда сегодня обретает все более цивилизованные черты. Посмотрите вокруг: сколько по­ явилось прекрасных магазинов, ухоженных, со вкусом оформ­ ленных, с широким ассорти­ ментом товаров, с высоким их качеством. Возникли и новые формы обслуживания для лю­ дей с различной степенью до­ хода— супермаркеты, фирмен­ ные магазины, мини-шопы, сеть магазинов эконом-класса, биз­ нес-класса. Очень заметно, что многие липчане предпочитают теперь приобретать, к примеру, одеж­ ду в соответствующих магази­ нах, а не покупать товары, иног­ да очень сомнительного каче­ ства, на вещевых рынках. Вспомните недавнее время: практически все россияне до­ вольствовались продукцией, произведенной в Турции, а се­ годня география стран, откуда везут товары, в том числе и в нашу область, очень обширна. И в этом основная заслуга при­ надлежит именно предпринима­ телям. Если взять продуктовый сек­ тор, то все больше и больше липчан предпочитают продукты местных производителей, неже­ ли импортные. Наши соки, ми­ неральная вода, йогурты, колба­ сы и так далее теперь уже ог­ ромным спросом пользуются в торговой сети, да и по качеству нередко превосходят зарубеж­ ные аналоги. Обилие торговых точек поро­ дило конкуренцию, а соответ­ ственно новые формы и качество обслуживания покупателей. Трудно в конкурентной среде работать предпринимателям в сфере торговли, а особенно на­ чинать дело, как говорится, с чистого листа. Нужно еще и учи­ тывать большой интерес к Ли­ пецкой области со стороны мос­ ковских компаний. Сама по себе конкуренция необходима — она подстегивает продавцов и дает более широкий выбор покупате­ лю. Однако не хотелось бы, что­ бы это явление переросло в кон­ курентные войны, когда могут возникнуть монополисты, дикту­ ющие цены на потребительском рынке. Поэтому мы пытаемся до­ казать, что местный предприни­ матель во всех отношениях (это и налоги, наполняющие бюджет, и спонсорство, и благотвори­ тельная деятельность, и низкие цены наконец) гораздо предпоч­ тительнее в области, чем иного­ родние компании. В общем есть у нас некоторая тревога на этот счет. Впрочем, в праздник приня­ то желать хорошее. Считаю, что день торговли — это не только профессиональный праздник ра­ ботников этой сферы, а и праз­ дник всех потребителей, каждо­ го из нас, потому что без тор­ говли наша жизнь просто немыс­ лима. Хочу пожелать работникам торговли богатого ассортимен­ та хороших товаров, как можно больше клиентов, а покупателям — внимательных, знающих свое дело специалистов и расшире­ ния выбора доступной и каче­ ственной продукции, которая на­ конец-то появилась на наших прилавках. гТак держать! Визитная карточка «Фолиума За последнее время липчане все чаще покупают удобную, добротно сработанную бытовую технику. И среди множества снабженных электроникой аппаратов особым спросом пользуются холодильники “Индезит”, стиральные машины “Аристон” и “Ардо”, телевизоры “Самсунг” и другие подобные товары. Предприятий, торгующих названной техникой, немало, но липчане предпочтение отдают магазину “Фолиум”. Когда бы вы ни зашли в любой из его филиалов (а их в городе несколько) —здесь всегда люди. И, заметьте, редко уходят без покупки. Чем же привлекает “Фолиум” покупателей? ^ , « «V*/ ? I , Ш ^ П о СТОРОНУ п р и л а в к а «Наша работа - это то же искусство», - считает владелец торговых предприятий Николай РОМАКИН Не цена определяет покупательский спрос сегодня, а качество. Помните? Скупой платит дважды! Можно каждый раз покупать товар по низким ценам, но срок службы его из-за качественных показателей, увы, будет недолгим. В конечном итоге потребитель потратит средств много больше, нежели купив, пусть дорогую, но качественную вещь, которая прослужит многие- многие годы. Владелец_торгового комплекса «Новосёл», магазинов «Старт» и «Ко­ лесо» Николаи Ромакин убежден, что работать необходимо, впервуюоче­ редь, на клиента — быстро и хорошо обслуживать давать консультации, практически никогда не говорить слова «нет», особенно когда дело каса­ ется ассортиментного перечня и наличия товара, изучать покупательский спрос, идти навстречу пожеланиям. Люди, пришедшие в магазин, иногда сами не знают, что им нужно. Значит, клиенту необходимо всё рассказать, показать, предложить ему именно тот товар, за которым он, собственно, и шел, или переориентировать на подобный, но лучший. Для этого, конеч­ но, нужны специалисты— не просто продавцы, а еще и консультанты. — У всех наших продавуов' среднетехническое и’ высшее' образова­ ние, — рассказывает Николаи Ромакин. — Сами мы, конечно, тоже обуча- ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА И НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА 0.1ыа .\НДРОС ()В \ — Секрет прост, — говорит руководитель отдела рекламы магазина Ирина Киянова. — Со­ трудники фирмы всегда стави­ ли интересы липчан в центр сво­ ей повседневной работы. Вспом­ ним историю создания рознич­ ной сети. “Фолиум" известен го­ рожанам с начала девяностых, однако видное место на рынке бытовой техники занял не сра­ зу. А все началось два года на­ зад. Именно тогда открылся склад-магазин “Фолиум" по Уни­ версальному проезду, 14. Жите­ ли города знают указанный рай­ он как место расположения боль­ шого количества оптовых баз. На это и рассчитывало руководство магазина, решая сразу две за­ дачи: первая — привлечение массового покупателя, вторая — использование возможности продавать товар по ценам, ниже ге не было до тех пор ни одного предприятия^ торгующего быто­ вой техникой. Второй — по Со­ ветской. В феврале этого года филиал “Фолиума" появился в открытом после реконструкции торговом доме Сокольский". Теперь жителям поселка нет ни­ какой необходимости ехать за такими покупками в центр — все под рукой. Так им образом “Фолиум" сам идет к покупателю. Однако открыть магазин в нужном мес­ те — это еще не все. Необходи­ мы и другие шаги навстречу. Один из таких шагов — возмож­ ность для липчан покупать то­ вар в кредит, и что самое важ­ ное, его можно оформить в лю­ бом филиале. ным и послегарантийным ремон­ том холодильников, стиральных машин, другой бытовой техни­ ки. В ближайшем будущем пла­ нируется бесплатная установка купленных влюбом филиале сти­ ральных машин. Нельзя не сказать и о том, что “Фолиум" — единственная торговая сеть, где цены на то­ вар фиксированные, а вот раз­ мер скидки можно оговорить с абот Схему погашения кредита клиент выбирает са_м. Делает констрентных. В тсом же две тысячи втором “Фолиум" открылся в здании бывшего магазина “Липецк", что на улице Космонавтов. Год спу­ стя открываются еще два мага- первыи взнос и спокойно отправ­ ляется домой ждать покупку. Кстати, доставку “Фолиум" осу­ ществляет бесплатно и не до подъезда, как это принято вдру­ гих магазинах, а прямо в квар- продавцом. И все это р ает, образно говоря, на кошелек по­ купателя. Естественно, при такой гиб­ кой схеме продаж важную роль играют продавцы. Продавец — лицо магазина. От его знаний, умения общаться с покупателя­ ми, заинтересованности зави­ сит не только объем продаж, но и желание человека заити в магазин за повторной покупкой. Большинство продавцов “Фолиума" — профессионалы высокого класса. Но и тут есть зина. Первый — рядом с рынком " ” 1 ". Жителям здеш- “Октябрьский них “спальных" районов очень удобно такое соседство: в окру- свои лидеры, с которых стара­ ются брать пример. Кстати, про- Средит — не единственная услуга покупателю. В “Фолиуме" работает свой сервисный центр, который занимается гарантии- давцами в магазине работают почти поголовно мужчины, а луч­ шим по итогам прошлого меся­ ца признана девушка — Ольга Андросова. Одна из двух. Пред­ ставляете, каково двум женщи­ нам соревноваться в таком деле с парнями? Только Ольга— про­ давец божьей милостью. Вряд ли кто еще может так заинтересо­ вать и обаять клиента, как она. Визитная карточка Ольги извес­ тна большинству покупателей “Энергии". Очаровательная улыбка и заботливое участие делают свое дело: от такого про­ давца трудно уйти без покупки. — Кто хоть однажды пооб­ щался с Андросовой, — говорит директор розничной сети Вадим ШигабиеВ;^— тот вряд ли пойдет в соседний магазин, такого вни­ мательного, технически грамот­ ного продавца редко встретишь. В своем деле Ольга и впрямь мастер. Отлично разби­ рается в тонкостях реализуемой техники. К тому же специалист с высшим образованием — за­ кончила Московскую государ­ ственную технологическую ака­ демию. Мастеров, подобных О. Анд­ росовой, в розничной сети не­ мало. Именно благодаря их чет­ кой и слаженной работе люди тянутся к “Фолиуму", доверяя и коллективу продавцов, и куплен­ ному здесь товару. |р ем специфике торговли. Плюс ко всему у человека должны еще бьгг_ желание работать вэтой сфере, коммуникабельность. Работа продавца— это искусство. Чтобы выжить в конкурентной среде -т-девиз один: товар всегда дол­ жен быть в достаточном количестве, ассортименте и хорошего качества. Необходимо делать все, чтобы покупатель, посетивший магазины однаж­ ды, стал уже постоянным клиентом. Поэтому Николай Ромакин считает, что каждый год в его торговой сети должно меняться не менее 30 процен­ тов товара на современную, модернизированную и еще более качествен­ ную продукцию. И количество сопутствующих услуг расширять совсем не помешает. В торговом комплексе «Новосёл», к примеру, специально сде­ ланы удобные подъезды для машин, товар покупателю погр^аят рабочие комплекса в форменной одежде, «безлошадные» здесь же могут заказать доставку на дом... Отсюда и занимают магазины Ромакина первые места в конкурсах на звание лучших магазинов Липецка. —Если бымне 15 лет назад сказали, что я буду торговать, не поверил бы, — улыбается Николай. — Хотя больше на сегодняшний день занима­ юсь строительством наших комплексов и решаю организационные воп­ росы. Готовим к сдаче торгово-сервисный центр «Колесо» на Московской, строим клуб на Советской, торговый центр на улице 8 Марта, будем рас­ ширять «Новосёл»... В общем, планов громадьё—не только в мыслях и на бумаге. Однако проблема номер один — подготовить все соответствующие документы. Помещение можно построить за 6 месяцев, а бумаги на него оформлять целый год. Но это беда не отдельно взятого Липецка, а всей страны — настолько еще несовершенно у нас законодательство, и не I. хо только в отношении к предпринимателям Х тя сегодня у коммерсантов и администрации Липецка сложилось взаимопонимание' А 14 лет назад были совсем другие отнои I шения. Как быто ни было, мнение о предприни­ мателе, как о перекупщике и спекулянте, давно изменилось в лучшую сторону. Главная задача собственника— подобрать хорошую и слаженную ко­ манду наемных работников. Без единомышленников не только идти впе­ ред, а и продуктивно работать в уже созданных условиях невозможно. Николай Ромакин считает, что пока это ему удается. На провокационный вопрос корреспондента: а не хочется иногда сме­ нить деятельность, уйти из сферы ,—НиколайМихайлович от- - торговли кровенно ответил, что такие мысли порой посещают ка>кдого предпри­ нимателя, больно уж много сил от- I. Но и « нимает эта ноша. шарахаться» из стороны в сторону Ромакин тоже не привык. Если каждый человек бу- дэт делать свое дело на совесть и с творческой выдумкой, то любая про­ фессия будет в почете, а из нашего языка навсегда исчезнет популярное некогда слово «торгаш». А в ы л ю б и т е РУССКУЮ к у х н ю ? Хозяйка Берендеева царства 1 1 1 :1 На одной из липецких улиц стоит русская бревенчатая изба, украшенная затейливым узором и орнаментом на темы крестьянского быта. Если зайти внутрь, то и вовсе глаза разбегаются: русская печь, ухваты, самовары, прялки, керосиновые лампы, тележки, хомуты... На полах домотканые дорожки, а посредине крепкие дубовые столы с белоснежными расшитыми скатертями, с деревянными стульями. Такой необычный интерьер предстает перёд глазами посетителя ресторана “Берендей”. Из городского шума и суеты сразу попадаешь в Берендеево царство, где тишь да благодать. Кра­ сивые, одетые в русские старинные одежды, ба­ рышни, бесшумно двигаясь, накрывают столы. А на столах — русские кушанья. Тут и бутерброды с икрой, и семга с лимоном, язык отварной, солян­ ка, окрошка, борщ, чай, соки, словом — все, что русской душе угодно. Особой популярностью у посетителей пользу­ ются рубец, холодец с хреном, свиные ножки, да еще русский суп и самый обыкновенный с виду квас. А между тем и суп необыкновенный, и квас особенный. Пробовали вы когда-нибудь первое. заправленное пельменями, копченостями, гриба­ ми? То-то и оно. А настоящий русский квас с ме­ дом, горчицей, хреном? Впрочем, в “Берендее" все отличается особым вкусом и аппетитностью: от пирогов с начинкой до компота. А почему, собственно, русская кухня и почему »й”? “Беренде Мы сидим с хозяйкой заведения Валентиной Башлыковой в небольшой, уютной комнате, и нич­ то не мешает нашей тихой, неторопливой бесе­ де. В ресторане не бывает шумной музыки и ра­ зухабистых застолий. Да и посетители — люди степенные, сплошь среднего возраста и старше: за чаем, а порой и коньяком ведут деловые, а чаще всего светские разговоры. — Почему русская кухня? — переспрашивает Валентина Васильевна и отвечает: — Мы, русские, как-то все сразу ринулись западать на иностран­ ные слова, употреблять чужую, порой совсем не по нашей душе, пищу. Вот я и подумала, а что если организовать что-то вроде небольшого рес­ торанчика с истинно русской кухней. С этого все и началось. Почему “Берендей"? Помните “Сне­ гурочку” с исконно русскими Берендеем, Лелем и прочими? Так вот, мне по душе пришелся Берен­ дей. Так и окрестила свое заведение. Было это три года назад. Сколько воды утек­ ло, сколько сил потрачено, пока “Берендей” стал такой, какой есть. Валентина Васильевна сама ездила в Муром за сосновыми бревнами — кто-то сказал, что тамошняя сосна долго держит тепло и дух русского леса. В окрестных муромских дерев­ нях собирала самовары, прялки, предметы ста­ ринного домашнего обихода. Трудно построить и обставить, согласно за­ думке, бревенчатый дом, но еще труднее органи­ зовать коллектив единомышленников. На сегодня в “Берендее” работают сорок человек. Сплошь все молодые и красивые девчата. А какие умелицы в своем деле! Пироги, выпеченные здесь, извест­ ны всему Липецку. А другие затейливые куша­ нья? Вот и стараются девчата под руководством подлинных мастеров кулинарного искусства Люд­ милы Лисенковой, Натальи Фирсовой и Зинаиды Силкиной. В Берендеевом царстве каждый на своем ме­ сте и держатся друг за дружку так, словно прора­ ботали рядом долгие годы. А все потому, что хо­ зяйка сама подает пример заботливого отноше­ ния к людям. В “Берендее" учатся все (кто на заочном, кто на вечернем отделениях), регулярно пополняя за­ пас своих профессиональных знаний. Оплачивает же учебу Башлыкова. Да й сама Валентина Васи­ льевна учится постоянно. С заведующей произ­ водством часто бывают в Москве, посещают из­ вестные русской кухней рестораны. Лучшее вне­ дряют у себя и делают достоянием посетителей. Все это плюс старания коллектива дают по­ ложительные результаты. Валентина Васильев­ на с гордостью показывает награды победителя в различных областных и всероссийских конкур­ сах, грамоты, дипломы, благодарственные пись­ ма. Рассматривая знаки отличия, мы подумали: ' Сл есть награды — должны быть и жалобы. овно угадав наши мысли, хозяйка оживилась: — Могу похвастаться — за все время суще­ ствования заведения не слышали от посетителей ни одного нарекания. Вкусно приготовленные блю­ да и хорошее обслуживание — своего рода визит­ ная карточка нашего ресторана. Впрочем, по-дру­ гому и быть не может. У нас часто бывают иност­ ранные гости. Вот и стараемся не ударить в грязь лицом. В том, что “Берендей” процветает — заслуга исключительно Башлыковой. Беседуя с нею, удив­ ляешься ее способности обо всем думать, все учи­ тывать, обо всех заботиться. — Откуда такая хозяйская струнка? — спраши­ ваем. — Выросла в сельской семье. Да и у самой трое детей. Это теперь они взрослые, а раньше ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА Валентина БАШЛЫКОВА обуть, одеть, накормить каждого надо было, вот и кроилась как белка в колесе. Я и сейчас без рабо­ ты не могу. Если все делать с душой и любовью к людям — всегда все получится. В этих словах вся Валентина Башлыкова— хра­ нительница русской кухни, хозяйка Берендеева цар­ ства.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz