Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

П ___ (2 о Ю 3 Беларусь—Россия 22 ИЮЛЯ 2004 ЧЕТВЕРГ № 27 (176) Заплати налоги и не забудь про соседа Фискальные органы стран-соседей уже готовятся к Новому году партнеры Аэлита Сюльжина М И Н С К с 1 ЯНВАРЯ 2005 года Россия и Беларусь могут стать еще на один шаг ближе друг к другу. Этот шаг готовы сделать самые серьезные ведомства двух стран — фискальные. Изменения кос­ нутся налога на добавленную стоимость во взаимной тор гов ­ ле, и не только. Проект закона о бюджете Бе­ ларуси на будущий год вынесен на рассмотрение правительства. Главная его особенность — оче­ редное снижение фискальной на­ грузки на экономику, в том числе и за счет уменьшения ставок обо­ ротных налогов. Финансисты по­ лагают, что сборы с оборота то­ варов и услуг не наносят серьез­ ного ущерба бизнесу только тог­ да, когда их размер не превыша­ ет 2 процентов. Отечественные же предприятия отчисляют в не­ сколько специальных фондов 4,15 процента с выручки. На эти средства содержатся и ремонти­ руются дороги, ведомственное жилье, кредитуются сельхозпро- изводство и социальные про­ граммы... Именно поэтому тут не­ обходим оптимальный баланс. Заместитель министра по на­ логам и сборам нашей страны Лариса КОНДРАТОВА считает, что помимо подоходного налога, наличием налогов с оборота бе­ лорусская фискальная система отличается от российской. — России, — отметила Лари­ са Кондратова, — постепенно удалось уйти от системы оборот­ ных налогов. Это, конечно, боль­ шое облегчение для производст­ венных предприятий. Но не стоит забывать, что экономика Бела­ руси не обладает столь серьез­ ной добывающей отраслью, на которую россияне смогли пере­ ложить налоговую нагрузку. Полностью отказаться от оборот­ ных налогов мы сможем только постепенно. В 2005 году Бела­ русь предполагает упразднить только отчисления в жилищный инвестиционный фонд. ' Кроме то го , прошел очеред­ ной раунд переговоров минист­ ров финансов двух стран о нало­ ге на добавленную стоимость во взаимной торговле. С нового го­ да Беларусь и Россия переходят на международный принцип взимания НДС «по стране на­ значения». То есть товары и ус­ луги, предназначенные на э кс ­ порт, будут облагаться налогом не там, где производятся, ка к сейчас, а там, где продаются. До недавних пор главной пробле­ мой здесь было отсутствие удобного алгоритма работы — ведь между Россией и Белару­ сью нет таможенной границы, что усложняло контроль за упла­ той входного НДС. Но, ка к гово­ рится, ничего невозможного нет. Механизм налогообложе­ ния товаров уже продуман. Предполагается, что подтвер­ ждение экспорта и применение нулевой ставки НДС на товары экспортера на родине и будет считаться фактом уплаты этого косвенного налога. Однако российские и бело­ русские финансисты ведут дли­ тельные переговоры не только по этому поводу. Вообще уплата налога на добавленную стои­ мость по принципу страны назна­ чения при нынешнем балансе экспорта и импорта выгодна Бе­ ларуси. Она покупает в России больше, чем продаем туда. Од­ нако все страны СНГ, с которыми Россия перешла на международ­ ные принципы взимания НДС, получают его в свой бюджет со всех товаров и услуг, за исключе­ нием нефти и газа. Если минист­ ры финансов не договорятся о другом варианте, то то же будет применяться и в отношении Бе­ ларуси. А ведь углеводородное сырье составляет около 40 про­ центов белорусского импорта из Российской Федерации. Значит ли это, что ввозимые энергоно­ сители будут облагаться по-ста­ рому, а все остальное — по-но­ вому? Есть над чем поработать экспертам. Во всяком случае до конца года фискальные ведом­ ства двух стран все разночтения должны ликвидировать. Себя показать, на людей посмотреть Фестиваль — повод поговорить о малом бизнесе прямые связи Сергей Голесник В И Т Е Б С К _______________________________ «КАК считаете, — интересуюсь я у председателя Смоленского центра астрологических иссле­ дований Виталия Бажанова, уча­ стника IVвыставки-ярмарки «Ма­ лый бизнес в фестивальном Ви­ тебске», — каковы перспективы сотрудничества российских и бе­ лорусских предпринимателей?» «Чтобы ответить на этот вопрос, — отвечает Виталий Олегович, — не нужно быть ни астрологом, ни провидцем. Жизнь показыва­ ет, что мы нужны друг другу, поэ­ тому в дальнейшем связи будут крепнуть и расширяться». Смоляне и москвичи фести­ вальный Витебск посещают регу­ лярно. На сей раз они представи­ ли самый широкий спектр това­ ров — от изделий из кожи и ле­ чебных препаратов до обучаю­ щих видеопрограмм и сотовых телефонов. А вот частный пред­ приниматель Сергей Светлаков из Челябинской области на «Сла­ вянский базар» приехал впер­ вые. Он привез оригинальные су­ вениры из камня (лазурита, руби­ на, яшмы, малахита) и картины из каменной крошки. В России у него уже широкая сеть реализа­ ции — от Владивостока до Моск­ вы. Теперь он хотел бы найти де­ ловых партнеров в Беларуси. На церемонии открытия заме­ ститель префекта Северного ад­ министративного округа города Москвы Александр Кидяев заме­ тил: «Начнем мы с малого бизне­ са, закончим — большим!» И это не просто слова. Северный адми­ нистративный округ российской столицы является давнишним де­ ловым партнером Придвинского края. К концу нынешнего года в Белокаменной должен открьп’ься уже третий белорусский магазин — на сей раз витебского обувно­ го предприятия. На выставке Се­ верный административный округ представляли Центр ремесел, текстильное предприятие, книж ­ ное издательство. Все они ищут оптовых покупателей, заинтере­ сованы в налаживании связей с белорусскими деловыми круга­ ми. В свою очередь специалисты префектуры Северного админи­ стративного округа увезли из Ви­ тебска образцы продукции чу­ лочно-носочной фабрики, кова­ ные изделия. Скоро в московских двориках появятся деревянные беседки, сделанные в Лиознен- ском районе Витебской области. Также достигнута договорен­ ность об объединении компью­ терных систем двух стран, содер­ жащих информацию о проводи­ мых тендерах. В этом году состав участников выставки, организованной Ви­ тебским центром маркетинга значительно расширился. Более 30 предприятий, фирм и предпри­ нимателей представляли все ре­ гионы Беларуси. Департамент по предприни­ мательству Минэкономики Бела­ руси и Минский столичный союз предпринимателей и работода­ телей заинтересованы в стиму­ лировании лучших товаропроиз­ водителей малого бизнеса. И, су­ дя по всему, они становятся все более и более привлекательны­ ми для российских партнеров, ко­ торые демонстрируют готов­ ность к реализации всевозмож ных совместных проектов. А тот факт, что подобные вещи проис­ ходят во время фестиваля ис­ кусств «Славянский базар», вряд ли кого-то удивляет. Здесь все­ гда можно было и себя показать, и на людей посмотреть. Да и биз­ нес — это тоже своего рода ис­ кусство. Всем досталось по «печатнику» вслед за событием Николай Киреев______________ Т У Л А ____________________________ В БЕЛАРУСИ на торжествах, по­ священных 60-летию освобож­ дения от немецко-фашистких за­ хватчиков, побывала делегация туляков-фронтовиков, воевав­ ших на территории братской рес­ публики. Возглавлял группу ветеранов бывший артиллерист, полковник в отставке Евгений Коротков, ко­ торый сам прошел боевой путь от Смоленска до Кенигсберга. Он поделился с земляками свои­ ми впечатлениями о поездке, о горячем приеме, который был оказан гостям. — От имени города-героя в память о вкладе туляков в вели кую Победу, — рассказал Евге­ ний Николаевич, — я передал для вручения Президенту Рес­ публики Беларусь Александру Лукашенко автомат ППШ, кото­ рым были вооружены советские солдаты в годы войны. Этот ав­ томат тульские оружейники спе­ циально изготовили к знамена­ тельной дате. Не обошлось и без традици­ онного тульского сладкого суве­ нира. Для белорусского прези­ дента испекли огромный пудо­ вый пряник с соответствующей надписью. Все участники торже­ ственного приема получили уменьшенный вариант аромат­ ного «печатника». Автогражданка зеленеет С 1 августа в Беларуси меняется порядок страхования гражданской ответственности. Теперь автовладельцы республики будут страховаться по-европейски дорога Владимир Баршев М И Н С К — М О С К В А УКАЗОМ № 320 Президента республики утверждена новая редакция Положения о порядке и условиях проведения обязатель­ ного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Что же теперь ждет граждан Беларуси? Во-первых, с 1 августа сокра­ тится число компаний, имеющих право заниматься таким видом страхования. Теперь им будут заниматься только государст­ венные страховщики или компа­ нии, в уставных фондах которых доля государства более пятиде­ сяти процентов. Суть— те же го­ сударственные. Объясняется та­ кое решение тем, что в соответ­ ствии с белорусским законом «О страховании» государство га ­ рантирует выплату страховых компенсаций по обязательным видам страхования только в слу­ чаях, когда «страховщик» — го ­ сударственная компания. Таких компаний в Беларуси всего шесть. То, что они справятся с количеством желающих застра­ ховать свою ответственность, сомневаться не приходится: бла­ го автомобилей в Беларуси не так уж и много — чуть больше двух с половиной миллионов. Налицо защита прав потребите­ ля. В новом указе соблюдены и права тех, кто застрахован в «частном секторе». Перезаклю­ чения действующих договоров не требуется. Но по истечении срока полиса новый договор придется заключать уже с новой компанией. При этом скидка за безаварийную езду сохранится. Система бонус-малус действо­ вала в Беларуси и до упомянуто­ го указа. Но с ограничениями: при смене страховщика или при несвоевременном продлении договора скидка терялась. Те­ перь белорус может спокойно менять компании, забывать про­ лонгировать договор — его скидка сохраняется и накапли­ вается по-прежнему. В новых положениях также четко оговаривается: выплата за вред, причиненный жизни и здоровью потерпевшему, произ­ водится независимо от сумм вы­ плат органами социальной за ­ щиты и другим видам страхова­ ния. До сих пор это был один из удобных способов для страхов­ щика сокращать свои расходы по случаям. В России этот пункт изначально был оговорен в За ­ коне об обязательном страхова­ нии. А далее пойдут новации, ко­ торые отличают белорусский за­ кон от российского. Например, взять такую статью белорусско­ го закона: при уменьшении стра­ хового риска и отсутствии стра­ хового случая в период действия договора страхователь имеет право получить часть страхово­ го взноса. Что имеется в виду? Допустим, вы таксист и застра­ хованы соответственно. Страхо­ вые сборы возрастают при этом в разы. Но вы решили прервать эту деятельность и пользоваться авто только в личных целях. В подобном случае страховая ком­ пания перепишет договор и вер­ нет вам часть денег за неисполь­ зованный период. Аналогичная история, если в ваш полис впи­ сан молодой и неопытный води­ тель. Предположим, он уехал, и вы можете уменьшить страховой риск, вычеркнув его из полиса. При этом вам также вернут часть премии. — Белорусы — молодцы, — комментирует эту статью закона начальник управления методоло­ гии страхования Российского со­ юза автостраховщиков Владимир КОЗЛОВ. — Ноу них опьп'обяза­ тельной автогражданки поболь­ ше российского. Они сделали оговорку, что возврат возможен только в том случае, если не было страхового случая. У нас такой оговорки нет. Поэтому россий­ ские страховщики должны воз­ вращать часть суммы при умень­ шении риска в любом случае. Также в Беларуси вводится порядок переоформления дого­ Следующий пункт белорус­ ского закона еще более револю­ ционен. Причиненный вред по­ терпевшему будет возмещаться без учета наличия грубой неос­ торожности потерпевшего или отсутствия вины лица, причинив­ шего вред. В переводе с офици­ ального имеется в виду, что если случилось ДТП, то страховая компания возместит ущерб по­ В новом указе соблюдены и права тех, кто застрахован в «частном секторе». Перезаключения действующих договоров не требуется. Но по истечении срока полиса новый договор придется заключать уже с новой компанией. вора страхования на приобре­ тенное транспортное средство вместо отчужденного. В России такой практики пока нет. Если вы продаете машину, то новый хозяин должен заключать новый договор. Процедура несильно затратная по времени и деньгам, но все-таки лишняя. По словам Владимира Козлова, упразднить ее, сделать так же, как сделали в Беларуси, хотят и страховщики, и страхователи, и ГИБДД. Воз­ можно, готовящиеся поправки к российским законам изменят си­ туацию. терпевшему, даже если другой участник не будет признан ви­ новным в аварии или потерпев­ ший сам оказался виноват. То есть за любую аварию расплачи­ вается страховщик. Это чисто европейский вариант. Во Фран­ ции, например, водитель маши­ ны, как опасного средства, вино­ ват всегда, даже если прохожий сам бросился под колеса. В российском обязательном страховании подобный меха­ низм тоже предусмотрен, но пра­ ктически не работает. Допустим, одна машина стукнула другую и Е Главное — чтобы страховка не подвела... скрылась. Пострадавшая выле­ тела на встречную полосу и стук нула третью машину. Ситуация спорная. Суд скорее всего при­ знает водителя второй машины невиновным в ДТП. Страховая компания, дождавшись такого вердикта, последнему постра­ давшему ничего выплачивать не будет. Это российские реалии. В Беларуси с 1 августа страхов­ щик будет расплачиваться и в подобной ситуации. Все упомянутые новации вве­ дены в связи с тем, что Беларусь включена в международную сис­ тему страхования «Зеленая кар­ та» как транзитный член. А посе­ му должна соответствовать. Впрочем, участие в «Зеленой карте» еще не означает, что по белорусской страховке можно спокойно путешествовать по странам — членам сообщества. Это означает лишь то, что теперь белорусские страховые компа­ нии (те самые шесть государст­ венных) получили право на реа­ лизацию собственных «Зеленых карт». Россия планирует присое­ диниться к этой системе лишь в 2006 году. И пока на ее террито рии распространяются «Зеле­ ные карты» иностранных компа­ ний. Возможно, вскоре появятся и карты белорусских компаний. Кому палатка помешала? Низкая цена — товар не продашь... Алексей Чичкин М О С К В А ВБЛИЗИ станции метро «Со­ кольники» недавно ликвидиро­ вали постоянные торговые ряды белорусских товаропроизводи­ телей, причем вопреки растуще­ му потребительскому спросу мо­ сквичей на изделия из Беларуси. Почему так произошло? По официальным данным, 40— 45 процентов белорусского экспорта приходится именно на Москву. Белорусские изделия имеют стабильный спрос у моск­ вичей в первую очередь из-за низких цен. Например, в тех же Сокольниках белорусский товар­ ный ассортимент, реализуемый самими производителями, на­ считывал свыше 500 наименова­ ний, включая товары, которые можно напрямую, а не через ве­ реницу посредников-наценщи- ков заказать у белорусских изго­ товителей. Так, средняя «соколь­ ническая» цена текстильных, ко­ жевенных, обувных, парфюмер­ ных, электробытовых и ковровых изделий из Беларуси была при­ мерно на 40 процентов меньше, чем аналогичных российских то­ варов в близлежащих магази­ нах, и минимум вдвое ниже в сравнении с аналогичными това­ рами из дальнего зарубежья в тех же магазинах. Схожие цено­ вые пропорции по мебельной, продовольственной, кожевен­ ной, меховой продукции, фарфо­ ру, хрусталю, изделиям бытовой химии, товарам для детей. Белорусская сторона на раз­ ных уровнях неоднократно под­ черкивала: некоторым россий­ ским торговым фирмам невы­ годно расширение белорусского ассортимента в Москве, ибо это мешает их ценовым интересам. Об этом говорилось и на москов­ ской интернет-конференции «Россия — Беларусь: проблемы и перспективы прямых связей». Официальная позиция сто­ личного правительства и префе­ ктуры Восточного администра­ тивного округа российской сто­ лицы такова: надо упорядочить палаточную и в целом оптовую торговлю в Москве, ибо боль­ шинство таких точек не отвечает экологическим требованиям, ра­ ботает с демпинговыми, некаче­ ственными, в том числе контра­ бандными товарами и т.п. Но в период белорусских декад в Мо­ скве торговые ряды из Беларуси будут работать в основном на прежних местах. Но вот постоян­ ной белорусской торговли в Со­ кольниках впредь не будет. Правда, метод исправления си­ туации в столичной оптово-пала­ точной торговле пока один: та­ кие точки быстро и наглухо за ­ крываются. Московскому торговому биз­ несу, получается, не выгодно Давление — в норме! Корреспондент «СОЮЗа» побывал на «капитанском мостике» подземной газовой реки репортаж Владимир Бибиков М И Н С К расширение белорусского ас­ сортимента в российской столи Це, сбываемого самими произво­ дителями или белорусскими тор говыми фирмами, да еще в рай онах с высоким потребитель ским спросом. Но в то же время Россия и Беларусь давно догово­ рились друг с другом о торговле без каких-либо ограничений - рамках и двустороннего Союза, и Таможенного союза СНГ, и Ял тинской зоны свободной торгов ли СНГ. Между прочим в столицах Швеции и Финляндии, состоя щих с 1950-х годов в двусторон нем таможенном союзе, где не давно довелось побывать автору этих строк, шведские и финские товары сбываются главным об разом в «палаточных» и сверхсо временных торговых центрах принадлежащих компаниям-по ставщикам (а 'не посредникам) или самим товаропроизводите I лям. ТОЛЬКО попав на центральный диспетчерский пункт ОАО «Бел- трансгаз», сполна начинаешь понимать масштабы и значение работы, выполняемой этим предприятием. Через страну пролегает око­ ло 7350 километров труб диа­ метром от 100 до 1400 милли­ метров, в которых под давлени­ ем до 80 с лишним атмосфер де­ сятки миллиардов кубометров голубого топлива устремляются ежегодно не только в самбю от­ даленные уголки Беларуси, но и в Литву, Польшу, Украину, Гер­ манию, Калининградскую об­ ласть. К этому надо дЬбавить де­ сятки компрессорных, газоизме­ рительных, автомобильных га ­ зонаполнительных, компрессор­ ных станций, 2 подземных хра­ нилища газа, сотни других объе­ ктов, призванных обеспечивать бесперебойное и безопасное функционирование, ка к говорят в народе, «трубы». А насколько результативно она функционирует видно на ог­ ромном, во всю стену, экране, где в режиме реального времени отражаются технологические параметры работы объектов всей белорусской газотранс­ портной системы. — Этот контроль не ослабе­ вает ни на минуту, — поясняет начальник производственно­ диспетчерского управления ОАО «Белтрансгаз» Михаил ВО- ЛОХОВИЧ, которого я попросил выступить в роли гида. — Да иначе и нельзя, ведь националь­ ная газотранспортная система не зря названа нашим нацио­ нальным достоянием. Она имеет поистине стратегическое значе­ ние, а ее эксплуатация требует высокой производственной дис­ циплины. Причем центральная диспет­ черская — не только средоточие оперативной информации. Слу­ чись даже за сотни километров непредвиденная ситуация — и по команде из Минска за счита- ные минуты аварийный участок будет отключен, а газ пойдет об­ ходным путем. Впрочем, не­ штатная ситуация — редчайшее исключение, в том числе потому, что вся газотранспортная систе­ ма находится под техническим контролем ,и на ней в первооче­ редном порядке проводятся ре­ монтно-профилактические ра­ боты. Как раз в эти дни ради это­ го был отключен 80-километро- вый участок трубопровода на Вильнюс. Газ оттуда был отка­ чан, о чем говорили красные точки вдоль соответствующего участка сети, высвеченного на экране дисплея. «Однако как на­ селение, так и коммунально-бы­ товые потребители природного газа никакого неудобства не по­ чувствовали, — поясняет Миха­ ил Дмитриевич. — Доставляем газ специализированным авто­ транспортом, задействовали ре­ зервные виды топлива». К слову, на «пятерку», по сло­ вам генерального директора ОАО «Белтрансгаз» Петра ПЕ­ ТУХА, профессионально и сла­ женно сработала автоматизиро­ ванная система оперативного управления и в момент извест­ ного прекращения подачи в Бе­ ларусь газа минувшей зимой. Многие узнали о нем лишь из сводок новостей, поскольку ото­ пление и предприятия действо­ вали в обычном режиме. Считается, что газопровод большого диаметра может слу­ жить 30— 40 лет. Ведь, несмотря на защитную изоляцию, рабо­ тать ему приходится в очень на­ пряженных условиях — под воз­ действием огромного давления, зачастую в агрессивных услови­ ях болот и электромагнитных по­ лей. Четверть трубопроводов «Белтрансгаза» уже достигли преклонного возраста, но про­ должают успешно работать. Это стало следствием многолетней и во многом не имеющей анало­ гов системы диагностики, на­ правленной на выявление и уст­ ранение дефектов. При этом ни­ кто и не думает раскапывать траншеи, в которые уложены трубы. Их изнутри обследует специальный снаряд. Таким об­ разом ежегодно проверяется 600—700 километров труб, вы­ являются и затем оперативно устраняются дефекты, которые могли бы привести к нештатным ситуациям. А срок службы тру­ бопровода продлевается на 10— 15 лет. Эффект огромный. Ведь, с одной стороны, сооружение ки­ лометра нового газопровода диаметром 1400 миллиметров обошлось бы в 1120 тысяч дол­ ларов. С другой — обеспечива­ ется достаточная надежность снабжения белорусских потре­ бителей и транзита российского газа через Беларусь в Европу, а это немало. Это, разумеется, лишь схема, за которой — множество экспе­ риментов, длительное сотрудни­ чество с учеными. Тем не менее трудно удержаться, чтобы не привести еще один' пример: бе­ лорусские специалисты научи­ лись подключать отвод к магист­ ральному трубопроводу, газ по которому идет под обычным, то есть очень высоким давлением. Недавно совместная работа, по образному выражению одного из академиков-рецензентов, вопло­ щающая диагностику, терапев­ тическое и хирургическое лече­ ние подземных газовых магист­ ралей, была выдвинута на соис- а кание Государственной п р ем и и ^ ^ 1И1 ч Беларуси. На днях ученые Наци опальной академии наук выска­ зались в ее пользу: по словам ди­ ректора Института тепло- и мас- сообмена Владимира Тимош- польского, по научной и практи­ ческой значимости с этой рабо­ той трудно что-то сопоставить. Справедливость этой оценки будет проверена уже в ближай­ шие годы. Ведь по прогнозам за 10 — 15 лет потребление газа в Европе должно возрасти при­ мерно на 20 процентов. А в Рос­ сии его добыча увеличится при­ мерно в полтора раза. Так что роль Беларуси ка к транзитного государства существенно воз­ растет — это отлично понимают и на Западе, и на Востоке. Уже в этом году в дополнение к перво­ начально запланированному че­ рез нашу страну предполагается прокачать еще 2,5 миллиарда кубометров российского газа, отметил П. Петух в беседе с кор­ респондентом «союза». Актив­ но строятся новые компрессор­ ные станции, чтобы увеличить до 34 миллиардов кубометров в ^ год пропускную способность российского газопровода «Ямал — Европа», пролегающего по Беларуси, и который, к слову, обслуживают по договору спе­ циалисты «Белтрансгаза». По­ ложительное решение ОАО «Газпром» о прокладке второй нитки этого газопровода удвоит его пропускную способность. Вернемся, однако, в цент­ ральный диспетчерский пункт. «То, что наши страны договори­ лись о ценах на газ и тарифах за его транзит, коренным образом стабилизировало ситуацию по вопросам поставки природного газа потребителям Беларуси и на транзит, — пояснил Михаил Волохович. — Возрастает роль «Белтрансгаза» в транзите газа Э Германию и Польшу. В целом же транзит газа по белорусско­ му коридору при положительном решении российской стороны может быть значительно увели­ чен уже в ближайшие годы». Алексей Балиев М О С К В А К взаимной выгоде Белорусские товары хорошо знают в Восточном Средиземноморье сшее образование около 500 ли­ ванцев, в ближайшие годы еще 400 граждан Ливана получат бе- лорусские’дипломы. Основной спектр перспектив­ ных интересов ливанцев в Бела­ руси — поставки из республики дорожно-строительной, больше­ грузной техники, полупроводни­ ков, станкостроительных и нефте­ химических технологий. Возмож­ ны поставки в Беларусь ливан­ ских нефтепродуктов (напомним, вблизи нефтеэкспортных терми­ налов в Ливане, куда подведены многие трансиракские и транса­ равийские нефтепроводы, распо­ ложены крупные нефтеперераба­ тывающие заводы). Сочетание эксплуатационных преимуществ белорусских технологий, их вы­ годной цены и конкурентоспособ­ ности с географическим положе­ нием Ливана могут дать хороший импульс для взаимодействия эко­ номик Беларуси и региона Вос­ точного Средиземноморья — так сказано в совместном официаль­ ном сообщении о переговорах. Кроме того, по итогам визита под­ писаны соглашения о сотрудниче­ стве в области высшего образо­ вания и научных исследований, в военно-техническом секторе, в сфере культуры и искусства. ЗАВЕРШИЛСЯ первый офици­ альный визит в Беларусь прези­ дента Ливана Эмиля Лахуда. Бей­ рут и Минск договорились, в част­ ности, о постепенном расширении сферы действия льготных торго­ вых пошлин, взаимных инвести­ ционных преференциях и об уве­ личении квот по взаимным по­ ставкам. Среднегодовая торговля Бела­ руси с Ливаном достигает 12 миллионов долларов, причем белорусский экспорт составляет почти 70 процентов взаимной тор­ говли: это поставки транспортных средств, сельхозтехники, товаров нефтехимии и лесопереработки, военно-промышленные товары и услуги. В ливанском импорте пре­ обладает сельскохозяйственное и текстильное сырье. Зато по тем­ пам роста инвестиций в Беларусь ливанский бизнес с середине 1990-х годов входит в пятерку ино- инвесторов-лидеров: ливанцы ин­ вестируют в развитие туризма, здравоохранения, сферы различ­ ных услуг. Кроме того, за послед­ ние годы в Беларуси получили вы-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz