Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
П ___ (2 о Ю 3 Беларусь—Россия 22 ИЮЛЯ 2004 ЧЕТВЕРГ № 27 (176) Заплати налоги и не забудь про соседа Фискальные органы стран-соседей уже готовятся к Новому году партнеры Аэлита Сюльжина М И Н С К с 1 ЯНВАРЯ 2005 года Россия и Беларусь могут стать еще на один шаг ближе друг к другу. Этот шаг готовы сделать самые серьезные ведомства двух стран — фискальные. Изменения кос нутся налога на добавленную стоимость во взаимной тор гов ле, и не только. Проект закона о бюджете Бе ларуси на будущий год вынесен на рассмотрение правительства. Главная его особенность — оче редное снижение фискальной на грузки на экономику, в том числе и за счет уменьшения ставок обо ротных налогов. Финансисты по лагают, что сборы с оборота то варов и услуг не наносят серьез ного ущерба бизнесу только тог да, когда их размер не превыша ет 2 процентов. Отечественные же предприятия отчисляют в не сколько специальных фондов 4,15 процента с выручки. На эти средства содержатся и ремонти руются дороги, ведомственное жилье, кредитуются сельхозпро- изводство и социальные про граммы... Именно поэтому тут не обходим оптимальный баланс. Заместитель министра по на логам и сборам нашей страны Лариса КОНДРАТОВА считает, что помимо подоходного налога, наличием налогов с оборота бе лорусская фискальная система отличается от российской. — России, — отметила Лари са Кондратова, — постепенно удалось уйти от системы оборот ных налогов. Это, конечно, боль шое облегчение для производст венных предприятий. Но не стоит забывать, что экономика Бела руси не обладает столь серьез ной добывающей отраслью, на которую россияне смогли пере ложить налоговую нагрузку. Полностью отказаться от оборот ных налогов мы сможем только постепенно. В 2005 году Бела русь предполагает упразднить только отчисления в жилищный инвестиционный фонд. ' Кроме то го , прошел очеред ной раунд переговоров минист ров финансов двух стран о нало ге на добавленную стоимость во взаимной торговле. С нового го да Беларусь и Россия переходят на международный принцип взимания НДС «по стране на значения». То есть товары и ус луги, предназначенные на э кс порт, будут облагаться налогом не там, где производятся, ка к сейчас, а там, где продаются. До недавних пор главной пробле мой здесь было отсутствие удобного алгоритма работы — ведь между Россией и Белару сью нет таможенной границы, что усложняло контроль за упла той входного НДС. Но, ка к гово рится, ничего невозможного нет. Механизм налогообложе ния товаров уже продуман. Предполагается, что подтвер ждение экспорта и применение нулевой ставки НДС на товары экспортера на родине и будет считаться фактом уплаты этого косвенного налога. Однако российские и бело русские финансисты ведут дли тельные переговоры не только по этому поводу. Вообще уплата налога на добавленную стои мость по принципу страны назна чения при нынешнем балансе экспорта и импорта выгодна Бе ларуси. Она покупает в России больше, чем продаем туда. Од нако все страны СНГ, с которыми Россия перешла на международ ные принципы взимания НДС, получают его в свой бюджет со всех товаров и услуг, за исключе нием нефти и газа. Если минист ры финансов не договорятся о другом варианте, то то же будет применяться и в отношении Бе ларуси. А ведь углеводородное сырье составляет около 40 про центов белорусского импорта из Российской Федерации. Значит ли это, что ввозимые энергоно сители будут облагаться по-ста рому, а все остальное — по-но вому? Есть над чем поработать экспертам. Во всяком случае до конца года фискальные ведом ства двух стран все разночтения должны ликвидировать. Себя показать, на людей посмотреть Фестиваль — повод поговорить о малом бизнесе прямые связи Сергей Голесник В И Т Е Б С К _______________________________ «КАК считаете, — интересуюсь я у председателя Смоленского центра астрологических иссле дований Виталия Бажанова, уча стника IVвыставки-ярмарки «Ма лый бизнес в фестивальном Ви тебске», — каковы перспективы сотрудничества российских и бе лорусских предпринимателей?» «Чтобы ответить на этот вопрос, — отвечает Виталий Олегович, — не нужно быть ни астрологом, ни провидцем. Жизнь показыва ет, что мы нужны друг другу, поэ тому в дальнейшем связи будут крепнуть и расширяться». Смоляне и москвичи фести вальный Витебск посещают регу лярно. На сей раз они представи ли самый широкий спектр това ров — от изделий из кожи и ле чебных препаратов до обучаю щих видеопрограмм и сотовых телефонов. А вот частный пред приниматель Сергей Светлаков из Челябинской области на «Сла вянский базар» приехал впер вые. Он привез оригинальные су вениры из камня (лазурита, руби на, яшмы, малахита) и картины из каменной крошки. В России у него уже широкая сеть реализа ции — от Владивостока до Моск вы. Теперь он хотел бы найти де ловых партнеров в Беларуси. На церемонии открытия заме ститель префекта Северного ад министративного округа города Москвы Александр Кидяев заме тил: «Начнем мы с малого бизне са, закончим — большим!» И это не просто слова. Северный адми нистративный округ российской столицы является давнишним де ловым партнером Придвинского края. К концу нынешнего года в Белокаменной должен открьп’ься уже третий белорусский магазин — на сей раз витебского обувно го предприятия. На выставке Се верный административный округ представляли Центр ремесел, текстильное предприятие, книж ное издательство. Все они ищут оптовых покупателей, заинтере сованы в налаживании связей с белорусскими деловыми круга ми. В свою очередь специалисты префектуры Северного админи стративного округа увезли из Ви тебска образцы продукции чу лочно-носочной фабрики, кова ные изделия. Скоро в московских двориках появятся деревянные беседки, сделанные в Лиознен- ском районе Витебской области. Также достигнута договорен ность об объединении компью терных систем двух стран, содер жащих информацию о проводи мых тендерах. В этом году состав участников выставки, организованной Ви тебским центром маркетинга значительно расширился. Более 30 предприятий, фирм и предпри нимателей представляли все ре гионы Беларуси. Департамент по предприни мательству Минэкономики Бела руси и Минский столичный союз предпринимателей и работода телей заинтересованы в стиму лировании лучших товаропроиз водителей малого бизнеса. И, су дя по всему, они становятся все более и более привлекательны ми для российских партнеров, ко торые демонстрируют готов ность к реализации всевозмож ных совместных проектов. А тот факт, что подобные вещи проис ходят во время фестиваля ис кусств «Славянский базар», вряд ли кого-то удивляет. Здесь все гда можно было и себя показать, и на людей посмотреть. Да и биз нес — это тоже своего рода ис кусство. Всем досталось по «печатнику» вслед за событием Николай Киреев______________ Т У Л А ____________________________ В БЕЛАРУСИ на торжествах, по священных 60-летию освобож дения от немецко-фашистких за хватчиков, побывала делегация туляков-фронтовиков, воевав ших на территории братской рес публики. Возглавлял группу ветеранов бывший артиллерист, полковник в отставке Евгений Коротков, ко торый сам прошел боевой путь от Смоленска до Кенигсберга. Он поделился с земляками свои ми впечатлениями о поездке, о горячем приеме, который был оказан гостям. — От имени города-героя в память о вкладе туляков в вели кую Победу, — рассказал Евге ний Николаевич, — я передал для вручения Президенту Рес публики Беларусь Александру Лукашенко автомат ППШ, кото рым были вооружены советские солдаты в годы войны. Этот ав томат тульские оружейники спе циально изготовили к знамена тельной дате. Не обошлось и без традици онного тульского сладкого суве нира. Для белорусского прези дента испекли огромный пудо вый пряник с соответствующей надписью. Все участники торже ственного приема получили уменьшенный вариант аромат ного «печатника». Автогражданка зеленеет С 1 августа в Беларуси меняется порядок страхования гражданской ответственности. Теперь автовладельцы республики будут страховаться по-европейски дорога Владимир Баршев М И Н С К — М О С К В А УКАЗОМ № 320 Президента республики утверждена новая редакция Положения о порядке и условиях проведения обязатель ного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Что же теперь ждет граждан Беларуси? Во-первых, с 1 августа сокра тится число компаний, имеющих право заниматься таким видом страхования. Теперь им будут заниматься только государст венные страховщики или компа нии, в уставных фондах которых доля государства более пятиде сяти процентов. Суть— те же го сударственные. Объясняется та кое решение тем, что в соответ ствии с белорусским законом «О страховании» государство га рантирует выплату страховых компенсаций по обязательным видам страхования только в слу чаях, когда «страховщик» — го сударственная компания. Таких компаний в Беларуси всего шесть. То, что они справятся с количеством желающих застра ховать свою ответственность, сомневаться не приходится: бла го автомобилей в Беларуси не так уж и много — чуть больше двух с половиной миллионов. Налицо защита прав потребите ля. В новом указе соблюдены и права тех, кто застрахован в «частном секторе». Перезаклю чения действующих договоров не требуется. Но по истечении срока полиса новый договор придется заключать уже с новой компанией. При этом скидка за безаварийную езду сохранится. Система бонус-малус действо вала в Беларуси и до упомянуто го указа. Но с ограничениями: при смене страховщика или при несвоевременном продлении договора скидка терялась. Те перь белорус может спокойно менять компании, забывать про лонгировать договор — его скидка сохраняется и накапли вается по-прежнему. В новых положениях также четко оговаривается: выплата за вред, причиненный жизни и здоровью потерпевшему, произ водится независимо от сумм вы плат органами социальной за щиты и другим видам страхова ния. До сих пор это был один из удобных способов для страхов щика сокращать свои расходы по случаям. В России этот пункт изначально был оговорен в За коне об обязательном страхова нии. А далее пойдут новации, ко торые отличают белорусский за кон от российского. Например, взять такую статью белорусско го закона: при уменьшении стра хового риска и отсутствии стра хового случая в период действия договора страхователь имеет право получить часть страхово го взноса. Что имеется в виду? Допустим, вы таксист и застра хованы соответственно. Страхо вые сборы возрастают при этом в разы. Но вы решили прервать эту деятельность и пользоваться авто только в личных целях. В подобном случае страховая ком пания перепишет договор и вер нет вам часть денег за неисполь зованный период. Аналогичная история, если в ваш полис впи сан молодой и неопытный води тель. Предположим, он уехал, и вы можете уменьшить страховой риск, вычеркнув его из полиса. При этом вам также вернут часть премии. — Белорусы — молодцы, — комментирует эту статью закона начальник управления методоло гии страхования Российского со юза автостраховщиков Владимир КОЗЛОВ. — Ноу них опьп'обяза тельной автогражданки поболь ше российского. Они сделали оговорку, что возврат возможен только в том случае, если не было страхового случая. У нас такой оговорки нет. Поэтому россий ские страховщики должны воз вращать часть суммы при умень шении риска в любом случае. Также в Беларуси вводится порядок переоформления дого Следующий пункт белорус ского закона еще более револю ционен. Причиненный вред по терпевшему будет возмещаться без учета наличия грубой неос торожности потерпевшего или отсутствия вины лица, причинив шего вред. В переводе с офици ального имеется в виду, что если случилось ДТП, то страховая компания возместит ущерб по В новом указе соблюдены и права тех, кто застрахован в «частном секторе». Перезаключения действующих договоров не требуется. Но по истечении срока полиса новый договор придется заключать уже с новой компанией. вора страхования на приобре тенное транспортное средство вместо отчужденного. В России такой практики пока нет. Если вы продаете машину, то новый хозяин должен заключать новый договор. Процедура несильно затратная по времени и деньгам, но все-таки лишняя. По словам Владимира Козлова, упразднить ее, сделать так же, как сделали в Беларуси, хотят и страховщики, и страхователи, и ГИБДД. Воз можно, готовящиеся поправки к российским законам изменят си туацию. терпевшему, даже если другой участник не будет признан ви новным в аварии или потерпев ший сам оказался виноват. То есть за любую аварию расплачи вается страховщик. Это чисто европейский вариант. Во Фран ции, например, водитель маши ны, как опасного средства, вино ват всегда, даже если прохожий сам бросился под колеса. В российском обязательном страховании подобный меха низм тоже предусмотрен, но пра ктически не работает. Допустим, одна машина стукнула другую и Е Главное — чтобы страховка не подвела... скрылась. Пострадавшая выле тела на встречную полосу и стук нула третью машину. Ситуация спорная. Суд скорее всего при знает водителя второй машины невиновным в ДТП. Страховая компания, дождавшись такого вердикта, последнему постра давшему ничего выплачивать не будет. Это российские реалии. В Беларуси с 1 августа страхов щик будет расплачиваться и в подобной ситуации. Все упомянутые новации вве дены в связи с тем, что Беларусь включена в международную сис тему страхования «Зеленая кар та» как транзитный член. А посе му должна соответствовать. Впрочем, участие в «Зеленой карте» еще не означает, что по белорусской страховке можно спокойно путешествовать по странам — членам сообщества. Это означает лишь то, что теперь белорусские страховые компа нии (те самые шесть государст венных) получили право на реа лизацию собственных «Зеленых карт». Россия планирует присое диниться к этой системе лишь в 2006 году. И пока на ее террито рии распространяются «Зеле ные карты» иностранных компа ний. Возможно, вскоре появятся и карты белорусских компаний. Кому палатка помешала? Низкая цена — товар не продашь... Алексей Чичкин М О С К В А ВБЛИЗИ станции метро «Со кольники» недавно ликвидиро вали постоянные торговые ряды белорусских товаропроизводи телей, причем вопреки растуще му потребительскому спросу мо сквичей на изделия из Беларуси. Почему так произошло? По официальным данным, 40— 45 процентов белорусского экспорта приходится именно на Москву. Белорусские изделия имеют стабильный спрос у моск вичей в первую очередь из-за низких цен. Например, в тех же Сокольниках белорусский товар ный ассортимент, реализуемый самими производителями, на считывал свыше 500 наименова ний, включая товары, которые можно напрямую, а не через ве реницу посредников-наценщи- ков заказать у белорусских изго товителей. Так, средняя «соколь ническая» цена текстильных, ко жевенных, обувных, парфюмер ных, электробытовых и ковровых изделий из Беларуси была при мерно на 40 процентов меньше, чем аналогичных российских то варов в близлежащих магази нах, и минимум вдвое ниже в сравнении с аналогичными това рами из дальнего зарубежья в тех же магазинах. Схожие цено вые пропорции по мебельной, продовольственной, кожевен ной, меховой продукции, фарфо ру, хрусталю, изделиям бытовой химии, товарам для детей. Белорусская сторона на раз ных уровнях неоднократно под черкивала: некоторым россий ским торговым фирмам невы годно расширение белорусского ассортимента в Москве, ибо это мешает их ценовым интересам. Об этом говорилось и на москов ской интернет-конференции «Россия — Беларусь: проблемы и перспективы прямых связей». Официальная позиция сто личного правительства и префе ктуры Восточного администра тивного округа российской сто лицы такова: надо упорядочить палаточную и в целом оптовую торговлю в Москве, ибо боль шинство таких точек не отвечает экологическим требованиям, ра ботает с демпинговыми, некаче ственными, в том числе контра бандными товарами и т.п. Но в период белорусских декад в Мо скве торговые ряды из Беларуси будут работать в основном на прежних местах. Но вот постоян ной белорусской торговли в Со кольниках впредь не будет. Правда, метод исправления си туации в столичной оптово-пала точной торговле пока один: та кие точки быстро и наглухо за крываются. Московскому торговому биз несу, получается, не выгодно Давление — в норме! Корреспондент «СОЮЗа» побывал на «капитанском мостике» подземной газовой реки репортаж Владимир Бибиков М И Н С К расширение белорусского ас сортимента в российской столи Це, сбываемого самими произво дителями или белорусскими тор говыми фирмами, да еще в рай онах с высоким потребитель ским спросом. Но в то же время Россия и Беларусь давно догово рились друг с другом о торговле без каких-либо ограничений - рамках и двустороннего Союза, и Таможенного союза СНГ, и Ял тинской зоны свободной торгов ли СНГ. Между прочим в столицах Швеции и Финляндии, состоя щих с 1950-х годов в двусторон нем таможенном союзе, где не давно довелось побывать автору этих строк, шведские и финские товары сбываются главным об разом в «палаточных» и сверхсо временных торговых центрах принадлежащих компаниям-по ставщикам (а 'не посредникам) или самим товаропроизводите I лям. ТОЛЬКО попав на центральный диспетчерский пункт ОАО «Бел- трансгаз», сполна начинаешь понимать масштабы и значение работы, выполняемой этим предприятием. Через страну пролегает око ло 7350 километров труб диа метром от 100 до 1400 милли метров, в которых под давлени ем до 80 с лишним атмосфер де сятки миллиардов кубометров голубого топлива устремляются ежегодно не только в самбю от даленные уголки Беларуси, но и в Литву, Польшу, Украину, Гер манию, Калининградскую об ласть. К этому надо дЬбавить де сятки компрессорных, газоизме рительных, автомобильных га зонаполнительных, компрессор ных станций, 2 подземных хра нилища газа, сотни других объе ктов, призванных обеспечивать бесперебойное и безопасное функционирование, ка к говорят в народе, «трубы». А насколько результативно она функционирует видно на ог ромном, во всю стену, экране, где в режиме реального времени отражаются технологические параметры работы объектов всей белорусской газотранс портной системы. — Этот контроль не ослабе вает ни на минуту, — поясняет начальник производственно диспетчерского управления ОАО «Белтрансгаз» Михаил ВО- ЛОХОВИЧ, которого я попросил выступить в роли гида. — Да иначе и нельзя, ведь националь ная газотранспортная система не зря названа нашим нацио нальным достоянием. Она имеет поистине стратегическое значе ние, а ее эксплуатация требует высокой производственной дис циплины. Причем центральная диспет черская — не только средоточие оперативной информации. Слу чись даже за сотни километров непредвиденная ситуация — и по команде из Минска за счита- ные минуты аварийный участок будет отключен, а газ пойдет об ходным путем. Впрочем, не штатная ситуация — редчайшее исключение, в том числе потому, что вся газотранспортная систе ма находится под техническим контролем ,и на ней в первооче редном порядке проводятся ре монтно-профилактические ра боты. Как раз в эти дни ради это го был отключен 80-километро- вый участок трубопровода на Вильнюс. Газ оттуда был отка чан, о чем говорили красные точки вдоль соответствующего участка сети, высвеченного на экране дисплея. «Однако как на селение, так и коммунально-бы товые потребители природного газа никакого неудобства не по чувствовали, — поясняет Миха ил Дмитриевич. — Доставляем газ специализированным авто транспортом, задействовали ре зервные виды топлива». К слову, на «пятерку», по сло вам генерального директора ОАО «Белтрансгаз» Петра ПЕ ТУХА, профессионально и сла женно сработала автоматизиро ванная система оперативного управления и в момент извест ного прекращения подачи в Бе ларусь газа минувшей зимой. Многие узнали о нем лишь из сводок новостей, поскольку ото пление и предприятия действо вали в обычном режиме. Считается, что газопровод большого диаметра может слу жить 30— 40 лет. Ведь, несмотря на защитную изоляцию, рабо тать ему приходится в очень на пряженных условиях — под воз действием огромного давления, зачастую в агрессивных услови ях болот и электромагнитных по лей. Четверть трубопроводов «Белтрансгаза» уже достигли преклонного возраста, но про должают успешно работать. Это стало следствием многолетней и во многом не имеющей анало гов системы диагностики, на правленной на выявление и уст ранение дефектов. При этом ни кто и не думает раскапывать траншеи, в которые уложены трубы. Их изнутри обследует специальный снаряд. Таким об разом ежегодно проверяется 600—700 километров труб, вы являются и затем оперативно устраняются дефекты, которые могли бы привести к нештатным ситуациям. А срок службы тру бопровода продлевается на 10— 15 лет. Эффект огромный. Ведь, с одной стороны, сооружение ки лометра нового газопровода диаметром 1400 миллиметров обошлось бы в 1120 тысяч дол ларов. С другой — обеспечива ется достаточная надежность снабжения белорусских потре бителей и транзита российского газа через Беларусь в Европу, а это немало. Это, разумеется, лишь схема, за которой — множество экспе риментов, длительное сотрудни чество с учеными. Тем не менее трудно удержаться, чтобы не привести еще один' пример: бе лорусские специалисты научи лись подключать отвод к магист ральному трубопроводу, газ по которому идет под обычным, то есть очень высоким давлением. Недавно совместная работа, по образному выражению одного из академиков-рецензентов, вопло щающая диагностику, терапев тическое и хирургическое лече ние подземных газовых магист ралей, была выдвинута на соис- а кание Государственной п р ем и и ^ ^ 1И1 ч Беларуси. На днях ученые Наци опальной академии наук выска зались в ее пользу: по словам ди ректора Института тепло- и мас- сообмена Владимира Тимош- польского, по научной и практи ческой значимости с этой рабо той трудно что-то сопоставить. Справедливость этой оценки будет проверена уже в ближай шие годы. Ведь по прогнозам за 10 — 15 лет потребление газа в Европе должно возрасти при мерно на 20 процентов. А в Рос сии его добыча увеличится при мерно в полтора раза. Так что роль Беларуси ка к транзитного государства существенно воз растет — это отлично понимают и на Западе, и на Востоке. Уже в этом году в дополнение к перво начально запланированному че рез нашу страну предполагается прокачать еще 2,5 миллиарда кубометров российского газа, отметил П. Петух в беседе с кор респондентом «союза». Актив но строятся новые компрессор ные станции, чтобы увеличить до 34 миллиардов кубометров в ^ год пропускную способность российского газопровода «Ямал — Европа», пролегающего по Беларуси, и который, к слову, обслуживают по договору спе циалисты «Белтрансгаза». По ложительное решение ОАО «Газпром» о прокладке второй нитки этого газопровода удвоит его пропускную способность. Вернемся, однако, в цент ральный диспетчерский пункт. «То, что наши страны договори лись о ценах на газ и тарифах за его транзит, коренным образом стабилизировало ситуацию по вопросам поставки природного газа потребителям Беларуси и на транзит, — пояснил Михаил Волохович. — Возрастает роль «Белтрансгаза» в транзите газа Э Германию и Польшу. В целом же транзит газа по белорусско му коридору при положительном решении российской стороны может быть значительно увели чен уже в ближайшие годы». Алексей Балиев М О С К В А К взаимной выгоде Белорусские товары хорошо знают в Восточном Средиземноморье сшее образование около 500 ли ванцев, в ближайшие годы еще 400 граждан Ливана получат бе- лорусские’дипломы. Основной спектр перспектив ных интересов ливанцев в Бела руси — поставки из республики дорожно-строительной, больше грузной техники, полупроводни ков, станкостроительных и нефте химических технологий. Возмож ны поставки в Беларусь ливан ских нефтепродуктов (напомним, вблизи нефтеэкспортных терми налов в Ливане, куда подведены многие трансиракские и транса равийские нефтепроводы, распо ложены крупные нефтеперераба тывающие заводы). Сочетание эксплуатационных преимуществ белорусских технологий, их вы годной цены и конкурентоспособ ности с географическим положе нием Ливана могут дать хороший импульс для взаимодействия эко номик Беларуси и региона Вос точного Средиземноморья — так сказано в совместном официаль ном сообщении о переговорах. Кроме того, по итогам визита под писаны соглашения о сотрудниче стве в области высшего образо вания и научных исследований, в военно-техническом секторе, в сфере культуры и искусства. ЗАВЕРШИЛСЯ первый офици альный визит в Беларусь прези дента Ливана Эмиля Лахуда. Бей рут и Минск договорились, в част ности, о постепенном расширении сферы действия льготных торго вых пошлин, взаимных инвести ционных преференциях и об уве личении квот по взаимным по ставкам. Среднегодовая торговля Бела руси с Ливаном достигает 12 миллионов долларов, причем белорусский экспорт составляет почти 70 процентов взаимной тор говли: это поставки транспортных средств, сельхозтехники, товаров нефтехимии и лесопереработки, военно-промышленные товары и услуги. В ливанском импорте пре обладает сельскохозяйственное и текстильное сырье. Зато по тем пам роста инвестиций в Беларусь ливанский бизнес с середине 1990-х годов входит в пятерку ино- инвесторов-лидеров: ливанцы ин вестируют в развитие туризма, здравоохранения, сферы различ ных услуг. Кроме того, за послед ние годы в Беларуси получили вы-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz