Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ НАШУМЕВШЕЙ КНИГИ ИЛЬИ ГИЛИЛОВА «ИГРА ОБ УИЛЬЯМЕ ШЕКСПИРЕ, ИЛИ ТАЙНА ВЕЛИКОГО ФЕНИКСА» Роджер Мэннерс, граф Рэтленд. Это и есть Шекспир... А зги восемь портретов считаются прижизненными изображениями Уильяма Шекспира. И все они разоблачены как мнимые. В конце прошлого года мы обещали продолжить разго вор с доктором искусствоведе ния Александром ЛИПКОВЫМ. Автор книги «Шекспировский экран», он написал вдохновен ное предисловие к нашумев шей книге Ильи Гилилова «Иг р а о б Уильяме Шекспире, или Тайна великого Феникса». Кни га широкой общественностью гюизнано интеллектуальным бестселлером, а напряженный поиск истины превращает ее в настоящий детектив. - Может, вопрос о том, был ли Шекспир тем Шекспиром, которого мы зноем кок чело века со Стротфорда-но-Эйвоне, возник потому, что он слиш ком гениален для одного чело века? Кто знает - может, и Ле онардо да Винчи не было - от архитектурных и живописных высот до летательного аппара та и подлодки - такой гигант ский диапазон интересов, и всюду гениальные решения... Возможно ли? Может, это все - собирательные образы? - Здесь есть важный момент различия. О т Леонардо ном осталось огромное количество рукописей, до сих пор не все его наследие доже в равной мере глубоко изучено. А от стратфордского Шекспира - ровным счетом ничего! Ни клочка бумаги, ни строчки. Вот и возник в литературоведении ток называемый «шекспиров ский вопрос» - о подлинном со здателе произведений, авто ром которых принято считать Уильяма Шекспира. Сомнения эти впервые возникли еще в 1747 году, когда священник Джордж Грин обнаружил бес ценный документ - завещание Шекспира. Бесценен он не тем, что вообще документов, отразивших какие-либо собы тия жизни Шекспира, немного, о тут и собственноручная под пись, и записанная с его слов последняя воля, и множество бытовых деталей. Но главное - вырастающий за ними челове ческий хороктер. Так вот: хара ктер этот вполне жлобский, ни как не вяжущийся с личностью гениального художника. Подс читано в доме все до послед ней вилки, расписаны процен ты с капитала но поколения ожидаемых наследников, и при этом - ни слова о рукописях, о книгах - хотя бы как о ценности материальной?! Значит, их не было. Грин буквально забо лел, потрясенный ничтожест вом человека, почитаемого за гения. Дальше - больше. О ка за лось, Шокспер , именно так правильно писать фамилию че ловека, которого мы называем Шекспиром, занимался ростов щичеством и тягал по судам со- седа-кузнеца, не сумевшего расплатиться. Как-то это мало сопрягается с характером че ловека, написавшего «Венеци- онского купца». Еще меньше сочетаются обширнейшая эру диция в самых разных областях и беспримерный запас слов Шекспира - 20 тысяч! Ни у ко го из европейских писателей ни того, ни всех последующих времен токого и близко не бы ло - с малограмотностью Шак- сперо. А две его дочери и во все были неграмотны. Работая над книгой «Шекспировский эк ран», я порой натыкался на ка кие-то материалы по «шекспи ровскому вопросу» - привычно го, рутинного представления об авторстве стратфордского Шекспира они не меняли. Ну, допустим, не верил в это ав торство М ар к Твен, называя Шекспира самым знаменитым из всех никогда не существо вавших на свете людей. О стро умно. Так но то он и великий юморист, чтобы будоражить парадоксальностью. А вот наш главный шекспировед Аникст, с которым я долгие годы работал в одном институте и тоже знол его как человека весьма ост роумного, всякую критику тра диционных представлений о личности Шекспира отвергал с порога. - Чем же вас «купил» Гили- лов? Он-то дает однозначный ответ: никакого драматурга Шекспира не было?! А был на самом деле некто Роджер Мэн нерс, граф Рэтленд. Получает ся, что ученый секретарь шек спировской комиссии Россий ской Академии наук фактиче ски подводит черту под «шек спировским вопросом» и раз решает, может, самую таина- венную загадку в истории ми ровой литературы? - Меня восхищает научная капитальность работ Гилилова. О н не признает самых автори тетнейших авторов, если каж дая их строка не проверена и п е р е п р о в ^ е н а . Старается всегда добраться до первоис точника, полагается только на достоверные факты. В этой кни ге Илья Гилилов ограничился изложением лишь неоднократ но подтвержденного материа ла, отказавшись почти везде от росскоза о своих рабочих ги потезах, совсем, кстати, небез основательных. А жаль! - А кому принадлежит вер сия насчет Шекспира - Рэтлен- да, Гилилову? - Не-ет, она с большой бо родой - к ном пришла из Гер мании, но больше всего для нее сделал бельгиец Селистен Демблон, который еще в 1812 году написал целую книгу. Демблон обратил внимание на то, что после 1612 года, то есть со смертью Рэтленда, Шекспир не написал ни единой строчки. О н же нашел в архи вах Подуанского университета в Италии, где учился Рэтленд, фамилии датчан Гильденстерна и Розенкранца, знакомые всем по «Гамлету». Рэтленд был с по четной миссией в Дании - по поручению ксюоля Иакова ! вручал орден Г1одвязки датско му королю. Второе издание «Гамлета», вышедшее по воз вращении из Дании, пополни лось новыми деталями из дат ской жизни и увеличилось в объеме на треть. Почти все книги, из которых были почерп нуты шекспировские сюжеты, есть в библиотеке Бельвуоро, родового замка Рэтлендов. Их выписывал еще дядя Роджера Эдуард, а публичной библиоте ки тогда в Англии еще не суще ствовало. Рэтленд - единствен ный из «кандидатов в Шекспи ры», чья связь со стратфорд ским Шакспером зафиксирова на документально. В дворцо вой книге Бельвуара есть за пись о том, что спустя недолгое время после смерти хозяина дворецкий Рэтлендов вызвал к себе Шоксперо и актера Бер беджа и заплатил каждому по 44 шиллинга золотом, после чего Шокспер навсегда поки дает Лондон и театр, пайщи ком которого он был. С этой книгой Демблоно была знако ма и русская эмиграция, при чем многие гипотезу разделяли - и Набоков, и Ахматова, и Лу начарский не считали Шекспи ра истинным Шекспиром. В 1920-е годы в России даже вы шла книга про это, но потом из идеологических соображений все было пресечено - Шекспир должен был быть из низов. - Вообще, насколько рас пространенная фамилия Шек спир в Англии? - Шекспир, английское на писание ЗЬаке-зреаг, букваль но переводится кок Потрясаю щий копьем. А тот, из Страт форда-на-Эйвоне, о котором есть запись в церковно-приход ской книге - о его рождении и отпевании, - был Шакспером (ЗЬохрег). И вообще псевдоним Потрясающий копьем появился несколько раньше пьес. Неко торые из «еретических» ученых, нестратфордианцы, объясняли появление литературных про изведений под псевдонимом «Шекспир» - кто бы за ним ни стоял: Фрэнсис Бэкон, фило соф и учитель Рэтленда, или сом граф Рэтленд - тем, что не дворянское было дело зани маться литературным трудом. Ну так вот, подпись «Шекспир» впервые появилась не под пье сами, а под стихотворениями «Адонис» и «Обесчещенная Лукреция» - хотя даже короли не считали зазорным занимать ся поэзией. - А как закончил Рэтленд? - Умер от болезни в 1612 году 36 лет от роду. После его смерти стратфордский Ш ек спир не написал ни единой строчки. Скорее всего его про сто отравили - реальная жизнь живого Шоксперо могло толь ко помешать мифу о Шекспи ре, он был уже не только не нужен, но доже опасен. - Раз литературное дело считалось занятием недостой ным для знати, зачем же было убивать роаовщика? - А это была такая опосная игро. Легенду делали люди, близкие к Рэтленду, особенно тетка жены Рэтленда Мэри Сидни Пембрук. Это была со вершенно замечательная, вы дающаяся женщина. Это ей обязана Англия тем, что оно знает поэта Филиппа Сидни, потому что при жизни он не напечатал ни строчки. На его надгробии написано: «Осталь ное - слава». Так человек сла ву презирал, какие там публи кации. Мэри Пембрук вопреки его воле издала его стихи, после чего он и стол великим поэтом. О но же издало первые шекспи ровские книги. А дочь Филиппа Сидни Елизавета, одна из об разованнейших женщин своего времени, которая в поэтиче ском мастерстве не уступала отцу, была женой Рэтленда. Кстати, умерла она очень зага дочно: после десяти дней как схоронили мужа, приняла яд. И что особенно поражает: гра ’ Рэтленд, оставивший подрой нейшее завещание - сколько денег он оставляет Оксфорд скому и Кембриджскому уни верситетам, где учился, сколько дает на постройку госпиталя, сколько - родственникам и слу гам, не только ничего не оста вил своей жене, но доже ни словом не обмолвился о ней! - Вот те роз! Что же это зна чит? - Это значит, Рэтленд точно знал, что оно последует за ним - такой у них был уговор. Вооб ще это был очень необычный платонический союз. - И это раскопал Гилилов? - Он много чего раскопал, но главное - он акцентировал внимание на таком, к примеру, юкте. Первое шекспировское юлио вышло в 1623 году, вто рое - в 1632-м. Кто-нибудь за думывался, почему? Дело в том, что Второе шекспировское фо лио вышло к 20-летию со дня смерти грофо Рэтленда, а пер вое должно было выйти к 10-ле тию, и оно уже было анонсиро вано на франкфуртской ярмар ке 1622 года. Но Пембрук умерла, и издание вышло лишь год спустя, в 1623-м. - Может, только большое желание соединить эти факты воедино их и соединяет? Воз можно, никакой логикой они вовсе и не связаны? - Надо эту логику просто увидеть. Вот, скажем, у Набо кова есть стихотворение, не переведенное на английский язык, так как он преподавал в университете и не хотел ссо риться с коллегами-ортодокса- ми, в среде которых бытовала другая точка зрения. - Что же к|юмольного было в утверждении Набокова? - А то, что Шекспир - ори- стократ. «Среди вельмож вре мен Елизаветы и ты блистал, чтил пышные зоветы...» И там есть такая строчка: «И то ска зать: труды твои привык подпи сывать за плату ростовщик». Ничего, конечно, Шокспер не подписывал, Набоков просто не знал всех фактов, к тому же по этическое произведение не пре тендует но научную точность. - А кто такой Илья Гилилов? Он что, всю жизнь посвятил Шекспиру? - Да, почти сорок лет, это стало делом его жизни, хотя он и не заканчивал никаких Лите ратурных институтов и не был связан с какой-то официальной точкой зрения. О н кандидат экономических наук, рацио в нем доминирует. Ученый секре тарь - дело общественное. Ес ли б это была щтатная долж ность, то кадровик сказол бы: ну-ко, документ! - Хорошо, написал Гилилов свою книгу. И, как в том анек' доте, «шо ему это дало»? - За книгу он получил копей ки, о Букера, считаю, дать должны были - стыдно было та кую книгу «не заметить». - Это единственная его кни га? - Нет. Представьте, он соав тор еще одной книги: «Мебель на предприятиях общественно го питания». Если об этом рос- сказать иностранцом, они упа дут в обморок, решат, что жут кий неуч влез в святая святых - шекспировскую тему. А он многим официальным исследо вателям может утереть носы. Российский феномен, токое оп ределенно невозможно ни г Европе, ни в Америке. - Как трагично! - Почему же? Человек сде лал дело своей жизни - довел его до конца, его книга всюду издана, даже в Америке. И те перь он хочет выйти но откры тый диспут со стратфордианца ми - таково его мечта. Пусть они предъявят свои доводы, он предъявит свои, и посмотрим, кто прав. Беседовала Гузель АГИШЕВА, СЮЖЕТЫ ТОПОРНАЯ РАБОТА! Злоумышленник вырубил не сколько десятков метров сило вого кабеля на территории Тульского комбайнового заво да, оставив без электричества поселок Коморки. Прибывшоя на место аварии ремонтная бригада уложила новый ка бель, но закопать его затемно не успела: подождет, мол, до утро. А воры ждать не любят - ночью кабель вновь исчез. Владислав АНИКЕЕВ. ТУЛА. БЕС ПОПУТАЛ Когда 26-летний Сергей Са вельев, назвавшийся иеромо нахом Сергием, предложил от крыть при Питерском НИИ Фтизиопульмонологии неболь шой храм, начольство обрадо валось. Но уж больно не по- монашески повел себя батюш ка: например, частенько забе гал в ординаторскую, предла гая врачам водку. На чистую воду злодея вывел протоиерей Большеохтинского округа отец Александр, который выяснил, что в спискох священнослужи телей «иеромонах Сергий» не значится и на работу с паствой молодого человека никто не благословлял. Почуяв нелад ное, Савельев дал деру, при хватив церковные ценности: иконы, кресты и кадила. Но, несмотря на хлопотные святоч ные дни, милиция сумела за держать самозванца в рясе. Сергей БОРИСОВ. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. С МИЛЫМ РАЙ И В ПОДВАЛЕ Устав от нотаций супруги Геннадий Л., чистильщик мусо ропроводов, переселился в пу стующий подвал дома. Обуст роился, а тут любовь: парень познакомился с женщиной, жи вущей неподалеку в собствен ной квартире. Но на предло жение невесты переехать к ней Геннадий решительно отказал ся, посчитав, что нужно прове рить подлинность чувств. И мо лодые остались жить в подвале. Проверять - так проверять! Василий ТЮПИН. УЛЬЯНОВСК. НЕ ОТСИДЕЛСЯ... Гражданин США , объявлен ный в международный розыск по подозрению в заказных убийствах, похищениях людей и рэкете, попытался скрыться от правосудия но исторической родине. Приехав в город Коро- стень Житомирской области, он женился на землячке и взял ее фамилию. Более того: со вершил две кражи, надеясь от сидеться в украинской тюрьме. Не помогло: и.здесь нашли. Федор КИРОВ. ЖИТОМИР. «СПАСИБО ЛЕНИНУ!» КАК ВОЖДЬ РЕВОЛЮЦИИ НЕОЖИДАННО СПАС ИМЕНИЕ ФАБРИКАНТА В старинный бревенчатый дом, где располагается истори ко-краеведческий музей под московного Королева, вошла красивая женщина лет трид цати от роду и сказала с поро га: - Здравствуйте! Я от Краф та. Сотрудники музея, что на зывается, обомлели - им ли не знать, кто такой Крофт. - Моя девичья фамилия Уг лова Евгения, - представилась гостья и, присев но краешек стула, продолжила: - Я - быв шая москвичка. Женщина рассказала, что после окончания средней шко лы ее направили по обмену на учебу в Страсбург, в универси тет. Там-то и познакомилась Женя с Александром Крафтом - профессором известного в Германии и за ее пределами Ольденбургского университе та. Несмотря на разницу в воз расте, вышла за него замуж. Александр Александрович - внук того Крофто. ...В живописной деревне Ко стино, окаймленной сосновым лесом, издавна находилась усадьба князей Долгоруковых и их потомков Гагариных с липо вым парком, дубами и прудом. В конце XV!!! века владельцем имения стал известный дипло мат Жеребцов. У него-то в 1901 году и приобрел владе ния Александр Николоевич Крафт. Его пращуры - прибал тийские немцы, давно обосно вавшиеся в Москве, обрусели: имена детям давали русские, крестя в православной церкви. Имели фабрики по переработ ке хлопка в Средней Азии, а в Белокаменной - «Торговый дом А.Н.Крафта и братьев», где продавались ткани, в первую очередь ситцы. В 1918 году имущество Крафтов, было на ционализировано, и они сочли за благо уехать в Германию. А 17 января 1922 года в Костино приехал председатель Совнаркома В.И.Ленин. Ему ЦК РКП(б), учитывая сильное переутомление, предоставил шестинедельный отпуск. Вскоре после отъезда Вла димира Ильича (1 марта) бар ские дома напротив летней да чи , Крафтов заселили беспри зорниками. Была создана Бол шевская трудовая коммуна ОГПУ № 1 , которую возглавил соратник «железного Фелик са» Матвей Погребинский (об раз этого настовника юных во ров и бандитов толантливо воссоздал артист Баталов в фильме «Путевка в. жизнь». - Ред.). - Провожая меня в Москву, Этот дом имения Крафтов пережил все российские катаклизмы... к маме, - продолжала расска зывать вошедшая в музей гос тья, - супруг попросил непре менно побывать в Костино. «Деревянные постройки - их было девять, конечно же, не со хранились, - сказал он. - А вот красивая кирпичная церковь Рождества Богородицы, мои ее часто вспоминоли, наверняка цела. Сфотографируй!» В жизни оказолось все на оборот. Старый бревенчатый дом и восемь других деревян ных строений имения невреди- ^мы, притом находятся в отлич ном состоянии, несмотря на революционные и военные бу ри. А каменного хрома уже давно нет. Его взорвали в 1930 году. (Теперь восстанав ливают). Фотооппарот гостьи щелкал непрерывно: «Александр Алек- сондрович будет несказанно рад увидеть н а я ^ то, что крафты считали безнадежно утерянным». Видимо, снимки разбереди ли сердце профессора, и ле том 1998 годо он впервые при ехал в родную обитель, о кото рой так тепло вспоминали отец и мать, дедушка с бабушкой. С трепетом шел по дому. С упо ением смотрел на пузатый медный самовар с россыпью медалей, гарнитур плетеной мебели, железную кровать, ду бовый письменный стол... «Нет,' эти вещи привезены сюда в 1939-м из других имений», - пояснял директор музея Алек сандр Лисицын. И только в спольне, в углу которой стоят массивные напольные часы, порадавал гостя: «До, свидете ли той, былой, жизни!». Часы изготовлены в Англии в середине XV!!! века Петером Горклером, кок значится на медной табличке. Стрелки ци ферблата позолоченные. - Мои рассказывали, что ка ждые четверть часа звучали попеременно менуэт, мазурка, - сказал гость. Директор, же лая порадовать его, перевел стрелку давно остановленных часов, и комнату огласила ти хая мелодия. В последний раз Крафты слышали ее в 1918-м. Через восемьдесят лет их от прыск, рожденный в Германии, Александр Крофт, услышал ее, воскресшую, впервые в своей жизни. Старинные часы после но- ционализоции имения кочевали по разным учреждениям. Наш ли их перед самой войной в кабинете директора спортив ного комбината в Болшево. Вернули в дом Крафтов, став ший музеем. Убедившись, насколько бе режно относятся ко всему сот рудники музея, А.А.Крафт пе редал им мемуары деда. Ска зал: - Спасибо Ленину, что вы брал для отдыха тогда именно наш дом. Не случись этого, его бы постигла трагическая участь многих других имений... А летом прошлого года А.А.Крафт вновь посетил ми лый сердцу уголок земли рус ской. В книге музея сделал за пись по-немецки (русским не влодеет): «Благодарю за доб рую память о нашем роде! Я счастлив, что дома, в котором жили мои родители, не коснул ся тлен веков: его сберегли люди». Что ж, счастливая планида у Крафтов и их имения. Канули бы они в Лету, не поживи в до ме со шпилем в 1922 году Ле нин... Юрий МАХРИН. КОРОЛЕВ, Московская область. Ф ото автора. ЛЮДИ и ЗВЕРИ МИШКИ в ГОРОДЕ о ГОРЬКОЙ СУДЬБЕ МЕДВЕЖОНКА ИЗ ФИЛЬМА «ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОХОТЫ» И ЕГО КОСОЛАПЫХ ТОВАРИЩАХ ПО НЕСЧАСТЬЮ Недавний случай, когда в подвале одного из жилых до мов был найден прикованный к трубе медвежонок, в Питере никого не удивил. В Северной столице медведи рассекают по центру, словно по лесу. Уж очень доходный бизнес у их хозяев - уличных фотографов, которые напропалую снимают детишек рядом с косолапыми симпатягами. Добыть источник дохода - не проблема. Настоящие охотники никогдо не убьют медведицу, окруженную малышами. А бра коньеры - пожалуйста! Заби райте медвежат хоть оптом, хоть в розницу. Берут! И охот но. Маленький мишка - пуши стое чудо, лапочка. Ласковый, как щенок. Но и щенок может больно покусать, не говоря уже о таком звере. Большинство фотографов даже 1-2-летних медвежат водят в намордниках, но у тех ведь и лапа тяжелая! «Приласкает» - мало не пока жется. Что же говорить о по взрослевших питомцах, которые становятся смертельно опасны ми как для окружающих, так и для хозяина. «Все равно его не брошу, потому что он хоро ший»? Увы, от них немедленно избавляются. Зоопарк медведей не берет, своих полно. И там уже устали отвечать на звонки с просьбой дать приют бывшему работнику Фотосервиса. В цирк - поздно. Артиста из заматеревшего зве ря не вырастишь. В лес отво зить хлопотно, да и смысла нет.’ Бывшие ручными, медвежата там не выживут. Остается толь ко два пути - бросать животных на улице, в тех самых подвалах (авось, и сами сбегут) или заби вать но мясо. А что? Спрос имеется. Д оро гие рестораны потчуют своих клиентов разнообразной ди чью: перепелами, рябчиками, лосятиной. Порция медвежати ны стоит две - три тысячи руб лей, хотя мясо, прямо скажем, на любителя. Предполагается, что рагу доставляется прямо из леса отважным охотником, вступившим в единоборство с медведем и получившим заслу Печально знаментый Додон из театра «Страна чудес дедушки Дурова» в декабре загрыз сотрудника театра и еще двоих тяжело ранил. За что получил пожизненное заключение за решеткой... женный трофей. Но чаще на блюде оказывается тот самый медвежонок, который пару лет развлекал праздную толпу и, возможно, фотографировался с вашим ребенком. Просто он дешевле обходится общепиту. Кстати, подобная участь не миновала и героя «Особенно стей национальной охоты». Очаровательный медвежонок, вовремя смывшийся от веселой компании (помните?) - дитя ули цы, был взят напрокат у одного из уличных фотографов. А в итоге судьба «кинозвезды» о ка залась типичной. Он подрос, бросился на прохожего, и его пристрелили. Возможно, только в Ломоно сове медведи живут более-ме нее счастливо. Дашка и Варька обитают в гараже дрессиров щицы Анны Сидок, которая объехала с ними (а также с дрессированными собакой , крысами, кроликами, ежиком и петухом) не только Ленобласть, но и многие города России. Она «запала» на мишек с тех пор, как сразу после школы стала работать в цирке: корми ла животных, мыла клетки и по могала дрессировщику. А по том решила устроить собствен ный аттракцион. - В своего первого медве жонка, Гошу, я просто влюби лась. Таких умных, общительных и артистичных животных больш е ^ встречать не приходилось. П о - ^ началу он жил прямо у меня в ■комнате. И я глаз с него не спу скала, потому что озорничал беспредельно. Однажды встал на подоконник и чуть не вы прыгнул с 9-го этожа, другой раз ухитрился выбраться на крышу. Когда выступали в рес торанах, вел себя, как послед ний попрошайка - подходил к столикам и клянчил еду. Обаятельному медвежонку , прощалось все. Тем более, что однажды он выиграл для хозяй ки кинокамеру в передаче «Сам себе режиссер», лихо прокатившись на автомобиле, п о прошло время, и Гоша, ко торый по-детски плакал, если Аня уходила из дома, подрос. И перестол помещаться в неболь шой клетке для перевозки на машине. Полгода просидел вза перти, не выступал, не репети ровал. И стал опасен для пуб лики. В конце концов талантливого Гошу удалось пристроить в зве ринец. Но кто знает, какая судьбо ждет нынешних артистов домашнего цирка, когда они немного подрастут? Мишкам в городе не место. Ирина КЕДРОВА. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. )!№ИИздшелк )мационно-аналитическоеагентаво «Деловойвторник» И здание зорегнсгомровоно _____ Министерством РФ по делом лечоги, телеродиовещоимя и средств моссовых коммуникации Рег. ПИ N5 77-7161. Распроараняется в качестве п рил ож ен и я к газетам: Генеральный директор Главный редактор Редакционный совет: Номер подписан в 15.00. По графику в 15.0р. Отпечатано в типографии «Липецкое издательство» 398055, г.Липецк, ул.Московская, 83. Общий тираж 1.515.975 экз. Цена - бесплатно. Ф.Сизый. Адрес редакции: 125993, Г01-3, Москва, А-40, уп. «Правды», 24, 8-й этохс В.Симонов. Телефон для справок: (095) 257-37-92. ЛАрих, А.Бушев, П.Вощонов, И.Елков, Телефон/фокс отдела рекламы: (095) 257-38-42. СЗоворотный, В.Качурин, М.Морозов, К.Сорокин. Е-тоН: уГот!к@ас!!.ги «Деловой вторник». Перепечатка без соглосовония с редакцией не допускается. Приобретение прав но перепечатку и ислолиование мотериалов тел./фокс (095) 257-37-83. «Трибуна», «Труд» (московский выпуск), «Советская Белоруссия» (Беларусь), «Европа-Экспресс» (Германия), «Комсомолец Каспия» (Астрахань), «Пульс Аксарайска» (Астрахань), «Белгородская правда» (Белгомд), «На смену!» (Екатеринбург), «Рабочий край» (Иваново), «Калининградская правда» (Калининград), «Время и деньги» (Казань), «Вольная Кубань» (Кроснодор), «Курская правда» (Курск), «Липецкая газета» (Липецк), «Сельская правда» (Малмыж, 1^ровской облости), («Варта» (Нижневартовск), «Нижегородские новости» (Нижний Новгород^, «Новая гозето» (Новосибирск), «Югорское время» (Нягань), «Поколение» (Орел), Вестник-Наша Пенза» (Пенза), «Вечерняя Пермь» (Пермь), «Северный курьер» (Петрозаводск), «Ноше время» (Ростов-на-Дону), «Волжская коммуна» (Соморо), «Земское обоюение» (Саратов), «Северный рабочий» (Северодвинск), Ставропольская правда» (Ставрополь), «Тамбовская жизнь» (Тамбов), «Тюменская провда» (Тюмень), «Республико Башкортостан» (Уфа), «Челябинский рабочий» (Челябинск), «Зобойкольский робочий» (Чито), «Советский Сахалин» (Южно-Сохолинск), «Якутия» (Якутск).______________________________________
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz