Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

15 ИЮЛЯ 2004 ЧЕТВЕРГ № 27 (175) Беларусь—Россия____ Щ Х О Р ОША Я Н О В О С Т Ь Магаданцы выбрали «Человека года» к о м и с с и я во главе с исполня ­ ющ им обязанности мэра Влади ­ миром Печеным пришла к едино­ гласному решению : з а д о с тиж е ­ ния в области литературы прису­ дить премию «Человек года» от­ ветственному секретарю област­ ной писательской о р ган и за ц и и Станиславу Бахвалову. В области и с ку с с т в а премии уд о с тоил ся член С ою за х у д ож ­ ни ков , председатель правления обл а с тн ой о р га н и за ц и и С ою за х у д ож н и к о в К о н с та н ти н К у з ь ­ мины х . Ц ерем ония н а гр а ж д е ­ ния состоится в дни п р а зд н о ва ­ ния юбилея го р о д а 14— 16 ию ­ ля. Русский музей стал польским ПЕРВЫЕ инф ормационно -обра ­ зовательные центры «Виртуаль ­ ный мир Русского музея» за пре­ делами России будут о т кры ты в двух городах Польши. Сейчас ве- \ д утся пере го воры о созд ании вир туальных филиалов ГРМ в В арш аве и Лод зи . В столице Польши центр «В иртуальны й мир Р усского музея» планирует ­ ся ра зм ести ть в Национальном музее , в Л о д зи т а кж е вы бираю т подходящий музей. ■ Презентация вир туал ьн о го " филиала Русского музея прошла во время В арш а вской книж но й ярмарки , именно то гда этим про ­ ектом заин тересовались м у з е й ­ щ и ки Польши и министр культу ­ ры республики Вольдемар Д ом б ­ ровский . Подобные центры, даю ­ щ ие во зм ож ность при помощ и новейших технологий совершать пр о гул ки по залам Р у с с ко го м у ­ зея, зна ком и ть с ш едеврами и постоянными э кспо зициям и лю ­ бителей и с ку с с тва , уж е о т кры ­ лись в Нижнем Новгороде, Сама­ ре, Саратове, Ленин градской об­ ласти. До конца 2004 года фили ­ алы Р усского музея открою тся в Петрозаводске и Мурманске , же ­ лание сотрудничать с ГРМ в этой области вы с ка зали т а кж е евр о ­ пе й с ки е центры культуры — Па­ риж и Берлин. Экстремальный туризм для президента США ЭКС -ПРЕЗИДЕНТ СШ А Д ж имм и Картер находится с неофициаль­ ным визи том на К ам ч а т ке . Он прибыл сюда в минувшие выход­ ные с Аляски на личном самоле ­ те . К а к сообщил гла ва к ам ч а т ­ с ко го пред с та ви тел ьс тва МИД России Алексей П оловников , бывший хозяин Белого дома при ­ летел на полуостров в каче с тве туриста. С ра зу с самолета э кс -п р е з и - ‘ ден т СШ А пересел в вертолет ■ кам чатской т урф имы и отпра - Р и л с я на ре ку Ж упанова . Сейчас 80-летний Джимми Картер с суп ­ ру гой сплавляются по этой ре ке на рафтах. Их сопровождаю т со ­ тр уд ни ки секре тной охранной сл ужбы . П утеш е ствие с пятью остановками займе т еще 4 дня и завершится на базе «Кедровая». Представители ам ериканских спецслужб , обе спечивающ ие безопасность Кар тера во время его поездки , категорически отка ­ зались исполнить просьбы мест­ ны х СМИ о встрече с бывш им президентом США . Картер также от ка зал ся встретиться с пред ­ ставителями кам ч а т с ки х вла ­ стей. Предполагается, что 16 ию ­ ля он за в ерш и т пребы вание на Камчатке и вылетит на родину. Минск-1 на высоте! д о КОНЦА июля д олж на з а в е р ­ шиться ре кон стр укция а эро пор ­ та М инск-1 . После чего он приоб ­ ретет статус международно го . А это пред усматривае т наличие таможни , по граничной службы и современной аппаратуры для до­ см о тра гр у зо в . К р ом е то го , до конца года заверш и тся и ре ко н ­ струкция аэропорта Минск-2 , по­ сле которой он станет еще более привлекательным внешне. Град Китеж приехал в Тихвин ■ ^:^гогу7т*'-»1и»р^^ т»-- ■ч, ,1 » ^ '. > ж 1 Валентина Теличкина: На «Беларусьфильме» мне было хорошо Александр Беляев Солист труппы Мариинского театра Виктор Луцюк (княжич Всеволод) в сцене из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Сценической площадкой под открытым небом стал для нее Успенский мужской монастырь вТихвине (Ленинградская область) — на родине композитора Римского-Корсакова. Дороже награды КОМ И СС А Р В е р х н е д в и н с ко го к ом и с с а р и а т а Ю рий Ген гер по ­ л учил орден К р асной З ве зды , о с ущ е с т в о в а н и и к о т о р о го и не д о га ды в а л с я . В 1988 го д у он был пр ед с та вл ен к н а гр а д е за т о , что во время вы во д а в о й с к и з А ф га н и с т а н а не по терял ни о д н о го солда та . П ервы й орден К р а сн ой З ве зды Юрий получил з а оп ера ц ию по р а з б л о к и р о в а ­ нию го р о д а Х ос т . А о том , что у не го есть еще один , он услышал т о л ь ко че ре з 14 лет . Орден з а вы во д в о й с к и з Аф га н и с та н а за тер ял ся в ко р и д о р а х вое нн о ­ го в ед ом с т в а б ол ьш о го С о ве т ­ с к о го С ою за . О дна ко , со слов к ом и с с а р а , то , за что он был пред ста влен к ордену , для него не м енее ценно , чем сам а на ­ града . Дело — на «ЛАД» мы ВСЕ ее сра зу полюбили — с первы х фильмов . Ее героини стали нашими друзьями , спутни ­ ками по жизни . Знаменитые реп­ л и ки ее героинь вошли в наш обиход . Помните хвастовство Вали в «Начале»: «А меня Иван Сидоры ч Нефертити назвал !» Или предложение Зои в «Пяти вечерах» : «Саша, а у меня идея: I давай те поцелуемся !» ... Наша беседа с Валентиной ТЕЛИ Ч КИ ­ НОЙ состоялась на кин оф е с ти ­ вале в Гатчине «Литература и ки ­ но». — Валентина Ивановна, как вам се­ годня живется-дышится? — Дышится хорошо — живет ­ ся по -разному . Грех жаловаться. Я вообще себя нормально чувст­ вую в этом не совсем нормаль ­ ном времени . Иммунитет к нему уж е выработан, поэтому прихожу в свое обы чное русло : дом , чте­ ние, иногда работа... Сейчас, ко ­ нечно , работы в кино у меня ма ­ ло, но я не теряю надежды , что все еще впереди. В наши дни си ­ туация поворачивается к к ин е ­ м а то граф ис там более светлой с тороной — начинаю т давать день ги на кино , значи т будем снимать. Главное — за литерату­ рой : что снимать? В последнее время я прочла несколько сцена­ риев . С сожалением отметила , что в этом жанре ситуация меня­ ется довольно трудно: очень мно­ го макулатуры , какое -то безлич - ностное пи сьм о на уровне даже не средней , а начальной школы . Такое ощущение, что люди, кото­ рые пиш у т сценарии , просто ни ­ ч е го не читали , ниче го не пере ­ ж ил и , не перечувствовали . Д а и на мой во зра с т почти ниче го не рассчитано. А т а к хочется пораз ­ мышлять, еще и эмоции не утра ­ чены. — Представьте, найдется олигарх, который даст вам деньги на кино: снимайте и снимайтесь! Что вы ста­ ли бы снимать? — К л а с с и к у . О на у нас б о га ­ тейш ая . Я ред ко даю интервью , но не устаю повторять о том , к а ­ ки е н ад еж ды были с вя заны у меня , наприм ер , с п е ре с тр ой ­ кой , с б е зцен зурн о с тью работы для режиссера . Но не могла опо­ м ни ть ся : к а к т а к м ожно , ко гда р а зреш ил и все сним а ть — за - С СЕНТЯБРЯ Национальная го ­ сударственная телерадиокомпа ­ ния Беларуси будет передавать в эф ир пр о грамм ны е б ло ки к а ­ нала «Культура» . Они будут транслирова ться на телеканале «ЛАД» . Это стало в о зм ож ным бла годаря подпи санию д о го в о ­ ра в рам ках Генерального согла ­ ш ения о со трудничестве , к о т о ­ рое за клю ч и л и Национальная государственная телерадио ком ­ пания Р есп убли ки Беларусь и Всероссийская государственная т ел е в и зи о нн а я и радио вещ а ­ тел ьная ком па ния . Обе ком п а ­ нии нам ерены осущ ествлять р а зно с торо н н ий обмен тел е - и ра д и о пр о гр ам м ам и ра зличны х ж а н ро в , архивными материала ­ ми, отображающими э кономиче ­ с кое , кул ьтурное и социальное р а зви ти е , до с тиж ен и я в ж и зн и народов своих государств , а та к ­ ж е пр о гр ам м ам и , о с в ещ ающ и ­ ми национальны е п р а зд н и ки и д р у ги е зн ам ена тель ны е собы ­ тия Беларуси и России. Под готовили Ви ктория АВЕРБУХ (М осква ), Алексей КЛЕВИ ТС КИЙ (Минск). бы ть о Чехове , Д о с то е в с ком , Толстом , О с тр о в с ком ? ! В кл а с ­ си ке у нас непочатый край рабо­ ты . И весь О с тровс кий — мой! Д о с тое вс ки й — мой! Чехов — мой! Толстой, особенно его рас ­ с ка зы , — мой. М аканин — тоже мой : я снялась в э крани зациях его повестей «Отдушина» и «Че­ л о в е к свиты » . Ф ильмы получи ­ лись хорош ие , жаль , что они не идут. Т а к что надеюсь на класси ­ ков , которыми неизбывно полна наша литература. — Какие фильмы в вашей судьбе стали для вас этапными? — П ервый та кой фильм , на ­ верное, «Журналист», роль курь ­ ерши Вали многое определила в моей судьбе. Хотя это определе­ ние мо гло быть и тра гическим : в зался каким -то единственным. В том поколении , которое ушло , было очень м но го ф а ктурны х , красивы х , интересных по внеш ­ ним данным а ктеров . Потом в ка кой -то момент традиция з а ­ глохла, и остался один Тихонов. А сейчас , в последние пять лет, появились очень красивые ребя­ та, которые к том у же и артисты хорошие . — Что у вас на домашнем фронте? — Д ом а— все отлично! М уж— ар хи те ктор , сын Иван — юрист. Все работают. — У вас в семье принято обсухсдать ваши роли в кино? — Да . Но это не имеет ка кой - то определенной формы — мол. В последнее время я прочла несколько сценариев. С сожалением отметила, что в этом жанре ситуация меняется довольно трудно: очень много макулатуры, какое-то безличностное письмо. результате мне ка кое -то время ниче го дру го го не предлагали — использовали только этот типаж . М ожно было впасть в отчаянье. Сломать стереотип восприятия мне п ом о г фильм «Осенние свадьбы» Бориса Яшина , я этот фильм очень люблю. Даже не по­ тому , что он помог мне справить­ ся с той ситуацией , — просто очень люблю это т фильм , и все! Еще очень люблю «Н еобы кно ­ венную вы с та в ку» . У зрителей п о -преж н ем у пользуется успе ­ хом «Начало». Знаю , Валя в этом ф ил ьме очень нравится м уж ч и ­ нам. Для меня — это веш ка в том смысле , что я по зна комила сь с по трясающ им режиссером Гле­ бом П анф иловым , который по ­ том , через тринадцать лет, при ­ гласил меня в «Вассу». — У нас в современном кино есть красивые актеры? — Очень много ! Сейчас появ­ ляются совершено дивные арти­ сты — не просто по э кс тер ьер у , но и талантливые . Правда, инте­ ре сной работы для них стало меньше, и это создает трудности в том, чтобы себя проявить. Сей­ ча с у нас невероятно красивое по коление — и девоч ки , и ребя­ та , и м уж ч ины . Раньш е мы то с ­ ковал и по У р бан с ком у — он ка - сели посмотрели фильм и стали обсуж да ть мои роли. Нет, все происходит в процессе . Сын ро ­ дился, когда большая часть моих работ в кино уж е была сделана. Сейчас многие фильмы он видит в телевизионном варианте... — Стало быть, ваши домашние смо­ трят ваши фильмы с вами? — Иван смотрит, ему интерес­ но. И но гда друзья спраш иваю т его обо мне (у него другая фами­ лия, он не лю бит аф ишировать свою маму, но друзья знаю т обо мне). Т а к вот, иногда его друзья задаю т ему вопросы , связанные с моими фильмами, — и он пере­ адресовы вает эти вопросы ко мне. Нет, он не равнодушный к моему творче с тву челове к и о т ­ нюдь не поверхностно хочет про­ ни кн уть в суть нашей профес ­ сии... — Кто у вас дома хозяин? — Все! У нас нет че тко го ра з ­ деления обя занностей — к а ж ­ дый занимается тем, что успева­ ет делать. — А кто хозяин на кухне? — На ку хне — я. Я называю э т о— «стоять у мартена». ■ Валентина Теличкина в свободное от съемок время стоит у «домашнего мартена». — Какой вопрос Валентина Телич­ кина задала бы Валентине Телички­ ной — актрисе и Валентине Телич­ киной— человеку? . . . . — К актрисе у меня вопросов нет. Пусть задаю т вопросы те, кто меня приглашает сниматься. И я на эти вопросы отвечу и сло­ вом, и делом. А к человеку у меня есть много вопросов, те, на кото­ рые я не м о гу ответить , я задаю батюшке . Он мне помогает отве­ тить на них. Это сокровенное . В моем возрасте шуточных вопро­ сов мало. Они все решены. — Обычно ваше появление на экра­ не вызывало добрую улыбку... — И слава бо гу ! Одно д р у го ­ му не противоречит. Кстати , ост ­ р о хар а кте рны е ар тисты , если это д ей с тви тел ьн о артисты , ред ко в ж и з н и ш у т к ую т . Чтобы масло масляное не получи ­ лось... — Вас связывают творческие отно­ шения с белорусскими кинемато­ графистами: в частности, вы сни­ мались у известного белорусского кинорежиссера, народного артиста Беларуси Игоря Добролюбова... — С ейчас э та к и н е м а т о гр а ­ ф и че с кая связь распалась . А раньше мы поддерживали очень тесные отношения — я бывала в го с т я х у не го в М инске , он — у меня в М ос кве . Еще я д р уж у со сцен а ри с том А р ка ди ем Пинчу- ком — одним и з ав торов сцена ­ рия к ф ил ьм у Д обролю бова «П отому что люблю » . Наша друж ба прочная , она продолжа­ ется и сейча с : он мне нередко звонит , по здравляе т с праздни ­ ками , ин тересуется , к а к я живу , присы л ае т свои работы , к о т о ­ рые я с удовол ьс твием читаю . Т а к что связь с бел ор усс ким и кин ем а то гр аф и с там и не пре- рвана ,'хотя , может быть, она те ­ перь не продолжается в работе, в совместном творчестве ... А во­ общ е я очень люблю Беларусь и белор усов . О ни по хар а ктер у своему , ко торы й сф ормировал ­ ся под влиянием и с то ри че с ки х ф а к т о р о в ,— надеж ны е , бл а го ­ родные , не спесивы е , не лен и ­ вые люди . В них есть и стинное д о с тои н с тв о и с кром но с ть . Я м но го снималась на «Беларусь­ фильме» и по ч увс тво вал а это . Мне там было очень хорошо. Читали стихи, пели песни соседш Дмитрий Родин БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ к р а с н о г о р с к и й район Брян ­ щ ины давно д р уж и т с соседним Ч ечерским районом Гомельской области. В основном это крепкие э ко ном и ч е с ки е связи , которые выражаю тся во взаимовы годной помощи д ру г другу . Но на сей раз в с треча была посвящ ена д р у го ­ му. В гости к россиянам прибыла деле гация в составе исполните ­ лей белорусской национальной песни , сотрудников районной га ­ зе ты «Чачэрск ! весн !к» , с тихо ­ творцев , библиотечных и м узей ­ ны х работников . Состоялась на­ стоящ ая творческая встреча со ­ седей д ву х государств . А для творчества , ка к известно, границ не существует. С редактором чечерской газе ­ ты Валентиной П ранкевич крас - ногорцы знакомы по поэзии: в га ­ зе те «К ра сно горс кая жизнь» публиковались ее стихи . Она представила своих колле г — по ­ эта с тарш е го поколения М ихаи ­ ла Болсуна и молодую поэтессу Марину Иванову. Звучали их сти ­ хи, а т а кж е самой В. Пранкевич . А второв понимали красно горцы без перевода — многолетнее со­ седство к а к бы породнило языки, прои зош л о и х прони кновение д р у г в д ру га . А уж песни , испол ­ ненные гостями , тем более по ­ нятны. Зал , где проходило д ру ­ же с ко е общ ение , был перепол ­ нен. Было о чем по го во ри ть , по ­ д ели ть ся л у чш им опы том р а ­ б о тн и кам м узея , библио те ки , ж ур налистам д вух «районок» . К том у ж е бел ор усы пр иве зл и в д ар р у с с ким соседям кар тины с в ои х х уд ож н и ко в , м узейны е и с то ри че с ки е материалы , худо ­ же ственную литературу , народ ­ ные национальные поделку , до­ к ум ен ты о войне , награды , и ко ­ ны ... Идем в подземелье! И возвращаемся обновленными увлечения Илья М а каров САНКТ -ПЕТЕРБУРГ ЧТО ТЯНЕТ живых людей под зе ­ млю? Романтика, стремление к спортивным достижениям? Или творческий , научный зуд? Спе­ леология — своего рода вид ту ­ ризма , основанный именно на спортивных началах. В спелеоло­ гии силен спортивный элемент, ведь целью спелеолога является не столько изучение или погруже­ ние в реальность пещер, сколько достижение результата, измеряе­ мого в глубине, длине и ширине. Но мало кто из простых смертных знает о спелестологии — явлении научном и творческом . Об этом и многом другом корреспонденту «союза» рассказал один из ос­ нователей Санкт-Петербургского спелестологического движения Павел МИРОШНИЧЕНКО: — Я родился в Крыму, где очень много пещер, в основном карстового происхождения, но не­ мало и каменоломен. Когда пере­ ехал в Ленинград, в студенческие годы освоили с друзьями Сабли- но. А когда саблинских пещер ста­ ло не хватать, занялись активным поиском других интересных объе­ ктов по Ленинградской области. В результате этой работы родилось движение спелестологов. — Как идет в вашем увлечении поиск необходимой информации? — Карты Ленинградской обла­ сти интересующих нас объектов содержали мало. С самого начала работы была дана установка на живой поиск, на исследование до­ ступных источников информации. Таким образом и появилась мето­ дология, которая оправдала себя не только в поиске пещер, но и в поиске историко-архитектурных объектов области, которым мы за ­ нимаемся сегодня. — Что на самом деле так манит под землю? — Многие нас часто называют людьми не от мира сего. Кто-то ищет интересные места в возду­ хе, среди растений, а я нахожу та­ кие места под землей. Для нас су­ ществует постулат, если говорить о мистике исследования подзем­ ных полостей, что есть «этот» свет и есть «тот». И каждый человек, спускающийся в подземелье и вы­ ходящий оттуда, ка к бы пережи ­ вает смерть и вновь возрождает­ ся. И это не шутка. Устав от повсе­ дневной жизни, спускаешься вниз и сидишь в абсолютной тьме и ти ­ шине. А наверх выходишь уже другим, свежим человеком. — Почему у вас вызывают интерес именно рукотворные подземелья? Ведь спелестология— это исследо­ вание искусственных полостей, не так ли? — Здесь есть определенный подтекст — подземные сооруже­ ния строили в каких-то темных це­ лях. Практически в любой исто­ рии о заговорах, крупных военных укреплениях всегда будет ф и гу ­ рировать то или иное подземное строительство. Это привлекает меня и моих коллег ка к средото­ чие загадок и тайн. Сейчас движе­ ние спелестологов становится бо­ лее респектабельным. И даже в некотором роде малой наукой — пишутся труды, открываются ш ко­ лы, проводятся конференции. — Людям, которые занимаются под­ земельями, не чуждо кладоиска- тельство? — В процессе исследования пещер встречались предметы екатерининского времени. Один из наших товарищей со временем стал профессиональным кладо­ искателем на коммерческой осно­ ве. И я к этому отношусь нормф 1 ь- но. Другое дело — т а к называе­ мая «черная» археология. Нега­ тивно отношусь к осквернителям могил. — Пещерники— народ своеобраз­ ный, им присуще соблюдение раз­ личней ригуалое... — Д вижения подобного рода одновременно являются и суб­ культурой. Поэтому у нас есть свои традиции, свои ритуалы. Мы для себя, будучи уже взрослыми людьми, стараемся некоторые из них соблюдать. В частности, отме­ чаем Новый год в экзотической обстановке— либо в развалинах, либо в пещере. Конечно, часть ри­ туалов для людей старшего поко­ ления уходит в прошлое. — Поддерживаете ли отношения с подобными движениями из регионов России и других стран? — Сегодня многие движения получили новый толчок к разви ­ тию благодаря Интернету. С по ­ мощью глобальной сети уже соз­ даны всероссийские ор ганиза ­ ции, в частности Русское общест­ во спелестологии и спелеонавти- ки и Русское общество спелесто- логических исследований . Они зарегистрированы в министерст­ ве юстиции и проводят под Моск­ вой ежегодные слеты. На эти соб­ рания приезжаю т друзья и из за ­ рубежных организаций — из Гол­ ландии, США , Франции , из мно­ гих стран, которые мо гут похва­ статься наличием подземелий. В частности, у белорусов есть груп­ пы, занимающиеся исследовани­ ем исторических памятников и подземелий . Таких организаций много — они работают в Витеб­ ске, Гомеле, во многих других ме­ стах. Не т а к давно приезжала группа спелестологов из Полоцка для обмена опытом к нам, на пи­ терскую землю . И от нас в Бела­ русь ездили люди для поиска древнего подземного хода. — Молодежь сегодня интересуется подземельями? — Интересуется. Молодые лю­ ди привносят в наше дело всегда что-то свое. Но сейчас в спелесто­ логии появились некоторые «по­ псовые» элементы. С одной сто­ роны, движение стало более де­ мократичным, стали исчезать ие­ рархические уровни посвящения, а с другой— становится все более прагматичным. Тем более что это увлечение доступно многим — для того чтобы заниматься изуче­ нием подземных полостей, не нужно обладать большим состоя­ нием. Снаряжение может быть са­ модельным, сейчас затысячу руб­ лей можно купить всю экипиров ­ ку, включая каску и лопату. — Сейчас вы переключились со спе­ лестологии на регионавтику. Чем но­ вее понятие «регионавтика» отлича­ ется от знакомого всем краеведе­ ния? — Из самого понятия «краеве­ дение» не следует, что краевед обязан лично изучать местность посредством обследования. Кра ­ еведом может быть человек, ко ­ торый всю жизнь читал какие -то книж ки об истории края. Есть ас­ троном, который смотрит на звез­ ды, а еще бывает астронавт, кото- . рый среди этих зве зд летает. В слове «регионавтика» - корень «навтика» подчеркивает именно то, что мы это делаем «вживую» методом погружения. Мы практи­ куем живую деятельность, у нас другой метод анализа. Не истори­ ческий анализ , к а к полагается в истори ко -гео граф ических нау­ ках, а, скорее, генеалогический. — Методология исследования для регионавтики была придумана зано­ во или вы использовали свои спеле- стологические наработки? — На самом деле, тут налицо преемственность. Просто спеле- стологию я передал тем людям, которые хотят глубоко изучать пе­ щеры, а мне с годами стало инте­ реснее изучать территорию и ме­ стность. — Какие объекты местности могут вызвать живой интерес регионавта? — В Л е н ин гра д с кой области большие проблемы с и с ториче ­ ской памятью и архивами . С чем это связано? Есть ре гионы , на ­ пример Москва , где ход истории был непрерывен, без тотального переселения народов и длитель­ ной о ккупации . У нас же связан ­ ных с этими причинами ра зры ­ вов истории к а к минимум два за век . Поэтому , проводя свои и с ­ следования и находя какие-либо интересные объекты в удручаю ­ щем состоянии , мы вправе тр е ­ бовать от ра зличны х комитетов по охране памятников и местных властей обратить повышенное внимание на наши «находки» . Что прино сит это увлечение? Психологически оно сравнимо с радостью первооткрывателя. На нашей терри тории абсолютно реально найти что-то , о чем нет н и ка ки х письменны х и сточни ­ ков : городищ е , заброш енную усадьбу, остатки средневековых поселений, просто красивый во­ допад... и Пробираться по подземным лабиринтам — под силу немногим.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz