Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

16 июля 2004 г., № 137 (22265) ЛИПЕЦКАЯ газета Дел 1 вая В ы п у с к п о д г о т о в и л В и к т о р М А Н А Е Н К О В п р и у ч а с т и и с п е ц и а л и с т о в К о м и т е т а п о р а з в и т и ю п р е д п р и н и м а т е л ь с т в а и м а л о г о б и з н е с а а д м и н и с т р а ц и и г . Л и п е ц к а . ■ Г М Н М 1 1 1 ■ I >I ЯН ' Итоги Виктор КОМАРОВ, и.о. председателя комитета по развитию предпринимательства и малого бизнеса администрации г. Липецка: “Приоритет малых предприятий - создание новых рабочих мест” в своем Послании Федеральному Собранию президент России в качестве первоочередной общенациональной задачи назвал борьбу с бедностью и рост благосостояния людей. Выполнять эту важнейшую государственную задачу сегодня реально малому бизнесу — он динамично развивается и имеет огромный производственный потенциал. Важно при этом, что развитие происходит не стихийно, а имеет свое направление, свою стратегию в рамках административной политики. На примере Липецка, где разработана программа поддержки предпринимательства на 2003 -2005 гг., это достаточно хорошо прослеживается. Какие именно приоритетные на­ правления обозна­ чены в этой адми­ нистративной про­ грамме? В первую очередь — создание новых рабочих мест. Только в 2003 году объектами ма­ лого предпринима­ тельства в Липецке было создЕшо около 8 тысяч рабочих мест, на 7 процен­ тов больше, чем в 2002-м году. Столь обнадеживающие факты связаны, в первую очередь, с ростом числа ма­ лых предприятий и при финансовой поддержке админи­ страции Липецка, которая открыла линию льготного микрокредитования липецким фирмам и частным предпри­ нимателям, ставшим победителями в городском конкурсе биз­ нес-проектов. Среди победителей — ООО “Продкомплект”, ООО “Веста-Л”, частные предприниматели А. Лисова, В. Ве- ретеха. Они представляют разные сегменты рынка, но реа­ лизация их бизнес-проектов имеет социально-экономическую значимость для города. Малый бизнес играет все более весомую роль и в росте ВВП. Его доля в общем объеме производства составляет око­ ло 10 процентов. То есть бюджет Липецка формируют нынче не только крупные промышленные предприятия, но и пред­ принимательские структуры. Липецкие предприниматели не оказываются в стороне от социальной жизни города и ее проблем. Они активно уча­ ствуют в благоустройстве областного центра, оказывают фи­ нансовую и материальную помощь сиротам, малоимущим, инвалидам, ветеранам войны, общественным организациям. Малый бизнес, таким образом, становится все более соци­ ально направленным и авторитетным в глазах липчан. Можно говорить о том, что нет, по сути, сдерживающих факторов для его развития: административных барьеров, несовершенного законодательства или непомерно тяжелых налогов. Считаю, что малый бизнес и власть работают сегод­ ня в одной упряжке. На смену диалога и поиска взаимопо­ нимания приходят партнерские отношения, совместные биз­ нес-программы. Однако преждевременно было бы утверждать, что все воп­ росы во взаимоотношениях бизнеса и власти у нас сняты с повестки дня и нет необходимости поднимать их уровень и ставить новые задачи. Наоборот, сегодня появляется возмож­ ность реализовать совместно самые интересные и смелые программы и проекты. Администрация города будет активно поддержив^ать в первую очередь начинающих предпринимателей, содейство­ вать тому, чтобы наши товаропроизводители смогли повы­ сить качество своей продукции и успешно конкурировать не только на региональном, но и на общероссийском товарном рынке, создавать целевой фонд нежилых помещений для предпринимателей, поддерживать инновационную деятель­ ность, информационные центры с выходом в Интернет — работу такого центра, к слову сказать, мы планируем начать уже в этом году, обеспечивать условия для нормального раз­ вития у нас лизинговых компаний, ремесленничества и т.д. Мы считаем, что поле деятельности здесь огромное. Раз­ ве не нужно совершенствовать нормативно-правовую базу? Безусловно, нужно. У нас, кстати сказать, создан обществен­ но-экспертный совет при главе администрации Липецка, в состав которого вошли ряд известных в городе руководите­ лей малых предприятий. Но совершенно очевидно, что этот совет должен сегодня работать более продуктивно и целе­ направленно. Предприниматели вправе рассчитывать на от­ крытую информационную политику, на появление у нас биз­ нес-центров, на дальнейшую финансовую поддержку инте­ ресных проектов, на участие в различных социально-эконо­ мических программах, в развитии новых рыночных направ­ лений — например, в реформировании жилищно-коммуналь­ ного хозяйства и многом другом. ^ П о обе СТОРОНЫ прилавка 3 3 3 г о л л а н д с к и е р о з ы д л я л ю б и м о й ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА. Что должен дарить муж­ чина любимой женщине? Ко­ нечно же, цветы. Еще лучше — букет или целую компози­ цию из фантастически краси­ вых представителей флоры. Именно так поступил один липчанин, купивший в цве­ точном доме “Дель Рио” 333 голландские розы. А другой джентльмен не пожалел для своей дамы 22 тысячи рублей — во столько обошлось ему сногсшибательное творение флористов из “Дель Рио”. Совсем недавно в России вдруг возник цветочный кри­ зис из-за ограничений на ввоз голландских роз. Но, в отли­ чие от банковского, цветоч­ ный прошел быстро. Во вся­ ком случае в Липецке его никто и не заметил. Наобо­ рот, спрос на дорогие цветы постоянно растет. Более того, липчане просят нынче не просто композицию из ши­ карных цветов, им непремен­ но подавай с “изюминкой”. Чтобы ни у кого такого не было. Зато флористов и про­ давцов подобные зак азы только радуют. Например, продавец-оформитель из “Дель Рио” Наталья Чекуно- ва (на снимке) всегда работа­ ет с хорошим настроением. ^ Л и д е р малого бизнеса ^ Т о ч к а зрения Липецкие матрешки могут стать экспортным товаром Строить надо по-новому Владислав Тонких в строительной сфере не новичок. Он был мастером, прорабом, начальником участка и даже руководил липецким отрядом строителей в составе 25 человек, направленных на восстановление Дома правительства в Москве после известных трагических событий. В настоящее время возглавляет фирму “Пенаты” . В 2001 году его малое предприятие победило в конкурсе “Лидер малого оизнеса” как лучшая строительная организация. В этом году “Пенаты” в таком же конкурсе были признаны победителями в номинации “За внедрение в производство новых технологий” . Мы попросили Владислава Валентиновича рассказать читателям “Деловой жизни” о своей работе. — Новое в строительстве мы применяем уже не первый год. Но именно сегодня начали бо ­ лее активно внедрять передовые технологии в этой сфере. За счет их пытаемся уменьшить затра­ ты труда и добиться максималь­ ного результата. С^ть новаций в следующем. Обычно в строительной практи­ ке бетон заливают в опалубку, а потом ее могут разбирать или использовать повторно. Мы же эту опалубку оставляем на мес­ те. Внутри нее находится арми ­ рованный бетон, а с обеих сто ­ рон, снаружи и внутри, помеща­ ем слой пенопласта. Плюс двой ­ ной слой гипсокартона. Получа­ ется в итоге “ термос ", в котором держится стабильная температу­ ра. Зимой в нем тепло, а летом прохладнее, чем на улице. Мы получаем готовые пено­ пластовые блоки из Тульской об ­ ласти и из них потом собираем то или иное здание. Чем-то это напоминает детскую и гру “ в кон ­ структор” . Собираем один этаж и перекрытия, заливаем стены бетоном и идем дальше. Подоб­ ные технологии в строительстве широко используются в Красно­ дарском крае. Наша фирма в Л и ­ пецке является, по сути, перво­ проходцем в этом направлении. Преимущества нового метода очевидны. Во-первых, строитель­ ство идет гораздо быстрее. Кот­ тедж площадью 170 кв. м и гараж бригада из 4-5 человек подгото­ вила таким образом всего за один месяц. Во-вторых, не надо при­ менять строительные механизмы. Пенопропиленовые блоки легкие, и их монтируют вручную. В Кана­ де, например, с помощью таких строительных материалов (прав­ да, меньших размеров) частник умудряется собрать доми к без чьей-либо помощи за месяц-дру­ гой. Есть еще одно преимущество такой технологии — себестои ­ мость строительно-монтажных ра­ бот уменьшается, по нашим рас­ четам, минимум на 20 процентов. Конечно, не все так просто. Нам, в частности, пришлось ос ­ ваивать новую технологию и ре ­ шать кадровую проблему. При­ глашали тульских специалистов на шеф-монтаж, учились у них, а потом, когда подготовили пер­ вых своих мастеров, начали пе­ редавать опыт другим . Сейчас у нас два производственных зве­ на, есть свой проектный отдел, маляры, плотники, сантехники — од н им сл о в ом , полноценны й строительный коллектив. Кадро­ вые трудности , тем не менее, есть, но они связаны в первую очередь с ростом объема зака ­ зов. Мы вынуждены приглашать к себе на контрактной основе мо­ лодых ребят и делать из них вы­ сококлассных специалистов — на местном рынке таких строителей нет. Трудность еще и в том, что наш строительный комплекс не готов пока к новым технологи­ ям. Мы опять здесь отстаем от ряда российских регионов. Пока не увидят первый наш жилои дом, нереально рассчитывать на то, что у нас наконец появятся заказчики. Дом этот наша фир­ ма планирует возводить уже в 2004 году. Надеюсь, что за ним последуют другие. Примечателен такой факт: фирма “Пенаты” выиграла тендер Минобороны на реконструкцию общежития в Липецком военном городке. Мы разобрали там кров­ лю, надстроили 6 -й этаж с ис ­ пользованием пе нопластовы х блоков и готовим общежитие к сдаче. Вот такого строительного объекта в Липецке, смею утвер­ ждать, у нас пока нет. Можно на­ звать это и “ ноу-хау" в городс­ кой строительной практике. Я считаю, что мы могли бы дрбиться 'большего, если бы не один сдерживающий развитие малого бизнеса фактор — недо­ статочно активная банковская поддержка строительной отрас­ ли. Нам дают кредит, но на не совсем выгодных для нас усло­ виях: за 1,5 млн. рублей креди ­ та нужно дать 4-миллионный за ­ лог. Чтобы построить три этажа дома, требуется порядка 15 млн. рублей. С учетом залоговых обя­ зательств взять эту сумму в бан­ ке — большая проблема. Кроме того, финансовая под­ держка нам нужна с самого на­ чала строительных работ. При­ чем банки ведь могут выступать здесь не как кредиторы, а как не­ посредственные участники стро ­ ительства. Скажем, быть заказ ­ чиками и продавать потом свое жилье через риэлтерские фир­ мы, имея с этого немалую вы го­ ду. В таком сотрудничестве я вижу хорошую перспективу раз­ вития малых предприятий, рабо­ тающих в сфере строительства, и решение городских жилищных программ. В Липецке по инициативе комитета по развитию предпринимательства и малого бизнеса городской администрации создается ремесленная палата. Считаю это дело очень нужным и полезным. В ряде городов России, например в Москве, Ярославле, Воронеже, такие центры по поддержке народных промыслов уже существуют, и они доказали свою необходимость. И у нас ремесленная палата может сыграть положитель­ ную роль в развитии ремесел, которыми так богат липецкий край. Говорю об этом не как дилетант, а как человек, прора­ ботавший более десятка лет на данном поприще и хорошо знающий проблемы “кустарей”. Почему, на мой взгляд, так важно создание своей ремес­ ленной палаты? Во-первых, это поможет объединить талант­ ливых людей. До сих пор каждый из тех, кто занимается всерьез художественным промыслом, трудился сам по себе — на дому или, в лучшем случае, в своих мастерских, не зная толком ни о других мастерах, ни о том, в каком направ­ лении те работают и какого художественного стиля придер­ живаются. По сути, из-за творческой изоляции процесс раз­ вития народных промыслов в Липецке носит стихийный ха­ рактер. Если мы наконец реализуем эту административную идею (а в это хочется верить), то создадим долгожданный для ре­ месленников творческий центр. В нем можно и обучать лю­ дей народным ремеслам — интерес к этому у многих липчан по-прежнему есть, и передавать опыт, и устраивать различ­ ные выставки, семинары. Помимо прочего, здесь предпола-. .гается расширение традиционных рамок народных промыс­ лов, развитие ювелирного дела, резьбы по дереву и даже от­ крытие в будущем Клуба ремесленников. Важно и другое. До сих пор существует практика, когда изделие художественного промысла реализуется частным об­ разом. Проще сказать, кто как умеет, так и торгует своим товаром. Как правило, коммерцией занимается не сам мас­ тер, а посредник. Он скупает различные искусно выполнен­ ные шкатулки, иконы, самовары, матрешки, игрушки и про­ чее и везет их в Москву. Туда со всей России стекается по­ добный товар. Подобная коммерческая схема устраивает не многих. И это понятно. Некоторым нашим авторитетным мастерам ху­ дожественного промысла хотелось бы обойтись без посред­ ников и самим выйти на рынок. Но они не могут это сделать по одной причине — на их продукцию нет сертификата. А раз так, то и заниматься бизнесом у них нет никакой перс-., пективы. Ремесленная палата как раз и будет решать эту , проблему, выдавая сертификаты тем, кто занимается народ- , ным промыслом и кто будет членом этой палаты. Вполне реально, что будущая ремесленная палата сможет выставлять наши художественные произведения на столич­ ных выставках на кгпсих-то льготных условиях. Попробуйте сейчас это сделать индивидуально, если стоимость торгового места там достигает 5-10 тысяч долларов. А так продукция наших мастеров, сертифицированная и с авторским клеймом, . будет представлять по большому счету и весь наш. город. Это . и статус мастера поднимает, и гшторитет Липецка в целом. Кроме того, работа под “крышей” ремесленной палаты,, открывает огромные возможности для выхода и на мировой „ рынок. Мне приходится иметь дело с иностранными фирма­ ми из Америки, Германии, Бельгии, Австралии, готовыми покупать у нас в большом количестве изделия художествен­ ного промысла. Но они не идут на такой шаг, потому что не ’ знают, какого качества товар они представят затем зарубеж­ ному покупателю. Один из таких потенциальных клиентов говорит: “Я бы взял у вас продукцию на 200 тысяч долла­ ров, но где гарантия, что все это не подделка?” То есть все упирается в статус мастера. А его можно добиться, повторю, только при помощи ремесленной палаты. В какой-то степени здесь речь идет о неиспользованных до сих пор коммерческих возможностях. Совершенно оче­ видно, что Липецк можно представлять на мировом рынке не только сталью и чугуном, но и матрешками тоже. Это и престиж, и дополнительные налоговые поступления в город­ ской бюджет. Олег РЯБОВ, частный предприниматель. Р .8 . Когда готовился очередной выпуск “Деловой ж и зни ” , стали известны итоги конкурса на лучший проект “ Липец­ кая ремесленная полати” . Победителем его стало ОАО “ Учеб­ ный комбинат ’* (руководитель — Надежда Гулевская). Александр НАЗАРОВ, директор торгового дома «Слобода»: “Бизнес и власть - две стороны одной медали Александр Назаров должен был стать учителем истории. По складу ума, по умению находить во всем философский смысл он в общем историком и остался. Но на последних курсах истфака Липецкого пединститута решил попробовать себя на предпринимательском поприще. Начинал, как все, с киоска. Один такой брошенный объект Александр присмотрел на “Прогрессе” . Обратился за разрешением заниматься там торговлей в Советский райисполком — ему отказали. Но Назаров просто так сдаваться не собирался. Пришел туда во второй раз — и добился своего. Продавал поначалу чай, кофе, кондитерские изделия... За десять с лишним лет Назаров действительно добился многого. Сейчас он директор известного в Липецке торгового центра “Слобода” . —Александр Васильевич, вам не кажется, что вы в малом бизнесе достигли вершины и дальше уже подниматься нет особого смысла? Пора бы и на лаврах почивать... — На сей счет придерживаюсь та ­ кой философии: когда у предпринима­ теля возникает чувство самоудовлетво­ рения, когда хочется бить себя в грудь и восклицать: “ Вот какой я молодец!” , то это, по сути, приговор себе. Оста­ новка в бизнесе — это конец. Хоть на “ Косыревку” отправляйся. Деловой че­ ловек всегда должен ставить перед со ­ бой новую цель, новые рубежи и дви ­ гаться к ним. В этом смысл бизнеса. А не в том, чтобы, достигнув чего -то в жизни , потом спокойно отдыхать. Я бы тоже мо г почивать на лаврах — все-таки за десять лет многое уда­ лось сделать. Но мне это чуждо, непри ­ емлемо. Я каждый день являюсь в “Сло­ боду” , чтобы работать. Да, бывает по­ рой тяжело, возникает куча проблем, ко­ торые надо каким -то образом решить. Но для бизнеса это нормальное явле­ ние. Д ругой жизни себе не представ­ ляю. Может быть, поэтому всегда хожу на работу с удовольствием. — У российского обывателя сло­ жилось мнение, будто бизнесмены живут припеваючи: у них есть день­ ги, машина, положение в обществе и все, что хочешь. Как тут ему не позавидовать. — Что тут сказать? Ходорковский, например, был весьма солидным биз ­ несменом, с огромным капиталом, и, ка­ залось, у него не было и не будет ника­ ких проблем — действительно позави­ довать можно. Но теперь иная ситуа­ ция, и у него одна проблема — как вый­ ти на свободу. Не думаю, что многие захотели бы теперь оказаться на его месте. — И тем не менее ... — Скажу откровенно: первые шесть лет в бизнесе я вообще не отдыхал, тру­ дился каждый день без выходных. Ра­ ботал — и все. Потом, правда, пришел к выводу, что бесконечно так продол­ жаться не может. В начале мая ходил с друзьями на байдарках от Ефремова до Галичьей горы. Красивая река, чистый воздух, со ­ ловьи поют — замечательно! Полное от ­ ключение от повседневных дел. Рань­ ше рассуждал так: надо жить лучше, ка­ чественнее — это главное. Теперь же в этот тезис добавляю; надо еще и про­ жить подольще. — Многие предприниматели во­ обще боятся покидать, пусть и на неделю, директорское кресло. Они считают, что с их уходом весь хо­ зяйственный механизм вдруг оста­ новится. У вас нет такой пробле­ мы? — Когда я начинал заниматься биз ­ несом, то был уверен, что коллектив не­ пременно должен быть постоянным. Раз кто-то ушел от тебя — значит, это ми­ нус в твоей работе, прокол. Потом была другая крайность: за месяц поменяли 17 человек, решив, что таким образом избавимся от застоя в работе. Это было серьезным испытанием, но мы выстоя­ ли, и наши временные трудности на по­ купателях никак не отразились. Зато мы поверили в свои силы. В своем бизнесе мы строим целую систему, и когда один человек уходит из нее, то его место тут же занимает другой . Создать такую систему трудно — с резервом кадров в городе серьез­ ная проблема. Но мы тем не менее пы­ таемся решить ее. И у нас это получа­ ется. — Можно ли говорить, что в “Сло­ б о д е ” сформировалась наконец команда единомышленников? — Да, потому что многое сумели сде­ лать для этого . У нас имеется полный соцпакет — как и положено в Трудовом кодексе. А еще отправляем детей сво ­ их сотрудников в летние лагеря за счет предприятия — родители оплачивают лишь 20 процентов стоимости путевки, направляем людей на учебу в технику­ мы и институты и даже даем им кредит на эти цели. — В чем вы, как руководитель предприятия, видите проблемы раз­ вития малого бизнеса? Может быть, одна из причин тут в каких-то адми­ нистративных преградах? — Если честно, то мы особо на ад­ министративную поддержку не рассчи­ тываем . Предприниматель по натуре своей — волк-одиночка, привыкший все делать самостоятельно. Тем не менее сегодня многие вопросы бизнес и власть должны решать сообща. То есть наши отношения следует выстраивать на вза­ имовыгодных партнерских началах. На­ пример, в реализации каких-то город ­ ских программ или проектов. Наши пла­ ны и стратегические цели должны быть общими. По большому счету бизнес и власть — это две стороны одной медали. Все, что мы делаем, выгодно городу. Нам иногда говорят; вклад малых предприя­ тий в экономику города по сравнению, скажем, с Новолипецким комбинатом, ничтожно мал. Да, это действительно пока так. Но нельзя забывать при этом, что крупный бизнес решает главным об­ разом экономические проблемы, а ма­ лый бизнес в большей степени — соци ­ альные. И здесь значение его огромно. Без какого-либо преувеличения. — По-вашему, во взаимоотноше­ ниях малого бизнеса и власти дей­ ствительно что-то меняется? — Считаю, что сдвиг к лучшему есть. Нас теперь чаще приглашают на раз­ личные административные мероприя­ тия, с нашим мнением стали считаться. Это нельзя не отметить. Как и то, что мы сегодня достаточно хорошо знаем перспективный план развития Липецка на 2005-2006 гг. и готовы в нем уча­ ствовать. То есть малый бизнес стал вписываться в городские программы, так что есть повод для оптимизма. Но липецкие предприниматели ждут от городских властей еще и поддержки своих интересов в конкурентной борь­ бе с иногородними фирмами. В рамках Закона, разумеется. И это нормальное, на мой взгляд, явление. Куда хуже бу­ дет для города, если у нас появится ка­ кая-нибудь столичная фирма и начнет выкачивать деньги из нашего региона. С иногородними фирмами трудно стро­ ить долгосрочные отношения. С местными же фирмами — совсем иное дело. Мы здесь работаем в инте­ ресах липчан не первый год и никуда уезжать отсюда не собираемся. Это наша малая родина. И мы хотим сохра­ нить в целости липецкий слой предпри­ нимателей, который так долго создавал­ ся. Мы открываем новое производство, создаем рабочие места, исправно пла­ тим налоги, благоустраиваем за свой счет улицы нашего города. Так что впра­ ве надеяться на понимание и админис­ тративную поддержку. — Александр Васильевич, на ­ сколько мне известно, вы не отка­ зываетесь от участия в жизни горо­ да и занимаетесь благотворитель­ ностью... — “ Слобода” шефствует над 97-м детским садом. Это даже закреплено постановлением мэра Липецка. Чем мы им помогаем? Например, отремонтиро­ вали им спортивную комнату, оборудо­ вали ее, и дети довольны. Да и мы тоже. А после Нового года устроили ребятам праздник прямо в нашем супермаркете — они колядовали здесь на глазах удив­ ленных покупателей. Затем провели по всем помещениям торгового центра и показали, как мы работаем. Помогаем Центральной детской го ­ родской библиотеке на Липовской. Не­ давно устроили там пушкинский празд­ ник. Считаю благотворительность дол ­ гом предпринимателя. Бог дал мне воз­ можность зарабатывать деньги, и я их тоже должен отдавать на благородные цели.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz