Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
16 июля 2004 г., № 137 (22265) ЛИПЕЦКАЯ газета Дел 1 вая В ы п у с к п о д г о т о в и л В и к т о р М А Н А Е Н К О В п р и у ч а с т и и с п е ц и а л и с т о в К о м и т е т а п о р а з в и т и ю п р е д п р и н и м а т е л ь с т в а и м а л о г о б и з н е с а а д м и н и с т р а ц и и г . Л и п е ц к а . ■ Г М Н М 1 1 1 ■ I >I ЯН ' Итоги Виктор КОМАРОВ, и.о. председателя комитета по развитию предпринимательства и малого бизнеса администрации г. Липецка: “Приоритет малых предприятий - создание новых рабочих мест” в своем Послании Федеральному Собранию президент России в качестве первоочередной общенациональной задачи назвал борьбу с бедностью и рост благосостояния людей. Выполнять эту важнейшую государственную задачу сегодня реально малому бизнесу — он динамично развивается и имеет огромный производственный потенциал. Важно при этом, что развитие происходит не стихийно, а имеет свое направление, свою стратегию в рамках административной политики. На примере Липецка, где разработана программа поддержки предпринимательства на 2003 -2005 гг., это достаточно хорошо прослеживается. Какие именно приоритетные на правления обозна чены в этой адми нистративной про грамме? В первую очередь — создание новых рабочих мест. Только в 2003 году объектами ма лого предпринима тельства в Липецке было создЕшо около 8 тысяч рабочих мест, на 7 процен тов больше, чем в 2002-м году. Столь обнадеживающие факты связаны, в первую очередь, с ростом числа ма лых предприятий и при финансовой поддержке админи страции Липецка, которая открыла линию льготного микрокредитования липецким фирмам и частным предпри нимателям, ставшим победителями в городском конкурсе биз нес-проектов. Среди победителей — ООО “Продкомплект”, ООО “Веста-Л”, частные предприниматели А. Лисова, В. Ве- ретеха. Они представляют разные сегменты рынка, но реа лизация их бизнес-проектов имеет социально-экономическую значимость для города. Малый бизнес играет все более весомую роль и в росте ВВП. Его доля в общем объеме производства составляет око ло 10 процентов. То есть бюджет Липецка формируют нынче не только крупные промышленные предприятия, но и пред принимательские структуры. Липецкие предприниматели не оказываются в стороне от социальной жизни города и ее проблем. Они активно уча ствуют в благоустройстве областного центра, оказывают фи нансовую и материальную помощь сиротам, малоимущим, инвалидам, ветеранам войны, общественным организациям. Малый бизнес, таким образом, становится все более соци ально направленным и авторитетным в глазах липчан. Можно говорить о том, что нет, по сути, сдерживающих факторов для его развития: административных барьеров, несовершенного законодательства или непомерно тяжелых налогов. Считаю, что малый бизнес и власть работают сегод ня в одной упряжке. На смену диалога и поиска взаимопо нимания приходят партнерские отношения, совместные биз нес-программы. Однако преждевременно было бы утверждать, что все воп росы во взаимоотношениях бизнеса и власти у нас сняты с повестки дня и нет необходимости поднимать их уровень и ставить новые задачи. Наоборот, сегодня появляется возмож ность реализовать совместно самые интересные и смелые программы и проекты. Администрация города будет активно поддержив^ать в первую очередь начинающих предпринимателей, содейство вать тому, чтобы наши товаропроизводители смогли повы сить качество своей продукции и успешно конкурировать не только на региональном, но и на общероссийском товарном рынке, создавать целевой фонд нежилых помещений для предпринимателей, поддерживать инновационную деятель ность, информационные центры с выходом в Интернет — работу такого центра, к слову сказать, мы планируем начать уже в этом году, обеспечивать условия для нормального раз вития у нас лизинговых компаний, ремесленничества и т.д. Мы считаем, что поле деятельности здесь огромное. Раз ве не нужно совершенствовать нормативно-правовую базу? Безусловно, нужно. У нас, кстати сказать, создан обществен но-экспертный совет при главе администрации Липецка, в состав которого вошли ряд известных в городе руководите лей малых предприятий. Но совершенно очевидно, что этот совет должен сегодня работать более продуктивно и целе направленно. Предприниматели вправе рассчитывать на от крытую информационную политику, на появление у нас биз нес-центров, на дальнейшую финансовую поддержку инте ресных проектов, на участие в различных социально-эконо мических программах, в развитии новых рыночных направ лений — например, в реформировании жилищно-коммуналь ного хозяйства и многом другом. ^ П о обе СТОРОНЫ прилавка 3 3 3 г о л л а н д с к и е р о з ы д л я л ю б и м о й ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА. Что должен дарить муж чина любимой женщине? Ко нечно же, цветы. Еще лучше — букет или целую компози цию из фантастически краси вых представителей флоры. Именно так поступил один липчанин, купивший в цве точном доме “Дель Рио” 333 голландские розы. А другой джентльмен не пожалел для своей дамы 22 тысячи рублей — во столько обошлось ему сногсшибательное творение флористов из “Дель Рио”. Совсем недавно в России вдруг возник цветочный кри зис из-за ограничений на ввоз голландских роз. Но, в отли чие от банковского, цветоч ный прошел быстро. Во вся ком случае в Липецке его никто и не заметил. Наобо рот, спрос на дорогие цветы постоянно растет. Более того, липчане просят нынче не просто композицию из ши карных цветов, им непремен но подавай с “изюминкой”. Чтобы ни у кого такого не было. Зато флористов и про давцов подобные зак азы только радуют. Например, продавец-оформитель из “Дель Рио” Наталья Чекуно- ва (на снимке) всегда работа ет с хорошим настроением. ^ Л и д е р малого бизнеса ^ Т о ч к а зрения Липецкие матрешки могут стать экспортным товаром Строить надо по-новому Владислав Тонких в строительной сфере не новичок. Он был мастером, прорабом, начальником участка и даже руководил липецким отрядом строителей в составе 25 человек, направленных на восстановление Дома правительства в Москве после известных трагических событий. В настоящее время возглавляет фирму “Пенаты” . В 2001 году его малое предприятие победило в конкурсе “Лидер малого оизнеса” как лучшая строительная организация. В этом году “Пенаты” в таком же конкурсе были признаны победителями в номинации “За внедрение в производство новых технологий” . Мы попросили Владислава Валентиновича рассказать читателям “Деловой жизни” о своей работе. — Новое в строительстве мы применяем уже не первый год. Но именно сегодня начали бо лее активно внедрять передовые технологии в этой сфере. За счет их пытаемся уменьшить затра ты труда и добиться максималь ного результата. С^ть новаций в следующем. Обычно в строительной практи ке бетон заливают в опалубку, а потом ее могут разбирать или использовать повторно. Мы же эту опалубку оставляем на мес те. Внутри нее находится арми рованный бетон, а с обеих сто рон, снаружи и внутри, помеща ем слой пенопласта. Плюс двой ной слой гипсокартона. Получа ется в итоге “ термос ", в котором держится стабильная температу ра. Зимой в нем тепло, а летом прохладнее, чем на улице. Мы получаем готовые пено пластовые блоки из Тульской об ласти и из них потом собираем то или иное здание. Чем-то это напоминает детскую и гру “ в кон структор” . Собираем один этаж и перекрытия, заливаем стены бетоном и идем дальше. Подоб ные технологии в строительстве широко используются в Красно дарском крае. Наша фирма в Л и пецке является, по сути, перво проходцем в этом направлении. Преимущества нового метода очевидны. Во-первых, строитель ство идет гораздо быстрее. Кот тедж площадью 170 кв. м и гараж бригада из 4-5 человек подгото вила таким образом всего за один месяц. Во-вторых, не надо при менять строительные механизмы. Пенопропиленовые блоки легкие, и их монтируют вручную. В Кана де, например, с помощью таких строительных материалов (прав да, меньших размеров) частник умудряется собрать доми к без чьей-либо помощи за месяц-дру гой. Есть еще одно преимущество такой технологии — себестои мость строительно-монтажных ра бот уменьшается, по нашим рас четам, минимум на 20 процентов. Конечно, не все так просто. Нам, в частности, пришлось ос ваивать новую технологию и ре шать кадровую проблему. При глашали тульских специалистов на шеф-монтаж, учились у них, а потом, когда подготовили пер вых своих мастеров, начали пе редавать опыт другим . Сейчас у нас два производственных зве на, есть свой проектный отдел, маляры, плотники, сантехники — од н им сл о в ом , полноценны й строительный коллектив. Кадро вые трудности , тем не менее, есть, но они связаны в первую очередь с ростом объема зака зов. Мы вынуждены приглашать к себе на контрактной основе мо лодых ребят и делать из них вы сококлассных специалистов — на местном рынке таких строителей нет. Трудность еще и в том, что наш строительный комплекс не готов пока к новым технологи ям. Мы опять здесь отстаем от ряда российских регионов. Пока не увидят первый наш жилои дом, нереально рассчитывать на то, что у нас наконец появятся заказчики. Дом этот наша фир ма планирует возводить уже в 2004 году. Надеюсь, что за ним последуют другие. Примечателен такой факт: фирма “Пенаты” выиграла тендер Минобороны на реконструкцию общежития в Липецком военном городке. Мы разобрали там кров лю, надстроили 6 -й этаж с ис пользованием пе нопластовы х блоков и готовим общежитие к сдаче. Вот такого строительного объекта в Липецке, смею утвер ждать, у нас пока нет. Можно на звать это и “ ноу-хау" в городс кой строительной практике. Я считаю, что мы могли бы дрбиться 'большего, если бы не один сдерживающий развитие малого бизнеса фактор — недо статочно активная банковская поддержка строительной отрас ли. Нам дают кредит, но на не совсем выгодных для нас усло виях: за 1,5 млн. рублей креди та нужно дать 4-миллионный за лог. Чтобы построить три этажа дома, требуется порядка 15 млн. рублей. С учетом залоговых обя зательств взять эту сумму в бан ке — большая проблема. Кроме того, финансовая под держка нам нужна с самого на чала строительных работ. При чем банки ведь могут выступать здесь не как кредиторы, а как не посредственные участники стро ительства. Скажем, быть заказ чиками и продавать потом свое жилье через риэлтерские фир мы, имея с этого немалую вы го ду. В таком сотрудничестве я вижу хорошую перспективу раз вития малых предприятий, рабо тающих в сфере строительства, и решение городских жилищных программ. В Липецке по инициативе комитета по развитию предпринимательства и малого бизнеса городской администрации создается ремесленная палата. Считаю это дело очень нужным и полезным. В ряде городов России, например в Москве, Ярославле, Воронеже, такие центры по поддержке народных промыслов уже существуют, и они доказали свою необходимость. И у нас ремесленная палата может сыграть положитель ную роль в развитии ремесел, которыми так богат липецкий край. Говорю об этом не как дилетант, а как человек, прора ботавший более десятка лет на данном поприще и хорошо знающий проблемы “кустарей”. Почему, на мой взгляд, так важно создание своей ремес ленной палаты? Во-первых, это поможет объединить талант ливых людей. До сих пор каждый из тех, кто занимается всерьез художественным промыслом, трудился сам по себе — на дому или, в лучшем случае, в своих мастерских, не зная толком ни о других мастерах, ни о том, в каком направ лении те работают и какого художественного стиля придер живаются. По сути, из-за творческой изоляции процесс раз вития народных промыслов в Липецке носит стихийный ха рактер. Если мы наконец реализуем эту административную идею (а в это хочется верить), то создадим долгожданный для ре месленников творческий центр. В нем можно и обучать лю дей народным ремеслам — интерес к этому у многих липчан по-прежнему есть, и передавать опыт, и устраивать различ ные выставки, семинары. Помимо прочего, здесь предпола-. .гается расширение традиционных рамок народных промыс лов, развитие ювелирного дела, резьбы по дереву и даже от крытие в будущем Клуба ремесленников. Важно и другое. До сих пор существует практика, когда изделие художественного промысла реализуется частным об разом. Проще сказать, кто как умеет, так и торгует своим товаром. Как правило, коммерцией занимается не сам мас тер, а посредник. Он скупает различные искусно выполнен ные шкатулки, иконы, самовары, матрешки, игрушки и про чее и везет их в Москву. Туда со всей России стекается по добный товар. Подобная коммерческая схема устраивает не многих. И это понятно. Некоторым нашим авторитетным мастерам ху дожественного промысла хотелось бы обойтись без посред ников и самим выйти на рынок. Но они не могут это сделать по одной причине — на их продукцию нет сертификата. А раз так, то и заниматься бизнесом у них нет никакой перс-., пективы. Ремесленная палата как раз и будет решать эту , проблему, выдавая сертификаты тем, кто занимается народ- , ным промыслом и кто будет членом этой палаты. Вполне реально, что будущая ремесленная палата сможет выставлять наши художественные произведения на столич ных выставках на кгпсих-то льготных условиях. Попробуйте сейчас это сделать индивидуально, если стоимость торгового места там достигает 5-10 тысяч долларов. А так продукция наших мастеров, сертифицированная и с авторским клеймом, . будет представлять по большому счету и весь наш. город. Это . и статус мастера поднимает, и гшторитет Липецка в целом. Кроме того, работа под “крышей” ремесленной палаты,, открывает огромные возможности для выхода и на мировой „ рынок. Мне приходится иметь дело с иностранными фирма ми из Америки, Германии, Бельгии, Австралии, готовыми покупать у нас в большом количестве изделия художествен ного промысла. Но они не идут на такой шаг, потому что не ’ знают, какого качества товар они представят затем зарубеж ному покупателю. Один из таких потенциальных клиентов говорит: “Я бы взял у вас продукцию на 200 тысяч долла ров, но где гарантия, что все это не подделка?” То есть все упирается в статус мастера. А его можно добиться, повторю, только при помощи ремесленной палаты. В какой-то степени здесь речь идет о неиспользованных до сих пор коммерческих возможностях. Совершенно оче видно, что Липецк можно представлять на мировом рынке не только сталью и чугуном, но и матрешками тоже. Это и престиж, и дополнительные налоговые поступления в город ской бюджет. Олег РЯБОВ, частный предприниматель. Р .8 . Когда готовился очередной выпуск “Деловой ж и зни ” , стали известны итоги конкурса на лучший проект “ Липец кая ремесленная полати” . Победителем его стало ОАО “ Учеб ный комбинат ’* (руководитель — Надежда Гулевская). Александр НАЗАРОВ, директор торгового дома «Слобода»: “Бизнес и власть - две стороны одной медали Александр Назаров должен был стать учителем истории. По складу ума, по умению находить во всем философский смысл он в общем историком и остался. Но на последних курсах истфака Липецкого пединститута решил попробовать себя на предпринимательском поприще. Начинал, как все, с киоска. Один такой брошенный объект Александр присмотрел на “Прогрессе” . Обратился за разрешением заниматься там торговлей в Советский райисполком — ему отказали. Но Назаров просто так сдаваться не собирался. Пришел туда во второй раз — и добился своего. Продавал поначалу чай, кофе, кондитерские изделия... За десять с лишним лет Назаров действительно добился многого. Сейчас он директор известного в Липецке торгового центра “Слобода” . —Александр Васильевич, вам не кажется, что вы в малом бизнесе достигли вершины и дальше уже подниматься нет особого смысла? Пора бы и на лаврах почивать... — На сей счет придерживаюсь та кой философии: когда у предпринима теля возникает чувство самоудовлетво рения, когда хочется бить себя в грудь и восклицать: “ Вот какой я молодец!” , то это, по сути, приговор себе. Оста новка в бизнесе — это конец. Хоть на “ Косыревку” отправляйся. Деловой че ловек всегда должен ставить перед со бой новую цель, новые рубежи и дви гаться к ним. В этом смысл бизнеса. А не в том, чтобы, достигнув чего -то в жизни , потом спокойно отдыхать. Я бы тоже мо г почивать на лаврах — все-таки за десять лет многое уда лось сделать. Но мне это чуждо, непри емлемо. Я каждый день являюсь в “Сло боду” , чтобы работать. Да, бывает по рой тяжело, возникает куча проблем, ко торые надо каким -то образом решить. Но для бизнеса это нормальное явле ние. Д ругой жизни себе не представ ляю. Может быть, поэтому всегда хожу на работу с удовольствием. — У российского обывателя сло жилось мнение, будто бизнесмены живут припеваючи: у них есть день ги, машина, положение в обществе и все, что хочешь. Как тут ему не позавидовать. — Что тут сказать? Ходорковский, например, был весьма солидным биз несменом, с огромным капиталом, и, ка залось, у него не было и не будет ника ких проблем — действительно позави довать можно. Но теперь иная ситуа ция, и у него одна проблема — как вый ти на свободу. Не думаю, что многие захотели бы теперь оказаться на его месте. — И тем не менее ... — Скажу откровенно: первые шесть лет в бизнесе я вообще не отдыхал, тру дился каждый день без выходных. Ра ботал — и все. Потом, правда, пришел к выводу, что бесконечно так продол жаться не может. В начале мая ходил с друзьями на байдарках от Ефремова до Галичьей горы. Красивая река, чистый воздух, со ловьи поют — замечательно! Полное от ключение от повседневных дел. Рань ше рассуждал так: надо жить лучше, ка чественнее — это главное. Теперь же в этот тезис добавляю; надо еще и про жить подольще. — Многие предприниматели во обще боятся покидать, пусть и на неделю, директорское кресло. Они считают, что с их уходом весь хо зяйственный механизм вдруг оста новится. У вас нет такой пробле мы? — Когда я начинал заниматься биз несом, то был уверен, что коллектив не пременно должен быть постоянным. Раз кто-то ушел от тебя — значит, это ми нус в твоей работе, прокол. Потом была другая крайность: за месяц поменяли 17 человек, решив, что таким образом избавимся от застоя в работе. Это было серьезным испытанием, но мы выстоя ли, и наши временные трудности на по купателях никак не отразились. Зато мы поверили в свои силы. В своем бизнесе мы строим целую систему, и когда один человек уходит из нее, то его место тут же занимает другой . Создать такую систему трудно — с резервом кадров в городе серьез ная проблема. Но мы тем не менее пы таемся решить ее. И у нас это получа ется. — Можно ли говорить, что в “Сло б о д е ” сформировалась наконец команда единомышленников? — Да, потому что многое сумели сде лать для этого . У нас имеется полный соцпакет — как и положено в Трудовом кодексе. А еще отправляем детей сво их сотрудников в летние лагеря за счет предприятия — родители оплачивают лишь 20 процентов стоимости путевки, направляем людей на учебу в технику мы и институты и даже даем им кредит на эти цели. — В чем вы, как руководитель предприятия, видите проблемы раз вития малого бизнеса? Может быть, одна из причин тут в каких-то адми нистративных преградах? — Если честно, то мы особо на ад министративную поддержку не рассчи тываем . Предприниматель по натуре своей — волк-одиночка, привыкший все делать самостоятельно. Тем не менее сегодня многие вопросы бизнес и власть должны решать сообща. То есть наши отношения следует выстраивать на вза имовыгодных партнерских началах. На пример, в реализации каких-то город ских программ или проектов. Наши пла ны и стратегические цели должны быть общими. По большому счету бизнес и власть — это две стороны одной медали. Все, что мы делаем, выгодно городу. Нам иногда говорят; вклад малых предприя тий в экономику города по сравнению, скажем, с Новолипецким комбинатом, ничтожно мал. Да, это действительно пока так. Но нельзя забывать при этом, что крупный бизнес решает главным об разом экономические проблемы, а ма лый бизнес в большей степени — соци альные. И здесь значение его огромно. Без какого-либо преувеличения. — По-вашему, во взаимоотноше ниях малого бизнеса и власти дей ствительно что-то меняется? — Считаю, что сдвиг к лучшему есть. Нас теперь чаще приглашают на раз личные административные мероприя тия, с нашим мнением стали считаться. Это нельзя не отметить. Как и то, что мы сегодня достаточно хорошо знаем перспективный план развития Липецка на 2005-2006 гг. и готовы в нем уча ствовать. То есть малый бизнес стал вписываться в городские программы, так что есть повод для оптимизма. Но липецкие предприниматели ждут от городских властей еще и поддержки своих интересов в конкурентной борь бе с иногородними фирмами. В рамках Закона, разумеется. И это нормальное, на мой взгляд, явление. Куда хуже бу дет для города, если у нас появится ка кая-нибудь столичная фирма и начнет выкачивать деньги из нашего региона. С иногородними фирмами трудно стро ить долгосрочные отношения. С местными же фирмами — совсем иное дело. Мы здесь работаем в инте ресах липчан не первый год и никуда уезжать отсюда не собираемся. Это наша малая родина. И мы хотим сохра нить в целости липецкий слой предпри нимателей, который так долго создавал ся. Мы открываем новое производство, создаем рабочие места, исправно пла тим налоги, благоустраиваем за свой счет улицы нашего города. Так что впра ве надеяться на понимание и админис тративную поддержку. — Александр Васильевич, на сколько мне известно, вы не отка зываетесь от участия в жизни горо да и занимаетесь благотворитель ностью... — “ Слобода” шефствует над 97-м детским садом. Это даже закреплено постановлением мэра Липецка. Чем мы им помогаем? Например, отремонтиро вали им спортивную комнату, оборудо вали ее, и дети довольны. Да и мы тоже. А после Нового года устроили ребятам праздник прямо в нашем супермаркете — они колядовали здесь на глазах удив ленных покупателей. Затем провели по всем помещениям торгового центра и показали, как мы работаем. Помогаем Центральной детской го родской библиотеке на Липовской. Не давно устроили там пушкинский празд ник. Считаю благотворительность дол гом предпринимателя. Бог дал мне воз можность зарабатывать деньги, и я их тоже должен отдавать на благородные цели.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz