Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ газета - 10 июля 2004 г., № 133 (22261) А Р Т Н Е Р С Т В р О Б ю л л е т е н ь у п р а в л е н и я т р у д а н з а н я т о с т и н а с е л е н и я а д м и н и с т р а ц и и о б л а с т и ■И ЗРИ в КО РЕН Ь М И Н И С Т Е Р С Т В О Т Р У Д А У П Р А ЗД Н Е Н О . Ч Т О Д АЛ ЬШ Е ? в ход е административной реформы Министерство труда и социального раз вития Российской Ф едерации уп ра здн е но , а в названии его правопреемника — Министерства здравоохранения и соци ального развития РФ — слово "тр уд " от сутствует. Что это значит? Государство от казывается от своего участия в сфере тру довых отношений? С этого вопроса нашего корреспонден та началась беседа с начальником уп равления труда и занятости населения адм инис трац ии области А л е кс ан д р ом ГОРЛОВЫМ. к — Конечно, нет. В соот ветствии с Конституцией РФ, Трудовым Кодексом РФ и многими другими действую щими законами именно го сударственные органы — за конодательной и исполни тельной власти, федерально го и регионального уровней, а также органы местного са моуправления — остаются, образно говоря, и законода телями, и координаторами- организаторами, и контроле рами за исполнением и со блюдением установленных норм, правил в трудовой сфе ре. Наоборот, внимание к проблемам труда в последнее время со стороны руководи телей государства заметно возрастает. В нынешнем Послании Президента России В.В. Пу тина Федеральному Собра- ию РФ, его выступлениях в последние месяцы, как ни огда раньше, поставлены так четко и остро коренные проблемы труда — бедность значительной части работаю щих гр аж д ан , вывод из “тени” и повышение размеров оплаты труда, ликвидация задолженности по выплате зарплаты, безработицы и грядущей нехватки рабочей силы, перспективная задача подготовки кадров в соответ ствии с потребностями рын ка труда и закрепления их на работе по специальности. Весьма красноречивым подтверждением роста внима ния к социальному партнер ству с работодателями и профсоюзами является на значение на пост координа тора Российской Трехсторон ней комиссии по регулирова нию социально-трудовых от ношений именно заместителя Председателя Правительства РФ А. Жукова, а не кого- либо из руководителей более низкого ранга, как это было раньше. Обратите внимание — по становлением Правительства РФ в компетенцию нового Министерства здравоохране ния и социального развития входят функции выработки государственной политики и нормативно-правового регу лирования по вопросам уров ня жизни и доходов населе ния, оплаты труда, условий и охраны труда, социально го партнерства и трудовых отношений, то есть основные функции, которые отнесены законодательством к веде нию органов исполнительной власти. Не секрет, что в числе ос тро волнующих общество проблем низкая правовая культура, соблюдение и ис полнение законодательных и других нормативно-правовых актов. На более качественное и эффективное решение этой задачи нацелено, очевидно, создание новой структуры — федеральной службы по тру ду и занятости, находящей ся в ведении Министерства здравоохранения и социаль ного развития РФ. Этой фе деральной службе поручены контроль и надзор за соблю дением трудового законода тельства и иных правовых актов, содержащих нормы трудового права, организа ция и оказание услуг в, сфе ре урегулирования коллективных трудовых спо ров и так далее. Не остались без государ ственного регулирования и другие вопросы трудовой сфе ры — занятости населения и защиты от безработицы, тру довой миграции, альтерна тивной гражданской службы. Таким образом, причин для беспокойства об устране нии государства от ответ ственности за трудовую сфе ру, конечно, нет. Хотя, на мой взгляд, то, что слово “труд” не нашло места в названии самого Министерства, не вполне ло гично. Ведь именно труд ле жит в основе благополучия любого общества, любого го сударства, именно от его ре зультатов в решающей степе ни зависят и другие сферы жизнедеятельности, в том числе и социальная. Наде юсь, что это досадное “белое пятно” будет восполнено в са мом ближайшем будущем. — Но ведь постоянно ве дутся разговоры о перерас пределении функций между центром и регионами, о лик- в и д ац и и дублирующих структур. Не являются ли такие идеи замаскированной попы ткой и збави ться от больных проблем и перело жить их на другие плечи? —Нет. И сегодня решение конкретных проблем террито рий, отдельных предприятий зависит не только от работо дателей и местных, регио нальных властей. Все мы обя заны действовать в рамках федерального законодатель ства, общегосударственной экономической стратегии и тактики. И отказываться от своей роли в их формирова нии и реализации федераль ный центр не только не соби рается, но, очевидно, будет эту роль развивать и укреп лять. Однако по общему замыс лу административной рефор мы и в этой сфере происхо дит перераспределение фун кций, обязанностей, ответ ственности за конкретные направления и проблемы между различными органа ми и уровнями власти. Но реформировать сло жившуюся систему, безус ловно, надо. В качестве при мера только одна проблема. Сегодня сложилось, мне ду мается, нелогичное разделе ние прав и обязанностей в контроле за соблюдением трудового законодательства. Практически все они отнесе ны к ведению федеральных органов — от прокуратуры, суда, гострудинспекции до различных ведомственных надзорных и контролирую щих организаций. А у реги ональных и местных органов юридически закрепленного права и возможности влиять на незаконопослушных рабо тодателей практически нет. Я не предлагаю увеличи вать количество контролеров — предприниматели порой обоснованно сетуют на их из быточность. Но и оставаться в роли “наблюдателей” и в лучшем случае “советчиков” местным властям тоже не дело. Тем более что вполне справедливо ставится задача повышения ответственности местных властей (региональ ных и муниципальных) за положение дел на местах и в целом на территориях, и в конкретных предприятиях и организациях. Разумеется, без ущемления законных прав и свободы предпринима тельства. Так что перерасп ределение таких и подобных им функций, думаю, назре ло и будет проведено. И место, и роль, и ответ ственность органов труда на всех уровнях в этом процес се, уверен, будут возрастать. А как они будут называться — “комитет” , “министер ство”, “агентство”, “служба” или как-то еще, не столь важ но. Главное — они есть и дей ствуют. Необходимо только обеспечить конечную эффек тивность всей системы на ре шение задач, которые стоят перед обществом, которых ждут от органов власти наши социальные партнеры — ра ботодатели и работники — граждане нашей страны, жи тели нашей области. О том, чем и как Занимается наше управление в настоящее вре мя, я рассказывал в начале года на страницах “Липец кой газеты” в выпуске “Мы”. А какие новые функции до бавятся, говорить пока рано. — Ждать четкого пере р а сп р ед е л ени я функций между центром и регио нами, видимо, осталось не долго. А чего можно ожидать на муниципальном уровне? Ведь с 2006 года вступает в действие новый закон о ме стном самоуправлении. — Кроме проведения мо ниторинга (постоянного от слеживания и анализа) про цессов в социально-трудовой сфере, в том числе величины прожиточного минимума, доходов населения, размеров заработной платы и своевре менности ее выплаты, балан са трудовых ресурсов и по требности в кадрах, обучения руководителей и специгшис- тов требованиям и новым по ложениям трудового законо дательства, взаимодействия с органами надзора и контро ля, объединениями профсо юзов и работодателей и дру гих организационно-методи ческих функций, именно на отделы, комитеты по труду органов местного самоуправ ления, в качестве обязатель ных возложены; — государственная реги страция и ведение единого государственного реестра коллективных договоров и соглашений, заключенных и действующих на территории города, района; —экспертиза содержания коллективных договоров и соглашений на соответствие требованиям законодатель ства и контроль за их выпол нением на территории горо да, района; — регистрация индивиду альных трудовых договоров между работниками и част ными предпринимателями, экспертиза их содержания на соответствие з а конодательству; — осуществление функ ций трудового арбитра (экс перта, посредника) по урегу лированию коллективных трудовых споров, возникаю щих на территории города, района; — участие (как предста вителя органа местного само управления) в составе комис сий по расследованию несча стных случаев на производ стве на территории города, района; — осуществление внутри ведомственного государствен ного контроля за со блюдением трудового законо дательства в подведомствен ных организациях; — организационное обес печение работы городской, районной Трехсторонней ко миссий по регулированию социально-трудовых отноше ний и межведомственной ко миссии по охране труда. А если к этим заботам добавятся новые, то потребу ются дополнительные уси лия. Так что и на уровне ор ганов местного самоуправле ния ослабления внимания к труду не предвидится. В результате всех этих реформ и реорганизаций, уве рен, будет повышение эффек тивности общих усилий по построению современных тру довых отношений, где все стороны: и органы власти, и работодатели, и работники будут уважать и учитывать интересы друг друга, согла совывать свои действия и со обща трудиться для роста доходов и уровня жизни всех граждан нашей страны. Беседовал Алексей КОЛБАСКО. ТАК ДЕРЖ А ТЬ ! СЛУЖИТЬ м ож но и ВОДОЛАЗОМ П о с т а н о в л е н и е м П р а в и т е л ь с т в а РФ от 2 8 .0 5 .2 0 0 4 г. утверждено "П олож ени е о поряд к е прохождения альтернативной гражданской службы ". В этом докум ен те подробно распи саны процедуры направления граж д ан на АГС и ее прохождения , порядо к оформления тру довых отнош ений в ор гани зация х , где будет проходить сл уж б а , предоставления отпусков, увольнения и т а к далее . Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулиру ется Трудовым кодексом Российской Федерации. Оплата труда производится организацией в соот ветствии с действующей в ней системой оплаты труда. Законом определено, что граждане проходят альтернативную гражданскую службу в организа циях, подведомственных федеральным органам, в т.ч. Минюсту, Минздраву, Минприроды, в органи зациях Вооруженных Сил РФ, других воинских формирований и органов исполнительной власти субъектов РФ с самой широкой географией по стра не в качестве гражданского персонала. Прохож дение ее в организациях, подведомственных орга нам местного самоуправления, в настоящее вре мя законом не определено. Перечни видов работ, профессий, должностей и организаций для прохождения АГ(3 утверждены постановлением Минтруда России от 03.03.2004 г. № 27. Это достаточно обширный список, в него вошли 200 профессий. Среди них, как требующие определенной квалификации (бетонщик, водитель автомобиля, троллейбуса и других подвижных средств, водолаз, газосварщик, каменщик, матрос, парикмахер, плотник, повар, слесарь различных специализаций, столяр, оператор котельной и др.), так и предусматривающие возможность выполне ния обязанностей без подготовки (грузчик, двор ник, дорожный и кухонный рабочие, животновод, мойщик посуды, подсобный рабочий и др). В списке 83 должности служащих, в том числе: агроном, акущерка, артисты оркестра, хора и балета, бух галтер, ветеринарный фельдшер, воспитатель, врач, геодезист, гидрометнаблюдатель, делопроизводи тель, инженеры и техники различных специаль ностей, медицинская сестра, лесник (государствен ный инспектор по охране леса), охранник, соци альный работник, психолог и так далее. В число организаций, расположенных на терри тории Липецкой области, вошли подведомственные Министерству юстицир исправительные колонии №№ 2, 3, 5, 6, следственньш изолятор №1, а также обла стные организации: ГЛГГУ “Липецкий областной кож но-венерологический диспансер”; ГУЗ “Областная больница № 2”; ГУЗ “Липецкий областной онколо гический диспансер”; ГУЗ “Липецкая областная пси хоневрологическая больница № 1”. В отношении места прохождения АГС в Зако не говорится о том, что граждане, как правило, будут служить за пределами территорий субъек тов РФ, в которых они постоянно проживают. При невозможности этого в соответствии с решением специально уполномоченного федерального орга на исполнительной власти они могут быть на правлены в организации, находящиеся на терри ториях, в которых они постоянно проживают (п. 2 ст. 4 Закона). Постановлением администрации области от 29.01.2004 г. № 12 “О реализации Федерального закона от 25.07.2002 г. № 113-ФЗ “Об альтерна тивной гражданской службе” на территории Ли пецкой области” функции специально уполномо ченного органа по вопросам трудовых отношений альтернативной гражданской службы возложены на управление труда и занятости населения адми нистрации области. Виктор КИРЕЙ, начал 1 щик отдела Управления труда и занятости населения администрации области ДО Б РИН КА - ТЕРРИ ТО РИ Я БЕЗ ДОЛГОВ С начала года до 1 июня задолженность по выплате заработной платы в области сократи лась с 217 до 155 млн ., а по сравнению с про шлогодним уровнем — наполовину. Это реальный результат целенаправленной работы, проводимой всеми сторонами социаль ного партнерства — органами власти, собствен никами и руководителями предприятий и орга низаций , профсоюзов — представителей работ ников. Но результаты не везде одинаковы . Если в Лебедянском , Усманском , Чаплыгинском рай онах задолженность сократилась за 5 месяцев более чем наполовину, а в Становлянском — на три четверти, то в Воловском, Краснинском, Тер- бунском , Лев-Толстовском и некоторых других положение остается весьма сложным. На этом фоне примером является Добринс- кий район , который первым в области ликви дировал задолженность по зарплате. К а к удалось добиться этого, рассказывает на чальник отдела труда администрации Добринс- кого района Раиса БУЛЫКИНА. Проблемы погашения задол женности по вьшлате и повыше нию уровня заработной платы являются повседневной заботой администрации района, работода телей, профсою^вов. Конечно, глав ную роль здесь играет повышение эффективности хозяйственной де ятельности, внедрение современ ных технологий, применение вы сокопроизводительной техники, что позволяет увеличить прибыль и рассчитаться за долги прежних лет. Но свою роль играет и работа с руководителями по повьппению их ответственности за соблюдение трудового законодательства, раз личные формы предупредительных мер и контроля за соблюдением трудовых прав граждан . На 01.06.2003 года задолженность по выплате заработной платы соста вила 17,025 млн. руб. Поэтому работа по погашению задолжен ности по заработной плате была взята под жесткий контроль гла вы администрации района и его заместителей. Создана комиссия по ликвидации задолженности по заработной плате на предприятиях и в организациях района под пред седательством первого заместителя главы районной администраций П. Панарина. Составлен график про верок предприятий и организаций, имеющих задолженность. Эти вопросы в 2003 году нео днократно рассматривались на заседаниях административных со ветов, 5 заседаниях районной трех сторонней комиссии по регулиро ванию социально-трудовых отноше ний. Отделом по труду совместно с Государственной инспекцией труда области и прокуратурой района в прошлом году проведено 25 про верок, результаты которых обсуж дались на заседаниях районной трехсторонней комиссии. На 01.01.04 г. задолженность по заработной плате была в ООО “Победа” (М. Зуйков), ООО им. Ильича (В. Емельянов). Комплек сные проверки этих хозяйств, об суждение результатов проверок у главы администрации района по казали, что хозяйства смогут пога сить задолженность по заработной плате работникам. В 2004 году активизировалось взаимодействие с прокуратурой района — было проведено 12 про верок хозяйств и предприятий, где имелась задолженность. В ходе про верок в текущем году при выявле нии задолженности и нарушений сроков выплаты заработной платы прокуратурой района, например, на правлено представление работода телю ООО “Агрофирма им. Лени на” С. Макееву об устранении име ющихся недостатков в месячный срок. На 01.06.04 г. задолженность по заработной плате работникам в районе погашена. Но это нас не успокаивает. Достигнутый уровень оплаты труда еще не позволяет большинству работников района и их семьям жить в достатке. Поэтому администрация района настраивает работодателей на реше ние производственно-экономичес ких задач в комплексе со своевре менно и постоянно растущей опла той труда. Постоянно расширяется сфера действия коллективных договоров. в которых главное •— это положе ние по заработной плате и соци- альньпм гарантиям. В первом квартале 2004 года к уровню прошлого года средняя зар плата выросла в целом по району на 27%; в промышленности — на 37%, в сельском хозяйстве — на 20%. Постоянно растет заработная плата в ООО “Плавицкое”, СХПК им. Мичурина, ГУП “Петровский”, ОАО “Добринское АТП”, Добринс- ком райпо, ОГУП “Плавицкий спиртовый завод”, ОГУП “Пушкин ский спиртовый завод” и на дру гих предприятиях. Важным фактором консолида ции социального партнерства и повышения его эффективности ста ло проведение районного конкур са и участие в областном конкурсе “Коллективный договор, эффек тивность производства —основа за щиты социально-трудовых прав граждан”. Победители районного конкурса —ООО “Плавицкое” (ру ководитель В. Тонких), СХПК им. Мичурина (В. Воропаев), ОАО “Добринское АТП) (В. Шибаев), ОГУП “Плавицкий спиртовый за вод” (В. Юрин), ОГУП “Пушкинс кий спиртовый завод” (А. Тонких), СХПК им. К. Маркса (П. Левчук), Госсемхоз “Петровский” (П. Пути лин), Добринское райпо (Ю. Буда ев), Управление финансов админи страции района (В. Неворова), СХПГС им. Чапаева (Е. Злобин). Это — хозяйства и предприятия, где повышается стимулирующая роль оплаты труда в повышении производительности труда и роста производства. З А Д О Л Ж Е Н Н О С Т Ь п о з а р а б о т н о й п л а т е в г о р о д а х и р а й о н а х , (данные областного комитета во госстатистике) Наименование городов и районов Сумма задолженности к (тыс. руб.) по состоянию на: 0 1 .0 1 .0 4 г. 0 1 .0 6 .0 4 г. 1Добринский 1246 - ; Задонский 476 756 Усманский 3441 1606 Грязинокий 998 1608 : Липецкий 2742 1628 ; Лебедянский 4021 1723 ; Хлевенский 1066 1777 Елецкий 3135 2191 г. Елец 6437 4481 1 Добровский 5067 4634 ; Становлянский 21810 4909 ; Чаплыгинский 11520 5052 , : Долгоруковский 7795 5573 : Краснинский 6726 7037 ; Тербунский 13943 9006 ; Данковский 16264 9561 Лев-Толстовский 14883 9613 Измалковский 14962 9977 Воловский 17110 '15775 ; г.Липецк 63364 58153 ; Всего по области 217006 155060 По предварителм 1 ым данным на 1 июля задол женность составит около 100 млн. руб. УДАРИМ ПО БЕДНОСТИ КОЛЛЕКТИВНЫМДОГОВОРОМ! По итогам 2003 года победителем областного конкур са "Коллективный договор, эффективность производства — основа защиты социально-трудовых прав граждан" в номинации "Оплата труда" стал экспериментально-кон сервный завод "Лебедянский", сумевший обеспечить сво им работникам самую высокую заработную плату среди предприятий производственного сектора экономики об ласти. Немало в районе и других предприятий, имеющих высокий уровень оплаты труда , благодаря чему и в этом году среднемесячная оплота труда лебедянцев выше, чем у жителей других городов и районов области, и лишь не много уступает работникам областного центра. При этом примечательно, что высокий уровень оплаты труда сложился не только в промышленности, но и в сель скохозяйственном производстве — по итогам 4 -х месяцев — 4615 руб. в месяц при среднеобластном показателе 2863 руб. Свою немалую роль в том, чтобы работники получали за свой труд достойную зарплату , играет и социальное партнерство, о чем рассказывает начальник отдела труда администрации Лебедянского района Нина ЛАВРОВА. В числе главных проблем, без решения которых не поднять экономику, — оплата труда. Даже в нынешних сложных экономических условиях мно гие предприятия района на принципах социального парт нерства успешно решают произ водственно-экономические зада чи в комплексе с обеспечением социально-бытовых проблем работающих и их семей. Практически во всех круп ных и средних предприятиях различных форм собственности заключены коллективные дого воры. Ими регулируются отно шения с работодателями 83 процентов всех занятых в эко номике района. Именно договорная форма отношений естественна для рынка. Только сочетая требователь ность соблюдения трудовой и производственной дисциплины С ув^ением прав и интересов работников, создавая им усло вия для труда и отдыха, достой^ но оплачивая добросовестный труд, можно достичь эффектив ности производства. Конкретный пример^ таких предприятий в нашем районе — ОАО “ЛеМаЗ”, ОАО “ЭКЗ “Ле бедянский”, ОАО “Строймаш”, ОАО “Сахарный завод”, ЗАО “Агрофирма им. 15 лет Октяб ря”, ООО “Компания “Ассоль”, ЗАО “Агрофирма “Русь”. В ОАО “ЛеМаЗ” коллектив ный договор заключается еже годно. В нем детально оговоре ны принципы, система и конк ретные условия оплаты труда всех работников. Тарифная ставка первого разряда работ ников на начало 2004 года со ставляет 1010 рублей (почти в два раза выше минимального размера оплаты труда, установ ленного законом) и обязатель но пересматривается один раз в год. Установлены стимулиру ющие надбавки за профессио нальное мастерство, за высокую квалификацию, за владение смежными профессиями, за не прерывный стаж работы, за ра боту с личным клеймом. Установлена премия за от сутствие потерь рабочего време ни по болезни (премия “за здо ровье”), премия по результа там санитарного состояния про изводственных помещений и закрепленных территорий. Пре дусмотрена в колдоговорах оплата за повышение квалифи кации работников. Вот так с по мощью колдоговора на этом предприятии в течение многих лет нет задолженности по вып лате заработной платы, а сред немесячная зарплата работников составляет 9892 рубля — один из самых высоких размеров в производственном секторе не только района, но и области. Отдельными разделами включаются в коллективные договоры проблемы условий и охраны труда. В последние годы на большинстве предприятий наблюдается рост отчислений на охрану труда, а ведь улучшение условии труда непосредственно оказывает влияние на работос пособность и здоровье работни ков. За прошедший 2003 год на улучшение условий труда в ОАО “ЭКЗ “Лебедянский” на каждого работающего бьшо из расходовано по 10 тыс. руб., в ОАО “ЛеМаЗ” — 8992 руб. В ОАО “ЭКЗ “Лебедянский” работодатель предоставляет до полнительные жилищные ссу ды, заключает договоры с ле чебными учреждениями на медицинское обслуживание работников предприятия высо- коквалифицированньпии специ алистами — стоматологом и ги некологом —в медпункте пред приятия, выделяет средства на развитие базы отдыха “Тихий Дон” (при этом работники пред приятия пользуются путевками базы отдыха бесплатно), обес печивает бесплатное питание в обеденное время всех работни ков в столовой предприятия в дневную и ночную смены, ока зывает многодетным и мало- обеспеченньпу! семьям матери альную помощь, предостав ляет дополнительный выходной день 1 сентября матерям детей- первоклассников с сохранени ем средней заработной платы. Не забыли на этом предпри ятии и его бывших работников, находящихся на заслуженном отдыхе. Им вьвделяются денеж ные премии либо ценные подар ки к 8 Марта, 23 Февраля, Дню пожилых людей. Таким обра зом, при наличии на предприя тии коллективного договора можно вьшолнять дополнитель ные обязательства по матери альной поддержке социально незащищенных граждан — многодетных и неполных се мей, инвалидов, пенсионеров. Договор обязывает выплачи вать заработную плату в уста новленные сроки, вовремя пре доставлять основные и допол нительные отпуска, компенса ции за вредные условия труда и так далее. Значительную роль в обес печении работникам достойной заработной платы за качествен ный и производительный труд играют коллективные догово ры и в сельскохозяйственном производстве. Это подтвержда ют примеры не только извест ного лидера —агрофирмы им. 15 лет Октября, не раз стано вившейся, как и эксперимен тально-консервный завод, по бедителем областного конкур са на основе коллективных до говоров, но и других сельхоз предприятий —ОАО“Рассвет”, ЗАО “Агрофирма “Русь” ... Примеры можно продолжить. Первые коллективные дого воры заключены и стали рабо тать и в малом бизнесе, напри мер, в крестьянском хозяйстве “Каравай”, ООО “Продсервис”. Благодаря такому совре менному подходу к регулиро ванию оплаты труда все боль ше наших земляков преодоле вают черту бедности и уверен но смотрят в будущее.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz