Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ газета - 10 июля 2004 г., № 133 (22261) А Р Т Н Е Р С Т В р О Б ю л л е т е н ь у п р а в л е н и я т р у д а н з а н я т о с т и н а с е л е н и я а д м и н и с т р а ц и и о б л а с т и ■И ЗРИ в КО РЕН Ь М И Н И С Т Е Р С Т В О Т Р У Д А У П Р А ЗД Н Е Н О . Ч Т О Д АЛ ЬШ Е ? в ход е административной реформы Министерство труда и социального раз ­ вития Российской Ф едерации уп ра здн е ­ но , а в названии его правопреемника — Министерства здравоохранения и соци­ ального развития РФ — слово "тр уд " от­ сутствует. Что это значит? Государство от­ казывается от своего участия в сфере тру­ довых отношений? С этого вопроса нашего корреспонден­ та началась беседа с начальником уп ­ равления труда и занятости населения адм инис трац ии области А л е кс ан д р ом ГОРЛОВЫМ. к — Конечно, нет. В соот­ ветствии с Конституцией РФ, Трудовым Кодексом РФ и многими другими действую­ щими законами именно го­ сударственные органы — за­ конодательной и исполни­ тельной власти, федерально­ го и регионального уровней, а также органы местного са­ моуправления — остаются, образно говоря, и законода­ телями, и координаторами- организаторами, и контроле­ рами за исполнением и со­ блюдением установленных норм, правил в трудовой сфе­ ре. Наоборот, внимание к проблемам труда в последнее время со стороны руководи­ телей государства заметно возрастает. В нынешнем Послании Президента России В.В. Пу­ тина Федеральному Собра- ию РФ, его выступлениях в последние месяцы, как ни­ огда раньше, поставлены так четко и остро коренные проблемы труда — бедность значительной части работаю­ щих гр аж д ан , вывод из “тени” и повышение размеров оплаты труда, ликвидация задолженности по выплате зарплаты, безработицы и грядущей нехватки рабочей силы, перспективная задача подготовки кадров в соответ­ ствии с потребностями рын­ ка труда и закрепления их на работе по специальности. Весьма красноречивым подтверждением роста внима­ ния к социальному партнер­ ству с работодателями и профсоюзами является на­ значение на пост координа­ тора Российской Трехсторон­ ней комиссии по регулирова­ нию социально-трудовых от­ ношений именно заместителя Председателя Правительства РФ А. Жукова, а не кого- либо из руководителей более низкого ранга, как это было раньше. Обратите внимание — по­ становлением Правительства РФ в компетенцию нового Министерства здравоохране­ ния и социального развития входят функции выработки государственной политики и нормативно-правового регу­ лирования по вопросам уров­ ня жизни и доходов населе­ ния, оплаты труда, условий и охраны труда, социально­ го партнерства и трудовых отношений, то есть основные функции, которые отнесены законодательством к веде­ нию органов исполнительной власти. Не секрет, что в числе ос­ тро волнующих общество проблем низкая правовая культура, соблюдение и ис­ полнение законодательных и других нормативно-правовых актов. На более качественное и эффективное решение этой задачи нацелено, очевидно, создание новой структуры — федеральной службы по тру­ ду и занятости, находящей­ ся в ведении Министерства здравоохранения и социаль­ ного развития РФ. Этой фе­ деральной службе поручены контроль и надзор за соблю­ дением трудового законода­ тельства и иных правовых актов, содержащих нормы трудового права, организа­ ция и оказание услуг в, сфе­ ре урегулирования коллективных трудовых спо­ ров и так далее. Не остались без государ­ ственного регулирования и другие вопросы трудовой сфе­ ры — занятости населения и защиты от безработицы, тру­ довой миграции, альтерна­ тивной гражданской службы. Таким образом, причин для беспокойства об устране­ нии государства от ответ­ ственности за трудовую сфе­ ру, конечно, нет. Хотя, на мой взгляд, то, что слово “труд” не нашло места в названии самого Министерства, не вполне ло­ гично. Ведь именно труд ле­ жит в основе благополучия любого общества, любого го­ сударства, именно от его ре­ зультатов в решающей степе­ ни зависят и другие сферы жизнедеятельности, в том числе и социальная. Наде­ юсь, что это досадное “белое пятно” будет восполнено в са­ мом ближайшем будущем. — Но ведь постоянно ве­ дутся разговоры о перерас­ пределении функций между центром и регионами, о лик- в и д ац и и дублирующих структур. Не являются ли такие идеи замаскированной попы ткой и збави ться от больных проблем и перело­ жить их на другие плечи? —Нет. И сегодня решение конкретных проблем террито­ рий, отдельных предприятий зависит не только от работо­ дателей и местных, регио­ нальных властей. Все мы обя­ заны действовать в рамках федерального законодатель­ ства, общегосударственной экономической стратегии и тактики. И отказываться от своей роли в их формирова­ нии и реализации федераль­ ный центр не только не соби­ рается, но, очевидно, будет эту роль развивать и укреп­ лять. Однако по общему замыс­ лу административной рефор­ мы и в этой сфере происхо­ дит перераспределение фун­ кций, обязанностей, ответ­ ственности за конкретные направления и проблемы между различными органа­ ми и уровнями власти. Но реформировать сло­ жившуюся систему, безус­ ловно, надо. В качестве при­ мера только одна проблема. Сегодня сложилось, мне ду­ мается, нелогичное разделе­ ние прав и обязанностей в контроле за соблюдением трудового законодательства. Практически все они отнесе­ ны к ведению федеральных органов — от прокуратуры, суда, гострудинспекции до различных ведомственных надзорных и контролирую­ щих организаций. А у реги­ ональных и местных органов юридически закрепленного права и возможности влиять на незаконопослушных рабо­ тодателей практически нет. Я не предлагаю увеличи­ вать количество контролеров — предприниматели порой обоснованно сетуют на их из­ быточность. Но и оставаться в роли “наблюдателей” и в лучшем случае “советчиков” местным властям тоже не дело. Тем более что вполне справедливо ставится задача повышения ответственности местных властей (региональ­ ных и муниципальных) за положение дел на местах и в целом на территориях, и в конкретных предприятиях и организациях. Разумеется, без ущемления законных прав и свободы предпринима­ тельства. Так что перерасп­ ределение таких и подобных им функций, думаю, назре­ ло и будет проведено. И место, и роль, и ответ­ ственность органов труда на всех уровнях в этом процес­ се, уверен, будут возрастать. А как они будут называться — “комитет” , “министер­ ство”, “агентство”, “служба” или как-то еще, не столь важ­ но. Главное — они есть и дей­ ствуют. Необходимо только обеспечить конечную эффек­ тивность всей системы на ре­ шение задач, которые стоят перед обществом, которых ждут от органов власти наши социальные партнеры — ра­ ботодатели и работники — граждане нашей страны, жи­ тели нашей области. О том, чем и как Занимается наше управление в настоящее вре­ мя, я рассказывал в начале года на страницах “Липец­ кой газеты” в выпуске “Мы”. А какие новые функции до­ бавятся, говорить пока рано. — Ждать четкого пере­ р а сп р ед е л ени я функций между центром и регио­ нами, видимо, осталось не­ долго. А чего можно ожидать на муниципальном уровне? Ведь с 2006 года вступает в действие новый закон о ме­ стном самоуправлении. — Кроме проведения мо­ ниторинга (постоянного от­ слеживания и анализа) про­ цессов в социально-трудовой сфере, в том числе величины прожиточного минимума, доходов населения, размеров заработной платы и своевре­ менности ее выплаты, балан­ са трудовых ресурсов и по­ требности в кадрах, обучения руководителей и специгшис- тов требованиям и новым по­ ложениям трудового законо­ дательства, взаимодействия с органами надзора и контро­ ля, объединениями профсо­ юзов и работодателей и дру­ гих организационно-методи­ ческих функций, именно на отделы, комитеты по труду органов местного самоуправ­ ления, в качестве обязатель­ ных возложены; — государственная реги­ страция и ведение единого государственного реестра коллективных договоров и соглашений, заключенных и действующих на территории города, района; —экспертиза содержания коллективных договоров и соглашений на соответствие требованиям законодатель­ ства и контроль за их выпол­ нением на территории горо­ да, района; — регистрация индивиду­ альных трудовых договоров между работниками и част­ ными предпринимателями, экспертиза их содержания на соответствие з а ­ конодательству; — осуществление функ­ ций трудового арбитра (экс­ перта, посредника) по урегу­ лированию коллективных трудовых споров, возникаю­ щих на территории города, района; — участие (как предста­ вителя органа местного само­ управления) в составе комис­ сий по расследованию несча­ стных случаев на производ­ стве на территории города, района; — осуществление внутри­ ведомственного государствен­ ного контроля за со­ блюдением трудового законо­ дательства в подведомствен­ ных организациях; — организационное обес­ печение работы городской, районной Трехсторонней ко­ миссий по регулированию социально-трудовых отноше­ ний и межведомственной ко­ миссии по охране труда. А если к этим заботам добавятся новые, то потребу­ ются дополнительные уси­ лия. Так что и на уровне ор­ ганов местного самоуправле­ ния ослабления внимания к труду не предвидится. В результате всех этих реформ и реорганизаций, уве­ рен, будет повышение эффек­ тивности общих усилий по построению современных тру­ довых отношений, где все стороны: и органы власти, и работодатели, и работники будут уважать и учитывать интересы друг друга, согла­ совывать свои действия и со­ обща трудиться для роста доходов и уровня жизни всех граждан нашей страны. Беседовал Алексей КОЛБАСКО. ТАК ДЕРЖ А ТЬ ! СЛУЖИТЬ м ож но и ВОДОЛАЗОМ П о с т а н о в л е н и е м П р а в и т е л ь с т в а РФ от 2 8 .0 5 .2 0 0 4 г. утверждено "П олож ени е о поряд­ к е прохождения альтернативной гражданской службы ". В этом докум ен те подробно распи­ саны процедуры направления граж д ан на АГС и ее прохождения , порядо к оформления тру ­ довых отнош ений в ор гани зация х , где будет проходить сл уж б а , предоставления отпусков, увольнения и т а к далее . Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулиру­ ется Трудовым кодексом Российской Федерации. Оплата труда производится организацией в соот­ ветствии с действующей в ней системой оплаты труда. Законом определено, что граждане проходят альтернативную гражданскую службу в организа­ циях, подведомственных федеральным органам, в т.ч. Минюсту, Минздраву, Минприроды, в органи­ зациях Вооруженных Сил РФ, других воинских формирований и органов исполнительной власти субъектов РФ с самой широкой географией по стра­ не в качестве гражданского персонала. Прохож­ дение ее в организациях, подведомственных орга­ нам местного самоуправления, в настоящее вре­ мя законом не определено. Перечни видов работ, профессий, должностей и организаций для прохождения АГ(3 утверждены постановлением Минтруда России от 03.03.2004 г. № 27. Это достаточно обширный список, в него вошли 200 профессий. Среди них, как требующие определенной квалификации (бетонщик, водитель автомобиля, троллейбуса и других подвижных средств, водолаз, газосварщик, каменщик, матрос, парикмахер, плотник, повар, слесарь различных специализаций, столяр, оператор котельной и др.), так и предусматривающие возможность выполне­ ния обязанностей без подготовки (грузчик, двор­ ник, дорожный и кухонный рабочие, животновод, мойщик посуды, подсобный рабочий и др). В списке 83 должности служащих, в том числе: агроном, акущерка, артисты оркестра, хора и балета, бух­ галтер, ветеринарный фельдшер, воспитатель, врач, геодезист, гидрометнаблюдатель, делопроизводи­ тель, инженеры и техники различных специаль­ ностей, медицинская сестра, лесник (государствен­ ный инспектор по охране леса), охранник, соци­ альный работник, психолог и так далее. В число организаций, расположенных на терри­ тории Липецкой области, вошли подведомственные Министерству юстицир исправительные колонии №№ 2, 3, 5, 6, следственньш изолятор №1, а также обла­ стные организации: ГЛГГУ “Липецкий областной кож­ но-венерологический диспансер”; ГУЗ “Областная больница № 2”; ГУЗ “Липецкий областной онколо­ гический диспансер”; ГУЗ “Липецкая областная пси­ хоневрологическая больница № 1”. В отношении места прохождения АГС в Зако­ не говорится о том, что граждане, как правило, будут служить за пределами территорий субъек­ тов РФ, в которых они постоянно проживают. При невозможности этого в соответствии с решением специально уполномоченного федерального орга­ на исполнительной власти они могут быть на­ правлены в организации, находящиеся на терри­ ториях, в которых они постоянно проживают (п. 2 ст. 4 Закона). Постановлением администрации области от 29.01.2004 г. № 12 “О реализации Федерального закона от 25.07.2002 г. № 113-ФЗ “Об альтерна­ тивной гражданской службе” на территории Ли­ пецкой области” функции специально уполномо­ ченного органа по вопросам трудовых отношений альтернативной гражданской службы возложены на управление труда и занятости населения адми­ нистрации области. Виктор КИРЕЙ, начал 1 щик отдела Управления труда и занятости населения администрации области ДО Б РИН КА - ТЕРРИ ТО РИ Я БЕЗ ДОЛГОВ С начала года до 1 июня задолженность по выплате заработной платы в области сократи­ лась с 217 до 155 млн ., а по сравнению с про­ шлогодним уровнем — наполовину. Это реальный результат целенаправленной работы, проводимой всеми сторонами социаль­ ного партнерства — органами власти, собствен­ никами и руководителями предприятий и орга ­ низаций , профсоюзов — представителей работ­ ников. Но результаты не везде одинаковы . Если в Лебедянском , Усманском , Чаплыгинском рай ­ онах задолженность сократилась за 5 месяцев более чем наполовину, а в Становлянском — на три четверти, то в Воловском, Краснинском, Тер- бунском , Лев-Толстовском и некоторых других положение остается весьма сложным. На этом фоне примером является Добринс- кий район , который первым в области ликви­ дировал задолженность по зарплате. К а к удалось добиться этого, рассказывает на ­ чальник отдела труда администрации Добринс- кого района Раиса БУЛЫКИНА. Проблемы погашения задол­ женности по вьшлате и повыше­ нию уровня заработной платы являются повседневной заботой администрации района, работода­ телей, профсою^вов. Конечно, глав­ ную роль здесь играет повышение эффективности хозяйственной де­ ятельности, внедрение современ­ ных технологий, применение вы­ сокопроизводительной техники, что позволяет увеличить прибыль и рассчитаться за долги прежних лет. Но свою роль играет и работа с руководителями по повьппению их ответственности за соблюдение трудового законодательства, раз­ личные формы предупредительных мер и контроля за соблюдением трудовых прав граждан . На 01.06.2003 года задолженность по выплате заработной платы соста­ вила 17,025 млн. руб. Поэтому работа по погашению задолжен­ ности по заработной плате была взята под жесткий контроль гла­ вы администрации района и его заместителей. Создана комиссия по ликвидации задолженности по заработной плате на предприятиях и в организациях района под пред­ седательством первого заместителя главы районной администраций П. Панарина. Составлен график про­ верок предприятий и организаций, имеющих задолженность. Эти вопросы в 2003 году нео­ днократно рассматривались на заседаниях административных со­ ветов, 5 заседаниях районной трех­ сторонней комиссии по регулиро­ ванию социально-трудовых отноше­ ний. Отделом по труду совместно с Государственной инспекцией труда области и прокуратурой района в прошлом году проведено 25 про­ верок, результаты которых обсуж­ дались на заседаниях районной трехсторонней комиссии. На 01.01.04 г. задолженность по заработной плате была в ООО “Победа” (М. Зуйков), ООО им. Ильича (В. Емельянов). Комплек­ сные проверки этих хозяйств, об­ суждение результатов проверок у главы администрации района по­ казали, что хозяйства смогут пога­ сить задолженность по заработной плате работникам. В 2004 году активизировалось взаимодействие с прокуратурой района — было проведено 12 про­ верок хозяйств и предприятий, где имелась задолженность. В ходе про­ верок в текущем году при выявле­ нии задолженности и нарушений сроков выплаты заработной платы прокуратурой района, например, на­ правлено представление работода­ телю ООО “Агрофирма им. Лени­ на” С. Макееву об устранении име­ ющихся недостатков в месячный срок. На 01.06.04 г. задолженность по заработной плате работникам в районе погашена. Но это нас не успокаивает. Достигнутый уровень оплаты труда еще не позволяет большинству работников района и их семьям жить в достатке. Поэтому администрация района настраивает работодателей на реше­ ние производственно-экономичес­ ких задач в комплексе со своевре­ менно и постоянно растущей опла­ той труда. Постоянно расширяется сфера действия коллективных договоров. в которых главное •— это положе­ ние по заработной плате и соци- альньпм гарантиям. В первом квартале 2004 года к уровню прошлого года средняя зар­ плата выросла в целом по району на 27%; в промышленности — на 37%, в сельском хозяйстве — на 20%. Постоянно растет заработная плата в ООО “Плавицкое”, СХПК им. Мичурина, ГУП “Петровский”, ОАО “Добринское АТП”, Добринс- ком райпо, ОГУП “Плавицкий спиртовый завод”, ОГУП “Пушкин­ ский спиртовый завод” и на дру­ гих предприятиях. Важным фактором консолида­ ции социального партнерства и повышения его эффективности ста­ ло проведение районного конкур­ са и участие в областном конкурсе “Коллективный договор, эффек­ тивность производства —основа за­ щиты социально-трудовых прав граждан”. Победители районного конкурса —ООО “Плавицкое” (ру­ ководитель В. Тонких), СХПК им. Мичурина (В. Воропаев), ОАО “Добринское АТП) (В. Шибаев), ОГУП “Плавицкий спиртовый за­ вод” (В. Юрин), ОГУП “Пушкинс­ кий спиртовый завод” (А. Тонких), СХПК им. К. Маркса (П. Левчук), Госсемхоз “Петровский” (П. Пути­ лин), Добринское райпо (Ю. Буда­ ев), Управление финансов админи­ страции района (В. Неворова), СХПГС им. Чапаева (Е. Злобин). Это — хозяйства и предприятия, где повышается стимулирующая роль оплаты труда в повышении производительности труда и роста производства. З А Д О Л Ж Е Н Н О С Т Ь п о з а р а б о т н о й п л а т е в г о р о д а х и р а й о н а х , (данные областного комитета во госстатистике) Наименование городов и районов Сумма задолженности к (тыс. руб.) по состоянию на: 0 1 .0 1 .0 4 г. 0 1 .0 6 .0 4 г. 1Добринский 1246 - ; Задонский 476 756 Усманский 3441 1606 Грязинокий 998 1608 : Липецкий 2742 1628 ; Лебедянский 4021 1723 ; Хлевенский 1066 1777 Елецкий 3135 2191 г. Елец 6437 4481 1 Добровский 5067 4634 ; Становлянский 21810 4909 ; Чаплыгинский 11520 5052 , : Долгоруковский 7795 5573 : Краснинский 6726 7037 ; Тербунский 13943 9006 ; Данковский 16264 9561 Лев-Толстовский 14883 9613 Измалковский 14962 9977 Воловский 17110 '15775 ; г.Липецк 63364 58153 ; Всего по области 217006 155060 По предварителм 1 ым данным на 1 июля задол­ женность составит около 100 млн. руб. УДАРИМ ПО БЕДНОСТИ КОЛЛЕКТИВНЫМДОГОВОРОМ! По итогам 2003 года победителем областного конкур ­ са "Коллективный договор, эффективность производства — основа защиты социально-трудовых прав граждан" в номинации "Оплата труда" стал экспериментально-кон­ сервный завод "Лебедянский", сумевший обеспечить сво­ им работникам самую высокую заработную плату среди предприятий производственного сектора экономики об­ ласти. Немало в районе и других предприятий, имеющих высокий уровень оплаты труда , благодаря чему и в этом году среднемесячная оплота труда лебедянцев выше, чем у жителей других городов и районов области, и лишь не­ много уступает работникам областного центра. При этом примечательно, что высокий уровень оплаты труда сложился не только в промышленности, но и в сель­ скохозяйственном производстве — по итогам 4 -х месяцев — 4615 руб. в месяц при среднеобластном показателе 2863 руб. Свою немалую роль в том, чтобы работники получали за свой труд достойную зарплату , играет и социальное партнерство, о чем рассказывает начальник отдела труда администрации Лебедянского района Нина ЛАВРОВА. В числе главных проблем, без решения которых не поднять экономику, — оплата труда. Даже в нынешних сложных экономических условиях мно­ гие предприятия района на принципах социального парт­ нерства успешно решают произ­ водственно-экономические зада­ чи в комплексе с обеспечением социально-бытовых проблем работающих и их семей. Практически во всех круп­ ных и средних предприятиях различных форм собственности заключены коллективные дого­ воры. Ими регулируются отно­ шения с работодателями 83 процентов всех занятых в эко­ номике района. Именно договорная форма отношений естественна для рынка. Только сочетая требователь­ ность соблюдения трудовой и производственной дисциплины С ув^ением прав и интересов работников, создавая им усло­ вия для труда и отдыха, достой^ но оплачивая добросовестный труд, можно достичь эффектив­ ности производства. Конкретный пример^ таких предприятий в нашем районе — ОАО “ЛеМаЗ”, ОАО “ЭКЗ “Ле­ бедянский”, ОАО “Строймаш”, ОАО “Сахарный завод”, ЗАО “Агрофирма им. 15 лет Октяб­ ря”, ООО “Компания “Ассоль”, ЗАО “Агрофирма “Русь”. В ОАО “ЛеМаЗ” коллектив­ ный договор заключается еже­ годно. В нем детально оговоре­ ны принципы, система и конк­ ретные условия оплаты труда всех работников. Тарифная ставка первого разряда работ­ ников на начало 2004 года со­ ставляет 1010 рублей (почти в два раза выше минимального размера оплаты труда, установ­ ленного законом) и обязатель­ но пересматривается один раз в год. Установлены стимулиру­ ющие надбавки за профессио­ нальное мастерство, за высокую квалификацию, за владение смежными профессиями, за не­ прерывный стаж работы, за ра­ боту с личным клеймом. Установлена премия за от­ сутствие потерь рабочего време­ ни по болезни (премия “за здо­ ровье”), премия по результа­ там санитарного состояния про­ изводственных помещений и закрепленных территорий. Пре­ дусмотрена в колдоговорах оплата за повышение квалифи­ кации работников. Вот так с по­ мощью колдоговора на этом предприятии в течение многих лет нет задолженности по вып­ лате заработной платы, а сред­ немесячная зарплата работников составляет 9892 рубля — один из самых высоких размеров в производственном секторе не только района, но и области. Отдельными разделами включаются в коллективные договоры проблемы условий и охраны труда. В последние годы на большинстве предприятий наблюдается рост отчислений на охрану труда, а ведь улучшение условии труда непосредственно оказывает влияние на работос­ пособность и здоровье работни­ ков. За прошедший 2003 год на улучшение условий труда в ОАО “ЭКЗ “Лебедянский” на каждого работающего бьшо из­ расходовано по 10 тыс. руб., в ОАО “ЛеМаЗ” — 8992 руб. В ОАО “ЭКЗ “Лебедянский” работодатель предоставляет до­ полнительные жилищные ссу­ ды, заключает договоры с ле­ чебными учреждениями на медицинское обслуживание работников предприятия высо- коквалифицированньпии специ­ алистами — стоматологом и ги­ некологом —в медпункте пред­ приятия, выделяет средства на развитие базы отдыха “Тихий Дон” (при этом работники пред­ приятия пользуются путевками базы отдыха бесплатно), обес­ печивает бесплатное питание в обеденное время всех работни­ ков в столовой предприятия в дневную и ночную смены, ока­ зывает многодетным и мало- обеспеченньпу! семьям матери­ альную помощь, предостав­ ляет дополнительный выходной день 1 сентября матерям детей- первоклассников с сохранени­ ем средней заработной платы. Не забыли на этом предпри­ ятии и его бывших работников, находящихся на заслуженном отдыхе. Им вьвделяются денеж­ ные премии либо ценные подар­ ки к 8 Марта, 23 Февраля, Дню пожилых людей. Таким обра­ зом, при наличии на предприя­ тии коллективного договора можно вьшолнять дополнитель­ ные обязательства по матери­ альной поддержке социально­ незащищенных граждан — многодетных и неполных се­ мей, инвалидов, пенсионеров. Договор обязывает выплачи­ вать заработную плату в уста­ новленные сроки, вовремя пре­ доставлять основные и допол­ нительные отпуска, компенса­ ции за вредные условия труда и так далее. Значительную роль в обес­ печении работникам достойной заработной платы за качествен­ ный и производительный труд играют коллективные догово­ ры и в сельскохозяйственном производстве. Это подтвержда­ ют примеры не только извест­ ного лидера —агрофирмы им. 15 лет Октября, не раз стано­ вившейся, как и эксперимен­ тально-консервный завод, по­ бедителем областного конкур­ са на основе коллективных до­ говоров, но и других сельхоз­ предприятий —ОАО“Рассвет”, ЗАО “Агрофирма “Русь” ... Примеры можно продолжить. Первые коллективные дого­ воры заключены и стали рабо­ тать и в малом бизнесе, напри­ мер, в крестьянском хозяйстве “Каравай”, ООО “Продсервис”. Благодаря такому совре­ менному подходу к регулиро­ ванию оплаты труда все боль­ ше наших земляков преодоле­ вают черту бедности и уверен­ но смотрят в будущее.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz