Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

8 ИЮЛЯ 2004 ЧЕТВЕРГ № 26 (174) С О Ю З Беларусь-Россия____Щ Х О Р О Ш А Я Н О В О С Т Ь Маленькая мисс Европы живет в России 12 -ЛЕТНЯЯ Д ан и я Губайд улли ­ на и з З ел ен од ол ь с ка (Т атар ­ стан ) победила в ф инале М еж ­ д ународного кон кур са и«1е М1зз Еигоре -2004 . Дания т а кж е з а в о ­ евала титул «М исс Э л е га н т ­ ность». К а к р а с с ка за л а пр е зид е н т общ ес твенной ор га н и за ц и и «Мисс Татарстана» Изольда Са ­ харова , в кон кур се приняли у ч а ­ стие 18 ф инали сто к и з России и д р у ги х стран СН Г и Евроды , а пред с та ви тел ьница Та тар стана у ча с тво вал а в к о н к у р с е в пер ­ вые. В прошлом год у самой кр а ­ сивой д е в о ч кой Европы стала жительница Мальты. К о н ку р с а н т ки д олж ны были вы с тупи ть в национальном к о с ­ тюме , бальном платье , в ко с тю ­ ме гавайско го стиля, ответить на вопросы жю ри и пр од ем о нс тр и ­ ровать свои талан ты . Д .Г уб а й - дуллина танцевала тан го в паре с юным с партнером из К а зан и . Победительница получила коро ­ ну, ю велирны е у кр аш е н и я , д е т ­ с кую ко см е ти ку и м я гкие и гр уш ­ ки . Дания учится в та таро -турец ­ ком лицее , пом им о р у с с к о го и та тар с ко го , владеет тур е ц ким и а н гл и й с ким и я зы кам и , з а н и м а ­ ется бальными танцам и , по се ­ щ ает теа тр моды «Ш арм» , в б у ­ д ущ ем хочет ста ть ж у р н а л и с т ­ кой . Родители д е в о ч ки — б а н ­ ко в с ка я сл уж ащ ая и вра ч -хи - рург. Б л иж айш ие планы по бед и ­ тел ьницы — отдохнуть и п о д го ­ товиться к кон курсу «Маленькая мисс Вселенной-2004», который пр ойде т в о ктябре ны неш н е го года в ЮАР. На жителей Тюмени объявлена фотоохота НА э т о й неделе на улица х Тю ­ мени будет работать настоящ ий «фотодесант» — 15 м астеров выйдут на фотоохоту з а интерес­ ными кад рам и . П ервый к о н к у р с «Один день и з ж и зн и города» проводит Тюменский государст - веннЬ 1 Й м узей и зобра зител ьны х искусств совместно с город ским комитетом по культуре. Среди участников к о н к у р с а— изве стны е в городе ф о то графы М арат Губайдуллин , С ер гей Ру­ санов , Д м и трий З еленин , О ле г П аш ук , Владимир Ка р а та е в и другие . Каждый выбрал опреде ­ ленную тему: меняющийся облик города , Тюмень промыш ленная и тор го вая , о кр уж ающ а я среда , спорт и т.д . В итоге должен полу­ читься художе ственны й срез ж и зн и тю м е н с ко го сообщ ества . Л учш ие сним ки определит жю ри под председательством ме стно ­ го фото граф а Сергея Киселева . Их авторы получа т пр и зы на о т ­ крытии выставки 30 июля. Э кспо ­ зиция из поряд ка 70 сним ко в ра зм ести тся в м у зее до начала осени. Кроме того, фотографии с кон курса , посвященного Д ню го ­ рода , останутся в фонде М узея изобразительных и скусств на ве­ ка. Африканских страусов переселят в Россию в ОКРЕСТНОСТЯХ Горяче го Клю ча (Кр аснод ар с ки й край ) в скором времени появится не ­ обычный объе кт— центр развле­ чений «Страусиное ранчо». Стро­ ительство центра сей ча с идет полным ходом . В самое ближ ай ­ шее время из питомника в Порту­ галии сюда прибудут новоселы — черные аф ри кан с кие страусы . Хозяева ранчо уверены : страуси ­ ные бега обязательно привлекут внимание туристов . Кром е то го , э кз о т и ч е с к ую птицу можно впрячь в по во з ку , а яйца с тра у ­ сов продавать. Главное — чтобы аф р и кан с кие птицы вы держали российские заморозки . Полвека назад они сидели за партами в ИЗРАИЛЕ сегодня живе т нема­ ло выходцев из Беларуси. Понят­ но, зем л я кам без общ ения , -о V )/: I шно аК1; !ы встреч , д ол гих ра з го воро в о ны ­ неш нем ж и тье -бы тье и н е забы ­ ваемом прошлом не обойтись. Вот и посланцы города М озы ­ ря ча сто встречаю тся и вместе проводят досу г . Корреспонден т «союза» в Израиле Захар Гель­ ман побывал на очередной в с трече мр зы рян в п а р ке при- м о рс ко го города Ашдода . Выпу­ с кни ки мозырской школы Ме 1 ОТ- мечали полувековой юбилей свое го выпуска . ^ ^ ' ' Ч в На снимке справа налево: Анатолий Зарецкий, Соня Лившиц (Гинз- бург), Мария Гинзбург (Люлькина), Бронислава Щерайзина, Владимир Кацман. Золотой сайт САЙТ Минско го международного киноф естиваля «Л1стапад» стал призером Всероссийского откры ­ то го интернет-конкурса «Золотой сайт». Ресурс был заявлен среди 130 других сайтов региона «Зару­ бежье» в номинации «Тематиче­ ский сайт» (категория «Культура, кино, театр, искусство»). Это уж е не первая награда «ви зитной кар то ч ки » кин оф е с ­ тиваля «Лгстапад» в Интернете . Ранее пр ое кт занял первое мес­ то на ТИБО -2004. Сверху видно все СОВМЕСТНОЕ во зд уш ное па т ­ рулирование главны х ав том а ги ­ стралей и кр уп ны х лесны х м а с ­ сивов начали сотрудники област­ ной го са в тои н спе кц и и и упр а в ­ ления МЧС Брестской области. Т акая акция направлена на подд ержание по ряд ка на д оро ­ га х и пред упреж д ение ра зл и ч ­ ны х чре звы ча й ны х пр ои сш е с т ­ вий на терри тории области . У вертолета МЧС имеется постоян­ ная связь с работающими на д о ­ ро гах постами ГАИ и дежурными спаса тел ьны х подразделений . Это по зволяе т опера тивно реа ­ ги ро в а ть на грубы е нарушения Правил дорожного движения или об наруж енны й о ч а г лесно го по ­ жара . Доходные отходы ПЕРЕДВИЖНЫЕ пункты приема м а кул а туры и с те кло тары поя ­ вятся с коро во всех кр уп ны х г о ­ родах Беларуси . Это по зволит усоверш ен с твова ть си с тем у з а ­ готовки вторсырья. Еже годно в стране на свал ки вы во зится более двадцати мил ­ лионов тонн бытовых и промыш ­ л енны х отходов . И з них около д ву х миллионов тонн — ма кул а ­ тура , пластмасса и битое стекло. Специалисты подсчитали : в про­ шлом год у перерабо тка всего л иш ь тринадца той части бы то ­ вы х отходов принесла в бюджет страны 20 миллионов долларов . В этом году переработчики втор­ сырья планирую т зарабо та ть на 1о миллионов больше. Если махнуться гитарами не глядя... Александр Беляев М О С К В А Под готовили Ви ктория АВЕРБУХ (М осква ), Алексей КЛЕВИ ТС КИЙ (Минск). ЮЛИИ КИМ — один из самых и з ­ вестных бардов перво го пр и зы ­ ва, автор более 20 пьес, двух ки ­ носценариев , а т а кж е более 200 песен к 50 киноф ильмам и 40 спектаклям . Самые известные из них «Двенадцать стульев» , «О бы кновенное чудо», «Бумба- раш»... — С Беларусью у меня связа ­ ны исключительно хорош ие вос­ поминания , — начал наш р а з го ­ вор Юлий Ким . — Там были пре­ красны е и очень сильные авто ­ ры-барды . Из одной такой семьи белор усски х бардов, которых я оФёнь хорош о 'знал," вышла , на ­ пример, одна из сильнейших ав­ торов бардовской песни Елена Ка занцева . С Беларусью меня та кж е связы вает работа на «Бе- ларусьфильме»: на ней снимался в свое время довольно ш ироко и зве стны й (да и сейчас е го мно ­ гие помнят) фильм «Про Красную Ш апо ч ку» , для ко торо го мы с ком по зитором Алексеем Рыбни­ ковым написали целый ряд пе ­ сен . М но гие из э ти х песен поют до сих пор. — Как вы пришли в бардовскую пес­ ню? — Я довольно рано занимался сочинением стихов — с третьего класса , и ко гд а поступал в М ос ­ ко в с ки й государственны й педа ­ го гичес кий институт, думал о се­ бе к а к о стихотворце . Там я с са­ м о го начала окунулся в песне ­ творческую стихию . В МГПИ, ка к говорится, только ленивый песни не сочинял. — К тому же в это время там учи­ лись Юрий Ряшенцев, Петр Фомен­ ко, Юрий Коваль, Борис Вахнюк, не так ли? — У нас был даже та кой ло­ зун г: «Из похода без песни не воз­ вращаться !» А в походы ходили все. Правда, сам я мало ходил, но во кру г меня туризмом были охва­ чены все студенты нашего инсти­ тута . Т а к что у меня есть ощ уще­ ние, что бардовская песня в ос ­ новном сначала была туристиче ­ ской. Во всяком случае творчест­ во Визбора это стопроцентно до­ казывает . Я поступил на первый курс , ко гда Визбор перешел на последний , и мы целый год у ч и ­ лись параллельно . Юра то гда был уже знаменит не только в ин­ ституте, но и по всей Москве. Уже начиналось «магнитофонное де­ ло», его популярность росла . К этому времени сочинила целый ряд своих прекрасных песен Ада Якушева . Короче говоря, передо мной были очень заразительные примеры. Но я продолжал о себе думать к а к о будущем писателе , стихотворце в первую очередь ,и взялся за гитару только для того , чтобы не отстать от моды. Вы у ­ чил несколько аккордов , потом в течение жи зни добавил еще не­ сколько — т а к до сих пор, в об- щем-то, в этом диапазоне и оста­ юсь. И граю на гитаре, настроен ­ ной на семиструнный строй, при ­ чем, признаюсь, играю очень лю ­ бительски . Впрочем , все барды первого призыва (за исключени ­ ем разве что Никитина и Берков­ ско го ) играли на гитаре совер­ ш енно по -любительски . Итак, я начал пробовать сочинять песни, относясь к этому совершенно не­ серьезно . Поэтому все десять с лиш ним песен , которые я сочи ­ нил за пять с лиш ним лет инсти ­ тута , были совершенно ш утли ­ вые, написанные для у з ко го кр у ­ га знакомы х или для очередного сердечного увлечения. Всерьез я занялся сочинительством песен тол ько после то го , к а к уехал по распределению на Камчатку пре­ подавать русский язы к и литера­ туру , историю . Там з а т р и года я сочинил песен гораздо больше, чем за пять лет в институте. С тех пор пиш у песни на свою м у зы ку или на м узы ку других композито­ ров до сих пор. Это стало глав ­ ным занятием , даже задачей мо­ ей ж и зн и . Хотя я параллельно пробовал себя и в д ру гих облас­ тях литературы : возвращ ался к своем у стихотворчеству , зани ­ мался драматургией и прозой... — Вы были одним из самых попу­ лярных бардов в «магнитиздате»... — К а к только мои песни попа­ ли в «магнитиздат» — самый ши­ ро кий и неподцензурный сам из ­ дат страны , они за круж ил и сь по всему Сою зу и довольно быстро докружил ись до серьезных лю ­ дей, таких , например , к а к А л е к ­ сандр Володин и Сергей Ю тке­ вич . Уж е в 1963 году я получил свой первый за ка з от кино. А там пошло-поехало и продолжается по сей день. Число спе ктаклей и фильмов , оснащ енны х моими песнями или песенными те к с та ­ ми, приблизилось к ста. Есть и вещи, написанные для эстрады или стилизованные под нее... — Говорят, у вас была гитара « с ис­ торией»? — Была у меня реставриро ­ ванная цы ганская гитара с очень ш иро ким грифом , не удобным для моей у зкой кисти . Но тем не менее я уж е привы к на ней и г ­ рать. И вот я оказался за грани ­ цей, и на одном из концертов ко мне подошел фотограф явно со­ ветско го происхождения. О ка за ­ лось , он ко гда -то был моряком тор го во го судна и лет за пятнад­ цать до нашей встречи сбежал с него в Копен га ген . Там остался, занялся фотографией . Ему по­ нравилась моя гитара на концер­ те, и он сказал : «Давай махнемся не глядя!» Я говорю : «А где же твоя?» Он говорит :«Зав тра при ­ несу!» И я т а к ему поверил, что отдал свою цы ганскую . А наутро он принес мне вот эту , которая ока зала сь совершенно ш и кар ­ ной. Я в этом не очень разбира ­ юсь, и только на четвертый или пятый год мне растолковали , об­ ладателем ка ко го со кровищ а я стал . О ка зы вае тся , эта гитара очень классной фирмы «Фен ­ дер» . Время от времени мне бы ­ вает даже стыдно, что я на ней иг­ раю: ведь я на гитаре по-челове­ чески играть та к и не научился. — Четыре года назад вы были удо­ стоены премии Булата Окуджавы... — Эта премия для меня стоит в общем ряду целого ряда собы­ тий , к которым либо непосредст­ венно, либо косвенно был прича­ стен Булат Ш алвович . Он очень много для меня сделал в жизни . О кудж а ва отменил мой псевдо ­ ним Ю .Михайлов в 1985 году, ко ­ гда написал посвященную мне статью в «Литературной газете». Он рекомендовал меня для моей в Юлий Ким: На гитаре играть я по-человечески так и не научился... первой поезд ки за границу , и благодаря ему я оказался в 1989 году в Париже. Поэтому эту пре­ мию я воспринимал ка к его отда­ ленный привет. — Есть примета: чем сильнее траву топчут, тем яростней она растет. Ко­ гда было легче писать песни, в со­ ветские времена или сейчас? — И тогда , и сейчас я решаю одни и те же задачи. Но, естест ­ венно, то гда было писать труд ­ нее: постоянно приходилось о г ­ лядываться на цензуру, и в этом смысле каждый пиш ущ ий испы ­ тывал стеснение . Поэтому сей ­ час, ко гда вопрос с цензурой снят, пишется гораздо вольнее. А художественны е задачи что то г ­ да, что сейчас стоят приблизи ­ тельно одинаковые. Так что полу­ чается, пословица соответствует с точностью до наоборот: вроде _ бы, находясь под гнетом цензу­ ры, челове к должен был писать намно го талантливее , но я все- таки та к не думаю, и мне кажется, что сейчас намно го больше во з ­ можностей, чем раньше. — Чем отличается современное по­ коление бардов от вашего? — Я н е очень за этим слежу. У меня нет общ его представления о тепереш них наш их бардах, хо ­ тя какие -то имена я знаю , какие - то песни слышу... Так что мой от­ вет на это т вопрос будет крайне необъе ктивным . М о гу сказать одно — современные барды, ко ­ нечно , владеют гитарой лучше, чем барды первого призыва. Хо­ тя сказать , что они музыкально и мелодически талантливее и ра з ­ нообразнее, не могу. Но, с другой стороны , я заметил , что на них больше влияю т смежные песен ­ ные жанры — рок-песня или по ­ псовая песня, они больше под ­ вержены этому влиянию . Мы т о ­ же были подвержены влиянию и джаза , и французского шансона, но здесь палитра была разнооб ­ разнее. Я знаю отдельных масте­ ров, которые дальше нашего уш ­ ли и в стихах, и в музыке . Напри­ мер, Михаил Щербаков... Белорусы живут и в Иране Алексей Балиев М И Н С К — ТЕ ГЕР АН ВПЕРВЬ!Е за всю историю бело­ р у с с ко -и р ан с ки х отнош ений в столице Беларуси нынешним летом прошли Дни культуры Ира­ на. Впрочем , культурны е связи м еж д у М инском и Тегераном обусловлены не тол ько в за им о ­ вы годными э ко ном ичес ким и от ­ ношениями : волею судьбы в Ира­ не и се годня прож иваю т около пяти тысяч выходцев из Белару­ си... Иранские кинематограф исты сделали подарок не только бело­ р у с с ким зрителям : недавно о т ­ снятый художественны й фильм «Святая Мария» — о зарождении христианства и его современных пред ставителях — планируется по ка за ть в России , Молдавии , Украине , Грузии, Армении. Всего в иранской кинодекаде для Бела­ руси было 5 художественных и 3 документальных фильма. По словам заместителя мини­ стра культуры Беларуси Валерия Гедройца , «первый иранский фильм появился еще в 20-е годы минувш е го столетия. З а послед­ ние 20 лет иранс кие кинем а то ­ граф и с ты работаю т особо пло­ дотворно благодаря стабильной государственной поддерж ке на ­ ционального киноискусства . Ос­ новная з а сл у га кинемато граф а И рана— пропаганда идей добра, справедливости , честности» . А по м нению посла Ирана в Бела­ руси Мохаммада Гольпаегани , «белорусс ко -иран с кие отнош е ­ ния активно развиваются во всех сферах». В рам ках Дней культуры Ира­ на жи тел и Беларуси зн а ко ­ мились и с национальной , сим ­ ф оничес кой м у зы кой иранских ар тистов , с творчеством народ ­ ных мастеров , с публицисти кой и р а н с ки х авторов , инф ормаци ­ онными брошюрами . Последнее важ н о еще и потому , что с ны ­ н еш не го года м но гие ре гионы этой страны вновь откры ты для иностранного туризма. Э ко н ом и ч е с ки е связи между обеими странами развиваю тся , бы стро ра сте т товарооборот: Иран — один из крупнейш их им ­ портеров не только белорусских, но и ро ссийско -белорусски х вы ­ со ко те хноло гичны х товаров . М и н с к и Тегеран обмениваются визитами на высоком государст­ венном уровне. Еще в начале XX ве ка в Иран эмигрировали тысячи белорусов из то гдаш ней Польши , получив ­ ш ие в 1920— 1930 -х годах иран ­ с кое граждан с тво . Еще раньше, в 1918— 1922 годах, были интер­ нированы в Иран белорусы — примерно 300 человек — из быв­ шей Русской Ка в ка зс кой армии. Всего в нынешнем Иране прожи ­ вают около 65 тысяч славян, поч­ ти все они — иранские граждане. С конца 1990-х в этой стране от­ менены действовавш ие о гр ани ­ чения на • культурно -просве ти ­ тел ь с кую и рели гиозную дея­ тел ьность нем усульманских ди ­ аспор и конфессий. Вторая крупная волна бело­ р у с с ко го «десанта» в Иран со- . стоялась в 1942 году, когда туда передислоцировалась польская армия генерала В. Андерса — около 600 тысяч солдат и офице- Татьяна Москвина: Чуда не жду, но на медаль надеюсь накануне Владимир Панов М И Н С К РОДИВШАЯСЯ в Новосибирске, Татьяна МОСКВИНА сегодня од­ на из лучших спортсменок Бела­ руси, восьмикратная чемпионка мира по самбо, к т о м у же четыре­ жды поднималась на пьедесталы почета первенств Европы по дзюдо. Причем последнее «сере­ бро», добытое в Бухаресте, по з ­ волило ей, единственной в ж е н ­ ской сборной страны , завоевать олимпийскую лицензию . И попав в Афины , Татьяна, конечно , по ­ старается свой шанс не упус ­ тить... — Таня, вам не занимать ни опыта, ни мастерства, вы стали нынче уже двукратной вице-чемпионкой Евро­ пы по дзюдо, дважды были бронзо­ вым призером. Очень хорошо стар­ товали в прошлом году в гонке за олимпийской лицензией, уверенно выступали в рейтинговых турнирах. А вот потом почему-то притормози­ ли ... ' — Да, практически все основ­ ные турниры поначалу приноси ­ ли мне медали и рейтинговые оч­ ки , я занимала достаточно высо­ кую позицию в европейской ква ­ лификации . А потом пошла поло­ са ж у т ко го невезения. Началось с то го , что заболела и вышла из строя, долго восстанавливалась. А по с кол ь ку у нас, д зюдоистов , был довольно плотный граф и к международны х стартов , часть из них пропустила. К чемпионату Европы находилась в рейтин ге на шестом месте , отставала от бель гийской спортсмен ки , при ­ зера Игр в Сиднее. И если бы она в Бухаресте вошла в тройку при­ зеров , я даже со своим «сереб­ ром» на О лимпиаду не отобра- лась бы. — И все же вновь подняться на вто­ рую ступеньку пьедестала европей­ ского первенства удалось. Самой важной, видимо, стала схватка с французской дзюдоисткой Фреде­ рик Жоссине? — Конечно . Я выиграла у нее принципиальнейший поединок за выход в финал, обеспечив се ­ бе серебряную медаль. Причем у нас с ней давние счеты. Два года назад ф ранцужен ка в решаю ­ щей схватке за «золото» евро ­ пейс ко го чемпионата просто не оставила мне шанса. Здесь полу­ чилось все наоборот. С румын ­ кой Же Алиной Д умитру у нее н а ' родине спорить за высшую на ­ граду ока зало сь почти нереаль­ но, хотя не с каж у , что отдала ей встречу за здорово живеш ь . Су­ дьи дали мне три замечания, при всем этом я почти наверстгша упущенное. — Хсрошо, что все хорошо кончает­ ся. А не «зацепись» вы за тройку призеров и вторично, после Сиднея, не попади на Олимпиаду из-за не­ скольких недобранных баллов, это было бы большой трагедией для вас? — К а к ни странно , нет. Я, на­ в ерное , к т а к о м у п о во р о ту с о ­ бы тий бы ла д аж е больш е м о ­ ра л ь но го т о в а , о к а з а вш и с ь на р а сп у ть е . К о гд а с начала года с тар т з а с тар том не зад аю тся , начинаеш ь думать : а не зн а к ли э то с выш е , м ожет , пр ос то не суд ьба мне еха ть на О л им пи а ­ ду? Не исклю чаю , что баланси ­ рование на грани «попаду — не по п а д у на И гры » , н ас тро ило меня на некое безразличие , по ­ з в о л и вш е е боро ться с п о ко й н о и р а с сл а б л е нн о , к а к на т р е н и ­ ро в ке . Т а кое со с то я н и е на с о ­ р е в н о ва н и я х п о йм а ть о ч ен ь сложно : по с тоянно выделяется адреналин , пропадающ ий толь ­ ко ко гда ты либо вы и грал , либо вылетел . — Вам довелось выступать ощв на Играх-96 в Атланте. Тот опыт приго­ дится в Афинах? — Четыре олимпийских цикла позади, этот пятый. Я вообще не рассчитывала, что до тридцати с лиш ним лет останусь в профес ­ сиональном спорте. Звезд с неба • не жду , однако уверена — ме ­ даль сейчас для меня намного реальнее, чем тогда. Есть опыт и не сочтите за нескромность, уме­ ние. Это наверняка будет моя по­ следняя Олимпиада . И свой шанс я постараюсь не упустить. — Своим первым наставником вы называете российского тренера Ан­ дрея Ходырева, хотя начинали бо­ роться, помнится, в Могилеве... — Да, начинала я в Могилеве, но там у меня изначально не сло­ жились отношения с тренером , мне пришлось переехать в Минск, чтобы не уходить из спор­ та. А с Ходыревым мы по зн а ко ­ мились , ко гда Андрей работал с молодежной сборной Союза , очень дол го и плодотворно сот ­ рудничали. В семнадцать лет я вы играла чемпионат СССР по дзюдо среди в зросль 1 х, и в этом была его немалая заслуга. — Ваша постоянная соперница на самбистском ковре и дзюдоистском татами — россиянка Любовь Бруле­ това. Ваш спор может продолжить­ ся и на Олимпиаде? — Да, она тоже отобралась на И гры через сито европейско го рейтин га , причем стояла даже немножко выше меня, была пер­ вой, в частности , на последнем турнире в Э стонии . Мы с Любой одного возраста , отлично знаем д р у г друга , поэтому бороться с ней и трудно , и интересно одно­ временно. — Для команды Беларуси даже од­ на медаль в вашем виде борьбы на Играх-2004 будет уже неплохим до­ стижением. У россиян,вероятно, амбиций большо? — Думаю , они поспорят за три, а то и четыре награды. Хотя, разумеется, дзюдо непредсказу­ емо, кон куренция чрезвычайно острая, и за гады ва ть наперед бессмысленно . Кстати , сборная России в середине июля приедет к нам в Раубичи на заключитель­ ный совместный сбор. — Таня, у самбисткой куртки и ки­ моно есть что-то общее с рабочей спецовкой, вы нв находитв? Да и са­ ма борьба — тяжелая работа... — Ну что вы, наши виды спор­ та и близко не сопоставимы с до­ бычей угля в забое. Д зю д о— это прежде всего искусство. Схватка длится порой считанные м гнове ­ ния и за канчивае тся либо боль­ шим фиаско , либо морем славы. И к своей форме я отнош усь да ­ же более деликатно , чем к доро­ гим вещам из свое го гардероба от кутюр . Я ее не просто стираю, а подбираю щ адящ ие стираль ­ ные порошки , отбеливатели, гла­ дится она исключительно с крах ­ малом . Выход на татами — це­ лый ритуал , предшествует кото ­ рому приведение в образцовый вид формы . В общем , подхожу к процессу творчески . — Продолжая при этом чувствовать себя привлекательной женщиной?.. — Я не думаю , что понятие «женственность» складывается только из юбки и каблуков . Если ты способна красиво по ка за ть технически сложны е элементы на ковре , татами или, скажем , гим на стическом бревне , силь ­ ный пол, полагаю , всегда оценит твое искусство по достоинству. ■ Татьяна Москвина — чемпион­ ка, красавица-- ров — в связи с ожидаемым втор­ жением Турции и германо-турец­ ки х во й с к в СССР и Иран. При ­ мерно 120 тысяч из той армии были выходцами из западной Бе­ ларуси и Виленского края. В Иране по разным причинам остались почти 15 тысяч «поль­ ских» белорусов , д емобилизо ­ ванны х из армии Андерса . О се ­ нью 1943 года в Иране состоялся первый месячник советского ис­ ку с с тва с участием белорусских ар тистов . По воспоминаниям уча с тни ков той культурной про ­ граммы большим успехом у иранских зрителей пользовались русские , белорусские , украи н ­ с кие народные танцы и песни , транслировавш иеся по нацио ­ нальному радио. Во время пребывания автора этих стро к в Тегеране в 1995 году ему по ка зали в одном из тамош ­ них м узы кальны х архивов грам ­ мофонные пластинки с записями с тех концертов. Говорят, их рас­ купали массовым тиражом , при ­ шлось в 1944-м выпустить допол­ нительно 500 экземпляров , кото­ рые тоже быстро «разошлись».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz