Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
«ЛГ» 17 января 2004 г., № 10 (22138) 9 ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ В России стартует новый парламентский марафон, и поэтому накануне начала работы Федерального Собрания страны уместно подвести некото рые итоги законотворчества минувшего года. В 2003 году «Юрфак» старался регулярно рассказывать читателям о деятельности верхней палаты российского парламента. Информацию из первых рук мы получали от члена Совета Федерации, представителя от администрации Липецкой области в СФ Анатолия Григорьевича Лыскова. Сегодня сенатор выступает с итоговым обзором работы верхней палаты в прошлом году. Другой наш автор — Юрий Владимирович Голик возвращается к законотворчеству депутатов Государственной Думы прошлого созыва и, в частности, к принятым ими поправкам в уголовном законодательстве страны. Известный российский ученый-правовед высказывает по этому поводу свою точку зрения. В с п о р а х р о ж д а л а с ь и с т и н а Сенаторы приняли в прошлом году более 170 законов __» в 2 0 0 3 году Совет Ф е д е р а ц и и осуществлял свою законодательную д е я тельность, ориентируясь на важнейшие политические события ушедшего года: десятилетие принятия новой Конституции России , десятилетие Федерального Собрания Российской Ф едер ац ии , выборы депутатов Государственной Думы и назначение очередных-выборов Президента страны. Главным направлением работы палаты оставалось активное участие в со в а н и и законодательной основы, необходимой д л я реализации внутренней и внешней политики государства. В период с 1 января по 10 декабря 2003 года проведено 16 заседаний Совета Федера ции, на которых рассмотре но 4 федеральных конститу ционных закона и 176 феде ральных законов. Палатой были одобрены все федеральные конституци онные законы и 168 феде ральных законов, 5 законов отклонены с созданием согла сительных комиссий и по 3 законам принято окончатель ное решение об их отклоне нии. Конечно, скупая на ин формацию статистика не в состоянии отразить тот объем работы, с которым приходит ся сталкиваться в ходе про цедуры подготовки и приня тия законов. На отдельные законы порой уходят годы. Так, почти де сять лет граж дане России ждали новый Трудовой ко декс или за кон «О стра ховании вкла дов физичес ких лиц в бан ках Российс кой Федера ции». Автору этих строк, например, для продвижения и согласования одной из за конодательных инициатив понадобился почти год. В данной публикации вряд ли будет оправданным полное перечисление всех одобренных палатой законов. О большинстве из них я рас сказывал в предыдущих сво их репортажах. Однако, по мимо названных, не могу не упомянуть такие важные для страны законы, как «Об об щих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О порядке учета доходов и рас чета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко про живающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государствен ной социальной помощи», * 0 минимальном размере опла ты труда», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О Центральном Банке Россий ской Федерации», «Об осо бенностях управления и рас поряжения имуществом же лезнодорожного транспор та», «О приватизации госу дарственного и муниципаль ного имущества», «О систе ме государственной службь! Российской Федерации», за коны в области пенсионной реформы , о бюдж ете на 2004 год. В рамках «правитель ственного часа» сенаторы ре гулярно заслушивали отчеты членов Правительства. Вот неполный перечень вопросов, по которым выступал и пред седатель Правительства М.М. Касьянов, его заместители и министры: о социально-эко номическом развитии регио нов, об итогах работы агро промышленного комплекса в 2002 году и мерах по подго товке к проведению весенних полевых работ в 2003 году, о доходах бюджетов субъектов Российской Федерации и му ниципальных образований в контексте реформы межбюд жетных отношении, о мерах по ликвидации задолженно сти по выплате заработной платы работникам образова тельных учреждений и опла те их отпусков, о положении дел в гражданской авиации, о состоянии готовности жи лищно-коммунального хо зяйства страны к отопитель ному сезону 2003-2004 гг., о мерах по обеспечению пере хода Вооруженных Сил к комплектованию воинских должностей военнослужащи ми, проходящими военную службу по контракту, о раз витии системы ипотечного жилищного кредитования и т.д. Исполняя конституцион ные полномочия. Совет Фе дерации назначил двух "судей Конституционного суда, за местителя председателя Вер ховного Суда РФ, заместите ля председателя Высшего арбитражного суда и судью этого суда, судью Экономи ческого суда Содружества Независимых Государств, пять членов Центральной избирательной комиссии, аудитора Счетной палаты, двух представителей обще ственности в состав Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федера ции, а также рассмотрел воп рос об использовании кон тингента Вооруженных Сил России в составе Коллектив ных сил по поддержанию мира в зоне грузино-абхазс кого конфликта. Между сессиями россий ские сенаторы активно уча ствовали в обсуждении перед первым чтением поступив ших в Государственную Думу 854 законопроектов и 156 законопроектов, принятых нижней палатой в первом чтении в 2003 году. Позиции сенаторов по стратегическим вопросам го сударственно-правового и со циально-экономического раз вития России формируются не только при обсуждении законопроектов, но и путем широкого участия в межпар ламентском сотрудничестве с другими странами, конфе ренциях, парламентских слу шаниях и дискуссиях в рам ках «круглых столов». Члены Совета Федерации приняли участие в работе Парламентской ассамблеи Организации по безопаснос ти и сотрудничеству в Евро пе (ПА ОБСЕ), Парламентс кой ассамблеи Совета Евро пы (ПАСЕ), Конгресса мест ных и региональных властей Европы (КМРВЕ), Парла ментской ассамблеи НАТО, Парламентской ассамблеи Черноморского сотрудниче ства (ПА ЧЭС), Северного Со вета, Межпарламентского союза (МПС), Всемирного экономического форума (ВЭФ), Ассамблеи Западноев ропейского союза (АЗЭС). В Совете Федерации проведено 145 встреч с представителя ми 66 зарубежных госу дарств. Какие же темы обсужда лись на конференциях, пар ламентских слушаниях и «круглых столах»? Приведу наиболее, на мой взгляд, важные; «Конституция Рос сийской Федерации; десять лет по пути федерализма», «Представительные функции верхних палат парламентов: региональный аспект», «Мо ниторинг правового про странства и правопримени тельной практики: методоло гия и мировоззрение». «На циональная безопасность Российской Федерации: со стояние и проблемы законо дательного обеспечения», «Национальные интересы России и опыт международ ного сотрудничества на Севе ре Европы», «Проблемы ре, формирования налоговой си стемы Российской Федера ции»,, «О законодательном обеспечении реализации энергетической стратегии России», «Совершенствова ние государственного регули рования деятельности учреж дений бюджетной сферы», «Молодежь и будущая Рос сия», «Экологическое сельс кое хозяйство: новые перс пективы для России», «Пра ва человека и терроризм», «Реализация социальной за щиты инвалидов в Российс кой Федерации», «Закондда- тельное обеспечение заемно инвестиционной политики муниципальных образова ний», «Возможности перехо да с 2004 года к накопитель ной системе обеспечения жильем военнослужащих», «Развитие информационного пространства как фактор ук репления федеративного го сударства», «Эффективная экономика — достойная жизнь» и другие темы. В Совете Федерации рас смотрено более 13700 обра щений и принято 2250 граж дан. Всем была оказана по мощь в установленном поряд ке или даны необходимые разъяснения. В центральных газетах и журналах опубликовано око ло 4000 материалов о дея тельности Совета Федерации, сенаторы приняли участие в более чем 1500 телепередачах и радиопрограммах. Подводя итоги за 2003 год, нельзя не сказать о том, что 18 членов Совета Федера ции избраны депутатами Го сударственной Думы нового созыва. Из них 7 — по одно мандатным округам и 11 — по партийным спискам. Опыт перехода сенаторов в нижнюю палату парламента заслужи вает, В Р 1 Д И М О , отдельного изу чения, потому что, исходя из общепринятой парламентс кой практики, такие случаи весьма редки. Причина подоб ного явления, на мой взгляд, кроется в неудовлетворенно сти членов Совета Федерации своим положением. По зако ну — имеющие защищенный статус, а согласно установлен ному порядку назначения — без уверенности в собственном будущем. Это дает повод од ним спекулировать на теме упразднения Совета Федера ции вопреки общемировой тенденции существования двухпалатных парламентов в федеративных государствах, другим — выдвигать идеи о необходимости изменения Конституции. И то и другое одинаково вредно для наше го общества. Подобные суж дения на фоне изменившейся после выборов Государствен ной Думы политической кон фигурации в России подрыва ют главное завоевание обще ства — его безопасное разви тие. Выход из создавшейся си туации есть. Уверен, что наш Президент В.В. Путин разде ляет озабоченность положе нием, когда часть сенаторов имеет высокий политический рейтинг, доказав это на про шедших выборах, другая часть и близко не подошла к пятипроцентному рубежу. Совет Федерации назна чил выборы нового Президен та Российской Федерации на 14 марта 2004 года. И когда он вступит в должность, то решение многих статусных вопросов Совета Федерации и сенаторов будет, надеюсь, в числе приоритетных. Какой будет верхняя па лата, во многом зависит не только от Президента Рос сии, но и от руководителей субъектов Федерации. Полагаю, что у Совета Федерации, как законода тельного органа, большое политическое будущее. Анатолий ЛЫСКОВ, член Совета Федерации. ДРУГАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ Ударим реформой по УКа, или Как Госдума прошлого созыва напоследок блеснула своим непрофессионализмом о п ‘ 1 /^ё 6 ^^тЯ 6 Ь‘Ш^ 1 ИШГо п ид ^ ^ ,"ёё ' ёнализируюФ: рются. Ее боятся. Одних только ди с кус си й о смертной казни н е счесть: казнить или н е казнить? Более всего этот вопрос волнует общественное мн ение в период смуты и неустойчи вости в обществе, во врем ена «великих перемен» , когда пра вовая система становится неэффективной, законы н е д е й ствуют, н аруш ение порядка становится явлением обычным. Стараясь вернуть нормальное течение ж и зни , лю ди хватают ся з а любые и д е и , в том числе и радикальные . Идея смерт ной казни к а к идея абсолютного н аказания привлекательна в особенности. Между тем в случае вос становления порядка, торже ства справедливости и полно весного действия принципа неотвратимости наказания вопросы суровости наказания очень быстро отойдут на вто рой план. Когда народ, обще ство будут видеть, что в каж дом своем проявлении зло по лучает ПО ЗАСЛУГАМ, воп росы определения степени вины, размера и вида нака зания без дискуссий будут пе реданы на усмотрение про фессионалов, то есть судей. Так должно и быть в право вом государстве. Ведь не ус траиваются же массовые дис куссии по поводу того, как управлять самолетами, выра щивать капусту или, скажем, проводить аортокоронарное шунтирование. И это, на мой взгляд, правильно. 8 декабря 2003 года Пре зидент России подписал два закона, вносящих существен ные изменения в действующее уголовное, уголовно-исполни тельное и уголовно-процессу альное законодательство. К слову, сами законопроекты в работе были давно, и их по явление сразу же вызвало неоднозначную оценку в сре де ученых и практиков; Те перь проекты стали законами, и их надлежит выполнять. Но это не значит, однако, что они получили всеобщее одобрение и поддержку. Замечу, это не рядовой случай права субро гации, которым воспользова лись наши законодатели. До статочно сказать, что измене ния в Уголовном кодексе кос нулись 266 статей из 372, бывших в наличии. Подобное происходит не так уж часто: в последний раз это было в конце 70-х годов. Уже одно это позволило некоторым комментаторам назвать про исшедшее реформой. Мне же представляется, что они явно поспешили с оценками. Мы привыкли к тому, что любая реформа — это, во-пер вых, создание нового каче ства. Во-вторых, поскольку речь идет о социальной сфе ре, то должно повышаться качество жизни законопос лушных граждан России. Получилось ли достичь бла гой цели? Разумеется, нет. Стало быть, о реформе гово рить рано. Принятые новел лы имеют «плюсы» и «мину сы». Безусловно, хорошо уже то, что едва ли не впервые законодатель комплексно по дошел к изменению текуще го законодательства; внесены изменения не только в Уго ловный, но и Уголовно-про цессуальный, Уголовно-ис полнительный кодексы, в Кодекс об административных правонарушениях и ряд дру гих законов. Из Уголовного кодекса изъято такое поня тие, как неоднократность преступлений (ст. 16). Кста ти, теоретики задолго до при нятия ныне действующего УК говорили, что одновре менное существование поня тий неоднократности, сово купности и рецидива пре ступлений есть логический нонсенс, путающий практи ку и явно отрывающий тео рию от жизни. Внесенные изменения позволяют более дифференцированно приме нять наказания к виновным. У нас даже появилась новая формулировка: наказывается лишением свободы на такой- то срок «со штрафом». То есть человек, приговоренный к лишению свободы, в этом случае еще должен будет зап латить и штраф, что, безус ловно, повышает каратель ный потенциал наказания. Есяь Я .:^йие позитивш . . "моменты. Однако минусов, увы. получилось много боль ше. о чем говорили участни ки Всероссийской конферен ции, проходившей в МГУ 18- 19 декабря 2003 г., большин ство которых дали отрица тельную оценку нововведени ям. Что же особенно вышло неудачно? Когда работа над этим законопроектом только разворачивалась, неожидан но много стало говориться о необходимости либерализа ции уголовного закона. Есте ственно, не специалистами в сфере уголовного права и, как правило, даже не юрис тами. Мало того, что либера лизация как таковая очень плохо корреспондируется с уголовно-правовым преследо ванием, имеющим всегда ка рательный характер, и с кон кретным состоянием дел в сфере борьбы с преступнос тью в нашей стране, так еще и полностью игнорируется то обстоятельство, поняв кото рое, на Западе о либерализа ции в уголовной юстиции перестали говорить еще в се редине 70-х годов. С тех пор там не предпринимались по пытки вернуться к этой теме. Да, идеология пунитивного (карательного) правосудия стала постепенно заменяться идеологией реституционного (восстановительного) право судия, но связывалось это с необходимостью гуманиза ции уголовного правосудия. Как это ни странно звучит, но мир, пусть не сразу и не полностью — этого и не нуж но было делать ни в коем случае, — но воспринял из вестный тезис из Программы КПСС о том, что каждый ос тупившийся человек имеет возможность вернуться к че стной трудовой жизни. Сегодня, на мой взгляд, настала пора продвинуться дальше и начать работу по гармонизации уголовного за конодательства. Речь идет о гармонизации отраслевой, межотраслевой, внутрисис темной, внутринациональной и межнациональной. К сожа лению, этого не происходит. Если за последние годы в УК увеличилось количество по- ,ощрительных норм, позволя ющих вывести из сферы дей ствия уголовного закона лицо, доказавшее свою спо собность к прекращению или сглаживанию конфликта, им же порожденного, то из Уго ловно-исполнительного ко декса немотивированно и без основательно изъята, напри мер, ст. 45 о мерах поощре ния, применяемых к осуж денным к исправительным работам. Тем самым грубо разорвали единую линию за конодателя. Её игнорирование иногда приводит к появлению пря мо-таки потешных требова ний. Посмотрим на статью 99 УИК «Материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы». Теперь осужденные в обязательном порядке обеспечиваются ту алетной бумагой. Между тем нормы питания для них же устанавливаются постановле нием Правительства. Значит, то, что «входит», дозволено регламентировать Прави тельству, а вот то, что ис пользуется на «выходе», про писано в законе. Обращает на себя внима ние полное отсутствие сис темности. Примеры тому уже приведены. Дело в том, что комплексность и одновремен ность никак не могут заме нить системности, предпола гающей целостное воздей ствие на объект при учете всего многообразия суще ствующих связей. Только при таком подходе становит ся очевидным, что деклари рование того или иного пра ва вовсе не означает его ре альное достижение, а иногда может приводить к опреде ленной деструкции уже сло жившихся отношений. Раз работчики даже не удосужи лись внимательно прочитать — не изучить, а хотя бы про читать! — весь кодекс. Уже только поэтому в нескольких статьях остались уже такие исключенные понятия, как МРОТы. Хотя для устране ния юридико-технической небрежности достаточно было активизировать соот ветствующую программу в компьютере, что от силы за то .О!';: 1 V ...V, ’ ■■ цядр,.,би, Дг5т2Р .секунд, Не , удосужились. Но ведь подоб ные «ляпы» проходили экс пертизу в ГПУ Администра ции Президента, правовых управлениях Госдумы и Со вета Федерации. Следующее замечание ка сается неспособности просчи тать последствия принимае мых решений. После внесен ных изменений, согласно ста тье 20 УИК, любой осужден ный может обжаловать в суд любые действия администра ции, что раньше было воз можно в случаях, предусмот ренных законом. В то же вре мя у нас сегодня в судах ле жат без движения тысячи дел об условно-досрочном осво бождении, которые не рас сматриваются не потому, что суды плохие или саботируют эту работу, а потому, что физически не могут в уста новленные законом сроки перелопатить горы материа ла. Между прочим, к этому массиву надо прибавить и огромное количество исков простых граждан, не имею щих никакого отношения к исполнительной системе и тоже требующих своевремен ного рассмотрения. Далее, неприкрытое и де монстративно-вызывающее лоббирование интересов ка питала в уголовном законо дательстве — подобного не было за всю историю суще ствования русского и россий ского уголовного права! При веду лишь два момента в под тверждение сказанного. Пер вый касается перевода штра фа в абсолютные единицы (рубли). В 70-80-е годы мы долго искали замену абсо лютным единицам. Предла галось ориентироваться на среднемесячный заработок, условную ставку или еще что-то. И только с появлени ем МРОТ вопрос был разре шен очень элегантно для уго ловного права. Сегодняшние новеллы возвращают нас к архаичной системе построения имуще ственных санкций, заложен ной Русской Правдой Х1-ХП вв., воспринятой Судебника ми ХУЬХУП вв.. Уложени ем о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.. Уставом о наказаниях, нала гаемых мировыми судьями 1864 г ., УК РСФСР 1922, 1926, 1960 гг. Современное зарубежное уголовное зако нодательство ФРГ, Испании, Дании, Польши, Латвии, Эс тонии и других стран давно отказалось от использования абсолютных величин. Оно предусматривает размер штрафа в условных единицах (дневных ставках, ставках дневного заработка, штрафо- днях, минимальном размере оплаты труда и т. д.), опре деляемых с учетом матери ального положения лица и его чистого дохода. Использование в УК РФ абсолютных величин при оп ределении размера штрафа приведет к тому, что в усло виях нестабильной экономи ки и перманентной инфля ции законодатель будет вы нужден регулярно, чуть ли не ежемесячно, изменять ре дакции более 30 процентов статей Особенной части УК. В противном случае значи тельная часть преступников будет фактически выведена из-под уголовно-правового карательного воздействия. Формально все будет пра вильно, а по существу — из девательство. Второй момент касается изъятия из УК такого вида ..цаказация, как цдцфиска-^,^ ция. Уголовный закон ли-" шился очень мощного право вого инструмента устраше ния нечистых на руку людей. Этот инструмент известен со времен Древнего Рима. Его превентивное значение осо бенно возрастало в период смут и неустойчивых поли тических ситуаций. Сегодня иная ситуация. Она происхо дит на фоне постоянно рас тущего уровня депрофессио нализации всей правоохрани тельной системы, её повы шенной коррумпированнос ти. Это напоминает историю десятилетней давности, ког да новоявленные миллионе ры, неправедно захватившие принадлежащую народу соб ственность, с обидой в голо се причитали: «Давайте раз беремся, что тут мое, а что — чужое». Но «его»-то там ничего никогда и не было. Вот почему все сегодняшние «прихватизаторы» пуще огня боялись не осуждения как такового, а конфискации, ставившей их в положение простых граждан России. Все объяснения, что, де, у нас осталась конфискация в УПК, не имеют к этому никакого отношения, так как процессуальная конфиска ция имеет совершенно иную правовую природу и совер шенно иное предназначение. Она лишена карательного потенциала, не является и не может являться наказанием. Огромная часть современных расхитителей распрямила после этих новелл плечи и с еще большим остервенением встала на «трудовую вахту» по извлечению нетрудовых доходов. Наши сторонники отмены конфискации очень любят ссылаться на мнение извест ного русского юриста И.Я. Фойницкого, который гово рил о недостатках конфиска ции, сопряженной со смерт ной казнью виновного, ког да все тягости наказания па дают на семью осужденного. Однако при этом не учиты вается тот факт, что Фойниц- кий писал об этом во второй половине XIX века. Сейчас же идет XXI, и сегодня у нас смертная казнь не применя ется. А в УИК существует очень пространный перечень имущества, на которое ни при каких обстоятельствах не распространяется судеб ная конфискация,что гаран тирует семью от полного об нищания. Собственно, нын че ни одно государство в мире не ставит целью обогащение за счет конфискации имуще ства осужденного. Это невоз можно сделать практически: иное время, иные государ ства, иные масштабы цен. Всё другое! Подводя итог ска занному, можно сделать пе чальный вывод: теоретики ругаются, практики просто бранятся, законодатели раз водят руками: «Это старая Дума начудила». И кто же от этого выиграл, если все ока зались в проигрыше? Много десятилетий тому назад один известный партийный деятель произнес; «Это вы, профессора, думае те так, а мы — коммунисты — думаем иначе», что было почти классическим проявле нием явления, получившего еще ранее название комчван- ства. А с чем же столкнулись мы? С демчванством? Или с чем-то значительно более па губным? При принятии пере численных мною законов была проигнорирована одна простая мысль: уголовный закон, как и всякий закон вообще, — документ полити ческий. «Закон — мера по литическая». Никому в обо зримом будущем не удастся опровергнуть этот тезис. Как на нас будут смотреть в мире, если через десятки конвенций только последних 10-15 лет проводится идея более широкого использова ния конфискации как вида уголовного наказания, преж де всего, за экономические преступления? Мы опять оказались «впереди планеты всей». Но завидовать нам опять никто не будет. Будут удивляться и потешаться. Увы. Юрий ГОЛИК, доктор юридических наук, профессор БГУ имени И. А. Бунина. И З ПЕРВЫХ Р У К Филиал станет институтом Для этого у милицейского вуза есть хорошие перспективы Л и пец кий филиал Воронежского института М ВД России известен н е только в н аш ей области, но и за е е п редел ам и . Это динамично развивающ ееся специаль н ое учебное зав едение . С планами на перспективу делится начальник филиала, кандидат ю ридических наук , полковник внутренней службы Сергей ПОПОВ. — В прошлом году удалось заложить основу для решения очень важной зада чи — изменения государственного ак кредитационного статуса нашего образо вательного учреждения. Данный вопрос рассматривался в октябре на коллегии МВД России и получил там полное одоб рение. Это позволит уже в ближайшие месяцы начать подготовку проекта по становления Правительства РФ по при данию липецкому филиалу статуса са мостоятельного юридического вуза сис темы МВД Российской Федерации. Укрупнение учебного заведения, ес тественно, ставит задачу по дальнейше му развитию его учебной и материально- технической базы. В настоящее время решается вопрос о приобретении здания под новый учебный корпус. Руководство института вышло с ходатайством перед Альфа-банком о представлении беспро центного кредита с целью приобретения необходимого помещения. Кроме того, уже разработан проект строительства крытого спортивного комплекса. Это будет пятиэтажное здание, в котором разместятся большой спортзал с трибу нами, бассейн, тир для стрельбы, банно прачечный комбинат. Общая стоимость •проекта — 70 млн. рублей. Планируем для обеспечения строительства включить ся в оборонный заказ МВД, а также за действовать сре;[^ства, получаемые от плат ной образовательной деятельности. Становление липецкого филиала как ^ самостоятельного вуза продолжается. Уверен, что нам удастся осуществить задуманное. Руководство и профессорс ко-преподавательский состав учебного заведения полны рцртимости выполнить поставленные задачи. Записал Леонтий КОЛЕЧКО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz