Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ - га зе т а - 'Задним умом Александр КОСЯКИН, обозреватель «Липецкой газеты» И все биндюжники вставали... Почти месяц ведущие каналы и печатные СМИ обсуждают вопрос: а хорошо ли ругаться на всю страну матом? И то т , кто не выключил на днях кипящий очередной разборкой телеви зор , увидел коллективный пор трет вальяжного хама, составленно го из перекормленной популярности , барско го пренебрежения, зацелованных поклонницами лоснящ ихся физий с венчиками роз на челах, и сладостной морзянкой для си х великих пикало: V I? , V I? , У1Р... И звестные певцы, кумиры публики горой стояли за вляпавшегося коллегу, который повел себя , как капризный мальчишка, — напакостил и не извинился . Последний «Основной инстинкт» С. Сорокиной был по священ главному событию отечественной истории — пере бранке звезды эстрады с несчастной журналисткой. Только дипломатичный И. Кобзон однозначно осудил поведение Ф. Киркорова (сделав, правда, в его сторону пару реверансов) и даже извинился за него перед расплакавшейся в студии жур налисткой: та сидела во всем белом, словно пытаясь хоть так очиститься от ошметьев грязи, которыми удостоил ее певец. Его же товарищи по цеху говорили о трудностях профес сии, о нечеловеческом напряжении, о том, что вопросы жур налисты задают не всегда те, которые им, звездам, слышать хотелось бы... А я представил себе в ту минуту грузчика после смены, сидящего на бочке с сельдью и рассуждающего о горькой своей судьбе: кули с солью неподъемные, тара ни какая, покупатель пошел разборчивый, а завмаг Зинка на бой больше двух бутылок не списывает, зараза... Да еще сло ва ей простого, мужицкого, не скажи... И если кто-то дока жет, что грузчик в своем, деле — не звезда погрузочно-раз грузочных работ, пусть первым бросит в меня камень. Напротив, я бы предложил сравнить меру ответственнос ти того и другого: один ворочает ящики с пивом, другой — массовым сознанием. И напрасно известный адвокат стра щал публику: вы, что, обсуждать до суда... до торжества демократии — разве можно?! Нужно! Потому что суд-то у нас еще может решить, что это девочка — журналистка — оскорбила главного попсови- ка страны (иск его адвокатами уже готовится), но мы-то, люди нормальные, знаем, что за отдельные слова из велико го и могучего, произнесенные публично, надо сразу бить по губам, не дожидаясь судебного пристава. Демократия от это го будет выглядеть опрятней. Кстати, к богохульникам (именно так называли сквер нословов) отношение на Руси всегда было достаточно суро вое. При царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайлови че их просто пороли. Переодетые в простолюдинов, чинов ники ходили по улицам и базарам, хватали ругателей и тут же, на месте, при всем честном народе пороли розгами. Срам ные речи тогда вели чаще всего либо крепко выпившие, либо умом тронутые... О деградации нашей культуры сказано достаточно, но, во первых строках, унижается и падает она в результате сквер нословия. Вы заметили, сегодня уже кроют матом не только когда на ногу падает батарея парового отопления, не только в драке и в случае потери кошелька с отпускными, а просто всякий раз, для связки, так сказать, слов в предложении. О чем говорить, если в продажу массовыми тиражами поступа ют словари мата! А в программе Шустера «Свобода слова» на НТВ писатель (писа-а-тель?!) В. Ерофеев так однажды ма- тюкнулся, что на другом конце страны в буфете у какой- нибудь пенсионерки-учителки посуда в горочке зазвенела. Зато свобода слова торжествовала. Наш кинематограф все больше становится продвинутым — в ту самую сторону, где без «афоризмов» из трех и более букв героям как-то неуютно. Правда жизни начинает хро мать на все четыре копыта, если Он не скажет ей, что Она ... и если Она не пошлет его в... Ясно, если б в «Председателе» герой М. Ульянова не предложил бабам заткнуть уши, а выдал бы все, что накипело вслух, реализма вышло бы больше. И только в телерепортажах стыдливые режиссеры старо модно применяют в нужных местах звуковые пищалки, зато писка этого становится все больше. А наши политики... А наши вожди... Довелось как-то торчать в приемной высокого руководи теля. Окончания заседания ждали люди, и среди них жен щины — робкие птахи номенклатурные. Вот дверь распах нулась, и начальник «осчастливил» поджидавших его всего двумя фразами. Первая была вопросительной: где, мол, у нас то-то и то-то? Зато вторая — резко утвердительная, она состояла из речитатива одесских биндюжников, где матерно все, даже паузы. Но подведенные брови у женщин даже не шевельнулись. И галстук на пузе начальника висел аккурат но, и ботинки были начищены, да и сам он, встреть его в другой приемной, показался бы приличным человеком. Так вот и живем. Или — делаем вид, что живем. В армии у меня был командир взвода, капитан. Он, как истинный офицер и интеллигент, терпеть не мог скверносло вия. Он каждого матерщинника в личное время заставлял мастерить... скворечники. За каждое бранное слово — по одному птичьему домику. Помню, когда «старикам» хоте лось излить душу на привычном языке, они выставляли воз ле каптерки солдатика... Сегодня, наверное, на тополях воз ле казармы нет ни одного свободного от скворечников мес та... И о главном. Слово — это дар Божий. То, что уподобляет человека Спасителю. «От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься», — предупреждал Иисус Христос. Верую щие знают, что речь нашу слышат не только люди, которых мы привыкли не стесняться, но слышат и Ангелы, и Сам Господь. И Он не дает богохульникам возможности послед него покаяния и причащения. «Гортань их — открытый гроб». Страшно сказано. '^Происшествия Покатались с сотовым на «Опеле»... З а минувшие сутки на территории области произошло два пожара. Как сообщили в Главном управлении по делам ГО и Ч С , два человека по причине неосторожного обращения с огнем пострадали , получив ожоги различной тяжести . Н е с к о л ь к о с о о б щ е н и й и з м и л и ц е й с к и х с в о д о к . В поселке Кубань Грязинского района с территории местной свинофермы похищены (при наличии охраны!) сорок пять поросят весом по 5-7 килограммов каждый. В селе Косыревка Липецкого района шестидесятилетний пенсионер К. зашел в коммерческий киоск, на улице Советской, и принялся избивать продавщицу Ж., пятидесяти трех лет. “Разобравшись" с жертвой, злоумышленник вынес из ларька... две бутылки пива. В Грязях на улице Интернациональной при попытке Совершить кражу из отделения связи задержаны двое несовершеннолетних. В селе Головщино Лев-Толстовского района двое неработающих и ра нее судимых В., тридцати двух, и Н., двадцати четырех лет, открыто похитили у двадцатисемилетнего жителя Липецка М. сотовый теле фон и... автомобиль “Опель”. Впоследствии угонщики были задер жаны сотрудниками ГИБДД. На улице Московской возле Липецкого государственного технического университета работник ОАО “Ново липецкий металлургический комбинат” В., двадцати трех лет, и сем надцатилетний учащийся одного из профессиональных училищ по просили у девятнадцатилетнего парня мобильник, чтобы позвонить, и... “сделали ноги", как только сотовый оказался в их распоряжении. На остановке общественного транспорта “Улица Речная” стар шеклассник одной из общеобразовательных школ областного цент ра подошел к двадцатитрехлетней С. и, выхватив у нее из рук су мочку, попытался убежать, но был задержан сотрудниками правоох ранительных органов. В Чаплыгине из сарая, принадлежащего Ш., жителем соседнего региона, шестнадцатилетним Ю., совершена кража рыболовных снастей на сумму десять тысяч рублей. Служба новостей “Липецкой газеты” . чего начинается Родина? Без корней не выжить ни дереву, ни человеку о национальных особенностях русской педагогики и в былые времена, и сегодня многие словно бы стесняю тся говорить. Другое дело — глоболизация, стирание границ, взаимопроникновение культур. В се э то как будто бы и неплохо. Только вот с каждым годом страны и народы все больше утрачивают свою самобытность. Мир превращается в гигантский супермаркет. Миллионы молодых, людей в с ^ рас и цветов кох<и на любом континенте выбирают усредненную попкультурную хсвачку, '‘джентльменский набор” XX I века — колу, гамбургеры, голи ^д ский блокбастер с попкорном и силиконовые прелести Бритни Спирс. Агрессивная реклама навязывает не только залежавшиеся товары, но-и образ жизни — бесконечное, бездумное потребление. Можно ли в таких условиях не потерять своих корней, сохранить ценности, накапливаемые народом веками? в Хлевенском районе ве рят — можно! Вот уже боль ше десяти лет здесь успешно воплощаются в жизнь прин ципы народности в образова нии. Многие методические разработки, опробованные в хлевенских школах, превра тились в мощные авторские концепции, взятые на воору жение педагогами в других регионах. Как же все это выглядит на деле? Задавшись этим вопросом, я и отправил ся в дорогу. Школу в селе Новое Ду бовое сразу узнаешь среди других зданий. Добротная, ухоженная, чистые дорожки, ведущие во двор, веселая ку терьма и звонкий смех ребят, выбежавших на переменку. — Школа — это не просто место, где учат детей, — ут верждает гостеприимная хо зяйка директор Раиса Васи льевна Че^)ныx. — Это самый настоящий культурный центр села. Это в городе уроки за кончились и — учеников по минай как звали. А здесь все они с утра до ночи на виду. Поэтому контакты с ними для наших педагогов не ограни чиваются классом. Вместе со специалистами ДК готовим вечера, устраиваем праздни ки и для детей, и для роди телей. У новодубовской школы довольно солидная история. Первые два класса с 70 уча щимися открылись здесь еще в 1876 году. О том, кгпс жило тогда село, можно узнать, пройдясь по школьному му зею. Пожалуй, не каждый райцентр может похвастать ся столь богатой экспозици ей. Нарядные девичьи костю мы, приспособления для пря жи, домашняя утварь, ста ренький граммофон найдены школьниками в домах ново- дубовчан и бережно хранят ся как самые беспристраст ные свидетели прошлого. “Любимый край, земля род ная , хочу к тебе душой прильнуть, глядеть в глаза и, замирая, все время помнить твои уют", — признается вы пускник школы, полковник В. Панарин. Эти его строки, как девиз, помещены в крас ном углу музея. Здесь знают, помнят, ценят минувшее. И это один из принципов “рус ской школы”. Гордость за соотечествен ников, сделавших крупные открытия в науке, берет ис ток на уроках не только ис тории, но и физики, геогра фии в рамках программы “Светочи России”. Так, к при меру, ребята узнают о жиз ни и деятельности Михаила Ломоносова, об изобретателях электрической лампочки Пав ле Яблочкове и Александре Лодыгине, выдающемся зем ляке, исследователе гидро- и аэродинамики Сергее Чаплы гине гораздо больше, чем во многих других школах. Для них наука не близка. На гео графии вместе со сведениями о континентах, материках и океанах им увлекательно рас скажут о Николае Пржеваль ском, исследователе Сибири Владимире Обручеве, вели ком русском климатологе Александре Войкове. Этот национальный компонент превращает занятия по пред мету в уроки о вкладе России в мировую цивилизацию. Ню особое значение, есте ственно, отводится русскому языку и литературе. Посло вицы, поговорки, прибаутки, загадки, потешки, частушки, обрядовые песни — весь этот богатейший фольклорный материал не просто развле кает, но и приобщает к искон ной русской мудрости. Вряд ли кто возьмется спорить, что такие, выражаясь по-нынеш нему, слоганы, как: “Хочешь есть калачи — не сиди на печи” или “Грамоте учиться — вперед пригодится”, куда полезнее запомнить, чем ка кое-нибудь “Оттянись со вку сом!” А кого н е^л еч ет раз говор о... сне. Да-да, о снах героев русской классики. И опять же все в комплексе: и поверья, и сонники, и зашиф рованная в них философия, присущая нашему народу. — Мы с учениками соста вили словарь диалектных слов нашего села, — Раиса Васильевна с гордостью дос тает с полки увесистый том. — Некоторые местные слова настолько самобытны, что приезжие поначалу даже не мо 1 л^ понять. Действительно, попробуй догадайся, что “персюк” — это не таинственный фрукт, а поросенок, “хренчик” — это нарядный пиджак, “ведю- литься” означает плакать, а “седать” — кушать. Стержень народной куль туры — духовность, вера. Поэтому вполне естественно, что в школе отмечаются праздники Рождества, Масле ницы, на уроках русской культуры и словесности дети знакомятся с Библией, чита ют о Сергии Радонежском, Серафиме Саровском, Тихоне Ф О Т О АН А ТО ЛИ Я Е В С Т Р О П О В А ^ а , каникулы; главное, ребята, разум и воля, считает СУлег Золотарев; директор школы Раиса Черных; перемена по-русски._______________________ Задонском, Амвросии Оптин- ском. Эти подвижники для них опять-таки гораздо при влекательнее, чем накачан ные заокеанские “звезды” из телебоевиков. Не забыт и спорт. Для этих ^ебят лапта и салки не пустой звук, они любят и уме ют играть так, как играли их предки. — Это отличная подготов ка, — считает физрук Алек сандр Черных. — Благодаря ей мальчишки показывают отличные результаты и в тра диционных видах. Наши вос питанники постоянно завое вывают призовые места на областных и районных сорев нованиях по лыжам, легкой атлетике, волейболу и футбо лу. Если бы материальная база была получше, думаю, и российский уровень был бы нам по плечу. В коридоре школы нам встретился улыбчивый па рень с гитарой. Олег Золота рев вернулся после педуни- верситета работать в родной школе. Его предметы — био логия и география. — Сегодня последний урок в одиннадцатом классе, — объяснил он, — вот я и спел ребятам на прощание песню-напутствие о разуме и воле. Это ведь главные каче ства для человека. Стараюсь ребятам давать не сухую тео рию, а чтобы побольше кон кретных примеров. Если они поймут, какой вред наносят природе кучи пластикового мусора, то уже задумаются, бросать ли в лесу обертки от чипсов или бутылки из-под лимонада. Сейчас, кстати, Олег по ступил в аспирантуру. А теперь взгляд на эту школу, так сказать, со сторо ны. Впмчем, почегот со сто роны? Профессор Елецкого университета имени Бунина Евгений Петрович Белозерцев — автор концепции народ ности в образовании. — За десять лет, — гово рит он, — в Новодубовом ус пели многого добиться. Бла годаря педагогам, детям, поддержке главы админист рации района Михаила Ли- сова школа превратилась в настоящий культурно-обра зовательный центр. То же происходит и в других селах района. Кроме, собственно, образовательных, школа ус пешно решает и социально культурные вопросы, возвра щая всех селян к их исто кам. — Мы начали экспери мент в сложное время, — де лится своими мыслями на чальник районного отдела народного образования, кан дидат педагогических наук Любовь Черных. — Пионерс кая и комсомольская органи зации были уничтожены, нравственные ориентиры ут рачены. Так что опора на на родность была естественным выходом из кризиса, путем к спасению. Я тогда еще рабо тала директором новодубовс кой школы. Вместе с колле гами, особенно с Анатолием Березневым, установили связь с учеными из Ельца и Санкт-Петербурга, разработа ли оригинальные методики. Огромную помощь оказал нам профессор Белозерцев. Пло дом наших совместных уси лий стала монография “Идея и принцип народности в об разовании”. Наша задача — воспитать настоящего русско го человека, семьянина, не обывателя, а патриота. На за нятиях ученики погружают ся в народную жизнь, начи нают осознавать, в какой стране живут, какое богатство наследуют. Интерес к этому опыту проявили во многих районах и даже в Москве, Волгограде, Новгороде, Ле нинградской области. Ему посвящено несколько публи каций в педагогических жур налах. Но главное — у детей пробуждается искренний ин терес к своему, родному, к истории и культуре. При этом, разумеется, нет никако го национального высокоме рия. Напротив: в районе про шел цикл вечеров армянской, грузинской , украинской культуры. Приезжавшие на концерт представители ар мянской диаспоры из Липец ка и Воронежа даже просле зились, увидев, с каким чув ством читгпот русские школь ники стихи их поэтов. А ар мянские ребята замечатель но, с огоньком исполняли русские танцы. Вот такое уважительное отношение друг к другу — залог добро соседства. По-другому в наше время не прожить. Сергей МАЛЮКОВ, редактор отдела образования и культуры «Липецкой газеты». Хлевенский район. 30 июня 2004 Транспортная отрасль: пока колеса крутятся! (Окончание. Начало на 1-й стр.) Сохранен и льготный проезд для ветеранов труда. На воз мещение убытков, связанных со льготной перевозкой пасса жиров, в областном бюджете заложено 30 млн. рублей, что в два раза больше прошлогоднего. Средства направляются на ремонт зданий вокзалов станций Липецк и Грязи — они ста ли комфортабельными и удобными. Работа продолжается, но для ее завершения потребуется еще около 5^0 млн. рублей. Крупные тоедства вкладывает дорога в техническое пере вооружение. Только на капитальный ремонт и развитие путе вого хозяйства предприятий Е1лецкого отделения в текущем году направлено 145 миллионов рублей. — Сейчас подготовлен законопроект, вводящий такое по нятие, как локальная естественная монополия. Ряд функ ций по регулированию железнодорожЕп>1х перевозок, в том числе и в щ>игородном сообщении, будет отдан на места. Готова ли областная администрация к такому повороту? — Эксперимент по созданию совместных компании по при городным перевозкам уже идет. Он начался с Западно-Сибир ской магистрали, продолжился в Омске, на Алтае, в Кузбас се. Опыт свидетельствует: убытки от пригородных перевозок лягут теперь на областной бюджет. Сумма немалая: в 2004 году, по прогнозам, она составит 154 миллиона рублей. — Железнодорожников понять можно, ведь цена на би леты не покрывает фактической стоимости перевозок пас сажиров. Отсюда — перекрестное субсидирование, то есть прибылью от грузовых перевозок возмещать эти убытки. Хотя средства могли бы направить на техперевооружение и модернизацию. — Железнодорожный транспорт действительно несет ко лоссальную социальную нагрузку, перевозя пассажиров по та рифам ниже себестоимости. Однако, на наш взгляд, вопрос решать надо поэтапно, и возмещение убытков, в том числе и со стороны дороги, должно пока сохраняться. Возможно, на первом этапе есть смысл перейти от льгот ного проезда к адресной помощи льготным категориям граж дан. Тогда будет яснее картина по убыткам. Сегодня же их расчет ведется по непрозрачной, я бы сказал, методике. Кро ме того, вызывает большое опасение сужение оперативно-рас порядительных и финансовых полномочий Юго-Восточного филиа.ча, из-за чего в прошлом году в области не был решен вопрос по поставке полувагонов для перевозки продукции сель скохозяйственного назначения. Излишняя концентрация пол номочий в Москве неизбежно приведет к ущемлению интере сов регионов. — Прошло несколько выездных заседаний администра тивного Совета в Ельце, на которых вы не раз критиковали железнодорожников за недопоставку подвижного состава гру зоотправителям. Счет шел на тысячи полувагонов. Эконо мика несла огромные убытки. Этим летом Елецкое отделе ние обещало решить проблему. Однако почему так долго она решалась? — Да, особенно обострялась ситуация в летне-осенний пе риод по предприятиям с сезонным характером работы: сельс кохозяйственные, горнодобывающие, сахароперерабатываю щие. Мы остро реагировали на то, что дорога, решая свои задачи, не учитывала интересы мелких, по её меркам, клиен тов, хотя в экономике области они играют значимую роль. Те же елецкий “Россахизвестняк” или “Свободный сокол”. Мы неоднократно встречались с руководством управления ЮВЖД и Елецкого отделения. Последний разговор на эту тему с участием губернатора был в ноябре прошлого года. С прихо дом к руководству филиала Анатолия Володько взаимоотно шения стали выстраиваться в более позитивном русле. Как и с руководством Елецкого отделения дороги. Как обещал на последнем заседгшии административного Совета в Ельце НОД Алексей Миронов, в июле железнодорожники поставят точку в.многолетнем конфликте. Они вложили миллионы рублей в реконструкцию участка’и приобретение специальной маши ны, “Липчанка”. Теперь сами будут ремонтировать полуваго ны, появится их резерв, и дефицита подвижного состава не будет. Судя по результатам проделанной работы, заявленный план объема перевозок по “Горняку”, Ольшанскому, Рождественс кому и Хмелинецкому карьерам, а также цементному заводу уже выполнен. — Еще одна тема, которую нельзя обойти. В области дол го сохранялся бесплатный проезд. Люди отвыкли от штра фов, от билетов. Очевидны откровенные поборы на между городних автобусах. Собирая деньги, водители не дают пас сажирам билеты. Контроля на линиях нет, деньги не попа дают в автоколонны, а там стонут: не на что купить бензин, запчасти и т. д. Что, опять повышать цены на билеты? — За сутки автобусы, трамваи и троллейбусы области, об служивая около пятисот маршрутов, перевозят до одного мил лиона пассажиров. Несмотря на большую изношенность транс порта, коэффициент выпуска его на линии превышает средне российский показатель как по городским, так и междугород ним перевозкам. Нам удалось открыть движение и в те насе ленные пункты, куда раньше не ходили автобусы. Все это говорит о грамотной и слг 1 женной работе технических служб автотранспортных предприятий. Кроме того, на дорогах об ласти работают около 450 автобусов частных предпринимате лей. Теперь о «транспортном коммунизме». Он кончился. Но, переходя на платный проезд, муниципальные власти обязаны были продумать: как лучше организовать работу транспор та? Недостатков много. Надо возрождать службы контроле ров, ревизоров. От этого никуда не деться. Должна работать система свода законов и административных штрафов за нару шение проезда. Сейчас такой закон мы разрабатываем. Он будет регла ментировать все, что необходимо для качественного и эффек тивного обслуживания пассгжиров. Не забыты и частные вла дельцы. Их ответственность тоже прописана в этом законе. Мало иметь автобус - должна быть у водителя еще и соответ ствующая квалификация, высокая ответственность за техни ческое состояние машины. — Много споров идет о льготах и льготниках. В среднем из десяти вошедших в автобус пассажиров проезд оплачива ют 2-3 человека. Остальные едут, как они говорят, «не нару шая закон», который дал им право на бесплатный проезд. — То, о чем вы говорите, как раз и развалило транспорт ную отрасль. Сегодня 63 категории граждан по федеральному закону ездят бесплатно. Но льготы не подкреплены финансо выми средствами. Ими пользуются те же налоговые инспек торы, работники правоохранительных органов, сотрудники транспортных инспекций и т.д. Сотрудник того или иного ведомства не оплачивает проезд на том основании, что его министр в свое время «пробил» для него такое право в прави тельстве. Но тот же министр не защитил это право в финансо вых органах, чтобы компенсировать убытки, связанные со льготным проездом. Возмещают их транспортники, погашая 60 процентов этих потерь. Проблема остргш— растут цены на горючее, запчасти, надо платить зарплату водителям, а она не самая высокая в облас ти. Поэтому мы компенсируем убытки из областного бюдже та в размере 553 миллионов рублей... — Заметным событием в жизни области стало возрож дение воздушного сообщения. А ведь полеты прекратились в конце 80-х... — Да, с 20 мая у нас начались регулярные рейсы по мар шруту Липецк — Москва, а с 25 июня — в Сочи. Это действи тельно знаковое событие. Ведь гражданская авиация, как от расль, в России на грани исчезнования. Причем не по вине авиаторов на местах, а в результате существующей в стране политики. Но остаться без авиационного транспорта - значит не иметь будущего. Мы долго и тщательно готовились к от крытию воздушного сообщения. Образовали областное казен ное предприятие “Липецкий аэропорт”. Ведем сертификацию деятельности, чего прежде у нас не было. Это очень кропот ливая работа. Достаточно сказать, что за последнее время приняли семнадцать московских комиссий с проверкой на ших служб. — Безусловно, сократить время утомительной поездки — благо. Но цена билета не всем по карману. Будет ли востре бована наша авиация и кто будет погашать убытки авиато ров? — Учли и это обстоятельство. На открытие аэропорта при гласили руководителей предприятий, деловых людей. Для них это очень удобный вид транспорта. Знаю, многие из них до- бираются до Москвы на авто, потом теряют время в московс ких пробках. Все эти проблемы теперь снимаются. По своему опыту скажу, что, вылетев из Липецка в восемь часов утра, в десять я уже бьш на совещании в столице. Убежден, пассажиры привыкнут летать на самолетах. Ко нечно, какое-то время без убытков не обойтись, но их взял на себя областной бюджет. Новой компании нужно время, что бы раскрутиться. Пожелаем ей успехов. Беседовала Тамара ФЕДЮКИНА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz