Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ г а з е т а - 17 января 2004 г„ № 10 (22138) РЕТРОспектива «Многоуважаемый шкаф...» При всякой круглой дате тянет на воспоминания. Хочется оглянуться и расправить плечи: «А помнишь?» — «Помню...» При этом не обязательно в памяти всплывут первые заводские гудки, великие стройки и прочие «шаги саженьи». Вещи, обычные вещи, служившие нам десять, двадцать и пятьдесят лет назад, — именно они могут лучше всего рассказать, как мы жили, чего добились и к чему пришли... И, право, немного жаль, что с некоторыми верными друзьями мы расстались так поспешно, ничего еще не зная про ностальгию и будущие тревожные сны. Предлагаемый ниже материал — как раз о вещах. Про стых, как сама жизнь, как наша судьба, с этими приметами прошлого крепко связанная. Я напомню вам лишь о некото рых свидетелях дня вчерашнего, но хотелось бы, чтобы эта публикация стала началом неспешного разговора о нашей истории, так или иначе отраженной в предметах, ставших теперь реликвией. Жду ваших писем-воспоминаний, писем-размышлений, фотографий из «бабушкина альбома*. На конверте не забудьте проставить рубрику «Ретро...* Вести ее буду я, обозреватель «Липецкой газеты* Александр Косякин. Помните, у Чехова в «Вишневом саде*: «Многоуважаемый шкаф1*? На Западе принято легко расставаться с вещами. Там прямо возле сво их домов выставляют надоевшие столы, стулья, этажерки. И только мы отчего-то мучительно долго прощаемся со ста рым барахлом. Тетка моей матери, старуха из деревни, уже на смертном одре, никак не могла успокоиться: куда-то запропастился старый, ещё «дровяной*, утюг. И не гладила она им уже лет пятьдесят, и обычный электрический был в доме, но, видно, с тем, ржавым бокастым, было связано что-то в прошлой жизни. У меня самого в гараже хранится сломанный пате фон, керосиновая лампа, коромысло с заклепками на «пле чах*, обычная скалка и даже прялка. Я не знаю, зачем мне все это, но я знаю, что ЭТО МНЕ НАДО! Вот круглый развинченный стол. Он стар и прихрамыва ет на одну ногу. На нем обычно стоит ваза с цветами. Но как только в дом приходят гости, стол превращается в хозяина, в господина. Его бережно несут в центр комнаты, у него раз двигают крышку и подкладывают ему под ножки газеты. Потом его накрывают хрустящей скатертью, и на ней сразу появляется тесная компания бутылок и всего, что к ним по лагается. А после, когда все будет разрушено и сметено с тарелок, на убранном поле можно раскладывать пасьянс или играть в лото. А ведь в старые времена висел над столом еще и абажур — совершенно потрясающая домашняя вещь! Под таким абажуром хорошо было пить чай с вишневым варень ем и вспоминать былое. Сегодня принято принимать гостей за журнальным сто ликом. Или за выкатным, на смешных таких колесиках. Есть тяга к «шведским столам* — с русской прибауточкой: «Стоя больше влезет...* Но общаться все'же лучше, удобно отки нувшись на спинку стула, слегка приобняв сидящую рядом женщину. Или вот еще воспоминание. Мороз. Подсвеченные из-за облаков солнцем сугробы кажутся розовыми. Заваленные до окон снегом дома попыхивают-постреливают своими труба ми. Зимний пейзаж глубинной России нельзя представить без этих дымов, столбами поднимающихся к небу. Печка была и все еще остается самым древним, самым романтичным изоб ретением человека. И — самым универсальным. В печи пе кут всякую еду, на печи греются, спят и дечатся от простуд. Даже моются — настелят на доски хреновых лист|(ев и — вперед ногами! Однако начиная с конца прошлого века печь постепенно и повсеместно начала сдавать свои позиции. Вме сто треска и огня за железной дверцей в домах теперь бес шумный голубой огонек... Если б досидел в своей келье до наших дней летописец Богородицкого монастыря иеромонах Геронтий, вывело бы его гусиное перо: «В год 1995-й от Рождества Христова сде лалось в обители тепло изрядно...* — и, бросив взгляд на бесполезные, сваленные еще год назад в углу березовые чу рочки, дописал бы: «И причиной тому был природный газ...* В 2003 году уровень газификации в Липецкой области достиг 92,3 процента в городах и рабочих поселках и 84 про центов на селе. По этому показателю Липецкая область за нимает одно из ведущих мест в стране. Как говорится, есть чем гордиться! А печи всё же жаль... Александр КОСЯКИН . «Счастьезаспиной ^ Премьера Х О Д И Т . . . Егоневидать...» Хорошая идея. Достойно ее воплощение. Замечу: идея ну никак не лежала на поверхности. Конечно, объединить можно, в принципе, что угодно. К примеру, две одноактные пьесы А.П. Чехова, чье творчество — предмет особого, постоянного интереса руководителя Липецкого академического театра имени Л .Н . Толстого Владимира Пахомова. Но он не только привел драму «Татьяна Репина* и драматический этюд «На большой дороге* к «общему знаменателю», безошибочно точно назвав спектакль «Ро ковые женщины*, В. Пахо мов — очень успешно, убе дительно — вывел эти пьесы из бытового измерения, из ситуаций, в общем-то, типич ных для Чехова как их на блюдателя, свидетеля. Ре жиссер нашел в «Татьяне Репиной* и «На большой до роге* нечто мистериальное, трансцендёнтноц^'ирыми ело- . вами — пребывающее за пре делами обыденного, житейс кого опыта. То ли явь, то ли сон, то ли реальность, то ли галлю цинации... Скорее — и то, и другое, и третье. Не сказать, чтобы вперемешку, так, что и не разобрать, где что. На оборот, конструкция спек такля легко, очевидно «раз бирается*. У него — четкие полюса: высокое и низкое, светское и религиозное, лю бовь и предательство любви, обряд венчания и убогий при дорожный кабак. Да, полю са, но отнюдь не в чистом виде. Церковное торжество постоянно прерывается со всем не к месту суетой сует; укрывшиеся от непогоды в кабаке оказываются по-хри стиански милостивы по отно шению к барину-пропойце. И все это подано как густое, терпкое жизненное «варево», которое еще надо решиться испробовать. Ибо оно столь же притягивает, сколь и от талкивает. Персонажи новой работы В. Пахомова, в принципе, вполне обыкновенные, у них — свои, частные, микропроб лемы, вырастающие, однако, по ходу действия в пробле мы достаточно масштабные. Обе чеховские пьесы объе динены, опять же, двумя об стоятельствами. Основных героев (не знаю, правда, на сколько применимо в данном случае слово «герой») и тут. и там играет Сергей Денисов. Вначале он — жених, затем — напрочь покинутый, опу стившийся муж-барин-горь- кий пьяница. Другое, еще более важное оостоятельство — уже зависящее, прежде всего, от театра, а не от авто ра: роковые женщины — это плод воображения жениха и спившегося помещика Бор цова. Самоубийца Репина, за которой прежде ухаживал Петр Сабинин (С. Денисов) и появление которой чудится . ему В 9 _вре?д9 ев ооб)аэ„ .ф'а'11УЖ.„пр;й#№ «дамьг в чертом*.' Но под конец первой драмы он ма териализуется совершенно определенным, хоть и совсем иным, персонажем. Тоже, по иронии судьбы, «дамой в чер ном* (Елена Оленина), вкрат це рассказывающей свою го рестную историю и клеймя щей позором всех мужчин. В этюде «На большой до роге* Мария Егоровна, жена Борцова (вновь Е. Оленина), напротив, как будто бы из начально присутствует среди действующих лиц. Но тако вое реальное присутствие для В. Пахомова — номинально. Оно — лишь удачно, умест но подвернувшийся, фанта зийно-фантастический повод, чтобы, повторюсь, вывести скромный жанрово-бытовой этюд за пределы жанра и быта. «На большой дороге», эта трансформация для сце ны чеховского рассказа «Осе нью* (1880 г.) и своеобраз ная предтеча горьковского шедевра «На дне», в липец кой версии напоминает, бли же к финалу, светлый, иде альный сон-видение напив- шегося-таки Борцова, опус тившегося на дно жизни пос ле того, как его бросила жена. Мария Егоровна, которая вынужденно путешествует по хлябям, входит заполночь в кабак, (у неё сломалась ка рета), прямо-таки настоящей невестой. Белое платье, белая фата-вуаль — точно со свадь бы или на свадьбу. При по явлении Борцовой и ее куче ра (Хурам Касымов) и без того неторопливое течение этюда замедляется. Слова новоприбывших тянутся, жесты Марии Егоровны по чти марионеточны. Вместо ружья, к!оторое обязательно, по-чеховски, должно быть пущено в ход, бродяга-вор Мерик (Виктор Соболев) взмахивает, «целясь* в Бор цову, топором. Он сам «по страдал через женщин», а потому,резюмирует:, « . . ;от , бабья.йарада;д;р'ац'^а‘е1('.ё.()'л^^^ ше, чем от болезней.:; * "(Еще” две фразы Мерика обозначи ли заголовок этих заметок). История постановок этих двух маленьких пьес совсем невелика. К примеру, «Тать яна Репина», наряду с рас сказом Чехова «Тяжелые люди», экранизирована име нитейшей Кирой Муратовой — ее фильм «Чеховские мо тивы* вышел год с неболь шим назад. «Растянутая на полсеанса сцена вызывает знакомый бунюэлевский эф фект клаустрофобии: зрите ли, как и экранные персона жи, хотят покинуть помеще ние, но не могут, загипноти зированные диковинным ри туалом», — читаем по пово ду кинокартины в одном из журналов. Спектакль же, что характерно , заставляет вспомнить отнюдь не К. Му ратову и Л. Бунюэля, а ... М. Зощенко, его «Голубую кни гу», предисловие к разделу «Любовь»: «Но вот о любви будут пролиты особые и гор чайшие слезы. И когда мы попрощаемся с этим чув ством, перед нами, наверно, весь мир померкнет в своем величии, и он покажется нам пустым, холодным и малоин тересным*. Добавить к сказанному Михаилом Михайловичем можно немногое. Похоже, тема рока-любви, любви, практически равной року, и рока, прежде всего понятого как любовь, тема в самых разнопланово-странных ее проявлениях становится чуть ли не стержневой в текущем репертуаре Липецкого акаде мического театра. «Куколь ный дом», «Кабаласвятош», «Две свадьбы», «Молодые люди», «Аделаида* — всю ду присутствуют ее вариа ции, всюду в той или иной степени роковые женщины и «страдающие* от них муж чины. Вместе с тем новейшая премьера нашего театра в этом неожидаднр логичном, ^Йоследовательййм; ряду йвйо “ ■выделяется. В Сйлуо^ьтя Йы' «особости», тщательного «ка чества выделки*. И театр — не цирк, и «Роковые женщи ны* — не водевиль: весомо, грубо, зримо ощущаешь, сколько труда вложено в ре петиции, в создание полифо нии, архитектоники спектак ля. Тщательно, подлинно подобраны костюмы, парики, грим (запоминаются, допус тим, метафорически-мерт- венные лица жениха и неве сты в первой пьесе. Голоса персонажей, чтобы лучше их слышать, подзвучены, усиле ны тремя микрофонами. Бе- зрторизненны музыкальная (Василий Пчелкин) и свето вая (Галина Салищева) партитуры спектакля. Его оформление (художники — Ольга Твардовская и Влади мир Макушенко) «покоится* на двух деталях, чуть накло- ненно, не совсем основатель но расположенных в центре сценического пространства и напоминающих (в «Татьяне Репиной* уж точно) столпы. Они — тоже знаки рока, зна ки непрочности, нетвердости, переменчивости человечес кой судьбы. Наконец, в спек такле задействована практи чески вся труппа вместе с липецкими первокурсниками РАТИ-ГИТИСа. Константин КЛЮ Т КИН . Фото Николая ЧЕРКАСОВА. Заметки горожанки Дискриминация по месту жительства Однажды подруга задержалась у меня в гостях и попросила вызвать такси. Звоню, говорю — такая-то улица, такое-то общежитие. Тут диспетчер прерывает меня: «Из общежитий вызовы не принимаем!» — и бросает трубку. Пришлось опять набирать тот же номер и втолковывать, что вызываю-то я из «нормального» дома, из собственной квартиры. Подруга потом поинтересо валась у молоденького водите ля, чем же вызвана такая «диск риминация по месту житель ства». Не задумываясь, он отве тил: «Да в общежитиях живут не приличные люди». Честно гово ря, я ему не завидую: всю доро гу пассажирка воспитывала его, растолковывая, что немало «не приличных людей» обретается и в так называемых «элитных» до мах. А в «общагах» есть народ и во всех отношениях достойный. Видимо, парня проняло: в конце поездки он долго извинялся и даже взял на червонец меньше. «Это, говорит, моя вам личная скидка, не обижайтесь». В общежитиях живет не сколько моих подруг. Все с выс шим образованием, с достаточ но престижной работой. Вот только зарплата не та, чтобы накопить и приобрести кварти ру. И что вы думаете? В той или иной степени все они испыты вают комплекс неполноценнос ти. Потому как общественное мнение сегодня чаще всего со впадает с точкой зрения таксис тов. Сейчас любят упрекать со ветскую власть в том, что при ней была «уравниловка в нище те». Но при той уравниловке не было стыдно жить в коммуналке или общаге и стоять в очереди на квартиру. И человека оцени вали не по тем материальным благам, которыми он обладает, не по месту прописки. Это те перь появились понятия «пре стижный район», «престижный дом», «престижная планировка». Кто спорит, панельные пяти этажки не сильно украшают наш город. Но когда они строились — быстро и дешево, советская власть весьма эффективно ре шала пресловутую «жилищную проблему». Расселялись комму налки, освобождались общежи тия... Помните, как нам обеща ли, что к двухтысячному году проблемы с жильем как таковой просто не будет? Возможно, ее бы и не было, не рвани мы экст ренно в «дикий» капитализм. Те перь, конечно, простор для «ар хитекторско го воображения». Каких только «пряничных доми ков» ни появляется в Липецке! То башенка на крыше ни к селу, ни к городу, то арка «в никуда», то какие-то «набалдашники» вмес то крыш. Ну, конечно, это мое личное мнение. Кто-нибудь, воз можно, считает, что вся эта пес трота, безликая эклектика дела ют Липецк прямо-таки европей ским. Речь-то не об этом, а о том, сколько стоит квартирка в таком доме. И кому под силу ее купить. И еще один вопрос: а почему строят именно такие дома? «Отцы города», строители и архитекторы боятся, что затра- пезность «хрущевок» обезобра зит лицо областного центра? Так стройте их в глубине микрорай онов, чтоб не на улицу фасадом. Но нет! В глубине, в зеленых дворах, «вдали от шума городс кого», предпочитают возводить именно элитные дома. Посколь ку за такое местоположение можно подороже взять. Ладно, смиримся и с этим. Закроем глаза на то, что бунту ют жители соседних домов, на то, что вырубаются деревья, уре зается пространство для прогу лок с детьми. Но когда за счет этого «подороже» начнется ак тивное строительство «жилья для бедных»? Не ипотечное, требу ющее отнюдь немаленького се мейного бюджета и приличных сбережений даже для первого взноса, а именно бесплатное! Чтобы у людей все-таки появи лась перспектива выбраться из общаг и подгнившего частного сектора. Кстати, еще одна моя подруга как-то призналась: «Хо чется родить ребенка, — а какая женщина не хочет? Но я слиш ком долго наблюдаю малышей, растущих в «общаге». Своему я такой доли не пожелаю...» И мы при этом еще что-то говорим о решении демографической про блемы! Многие помнят фразу знаме ни то го бул га ко вс ко го героя: «Люди как люди, только квартир ный вопрос их испортил». Бог мой, когда это было написано, а до сих пор какие человеческие драмы и трагедии разыгрывают ся из-за нехватки квадратных метров! Слушаешь рассказы зна комых, читателей и понимаешь: выхода нет. Да и рассказывают- то они без всякой надежды на помощь, а просто так — чтоб душу излить. Вот вам история, которую я узнала буквально на днях. Еще достаточно молодая женщина меняет мужей как перчатки. Ве роятно, это можно объяснить ее страстью к горячительным на питкам . Очередной муж эту страсть вполне разделяет. Сами можете представить себе по следствия: разборки, скандалы, побои. Но есть еще сын семнад цати лет от первого брака. А квартирка-то — однокомнатная «хрущевка». Какой тут «медовый месяц» у мамы? И— какая учеба у сына? И вот родительница предлагает парню выметаться, дескать, мешаешь, не нужен. По закону она его выписать не мо жет. Но парню-то каково жить? Кем и каким он вырастет, если старается вечерами уйти из дома и бродит по улицам до глубокой ночи, пока старшее поколение не заснет? Мне возразят: это патологи ческая ситуация, зачем на нее ориентироваться? А кто знает количество таких семей, с позво ления сказать, в нашем городе? Кто подсчитал, сколько сломано человеческих судеб? Я на про тяжение многих лет знала друж ную любящую семью. Одна была беда: и дети, и родители юти лись в одной комнатушке. В ре зультате муж ушел. По-моему, оправдывать такое предатель ство нельзя. Но объяснить мож но: ну сколько лет молодой муж чина может спать с женой на полу рядом с уже подросшими детьми? А до каких пор разно полым детям можно спать на одной кровати? Кто-нибудь из специалистов знает ответы на это? Впрочем, что толку в отве тах, если квартирный вопрос фактически не решается. Меж ду прочим, этой паре отказали в ипотеке, поскольку их суммар ный семейный бюджет не дос тигал необходимого уровня. Ну что тут еще можно доба вить? «Приличные люди» имеют квартиры в двух уровнях и в элитных домах. И неважно, где и как они добыли деньги на эти квартиры. Наверное, по-разно му. Но почему менее предпри имчивые, или консервативные, или более преданные своей «бюджетной» профессии, кото рая дает копейки, должны непре менно страдать? Чем они хуже? Взять бы да подсчитать, сколь ко у нас «тех» и «других». И при этом еще не забыть, что «при личные» нередко имеют не по одной квартире... ОсЬициально Постановление внеочередной девя тнадца той сессии Липецкого областного Совета д е п у т а т о в тре т ье го созыва № 442-пс о т 14.01.2004 г. о проекте закона Липецкой области «о внесении дополнения вЗакон Липецкой области «Обобластном бюджете на 2004 год» Рассмотрев принятый в первом чтении проект закона Липецкой области «О внесении дополнения в Закон Липецкой области «Об областном бюджете на 2004 год», руководствуясь статьей 30 Устава Липецкой области Российской Федерации, на основании статьи 152 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год» и учи тывая решение комитета по экономике, областной Совет депутатов постановляет: 1. Принять Закон Липецкой области «О внесении дополнения в Закон Липецкой области «Об областном бюджете на 2004 год». 2. Направить настоящий Закон главе администрации области для подписания и официального опубликования. 3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его приня тия. Председатель областного Совета депутатов А. САВЕНКОВ. ЗАКОН Л И П Е Ц К О Й ОБЛАСТИ О внесении дополнения вЗакон Липецкой области «Об областном бюджете на 2004 год» Статья 1. Внести в Закон Липецкой области от 08.12.2003 г. № 86 -03 «Об областном бюджете на 2004 год» следующее допол нение: Дополнить статью 2 абзацем 5 следующего содержания: «Пре доставить право администрации области осуществлять размеще ние временно свободных остатков бюджетных средств на депозитах в коммерческих банках в соответствии с нормами действующего законодательства.». Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его офици ального опубликования. Глава администрации области О . КОРОЛЕВ . г. Липецк, 15 января 2006 г., № 96-03 . Спорт Баскетбол вперчатках Необычный матч прошел на днях в спортзале липецкого лицея № 44. Баскетбольной сборной лицеистов противостоял основной состав БК «Липецк», выступающий в первой лиге чемпионата Рос сии. А чтобы уравнять шансы соперников, «профи» играли, надев на руки... перчатки для рукопашного боя. Несмотря на боевые атрибуты, матч прошел в дружеской обста новке. Так же, как и предшествовавшая ему встреча в актовом зале лицея, в ходе которой спортсмены рассказали о своем житье-бытье и поделились некоторыми секретами мастерства. Остается добавить, что организовал встречу активист-обществен ник Владимир Мальгин, для которого подобное мероприятие не в новинку. Месяцем раньше Владимир Алексеевич провел встречу иг роков волейбольного клуба «Стинол» с учащимися средней школы № 55. Фото Анатолия ЕВСТРОПОВА. ^ Л 17 я н в ар я , с уб б о та Ф X Старый стиль — 4 января Восход: 8.48 Заход: 16.31 Долгота дня: 07.43 . Луна Ст:1!ельрт 1а1 Ф Л и с т ки православно го кал енд аря Православная церковь почитает сегодня память преподобного . , I Феоктиста и мученика Афанасия. ^ 1 1 Собор 70-ти апостолов и окончание Рождественских Святок. ■ ■ ■ Феоктистов день. Небо чистое, с полной луной — к сильному половодью. Д а ты 1765 год — помещикам разрешено ссылать крестьян на каторжные работы в Сибирь. 1920 год— в СССР официально отменена смертная казнь. 1972 год—введен новый Всесоюзный физкультурный комплекс «Го тов к труду и обороне СССР» (ГТО). Аф ори зм дня Пристрастность не исключает правоты. Гнев — плохой советчик, но какой проницательный аналитик! Кароль ИЖИКОВСКИЙ, польский писатель. З а в тр а к с улыбкой Чемпионат по футболу между двумя командами животных - ких и сухопутных. В конце г морс- ё матча счет 0:0. Тогда арбитр назначает се рию пенальти. Кит — капитан команды морских — назначает вратарем Осьминога, однако со счетом 5:0 побеждают сухопутные. Кит наезжает на Осьминога: — Как ты мог пропустить столько голов? У тебя ведь целых 8 щупа лец! —Ага, а что я мог сделать, если у них нападающий —Сороконожка? Календарь наш их им енин Сегодня именины у Афанасия, Феоктиста, Антона, Артема, Марка, Родиона, Трофима. Поздравляем! П р о гно з погоды Завтра облачно с прояснениями, ночью местами, днем повсемест но небольшой снег. Ветер южный, 6-11 м/сек. Температура воздуха ночью 1-6 градусов мороза, днём от -4 до -М. По данным химлаборатории Липецкого гидрометеоцентра, в про- дшие сутки в районе завода «Свободный сокол» и улицы Титова от- ше ( мечалось превышение предельно допустимой концентрации по серо водороду в 1,5 раза. Радиационный фон в Липецке составил 9 микрорентген в час. Э п и гр ам м а недели Н овы е святочны е гадания Старо гадать про женихов на Святки, Кидая драный тапок за порожек. Узнать полезней, а какой там шельме В казенный дом нести придется взятки. Насколько завтра будет хлеб дороже, А все слова политиков — дешевле. ПААТА ВАМ рВКОМ&НЛУЮ /ИЕгОНИХОТЕУГиСОВ | У д л Ь Л Л А Р , В ‘ ^ . I I I И . НЕВЕРОВ . & оэ О Елена БРЕДИС . Внимание! Конкурс! УПРАВЛЕНИЕ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ приглашает к участию в открытом конкурсе на обеспечение ежедневным трехразовым питанием специального контин гента, находящегося в изоляторах временного содержания и приемниках-распределителях согласно норме, установ ленной постановлением Правительства Российской Феде рации от 8 июля 1997 года № 833, на 2004 год. Ориентировочное количество питающихся — 100 чело век в сутки. Источник финансирования: областной бюджет. Конкурсная документация предоставляется по адресу: 398600, г. Липецк, ул. Интернациональная, 35 б, кабинет № 11, т.: 71-56-41, 71-53-10 — после подачи заявки на участие в от крытом конкурсе. Дата окончания приема заявки: 2 марта 2004 г., 18.00. Место вскрытия заявок: УВД Липецкой области, ул. Ин тернациональная, 35, малый зал. Дата и время вскрытия заявок: 3 марта 2004 г. в 14.30. »
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz