Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
17 января 2004 г., № 10 (22138) ЛИПЕЦКАЯ г а з е т а •в 1ч ^Восточный календарь Маленький Вьетнам, или Яблоневый цвет в новогоднюю ночь Поистине, мы любим праздники. Даже Новый год отмечаем дважды, в том числе по старому стилю. А впереди еще Новый год по восточному календарю. Большинство россиян почему-то встречает его под бой кремлевских курантов, но на самом деле он наступает лишь в ночь с 21 на 22 января. Его в нашей многонациональной стране встречает каждый приверженец буддистской веры — и бурят, и монгол, и друг степей калмык. Представители этих народов в центре Черноземья практически не проживают. Зато в Липецке есть другие носители восточных культурных традиций — вьетнамцы. С ними и решила пообщаться в канун их Нового года, расспросить о том, чему они радуются или огорчаются, как готовятся к праздникам, как живется им в России? Тоска по родине, оказывается, — черта, присущая не толь ко русским, живущим вдали от родных пенат. Вьетнамцы в этом от нас не отличаются, достаточно взглянуть на ангар, в котором расположено их место работы — своеобразный веще вой мини-рынок под названием «Вьетнам». Перешагнешь че рез порог, и будто бы и впрямь попадаешь в другую страну: небольшого росточка восточнрликие люди, чужестранная речь и тихая, мелодичная, будто из стен льющаяся, музыка. Та кую можно услышать разве что на сеансб 1 х медитации. В отсутствие председателя общины с адаптированным на русский лад именем Леша мое желание побеседовать было встречено с удивлением и несколько настороженно; — Журналисты к нам еще не обращались, — вежливо объяснил заместитель председателя обшины Та Куок Вьет, — мы не привыкли к такому интересу. Но я рад, что вам хочется о нас больше узнать. К русским мы относимся очень хорошо. Биография многих липецких вьетнамцев схожа. 15 лет назад вместе с другими своими соотечественниками, едва достигшими совершеннолетия, они приехали в Липецк ра ботать по контракту. Юноши трудились на тоакторном заво де, девушки — на швейной фабрике. В 80-е годы нашим предприятиям требовались рабочие руки. Жители Индоки тая без отрыва от производства получали специальности фре зеровщика, токаря, слесаря, швеи. Квартировали в общежи тии для иностранцев. Тогда во Вьетнаме жилось трудно, надо было помочь родителям, младшим братьям и сестрам. В 89-м число трудовых мигрантов из этой маленькой страны дости гало 1000 человек. Сегодня их осталось около 150. В пери од реформ, когда предприятиям стало трудно и иностранные рабочие стали не нужны, большинство из них вернулось на родину. А те немногие, которые за многие годы привыкли к нашей стране, так и осели здесь. Чтобы как-то выжить, они, как и многие россияне, занялись челночным бизнесом. Та Куок Вьет, Нгуен Тхай Шон, Нгуен Динь Хай — не многие из вьетнамцев, которые практически свободно владе ют русским языком. Поэтому, несмотря на царящее в общи не равноправие (своеобразный коммунизм), они здесь — не формальные лидеры. К ним остальные обращаются за сове том, а если надо, то и за защитой. Дисциплина важна в любом деле, за ней здесь следит председатель — Леша, кото рый в этот день был в отъезде. А в целом отношения между собой в общине — товарищеские, даже братские. Вьет женился на вьетнамке, за которой ездил в Тгшбов (там девушка работала на какой-то фабрике). У них двое детей-школь- ников, которые русский язык знают лучше родного и поэтому успешнр„ууахся.,.дрдь трудолд}§и|р,ер;уь у кого поу^щ;^;С^|. , , Шон д^.Хай дпрйве]|глИдСудёствдющее в обществе убеж дение,,нТОхВЬв'шамцы, не встййадат’-в.брак с рооёияй^й. Оба женаты на русских: Шон — на коренной липчанке, Хай — на русской переселенке из Казахстана, и у него уже двое детей. Оба довольны семейной жизнью. Разногласий, по их словам, в семьях никаких. Уклад сложился что надо: жены работают, но мужчины — основные добытчики. Пищу гото вят по очереди, женщины — блюда русской кухни, мужчи ны занимаются самобытной вьетнамской и, к слову, рис пред почитают не вьетнамский, а краснодарский. К российским холодам выходцы из Южной Азии при выкли на удивление быстро. Наверное, помогли молодой, здоровый организм и любопытство, азарт. — Мы знали, что едем в северную страну, — с улыбкой говорит Шон, — но нас это не пугало. С нетерпением ждали первого снега, ведь мы его видели только в кино. Я до сих пор люблю снег, полюбил настоящую русскую зиму. Говорит Вьет: — Трудностей мы не замечали. Нам все было интересно. Наши родители пережили страшную войну и с благодарнос тью вспоминают, что выжить в ней, пройдя через страдания, победить американскую военщину нам удалось благодаря поддержке русских. Родители и в нас воспитали любовь к русскому народу. Страна многие годы оставалась разорен ной и бедной. И мы приехали работать на Липецкий трак торный завод, чтобы помочь родителям. А Хай все время вспоминал, как нелегко ему давалась русская речь и как терпеливо, не считаясь со временем, его учила русская учительница. Слущала я молодых вьетнамцев и невольно думала: а наши-то дети не все так чтут и знают отечественную исто рию. И к учителям, да что уж там, к родителям далеко не все относятся с уважением. Несмотря на трудности, вьетнамцы не жалуются, не хны чут. Лишь однажды один из них обмолвился, что не удается получить российское гражданство, отсюда проблема с при обретением жилья, с переездами по разным нуждам. Кста ти, никто из них не имеет ни квартиры, ни дома и почти никто не может себе позволить съездить на родину, пови даться с родителями. Ведь только проезд в один конец обхо дится в 30 тысяч рублей. Поэтому многие шлют деньги пере водом. Налоги в казну они платят аккуратно. Челночный бизнес сегодня — дело не очень прибыльное, товар, можно сказать, социальный — для самых бедных липчан, которые не могут одеваться в солидных магазинах. . Что удивляет, так это всегда их хорошее настроение. Во сточные люди на многие вещи и явления смотрят философс ки и умеют радоваться жизни. Наверное, поэтому у них та кие улыбчивые, открытые лица. В характере этого народа вековая мудрость гармонично уживается с доверчивостью. В помещении рынка стоит нарядная новогодняя елка — по русскому обычаю. Но восточный Новый год, год Обезья ны, они будут встречать и по-своему. В каждом доме на их родине в это время украшают изваяние Будды цветами и ветками персика, дарят друг другу игрушечных обезьянок для счастья и достатка. Готовят рисовые блинчики, бамбу ковый суп, рыбу и мясо. Поскольку у нас, в северных широтах, персики не растут, они находят другой выход. Заранее высаживают в цветоч ный горшочек веточки российской яблони, которые к 21 ян варя расцветают. Яблоневый цвет, говорят, держится дней пять. Им они украшают жилье и то место, где будет празд ник. Бамбуковый суп тоже сварят, правда, из сушеного рас тения, рисовые блинчики тоже не проблема, а вот будут ли пить русскую водку, не сказали... Ольга БОЧКОВА . Ф ото Анастасии М ЕНЬШ И КО ВО Й . Актуально! Чародеинановыйлад Именно они сегодня вершат судьбами больных людей Редакция «ЛГ» продолжает разговор о нетрадиционной медицине и ее влиянии на людей, начатый в прошлом году. Дискуссия на злободневную тему вызвала у читателей газеты большой интерес. Одни терпимо относятся к многочисленным экстрасенсам, магам, гадалкам и ворожеям, другие напрочь отвергают их и требуют оградить от их сомнительных услуг. Сегодня к разговору подключается врач- психиатр, психотерапевт, нарколог, заведующий отделением неврозов областной психоневрологической больницы № 1, кандидат медицинских наук Борис ФЕДОРОВ. Кто из нас не мечтает о чуде: поймать золотую рыб ку или найти волшебную па лочку, огрести баснословный выигрыш в лотерею или по лучить миллион, вложив все го тысячу... Эти детские меч ты многих отрывают от ре- гшьности и уносят в облака. Вот тут-то в заоблачном ту мане нас нередко и подстере гают горькие разочарования. Наше неистребимое стремле ние мгновенного обогаще ния, исцеления, овладения силами природы и духа уме ло используют в своих инте ресах шарлатаны от медици ны, псевдолекари и целите ли всех мастей. За соответ ствующую плату они обеща ют выполнить самое сокро венное желание, помочь в любой беде. Однако как толь ко они получают деньги, тут 'же: как'правило, исчезают.^ Но вместо того, чтобы из от-* кровенного обмана извлечь поучительный урок, нередко мы бросаемся в «объятия» нового «целителя». Почему? Вот уже около двадцати лет большинство россиян живет в условиях кризиса, ожиданий и разочарований. Длительное напряжение в обществе провоцирует у лю дей психические расстрой ства. А им, как подтвержда ет медицинская практика, сопутствует рост мистифика ции, суеверий, социальной дезадаптации. Какая же пси хика выдержит несколько сильнейших стрессов подряд; смену общественного строя и нравственных ценностей, об нищание и развал государ ства, постоянный страх за будущее?.. Хроническая деп рессия накладывается на бо лезнетворные привычки, ска жем, склонность заливать стресс алкоголем. И народ повалил к вра чам лечить нервы, сердце, желудок. Но поскольку не дуги с психической основой излечиваются долго и тяже ло, недовольные пациенты рьяно критикуют медиков за бессилие и непрофессиона лизм. И многие отправляют ся к экстрасенсам, колдунам, гадалкам... Такова природа нашей тяги к чудесам и ча родеям. Помимо того у нас твер до прижилась привычка по болеть, похворать, так ска зать, в свое удовольствие. По малейшему поводу мы бе жим к врачу, жалуемся на все, что болит и не болит, а порой откровенно идем, что бы лишь поговорить с хоро шим человеком, так сказать, о сложностях жизни. Это «пристрастие» мы настойчи во храним и развиваем, пре вращая его в очередную на циональную традицию. Тут уж не до выбора, годятся подвернувшиеся знахари и целители, лишь бы участли во разделили нашу беду и *дали надежду на исцеление. ' • К слову сказать, долго магов и колдунов искать не надо. Достаточно открыть страницы объявлений мно гих газет. От предложений буквально глаза разбегают ся. Кто-то снимает сглаз и порчу, кто-то обеспечит успех в бизнесе и личной жизни или в один момент излечит от любого недуга... Как тут устоять от заманчивой «пер спективы»? Из всего этого напраши вается вывод: во-первых, люди идут к знахарям и це лителям потому, что не до веряют врачам. Во-вторых, на консультацию к психиат ру в момент депрессии чело века ничем не загонишь. «Вы что меня в сумасшедшие за- вать труд. Оскорбительно низкая зарплата, которую медработники получают се годня, отучает человека доб росовестно работать, полно стью отдаваться делу. Не по могут тут взывания к совес ти, долгу , благородству. Даже ссылки на исключи тельность врачебной профес сии не действуют. Ведь если профессия исключительная, то и оплата за нее должна быть соответствующей. Счи таю, что если данная прак тика не изменится, то меди ки станут работать еще хуже и недовольство медициной будет нарастать как снежный ком. Такая обстановка — бла- писываете!». — возмущают ся многие и выбирают ... га далку. В итоге «нетрадици онная» медицина по всем фронтам теснит традицион ную, и, надо признать, пос ледняя этому вяло противо действует. Как заставить врача рабо тать с полной отдачей? Ка жется, все тут ясно. Надо со здать ему соответствующие условия и достойно оплачи- годатныи рай для шарлата нов и проходимцев. Уже се годня эти псевдолекари обес печивают себе безбедную ЖйВйь- Многие из них име-• ют"свои офисы, штаты п о - ' мощников, банки данных, рекламируют себя, словно звезды шоу-бизнеса. Бизнес на здоровье людей оказался в России востребованным и очень выгодным. Неудиви тельно, что одновременно с этим страну захлестнул по ток фальсифицированных лекарств, что также подры вает авторитет научной фар макологии, да и отечествен ной медицины в целом. Не могу умолчать и о та ком важном моменте. Наши СМИ в бедах здравоохране ния чаще всего винят толь ко медиков, забывая о том, что лечение — процесс дву сторонний, в котором задей ствованы с одной стороны — врач и с другой — пациент. Без желания и усилий паци ента вылечиться любой док тор бессилен хоть что-то сде лать. Но пациенты порой буквально измываются над врачами и медсестрами! Сплошь и рядом они не вы полняют врачебные предпи сания, таблетки выбрасыва ют, нарушают больничный режим, в открытую занима ются самолечением. Согласи тесь, такие явления нынче — не редкость. Но об этом, как правило, умалчивают и прес са, и чиновники. В кризис ном обществе ни одна сфера не может находиться вне кризиса. Так что природа нынешних медицинских про блем выходит далеко за рам ки самой системы здравоох ранения. Возьмем , к примеру , нашу психиатрическую службу. Она является един ственным медицинским на правлением, оставшимся за пределами финансирования фондом обязательного меди цинского страхования. От этого больницы психоневро логического профиля медлен но разваливаются, выглядят сегодня как сиротские при юты. А ведь эта служба, как я уже говорил, очень востре- ; бована: в психиатрической ' помощи тОДьКо'в йаЩ'ей об ласти нуждаются около 41 тысячи человек, и это не счи тая больных с пограничны ми состояниями, депрессия ми, неврозами и так далее. Резко растет заболеваемость психозами, шизофренией, психическими расстройства ми, ужасает число само убийств на этой почве. Не случайно на прошед шем недавно съезде психиат ров специалисты обратились к премьер-министру Михаи лу Касьянову с письмом, в котором потребовали реаль ного выполнения федераль ной программы «Развитие психиатрической помощи в России». Ее в свое время ут вердили, но денег из бюдже та пока не выделили. Понимаю, не намного благополучнее ситуация у онкологов, инфекционистов, окулистов и других наших коллег. До тех пор, пока бед ствует здравоохранение, а население — мечтает о чуде сах, будут процветать лишь колдуны, маги да чародеи... Борис ФЕДОРОВ , психиатр. Шанс ДЛЯ вундеркинда Очередная «Культурная революция» с Михаилом Швыдким прошла под очередным «антидевизом», который формулировался так: «России талантливые дети не нужны». Не надо было быть Нострадамусом или Вангой, чтобы заранее предсказать, как практически в унисон вся аудитория будет доказывать острую необходимость в юных талантах для дальнейшего гшоцветания Отчизны. Михаил Ефимович вообще любит обозначать темы своих «революций» так, что долго недоумеваешь: да о чем тут спорить-то? Однако ему все же удается (на то он и министр) находить какого-нибудь несчастного оппонента, против которого все скопом и ополчаются. Помнится, так было с Александром Городницким, который по сценарию должен был уверять, что пенсионерам в России живется хорошо. Главный идеолог «культурной революции» никак не хотел услышать знаменитого барда и доктора наук, хотя Городницкий все время повторял: «Я ж не говорю, что всем хорошо. Просто у меня к пенсии есть еще профессорская зарплата, и с концертами я езжу». Прямо скажем, не в русле сценария. На сей раз «жертвой» стала актриса Наталья Андрейченко. То есть она пыталась доказать, что страна наша в подрастающих та лантах не нуждается. Согласить ся с этим тезисом —все равно что признать полное отсутствие буду щего у всех нас и у России. Кто на такое решится? Понятно, с ней спорили. Хотя она ведь имела в виду элементарную истину; раз государство не уделяет должного внимания (прежде всего в мате риальном выражении) талантли вым детям, значит, они ему не нуж ны. Правда, Михаил Ефимович тонко намекнул, что Министерство культуры тратит на таких детей примерно 140 миллионов в год, да только от суммы этой нам, греш ным, не тепло и не холодно. Я не так давно писала про под ростковый клуб «Ровесник». Так вот, там мне рассказали про де вочку, которая очень хорошо ри сует. Но у нее беда — родители ее подвержены исконно русской болезни. В моменты протрезвле ния мама обещает отдать дочь в художественную школу. Зато в под питии заявляет, что ей нечем пла тить. Эта девочка, как вы понима ете, ни рубля не увидит от тех ста сорока миллионов. Кто-то из присутствовавших на телепередаче справедливо заме тил, что неталантливых детей нет. Но у нас почему-то каждый деся тый школьник не заканчивает даже девятый класс. В каком же Бер мудском треугольнике исчезают все потенциальные таланты? А в подворотнях, подвалах, да даже на дискотеках. Сколько на этом теря ет страна—никто не подсчитывал. Странная расточительность для го сударства, которое мечтает вер нуть себе статус державы. Не буду греш и ть против правды жизни: на местах пытают ся поддерживать талантливых детей. В меру бюджетных возмож ностей. Назначают стипендии, оп лачивают вундеркиндам хотя бы частично поездки на конкурсы. Но ведь для этого ребенок должен сначала где-то «засветиться». А где и как, если идет поголовная коммерциализация кружков, сек- ^ В ы просили рассказать 1епутатское золото, или Какими мужиками Русь д е р ж и т с я . . . Не будем вспоминать пресловутое золото партии и подсчитывать доходы деп^атов Госдумы — не о них речь. А о Николае Федоровиче Соловьеве, крестьянине из деревни 1-е Скороварово, депутате Александровского сельсовета, и его жене, Вере Тимофеевне. А золото есть, как же без него: 18 янв^ я у супругов Соловьевых — золотая свадьба! Трудно им ато золото досталось, ну да иначе. наверное, и не бывает... Во время Великой Отечественной Николай Соловьев, тринадцати летний паренек, оказался самым взрослым мужиком в деревне. И ра ботать приходилось соответственно. За плечами ветерана (а оба они — и Николай Федорович, и Вера Тимофеевна—имеют звание «Ветеран труда») большая трудовая жизнь. Начинал еще в колхозе имени Ворошилова. Потом —в совхозе «Восток» электриком трудился с первого и до последнего дня существования этого хозяйства. И на подворье бывало не по две даже, а по три коровы одно временно — крестьянину не надо объяснять, какой это труд. Кто сейчас, полвека спустя, скажет; не за мастеровые ли руки, не за золотое ли сердце полюбила в свое время Николая озорная плясу нья Верочка? Выросли они в одной деревне и словно бы самой судь бой были предназначены друг для друга. Поженились. Подняли двоих детей. Владимир и сейчас живет с родителями, а Александр в Москве. Сейчас уже и внуки подрастают. Как лето — скороваровские москвичи в деревню, к деду с бабушкой. На чистый воздух, на вольное молочко. Оно и старикам утеха, когда видят продолжение рода своего —Андрея и Светочку. В ладу, помогая друг другу во всем, живут Соловьевы. У старших хлопот и сейчас хватает, хоть давно оба на пенсии: две коровы на под ворье, теленок, поросенок, куры и даже лошадь собственная есть. Од ного сена заготовить сколько надо... Но вот лето, сенокосная пора — и из Москвы Александр с женой Наташей приезжают на помощь. А придет время того же поросенка резать —Саша уже за мясом приедет, и всем хорошо. — Ведь для чего мы живем? — сказал мне однажды Николай Федо рович. —Для детей мы живем. Вот теперь и для внуков. Им хорошо — и нам ладно. А они уж помогут завсегда, это само собой. Иначе это уже не жизнь, а каторга получится... Давно знаю Соловьева. Он не только говорит правильно, но и сам старается по силам своим помочь каждому. Не зря уже четыре раза земляки оказывали ему доверие — выбирали депутатом Александров ского сельсовета. А пенсионер со стажем и депутат Соловьев и сейчас работает: сле дит за состоянием насоса, качает воду для родного села. И депутатскую работу ведет. Хоть она в сельсовете не такая, как в Госдуме: денег-то нет. А помогать людям надо. И тогда депутат Соло вьев вспоминает давнее уменье и начинает сам... ладить электропро водку: наружное освещение в деревне сделал. В медпункт, клуб—если какая неполадка —сразу Федоровича зовут. И он никогда не откажет. Правда, надо признать — ершист он, депутат Соловьев. Если где непорядок увидит —не уймется, пока не будут мерыприняты. Может, кому такой характер и не по душе, а я как глава администрации сель совета даже доволен, что у нас такие депутаты. Ведь один человек вез де не успеет, за всем не проследит. Вот и опираюсь на таких активис тов, как Николай Федорович. Сегодня к Соловьевым гости съезжаются — на полувековой юби лей семейной жизни. Золотая свадьба! — А что, — улыбается Федорович, — и впрямь золотая! И жена у меня золотая, и на детей не жалуюсь, и внуки замечательные! Вот оно, мое золото! Да и сам он мужик золотой, вот что главное. Такими и русская де ревня, и крестьянская семья держится... Виктор ИНО ЗЕМЦЕВ , глава администрации Александровского сельского совета Краснинского района. Книги земляков Запечатленное мгновение Так всегда было на Руси: когда строят дом, на помощь приходят соседи едва ли не со всей улицы. Издать книгу сегодня — то же, что и построить дом: нужны средства, нужна поддержка людей неравнодушных, не растерявших чувство общинности проживания, общности дней земных своего поколения. в списке тех, кто внес свою лепту в издание книги учителя из Тер- бунов Виталия Саввина «Гимн любви земной пою», числится около сотни фамилий односельчан —людей разных профессий и достатка. Роскошно изданный сборник формата «ин-фолио» вполне соответ ствует названию, вынесенному на обложку. Это многожанровый лите ратурно-музыкальный гимн земле тербунской, людям, проживающим здесь, благодарная память поколениям предков, земледельцам, стро ителям и воинам — уроженцам края. Сам автор так определил жанровое многоцветье сборника: стихи, песни, поэмы, басни, афоризмы, сказы, эпиграммы, юмор и сатира, и даже включил повесть. Имя и дела тербунского подвижника не нуждаются в представлении; для односельчан он, как говорится, «душа общества»—свой, не заемный, композитор, поэт, активный организатор и наставник творческих устрем лений жителей района. А потому выход уникальной для района книги зем- I образом: широким и торжественным вече- ляки встретили подобающим ( ром-концертом, где презентовалась не только книга, но и самодеятельное творчество автора и исполнителей—певцов, чтецов, музыкантов, актеров. сборник щедх) проиллкхлрирован портретами земляков. Когда всмат риваешься в их лица, вчитываешься в строки произведений Виталия Сав вина, видишь не только прошлое, день сегодняшний, но и дали будущего. Неразрывна цепь поколений и созидательныхдел (в том числе и в пес не народной — гимну жизни). Наше время, исторический промежуток в жизни края и запечатлел в своей книге автор—летописец, поэт, гражоэнин. Щедрый и благородный дар земле, взлелеявшей его. Владимир ПЕТРОВ . ^Размышленне у телеэкрана ций, студий? Чтобы талант выя вить, ребенку еще в дошкольном возрасте надо предоставить «пу чок возможностей»; вот тебе танцы, вот иностранный язык, вот музыкальная школа... А потом уж пусть определяется. Но многие ли семьи могут себе такое позво лить? И тут вдруг нате вам — ми нистр культуры жизнерадостно сообщает, что сейчас такой рас цвет детской художественной са модеятельности, который двад цать лет назад и присниться не мог. И знаете почему? Никогда не догадаетесь. Потому что сейчас дети «получили возможность сво бодно самовыражаться». Убиться можно! Как будто в советские вре мена вседети были поголовно дис сидентами, которых зажимали и преследовали. Да в те времена наш липецкий знаменитый хоре ографический ансамбль «Родни чок» полмира объездил. А с нача ла реформ сидит «на привязи». И это расцветом называется? Дети всегда самовыражались и будут самовыражаться свободно. Про сто потому, что еще не научились у взрослых лицемерить, подстра иваться под чужой вкус и ориен тироваться на конъюнктуру. Вот только сегодня взрослые не все гда могут купить им краски с кис тями, балетные тапочки или гим настический купальник. Получает ся, что все большее число подро стков предпочитает просто выра жаться... Вот уж то, что сегодня на каждом шагу слышишь из ми лых детских уст, двадцать лет на зад и присниться не могло... Не знаю, отчего Наталья Анд рейченко отреагировала на дис куссию так острю, что даже демон стративно покинула студию. Гово- рились-то вещи очевидные и «ле жащие на поверхности». Все были за детей, все были за поддержку талантов. Может, она так, попрос ту говоря, «психанула» потому, что ее никто не захотел услышать, в том числе и ведущий? Между тем она очень мудро вопрос постави ла: когда стране не нужны талант ливые взрослые, то забота о юных талантах — туфта, фикция. В са мом деле: какой судьбы могут желать талантливому вокалисту его родители? Чтобы он вырос, выучился и получил контракт за рубежом. То же самое касается и талантливых юных музыкантов, программистов, танцоров. Но не ужели я должна мечтать о том, что мой ребенок, вкладывающий в учебу все силы, потом будет пре подавать гитару в музыкальной школе или даже в консерватории? Да пока у бюджетников такие ни щенские зарплаты, никто своему чаду этого не пожелает. Если даже такой режиссер, как Лиознова, снявшая легендарный и воисти ну народный фильм «Семнадцать мгновений весны», доживает се годня в нищете, не зная, как за платить за квартиру, то о чем мож но вообще говорить? О какой под держке талантов? Нынче среди них выживают в основном те, кто сумел «попасть в струю». Или кому Алла Борисов на помогла. Но таких не столь уж много. Честно говоря, мне сегод ня трудно представить себе серь езную многоплановую государ ственную поддержку талантливых детей в России. Не такую, как сти пендия Министерства культуры, которая меньше, чем повышенная в нашем техуниверситете, и кото рая все равно не дает финансо вой возможности поехать на пре стижный конкурс. Получается парадокс: твер дим о создании условий для юных дарований, наверняка зная, что главным для них будет одно — шанс уехать работать за границу? Ну нет у нашего государства ре зонов для такой поддержки. Хотя с точки зрения здравого смысла у него как раз должна быть своя «корысть». Если ему все-таки нуж ны в ближайшем будущем талан тливые ученые, врачи, музыканты, педагоги. Если оно, конечно, хо чет выбраться из нынешней ямы. Наталья Андрейченко встала из своего кресла и ушла со сло вами «Я талантлива, но никому не нужна в этой стране, а потому по кидаю студию!» Швыдкой сооб щил, что он неталантлив, а пото му вынужден остаться и передачу закончить. Закончил он ее доста точно традиционно; в мажоре и с победными фанфарами... Елена БРЕДИС .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz