Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
10 «ЛГ», 19 июня 2004 г., № 118 (22246) ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО. КОНСУЛЬТАНИИ. БЕЗОПАСНОСТЬ ИЗ ПЕРВЫХ РУК П авел МЕПВЕПЕВ: <° ни написали законы «Идет передел банковской системы» События последнего врем ени — лиш ение лицен зии «Сод бизнесбанка» и сам оликвидация «Кредиттраста» — со здали нервозную обстановку на меж банковском ры нке России . Они вы звали тревогу н е только у банкиров, озабоченны х судьбой своих банков , но и у многих вкладчиков, испытывающих впол не п онятное беспокойст во за судьбу свои х средств. О панике , быть может, говорить преж деврем енно , но очередной к ри зис доверия к банковской системе налицо . О том, обоснован л и он, о причинах возникновения слож ной ситуации и возм ож ном развитии событий идет речь в интервью корреспондент а аген тства “Гпобус ” с председат елем подкомитета Государствен- ной Д умы по банковском у законодательству, докт ором эконо м ических наук Павлом М ЕДВЕДЕВЫМ . — Павел А л ек сее вич , что же все-таки прои сходи т в бан ковской с и с т е м е страны ? — Специалистам, вниматель но следящим за ситуацией на финансовых рынках, ясно, что ни чего сверхъестественного и нео жиданного не происходит. И уж тем более нет никаких оснований говорить о каком-то глобальном кризисе национальной банковской системы. Да, у некоторых банков возникли проблемы, связанные с обвинением их в нечистоплотных сделках, в результате чего у них отозваны лицензии. Знаете, неда ром говорят, что с грязными день гами чаще всего связываются те банки, которые не умеют делать чистые деньги. Но не умеешь «иг рать» чисто, по правилам, по за кону, рано или поздно попадешь ся. Надзорные органы не раз го ворили о том, что существует ряд банков, замеченных в отмывании капиталов. Так что все происхо дящее — это частности, локаль ные инциденты, никак не связан ные с общим экономическим по ложением всей банковской сис темы. Чисто экономических факто ров для нервного поведения про центных ставок, которое мы на блюдаем в последние дни, не су ществует, действует лишь волна ажиотажа. Деньги ведь любят ти шину. Если кто-то сказал что-ни будь плохое о нефтепроводе, то на работе трубы это никак не отразится, нефть как шла, так и будет идти. Но если сказано пло хо о банке, тотчас начинается паника. Поэтому, когда во всех СМИ муссируются слухи о кри зисе банковской системы в це лом, хотя речь на самом деле идет лишь об отзыве лицензий у двух или трех банков, это преж де всего сказывается на поведе нии частных вкладчиков. Они не могут не реагировать на слухи, тотчас бегут в банки и снимают свои деньги. Они пытаются пе режить этот период нестабильно сти с наличностью в руках. Их по ведение абсолютно предсказуе мо и нормально, ибо повод для беспокойства есть. Но только повод. Обоснованных же, серь езных причин для тревоги нет. — Почему нервничают про стые вкладчики, уже не раз об жигавшиеся в по с тсов е тско е время , понятно . А вот почему нервничают банкиры? — Потому что в конце прошло го года принят закон о страхова нии вкладов физических лиц в банках, в стране создается еди ная система страхования. Нали цо тенденция к жесткому контро лю, к проверке всей банковской системы на фоне принятия ново го законодательства о борьбе с отмыванием денег. Мы ведь стре мимся к меадународной интегра ции, хотим быть прозрачными, значит, должны через это пройти. По большому счету российская экономика привыкла жить в тени. А при переходе от теневых схем к прозрачным, безусловно, будут издержки. Сейчас они начинают заявлять о себе в виде крушения ряда банков. Но без этого не обойтись. Создаваемая единая система страхования (ЕСС) дол жна быть застрахована от банк ротств, а для этого надо, чтобы в нее вступали только надежные банки. Вот почему Центральный Банк сейчас тщательно проверя ет все банки, вступающие в ЕСС. А некоторые банкиры не хотят, чтобы система работала, они зна ют, что не вьщержат проверки. Вот они и распускают разного рода слухи, дискредитирующие все принимаемые государством меры по оздоровлению банковской си стемы. Поэтому рынок межбан ковских кредитов лихорадит, но ЦБ старается поддержать его, давая взаймы деньги тем или иным банкам. Я думаю, все утря сется, потому что, повторю еще раз, причин для банковского кри зиса у нас сейчас, в отличие от 1998 года, нет. Налицо большой профицит бюджета, государство мало заимствует, оно не нужда ется в этом. Центробанк чувству ет себя вполне уверенно, словом, есть большой запас прочности, позволяющий уверенно смотреть в будущее. И мы будем продол жать взятый курс на сокращение общего числа банков, прежде все го за счет таких, которые зани маются отмыванием денег. Когда у нас полторы тысячи банков, от следить деятельность всех и выя вить нарушения попросту невоз можно. Поэтому от количества нужно переходить к качеству, ос тавляя только надежные банки и избавляясь от неэффективных, имеющих сомнительную репута цию. — Когда в с е же нынешняя нервозная обстановка в бан ковской сф ере стабилизирует ся и в с ем , в т ом числе и част ным вкладчикам , стане т а б со лютно ясно , что оснований для б е спокой ства нет? — Центробанк проверил пока лишь 15 банков. Надеюсь, что все они войдут в единую систему страхования. На очереди — про верка еще 20 или 30 банков. Надо сказать, что речь идет сейчас о самых крупных банках, занимаю щих 90 процентов финансового рынка. Именно здесь сосредото чена основная сумма частных вкладов. Так что с завершением проверки первых 40-50 банков ажиотаж, мне кажется, уляжется. Это произойдет примерно через 2-3 месяца. Сейчас идет эволюционный передел банковско-финансовой системы. И, конечно, надо поста раться, чтобы в ходе его миними зировать потери населения и предприятий или, что еще лучше, совсем исключить эти потери. Это — вопрос управления банковской системой, прямая обязанность Центробанка. Но вкладчики дол жны и сами о себе позаботиться и внимательно следить за теми переменами, которые происходят ныне на банковском рынке. Не исключено, что они могут оказать ся в ситуации, когда им придется делать стратегический выбор между большими процентами и надежностью. Погонишься за бо лее высокой процентной ставкой, захочешь получить максимальный доход — рискуешь потерять свои накопления. Обойдешься без рис ка, получишь меньше, но зато вер нее. Так что, принимая решение, надо, как говорится, семь раз от мерить, прежде чем один раз от резать. Валерий АЛ ЕК С АНД РО В ЮРИДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ: БУКВА «К» Контрабанда Обманешь таможню - накажут Контрабанда ~ это эконом ическое прест упление, суть ко торого с остоит в перемещ ении ч ерез т аможенную границу РФ в крупном ра зм ере товаров и ины х предметов, соверш енное пом им о или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств т аможен ной идентиф икации, либо с опряженное с н едекларированием или недост оверным декларированием . За контрабанду российским законодательством предусмотре на уголовная ответственность - статья 188 Уголовного кодекса РФ. Что может быть предметом контрабанды? Товары отече ственного или импортного про изводства, иные предметы, име ющие стоимостное выражение, купюры в виде банкнот, монеты, ценные бумаги в валюте РФ, ино странная валюта, ювелирные из делия, лом таких издёЛи'й и т.п. Невозвращение на таможенную территорию РФ предметов худо жественного, исторического и археологического достояния на родов РФ И зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обя зательным, также считается кон трабандой. Крупным размером будет признаваться стоимость товаров в денежном выражении, превы шающем двести минимальных размеров оплаты труда. Независимо от размеров от дельно устанавливается уголов ная ответственность за переме щение: наркотических' средств, психотропных, сильнодействую щих, ядовитых, отравляющих, ра диоактивных или взрывчатых ве ществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного ору жия или боеприпасов, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения, материалов и обору дования, которые могут быть ис пользованы при создании оружия массового поражения и в отно шении которых установлены спе циальные правила перемещения через таможенную границу РФ, стратегически важных сырьевых товаров и культурных ценностей, в отношении которых установле ны специальные правила переме щения. Что же касается способов совершения контрабанды, то их несколько. Любой способ утаивания предметов от таможенного дос мотра: помещение их в тайники или в такие места, доступ к дос^ мотру которых затруднен. Такой способ называется сокрытием от таможенного контроля. Обманное использование до- КОНСУЛЬТАНТ кументов (таможенных деклара ций, справок из банка о размере приобретенной валюты и т.п.) предполагает их подделку, под чистку, внесение в настоящие бланки фиктивных сведений, ис пользование просроченных доку ментов и т.д. Обманное использование пе чатей, пломб, цифровых или бук венных маркировок, идентифика ционных знаков, проб, образцов, описания товаров, чертежей, масштабных изображений и пр. товаросопроводительной доку ментации, т.е. средств таможен ной идентификации. Недекларирование, т.е. вся кое отсутствие указания в тамо женной декларации ввозимых или вывозимых предметов. Недостоверное декларирова ние — неполное перечисление предметов; уменьшение их ' 1 <оли- чества, изменение наименования или указание предмета, которо го нет в наличии. Перемещение предметов, по мимо таможенного контроля, осу ществляется вне мест, определя емых таможенными органами. Важно отметить, что контра бандой будут признаваться лю бые действия, направленные как на ввоз, так и на вывоз с тамо женной территории товаров или предметов контрабанды: пронос, провоз, переброска, включая, пе ресылку в международных от правлениях, использование тру бопроводного транспорта. Согласно уголовному законо дательству России,наказание за совершение данного преступле ния в зависимости от обстоя тельств его совершения варьиру ется от штрафа в размере 100 тысяч рублей до лишения свобо ды на срок до двенадцати лет со штрафом в размере долтллиона ■ рублей. Подготовила М ария ТО К А Р ЕВ А На вопросы посетителей общ ественной приемной “Л Г" отвечает адвокат Надежда ПЕТРОВА: «Осталась без прописки” — Выйдя замуж, я переехала к супрзау, который живет у родителей. Те сначала согласились меня про писать. А потом чего-то испугались. И пошли на об ман, чтобы от меня избавиться. Сказали, что будут менять квартиру, и попросили на время выписаться, что я и сделала. Однако никакого о'бмена не было. Но обратно меня не хотят прописывать. Общежитие, пере бравшись к мужу, я потеряла. Стояла в льготной оче реди на жилье для участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Но теперь квартиру в Липецке по этой очереди мне не получить, так как я потеряла го родскую прописку. Что же мне делать? Может быть, в суд обратиться, чтобы обратно прописали к родителям мужа? Мне ведь нужна не квартира, нужна городская прописка. — В соответствии со ст. 127 Жилищного ко декса РСФСР граждане, имеющие в личной соб ственности жилой дом, квартиру, пользуются ими для личного проживания и проживания членов их семей. Они вправе вселять в дом, квартиру других граждан на условиях и в по рядке, устанавливаемых законодательством РФ, Жилищным кодексом РСФСР. Обязать за регистрировать вас на жилой площади собствен ника суд не может. Более того, согласно ст. 135 Жилищного кодекса РСФСР, ст. 305 Граж данского кодекса РФ собственник квартиры может в любое время требовать расторжения договора найма жилого помещения, когда су дом будет установлено, что данное помещение ему необходимо для личного пользования и членов его семьи. Если между наследниками разногласия —я уже была однажды в вашей общественной при емной. У меня ситуация такая. Нас, наследников квар тиры, пятеро. Мы, две сестры и два брата, за то, чтобы эту квартиру продать, а наша племянница — против. Она ее сейчас внаем сдает, а сама к супругу перееха ла. Юрист, консультировавший нас в прошлый раз, посоветовал через нотариуса уведомить племянницу о нашем намерении, и если она откажется приобрести наши доли, мы имеем право предложить принадлежа щие нам 4/5 квартиры на тех же условиях любому дру гому человеку. Уведомили. Племянница от покупки наших долей отказалась. Но кто другой их возьмет, если знает, что пятая часть квартиры ему принадле жать не будет? Нельзя ли все же найти какой-то дру гой выход из этой ситуации? — В соответствии с пунктом 13 постановле ния Пленума Верховного Суда СССР от 31 июля 1981 года “О судебной практике по разрешению споров, связанных с правом личной собственно сти на жилой дом”, если соглашение о способе выдела не достигнуто, то по иску любого участ ника имущество делится в натуре, поскольку это возможно без соразмерного ущерба его хозяй ственному назначению. В случае реальной воз можности выдела доли в натуре денежная ком пенсация не должна взыскиваться как в пользу выделяющегося, так и остальных сособственни- ков если они возражают против ее получения, поскольку право распоряжения имуществом при надлежит только самому собственнику, и он мо жет быть лишен этого права лишь в случаях и по основаниям, указанным в законе. Пленум Верховного Суда РСФСР в пункте 12 от 10 июня 1980 года “О некоторых вопросах, возникших в практике рассмотрения судами споров о выделе доли собственнику и определении порядка пользования домом, принадлежащим гражданам на праве общей собственности” разъяснил, что суд может вынести решение о выплате денеж ной компенсации без согласия собственника толь ко в том случае, если его доля является незначи тельной и выделить соответствующую ей часть помещения невозможно. Возможно, именно так будет и в вашей ситуации. В квартире прописан, но не живет — Около 18 лет назад я вступила во второй брак. Поселилась в квартире мужа, в которой были вначале прописаны мы с ним и его отец. Но затем нас уговори ли прописать к нам и сына моего супруга от его перво го брака. Он у нас с того времени ни дня не жил, а нам приходится переплачивать за квартиру. Но родня мужа против того, чтобы его выписали. Можем ли мы это сделать против воли прописанного и его близких? — Для разрешения вашего вопроса вы можете обратиться в суд с иском о признании сына ваше го супруга не приобретшим право на жилое поме щение, предоставив суду доказательства, что он не был вселен в квартиру в соответствии со ст. 54 Жилищного кодекса РСФСР, а следовательно, не приобрел право на данное жилое помещение. Федеральное законолательство Административная реформа Согласно Указу Президента РФ от 7 июня 2004 года, вопросами стратегии развития Российской Федерации, обеспечения безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведением единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности ведает Совет Безопасности Российской Федерации. (УказПрезидента РФ от 07.06.2004 № 726 «Об утверждении Положений о Совете Безопасно сти РФ и аппарате Совета Безопасности РФ, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента РФ») Основные задачи, функции и полномочия Управления Президента Российской Федерации по вопро сста вм иего с су8 д иа юрсн т я ве2 н0 н0 о4 й гос дл ау . жбы определены новым Указом главы государства, кото гр - ый всту/ пил в «дей (Указ Президента РФ от 08.06.2004 № 727 «Об утверждении Положения об Управлении Прези дента РФ по вопросам государственной службы») Ут^рждено Положение об Аппарате Правительства Российской Федерации. Аппарат Правитель ства РФ является государственным органом, образованным для обеспечения деятельности Правитель ства РФ и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых им реше ний. Также определены функции и структура Аппарата Правительства РФ, порядок организации его работы. (Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 № 260 «О Регламенте Правительства РФ и Положении об аппарате Правительства РФ». «Российская газета», 08.06.2004 г.) Голосуй или проиграешь в закон об участии в референдуме внесены изменения, согласно которым исключены признанные неконституционными положения, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на учас тие в референдуме. (Федеральный закон от 07.06.2004 N 9 46-ФЗ «С внесении изменений в статью 75 ФЗ «Сб основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ и статью 259 ГПК РФ». «Парламентская газета», 09.06.2004, «Российская газета», 09.06.2004 г.) Под стук колес Разработано и утверждено положение об особенностях труда отдельных категорий работников же лезнодорожного транспорта, работа которых непосредственно связана с движением поездов, и осуще ствляющих свои трудовые обязанности в пути или в пределах обслуживаемых участков инфраструктуры железнодорожного транспорта. (Приказ МПС РФ от 05.03.2004 № 7 «Сб утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железно дорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов») Для тех, кто нас бережет Для сотрудников и работников органов внутренних дел, военнослужащих и лиц гражданского персо нала внутренних войск МВД России, граждан, уволенных из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, либо выполнявших (выполняю щих) задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, ут верждена инструкция о порядке выдачи ветеранских удостоверений. (Приказ МВД РФ от 07.05.2004 № 282 «С порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России». «Российская газета», 08.06.2004 г.) Аналогичный приказ об оформлении удостоверений ветеранов боевых действий издан и в системе ФСБ. (Приказ ФСБ РФ от 14.05.2004 N° 349 «Сб оформлении, выдаче и учете удостоверений ветера на боевых действий в органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках». «Российская газета», 08.06.2004 г.) Законолательство Липецкой области Выбираем и отзываем 2 июня 2004 года вступил в силу новый закон, устанавливающий основания и процедуру отзыва главы администрации области избирателями. (Закон Липецкой области от 13.05.2004 № 109-СЗ «Сб отзыве главы администрации Липецкой области». «Липецкая газета», 02.06.2004 г.) Наладим быт Согласно представленным результатам выполнения программы по развитию бытовых услуг в обла сти наметилось улучшение качества и рост объемов оказываемых услуг, а также увеличение занятости населения. (Распоряжение администрации Липецкой области от 24.05.2004 № 364-р «С ходе выполнения программы развития бытовых услуг населению Липецкой области на 2003-2005 гг.») Что может архивариус в связи с изменением структуры администрации г. Липецка в Положение об архивном отделе адми нистрации города внесены соответствующие изменения. Архивный отдел осуществляет полномочия по: — организации и содержанию архивного отдела администрации; — обеспечению хранения, комплектования, учета и испо^;Iьзования архивных документов, образо вавшихся и образующихся в деятельности городского Совета и администрации, ее струетурных подраз- )р,елений, деятельности организаций, отнесенных к муниципальной со&;твенно'с'ти, а'также организаций ’ббластного уровня, переданных на законном основании в сферу деятёльности'йрхивного отдела; — решению вопросов о передаче права собственности на архивные фонды и архивные документы, за исключением отнесенных к ведению Российской Федерации, совместному ведению Российской Фе дерации и субъектов Российской Федерации, ведению субъектов Российской Федерации. (Распоряжение главы администрации г. Липецка от 24.05.2004 N° 820-р «С внесении измене ний в Распоряжение главы администрации г. Липецка от 02. 04.2002 №386-р» (вместе с «Поло жением об архивном отделе администрации г. Липецка») Улнца имени... Сформирован и утвержден новый состав комиссии по наименованию улиц и других объектов г. Липецка. В его состав вошли представители администрации города и депутаты городского Совета. (Распоряжение главы администрации г. Липецка от 06.05.2004 № 728-р «С комиссии по наиме нованию улиц и других объектов» (вместе с «Положением») Общественность должна знать Утверждена и структура комитета по связям с общественностью администрации г. Липецка, опре делены его основные задачи и функции, которыми являются: 1. Осуществление взаимодействия с общественными организациями, политическими партиями и движениями, религиозными конфессиями, действующими и зарегистрированными на территории г. Липецка. 2. Социологические и социально-политические исследования ситуации в г. Липецке для обеспече ния деятельности администрации города по решению социально значимых проблем города. 3. Формирование общественного мнения о деятельности главы администрации, его заместителей и администрации г. Липецка в целом. 4. Обеспечение взаимодействия администрации города и ее структурных подразделений со сред ствами массовой информации. 5. Оперативное и полное информирование жителей города о деятельности администрации. 6. Развитие и укрепление международных связей администрации Липецка, обеспечение работы с городами-побратимами в соответствии с подписанными договорами о сотрудничестве. 7. Обеспечение формирования и развития в городе семейной и демографической политики, созда ние условий для улучшения положения женщин, семей с детьми. 8. Координация работы комитетов по управлению округами. (Распоряжение главы администрации г. Липецка от 29.04.2004 N° 695-р «Сб утверждении По ложения о комитете по связям с общественностью») За экологическуюбезопасность Записал Вячеслав КУЗЬМИН Глава администрации города Липецка издал постановление, в соответствии с которым теперь всех руководителей будут учить экологической безопасности. Занятия будут проводиться на базе негосу дарственного образовательного учреждения «Липецкий эколого-гуманитарный институт» специалиста ми отдела экологии горадминистрации. (Постановление главы администрации г. Липецка от 01.04.2004 № 1697 «С создании системы непрерывного экологического образования руководителей и специалистов предприятий и орга низаций, независимо от форм собственности, расположенных на территории города Липецка») С законами и д ру гим и нормативно-правовыми актами знакомила Мария ТО К А РЕВА ТОЧКА ЗРЕНИЯ И с п о л н и т е л ь н о е п р о и з в о д с т в о : пр авовой а с п е к т в х оде принудительного исполнения актов судов и других специально уполномоченны х органов, обладающ их правом во з лагать на граждан и ю ридических лиц о бязанности по выплате денеж ны х сумм , передаче имущества, соверш ению ины х д е й ствий, возникают существенные трудности, связанны е с не совершенст вом законодательства об исполнит ельном прои з водстве. О сновным недостатком ф едерального законодатель ства об исполнительном производст ве является наличие за конодательных пробелов . Многие проблемы организа ции работы службы судебных при ставов и исполнительного произ водства связаны с недостаточно четким определением полномо чий Главного судебного приста ва субъекта Российской Федера ции, старших судебных приста вов, судебных приставов, а так же отсутствием у них части пол номочий, необходимых для осу ществления служебной деятель ности. Немало проблем исполни тельного производства связано с отсутствием информации об иму щественном положении и месте нахождения должника. Основной проблемой является то, что за частую должники не имеют зара ботка, постоянного места рабо- , ты, их трудовые отношения офи циально не оформлены. Так, в соответствии со ст. 81 Семейного кодекса РФ алимен ты на содержание несовершен нолетних детей взыскиваются по общему правилу пропорциональ но заработку и (или) иному до ходу родителя. Получить сведе ния о заработке или доходе дол жника судебный пристав-испол нитель может лишь из официаль ных источников: от работодате лей должника, из органов МНС РФ, из представленных должни ком документов. Зная об этом, должники не редко умышленно поступают на малооплачиваемую работу (в от дельных случаях с оплатой не только ниже среднего по России заработка, но и ниже установлен ного минимального размера оп латы труда) с тем, чтобы зани зить размер уплачиваемых али ментов. В то же время они до полнительно выполняют работы по устным соглашениям, получая оплату наличными денежными средствами без надлежащего оф рмления, либо получают до хо от предпринимательской де ятельности без надлежащей ре гист ации. Кроме того, индиви дуальные предпринимат ли за частую выплачивают своим ра бот икам зар ботную пла у в значит льно большем разм ре, чем это отражается в бухгалтер ской отчетности. Таким образом, фактический ежемесячный доход многих должников, обязанных уп лачивать алименты, существенно превышает официально зареги стрированный. Вместе с тем, действующим законодательством не предус мотрены эффективные меры воз действия на должников, уклоня ющихся от уплаты алиментов. Статьей 157 УК РФ установлена уголовная ответственность за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей. Однако органы прокуратуры от казывают в возбуждении уголов ного дела, если должник после предупреждения об уголовной от ветственности уплатил даже не значительную сумму в счет пога шения задолженности по алимен там. При этом не принимается во внимание, что должник до выне-. сения предупреждения в течение длительного периода времени не уплачивал алименты и образо вавшаяся задолженность в не сколько десятков раз превышает уплаченную сумму. Также орга ны прокуратуры не усматривают злостности в деянии должника, если он через длительные про межутки времени добровольно уплачивает незначительные де нежные суммы. В то же время даже привле чение должника к уголовной от ветственности не только не ведет к погашению задолженности и, тем самым, восстановлению на рушенных прав гражданина — по лучения алиментов (в конечном итоге— несовершеннолетнего ре бенка), но и не влечет сколько- нибудь серьезных неблагоприят ных последствий для преступни ка. Предусмотренные санкцией ст. 157 УК РФ в качестве меры нака зания за данное преступление ис правительные работы оказывают ся неэффективными, поскольку подавляющее большинство граж дан, осужденных за рассматрива емое преступление, не имеет по стоянного места работы и укло няется от трудоустройства либо скрывает свой заработок выше описанными способами. В сложившейся ситуации единственным средством прину дительного взыскания алиментов остается обращение взыскания на имущество должника. Однако перечень имущества, на которое не может быть обращено взыс кание, установленный ст. 446 ГПК РФ, существенно ограничивает возможность применения данной меры. При этом должники неред ко принимают меры к сокрытию своего имущества еще до вступ ления в законную силу судебно го акта: имущество, право на ко торое подлежит государственной регистрации, регистрируется на имя близких родственников либо подставных лиц. Имущество, пра во на которое не требует госу дарственной регистрации, отчуж дается, часто по мнимым сдел кам. Аналогичные проблемы воз никают и при исполнении других Кстати. исполнительных документов ма териального характера. Множество затруднений вызы вают также обращения надебитор скую задолженность. Так, перво начально назначенные для оценки дебиторской задолженности спе циалисты в своих заключенияхука зывают завышенную стоимость. Однако в ходе реализации деби торская задолженность неоднок ратно подвергается уценке, вслед ствие чего ее конечная продажная цена оказывается значительно ниже номинальной стоимости. Складывается ситуация, при кото рой судебный пристав-исполни тель, осуществив большой объем работы, получает от реализации дебиторской задолженности сум му, которой недостаточно для по гашения требований исполнитель ного документа. Вышеперечисленные пробле мы требуют законодательного решения. В целях повышения эф фективности принудительного ис полнения судебных актов и актов иных уполномоченных органов представляется необходимым внести следующие изменения в федеральное законодательство: в качестве уголовного наказа ния за злостное уклонение от уп латы средств на содержание де тей или нетрудоспособных роди телей предусмотреть оплачивае мые принудительные работы с тем, чтобы иметь возможность из заработка осужденного погасить задолженность по алиментам; предоставить судебному при ставу-исполнителю право обра щения в суд с иском о признании недействительной сделки, заклю ченной должником после издания судом акта, возлагающего на него какую-либо обязанность, и име ющей целью уклонение от испол нения судебного акта; установить порядок исполне ния судебных актов о взыскании денежных средств по обязатель ствам получателей средств бюд жетов субъектов Российской Фе дерации и органов местного са моуправления. Алла ПОЛЯКОВА , начальник отдела организации работы судебных приставов- исполнителей В четверг состоялось совещание по подведению итогов деятель ности Управления Минюста России по Липецкой области и Службы судебных приставов за первое полугодие текущего года и определе ны задачи на второе полугодие. Темами для обсуждения стали отчеты заместителей начальника Управления Минюста РФ и Службы судебных приставов об итогах за первое полугодие, вопросы реализации судебными приставами фун кций дознания и мерах по повышению ее эффективности, состояние работы по взысканию налогов и сборов в бюджет всех уровней и таможенных платежей, вопросы обеспечения безопасности судей, заседателей и участников судебного процесса. Отметив положительные тенденции в работе подведомственных подразделений и служб, и.о. начальника Управления Минюста России по Липецкой области Гпавный судебный пристав Валентин Сонин об ратил внимание подчиненных на повышение исполнительной дисцип лины, профессионального уровня, недопущение фактов недобросо вестного исполнения своих служебных обязанностей. Гпавный судеб ный пристав отметил ряд недостатков и упущений и потребовал улуч шить деятельность Службы судебных приставов по исполнению по становлений налоговых органов по принудительному взысканию на логов и исполнительского сбора. Приоритетным направлением в дея тельности Службы остается взыскание денежных средств в пользу физических лиц: исполнение решений по алиментным платежам, за работной плате, возмещению морального и материального вреда.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz