Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

19 июня 2004 г „ № 118 (22246) ЛИПЕЦКАЯ г а з е т а ^П р ем ьер а ! Сватовство голубятника Чмутина Пьесу Александра Галина «Ретро» сегодня вполне можно причислить к новейшей классике отечественной драм атур гии . Она выдержала испытание временем . Ш|фоко пройдя по театрам С С С Р , да и зарубежья около четверти века назад , «Ретро» не канула в Ле ту . Красноречив ф ак т ее недавней успешной постановки во М ХАТе имени А .П . Чехова. Не вызывает сомнений, что один из первых сценических опытов ныне масти то го сочинителя , режиссера и педагога А . Галина будет востребован и впредь. Эта мастерски написанная сентиментальная история не­ сложна по фабуле, ролей в ней всего шесть. Причем четыре — возрастные: прекрасный «специальный» подарок для ак­ теров старшего поколения, которые порой отнюдь не плотно заняты в текущем репертуаре. В общем, возник бы весомый, уместный повод, а там дело за очередным сценическим воп­ лощением «Ретро» не станет. Поводом для появления «Ретро» в Липецком муници­ пальном театре стало 65-летие народного артиста России В. Пономарева. Руководство пошло навстречу пожеланиям бу­ дущего бенефицианта — Виталий Васильевич сам выбрал пьесу А. Галина, к тому же в качестве режиссера и сценог­ рафа пригласив своего сына Олега, прежде ставившего детс­ кие спектакли. И получилась не просто сентиментальная, очень трогательная история. Получилась история о редкост­ ном на нынешних подмостках непоказном благородстве лю­ дей, попавших в ситуацию, на первый взгляд, далекую от изъявления высоких душевных порывов. Москвичи Людмила (Лилия Журман) и её муж Леонид (Александр Панов) решают женить людмилиного отца-вдов- ца Николая Михайловича Чмутина (В. Пономарев). Тот, кро­ вельщик по профессии и страстный голубятник, приехал из Курска (родного, между прочим, города А. Галина) и уже три месяца, пока дочь с зятем на работе, мается у них в квартире. Леонид, антиквар-мебельщик, подбирает для тес­ тя трех невест из числа обязанных ему клиенток, назначает им почасовые свидания с женихом. Ну а невесты приходят на смотрины почти одновременно. Нетрудно угадать, что про­ изойдет дальше. Сначала у четверых пенсионеров полный разнобой, но ближе к финалу им удается составить безус­ ловно слаженный квартет. Квартет — понятие из мира музыки. Игру опытных акте­ ров в «Ретро» как раз и хочется сравнить с точно расписан­ ными по нотам музыкальными партиями. Сравнение — не внешнее, не потому, что действию часто аккомпанируют ме­ лодии. Оно напрашивается благодаря тонкому соотнесению ролей разной тональности, их полифонии, сводимой под ко­ нец к почти унисонной коде. Если продолжить конкретизи­ ровать сравнение, то получится следующий расклад партий. Сопрано — это, безусловно, Светлана Лисовская в роли быв­ шей балерины Розы Александровны Песочинской, причем сопрано, разумеется, необычное, совсем не оперное, а экс­ центрично-драматическое. Однако при всей «остаточной» бо- гемности экс-балерины, когда-то вращавшейся в избранном круге, она отнюдь не шаржированный персонаж. Роза Алек­ сандровна превосходно выглядит, её эксцентричность преле­ стна. А драматическая сторона роли раскрывается в диалоге Песочинской со Чмутиным во втором акте в эдаком бесслёз­ ном плаче одинокой женщины по быстро пролетевшей своей жизни и ставшей совсем иной, чужой жизни вокруг. Средний регистр, меццо-сопрано — вахтерша Диана Вла­ димировна Барабанова, которуюайв^ЗЬЯНна Агеева ?»грае%; очень ровно, сдержанно, спокойно. Ибо Диана Владимиров­ на, можно сказать, стоически воспринимает выпавшую ей судьбу, в которой не нашлось места напрасным иллюзиям, в которой остаются работа в ночную смену и заботы о под­ растающих внуках. Ну, а низкому голосу, контральто, вполне соответствует Нина Ивановна Воронкова, прежде — сани­ тарка дома скорби, в исполнении Зинаиды Горячевой. Она (да, в принципе, как и ее партнерши) создает характер, от­ талкиваясь от социальных примет героини, особо, в проти­ вовес хорошо памятным ей пациентам, пекущейся о здоро­ вом образе мыслей и здравом взгляде на окружающее. «Баритональный» же Чмутин — В. Пономарев — только по поверхностному впечатлению провинциально-старомод­ ный, капризный оригинал. Чмутин и упрям-то лишь пото­ му, что самодостаточен. Он — цельная натура и не терпит никакого навязывания извне, создания для него нарочитых, «искусственных» обстоятельств. Странным образом Чмутин заставляет вспомнить двух других персонажей В. Пономаре­ ва последнего времени — бобыля Архипа Федоровича (теле­ фильм «Русские бабы») и гостиничного управляющего (ко­ медия «№ 13»). Кратко говоря, во всех трех случаях герои неуклонно, хоть и с неодинаковой степенью настырности, упертости, гнут собственную линию. Её протяженность — от наведения номинального порядка (в отеле) до утверждения порядочности в самих себе и окружающем их пространстве. Более того, таких, непременно вызывающих улыбку и вмес­ те с тем с твердым внутренним «стержнем», персонажей спра­ ведливо считать проявлением лейттемы В. Пономарева. Так, собственно, и должно быть. С высоты житейского опыта, прожитых лет его герои прекрасно отделяют зерна от плевел и твердо следуют этическим постулатам, главной составля­ ющей человеческих взаимоотношений. Говоря о «Ретро», нельзя обойти вниманием вопрос: не о конфликте ли поколений, отцов и детей идет речь в пьесе А. Галина и спектакле О. Пономарева? О конфликте, когда стар­ шие преподносят давно уже повзрослевшим детям показа- тельнейший урок доброты, соучастия? Ответ вроде бы напра­ шивается положительный, и все же он не будет отражать суть этой истории, ибо подан несколько декларативно из-за того, что участники квартета выписаны интереснее, точнее, объемнее, они симпатичнее, нежели супружеский дуэт Люд­ милы и Леонида. Спектакль получился почти зеркальным отражением пьесы. Супруги сами загнали себя в тупиковую, заведомо проигрышную ситуацию. Опытные коллеги явно переиграли и Людмилу — Л. Журман с её резковато выра­ женными теплотой, сочувствием к отцу, и Леонида — А. Панова, который даже в первом акте не смотрится хозяином положения, хотя он и организовал сватовство тестя. Хороших персонажей в «Ретро» больше, чем не то чтобы плохих, а просто не таких хороших; и хорошие неизбежно находят путь к сердцам, душам как друг друга, так и зрите­ лей. За развитием темы драматического квартета, за ее ва­ риациями наблюдать — сплошное удовольствие. Вот пото­ му-то «Ретро» и есть наша новейшая классика, которой суж- дена долгая сценическая жизнь. Константин КЛЮТКИН. ^ С т р аш ны е игрушки «Жёлтыйкот» вдецибельномэкстазе Детских игрушек на все вкусы сегодня в избытке. Но вот все ли они соответствуют требованиям национальных стан­ дартов? Сотрудники областного управления Госторгинспек­ ции проверили двенадцать предприятий, торгующих этим веселым товаром. И пришли к невеселым выводам: не пере­ велись еще на прилавках игрушки, которые просто-напросто опасны для здоровья. Скажем, в китайском «кондитерском наборе» из пластизоля содержание фенола превышает допу­ стимый уровень в 11, а иногда и в 21 раз! Да и норма запаха в нем вдвое больше положенной. «Аппетитный» набор, ни­ чего не скажешь! Но игрушки не только пахнут, а и звучат. И порой чрез­ мерно громко. Так, уровень звука «Розового зайца», «Голу­ бой собаки», «Жёлтого кота», «Рыбки голубой» и других выше допустимого на 4-9 децибел. Настораживает и общая токсичность этих милых созданий. Всего из тысячи с лишним проверенных игрушек забра­ ковано и снято с реализации 258. Все они, кстати, китайско­ го производства. Виновные в нарушении правил торговли оштрафованы. (Соб. инф.). Владыка НИКОН : ^ В е р а «Русскость» Николая Чудотворца чувствуешь именно за границей...» Делегация священнослужителей епархии во главе с епископом Липецким и Елецким недавно вернулась из паломнической поездки по святым местам зарубежья .... ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА. В ладыка, вы совершили палом­ ничество к гробу святителя Николая Мирликийского Чу­ дотворца. Это была первая ваша поездка в Италию к мо­ щам Угодника Божиего? — Нет, два года назад я уже побывал в городе Бари, куда из Греции бьши пе­ ренесены мощи святого. Нынешняя по­ ездка была организована по инициативе Патриархии, а профинансировал её один из российских благотворителей. Всего в паломничестве участвовало 170 человек, из них 30 — священнослужители, осталь­ ные — участники прекрасных церковных хоров из Троице-Сергиевой лавры и Ка­ лужской духовной семинарии, игуменьи женских монастьфей, дети пдавославных приходов из разных городов России. Воз­ главлял делегацию архиепископ Саранс­ кий и Мордовский Варсонофий. По благословению Святейшего Пат­ риарха Московского и Всея Руси Алек­ сия II мне бьшо позволено взять с собой в поездку троих человек.. Это были два иеродиакона и один из моих духовных чад. Кроме посещения святыни в городе Бари мы имели возможность помолить­ ся и у мощей Угодников Божиих в Гре­ ции, куда перелетели на самолете. — Чем-нибудь отличались эти по­ ездки — двухгодичной давности и ны- непшяя? — Первая была сопряжена с некото­ рыми осложнениями, случившимися в отношениях между Русской Православ­ ной Церковью и Ватиканом. Последний, как вы помните, без согласия Патриар­ хии, без благословения Святейшего от­ крыл на территории России четыре епар­ хии. Тогда наша Церковь высказалась по этому поводу резко негативно. Ведь, кроме всего прочего, Ватикан — отдель­ ное самостоятельное государство. Поду­ майте, как бы оно отнеслось к идее от­ крыть на его территории православные епархии? В общем, и приём со стороны католиков в тот год был соответствую­ щий. Они даже слух распустили, что рус­ ские собираются перевезти мощи святи­ теля Николая Чудотворца в Россию, так как он именно там очень почитаем веру­ ющими, более чем где-либо. На этот раз ничего подобного не было, но холодок в отношениях остался. Это, кстати, про­ является и в церемонии изъятия миро. Известно, что мощи святого мироточат, и католические священники специаль­ ным ручным насосом собирают целитель­ ную влагу, часть её отдают в собствен­ ные киоски и немного передают право­ славным. И служба проходит в соотве- ствующей хронологии: сначала её совер­ шают католические священники, потом наши, предварительно постилая на пре­ стол покрывало для совершения проско­ мидии и затем литургии. — Первый святой, о котором я ус- льппал в далеком детстве, был Николай Угодник. Бабушка называла его ласко­ во «Угодничек»... Имя этого святого зна­ комо каждому православному, в редком христианском доме не найдешь его ико­ ны, в редком городе — храма, в честь его сооруженного. Чем объяснить, что именно в России он почитаем как нигде больше? — Да, только в Москве было 60 церк­ вей и 110 приделов, посвященных Нико­ лаю Мирликийскому Чудотворцу. Мно­ го храмов в его честь и в нашем липец­ ком крае. По чину почитания он у веру­ ющих на третьем месте после самого Гос­ пода и Божьей Матери. Заступник сла­ бых, обиженных, покровитель сирых, убогих, нуждающихся, он удивительно быстро «прижился» именно в России, чей вечный удел — страдать и молить Бога о помощи... У нас святитель стал домаш­ ним, национальным святым. Не случай­ но и первый русский князь Аскольд в крещении бьш назван Николаем, и по­ следнего русского государя тоже звали Николай. Как ни странно, именно за гра­ ницей чувствуешь эту «русскость» свято­ го. Хотя Николай Чудотворец — всекон- фессиональный святой, он почитаем мно­ гими народами. — Как встречали нашу делегацию в Италии, как она переносила тяготы пу­ тешествия? — Ну, какие тяготы? Священники — люди ко всему привычные. Принимали нас хорошо. Четьфехзвёздочные отели, ре­ стораны на берегу моря, «шведские сто­ лы», переводчики... Но, знаете, всё это было почти несущественно, мне лично всегда дорога служба. А такая — при гро­ бе своего небесного покровителя — осо­ бенно. В день прилета в Бари вечером нас тепло встречали в нашей Русской право­ славной миссии, там же при храме мы совершили всенощное бдение, сопровож­ даемое двумя нашими хорами. А уже утром в базилике святителя Николая на­ чалась Божественная литургия — бого­ служение, за которым совершается таин­ ство Святого Причащения. Я благодарен Святейшему за предос­ тавленную мне возможность приложить­ ся к святьше, причаститься у мощей Ни­ колая Чудотворца, который является моим небесньпл покровителем, так как я родился на Николу зимнего. — Владыка, что можно сказать о по­ читании святынь за рубежом и в наших православных храмах? — Говоря «за рубежом», вы имеете в виду католиков? Разница, конечно, есть, она ощущается даже в сугубо внешних проявлениях. В католических храмах прихожане сидят на удобных скамьях или стульях и, «отдохнув», поднимают­ ся уже к причастию... В нашей церкви даже древние старушки выстаивают всю службу до конца. Они в молитве обща­ ются с Господом — кто же в такие мину­ ты может спокойно сидеть?! Кстати, из Бари мы перелетели на самолете на гре­ ческий остров Хиркори. И всего через час с небольшим как бы снова оказались на Родине: православные греческие церкви трепетно хранят те же, что и мы, христи­ анские традиции — богослужения, по­ читания святых и так далее. Мы моли­ лись у мощей святителя Спиридона Трим- фунского. Храм там маленький, но та­ кое в нем благолепие. Рядом с алтарем — усыпальница. Мощи, по свидетельству настоятеля, пребывают в нетлении. У святого даже отрастают ногти на ногах, на теле выступает пот, а вес тела постоя­ нен — восемьдесят килограммов. На дву­ надесятые праздники голова поворачи­ вается в противоположную сторону. Та­ кая благодать святого Духа лежит на этом подвижнике. И при жизни святи­ тель Спиридон творил чудеса. Однажды в споре со схоластиками он, будучи один против многих, перекрестил самого ак­ тивного со словами «Да заградятся твоя уста!» И тот сразу онемел — на время пока святитель рассказывал о новом За­ вете, который дал людям Иисус Хрис­ тос. Архиепископ Саранский и Мордов­ ский Варсонофий в сослужении со мной и настоятелем храма, греком, со­ вершили Божественную литургию, и снова пели два наших хора. По свиде­ тельству местных священнослужите­ лей, такого песнопения они здесь не слышали. Это порадовало и нас. Да­ лее мы совершили паломничество к мощам царицы Феодоры, первомучени­ ка Стефана и святой пророчицы Анны. А потом — домой, домой,., —Вот рдаме... Не мой№ 6 йЙй, ВМ- дыка. поделиться с нашими читателя­ ми последними новостями молодой епар­ хии? — Событий много. Почти сразу после возвращения освятили храм в Вешалов- ке — прекрасной баженовской архитек­ туры. При активной поддержке област­ ной и городской администраций продол­ жается строительство епархиального уп­ равления. Фирмой «Липецкоблтехинвен- таризация» строится ещё одна купель при Богородице-Тихоновском (Тюнин) жен­ ском монастыре. Всем миром возводит­ ся собор в Усмани. Одновременно с возрождением храмов укрепляем структуры епархии. Работает паломническая сщжба, издается епар­ хиальная газета. Порадовала областная детская газета «Золотой ключик», кото­ рая стала выпускать специальное прило­ жение «Преображение». Совместно с гу­ бернским телевидением и обществом «Наследники Александра Невского» вы­ пускаем своютелепередачу «Отчина». Ду­ маем о строительстве Дома правослгшной книги. Особая наша сегодняшняя забо­ та — возвращение из небытия пострадав­ ших за веру Христову. С этой целью мы создали при епархии комиссию по кано­ низации местночтимых святых. В нее вхо­ дят и священнослужители, и миряне из числа краеведов, журналистов. Рассчи­ тываем и на помощь областного госар- хива. Задонские старцы, елецкая затвор­ ница Меланья, игуменья Мелитина, рас­ стрелянная в ЕЬтецкой тюрьме чекиста­ ми, протоиерей Иоанн Елецкий и старец Липецкий Иоанн, у чьей могилки полу­ чают исцеление верующие липчане, мно­ гие и многие другие ждут своего прослав­ ления. Здесь нужно спешить — пока вре­ мя благоприятное, ибо всякое случается в России. Поэтому в каждом приходе дол­ жен быть свой синодник, свой чин поми­ новения мучеников нашей Церкви и на­ шего Отечества... А ещё мы принимаем у себя крест­ ные ходы — вот уж радость для право­ славных! Только что проводили кресто- ходцев из Костромы в Воронеж и Белго­ род, а уже ждём ещё один крестный по­ каянный ход из Курска. У нас он будет 25-26 июня, и встретим мы его с радос­ тью. — Владыка, позвольте спросить о личном? Говорят, сразу после Италии вы отправились в лес по грибы? Гово­ рят также, что это отличное средство для снятия стрессов? — Подтверждаю — отличное! Жаль, что времени на это не остается. Вот за последние два года выбрался первый раз... — ... и сколько набрали? — Ведро подберёзовиков. Сейчас са­ мое для них время... — Спасибо за беседу. Беседу вёл Александр КОСЯКИН ^Ж и в ё т в селе мастерица... «Итальянскийполдень» вЯблоново Почти полвека назад отыскала Маргарита Петровна Ковалева копию картины «Итальянский полдень» Карла Брюллова. Подлинник она когда-то видела в Третьяковской галерее . Он неудержимо притягивал взор к яркой девушке с её удивительной женственностью , южной щедрой красотой. А ещё манило живое свечение виноградной грозди в её руках, поразительно переданное художником. Вот только до поры взяться за эту работу вышивальщи­ ца не решалась. Даром что опыта как будто бы хватало. Ведь первые стежки, как водится в крестьянских семьях, Маргарита сделала под присмотром мамы. Потом её вы­ шивки висели в изголовье кровати в далекой Молдавии, куда она уехала учиться на бухгалтера, да так и осела на сорок лет. Висят там они и сейчас. Только в начале 90-х семья вынуждена была срочно продать квартиру в Кишине­ ве: коренные жители дали понять, что Ковалевы чужие на их земле. Несколько кустов местных сортов роз, лоз виног­ рада «Лидия», саженец грецкого ореха — вот всё ценное, что удалось вывезти в Россию. И конечно, вышивки. Над ' ними вместе с соседками-молдаванками по-дружески коро­ тала Маргарита Петровна не один вечер. Ей на новом месте ещё повезло: взрослые дочери непло­ хо устроились — одна в Липецке, другая вместе с матерью ■ в Яблоново Краснинского района. И уже стираются в вос­ поминаниях десятки лет, прожитых в солнечной республик ке. Зато оживает память детства: окрестности липецкой глу­ бинки так похожи на её родные места в Курской области,: Яблоновские закаты завораживают переливами от золотис­ тых тонов до красно-фиолетовых. И рождаются в вообра-*" Жении чудесные картины из нитей... Поселившись в ветхом домишке, принадлежавшем ког­ да-то мастерице елецких кружев, которыми славилось село, ■ она, как заправская селянка, занялась огородом, забелила законченные сажей стены мелом, завела кошку — уж очень много оказалось в ее новом жилище мышей, от муравьев и. вовсе спасу нет. Только разве это беда по сравнению с уже. выпавшим на её долю... — Я деревенская, — не устает повторять Маргарита Пет­ ровна, — не привыкла сидеть сложа руки. Но если когда-то на шитьё и вышивание ей времени не хватало, то теперь каждую свободную минуту отдает им. Не поверите, но заготовки для рукоделия у хозяйки хра­ нятся в нескольких чемоданах. Открытки, вырезки из жур­ налов, газет, специальные журналы и даже марки, фанти­ ки от конфет и шоколада соседствуют здесь с канвой, пяль­ цами и мулине. Без спешки, как бы сверяя рисунки настро­ ем своей души, достает она их из хранилища, и, тщательно подбирая цвета ниток, начинает колдовать над очередной" картиной, не маслом написанной, а вышитой нитями. Поработав на огороде, она устраивается в стареньком’ кресле, уютно примостившемся под крохотным, заставлен­ ным геранями, оконцем и забывает обо всем, кроме портре­ та Нефертити. Воссоздавая облик египетской царицы, не-- сколько раз выпарывала нити бежевого тона, добиваясь вы­ пуклости, объемности изображения. И добилась. Царица смотрит на нас во всем очаровании своей пережившей ты-., сячелетия красоты... Познакомившись с новой яблоновской жительницей по­ ближе, худрук Яблоновского СДК Нина Бартенева, сама- человек творческий, предложила сделать персональную вы­ ставку. Всего несколько дней прошло с её открытия, а к Маргарите Петровне потянулись местные мастерицы: вы­ шивки односельчанки пробудили- у них желание сесть за пяльцы. Прошедшей зимой она стала участницей региональ- нрй дыдтавки прикладного творчества, посвященной 50-ле-. тию. образования Липецкой о^асти . Именно,лам и запом-. нилась ее нитяная итальянка с картины Брюллова. Сама же Маргарита Петровна вернулась домой полная идей. Мало, показалось ей, было в экспозиции работ, вы­ полненных гладью. Ищут вышивальшицы что полегче. — Крест — это же просто, — говорит она. —- Вышивая крестом, отдыхаешь. Гладь сложней, она думать заставля­ ет, подбирать стежки по величине и тону. Ей хочется, чтобы её вещи вдохновили других маете-. риц. Свидетельствую: рассматривая «Полевые маки» и «Рай-, скую мухоловку» Ковалёвой, я и сама захотела взяться за иглу. Подойдёшь поближе — да, угадываются переходы ни­ тей из одного цвета в другой. Но издали создается полное. впечатление написанной маслом или акварелью картины. После успеха односельчанки в Липецке у худрука воз­ никла мысль о детском кружке вышивальшиц. Сразу пос­ ле женского праздника в СДК пожаловали девочки вось­ ми-двенадцати лет. С интересом овладевают они премудро­ стями стебельчатого шва, крестика, глади. А рядом рабо­ тает сам мэтр, Маргарита Петровна. Вместе-то веселей. Да и тонкости той или иной техники объяснить проще. Теперь ей есть с кем посоветоваться в подборе нужного тона. Так было„ когда вышивала она «Розовых фламинго». Благода­ ря подсказке девочек вместо бежево-коричневого оделись птицы в розовое оперенье и стали сочнее, выразительнее на фоне воплощенного в цвете яблоновского заката. В общем, смена растет. А ведь об этом мечтает всякий настоящий мастер. Краснинский район. Наталья АРКАТОВА. ^Надежда Изстарогохрама- вновыйхрамнауки Ещё год простоять старой школе в краснинском селе Сот- никово. И год в ней надо проучиться-продержаться местной ребятне. А потом первый звонок на урок прозвучит в стенах, современного учебного заведения, о котором так давно меч-: тали сотниковцы. Нынешняя «альма-матер» не поддается никаким капитальным ремонтам и реконструкциям. Разме­ щается она в древних стенах закрытого при большевиках сельского храма. Два года назад только и удалось аврально укрепить эти стены. Поэтому возведение новой школы стало первостепенной задачей областной и районной власти. Фи­ нансируется объект из региональной казны, а в возведении его участвуют елецкие строители. Подрядчики из «Елецтяж- строя» хорошо зарекомендовали себя у краснинцев. Год на­ зад в селе Щербакове они с высоким качеством ввели в строй, «одиннадцатилетку», участвовали в реконструкции ряда рай­ онных объектов социальной сферы. Примечательно, что новоселье в сотниковской школе сов­ падёт со знаменательной годовщиной в жизни села и исто­ рии краснинского народного образования. 125 лет назад - в 1880 году - здесь одной из первых в тогдашней округе была открыта крестьянская школа грамоты. (Соб. инф.). Концертная жизнь Липчанамповезлонеменьше, чемматериамериканскогопрезидента в сущ но сти , в один вечер мы услышали два концерта. Так можно ска за ть о программе, которую представили липчанам народный ар ти с т Ро ссии дирижер Владимир Вербицкий и заслуженный ар ти с т Ро ссии лауреа т международных конкурсов Валерий Кулешов. Вм е с те с Липецким муниципальным симфоническим оркестром они исполнили 23 концерта Моцарта, «Испанскую рапсодию» Л и с та и третий концерт Рахманинова. Валерия Кулешова хорошо знают во всем мире. Его имя украшает афиши концертных залов США, Японии, Великобритании, Германии, Италии. Сейчас пианист живет в Америке, где ведет мастер-классы в университете Оклахомы. Валерий Кулешов дружен с Ваном Клайбер- ном, знаменательным событием своей жизни считает встречу с Влади­ миром Горовицем. Однажды на концерте Кулешова побывала даже мать американского президента Барбара Буш, которая затем прислала за­ писку: «Я счастлива, что смогла услышать вашу игру». Много выступает пианист и в России, но в провинции бывает неча­ сто. Липецкий концерт состоялся благодаря народному артисту Рос­ сии Владимиру Вербицкому. Творческий союз дирижера и пианиста возник более тридцати лет назад, когда Валерий был еще учеником ЦМШ при Московской консерватории. Программа, которую на этот раз услышали липчане, прозвучит так­ же в Воронеже и Санкт-Петербурге. Блестящее чувство стиля, эпохи — вот что отличает игру Валерия Кулешова. Премьерой вечера стала листовская «Испанская рапсодия» в транс­ крипции Бузони (кстати, именно на конкурсе имени Бузони в Италии Валерий одержал свою первую блестящую победу). В оркестровом переложении она звучит крайне редко. — Вы представляете, даже в Санкт-Петербургской библиотеке не оказалось нот этого сочинения. С большим трудом нашел партитуру через Интернет. Тем более приятно, что музыканты провинциального оркестра достойно справились с этим сочинением. Если первая репе­ тиция прошла немного сумбурно, то уже на второй благодаря Влади­ миру Ивановичу все стало на свои места, — говорит Валерий Кулешов. По мнению Владимира Вербицкого, судить об оркестре по акком­ панементам сложно. Иногда нашему коллективу не хватает стройности ансамбля, бывает, музыкантам трудно дотянуться до уровня солиста с мировым именем (скажем, при исполнении Моцарта). Тем не менее у Липецкого симфонического оркестра большой творческий потенциал, на сей счет сомневаться не приходится. А совершенству, как известно, нет предела. Фёдор КУЧУМОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz