Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
16 января 2004 г., № 8-9 (22136-22137) ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ЛИПЕЦКАЯ ТиТ — ' ' ■' 1 — г а з е т а « ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА Государственная поддержка обеспечения населения Липецкой области питьевой водой на 2004 - 2010 годы» ПАСПОРТ областной целевой Программы «Государственная поддержка обеспечения населения Липецкой области питьевой водой на 2004 — 2010 годы» Наименование Областная целевая программа Программы «Государственная поддержка обеспечения населения Липецкой области питьевой водой на 2004 — 2010 годы» (далее — Программа). Администрация Липецкой области Государственный заказчик Основные разработчики Программы Департамент топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и реформирования жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) администрации области, управление жилищно-коммунального хозяйства администрации области, главное управление строительства и архитектуры администрации области совместно с главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей природной среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Липецкой области Основные цели Целями Программы являются улучшение и задачи Программы обеспечения населения питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве, улучшение на этой основе состояния здоровья населения области, охрана и рациональное использование источников питьевого водоснабжения. Программа предусматривает решение следующих задач: — сохранение имеющегося потенциала мощности систем водоснабжения за счет проведения капитального ремонта и реконструкции; — развитие систем централизованного водоснабжения; — поиск новых источников подземных вод и их освоение. Сроки и этапы 2004 — 2010 гг.: реализации 1 этап — 2004 — 2005 гг. Программы 2 этап — 2006 — 2010 гг. Перечень основных Мероприятия по развитию систем мероприятий водоснабжения городов, сельских Программы населенных пунктов области; поиск и разведка экологически чистых источников Исполнитель- Департамент ТЭК и реформирования ЖКХ координатор администрации области Программы Исполнители Управление ЖКХ администрации Программы области, главное управление строительства и архитектуры администрации области, ОГУ «УКС ТЭК и ЖКХ» совместно с главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей, природной среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Липецкой области, федеральным государственным учреждением «Управление «Липецкмелиоводхоз», органами местного самоуправления (по согласованию). Источники Областной бюджет и иные средства, не и объемы запрещенные действующим финансирования законодательством. Общий объем Программы финансирования составит: 2382,2 млн. руб., в том числе областной бюджет — 714,66 млн.руб. Ожидаемые В социалъном аспекте реализация конечные Программы позволит обеспечить результаты население области питьевой водой Программы нормативного качества и в экономическом плане снизить затраты электроэнергии и потери в системах хозяйственно-питьевого водоснабжения Контроль Администрация области обобщает и за исполнением представляет в областной Совет Программы депутатов информацию о ходе выполнения Программы по состоянию на 1 января каждого года в срок до 1 марта Введение Областная целевая программа «Государственная поддержка обеспечения населения Липецкой области питьевой водой на 2004-2010 годы» разработана в соответствии с распоряжением администрации Липецкой области N° 668-р от 30.06.2003 г. При разработке Программы использованы: — статистические данные и фондовые материалы управле ния жилищно-коммунального хозяйства администрации облас ти, главного управления природных ресурсов и охраны окружа ющей среды Министерства природных ресурсов РФ по Липец кой области (далее — ГУПР), Федерального государственного учреждения Центр государственного санитарно эпидемиологи ческого надзора в Липецкой области (далее — ЦГСЭН), Липец кого областного комитета государственной статистики Госком стата России, федерального государственного учреждения «Уп равление «Липецкмелиоводхоз» (далее — ФГУ «УЛМВХ»); — предложения структурных подразделений администра ции Липецкой области, органов местного самоуправления, тер риториальных федеральных органов исполнительной власти. Данная Программа уточняет объемы и затраты в действую щих ценах на основе анализа водоснабжения Липецкой облас ти. 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом В последнее время в Липецкой области сложилась крайне напряженная ситуация с обеспечением населения питьевой водой. Начиная с 1999 года этой проблеме уделялось пристальное внимание. За период 1999 — 2003 гг. освоено 245,2 млн. руб., в т.ч. 235,34 млн. руб. — средства областного бюджета и 9,86 млн. руб. — средства федерального бюджета. Пробурены и введены в эксплуатацию 97, отремонтирована 851 скважина. Проведен капитальный ремонт на 295 км водо проводных сетей и 177 водонапорных башнях. Построены 100 км водопроводов и 31 водонапорная башня, оборудованы 35 зон санитарной охраны первого пояса, отремонтированы 1599 Постановление восемнадцатой сессии Липецкого областного Совета депутатов третьего созыва № 4 29 -п с от 2 3 .1 2 .2 0 0 3 г. Обобластнойцелевойпрограмме «Государственнаяподцержкаобеспечения населенияЛипецкойобластипитьевой водойна2004-2010 годы» Рассмотрев представленную главой администрации обла сти областную целевую программу «Государственная поддер жка обеспечения населения Липецкой области питьевой водой на 2004 — 2010 годы», руководствуясь статьей 30 Устава Ли пецкой области Российской Федерации и учитывая решения комитетов областного Совета депутатов по экономике, по воп росам агропромышленного комплекса, земельных отношений и экологии, областной Совет депутатов постановляет: 1. Утвердить областную целевую программу «Государствен ная поддержка обеспечения населения Липецкой области пи тьевой водой на 2004 — 2010 годы» (прилагается). 2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования. Председатель областного Совета депутатов А. САВЕНКОВ. водоразборных колонок, выполнена замена 574 водоподъем ных электронасосов, построены и отремонтированы 30 павиль онов скважин, установлены приборы учета на 132 водозаборах. Пробурены 68 поисково-разведочных скважин, выполнен лик видационный тампонаж 75 скважин. К настоящему времени все населенные пункты в области, где содержание нитратов в подземных водах на начало 1999 г. было более 100 мг/куб.дм, обеспечены водой питьевого каче ства. Среди них пос. Лев Толстой и пос. Солидарность Елецко го района. Ведутся поиски воды питьевого качества для насе ленных пунктов, где содержание нитратов в воде составляет 45-75 м г / куб. дм. Разведаны эксплуатационные запасы подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения районных центров Ста новое, Измалково, сел Кузьминские Отвержки и Новая Дерев ня. Кроме этого, оценены эксплуатационные запасы подзем ных вод для 36 сельских населенных пунктов Липецкой области в количестве 13750 куб. м/сутки. Выполнение перечисленных мероприятий позволило зна чительно улучшить использование подземных вод для хозяй ственно-питьевого водоснабжения в сельских населенных пун ктах. Общее увеличение использования подземных вод за это время составило 58 тыс. куб. м/сутки. Ликвидирован их дефицит в 54 населенных пунктах. Источником питьевого водоснабжения городов, районных центров и сельских населенных пунктов области являются под земные воды. В области разведаны 100 месторождений пресных вод с общими эксплуатационными запасами 1435,18 тыс. куб. м/сут ки, 53 из которых эксплуатируются. Кроме того, имеется около 800 мелких сельских водозаборов и одиночных скважин, рабо тающих на неутвержденных запасах. Учтенный суммарный отбор подземных вод по области по состоянию на 01.01.03 г. составил 558,31 тыс. куб. м/сутки, в том числе на хозяйственнопитьевые цели 396,44 тыс. куб. м/ сутки. Липецкая область входит в число 31 субъекта Российс кой Федерации, хозяйственно-питьевое водоснабжение кото рого осуществляется за счет подземных источников. Проблемы в сфере водоснабжения области достаточно ти пичны: загрязненность и истощение месторождений подзем ных вод, изношенность разводящих сетей и, как следствие, превышение норм предельно-допустимых концентраций в раз водящих водопроводных сетях, нитратное загрязнение источ ников; большие потери воды; отсутствие должного учета воды и энергоресурсов, особенно в сельской местности; наличие дефицита воды в ряде населенных пунктов; наличие населен ных пунктов без централизованного водоснабжения. В связи с разработкой настоящей Программы обобщены данные инвентаризации водозаборов на территории области, проводимой с целью уточнения существующего положения с обеспечением хозяйственно-питьевой водой сельских населен ных пунктов Липецкой области. Работы выполнены территори альным центром «Липецкгеомониторинг» (далее — ТЦ «Липец- кгеомониторинг»). Кроме этого, ЦГСЭН выполнено обобщение всех имеющих ся сведений о качестве используемых подземных вод в сельс ких населенных пунктах по состоянию на 01.08.2003 г. По результатам выполненных работ выяснилось, что в 487 населенных пунктах используемые подземные воды для хозяй ственно-питьевых нужд не удовлетворяют требованиям сани тарных норм. В подземных водах в 180 населенных пунктах содержание нитратов превышает ПДК (45 мг/куб. дм ), в том числе в 25 — содержание больше 100 мг/куб. дм , в 26 — от 75 до ЮО.мг/ куб.дм и в 129 — от 45 до 75 мг/куб.дм. Содержание железа в подземных водах в 124 населенных пунктах превышает ПДК (0,3 мг/куб. дм), в том числе в 58 насе ленных пунктах превышает 1,0 м г / куб. дм. Качество подземных вод в 183 населенных пунктах не соот ветствует требуемым нормативам по содержанию жесткости, в т.ч. в 28 населенных пунктах — более 10 мг-экв/ куб. дм. Значительную роль в загрязнении подземных вод нитрата ми продолжают играть предприятия агропромышленного ком плекса, где зафиксировано 386 очагов загрязнения. Наиболь шее количество очагов загрязнения подземных вод отмечено в Задонском, Лебедянском, Липецком, Елецком, Чаплыгинском, меньше — в Воловском, Долгоруковском, Краснинском, Лев- Толстовском, Хлевенском районах. Комплекс водоохранных мероприятий, связанных с предот вращением загрязнения водных ресурсов, осуществляется в соответствии с принятой в области долгосрочной программой «Охрана окружающей природной среды Липецкой области (2002- 2010 гг.)» (подпрограммы «Отходы», «Охрана водных ресурсов»). Программный подход необходим при проведении поисков и разведки экологически чистых водоисточников, особенно в загрязненных районах области, которые в перспективе позво лят обеспечить население области питьевой водой нормально го качества. В последние годы осложнилась и требует безотла гательного решения проблема водоснабжения в сельских на селенных пунктах: — из 2390 скважин, обслуживающих сельскохозяйственные предприятия и сельское население, требуют ремонта 744 сква жины. Учет электроэнергии и воды на скважинах не ведется, станции управления и защиты, как правило, отсутствуют; — инвентаризация сельских водозаборов выполнена на 30%, требуется детальное обследование санитарно-технического состояния скважин, с целью определения их пригодности для дальнейшей эксплуатации, по качеству воды, техническому со стоянию. — по предварительным оценкам 567 скважин подлежат лик видационному тампонажу; — 727 зон санитарной охраны требуют восстановления; —43000 человек в области обеспечиваются водой из 10446 шахтных колодцев, качество воды в которых зачастую не отве чает требуемым нормам; — 141 населенный пункт испытывает дефицит в хозяйствен но-питьевой воде; — 2092 км сетей водопроводов в сельской местности нуж дается в замене, а изношенность сетей приводит к большим потерям воды. Действующие организационно-экономические и норматив но-правовые основы функционирования водохозяйственного сектора не позволяют генерировать внутри него финансовые средства, необходимые для восстановления источников водо снабжения, обновления и расширения водохозяйственных объек тов. Без программного подхода невозможно решение кардиналь ных проблем водоснабжения в городах области, связанных с реконструкцией и строительством новых водозаборов, изно шенностью водопроводных сетей. В настоящее время в городе Липецке остро стоит пробле ма хозяйственно-питьевого водоснабжения пос. Матырский, Дачный, сел Казинка, Новая Жизнь. Дефицит в питьевой воде для перечисленных районов города составляет около 7 тыс. куб. м / сутки. Кроме того, подаваемая вода по качеству не со ответствует требованиям СанПиНа по содержанию железа, мут ности, цветности. Водоснабжение села Казинка, пос. Новая Жизнь осуществляется за счет шахтных колодцев. Необходимо строительство группового водопровода, ориентировочная сто имость которого 80 млн. рублей. Строительство вновь разведанного Трубицинского водоза бора сметной стоимостью 59 млн. рублей необходимо в г. Ель це, где из-за несоответствия качества питьевой воды по содер жанию хрома и нитратов были закрыты водозаборы №№ 1, 5. В г. Грязи для использования мощности введенного Само- вецкого водозабора необходимо строительство водопроводных сетей и их закольцовка с Грязи -Орловским водозабором. Имеется дефицит воды в южной части г. Данкова. Для его ликвидации необходимо завершение строительства Яхонтовс- кого водозабора с водоводом и дюкером через реку Дон. В г. Усмани из-за превышения содержания нитратов в воде водозабора №1 необходимо его закрытие. Для чего требуется строительство водозабора в южной части города. Водоснабжение г. Лебедяни осуществляется по одной нит ке водовода. Необходимо строительство резервного водовода диаметром 325 мм протяженностью 3,7 км. В г. Чаплыгине необходимо расширение городского водо забора с 5 тыс. куб. м до 10 тыс. куб. м в сутки. 2. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы её реализации Основными целями Программы являются: — улучшение обеспечения населения питьевой водой нор мативного качества и в достаточном количестве; -охрана и рациональное использование источников питье вого водоснабжения. Для достижения этих целей Программой предусматривает ся решение следующих задач: — концентрация необходимых финансовых ресурсов в рам ках Программы и их минимизация за счет обоснованного целе вого использования; — сохранение имеющегося потенциала мощности систем водоснабжения за счет проведения необходимых объемов ка питального ремонта, реконструкции; — развитие систем централизованного хозяйственно-пить евого водоснабжения; — поиск новых источников подземных вод и их освоение с целью обеспечения населения области качественной питьевой водой; — повышение эффективности и надежности функциониро вания систем водоснабжения за счет реализации водоохран ных, технических и санитарных мероприятий; — обеспечение соответствия питьевой воды на действую щих водозаборных сооружениях области санитарно-гигиеничес ким требованиям. В Программе выделяются следующие этапы: 1 этап — 2004-2005 годы; 2 этап — 2006-2010 годы. В 2004-2005 гг. предусматривается выполнение следующих мероприятий: — замена участков водопроводных сетей, подлежащих ре монту; — бурение одиночных скважин взамен вышедших из строя; — завершение инвентаризации водозаборов на территории области силами ТЦ «Липецкгеомониторинг»; — тампонаж непригодных к дальнейшей эксплуатации сква жин; — проведение мероприятий по организации учета и эконо мии воды; — поиск и разведка новых водоисточников, удовлетворяю щих санитарным нормам. В 2006-2010 гг. предусматриваются следующие основные мероприятия: — завершение обустройства зон санитарной охраны; — выполнение работ по реконструкции, строительству сис тем водоснабжения; — поиск и разведка подземных вод с целью ликвидации дефицита в хозяйственно-питьевой воде и обеспечение насе ления качественной питьевой водой. 3. Система программных мероприятий Основой Программы является система взаимоувязанных мероприятий, согласованных по ресурсам, исполнителям и сро кам осуществления, обеспечивающих достижение программ ных целей (приложение №1) 3.1. Развитие систем водоснабжения городов области В мероприятия по развитию городских централизованных систем водоснабжения включены работы по дальнейшему раз витию групповых водозаборов, строительству магистральных и разводящих водопроводных сетей с применением энергоэф фективных технологий. (Окончание на 30-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz