Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

16 января 2004 г., № 8-9 (22136-22137) ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ЛИПЕЦКАЯ ТиТ — ' ' ■' 1 — г а з е т а « ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА Государственная поддержка обеспечения населения Липецкой области питьевой водой на 2004 - 2010 годы» ПАСПОРТ областной целевой Программы «Государственная поддержка обеспечения населения Липецкой области питьевой водой на 2004 — 2010 годы» Наименование Областная целевая программа Программы «Государственная поддержка обеспечения населения Липецкой области питьевой водой на 2004 — 2010 годы» (далее — Программа). Администрация Липецкой области Государственный заказчик Основные разработчики Программы Департамент топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и реформирования жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) администрации области, управление жилищно-коммунального хозяйства администрации области, главное управление строительства и архитектуры администрации области совместно с главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей природной среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Липецкой области Основные цели Целями Программы являются улучшение и задачи Программы обеспечения населения питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве, улучшение на этой основе состояния здоровья населения области, охрана и рациональное использование источников питьевого водоснабжения. Программа предусматривает решение следующих задач: — сохранение имеющегося потенциала мощности систем водоснабжения за счет проведения капитального ремонта и реконструкции; — развитие систем централизованного водоснабжения; — поиск новых источников подземных вод и их освоение. Сроки и этапы 2004 — 2010 гг.: реализации 1 этап — 2004 — 2005 гг. Программы 2 этап — 2006 — 2010 гг. Перечень основных Мероприятия по развитию систем мероприятий водоснабжения городов, сельских Программы населенных пунктов области; поиск и разведка экологически чистых источников Исполнитель- Департамент ТЭК и реформирования ЖКХ координатор администрации области Программы Исполнители Управление ЖКХ администрации Программы области, главное управление строительства и архитектуры администрации области, ОГУ «УКС ТЭК и ЖКХ» совместно с главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей, природной среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Липецкой области, федеральным государственным учреждением «Управление «Липецкмелиоводхоз», органами местного самоуправления (по согласованию). Источники Областной бюджет и иные средства, не и объемы запрещенные действующим финансирования законодательством. Общий объем Программы финансирования составит: 2382,2 млн. руб., в том числе областной бюджет — 714,66 млн.руб. Ожидаемые В социалъном аспекте реализация конечные Программы позволит обеспечить результаты население области питьевой водой Программы нормативного качества и в экономическом плане снизить затраты электроэнергии и потери в системах хозяйственно-питьевого водоснабжения Контроль Администрация области обобщает и за исполнением представляет в областной Совет Программы депутатов информацию о ходе выполнения Программы по состоянию на 1 января каждого года в срок до 1 марта Введение Областная целевая программа «Государственная поддержка обеспечения населения Липецкой области питьевой водой на 2004-2010 годы» разработана в соответствии с распоряжением администрации Липецкой области N° 668-р от 30.06.2003 г. При разработке Программы использованы: — статистические данные и фондовые материалы управле­ ния жилищно-коммунального хозяйства администрации облас­ ти, главного управления природных ресурсов и охраны окружа­ ющей среды Министерства природных ресурсов РФ по Липец­ кой области (далее — ГУПР), Федерального государственного учреждения Центр государственного санитарно эпидемиологи­ ческого надзора в Липецкой области (далее — ЦГСЭН), Липец­ кого областного комитета государственной статистики Госком­ стата России, федерального государственного учреждения «Уп­ равление «Липецкмелиоводхоз» (далее — ФГУ «УЛМВХ»); — предложения структурных подразделений администра­ ции Липецкой области, органов местного самоуправления, тер­ риториальных федеральных органов исполнительной власти. Данная Программа уточняет объемы и затраты в действую­ щих ценах на основе анализа водоснабжения Липецкой облас­ ти. 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом В последнее время в Липецкой области сложилась крайне напряженная ситуация с обеспечением населения питьевой водой. Начиная с 1999 года этой проблеме уделялось пристальное внимание. За период 1999 — 2003 гг. освоено 245,2 млн. руб., в т.ч. 235,34 млн. руб. — средства областного бюджета и 9,86 млн. руб. — средства федерального бюджета. Пробурены и введены в эксплуатацию 97, отремонтирована 851 скважина. Проведен капитальный ремонт на 295 км водо­ проводных сетей и 177 водонапорных башнях. Построены 100 км водопроводов и 31 водонапорная башня, оборудованы 35 зон санитарной охраны первого пояса, отремонтированы 1599 Постановление восемнадцатой сессии Липецкого областного Совета депутатов третьего созыва № 4 29 -п с от 2 3 .1 2 .2 0 0 3 г. Обобластнойцелевойпрограмме «Государственнаяподцержкаобеспечения населенияЛипецкойобластипитьевой водойна2004-2010 годы» Рассмотрев представленную главой администрации обла­ сти областную целевую программу «Государственная поддер­ жка обеспечения населения Липецкой области питьевой водой на 2004 — 2010 годы», руководствуясь статьей 30 Устава Ли­ пецкой области Российской Федерации и учитывая решения комитетов областного Совета депутатов по экономике, по воп­ росам агропромышленного комплекса, земельных отношений и экологии, областной Совет депутатов постановляет: 1. Утвердить областную целевую программу «Государствен­ ная поддержка обеспечения населения Липецкой области пи­ тьевой водой на 2004 — 2010 годы» (прилагается). 2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования. Председатель областного Совета депутатов А. САВЕНКОВ. водоразборных колонок, выполнена замена 574 водоподъем­ ных электронасосов, построены и отремонтированы 30 павиль­ онов скважин, установлены приборы учета на 132 водозаборах. Пробурены 68 поисково-разведочных скважин, выполнен лик­ видационный тампонаж 75 скважин. К настоящему времени все населенные пункты в области, где содержание нитратов в подземных водах на начало 1999 г. было более 100 мг/куб.дм, обеспечены водой питьевого каче­ ства. Среди них пос. Лев Толстой и пос. Солидарность Елецко­ го района. Ведутся поиски воды питьевого качества для насе­ ленных пунктов, где содержание нитратов в воде составляет 45-75 м г / куб. дм. Разведаны эксплуатационные запасы подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения районных центров Ста­ новое, Измалково, сел Кузьминские Отвержки и Новая Дерев­ ня. Кроме этого, оценены эксплуатационные запасы подзем­ ных вод для 36 сельских населенных пунктов Липецкой области в количестве 13750 куб. м/сутки. Выполнение перечисленных мероприятий позволило зна­ чительно улучшить использование подземных вод для хозяй­ ственно-питьевого водоснабжения в сельских населенных пун­ ктах. Общее увеличение использования подземных вод за это время составило 58 тыс. куб. м/сутки. Ликвидирован их дефицит в 54 населенных пунктах. Источником питьевого водоснабжения городов, районных центров и сельских населенных пунктов области являются под­ земные воды. В области разведаны 100 месторождений пресных вод с общими эксплуатационными запасами 1435,18 тыс. куб. м/сут­ ки, 53 из которых эксплуатируются. Кроме того, имеется около 800 мелких сельских водозаборов и одиночных скважин, рабо­ тающих на неутвержденных запасах. Учтенный суммарный отбор подземных вод по области по состоянию на 01.01.03 г. составил 558,31 тыс. куб. м/сутки, в том числе на хозяйственнопитьевые цели 396,44 тыс. куб. м/ сутки. Липецкая область входит в число 31 субъекта Российс­ кой Федерации, хозяйственно-питьевое водоснабжение кото­ рого осуществляется за счет подземных источников. Проблемы в сфере водоснабжения области достаточно ти­ пичны: загрязненность и истощение месторождений подзем­ ных вод, изношенность разводящих сетей и, как следствие, превышение норм предельно-допустимых концентраций в раз­ водящих водопроводных сетях, нитратное загрязнение источ­ ников; большие потери воды; отсутствие должного учета воды и энергоресурсов, особенно в сельской местности; наличие дефицита воды в ряде населенных пунктов; наличие населен­ ных пунктов без централизованного водоснабжения. В связи с разработкой настоящей Программы обобщены данные инвентаризации водозаборов на территории области, проводимой с целью уточнения существующего положения с обеспечением хозяйственно-питьевой водой сельских населен­ ных пунктов Липецкой области. Работы выполнены территори­ альным центром «Липецкгеомониторинг» (далее — ТЦ «Липец- кгеомониторинг»). Кроме этого, ЦГСЭН выполнено обобщение всех имеющих­ ся сведений о качестве используемых подземных вод в сельс­ ких населенных пунктах по состоянию на 01.08.2003 г. По результатам выполненных работ выяснилось, что в 487 населенных пунктах используемые подземные воды для хозяй­ ственно-питьевых нужд не удовлетворяют требованиям сани­ тарных норм. В подземных водах в 180 населенных пунктах содержание нитратов превышает ПДК (45 мг/куб. дм ), в том числе в 25 — содержание больше 100 мг/куб. дм , в 26 — от 75 до ЮО.мг/ куб.дм и в 129 — от 45 до 75 мг/куб.дм. Содержание железа в подземных водах в 124 населенных пунктах превышает ПДК (0,3 мг/куб. дм), в том числе в 58 насе­ ленных пунктах превышает 1,0 м г / куб. дм. Качество подземных вод в 183 населенных пунктах не соот­ ветствует требуемым нормативам по содержанию жесткости, в т.ч. в 28 населенных пунктах — более 10 мг-экв/ куб. дм. Значительную роль в загрязнении подземных вод нитрата­ ми продолжают играть предприятия агропромышленного ком­ плекса, где зафиксировано 386 очагов загрязнения. Наиболь­ шее количество очагов загрязнения подземных вод отмечено в Задонском, Лебедянском, Липецком, Елецком, Чаплыгинском, меньше — в Воловском, Долгоруковском, Краснинском, Лев- Толстовском, Хлевенском районах. Комплекс водоохранных мероприятий, связанных с предот­ вращением загрязнения водных ресурсов, осуществляется в соответствии с принятой в области долгосрочной программой «Охрана окружающей природной среды Липецкой области (2002- 2010 гг.)» (подпрограммы «Отходы», «Охрана водных ресурсов»). Программный подход необходим при проведении поисков и разведки экологически чистых водоисточников, особенно в загрязненных районах области, которые в перспективе позво­ лят обеспечить население области питьевой водой нормально­ го качества. В последние годы осложнилась и требует безотла­ гательного решения проблема водоснабжения в сельских на­ селенных пунктах: — из 2390 скважин, обслуживающих сельскохозяйственные предприятия и сельское население, требуют ремонта 744 сква­ жины. Учет электроэнергии и воды на скважинах не ведется, станции управления и защиты, как правило, отсутствуют; — инвентаризация сельских водозаборов выполнена на 30%, требуется детальное обследование санитарно-технического состояния скважин, с целью определения их пригодности для дальнейшей эксплуатации, по качеству воды, техническому со­ стоянию. — по предварительным оценкам 567 скважин подлежат лик­ видационному тампонажу; — 727 зон санитарной охраны требуют восстановления; —43000 человек в области обеспечиваются водой из 10446 шахтных колодцев, качество воды в которых зачастую не отве­ чает требуемым нормам; — 141 населенный пункт испытывает дефицит в хозяйствен­ но-питьевой воде; — 2092 км сетей водопроводов в сельской местности нуж­ дается в замене, а изношенность сетей приводит к большим потерям воды. Действующие организационно-экономические и норматив­ но-правовые основы функционирования водохозяйственного сектора не позволяют генерировать внутри него финансовые средства, необходимые для восстановления источников водо­ снабжения, обновления и расширения водохозяйственных объек­ тов. Без программного подхода невозможно решение кардиналь­ ных проблем водоснабжения в городах области, связанных с реконструкцией и строительством новых водозаборов, изно­ шенностью водопроводных сетей. В настоящее время в городе Липецке остро стоит пробле­ ма хозяйственно-питьевого водоснабжения пос. Матырский, Дачный, сел Казинка, Новая Жизнь. Дефицит в питьевой воде для перечисленных районов города составляет около 7 тыс. куб. м / сутки. Кроме того, подаваемая вода по качеству не со­ ответствует требованиям СанПиНа по содержанию железа, мут­ ности, цветности. Водоснабжение села Казинка, пос. Новая Жизнь осуществляется за счет шахтных колодцев. Необходимо строительство группового водопровода, ориентировочная сто­ имость которого 80 млн. рублей. Строительство вновь разведанного Трубицинского водоза­ бора сметной стоимостью 59 млн. рублей необходимо в г. Ель­ це, где из-за несоответствия качества питьевой воды по содер­ жанию хрома и нитратов были закрыты водозаборы №№ 1, 5. В г. Грязи для использования мощности введенного Само- вецкого водозабора необходимо строительство водопроводных сетей и их закольцовка с Грязи -Орловским водозабором. Имеется дефицит воды в южной части г. Данкова. Для его ликвидации необходимо завершение строительства Яхонтовс- кого водозабора с водоводом и дюкером через реку Дон. В г. Усмани из-за превышения содержания нитратов в воде водозабора №1 необходимо его закрытие. Для чего требуется строительство водозабора в южной части города. Водоснабжение г. Лебедяни осуществляется по одной нит­ ке водовода. Необходимо строительство резервного водовода диаметром 325 мм протяженностью 3,7 км. В г. Чаплыгине необходимо расширение городского водо­ забора с 5 тыс. куб. м до 10 тыс. куб. м в сутки. 2. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы её реализации Основными целями Программы являются: — улучшение обеспечения населения питьевой водой нор­ мативного качества и в достаточном количестве; -охрана и рациональное использование источников питье­ вого водоснабжения. Для достижения этих целей Программой предусматривает­ ся решение следующих задач: — концентрация необходимых финансовых ресурсов в рам­ ках Программы и их минимизация за счет обоснованного целе­ вого использования; — сохранение имеющегося потенциала мощности систем водоснабжения за счет проведения необходимых объемов ка­ питального ремонта, реконструкции; — развитие систем централизованного хозяйственно-пить­ евого водоснабжения; — поиск новых источников подземных вод и их освоение с целью обеспечения населения области качественной питьевой водой; — повышение эффективности и надежности функциониро­ вания систем водоснабжения за счет реализации водоохран­ ных, технических и санитарных мероприятий; — обеспечение соответствия питьевой воды на действую­ щих водозаборных сооружениях области санитарно-гигиеничес­ ким требованиям. В Программе выделяются следующие этапы: 1 этап — 2004-2005 годы; 2 этап — 2006-2010 годы. В 2004-2005 гг. предусматривается выполнение следующих мероприятий: — замена участков водопроводных сетей, подлежащих ре­ монту; — бурение одиночных скважин взамен вышедших из строя; — завершение инвентаризации водозаборов на территории области силами ТЦ «Липецкгеомониторинг»; — тампонаж непригодных к дальнейшей эксплуатации сква­ жин; — проведение мероприятий по организации учета и эконо­ мии воды; — поиск и разведка новых водоисточников, удовлетворяю­ щих санитарным нормам. В 2006-2010 гг. предусматриваются следующие основные мероприятия: — завершение обустройства зон санитарной охраны; — выполнение работ по реконструкции, строительству сис­ тем водоснабжения; — поиск и разведка подземных вод с целью ликвидации дефицита в хозяйственно-питьевой воде и обеспечение насе­ ления качественной питьевой водой. 3. Система программных мероприятий Основой Программы является система взаимоувязанных мероприятий, согласованных по ресурсам, исполнителям и сро­ кам осуществления, обеспечивающих достижение программ­ ных целей (приложение №1) 3.1. Развитие систем водоснабжения городов области В мероприятия по развитию городских централизованных систем водоснабжения включены работы по дальнейшему раз­ витию групповых водозаборов, строительству магистральных и разводящих водопроводных сетей с применением энергоэф­ фективных технологий. (Окончание на 30-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz