Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ г а з е т а > 11 июня 2004 г., № 114 (22242) ■И жизнь ПРОЖИТЬ — НЕ ПОЛЕ ПЕРЕИТИ И В А Н Д А М А Р Ь Я И Х З О В У Т Н Е З Р Я Ну кто же станет спорить, что не бывает любви с перво го взгляда? Увидев Марию в Алчевске Луганской области в далеком 48-м, Иван, недав ний выпускник Московско го пехотного командного училища имени Верховного Совета, потерял голову. Стал ходить за белокурой боль ш еглазой девушкой бук вально по пятам. А вот ро бости преодолеть не мог, хотя и на фронте успел по бывать. Чтобы хоть как-то при влечь к себе внимание, пой- мг^л он воробья и бросился к девушке. Каково же было общее огорчение, когда они увидели задохнувшуюся пти- |ц у . Не рассчитал парень гсилы... Иван уже пригото вился выслушать гневный поток обвинений в жестоко сти и навсегда расстаться с мечтой о близком знаком стве. Но Мария, заглянув в глаза растерянного юноши, все поняла без слов. Сопере живание случившегося дало им на будущее редкое взаи мопонимание. И пронесли его Мария и Иван Митяевы через всю жизнь. ОН Ивана призвали в армию в 43-м, во на фронт не взя ли. Направили на 6-месяч- ные курсы, а после под Ржев, где за год до приезда туда сына погиб отец. Дорога на Ельню, затем в Белоруссию. Под Гродно получил ранение в ногу. Когда под белорусской станцией Лиозно после пере стрелки с гитлеровцами на расстоянии 80 метров пошли с ними в штыковую, Иван чувствовал рядом дыхание друзей и вдруг — упал, а под няться не может! Ребята тем временем вперед ушли, а ос тавшийся лежать средь гру ды чужих и своих тел парень заплакал... По пути в москов ский госпиталь, куда ране ных везли через Смоленск, с горечью смотрел из окна ва гона на полностью разбитый, исковерканный город . И вновь вскипала в парне до сада на себя и свою беспо мощность В столичном гос питале, блЕ1годаря частым по сещениям школьников и де вушек с ближайшей обувной фабрики, удалось немного от влечься от мрачных мыслей. Признаком выздоровления стали больничные шутки, которыми молодые парни иногда донимали сестричек. Ну чем не затея — набить ха лат пациента всяким тряпь ем и уложить его так, чтобы создать видимость падения раненого. Парней частенько журила главврач, но наказы вать не спешила: понимала — это в молодых ребятах жизнь ключом бьет. После выздоровления у Ивана вырисовывалась не плохая перспектива обучения в Московском училище име ни Верховного Совета. Стгш Иван Митяев курсантом пе хотного училища и был на правлен служить в Алчевск Луганской области в танко КАКОЙ ТЫ СТАЛА, АБХАЗИЯ! Давно мне так не везло с отпуском, кгпс тем летом. Ока заться в августе на побережье Черного моря — это, скажу я вам, не фунт изюма! И дело-то, по большому счету, не только и не столько в том магическом притяжении, коими на самом деле облада ет природа южного края, и не в безмятежной сини над го ловой. И даже не в ослепительном блеске морского прибоя. Подчиняя себе целиком, без остатка, вековечная красота и величие стихии остаются всегда равнодушными к челове ческим горестям и радостям. Их не интересуют наши беды — большие и маленькие. Да что такое мы? Сегодня есть, а завтра, быть может, на этой планете в буйстве пышноцве- тья и под хрустальный звон горных родников начнет свой отсчет иная цивилизация... И, кто знает, быть может, она окажется более милосердной... Или хотя бы просто немно го человечней... А впрочем, когда это еще будет... Так думала я, отдыхая под мирным небом Абхазии в том счастливом для меня году. Сегодня же не надо обла дать каким-то особенным чутьем, чтобы разглядеть, ощу тить каждой клеточкой своего изнеженного курортным сол нцем организма ДРУГОЙ мир,- ДРУГУЮ страну. Страну ни щих, измученных войной и бедностью людей. Вот оттого-то в истомленной солнцем душе начинает незаметно, испод воль зарождаться новое двойственное чувство, и спустя ме сяцы нежданной болью однажды оно даст о себе знать. Под чиняясь ему, память-заноза заставит вспомнить не тепло нагретых камней и вкус соленых брызг, не блестящие на солнце черные дуги изогнутых спин дельфинов, рассекаю щих волну, и даже не шум прибоя в ночной тишине. Чер ные платки на фоне пышных магнолий и экзотических пальм, изможденные лица, отмеченные печатью горя, и тус клые от слез глаза — портрет гордой и незгшисимой женщи ны Абхазии начала 21 века будет вновь и вновь всплывать в памяти, заставляя мысленно вновь возвращаться в тот некогда благословенный край. ...Гортанные выкрики на мыслимых и немыслимых на речиях, пер1емежающиеся отборной русской бранью. Зали вистое: “Падхады, не проходы мимо... Эй, дэвушка, домаш нее вино папробуй...!” “Чусхела! Пахлава! Чебуреки! Семечки жареные”, — назойливо зазывают сбитого с толку бледно лицего отпускника. Такова атмосфера “Казачьего рынка”. По эту сторону границы. Вот и мы, две отпускницы, слегка оглушенные базар ным гомоном, радостно предвкушали, какие колоритные снимки напечатаем в Ельце — друзья ахнут! На пленке еще оставгшась пара кадров, когда неожиданно перед нами вырос шлагбаум. Не долго думая, я поднырнула под пере кладину и пыталась изобразить наиболее живописную позу. Как вдруг за спиной услышала громовое: “Девчонки, я обя зан у вас отобрать фотоаппарат и засветить пленку”. Не знаю, какой ужас застыл на моем лице, но офицер мили ции неожиданно сменил гнев на милость, посоветовав, прав да, на прощанье убраться подальше от границы. Нужно ли говорить, что приказ мы выполнили в считанные секунды. С тех самых пор в моем фотоальбоме хранится “истори ческий” снимок, запечатлевший жизнерадостную “наруши тельницу границы” уже на абхазской земле. Я салютую фо тообъективу, еще не подозревая, как на всех парах мчится разъяренный милиционер. Но — в сторону альбом. ...Контрольно-пропускной пункт, полосатый шлагбаум и люди в форме — это наша сторона. Но чем ближе прибли жаемся к КПП, тем напряженнее становятся лица, смех раздается все реже и реже, а потом и вовсе смолкает. И, кажется, этот поток людских тел никогда не кончится. Сгор бленные под неподъемной ношей спины, холщовые мешки — в них укладываются продукты: от хлеба до дешевых ле денцов и сникерсов — мгшышне, паста и порошки, макаро ны — это уже заказы старшего поколения. Без разбора все сгружается и тонет на дне неподъемных тюков, нагромож денных в повозки, и безучастные ко всему на свете, кроме поиска еды, люди тянут свои скрипучие тарантасы, торо пятся — впереди утомительный под палящим солнцем пе реход границы. Кажется, конца-краю не будет этой беско нечной очереди тех, кто стремится по другую сторону шлаг баума. Туда, в Абхазию. Домой. Но страшнее всех государственных границ, вместе взя тых, та, иная, невидимая грань, что поделила наши народы на лица “кавказской” национальности и “всех остальных”, на нищету и — страшную нищету! И только здесь, на грани це, осознаешь это всем своим естеством. По эту сторону шлаг баума — пыль, толпы людей, тележки, сбивающие тебя с ног, хаотичное движение, оно затягивает в водоворот и, по теряв к тебе интерес, с холодным безразличием отпускает только там, на чужой земле. Толпа рассасывается, и ты остаешься один на пыльной дороге среди разрушенных убо гих домов и чахлых кипарисов. Это и есть благословенная Абхазия. Та, которая теперь уже навсегда останется в моей душе. Даже если пожелтеет в альбоме тот случайный сни мок. Хотя очень хочется надеяться, что когда-нибудь Абха зия заживет прежней жизнью. Милада ФЕДЮКИНА. вую часть. Там-то и приме тил красивую девушку. ОНА Мария с родителями и двумя братьями жила до вой ны на станции Лозовой. Ког да началась Великая Отече ственная война, мужчины разом ушли на фронт. Маша с мамой остались одни, даже не подозревая, что им пред стоит долгая разлука. Как-то на поселок налетели гитле ровцы, дома сожгли, взрос лых угнали в Германию. И оставшиеся одни дети в воз расте от 8 до 15 лет вынуж дены были рыть землянки, кормиться чем Бог послал. Собирали кукурузу, а потом мерзлую картошку по полям, побирались по окрестным се лам. Сами полуголодные, люди делились с детьми тем немногим, что имели. Но даже эти крохи враз повзрос левшие детишки поровну де лили на всех. Однажды кто- то надоумил Марию пойти подсобной рабочей на учас ток военно-строительных ра бот. Отец погиб на фронте, но вернулись после войны бра тья, а затем и мать из фашист ской неволи. Паспорт дал девушке ре шимость зарабатывать себе на хлеб самостоятельЧю. Она уже официально устроилась на участок военно-строитель ных работ и вскоре на месяц уехала в командировку в Алчевск. — Всего четыре недели, — успокаивала себя Маша, рас ставаясь с родными. Но ведь и в песне поется, “что минута все решает очень круто”. А тут, как знак судь бы, — Иван. Едва сблизив шись, влюбленным все же пришлось расстаться. Она вернулась домой и уже дума ла: забыл про нее молчун-па рень. Да не таков оказался у него характер. Тем более об щими, отмеченными войной, были у них детство и юность. А прошлое придавало осо бую значимость и поступкам, и мыслям, и словам. ВМ ЕаЕ- Д РУЖ НАЯ СЕМЬЯ Заехал Иван по пути в отпуск на Лозовую, да и увез Марию к себе в Каширку (тогда Орловской области). Его, как и полагается, жда ла военная служба, невест ка жила год у родителей мужа. По возвращении Ивана родилась дочь, затем два сына. Семья решила зажить своим домом и переехала в село Красное. 20 лет Иван Васильевич проработал пред седателем колхоза “Заря коммунизма”. В период его руководства для рабочих были построены 100 квартир, детсад, школа. С тех пор прошло много лет. Супруги поседели, соста рились. Дети живут своими семьями. Только любят они друг друга той же любовью. — Он мне как сын, кото рый всегда младший, — по глядывая, не возмутится ли такими словами глава семьи. мягко говорит она. Жаль только, здоровье и Марию Яковлевну стало под водить. Мужу, награжденно му орденом Трудового Крас ного Знамени, не раз пред лагали путевки в санаторий. А он боится оставлять Ма рию без присмотра — вдруг что случится! Они друг для друга, что каменная стена. И возводи ли ее по кирпичику, цемен тируя взаимопониманием и доверием, сами. Хорошо по мнят Марию по работе в ап теке, лаборатории СЭС, дет ском саду. Доме быта, а го лос ее до сих пор радует зри телей во время выступлений хора ветеранов. Иван Васильевич н е однократно избирался депу татом сельских и районных Советов. Возглавляемый им колхоз по итогам восьмой пятилетки был награжден орденом Трудового Красного Знамени, получил серебря ную медаль на Выставке до стижений народного хозяй ства в Москве. Не один год был школой передового опы та в области животноводства, ч — Что ж, — вздыхает ве- тергш, — дело прошлое. Не гоже все только назад огля дываться. Надо и в будущее заглядывать. В народе говорят: сме лость приходит к нам в мо лодости, а мудрость — в ста рости. А вдруг и опыт вете ранов кому-то сгодится? Наталья АРКАТОВА. с. Красное — Липецк. ■И ПОЛЕАЛИНЕСКИЕ ЗАМЕТКИ и «ты целуй меня везде или«СУМАСШЕДШИНКИ»ОТОБРАЗОВАНИЯ Первые программы и учебные разработки этой новой "науки" датированы 1997 годом. Откуда же она взялась? Кто ее создатели? Каков ее предмет и в чем новизна методов? В чем заключается ее практическое значение? Что вообще означает слово, которым эта наука называется? Сколько ни пытали мы людей, никто не смог толково объяснить, что такое ВАЛЕОЛОГИЯ. «Наука о здоровье, вроде бы...» — отвечали одни, другие лишь пожимали плечами. ПИСЬМО УЧЕНЫ Х МИНИСТРУ Еще в 2000 году 139 че ловек — ученых, писателей, общественных деятелей — выступили в СМИ с откры тым письмом к министру об разования, где, в частности, предупреждали, что за терми ном «здоровый образ жизни» сегодня скрывается сексуаль ное просвещение наших де тей по западным методикам. “Работа по разрушению ду ховного здоровья семьи, на^ ции в России щедро оплачи вается западной валютой, сюда же поступают средства и нашего, небогатого сегод ня, государства”, — говори лось в письме. В последние годы в различные звенья рос сийской системы образова ния напористо внедрялся предмет «валеология», под видом науки о здоровье. Однако впоследствии выясни лось, что к вполне безобид ным советам по ведению здо рового образа жизни в этой «науке» добавлена еще и доза оккультных, прочих рекомендаций и советов. Валеологи и сходят из того, что «сверхвозможности человека заложены в его био энергетическом поле. Задача состоит в том, чтобы найти метод активизации для каж дого конкретного человека», а потом воссоздать на земле новую расу сверхчеловеков с оккультно-экстрасенсорными возможностями. Для этой цели использу ется прямое внушение и втор жение в сознание детей, при чем — без согласия самих детей и без уведомления их родителей. Как заметили тогда ав торы письма к министру об разования , валеология - лженаука, состоящая из об рывков астрологии, оккуль тизма, пропаганды секса, культа и даже фетишизации тела, одновременно сводя щая на нет духовные начала человека. В ее основе - идео логия вседозволенности и бездуховности. Приведя ряд аргументов, вопиющих фактов, связан ных с внедрением в российс ких школах валеологии, ака демики, писатели, ученые, известные деятели политики и науки буквально потребо вали исключить специаль ность «валеология» из Пе речня направлений и специ альностей высшего педагоги ческого образования. И это разумное требование было услышано. Но отголоски «на уки о здоровом образе жиз ни» еще живы в некоторых школах — в виде факульта тивов, кружков и т.д. ВАЛЕОЛОГИЯ - ПОЛЕТ “ В НИКУДА” ? В «Парламентской газе те» рассказывалось о том, как девятилетняя внучка просвещала бабушку «наукой о здоровом образе жизни». И тогда пожилая уже женщи на решила самостоятельно углубиться в эту «науку». Она была поражена тем, что шестилетний ребенок дол жен изучать женские и муж ские половые органы и уп- рг 1 жнения хатха-йоги для ук репления костного скелета. Первоклашке, еще не научив шемуся правильно водить ручкой по тетрадке, предла галось изучить 4 типа кишок, из веревок разной толщины сплести схему кишечника, а заодно получить ответ, отку да дети берутся на свет и как плакалось им в матке соб ственной мамы. В мир оккультной сумас шедшинки валеологи пригла шают детей незаметно. Вот составленный ими и издан ный стотысячным тиражом учебник для малышей «Уро ки Айболита». Ничего дурно го вроде бы в этом нет. Ре бенка учат следить за своим телом и его состояниями. На следующем этапе его будут приучать к тому, чтобы сле дить за состоянием своего психического мира. И в этом вроде бы нет ничего дурного. Но, научив детей концентра ции внимания на своих внут ренних состояниях, валеоло гия затем преподаст школь никам уроки медитации и йоги, и полетят их души в астргш... Зато в книжке уроков Айболита “О мальчиках и девочках. Половое воспита ние”, предназначенной для школьников 3—5 классов, даются подробные сведения о половой системе, картин ки обнаженных подростков со всеми первичными поло выми признаками и сцена- схема полового акта, при виде которой немеют взрос лые люди. В «продвинутых» про граммах прослеживаются весьма четкие установки: можно высказывать любые мнения, задавать любые воп росы, но нельзя давать оцен ки тем или иным поступкам, мотивгш, поведению и обра зу жизни. Нужно предлагать ребенку выбор, полностью устранившись от воспитания. При этом детям дается исчер пывающая информация о всевозможных извращениях во всех подробностях . Школьники знакомятся с “источниками полового воз буждения”, с предрассудками родителей насчет целомуд рия, с “разнообразием сексу ального поведения”, с “осо бенностями гетеросексуаль ных отношений”, с “сексу альными отношениями меж ду взрослыми и несовершен нолетними”, при этом “учи тель должен исключить на ставление”. Не надо быть психологом, чтобы понять, что выберет большинство после такой атаки. Секспросвещенцы меди ко-педагогической школы и объединения «От сердца к сердцу» предлагали в свое время ИНФО-АНТИ-СПИД- ИГРУ «Не передай ЭТО даль ше». Мальчик или девочка должны были отождествить себя с одной из фигурок и построить игру так, чтоб ВСЕМ ВСТУПИТЬ В ПОЛО ВЫЕ КОНТАКТЫ 3 РАЗА. «Постарайся, чтоб во втором и третьем турах образова лись новые пары» - говори лось в инструкции. После это го следовал чудовищный вы вод: «Заразились половой инфекцией не те, кто хуже вел себя. И здоровыми оста лись не самые хорошие! Про сто кому-то ПОВЕЗЛО, а кому-то НЕ ПОВЕЗЛО!». Преподавание вопросов сексуальности в виде так на зываемой “половой гигиены” будет способствовать ранне му началу сексуальной жиз ни, развитию сексуальных извращений, увеличению числа подростковых беремен ностей и абортов. Все это бу дет влиять (как ныне уста новлено психиатрами, педа гогами, детскими врачами) не на повышение уровня здо ровья, а наоборот - на рез кое его снижение. МНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ И ... СТРАННЫЙ [ОКТОР Что думают по поводу затронутой темы специалис ты? А.П. Казакова, председа тель ученого совета Союза ученых и педагогов России, ректор Международного ин ститута развития личности и социума: — Валеологии как соб ственно науки нет. Это пло хо соединенная смесь дисцип лин естественно-научного цикла: анатомии, физиоло гии, санитарии, гигиены, микробиологии, географии. природоведения и других с медицинскими и псевдомеди- цинскими - сексология, кон трацепция, сексопатология, дерматовенерология. Все про низано оккультным содержа нием. Надежда ХЦекочихина, педагог-биолог, активист межрегионального движения в защиту детства: — Для меня как биолога — настоящая пытка слушать изложение темы «Генетика пола». Это же вопиющая вульгаризация. Речь идет не просто о бесполезности полу ченных знаний, а и об огром ном вреде для детского ин теллекта. Теперь приведем выдерж ку из статьи Патрика Бакэ- нана «Секс, ложь и доктор Кинси»: «Кинси имел огромное влияние на развитие совре менного общества, сравни мое с влиянием Ньютона, Галилея, Эйнштейна. Его «открытия» сформировали наши взгляды на вопросы пола, особенно на проблемы гомосексуализма и детской сексуальности; его работы легли в основание методики программ сексуального обра зования... Кинси заявлял, что “дети испытывают половое влечение с младенчества и только выигрывают от сексу альных контактов со взрос лыми”. На каком же науч ном основании он возвел это утверждение? Как стало ныне известно, на основании неза конных и бесчеловечных эк спериментов над детьми, за частую проводимых без ведо ма родителей и против воли самих детей. Эксперименты Кинси вполне сравнимы с медицинскими исследовани ями нацистов»... А ЧТО У НАС? В свое время липчанин Юрий Каверин, серьезно за нимающийся проблемами внедрения в образователь ную систему валеологии, на правил по этому поводу письма в облсовет депутатов. Департамент образования и науки, ректору ЛГПУ. Первый ответ пришел за подписью А. Коробейникова: «В соответствии с Консти туцией РФ и Уставом Липец кой области вопросы, затро нутые в Вашем письме, не относятся к ведению облас ти, в связи с этим областной Совет по данной проблеме решения не принимал. Одно временно сообщаю, что ос новные образовательные про граммы высшего профессио нального образования разра батываются федеральными органами управления образо вания. При этом перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образова ния устанавливается в по рядке, определяемом Прави тельством РФ». Второй ответ был получен от ректора ЛГПУ П. Бугако ва: «ЛГПУ ведет образова тельную деятельность по спе циальности «Валеология» на основании лицензии, выдан ной Министерством образо вания РФ (№24 Г — 0548 , 1 апреля 1999 г.). Согласно приказу Министерства обра зования Российской Федера ции от 06.04 2000 г. валео логия исключена из Переч ня специальностей подготов ки дипломированных специ алистов. Исходя из этого с 2000 года университет не производит набор абитуриен тов на указанную специаль ность. В 2003 году будет пос ледний выпуск студентов по этой специальности». Третий ответ от 18.06.03. — за подписью руководите ля Департамента образова ния и науки области Ю. Та рана: «Образовательная дея тельность по специальности «валеология» ведется в соот ветствии с лицензией, выдан ной Мин. образования в 1999 г. В связи с исключением ее из Перечня специальностей набор был прекращен и в 2003 году будет последний выпуск. В утвержденном ти повом учебном плане обще образовательных школ обла сти предмет «валеология» от сутствует. В некоторых шко лах Липецка по решению педсоветов за счет часов школьного компонента вве ден данный предмет или от дельные его разделы, а так же факультативные курсы «Основы здорового образа жизни и медицинских зна ний» — в связи с проводи мой экспериментальной дея тельностью и решением задач предпрофильной и профиль ной подготовки школьни ков». П0(Д1ЕСЛ0ВИЕ На сегодняшний день раз говоры о валеологии, прочих «секспросветовских» науках вроде бы и приутихли. Но нет никакой гарантии, что они не всплывут в системе образования в очередной «упаковке». И что тогда? Не стоит ждать, когда дети, обу ченные медитациям и йоги- ческим приемам, выйдут «на контакт» с космическими духами и начнут исполнять их весьма странные веления. Лучше с сгшюго начала защи тить их от оккультизма и все дозволенности, с КОТ 01 лми перемешана валеология. Александр ХАУСТОВ. Р. 8. В данной публика ции использованы материа лы сборников и статей: «Де мографическая война про тив России», «Дети и «сек суальное просвещ ени е» , «Что скрывается под маской валеологии?», «Актуальные проблемы Российского обра- зовавтя», “Осторожно: вале ология” и другие. ПРАВШРАБОТЫ СК0МПЫ01ЕРАМИ Есть ли требования безо пасности при работе на компь ютерах? Нормируетсяли рабо чий день работников, постоян но работающих на компьюте рах? Работа с компьютерной тех никой должна быть организо вана в соответствии с санитар ными правилами САНПИН 2.2.2./2.4.1340-03, утвержден ными постановлением Главно го государственного санитар ного врача РФ от 03.06.2003 г. N9 118 (далее - Правила). К та кой технике относятся персо нальные и портативные компь ютеры, мониторы, принтеры, сканеры, клавиатуры, модемы и Т.Д. Если в офисе стоят компь ютеры с обычными видеодисп лейными терминалами (ВДТ), то на каждого сотрудника должно приходиться не менее 6 кв. м площади. При использовании жидкокристаллических или плазменных мониторов этот по казатель не может быть мень ше 4,5 кв. м на человека. Рас стояние между рабочими сто лами с компьютерами должно быть не меньше 3 м (когда сто лы стоят друг за другом). А если они располагаются в ряд, то расстояние между монитора ми должно быть минимум 1,2 м. Ограничения при работе на компьютере существуют только для беременных женщин. На это указано в пунктах 13.1 и 13.2 Правил. Остальные сотрудники, ра ботающие на компьютерах бо лее 50 процентов рабочего вре мени, должныобязательно про ходить медицинские осмотры, как предварительные (при по ступлении на работу), так и пе риодические. ПРИЛИКВИРР ОРГАНИЩЙИ Учредители решили ликви дировать организацию. Каков порядокрасторжения трудовых договоров с работниками в этом случае? Трудовой договор с работ никами расторгается при лик видации организации на осно вании п.1 ст. 81 ТК РФ. О предстоящем событии сотрудников необходимо уве домить персонально и под рас писку не менее чем за два ме сяца до увольнения. Работода тель может уволить сотрудни ка и без уведомления. Но для этого потребуется письменное согласие работника на растор жение трудового договора. Кро ме того, ему будет нужно вы платить дополнительную ком пенсацию вразмере двухмесяч ного среднего заработка (ст. 180ТК РФ). В случае если договор за ключен на срок менее двух ме сяцев, уведомить о предстоя щем увольнении в связи с лик видацией организации нужно не менее чем за три календарных дня. Работников, которые заня ты на сезонных работах, — не менее чем за семь календарных дней (статьи 292 и 296 ТК РФ). Кроме того, при расторже нии трудового договора в слу чае ликвидации организации увольняемому работнику вы плачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Также за ним сохра няется средний месячный зара боток на период трудоустрой ства, но не свыше двух меся цев со дня увольнения (с заче том выходного пособия). Сотрудникам, заключив шим трудовой договор на срок менее двух месяцев, выходное пособие не выплачивается, за исключением некоторых случа ев. Например, такая привиле гия может быть прописана в коллективном или трудовом договоре. При прекращении трудового договора с сезонным работником выходное пособие выплачивается в размере 2-не дельного среднего заработка. ОТГУЛшшрьга? Можно ли предоставлять отгулы за сверхурочные рабо ты или их следует компенсиро вать только в денежной форме? За сверхурочные работывме сто их повышенной оплатыотгу лыпредоставлятьможно. Эгодо пускается только с согласия или пожеланию работника. Продол жительность отгулов втаких слу чаяхдолжна бьпъне меньше того времени, которое сотрудник от работал сверхурочно. Наэто ука зано в ст. 152ТКРФ. ртиый ПОЛОЖЕН Как оформить декретный отпуск нашей сотруднице, ра ботающей по совместитель ству? Согласно ст. 287 ТК РФ со вместителям предоставляются все гарантии наравне с посто янными сотрудниками в полном объеме. Поэтому сотруднице, работающей по совместитель ству, полагается отпуск по бе ременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком (статьи 255, 256 ТК РФ). При этом все связанные с рождени ем ребенка пособия выплачива ются только по основному мес ту работы. Юридическая консультация ФПЛО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz