Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ г а з е т а > 11 июня 2004 г., № 114 (22242) ■И жизнь ПРОЖИТЬ — НЕ ПОЛЕ ПЕРЕИТИ И В А Н Д А М А Р Ь Я И Х З О В У Т Н Е З Р Я Ну кто же станет спорить, что не бывает любви с перво­ го взгляда? Увидев Марию в Алчевске Луганской области в далеком 48-м, Иван, недав­ ний выпускник Московско­ го пехотного командного училища имени Верховного Совета, потерял голову. Стал ходить за белокурой боль­ ш еглазой девушкой бук ­ вально по пятам. А вот ро­ бости преодолеть не мог, хотя и на фронте успел по­ бывать. Чтобы хоть как-то при­ влечь к себе внимание, пой- мг^л он воробья и бросился к девушке. Каково же было общее огорчение, когда они увидели задохнувшуюся пти- |ц у . Не рассчитал парень гсилы... Иван уже пригото­ вился выслушать гневный поток обвинений в жестоко­ сти и навсегда расстаться с мечтой о близком знаком­ стве. Но Мария, заглянув в глаза растерянного юноши, все поняла без слов. Сопере­ живание случившегося дало им на будущее редкое взаи­ мопонимание. И пронесли его Мария и Иван Митяевы через всю жизнь. ОН Ивана призвали в армию в 43-м, во на фронт не взя­ ли. Направили на 6-месяч- ные курсы, а после под Ржев, где за год до приезда туда сына погиб отец. Дорога на Ельню, затем в Белоруссию. Под Гродно получил ранение в ногу. Когда под белорусской станцией Лиозно после пере­ стрелки с гитлеровцами на расстоянии 80 метров пошли с ними в штыковую, Иван чувствовал рядом дыхание друзей и вдруг — упал, а под­ няться не может! Ребята тем временем вперед ушли, а ос­ тавшийся лежать средь гру­ ды чужих и своих тел парень заплакал... По пути в москов­ ский госпиталь, куда ране­ ных везли через Смоленск, с горечью смотрел из окна ва­ гона на полностью разбитый, исковерканный город . И вновь вскипала в парне до­ сада на себя и свою беспо­ мощность В столичном гос­ питале, блЕ1годаря частым по­ сещениям школьников и де­ вушек с ближайшей обувной фабрики, удалось немного от­ влечься от мрачных мыслей. Признаком выздоровления стали больничные шутки, которыми молодые парни иногда донимали сестричек. Ну чем не затея — набить ха­ лат пациента всяким тряпь­ ем и уложить его так, чтобы создать видимость падения раненого. Парней частенько журила главврач, но наказы­ вать не спешила: понимала — это в молодых ребятах жизнь ключом бьет. После выздоровления у Ивана вырисовывалась не­ плохая перспектива обучения в Московском училище име­ ни Верховного Совета. Стгш Иван Митяев курсантом пе­ хотного училища и был на­ правлен служить в Алчевск Луганской области в танко­ КАКОЙ ТЫ СТАЛА, АБХАЗИЯ! Давно мне так не везло с отпуском, кгпс тем летом. Ока­ заться в августе на побережье Черного моря — это, скажу я вам, не фунт изюма! И дело-то, по большому счету, не только и не столько в том магическом притяжении, коими на самом деле облада­ ет природа южного края, и не в безмятежной сини над го­ ловой. И даже не в ослепительном блеске морского прибоя. Подчиняя себе целиком, без остатка, вековечная красота и величие стихии остаются всегда равнодушными к челове­ ческим горестям и радостям. Их не интересуют наши беды — большие и маленькие. Да что такое мы? Сегодня есть, а завтра, быть может, на этой планете в буйстве пышноцве- тья и под хрустальный звон горных родников начнет свой отсчет иная цивилизация... И, кто знает, быть может, она окажется более милосердной... Или хотя бы просто немно­ го человечней... А впрочем, когда это еще будет... Так думала я, отдыхая под мирным небом Абхазии в том счастливом для меня году. Сегодня же не надо обла­ дать каким-то особенным чутьем, чтобы разглядеть, ощу­ тить каждой клеточкой своего изнеженного курортным сол­ нцем организма ДРУГОЙ мир,- ДРУГУЮ страну. Страну ни­ щих, измученных войной и бедностью людей. Вот оттого-то в истомленной солнцем душе начинает незаметно, испод­ воль зарождаться новое двойственное чувство, и спустя ме­ сяцы нежданной болью однажды оно даст о себе знать. Под­ чиняясь ему, память-заноза заставит вспомнить не тепло нагретых камней и вкус соленых брызг, не блестящие на солнце черные дуги изогнутых спин дельфинов, рассекаю­ щих волну, и даже не шум прибоя в ночной тишине. Чер­ ные платки на фоне пышных магнолий и экзотических пальм, изможденные лица, отмеченные печатью горя, и тус­ клые от слез глаза — портрет гордой и незгшисимой женщи­ ны Абхазии начала 21 века будет вновь и вновь всплывать в памяти, заставляя мысленно вновь возвращаться в тот некогда благословенный край. ...Гортанные выкрики на мыслимых и немыслимых на­ речиях, пер1емежающиеся отборной русской бранью. Зали­ вистое: “Падхады, не проходы мимо... Эй, дэвушка, домаш­ нее вино папробуй...!” “Чусхела! Пахлава! Чебуреки! Семечки жареные”, — назойливо зазывают сбитого с толку бледно­ лицего отпускника. Такова атмосфера “Казачьего рынка”. По эту сторону границы. Вот и мы, две отпускницы, слегка оглушенные базар­ ным гомоном, радостно предвкушали, какие колоритные снимки напечатаем в Ельце — друзья ахнут! На пленке еще оставгшась пара кадров, когда неожиданно перед нами вырос шлагбаум. Не долго думая, я поднырнула под пере­ кладину и пыталась изобразить наиболее живописную позу. Как вдруг за спиной услышала громовое: “Девчонки, я обя­ зан у вас отобрать фотоаппарат и засветить пленку”. Не знаю, какой ужас застыл на моем лице, но офицер мили­ ции неожиданно сменил гнев на милость, посоветовав, прав­ да, на прощанье убраться подальше от границы. Нужно ли говорить, что приказ мы выполнили в считанные секунды. С тех самых пор в моем фотоальбоме хранится “истори­ ческий” снимок, запечатлевший жизнерадостную “наруши­ тельницу границы” уже на абхазской земле. Я салютую фо­ тообъективу, еще не подозревая, как на всех парах мчится разъяренный милиционер. Но — в сторону альбом. ...Контрольно-пропускной пункт, полосатый шлагбаум и люди в форме — это наша сторона. Но чем ближе прибли­ жаемся к КПП, тем напряженнее становятся лица, смех раздается все реже и реже, а потом и вовсе смолкает. И, кажется, этот поток людских тел никогда не кончится. Сгор­ бленные под неподъемной ношей спины, холщовые мешки — в них укладываются продукты: от хлеба до дешевых ле­ денцов и сникерсов — мгшышне, паста и порошки, макаро­ ны — это уже заказы старшего поколения. Без разбора все сгружается и тонет на дне неподъемных тюков, нагромож­ денных в повозки, и безучастные ко всему на свете, кроме поиска еды, люди тянут свои скрипучие тарантасы, торо­ пятся — впереди утомительный под палящим солнцем пе­ реход границы. Кажется, конца-краю не будет этой беско­ нечной очереди тех, кто стремится по другую сторону шлаг­ баума. Туда, в Абхазию. Домой. Но страшнее всех государственных границ, вместе взя­ тых, та, иная, невидимая грань, что поделила наши народы на лица “кавказской” национальности и “всех остальных”, на нищету и — страшную нищету! И только здесь, на грани­ це, осознаешь это всем своим естеством. По эту сторону шлаг­ баума — пыль, толпы людей, тележки, сбивающие тебя с ног, хаотичное движение, оно затягивает в водоворот и, по­ теряв к тебе интерес, с холодным безразличием отпускает только там, на чужой земле. Толпа рассасывается, и ты остаешься один на пыльной дороге среди разрушенных убо­ гих домов и чахлых кипарисов. Это и есть благословенная Абхазия. Та, которая теперь уже навсегда останется в моей душе. Даже если пожелтеет в альбоме тот случайный сни­ мок. Хотя очень хочется надеяться, что когда-нибудь Абха­ зия заживет прежней жизнью. Милада ФЕДЮКИНА. вую часть. Там-то и приме­ тил красивую девушку. ОНА Мария с родителями и двумя братьями жила до вой­ ны на станции Лозовой. Ког­ да началась Великая Отече­ ственная война, мужчины разом ушли на фронт. Маша с мамой остались одни, даже не подозревая, что им пред­ стоит долгая разлука. Как-то на поселок налетели гитле­ ровцы, дома сожгли, взрос­ лых угнали в Германию. И оставшиеся одни дети в воз­ расте от 8 до 15 лет вынуж­ дены были рыть землянки, кормиться чем Бог послал. Собирали кукурузу, а потом мерзлую картошку по полям, побирались по окрестным се­ лам. Сами полуголодные, люди делились с детьми тем немногим, что имели. Но даже эти крохи враз повзрос­ левшие детишки поровну де­ лили на всех. Однажды кто- то надоумил Марию пойти подсобной рабочей на учас­ ток военно-строительных ра­ бот. Отец погиб на фронте, но вернулись после войны бра­ тья, а затем и мать из фашист­ ской неволи. Паспорт дал девушке ре­ шимость зарабатывать себе на хлеб самостоятельЧю. Она уже официально устроилась на участок военно-строитель­ ных работ и вскоре на месяц уехала в командировку в Алчевск. — Всего четыре недели, — успокаивала себя Маша, рас­ ставаясь с родными. Но ведь и в песне поется, “что минута все решает очень круто”. А тут, как знак судь­ бы, — Иван. Едва сблизив­ шись, влюбленным все же пришлось расстаться. Она вернулась домой и уже дума­ ла: забыл про нее молчун-па­ рень. Да не таков оказался у него характер. Тем более об­ щими, отмеченными войной, были у них детство и юность. А прошлое придавало осо­ бую значимость и поступкам, и мыслям, и словам. ВМ ЕаЕ- Д РУЖ НАЯ СЕМЬЯ Заехал Иван по пути в отпуск на Лозовую, да и увез Марию к себе в Каширку (тогда Орловской области). Его, как и полагается, жда­ ла военная служба, невест­ ка жила год у родителей мужа. По возвращении Ивана родилась дочь, затем два сына. Семья решила зажить своим домом и переехала в село Красное. 20 лет Иван Васильевич проработал пред­ седателем колхоза “Заря коммунизма”. В период его руководства для рабочих были построены 100 квартир, детсад, школа. С тех пор прошло много лет. Супруги поседели, соста­ рились. Дети живут своими семьями. Только любят они друг друга той же любовью. — Он мне как сын, кото­ рый всегда младший, — по­ глядывая, не возмутится ли такими словами глава семьи. мягко говорит она. Жаль только, здоровье и Марию Яковлевну стало под­ водить. Мужу, награжденно­ му орденом Трудового Крас­ ного Знамени, не раз пред­ лагали путевки в санаторий. А он боится оставлять Ма­ рию без присмотра — вдруг что случится! Они друг для друга, что каменная стена. И возводи­ ли ее по кирпичику, цемен­ тируя взаимопониманием и доверием, сами. Хорошо по­ мнят Марию по работе в ап­ теке, лаборатории СЭС, дет­ ском саду. Доме быта, а го­ лос ее до сих пор радует зри­ телей во время выступлений хора ветеранов. Иван Васильевич н е ­ однократно избирался депу­ татом сельских и районных Советов. Возглавляемый им колхоз по итогам восьмой пятилетки был награжден орденом Трудового Красного Знамени, получил серебря­ ную медаль на Выставке до­ стижений народного хозяй­ ства в Москве. Не один год был школой передового опы­ та в области животноводства, ч — Что ж, — вздыхает ве- тергш, — дело прошлое. Не­ гоже все только назад огля­ дываться. Надо и в будущее заглядывать. В народе говорят: сме­ лость приходит к нам в мо­ лодости, а мудрость — в ста­ рости. А вдруг и опыт вете­ ранов кому-то сгодится? Наталья АРКАТОВА. с. Красное — Липецк. ■И ПОЛЕАЛИНЕСКИЕ ЗАМЕТКИ и «ты целуй меня везде или«СУМАСШЕДШИНКИ»ОТОБРАЗОВАНИЯ Первые программы и учебные разработки этой новой "науки" датированы 1997 годом. Откуда же она взялась? Кто ее создатели? Каков ее предмет и в чем новизна методов? В чем заключается ее практическое значение? Что вообще означает слово, которым эта наука называется? Сколько ни пытали мы людей, никто не смог толково объяснить, что такое ВАЛЕОЛОГИЯ. «Наука о здоровье, вроде бы...» — отвечали одни, другие лишь пожимали плечами. ПИСЬМО УЧЕНЫ Х МИНИСТРУ Еще в 2000 году 139 че­ ловек — ученых, писателей, общественных деятелей — выступили в СМИ с откры­ тым письмом к министру об­ разования, где, в частности, предупреждали, что за терми­ ном «здоровый образ жизни» сегодня скрывается сексуаль­ ное просвещение наших де­ тей по западным методикам. “Работа по разрушению ду­ ховного здоровья семьи, на^ ции в России щедро оплачи­ вается западной валютой, сюда же поступают средства и нашего, небогатого сегод­ ня, государства”, — говори­ лось в письме. В последние годы в различные звенья рос­ сийской системы образова­ ния напористо внедрялся предмет «валеология», под видом науки о здоровье. Однако впоследствии выясни­ лось, что к вполне безобид­ ным советам по ведению здо­ рового образа жизни в этой «науке» добавлена еще и доза оккультных, прочих рекомендаций и советов. Валеологи и сходят из того, что «сверхвозможности человека заложены в его био­ энергетическом поле. Задача состоит в том, чтобы найти метод активизации для каж­ дого конкретного человека», а потом воссоздать на земле новую расу сверхчеловеков с оккультно-экстрасенсорными возможностями. Для этой цели использу­ ется прямое внушение и втор­ жение в сознание детей, при­ чем — без согласия самих детей и без уведомления их родителей. Как заметили тогда ав­ торы письма к министру об­ разования , валеология - лженаука, состоящая из об­ рывков астрологии, оккуль­ тизма, пропаганды секса, культа и даже фетишизации тела, одновременно сводя­ щая на нет духовные начала человека. В ее основе - идео­ логия вседозволенности и бездуховности. Приведя ряд аргументов, вопиющих фактов, связан­ ных с внедрением в российс­ ких школах валеологии, ака­ демики, писатели, ученые, известные деятели политики и науки буквально потребо­ вали исключить специаль­ ность «валеология» из Пе­ речня направлений и специ­ альностей высшего педагоги­ ческого образования. И это разумное требование было услышано. Но отголоски «на­ уки о здоровом образе жиз­ ни» еще живы в некоторых школах — в виде факульта­ тивов, кружков и т.д. ВАЛЕОЛОГИЯ - ПОЛЕТ “ В НИКУДА” ? В «Парламентской газе­ те» рассказывалось о том, как девятилетняя внучка просвещала бабушку «наукой о здоровом образе жизни». И тогда пожилая уже женщи­ на решила самостоятельно углубиться в эту «науку». Она была поражена тем, что шестилетний ребенок дол­ жен изучать женские и муж­ ские половые органы и уп- рг 1 жнения хатха-йоги для ук­ репления костного скелета. Первоклашке, еще не научив­ шемуся правильно водить ручкой по тетрадке, предла­ галось изучить 4 типа кишок, из веревок разной толщины сплести схему кишечника, а заодно получить ответ, отку­ да дети берутся на свет и как плакалось им в матке соб­ ственной мамы. В мир оккультной сумас­ шедшинки валеологи пригла­ шают детей незаметно. Вот составленный ими и издан­ ный стотысячным тиражом учебник для малышей «Уро­ ки Айболита». Ничего дурно­ го вроде бы в этом нет. Ре­ бенка учат следить за своим телом и его состояниями. На следующем этапе его будут приучать к тому, чтобы сле­ дить за состоянием своего психического мира. И в этом вроде бы нет ничего дурного. Но, научив детей концентра­ ции внимания на своих внут­ ренних состояниях, валеоло­ гия затем преподаст школь­ никам уроки медитации и йоги, и полетят их души в астргш... Зато в книжке уроков Айболита “О мальчиках и девочках. Половое воспита­ ние”, предназначенной для школьников 3—5 классов, даются подробные сведения о половой системе, картин­ ки обнаженных подростков со всеми первичными поло­ выми признаками и сцена- схема полового акта, при виде которой немеют взрос­ лые люди. В «продвинутых» про­ граммах прослеживаются весьма четкие установки: можно высказывать любые мнения, задавать любые воп­ росы, но нельзя давать оцен­ ки тем или иным поступкам, мотивгш, поведению и обра­ зу жизни. Нужно предлагать ребенку выбор, полностью устранившись от воспитания. При этом детям дается исчер­ пывающая информация о всевозможных извращениях во всех подробностях . Школьники знакомятся с “источниками полового воз­ буждения”, с предрассудками родителей насчет целомуд­ рия, с “разнообразием сексу­ ального поведения”, с “осо­ бенностями гетеросексуаль­ ных отношений”, с “сексу­ альными отношениями меж­ ду взрослыми и несовершен­ нолетними”, при этом “учи­ тель должен исключить на­ ставление”. Не надо быть психологом, чтобы понять, что выберет большинство после такой атаки. Секспросвещенцы меди­ ко-педагогической школы и объединения «От сердца к сердцу» предлагали в свое время ИНФО-АНТИ-СПИД- ИГРУ «Не передай ЭТО даль­ ше». Мальчик или девочка должны были отождествить себя с одной из фигурок и построить игру так, чтоб ВСЕМ ВСТУПИТЬ В ПОЛО­ ВЫЕ КОНТАКТЫ 3 РАЗА. «Постарайся, чтоб во втором и третьем турах образова­ лись новые пары» - говори­ лось в инструкции. После это­ го следовал чудовищный вы­ вод: «Заразились половой инфекцией не те, кто хуже вел себя. И здоровыми оста­ лись не самые хорошие! Про­ сто кому-то ПОВЕЗЛО, а кому-то НЕ ПОВЕЗЛО!». Преподавание вопросов сексуальности в виде так на­ зываемой “половой гигиены” будет способствовать ранне­ му началу сексуальной жиз­ ни, развитию сексуальных извращений, увеличению числа подростковых беремен­ ностей и абортов. Все это бу­ дет влиять (как ныне уста­ новлено психиатрами, педа­ гогами, детскими врачами) не на повышение уровня здо­ ровья, а наоборот - на рез­ кое его снижение. МНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ И ... СТРАННЫЙ [ОКТОР Что думают по поводу затронутой темы специалис­ ты? А.П. Казакова, председа­ тель ученого совета Союза ученых и педагогов России, ректор Международного ин­ ститута развития личности и социума: — Валеологии как соб­ ственно науки нет. Это пло­ хо соединенная смесь дисцип­ лин естественно-научного цикла: анатомии, физиоло­ гии, санитарии, гигиены, микробиологии, географии. природоведения и других с медицинскими и псевдомеди- цинскими - сексология, кон­ трацепция, сексопатология, дерматовенерология. Все про­ низано оккультным содержа­ нием. Надежда ХЦекочихина, педагог-биолог, активист межрегионального движения в защиту детства: — Для меня как биолога — настоящая пытка слушать изложение темы «Генетика пола». Это же вопиющая вульгаризация. Речь идет не просто о бесполезности полу­ ченных знаний, а и об огром­ ном вреде для детского ин­ теллекта. Теперь приведем выдерж­ ку из статьи Патрика Бакэ- нана «Секс, ложь и доктор Кинси»: «Кинси имел огромное влияние на развитие совре­ менного общества, сравни­ мое с влиянием Ньютона, Галилея, Эйнштейна. Его «открытия» сформировали наши взгляды на вопросы пола, особенно на проблемы гомосексуализма и детской сексуальности; его работы легли в основание методики программ сексуального обра­ зования... Кинси заявлял, что “дети испытывают половое влечение с младенчества и только выигрывают от сексу­ альных контактов со взрос­ лыми”. На каком же науч­ ном основании он возвел это утверждение? Как стало ныне известно, на основании неза­ конных и бесчеловечных эк­ спериментов над детьми, за­ частую проводимых без ведо­ ма родителей и против воли самих детей. Эксперименты Кинси вполне сравнимы с медицинскими исследовани­ ями нацистов»... А ЧТО У НАС? В свое время липчанин Юрий Каверин, серьезно за­ нимающийся проблемами внедрения в образователь­ ную систему валеологии, на­ правил по этому поводу письма в облсовет депутатов. Департамент образования и науки, ректору ЛГПУ. Первый ответ пришел за подписью А. Коробейникова: «В соответствии с Консти­ туцией РФ и Уставом Липец­ кой области вопросы, затро­ нутые в Вашем письме, не относятся к ведению облас­ ти, в связи с этим областной Совет по данной проблеме решения не принимал. Одно­ временно сообщаю, что ос­ новные образовательные про­ граммы высшего профессио­ нального образования разра­ батываются федеральными органами управления образо­ вания. При этом перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образова­ ния устанавливается в по­ рядке, определяемом Прави­ тельством РФ». Второй ответ был получен от ректора ЛГПУ П. Бугако­ ва: «ЛГПУ ведет образова­ тельную деятельность по спе­ циальности «Валеология» на основании лицензии, выдан­ ной Министерством образо­ вания РФ (№24 Г — 0548 , 1 апреля 1999 г.). Согласно приказу Министерства обра­ зования Российской Федера­ ции от 06.04 2000 г. валео­ логия исключена из Переч­ ня специальностей подготов­ ки дипломированных специ­ алистов. Исходя из этого с 2000 года университет не производит набор абитуриен­ тов на указанную специаль­ ность. В 2003 году будет пос­ ледний выпуск студентов по этой специальности». Третий ответ от 18.06.03. — за подписью руководите­ ля Департамента образова­ ния и науки области Ю. Та­ рана: «Образовательная дея ­ тельность по специальности «валеология» ведется в соот­ ветствии с лицензией, выдан­ ной Мин. образования в 1999 г. В связи с исключением ее из Перечня специальностей набор был прекращен и в 2003 году будет последний выпуск. В утвержденном ти­ повом учебном плане обще­ образовательных школ обла­ сти предмет «валеология» от­ сутствует. В некоторых шко­ лах Липецка по решению педсоветов за счет часов школьного компонента вве­ ден данный предмет или от­ дельные его разделы, а так­ же факультативные курсы «Основы здорового образа жизни и медицинских зна­ ний» — в связи с проводи­ мой экспериментальной дея­ тельностью и решением задач предпрофильной и профиль­ ной подготовки школьни­ ков». П0(Д1ЕСЛ0ВИЕ На сегодняшний день раз­ говоры о валеологии, прочих «секспросветовских» науках вроде бы и приутихли. Но нет никакой гарантии, что они не всплывут в системе образования в очередной «упаковке». И что тогда? Не стоит ждать, когда дети, обу­ ченные медитациям и йоги- ческим приемам, выйдут «на контакт» с космическими духами и начнут исполнять их весьма странные веления. Лучше с сгшюго начала защи­ тить их от оккультизма и все­ дозволенности, с КОТ 01 лми перемешана валеология. Александр ХАУСТОВ. Р. 8. В данной публика­ ции использованы материа­ лы сборников и статей: «Де­ мографическая война про­ тив России», «Дети и «сек­ суальное просвещ ени е» , «Что скрывается под маской валеологии?», «Актуальные проблемы Российского обра- зовавтя», “Осторожно: вале­ ология” и другие. ПРАВШРАБОТЫ СК0МПЫ01ЕРАМИ Есть ли требования безо­ пасности при работе на компь­ ютерах? Нормируетсяли рабо­ чий день работников, постоян­ но работающих на компьюте­ рах? Работа с компьютерной тех­ никой должна быть организо­ вана в соответствии с санитар­ ными правилами САНПИН 2.2.2./2.4.1340-03, утвержден­ ными постановлением Главно­ го государственного санитар­ ного врача РФ от 03.06.2003 г. N9 118 (далее - Правила). К та­ кой технике относятся персо­ нальные и портативные компь­ ютеры, мониторы, принтеры, сканеры, клавиатуры, модемы и Т.Д. Если в офисе стоят компь­ ютеры с обычными видеодисп­ лейными терминалами (ВДТ), то на каждого сотрудника должно приходиться не менее 6 кв. м площади. При использовании жидкокристаллических или плазменных мониторов этот по­ казатель не может быть мень­ ше 4,5 кв. м на человека. Рас­ стояние между рабочими сто­ лами с компьютерами должно быть не меньше 3 м (когда сто­ лы стоят друг за другом). А если они располагаются в ряд, то расстояние между монитора­ ми должно быть минимум 1,2 м. Ограничения при работе на компьютере существуют только для беременных женщин. На это указано в пунктах 13.1 и 13.2 Правил. Остальные сотрудники, ра­ ботающие на компьютерах бо­ лее 50 процентов рабочего вре­ мени, должныобязательно про­ ходить медицинские осмотры, как предварительные (при по­ ступлении на работу), так и пе­ риодические. ПРИЛИКВИРР ОРГАНИЩЙИ Учредители решили ликви­ дировать организацию. Каков порядокрасторжения трудовых договоров с работниками в этом случае? Трудовой договор с работ­ никами расторгается при лик­ видации организации на осно­ вании п.1 ст. 81 ТК РФ. О предстоящем событии сотрудников необходимо уве­ домить персонально и под рас­ писку не менее чем за два ме­ сяца до увольнения. Работода­ тель может уволить сотрудни­ ка и без уведомления. Но для этого потребуется письменное согласие работника на растор­ жение трудового договора. Кро­ ме того, ему будет нужно вы­ платить дополнительную ком­ пенсацию вразмере двухмесяч­ ного среднего заработка (ст. 180ТК РФ). В случае если договор за­ ключен на срок менее двух ме­ сяцев, уведомить о предстоя­ щем увольнении в связи с лик­ видацией организации нужно не менее чем за три календарных дня. Работников, которые заня­ ты на сезонных работах, — не менее чем за семь календарных дней (статьи 292 и 296 ТК РФ). Кроме того, при расторже­ нии трудового договора в слу­ чае ликвидации организации увольняемому работнику вы­ плачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Также за ним сохра­ няется средний месячный зара­ боток на период трудоустрой­ ства, но не свыше двух меся­ цев со дня увольнения (с заче­ том выходного пособия). Сотрудникам, заключив­ шим трудовой договор на срок менее двух месяцев, выходное пособие не выплачивается, за исключением некоторых случа­ ев. Например, такая привиле­ гия может быть прописана в коллективном или трудовом договоре. При прекращении трудового договора с сезонным работником выходное пособие выплачивается в размере 2-не­ дельного среднего заработка. ОТГУЛшшрьга? Можно ли предоставлять отгулы за сверхурочные рабо­ ты или их следует компенсиро­ вать только в денежной форме? За сверхурочные работывме­ сто их повышенной оплатыотгу­ лыпредоставлятьможно. Эгодо­ пускается только с согласия или пожеланию работника. Продол­ жительность отгулов втаких слу­ чаяхдолжна бьпъне меньше того времени, которое сотрудник от­ работал сверхурочно. Наэто ука­ зано в ст. 152ТКРФ. ртиый ПОЛОЖЕН Как оформить декретный отпуск нашей сотруднице, ра­ ботающей по совместитель­ ству? Согласно ст. 287 ТК РФ со­ вместителям предоставляются все гарантии наравне с посто­ янными сотрудниками в полном объеме. Поэтому сотруднице, работающей по совместитель­ ству, полагается отпуск по бе­ ременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком (статьи 255, 256 ТК РФ). При этом все связанные с рождени­ ем ребенка пособия выплачива­ ются только по основному мес­ ту работы. Юридическая консультация ФПЛО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz