Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
11 июня 2004 г., № 114 (22242) ЛИПЕЦКАЯ г а з е т а рн ГРЯДУТ ПЕРЕМЕНЫ На вопросы в сфере трудовых правоотноше ний отвечает заведую щий юридической кон сультацией ФПЛО, кан дидат юридических наук Евгений МЯГКОВ. Е С Л И . Г ' Т А Ж У К О Р О Т И Л И « в 1 9 8 0 - 1 9 9 1 г о д а х я р а б о т а л а в о с п и т а т е л е м в с а н а т о р н о м п и о н е р с к о м л а г е р е « Л а с то ч к а » и в с к п / л «Ж ем ч уж и н а Р о с с и и » . В с т а ж р а б о т ы , д а ю щ и й п р а в о п о л у ч а т ь з а в ы с л у г у л е т (м о й о б щ и й п е д а г о г и ч е с к и й с т а ж — 2 8 л е т ) , у к а з а н н ы й п е р и о д н е в к л ю ч е н . П р а в и л ь н о л и р е ш е н а д а н н а я с и т у а ц и я ? Л . И . С о р о к и н а , с . Д о б р о е » . Основными нормативными документами, регулирующими данную сферу-отношений, яв ляются Федеральный закон от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с последующими изменениями и постановление Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, спе циальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назна чается трудовая пенсия по ста рости в соответствии со стать ей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на дос рочное назначение трудовой пенсии в соответствии со ста тьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Россий ской Федерации». Основное правило, которое заключено в названных норма тивных документах, сводится к следующему. Досрочная трудо вая пенсия по старости(иначе — за выслугу лет) может быть назначена при обязательном соблюдении двух условий: фак тическое наименование долж ности, профессии и т.д. и уч реждения, зафиксированные, в частности, в приказах и трудо вых книжках, должны точно со ответствовать их наименова нию в названных выше норма тивных документах. В против ном случае рассчитывать на назначение досрочной пенсии будет весьма проблематично, если не сказать невозможно. Отсюда следует весьма важный вывод для работников, рассчитывающих на назначе ние досрочной пенсии по ста рости. Необходимо самим про верять факт соответствия фак тического наименования долж ности, профессии, учреждения их наименованию в соответ ствующих списках нормативно го характера. Если данные дол жности, профессии и учрежде ния не включены в списки и объективно они не могут им со ответствовать (наименование учреждения, их принадлеж ность той или иной професси ональной структуре изменить крайне сложно), то для получе ния права на досрочную пен сию по старости следует менять место работы. С учетом изложенного отве тим на конкретный вопрос Л. Сорокиной. Учреждения «Сана торный курортный пионерский лагерь «Ласточка» и скп/л «Жемчужина России» (наимено вания взяты из письма) в спи сок учреждений, утвержденный постановлением правительства № 781, не включены. Поэтому и получен отрицательный ответ на заявление о назначении до срочной пенсии по старости. По крайней мере, такой вывод можно сделать, исходя из со держания письма. Что ж, в этом случае на до срочную пенсию рассчитывать невозможно? От такого катего рического вывода следует воз держаться. Во-первых, в письме явно недостаточно имеется инфор мации. Неизвестно, на каком уровне отказано в назначении досрочной пенсии. Есть ли на это решение соответствующе го пенсионного учреждения или отрицательный ответ получен устно от работников по месту работы, от работников пенси онного учреждения. Неизвест но профессиональное назначе ние пионерских лагерей — име ли ли они специальное назна чение (реабилитация больных детей, детей с дефектами и Т .Д .), проводилось ли в них уче ба детей по школьным про граммам. Неизвестны и неко торые другие обстоятельства. Во-вторых, даже при фор мальных несовпадениях факти ческого наименования должно стей и учреждений с наимено ваниями в нормативных спис ках окончательное решение воп роса можно получить в судеб ных инстанциях, то есть обжа ловать официальный (подчер киваю — официальный) отказ пенсионного учреждения в на значении досрочной пенсии по старости. На такое разрешение споров направляют работников и вышестоящие инстанции Данные судебной практики по Липецкой области свидетель ствуют о том, что подобного рода иски удовлетворяются достаточно часто. Так что руки опускать не следует. С Е М Ь Р А З О Т М Е Р Ь . . . Пожалуй, ни одна из тем последнего времени не вызывала такого социального резонанса, как пробле ма льгот. Точнее, их замены денежными кампенсаци- ями. Сначала народ воспринял эту идею крайне от рицательно, из-за чего и пришёл в изрядное возбуж дение. Теперь, по мере разъяснения властью своих предполагаемых шагов, страхов стало вроде бы по меньше, но вопросы ещё остаются. И первый из этих вопро сов — кто и зачем приду мал заменять льготы денеж ными выплатами? Министр финансов Алексей Кудрин, собствен но, и предложил формулу замены льгот. Однако с самого начала было очевидно, что столь бы строе и упрощенное решение такой острой проблемы мо жет вызвать серьёзный рост напряжённости в обществе, породить в нём новые про тестные настроения. Поэто му разработка механизма монетизации льгот была пе редана Министерству здра воохранения и социального развития, которое изменило саму идеологию монетиза ции. Вместо первоначально заявленной отмены льгот было предложено измене ние порядка их предостав ления и финансирования, то есть льготы не потеряет никто. Ф Вопрос второй — почему 9 понадобилось заменять р льготы на деньги? Ответ прост. Льготы — признак бедности государства. И по скольку оно не способно обеспечить гражданам дос тойный уровень доходов, компенсируется недоплачен- <- ное в этом случае предостав- • лением натуральных льгот — этаким суррогатом истин ной зарплаты или пенсии. Причём чем меньше уровень денежны х доходов , тем выше объем предоставляе мых (а чаще — декларируе мых) льгот. Поэтому как только экономическая ситу ация в России начала ста билизироваться, одной из первых задач власти стало повышение уровня доходов населения. А одной из форм этого должна стать реаль ная оценка стоимости нату ральных льгот и постепен ный перевод их в форму де нежных доходов населения. Ведь в мире, как правило, не знают понятия «льгота» — вместо нее у людей есть высокая зарплата и достой ная пенсия... Вопрос третий — почему на первых порах были на званы мизерные, вызвав шие общее возмущение сум мы компенсации, и лишь потом была произведена их реальная дооценка? Дело в том, что под существующую систему льгот в Минфине имелись финансовые норма тивы, сохранявшиеся без су щественных изменений на протяжении десятилетий. Так, 100 литров бензина, полагавшиеся в качестве льготы Героям Советского Союза, России, Социалисти ческого Труда и приравнен ным к ним, оценивались по этим нормативам ... в 20 рублей. По 20 копеек за литр бензин стоил только в Советском Союзе, да и то где-то в конце 70-х—нача ле 80 -х годов прошлого века! Понятно, что при нор мативах такой давности все льготы Героев тянули всего на 795 рублей. И ни один нормальный Герой, по спра ведливому замечанию Героя России Сергея Шойгу, на та- дут вы-плачиваться вместе с пенсией и индексироваться по тем же нормам, что и она, т.е. будут защищены от инф ляции. Четвёртый вопрос — будет ли предоставлено льготникам обещанное ранее право выби рать себе или льготы, или де нин выбирает деньги, а в бюд жете их нет, власть не смо жет выполнить свои обяза тельства перед ним из-за от сутствия средств. Как не смо жет и профинансировать на туральные льготы, если он их выберет: ведь оплачиваться они будут из того же источ года отпускных цен на ме дикаменты, входящие в спи сок жизненно важных пре паратов. Предполагается ис пользовать и систему ски док, медицинских полисов. Все это позволит держать под контролем и вторую из важнейших льгот — лекар кую замену не согласился бы... Поэтому Министерству здравоохрашения и социашь- ного развития пришлось про вести серьезную переоценку финансового эквивалента льгот. В итоге размеры денеж ных компенсаций для всех категорий решительно возрос ли. Так, Героям сегодня пред лагается в качестве замены натуральных льгот 3,5 тыс. рублей, инвалидам войны — 2 тысячи, участникам ВОВ — 1,5 тыс. рублей. В 1,4 тыс. рублей оцениваются льготы инвалидов первой группы, в тысячу — второй, в 800 руб лей — третьей. Значительную прибавку — по тысяче рублей — получат и дети-инвалиды и инвалиды детства. При этом соответствующие льготы бу- нежную компенсацию? Да, право выбора предоставлено будет. Но будут изменены стартовые условия такого вы бора: если первоначально, когда размеры денежных компенсаций были заниже ны, предполагалось сохра нить за пенсионерами льготы и предоставить им право на замену их деньгами, то теперь первоначально все граждане получат денежную компенса цию. Но при желании могут полностью или частично за менить её на натуральные льготы. Зачем это делается? По соображениям орггшиза- ции бюджетного процесса. Деньги надо предварительно завести в бюджет, а уж по том предо-ставить гражданам право выбирать — деньги или льготы. Иначе, если гражда- ника, из тех же статей бюд жета, что и денежные ком пенсации. Вопрос пятый — а финан сирование натуральных льгот? Что касается натураль ных льгот, то оплачиваться они будут не по рыночной сто имости услуг, которые будут предоставляться льготникам. Уже продумана и отстраива ется система льготного фи нансирования льготных ус луг. Так, Минздравсоцразви- тия уже достиг договоренно стей о централизованных за купках у Российских желез ных дорог годовых проездных билетов для пенсионеров по льготным ценам. С произво дителями лекарственных пре паратов есть договоренность об установлении фиксирован ных, неизменных в течение в ТЕМУ п я - ЗА ЛЬГОТЫ! Прочитав в «Липецкой газете» (выпуск «Мы» от 15 мая) мнения о замене льгот выплатой денег, хочу высказать свою точку зрения на эту проблему. Что сейчас значат эти мизерные прибав ки? Рост цен на все идет постоянно, деньги будут обесцениваться, и народ станет ещё беднее. Считаю, что потеря льгот на проезд и приобретение лекарств обернется для нас настоящим крахом. Каждому пенсионеру нужно будет ограничивать себя на поездки в поликлинику, на садовый участок, на ры нок и так далее. Если наше государство дей ствительно хочет помочь ветеранам, то луч ше всего было бы существенно увеличить пенсии, но этого не происходит. Так что я лично за то, чтобы оставить льготы ветера нам в неприкосновенности. Тем же, кто по желает получать денежную компенсацию, действительно её нужно дать. В общем, к каждому человеку необходимо подходить индивидуально, У нас в свое время украли наши вкла ды, мы промолчали. Теперь хотят лишить нас льгот, так что же, мы снова будем мол чать? Уважаемые ветераны, инвалиды, пен- :Сионеры! Давайте: активнее себя защищать: пишите в газеты, на телевидение, во власт ные структуры, не сидите сложа руки, бори тесь за свои права! Ветеран труда, инвалид II группы Иван Трофимович ТУРЫЕИН. ственное обеспечение. Рас сматриваются и решения, способные навести порядок в санаторно-курортном обеспечении пенсионеров. Словом, всё это потребует дополнительной работы, но решения уже найдены. Вопрос шестой — как быть в тех случаях, когда потребность в лекарствен ной помощи не будет покры ваться денежной компенса цией? В таких случаях льготополучатели будут пользоваться поддержкой по линии адресных соци альных программ, через си стему обязательного меди цинского страхования. Та ким образом, наконец, уда стся выявить тех, кто дей ствительно нуждается в ад ресной социальной поддер жке, и начать оказывать им реальную помощь. Седьмой вопрос — что будет со льготами таких ка тегорий, как ветераны тру да, труженики тыла и дру гие, кто не вошёл в зону от ветственности федеральной власти? За них будут отве чать регионы. И они могут оставить своим опекаемым как натуральные льготы, так и произвести их заме ну денежными вы-платами. И последнее — много тревог у пенсионеров связа но с жилищно-коммуналь ными льготами. Спешим ещё раз успокоить: их сис тема изменена, как мини мум, в 2005 году, не будет. А будут ли вообще затрону ты — это уже зависит от того, как заработает новый механизм льготирования в 2005 году. Павел РЕШЕТНИКОВ. С ЧЕМ ЛИПЧАНЕ ОБРАЩАЛИСЬ К ПРЕЗИДЕНТУ? 575 вопросов, предложений и пожеланий поступи ло от жителей Липецкой области президенту России во время «прямой линии» в декабре 2003 года, когда каж дый, кто хотел обратиться к главе государства, мог это сделать письменно и устно. Недавно все обращения липчан из управления президента РФ по работе с об ращениями граждан были переданы в отдел писем и приема граходан управления делами администрации области с просьбой рассмотреть и принять меры по ре ализации законных требований грахсдан по вопросам, относящимся к компетенции органов исполнительной власти региона. Как рассказали специалисты отдела, сейчас ведется большая работа по- систематизации и адресному на правлению обращений к главе администрации облас ти и его заместителям, курирующим ту или иную сфе ру. В силу своей компетенции и с привлечением соот ветствующих должностных лиц руководители област ной администрации дадут письменные ответы на об ращения жителей области, копии которых будут на правлены и в администрацию президента. С какими же проблемами в основном обращались наши земляки? На первом месте стоят поже лания, просьбы и предложения об увеличении пенсий, об их пере расчёте, о начислении накопи тельной части пенсий. Эти обра щения не относятся к компетенции местной власти, но их внушитель ное количество только от липчан позволяет сделать вывод, что и из 'других регионов страны вопросы о пенсионном обеспечении будут превалировать над остальными. На второе место выходят об ращения от учащихся средних и высших учебных заведений. При мечательно, что все запросы от них посылались в подавляющем большинстве по электронной по чте. Это и немудрено —сказыва ются насыщенность компьютер ной техникой учебных заведений, возможность доступа к Интернету и популярность именно такого рода общения у молодёжи. Всех волнуют предстоящие перемены в области бесплатного высшего образования: выдержат ли конку ренцию государственные вузы с коммерческими? В частности, Ев гений Голубев из Ельца спраши вает: «В вузах идёт внедрение платного обучения, в связи с этим у малоимущих слоев населения дети имеют гораздо меньшую воз можность для получения высшего образования. Не нарушаются ли при этом права человека?» Сту денты интересовались также, уве личится ли в ближайшее время стипендия до уровня прожиточно го минимума. Многие учащиеся (да и не только они) уделяют внимание и спорту. Учителя и ученики Перво майской средней школыЛев-Тол- стовского района обращаются с просьбой: «У нас в школе нет спортзала, но, несмотря на это, наши ученики занимают призовые места в областных соревновани ях. Большая просьба: помогите нам со спортзалом». А Сергей Вронский из села Красное так об ращается к президенту: «Влади мир Владимирович, не забывай те о небольших городах и селах. Например, в нашем селе многие любят играть в хоккей, но, к со- . жалению, нет хоккейной короб ки...». Задавались президенту во просы, касающиеся оплаты труда. «Когда наша заработная плата по зволит жить, а не существовать?», — спрашивали Ю. Юданов из Ли пецка, Д. Ковтунов из Льва Тол стого и еще много-много врачей, учителей, библиотекарей букваль но из всех уголков нашей облас ти. Так и не решается у нас встра не вопрос достойной оплаты тру да не только бюджетников, но и работников многих производ ственных отраслей. Как же с бедностью-то бороться будем? Больная проблема — получе ние российского гражданства — у беженцев и переселенцев из Азербайджана, Узбекистана, Ар мении, Киргизии, Казахстана, ко торые сейчас проживают в нашей области. В этой категории есть не только вопросы, а жалобы идаже резкие высказывания в адрес вла стей. Впрочем, все прекрасно по нимают, что эту проблему необхо димо решать скорейшим обра зом, иначе жизнь переселенца становится как бы вне закона. А ещё одну проблему так же безотлагательно просят решить автовладельцы. Конечно, она ка сается страхования автограхсдан- ской ответственности. Причем об ратившиеся разделились на две части: одна требует отмены обя зательной уплаты страховки (сюда относятся и пенсионеры, которые не имеют средств еди ным взносом заплатить всю необ ходимую сумму), другая просит привести систему страхования в соответствие с мировой практи кой и с российскими зарплатами. Некоторые наши земляки об ращаются к президенту и с конк ретными предложениями. Вот одно из них: «Если каждый изъя вивший желание гражданин или семья в России получит бесплат но не менее одного гектара зем ли в пожизненное пользование без права продажи, но с правом передачи по наследству, и обуст роит там свое родовое поместье, свой кусочек Родины, то экологи ческая обстановка в России ста нет гораздо лучше, да и народ бу дет жить счастливее» (Дешина, Новодворский, г. Липецк). Кто знает, может быть, и возьмет пра вительство эту идею во внима ние?.. Кстати, на этот раз админис трация президента просит влас ти на местах сообщить, в каких распоряжениях, постановлениях, иных нормативно-правовых актах нашли отражения поднимаемые гражданами вопросы и какие бу дут предложения с мест о том, что целесообразно учесть при прове дении подобных акций вдальней шем. После подготовки ответов на обращения жителей области «Мы» планируем вернуться к этой теме и рассказать нашим читате лям, какие будут предприняты меры с целью решения проблем, поставленных липчанами. Алексей КОЛБАСКО. Р.8. Автор благодарит за помо 1 ць в подготовке материа ла сотрудников отдела писем и приема граждануправленияде лами администрации области. ЛИПЕЦК - В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ (Окончание. Начало на 9-й стр.) Однако вступивший в закон нуюсилу с 01.01.2002 г. ФЗ «Отру довых пенсиях в РФ» на уровне федерального закона закрепил ограничение в реализации пенси онных прав по признаку правово го статуса учреждения, в котором осуществлялась педагогическая и лечебная деятельность. Согласно п.п. 10 ,11 ч. 1 ст. 28 указанного закона право на до срочное назначение трудовой пен сии сохраняется за лицами, кото рые осуществляли педагогичес кую деятельность, лечебную и инуюдеятельность по охране здо ровья населения соответственно 25 и 30 лет в государственных и муниципальныхучреждениях для детей и учреходениях здравоохра нения. Это требование предъяв ляется ко всему специальному ста жу ( ко всей выслуге лет) при об- ращении за пенсией после 1.01.2002 г., в том числе и к ста жу, приобретенному до 1.11.99 г. Со дня вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» со гласно п.п. 10,11 Ч.1 СТ.28 данно го закона пенсии по старости за выслугу лет не могут быть назна чены: 1) гражданам, осуществляв шим вышеуказанные виды дея тельности в учреждениях для де тей и учреждениях здравоохране ния, являвшихся структурными подразделениями (детские сады, медсанчасти и т.д.) государствен ных предприятий, преобразован ных в 1992-1993 гг. в результате приватизации в акционерные об щества, основная часть трудово го стажа которых осуществлена в государственных и муниципаль ных предприятиях до 1992-1993 гг., и выработавшие необходи мый стаж полностью уже в пери од действия ФЗ «О трудовых пен сиях в РФ»; 2) гражданам, у кото рых соответствующий стаж для назначения досрочной пенсии по старости имелся в период дей ствия прежнего Закона РФ «О го сударственных пенсиях в Россий ской Федерации» от 20.11.1990 г., ставившего право на назначение пенсии за выслугу лет в зависи мость от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, с которыми они состояли втрудовых отношениях, работавших как в государствен ных и муниципальных ;^реждени- ях, так и в негосударственных уч реждениях, и не обращавшихся за назначением пенсии в связи с тем, что пенсия могла быть назна чена по ранее действовавшему за кону при условии оставления ра боты (по СТ.81 Закона РФ «О госу дарственных пенсиях в РФ»). Таким образом, со вступлени ем всилу Закона «Отрудовых пен сиях в РФ» граждане, занимавши еся одним и тем же видом дея тельности (педагогической, ле чебной), но вучреждениях с раз ным правовым статусом, оказа лись неравны в пенсионном обес печении, в то время как ст.ст.19, 39 Конституции РФ провозгласи ли равенство всех перед законом, равенство прав и свобод граждан, гарантии прав каждого на соци альное обеспечение по возрасту. Представляется, что редакция п.п. 10,11 Ч.1 СТ.28 ФЗ «О трудо вых пенсиях в РФ» противоречит ст.ст. 19, 39 Конституции РФ, по скольку в соответствии со ст. 3 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию имеют граж дане РФ, застрахованные в соот ветствии с ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Рос сийской Федерации», при соблю дении ими условий, предусмот ренных настоящим Федеральным законом. Все истцы застрахова ны своими предприятиями, явля ющимися хозяйственными това риществами и обществами, кото рые уплачивают за них страховые взносы в тех же размерах, что и государственные и муниципаль ные предприятия за своих работ ников, поскольку в настоящей вре мя механизм финансирования всех досрочных пенсий и по ст. 27, и по ст.28 закона одинаков. Педа гогическая и лечебная деятель ность работников негосудар ственных предприятий ничем не отличается от педагогической и лечебной деятельности работни ков государственных и муници пальных предприятий. Однако при достижении указанного в за коне стажа работники негосудар ственных педагогических и лечеб ныхучреждений с 01.01.2002 г. ли шаются права на досрочную пен сию. Нельзя согласиться с довода ми Министерства труда. Пенси онного фонда Министерства юс тиции о том, что оспариваемые пункты ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» соответствуют Конституции РФ, посколькупенсионное обеспе чение педагогических и медицин ских работников негосударствен ных учреждений будет произво диться по закону «Об обязатель ных профессиональных системах в РФ», который до настоящего времени не принят и сроки его принятия неизвестны. Во -первых, действующий ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусматривает, что только для категорий граждан, указанных в статье 27 данного за кона, будет производиться дос рочное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным за коном о профессиональных пенси ях (п.З СТ.27 закона); статья 28 за кона такого указания не содержит. Во-вторых, проект Закона о про фессиональных пенсиях, приня тый в первом чтении, не содер жал указания на работников, осу ществлявших педагогическую и лечебную деятельность в негосу дарственных учреждениях. В-тре- тьих, как указано в различных Сборниках статей под редакцией Зурабова М.Ю., в основе профес сиональных систем должен быть заложен накопительный принцип финансирования пенсионных вы плат, что предопределяет возмож ностьформирования только новых пенсионных прав, что касается ранее накопленных пенсионных прав, то их реализация должна осуществляться на распредели тельных принципах в соответ ствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Это положение было также закреплено в Постановлении Пра вительства РФ от 07.08.1995 г. N° 790 «О мерах по реализации кон цепции реформы системы пенси онного обеспечения в РФ», в ко тором указано, что в переходный период (до формирования допол нительных профессиональных пенсионных систем) льготы по го сударственному пенсионному обеспечениюдолжны распростра няться на те производства, где вредные условия труда (либо опасность для здоровья человека) сохраняются вне зависимости от научно-технического прогресса. Нельзя согласиться и с пози цией Пенсионного фонда о том, что законодатель вправе был со хранить льготы только тем работ никам, которые трудились в госу дарственных и муниципальных учреждениях, поскольку постанов лением от 24.05.2001 г. N° 8-П «По делу о проверке конституционно сти положений части первой ста тьи 1 и статьи 2 ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжаю щим из районов Крайнего Севе ра и приравненных к ним местно стей» в связи с жалобами граж дан А.С. Стах и Г.И. Хваловой» Кон ституционный суд РФ подтвердил право законодателя вносить изме нения в действующее правовое регулирование, оказывающее не благоприятное воздействие на правовое положение граждан. Однако Пенсионный фонд умол чал о том, что далее Конституци онный суд указал, что законода тель вправе это делать, обеспе чивая при этом конституционные требования, в частности, вытека ющие из принципа поддержания доверия граждан к закону и дей ствиям государства. При внесе нии подобных изменений должно быть обеспечено соблюдение по ложений Конституции РФ, закреп ляющих, что Россия является де мократическим правовым госу дарством (статья 1, часть 1), в ко тором человек, его права и сво боды являются высшей ценнос тью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государ ства (статья 2); каждый гражда нин РФ обладает на её террито рии всеми правами и свободами и несет равные обязанности, пре дусмотренные Конституцией РФ (статья 6, часть 2); права и сво боды человека и гражданина яв ляются непосредственно дей ствующими, определяют смысл, содержание и применение зако-' нов, деятельность законодатель ной и исполнительной власти, местного самоуправления и обес печиваются правосудием (статья 18); в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаля ющие права и свободы человека и гражданина (статья 55, часть 2), а ограничение прав и свобод че ловека и гражданина Федераль ным законом допускается лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конститу ционного строя, нравственности, здоровья прав и законных инте ресов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3). Однако вданном случае зако нодатель, приняв пункты 10 и 11 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в действующей редакции, нарушил вышеуказанные положения Кон ституции РФ. Сложившаяся ситу ация нарушает конституционные права граждан на пенсию. С указанной позицией согла сились и эксперты, представив шие в Конституционный суд РФ свои заключения по просьбе су дьи-докладчика. Возникшая проблема не мо жет быть разрешена путем внесе ния изменения в постановления Правительства РФ, утвердившие Списки и Правила о зачете встаж периодов работы в негосудар ственных учреждениях, как это предлагают сделать Министер ство труда и Пенсионный фонд. Законодатель нарушил принципы Конституции РФ, и закон в этой части должен быть признан не со ответствующим Конституции РФ. Судья Октябрьского районного суда г. Липецка КОСА Л.В.» Свой же официальный за прос «О проверке конституцион ности подлежащего применению закона» Лариса Валентиновна за вершила так: «Прошу проверить соответ ствие статьям 19, 39 Конституции Российской Федерации положе ний п.п. 10, 11 ч. 1 ст. 28 Феде рального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федера ции» в части указания о том, что педагогическая и лечебная дея тельность должны осуществлять ся в государственных и муници пальных учреждениях...» Решение Конституционного суда РФ пока еще не провозгла шено, ожидается, что это случит ся в июне. — Оно, это решение, как и положено, будет опубликовано в «Российской газете», — говорит Лариса Валентиновна. — Каким оно будет, разумеется, нам неиз вестно. Но надеемся на положи тельное решение проблемы, что положения оспариваемых нами пунктов закона будут признаны неконституционными. Наверное, по-другому сложившуюся ситуа цию решить нельзя. Ведь когда планировалось провести пенсион ную реформу в 95-м году, наме чалось и принятие одновременно нескольких других законов. В том числе и того, который бы позво лил назначать пенсию тем, кто трудился в негосударственных и немуниципальных учреждениях. Это закон «О профессиональных пенсиях». Но он до сих пор не при нят. И неизвестно, будет ли он принят и когда... А вот закон «О трудовых пенсиях» живёт и дей ствует уже третий год. В резуль тате права тех лиц, кто трудится бок о бок, в одинаковых условиях и получает одинаковую зарплату, оказались как бы в разных, выра жаясь спортивным языком, весо вых категориях. Одни имеют воз можность получатьи получают пен сию уже третий год, а другие — нет. Адля них, других-то, это жиз ненно важный вопрос...И они те перь, и мы с нетерпением ждём положительного решения Консти туционного суда. — Лариса Валентиновна, ну а власть — законодательная и исполнительная — не догада лась, что ли, заняться этой про блемой? —Вносить изменения в Закон «О трудовых пенсиях» пытались уже в Госдуме. Почему-то не про шло. А так, как предлагает сде лать Правительство — внести из менения в подзаконные акты, не изменив сам Закон (постановле ние Правительства, утвердившее правила и списки относительно медиков и педагогов от 29 октяб ря 2002 года) —это, простите, бу дет незаконное действие. Мы не можем руководствоваться подза конным актом, который противо речит закону более высшей силы —Федеральному закону. Поэтому так решить вопрос тоже не полу чается. Единственный пока выход — решение Конституционного суда. Так что будем ждать. Публикацию подготовил Александр ХАУСТОВ. КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НО МЕР, редакции стало извест но, что 3 июня с.г. Конститу ционным судом РФ провозгла шено долгожданное решение. Причем, каки предполагалось, положительного характера. В ближайшее время это реше ние будет опубликовано в официальных СМИ и прехсде всего — в «Российской газе-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz