Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
в ШРОВОМ МАСШТАБЕ ГЛАВНОЕ - ВЗЯТЬ С СОБОЙ 1 ДОЛЛАР От 0 чественный законопроект "О собраниях, митин гах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" со держал целый ряд жестких огрониченйй но проведе ние публичных мероприятий. Их нельзя было прово дить, согласно закону, но территориях, непосредствен но прилегающих к зданиям о рганов госвлости, больни цам, школам, ку льтур но-зр елищным и спортивным объектам, культовым сооружениям. Президент в своем заклю чении о законопроекте пред ложил снять большинство ограничений, оставив лишь запрет на акции возле опас ных и вредных производ ственных объектов, на желез нодорожных магистралях, у нефте-, газопроводов и ЛЭП, в погранзонах и вблизи рези денций Президента РФ, но дополнительно в перечень внести территории, прилега ющие к зданиям судов и уч реждениям, исполняющим наказание в виде лишения свободы (проще - тюрьмам). 28 мая Дума приняла во втором чтении Закон “О ми тингах и шествиях”. В отли чие от первой редакции, за кон разрешает проводить ми тинги, демонстрации и пике ты рядом со зданиями феде ральной и местной власти. А как же вопрос о мир ных собраниях и манифеста циях решается в развитых странах? Во Франции нельзя про водить митинги на проезжей части улиц. Время проведе ния ограничено - до 23 ча сов. Комитет из пяти чело век, которых изберут органи заторы митинга, несет ответ ственность за соблюдение порядка и оплачивает расхо ды коммунальных служб на уборку территории после окончания манифестации. В Англии закон разреша ет любые собрания и митин ги, если они не нарушают прав других людей. Условия запрещения демонстраций и митингов заложены в зако не “Об общественном поряд ке” (специального закона о митингах и демонстрациях там нет). К примеру, прекра тить м жно митинг, наруща- ющий общественный поря док. Для этого достаточно решения полицейского, обес печивающего порядок в рай оне, где проходит митинг. Запретить проведение меро приятия можно при условии, если оно угрожает здоровью людей. Организатор (или от ветственный) обязан подчи няться требованиям полиции по изменению маршрута де монстрации, места проведе ния митинга. В Германии организаторы любых мероприятий под от крытым небом должны заре гистрироваться в полиции или ином уполномоченном на то органе не позднее, чем за 48 часов до начала меро приятия. Если сам факт про ведения может угрожать жизни или здоровью граж дан, власти имеют право зап ретить мероприятие или по ставить перед его организа торами дополнительные ус ловия. В США конституция за щищает конгрессу принимать любые законы, ограничиваю щие право граждан на мир ные собрания. Единственная причина для згшрещения ми тингов и демонстраций - раз жигание расовой или нацио нальной вражды. Полиция все же может запретить про ведение манифестации, ссы лаясь на охрану порядка и здоровья граждан, но имен но вАмерике придумали спо соб обхода любых запретов. Дело в том, что граждане США имеют право ходить по улицам своих городов с пла катами в руках, вот демонст ранты и не стоят на месте - ходят по кругу или взад-впе ред по улице. Такие действия массовым выступлением не считаются, и полиция не мо жет вмешаться. Правда, блю стители порядка могут потре бовать от таких манифестан тов показать наличные день ги (если их нет, гражданина можно забрать в участок за бродяжничество). Но в боль шинстве штатов достаточно иметь с собой всего 1 доллар. Г : V - . 1 1 1 г - 1 \ ■ е г ш / I : . I' ^ ' К 5' «лг», 11 июня 2004 г., № 114 (22242) ■И эксклюзив ЛИПЕЦК - в КОНСТИ ТУЦИОННОМ СУДЕ Кок уж е соо бщалось в нашем прошлом выпуске, но з аседании об щественного консультативного сове та редакции "М ы" председатель об ластного суда, заслуженный юрист РФ Иван Ма рк ов рассказал об ин тересном факте, связанном с пенси онной реформой. Судья Октябрьско го районного суда г. Л ипецка Л ори- Начнем с того, что, к примеру, НЛМК и ЛТЗ в 92-93 годах в результа те приватизации стали акционерными обществами. И кто бы мог тогда поду мать, что это обернется проблемой... для педагогов и медиков. Причем сразу же после принятия Федерального закона РФ 4О трудовых пенсиях». Закон, дей ствовавший до этого, не стгшил в каче стве условия для назначения пенсии по старости для педагогов и медиков вид учреждения, его организационно-право вые формы. То есть, будь оно государ ственным или частным, у человека все равно было право на досрочную пенсию. В новом пенсионном законодатель стве появились ограничения: право на досрочную пенсию сохргшялось только за теми, у кого необходимый стаж по лучен в государственных и муниципаль ных 5 шреждениях. В 2002 году в связи с возникшей проблемой судья Октябрьского район ного суда г. Липецка Лариса Коса (впос ледствии так же поступили и еще 3 суда области— Советский, Левобережный и Елецкий городской) сделала запрос в Конституционный суд РФ. Липецкие запросы, а также запросы других судов РФ и отдельно обращающихся граждан России (их — 38) были объединены в одно производство и 26 апреля 2004 года рассмотрены на заседании Консти туционного суда РФ. В столицу в связи с этим были приглашены представите ли из разных регионов России, в том числе и из Липецка. со Косо направило запрос в Консти туционный суд РФ с просьбой раз решить п роблему не только липчан, но и граждан других регионов Рос с и. Ном удалось встретиться с Ла рисой Валентиновной. В бе седе с ей мы выяснили, что зОтронутоя проблема действительно коснулась не т олько Липецка. Далее мы процитируем выдержки из официальных документов - запроса в Конституционный суд и выступления на его заседании судьи Ларисы Косы. “Закон “О государственных пенсиях в РФ” 1990 г. предусматривал назначе ние пенсии за выслугу лет в связи с пе дагогической и лечебной деятельностью продолжительностью 25 и 30 лет. При этом правовой статус учреждения, в ко тором протекала эта деятельность, не имел значения. Впервые ограничения по статусу уч реждения были введены в 1999 г. По становлениями Правительства от 22 .09 .1999 г. №№ 1066, 1067 об ут верждении Списков и Правил исчисле ния выслуги лет педагогам и медикам было установлено, что эти правила и списки применяются в отношении дея тельности, осуществлявшейся в государ ственных и муниципальных учреждени ях. О пределением от 0 6 .1 2 .2 0 0 1 г . № 310-0 Конституционный суд РФ выс казал свою позицию по оспариваемым в запросе Законодательного собрания Тверской области пунктам 2 и 3 по становления Правительства РФ от 22.09.99г. № 1067, указав, что поло жение этих пунктов можно рассматри вать как переходное в рамках прово димой пенсионной реформы, но это не может означать, что до полного пере хода на новую систему пенсионного обеспечения какие-либо категории пед- работников должны ставиться в нерав ные условия или ограничиваться в сво их пенсионных правах. Тем самым Конституционный суд признал, что пе дагогические работники негосудар ственных образовательных учреждений (частных и ведомственных) вправе пре тендовать на пенсию за выслугу лет в порядке, предусмотренном постановле нием Правительства РФ от 22.09.1999г. М®1067. Эта правовая по зиция применима и к медицинским ра ботникам, оказавшимся в аналогичной ситуации после принятия постановле ния Правительства РФ 22.09 .1999 г. № 1066. Такую же позицию по данному воп росу занял Верховный суд РФ, вынес ший решение от 7.06.2001 г. № ГКПИ 2001-875, в соответствии с которым при знан недействительным (незаконным) и не порождающим правовых последствий абзац первый пункта 2 постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067. (Окончание на 10-й стр.) ВОЗВРАЩ АЯСЬ К НАПЕЧАТАННОЛАУ ■и НА СЛОВАХ - ОДНО, НА ДЕЛЕ - ДРУГОЕ Многим читателям памятно пгубликоция н ашего спец выпуска о том, что ввиду отсутствия но вокзале желез нодорожной станции "Липецк" почты и телеграфа, от сюда нельзя не только послать телеграмму, но и сде лать обычное почтовое отправление. С тех пор прошло четыре месяца. За это время редак ция получила ответ управле ния транспорта обладмини страции, в котором говорит ся: “С 1 апреля 2004 года граждане п о л у ч и л и возмож ность отправить телеграмму в “Сервис-центре” вокзала с 8 до 20 часов, а с 20 до 8 часов —- с помощью дежур ного по вокзалу. В настоя щее время готовятся на- глядные рекламные щиты оказываемых у с л у г ” . Ответ был получен 12 ап реля, и работники редакции надеялись, что все сказанное в нем соответствует действи тельности. До тех пор, пока в редакцию не поступил оче редной звонок. Теперь уже от липчанина, который уп рекал нас в том, что наши материалы для железнодо^ рожного начальства пустой звук: на вокзале в этом смысле ничего не измени лось. Этот звонок и позвал нас, как говорится, в дорогу. И, конечно же, мы начали с об следования пресловутого рекламного щита вокзально го “Сервис-центра”. Ни о ка ких почтовых и телеграфных услугах в нем не было и на м ека . Зашли в “Сервис- центр”, но и там нам ничего конкретного о приеме писем и телеграмм ск а зан о не было. Оттуда направились в справочную вокзала, где по лучили ответ: почты и теле графа на вокзале нет. Об ус лугах “Сервис-центра” и тут ни слова. Создавалось впечатле ние, что подобных услуг на вокзале оказывать никому не собираются. В противном случае и рекламные щиты давно бы изготовили, и спра вочная давала бы точный и ясный ответ: почты нет, но письма и телеграммы прини маются в “Сервис-центре” напротив. Как потом выяснилось, на словах такую усл у гу “Сервис-центр” может ока зать любому, и даже расцен ки на нее имеются. Но ведь железнодорожное началь ство — не малые дети, оно- то отлично знает — сошед ший с проходящего поезда пассажир ищет по привыч ке и логике вещей почту и. не находя последнюю, обра щается не в какой-то “Сер вис-центр” (он ему не ну жен), а в справочную вок зала с вопросом: где почта? И получив отрицательный ответ, кляня вокзал на чем свет стоит, снова бежит в вагон, в расчете отправить телеграмму на ближайшей станции. В подобной обста новке пассажир не имеет никакой возможности вос пользоваться предложени ем “Сервис-центра”, ибо он не знает о существовании та кового. Не случайно с фев раля услугами вокзала по части телеграммы попыта лась воспользоваться всего лишь одна пассажирка. Да и та в итоге отказалась: кро ме телеграммы, она долж на была оплатить и сто имость услуги, но это пока залось ей дорогим удоволь ствием. А куда глядели работни- ,ки транспортного управле ния, готовившие ответ ре дакции о принятых мерах? — спросят читатели. Дума ем, что они стали жертвой неискренности железнодо рожного начгщьства. Им для вида показали все, что по лагается в таком случае по казывать: и “Сервис-центр”, и даже подготовленные та рифы на услуги. И пообеща ли быстро изготовить и раз- О БЩ ЕРО ССИЙ СКАЯ АКЦИЯ ЧЕГО ЖДАТЬ ОТ ПРАВИТЕЛЬСТВА? Итак, вчера состоялось общероссий ская акция протеста. Ее участники в Ли пецке пикетировали здания городской администрации, горсовета. Собравши еся требовали от правительства сох ра нить льготы ве тераном, повысить зар плату до прожиточного минимума, ре шения других социальных вопросов. В акции приняли участие многие липчане. Н ш корреспондент обратился к неко торым активистам про<^оюзо — участ ник ам события с воп росом: "П рим ет правительство к исполнению требования пикетчиков?". Вот их ответы: местить на видных местах рекламные щиты. В соответ ствии с этими заверениями и был подготовлен ответ в редакцию. Только ни заготовленны ми впрок расценками, ни обещаниями широкой рекла мы пассажиру не помо ж еш ь . Он долж ен четко знать, где и когда он может получить желаемую услугу. И пока об этом не будет го ворить во всеуслышанье об служивающий персонЕШвок зала — маяться пассажирам в поисках почты и телегра фа до морковкиного загове нья. А уж если говорить серь езно (думаем, серьезность положения понимают и ру ководство дирекции по об служиванию пассажиров дальнего сообщения Елецко го отделения Юго-Восточной дороги, и работники област ного транспортного управле ния), то пассажиры переста нут мучиться с этим вопро сом только в одном случае: когда на вокзале станции “Липецк” будут функциони ровать почта и телеграф. Не сделать этого, значит, окончательно укрепить в на роде мнение: пассажир для начальства как был пустым местом, так и останется. Виктор ФЕДОРОВ. Сергей ЛАВРЕНТЬЕВ, бригадир цемзавода, про форг: — Не думаю, чтобы пра вительство бросилось выпол нять наши требования. На оборот, министры все делают для того, чтобы удержать народ на коленях. Смотрите, как активно проталкивают они вопрос о замене льгот ветеранов пособиями. Они разве не ведают, что творят? Ведают. Только их цель не вытащить простых людей из нищеты, а оградить государ ство от расходов на соци альные нужды. Именно по этому думаю, что очередные акции неизбежны. Зинаида КРАПИВИНА, п р ед с ед а т ел ь профкома ОАО “ДСК”: — Правительство очень неохотно идет на выполнение требований трудящихся. Ду маю, что в какой-то степени мы сами в этом виноваты. Мало делаем для того, что бы нас замечали. Возьмите хотя бы нынешнее пикетиро вание. Ведь многие работни ки о нем не знали. А почему бы руководству областных профсоюзов не выступить накануне по радио и телеви дению, рассказать о целях акции, призвать липчан при нять активное участие в пи кетах. Не надо отделываться разовыми выступлениями. Мы можем добиться победы только тогда, когда постоян но будем с нашими требова ниями выходить на улицы. Вячеслав АГАПОВ, пред седатель профкома ОАО “Завод “Железобетон”: — Одной акции явно не достаточно, чтобы правитель ство прислушалось к мнению профсоюзов, выразителей интересов трудящихся. Ду маю, что массовые осенние выступления неизбежны. А, впрочем, надо ли ждать осе ни? Сколько лет ждем, что бы власть обратила внимание на нищенское существование рабочих, а сдвигов никаких. Так что нужны регулярные выступления профсоюзов. Татьяна БЕЛЯЕВА, пред седатель профкома ОАО “ЛМЗ “Свободный сокол”: —Мне кажется, что пикет чикам не хватает боевитости, конкретности. Власти только тогда будут обращать на нас внимание, когда увидят нашу силу, единение. А разобщен ность действий всегда были в нашем деле причиной проиг рыша. Вряд ли правительство будет реагировать на разовые акции протеста. Валентин МОТОРИН, пр ед седатель профкома ОАО “Экстроймаш”: — Мы все уповаем на правительство, а ведь многое зависит и от властей на мес тах. Не мешало бы и их по беспокоить пикетами. Гля дишь, и долги по зарплате уменьшились бы, и ветераны были бы защищены. Валентина КРОВОПУС- КОВА, член горкома проф союза работников образова ния: — Многие из липчан пре бывают в нищете. И это не признак плохой работы руко водства региона, а результат тенденциозных действий пра вительства. Оно не желает принимать конкретных мер по разрешению социальных проблем. Отсюда делаю вы вод: выступления трудящих ся продолжатся осенью. Анатолий СИРОТИН, председатель обкома проф союза работников строи тельства и промстроймате- риалов: — Думаю, что сегодняш ние выступления профсоюзов — начало большой плано мерной работы. Правитель ство не принимает конкрет ных мер к улучшению жиз ни простого народа. А чтобы побудить его к этому, необ ходимы активные действия трудящихся. Независимо от времени года. Вопросы задавал Виктор КУЗЬМИН. Фото Ольги БЕЛЯКОВОЙ. —=— : пши 1шт ■И ПРОБЛЕМЫ ПР04»С0Ю ЗА РАБОТА ОБ1ЦАЯ, А ПРАВА - РАЗНЫЕ? Редакции газеты часто задают воп росы, объединив которые, "Мы" соста вили тако й вот обобщ ающ ий запрос: "По чему действие коллективного дого вора распространяется но всех ра бот ников предприятия, о не только но чле нов профсоюза? Подписывает договор председатель профкома, профсоюзная же организация следит за х одом его ис пол не ни я. По ко лдо го во ру работник дакции “Мы” Анатолию приобретает дополнительные право и га рантии. Выходит, интересы работников, не состоящих в профсоюзе, не принима ющих участие в общественной работе и не платящих взносы, будут защищены ток же, ко к и право членов профсоюза. Не порождаются ли таким об раз ом со циаль ны е иж див енц ы?" . Ответить но него мы попросили профсоюзных лиде ров. Первым, кому “Мы” за дали наш вопрос по элект ронной почте, был председа тель Федерации Независи мых Профсоюзов России Михаил ШМАКОВ. Вот что он ответил: — Работники, которые благодаря деятельности профсоюзов пользуются ре зультатами соцпартнерства, должны понимать , чем пользуются и чья здесь зас луга. И задача профсоюзных Е1К ТИВИСТОВ — объяснить Э ТО . с другой стороны, кроме кол лективного договора, дей ствие которого в соответствии с российским и международ ным законодательством рас пространяется на всех работ ников предприятия, возмож но и заключение отдельных договоров между профорга низацией и администрацией предприятия. И уже действие таких договоров может рас пространяться исключитель но на членов профсоюзов. Такие прецеденты есть . Д ал ее мы обратили сь к председателю Федерации профсоюзов Липецкой обла сти, члену общественного консультативного совета ре- ЖИДКИХ. Его мнение тако во: — В принципе, вопрос по ставлен правильно: почему, скажем , профком должен заботиться и защищать ин тересы работников, не со стоящих в профсоюзе? Хотя в законе о профсоюзах гово рится, что профком может выступать и от лиц, не явля ющихся членами профсоюза, но поддерживающих цели и задачи профорганизации, помогающих ей (включая и добровольную уплату взно сов). Соответственно, эти лица должны делегировать право профкому выступать от их имени. Но, с другой стороны, в законе закреплено право и иным представителям рабо чего коллектива заключать колдоговор. Может возник нуть такая ситуация: не чле ны профсоюза, если на них не будет распространяться действие договора, решат ан нулировать профсоюзную организацию и создадут свою какую -то общественную организацию, от лица кото рой колдоговор подпишет кто-то из рабочих (в лучшем случае). Обычно такие пред ставители не избираются коллективом, а назначаются работодателем и, как пргши- ло, не знают положения за конов о труде и не имеют практики составления кол лективных договоров. Таким образом, документ заключа ется лишь формально и ни каких прав за работниками предусматривать не будет. Не будет и контролироваться его выполнение (а по сути, и кон- тролировать-то тем будет не чего). Прокомм ентировать наш вопрос с точки зрения законодательства согласился заведующий юридической консультацией Федерации профсоюзов области, канди дат юридических наук Евге ний МЯГКОВ: — В соответствии со ста тьей 40 частью 4 Трудового кодекса РФ, коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представитель ствах, иных обособленных структурных подразделени ях. В соответствии с этим правилом, согласно статье 43 части 3, действие коллектив ного договора распространя ется на всех работников дан ной организации, ее филиа ла, представительства и ино го обособленного структурно го подразделения. Распространение д ей ствия коллективного догово ра на всех работников орга низации вместе с установле нием единого представитель ства интересов работников в коллективных переговорах означают отказ от возможно сти параллельного существо вания в одной организации нескольких коллективных договоров. Вместе с тем следует от метить, что не все работники, в том числе и представители органов государственной вла сти и управления, согласны с изложенными условиями действия коллективного дого вора в отношении работников предприятий. По этой причи не в Государственную Думу РФ внесен проект закона об изменении статьи 43 ТК РФ. Суть проекта сводится к тому, что работодатель и представи тельный орган работников, в первую очередь щюфсоюзная организация, вправе будут решать: распространять ли действие коллективного дого вора на всех работников или только на тех, кто уполномо чил предстгшительный орган заключать и реализовывать коллективный договор от их имени. Как отнесется Государ ственная Дума к такому щюд- ложению, покажет время.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz