Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ г а з е т а 11 июня 2004 г., № 114 (22242) ^ Экспресс-опрос Российской сборной - ни пуха ни пера, ни “рыбы”! в Испании, на недавнем чемпионате мира по домино, россияне вошли в пятерку сильнейших в общекомандном зачете. Светит ли нам что-нибудь подобное в Португалии на предстоящем чемпионате Европы по футболу? Николай ЛОПАТИН, главный специалист управления физической культуры, спорта и туризма администрации об­ ласти: — Как патриот своей страны надеюсь в предстоящем чем­ пионате на чудо. Нашей сборной выпало выступать в одной группе с сильнейшими по своему составу и потенциалу командами. Испанцы, например, в этом смысле ничем не уступают французам и немцам, от португальцев тоже можно ожидать чего угодно, нельзя забывать к тому же — играют они у себя дома. В общем, если россиянам удастся перешаг­ нуть барьер группы — это уже будет весомый результат. Фут­ бол ведь не просто игра, это, по большому счету, социальное явление. Кого-то успех родной команды вдохновит на борьбу с тяжелым недугом, кто-то увеличит производительность тру­ да... Как все-таки нам нужна победа!.. Борис, посетитель универсама “Корзинка”: — Не знаю, как сборной России в Португалии, а мне дома в период проведения чемпионата, чувствую, светят ежеднев­ ные разборки с женой. Оксана, парикмахер: — Наши добились успеха в домино? Вот интересно... Они бы еще своим умением в “бутылочку” играть мир удивили, или там в прятки, догонялки, царя горы... Дмитрий ЗУБОВ, директор магазина спортивных това­ ров “Старт”: — Я оптимист, поэтому считаю, что выход наших игроков из своей группы, учитывая уровень их мастерства, вполне возможен. Что касается дальнейшего продвижения на этапах чемпионата, многое здесь будет зависеть от наставников фут­ болистов, от их умения создать соответствующий настрой. Успех, безусловно, будет зависеть и от лидеров команды. Ирина, представитель Липецкой городской религиозной организации “Общество сознания Кришны”: — Видите лй, спорт для меня совершенно’непонятная вещь. По-моему, это просто пустая трата времени. Вместо того, чтобы гонять по полю мяч, уж лучше практиковать аскезу: вставать, например, пораньше с постели, молиться, помогать ближним словом и делом. Андрей БАРКОВ, предприниматель: —'Для меня важно другое — чтобы футбольные коммен­ таторы, ведущие свои репортажи с места баталий, произно­ сили меньше глупостей и не мешгши наслаждаться игрой. Геннадий Васильевич, работник федерального государ­ ственного унитарного предприятия “Липецкспиртпром”: — Футбол — это вам не костяшками по столу стучать и кричать “рыба!”, тут, чтобы подсказать коллеге правильный ход, глазом не подмигнешь и затылок не почешешь. В фут­ боле, тем более большом, этот номер не пройдет, от каждого участника игры здесь умение и мастерство требуются: мало попасть в ворота противника, нужно еще промахнуться мимо вратаря... Анжела КАРПОВА, пассажир автобуса тридцатого мар­ шрута: — Если дадим побольше денег, как ее там, ФИФА, то, конечно, светит. А вы сомневаетесь, что все в наше время продается и покупается, в том числе и призовые места на футбольных чемпионатах? Игорь, студент Липецкого государственного педагогичес­ кого университета: — В Португалии наша сборная может попасть не в пятер­ ку, а в лучшем случае в восьмерку сильнейших, добившись успеха на первом этапе чемпионата, в котором участвуют, как известно, шестнадцать команд. Теоретически шансы на это есть, предварительные прогнозы многих экспертов говорят о том, что расстановка сил в нашей группе вероятна следую­ щая: Испания, Португалия, Россия, и, наконец Греция. Хотя здесь, как вы понимаете, велика роль Его величества случая. Опрос провел Александр БОЧКАРЕВ. ^С ельхозобозрение На фермы пришла пора «большого молока» Стада сейчас на пастбищах, на щедрых кормах. Кроме этого, животных потчуют еще и концентратами, оставшимися от прошлогоднего урожая. Словом, рационы у скота небезбедные, и это сказывается на его продуктивности. Среднесуточные надои от коровы в эти дни намного выше прошлогодних: 2,5 килограмма дневная прибавка составля­ ет в Долгоруковском районе, 2,6 — в Измалковском, 2,2 — в Тербунском, 1,8 — в Чаплыгинском. Достаточно весома она и в Грязинском, Данковском, Лебедянском, Лев-Толстовском и Воловском районах. Согласно данным главного управления сельского хозяй­ ства и продовольствия обладминистрации, на 9 июня в це­ лом по области среднесуточные надои от коровы достигали 13,2 килограмма, что выше прошлогодних на килограмм. Надои и впрямь неплохие. А вот о производстве молока этого, к сожалению, не скажешь. Лишь в двух районах, Ста- новлянском и Измалковском, обеспечивают небольшую, в 1- 3 тонны, прибавку в суточном производстве молока. Во всех остальных его недополучают. В Лебедянском районе недоби­ рают 18 тонн за день, по 11 — в Добринском и Усманском, 7 тонн — в Липецком районе. В целом по области дневное недопроизводство достигло 69 тонн. Естественно, это сказывается на регшизации, которая за день сократилась на 39 тонн. Правда, на прилавках магази­ нов мы этого пока не заметили. Из-за чего же сложилась такая парадоксальная ситуация? Беда в том, прежде всего, что в хозяйствах катастрофически сокращается поголовье коров. Всего 70 процентов к прошло­ годнему уровню их осталось в Лебедянском районе, 83 — в Елецком, 84 процента — в Добринском, 82 процента — в Тербунском районе. В целом по области дойное стадо по срав­ нению с прошлым годом уменьшилось на 12 тысяч голов, или на 15 процентов. Вот и не хватает на фермах молока. Высокие надои в какой-то мере компенсируют недостаток ценного продукта. Но чтобы получать молока столько же, сколько и в прошлом году, надо в среднем от коровы в день надаивать не 13 килограммов молока, а, как минимум, 14-16. Иван ЛЕСНИКОВ. ^Би знес -эли та : новые имена «Мы все в долгу у своей малой родины» Т а к ф о р м у л и р у е т ж и з н е н н о е к р е д о п р е д с е д а т е л ь с о в е т а д и р е к т о р о в Э К З “ Л е б е д я н с к и й ” Ю р и й Б О Р Ц О В Тот, кто первым сказал знаменитую фразу — “Россия возродится с провинции” — возможно, бывал в Лебедяни, на местном соковом заводе. А может быть, просто пил его сок. Соки ЭКЗ “Лебедянский” сегодня мало кто не пил — каждая четвертая упаковка в России выпущена именно этим предприятием... И в самом деле... Маститые эксперты-экономисты сегодня вполне серьезно рассуждают о “феномене “Лебедянского” . Небольшой завод в тихом провинциальном городке, который 30 лет назад даже считался “планово-убыточным”, а 1 0 лет назад был “одним из многих” , за 5 лет стал бесспорным лидером сокового рынка России. Более 500 миллионов рублей в 2003 году перечислил завод “Лебедянский” в бюджеты всех уровней, и сегодня он входит в тройку — Что-то давно забытое российское слышится в этом “от отца к сыну”. Я имею в виду династии купцов и про­ мышленников Мамонтовых, Рябуш инских , Третьяко­ вых... Борцовых... — Так в жизни и должно быть: отец передает свое дело сыну, тот — своему. Эта “профессиональная генети­ ка”, если можно ее так на­ звать, лучшее, что может быть во всяком деле. — Значит, после вас на завод придет ваш отпрыск? — Нет-нет, так далеко я не заглядываю. Моему сыну пять лет, и директором его я пока не вижу ( смеется). Но уже сегодня знаю точно, что для меня как для отца важ­ но, чтобы вырос он порядоч­ ным человеком . Кстати , уточню: меня обычно назы­ вают директором ЭКЗ “Лебе­ дянский”, на самом деле моя должность — председатель совета директоров. А гене­ ральным у нас является Александр Кобзев, для меня Сан Саныч — мой однокаш­ ник по школе и институту и давний друг и товарищ — так вот он Борцову-старшему никаким родственником не доводится. — Все же давайте под­ робнее остановимся на том явлении, которое вы назы­ ваете “профессиональной ге­ нетикой”. Говорят, что яб­ лочко от яблони недалеко падает, но ведь не может быть так, чтобы два Борцо­ ва “рулили” совершенно одинаково. Хотя бы потому, что у вас разные школы и пути-дороги... — Это точно. Отец про­ шел суровую школу жизни. Его отец, мой дед, не вернул­ ся с Великой Отечественной. Николай Иванович уже пос­ ле восьмого класса пошел работать. После армии был он рабочим на заводе, потом мастером. Пока стал дирек­ тором, прошел все ступень­ ки карьерной лестницы . Даже в райкоме несколько дней поработал, но ему это не по душе оказалось — вер­ нулся снова на производство. Так что у него свое отноше­ ние к эпохе, свои подходы к проблемам. При этом рядом с ним я никогда не ощущал себя “папенькиным сыноч­ ком” — требовал он с меня больше, чем с других. Но у меня, конечно, жизнь была другая. С детства мечтал о карьере, об успехе — пример был перед глазами каждый день. Со временем эти мечты трансформировались в одно емкое слово — “дело”. Отец — аналитик, стратег, его гро­ мадный опыт стережет ком­ панию от ошибок. Я, пожа­ луй, в большей степени так­ тик, склонный к нестандар­ тным решениям. Хотя с воз­ растом, кажется, перехожу в отцовскую “весовую катего­ рию”... Ремарка первая: Из семейной хроники Борцова в середине девяностых завод, считавшийся уже тог­ да стараниями Борцова- старшего флагманом район­ ной промышленности, уго­ дил под ножреформ. Под со­ лидный госзаказ здесь изго­ товили и отгрузили на Край­ ний Север крупную партию продукции. Чтобы выпол­ нить это, пришлось брать в коммерческом банке кредит под солидные проценты. Но оплаты за продукцию завод так и не дождался. Предпри­ ятие оказалось на грани бан­ кротства — даже счета за­ вода были под арестом. Именно тогда к делу подклю­ чился и младший Борцов, недавно окончивший воро­ нежский политех. Юрий Николаевич создал торговую фирму, через которую приоб­ реталось сырье и оборудова­ ние, шли продажи готовой продукции. Старший Борцов тем временем пытался от­ стоять “Лебедянский”. И это удалось — специально прибывшая комиссия из Мос­ квы вынесла вердикт: пред­ приятие банкротству не подлежит. Дело в том, что завод оказался единствен­ ным на тот момент в стра­ не предприятием, которое выпускало детское питание. В результате за несколько лет кризис был успешно пре­ одолен. А Юрий Николаевич стал полноправным партне­ ром отца в бизнесе. Роли рас­ пределили так: Николай Иванович занимался в пер­ вую очередь производством и взаимодействием с органами государственной власти, а Юрий Николаевич и коман­ да его соратников — моло­ дых амбициозных менедже­ ров — взяли на себя марке­ тинг, рекламу и построение системы продаж. — Мне часто хочется все­ го и сразу, — продолжает Юрий Николаевич. — Ну почему не продвинуть наши соки во все уголки бывшего Союза? А отец говорит: зачем тебе весь Союз, возьми пока этот регион, этот и этот... Вот так и спорим по-семейному. Пока не вмешивается... мама, Нина Алексеевна. — Это как же — прямо за супчиком? — А вы представляете себе другую картину: накры­ ваем кумачовой скатертью стол, ставим графин и по ре­ шению председателя предос­ тавляем слово? Мама у меня не просто мудрая и опытная женщина — между прочим, много лет руководившая про­ изводством .— она еще и ак­ ционер, совладелец фирмы. Дело-то у нас семейное... — По семейному наказу, видимо, вы пошли и в обла­ стной Совет? Получилось как при разводе караула — отец пост сдал, сын пост принял. Для чего вообще люди би зн е с а идут во власть? — Я бы все-таки предпо­ чел говорить не о семейном наказе, а о наказе избирате­ лей, ведь за меня проголосо­ вало почти 75 процентов зем­ ляков, и цифру эту я всегда буду помнить. А власть... Власти у меня и в бизнесе хватает. Тут другое. У Сове­ та иная, более высокая про­ екция на все наши проблемы, и, соответственно, возможно­ сти. А депутат обязан народ­ ные нужды “переплавлять” в законы. Я вошел в агропро­ мышленный комитет и мно­ гие наказы избирателей буду решать через него. Многое хочется сделать и для сельс­ кой культуры, которая, к сожалению, оказалась на зад­ ворках государственных при­ оритетов. — Значит, вы пошли не в тот комитет? — В тот самый. Без куль­ туры (в самом широком смысле этого слова) село не поднять. Я говорю и о быто­ вой культуре, и о социаль­ ной, и об управленческой. А клубы с просевшими потол­ ками и прогнившими стена­ ми — это частная проблема, но не менее важная. От этой культуры, о которой я гово­ рю, зависит производство, дело , усп ех , завтрашний день, наконец... Ремарка вторая: Сын за отца не отвечает? у нас есть НЛМК, кото­ рый строила вся страна. Есть “Стинол”, который развивается при участии итальянцев. “Лебедянский” — третий, уникальный тип хозяйствующего субъекта. крупнейших предприятий Липецкой области. А средняя заработная плата на ЭКЗ и вовсе самая высокая в регионе. Успех компании справедливо связывают с именем Николая Борцова. Он был назначен директором еще в далеком 1981 году. Когда на страну “обрушилась” рыночная экономика, Николай Иванович сумел не просто удержать предприятие на плаву и спасти его от разорения в “смутные времена” в начале девяностых, но и сделал его процветающим. А последние перемены на заводе связаны с отъездом Николая Ивановича в столицу — в декабре он был избран депутатом Государственной Думы по Елецкому округу, бразды же правления принял Борцов-младший — Юрий Николаевич, который 10 лет был замом у Николая Ивановича. Сегодня с ним беседует корреспондент “Липецкой газеты” . раскрутившийся исключи­ тельно благодаря преслову­ тому человеческому факто­ ру и, так сказать, на мест­ ном материале. Умные моз­ ги и крепкие руки — вот со­ ставляющие “нового замеса”. Провинциальный ( по геогра­ фическому положению) завод стал де-факто отраслевым лидером в СНГ. Более трех тысяч тонн соковой продук­ ции в сутки развозится по всей стране и даже экспор­ тируется за рубеж. Соки из Лебедяни можно найти в продаже и в Казахстане, и на Украине, и в любой точ­ ке России. Представитель­ ства “Лебедянского” дей­ ствуют в Москве, Санкт- Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Киеве, Алма- Ате. Последние несколько лет объем продаж компании ( и объем производства) еже­ годно удваивался. Оборот за­ вода в прошлом году превы­ сил 8 миллиардов рублей. Это на 57 процентов выше, чем в 2002 году. Растет и объем налоговых отчислений в бюджеты всех уровней. В 2003 году предприятие пере­ числило более 524 миллионов рублей, что на 170 процен­ тов превышает аналогич­ ный показатель предыдуще­ го года. А в этом году, по прогнозам, оборот перева­ лит за 11 миллиардов руб­ лей, а налоговые отчисления возрастут до 730 миллионов. — Ваш завод — предпри­ ятие частное, и, более того, семейное — значит, сплош­ ной капитализм. С другой стороны, миллионы рублей завод тратит на обучение специалистов, помогает ма­ лоимущим, поддерживает юных спортсменов — это уже получается “социализм с человеческим лицом”. Где кончается одно и начинает­ ся другое? — Вот когда в 1994 году нас государство “подставило” и не оплатило свой крупный заказ — это был чистейший социализм. Когда мы сегод­ ня закупаем сырье в Брази­ лии, Китае, Израиле, да что там — по всему миру — это капитализм. Когда мы под­ держиваем стариков, детский баскетбол, предоставляем всем рабочим бесплатные обе­ ды, содержим ведомственную социЕшьно-бытовую сферу — это опять социализм. Когда приходим на новый рынок и с нуля за полгода—год ста­ новимся на нем одним из ли­ деров — это снова капита­ лизм. Такая вот диалекти­ ка... — Кстати, как вам это удается — захват новых рьшков? Ведь все рынки дав­ но поделены, нигде нас не ждут и наверняка “толкают­ ся локтями”? — Я думаю, есть три при­ чины. Первая — надо поста­ вить перед собой серьезные цели и быть готовым серьез­ но “пахать” для их достиже­ ния. Вторая — высочайшее качество нашей продукции. У наших соков более ста ме­ далей и дипломов различных выставок, наши соки призна­ вали и “Брэндом года”, и “То­ варом года”. Еще в советское время отец требовал с работ­ ников, чтобы качество было безупречным. И сейчас каче­ ство для нас остается самым главным. Наконец, главное наше богатство — люди. Мы приглашаем на работу самых лучших профессионалов , платим им достойную зар­ плату и делаем все для того, чтобы люди чувствовали себя не “винтиками”, а командой, объединенной одной целью и идеей. Может быть, все это звучит очень пафосно, но ре­ зультаты говорят сами за себя. В Москве, где рынок очень жесткий и конкурент­ ный, мы занимаем более 30 процентов. На Украину мы пришли полтора года назад и за очень короткое время обогнали других российских производителей, которые ра­ ботали там кто два, кто три года. В Казахстане с нуля за полгода вышли на долю рын­ ка в 5 процентов и продол­ жаем расти. — Ваш завод тоже про­ должает расти — возводят­ ся новые корпуса... — Без этого никуда. В этом году мы вводим в строй 4-й цех асептического розли­ ва, он будет самым большим в Европе — как два футболь­ ных поля, почти 15 тысяч квадратных метров. Летом начнем розлив соков в плас­ тиковую асептическую бу­ тылку. Проект масштабный, стоимость — более 12 мил­ лионов евро. Кстати, постро­ им новые цеха — будут но­ вые рабочие места для обла­ сти... — Вы упомянули о том, что приобретаете сырье и в Китае, и в Бразилии. А как же знаменитые лебедянские яблоки? Почему бы не вло­ жить средства в развитие сельского хозяйства у себя под боком? — К сожалению, сколько ни вкладывай, а цитрусовые или, скажем, ананасы в на­ ших широтах не растут. А вот по традиционным для России сельхозкультурам — яблоко, морковь, смородина, малина — мы активно со­ трудничаем и с лебедянски­ ми частными и коллективны­ ми хозяйствами, и с други­ ми районами и областями. Вы приезжайте осенью к нам на завод или на “Прогресс” — десятки машин с яблока­ ми, морковью с утра до вече­ ра подъезжают, разгружают­ ся. Правда, к большому мое­ му сожалению, российских яблок нынче мало. Нам еже­ годно требуется 70 тысяч тонн концентрированного яблочного сока. Если пере­ считать в плоды — эту циф­ ру нужно умножить на семь, по крайней мере. В прошлом году нам привезли из разных областей России около 15 ' тысяч тонн яблок. Этого хва­ тит лишь на несколько дней работы предприятия. Это во­ обще серьезная проблема об­ щегосударственного масшта­ ба — как сделать так, чтобы фермерам стало выгодно сно­ ва растить сельхозпродук­ цию. Вопрос — в налоговых льготах, в поддержке пред­ принимательства. Это дело государства, а наше дело — работать без перебоев, делать хороший сок, наращивать свои обороты, а значит, и отчисления в бюджет в виде налогов, создавать новые ра­ бочие места. Ну а что каса­ ется развития сельского хо­ зяйства у себя под боком — мы уже и в этом направле­ нии действуем. В прошлом году начали эксперимент: всем желающим раздаем бес­ платно семена сортовой мор­ кови и заключаем договор — берем на себя обязательство приобрести урожай по гаран­ тированной цене. Думаю, что это перспективно — сложит­ ся выгодный альянс произ­ водителей и селян. Если все сработает, будем так же вы­ ращивать тыкву, другие сель­ хозкультуры. — Налоги, которые пла­ тит “Лебедянский”, — глав­ ная подмога тому же АПК области. Но, насколько я знаю, вы теперь решили на­ прямую поработать на зем­ ле. Когда вы приобрели ли­ пецкое ОАО “Прогресс”, это выглядело вполне логично — профильное предприятие все-таки. Но зачем вам по- луразвалившийся совхоз “Первомайский”? — Да, мы взяли 6000 гек­ таров пашни, 1,5 тысячи го­ лов крупного рогатого скота и миллионы рублей долгов. Будем возвращать хозяйство к жизни. О подробностях го­ ворить пока не стану, но это один из наших инвесЩщион- ных проектов. Наша земля (и в прямом, и в переносном смысле) достойна лучшей доли. А позаботиться о ней должны мы, те, кто вырос на ней. Больше-то некому! При­ мер нашего завода убедитель­ но показывает, на что способ­ на так называемая “глубин­ ка”. В то же время надо трез­ во отдавать себе отчет в том, что у провинции есть свой ресурс, в каких-то вещах, к сожалению, очень ограничен­ ный. Например, в кадрах. Я имею в виду прежде всего управленцев, менеджеров, специалистов по сбыту и мар­ кетингу. Их в провинции нет и в ближайшие 10—20 лет, к сожалению, не появится. Потому что вся деловая жизнь, все финансовые пото­ ки, связи (то есть опытный полигон для специалиста) — прерогатива столицы, это факт. В глубинке, будь ты хоть семи пядей во лбу, конъ­ юнктуру рынка, секреты це­ нообразования и прочие ком­ мерческие премудрости не ухватишь. Вот почему мы пять лет назад открыли фи­ лиал в Москве. Потом — в Петербурге, в других круп­ ных городах, потом в других странах СНГ. — И все они работают на Лебедянь? — Так и есть. Конечно, при нашем обороте мы мог­ ли бы перенести производ­ ство поближе к Москве. Но есть такое понятие — малая Родина, и мы перед ней всю жизнь в долгу. Сегодня вклад завода в районный бюджет — 75 процентов, в областном мы по отчислениям сравня­ лись со “Стинолом”. А вооб­ ще я за то, чтобы доля наше­ го предприятия в областном бюджете постепенно снижа­ лась... — Как же так? — Мы-то будем расти и впредь, но надо, чтобы и дру­ гие отрасли и предприятия пошли в гору, увеличили свою долю в бюджете, смог­ ли бы нарастить объемы про­ изводства. Тогда вы увидите —жизнь людей будет менять­ ся к лучшему на глазах. Хо­ рошо работающее предприя­ тие подтягивает за собой всю “социалку”. У нас в Лебедя­ ни на заводе работают более 2 тысяч человек, это в 10 раз больше, чем 10 лет назад. Все заводчане получают прилич­ ную зарплату, а этот фактор формирует спрос для городс­ кой торговли, предприятий обслуживания, да и вообще культуру потребления. Вы знаете, что у нас в Лебедяни жилье стоит столько же, а то и больше, чем в Липецке? Трехкомнатная квартира тя­ нет на миллион двести тысяч. Нас могут за это упрекнуть. А на самом деле это нормаль­ но: предложение есть там, где есть платежеспособный спрос. А мы, кстати, собираемся к концу года сдать стоквартир­ ный жилой дом для работни­ ков завода. — В газетах часто при­ водят среднюю зарплату на заводе — цифры впечатля­ ют... — Я не очень принимаю это определение — “средняя зарплата”. Все равно что “средняя температура по больнице”. Хотя в отчетнос­ ти этот показатель имеется — он равен 11 тысячам рублей. Но ведь один у нас получает семь или восемь тысяч (что очень мало), а другой — пятьдесят или сто... — Вы хотите сказать, что гипотетически любой ваш работник может ориентиро­ ваться на последнюю циф­ ру? Это как американская мечта — каждый может стать миллионером? — Именно так. Если у него голова на плечах есть и руки растут откуда надо. Понимаете, чем больше бога­ тых — тем лучше для любой страны. Жить среди обеспе­ ченных людей удобно и ком­ фортно. Меньше становится алкоголиков, тунеядцев, бом­ жей... — Завод у нас в крае из­ вестен и как один из круп­ нейших благотворителей. Еще в 1991 году я, напри­ мер, услышал о нем от на­ местника Задонского Бого­ родицкого монастыря, тогда еще архимандрита Никона. В только что возобновившу­ юся обитель шла помощь из Лебедяни. — Православная церковь ближе всех государственных и общественных институтов стоит к выражению нацио­ нальной идеи. Скажу еще определеннее: поддерживать церковь — значит поддержи­ вать Россию. Это священный долг каждого. Знаете, когда Козьма Минин объявил сбор средств на ополчение для за­ щиты Отечества, среди мно­ гих монет и драгоценностей обнаружили простой медный крестик — кто-то из бедня­ ков пожертвовал самым до- •рогим, что у него было. Вот так же и сегодня каждый должен вносить свою лепту в возрождение веры, страны. Отечества. Кроме церкви, мы помогаем детям. На благотво­ рительность ежегодно пере­ числяем более 5 миллионов рублей. Это наш вклад, наш “медный крестик”... — У меня есть друг, ко­ торый живет в Бостоне. Он давно в Америке, у него свой бизнес, и вообще жизнь уда­ лась. Но когда он приезжа­ ет в Россию, говорит: “Бее там хорошо, но вот взять на троих и сесть под кустом си­ рени там нельзя...” — Ваш друг, как я пони­ маю, насовсем уехал, сжег за собой все мосты, а с ними и тот самый куст сирени. У людей бизнеса все гораздо проще: месяц дела держат в России, месяц в Англии, ме­ сяц во Франции, опять Рос­ сия, потом какой-нибудь Сингапур. Это нормально — это работа, некогда носталь­ гировать... — Значит, для вас воздух отчего края и шепот родных берез ничего не значат? — Вчера возвращался в Лебедянь из Москвы на ма­ шине, и как раз у берез оста­ новился подышать. Потом взял и позвонил Сан Саны- чу, нашему генеральному: а давай-ка, говорю, вечерком пойдем на речку, на наше место. Возьмем чего-нибудь... — А дома ждали дела, проблемы — и накрылась речка? — Нет, почему же... Мы же договорились. И потом, мы же не в Бостоне! Беседовал Александр КОСЯКИН, спец.корр. “Липецкой газетьг. Липецк— Лебедянь— Задонск.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz