Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

Л И П Е Ц К А Я • и газета . ОТЧЕТ ОТПУСКНИКА ЗАВЕРНИТЕ ПЯТАК В СТОДОЛЛАРОВУЮ БУМАЖКУ И ВОЗВРАЩАЙТЕСЬ I • м Из услышанного на улице — Простите, как попасть на проспект Шевченко? — Так вы же садитесь на троллейбус «девятку»... — А пешком далеко? — Ну если у вас есть время и здоровье, можете пешком — до поворота и налево. Из услышанного на рынке «Привоз » — А Грыцко еще не купил-таки персики? Ты не знаешь, куда он пошел? — Почем мне знать? Не делайте мне беременной голову, Маня! Из услышанного в троллейбусе Старушка на весь салон рассуждает о политике, поминая то государя императора, то Брежнева, то Кучму и Путина. К ней подходит парнишка-кондук­ тор: — А может, бабушка, почтим их всех молчанием? Старушка не унимается. Кондуктор снова просит: — Давайте уже, бабушка, делать тишину, чтобы я не сильно нервничал. В ы уже догадались: так изъясняются в одном-единственном городе на свете — Одессе. Если экскурсовод показы­ вает приезжим очередной дворец Воронцова, она пре­ дупреждает: — Вы-таки не удивляй­ тесь: это он с улицы силь­ но скромный. В то время богачи не хотели срывать людям глаз роскошью сна­ ружи. Зато внутри все из каррарского мрамора. При советской власти там был Дворец пионеров. Конечно, советские дети были еще те цветы жизни. Но они все- таки кто рисовал, кто ле­ пил. А теперь детей — на кислород, а во Дворце за­ седает одесская Дума. Экскурсоводша — одес­ ситка в четвертом поколе­ нии. О знаменитых градо­ начальниках позапрошло­ го века — де Рибасе, дюке Ришелье, Ланжероне, том же графе Воронцове — рас­ сказывает как о близких знакомых, которые сдела­ ли карьеру, — с почтитель- ! ной фамильярностью. Ее I бабушка была кухаркой у Николая Второго и готови­ ла ему, когда он наезжал в Одессу. Но вот речь захо­ дит о нынешнем началь­ стве, и легкая ирония сме­ няется издевкой. Острая на язык Элеонора Васильевна не усматривает большой разницы между советскими чиновниками и теми, кто числится «отцами города» сегодня. Ее злит, что ули- | цы старой, уместно даже | сказать — антикварной, Одессы отданы в распоря­ жение торговцев. Она ты­ чет пальцем в роскошный, но обшарпанный, облезлый дом: — Вы только посмотри­ те: покрашен и отделан все­ го один этаж, который кто- то купил. Остальное он кра­ сить не захотел. Таки у него денег не хватило на краску. Привел в порядок свое, а на остальное пле­ вать. Слушаю ее и вспоми­ наю признание Жванецко­ го: ему стало грустно при­ езжать в Одессу, настоль­ ко она запущена. А фоном возникает другая мысль: интересно, и как это наша Элеонора — при исполне­ нии обязанностей — не опасается так откровенно отзываться о мэре, о депу­ татах, о прочих сильных мира сего? Позволь себе сказать такое экскурсовод в каком-нибудь российском городе, да хоть в Липецке, турфирма уж точно окоро­ тила бы его, а то и уволила без долгих колебаний. Но, похоже, одесситы не привык­ ли, не хотят и не будут дер­ жать язык на привязи. И на это их право покуситься ник­ то не решается. Поэтому, если вам, допустим, вручают буклетик с фотографиями удивительной красоты Цент­ ра мусульманской культуры, то не преминут во всеуслы­ шание заявить: — Откройте первую стра­ ницу и увидите нашего глав­ ного мусульманина. Гм, кто же это? Открыва­ ем. Цветной портретик Куч­ мы с проникновенной цита­ той о ценности Ислама и о том, что Господь Бог на всех один. Ну еще бы! Какой по­ литик не воспользуется слу­ чаем, дабы засветиться лиш­ ний раз на открытии уни­ кального не только для Ук­ раины, а и для всей Европы учреждения. Построен Центр, между прочим, по инициати­ ве и на средства гражданина Ливана, бизнесмена, занима­ ющегося ф арм ацией . Он учился в Одессе, женился на украинке и подарил городу действительно великолепное здание, где его единоверцы ведут диалог с православны­ ми, католиками, представи­ телями иных конфессий. Бог и вправду един. Хотя доду­ мался до этого не Кучма. Сам Мухаммед завещал сво­ им последователям не враж­ ду, а мир. По крайней мере, после мудрого фрагмента из украинского президента в буклетике приведено изрече­ ние пророка, остерегавшего мусульман: кто наносит оби­ ду иноверцу, тот наносит оби­ ду ему, Мухаммеду. Выходит, чеченские боевики исповеду­ ют какой-то иной Ислам?.. Как, впрочем, и кое-кто из христиан, кажется, читал совсем не то Евангелие, в котором запечатлены заветы Сына Божьего о терпимости, любви и всепрощении. В Одессе, однако, трудно представить, что кому-то об этом надо напоминать. Мы в городе изначально интерна­ циональном. Одесситы с по­ чтением называют имена ис­ панского гранда де Рибаса и родственника кардинала де Ришелье, чьими стараниями Одесса и стала Одессой. Здесь есть Итальянский и Француз­ ский бульвары, Еврейская улица, Греческая площадь. А обе Арнаутские — и Боль­ шая, и Малая — произошли от слова «арнаут*. Так ког­ да-то называли албанцев. Арнауты, разделенные на суннитов и шиитов, у себя на родине терпеть не могли друг друга. Но, расселенные высо­ чайшим указом по двум со­ седним улицам, албанские беженцы мирно уживались и между собой, и с другими соседями. Нет, в Одессе не забыва­ ют своих корней и веры пред­ ков. Одни ходят в возрож­ денные православные храмы, другие — в католические, третьи — в мечеть или сина­ гогу. Но это отнюдь не повод для разделения, обособле­ ния, недоброжелательства. Бог один. И Одесса на всех одна. Да и Земля тоже... Посреди разрухи именно Божьи храмы выглядят как только что отстроенные. Ну, может, не все подряд. Ска­ жем, старинный костел все еще восстанавливается. Его благородная архитектура еще не производит впечатления из-за облупленных, в трещи­ нах, стен. Зато православные церкви хороши. Мне повез­ ло побывать в некоторых из них, осмотреть монастырь, рожденный заново под води­ тельством энергичной трид­ цатилетней настоятельницы. Есть в нем и столовая для бедных, и фактически бес­ платная гостиница для ока­ завшихся без денег, и боль­ ница... Вера в небесное не поме­ ха земной практичности. В Божьи дома, включая мечеть и синагогу, по договору с турфирмой пускают экскур­ сантов. И даже разрешают фотографировать. Не знаю, какова финансовая подопле­ ка этого соглашения. Но, воз­ можно, покладистость свя­ щенников или служителей Аллаха объясняется не ма­ териальными соображения­ ми, а трезвым пониманием: войдя под эти своды, самый завзятый атеист ощутит не­ кое душевное движение, по­ чувствует уважение к тради­ циям, выстоявшим, сохра­ нившимся за десятилетия гонений и искоренения. Нечестно у тверж д ать , будто в Одессе спасают одни храмы. Сейчас, в частности, пытаются сберечь включен­ ный в десятку лучших теат­ ров Европы театр оперы и балета. Он исполосован тре­ щинами, поскольку постро­ ен на зыбком плывуне. Вско­ ре после войны его уже ук­ репляли. Теперь под него за­ гоняют сотни свай стоимос­ тью полторы тысячи долла­ ров каждая. Прилично обес­ печенные знаменитости, ар­ тисты, поп-звезды, литерато­ ры —уроженцы Одессы, щед­ ро покупают именные сваи. Останутся они или нет в ис­ тории культуры со своими книжками и шлягерами, Бог весть. А свая в фундаменте прославленного театра дает им на это куда больше шан­ сов... Однако, путешествуя по улицам (поскольку времени у отпускника, в отличие от здоровья, хватает), гораздо чаще видишь, как утрачива­ ют былое великолепие, пря­ мо-таки на глазах осыпают­ ся неповторимые постройки. Когда-то, говорят, бюджет Одессы превышал бюджеты Москвы и Петербурга вместе взятых. Но сейчас город бе­ ден. Одесситы не скрывают: им остается надеться на тол­ стые кошельки, способные купить разрушающиеся па­ мятники. Пусть даже буду­ щие владельцы откроют в уникальных особняках секс- шопы (впрочем, в Одессе ма­ газинов для любителей «клубнички» и так уже не­ мало) или ночные клубы. Такова реальность государ­ ства, для которого непосиль­ ным бременем сделалось то, чем гордились бы, на что не жалели бы средств в любой другой стране. Грешен: бро­ дя по Одессе, вспоминал и о наших российских делах. Например, о славной идее минкульта, готового пойти на приватизацию историчес­ ких памятников. Неужто на всем постсоветском простран­ стве так и будет продолжать­ ся? И культура навсегда ос­ танется заложницей рынка? Однако город, как он ни самобытен в архитектурном, историческом, культурном смысле, все-таки не стены и мостовые, а люди. Им тоже приходится нелегко. С рабо­ той туго. Случайно разве мо­ лодые парни продают биле­ ты в трамваях и троллейбу­ сах? А в знаменитых одес­ ских санаториях, тех, что еще не перешли в частные руки, —упадок. Врачи, мед­ сестры, технички, кажется, ждут, что их отсюда вот-вот попросят новые хозяева. Зар­ платы здесь, пожалуй, по­ меньше российских. Но ими дорожат, потому как уйти — некуда. Унывать одесситам, одна­ ко, по статусу не полагает­ ся. Как в старой песне: «Ты одессит, Мишка, а это зна­ чит, что не страшны тебе ни горе, ни беда...» И они не унывают. Шумит «Привоз». Буйствуют акации, платаны, каштаны. Пешеходы и води­ тели с детской беззаботнос­ тью не обращают внимания на светофоры. Причем сидя­ щие за рулем не сердятся на земляков, устраивающих на мостовых лихой слалом меж­ ду автомашинами. Они без­ ропотно тормозят, чтобы, пропустив «безлошадных», тут же рвануть, зашуршать, загреметь по брусчатке на теоретически запретной ско­ рости восемьдесят км. Иног­ да едут прямо по трамвайной линии... В избыточном законопос- лушании здешних жителей, короче, не заподозришь. Мо­ жет, тоже традиция? Когда город едва-едва зарождался и состоял из семнадцати улиц, в Одессе была пропасть авантюристов, беглых, все­ возможных пращуров Оста­ па Бендера. Их полиция ис­ кала в любом городе, только не в Одессе... Говорю это не в укор одес­ ситам былых времен или нынешних. Народ тут талан­ тлив, жизнелюбив, энерги­ чен. Ну а уж проявлялась и проявляется одесская одарен­ ность, понятное дело, по-раз­ ному. Один выходит в коро­ ли Молдаванки и оказывает­ ся легенд арным Мишей Япончиком, другие становят­ ся писателем Евгением Пет­ ровым, поэтом Багрицким или художником Кандин­ ским... И зящны е и скусства у одесситов в особом почете. Как раз в дни моих одесских каникул в потрясающем | зале филармонии шел дет- || ский фестиваль-конкурс. I Его организовали одесситы | вместе с московским фон- | дом, покровительствую- I щим вундеркиндам. При- | знаться, я удивился, что 1 дипломы лауреатов полу- 1 чили ребята преимуще- I ственно из Сибири, с рус- I ского Севера, из Курска, I Воронежа. Жюри явно не § подыгрывало юным певцам 1 и музыкантам Одессы или | хотя бы просто с Украины. Была среди награжденных | и наша девочка. Если не ошибаюсь, единственная, кто приехал из Липецка на конкурс солистов. ...Июль в Одессе выдал­ ся дождливый. Температу­ ра воды «самого синего в мире» моря иногда опуска- \ лась до тринадцати граду­ сов. Но не думаю, что мне не повезло: ну, не купал­ ся, ну, не загорал. Зато пляжные соблазны не от­ влекали от города, не ме­ шали посмотреть самое )1 интересное в нем. Как : знать, удастся ли это ког­ да-нибудь потом? Поди угадай, что да как будет здесь через год, два, оста­ нется ли доступной для об­ зора старая Одесса. Ведь вот уже, к примеру, не­ сколько лет в Крыму для туристов под запретом «Ла- р сточкино гнездо» — там от- | крыт «крутой» итальянс- | кий ресторан. А в Одессе поговаривают, что скоро так просто не попадешь на улицу Гоголя, где все двор- § цы и дома обрели или вот- | вот обретут строгих хозя- 1 ев Священное право част­ ной собственности, таблич- | ки «Частное владение . | Вход запрещен» и все та- . кое — с этим не поспо- | ришь. А куда и согласятся I пустить, неизвестно еще, 1 сколько за это запросят. 1 Владельцу не продикту- | ешь, почем ему билеты про- | давать. Провожая нас , одна | одесситка напомнила, что | желающие вернуться дол- | жны бросить монетку в § Черное море. Но добави- 1 ла: — Теперь у нас, прав- 1 да, иначе говорят: кто хо- | чет приехать в Одессу, 1 пусть лучше завернет свою I монетку в стодолларовую 1 купюру. Такая гарантия | возвращения гораздо на- § дежнее... И. НЕВЕРОВ. На снимках: на старых 1| улицах Одессы фотоаппа- 1 ратик-«мыльница» щел- 1 кал беспрестанно. Хоте- | лось снять чуть ли не каж- | дый дом, оградку, балкон... § 200ЛЕТТОМУ... ОН МОГ СТАТЬ РУССКИМ АРИСТОФАНОМ... В отечественной словесности есть звезды первой в е ­ личины, в чьем сиянии невольно теряются имена д а р о ­ витых, но не столь масштабных писателей , тех, кого Горький н а зв ал «младшими богатырями русской лите- ратуры». Вряд ли это справедливо . Александр Ивано­ вич Писарев — один из таких «младших» богатырей . Он родился 200 лет назад, 15(27) июля 1803 года, в селе Знаменское Елецкого уезда (ныне это Задонский район Ли­ пецкой области). Некоторые источники, правда, называют его «малой родиной» данковскую землю. Корни рода Писа­ ревых (кстати, к нему принадлежит и великий русский кри­ тик Дмитрий Писарев, тоже родившийся в Знаменском) ухо­ дят в древность. На гербе рода был изображен дворянский щит с красным полем, серебром и золотом отливающий ры­ царский шлем; над короной — лев, стоящий на задних ла­ пах, повернутый в правую сторону. Александр воспитывался в Московском университетском благородном пансионе. Закончил он его блестяще, с отличи­ ем. С. Аксаков в мемуарных записках скажет о даровитом сыне донских степей: «...Вся пансионская молодежь при­ знавала его превосходство...» Литературное дарование Писарева проявилось рано. Уже в 1819 году вышла его первая журнальная публикация — стихотворная «Сцена из Метромании». Он пробует свои силы как литературный и художественный критик (рассуждение «О нравственных качествах поэта», иронический отклик на поэму А. Волкова «Освобожденная Москва»). Александр Иванович входит в Общество любителей рос­ сийской словесности. Своим товарищем уважительно назы­ вал его Владимир Одоевский, будущий автор знаменитых «Русских ночей», «Сказок и повестей для детей дедушки Иринея». Писарев был в числе авторов издаваемого В. Одо­ евским и В. Кюхельбекером альманаха «Мнемозина» (1824- 1825), где печатались Пушкин, Грибоедов, Баратынский. Как поэту Писареву была близка стилевая манера В. Жуков­ ского: строфой «Эоловой арфы» написана его баллада «Маль­ вина и Танкред»; стихотворение «Берега Дона» содержит реми­ нисценции из Жуковского. Молодой автор ищет, эксперименти­ рует, участвует в литературной полемике. Доставалось от него даже именитым — тем же Вяземскому, Грибоедову. Ценивший Писарева С. Аксаков подметил «мефистофелевское» в натуре своего неуемного приятеля: «Раздражительность, желчность ослепляли его, и в число его литературных врагов попали такие люди, которые заслуживали полного уважения по своим талан­ там». Но близкие ему «любили его талант, его пылкое сердце и ради них... прощали... его резкие выходки» (М. Лонгинов). Александр Писарев сближается с «любомудрами». В его «Парадоксах» есть глубокие мысли о природе прекрасного, эстетическом отношении искусства к действительности («...все может быть предметом... искусства»; «...Поэзия будет мерт­ ва без помощи истории, как физика без математики»). «Мы, русские, последние пришли на поприще словесности. Не нам ли определено заменить эпопею, теперь невозможную, дра­ мою, соединяющею в себе все роды словесности и все искус- ■ ства?..» — размышляет он. Но, пожалуй, наибольшую известность Писареву принес­ ли его водевили. Он утвердил этот жанр на русской сцене. Кстати, сблизившись с Александром Шаховским, автором нашумевшей комедии «Урок кокеткам, или Липецкие воды». Александр Иванович «бывал всякое утро на репетициях и всякий вечер за кулисами», «совершенно погрузился в этот обольстительный мир театра». Всего шесть лет (1823-1828) отвела ему судьба для активного творчества. Но за это ко­ роткое время им созданы 23 водевиля и комедии. Они стави­ лись сначала в Москве (Малый театр), затем в Петербурге (Александринский театр), в провинции. Стали популярными его «Хлопотун», «Поездка в Кронштадт», «Учитель и уче­ ник», «Наследница», «Забавы калифа». Лучшие актеры воплощали написанное им. Например, роль Репейкина («Хлопотун, или Дело мастера боится») — одна из удачнейших в репертуаре М. Щепкина. Музыку к писаревским спектаклям сочиняли А. Алябьев, Ф. Шольц, А. Верстовский. Творческое содружество Писарева и его зем­ ляка по подстепью Верстовского еще предстоит осмыслить липецким краеведам. Скажем, весьма любопытно их совме­ стное издание «Драматического альбома для любителей те­ атра и музыки на 1826 год» (М., 1826, кн. 1-2), где напеча- таны фрагментыпьес, куплеты, писаревский «Разговор од­ ного из издателей альбома с будущим читателем оного». Творчество Писарева было замечено многими. Как известно, «неистовый Виссарион» не жаловал современных ему сочините­ лей водевилей. Но он констатировал: «Все наши теперешние водевилисты, вместе взятые, не стоят одного Писарева». Переводы и «переложения» нашим земляком Шеридана («Школа злословия»), Вальтера Скотта («Квентин Дорвард, или Шотландец при дворе Людовика XI», «Певериль де Пик») — также заметная страница в освоении россиянами зарубежной классики. Яркость и одаренность этого литера­ тора не подлежат сомнению. Не случайно к биографии Пи­ сарева обращались в разные годы культурологи и краеведы (И. Добролюбов, С. Яхонтов, А. Курков, Г. Зыкова). ...До последних дней своей недолгой жизни он упорно работал, «изобретая» оригинальную разновидность («вовсе новый жанр») исторической комедии «Христофор Колумб*. М. Погодин записал в дневнике 2 февраля 1828 г.: «...Вве­ черу ездил с Шевыревым к умирающему Писареву и с со­ страданием слушал прекрасный план его «Колумба». Ну если он не приведет его в исполнение и не оставит по себе этого следа? Шевырев должен выслушать его еще раз и быть, чего не дай Бог, его душеприказчиком». Писарев ушел из жизни 15(27) марта 1828 года (то есть 175 лет назад). Похоронен в Покровском монастыре. Да, Писарев много обещал, да не успел. Но и сделанное им дало право его другу С. Аксакову написать в некрологе: «...Все заставляло ожидать от него комедий аристофановских...» Василий ШАХОВ, профессор, доктор филологических наук, руководитель научного центра «Липецкая энциклопедия», член Союза журналистов и Союза писателей России. РАТЧИНСКАЯ АМАЗОНКА (Окончание. Начало на 1-й стр.) Не раздумывая, Ольга подскочила к пар­ ням, мертвой хваткой вцепилась в одного из них и так пронзительно завизжала, что выскочивший из ближайшей калитки му­ жик решил, что ее насилуют. Подоспел он вовремя, потому что оторопевшие понача­ лу похитители пришли в себя и начали вы­ рываться. На крики Ольги прибежали еще люди. Беглецов обыскивали подоспевшая напар­ ница Ольги и местные мужики, она сама помчалась домой вызывать милицию. Пар­ ни пытались угрожать неизвестно откуда вы- х тащенным ножом и поджогом чуть ли не по­ ловины деревни. Деньги обнаружились у одного из воров в трусах. К приезду милиции «клиенты со­ зрели*. Блюстителям порядка оставалось только доставить нарушителей в райотдел, что и было сделано. Как выяснилось, вора­ ми оказались воспитанники Чаплыгинско- го интерната 15-ти и 17-ти лет. Ну баба! — восторженно-недоуменно го­ ворили мои знакомые, которым я рассказы­ вала эту историю. — У нее как, с головой все в порядке? Ведь забеги она чуток подаль­ ше, где людей поменьше, они б ей ножик под ребро — и не скоро нашли бы. И сда­ лись ей эти деньги, ведь не свои же!.. Потому и первый вопрос, который я за­ дала Ольге, был: «Зачем?» — А я и не знаю. Просто злость взяла — не люблю несправедливость. Я считаю, зло должно быть наказано, как это не избито звучит. Эти деньги им не принадлежали. Но и я не думала о том, мои они или не мои. Мы с восьми до восьми в магазине стоим, зарабатываем их чуть ли не потом и кро­ вью, а они пришли и за пять минут такую сумму стащили. Потому и бежала. — Не страшно было? — Я об этом не думала. Пока бежала, в голове была одна мысль: «Догнать!» О том, что будет дальше, как-то и не задумывалась. Вообще те, кто меня хорошо знает, говорят, что другого от меня не ожидали. Между про­ чим, хозяева магазина мне премию дали — 500 рублей. А муж на следующий день по­ ехал в Липецк и купил сотовый телефон — я о нем так мечтала! И улыбнулась совсем по-девчоночьи — озорно и счастливо. Глядя на Ольгу, я поняла, что герой­ ство — это не единичный поступок, а образ жизни, определенное состояние души. На пустом месте ничего не вырастает, и чтобы совершить что-то из ряда вон, нужно быть постоянно к этому готовым, нужно жить с этой готовностью. Ольга говорит о своем поступке, как о чем-то само собой разумею­ щемся, без ложной скромности, но и без бахвальства. Она говорит об этом так, буд­ то не преступников поймала, а приготовила обед мужу или постирала рубашку сыну. И с искренним удивлением вопрошает: «А вы разве не побежали бы?!» Галина СТЕПАНЦОВА. ЩИТ ДУХОВНЫЙ 18 июля православные липчане внесли драгоценный вклад в д ел о нравственного возрождения края —в день празднования Обретения честных мощ ей преподобного Сергия, игумена Радонежского, по благословению вре ­ менно управляющего Липецко-Елецкой епархией епис­ копа Задонского Никона освящен закладной камень но- востроящегося х р ам а во имя преподобного. Молебен с водосвятием и чтением акафиста совершил настоятель нового х р ам а о . Сергий (Косых). Э т о т пр а здни ч ны й д е н ь п р и ­ б л и ж а е т в р ем я , к о г д а р я ­ д о м с те хн и ч е с ким у н и в е р ­ си те том — ку зни ц е й совр ем е нны х с п е ц и а л и с то в — по д ним е тс я х р а ­ мовый ком пле кс и ра с ки не тся Сад Памяти . Весьма символично , что моле ­ б е н с о в е рш а л с я в с т р о я щ е й с я ч а с о в н е с в я т о й м у ч е н и цы Т а ти а ­ ны — н е б е с н о й п о кр о ви те л ьн и цы студе нче с ко й м о лодеж и . С им в о л и ч н о и то , ч то о . С е р ­ ги й ра не е — с 1974 по 1991 п о д ­ работал в у н иве р си те те д оц ен том к аф е д р ы м е т а л л о к о н с т р у к ц и й . М н о го ч и с л е н н ы е вы п у с к н и к и д о с и х п о р с б л а го д а р н о с т ью в с п о ­ м и н аю т С е р ге я Н и ко л а е в и ч а з а р а з у м н у ю т р е б о в а т е л ь н о с т ь и прочные знания . И вот теперь с п е ­ ц и а л и с т по с у г у б о т е х н и ч е с к и м д и с ц и п л и н а м во звращ ае тся в н о ­ вом ка ч е с т в е , ч то бы у к р е п л я т ь д уш и и учащих, и учащихся, и п р и ­ хож ан м и крор ай он а . — Общая молитва чудеса т в о ­ рит, — напомнил в назидательном сл о в е по сл е чин а о с в ящ е н и я о. С е р ги й . — П р аво сл а вны й хр ам — в о р о та на н е б о . Д л я в о з в е д е н и я е го т р е б у е т с я б о л ьш о й тр уд , н е ­ малы е с р е д с т в а . Но б уд ем п о ­ м н и ть , ч то , с о з и д а я в о р о т а на небо , мы с о з и д а е м с в ою д уш у . И в э тих трудах д а сл уж и т нам вы со ­ ким пр им ером ж и зн ь пр епо д обн о ­ го . П р и п ом н им время , ко гд а п о д ­ ви зался отче С е р ги й . Он р о дил ся в начале XIV века , к о гд а н ем н о го осталось стариков, которые помни ­ ли уж а с и р а з гр о м Р у с с кой зем л и к о ч е в н и кам и . Э то б е д с тв и е п р и ­ н е сл о н а р о д у и м а те риа л ьн ое , и духовное ра зорение , по вер гло е го в мертвенное оцепенение . К сер един е века п о д ро сл о п о ­ коление , ко торо е начало отвы ка ть о т о р д ы н с к о го с тра ха . И м е н н о в э т о в р ем я п р е п о д о б н ы й С е р ги й устроил в дрем учем лесу д ере вян ­ ную кел ию и ц е р ковь , с э т о го дня он п о с в я т и л с в о ю ж и з н ь н р а в ­ с т в е н н о м у в о с п и т а н и ю н ар о д а , стал и гум е н ом зем л и Р усс кой . Мы тоже переж иваем трудны е времена , мы начинаем строи тель ­ с т в о х р а м а в ч и с т о м по ле . Но не б у д е м уны в а ть , и б о с к а з а н о в Е ван ге ли и : «П ро си те , и д а н о б у ­ д е т вам ; ищ и те , и н ай д е те ; с т у ­ ч и те , и о т в о р я т вам ; и б о в с я к и й п р о с ящ и й получает , ищ ущ и й н а ­ ходи т , и с т у чащ ем у отворят» . На э том бла гословенном м е с ­ те мы будем ежедневно совершать молебны о здравии и упо коении . В рядом расположенной б о л ьнице— мы надеемся, что ее руководители предоставят такую в о зм ож н о с ть— будем служить молебны о здравии , соб орова ть , причащ а ть болящ их . Предпола гаем п р овод и ть службы на бли злеж ащ и х го р о д с ком и Ко - сы ревс ком кладбищах. И сам ое гл а в но е— наша за б о ­ та и попечение о юношестве. В м о ­ литве пр е по д о б н ом у о тц у наш ем у С ер гию мы пр осили е го не тол ь ко о м ире , утеш ени и в с ко р б и , о т г о ­ лода и зб авлени е , о т наш е стви я иноплем енны х со хр анение .., но и младенцам воспитание , ю ным на ­ ставление. Православная Церковь, ее и стор ия д аю т одно значны й о т ­ вет на в опросы ю нош ей , о б д ум ы ­ вающ их ж и тье , сделать бы ж и зн ь с ко го : «Следуйте воле Б ожией ! Помните духовные заветы п р е п о ­ доб но го Сергия, проверяйте самих себя, пересматривайте свой нрав ­ ственный запас, завещанный вели­ ким и строи те лям и наш е го н рав ­ ственного порядка, непрестанно об ­ новляйте и пополняйте его». Михаил КОРОЛЬКОВ. Р.8. О т им ени приходского совета храма Сергия Радонеж­ ского к читателям обращается Людмила Аленкина: «Мы благодарны всем благотворителям. Без их материальной помощи нам не обойтись. Мы радуемся студентам и добровольным помощникам, которые прихо­ дятна нашу стройку. Мы говорим спасибо воспитанникам воскресной школы Никольского храма. В основание нашего храма будут положены кирпичи, на которых они оставили имена своих родителей, родственников, добрых знако­ мых, учителей. Приходите к нам. Потрудитесь в меру сил не корысти ради. Вы увидите высокое небо, почувствуете легкое дыхание, прикоснетесь к Вечности. Да будет ваш труд благословенным!»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz