Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

I V С О Ю 3 Б е л а р у с ь — Р о с с и я 3 ИЮЛЯ 2003 ЧЕТВЕРГ № 26 (126) А Ф И Ш А К О Н Ц Е Р Т 3 июля на минском стадионе «Динамо» выступит группа «ДДТ» с программой «Единочество». п е р с о н а т р а д и ц и и Ирина Гуринович Н а т а л ь я О п и о к : Я в ы р о с л а н а р у с с к о й к л а с с и ч е с к о й к у л ь т у р е МИНСК СУДЬБА этого молодого, интерес ­ но и ярко работающего художника вместила в себя неразделимо дв е страны — Беларусь и Россию . На­ талья ОПИОК ворвалась в худо ­ ж ественную элиту Москвы стр е ­ мительно и уж е прочно заняла там свою нишу, о чем свидетельству ­ ет одна и з н аи б ол е е почетных проф ессиональных н а гр а д— З о ­ лотая м едал ь Российской а к а д е ­ мии худож еств . Е е работа «Свя­ тая царица Александра» украша­ ет ф а с а д храма Христа Спасителя в Москве, скульптурные компози­ ции «Голгофа» и «Страж» устано­ влены в Российской академии госслужбы при П ре зи д ен т е РФ, серия из 14 иконографических о б ­ р а зов на ф а с а д е недавно в о с со з ­ данной «Газпромом» церкви Пок­ рова Пресвятой Богородицы в с е ­ л е Н едельное Калужской области стала явлением в российской ху­ дожественной жизни. А в едь речь идет о б изящной, молодой , краси­ вой женщине, и збравш ей для с е ­ бя самую мужскую п р оф ес сию в искусстве— скульптора. О б искусстве , творч еств е , ро ­ дин е , с ем ь е мы говорим с Ната­ шей у н е е д ом а в Минске, где она, как в сегда , стремится побывать летом . — Притяжение Родины ничем н е объяснимо . У меня на з е м л е есть свой любимый уголок — б е ­ режно храню в памяти светлый и мудрый о б р а з св о ей бабушки Анастасии Опиок, е е дом и ябло ­ невый са д , что находится в самой глубинке Витебщины . У м оей д о ­ чурки тож е , оказы вается , есть с в о е , как она говорит очень по- взрослом у , явно кого-то копируя из нашей семьи, «родовое место» — дача моих родителей под Мин­ ском . Она всю зим у мечтает ока ­ заться там и «напиться эф ира» . А недавно моя Анюта обняла сухое д ер ев о и стала е го жалеть и успо ­ каивать. Ну точь-в-точь как б а ­ бушка Анастасия когда-то, кото­ рая ум ела в сем любоваться и вос ­ хищаться, а красоту считала жи­ вой... Вот вам и генная память! —Наташа, и все-таки, какой мост привелвас вМоскву? Вы ведь с отличием окончили Минское художественное учи­ лище, отделение скульптуры... — С отличием окончила, а в Минском худож ественном инсти­ туте мн е прямым текстом с к а за ­ ли: женщин на скульптуру н е б е ­ рем! Но я уж е где -то внутри с ебя о с о зн ал а , что м о е м е сто ли бо в Москве, ли бо в П етербурге , ибо выросла на русской классической культуре: и з года в год въедливо и зучала Третьяковку, Пушкин­ ский м узей , Эрмитаж. Я ж аждала окунуться в культурный россий ­ ский простор, стремилась к широ­ кому общ ению в пр оф есси ональ ­ ной ср е д е . И потому подала заяв ­ лени е в Художественный институт им. Сурикова. Конкурс был огром ­ ный — 10 ч еловек на м есто . По­ верьте, выбирать было и з кого — суриковцы всегда набирали в сту­ денты исключительно таланты. Я прошла — будто кто-то мостил мне дорогу. И тут меня ждало ещ е одно в е з ен и е . Суриковцы долго уговаривали Олега Константино­ вича Комова, народного художни­ ка СССР , академика Российской академии художеств, со здавш его блистательную скульптурную Пушкиниану, взять «под себя» курс. Он согласился. Так я попала в мастерскую большого скульпто­ ра и прекрасного педагога. Кстати, это он поддерж ал мою страстную и д ею — дипломную ра ­ боту посвятить пр еп одобной Ев- фросинии Полоцкой, урожденной княжне Предславе , среди предков своих чтившей Владимира Крас ­ но Солнышко. «Евфросиния» — любимейшая, выстраданная, с д е ­ ланная по зо в у души работа . Я мечтаю увидеть е е , стоящую на высоком б ер е гу Двины в Полоцке. Но... чувствую насторож енность минских коллег: «Автор ж е моск ­ вичка!» В с е ещ е н е п ер ебол ели мы «детской болезнью» молодого с ув ер ен и т ета .. . И поэтом у моя «Евфросиния» пока «получила приглаш ение» в Национальную библиотеку в Минске. А дальш е произошло ещ е одно зн ам ен ат ел ьн о е с о бы ти е— я по­ пала в м астерскую при Р о ссий ­ ской академии художеств, возгла­ вляемую самим патриархом скульптуры — Владимиром Ефи ­ мовичем Цигалем . Д аж е не буду перечислять его звания и награды — достаточно одного имени. Я от­ четливо понимаю , какой с у дь б о ­ носный п одар ок мне с д е л а л а судьба. —Как-то в одном интервьювы сказали, что вдруг однаждыоб­ наружили в себе все признаки человека консервативного. А художнику это свойство харак­ тера не мешает? — Сейчас поясню, что им ела в виду. По своим художническим устр емл ениям я приверж енец вечной классики. Хотя люблю и приветствую разумный эксп ери ­ мент . На В с е с ою зн ой м ол о д еж ­ ной выставке в 1 9 8 8 году получи­ л а с ер ебрян ую м едал ь з а аван ­ гардную композицию «П ереход» . А консерватор я по отнош ению к тому, что с ей ч а с происходит в ис­ кусстве. Недавно побывала на вы­ ставке «Арт-Москва», сделанной по типу кельнского бьеннале. Сла­ ва богу, что не в зяла с с обой д оч ­ ку. П редставьте такую картину: отсек, где висят пять огромных по­ лотен и на них пять нецензурных слов . С ейчас в порядке вещ ей ри­ совать , лепить гениталии — и в се это подается в упаковке большой ф и л о соф ии . А уж если ты н е про­ никся этим пошлым «пиаром», так т ебя н ем е дл ен н о заклеймят как недоросля , н е освоивш его совр е ­ менный язык искусства. Имя про­ исходящ ем у — растление , друго ­ го слова не подберу . Наша семья, а мы с м уж ем о б а суриковцы, от ­ носится к этом у непримиримо — тут я забы в аю о наш ей зн ам ен и ­ той б ел ор у с ск ой толерантности . Поэтому мне импонирует, что Пу­ тин недавно с обрал в Петербурге творческую интеллигенцию и при­ звал к защ ите национальной куль­ туры от обезличивания , размыва­ ния традиций , у сто ев , а гр ес си в ­ ной и б е сп ар д онн ой глобали за ­ ции в искусстве. —Акак вам живется в Моск­ ве? — Москва мне очень нравится. Э то гор од для устремленны х лю ­ д ей , которые умеют ставить цели и добиваться их. Это город , где царствуют пр евосходны е с т еп е ­ ни: если завидуют, любят, работа ­ ют, то в сегда максимально. Минские отношения мягче. Но э т о тож е палка о двух концах. В Москве я стараюсь не пропускать ничего в культурной жизни, что св я зан о с Б еларусью . Меня по ­ трясли, например , спектакли Ку- паловского театра , поставленные Владимиром Савицким . Скажу по-московски: в с е е го спектакли — шедевры! В Москве его имя уже гремело бы в театральном мире. И «памяркоунасць» тут не к ме сту. Трубите! Р адуй т есь р ож д е ­ нию таланта! Нет, опять сдерж ан ностъ... Я О д н а и з р а б о т Н а т а л ь и О п и о к , п о с в я щ е н н а я Е ф р о с и н и и П о л о ц к о й . К а р л с о н и з п р о б и р к и Б и о г р а ф и я з а м е ч а т е л ь н о г о а к т е р а м о г л а б ы с т а т ь о с н о в о й к р у т о г о с е р и а л а Александр Щуплов, Наталья Заруцкая МОСКВА ГЕРОИ н а р о д н о г о ар ти ста Спартака Мишулина д а в н о с т а ­ ли наш ими лю бим ц ам и — и Карлсон , который ж ивет на кры­ ш е , и пан Директор из «Кабачка 13 с т у л ь ев » и С а и д и з «Б е л о г о солнц а пустыни» ... С п о сл е д н ей ролью св я за н о н ем а л о историй: сним ая сь в эт ом ф и л ьм е , актер играл в Т е а тр е сатиры . Р еж и с ­ с е р т е а т р а В. Плучек н е лю бил , когда е г о актеры сним аю т ся в кино — в ущ ер б спектаклям . По­ этом у Мишулин л етал на съемки «Б ело го солнц а» тайно — по вы­ ходным : с п е р в а с а м о л е т о м д о А ш х а б а д а , п отом д о Мары и ещ е 3 0 км на м аш и н е . . . Для р о ­ ли Мишулин о б р и л с я н а г ол о , а чтобы р е ж и с с е р н е п р о в е д а л о съ ем к а х , поп ро сил грим еров и з св ои х в о л о с с д е л а т ь ем у парик. В таком в и д е и играл в т е а т р е . О дн аж ды при в с т р е ч е с Плуче- ком п о зд о р о в а л ся , снял к епк у— в м е с т е с парик ом . И вы дал с е ­ бя . .. —Спартак Васильевич, кры­ латое выражение вашего Са­ ида из «Белого солнца...» «Стреляли» ушло в народ. Коллеги не дразнили? — Нет , как ни с тр анн о . В то время я уж е играл в «Кабачке 13 стул ь ев » пан а Д и р ек т ор а , и эта роль затмила предыдущ ую . П ос ­ л е этой роли я с тал в с ен а р о д н о зн ам ен и т . Что тв ори ло сь ! Ж ен ­ щины б р о с а л и с ь ко м н е , п р о си ­ ли распи саться — на ш ее , груди, гд е угодно . И анекдоты про С аи ­ д а слыш ал . З а п ом н и л такой: «Саид , п оч ем у у т ебя с е д л о мок­ р о е ? — Стреляли!» —Как выотноситесь кситуа­ ции многоженства, показан­ ной вфильме? — А что в м н о гож ен с т в е о с о ­ б ен н о го? Э то ран ьш е им ели по пять ж ен и скры вали , а т еп ер ь ж елающ и е могут иметь открыто — и кино з д е с ь ни при ч ем . Вот раньш е в л и т е р а т у р е и ки н ем а ­ то гр аф е показывали идеальны х героев , которые н е пили, не ели , не спали с ж ен ой , а только с тр о ­ или н о в о е о бщ е с тв о . Т еперь в с е п ер ев ерн ул о сь . Кругом только и слышишь: с ек с , с ек с . . . Молодые люди только в стр етили сь — она с р а з у к и д а ет ся на н е го , он на н е е . И никто н е р а б о т а е т ! В с е лишь заним аю тся лю бовью . Это время , н а в е р н о е , т ож е пр ойдет , как прошло то время , когда одна наш а ж енщина в т е л ем о с т е з а я ­ вила: «У на с с ек с а нет!» —Откройте секрет: большой гонорар получили за «Белое солнце пустыни» —все-таки, картина столетия, любимый фильм наших космонавтов!? — Р оль м н е д о с т а л а с ь х о р о ­ ш ая , но м а т ер и а л ь н а я с т о р о н а д е л а н е п о р а д о в а л а . К огда сня ­ ли ф и л ьм , д а е щ е в т я ж е л е й ­ ших у с л о в и я х пусты ни , о к а з а ­ л о сь , что н е м н е должны з а п л а ­ тить г о н о р а р , а я о с т а л с я д о л ­ ине. Сгорела дача, и вроде в се хо­ тели помочь, но никто не помог. —И какие впечатления у вас остались от этой работы? — Е ди н ст в ен н о е н е у д о б с т в о бы ло — э т о моя и з в е с т н о с т ь . П ри ходилось гримироваться — приклеивать б о р о д у и усы , что ­ бы н е у зн али . И ещ е за бул ды ги всяки е б е сп ок ои л и — т ож е не оч ень приятно. М еж ду прочим , деньги я зар а б а ты в ал п о -р а зн о ­ му. Играл на б а я н е , руководил трехголосым хором . Д аж е б ал ет п р еп о д а в а л . Я считаю , е сл и мужчина ж енился , то он долж ен думать о той птичке, которая си ­ ди т в е г о г н е з д е с открытым ртом и ж д ет червячка. —Вам не кажется, что ваша собственная биография могла былечь в основу киносериала Я х о т е л с т а т ь и л и т е р а т о р о м , и р е ж и с с е р о м , н о н е п р и ш л о с ь , о ч ем я с е й ч а с ж а л е ю . При в ы б о р е п р о ф е с с и и я п р о с т о н е з а д у м ы в а л с я с у д ь б а , н а в е р н о е . ж ен ди р ек ц и и ф и л ь м а 2 9 р у б ­ л ей 4 0 к оп еек ! Э то т еп е р ь п р о ­ с т о см еш н о ! А т о г д а м н е н а д о было сем ью с о д е рж а т ь . Моя б у ­ д ущ а я ж ен а В а л ен т и н а , когда мы п о зн а к ом и л и сь , р а б о т а л а м он таж ером в пр о гр ам м е «В р е ­ мя» . П ож енивш ись , я з а б р а л е е с работы , и о н а с т а л а воспиты ­ вать наш у д о ч ь . Я р еш и л , что д о лж ен с ам за р а б а ты в а ть и д у ­ мать о м а т ер и а л ь н о й с т о р о н е жи зни . И потом , для меня н е с у ­ щ е с т в у е т н ескольких брак ов . Я д о л г о вы би р ал и зб р а н н и ц у и д ов ол ьн о п о з д н о ж енился . П о э ­ том у о ч ен ь с е р ь е з н о о тн ош у сь к с ем ь е . —Именно из-за ваших убеж­ дений вначале девяностых вы подрабатывали продавцом — в палатке около «Мосфиль­ ма» приторговывали водкой? — Д а , по моим стойким у б еж ­ дениям мужчина долж ен с о д е р ­ жать семью , е сли он мужчина. И искать разные способы дохода , не стесняясь лю бой работы . Тогда у меня было б е звы х о д н о е положе- под каким-нибудь душещипа­ тельным названием? — Мама м оя бы ла больш им начальником , з а м е с т и т е л е м нарком а зол о т о п р ом ы ш л ен н о ­ сти . Ч асто бы в ал а в к ом ан ди ­ ровках . Меня воспиты вал дядя . Он тоже был больш ой ч ел ов ек— ректор Академии общ ественны х наук при ЦК партии . Я помню , в д ет с т в е у меня была няня. —Аотца выпомните? — Маму я никогда о б о тц е н е спрашивал . —Существует версия, что ва­ шим отцом является писатель Александр Фадеев, это прав­ да? — Правда то , что я сам когда- то выдумал э т у в ер сию . Она на ­ в еян а т ем , что моя м ам а в с в о е ' время училась в Горном институ­ т е вм е с т е с будущ им известным п и с а т е л ем . Но я ж е н а н его н е похож! Журналисты слышали от меня и н е такие версии! —Например? — Что р о ди л ся и з пробирки , потом пр обирка за т е р я л а с ь , а 8 С п а р т а к М и ш у л и н : « Я и г р а ю К а р л с о н а у ж е 3 5 л е т » . секретный д ок ум ен т , с о д е р ж а ­ щий факт м о е го рож дения , нахо ­ дился в секретн ом архив е , кото­ рый д олж ен быть уничтож ен по за д а н ию НКВД. С ледующ ий в а ­ риант на э т у т ем у такой : меня пр ив е зли и з Испании — в т е го ­ ды д е т ей привозили оттуда! — и усыновили . Есть и ч етв ер тая версия , я в дв адц ать л е т сам в о ­ плотил е е на бумаге: мой отец — и зв естны й р ев олю ци он ер , ум ер в ссы лк е . В э т о время моя м ам а бы ла б е р е м е н н а , и я роди л ся чуть ли н е на могиле отца ... — Не хотелось в писатели пойти? — Я хотел стать и л и т е р а т о ­ ром , и р еж и с с е р о м , но н е при­ ш ло сь , о ч ем я с е й ч а с ж ал ею . При вы бор е п р оф е с си и я просто н е за д ум ы в а л ся — с у д ь б а , н а ­ в е р н о е . С д е т с т в а вы думывал всяки е байки , пи сал сц ен ари и , играл в сам од еятельн ости . —Как выдумаете, вам повез­ ло с артистической карьерой втеатре? — Мне н е очень в е зл о с роля ­ ми. Когда я начинал свою творче­ скую д ея тельн ость , мои харак ­ терны е роли — Фигаро или Хле ­ стакова — играли пятидесятилет­ ние артисты. А когда я сам стал пятидесятилетним , их стали иг­ рать двадцатипятилетние . П ред ­ ставьте , сколько я пропустил ро ­ л ей . Но я с в о е нагнал в Омском драм атическ ом т еа тр е , гд е сыг­ рал б о л е е ста рол ей . С ейч а с не жалуюсь: пишу юморески , п еч а ­ таюсь , ставлю спектакли в каче­ стве режиссера . — Скоро ваш «Малыш и Карлсон» будет сыграв в 2000-й раз. Может быть, пре­ миюдадут? — Не знаю . Х отелось бы Госу­ дар ст в ен н ую . Д ум аю , е е хватит на в ар ень е — лакомке с пр оп ел ­ л е р ом , с о з д а н н о м у ф а н т а зи ей писательницы Астрид Линдгрен. Я играю К арл сон а уж е 3 5 л ет , у м еня д а ж е сц енич е ск ий костюм тридцатилетней давности . —На новый костюм средств не хватает? — А за ч ем новый? Т еперь , э т о и стори ч еск ий , м ож но ск а ­ зать , костюм ... К а к в з о б р а т ь с я н а « О л и м п » ? В М о с к в е с о с т о я л с я V с ъ е з д Р о с с и й с к о г о с о ю з а м о л о д е ж и Илья Макаров МОСКВА В РАБОТЕ с ъ е з д а принимали у ч а с т и е и члены Б е л о р у с ск о г о р е сп у б л и к а н ск о г о с о ю з а м о л о ­ д еж и , который в ходит в Р о с си й ­ ск о -Б е л о р у с ск и й с о ю з м о л о д е ­ жи . К о р р е сп о н д ен т «СОЮ За» взял интервью у члена Исполни­ т ел ь н о г о К ом и т ета РБСМ Л е о ­ нида АВЕРИНА. — П ер вы е с ек р е т а р и пр и х о ­ дя т и у х о д я т , — с к а з а л он , — а о р г а н и з а ц и я , к отор ая д о лж н а с е г о д н я з а б о т и т ь с я о м о л о д е - ж е , о н а д о лж н а быть . Такая о р ­ ган и зац ия с е й ч а с е ст ь . В Б е л а ­ руси — Б ел о р у с ск и й р е с п у б л и ­ канский с ою з м о л о д еж и , в Р о с ­ сии — РСМ . Н аш е с о т р у д н и ч е ­ ств о д а е т ощ утимы е результаты в р е а л и з а ц и и с о в м е с т ны х п р о ­ гр амм . Так что я счи таю , что у Р о с си й ск о -Б ел о р у с ск о г о с ою з а м ол о д еж и б у д ущ е е е сть . —Как продвигается работа с молодежью? Какие вы про­ водите мероприятия? — В э т ом г о д у мы п р о в е д ем волонтерский ла герь «Твердыня н а д Бугом » в Б р е с т е . В п ервы е он со стоял ся по реш ению , выра­ б о т а н н ом у в х о д е ч ет в ер т о го с ъ е з д а Р о с си й ск о г о с о ю з а м о ­ л о д еж и . Р еб я т а в л а г е р е прини­ мают уч а сти е в р ем он т е и рекон ­ струкции Б р е с т ск о й кр еп о сти . Также п р о й д е т и ряд эк ол о гич е ­ ских волон терски х л а г ер ей . В с е традиции , в с е хорош и е нар абот ­ ки, которы е были у Б ел ор у с ск о ­ го с о ю з а м о л о д еж и и Б е л о р у с ­ ского п атр и о ти ч еск о го с о ю з а м о л о д еж и , мы п о с т а р а ем с я и с ­ п ол ь зов а т ь . Э то нормальный п р о ц е с с , мы п р ав опр еем ни ки этих ор г ан и зац и й . С о вм е с тн о с РСМ и «С ою зом з а п р о гр е с с м о ­ л о д еж и Л атвии» мы еж е г о д н о пр ов о дим м еж д у н а р о д ны й м о ­ лод еж ны й л а г ер ь «Бе-1_а-Русь» (н а з в а н и е д а н о по первым бук ­ вам г о с у д ар с тв -уч а стн и к ов ) . В этом году с 2 4 по 2 7 июля на т е р ­ ритории Латвии пр ойд ет уж е 12- й м еж дун ародны й ла герь , при е ­ д у т по 1 5 0 — 2 0 0 участников от к аж дой стр аны . Л а г ер ь пр охо ­ ди т каждый г о д на Кургане Дружбы — стыке тр ех границ, — и е го п р о грамм а включает в с е ­ бя т в о р ч е ск и е конкурсы , с п о р ­ тивны е с о р е в н о в а н и я , к он ц ер ­ ты. Р ебя т каждый год п о сещ аю т мэтры' р о с си й ск о й и б е л о р у с ­ ской эстр ады . — Какие программы БРСМ планирует осуществить в ближайшее время? — В п ерв ую о ч е р е д ь п р о ­ гр амм у «О лимп» . Э та програм ма , которая раньш е н а зы валась «Л и д е р » , п р и зв а н а готовить кадры для работы в м о л о д еж ­ ных о р г ан и зац и я х . Не скрою , э т о с ам а я бол ьш ая п р о б л ем а сего дн я . С ей ч а с с о з д а н р е сп у б ликанский ш таб с т у д ен ч е ск и х о тря д ов . Н е д а в н о вы ехали в К р а сн о д ар ск и й край п е д а г о г и ­ ч е ск и е отряды . П ро гр амм а во лон тер ски х л а г е р е й (с е з о н н а я за н я т о ст ь м о л о д еж и ) р е а л и з у ­ ет ся с о в м е с т н о с уч ебны м и з а ­ в едениями . Подготовил Александр ЩУПЛОВ. С и г н а л ы н е д е л и О б о з р е в а т е л ь « С О Ю З а » п е р е л и с т а л с и г н а л ь н ы е э к з е м п л я р ы книг , п о с т у п и в ш и е в М и н и с т е р с т в о п о д е л а м п е ч а т и , т е л е р а д и о в е щ а н и я и с р е д с т в м а с с о в ы х к о м м у н и к а ц и й РФ Наталия Лебина, Александр Чистяков. «Обыватель и реформы». СПб.:Издательство «Дмитрий Буланин» —342 с. ПОДЗАГОЛОВОК книги — «Кар­ тины п ов с е дн ев н о й жи зни г ор о ­ жан в годы н эп а и хр ущ ев ск ого десятилетия» . Написана в жанре исторических очерков; в ней р а с ­ см атр ив а ет ся в оп р о с , который обычно у ск о л ь за ет и з поля з р е ­ ния историков: как живется про ­ стым горож ан ам , обы в ат ел ям в условиях р е зк и х р еф о р м . Б о га ­ тый ф актич еский м а т ер и ал п о ­ черпнут из архивов и периодики, интервью, м ем уаров . Р еалии по ­ вседневной жизни п о сл е 1 917 го­ д а уравняли и объединили граж ­ дан н е за в и си м о от их о б р а з о в а ­ ния, в о зр а с т а и пола . В героях книги — рабочий В .К ар а сев и студентка (будущ ая писательни ­ ца) В .Кетлинская , А .А хм атова и И .Глазунов ... Авторы выбрали д в а п е р и о д а , во время которых проходила «больш ая р еф орм а » : нэп и реф ормы Хрущева. Олег Михайлов. «Генерал Ермолов». М.: «ИТРК» —680 с. ИСТОРИЧЕСКИЙ ром ан О л ега М ихайлова , ав т о р а популярных книг о С уворов е , Д ерж авин е , Ку­ т у з о в е , п о свящ ен о д н ом у и з с а ­ мых и зв естны х г е р о е в О т е ч е с т ­ венной войны 1 8 1 2 г о д а , у ч а ст ­ нику Б ор один ско го ср аж ен ия — г ен ер а л у А л ек с ею П етровичу Ерм олову . С им ен ем Е рм олов а свя заны м н о ги е в аж н ейш и е с о ­ бытия в жизни Россий ской импе ­ рии, и в п ервую о ч е р е д ь п р ив е ­ д е н и е к покорности гор ских н а ­ р о д н о с т ей С е в ер н о г о К авк а за . П исатель м н ого внимания у д е ­ ляет участию Ерм олова в О теч е ­ ственной войн е , причем уд ел я ет о с о б о е вним ани е такой стр ан и ­ ц е в истории, как б ор ь б а с наш е ­ стви ем Н ап ол е он а на т ер р и т о ­ рию Б ел ар у си . С и н т ер е с ом , к прим еру , читается р а с с к а з о том , как в первы е дни войны ми ­ нистру полиции Б алаш ов у и е го п ол и цм ей ст ер ам п р и бави л о сь хлопот: в некоторых м е с т а х п о д М огилевом пойм али шайки з а - жигателей , в См ол ен ск е и Моги­ л е в е ловили ф ранцузских шпио­ нов, которые осматривали и опи ­ сывали Р оссию , выдавая с е б я з а уч и т ел ей , л ек а р ей и худож ни ­ ков. Автор книги и сп о л ь зу е т в чи сле документальны х источни ­ ков п ер епи ск у зн ам ен и т о г о г е ­ н ерал а с друзьями и коллегами. ВЫ С ТА ВКА 6—8 июля в рамках традиционно проходящих в Витеб­ ске шагаловских чтений широкой публике будут пред­ ставлены 40 литографий и ксилографий художников ев­ ропейского авангарда из запасников музея Марка Ша­ гала. Среди них работы Сальвадора Дали, Пабло Пи­ кассо, Анри Матисса и Василия Кандинского. Кроме то­ го, искусствоведы из Москвы и Парижа прочтут публич­ ные лекции о творчестве М. Шагала. 3 — 9 и ю л я 3 июля — государственный праздник Республики Б еларусь— Д ень Н езависим ости (День Р е с ­ публики). Праздник учреж ден д е ­ кретом Президента республики в честь освобож дения Б еларуси от гитлеровских захватчиков. 2 3 0 лет назад , 4 июля, бли з Ба­ лаклавы во время Р усско -турец ­ кой войны состоялся бой м еж ду русской и турецкой эскадрами . Была од ерж ан а одн а из первых п о б е д русского ф лота на Черном море. 5 июля — М еждународный день кооперативов. М еждународ ­ ный кооперативный альянс с о з ­ дан 108 лет назад . Он объединяет б о л е е 76 0 миллионов членов коо­ перативов в ста странах . В этот д ен ь по здравим с 8 5 -л ети ем Ма­ рию Исакову, за служ ен но го м а с ­ тера спорта СССР. Это первая со ­ ветская чемпионка мира ( 1 9 4 8 — 1950 годы), многократная чемпи­ онка нашей большой в т е времена страны в скоростном б е г е на конь­ ках. И ещ е юбилей . 7 5 л е т н а за д родился В.Н. Торопов, российский ученый в области теории культу­ ры и искусствоведения , автор б о ­ л е е 1200 работ в области русской духовной культуры и мифологии , изучения истории и поэтики рус ­ ской литературы . Пять л ет н а за д он стал первым л аур еатом ли те ­ ратурной премии А. И. Солж ени ­ цына. 6 июля в Р о ссии— День работ ­ ников морского и речного флота. 8 5 л ет н а за д в этот д ен ь во время работы пятого В с ер о с си й ­ ского с ъ е з д а С оветов л евы е э с е ­ ры подняли антибольшевистский мятеж, заверш ивш ийся их пора ­ жением. В результате члены л ев о ­ эсеровской партии были удалены из органов советской власти. 6 0 лет н а зад в боях на Курской дуге прославились наши летчики. Гвардии старший лейтенант А. Го- ровец на истребител е Ла-5 всту­ пил в бой с двадцатью вражески ­ ми бом бардировщ иками и сбил девять Ю-87. Летчик, установив этот единственный в истории авиации уникальный рекорд , по ­ гиб в этом бою . Сбив пикирующий бомбардировщик , о д ерж ал свою первую п о б е д у советский а с , бу ­ дущий трижды Герой Советского С ою за И. Кож едуб . Новый счет воздушным п о б е д ам открыл л е ­ гендарный летчик А. М аресьев , вернувшийся в строй по сл е поте ­ ри обеих ног и сбивший 5 с ам ол е ­ тов. В се эти события произошли 6 июля 1943 года. Пять лет назад , 7 июля, в аква­ тории Баренцева моря впервы е в мире россий ски е специалисты и военны е моряки прои зв ели у с ­ пешный запуск искусственного спутника З ем ли с подводной л о д ­ ки. 8 июля по народному календа- Рубрику в е д е т Владимир ПОТАПЕНКО. рю — Петр и Феврония. Муром­ ский князь Петр и его жена Февро­ ния были канонизированы на цер ­ ковном с о б о р е 1547 года. И звест ­ но б о л е е 150 списков рукописной повести XVI века, в которой поми­ мо прочего рассказывается о в за ­ имной любви Петра и Февронии, их верности друг другу, сохранен ­ ных, несмотря на неим оверны е ■ И в а н К о ж е д у б . трудности, козни и интриги окру­ жающих. В н ар оде Петр и Ф евро ­ ния стали символами верной , сильной и красивой любви. 9 июля с р а зу три юбилея . И в с е связаны с миром кино. 7 0 лет н а за д родилась Зинаида Кириен­ ко, народная артистка РСФСР . В тот ж е ден ь того ж е 1 933 года р о ­ дился Элем Климов, народный ар ­ тист Российской Ф едерации . 8 Э л е м К л и м о в . В 1 9 8 6— 1990 годах он руководил С ою зом кинем атографистов СССР . С 65 -л ети ем по здравим в этот ден ь Лию Ахеджакову, арти­ стку т еатра и кино, актрису Мос­ ковского т еатра «Современник» , народную артистку Российской Федерации . Д В Е К Н И Г И т в о р ч е с т в о «СОЮЗ. Беларусь-Россия» Периодическое изданиеСоветаМинистровСоюзного государства Газетазарегистрирована вМинистерстве поделам печати, телерадиовещания исредств массовыхкоммуникацийРоссийскойФедерации 10марта2000 года. Регистрационный N 9 77-1880. Тиражпо РФ: 401471 ТиражпоРБ: 279304 Тираж«СОЮЗа.Беларусь— Россия» вРФиРБ: 680775 Шеф-редактор А.И. Батыгин (Москва) I Адрес редакции «СОЮЗа. Беларусь—Россия»: Адрес редакции газеты «Советская Белоруссия»: I Издательство: ЗАО«Информационно-издательский концерн «Российская газета» I ОТПЕЧАТАНО в000 «Объединенный издательскийдом I Распространяется по всемподписным индексам: | Пографику: 16.00 Первыйзаместитель Москва, А-40, ГСП-3125993, улицаПравды, 24. Республика Беларусь, 220013, Минск, улица Адрес: Москва, А-40, ГСП-3125993, ул. Правды, 24. Тел. 257-53-62. «Медиа-Пресса». Адрес: 125865, ГСП, «Российской газеты»: 50202,32184,40942,40913,40924, Номер подписан: 16.00. шеф-редактора А.М. Таранда (Минск) Телефон: 257-5787Факс: 257-5787Е- таН: Егтако\/а@гд.ги Б. Хмельницкого, 10а. Тел. ифакс: 232-1432 Издательство «Советской Белоруссии»: БелорусскийДом печати. Москва-137, ул. Правды, 24. 40945,38286,41591. «Советская Белоруссия»: 63889. «СОЮЗ.Беларусь- Россия»печатаетсявАрхангельске, Владивостоке, Волгограде, Воронеже, Екатеринбурге,Иркутске,Казани, Калининграде,Кемерове,Краснодаре,Красноярске,МинеральныхВодах,Москве,Мурманске, НижнемНовгороде,Новосибирске,Омске, Оренбурге, Пензе, Перми, Ростове-на-Дону,Санкт-Петербурге,Самаре,Саратове,Тюмени,Ульяновске,Уфе, Чебоксарах, Челябинске. «СоветскаяБелоруссия»печатаетсявг.Минске.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz