Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
I I * . Ш И П Е Ц К А Я • ' Я г а з е т а О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ВЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ (Продолжение. Начало на 4—9-й стр.) после направления к нему членов участковой комиссии для проведе ния голосования вне помещения для голосования, соответствующий член участковой комиссии не вправе выдать данному избирателю в помещении для голосования бюллетень до возвращения членов ко миссии, выезжавших по заявлению (устному обращению) данного из бирателя и установления факта, что указанный избиратель не прого лосовал вне помещения для голосования. 17. Количество заявлений избирателей, а также число выданных, использованных и возвращенных бюллетеней отмечается в отдель ном акте, в котором также указываются сведения о членах участко вой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателях, при сутствовавших при проведении голосования вне помещения для го лосования. Статья 56. Протокол участковой комиссии об итогах голо сования 1. Участковая комиссия составляет протокол об итогах голосова ния на соответствующем избирательном участке. 2. Протокол об итогах голосования должен быть составлен на од ном листе. В исключительных случаях он может быть составлен бо лее чем на одном листе, при этом каждый лист должен быть подпи сан всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Протокол об итогах голосования должен содер жать: а) номер экземпляра; б) название выборов, дату голосования; в) слово «Протокол»; г) наименование комиссии с указанием номера избирательного участка; д) строки протокола в следующей последовательности: строка 1: число избирателей, внесенных в список на момент окон чания голосования; строка 2: число бюллетеней, полученных участковой комиссией; строка 3: число бюллетеней, выданных избирателям, проголосо вавшим досрочно, в том числе отдельной строкой 4 — в помещении окружной комиссии, комиссии муниципального образования; строка 5: число бюллетеней, выданных избирателям в помеще нии для голосования в день голосования; строка 6: число бюллетеней, выданных избирателям, проголосо вавшим вне помещения для голосования в день голосования; строка 7: число погашенных бюллетеней; строка 8: число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования; строка 9: число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящи ках для голосования; строка 10: число недействительных бюллетеней; строка 11: число действительных бюллетеней; строка 12 и последующие строки: число голосов избирателей по каждой из позиций, содержащихся во всех избирательных бюллете нях, включая позицию «Против всех кандидатов»; е) сведения о количестве поступивших в участковую комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жа лоб (заявлений), актов и иных документов, прилагаемых к протоколу; ж) фамилии и инициалы председателя, заместителя председате ля, секретаря и других членов участковой комиссии с правом решаю щего голоса и их подписи; з) дату и время подписания протокола; и) печать участковой комиссии. 3. Числа, указанные в пункте 2 настоящей статьи, вносятся в про токол об итогах голосования цифрами и прописью. 4. В протоколе об итогах голосования могут содержаться специ альные строки, предназначенные для занесения в них сведений, по лучаемых в случае, предусмотренном пунктом 21 статьи 57 настоя щего Закона. Статья 57. Порядок подсчета голосов избирателей и со ставления протокола об итогах голосования участковой комис сией 1. Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и глас но с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех ре зультатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей членами участковой комиссии с правом решающею го лоса. 2. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после оконча ния времени голосования и проводится без перерыва до установле ния итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели. В случае совмещения выборов разных уровней в первую очередь осуществляется подсчет голосов по выборам в федеральные органы государственной власти, затем — в органы государственной власти области, затем — в органы местного самоуправления. 3. После окончания времени голосования члены участковой ко миссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 22 настоящего Закона, под считывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользован ные бюллетени (при этом не допускается повреждение квадратов, размещенных на бюллетене справа от сведений о зарегистрирован ных кандидатах и от строки «Против всех кандидатов»), затем огла шают и вносят число погашенных неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями при проведении голо сования, в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличен ной формы, находящейся в помещении для голосования. При исполь зовании технических средств подсчета голосов полученные данные после их оглашения вносятся в строку 7 увеличенной формы прото кола об итогах голосования. 4. Председатель, заместитель председателя или секретарь учас тковой комиссии уточняет, оглашает и вносит в строку 2 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число бюллетеней, полученных участковой комиссией (данные о бюллетенях, извлечен ных из конвертов досрочно проголосовавших в помещении окружной комиссии, комиссии муниципального образования избирателей, в указанное число не входят). При использовании технических средств подсчета голосов полученные данные после их оглашения вносятся в строку 2 увеличенной формы протокола об итогах голосования. 5. Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей чле ны участковой комиссии с правом решающего голоса вносят в каж дую страницу списка избирателей следующие суммарные данные по этой странице: а) число избирателей, внесенных в список избирателей на мо мент окончания голосования; б) число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей); в) число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования (устанавливает ся по числу соответствующих отметок в списке избирателей); г) число бюллетеней, выданных досрочно проголосовавшим из бирателям (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей и проверяется по списку досрочно проголосо вавших избирателей). 6. После внесения указанных в пункте 5 настоящей статьи данных каждая страница списка избирателей подписывается внесшим эти данные членом комиссии, который затем их суммирует, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой комиссии и лицам, присутствующим при подсчете голо сов. Итоговые данные, определяемые как сумма данных, установлен ных в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, председатель, за меститель председателя или секретарь участковой комиссии огла шает, вносит в последнюю страницу списка избирателей, подтверж дает своей подписью и заверяет печатью участковой комиссии. Ог лашенные данные вносятся в соответствующие строки протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, а в случае использо вания технических средств подсчета голосов— только в соответству ющие строки увеличенной формы протокола: а) в строку 1— число избирателей, внесенных в список избирате лей на момент окончания голосования; б) в строки 3 и 4 — число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно; в) в строку 5 — число бюллетеней, выданных избирателям, прого лосовавшим в помещении для голосования в день голосования; г) в строку 6 — число бюллетеней, выданных избирателям, прого лосовавшим вне помещения для голосования в день голосования. После этого со списком избирателей вправе ознакомиться на блюдатели и иные лица, указанные в пункте 3 статьи 22 настоящего Закона, а члены участковой комиссии с правом совещательного го лоса вправе убедиться в правильности произведенного подсчета. 7. Дальнейшая работа со списком избирателей не может прово диться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования в соответствии с пунктом 21 настоя щей статьи. Список избирателей на это время убирается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. Хранение списка избирателей, исключающее доступ к нему лиц, на ходящихся в помещении для голосования, обеспечивается председа телем или секретарем участковой комиссии. 8. Непосредственный подсчет голосов избирателей производит ся по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням членами участковой комиссии с правом решающего голоса. 9. При непосредственном подсчете голосов избирателей вправе присутствовать члены участковой комиссии с правом совещательно го голоса, наблюдатели, иные лица, указанные в пункте 3 статьи 22 настоящего Закона. 10. Непосредственный подсчет голосов избирателей производит ся в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Членам комис сии с правом решающего голоса, кроме председателя (заместителя председателя) и секретаря комиссии, запрещается при подсчете го лосов пользоваться письменными принадлежностями, за исключени ем случаев, предусмотренных пунктами 15 и 16 настоящей статьи. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов комиссии. 11. При сортировке бюллетеней участковая комиссия отделяет бюллетени неустановленной формы. Бюллетени неустановленной формы при подсчете голосов не учитываются. 12. В первую очередь производится подсчет бюллетеней, нахо дившихся в переносных ящиках для голосования. Вскрытию перенос ных ящиков для голосования предшествует проверка неповрежден ное™ печатей (пломб) на них. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования. Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в строку 8 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. Если число бюлле теней установленной формы, обнаруженных в переносном ящике для голосования, больше количества заявлений избирателей, содержа щих отметку о числе полученных бюллетеней, все бюллетени, нахо дившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой комиссии признаются недействительными, о чем состав ляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и . в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой ко миссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования с использованием данного переносного ящика для голо сования. Число признанных в этом случае недействительными бюл летеней оглашается, вносится в указанный акт и впоследствии сум мируется с числом недействительных бюллетеней, выявленных при сортировке бюллетеней. На лицевой стороне каждого из этих бюлле теней, на квадратах, расположенных справа от данных баллотирую щихся кандидатов, позиции «Против всех кандидатов», вносится за пись о причине признания бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой комиссии с пра вом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии, а сами бюллетени при непосредственном подсчете голосов упаковы ваются отдельно, опечатываются и при дальнейшем подсчете не учи тываются. 13. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденное™ печатей (пломб) на них. 14. Члены участковой комиссии сортируют избирательные бюл летени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для го лосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов, а также по голосам, поданным против всех кандидатов, одновременно отде ляют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюлле тени. При сортировке бюллетеней члены участковой комиссии с пра вом решающего голоса оглашают содержащиеся в каждом из них отметки избирателя и представляют бюллетени для визуального кон троля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более бюлле теней не допускается. 15. Если число досрочно проголосовавших в помещениях окруж ной комиссии, комиссии муниципального образования и участковой комиссии избирателей составляет более одного процента от числа избирателей, внесенных в список избирателей на избирательном уча стке (но не менее десяти избирателей), участковая комиссия по тре бованию любого члена комиссии, наблюдателя обязана произвести отдельный подсчет голосов по бюллетеням, на оборотной стороне которых проставлена печать участковой комиссии в соответствии с пунктом 6 статьи 54 настоящего Закона. По результатам указанного подсчета участковой комиссией составляется акт, который прилага ется к протоколу об итогах голосования. При этом такие бюллетени упаковываются отдельно и опечатываются. 16. Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируют ся отдельно. Недействительными считаются бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов, позиции «Против всех кандидатов» или в которых число отметок в указанных квадратах превышает число отметок, установ ленное законом. В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления избирателя этот бюллетень откладывается в отдель ную пачку. По окончании сортировки участковая комиссия решает вопрос о действительности всех сомнительных бюллетеней путем го лосования, при этом на оборотной стороне бюллетеня указываются причины признания его действительным или недействительным. Эта запись подтверждается подписями двух или более членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью комис сии. Бюллетень, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке бюллетеней. Общее число недействительных бюллетеней (с учетом числа бюллетеней, признан ных недействительными в соответствии с пунктом 12 настоящей ста тьи и пунктом 7 статьи 54 настоящего Закона) заносится в строку 10 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. 17. После этого производится подсчет рассортированных бюлле теней установленной формы в каждой пачке отдельно по каждому кандидату, позиции «Против всех кандидатов». При этом бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при под счете, могли увидеть отметку избирателя в каждом бюллетене. Одно временный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается. По лученные данные заносятся в строку 12 и последующие строки про токола об итогах голосования, а также его увеличенной формы. 18. Члены участковой комиссии с правом решающего голоса под считывают и вносят в строку 11 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число действительных бюллетеней. 19. Члены участковой комиссии с правом решающего голоса под считывают, оглашают и вносят в строку 9 протокола об итогах голо сования и его увеличенной формы число бюллетеней установленной формы, находящихся в стационарных ящиках для голосования. 20. После этого с рассортированными бюллетенями под контро лем членов участковой комиссии с правом решающего голоса вправе визуально ознакомиться наблюдатели, а члены участковой комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета. 21. После ознакомления членов участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей с рассортированными бюл летенями проводится проверка контрольных соотношений данных, вне сенных в протокол об итогах голосования. Если указанные контрольные соотношения не выполняются, участковая комиссия принимает ре шение о дополнительном подсчете по всем или отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном под счете бюллетеней. Если в результате дополнительного подсчета кон трольные соотношения не выполняются снова, участковая комиссия принимает соответствующее решение, прилагаемое к протоколу об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в специальные строки протокола об итогах голосования. 22. После завершения подсчета рассор™рованные бюллетени упа ковываются в отдельные пачки. Сложенные таким образом бюллете ни упаковываются в мешки или коробки, на которых указываются но мер избирательного участка, число бюллетеней. Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоя щей комиссии или суда. На указанных мешках или коробках вправе поставить свои подписи члены участковой комиссии как с правом решающего голоса, так и с правом совещательного голоса. Упаковка осуществляется в присутствии лиц, которые указаны в пункте 3 ста тьи 22 настоящего Закона и которым предоставляется возможность поставить на мешках или коробках свои подписи. 23. При использовании технического средства подсчета голосов после завершения работы со списком избирателей в присутствии членов участковой комиссии с правом совещательного голоса, на блюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 22 настоящего Закона: а) если по какой-либо причине голосование в помещении для го лосования временно проводилось без использования технического средства подсчета голосов, участковая комиссия проверяет непов режденное™ печатей (пломб) на специальном отсеке на данном тех ническом средстве подсчета голосов либо на резервном стационар ном ящике для голосования, открывает такой ящик и все содержащи еся в нем бюллетени опускает в техническое средство подсчета голо сов таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования; б) участковая комиссия производит подсчет бюллетеней, нахо дившихся в переносных ящиках для голосования, в порядке, предус мотренном пунктом 12 настоящей статьи, затем все бюллетени опус каются в техническое средство подсчета голосов, переключенное в режим подсчета голосов, из переносных ящиков для голосования, при этом бюллетени опускаются таким образом, чтобы не наруша лась тайна голосования; в) участковая комиссия вводит в техническое средство подсчета голосов данные, полученные на этапе работы со списком избирате лей, то есть данные, занесенные в строки 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 увеличен ной формы протокола об итогах голосования; г) участковая комиссия осуществляет распечатку протокола об итогах голосования из технического средства подсчета голосов, ог лашает и заносит соответствующие данные в строки 8, 9 , 1 0 , 1 1 , 12 и последующие строки увеличенной формы протокола об итогах голо сования; д) участковая комиссия проводит проверку контрольных соотно шений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. Если указанные контрольные соотношения не выполняются, участковая комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном ручном подсчете бюллетеней. Если в ре зультате дополнительного подсчета контрольные соотношения не вы полняются снова, участковая комиссия принимает соответствующее решение, прилагаемое к протоколу об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в специальные строки протокола об итогах голосования; е) в случае, предусмотренном пунктом 15 настоящей статьи, уча стковая комиссия осуществляет сортировку бюллетеней, отделяя бюл летени, которые извлечены из конвертов досрочно проголосовавших избирателей и на оборотной стороне которых проставлена печать участковой комиссии. Отдельный подсчет голосов по указанным бюл летеням производится вручную либо с использованием технического средства подсчета голосов. По результатам указанного подсчета уча стковой комиссией составляется акт, который прилагается к прото колу об итогах голосования. 24. При использовании технических средств подсчета голосов зап рещается разглашение данных подсчета голосов до окончания голо сования на избирательном участке, за исключением данных об об щем числе проголосовавших избирателей. 25. Участковая комиссия обязана рассмотреть поступившие вдень голосования до окончания подсчета голосов избирателей жалобы (за явления) лиц, присутствовавших при подсчете голосов, и принять соответствующие решения, которые приобщаются к первому экзем пляру протокола участковой комиссии об итогах голосования. В слу чае поступления обоснованных жалоб (заявлений) лиц, присутство вавших при непосредственном подсчете голосов, участковая комис сия, использовавшая техническое средство подсчета голосов, впра ве принять решение о незамедлительном проведении непосредствен ного подсчета голосов без использования этого средства (ручного подсчета). Если по итогам указанного подсчета выявится разница более чем в один процент (определяемая делением меньшего числа на большее), но не менее трех единиц между данными ручного под счета голосов и данными, полученными с использованием техничес кого средства подсчета голосов, хотя бы по одной из следующих строк: 10, 11, 12 и последующих строк протокола участковой комиссии об итогах голосования, по результатам ручного подсчета составляется протокол об итогах голосования. Если указанная разница не выявит ся, подписывается протокол, полученный с помощью технического средства подсчета голосов, и составляется акт о совпадении данных, полученных в ходе повторного подсчета голосов, с первоначальными данными, который вместе с протоколом участковой комиссии об итогах голосования направляется в вышестоящую комиссию. 26. После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое за седание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нару шениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосова ния и выдаются копии протокола лицам, указанным в пункте 3 статьи 22 настоящего Закона. Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими члена ми участковой комиссии с правом решающего голоса, в нем про ставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Протокол об итогах голосования, полученный с применением технического сред ства подсчета голосов, приобретает юридическую силу после указан ного подписания. Не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. Подписание протокола с нарушением этого порядка является осно ванием для признания этого протокола недействительным и прове дения повторного подсчета голосов. 27. Если во время заполнения протокола об итогах голосования некоторые члены участковой комиссии с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе делается об этом запись с указанием при чина их отсутствия. Протокол является действительным, если он под писан большинством от установленного числа членов участковой ко миссии с правом решающего голоса. Если при подписании протоко ла об итогах голосования имеет место проставление подписи хотя бы за одного члена участковой комиссии с правом решающего голо са другим членом участковой комиссии или посторонним лицом, это является основание^ для признания данного протокола недействи тельным и проведения повторного подсчета голосов. 28. При подписании протокола об итогах голосования члены уча стковой комиссии с правом решающего голоса, несогласные с со держанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мне ние, о чем в протоколе делается соответствующая запись. 29. По требованию члена участковой комиссии, наблюдателя, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 22 настоящего Закона, участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голо сования обязана выдать указанным лицам или предоставить им воз можность изготовить копию протокола об итогах голосования, а так же заверить ее. Участковая комиссия отмечает факт выдачи копии в соответствующем реестре. Лицо, получившее копию, расписывается в указанном реестре. Лицо, заверяющее копию протокола об итогах голосования, несет ответственность за ее полноту и достоверность содержащихся в ней данных. 30. Первый экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и выдачи его заве ренных копий лицам, имеющим право на получение этих копий, либо заверения этих копий незамедлительно направляется в окружную ко миссию и возврату в участковую комиссию не подлежит. К первому экземпляру протокола об итогах голосования приобщаются особые мнения членов участковой комиссии с правом решающего голоса, а также поступившие в указанную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалобы (заявления) на на рушения закона, принятые по указанным жалобам (заявлениям) ре шения участковой комиссии и составленные участковой комиссией акты. Первый экземпляр протокола об итогах голосования с прило женными к нему документами доставляется в окружную комиссию председателем или секретарем участковой комиссии либо иным чле ном участковой комиссии с правом решающего голоса по поручению председателя участковой комиссии. При указанной передаче прото кола участковой комиссии вправе присутствовать другие члены учас тковой комиссии, а также наблюдатели, направленные в данную уча стковую комиссию. 31. Второй экземпляр протокола об итогах голосования предос тавляется для ознакомления наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 3 статьи 22 настоящего Закона, а его заверенная копия вы вешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой комиссией, после чего второй экземпляр протокола вме сте с предусмотренной законом избирательной документацией, вклю чая бюллетени, а также печать участковой комиссии передается в вышестоящую комиссию для хранения. 32. Данные протокола об итогах голосования, в том числе полу ченные с использованием технических средств подсчета голосов, пе редаются в окружную комиссию по техническим каналам связи (за исключением голосовых средств связи) в рамках государственной ав томатизированной информационной системы, а первый экземпляр протокола об итогах голосования и вся избирательная документация, включая бюллетени, при первой же возможности представляются в окружную комиссию непосредственно. Статья 58. Порядок определения результатов выборов 1. Первые экземпляры протоколов об итогах голосования участ ковых комиссий немедленно после их подписания членами комиссии с правом решающего голоса и выдачи их заверенных копий лицам, имеющим право на получение этих копий, либо заверения этих копий поступают в окружную комиссию в целях суммирования данных, со держащихся в указанных протоколах, и установления результатов вы боров на территории избирательного округа с последующей переда чей этих данных в комиссию муниципального образования, устанав ливающую общие итоги выборов в целом на территории муниципаль ного образования. 2. Прием протоколов участковых комиссий, суммирование дан ных э™х протоколов и составление протокола о результатах выборов на территории избирательного округа осуществляются в одном по мещении, при этом все действия членов окружной комиссии по при ему протоколов участковых комиссий, суммированию данных э™х про токолов и составлению протокола о результатах выборов должны на ходиться в поле зрения членов окружной комиссии и наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 22 настоящего Закона. В ука занном помещении должна находиться увеличенная форма сводной таблицы по избирательному округу, в которую немедленно после при бытия председателя, секретаря или иного члена участковой комис сии с правом решающего голоса с первым экземпляром протокола об итогах голосования заносятся данные этого протокола с указани ем времени их внесения. Председатель, секретарь или иной член участковой комиссии с правом решающего голоса передает первый экземпляр протокола участковой комиссии с приложенными к нему документами члену ок ружной комиссии с правом решающего голоса, который проверяет правильность заполнения протокола, полноту приложенных докумен тов и выполнение контрольных соотношений. Если протокол участковой комиссии об итогах голосования со ставлен с нарушением требований закона, предъявляемых к состав лению протокола, указанная комиссия обязана составить повторный протокол в соответствии с требованиями пункта 8 настоящей статьи, а первоначально представленный протокол остается в окружной ко миссии. Если протокол участковой комиссии об итогах голосования со ставлен в соответствии с требованиями закона, предъявляемыми к составлению протокола, член окружной комиссии вносит данные это го протокола в сводную таблицу окружной комиссии. Председатель, секретарь или иной член участковой комиссии с правом решающего голоса, передавший члену окружной комиссии протокол об итогах голосования, расписывается в увеличенной форме сводной таблицы под данными протокола соответствующей комиссии об итогах голо сования. Суммирование данных, содержащихся в протоколах участковых комиссий об итогах голосования, осуществляют непосредственно чле ны окружной комиссии с правом решающего голоса. 3. По данным протоколов участковых комиссий окружная комис сия составляет сводную таблицу и протокол о результатах выборов, в который заносятся данные о количестве участковых комиссий на тер ритории избирательного округа, количестве поступивших протоколов участковых комиссий, на основании которых составляется указанный протокол, а также суммарные данные по строкам протокола участко вой комиссии об итогах голосования, установленным пунктом 2 ста тьи 56 настоящего Закона. Для подписания протокола окружная ко миссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются поступившие в комиссию жалобы (заяв ления), связанные с проведением голосования, подсчетом голосов и составлением протоколов участковых комиссий. После этого окруж ная комиссия подписывает протокол о результатах выборов и выдает копии протокола лицам, указанным в пункте 3 статьи 22 настоящего Закона. Протокол о результатах выборов составляется в двух экзем плярах й подписывается всеми присутствующими членами комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания протокола недей ствительным. 4. К протоколу о результатах выборов окружной комиссии приоб щается составляемая в двух экземплярах сводная таблица о резуль татах выборов на территории избирательного округа, включающая в себя полные данные всех поступивших в окружную комиссию прото колов об итогах голосования. Член комиссии с правом решающего голоса, который не согласен с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. 5. К первому экземпляру протокола приобщаются особые мнения членов окружной комиссии, а также поступившие в комиссию в пери од, который начинается в день голосования и оканчивается в день составления протокола о результатах выборов, жалобы (заявления) на нарушения федерального закона и настоящего Закона и принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения. 6. Второй экземпляр протокола о результатах выборов вместе со вторым экземпляром сводной таблицы о результатах выборов, спис ками членов окружной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 22 настоящего Закона, присутствовавших при установлении результатов выборов и составлении протокола, и с другой документацией хранится секрета рем окружной комиссии в охраняемом помещении. 7. Второй экземпляр протокола о результатах выборов вместе со вторым экземпляром сводной таблицы о результатах выборов пре доставляются для ознакомления и снятия копий членам окружной ко миссии, наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 3 статьи 22 настоящего Закона, а заверенная копия протокола вывешивается для всеобщего ознакомления. 8. Если после подписания протокола о результатах выборов и (или) сводной таблицы о результатах выборов и направления их пер вых экземпляров в комиссию муниципального образования, окруж ная комиссия либо комиссия муниципального образования в ходе предварительной проверки выявила в них неточность (описку, опе чатку, либо ошибку в сложении данных протоколов участковых ко миссий), то окружная комиссия вправе на своем заседании рассмот реть вопрос о внесении уточнений в протокол и (или) сводную табли цу. О принятом решении окружная комиссия в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблю дателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее ут вержденного протокола, а также представителей средств массовой информации. В этом случае окружная комиссия составляет протокол о результатах выборов, на котором делается отметка: «Повторный». Указанный протокол незамедлительно направляется в комиссию му ниципального образования. Нарушение указанного порядка состав ления повторного протокола является основанием для признания этого протокола недействительным. 9. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах о резуль татах выборов и (или) сводных таблицах о результатах выборов, воз никновении сомнений в правильности составления протоколов и (или) сводных таблиц, поступивших из участковых и окружных комиссий, комиссия муниципального образования вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей нижестоящей комиссией либо о самостоятельном проведении повторного подсче та голосов избирателей на соответствующем избирательном участ ке, в соответствующем избирательном округе. Повторный подсчет голосов избирателей проводится в присутствии члена (членов) ко миссии муниципального образования с правом решающего голоса комиссией, составившей и утвердившей протокол, который подле жит проверке, или комиссией муниципального образования, с обяза тельным извещением об этом членов соответствующей комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, кандидатов, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 22 настоящего Закона, которые вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов изби рателей. По итогам повторного подсчета голосов избирателей изби рательная комиссия, осуществившая такой подсчет, составляет про токол о результатах выборов, на котором делается отметка: «Повтор ный подсчет голосов». Его заверенные копии выдаются (заверяются изготовленные копии) наблюдателям, иным лицам, указанным в пун кте 3 статьи 22 настоящего Закона. Протокол незамедлительно на правляется в комиссию муниципального образования. 10. Выборы признаются окружной комиссией несостоявшимися в случае, если в них приняли участие менее 20 процентов от числа избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования, либо если число голосов избирателей, поданных за кан дидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к дру гому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голосов из бирателей, поданных против всех кандидатов. 11. Окружная комиссия признаёт результаты выборов недействи тельными: а) в случае если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с досто верностью определить результаты волеизъявления избирателей; б) в случае если они признаны недействительными на части изби рательных участков, списки избирателей на которых на момент окон чания голосования в совокупности включают не менее чем одну чет вертую часть от общего числа избирателей, внесенных в списки из бирателей на момент окончания голосования в соответствующем из бирательном округе; в) по решению суда. 12. Избранным признается кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей по отношению к другим кандидатам и больше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кан дидатов. При равном количестве голосов, полученных кандидатами, избранным считается кандидат, зарегистрированный ранее. 13. В соответствующие строки протокола окружной комиссии за носятся результаты суммирования данных протоколов об итогах го лосования, полученных из участковых комиссий, и одно из следую щих решений, принимаемых окружной комиссией: о признании избранным кандидата с указанием его фамилии, имени, отчества; о признании выборов недействительными; о признании выборов несостоявшимися. 14. Окружная комиссия отменяет своё решение о признании из бранным кандидата, набравшего необходимое для избрания число голосов избирателей, если он не позднее чем в течение семи дней со дня официального опубликования общих результатов выборов не пред ставил в окружную комиссию копию приказа (распоряжения) об ос вобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, либо копию документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей. Статья 59. Определение общих итогов выборов комиссией муниципального образования 1. На основании протоколов окружных комиссий о результатах выборов по избирательным округам комиссия муниципального обра зования в течение пяти дней со дня голосования на своём заседании подводит общие итоги выборов депутатов и принимает по указанно му вопросу соответствующее решение. 2. Решение комиссии муниципального образования вместе со списком лиц, избранных депутатами, направляются во вновь избран ный представительный орган местного самоуправления муниципаль ного образования. Статья 60. Повторные выборы 1. В случае выбытия всех кандидатов повторные выборы по изби рательному округу должны быть проведены в срок, не превышающий шести месяцев. При этом сроки выполнения избирательных действий (Окончание на 11-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz