Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ (Продолжение. Начало на 4—8-й стр.) мерах своего избирательного фонда, обо всех источниках его фор мирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств соответствующего фонда. К итоговому финансовому отчету прилага ются первичные финансовые документы, подтверждающие поступле ние и расходование средств избирательного фонда. Копии указанных отчетов передаются окружной комиссией средствам массовой ин формации не позднее чем через пять дней со дня их поступления. 10. Неизрасходованные денежные средства, находящиеся на спе циальном избирательном счете после дня голосования, кандидаты обязаны перечислить гражданам и юридическим лицам, осуществив шим пожертвования либо перечисления в их избирательные фонды, пропорционально вложенным средствам. По истечении 30 дней со дня голосования с остатками неизрасходованных денежных средств на специальном избирательном счете филиал Липёцкого отделения Сберегательного банка Российской Федерации обязан поступить сле дующим образом: в бесспорном порядке по письменному указанию комиссии муниципального образования перечислить на счет комис сии причитающиеся ей денежные средства, а оставшиеся денежные средства — в доход местного бюджета. 11. Порядок налогообложения средств избирательных фондов, добровольных пожертвований и перечислений в указанные фонды, а также расходования средств указанных фондов устанавливается фе деральными законами. 12. Окружная комиссия осуществляет контроль за порядком фор мирования и расходования средств избирательных фондов. Государ ственные органы и уполномоченные органы и организации, осуще ствляющие государственную регистрацию юридических лиц, по пред ставлению окружной комиссии обязаны в пятидневный срок осуще ствить проверку достоверности сведений, указанных юридическими лицами-жертвователями в избирательные фонды, и сообщить о ре зультатах проверки в окружную комиссию. Статья 49. Избирательный залог 1. Комиссия муниципального образования обращается не позднее чем в пятидневный срок со дня официального опубликования (публи кации) решения о назначении (проведении) выборов в филиал Ли пецкого отделения Сберегательного банка Российской Федерации с просьбой об открытии специального счета для внесения избиратель ного залога кандидатами. Филиал Липецкого отделения Сберегатель ного банка Российской Федерации в пятидневный срок со дня обра щения комиссии муниципального образования открывает специаль ный счет комиссии муниципального образования для внесения изби рательного залога. Плата за услуги банка по открытию указанного счета и проведению операций по счету не взимается. За пользование денежными средствами, находящимися на указанном счете, процен ты банком не уплачиваются. Филиал Липецкого отделения Сберега тельного банка Российской Федерации перечисляет денежные сред ства, внесенные в качестве избирательного залога, не позднее сле дующего операционного дня после получения соответствующего пла тежного документа. При этом общий срок осуществления безналич ного платежа не должен превышать два операционных дня. 2. Соответствующая окружная комиссия сообщает кандидату бан ковские реквизиты специального счета комиссии муниципального образования для внесения избирательного залога в банке при полу чении от него заявления о согласии баллотироваться, а если к этому времени такой счет еще не открыт — незамедлительно после его от крытия. 3. Избирательны^ залог для кандидата составляет 15 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фон да кандидата, установленного пунктом 5 статьи 47 настоящего Зако на. 4. Избирательный залог вносится кандидатом исключительно из средств своего избирательного фонда единовременно и в полном объеме на специальный счет комиссии муниципального образования для внесения избирательного залога не ранее чем за 60 дней и не позднее чем за 35 дней до дня голосования. Комиссия муниципаль ного образования сообщает окружной комиссии сведения о внесе нии кандидатами избирательного залога на специальный счет комис сии муниципального образования для внесения избирательного за лога по мере поступления избирательного залога, внесенного канди датами, выдвинутыми по избирательным округам. Кандидат вправе использовать для внесении избирательного залога средства, пере численные в избирательный фонд как с указанием их назначения для внесения избирательного залога, так и без такого указания. При вне сении избирательного залога кандидат указывает назначение плате жа, свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, номер избиратель ного округа. Если кандидат использовал для внесения избирательно го залога средства, перечисленные в избирательный фонд с указани ем их назначения для внесения избирательного залога, то такой кан дидат при перечислении средств избирательного залога на специ альный счет комиссии муниципального образования обязан сообщить в письменной форме окружной комиссии об источнике (источниках) поступления этих средств на специальный избирательный счет кан дидата: для гражданина — фамилию, имя, отчество, адрес места жи тельства, дату рождения, а для юридического лица — идентификаци онный номер налогоплательщика, название, дату регистрации, бан ковские реквизиты. 5. Граждане и (или) юридические лица, направляющие средства в избирательный фонд кандидата, вправе указать, что данные средства или обозначенная часть этих средств предназначены для внесения избирательного залога. В этом случае кандидат не вправе использо вать соответствующие денежные средства на иные цели, чем внесе ние избирательного залога. При неиспользовании этих средств или их части на внесение избирательного залога кандидат обязан воз вратить их (за вычетом расходов на пересылку) не позднее чём через десять дней со дня истечения срока подачи документов для регистра ции кандидатов гражданам и юридическим лицам, внесшим (пере числившим) эти средства. 6. В случае внесения кандидатом избирательного залога на спе циальный счет комиссии муниципального образования в большем размере, чем это установлено пунктом 3 настоящей статьи, излишек средств возвращается комиссией в соответствующий избирательный фонд в десятидневный срок со дня поступления избирательного за лога на специальный счет. В случае внесения на специальный счет комиссии муниципального образования кандидатом в качестве изби рательного залога средств в меньшем размере, чем это установлено пунктом 3 настоящей статьи, либо внесения избирательного залога на специальный счет комиссии муниципального образования после истечения срока подачи документов для регистрации кандидатов, либо внесения избирательного залога из средств избирательного фонда, сформированных с нарушением настоящего Закона, перечисленные средства возвращаются комиссией муниципального образования в соответствующий избирательный фонд не позднее чем через 20 дней со дня их зачисления на специальный счет. 7. В случае, если регистрация кандидата была осуществлена на основании представленных подписей избирателей, избирательный залог, поступивший от этого кандидата на специальный счет комис сии муниципального образования, возвращается в соответствующий избирательный фонд не позднее чем через десять дней со дня реги страции кандидата. 8. Если кандидат набрал по результатам голосования не менее 5 процентов голосов избирателей от числа избирателей, принявших участие в голосовании, либо был избран, избирательный залог, вне сенный кандидатом, возвращается не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования результатов выборов комисси ей муниципального образования в избирательный фонд кандидата. 9. Избирательный залог перечисляется в доход местного бюдже та не позднее чем через 60 дней со дня голосования в случае, если зарегистрированный кандидат не избран и набрал по результатам голосования менее 5 процентов голосов избирателей, принявших уча стие в голосовании, в случае отказа в регистрации кандидата, снятия кандидатом своей кандидатуры, отзыва избирательным объединени ем, избирательным блоком зарегистрированного кандидата без вы нуждающих к тому обстоятельств, если указанный отзыв приводит к I наступлению указанных в пункте 23 статьи 29 настоящего Закона об стоятельств или назначению повторных выборов, и в случае отмены регистрации кандидата по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 67 настоящего Закона. В иных случаях, в том числе и в случае признания результатов выборов недействительными, избирательный залог возвращается в соответствующий избирательный фонд канди дата. 10. Кандидат, на специальный избирательный счет которого ко миссия муниципального образования возвращает избирательный за лог, в течение десяти рабочих дней со дня его поступления из изби рательной комиссии возвращает (за вычетом расходов на пересыл ку) гражданам и юридическим лицам средства, которые были внесе ны ими в избирательный фонд с указанием, что они предназначены для внесения избирательного залога. Оставшаяся часть возвращен ного комиссией муниципального образования избирательного зало га, если таковая имеется, включается в остатки неизрасходованных средств избирательного фонда кандидата. 11. Перечисление денежных средств, внесенных в качестве изби рательного залога, в доход местного бюджета либо их возврат в из бирательные фонды осуществляется банком по решению комиссии муниципального образования. Комиссия муниципального образова ния не вправе распоряжаться денежными средствами, внесенными в качестве избирательного залога, иначе чем в порядке, установлен ном настоящей статьей. Статья 50. Контрольно-ревизионная служба 1. Для осуществления контроля за целевым расходованием де нежных средств, выделенных комиссиям на подготовку и проведение выборов, а также для контроля за источниками поступления, пра вильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов, для проверки финансовых отчетов кандидатов, для органи зации проверок достоверности представленных кандидатами в соот ветствии с пунктом 3 статьи 25 настоящего Закона сведений об иму ществе, о доходах и об их источниках, контроля за возвратом бюд жетных средств, выделенных комиссией муниципального образова ния в избирательные фонды зарегистрированных кандидатов, при комиссии муниципального образования по решению представитель ного органа местного самоуправления создается контрольно-реви зионная служба с привлечением руководителей и специалистов из государственных и иных органов и учреждений. 2. Указанные органы и учреждения по запросу комиссии муници пального образования не позднее чем через один месяц со дня офи циального опубликования (публикации) решения о назначении (про ведении) выборов обязаны направить специалистов в ее распоряже ние на срок не менее двух месяцев. На срок работы в контрольно-ревизионных службах специалисты, указанные в пункте 1 настоящей статьи, освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы, установленные должно стные оклады и иные выплаты по основному месту работы, им также может выплачиваться вознаграждение за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов. ГЛАВА V I I I . ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖ ДАН П РИ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОЛОСОВАНИЯ , ПОДСЧЕТЕ ГОЛОСОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ , УСТАНОВЛЕНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ И И Х О П У Б Л И КО В А Н И И Статья 51. Помещение для голосования 1. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой комиссии главой муниципального образо вания (если уставом муниципального образования должность главы муниципального образования не предусмотрена — лицом, уполномо ченным на то представительным органом местного самоуправления). 2. В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабжен ные письменными принадлежностями, за исключением карандашей. 3. В помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковая комиссия оборудует информаци онный стенд, на котором размещает следующую информацию обо всех кандидатах, внесенных в бюллетень: а) биографические данные кандидатов в объеме, установленном комиссией муниципального образования, но не меньшем, чем объем биографических данных, внесенных в бюллетень; б) если кандидат выдвинут избирательным объединением, изби рательным блоком — запись: «Выдвинут избирательным объединени ем (избирательным блоком)» с указанием наименования избиратель ного объединения, избирательного блока, выдвинувших кандидата; в) если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру — слова «Неза висимый кандидат»; г) сведения об основаниях регистрации кандидатов (подписи из бирателей, избирательный залог, иные основания); д) сведения о доходах и об имуществе кандидатов в объеме, ус тановленном комиссией муниципального образования; е) информацию о фактах представления кандидатами недосто верных сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 25 настоя щего Закона (если такая информация имеется). 4. В случае наличия у зарегистрированного кандидата неснятой и непогашенной судимости на информационном стенде размещаются сведения о судимостях кандидата. 5. В случае наличия у зарегистрированного кандидата граждан ства иностранного государства эти сведения размещаются на инфор мационном стенде с указанием наименования соответствующего ино странного государства. 6. Размещаемые на информационном стенде материалы не дол жны содержать признаки предвыборной агитации. 7. На информационном стенде размещаются образцы заполнен ных избирательных бюллетеней, которые не должны содержать фа милии кандидатов, зарегистрированных в данном избирательном ок руге. 8. В помещении для голосования должна находиться увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для зане сения в нее данных об итогах голосования по мере их установления. Увеличенная форма протокола об итогах голосования вывешивается до начала голосования и должна находиться в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей и на расстоянии, необходимом для восприятия содержащейся в ней информации. 9. В помещении для голосования размещаются стационарные ящики для голосования. В качестве стационарных ящиков могут ис пользоваться также технические средства подсчета голосов, в том числе программно-технические комплексы обработки бюллетеней. 10. Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голо сования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зре ния членов участковой комиссии, наблюдателей. Статья 52. Бюллетень 1. Для проведения выборов избиратель получает бюллетень. 2. Бюллетени изготовляются исключительно по распоряжению комиссии муниципального образования и являются документами стро гой отчетности. Нумерация бюллетеней не допускается. Число изго товленных бюллетеней не должно более чем на 3 процента превы шать число зарегистрированных избирателей. 3. Бюллетени изготовляются (кроме выборов по избирательным округам, численность избирателей в которых не превышает пять ты сяч человек): с использованием цветной бумаги или специальной краски или с нанесением типографским способом цветного фона; с нанесением на бланк бюллетеня типографским способом над писи микрошрифтом или защитной сетки. 4. Текст бюллетеня утверждается окружной комиссией не позднее чем за 25 дней до дня голосования. Текст бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне. Форма бюллетеня, число бюллетеней, а также порядок осуществ ления контроля за изготовлением бюллетеней утверждается комис сией муниципального образования не позднее чем за 25 дней до дня голосования. 5. При проведении голосования за кандидатов фамилии зарегис трированных кандидатов размещаются в бюллетене в алфавитном по рядке, при этом бюллетень содержит следующие сведения о каждом из зарегистрированных кандидатов: а) фамилия, имя, отчество; б) год рождения; в) место жительства (наименование субъекта Российской Феде рации, района, города, иного населенного пункта); г) основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы — род заня тий); д) если кандидат является депутатом, но работает на непостоян ной основе — сведения об этом одновременно с указанием наимено вания представительного органа; е) если кандидат выдвинут избирательным объединением, изби рательным блоком — запись: «Выдвинут избирательным объединени ем (избирательным блоком)» с указанием краткого наименования избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувших кандидата; ж) если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру— слова «Неза висимый кандидат»; з) сведения об основаниях регистрации (подписи избирателей, избирательный залог, иные основания). Если зарегистрированный кандидат в соответствии с пунктом 2 статьи 25 настоящего Закона указал принадлежность к общественно му объединению, в бюллетене указываются краткое наименование этого общественного объединения и статус кандидата в этом обще ственном объединении. 6. В случае наличия у зарегистрированного кандидата, внесенно го в бюллетень, неснятой или непогашенной судимости в бюллетене должны указываться сведения о его судимостях. В случае наличия у зарегистрированного кандидата, внесенного в бюллетень, граждан ства иностранного государства этот факт отражается в бюллетене с указанием наименования соответствующего иностранного государ ства. 7. Справа от указанных в пункте 5 настоящей статьи сведений о каждом зарегистрированном кандидате помещается пустой квадрат. В конце перечня зарегистрированных кандидатов помещается строка «Против всех кандидатов» с расположенным справа от нее пустым квадратом. 8. Бюллетени печатаются на русском языке. 9. Изготовленные полиграфической организацией бюллетени выб раковываются ее работниками под наблюдением членов комиссии муниципального образования с правом решающего голоса, размес тившей заказ на изготовление бюллетеней, после чего передаются по акту членам данной комиссии. После передачи упакованных в пач ки бюллетеней в количестве, соответствующем заказу, работники по лиграфической организации уничтожают по акту выбракованные, а также превышающие заказанное количество бюллетени (при их вы явлении). О месте и времени проведения выбраковки бюллетеней, передачи их комиссии муниципального образования, уничтожения бюл летеней должны быть оповещены комиссией муниципального обра зования члены указанной комиссии, кандидаты (их представители). Полиграфическая организация обязана предоставить возможность присутствия не менее чем одного представителя каждого из кандида тов при проведении указанных действий, при этом каждый из указан ных лиц вправе подписать акты, указанные в настоящем пункте. 10. Комиссия муниципального образования передает бюллетени по акту нижестоящим комиссиям до участковых комиссий включи тельно. 11. Ответственность за правильность передачи бюллетеней несут председатели комиссий, осуществляющих передачу и получение бюл летеней. 12. Передача бюллетеней окружным комиссиям осуществляется не позднее чем за 20 дней до дня голосования, а участковым комис сиям — не позднее чем за три дня до дня голосования. 13. Число бюллетеней, передаваемых по акту участковой комис сии, определяется решением окружной комиссии. При этом число бюллетеней, передаваемых участковой комиссии, не может более чем на 0,5 процента превышать и составлять менее чем 90 процентов от числа избирателей, включенных в список избирателей на избиратель ном участке на день передачи бюллетеней. Если число избирателей, внесенных в список избирателей, составляет менее 200, в участко вую комиссию направляются дополнительно два бюллетеня. 14. На лицевой стороне всех бюллетеней, полученных участковой комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов уча стковой комиссии, которые заверяются печатью участковой комис сии. 15. В случае выбытия зарегистрированного кандидата после из готовления бюллетеней участковые комиссии по указанию окружной комиссии вычеркивают в бюллетенях данные о выбывшем зарегист рированном кандидате. 16. В случае принятия в соответствии с законом менее чем за семь дней до дня голосования решения о регистрации кандидата после изготовления бюллетеней окружная комиссия вправе принять реше ние о внесении в отпечатанные бюллетени данных об указанном за регистрированном кандидате от руки или с использованием техни ческих средств. 17. В день голосования после окончания времени голосования неиспользованные бюллетени, находящиеся в комиссиях, подсчиты ваются и погашаются. В участковых комиссиях эта процедура осуще ствляется в соответствии с пунктом 3 статьи 57 настоящего Закона. В иных комиссиях при погашении неиспользованных бюллетеней со ставляется акт, в котором указывается число погашенных бюллете ней. При погашении бюллетеней вправе присутствовать лица, ука занные в пункте 3 статьи 22 настоящего Закона. Эти бюллетени хра нятся секретарем комиссии вместе с другой документацией комис сии. Статья 53. Порядок голосования I . Голосование на выборах проводится в календарный выходной день с 8 часов до 20 часов по местному времени. При совмещении дня голосования на выборах депутатов с днем голосования на выбо рах в федеральные органы государственной власти, Палату Предста вителей Парламента Союзного государства, на референдуме Россий ской Федерации применяются устанавливающие время начала и окон чания голосования нормы федерального закона. 2 . 0 времени и месте голосования окружные (а в случае их отсут ствия — комиссия муниципального образования) и участковые ко миссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного голосования — не позднее чем за пять дней до дня голосования. 3. В день голосования перед началом голосования председатель участковой комиссии предъявляет к осмотру членам участковой ко миссии, присутствующим избирателям, лицам, указанным в пункте 3 статьи 22 настоящего Закона, пустые ящики для голосования (соот ветствующие отсеки технического средства подсчета голосов — при его использовании), которые вслед за этим опечатываются печатью участковой комиссии. 4. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других из бирателей не допускается. 5. Бюллетени выдаются избирателям, включенным в список из бирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. 6. При получении бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или документа, заменя ющего паспорт гражданина. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в список из бирателей членом участковой комиссии с правом решающего голо са. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и рас писывается в соответствующей графе списка избирателей в получе нии бюллетеня. В случае проведения голосования одновременно по нескольким бюллетеням избиратель расписывается за каждый бюл летень. Член участковой комиссии, выдавший избирателю бюллетень (бюллетени), также расписывается в соответствующей графе списка избирателей. 7. Голосование проводится путем нанесения избирателем в из бирательном бюллетене любого знака в квадрате, относящемся к кан дидату, в пользу которого сделан выбор, либо к позиции «Против всех кандидатов». 8. Бюллетень заполняется избирателем в специально оборудо ванной кабине, ином специально оборудованном месте, где не до пускается присутствие других лиц, за исключением случая, указанно го в пункте 10 настоящей статьи. 9. Если избиратель считает, что при заполнении бюллетеня допу стил ошибку, он вправе обратиться к члену комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испор ченного. Член комиссии выдает избирателю новый бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей против фа милии данного избирателя. Испорченный бюллетень погашается, о чем составляется акт. 10. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно рас писаться в получении бюллетеня или заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являю щегося членом комиссии, зарегистрированным кандидатом, доверен ным лицом кандидата, наблюдателем. В таком случае избиратель устно извещает комиссию о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения бюллетеня. При этом в соответствующей (соответ ствующих) графе (графах) списка избирателей указываются фами лия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяю щего паспорт, лица, оказывающего помощь избирателю. I I . Заполненные бюллетени опускаются избирателями в опеча танные (опломбированные) ящики для голосования либо в техничес кие средства подсчета голосов при их использовании. 12. Член участковой комиссии немедленно отстраняется от учас тия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают закон о выборах. Мотивирован ное решение об этом принимается участковой комиссией в письмен ной форме. Правоохранительные органы обеспечивают исполнение указанного решения и принимают меры по привлечению отстранен ного члена участковой комиссии, а также удаленного наблюдателя и иных лиц к ответственности, предусмотренной федеральными зако нами. 13. Зарегистрированным кандидатам, доверенным лицам зареги стрированных кандидатов, а также организациям, учредителями, соб ственниками, владельцами и (или) членами органов управления или органов контроля которых являются указанные'лица и организации, иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, запрещается пред принимать действия, направленные на обеспечение доставки изби рателей для участия в голосовании. Статья 54. Порядок досрочного голосования 1. Избирателю, который в день голосования по уважительной при чине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельнос ти, выполнение государственных и общественных обязанностей, со стояние здоровья) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем запол нения бюллетеня в помещении окружной комиссии, а в случае её от сутствия — комиссии муниципального образования (за 15-4 дня до дня голосования) или участковой комиссии (не ранее чем за три дня до дня голосования). Избиратель, голосующий досрочно, подает в соответствующую комиссию заявление, в котором указывает причину досрочного голосования. Это заявление приобщается к списку дос рочно проголосовавших избирателей. Комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения во леизъявления избирателя, обеспечить сохранность бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования. 2. Если избиратель голосует в помещении окружной комиссии, комиссии муниципального образования, то на лицевой стороне вы даваемого ему бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов этой комиссии, которые заверяются ее печатью. Окруж ная комиссия, комиссия муниципального образования составляет список досрочно проголосовавших избирателей. Участковая комис сия продолжает составление поступившего из вышестоящей комис сии списка избирателей, проголосовавших досрочно, по соответству ющему участку. 3. Бюллетень, заполненный проголосовавшим досрочно избира телем, вкладывается избирателем в конверт, который заклеивается. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответ ственно окружной комиссии, комиссии муниципального образования или участковой комиссии с правом решающего голоса, а также чле нов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей (по их желанию). Указанные подписи заверяются печатью соответствующей комиссии, а также подписью избирателя, проголосовавшего досроч но. 4. Запечатанный конверт с бюллетенями хранится у секретаря соответствующей комиссии: в помещении окружной комиссии, ко миссии муниципального образования — до момента передачи всех бюллетеней в участковую комиссию, в помещении участковой комис сии — до дня голосования. 5. В день голосования председатель участковой комиссии после подготовки и включения в режим голосования технических средств подсчета голосов при их использовании и официального открытия помещения для голосования в присутствии членов участковой комис сии, наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 22 насто ящего Закона, перед началом голосования сообщает об общем коли честве избирателей, проголосовавших досрочно, в том числе в поме щении окружной комиссии, комиссии муниципального образования, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с бюллетенями и список избирателей, проголосовавших досрочно. После этого председатель участковой комиссии вскрывает поочередно каждый конверт. 6. Если число досрочно проголосовавших избирателей составля ет более одного процента от числа избирателей, внесенных в список избирателей на избирательном участке (но не менее десяти избира телей), на оборотной стороне бюллетеней, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей, непосредственно после из влечения бюллетеней из конвертов проставляется печать участковой комиссии. 7. После совершения действий, указанных в пунктах 5 и 6 насто ящей статьи, председатель участковой комиссии, соблюдая тайну волеизъявления избирателя, опускает бюллетени в стационарный ящик для голосования либо в техническое средство подсчета голосов в случае его использования. Если на конверте отсутствуют реквизиты, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, либо из конверта из влечено более одного бюллетеня установленной формы, все извле ченные из данного конверта бюллетени признаются недействитель ными, о чем составляется акт. На лицевую сторону каждого из этих бюллетеней, на квадратах, расположенных справа отданных балло тирующихся кандидатов, позиций «Против всех кандидатов», вносит ся запись о причине признания бюллетеня недействительным, кото рая подтверждается подписями двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комис сии. 8. В списке избирателей напротив фамилий избирателей, прого лосовавших досрочно, делается отметка: «Проголосовал досрочно». Статья 55. Порядок голосования избирателей вне поме щения для голосования 1. Участковая комиссия обязана обеспечить возможность учас тия в голосовании избирателям, которые внесены в список избирате лей на данном избирательном участке и не могут самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) при быть в помещение для голосования. 2. Голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя о предоставлении ему возможности проголо совать вне помещения для голосования. Участковая комиссия регис трирует все поданные заявления (устные обращения) в специальном реестре, который по окончании голосования хранится вместе со спис ком избирателей. 3. При регистрации устного обращения в реестре, предусмотрен ном в пункте 2 настоящей статьи, указываются время поступления данного обращения, фамилия, имя, отчество избирателя, заявивше го о своем желании проголосовать вне помещения для голосования, его место жительства, а также подпись члена комиссии, принявшего обращение. Если обращение передано при содействии другого лица, в реестре также указываются фамилия, имя, отчество и место жи тельства этого лица. По прибытии членов комиссии к избирателю данное обращение подтверждается письменным заявлением. 4. В заявлении (устном обращении) о предоставлении возможно сти проголосовать вне помещения для голосования должна быть ука зана причина, по которой избиратель не может прибыть в помеще ние для голосования, в указанное заявление также должны быть вне сены те же данные об избирателе, которые содержатся в списке из бирателей. 5. Заявления (устные обращения), указанные в пункте 4 настоя щей статьи, могут быть поданы в участковую комиссию не позднее чем за четыре часа до окончания времени голосования. 6. Председатель участковой комиссии обязай объявить о том, что члены участковой комиссии будут проводить голосование вне поме щения для голосования, не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования. 7. Участковая комиссия вправе признать неуважительной причи ну, по которой избиратель не может самостоятельно прибыть в по мещение для голосования, и на этом основании отказать избирателю в проведении голосования вне помещения для голосования. 8. Участковая комиссия должна располагать необходимым коли чеством (но не более трех) переносных ящиков для голосования, ко торое определяется ее решением. 9. Члены участковой комиссии, выезжающие по заявлениям (уст ным обращениям), получают бюллетени и расписываются в их полу чении. Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, кото рые должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломби рованный) в участковой комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество бюллетеней установленной формы, предус мотренный в пункте 2 настоящей статьи реестр либо заверенную вы писку из него, содержащую необходимые данные об избирателе и о поступившем заявлении (устном обращении) о предоставлении воз можности проголосовать вне помещения для голосования, поступив шие заявления избирателей о предоставлении возможности прого лосовать вне помещения для голосования, а также необходимые пись менные принадлежности для заполнения избирателем бюллетеня. Если при проведении голосования вне помещения для голосования при сутствует не менее двух лиц из лиц, указанных в пункте 14 настоящей статьи, голосование вне помещения для голосования может прово дить один член участковой комиссии с правом решающего голоса. 10. Голосование вне помещения для голосования проводится с соблюдением требований, предусмотренных в статье 53 настоящего Закона. 11. На заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования избиратель проставляет серию и но мер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражда нина, и своей подписью удостоверяет получение бюллетеня. С согла сия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, мо гут быть внесены в указанное заявление членом участковой комиссии с правом решающего голоса. Члены участковой комиссии с правом решающего голоса своими подписями на заявлении удостоверяют факт выдачи бюллетеня. В заявлении также делаются отметки о полу чении нового бюллетеня взамен испорченного, а в случае получения избирателем двух и более бюллетеней (с учетом вида выборов и сов мещения выборов, референдумов) — об общем количестве получен ных бюллетеней. 12. Члены участковой комиссии, выехавшие по заявлениям (уст ным обращениям) избирателей, вправе выдать бюллетени только тем избирателям, заявления (устные обращения) которых зарегистриро ваны в реестре в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. 13. Серия и номер паспорта или документа, заменяющего пас порт, избирателя, проголосовавшего вне помещения для голосова ния, вносятся в список избирателей членами участковой комиссии с правом решающего голоса, выезжавшими по заявлениям (устным об ращениям) избирателей. Одновременно в соответствующей графе списка избирателей делается особая отметка: «Голосовал вне поме щения для голосования», а также ставятся подписи указанных членов комиссии. 14. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать члены комиссии с правом совещательного го лоса, наблюдатели. При этом участковая комиссия должна обеспе чить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой комиссии с правом решающего голоса возможности при бытия к месту проведения голосования не менее чем двум членам комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, назна ченным разными кандидатами. 15. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав из бирателя, а также возможность искажения волеизъявления избира теля. 16. Если избиратель, от которого поступило заявление (устное обращение) о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования, прибыл в помещение для голосования (Продолжение на 10-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz