Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
ж штттт Т Ж И П Е Ц К А Я • - 'Ж г а з е т а О Ф И Ц И А Л Ь Н Ы Й О ТДЕЛ > 0 0 1 - 2 2 0 0 2 ) О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ВЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ (Продолжение. Начало на 4—5-й стр.) ню выборов, или на более высоком уровне. Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры. 5. Доступ в помещение участковой комиссии, сформированной на избирательном участке, образованном в больнице, санатории, доме отдыха, следственном изоляторе и изоляторе временного содержа ния, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке должен быть обеспечен всем членам участковой комиссии, лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, наблюдателям. 6. Наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели впра ве присутствовать в окружной комиссии или комиссии муниципаль ного образования при проведении ими досрочного голосования, ус тановлении итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов изби рателей. 7. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направ лении в письменной форме, выданном зарегистрированным канди датом или его доверенным лицом, избирательным объединением, из бирательным блоком, общественным объединением, интересы кото рых представляет данный наблюдатель. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование комиссии, куда наблю датель направляется. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя зарегистриро ванным кандидатом, его доверенным лицом и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении доку мента, удостоверяющего личность. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется. 8. Документ, указанный в пункте 7 настоящей статьи, может быть предъявлен в участковую комиссию в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи, в окружную комиссию или комиссию муниципаль ного образования — в период досрочного голосования либо в период с начала голосования на избирательных участках до окончания со ставления итогового протокола на соответствующей территории. При этом не допускается одновременное осуществление полномочий на блюдателя в помещении комиссии, помещении для голосования дву мя и более наблюдателями, представляющими интересы одного за регистрированного кандидата, избирательного объединения, изби рательного блока, общественного объединения. 9. Наблюдатели вправе: а) знакомиться со списками избирателей; б) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, а также в дни досрочно го голосования в любое время в период, указанный в пункте 3 насто ящей статьи; в) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования; г) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюл летеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избира тельном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей; зна комиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением комис сией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи; д) обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и заме чаниями по вопросам организации голосования; е) знакомиться с протоколами окружной комиссии, комиссии му ниципального образования, нижестоящих комиссий об итогах голо сования, о результатах выборов и приложенными к ним документа ми, получать от соответствующей комиссии заверенные копии ука занных протоколов и документов либо изготавливать копии указан ных протоколов и документов. По требованию наблюдателя комиссия обязана выдать указанные копии или заверить копии, изготовленные наблюдателем; ж) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указа нием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избира тельного объединения, избирательного блока, общественной органи зации, направивших наблюдателя в комиссию; з) обжаловать действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию области, Центральную избира тельную комиссию Российской Федерации или в суд; и) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях. 10. Наблюдатель не вправе: а) выдавать избирателям бюллетени; б) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней; в) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, бюлле тени; г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования; д) принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голода подсчете бюллетеней; е) совершать действия, препятствующие работе комиссии; ж) проводить агитацию среди избирателей; з) участвовать в принятии решений соответствующей комиссией. 11. Представители средств массовой информации вправе знако миться с протоколом участковой комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных комиссий об итогах голосования или о результатах выборов, изготавливать либо получать от соответствую щей комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним до кументов. По требованию представителя средств массовой инфор мации комиссия обязана заверить копию протокола об итогах голо сования или о результатах выборов. 12. Заверение копий протоколов и иных документов комиссий производится председателем или заместителем председателя, или секретарем соответствующей комиссии. При этом в заверяемом до кументе указанные лица делают запись: «Верно», расписываются, ста вят дату, указывают время заверения и проставляют печать соответ ствующей комиссии. Статья 23. Расформирование комиссии 1. Комиссия муниципального образования, окружная или участ ковая комиссии могут быть расформированы судом в случаях и по рядке, установленных федеральным законом. 2. Расформирование комиссии не влечет за собой прекращение полномочий членов соответствующей комиссии с правом совещатель ного голоса. ГЛАВА IV . ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖ ДАН ПРИ ВЫ ДВИЖ ЕНИИ И РЕГИСТРАЦИИ КАНДИДА ТОВ Статья 24. Право выдвижения кандидатов 1. Кандидатами могут быть выдвинуты граждане, обладающие пассивным избирательным правом. Выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем само выдвижения, выдвижения избирательным объединением, избиратель ным блоком. 2. При проведении повторных и дополнительных выборов для за мещения вакантного депутатского мандата в действующем предста вительном органе местного самоуправления не может быть выдвину то кандидатом лицо, являющееся депутатом этого органа. 3. Кандидат не может быть выдвинут на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам. 4. Кандидат не может дать согласие на выдвижение на одних и тех же выборах более чем одному инициатору выдвижения. Статья 25. Условия выдвижения кандидатов 1. О выдвижении кандидата в окружную комиссию представляет ся письменное уведомление. В уведомлении о выдвижении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства кандидата. 2. Кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязан ности кандидата после поступления в окружную комиссию уведомле ния, указанного в пункте 1 настоящей статьи, и заявления в письмен ной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соот ветствующему избирательному округу. В этом заявлении указывают ся сведения биографического характера (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы — род занятий), адрес места жительства, вид, серия и номер документа, удостоверяющего личность, наименование или код органа, выдавшего данный документ, и дата его выдачи, сведения о судимостях кандидата, гражданство, в том числе гражданство иност ранного государства с указанием даты и оснований его приобрете ния) и дается обязательство в случае избрания прекратить деятель ность, несовместимую со статусом депутата. Кандидат вправе зая вить о своей принадлежности не более чем к одному общественному объединению, зарегистрированному в установленном законом поряд ке, и о своем статусе в этом общественном объединении при усло вии представления вместе с уведомлением, указанным в пункте 1 настоящей статьи, документа, подтверждающего указанные сведения и заверенного постоянно действующим руководящим органом обще ственного объединения. 3. Вместе с уведомлением, указанным в пункте 1 настоящей ста тьи, в окружную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата и об имуществе, при надлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совме стной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Сведения о размере и об источниках доходов представляются в виде копии налоговой декларации гражданина, являющегося кандидатом, за год, предшествующий году назначения выборов (с отметкой налоговых органов). Если в соответствии с законодательством Российской Фе дерации гражданин, являющийся кандидатом, не обязан представ лять налоговую декларацию, представляется справка (представляют ся справки) о величине его доходов (включая пенсии, пособия, иные выплаты) за год, предшествующий году назначения выборов, от юри дических и (или) физических лиц, являющихся налоговыми агентами в соответствии с федеральным законом, организаций, осуществляю щих соответствующие выплаты. Сведения об имуществе, принадле жащем кандидату на праве собственности, а также иные сведения, указанные в настоящем пункте, представляются по форме в соответ ствии с приложением № 1 к настоящему Закону. Если кандидат в течение года, предшествующего году назначения выборов, не полу чал доходов и (или) не имеет имущества, принадлежащего ему на праве собственности, сведения о которых должны представляться в соответствии с настоящим пунктом, сведения об этом указываются в заявлении кандидата о согласии баллотироваться по соответствую щему избирательному округу. 4. Документы, указанные в пунктах 1-3 настоящей статьи, канди дат обязан представить лично. Документы, указанные в пунктах 1-3 настоящей статьи, могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме должна быть удостоверена нотариально либо администрацией ста ционарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кан дидат находится на излечении, администрацией учреждения, в кото ром содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые). 5. Окружная комиссия обязана обратиться в соответствующие органы с представлением о проверке достоверности сведений, пред ставляемых в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи. Соот ветствующие органы обязаны по представлению комиссии проверить достоверность указанных сведений и в десятидневный срок сообщить о результатах проверки окружной комиссии. 6. Окружная комиссия доводит до сведения избирателей сведе ния о кандидатах, представленные при их выдвижении, в объеме, ус тановленном комиссией муниципального образования. 7. Окружная комиссия направляет в средства массовой инфор мации сведения о выявленных фактах недостоверности представлен ных кандидатами сведений. 8. Период, включающий в себя выдвижение кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, должен составлять не менее 20 дней. Статья 26. Выдвижение кандидатов в порядке самовыдви жения Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом окружной комиссии с последующим сбором подписей в под держку самовыдвижения кандидатов или внесением избирательного залога. Статья 27. Выдвижение кандидатов избирательными объе динениями, избирательными блоками 1. Кандидатов вправе выдвигать избирательные объединения, избирательные блоки. В избирательном округе избирательное объе динение, избирательный блок вправе выдвинуть одного кандидата. 2. Выдвижение кандидатов политическими партиями осуществля ется в соответствии с Федеральным законом «О политических парти ях». Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их областных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий. 3. Избирательные блоки образуются избирательными объедине ниями после официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов. В избирательные блоки в поряд ке, установленном законом, могут входить помимо избирательных объединений общероссийские общественные объединения, которые созданы в форме общественной организации или общественного дви жения и уставом которых предусматривается участие в выборах. Ука занные общероссийские общественные объединения, созданные в форме общественной организации или общественного движения, либо внесенные в их уставы изменения и дополнения, предусматриваю щие участие в выборах, должны быть зарегистрированы в соответ ствии с федеральным законом не позднее чем за один год до дня голосования, а в случае назначения выборов в связи с досрочным прекращением полномочий представительного органа местного са моуправления — не позднее чем за шесть месяцев до дня голосова ния. Указанные сроки не распространяются на иные изменения и до полнения, вносимые в устав общероссийского общественного объе динения. Входящие в избирательный блок избирательные объедине ния не могут на одних и тех же выборах входить в иные избиратель ные блоки или выступать в качестве самостоятельных избирательных объединений. Решение о вхождении в избирательный блок принима ется на съездах (конференциях, собраниях) избирательных объеди нений, после чего уполномоченными представителями этих избира тельных объединений подписывается совместное решение о созда нии избирательного блока. Решение о выдвижении кандидата изби рательным блоком принимается на съезде (конференции) предста вителей избирательных объединений, входящих в этот блок, и подпи сывается уполномоченными представителями этих избирательных объединений. Избирательные блоки подлежат регистрации в комис сии муниципального образования непосредственно после их образо вания. 4. Не могут входить в избирательные блоки следующие обще ственные объединения, созданные в форме общественной организа ции или общественного движения: а) объединение, зарегистрированное в соответствии с законода тельством Российской Федерации в качестве профессионального со юза, религиозной, благотворительной организации, национально-куль турной автономии; б) объединение, уставом которого предусматривается членство в нем или принадлежность к нему граждан только по профессиональ ному, национальному, этническому, расовому и (или) конфессиональ ному признаку (признакам); в) объединение, неполитический характер которого специально оговорен в федеральном законе; г) международное общественное объединение. 5. Избирательный блок обладает правами избирательного объе динения. 6. Избирательный блок при его создании обязан уполномочить орган избирательного блока или одно из входящих в него избира тельных объединений выступать от имени избирательного блока в течение периода избирательной кампании. 7. В соответствии с законодательством Российской Федерации по запросу комиссии муниципального образования регистрирующие органы обязаны не позднее чем через десять дней со дня получения запроса представить в комиссию муниципального образования спи сок избирательных объединений, а также список общероссийских об щественных объединений, отвечающих требованиям пунктов 3 и 4 настоящей статьи, по состоянию на день получения запроса. 8. Наименованием избирательного объединения является наиме нование, указанное в уставе соответствующей политической партии или иного общественного объединения. 9. Наименование избирательного блока, в том числе краткое наи менование, состоящее не более чем из семи слов, определяется на съезде (конференции) представителей общественных объединений, вошедших в данный избирательный блок. В наименовании избира тельного блока не может быть использовано наименование обще ственного объединения, зарегистрированного на этом или более вы соком уровне и не вошедшего в данный избирательный блок, а также наименование иного ранее зарегистрированного на соответствующих выборах избирательного блока. Использование имени и фамилии кон кретного лица, наименования государственной или муниципальной должности в наименовании избирательного блока не допускается. 10. Избирательное объединение, избирательный блок вправе пред ставить в комиссию муниципального образования свою эмблему. При этом избирательное объединение вправе представить только свою эмблему, описание которой содержится в его уставе. Избирательный блок вправе представить эмблему любого из входящих в него изби рательных объединений либо иную эмблему, за исключением эмб лем, описание которых содержится в уставах других общественных объединений, выдвинувших кандидатов на данных либо предыдущих выборах этого же либо более высокого уровня, и эмблем избира тельных блоков, выдвинувших кандидатов на данных выборах. Сим волика избирательного объединения, избирательного блока не долж на нарушать право на интеллектуальную собственность, оскорблять или порочить государственные символы (флаги, гербы, гимны) Рос сийской Федерации, иного государства, Липецкой области, иных субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, ре лигиозные символы и национальные чувства, нарушать общеприз нанные нормы морали. 11. Изменение наименований и эмблем избирательных объеди нений, избирательных блоков после представления таких наименова- ний и эмблем в комиссию муниципального образования не допуска ется. 12. Избирательное объединение, избирательный блок, выдвинув шие кандидата, назначают представителей, уполномоченных в соот ветствии с настоящим Законом представлять избирательное объеди нение, избирательный блок по всем вопросам, связанным с участием избирательного объединения, избирательного блока в выборах депу татов. Уполномоченные представители назначаются решением съез да (конференции) или конференции (собрания) избирательного объе динения или представителей избирательных объединений, вошедших в избирательный блок, либо решением органа, уполномоченного на то съездом (конференцией) или конференцией (собранием) избира тельного объединения или представителей избирательных объедине ний, вошедших в избирательный блок. В решении о назначении упол номоченных представителей указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или заменяющего его документа, адрес места жительства, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного мес та работы или службы — род занятий), полномочия, номер телефона каждого уполномоченного представителя. К указанному решению при лагается также письменное согласие каждого из перечисленных в нем лиц осуществлять указанную деятельность. 13. Срок полномочий уполномоченных представителей избира тельного объединения, избирательного блока начинается со дня их назначения и истекает в момент утраты статуса кандидата, зарегист рированного кандидата лицом, выдвинутым кандидатом данным из бирательным объединением, избирательным блоком, но не позднее дня официального опубликования результатов выборов. Избиратель ное объединение, избирательный блок по решению уполномоченного на то органа соответствующего избирательного объединения, изби рательного блока вправе в любое время прекратить полномочия упол номоченного представителя избирательного объединения, избиратель ного блока, письменно известив его об этом и направив соответству ющее решение в окружную комиссию. 14. В решении о выдвижении кандидата от избирательного объе динения, избирательного блока указываются данные на этого канди дата и данные на уполномоченных представителей избирательного объединения, избирательного блока. Одновременно с письменным уведомлением в окружную комиссию представляются протокол кон ференции (собрания) регионального или местного отделения изби рательного объединения, областного избирательного объединения либо протокол федерального съезда (конференции) указанного объе динения, либо протокол съезда (конференции) представителей изби рательных объединений, входящих в избирательный блок, копия сви детельства о регистрации общественного объединения, копия заре гистрированного устава общественного объединения, заверенные ру ководителем и печатью объединени, и другие документы, указанные в пунктах 2 и 3 статьи 25 настоящего Закона. Статья 28. Сбор подписей избирателей в поддержку кан дидатов 1. В поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подпи си избирателей по форме, установленной настоящим Законом (при ложения №№ 2, 3). Количество подписей, необходимых для регист рации кандидата, составляет 2 процента от числа избирателей, заре гистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 3 статьи 10 настоящего Закона. Максимальное количество подписей, представляемых для регистрации кандидата, не должно превышать установленное их число более чем на 25 процентов. 2. Подписи могут собираться со дня, следующего за днем полу чения окружной комиссией уведомления о выдвижении кандидата, и только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором кандидат дает согла сие на выдвижение. Подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, чле нов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат запре щается. , : 3. Право сбора подписей избирателей принадлежит дееспособ ному гражданину, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет. Кандидат может заключать с лицом, собирающим подписи избирателей, договор о сборе подписей. Оплата данной работы осу ществляется только через избирательный фонд кандидата. 4. При сборе подписей в поддержку кандидата в каждом подпис ном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, ме сто работы, занимаемая должность (род занятий) и место житель ства кандидата, гражданство. При сборе подписей в поддержку кан дидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, в подписном листе кроме указанных данных сообщается при надлежность кандидата к соответствующему избирательному объе динению, избирательному блоку. В случае наличия у кандидата не снятой или непогашенной судимости в подписном листе должны ука зываться номер (номера) и наименование (наименования) статьи (ста тей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании кото рой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Фе дерации. В случае наличия у кандидата гражданства иностранного госу дарства в подписном листе должно указываться наименование соот ветствующего иностранного государства. 5. Избиратель ставит подпись и дату ее внесения в подписном листе, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рожде ния (в возрасте 18 лет на день голосования — дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяю щего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указан ный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата. Указанные данные вносятся только от руки. Подпись и дату её внесе ния избиратель ставит собственноручно. Подписной лист заверяет своей подписью с указанием даты ее внесения лицо, собиравшее подписи избирателей, с собственноручным указанием своей фами лии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, се рии, номера и даты выдачи паспорта или заменяющего его докумен та, а также кандидат. Статья 29. Регистрация кандидатов 1. Регистрация кандидата при наличии составленного в соответ ствии с пунктом 2 статьи 25 настоящего Закона заявления кандидата о его согласии баллотироваться по данному избирательному округу и сведений, представленных в соответствии с пунктом 3 статьи 25 настоящего Закона, а также при наличии необходимого количества собранных в поддержку выдвижения кандидата подписей избирате лей или внесенного избирательного залога, осуществляется окруж ной комиссией. 2. Подписные листы и другие необходимые для регистрации кан дидатов документы представляются в окружную комиссию кандида том или уполномоченным представителем избирательного объеди нения, избирательного блока не позднее чем за 35 дней до дня голо сования. В последний день указанные документы принимаются до 18 часов местного времени. Подписные листы представляются в окружную комиссию в сбро шюрованном и пронумерованном виде. При приеме подписных лис тов окружная комиссия заверяет каждую папку с подписными листа ми своей печатью и выдает уполномоченному представителю или кан дидату письменное подтверждение о приеме подписных листов с ука занием даты и времени их приема, количества принятых подписных листов и заявленного количества подписей. 3. Окружная комиссия проверяет соответствие порядка выдвиже ния кандидатов требованиям настоящего Закона, а также достовер ность данных, содержащихся в подписных листах в поддержку каж дого кандидата. По решению окружной комиссии для проведения ука занной проверки могут создаваться рабочие группы из числа членов комиссии, привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться эксперты. Их заключения могут служить основанием для признания сведений в подписных листах недостоверными. 4. Не могут служить основанием для признания подписи избира теля недействительной имеющиеся в данных о нём сокращения, не препятствующие однозначному восприятию указанных данных. Уста новление достоверности подписи избирателя методом опроса зап рещается. 5. Проверке могут подлежать все представленные подписи или часть этих подписей, но не менее 20 процентов от установленного настоящим Законом необходимого для регистрации кандидата коли чества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). Количество подписей избирателей, подлежащих проверке, уста навливается решением окружной комиссии на первом заседании. При этом учитывается.общее количество подписей, необходимых для ре гистрации кандидата. При проведении проверки подписей в окружной комиссии вправе присутствовать все представившие установленное количество под писей кандидаты, уполномоченные представители кандидатов, упол номоченные представители избирательных объединений, избиратель ных блоков, выдвинувших кандидатов. Окружная комиссия обязана заблаговременно сообщить кандидатам, представившим установлен ное для регистрации количество подписей, о времени проведения каждой проверки подписей. 6. Проверке и учету не подлежат подписи избирателей, находя щиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициато рами выдвижения кандидата, если это ими специально отмечено в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до пред ставления подписей в комиссию. 7. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, учитывается только одна подпись. 8. Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени одного лица другим лицом. Недействительными считаются: а) подписи лиц, не обладающих активным избирательным пра вом, а также подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае под пись признается недействительной при наличии официальной справ ки органа внутренних дел; б) подписи избирателей, внесенные в подписной лист до дня, сле дующего за днем получения окружной комиссией уведомления о вы движении кандидата; в) подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подпис ной лист; г) подписи избирателей, сведения о которых внесены в подпис ной лист нерукописным способом или карандашом; д) подписи избирателей с исправлением в дате её внесения в подписной лист, если это исправление специально не оговорено из бирателем, а также подписи избирателей, даты внесения которых про ставлены избирателями не собственноручно; е) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специ ально не оговорены избирателями или лицами, заверяющими под писные листы; ж) все подписи избирателей в подписном листе, в случае если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, соби равшего подписи, и (или) кандидата, либо если эта подпись недосто верна, либо если в сведениях о лице, собиравшем подписи, в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом имеются исправле ния, специально не оговоренные соответственно лицом, собиравшим подписи, кандидатом; з) подписи избирателей, собранные с участием органов государ ственной власти, органов местного самоуправления, органов управ ления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса либо с при нуждением избирателей в процессе сбора представленных подпи сей, либо с вознаграждением избирателей за внесение представлен ных подписей, либо на рабочих местах, либо в процессе и местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных вы плат; ^и) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подпис ной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, собиравшим подписи избирателей, внесенные в этот подписной лист — на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке их достоверности в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи; к) все подписи избирателей в подписном листе, изготовленном нарушением требований, установленных приложениями № 2 и 3 к настоящему Закону. 9. В случае обнаружения недействительных и недостоверных под писей в количестве 25 и более процентов от числа проверяемых под писей или недостаточного для регистрации соответствующего канди дата количества достоверных подписей окружная комиссия отказы вает в регистрации кандидата. 10. Для определения достоверности сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей, окружная комиссия впра ве использовать государственную автоматизированную информаци онную систему регистрации (учета) избирателей. 11. По окончании проверки подписных листов в поддержку каж дого кандидата составляется протокол об ее итогах, который подпи сывается руководителем рабочей группы (членом окружной комис сии С правом решающего голосами представляется окружной комис сии для принятия соответствующего решения. 12. О результатах соответствующей проверки, указанной в пункте 3 настоящей статьи, кандидат, уполномоченный представитель изби рательного объединения, избирательного блока должны быть изве щены не менее чем за двое суток до заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата. Если в результате соответствующей проверки установлено, что представленных подпи сей недостаточно для регистрации или превышена предельная вели чина доли недостоверных и недействительных подписей, кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, из бирательного блока в указанный срок должны быть представлены: копия протокола об итогах проверки подписных листов, копии ведо мостей проверки подписных листов с указанием оснований (причин) признания подписей избирателей недостоверными и недействитель ными, копии официальных документов, на основании которых соот ветствующие подписи были признаны недостоверными или недей ствительными. 13. По решению кандидата сбор подписей избирателей в поддер жку выдвижения кандидата не проводится, а регистрация кандидата осуществляется окружной комиссией на основании избирательного залога, внесенного этим кандидатом на специальный счет комиссии муниципального образования. Внесение избирательного залога кан дидатом должно сопровождаться представлением им в комиссию му ниципального образования и в окружную комиссию копии платежно го поручения о перечислении средств избирательного залога с от меткой филиала Липецкого отделения Сберегательного банка Рос сийской Федерации о принятии к исполнению. В окружную комиссию представляются также и другие документы, необходимые для регист рации кандидата в соответствии с настоящим Законом, перечислен ные в пункте 1 настоящей статьи. Размер избирательного залога и порядок его внесения устанав ливаются статьей 49 настоящего Закона. Факт сбора, представления кандидатом подписей избирателей в поддержку выдвижения данного кандидата не является основанием для отказа в регистрации на основании внесения избирательного за лога, равно как и внесение избирательного залога не является осно ванием для отказа в регистрации на основании собранных подписей избирателей. 14. Регистрация кандидатов, выдвинутых политическими партия ми, избирательными блоками, осуществляется без сбора подписей избирателей и внесения избирательного залога при условии, что по результатам ближайших предыдущих выборов депутатов Государ ственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации фе деральные списки кандидатов, выдвинутые этими политическими партиями, избирательными блоками, были допущены к распределе нию депутатских мандатов. Основанием для регистрации кандидата в этом случае является решение о его выдвижении, принятое полити ческой партией, избирательным блоком в установленном федераль ным законом порядке. 15. Окружная комиссия обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона в течение 5 дней со дня поступления подписных листов и иных необходимых для регистрации документов и принять решение о регистрации кандида та либо мотивированное решение об отказе в регистрации. В реше нии о регистрации кандидата указываются дата и время. 16. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объе динением, избирательным блоком, в решении окружной комиссии отмечается факт его выдвижения соответствующим избирательным объединением, избирательным блоком. 17. Зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием даты и времени. Данные о зарегистриро ванных кандидатах в течение 24 часов после регистрации передают ся средствам массовой информации. 18. В случае отказа зарегистрировать кандидата окружная комис сия обязана в течение суток с момента принятия решения об отказе в регистрации выдать кандидату либо уполномоченному представите лю избирательного объединения, избирательного блока, выдвинув ших кандидата, копию решения комиссии с изложением оснований отказа. Основаниями отказа в регистрации могут быть: а) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права; б) для кандидатов, выдвинутых политической партией, избира тельным блоком, — несоблюдение требований к выдвижению канди дата, предусмотренных Федеральным законом «О политических парти ях»; выдвинутых иными общественными объединениями — требова ний пункта 2 статьи 27 настоящего Закона; в) отсутствие среди документов, представленных для регистра ции, документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для регистрации кандидата; г) грубое или неоднократное нарушение запрета сбора подписей в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если представленные для регистрации кандидата подписи были со браны с нарушением этого запрета. Грубым нарушением указанного запрета считается сбор не менее 20 процентов от представленных для регистрации кандидата подписей в местах, где сбор подписей (Продолжение на 7-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz