Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
2 7 и ю н я 2 0 0 3 г . , N8 1 2 3 -1 2 4 (2 2 0 0 1 -2 2 0 0 2 ) О Ф И Ц И А Л Ь Н Ы Й ОТДЕЛ Т Ж И П Е Ц К А Я » А г а з е т а ( 5 О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ВЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ (Продолжение. Начало на 4-й стр.) 3. В комиссию может быть назначено не более одного представи теля от каждой политической партии, от каждого избирательного объе динения, иного общественного объединения, от каждого избиратель ного блока. Политическая партия, избирательное объединение, иное общественное объединение, избирательный блок не вправе предла гать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав одной комиссии. 4. Государственные и муниципальные служащие не могут состав лять более одной трети от общего числа членов комиссии муници пального образования, окружной или участковой комиссии. 5. Орган, назначающий в состав комиссии гражданина, выдвину того в соответствии с требованиями, установленными настоящим За коном, обязан получить письменное согласие указанного гражданина на вхождение в состав этой комиссии. 6. Если представительный орган местного самоуправления не на значит состав или часть состава комиссии муниципального образо вания в срок, установленный законом, либо если на соответствую щей территории отсутствует представительный орган местного са моуправления, состав или часть состава комиссии муниципального образования назначается избирательной комиссией области, иной комиссии — вышестоящей комиссией с соблюдением требований, установленных законом. Статья 16. Полномочия избирательной комиссии области 1. Избирательная комиссия области формируется в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. Избирательная комиссия области: осуществляет на территории области контроль за соблюдением избирательных прав граждан; в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 15 настоящего За кона, формирует комиссии муниципальных образований; оказывает организационно-техническую, методическую и право-* вую помощь комиссиям муниципальных образований, окружным и участковым комиссиям; по поручению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации организует разработку нормативов технологического обо рудования, необходимого для работы комиссий, утверждает указан ные нормативы, а также организует размещение заказа на производ ство типового технологического оборудования; осуществляет на тер ритории области контроль за соблюдением нормативов технологи ческого оборудования, необходимого для работы комиссий; обеспечивает на территории области реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, развитием изби рательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуа тацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением из бирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и дру гих организаторов выборов, изданием необходимой печатной про дукции; осуществляет на территории области меры по организации еди ного порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами для проведения предвы борной агитации, установления итогов голосования, определения ре зультатов выборов, а также порядка опубликования итогов голосова ния и результатов выборов; заслушивает сообщения органов местного самоуправления по воп росам, связанным с подготовкой и проведением выборов; устанавливает порядок открытия и ведения счетов, учета, отчет ности и перечисления средств, выделенных на подготовку и проведе ние выборов; контролирует обеспечение комиссий помещениями, транспортом, связью; обобщает итоги выборов депутатов по области; по поручению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации устанавливает нормативы, в соответствии с которыми из готавливаются списки избирателей и другие избирательные докумен ты; рассматривает жалобы на решения и действия (бездействие) ко миссий муниципальных образований и их должностных лиц, наруша ющие избирательные права граждан, в соответствии с пунктом 7 ста тьи 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Феде рации»; участвует в организации государственной системы регистрации (учёта) избирателей и в осуществлении этой регистрации (учёта); осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральны ми законами, настоящим Законом и иными законами области. Статья 17. Порядок формирования и полномочия комис сии муниципального образования 1. Комиссия муниципального образования организует подготовку и проведение выборов депутатов. Формирование комиссии муниципального образования в количе стве 5-11 членов с правом решающего голоса осуществляется пред ставительным органом местного самоуправления на основе предло жений, указанных в пункте 1 статьи 15 настоящего Закона, а также предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, предложений комиссии муниципального образования предыдущего состава, избирательной комиссии области. Представительный орган местного самоуправления не позднее чем за месяц до истечения срока полномочий комиссии муниципального образования должен опубликовать в средствах массовой информа ции сообщение о предстоящем формировании комиссии муниципаль ного образования. Сообщение должно содержать информацию о сро ках и порядке представления предложений о кандидатурах в состав комиссии муниципального образования. Срок приема предложений по составу комиссий должен составлять не менее одного месяца. 2. Представительный орган местного самоуправления обязан на значить не менее одной второй от общего числа членов комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений: а) политических партий, избирательных блоков, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению де путатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собра ния Российской Федерации; б) политических партий, избирательных блоков, выдвинувших спис ки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Липецком областном Совете депутатов. 3. Представительный орган местного самоуправления обязан на значить не менее двух членов комиссии муниципального образова ния на основе поступивших предложений избирательной комиссии области. 4. Уставом муниципального образования в соответствии с зако ном области комиссии муниципального образования может быть при дан статус юридического лица. Срок полномочий комиссии муници пального образования составляет четыре года. Если срок полномо чий комиссии муниципального образования истекает в период изби рательной кампании, в которой участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампа нии. Данное положение не применяется при проведении повторных и дополнительных выборов депутатов. ^уполномочия комиссии муниципального образования по реше нию избирательной комиссии области, принятому на основании об ращения представительного органа местного самоуправления этого муниципального образования, могут возлагаться на территориаль ную комиссию, сформированную в соответствии с Федеральным за коном «Об основных гарантиях избирательных прав и права на учас тие в референдумах граждан Российской Федерации» избиратель ной комиссией области. Если на территории муниципального обра зования образуется несколько территориальных комиссий, полномо чия комиссии муниципального образования не могут быть возложе ны на одну из них. В этом случае комиссия муниципального образо вания должна быть образована отдельно. 6. Комиссия муниципального образования: осуществляет на территории муниципального образования конт роль за соблюдением избирательных прав граждан при проведении выборов; назначает выборы депутатов в случае, если представительный орган местного самоуправления не назначит выборы в установлен ные сроки либо не назначит выборы в соответствии с установленным порядком при досрочном прекращении полномочий представитель ного органа местного самоуправления; осуществляет формирование окружных комиссий; оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь окружным и участковым комиссиям по выборам депутатов; заслушивает сообщения органов местного самоуправления по воп росам, связанным с подготовкой и проведением выборов депутатов; осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению соблюдения единого порядка распределения эфир ного времени и печатной площади между зарегистрированными кан дидатами для проведения предвыборной агитации; осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению соблюдения единого порядка установления итогов голосования, определения результатов выборов; осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению соблюдения единого порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов; устанавливает единую нумерацию избирательных участков; составляет списки избирателей; регистрирует избирательные блоки; осуществляет на территории муниципального образования меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов, распределяет денежные средства между окружными и участковыми комиссиями, выделенные на организацию и проведение выборов, кон тролирует целевое использование этих средств; утверждает форму избирательного бюллетеня, форму списка из бирателей, актов приема-сдачи бюллетеней; устанавливает общее число избирательных бюллетеней, обеспе чивает их изготовление и снабжение ими окружных и участковых ко миссий; устанавливает общие итоги выборов депутатов в целом по муни ципальному образованию и публикует их в средствах массовой ин формации; организует повторные выборы; обеспечивает передачу в архив документов, связанных с подго товкой и проведением выборов; рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (без действие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жало бам (заявлениям) мотивированные решения; осуществляет другие полномочия в соответствии с федеральны ми законами, настоящим Законом и уставом муниципального обра зования. Статья 18. Порядок формирования и полномочия окруж ных комиссий 1. Окружные комиссии формируются не позднее чем за 70 дней до дня голосования в количестве 5 -9 членов с правом решающего голоса комиссией муниципального образования на основе предло жений, указанных в пункте 1 статьи 15 настоящего Закона, а также предложений представительного органа местного самоуправления, предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. 2. Комиссия муниципального образования после опубликования в средствах массовой информации утвержденной схемы избиратель ных округов обязана опубликовать в средствах массовой информа ции сообщение о предстоящем формировании соответствующих ок ружных комиссий. Сообщение должно содержать информацию о сро ках и порядке представления предложений о кандидатурах в состав окружных комиссий. Указанный срок не может составлять менее де сяти дней. 3. Комиссия муниципального образования обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов окружной комиссии на основе поступивших предложений: а) политических партий, избирательных блоков, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению де путатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собра ния Российской Федерации; б) политических партий, избирательных блоков, выдвинувших спис ки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Липецком областном Совете депутатов. 4. Срок полномочий окружных комиссий истекает в день офици ального опубликования решения о назначении следующих выборов депутатов. 5. По решению представительного органа местного самоуправ ления полномочия окружных комиссий могут быть возложены на ко миссию муниципального образования. 6. Окружная комиссия: осуществляет на территории избирательного округа контроль за соблюдением избирательных прав граждан; взаимодействует с органами государственной власти, органами местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в избирательном округе; формирует участковые комиссии; осуществляет регистрацию кандидатов; утверждает текст бюллетеня в избирательном округе; осуществляет на территории избирательного округа меры по обес печению единого порядка голосования, подсчета голосов избирате лей, установления итогов голосования, определения результатов вы боров, а также порядка опубликования итогов голосования и резуль татов выборов; ^ организует досрочное голосование в помещении окружной комис сии; осуществляет контрольна поступлением и расходованием средств избирательных фондов кандидатов; определяет результаты выборов по избирательному округу; публикует (обнародует) в соответствующих средствах массовой информации результаты выборов по избирательному округу; оказывает правовую, организационно-техническую помощь учас тковым комиссиям; рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (без действие) участковых комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения; осуществляет иные полномочия в соответствии с законом. Статья 19. Порядок формирования и полномочия участко вых комиссий 1. Участковые комиссии формируются не ранее чем за 30 и не позднее чем за 28 дней до дня голосования. Количество членов учас тковой комиссии устанавливается в зависимости от числа избирате лей, зарегистрированных на территории избирательного участка: до 1000 избирателей — 5-7 членов участковой комиссии с пра вом решающего голоса; от 1001 до 2000 избирателей — 7-11 членов участковой комиссии с правом решающего голоса; более 2000 избирателей — 10-15 членов участковой комиссии с правом решающего голоса. 2. Формирование участковой комиссии осуществляется окруж ной комиссией на основе предложений, указанных в пункте 1 статьи 15 настоящего Закона, а также предложений представительного органа местного самоуправления, собраний избирателей по месту житель ства, работы, службы, учебы. Окружная комиссия устанавливает срок приема предложений по составу участковой комиссии. Указанный срок не может составлять менее 10 дней. Решение окружной комиссии, устанавливающее ука1 занный срок, а также порядок представления предложений о канди датурах в состав участковой комиссии подлежат опубликованию. 3. Окружная комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов участковой комиссии на основе поступивших предложений: а) политических партий, избирательных блоков, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению де путатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собра ния Российской Федерации; б) политических партий, избирательных блоков, выдвинувших спис ки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Липецком областном Совете депутатов. 4. Полномочия участковой комиссии прекращаются через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов, если в адрес окружной комиссии не поступили жалобы, протесты на дей ствия (бездействие) данной комиссии, в результате которых был на рушен порядок голосования и подсчета голосов, и если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования или опротестования итогов голосования полномочия участковой ко миссии прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста вышестоящей комиссией или судом. 5. Участковая комиссия: информирует население об адресе и номере телефона участко вой комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования; уточняет список избирателей, полученный от комиссии муници пального образования в соответствии с установленным порядком вза имодействия комиссий с органами местного самоуправления, орга низациями и учреждениями, осуществляющими регистрацию (учет) избирателей; производит ознакомление граждан со списком избирателей, рас сматривает заявления об ошибках и неточностях в данном списке и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений; обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования; контролирует соблюдение на территории избирательного участка порядка проведения предвыборной агитации; обеспечивает информирование избирателей о зарегистрирован ных кандидатах на основе сведений, полученных из вышестоящей ко миссии; организует на избирательном участке голосование в день выбо ров, а также досрочное голосование; проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, составляет протокол об итогах согласования и передает его в вышестоящую комиссию; объявляет итоги голосования на избирательном участке и выдает заверенные копии протокола об итогах голосования либо заверяет указанные копии лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом го лосования; рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушение федерального закона, настоящего Закона, иных зако нов и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивирован ные решения; при обнаружении правонарушений составляет протоколы об ад министративных правонарушениях (готовит материалы для таких про токолов) и направляет данные протоколы в соответствии с законода тельством об административных правонарушениях в правоохранитель ные органы или суд; обеспечивает хранение и передачу в вышестоящие комиссии до кументов, связанных с подготовкой и проведением выборов; осуществляет иные полномочия в соответствии с законом. Статья 20. Организация деятельности комиссий ^Деятельность комиссий осуществляется коллегиально. 2. Комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сфор мирован не менее чем на две трети от установленного состава. 3. Комиссия, действующая на постоянной основе, собирается на свое первое заседание не позднее чем на пятнадцатый день после вынесения решения о назначении ее членов с правом решающего голоса. При этом в состав комиссии должно быть назначено не ме нее двух третей членов комиссии. Со дня первого заседания комис сии нового состава полномочия комиссии предыдущего состава пре кращаются. Срок полномочий комиссии исчисляется со дня ее пер вого заседания. 4. Председатель комиссии муниципального образования избира ется тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов комиссии с правом решающего голоса в следующем порядке: а) при наличии предложения избирательной комиссии области — по предложению избирательной комиссии области; б) в случае отсутствия предложения избирательной комиссии об ласти — по предложениям, внесенным членами комиссии муници пального образования с правом решающего голоса. 5. Если предложенная комиссией кандидатура на должность пред седателя комиссии муниципального образования будет отклонена, комиссия, по предложению которой в соответствии с пунктом 4 на стоящей статьи он избирается, обязана предложить новую кандида туру из числа членов комиссии с правом решающего голоса. 6. Председатели окружных и участковых комиссий назначаются на должность из числа их членов с правом решающего голоса и осво бождаются от должности непосредственно вышестоящими комисси ями. Решение о назначении председателя комиссии может быть при нято одновременно с принятием решения о назначении членов ко миссии с правом решающего голоса. 7. Заместитель председателя и секретарь комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов ко миссии с правом решающего голоса. Сроки проведения первого за седания комиссии определяются вышестоящей комиссией при рас смотрении вопросов формирования комиссии и назначении её пред седателя. 8. Заседания комиссии созываются ее председателем по мере необходимости. Заседание также обязательно проводится по требо ванию не менее одной трети от установленного числа членов комис сии с правом решающего голоса. 9. Член комиссии с правом решающего голоса обязан присут ствовать на всех заседаниях комиссии. 10. Заседание комиссии является правомочным, если на нем при сутствует большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. 11. Комиссия по требованию любого ее члена, а также любого присутствующего на заседании члена вышестоящей комиссии обяза на проводить голосование по любым вопросам, входящим в ее ком петенцию и рассматриваемым комиссией на заседании в соответ ствии с утвержденной повесткой дня. 12. Решения комиссии об избрании, о назначении на должность либо об освобождении от должности председателя, заместителя пред седателя, секретаря комиссии, а также о внесении предложений по кандидатурам на указанные должности, о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов, о регистрации кандидатов и об обращении в суд с заявлением об отмене их регистрации, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несо- стоявшимися или недействительными, о проведении повторных вы боров, об отмене решения комиссии в порядке, предусмотренном пунктом 8 статьи 14 настоящего Закона, принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов ко миссии с правом решающего голоса. Решения об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря ко миссии, замещающих указанные должности в результате избрания, принимаются тайным голосованием (за исключением случая осво бождения от должности по личному заявлению), при этом избрание новых председателя, заместителя председателя, секретаря комис сии осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 4, 5 и 7 настоящей статьи. 13. Решения комиссии по иным вопросам принимаются большин ством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса. 14. При приятии комиссией решения в случае равного числа го лосов членов комиссии с правом решающего голоса, поданных «за» и «против», голос председателя комиссии (председательствующего на заседании) является решающим. 15. Решения комиссии подписываются председателем и секрета рем комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания). 16. Члены комиссии с правом решающего голоса, несогласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме выска зать особое мнение, которое должно быть рассмотрено этой комис сией, отражено в ее протоколе, приложено к нему и доведено пред седателем комиссии до сведения вышестоящей комиссии не позднее чем в трехдневный срок со дня принятия решения, а в день голосова ния и в день, следующий за днем голосования, — незамедлительно. 17. Комиссии могут привлекать граждан к выполнению работ, свя занных с подготовкой и проведением выборов, по гражданско-пра вовым договорам. Статья 21. Статус членов комиссий 1. Членами комиссий с правом решающего голоса не могут быть: а) лица, не имеющие гражданства Российской Федерации; б) граждане, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, ограниченно дееспособными; в) граждане, не достигшие возраста 18 лет; г) депутаты законодательных (представительных) органов госу дарственной власти, органов местного самоуправления; д) выборные должностные лица; е) судьи, прокуроры; ж) на соответствующих выборах — кандидаты, их уполномочен ные представители и доверенные лица, уполномоченные представи тели и доверенные лица избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов; з) на соответствующих выборах — члены комиссий с правом со вещательного голоса; и) на соответствующих выборах — супруги и близкие родственни ки кандидатов, близкие родственники супругов кандидатов; к) лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кан дидатов; л) лица, выведенные из состава комиссий по решению суда; м) лица, имеющие неснятую, или непогашенную судимость, а так же лица, подвергнутые в судебном порядке административному на казанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах, — в течение одного года со дня вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении административного наказания. Положения подпунктов «ж», «и», «к» настоящего пункта не рас пространяются на членов участковых и окружных комиссий, если кан дидат выдвигается либо зарегистрирован по другому избирательно му округу. 2. Под непосредственным подчинением в настоящем Законе по нимаются служебные отношения между руководителем и подчинен ным, при которых руководитель обладает в отношении подчиненного властно-распорядительными полномочиями, то есть имеет право при ема на работу и увольнения подчиненного или в пределах должност ных полномочий вправе отдавать ему приказы, распоряжения и ука зания, обязательные для исполнения, поощрять и применять дисцип линарные взыскания. 3. Член комиссии с правом решающего голоса не может быть на одних и тех же выборах одновременно членом иной комиссии с пра вом решающего голоса. 4. Срок полномочий членов комиссии с правом решающего голо са истекает одновременно с прекращением полномочий комиссии, в состав которой они входят. 5. Член комиссии с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена комиссии до истечения срока своих полномочий по решению органа, его назначившего, в случае: а) подачи членом комиссии заявления в письменной форме о сло жении своих полномочий; б) появления оснований, предусмотренных пунктами Т и 3 насто ящей статьи, за исключением случая приостановления полномочий члена комиссии, предусмотренного пунктом 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных подпунктами «а», «б» и «м» пункта 1 насто ящей статьи. 6. Полномочия члена комиссии с правом решающего голоса, ра ботающего на постоянной (штатной) основе, в случае появления ос нований, предусмотренных подпунктом «и» пункта 1 настоящей ста тьи, приостанавливаются по решению соответствующей комиссии, если такое приостановление не приведет к тому, что комиссия оста нется в неправомочном составе. Если комиссия останется в неправо мочном составе, полномочия такого члена комиссии прекращаются по решению органа, его назначившего. 7. Полномочия члена комиссии с правом решающего голоса пре кращаются немедленно в случае: а) утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации; б) вступления в законную силу в отношении члена комиссии об винительного приговора суда либо решения (постановления) суда о назначении административного наказания за нарушение законода тельства о выборах и референдумах; в) признания члена комиссии решением суда, вступившим в за конную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвест но отсутствующим или умершим; г) смерти члена комиссии; д) признания члена комиссии решением суда, вступившим в за конную силу, на основании заявления соответствующей комиссии систематически не выполняющим свои обязанности. 8. Полномочия члена комиссии с правом решающего голоса пре кращаются также в случае расформирования комиссии в соответ ствии со статьей 23 настоящего Закона. 9. Если орган, назначивший члена комиссии, не примет решение о досрочном прекращении полномочий члена комиссии в течение одного месяца, а в период избирательной кампании — в течение де сяти дней со дня поступления в указанный орган заявления члена комиссии в письменной форме о сложении своих полномочий либо появления иных оснований, не позволяющих ему выполнять свои обя занности, решение о прекращении полномочий этого члена комиссии принимается комиссией, в состав которой он входит, в течение трех дней со дня истечения указанного срока. 10. Орган, назначивший члена комиссии, обязан назначить ново го члена комиссии вместо выбывшего по обстоятельствам, указан ным в пунктах 5 и 7 настоящей статьи, не позднее чем в месячный срок, а в период избирательной кампании — не позднее чем через десять дней со дня его выбытия в соответствии с требованиями, ус тановленными статьями 15-19 настоящего Закона. В случае невы полнения данного требования нового члена комиссии назначает вы шестоящая комиссия с соблюдением требований, установленных фе деральным законом. 11. Члену комиссии с правом решающего голоса может произво диться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в комиссии по подготовке и проведению выборов. За членом комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании пред ставления комиссии от основной работы на период подготовки и про ведения выборов, сохраняется основное место работы (должность), и ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) уста навливаются комиссией муниципального образования за счет и в пре делах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов. 12. Член комиссии с правом решающего голоса не может быть привлечен к уголовной ответственности, подвергнут административ ным наказаниям, налагаемым в судебном порядке, без согласия про курора области. 13. Член комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, член комиссии с правом совещательного голоса в период избирательной кампании не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу. 14. Со дня представления документов для регистрации кандидат, избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие кан дидата, вправе назначить в окружную комиссию и в нижестоящие ко миссии по одному члену комиссии с правом совещательного голоса. Избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие за регистрированного кандидата, вправе также назначить в комиссию муниципального образования по одному члену избирательной комис сии с правом совещательного голоса. Членами комиссий с правом совещательного голоса не могут быть назначены выборные должнос тные лица, лица, замещающие командные должности в воинских час тях, военных организациях и учреждениях, судьи, прокуроры. 15. Член комиссии с правом совещательного голоса обладает рав ными правами с членом комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов за исключением права: а) выдавать и подписывать бюллетени; б) участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюллетеней; в) составлять протокол об итогах голосования, о результатах вы боров; г) участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей комиссии, и подписы вать решения комиссии. Положения настоящего пункта не могут служить основанием для отказа члену комиссии с правом совещательного голоса присутство вать при совершении указанных в настоящем пункте действий. 16. Член комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса: а) заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей комиссии; б) вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложе ния по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей ко миссии, и требовать проведения поданным вопросам голосования; в) вправе задавать другим участникам заседания комиссии воп росы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по сущёству; г) вправе знакомиться с документами и материалами (в том чис ле со списками избирателей, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, включая документы и материалы, находящиеся на маши ночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюл летеней, списков избирателей, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесен ную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), тре бовать заверения указанных копий; д) вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей числа лиц, принявших участие в голосовании, в пра вильности сортировки бюллетеней по кандидатам; е) вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в соот ветствующую вышестоящую комиссию или в суд. 17. Срок полномочий членов комиссии, действующей на постоян ной основе, с правом совещательного голоса, назначенных кандида тами, которые были избраны, продолжается до окончания регистра ции кандидатов на следующих выборах депутатов данного предста вительного органа местного самоуправления. Полномочия остальных членов комиссии, действующей на постоянной основе, с правом со вещательного голоса прекращаются через 30 дней после официаль ного опубликования результатов выборов, проводимых на соответ ствующей территории в рамках данной избирательной кампании. Пол номочия членов остальных комиссий с правом совещательного голо са прекращаются одновременно с прекращением полномочий этих комиссий. Если кандидату отказано в регистрации или регистрация кандидата, выдвинутого политической партией, избирательным бло ком, отменена, полномочия назначенных ими членов комиссии с пра вом совещательного голоса прекращаются со дня отказа в регистра ции, отмены регистрации соответствующего кандидата, а если реше ние об отказе в регистрации обжаловано в суд — со дня вступления в силу решения суда о законности отказа в регистрации. 18. Член комиссии с правом совещательного голоса в период, на который распространяются его полномочия, обладает установленны ми настоящей статьей правами, связанными с подготовкой и прове дением всех выборов и референдумов, в проведении которых прини мает участие данная комиссия. 19. Полномочия члена комиссии с правом совещательного голо са могут быть прекращены по решению лица или органа, назначив ших данного члена комиссии, и переданы другому лицу. 20. За кандидатом, который был избран, в течение срока полно мочий депутата сохраняется право назначения членов комиссий, дей ствующих на постоянной основе, с правом совещательного голоса, в том числе вместо выбывших. Статья 22. Гласность в деятельности комиссий 1. На всех заседаниях комиссии, а также при осуществлении уча стковой комиссией работы со списками избирателей, с бюллетеня ми, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать чле ны вышестоящих комиссий, зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо. Для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными докумен тами указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободно го доступа указанных лиц на свои заседания и к работе с указанными избирательными документами. На всех заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами, а также при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать представители средств массовой информации. 2. Решения комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, публикуются в государственных или муни ципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до све дения избирателей иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации в объеме и в сроки, которые установлены на стоящим Законом. 3. С момента начала работы участковой комиссии в день голосо вания, а также в дни досрочного голосования и до получения сообще ния о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голо сования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать лица, указанные в пун кте 1 настоящей статьи, а также наблюдатели, иностранные (между народные) наблюдатели. 4. При проведении выборов наблюдатель может быть назначен зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, из бирательным блоком, общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уров- (Продолжение на 6-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz